Основные вопросы истории россии. Историческая викторина: темы, вопросы

К сожалению, очень часто в школе складывается такая ситуация, что учащимся не нравится тот или иной предмет. Иногда причина бывает в том, что материал преподносится недостаточно интересно. Это можно легко исправить. Ведь многие дети и подростки очень любят участвовать в различных викторинах. К тому же они помогают закреплять пройденный материал. Предлагаем вам исторические Для удобства пользования правильные ответы также будут указаны. Думаем, что данные викторины будут интересны не только школьникам, но и людям более старшего возраста.

В помощь усвоения школьной программы

История - очень увлекательный предмет. Но запомнить огромное количество различных дат и фактов порой бывает очень сложно. В таком случае на помощь придут исторические викторины с ответами по различным периодам. Так легче запоминать и усваивать пройденный материал, а также проверять уровень знаний. В данной статье вы сможете найти несколько интересных викторин. Надеемся, что они обязательно помогут вам при усвоении трудного, но необыкновенно интересного предмета - истории. Ведь, как известно, без знания прошлого нет настоящего.

Историческая викторина

Для удобства освоения школьной программы и проверки своих знаний предлагаем разбить ее на несколько периодов, которые мы все легко вспомним:

  • Первобытно-общинный.
  • Древний мир.
  • Средние века.
  • Новое время.
  • Новейшая история.

Примитивное общество

Так мы назвали первобытно-общинный период. Давайте с вами его немного вспомним. Историческая викторина будет интересна не только школьникам, но и взрослым:

  1. Согласно некоторым историческим документам и археологическим находкам, первые древнейшие люди появились именно в этих странах. Где это произошло? (Африка и Юго-Восточная Азия.)
  2. Какие предметы первыми стал использовать человек в качестве орудий труда? (Камень и палку.)
  3. Животное, которое человек приручил первым. На сегодняшний день его далекие потомки преданно и верно служат людям, оберегая не только их жизнь, но также имущество и жилье. Назовите его. (Волк.)
  4. Первое механическое средство, которое повысило продуктивность охоты первобытного человека, называлось... Закончите предложение. (Копьеметалка.)
  5. Как называлось одно из первых занятий людей, с помощью которого они добывали себе пищу? (Собирательство.)

Поляне, кривичи, древляне

Трудный период становления древнего государства. С приходом Рюрика начинается подъем и зарождение великой империи. Давайте вспомним некоторые моменты, которые имели отношение к этому периоду:

  1. Как называется документ, в котором находятся различные данные о восточно-славянских племенах. ("Повесть временных лет".)
  2. В древние времена так называлось собрание, на котором решались важные вопросы. Назовите это слово. (Вече.)
  3. Специальное место, в котором приносились жертвы языческим богам на Руси. (Капище.)
  4. Известный монах, который вел летопись о восточнославянских племенах. (Нестор.)
  5. Как звали языческих жрецов на Руси, которые всеми силами боролись с зарождением христианства? (Волхвы.)
  6. Как называлось основное занятие восточных славян? (Земледелие.)

Древнерусское государство

В истории России период Средневековья охватывает достаточно большие временные рамки, с V века до конца VII. Историческая викторина для детей и взрослых поможет вам его вспомнить:

  1. Один из русских князей захватил Киев и сделал его столицей. Как его звали? (Олег.)
  2. Как звали русского князя, который способствовал появлению христианства на Руси? (Владимир Красное Солнышко.)
  3. Название самого первого свода законов древнерусского государства. ("Русская правда".)
  4. Как звали князя, который ослабил тяготы татаро-монгольского ига и проявил себя как мудрый правитель и полководец? (Александр Невский.)
  5. Название войска в Древней Руси, которым командовал князь. (Дружина.)

Эпоха дворцовых переворотов

Исторический период, охватывающий время правления шести разных императоров. Дворцовые тайны, интриги, перевороты, водоворот самых различных событий начиная со смерти Петра I и до воцарения на престоле императрицы Екатерины II.

  1. Назовите фамилию знаменитого дворянского рода, к которому принадлежала жена Петра Великого. (Долгоруковы.)
  2. Мастер барокко, по проектам которого был воздвигнут знаменитый Зимний дворец. (Растрелли.)
  3. В какой стране родилась великая императрица Екатерина II? (Германия.)
  4. Как звали императрицу, которая практически не занималась государственными делами, а любимым фаворитом у нее был Бирон? (Анна Иоанновна.)
  5. Как звали императрицу, которая способствовала открытию Московского университета и Академии художеств? (Елизавета.)

Жизнь в СССР

Простая и счастливая жизнь миллионов людей, которые стремились к светлому будущему и безмерно гордились своей родиной. Нам не забыть эту великую эпоху, которая тоже стала историей.

  1. Как назывались большие собрания, на которых решались все государственные вопросы? (Съезды.)
  2. Назовите фамилию советского политического лидера, который имел большое пристрастие к кукурузе, приказав выращивать ее повсеместно. (Никита Хрущев.)
  3. Правление какого вождя вошло в историю как период "застоя"? Назовите его фамилию. (Леонид Брежнев.)
  4. Как назывался процесс ограничения в области политических и гуманитарных контактов со странами Запада? ("Железный занавес".)
  5. Инициатор политики перестройки, последний президент СССР. (Михаил Горбачев.)

