Основные положения «Конституции» Н. Муравьёва

В ранних декабристских организациях деятельность Н. Муравьева была незаметна. Его роль заметно возрастает после 1821 г.,

в период похода гвардии в западные губернии. К этому времени относится и первая редакция «Конституции». Усиление влияния Н. Муравьева часто связывают с его ясным и последовательным политическим мышлением и в то же время с огромным состоянием его семьи и заметным положением в придворных кругах. В рамках «Союза Благоденствия» Муравьев был республиканцем, что объясняет весьма уважительное отношение к нему П. Пестеля. В начале 20-х гг. он постепенно переходит на позиции монархизма. Во время следствия над декабристами он так и заявил – «в продолжении 1821 и 1822 гг. удостоверился в выгодах монархического представительного правления» . Муравьев стремился к прогрессу, но стремился избежать сокрушительной ломки существующего порядка, искал безболезненного способа решения политических проблем в России. Также как и П. Пестель, Н. Муравьев придавал первостепенное значение обоснованию преобразований и их политическому содержанию, что и отражает проекты «Конституции». Каждый раз, когда в тайном обществе возникали переломные события, Н. Муравьев садился за составление нового варианта проекта. Известно, что было написано четыре редакции «Конституции», из которых три дошло до нас.

По форме проект Н. Муравьева сильно отличается от «Русской Правды». Он действительно очень похож на конституцию, имеет внутреннюю логическую известность и достаточную лаконичность. Н. Муравьев руководствовался принципом свободы человеческой воли, отсюда закон должен ограничивать государственную власть. Должна быть полная политическая свобода, гарантией которой мог служить принцип федеративной формы государства, создающей необходимую систему противовесов федеральной власти. По мнению Н. Муравьева существование автономных провинций могло предотвратить возрождение деспотизма. Чтобы не допустить распада страны, Н. Муравьев отводил право суверенитета только федеральной власти. В целом государство должно было быть сильным, могущественным и иметь мощную армию.

В основу структуры «Конституции» положено три основополагающих признака: нация, территория, власть. Они соответствуют главам: «О гражданах», «О состоянии, личных правах и обязанностях русских», «О России». Остальные 8 глав – подробное положение основ государственной власти.

Принцип народного суверенитета Н. Муравьев видит в постепенном приближении всего народа к управлению государством. Граждане – обладатели собственности в размере не менее 500 руб. серебром. Они имеют активное и пассивное избирательное право. «Каждый житель, – писал Н. Муравьев, – который не был гражданином, но достиг своими трудами до того, что составил себе требуемое состояние, поступает немедленно в граждане» . Это должно стимулировать инициативу свободного предпринимательства наградой в виде политических прав. Крестьяне получали избирательные права, но только на уровне волостного правления.

«Конституция» безусловно отменяла крепостное право. Провозглашались все демократические свободы: слова, печати, собраний, создания различных сообществ. Царственная власть была ограничена, но должна быть сильной, сосредотачивая в себе все реальные рычаги управления, включая армию.

Будущая Россия представлялась как федеративное государство, состоящее из 15 федеративных единиц – держав (точнее, 13 держав и 2 области). Столица, как и у П. Пестеля, должна переместиться в Нижний Новгород, чтобы сломать прежние имперские традиции.

Н. Муравьев, как и П. Петель, строго придерживался принципа разделения властей. Высшим законодательным органом должно стать двухпалатное Народное Вече. Верхняя палата – Верховная Дума, состоящая из 42 членов. Она составлялась из представителей от каждой федеративной единицы; от всех держав – по 3 представителя, от Московской – 2, от Донской – 1.

Все представители избирались на 6 лет, но каждые два года одна треть переизбиралась. Таким образом достигалась стабильность состава. Палата Представителей избиралась из расчета – 1 представитель от 50 тыс. избирателей, всего 452 члена. Палата Представителей избиралась на 2 года. «Конституция» содержала одно весьма актуальное требование: чиновники и государственные подрядчики не могут быть избраны в законодательное собрание. Заседания обеих палат должны проходить открыто, а журналы заседаний должны публиковаться.

Система власти в державах во многом повторяла федеральную. Создавалось двухпалатное законодательное собрание с более ограниченными полномочиями, чем на федеральном уровне. При выборах также устанавливался высокий имущественный ценз. Державный правитель не избирался, а назначался палатами федерации, так и в державах требовался огромный имущественный ценз – не менее 30 тыс. руб. серебром.

Большой интерес в «Конституции» представляет решение аграрного вопроса. В тексте неоднократно подчеркивается идея ликвидации крепостного права, но земельный вопрос решается крайне умеренно. Специально оговаривалось, что «земли помещиков остаются за ними». Для Муравьева это было первоочередным вопросом. Бывшие крепостные земли фактически не получали. В одной из поздних редакций «Конституции» признавалось, что «дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом» . Государственные крестьяне получали землю в «общественное владение». Предлагалось, что впоследствии крестьяне могут получить право на частное владение землей. Специально подчеркивалось, что военные поселения немедленно уничтожались, а поселяне получали земли на правах государственных крестьян. Таким образом, решение аграрного вопроса в «Конституции» носило очень умеренный характер не разрушая, а скорее, укрепляя помещичье хозяйство, создавая обширный рынок крестьянско-бытовых рабочих рук, которые совершенно не обременяли барское хозяйство.

Проект Н. Муравьева открывал широкие возможности для развития гражданских отношений в России, но не создавал основ для демократизации общества. Несомненно, «Конституция» отражала реальные условия гражданского и политического развития, в которых помещичьи круги имели подавляющее влияние, но объединяя власть и собственность создавала фактически олигархическое государство.

Конституция
Соч. Никиты Муравьева
(написанная его рукою в каземате
крепости и представленная при ответах)

Донесение Высочайше учрежденному Комитету, от капитана Муравьева

В донесении моем на 16 пункт запроса сделанного мне Генваря 5-го дня я изъяснился уже, что не будучи в состоянии представить писанного мною Проэкта Конституции совершенно в том виде, в каком оный был написан, сохраню дух оного и содержание. В следствие сего имею честь оную здесь представить.

Предполагаемый мною конституционный устав

О России вообще

Образ Правления ее Монархической Представительной, одинаковой для всех частей ее.

Разделение оной. Основным разделением принимаются Уезды, которые соединяются в Области равные нынешним Генерал Губернаторствам. — Уезды составлены из городов и волостей, которые делятся на Сотни и на Десятки домов или Дворов.

Столица предполагалась в Москве, коей Губерния составила бы Округ, независимый от Областей. Итак следующие были бы центры Управления и Правосудия:

Москва, Столица и Окружной Город.

