Особенности закупок через подотчетных лиц. Подотчетник принес квитанцию (бланк строгой отчетности) на услуги автовышки от индив.п редпринимателя. Бухгалтер требует акт выполненных работ и договор. Прав ли бухгалтер? А был ли подотчет

Организация на ОСНО, есть частая необходимость закупа некоторых расходных материалов для оборудования (термостаты, батарейки, болты, саморезы и пр.) - для этого ответственный сотрудник получает деньги подотчет, уточните пожалуйста какие документы на приобретенные ТМЦ должны быть в наличии (и как они должны быть правильно оформлены) в авансовом отчете чтобы отразить эти затраты в учете.

Помимо платежных документов, к авансовому отчету сотрудник должен приложить документы, подтверждающие покупку. Например, это могут быть товарные чеки, накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг) и т. д.

Все документы должны быть оформлены в соответствии с нормами законодательства.

Проводки и порядок отражения в налоговом учете приведены в тексте подробного ответа.

Как оформить приобретение товаров (работ, услуг) через подотчетное лицо

Отчет по подотчетным суммам*

В течение трех дней с окончания срока, на который был выдан аванс, сотрудник обязан отчитаться об истраченных деньгах. Для этого он должен представить в бухгалтерию авансовый отчет по унифицированной форме № АО-1 или по форме, разработанной организацией самостоятельно . Главное, чтобы в документе были предусмотрены все необходимые реквизиты . Какую бы форму вы ни использовали, сначала ее утверждает руководитель приказом к учетной политике.

Документальное подтверждение покупок

Помимо платежных документов, к авансовому отчету сотрудник должен приложить документы, подтверждающие покупку. Например, это могут быть товарные чеки, накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг) и т. д.*

Ситуация: можно ли принять авансовый отчет сотрудника по приобретению материалов, если к нему приложен только кассовый чек (без товарного чека, накладной)

Да, можно.*

Но для этого нужно самостоятельно оформить дополнительный документ, подтверждающий поступление ценностей (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 февраля 2004 г. № Ф04/953-206/А45-2004).

Например, при поступлении материалов можно составить акт о приемке материалов по форме, утвержденной руководителем организации, например, по форме № М-7 (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ , ).

Составлять такой документ нужно, поскольку кассовый чек подтверждает только сумму, которую израсходовал сотрудник. На его основании нельзя принять приобретенные через сотрудника ценности к учету. Кассовый чек не содержит такого обязательного реквизита первичного документа, как подписи ответственных лиц (ч. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ , ).

Ситуация: можно ли принять авансовый отчет сотрудника по приобретению материалов, если к нему приложен только товарный чек (без кассового чека). Сотрудник купил материалы у организации на ЕНВД

Да, можно. Но только если в товарном чеке приведены обязательные реквизиты.*

Организации на ЕНВД вправе не применять ККТ. Вместо кассовых чеков они выдают покупателям товарные чеки, квитанции или другие документы, подтверждающие продажу товара. При этом данные документы должны содержать ряд обязательных реквизитов:
– наименование, порядковый номер и дату выдачи документа;
– наименование организации (Ф. И. О. предпринимателя), ИНН;
– наименование и количество оплачиваемых товаров (работ, услуг);
– сумму оплаты;
– должность, фамилию и инициалы продавца, его личную подпись.
Это предусмотрено пунктом 2.1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Если в товарном чеке есть все эти данные, авансовый отчет принять можно. Такие расходы организация сможет учесть при расчете налога на прибыль. В противном случае стоимость материалов в расходах признать нельзя.

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 января 2010 г. № 03-03-06/4/2 , от 11 ноября 2009 г. № 03-01-15/10-499 , от 22 октября 2009 г. № 03-01-15/9-470 .

Купив имущество у человека, составьте документ, форму которого разработайте самостоятельно. Ведь в отличие от покупки у организации или предпринимателя для ситуации, когда вещь приобретают у человека, никаких унифицированных форм нет. Таким документом может быть, например, акт закупки у физического лица .

Утверждение авансового отчета*

Документальное подтверждение*

Если сотрудник приобрел для организации имущество (основные средства, материалы, товары), работы или услуги, то факт их поступления (как и любой другой факт хозяйственной жизни) должен быть подтвержден первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Этот документ должен поступить от поставщика.

Если такого документа нет, то составьте его сами (например, при поступлении материалов без документов оформите акт в произвольной форме или по форме № М-7 (постановление Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а)). При этом следует иметь в виду, что документ, составленный в произвольной форме, должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Подробнее о порядке составления первичных документов см. «Как организовать документооборот в бухгалтерии» .

В зависимости от того, на какие цели были израсходованы деньги, затраты списывайте на разные счета.

Приобретение имущества*

Если сотрудник приобрел для организации имущество (основные средства, материалы, товары), то его стоимость отразите проводкой:

Дебет 08 (10, 41) Кредит 71
– оприходовано имущество, приобретенное через подотчетное лицо.

Пример приобретения товаров через подотчетное лицо

3 апреля секретарю ЗАО «Альфа» Е.В. Ивановой выдано 2000 руб. на покупку канцтоваров для организации.

5 апреля Иванова купила канцтовары на всю эту сумму. (Покупка НДС не облагалась, поскольку продавец применяет упрощенку.) В этот же день руководитель «Альфы» утвердил авансовый отчет сотрудницы, и бухгалтер принял полученные материалы к учету.