Викторина "Исторические личности"

Во все времена в России было огромное количество людей, на которых хотелось равняться. Они совершали различные подвиги и открывали неизведанные тайны. Среди них есть и ученые, и поэты, и писатели, а также военачальники и полководцы. Давайте вспомним некоторые имена, а также с чем они связаны:

  1. Один из самых справедливых правителей на Руси. Он успешно противостоял Золотой Орде и является основателем Московского Кремля. Его имя? (Дмитрий Донской.)
  2. Его имя вспоминают не только в связи с варварскими методами правления, но также и потому, что он почти в два раза увеличил территорию Руси. Имя этого царя. (Иван Грозный.)
  3. Какой великий русский полководец относился к солдатам, как к равным себе? (Александр Васильевич Суворов.)
  4. Они являются освободителями русских земель от польских захватчиков. Памятник этим двум героическим людям стоит на Красной площади. Назовите их фамилии. (Дмитрий Пожарский и
  5. Он одержал много побед над врагами русской земли. Но свое прозвище получил лишь в честь одной. Кто этот человек? (Александр Невский.)
  6. Этому выдающемуся человеку, который управлял Россией на протяжении несколько десятков лет, принадлежит огромное количество заслуг. Одна из них - основание великого города, который по праву занимает место одного из прекрасных в мире. Как его имя? (Петр I.)
  7. Армии под руководством этого великого полководца удавалось одерживать победы даже в тех случаях, когда силы противника были значительно больше. Назовите его фамилию. (Суворов.)
  8. Об этом выдающемся полководце можно прочитать в романе великого русского писателя. Назовите литературное произведение, автора и военачальника. ("Война и мир", Л. Толстой, Михаил Кутузов.)
  9. Он родился в крестьянской семье и окончил всего лишь три класса церковно-приходской школы. Тем не менее в дальнейшем это не помешало ему стать Маршалом Советского Союза. А о его великих заслугах написано немало исторических книг и снято фильмов. Кто это? (Георгий Константинович Жуков.)
  10. Его государственная деятельность воспринимается весьма неоднозначно. С одной стороны, он смог сделать из СССР сильную и мощную державу, но с другой - его правление отмечено огромным количеством смертей ни в чем не повинных людей. Назовите имя диктатора. (Иосиф Виссарионович Сталин.)

О войнах и не только

Как известно, мальчишки любят играть в различные сражения. А как насчет того, чтобы вспомнить самые известные войны из истории России? Приступим:

  1. Россию пытались захватить самые разные народы, но удалось это сделать лишь одним. Назовите их. (Татаро-монголы.)
  2. Под руководством этого князя была одержана первая победа над татаро-монгольскими войсками. Как его имя? (Дмитрий Донской.)
  3. Назовите одно из величайших сражений в истории Киевской Руси под предводительством Александра Невского. (Ледовое побоище.)
  4. Кто организовал и возглавил одно из самых крупных восстаний крестьян в истории России? (Емельян Пугачев.)
  5. Он был одним из самых знаменитых предводителей партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года. Назовите его имя и фамилию. (Денис Давыдов.)

Катапульта, шлем, кольчуга

Предлагаем вам еще одну интересную тему - о разных видах оружия. Думаем, что этот опросник исторической викторины будет интересен даже тем, кто еще не учится в школе:

  1. Как называлась старинная воинская одежда, которая была сделана из металла? (Кольчуга.)
  2. Этот предмет одежды защищал голову воина в бою. Самые первые делались из дерева, а впоследствии из металла. Что это такое? (Шлем.)
  3. С помощью этого оружия можно было пробивать воинскую защиту на расстоянии. Как оно называлось? (Катапульта.)
  4. Название орудия, которое использовалось в древние времена. По внешнему виду этот предмет напоминал дубинку. Его название? (Палица.)
  5. Холодное оружие, которое упоминается даже в русских былинах и народных сказках. (Меч.)

В заключение

Надеемся, что предложенные вопросы исторических викторин окажутся вам по силам. Ну а если вы что-то подзабыли, то расстраиваться тоже не стоит. Ведь всегда можно посмотреть правильный ответ и вспомнить. Историческая викторина - это не только возможность узнать что-то новое, но и увлекательный способ провести свободное время. А возможно, понять, что наша страна имеет богатое историческое прошлое, которое мы не только должны знать, но и гордиться им!

Внимание! Приближается сессия, а соответственно, зачеты и экзамены по истории. В этом материале я публикую вопросы, которые будут представлены студентам на зачете. Эти же вопросы, разбитые на билеты (по 2 вопроса в каждом) будут на экзаменах в тех группах где итоговые испытания по истории предусмотрены в виде устного экзамена.

Всем удачи!

Вопросы по истории:

