Отдельных ее местностях. Основания и порядок введения чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных её местностях. Глава v. заключительные положения

Тема 24 Режим военного положения

Вопрос 1. Понятие и правовые основы режима военного положения

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» военное положение вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях с объявлением войны, а также при наличии непосредственной угрозы военного нападения другого государства или группы государств на Российскую Федерацию.

Решение об объявлении военного положения принимает Президент РФ в случае внезапного вооруженного нападения на страну. Так, согласно ч. 2 ст. 87 Конституции РФ «в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе». Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» (далее – Закон о военном положении).

Исходя из определения военного положения можно выделить его основные признаки.

Военное положение является особым правовым режимом.

Военное положение может вводиться как на территории Российской Федерации в целом, так и в отдельных ее местностях.

Правовой основой введения военного положения является Конституция РФ.

Военное положение может быть введено только Президентом РФ; иные органы, должностные лица, организации или граждане не обладают такими полномочиями.

Основанием для введения военного положения является агрессия против России или непосредственная угроза агрессии.

Указ Президента РФ о введении военного положения подлежит:

Обязательному утверждению Советом Федерации.

Незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

Таким образом, законодательно закрепляется гарантия получения гражданами информации о начале и прекращении действия режима военного положения.

Военное положение, введенное на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, отменяется указом Президента РФ после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

С отменой (прекращением действия) военного положения утрачивают юридическую силу нормативные правовые акты, принятые в связи с действием данного режима, органы исполнительной власти и военного управления прекращают осуществлять свои полномочия в области обеспечения режима военного положения.

Введение военного положения может ограничивать права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. Кроме того, в период действия военного положения на граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности. Однако указанные ограничения применяются лишь в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В истории России ограничения прав и свобод граждан в период военного положения зачастую приобретали неоправданно жесткий характер. Поэтому, решая вопрос об ограничении прав и свобод граждан, крайне важно объективно сочетать целесообразность установления таких ограничений и разумную достаточность. К тому же ограничения не должны противоречить нормам международного права, установленным в обществе, основам правопорядка и конституционным нормам.

ограничивающим личную неприкосновенность граждан , относятся личный досмотр, задержание, административное выдворение, а также интернирование (изоляция) граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией (подп. 12, 16 п. 2 ст. 7 Закона о военном положении).

Мерой административного принуждения, ограничивающим имущественные права лица, является возмездное изъятие имущества, необходимого для нужд обороны. К движимому имуществу, подлежащему конфискации, относятся: оружие, боеприпасы, взрывчатые и ядовитые вещества, а у организаций помимо указанного имущества – также боевая и учебная военная техника и радиоактивные вещества (п. 13 ст. 7 ФКЗ «О военном положении»).

В отношении граждан устанавливается трудовая обязанность, а применительно к организациям могут быть введены меры, предусматривающие принудительное размещение государственного оборонного заказа, перепрофилирование деятельности организации и иные меры, необходимые для обеспечения общегосударственных потребностей.

К мерам административного принуждения, ограничивающим политическую активность граждан , относится приостановление деятельности российских общественных объединений, прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, создание органов военной цензуры, осуществляющих контроль за распространением сообщений СМИ.

Унификация принудительных действий является особенностью военного положения. В отличие от данного административного режима задержание граждан в условиях чрезвычайного положения допускается только в случае нарушения режима комендантского часа (п. 1 ст. 31 Закона о чрезвычайном положении).

В условиях военного положения Президент РФ вносит изменения в статус органов исполнительной власти, перераспределяет их полномочия и устанавливает федеральные министерства и ведомства, ему подчиненные, руководство которыми до введения военного положения было отнесено к ведению Правительства РФ.

Из книги Уголовный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 348. Утрата военного имущества Нарушение правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники, если это повлекло по неосторожности их утрату, –(в ред. Федерального закона от 25.06.1998 №92-ФЗ)наказывается штрафом в

Из книги Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте автора Асосков Антон Владимирович

ГЛАВА 2. Правовые режимы деятельности иностранных юридических лиц: режим недискриминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим 1. Понятие правового режима деятельности иностранного юридического лица Признание

Из книги Международное право автора Вирко Н А

53. Правовой режим военного плена Основным международно-правовым документом, определяющим режим военного плена, является Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г., согласно которой военнопленными являются следующие категории лиц, попавшие во власть

Из книги Уголовный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 348. Утрата военного имущества Нарушение правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники, если это повлекло по неосторожности их утрату, -наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в

Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай Владимирович

Тема 13. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ 13.1. Понятие и признаки административно– правового режимаПравовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения

Из книги Уголовное право Особенная часть автора Питулько Ксения Викторовна

Тема 1 Общие положения курса особенной части уголовного права 1. Понятие особенной части российского уголовного права, ее значение и система Уголовное право как отрасль состоит из Общей и Особенной частей, органически связанных между собой и составляющих единое целое.