Бухгалтер «Альфы» сделал в бухучете такие проводки.

Дебет 71 Кредит 50

Дебет 10 Кредит 71
– 2000 руб. – получены канцтовары, приобретенные через сотрудницу.

Входной НДС*

Все вышеперечисленные суммы расходов, понесенные через сотрудника, отражайте без НДС. На сумму входного налога сделайте такую проводку:

Дебет 19 Кредит 71
– учтен НДС по расходам, понесенным через подотчетное лицо.

В зависимости от того, выполнены ли условия принятия НДС к вычету и является ли организация плательщиком этого налога, с входным НДС можно поступить одним из трех способов:

  • поставить к вычету;
  • включить в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг);

Такой вывод следует из статей , Налогового кодекса РФ.

Предъявленный к вычету НДС в бухучете отразите так:


– предъявлен к вычету НДС (на основании счета-фактуры поставщика).

Невозмещенный НДС в бухучете нужно включить в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг). Например, такое правило предусмотрено для основных средств – в пункте 8 ПБУ 6/01, для нематериальных активов – в пунктах и ПБУ 14/2007, для материалов (товаров) – в пункте 6 ПБУ 5/01.

При списании НДС за счет собственных средств (если входной НДС нельзя поставить к вычету и включить в стоимость товаров, работ или услуг) сделайте такую проводку:

Дебет 91-2 Кредит 19
– списан НДС за счет собственных средств организации.

Как отразить при налогообложении приобретение товаров (работ, услуг) через подотчетное лицо. Организация применяет общую систему налогообложения

Налог на прибыль*

При расчете налога на прибыль расходы на приобретение товаров (работ, услуг) через сотрудника можно учесть в уменьшение налогооблагаемой базы. Но для этого должны быть выполнены такие условия:

  • расходы, понесенные через сотрудника, должны быть документально подтверждены (авансовым отчетом сотрудника, документами, приложенными к нему);
  • приобретенное имущество (работы, услуги) должно использоваться в деятельности, направленной на получение дохода.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов по приобретению товаров через подотчетное лицо. Организация применяет общую систему налогообложения*

3 апреля секретарю ООО «Альфа» Е.В. Ивановой выдано 2000 руб. на покупку для организации канцтоваров (бумаги, степлеров, ручек и т. д.).

6 апреля она приобрела канцтовары на все подотчетные деньги. В этот же день руководитель «Альфы» утвердил авансовый отчет Ивановой, бухгалтер принял полученные материалы к учету.

В товарном чеке, который приложен к авансовому отчету Ивановой, НДС выделен в сумме 305 руб., однако счет-фактура отсутствует. Бухгалтер «Альфы» списал входной НДС за счет собственных средств организации.

В бухучете эти операции он отразил такими проводками.

Дебет 71 Кредит 50
– 2000 руб. – выданы деньги под отчет Ивановой.

Дебет 10 Кредит 71

Дебет 19 Кредит 71

Дебет 91-2 Кредит 19


В апреле при расчете налога на прибыль бухгалтер «Альфы» включил в прочие производственные расходы 1695 руб.

Допустим, сотруднику поручено только оплатить расходы организации (без получения имущества). Например, внести предоплату или погасить задолженность. Учет такой операции зависит от того, каким методом организация ведет налоговый учет.

При методе начисления учет расходов не зависит от момента их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ). Поэтому в такой ситуации утвержденный авансовый отчет ни на что не повлияет. Израсходованные сотрудником суммы отразите как авансы выданные.

НДС*

В зависимости от того, какие условия выполнены, с входным НДС можно поступить одним из трех способов:

  • принять к вычету;
  • включить в стоимость расходов;
  • списать за счет собственных средств организации.

НДС можно поставить к вычету при соблюдении таких условий:

  • налог предъявлен поставщиками;
  • товары (работы, услуги) приняты на учет ;
  • товары (работы, услуги) будут использованы в деятельности, облагаемой НДС;
  • на купленные товары (работы, услуги) есть счет-фактура.

Такие требования содержит статьи 171 и пункт 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

Пример предъявления к вычету входного НДС по услугам, приобретенным подотчетным лицом

3 апреля водителю ООО «Торговая фирма "Гермес"» Ю.И. Колесову выдано 5000 руб. на ремонт служебной машины в автосервисе.

6 апреля Колесов отремонтировал автомобиль. За это он заплатил 5000 руб. В этот же день руководитель «Гермеса» утвердил авансовый отчет сотрудника. Согласно счету-фактуре, который приложен к отчету, входной НДС по услугам автосервиса составил 763 руб. К отчету также приложен акт, который подтверждает факт их оказания. Отремонтированный автомобиль организация использует в деятельности, облагаемой НДС.

Бухгалтер «Гермеса» сделал в бухучете такие проводки.

Дебет 71 Кредит 50
– 5000 руб. – выданы деньги под отчет Колесову.

Дебет 44 Кредит 71
– 4237 руб. (5000 руб. – 763 руб.) – отражена стоимость услуг по ремонту автомобиля;

Дебет 19 Кредит 71
– 763 руб. – учтен НДС по услугам, оказанным автосервисом;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 763 руб. – поставлен к вычету НДС по услугам, оказанным автосервисом.