  1. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Источники знаний о древнейшем человеке. Проблемы антропогенеза. Древнейшие виды человека. Появление человека современного вида. Палеолит. Условия жизни и занятия первобытных людей. Социальные отношения. Родовая община. Достижения людей палеолита. Причины зарождения и особенности первобытной религии и искусства.
  2. Неолитическая революция и ее последствия. Понятие «неолитическая революция». Причины неолитической революции. Зарождение производящего хозяйства, появление земледелия и животноводства. Появление ремесла и торговли. Эволюция общественных отношений, усиление неравенства. Соседская община. Племена и союзы племен. Укрепление власти вождей. Возникновение элементов государственности. Древнейшие города.
  3. Древнейшие государства – Междуречье. Государства Шумер и Аккад. Вавилонское царство и Ассирия. Политическое и социальное устройство государств Древнего Междуречья.
  4. Древнейшие государства - Египет. Зарождение египетской цивилизации. Древнее царство. Среднее царство. Новое царство.
  5. Древнейшие государства - Индия. Происхождение Древнеиндийской цивилизации. Периодизация Высокой культуры древней Индии. Культурно-религиозное устройство древней Индии.
  6. Древнейшие государства – Китай. Складывание государства в Древнем Китае. Реформы династий Шан, Чжоу, Цинь. Развитие техники, письменности и философии в Древнем Китае.
  7. Древняя Греция. Зарождение и деление полисного мира. Империя Александра Македонского. Этапы культурного развития Древней Греции.
  8. Древний Рим. Образование Римской республики. Стремление Рима к мировому господству. Становление монархии в Риме.
  9. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе. Империя Карла Великого и ее распад
  10. Возникновение ислама. Арабские завоевания. Арабы. Мухаммед и его учение. Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения. Образование Арабского халифата. Арабские завоевания.
  11. Феодальная раздробленность в Европе. Основные черты западноевропейского феодализма. Феодализм: понятие, основные черты. Феодальное землевладение, вассально-ленные отношения. Структура и сословия средневекового общества.
  12. Средневековый западноевропейский город. Коммунальные революции. Города Средневековья, причины их возникновения. Развитие ремесла и торговли. Коммуны и сеньоры. Городские республики. Ремесленники и цехи. Социальные движения. Значение средневековых городов.
  13. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы. Христианская Разделение церквей, католицизм и православие. Клюнийская реформа, монашеские ордена. Борьба пап и императоров Священной Римской империи. Крестовые походы, их последствия. Ереси в Средние века: причины их возникновения и распространения.
  14. Зарождение централизованных государств в Европе. Усиление королевской власти. Создание органов сословного представительства. Столетняя война, крестьянские восстания и национальное самосознание. Феодальная раздробленность в Центральной Европе.
  15. Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса гуманизма в Западной Европе. Изобретение книгопечатания и последствия этого события. Гуманизм. Начало Ренессанса (Возрождения).
  16. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси и его значение. Общество Древней Руси. Восточные славяне: происхождение, расселение, занятия, общественное устройство. Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Варяжская проблема. Формирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.
  17. Раздробленность на Руси. Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Новгородская земля. Владимиро-Суздальское княжество.
  18. Монгольское завоевание и его последствия. Монгольское нашествие. Сражение на Калке. Поход монголов на Северо-Западную Русь. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия.
  19. Начало возвышения Москвы. Образование единого Русского государства. Московские князья и их политика. Дмитрий Донской. Куликовская битва, ее значение. Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV века, ее итоги. Иван III. Присоединение Новгорода. Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Усиление великокняжеской власти. Судебник 1497 года.
  20. Новое время. Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе. Зарождение ранних капиталистических отношений. Мануфактура. Революции в кораблестроении и военном деле. Совершенствование огнестрельного оружия. Развитие торговли и товарно-денежных отношений.
  21. Великие географические открытия. Образование колониальных империй. Предпосылки Великих географических открытий.. Поиски пути в Индию и открытие Нового Света. Разделы сфер влияния и начало формирования колониальной системы. Испанские и португальские колонии в Америке. Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий.
  22. Реформация и контрреформация. Понятие «протестантизм». Мартин Лютер. Реформация в Германии, лютеранство. Религиозные войны. Особенности процесса Реформации в государствах Европы. Религиозные войны.
  23. Становление абсолютизма в европейских странах. Причины складывания абсолютизма и кризис феодализма. Главные черты европейского абсолютизма. Английская буржуазная революция. Причины и начало революции в Англии. Демократические течения в революции. Провозглашение республики. Протекторат О. Кромвеля. Реставрация монархии. Итоги, характер и значение Английской революции. «Славная революция».
  24. Страны Востока в XVI-XVIII веках и колониальная экспансия европейцев. Колониальные захваты Англии, Голландии и Франции. Колониальное соперничество. Складывание колониальной системы. Колонизаторы и местное население. Значение колоний для развития стран Западной Европы.
  25. Россия в правление Ивана Грозного. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х годов и их значение. Становление приказной системы. Укрепление армии. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия. Опричнина. Закрепощение крестьян.
  26. Смутное время начала XVII века. Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Вмешательство Речи Посполитой и Швеции в Смуту. Ополчение К.Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.
  27. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в ХVII веке. Народные движения. Экономические последствия Смуты. Восстановление хозяйства. Новые явления в экономике страны. Восстание под предводительством С. Т. Разина.
  28. Эпоха просвещения. Просвещенный абсолютизм. Просвещение: эпоха и идеология. Вольтер, Ш. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо. Представители и политика просвещенного абсолютизма.
  29. Война за независимость и образование США. Причины борьбы английских колоний в Северной Америке за независимость. Начало освободительного движения. Декларация независимости США. Образование США.
  30. Французская революция конца XVIII века. Предпосылки и причины революции. Начало революции. Начало революционных войн. Свержение монархии и установление республики. Якобинская диктатура. Террор. Падение якобинцев. Установление власти Наполеона Бонапарта. Итоги революции.
  31. Россия в эпоху петровских преобразований. Начало царствования Петра I. Правление царевны Софьи. Азовские походы. Великое посольство. Первые преобразования. Северная война: причины, основные события, итоги. Значение Полтавской битвы. Провозглашение России империей. Государственные реформы Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Табель о рангах.
  32. Россия в 1725 – 1801 годах. Эпоха дворцовых переворотов. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I.
  33. Внутренняя и внешняя политика России в середине - второй половине XVIII века. Народные движения. Россия в Семилетней войне. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Крестьянская война Е. Пугачева. Русско-Турецкие войны. Разделы Польши
  34. Промышленный переворот и его последствия. Важнейшие изобретения. Технический переворот в промышленности. От мануфактуры к фабрике. Машинное производство. Появление новых видов транспорта и средств связи. Экономическое развитие Англии ХIХ веке. Монополии и их формы.