Итого … 15

Об обязанностях и Правах Жителей

Все Руские подчинены одним и тем же Законам без различия состояний, обязаны участвовать в выборах, естьли ответствуют условиям, требуем Законом, и не отклоняться от должностей на которые они изберутся. — Крепостное состояние отменяется. Помещичьи крестьяне получают в свою собственность дворы, в которых они живут, скот и земледельческие орудия в оных находящиеся и по две десятины земли на каждый двор, для оседлости их. Земли же они обработывают по договорам обоюдным которые они заключат с владельцами оных. Они получают право приобретать землю в потомственное владение.

Все жители, какого бы они состояния не были (естьли они не порочны перед Законом, пользуются здравием ума, совершеннолетние и не находятся в услужении при ком либо) имеющие движимого или недвижимого имения на 500 серебрянных рублей, составляют Класс Избирателей и Присяжных. Гражданские чины и классы отменяются.

За долги всякой ответствует своею личностью и заключается в тюрьму. Служба не освобождает от заключения за долги.

Заключенные за легкие проступки, или долги и несовершеннолетние не должны находиться вместе с преступниками: обвиненные с обличенными.

Подушной Оклад распространяется на всех жителей. Оный платится только с 18 лет возраста и прекращается на 60-м году.

В Мирное время безденежной постой войск и взымание подвод возбраняются.

Цехи Мещанские и Гильдии в Купечестве отменяются. Книги подвергаются обвинению в обыкновенных Судилищах при Присяжных

Об Императоре

Лицо Императора священно и неприкосновенно — Он не подлежит суждению. Он облечен всею Верховною Исполнительною Властью. Он Верховной Начальник всей Сухопутной и Морской Силы, назначает и отменяет по своему произволу Министров, Главнокомандующих армиями и флотами и всех Чиновников Исполнительной власти — представляет Россию во всех ее сношениях с иностранными Державами, назначает Посланников и ведет переговоры.

Имеет право созывать по своему Произволу обе Палаты Народного Веча и отсрочивать их заседания — но не более как на три месяца. Он предлагает Народному Вечу Проэкты Законов, принуждает его ко вторичному рассмотрению принятого или отвергнутого им предложения. В случае Суда он имеет власть созвать Верховную Думу отдельно. Он заключает Мирные Трактаты с согласия одной Верховной Думы.

Император дает Грамоты назначения всем Сановникам Империи Его Изображение чеканится на Монетах. Он пользуется определенным на все его Царствование Доходом. Женщины не наследуют Престола Министерств полагается четыре: Финансов, Иностранных дел, Военное и Морское.

Министры ответствуют за всякое противузаконное веление ими подписанное.

Законодательная власть вверяется Народному Вечю составленному из двух Палат: Верховной Думы и Палаты Представителей.

Верховная Дума

Члены оной должны быть не моложе 30 лет и владеть движимым или недвижимым имением ценою не менее 60000 серебряных рублей. Они избираются Областными Палатами на 6 лет, от каждой Области по Три. Итак Дума состояла бы из 45 членов. Дума возобновляется каждые два года по третям.

Дума участвует в заключении Мирных Трактатов и ей одной Министерство Иностранных дел сообщает свои сношения Трактат на который она согласилась пребывает непоколебимым. Ей принадлежит суд над министрами и вообще Сановниками Империи обвиненными Палатою Представителей — но власть ее судная ограничивается тем, что она имеет только право лишить судимого его политического Звания, после чего он уже не подлежит Думе, а поступает в обыкновенные Судилища и получает Присяжных Верховная Дума наровне с Палатою Представителей представляет Законы и отвергает ей предложенные на рассмотрение, если их не одобривает.

Палата Представителей. Каждые 50000 жителей мужеского пола посылают в оную одного Представителя, что составит около 450 членов Они избираются на 2 года.

Условия чтобы быть Представителем: Совершеннолетие, здравие ума, непорочность пред Законом и Доверие избирателей Чиновники находящиеся на службе не могут быть избраны ни в ту, ни в другую Палаты — равно как и все те, которые приняли на себя казенные подряды и не очистили еще дел своих по оным. Обвинение Чиновников предоставлено Палате Представителей. Народное Вече собирается по крайней мере два раза в продолжении каждого двухлетия. Продолжение сих съездов не определено, но зависит от большего или меньшего числа занятий. Обе Палаты от времени до времени печатают журнал своих заседаний, кроме того, что положено будет оставить тайным Заседания обеих Палат происходят при открытых дверях. В Верховной Думе по соглашению 5-ти членов, а в Палате Представителей по соглашению 50-ти происходят тайные заседания. По востребованию Императора, всегда бывает тайное совещание в обеих Палатах. Когда Дума рассуждает о дипломатических сношениях и Трактатах, то ее заседания всегда должны быть тайные. Народное Вече имеет право распустить Областные Палаты, преступившие пределы своей власти и повелеть избирателям приступить к новым выборам. Члены Народного Вече получают денежное вознаграждение за всякой день, в который они заседали в своей Палате — равномерно на путевые издержки в Столицу и обратно к себе.

О составлении Законов. Власть предлагать Законы имеют Министры и члены обеих Палат. Вход в Народное Вече, кроме Министров, имеют еще особенно на то определенные Чиновники от каждого департамента Министерств для доставления сведений и советов членам Веча. Закон принимается или отвергается большинством голосов. Ежели Император не согласится на какой либо закон, то Он возвращает его с своими возражениями в ту Палату, в которой возник сей Закон. Замечания сии вписываются в протокол Палаты без сокращений и возобновляется прение Имена всех членов, противящихся на сей закон записываются в Журнал и 2/3 голосов необходимы для решения сего прения. После того предложенный Закон поступает в другую Палату, где подлежит таковому же испытанию. Если же Проэкт при вторичном рассматривании оного принят двумя третями голосов всего Веча, то он становится Законом. Объявление Войны по предложению Министров, принадлежит Вечю.

Вече не имеет права ни уничтожить сего Устава, ни даже делать в оном изменений. Право сие принадлежит Народному и областным Соборам, на сей единственно предмет собираемым.

Судная Власть

Пределы оной. Никакой Судья и никакое Судилище не имеет права толковать Закон, ни решить случаи им непредвиденные — одним словом не может присвоить себе Законодательной власти.

Исполнительная власть, Надзирательная или Полицейская, Хозяйственная или Административная совершенно отделены также от Судной. Равным образом Судилище или Судья не должен никого обвинять, но действует только в следствии жалобы или обвинения. Всякое Судилище или Судья преступивший сии пределы подвергается взысканию. С другой стороны Устав сей не признавал так называемого Полицейского Суда за малые проступки и предоставлял Полиции, Уездным, Городовым и волостным Правлениям только право задерживать виновных и предавать их Суду от которого уже зависели также и исправительные наказания. Каждая Область составляла в судебном отношении отдельное целое, подразделенное на Присуды, равные нынешним Губерниям.