Входной НДС надо включить в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) при соблюдении одного из условий, предусмотренных в пункте 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ. В частности, это ситуации, когда:*

  • полученные ценности (работы, услуги) не будут использованы в деятельности, облагаемой НДС;
  • организация пользуется освобождением от НДС по Налогового кодекса РФ.

Пример списания НДС за счет собственных средств организации по расходам, понесенным через подотчетное лицо*

3 апреля секретарю ООО «Альфа» Е.В. Ивановой выдано 2000 руб. на покупку канцтоваров (бумаги, степлеров, ручек и т. д.) для организации.

6 апреля секретарь купила канцтовары на все подотчетные деньги. В этот же день руководитель «Альфы» утвердил авансовый отчет Ивановой, и бухгалтер принял полученные материалы к учету.

В товарном чеке, который приложен к авансовому отчету Ивановой, выделен НДС в сумме 305 руб., однако счет-фактура отсутствует. Поэтому бухгалтер «Альфы» отнес «входной» налог за счет собственных средств организации.

В бухучете он сделал такие проводки.

Дебет 71 Кредит 50
– 2000 руб. – выданы деньги под отчет Ивановой.

Дебет 10 Кредит 71
– 1695 руб. (2000 руб. – 305 руб.) – получены канцтовары, приобретенные через сотрудницу;

Дебет 19 Кредит 71
– 305 руб. – учтен НДС по приобретенным канцтоварам;

Дебет 91-2 Кредит 19
– 305 руб. – списан НДС за счет собственных средств организации;

Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 61 руб. (305 руб. х 20%) – начислено постоянное налоговое обязательство.

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным через подотчетное лицо, если счет-фактура отсутствует

Нет, нельзя.*

По общему правилу получить вычет НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным через подотчетное лицо, можно только на основании счета-фактуры (

Министерства разъясняют

Совсем недавно вышло совместное письмо от 05.08.2014 Минэкономразвития России № 18505-ЕЕ/Д28и и Минфина России № 02-02-04/39043 о позиции указанных министерств по некоторым вопросам применения норм Закона № 44-ФЗ (далее - Совместное письмо).
Авторы Совместного письма разъяснили два случая закупок через подотчетных лиц: при направлении работников в командировку и при осуществлении заказчиком закупки через подотчетных лиц.

Направление работника в служебную командировку

Трудовым законодательством предусмотрены случаи предоставления работникам компенсаций, в том числе произведенных работником расходов на оплату товаров, работ, услуг. Указанные затраты работника возмещаются в силу положений статьи 164 ТК РФ, если они связаны с исполнением им трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя (ст. 165 ТК РФ).
Гарантии и компенсации касаются не только служебных командировок, но и исполнения государственных или общественных обязанностей (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие). Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности, производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Что касается командировок, то, согласно положениям статьи 167 ТК РФ, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. Данные расходы должны быть произведены с разрешения или с ведома работодателя.
Соответствующие правила установлены пунктом 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 .
В соответствии со статьей 168 ТК РФ работодатель обязан возмещать работнику:

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных (муниципальных) органах, работникам государственных внебюджетных фондов, государственных (муниципальных) учреждений определяются соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления (части 2 и 3 ст. 168 ТК РФ). Так, в отношении сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти применяется постановление Правительства РФ

«Мелкие» закупки

Закупки через подотчетных лиц. О чем следует помнить

Даже если «подотчетники» приобретают товары на небольшие суммы, эти закупки нельзя совершить в обход Но оформить их гораздо проще, надо лишь знать ряд важных нюансов…

Александр БУРКОВ, ведущий аналитик Института управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева ГУ-ВШЭ

Закупки через подотчет

Бюджетные учреждения как заказчики имеют право выдавать своим сотрудникам деньги под отчет для производственных нужд. Их не ограничивает Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Однако надо учесть следующее.

От имени юридического лица могут выступать не только его органы в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (ст. 53 Гражданского кодекса РФ), но и его представители. Это лица, действующие на основании выданной им доверенности или полномочия которых следуют из обстановки (п. 1 ст. 182 , п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ). Действия представителя (подотчетного лица) непосредственно создают, изменяют и прекращают гражданские права и обязанности представляемого учреждения (п. 1 ст. 182 Гражданского кодекса РФ).

Поскольку подотчетное лицо, закупая товары (работы, услуги) по поручению учреждения, действует от его имени и в его интересах, то оно выступает в качестве уполномоченного представителя учреждения. Поэтому приобретение им за наличные деньги товаров (работ, услуг) от имени заказчика квалифицируют как закупку, которая должна совершаться в соответствии с правилами Закона о контрактной системе .

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что если на суммы, выданные подотчетным лицам, закупают товары (работы, услуги) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд или нужд учреждений, то такие отношения регулируются положениями Закона о контрактной системе и указанные средства должны быть учтены в плане-графике размещения заказов в 2015 году (письмо Минэкономразвития России от 28 марта 2014 г. № Д28и-385).

«Мелкие» закупки

Рассмотрим подробнее, чего при закупке малого объема делать не надо.

Не требуется составлять отчет с обоснованием невозможности или нецелесообразности использования иных способов закупки, начальной цены и иных существенных условий контракта. Случаи оформления этого отчета регламентированы частью 3 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Не нужно размещать на сайте извещение о закупке. Но при некоторых закупках у единственного поставщика его все же надо опубликовать – не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе).