  35. Международные отношения в эпоху промышленного переворота. Политическое развитие стран Европы и Америки в эпоху промышленного переворота.
  36. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века. Экономическое развитие и социальная структура Российской империи. Реформы Александра I. Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии.
  37. Движение декабристов. Правительственная реакция и формирование конституционных идей в России. Эволюция тайных дворянских обществ. Ход и итоги восстания.
  38. Внутренняя политика Николая I. Правление Николая I. Кодификация законов. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Теория официальной народности.
  39. Общественное движение в России во второй четверти XIX века. Славянофилы и западники. Революционно социалистические течения (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский). Общество петрашевцев.
  40. Внешняя политика России во второй четверти XIX века. Крымская война. Восточный вопрос. Кавказская война. Крымская война 1853-1856 годов: причины, этапы военных действий, итоги. Героическая оборона Севастополя.
  41. Отмена крепостного права и реформы 60-70-х годов XIX века. Необходимость и предпосылки реформ. Планы и проекты переустройства России. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян. Земская, городская, судебная и военная реформы «Конституция М. Т. Лорис-Меликова».
  42. Контрреформы Александра III. Александр III. Причины контрреформ, их основные направления и последствия.
  43. Общественное движение во второй половине XIX века. Народники. Народническое движение: идеология (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев). Деятельность «Земли и воли» и «Народной воли». Охота народовольцев на царя. Кризис революционного народничества. Основные идеи либерального народничества. Распространение марксизма.
  44. Экономическое и политическое развитие России во второй половине XIX века. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансовые реформы (С.Ю. Витте). Преодоление последствий поражения в Крымской войне. Русско-турецкая война 1877-1878 годов.
  45. Мир в начале ХХ века. Формирование двух политических блоков в Европе. Особенности социально-экономического развития крупнейших капиталистических стран. Кризис Османской империи.
  46. Россия на рубеже XIX - XX веков. Особенности экономического развития Российской империи. Государственная структура Российской империи. Русско-японская война. Политические партии и движения. Аграрный бонапартизм и реформы П.А. Столыпина.
  47. Революция 1905-1907 годов в России. Начало парламентаризма в России. Причины революции. «Кровавое воскресенье» и начало революции. Развитие революционных событий и политика властей. Советы как форма политического творчества масс. Манифест 17 октября 1905 года. Московское восстание. Спад революции. Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества. Легальные политические партии.
  48. Первая мировая война. Боевые действия 1914-1917 годов. Особенности и участники войны. Начальный период боевых действий (август-декабрь 1914 года). Восточный фронт и его роль в войне. Успехи и поражения русской армии. Переход к позиционной войне. Основные сражения в Европе в 1915-1917 годах. Брусиловский прорыв и его значение. Вступление в войну США и выход из нее России. Поражение Германии и ее союзников.
  49. Россия в 1917 году. Февральская буржуазно-демократическая революция. Система двоевластия и кризисы временного правительства. Великая Октябрьская Социалистическая революция и установление диктатуры пролетариата.
  50. Гражданская война в России. Причины гражданской войны, военно-политические лагеря и методы ведения войны. Основные этапы войны. Военный коммунизм.
  51. Европа и США в 20-30 годы XX века. Экономический подъем США в 20-е годы и начало «Великой депрессии». «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Экономическое и политическое развитие Великобритании. «Политические качели» во Франции.
  52. Недемократические режимы в Европе в 20-30 годы XX века. Характерные черты фашизма. Формирование фашистского режима в Италии. Возрождение военно-промышленного потенциала Германии. Установление нацистской диктатуры. Политические планы Японии.
  53. Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР. Экономический и политический кризис. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа. Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания. Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты и практические решения.
  54. Индустриализация и коллективизация в СССР. Спор об индустриализации. Начало индустриализации. Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги и следствия. Первые пятилетки: задачи и результаты. . Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и социальные последствия.
  55. Советское государство и общество в 1920 -1930-е годы. Внутрипартийная борьба. Складывание культа личности Сталина. Проявления командно-административной системы. Особенности репрессий 30-х годов.
  56. Мир накануне II мировой войны. Обострение конфликтов в Азии. Проблемы коллективной безопасности в Европе. Гражданская война в Испании. Мюнхенский сговор. Советско-германские отношения накануне II Мировой войны. «Зимняя (советско-финская) война»
  57. Первый период II мировой войны. «Странная война». Причины, участники и цели II Мировой войны. Нападение на Польшу. Нападение на Норвегию и Францию. Воздушная война против Англии. Военные действия в Северной Африке. Захват Югославии, Греции и о. Крит.
  58. Начальный период Великой Отечественной войны (1941 – 1942 год). Цели сторон, соотношение сил. Основные сражения и их итоги на первом этапе войны (22 июня 1941 года - ноябрь 1941 года). Московская Битва и ее историческое значение. Деятельность советского руководства по организации обороны страны. Военные кампании 1942 – 1943 годов. Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе войны.
  59. Завершение Великой Отечественной войны (1943 – 1945 год). Военная кампания 1943 года. Курская битва и завершение коренного перелома. Оккупационный режим и партизанское движение в СССР. Военные кампании 1944-1945 годов. Разгром Германии. Советско-японская война.
  60. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». Гонка вооружений. «План Маршалла», складывание НАТО, СЭВ и ОВД.
  61. СССР в послевоенные годы. Создание атомного оружия в СССР. Восстановление промышленности. Послевоенное общество, духовный подъем людей. Усиление роли государства во всех сферах жизни общества. Репрессии.
  62. Ведущие капиталистические страны во второй половине XX века. США в конце 1960-х – начале 2000-х годов. IV и V республики во Франции. «Тэтчеризм» в Великобритании. Немецкое и Японское экономическое чудо.
  63. Страны Восточной Европы во второй половине XX века. Переход к тоталитарной модели развития. Кризисы советских систем в восточной Европе. «Пражская весна».
  64. Международные отношения во второй половине XX века. Крушение колониальной системы. Война в Корее. Война во Вьетнаме. Арабо-израильская война. Европейская интеграция, ее причины, цели, ход, последствия.
  65. СССР в 1950-х - начале 1960-х годов. «Оттепель». Перемены после смерти И. В. Сталина. Борьба за власть, победа Н. С. Хрущева. XX съезд КПСС и его значение. Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева..
  66. СССР во второй половине 1960-х - начале 1980-х годов. «Эпоха застоя». Концепция развитого социализма. Власть и общество. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Социальная политика, рост благосостояния населения.
  67. СССР в годы перестройки. Ускорение. Экономическая перестройка. Политическое развитие. Распад КПСС.
  68. Формирование российской государственности. Предпосылки распада СССР. «Парад суверенитетов». Политический кризис августа 1991. Внешняя политика СССР в к. 80-х – н. 90-х гг. Складывание территории РФ. Выбор формы государственности. Экономические реформы 1990-х гг.