Внутреннее Образование Судной Власти и степени оной

В каждом Уезде полагались Совестные Судьи, в областях Областные, а в Столичном Округе Верховные.

Об Совестных Судьях. В каждом Уезде, на каждые 4000 душ мужеского пола полагается один Совестной Судья, который назначается обыкновенными избирателями и остается в своем звании, буде окажется непорочным до 70-ти летнего возраста.

Совестный Судья может быть избран из всякого звания, лишь бы он был в совершенных летах, пользовался доверием жителей, имел постоянное пребывание в Уезде, не находился в другой какой либо службе и владел бы движимым или недвижимым имением не менее 2000 серебряных рублей, полагая умеренную собственность трудом, промышленностью и бережливостью приобретенную, вернейшим залогом честности и бескорыстия Судьи.

Местопребывания их. Совестной Судья по избрании своем не переменяет своего жительства и не обязан жить в уездном Городе. Он обязан только объявить по Уезду, что он имеет свое пребывание в таком то месте и кроме необыкновенных случаев принимает жалобы по таким то дням в неделю и в такие то часы. Объявление сие выставляется на Площадях Уездного Города и значительнейших местечек Уезда. Все Совестные Судьи равны между собою и власть каждого равномерно простирается на весь уезд. Всякой с своею жалобою имеет право идти к тому из них, к которому имеет более доверенности; но дело поступившее к одному из них не может уже быть передано другому и никто из них не имеет пересуда над решением другого.

Совестные Судьи не пользуются от жителей ни столом, ни подводами, ни деньгами и подвергаются за нарушение сего лишению своего места. Каждый Совестной Судья назначает себе письмоводителя, за которого он отвечает. Никто в уезде не может быть взят под стражу без предписания Совестного Судьи, кроме в случае буйства или насилия. Чиновники Благочиния захватив буйных испрашивают у Совестного Судьи предписания о содержании их под стражею, что Совестный Судья обязан немедленно исполнить. Совестной Судья судит гласно и явно при открытых дверях; посторонние могут приходить во время его расправы. Суд его словесной сколько возможно. Он имеет право требовать явки свидетелей, которые обязаны повиноваться его позывам. Буде тяжущиеся стороны довольны его решением, то оное становится окончательным. Никакое третье лицо не вправе опровергать оное. Никакая должность несовместна с званием Совестного Судьи Он может однакож быть избран в Представители и тогда по возвращении своем вступает опять в прежнюю должность. Совестной Судья отлучившийся более нежели на год по своим делам теряет свое место.

Каждые Три месяца в Уездном Городе и в главнейших местечках Уезда происходят Съезды Совестных Судей, в которые поступают аппелляции на частные решения Сов. Судей. Присудствие пяти Сов. Судей по крайней мере необходимо для законности Съезда.

Сов. Судья, на решение которого приносят жалобу, не имеет по сему делу голоса, но должен только изложить причины на которых он основал свое решение.

Уголовные дела не поступают на суждение сих Съездов. Сов. Судьи и Съезд имеют право осудить на трех дневное заключение и на пеню, не превышающую цену трех рабочих дней без Присяжных.

Съезды сии объявляются за две недели вперед и происходят с торжественностью. На оных присудствуют Тысяцкой (Исправник) или его Помощник, Уездный Блюститель (Прокурор) Уездной Докладчик (Стряпчий казенных дел), Присяжные Адвокаты или Стряпчие и свидетели. Жители без различия пола имеют право посещать их. Протоколы и действия Съезда предаются тиснению и всякой пользуется правом писать свои замечания о правильности суждений.

Вспомогательные Учреждения

Присяжные. Составление Списка их в каждом Уезде поручается Тысяцкому (Исправнику) и его помощникам. Оный распределяется по сотням домов, дабы при каждом востребовании их все сотни по очереди участвовали в том и сия тягость уравнивалась бы между жителями. Дела Уголовные и Дела Гражданские (естьли оные не основаны единственно на Актах) происходят с Присяжными.

Присяжные суть двух родов: Предварительные и Окончательны е. Первые рассматривают в уголовном деле одно обвинение, а в гражданском одну жалобу; они большинством голосов отвергают обвинения нелепые и тяжбы пустые или дают ход делу. Вторые решат дело по прекращении всего прения и решение их должно быть единодушно.

Стряпчие или Адвокаты. В Каждом уездном Городе, в Областных и в Столице полагается особое сословие адвокатов, в которое поступают люди получившие в Университетах атестаты в том, что они имеют надлежащие сведения в юридических и словесных науках. Они обязаны находиться при съездах Сов. Судей, в собраниях Областных и Верховных Судей и за известную плату излагают дела вместо тяжущихся, обвиняющих или обвиненных.

Адвокаты имеют право исключить из своего сословия того, кто бы соделался оного недостойным.

Адвокаты находятся в ведении у Блюстителей Уездных, Областных и Верховных. (Блюститель соединяет в себе должность Прокурорскую и должность Стряпчего уголовных дел).

Блюститель есть истец по делам Правительства. Он обвиняет в уголовных делах от лица Правительства и от частных лиц, но без возмездия.

Кроме сего полагались еще Докладчики в Уездах, Областях и столице (Стряпчие казенных дел).

Докладчик есть ответчик Правительства в случае частных претензий. Он же в случае, еслиб кто обвиненный не имел адвоката, обязан взять его защиту, но без возмездия яко чиновник Правительства.

Об Областных Судьях и Уголовном Суде

В каждой Области полагается столько Областных Судей, сколько Присудов (Губерний) в оной находится. Сии Областные Судьи избирают себе помощников из числа Сов. Судей находящихся в Областном Городе (которые заменяют их в случае болезни) и назначают себе Письмоводителей, отвечая за действия тех и других. Областные Судьи избираются Областными Палатами из списка особ имеющих движимого или недвижимого имения ценою не менее 15000 серебрянных рублей. Они получают ежегодное вознаграждение равное 3000 серебр. рублей и остаются в сем звании до 70-ти лет, буде окажутся непорочными. Между Областными Судьями происходит ежегодно новое распределение Присудов, с тем, чтобы каждый по прошествии нескольких лет объехал всю свою Область.

Каждые шесть месяцев Областные Судьи объезжают свой Присуд и в каждом Уездном Городе держат свои заседания, которых открытие обнародовается за две недели и Присяжные приглашаются.

На сих Уездных Заседаниях собираются Сов. Судьи того Уезда и под председательством Областного Судьи решат уголовные дела.

Следствие не производится отдельно от суда, но все сопричастные к делу должны быть явлены и предстать лично. Уездное заседание происходит торжественно как съезд Сов. Судей. — Право обвинять предоставлено всякому, в особенности же Блюстителям. Суд происходит следующим порядком: Свидетелей одной стороны допрашивают Судьи, Блюститель, Присяжные, Адвокат противной стороны и наконец с дозволения и под надзором Судей и посторонние Лица. Потом тоже происходит с свидетелями противной стороны. — Закон определит судные пошлины на издержки, которые влечет за собою явка свидетелей и их содержание.