Кроме того, нет необходимости устанавливать обеспечение исполнения контракта. Ведь заказчик обязан это делать только в ситуациях, предусмотренных частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.

На заметку

Контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ, в том числе и в устной.

Сведения о такой закупке не включают в реестр контрактов (ст. 103 Закона о контрактной системе). Отчет об исполнении контракта (ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе) по форме, определенной постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093 , тоже не составляют.

При закупке небольшого объема заказчик может отступать от требований статьи 34 Закона о контрактной системе.

Требования к закупке

Информацию о закупках, которые планируется совершать в соответствии с пунктами , части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, указывают в плане-графике одной строкой по каждому коду бюджетной классификации в размере совокупного годового объема денежных средств по закупкам товаров, работ, услуг, не превышающих 100 тыс. руб. и не превышающих 400 тыс. руб. При этом расчет допустимого объема «мелких» закупок на период до конца 2015 года производится без учета плана-графика.

Предельный размер расчетов наличными для учреждений – 100 тыс. руб.

Заказчик должен корректно определить свой общий совокупный годовой объем закупок, то есть утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления закупок, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

До 2016 года такой расчет делают исходя из бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности заказчика. До следующего года эти понятия не связаны с планом-графиком.

Для закупок товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., заказчику надо выбрать схему расчета объема «мелких» закупок: или общее количество таких закупок не должно превышать 2 млн руб. в год, или нужно ориентироваться на 5 процентов совокупного годового объема закупок.

Первый вариант подойдет заказчику с небольшими объемами закупок, второй – заказчику с крупными объемами. При проведении закупок в соответствии с пунктами , части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе надо помнить, что сумму таких закупок не учитывают при вычислении минимального объема закупок, которые заказчик обязан проводить с ограничением для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Как внести закупку в план-график

Важно запомнить

Запрещено включать в условия банковской гарантии требование о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, о беспечиваемых этой банковской гарантией (ч. 4 ст. 45 Закона о контрактной системе).

  • сумму, подлежащую уплате гарантом заказчику в случаях, установленных частью 13 статьи 44 или статьей 96 Закона о контрактной системе;
  • обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивает гарантия;
  • обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • условие, согласно которому исполнением обязательств по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитывают операции со средствами, поступающими заказчику;
  • срок действия банковской гарантии с учетом требований статей и Закона о контрактной системе;
  • отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • установленный Правительством РФ перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Устанавливаем дополнительные требования

Дополнительные требования к банковской гарантии, порядок ведения и размещения в ЕИС реестра этих гарантий, форма требования об уплате по гарантии определены в постановлении Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 .

С 20 декабря 2014 года оно действует в редакции постановления Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. № 1339 .

В новой редакции сохранена норма о том, что банковская гарантия должна быть оформлена на бумаге или в виде электронного документа.

При этом уточнено, что усиленной неквалифицированной электронной подписью такой документ может подписать лицо, имеющее право действовать от имени банка на условиях, предусмотренных гражданским законодательством РФ и статьей 45 Закона о контрактной системе.

В банковской гарантии необходимо закрепить такие положения.

1. Право заказчика представить письменное требование об уплате денежной суммы и (или) ее части по банковской гарантии при ненадлежащем выполнении или невыполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, а также в случаях, установленных частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе.

7 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

Проверка

Поставщик нарушил обязательства: суммы можно удержать

Правительство РФ определило ряд случаев, когда заказчики в 2015 году могут заключать государственные контракты без предоставления обеспечения (Постановление Правительства РФ от 6 марта 2015 г. № 199). Если такое условие все же установлено, то эти суммы учитывают на отдельном лицевом счете. Причем впоследствии их можно будет удержать в счет неустоек...

Ольга ФУЦАЙ, эксперт журнала «Госзакупки в учреждениях»

Обеспечение по контракту – защита от мошенников

Победителю закупки необходимо перечислить аванс, если это предусмотрено контрактом. В то же время авансирование всегда связано с риском. Ведь есть вероятность того, что контрагент, взяв предоплату, не выполнит свою часть обязательств. Поэтому законодатели предусмотрели несколько механизмов защиты от недобросовестных поставщиков. В частности, авансовый платеж не должен превышать размер обеспечения контракта (залога).

А при финансировании контракта за счет средств субсидии на капвложения в объекты строительства государственной (муниципальной) собственности или на приобретение объектов недвижимости суммы удержания отражают на лицевом счете с отметкой «без права расходования».

Операции с данными средствами будут невозможны, пока учреждение не сдаст в отделение казначейства сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016). При этом в графах 6 и 8 указывают удержанные суммы, а в графе 9 – планируемые расходы.

Казенные учреждения должны перечислить удержанные суммы в соответствующий бюджет.

Перечисление и возврат средств казенным учреждением

Суммы удержанного казенным учреждением обеспечения подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета, для обеспечения нужд которого заключен контракт (подп. 6 п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ).

А обеспечение, источником финансирования которого является межбюджетный трансферт, должно быть возвращено в бюджет, из которого оно предоставлено.

При этом указывают следующие коды КБК:

  • 000 2 18 00000 00 0000 151 «Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет» – при отсутствии потребности в возврате;
  • 000 2 19 00000 00 0000 000 «Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет» – при необходимости возврата средств для их последующего направления на эти же цели (на основании решения главного распорядителя бюджетных средств).