Всем привет! Сегодня поделюсь с вами классной методикой для самооценивания ваших знаний по истории, если вы готовитесь самостоятельно. Суть ее заключается в том, что должны дать четкие ответы на вопросы по истории, которые я привожу ниже. Если вы не можете дать четкий ответ на вопрос — значит в темах, связанных с ним у вас серьезные проблемы.

На вопросы можно отвечать устно или письменно. Если Вас совсем некому проверить, выслушать, то лучше письменно. В этом случае Вы сможете через некоторое время, взглянув на ваши ответы понять, четко дали на них ответы или нет. Также можно воспользоваться диктофоном на телефоне и через какое-то время прослушать свои ответы на эти вопросы. Ребятам с моих курсов подготовки, тоже можно так провериться. Хотя я итак после проверки заданий — высылаю рекомендации что нужно повторить, так как анализирую индивидуально работу каждого своего участника курсов подготовки.

Вопросы по истории разбиты по темам. Я составил их таким образом, что они затрагивают самое то, что любят проверять как , так и на олимпиадах. Вы должны понимать, что в этих вопросах много каких ключевых тем не учтено. Но они, что называется, бьют в десятку и затрагивают большинство пробелов, которые я часто вижу у ребят, готовящихся к ЕГЭ.

Ответы к этим вопросам выложу только в том случае, когда эта статья наберет 1000 лайков (будут даны только ответы без нюансов). Кстати, ответы как на эти вопросы, так и на многие другие со всеми нюансами есть в видеокурсе « ».

Вопросы по Древней истории

  1. Назовите по памяти всех князей по хронологии их правления от Рюрика до Александра Невского, включая даты их княжения.
  2. Кто правил в Киеве, когда этот город захватил Вещий Олег?
  3. Назовите все народы и страны, окружавшие древних восточных славян с Востока на Запад.
  4. Какие категории населения Вы знаете по Русской правде?
  5. Что такое дикая вира?
  6. Кто такие гриди?
  7. Какие три редакции Русской правды Вы знаете?
  8. Каковы были причины раздробленности на Руси?
  9. С какого по какой век существовала раздробленность?
  10. Когда была битва на реке Липице и из-за чего?
  11. В честь какого события написано «Слово о полку Игореве» (дата события, кто куда пошел и зачем)?
  12. Назовите веку и дату падения Римской империи?
  13. Что такое феодализм?
  14. Что такое колонат?
  15. Когда был Клермонтский собор?

Вопросы по средневековой истории

  1. Кто возглавлял ханское войско в битве на реке Калке?
  2. В какой улус империи монголов входила Древняя Русь?
  3. С кого началась династия московским князей?
  4. Назовите последствия нашествия монголов?
  5. С какого года по какой год было длилось иго Золотой Орды?
  6. Назовите формы зависимости Руси от Золотой Орды?
  7. Назовите всех московских князей до Василия Третьего, включая даты их правления?
  8. Назовите последствия Куликовской битвы?
  9. Назовите, когда к Москве был присоединен Новгород, когда Псков?
  10. Кто такие иосифляне и нестяжатели, назовите имена их основоположников?
  11. При каком правителе решился окончательно вопрос о том, какая власть выше церковная или светская?
  12. С каким событие в мировой истории связано имя Жанны Д"Арк?
  13. С какой войной связано имя кардинала Ришелье?
  14. Что такое Книга страшного суда?
  15. Какие два рода участвовали в войне Алой и Белой розы?