После сего охранные тюрьмы должны быть очищены, оправданные отпущены, а виновные переведены в Исправительные темницы. Надзор за тюрьмами принадлежит Обл. Судьям. Производство Уездных Заседаний печатается в общенародное известие. — Дело Гражданское или Уголовное происходившее с Присяжными уже окончательно решено и нет на него аппелляции ни пересуда. Дело обсуженное не может быть вторично в Суде, кроме того случая, когда одна сторона представит новые документы или откроются обстоятельства дотоле неизвестные. В таковом случае дело почитается уже новым. — Областное Судилище принимает аппелляции на Уездные Заседания, в том только случае, когда в следствие приговора Окончательных Присяжных Судьи не тот применили Закон к делу, который следовало.

Все затруднения в применении законов поступают в Обл. Судилище. Никакое Судное дело не выходит из пределов Области и виновные наказуются в пределах оной и не высылаются из оной.

Обл. Судьи кроме того на Общих Собраниях своих в Областном Городе судят Областных Чиновников.

Обл. Судилище судит при открытых дверях и журналы оного предаются тиснению.

Всякой житель, который полагает, что он неправильно заключен Сов. Судьями или лицами не имеющими права его заключать, или что с ним бесчеловечно поступают в темнице, имеет право просить о том Обл. Судей, которые обязаны немедленно его истребовать к себе, естьли жалоба им покажется законною, и удостовериться в том. Право просить защиты Обл. Судей предоставляется также родным, знакомым заключенного и наконец свидетелям насильственного или беззаконного поступка.

О Верховных Судьях и Верховном Судилище

Народное Вече избирает 5 или 7 Верховных Судей, которые пребывают в сем звании до 70 лет, естьли окажутся непорочными. Они избираются из списка лиц, имеющих не менее 15000 рублей серебреных имения. Они получают ежегодного вознаграждения 10000 рублей серебром. Они избирают себе Председателя, который в общем собрании их имеет голос только при равном разделении оных, но назначает вопросы и смотрит за порядком рассуждения и соблюдением предписанных форм. Каждый год они избирают нового Председателя Они назначают себе также помощников и письмоводителей, как Обл. Судьи. В. Судьи в столичном округе исполняют туже должность, что Обл. Судьи в своих Областях.

Особенные занятия Верховного Судилища

Верховное Судилище судит Верховных Чиновников лишенных их звания Верховною Думою. Его суждения гласны на подобие Сов. Съездов, Уездных Заседаний и Обл. Судилищь и происходят с Присяжными. Журналы оного печатаются.

Все дела, в коих тяжущиеся основываются на каком либо Мирном Трактате и на Договоре, или жалуются на нарушение Права лиц, принадлежат единственно Верховному Судилищу.

Получа донесения от всех Областных Судилищь и отчеты в действиях их, В. Судилище делает замечания тем, которые дают произвольные толкования закону или превращают смысл оного.

В случае неясности или противуречия Законов — В. Судилище доносит о том Вечю.

Каждые четырех летия В. Судилище обязано представить Императору и обеим Палатам систематической отчет всех Законов и постановлений, вышедших в продолжении этого времени, с примечаниями о тех, которые кажутся излишними, темными или противными сему уставу.

О Надзоре за Судною Властью

На частные действия Сов. Судей жители приносят жалобы в съезды Сов. Судей, Обл. Судьям, Обл. Правителю и наконец Областным Палатам. Всякой Судья за личное действие обвиняется в Уездном Заседании. Судья, уличенный в лихоимстве — подвергается гораздо большему наказанию, нежели тот, кто его подкупил, за нарушение общественной доверенности.

Областныя Палаты, естьли не имеют положительных и ясных улик в виновности Сов. Судьи, но только нравственное убеждение в его неправосудии по общему негодованию Уезда противу него, большинством голосов увольняют его от сего звания. В случае же ясных доказательств отрешают его и предают суждению Обл. Судей. Жалобы на Обл. Судью подаются в Обл. Судилище, Обл. Правителю, Обл. Палатам, Верховному Судилищу и наконец Палате Представителей.

Жалобы на В. Судью подаются в В. Судилище, Министрам и Палате Представителей. Их судит Дума Верховная. Когда же они лишены своего звания, то поступают на суд Столичного Уездного Заседания.

Заключение Купчих, Закладных и всякого рода крепостных актов вверяется нотариусам.

Местное Управление

Областное Управление. Для каждой Области избирается Народным Вечем, из числа Кандидатов представленных Областными Палатами, Правитель Областной на четыре года. Правитель должен быть из числа владельцев в той Области, и иметь имения ценою не менее 60 000 серебрянных рублей — не моложе 30 лет. При нем назначается Наместник, который должен — ответствовать тем же условиям и заменяет его в случае кратковременного отсутствия не вступая однакож в права его. В случае же смерти Правителя он заменяет его совершенно.

При Правителе находится Совет который не должен иметь менее 5-ти и более 9-ти членов.

Советники и Наместник избираются Областными Палатами из числа Областных жителей. Советники должны владеть имением не менее 15000 сер. рублей.

В кратковременные отсутствия Правителя Управление Области поручается Совету под председательством Наместника Правителя, который не имеет голоса, кроме в случае равного разделения оных.

Правитель имеет право отсрочить заседания Палат, но не более как на три месяца и созвать оные, когда one распущены; В случае возмущения, неприятельского нашествия или заразительной болезни созвать Палаты в другом Городе. Все Чиновники Министерств или Исполнительной власти, пребывающие в Области находятся под надзором Правителя. Все же Чиновники Областного Управления и все Чиновники Благочиния состоят в ведении его и под его властью.

Когда Правитель лично присудствует, то Советники имеют только совещательный голос. Но каждой из них имеет право требовать, чтобы голос его был вписан в Журнал, без всякого сокращения и чтобы в оном поименно были означены, кто с ним соглашался и кто был противного мнения. Обе Областные Палаты имеют право требовать, когда им заблагорассудится, Журнал Совета, для соображений.

Областные Палаты

В каждой Области должны находиться две Палаты, Областная Дума и Палата Выборных.

Палата Выборных состоит из Депутатов выбранных обыкновенными избирателями, на каждые 10000 душ мужеского пола по одному выборному.