Впоследствии удержанный аванс по решению главного распорядителя бюджетных средств могут вернуть заказчику.

Так, если удержанное обеспечение поступило в течение финансового года, в котором были оплачены обязательства, при возврате казенное учреждение может направить средства на заключение нового госконтракта.

Если суммы удержаны после завершения финансового года, в котором выплачен аванс, сумму могут вернуть только для выполнения обязательств, которые должны быть исполнены в текущем финансовом году по заключенным контрактам.

Важно запомнить

Суммы, которые остались после соответствующих удержаний, должны быть возвращены контрагенту в срок, предусмотренный контрактом.

7 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

Закупки по закону № 223-ФЗ

Определены правила закупок у предпринимателей

Правительство РФ установило правила закупок с участием малого бизнеса, совершаемых из средств от приносящей доход деятельности по Закону № 223-ФЗ (Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352). Многим учреждениям надо будет руководствоваться новыми нормами уже с 1 июля.

  • годовой объем закупок (который данные заказчики обязаны закупить у малого и среднего бизнеса) и порядок расчета такого объема;
  • форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.
  • Вместе с тем действует ограничение по численности работников: микропредприятия должны иметь до 15 работников, малые предприятия – до 100 работников, а средние предприятия – до 250 работников.

    На заметку

    Объем выручки за предшествующий год для признания бизнеса малым (средним) ограничен такими суммами (без учета НДС): микропредприятия – 60 млн руб.; малые предприятия – 400 млн руб.; средние предприятия – 1 млрд руб. (постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101).

    Осуществление закупок у предпринимателей

    В то же время участники закупок в заявках должны будут декларировать свою принадлежность к малому бизнесу (п. 11 Положения № 1352).

    Отметим, что предельная начальная (максимальная) цена договора при проведении закупки только среди субъектов малого предпринимательства будет составлять 200 млн руб. (п. и Положения № 1352).

    Как определить годовой объем закупок

    Часть 5 Положения № 1352 предусматривает, что годовой объем закупок у малого и среднего бизнеса устанавливается в размере не менее 18 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

    Совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных по результатам закупок, предназначенных исключительно для малых и средних фирм, должен составлять не менее 10 процентов совокупного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

    Об этом сказано в пункте 5 Положения № 1352.

    Правила расчета совокупного годового объема закупок изложены в частях , Положения № 1352 и учитывают многочисленные особенности применения норм Закона № 223ФЗ различными заказчиками.

    Важно запомнить!

    Годовой отчет составляют по форме, утвержденной постановлением № 1352 , и размещают в ЕИС не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

    Не забудьте отчитаться по закупкам

    Положение № 1352 устанавливает требования к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами у среднего и малого бизнеса.

    Важно, что данную отчетность составляют все заказчики вне зависимости от годового объема выручки. Заказчик должен помнить, что нормы, связанные с подготовкой и публикацией отчета, помимо этого дополняются требованиями части 19

    6 мин на чтение

    Примерное время

    Распечатайте
    и возьмите с собой

    Распечатать статью

    Купля-продажа товаров за наличный расчет

    Купля-продажа товаров за наличный расчет по сей день присутствует в деятельности многих организаций торговли. На наличное денежное обращение наложен ряд серьезных ограничений, вынуждающих продавцов и покупателей производить большинство расчетов в безналичном порядке. Но практика показывает, что полностью обойтись без покупки и продажи товаров за наличные деньги невозможно. Поэтому предлагаем рассмотреть основные вопросы по расчетам, учету и налогообложению купли-продажи за наличку.

    Покупка товаров

    Сначала перечислим основные вопросы, с которыми может столкнуться организация (предприниматель), покупающая товары за наличный расчет, и дадим на них краткие ответы.

    1. Может ли компания-продавец наличную выручку от продажи товаров расходовать на последующее приобретение других товаров? Да, может, но с условием выполнения некоторых требований, которые диктует кредитным организациям и их клиентам Банк России.
    2. Действует ли лимит расчета наличными при покупке товаров через подотчетное лицо? Действует, но не всегда, все зависит от того, как оформлено приобретение товара.
    3. Вправе ли бухгалтер принять к вычету НДС по товарному (кассовому) чеку при отсутствии счета-фактуры? Да, если в выданных документах выделен предъявляемый к вычету налог, правда, в этом случае свою позицию, возможно, придется отстаивать в суде.
    4. Можно ли подотчетному лицу перечислить деньги на банковскую карточку, которой он будет расплачиваться за приобретенные для предприятия товары? Да, это возможно, но нужно сделать это грамотно, чтобы подотчетные суммы не обложили "зарплатными" налогами.
    5. Какие сложности возникают с признанием расходов при покупке товаров за наличку? Трудности связаны с документальным оформлением затрат, так как розничные продавцы не всегда выписывают нужные и, самое главное, правильно оформленные документы.
    1. В действующем Положении о порядке ведения кассовых операций (утв.