Вопросы по позднему средневековью

  1. Что такое опричнина, в какие годы происходило это историческое явление?
  2. Кто стал первым русским царем?
  3. Назовите имя первого русского патриарха?
  4. При каком царе русская православная церковь стала автокефальной?
  5. При ком были введены урочные лета?
  6. При каком правителе в Московском царстве появилось законодательное разделение на вотчинные земли и поместные?
  7. При каком правителе были введены заповедные лета?
  8. Назовите органы власти в Московии в период функционирования сословно-представительной монархии? При ком она вообще появилась?
  9. Назовите все итоги и последствия соляного бунта в Москве?
  10. Назовите основные и ключевые положения Соборного уложения 1649 года.
  11. Что такое протекторат О. Кромвеля?
  12. Назовите причину нападения непобедимой армады на Британию?
  13. В чем проявились черты абсолютизма при Алексее Михайловиче?
  14. Когда в Московском царстве было отменено местничество?
  15. Чем знаменит в истории России А. Л. Ордин-Нащокин?

Вопросы по Новому времени

  1. Как назывался первый корабль в истории России?
  2. Кто открыл первую мануфактуру в Московии?
  3. Как называлась первая печатное издание в Московии?
  4. Как назывались корабли, участвовавшие во взятии Азова?
  5. Кто составил «Духовный регламент», и что это за документ?
  6. Кто правил в Швеции, когда с ней был заключен Ништадский мир?
  7. Кто правил между Анной Иоанновной и Елизаветой Петровной?
  8. Какой из сановников Петра остался при дворе вплоть до Елизаветы Петровны?
  9. Назовите всех выдающихся деятелей Екатерины Великой, которые получили прозвища, за что они их получили?
  10. Что такое северный аккорд?
  11. Какая категория крестьян появилась вследствие секуляризации церковных владений?
  12. В чем заслуга Дж. Вашингтона при борьбе североамериканских колоний за независимость от Великобритании?
  13. В какой стране впервые появилась Декларация прав и в связи с какими событиями?
  14. Назовите условия освобождения крепостных по проекту А.А. Аракчеева?
  15. Чем отличаются указ о вольных хлебопашцах от указа об обязанных крестьянах?
  16. Когда у царства Польского отобрали конституцию и при каком императоре?
  17. Чем отличался Союз трех императоров от Тройственного союза?
  18. В связи с чем Россия смогла денонсировать статьи Парижского мирного договора 1856 года?
  19. С каким событием связан Берлинский конгресс в истории России?
  20. Решился ли в 19 веке Восточный вопрос?
  21. Назовите все территории и мирные договоры к ним по итогам внешней политики России в 19 веке?
  22. Назовите три идейных направления народничества?
  23. Скажите, во что вылилось марксистское учение в России во второй половине 19 века?
  24. Как Японо-китайская война 1894-95 годов связана с Русско-японской войной?
  25. Назовите всех командующих Порт-Артуром по хронологии в период Русско-японской войны?
  26. Назовите, какие формы монополий были распространены в России при Николае 2? Почему была монополизация промышленности?
  27. Когда были отменены выкупные платежи и указ об обязательном выходе крестьян их общины?
  28. Назовите принципы Третьеиюньской политической системы? В связи с чем они были введены?
  29. Что такое империализм, и как он связан с началом Первой мировой войны?
  30. В чем заключался план Шлиффена-Мольтке?
  31. В связи с чем Николай Второй в 1915 году принял на себя пост главнокомандующего?
  32. Назовите причины Февральской революции?

Новейшее время

  1. Когда была впервые введена продразверстка?
  2. В связи с чем возникли комбеды и продотряды?
  3. Назовите всех председателей Временного правительства и четыре его состава по партиям?
  4. Назовите основные положения Апрельских тезисов В.И. Ленина?
  5. Приведите аргументы, было ли двоевластие от февраля к октябрю 1917 года?
  6. Назовите причины и повод Гражданской войны?
  7. Назовите итоги Гражданской войны?
  8. Назовите причины перехода к НЭПу?
  9. Назовите основные вехи политической борьбы в 20-е годы 20 века?
  10. Назовите основные положения доктрины правого коммунизма?
  11. Кто был автором денежной реформы в 20-е годы?
  12. Чем продналог отличается от продразверстки?
  13. Назовите ключевые источники индустриализации в СССР и ее итоги?
  14. Назовите, какие республики вошли в состав СССР с 1922 по 1940 годы?
  15. Назовите дела Большого террора?
  16. Назовите причины Второй мировой, ее периоды?
  17. Назовите ключевые периоды Великой Отечественной и сражения?
  18. Назовите основные вехи становления партизанского движения в годы ВОВ?
  19. Назовите ключевые задачи, которые стояли перед СССР в области внутренней политики в послевоенные годы?
  20. Назовите определение Холодной войны, ее годы и ключевые точки военные столкновения?
  21. В чем заключалась реформа управления народным хозяйством при Н.С. Хрущеве?
  22. Что такое доктрина ограниченного суверенитета?
  23. Назовите ключевые понятия, которые относятся к периоду Перестройки?
  24. Назовите причины распада СССР?
  25. Что такое либерализация цен, приватизация?
  26. Назовите причины событий осени 1993 года?
  27. Назовите основные признаки дефолта 1998 года?
  28. Охарактерирузуйте ключевые задачи в области внутренней и внешней политики, которые решались в первые два президентства В.В. Путина?
  29. Назовите все договоры СНВ: даты и характеристики?
  30. Назовите причины вхождения России в ВТО?
  31. Охарактеризуйте внешнеполитические события 2008 года?
  32. Назовите причины, ход событий и итоги политического кризиса на Украине 2014 года.