Областная Дума в населенных Областях должна быть не более трети Палаты выборных, а в малонаселенных не боле половины.
Условия, чтобы быть членом Областной Думы, суть те же, которые требуются от Областного судьи. Выборные назначаются на год, Члены Думы на четыре и каждый год четвертая часть оной возобновляется, новыми выборами. Дела Министерств Внутренних дел и Просвещения, равным образом занятия Департамента Путей Сообщения поступают в особое ведомство сих Палат. Оне обязаны во всем соображаться с общими Законами Империи, но имеют право делать частные постановления по предметам внутреннего Управления и учреждать для сего налоги при определенных Законодательной властью ограничениях.

Палаты не могут преступить пределов, оным начертанных; в противном случае Вече имеет власть их распустить. Палаты не могут оставаться в краю возмущенном или занятом неприятелем. В таковом случае оне теряют свою законность и каждый из членов оных подвергается личной ответственности. — Палата выборных пользуется правом обвинять Областных Чиновников; суд же оных предоставляется Думе.

Правление волостное, Городовое и Уездное

В каждой волости, все жители мужеского пола без изъятия или отцы семейств избирают себе голову. Писаря и волостной Совет из 24 человек.

В каждом Городе все владельцы домов избирают из среды своей, Городничего, Секретаря и Советников сообразно населению Города.
Городовое и волостные Управления соединясь в Уездном Городе избирают Уездного Голову, Секретаря и Уездной Совет. Управление Уездное и Городовое ни в каком случае не могут состоять из одних и тех же лиц.

Сим Управлениям вручается хозяйственная или административная власть, сбор податей и пр. Судная же и Полицейская власти им вовсе чужды, хотя они пользуются правом брать под стражу нарушителей порядка и тишины и представлять их Полиции или Сов. Судье.

Надзирательная или Благочинная власть (полиция)

В каждом Уезде назначается ежегодно обыкновенными Избирателями Тысяцкой (исправник). Он должен иметь по крайней мере 30 лет, движимого или недвижимого имения ценою не менее 15000 рубл. серебр. Он получает ежегодного вознаграждения 1500 рубл. сер. Он не должен пользоваться от жителей ни столом, ни деньгами, ни подводами. В противном случае обвиняется перед Областным Судилищем и пред Палатою выборных и подвергается взысканию.

Он есть хранитель тишины в Уезде; ему поручено составление Списка Присяжных, который издается им в общенародное сведение. Он задерживает бродяг и представляет Суду. Он имеет вход и голос в Уездном Управлении, он присудствует на Сходах, где избираются Представители. Он назначает себе двух или трех помощников (смотря по многолюдству уезда), за которых действия он отвечает. Естьли Уезд обширен или населен, то он назначает заблаговременно для избрания Представителей или выборных Три или Четыре Сходки в одно и тоже время в разных местах Уезда. На одной присудствует он сам, а на других его помощники. Избрания должны быть окончены в продолжении четырех дней.

По деревням, все жители мужеского пола избирают себе в каждом Десятке дворов Десяцкого; в каждой сотне, Сотского; в волости же Волостного Старейшину, которые смотрят за сельским благочинием и подчинены Тысяцкому. Сей последний назначает между Волостными Старейшинами надежнейших в Окружные Старейшины и подчиняет им остальных Старейшин. Число таковых Округов зависит от населения и пространства Уезда и определяется Областными Палатами по представлению Тысяцкого.

Все владельцы домов в городах избирают из среды своей Чиновников Благочиния, смотря по населению Города, которые равным образом в больших городах разделяются на Сотских Приставов, Частных и Благочинных и также подчинены Тысяцкому, как и сельские.

О изменениях Устава

Еслиб нашлась необходимость изменить, усовершенствовать или вовсе отменить сей Устав, то Народное Вече объявляет сие посредством обыкновенного Закона и созывает в Столице или в другом каком либо Городе, на сей предмет Народный Собор. Члены оного должны быть равны числом членам Народного Веча и назначаются теми же Избирателями. Народный Собор не имеет никакой власти и должен только заниматься порученною ему работою. Рассуждения его происходят гласно и печатаются. Все решится в оном 2/3 голосов. Шесть месяцев определяются для приведения к окончанию его поручения. По окончании оного Народный Собор распускается и Председатель оного доносит о том Вечю препровождая при том Проэкт Собора, который немедленно печатается.

После того другой Закон назначает Областные Соборы для обсуждения, принятия или отвержения Проэкта Устава сочиненного Народным Собором. Каждая Область назначает в собор свой двойное число Депутатов противу того, которое она имела в Народном Соборе. — Областные Соборы созываются все в один и тот же день. Им назначается срок, к которому они должны решительно принять или отвергнуть предлагаемый им устав — и они должны разойтись все в один и тот же день. Они не имеют уже права делать новыя соображения, но должны только принять или отвергнуть Проэкт Народного Собора. Для сего нужны 2/3 голосов в каждом Областном Соборе.

Так как Народонаселение Областей весьма не равно, то для принятия или отвержения Нового Устава считаются не Соборы, но 2/3 голосов наличных членов заседавших в оных.

После того Новой Устав приводится уже в исполнение или остается старый.

Капитан Муравьев.

Генваря 13-го дня
1826.

Это программный документ Северного общества декабристов. Н. Муравьев работал над ней в течение 1821-1825 г.г. Знакомство с ней поможет лучше понять политические взгляды декабристов.

При составлении Конституции Никита Муравьев изучил и использовал опыт Западной Европы, творчески его переработав. Он глубоко изучил и проанализировал и современную ему политическую литературу и сам написал несколько работ исторического характера: анализ «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина, работ Суворова и других.

Рукописные тексты Конституции Муравьева и "Русской правды" Пестеля

Работая над Конституцией, Н. Муравьев постепенно отходил от республиканских воззрений и склонялся к идее конституционной монархии.

Вопрос о крепостном праве . Н. Муравьев объявлял освобождение крестьян, но земли помещиков оставлял за ними, т.е. крестьяне освобождались без земли. Однако в последнем варианте Конституции он под давлением других участников тайного общества ввел положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки и еще по две десятины на двор в порядке общинного владения.

Имущественный ценз. Этот вопрос имел варианты, но окончательно автор Конституции остановился на общем цензе для избирателей – 500 рублей. Лица, не имевшие движимости или недвижимости на эту сумму, не могли участвовать в выборах, а избираемые на общественные должности должны были обладать еще более высоким имущественным цензом: лишь при выборах низшего представителя местного управления – волостного старшины – отсутствовало требование имущественного ценза; к этим выборам допускались «все граждане, без изъятия и различия». Для других выборных должностей ценз не только сохранялся, но и возрастал соответственно значимости должности, в некоторых случаях он доходил до 60 тысяч рублей серебром.

Избирательное право . По Конституции Н. Муравьева, его были лишены женщины. Избирательные права получали лица, достигшие 21 года. Через 20 лет после принятия Конституции предполагалось ввести требование грамотности: неграмотный лишался избирательных прав. Кочевники также не имели избирательного права.