      ЦБ РФ 12.10.2011 N 373-П) ничего не сказано о том, на какие цели организация может тратить наличную выручку, полученную от покупателей. Если обратиться к Указанию ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У, то оно позволяет юридическим лицам и предпринимателям не сдавать в банки поступившие в кассы наличные деньги за реализованные товары (работы, услуги) (Решение ВС РФ от 28.06.2010 N ГКПИ10-497): эти денежные средства можно расходовать на выплату заработной платы работникам, на оплату командировочных расходов, а также товаров (работ, услуг), включая наличные расчеты за возвращенные товары (невыполненные работы, неоказанные услуги). Таким образом, покупка товаров за счет поступившей в кассу выручки не является нарушением действующего законодательства. При этом нужно помнить, что организации обязаны сдавать в обслуживающие банки все суммы, превышающие допустимый лимит хранения денег в кассе.

    Следующий момент. Представим, что организация получила деньги из банка (например, на оплату командировочных расходов), но израсходовала их не по целевому назначению (приобрела через своего сотрудника товары). Раньше это бы считалось нарушением кассовой дисциплины, в настоящее время (с вступлением в силу нового положения) — нет. В названном Положении не сказано, что полученные в банке деньги должны расходоваться на цели, указанные в чеке. То есть сейчас цель расходования подотчетных сумм — это оплата расходов, связанных с осуществлением деятельности юридического лица (предпринимателя). На что именно будут расходоваться деньги — решать руководителю, который, в свою очередь, определяет сумму и срок выдачи денег.

    1. Указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У установлен лимит расчета наличными денежными средствами по одной сделке между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и предпринимателем в размере 100 тыс. руб.

      Подтверждение расходов при покупке за наличный расчет

      В случае когда полученные под отчет наличные деньги используются сотрудниками при расчетах по договорам, заключаемым на основании доверенности или по уже заключенным договорам с другими юрлицами (предпринимателями), должен соблюдаться предельный размер расчетов наличными (см. Приложение к Письму ЦБ РФ от 04.12.2007 N 190-Т). Таким образом, если торговая организация постоянно работает с одним и тем же партнером по безналичному расчету, но в силу тех или иных причин решила оплатить очередную партию товаров наличкой, то при выдаче денег подотчетному лицу следует соблюдать действующий лимит расчета наличными. За нарушение данного требования наказать могут обоих участников сделки: того, кто передает деньги (то есть инициатора нарушения) (Постановление ФАС УО от 31.08.2010 N Ф09-5561/10-С1), и того, кто принимает деньги сверх лимита (соучастника правонарушения) (Постановление ФАС ВВО от 30.11.2010 N А28-2959/2010). Таким образом, покупатель товаров за наличные деньги сверх лимита может подставить и себя, и своего постоянного партнера. Заметим, что запрет на расчеты наличными деньгами в размере, превышающем 100 тыс. руб., распространяется на обязательства, предусмотренные договором и (или) вытекающие из него и исполняемые как в период действия договора, так и после окончания срока его действия (Официальное разъяснение ЦБ РФ от 28.09.2009 N 34-ОР).

    В случае расходования сотрудниками организации полученных ими под отчет наличных денег в связи с выполнением служебных обязанностей в командировке (с оказанием услуг, оплаченных сотрудниками от своего имени) требования о соблюдении лимита наличными не применяются.

    1. Правомерность налогового вычета по НДС при приобретении товаров за наличку — одна из претензий налоговиков. Поэтому при покупке товаров через подотчетное лицо компания рискует остаться без налогового вычета, так как при отсутствии счета-фактуры (в рознице он не выписывается) свое право на вычет перед ревизорами приходится отстаивать в том числе в судебном порядке. Благо, шансы получить налоговый вычет у налогоплательщика есть. Нормы п. 7 ст. 168 НК РФ предписывают розничным продавцам вместо счетов-фактур выдавать кассовый чек или иной документ установленной формы. Если в нем выделен НДС, то организация (предприниматель), купившая товары через своего работника, как конечный получатель товаров вправе принять налог к вычету (Постановление ФАС МО от 23.08.2011 N КА-А41/7671-11). Здесь нужно учесть два момента. Во-первых, НДС в документах может и не быть, если розничный продавец пользуется преимуществами спецрежимов и не является плательщиком данного налога. Во-вторых, поставить к вычету налог по приобретенным товарам удастся не ранее того момента, как они будут оприходованы, а это, в свою очередь, произойдет после утверждения авансового отчета руководителем и списания задолженности с подотчетного лица. Если по тем или иным причинам авансовый отчет не будет утвержден, то вычета быть не должно.
    2. Товары, приобретаемые организацией за наличный расчет, могут стоить недешево. Выдавать на руки большие суммы денег небезопасно, проще перечислить их на карточку. Но вправе ли сотрудник оплатить ею товары? В большинстве случаев да, так как операции с банковскими картами контролируются банками и самими организациями. Существует несколько способов покупки товаров с помощью банковской карты (при этом не обязательно расплачиваться именно ей, можно снять деньги в ближайшем банкомате).

      На какую же карту и как лучше перечислить деньги?

    Раньше, да и сейчас, успешно использовались корпоративные карты, на которые перечисляются деньги с расчетных счетов предприятия. Такой картой работник расплачивается фактически от имени юридического лица, а в бухгалтерии средства, находящиеся на ней, учитываются как средства на специальных счетах в банках. Другой вариант — оформление карты непосредственно на сотрудника. В таком случае комиссия взимается не с предприятия, а с физического лица. (Намеренно не упоминаем кредитные карты, так как навряд ли сотрудник будет использовать их для исполнения своих служебных обязанностей и платить проценты.)