Ответы к вопросам выложу, если этот пост наберет 1000 лайков

100 «занимательных» вопросов

по истории.

Викторина для 9-11 классов.

Цель: вызвать интерес к предмету, способствовать качественному усвоению фактического материала.

Участники: учащиеся 9, 11 классов. Играют две команды (сборные).

Ход игры:

Конкурс №1. «Разминка».

Условия: команда отвечает на вопросы ведущего быстро, не задумываясь. По 7 вопросов для каждой команды. За каждый верно угаданный вопрос 1 балл. Вопросы лежат в конвертах разного цвета. Команды сами выбирают конверт и отвечают на вопросы из этого конверта.

Вопросы из конверта №1.

    В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Бумага и фарфор были изобретены в Китае).

    Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олимпийских игр).

    В какой библиотеке были несгораемые книги? (В библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги).

    Когда вулкан помог людям? (В период восстания Спартака гладиаторы спрятались на вершине вулкана Везувий, а потом по отвесной скале спустились на веревках, сплетенных из лоз дикого винограда, который там рос).

    Где и когда самые мирные домашние животные вдруг «пожирали людей»? (В Англии в период огораживания возникла поговорка «овцы пожирали людей»).

    Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? (Это разные названия одного города).

    Кто из правителей Англии оказывал покровительство пиратам и работорговцам? (Елизавета I).

Вопросы из конверта №2.

    Когда войну выиграла всего одна лошадь? (Троянский конь один сделал то, что в течение долгого времени не смогло сделать целое войско).

    В каких странах были длинные стены? (В Китае – Великая Китайская стена; стены, соединяющие афинский порт Пирей с Афинами).

    Когда в истории в особом почете была обувь? (Крестьянская война в Германии в 1525 г., когда восставшие шли под знаменем, на котором был начертан деревенский башмак. Восстание так и стало называться «Под знаменем башмака»).

    Когда и кем открыто восхвалялась глупость? (В книге средневекового ученого Э. Роттердамского «Похвальное слово глупости»).

    Кто «основал» государство, которого никогда не было? (Томас Мор описал несуществовавшее государство «Утопия»).

    Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели? (В обиходе мы пользуемся цифрами, которые были изобретены в Индии, а в Европу они пришли с арабами, поэтому получили название «арабские»).

    По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной).

Подведение итогов.

Конкурс №2. «Правители земли русской».

Условия: ведущий зачитывает вопрос для обеих команд одновременно. Та команда, которая быстрее подняла руку и отвечает первой. Если ответ не верный, соперники могут заработать дополнительный балл. Верный ответ – 1 балл.

Вопросы:

    Какую фамилию носил Петр I? (Он из рода Романовых).

    Какой русский царь любил плотничать? (Петр I).

    О ком писал русский летописец:»Легко и неслышно ходил он в походах. Как барс. Не возил он с собой и шатра, но спал подложив седло под голову. В бою был открыт и смел»? (Князь Святослав).

    Кого из русских царей прозвали «Миротворцем»? (Александра II).

    Когда Русью правил «денежный мешок»? (В XIV веке – князь Иван Данилович по прозвищу Калита, т. е. «денежный мешок»).

    Кого из русских царей прозвали «Тишайший»? (Алексей Михайлович).

    При каком правителе в России официально появился герб с двуглавым орлом? (Иван III).

    Кто первым на Руси принял титул «Государя всея Руси»? (Иван III).

Подведение итогов.

Конкурс №3.

Условия: Обе команды получают карточки с одинаковым текстом. Ваша задача – закончить предложение, вставив подходящие по смыслу понятия, даты, имена. За каждое правильное слово (понятие, дату) вы получаете 1 балл. На задание 3 минуты.

    Главным весенним праздником славян-язычников был (была) ____________ (масленица).

    Монгольских сборщиков дани называли __________ (баскаками).

    Столкновение войск Ивана III и монгольского хана Ахмата в 1480 г. Вошло в историю как _________________ («стояние на реке Угре»).

    Первые постоянные военные отряды, появившиеся в середине XVI в. Назывались _______________ (стрельцы).

    Русский царь _____________ (Иван Грозный) известен также как шахматист, сочинитель церковной музыки и писатель.

    Среди претендентов на русский престол в Смутное время был польский королевич ____________ (Владислав).

    Династия Романовых утверждается на престоле в ___________ (1613 г.).

    Историки называют XVII в. ______________ («бунташным»).

Подведение итогов.

Конкурс №4. «Имена».

Условия: На карточках даны имена и прозвища. Ваша задача – соотнести имена и прозвища.

Андрей «Александр Македонский русской истории»

Василий Боголюбский

Владимир Большое Гнездо

Всеволод Вещий

Иван Калита

Олег Красное Солнышко

Святослав Мудрый

Ярослав «Пардус»

(Олег – Вещий; Святослав – «Пардус», «Александр Македонский русской истории»; Владимир – Святой, Красное Солнышко; Ярослав – Мудрый; Всеволод – Большое Гнездо; Андрей – Боголюбский; Иван – Калита; Василий – Темный).

Подведение итогов.

Конкурс №5. «Крылатые выражения».