Избирательное право крестьянина-общинника также было ограничено, т.к. он не являлся владельцем по Конституции Муравьева.

Крепостное право. Конституция Н. Муравьева отменяла крепостное право: «Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли русской, становится свободным».

Сословия также отменялись. «Все русские равны перед законом». «Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поскольку противно Вере, по которой все люди братья, все рождены благо по воле Божьей, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны». Все названия сословных групп (дворяне, мещане, однодворцы и др.) отменялись и заменялись названием «гражданин» или «русский».


Право собственности . Конституция Н. Муравьева утверждала право собственности, но это право относилось только к собственности вещи, но не к человеку: человек не может быть собственностью другого, а «право собственности, заключающее в себе одни вещи, – священно и неприкосновенно».

Военные поселения . По Конституции Никиты Муравьева, они должны были быть ликвидированы: «Военные поселения немедленно уничтожаются». Военные поселяне должны были перейти на положение казенных крестьян, а земля передавалась в общинную крестьянскую собственность. Удельные земли (земли, на доход с которых содержались члены царствующего дома) передавались во владение крестьянам.

«Табель о рангах» , разделявшая военных и гражданских служащих на 14 классов, отменялась.

Национальные вопросы . Н. Муравьев выступал своей Конституцией против засилья иностранцев: «Гражданские чины, заимствованные у немцев и ничем не отличающиеся между собою, отменяются сходственно с древними постановлениями народа русского». Понятие «русский» по Конституции не относилось непосредственно к национальности – оно означало гражданина Российского государства.

Патриотизм. «Каждый Русский обязан носить общественные повинности – повиноваться законам и властям отечества, быть всегда готовым к защите Родины и должен явиться к знаменам, когда востребует того закон».

Конституционные свободы : свобода передвижений и занятий, свобода слова, печати и свобода вероисповеданий.

Судебная система. Отменялся сословный суд и вводился общий суд присяжных заседателей для всех граждан.

Законодательная, исполнительная и судебная власти по Конституции Никиты Муравьева были разделены.

Верховным органом законодательной власти по Конституции Никиты Муравьева должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название Верховной думы, нижняя называлась Палатой народных представителей. Народное вече должно было собираться 1 раз в год. Дума, по проекту Муравьева, должна состоять из 42 членов: в нее выбирались по три гражданина от каждой державы, два гражданина от Московской области и один - от Донской области. Совместно с императором Дума участвовала в заключении мира, в назначении судей верховных судебных мест, главнокомандующих сухопутными и морскими силами, корпусных командиров, начальников эскадр и верховного блюстителя (генерал-прокурора). Каждые два года переизбиралась одна треть членов Верховной думы. Принятие закона могло быть отсрочено императором, но не могло быть им самовольно отвергнуто.

В державах также существовала двухпалатная система. Все должности в управлении государством были выборными. Судьи также были выборными.

Император – только «верховный чиновник российского правительства», законодательной власти император не имел. Это, конечно, было решительным отходом от неограниченной царской власти. Император, получая большое жалованье (8 млн. рублей в год), мог за свой счет содержать придворный штат. Зная из истории о дворцовых интригах, фаворитах и их влиянии на политику, Н. Муравьев считал необходимым придворных императора считать личной прислугой и лишить их избирательного права. Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Император не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского звания.

Российская федерация . Россию Никита Муравьев видел федеральным государством и, как Североамериканские Соединенные Штаты, она делилась на федеративные единицы, которые он называл державами.

«Конституция» Муравьева

Свою политическую и социальную программу Н.М.Муравьев изложил в трех проектах «Конституции», последний из которых написан уже в тюрьме по требованию властей и является самым радикальным из всех его проектов. «Конституция» Никиты Муравьева явилась плодом длительной работы, начавшейся с осени 1821г. Политико-правовые взгляды Муравьева сложились под влиянием французских просветительских и политических учений, а так же трудов греко-римских мыслителей и русских писателей и историков. Муравьев изучил все существовавшие на тот момент конституции и законы революционных Франции, США, Испании. Несмотря на использование европейского и американского опыта, в «Конституции» заметна адаптация к российской действительности.

Муравьев предусматривал сохранение монархии, ограниченной конституцией. Будучи противником строго централизованной государственной власти, Муравьев видел Россию федерацией, состоящей из тринадцати держав и двух областей, со столицей в Нижнем Новгороде, переименованном в Славянск. Определение федеративного устройства исходит не из принципа народности, а из хозяйственно-экономических особенностей региона. Кроме того, следует отметить, что у Муравьева вообще не было разделения людей на национальности, все жители России, а так же иностранцы, принявшие гражданство, назывались «русскими».

В проекте торжественно декларировалась ликвидация крепостного права. «Крепостное право и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли русской, становится свободным». Однако помещичье землевладение оставалось неприкосновенным, как частная собственность. За крестьянином оставалось домовладение, т.е. дом и приусадебный участок. Первоначально Муравьев, как и некоторые другие декабристы, предполагал освободить крестьян совсем без земли, и лишь в последнем варианте он уже считал возможным предоставить бывшим помещичьим крестьянам по 2 десятины пахотной земли на двор. В более выгодном положении оказывались военные поселяне, государственные и удельные крестьяне: на правах общинных владельцев они получали те земли, которые обрабатывали до этого. Решая вопрос таким образом, Муравьев, освобождая крестьян от личной зависимости, ставил их в зависимое положение от помещиков в экономическом плане.

Проект Муравьева предусматривал упразднение сословной структуры общества, провозглашал всеобщее равенство граждан перед законом, защиту неприкосновенности личности и имущества, широкую свободу слова, печати, собраний, свободный выбор занятий и неотъемлемое право граждан создавать различного рода объединения и сообщества. Сословия уничтожались, однако не каждый становился после этого «гражданином», т.к. в данном случае это определение указывает на право участвовать в общественном управлении, т.е. избирать и быть избранным. Условия гражданства устанавливались довольно жесткие.

Будучи ярым противником диктатуры, Муравьев, проводит строгое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Высшим законодательным органом должно было стать Народное Вече, состоящее из Верховной Думы и Палаты народных представителей. Избирательным правом пользуется все, возрастом от двадцати одного года, кроме лиц, находящихся в частном услужении, и имеющее имущества на пятьсот рублей серебром. Верховная Дума избирается на шесть лет и каждые два года обновляется на одну треть своего состава при общем количестве в сорок пять членов. Члены Думы должны быть старше тридцати лет и обладать имуществом не менее чем на шесть тысяч рублей. Палата Представителей состоит из 450 членов и избирается сроком на два года. Наличие второй палаты обусловлено федеративным устройством с предоставлением каждому члену-федерату мест в общем законодательном органе. Государственные чиновники и лица на казенной службе не могут быть избранны ни в одну из палат Народного Вече. Законодательной инициативой обладают члены обеих палат и министры. Законы принимаются или отвергаются простым большинством.