    Есть еще один вариант: оказывается, для расчетов с подотчетными лицами можно использовать так называемые зарплатные карты, на которые перечисляется вознаграждение за исполнение трудовых обязанностей. Ничего удивительного, при определенных условиях на эти карточки можно перечислять подотчетные суммы <1>. Нужно только, чтобы направление их расходования соответствовало указанным в документах целям. А для того чтобы подстраховаться, в платежных поручениях в поле "назначение платежа" целесообразно указать, что средства перечислены на пополнение счета пластиковой карты (номер), Ф.И.О. подотчетного лица (командировочные расходы или на хозяйственные нужды), НДС и НДФЛ не облагается. Но это еще не все, одной лишь надписью в платежном поручении налоговые риски не снять. Нужно документально подтвердить фактическое расходование подотчетных сумм с карточки.

    <1> На возможность перечисления денег на банковские карточки сотрудников для оплаты командировочных расходов указано в Письме ЦБ РФ от 24.12.2008 N 14-27/513. Банки иногда идут навстречу клиентам и перечисляют в таком порядке подотчетные суммы на другие цели (например, на хозяйственные нужды).

    1. Документальное подтверждение покупки товаров через подотчетных лиц часто оставляет желать лучшего, поэтому несет в себе определенные налоговые риски. Во-первых, напомним: чтобы кассовый чек имел силу оправдательного документа, он должен быть оформлен в соответствии с действующим законодательством и содержать все необходимые реквизиты (п. 4 Положения по применению ККТ <2>):
    • наименование организации;
    • идентификационный номер организации-налогоплательщика;
    • заводской номер контрольно-кассовой машины;
    • порядковый номер чека;
    • дату и время покупки (оказания услуги);
    • стоимость покупки (услуги);
    • признак фискального режима. Указание других данных, предусмотренных техническими требованиями к ККТ, с учетом особенностей сфер их применения допустимо.

    <2> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745.

    При этом на практике возникают ситуации, когда в результате хранения отраженная на кассовом чеке информация стирается. По мнению Минфина, во избежание недоразумений (чтобы иметь возможность подтвердить понесенные организацией расходы) целесообразно делать ксерокопии с таких кассовых чеков (в Письме Минфина России от 17.09.2008 N 03-03-07/22 чиновники рекомендуют ксерокопии чеков ККТ заверять подписью должностного лица и печатью организации).

    Во-вторых, еще раз повторимся: если работник действует от имени организации и представляет ее интересы, то для получения товаров ему понадобится доверенность, если же он действует как физическое лицо — доверенность не нужна.

    Особое внимание в расчетах с подотчетными лицами следует уделять предприятиям, применяющим УСНО. Поясним почему. Дело в том, что "упрощенцы" применяют кассовый метод признания доходов и расходов, и если сотруднику организации не хватило денег, выданных бухгалтером на покупку материальных ценностей, и он оплатил часть товаров за свой счет, учесть данные затраты можно только после того, как организация погасит перед работником задолженность за приобретенные товары (Письмо Минфина России от 17.01.2012 N 03-11-11/4). Не стоит также забывать о закрытом перечне расходов (пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

    Продажа товаров

    При продаже товаров за наличный расчет наиболее проблемными вопросами являются правомерность неприменения кассового аппарата и выдача иных предусмотренных законодательством документов. Но автор хочет обратить внимание не на это. Интерес представляет Регламент Минфина для ФНС по контролю за полнотой учета выручки в организациях и у предпринимателей (далее — Регламент по контролю учета выручки) <3>. Очевидно, что данный Регламент принят не просто так, а с целью вывода "из тени" неучтенных финансовых потоков, с которых не платятся налоги. Как понимаете, речь идет об организациях, применяющих общий режим или "упрощенку", налоговые обязательства которых зависят от размера полученной выручки. Интересен он будет и плательщикам ЕНВД. В двух словах поясним, в чем суть нового документа.

    <3> Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утв.

    Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н.

    При проведении контрольных процедур по осуществлению наличных расчетов налоговики в первую очередь будут проверять огрехи в документах. У тех, кто использует ККТ, проверке подвергнутся все регистрационные документы, тем, кто использует БСО, следует быть готовым предъявить бумаги по их учету, хранению и выдаче. Есть еще одна категория — плательщики ЕНВД (они обходятся и без ККТ, и без БСО), с них налоговики могут потребовать товарные чеки, квитанции или другие документы, подтверждающие прием денег за реализованный товар. Таким образом, этот предварительный этап проверки коснется всех, кто производит наличные расчеты и получает выручку в кассу от покупателей и заказчиков. Полный список документов, которые могут запросить налоговики, приведен в п. 29 Регламента по контролю за учетом выручки:

    а) журнал кассира-операциониста;

    б) акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

    в) журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;

    г) распечатки отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти;

    д) контрольные ленты контрольно-кассовой техники на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;

    е) приходные и расходные кассовые ордера;

    ж) журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

    з) авансовые отчеты;

    и) кассовая книга;

    к) справка-отчет кассира-операциониста;

    л) сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации;

    м) бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов;

    н) информация из автоматизированной системы о выпущенных документах;

    о) акт приемки бланков строгой отчетности;

    п) книга учета бланков строгой отчетности;

    р) акт о списании бланков строгой отчетности;

    с) книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя;

    т) книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО;

    у) книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО на основе патента;

    ф) книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);

    х) распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег;

    ц) иные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые необходимы инспекции для исполнения государственной функции.