Условия: вы должны объяснить крылатые выражения.

«Остаться с носом». Проситель в царской Росс, когда обращался в учреждение или суд, то приносил подношение для ускорения рассмотрения дел. Если его «подарок» не принимался, то он уходил со своим подношением, или носом, обратно, т. е. с тем, что принес. Означает «уйти ни с чем, ничего не добиться».

«Работать спустя рукава». Одежда русских бояр была такова, что рукава спускались очень низко, почти до колен. Работать в такой одежде было совершенно невозможно. Означает «работать плохо, неаккуратно».

«Зарубить на носу». Нос – это памятная дощечка, бирка для записей. Ее носили с собой и делали зарубки на память. Означает «запомнить надолго».

«Бить баклуши». Чтобы сделать деревянную ложку или чашку, требовалось отколоть чурку-баклушу. Это было легкое дело, оно поручалось подмастерьям. Особого умения оно не требовало. Употребляется в значении «делать пустое, никчемное дело, заниматься ерундой».

Подведение итогов.

До основной волны ЕГЭ осталось всего три недели. Самое время повторить пройденное и обратить внимание на типичные ошибки, которые делают выпускники.

Самый популярный предмет на ЕГЭ по выбору, как обычно, обществознание. По мнению экспертов ФИПИ, его часто выбирают и очень сильные ученики, которые собираются идти в гуманитарные вузы, и слабые, кому не под силу сдать другие предметы. Обществознание они рассматривают в качестве запасного варианта.

Будущим социологам, экономистам, государственным и муниципальным чиновникам надо назубок знать не только особенности рынка труда, признаки безработицы и источники наполнения госбюджета (эти вопросы считаются на ЕГЭ базовым уровнем и с ними большинство справляется хорошо), но разбираться в государственном устройстве. Увы, только 50 процентов выпускников знают, что исполнительная власть в России принадлежит правительству. Не всем ясно, какую роль играет Госдума. 30 процентов школьников уверены, что ее главная задача - распоряжаться государственной собственностью, а не разрабатывать и принимать законы. С задачами министерств и ведомств наши школьники тоже знакомы плохо. Многие не знают, что Роспотребнадзор - ведомство, которое защищает права потребителей. Будущие управленцы и экономисты часто путают его с прокуратурой. Мало кто имеет понятие о том, что такое альтернативная гражданская служба и кто может ее проходить. При этом есть и хорошая новость: с каждым годом все успешнее выпускники отвечают на вопросы о Конституции и правах. Тем, кто хочет получить 100 баллов на ЕГЭ по обществознанию, надо хорошо разбираться в том, какие полномочия отданы регионам, а какие - федеральному центру.

На каких вопросах ЕГЭ по истории плавают школьники? 15 процентов выпускников полагают, что разгром войск Врангеля в Крыму был в 1770 году, а не в 1920-м.

20 процентов считают, что Герой Советского Союза, боец-диверсант, казненная фашистами в 1941 году, - Лидия Русланова

Вообще историю русско-турецких войн ученики знают из рук вон плохо. По мнению некоторых учеников, в Чесменской битве в 1770 году участвовали маршал Василевский и революционер Михаил Фрунзе. Имя маршала Василевского действительно связано с большими сражениями. Только не в Чесменской бухте, а на Белорусском фронте и Дальнем Востоке. И было это время через два столетия. А Фрунзе был одним из военачальников Красной Армии, участвовавшим в разгроме войск Врангеля.

Одни из самых трудных - задания на проверку фактов Великой Отечественной войны. Около 20 процентов выпускников считают, что Герой Советского Союза, боец-диверсант, казненная фашистами в 1941 году, - Лидия Русланова, а не Зоя Космодемьянская. Примерно столько же полагают, что Минск был освобожден в 1945 году, между тем это случилось годом раньше. Даже самые подготовленные ученики не всегда понимают различие между Великой Отечественной войной и Второй мировой.

Есть школьники, которые уверены, что Коминтерн в России действовал с 1964 по 1995 год, хотя Коминтерн закончил свое существование на десятки лет раньше. И уж совсем конфуз - будущие экономисты не понимают суть либеральных реформ 1990-х годов. Для многих главное - не приватизация предприятий, а введение госприемки.

Важную тему истории России - распад Древнерусского государства выпускники соотносят не с Любечским съездом князей, а с принятием Правды Ярослава. Были те, кто "отправил" Елену Глинскую в ХIХ век и "записал" ее в участники Бородинской битвы. Тому, кто хочет получить 100 баллов, надо знать, что Глинская была второй женой московского великого князя Василия Ивановича, матерью Ивана Грозного. Впрочем, этот материал школьники проходят в шестом классе и, видимо, к 11-му успевают благополучно забыть.

Между тем

Темы, которые надо обязательно повторить перед экзаменом по истории и обществознанию:

  • - Появление государственности на Руси.
  • - Россия при Иване IV. Реформы середины XVI в.
  • - Великая Отечественная война (основные этапы: начальный период (22 июня 1941 - ноябрь 1942 г.) -отступление Красной Армии, Московская битва. Коренной перелом (ноябрь 1942- конец 1943 г.) - Сталинградская битва, Курская битва, подъем партизанского движения. Заключительный период (начало 1944 - май 1945 г.) - освобождение СССР, освобождение стран Европы, Берлинская операция, безоговорочная капитуляция фашистской Германии.
  • - Государственное устройство России
  • - Полномочия регионов и федерального центра.