В каждой державе законодательным органом являлось Державное Вече, состоявшее из Державной думы и Платы выборных. Компетенция палат определяется Конституцией. Областная держава не является самостоятельной единицей, не имеет собственной конституции, не ведет внешних сношений, не имеет собственную денежную единицу и т.д., но имеет широкие полномочия по разрешению местных хозяйственных, административных и финансовых дел. «Конституция» так же предусматривает организацию местного самоуправления на выборной основе. Этим управлениям вверяется хозяйственная и административная власть.

Высшая исполнительная власть принадлежала императору, «верховному чиновнику». Он являлся верховным главнокомандующим, мог с согласия Верховной Думы назначать министров и судей верховных судебных мест. При вступлении на престол император приносит присягу в верности и защите конституции. Ему выделяется жалование, на которое он может содержать двор, однако придворные на время службы лишаются избирательного права и права занимать государственные должности. Император командует вооруженными силами, но ни имеет права заключать мир или объявлять войну без согласия Народного Вече, при выезде за границу теряет свой титул. Император не может изменять или отменять законы, присваивать себе функции законодательной власти.

В проекте Муравьева детально разработано преобразование судебной системы. Вводился гласный суд с присяжными, адвокатурой, состязательностью сторон. Суд объявлялся равным для всех граждан страны. Высшим судебным органом предполагалось Верховное судилище, в державах - державные судилища, а в уездах - уездные. Низшей судебной инстанцией являлся волостной «совестный суд». Так же Муравьем высказал ряд предложений по усовершенствованию уголовного права и процесса.

Для внесения изменений в уставные законы или Конституцию предусматривается особый порядок. В столице избирается Народный собор, равный по числу составу Народного Вече. Этот Собор обладает только функцией подготовки требуемого законопроекта, после предоставления которого Собор распускается, а документ публикуется и распространяется. Затем каждая область избирает свой Собор. Все заседания областных соборов проходят в один день и обязаны принять или отвергнуть проект Народного Собора. После такой процедуры вводится новый закон, если он не принимается, то сохраняется действие прежнего.

Если у Пестеля роль своеобразного буфера выполняла военная диктатура, то Муравьев предусматривал назначение Временного революционного правительства, действующего во время работы Учредительного собрания, голосование которого определит дальнейшую судьбу России. На следствии Муравьев выразил симпатии республиканскому правлению. Некоторые исследователи предполагают, что наличие монархических идей в проектах Муравьева имело и тактические соображения, диктуемые традиционно привычным для России монархическим образом правления и боязнью отпугнуть членов общества «якобинскими идеями». Еще М.Лунин отмечал противоречивость монархического проекта Муравьева, полагая, что «независимость областей не согласуется с монархическим правлением».

В. Псарев "Декабристы"

Восстание декабристов было первым политическим вооруженным выступлением против царизма, причем впервые это выступление имело политическую программу. О движении декабристов много писали и спорили. Пишут и спорят до сих пор, оценивая его с разных классовых и нравственных позиций.

Конституция Никиты Муравьева

Это программный документ Северного общества декабристов. Н. Муравьев работал над ней в течение 1821-1825 г.г. Знакомство с ней поможет лучше понять политические взгляды декабристов.

При составлении Конституции Никита Муравьев изучил и использовал опыт Западной Европы, творчески его переработав. Он глубоко изучил и проанализировал и современную ему политическую литературу и сам написал несколько работ исторического характера: анализ «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина, работ Суворова и других.

Рукописные тексты Конституции Муравьева и "Русской правды" Пестеля

Работая над Конституцией, Н. Муравьев постепенно отходил от республиканских воззрений и склонялся к идее конституционной монархии.

Вопрос о крепостном праве . Н. Муравьев объявлял освобождение крестьян, но земли помещиков оставлял за ними, т.е. крестьяне освобождались без земли. Однако в последнем варианте Конституции он под давлением других участников тайного общества ввел положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки и еще по две десятины на двор в порядке общинного владения.

Имущественный ценз. Этот вопрос имел варианты, но окончательно автор Конституции остановился на общем цензе для избирателей – 500 рублей. Лица, не имевшие движимости или недвижимости на эту сумму, не могли участвовать в выборах, а избираемые на общественные должности должны были обладать еще более высоким имущественным цензом: лишь при выборах низшего представителя местного управления – волостного старшины – отсутствовало требование имущественного ценза; к этим выборам допускались «все граждане, без изъятия и различия». Для других выборных должностей ценз не только сохранялся, но и возрастал соответственно значимости должности, в некоторых случаях он доходил до 60 тысяч рублей серебром.

Избирательное право . По Конституции Н. Муравьева, его были лишены женщины. Избирательные права получали лица, достигшие 21 года. Через 20 лет после принятия Конституции предполагалось ввести требование грамотности: неграмотный лишался избирательных прав. Кочевники также не имели избирательного права.

Избирательное право крестьянина-общинника также было ограничено, т.к. он не являлся владельцем по Конституции Муравьева.

Крепостное право. Конституция Н. Муравьева отменяла крепостное право: «Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли русской, становится свободным».

Сословия также отменялись. «Все русские равны перед законом». «Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поскольку противно Вере, по которой все люди братья, все рождены благо по воле Божьей, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны». Все названия сословных групп (дворяне, мещане, однодворцы и др.) отменялись и заменялись названием «гражданин» или «русский».

Право собственности . Конституция Н. Муравьева утверждала право собственности, но это право относилось только к собственности вещи, но не к человеку: человек не может быть собственностью другого, а «право собственности, заключающее в себе одни вещи, – священно и неприкосновенно».

Военные поселения . По Конституции Никиты Муравьева, они должны были быть ликвидированы: «Военные поселения немедленно уничтожаются». Военные поселяне должны были перейти на положение казенных крестьян, а земля передавалась в общинную крестьянскую собственность. Удельные земли (земли, на доход с которых содержались члены царствующего дома) передавались во владение крестьянам.

«Табель о рангах» , разделявшая военных и гражданских служащих на 14 классов, отменялась.

Национальные вопросы . Н. Муравьев выступал своей Конституцией против засилья иностранцев: «Гражданские чины, заимствованные у немцев и ничем не отличающиеся между собою, отменяются сходственно с древними постановлениями народа русского». Понятие «русский» по Конституции не относилось непосредственно к национальности – оно означало гражданина Российского государства.

Патриотизм. «Каждый Русский обязан носить общественные повинности – повиноваться законам и властям отечества, быть всегда готовым к защите Родины и должен явиться к знаменам, когда востребует того закон».

Н.А. Бестужев "Портрет Н. Муравьева"

Конституционные свободы : свобода передвижений и занятий, свобода слова, печати и свобода вероисповеданий.