    Кроме того, если проверяемые объекты осуществляют наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности, специалисты инспекции имеют право получить информацию о выпущенных документах из автоматизированных систем, формирующих бланки строгой отчетности.

    Однако напомним, что цель Регламента по контролю за учетом выручки — это не проверка кассовых операций, а контроль полноты учета выручки. Самый простой способ такой проверки — сравнить учетные и фактические данные об остатках денежных средств. В этом Регламенте рекомендуется сверить суммы денег, находящихся в денежном ящике ККТ, с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте ККТ, и с записями в журнале кассира-операциониста. Записи в последнем документе сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов. Если все данные соответствуют, то на этом основной этап проверки можно считать законченным. В обратном случае, если сумма выручки по данным проверки больше или меньше, чем сумма выручки по учетным данным, выясняются причины, вызвавшие расхождения, запрашиваются подробные объяснения и делаются выводы о полноте учета выручки наличных денежных средств. Наряду с этим фиксируется применение (неприменение) ККТ, БСО (товарных чеков, квитанций и иных документов) и делаются заключения об иных возможных причинах выявленной недостачи (наличии излишков) денежной наличности.

    По завершении проверки полноты учета выручки налоговики составляют акт проверки, который подписывается проверяемым лицом. Перечень того, что указывается в акте, есть в п. 48 Регламента по контролю за учетом выручки. По фактам нарушений, отраженным в акте проверки, от проверяемого лица принимаются письменные объяснения (замечания, возражения), о чем в акте проверки делается соответствующая запись. В случае выявления фактов нарушений законодательства ревизоры возбуждают и ведут производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ. При этом нарушителю следует ожидать худшего, но не стоит сразу падать духом: налоговики тоже люди и могут ошибаться. Следует быть готовым к тому, чтобы обжаловать необъективное решение (действия, бездействие) должностных лиц. Лучше попытаться сделать это до суда, тогда решение вопроса займет меньше времени. В Регламенте есть детальные рекомендации о том, как правильно составить жалобу и получить ответ на нее. Если в досудебном порядке обжаловать неправомерные действия должностного лица не удалось, то организация вправе обратиться в суд. Правомерным основанием для отказа в удовлетворении жалобы может быть ее необоснованность, но никак не тот факт, что заявитель воспользовался несколькими способами защиты своих прав и законных интересов.

    * * *

    В завершение остается добавить, что проверка полноты учета выручки — одна из излюбленных контрольных процедур ФНС. Однако практика показала, что у ревизоров нет четкого представления о том, что и в какой последовательности нужно проверять. Будем надеяться, что разработанный Минфином Регламент по контролю за учетом выручки внесет ясность. И, возможно, тогда из-за наличных операций не будут возникать разногласия между ревизорами и проверяемыми лицами. Поживем — увидим.

    С.В.Булаев

    Эксперт журнала

    "Торговля:

    бухгалтерский учет

    и налогообложение"

    В этом уроке показана операция закупки ТМЦ через подотчетное лицо с использование документа поступление товаров и услуг.

    Перейдем в журнал документов закупки:

    Закупка через подотчетное лицо

    Создадим новый документ с типом операции Закупка через подотчетное лицо :


    На первой закладке заполним основные сведения: выберем подотчетника, организацию и склад:


    На второй закладке заполним сведения о закупаемых товарах:


    На закладке Доставка указывается вариант доставки товаров (подробно рассмотрим в отдельном уроке):


    На последней закладке указываются:

    • менеджер , ответственный за документ,
    • подразделение , на которое поступают покупные товары,
    • руководитель (для вывода в печатных формах), отдельно можно заполнить реквизиты печати авансового отчета,
    • вариант оплаты,
    • хозяйственная операция заполнилась автоматически при создании документа,
    • статья ДДС - цель выдачи аванса в подотчет,
    • закупка под деятельность - т.к. мы включили обособленный учет товаров по разным ставкам НДС у нас ведется раздельный учет товаров для целей НДС
    • номер и дата входящего документа - т.е. документа, предоставленного подотчетным лицом.

    Если собираемся печатать авансовый отчет из документа, можем заполнить необходимые реквизиты:


    Полный список доступных печатных форм такой:


    Авансовый отчет выглядит вполне стандартно:


    Теперь осталось провести и закрыть документ.

    Убедимся, что товары действительно поступили на склад (для этого сформируем ведомость по товарам на складах):


    Состояние расчетов с подотчетником аналогично посмотреть не сможем к сожалению - подобного отчета в системе нет. Однако сможем проследить это по журналу:


    На первой закладке журнала видим созданный нами документ, переходим на вторую закладку:


    Возврат перерасхода денежных средств

    Видим, что по подотчетному лицу имеет место перерасход, необходимо его вернуть. Выделим строку таблицу и нажимаем Оформить :


    Варианта в данном случае два: выдать из кассы или перечислить на счет. Выбираем первый:


    Автоматически создался документ РКО, осталось только провести:


    После проведения РКО таблица на второй закладке очищается:


    Это говорит о том, что расчеты с подотчетниками в программе закрыты "в ноль".