Судебная система. Отменялся сословный суд и вводился общий суд присяжных заседателей для всех граждан.

Законодательная, исполнительная и судебная власти по Конституции Никиты Муравьева были разделены.

Верховным органом законодательной власти по Конституции Никиты Муравьева должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название Верховной думы, нижняя называлась Палатой народных представителей. Народное вече должно было собираться 1 раз в год. Дума, по проекту Муравьева, должна состоять из 42 членов: в нее выбирались по три гражданина от каждой державы, два гражданина от Московской области и один - от Донской области. Совместно с императором Дума участвовала в заключении мира, в назначении судей верховных судебных мест, главнокомандующих сухопутными и морскими силами, корпусных командиров, начальников эскадр и верховного блюстителя (генерал-прокурора). Каждые два года переизбиралась одна треть членов Верховной думы. Принятие закона могло быть отсрочено императором, но не могло быть им самовольно отвергнуто.

В державах также существовала двухпалатная система. Все должности в управлении государством были выборными. Судьи также были выборными.

Император — только «верховный чиновник российского правительства», законодательной власти император не имел. Это, конечно, было решительным отходом от неограниченной царской власти. Император, получая большое жалованье (8 млн. рублей в год), мог за свой счет содержать придворный штат. Зная из истории о дворцовых интригах, фаворитах и их влиянии на политику, Н. Муравьев считал необходимым придворных императора считать личной прислугой и лишить их избирательного права. Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Император не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского звания.

Российская федерация . Россию Никита Муравьев видел федеральным государством и, как Североамериканские Соединенные Штаты, она делилась на федеративные единицы, которые он называл державами.

Историки сходятся во мнении, что проект Конституции Никиты Муравьева, несмотря на дворянскую ограниченность, был прогрессивным для своего времени.

Но идеологическая направленность Северного общества была сложной, в ней боролись политические течения разных оттенков, не все члены общества были согласны с Конституцией Никиты Муравьева, к тому же многие из них по убеждению были республиканцами (К. Рылеев, А. и Н. Бестужевы).

«Русская правда» П.И. Пестеля

Рукопись "Русской правды" Пестеля

Полное название программного документа Южного общества декабристов Заповедная государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного верховного правления» .

Члены Южного общества одобрили основные положения «Русской Правды» в 1823 году, а своё название документ получил в 1824 году. Пестель работал над документом 4 года. Из запланированных 10 глав написаны только 5.

Глава первая . О земельном пространстве.

Глава вторая . О племенах, Россию населяющих.

Глава третья . О сословиях, в России обитающих.

Глава четвёртая . О народе в политическом отношении.

Глава пятая . О народе в гражданском отношении.

Государственное устройство. Пестель являлся сторонником установления республики. Россию после свержения старой власти он представлял единым и неделимым государством.

  • Вся страна делилась, по плану Пестеля, на 10 областей , состоящих из 5 округов (губерний ). Округа, в свою очередь, делились на уезды (поветы ), а те - на волости .
  • Высшая законодательная власть должна была принадлежать однопалатному Народному вече в составе 500 человек.
  • Исполнительная власть — Державная дума в составе 5 человек, избранных Народным вече на 5 лет (каждый год по одному человеку). Председателем был тот человек, который заседал в Думе последний год. Думе подчинялись все министерства.
  • Высшую контрольную («блюстительную») власть предполагалось передать Верховному собору из 120 человек, куда пожизненно избирались самые уважаемые люди со всей страны.
  • Распорядительную власть на местах получали областные, окружные, уездные и волостные наместные собрания .
  • Исполнительная власть на местах осуществлялась соответствующими наместными правлениями .

Крестьянский вопрос . Решительная отмена крепостного права, но половина пахотной земли, выполняющая социальную функцию, должна находиться в общинной собственности. Вторую половину земельного фонда предполагалось оставить в собственности помещиков. Помещичья земля могла сдаваться в аренду фермерам - «капиталистам земледельческого класса», которые должны были организовать на ней крупные товарные хозяйства с привлечением наёмного труда. Пестель объяснял свою мысль так: «Ещё хуже - отдать землю крестьянам. Здесь речь идёт <…> о капитале и просвещении, а крестьяне не имеют ни того, ни другого».

А. Корин "Портрет Пестеля"

Для того времени проект Пестеля был достаточно радикальным. Пестель отдавал крестьянам половину всей обрабатываемой в государстве земли, таким образом значительно увеличивая крестьянское землепользование по сравнению с тем, чем крестьяне могли пользоваться при крепостном праве. Крестьянская реформа 1861 г., как известно, ещё отрезала от крестьянского землевладения одну пятую крестьянских земель (знаменитые «отрезки») и выселила крестьян «на песочки» (земельные наделы, выделявшиеся крестьянским семьям). В проекте Пестеля не было ничего подобного.

Аграрный проект Пестеля предполагал дать крестьянам значительно больше земли, чем дала спустя три десятилетия правительственная реформа. Таким образом, аграрный проект Пестеля был гораздо шире, чем реформа 1861 г., открывая возможность буржуазному развитию страны.

Гражданское право. Все проживающие на территории народы принимали название русский народ.

Однако в конституции намечались жесткие меры против «буйных» кавказских народов. «Русская правда» предлагала «разделить все сии кавказские народы на два разряда — мирные и буйные. Первых оставить в их жилищах и дать им российское правление и устройство, а вторых силою переселить во внутренность России, раздробив их малыми количествами по всем русским волостям». Пестель считал желательной и христианизацию нерусских народов, и вселение на земли других национальностей русских колонистов.

Отменялись сословия, оставалось одно сословие: граждане. Все были равны перед законом. Избирательным правом могли пользоваться только мужчины, достигшие возраста 20 лет. Провозглашались свободы: слова, печати, вероисповедования , а также занятий, собраний, передвижения . Личность и жилище объявлялись неприкосновенными. Суд должен быть равным для всех.

Особенностью «Русской правды» является ее направленность против самодержавия, поскольку сам Пестель был настолько непримиримым противником самодержавия, что даже воспоминание об этом хотел полностью уничтожить и в будущем своде законов запрещает даже упоминать о крепостническом и самодержавном прошлом. По проекту Пестеля, самодержавие в России должно быть уничтожено безвозвратно, а для этого надо физически уничтожить весь царствующий дом, иначе не исключена возможность его возврата.

«Русская правда» должна была действовать сразу же после восстания как основной закон, регламентирующий деятельность Временного правительства. Конституция Пестеля не была закончена, он продолжал над ней работать в 1825 г., когда был арестован в связи с подготовкой восстания. Однако успел ее спрятать перед арестом и передать братьям Крюковым, которые зарыли ее в землю. Но в результате следственного поиска она была найдена.

Программа П.И. Пестеля – наиболее демократическая программа декабристов.