Из книги Административное право автора Автор неизвестен

Тема 22 Административно-правовой режим выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию Вопрос 1. Понятие, особенности и назначение административно-правового режима выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую ФедерациюАдминистративно-правовой

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

Тема 23 Административно-правовой режим чрезвычайного положения Вопрос 1. Сущность чрезвычайного положения и обстоятельства его введенияЧрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г.

Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Тема 25 Режим контртеррористической операции Вопрос 1. Понятие и правовая основа режима контртеррористической операцииПонятие и содержание режима контртеррористической операции закреплено в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35 «О противодействии терроризму» (далее

Из книги История государства и права России. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

Глава XVII ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ И РЕЖИМ ПРЕБЫВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Статья 331. Умышленное повреждение, уничтожение, перемещение знаков государственной границы, установление поддельных знаков государственной

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Тема 9. Основные положения исполнения наказания в виде лишения

Из книги автора

Тема 10. Режим отбывания наказаний в исправительных учреждениях различных

Из книги автора

81. Политика военного коммунизма Военный коммунизм был системой чрезвычайных мер управления экономикой, характерных для периода Гражданской войны. Причиной перехода к чрезвычайному управлению послужили тяжелое экономическое положение страны и реформы, проведенные

Вступление

Согласно ст. 5 Закона Украины “О зоне чрезвычайной экологической ситуации” основаниями для объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации является:

  • -- значительное превышение предельно допустимых норм показателей качества окружающей естественной среды, определенных законодательством;
  • -- возникновение реальной угрозы жизни и здоровью большого количества людей или причинения значительного материального вреда юридическим, физическим лицам или окружающей естественной среде в результате избыточного загрязнения окружающей естественной среды, разрушительного влияния стихийных сил природы или других факторов;
  • -- негативные изменения, которые произошли в окружающей естественной среде на значительной территории, которые невозможно устранить без применения чрезвычайных мероприятий со стороны государства;
  • -- негативные изменения, которые произошли в окружающей естественной среде, которые существенно ограничивают или исключают возможность обитания населения и осуществления хозяйственной деятельности на соответствующей территории;
  • -- значительное увеличение уровня заболеваемости населения в результате негативных изменений в окружающей естественной среде.

Отдельная местность Украины объявляется зоной чрезвычайной экологической ситуации Президентом Украины по предложению Совета национальной безопасности и обороны Украины или по предоставлению Кабинета Министров Украины. Указ Президента Украины об объявлении отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации утверждается Верховной Радой Украины в течение двух дней со дня обращения Президента Украины.

Согласно законодательству Кабинет Министров Украины вносит представление об объявлении отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации на основании предложений центрального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесенные вопросы экологической безопасности. Советы министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, органов местного самоуправления или по собственной инициативе.

Кроме того, объявление отдельной местности Автономной Республики Крым зоной чрезвычайной экологической ситуации или отдельных ее местностей может инициировать Верховная Рада Автономной Республики Крым.

1. Основания, порядок объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации и ее правовой режим

В Указе Президента Украины об объявлении отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации отмечаются:

  • -- обстоятельства, которые стали причиной объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации;
  • -- обоснование необходимости объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации;
  • -- пределу территории, на котором объявляется зона чрезвычайной экологической ситуации;
  • -- мероприятия по организационному, финансовому и материально-техническому обеспечению жизнедеятельности населения в зоне чрезвычайной экологической ситуации;
  • -- основные мероприятия, которые внедряются для преодоления последствий чрезвычайной экологической ситуации;
  • -- ограничение на определенные виды деятельности в зоне чрезвычайной экологической ситуации;
  • -- время, из которого отдельная местность объявляется зоной чрезвычайной экологической ситуации, и срок, на который эта территория объявляется такой зоной.

Указ Президента Украины об объявлении отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации немедленно придется к сведению населения через средства массовой информации и систему оповещения гражданской обороны.

В пределах зоны чрезвычайной экологической ситуации устанавливается особенный правовой режим, который может временно внедряться в отдельных местностях в случае возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и направляется для предупреждения человеческих и материальных потерь, отвлечения угрозы жизни и здоровью граждан, а также устранения негативных последствий чрезвычайной ситуации.

Внедрение соответствующего правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации предусматривает выделение государством и/или органами местного самоуправления дополнительных финансовых и других материальных ресурсов, достаточных для нормализации экологического состояния и возмещения нанесенных убытков, внедрения специального режима поставок продукции, для государственных потребностей, реализацию комплексных и целевых программ общественных работ.

Статьей 8 Закона Украины “О зоне чрезвычайной экологической ситуации” предусмотрено, что при наличии достаточных оснований в пределах зоны чрезвычайной экологической ситуации может быть введено правовой режим чрезвычайного состояния в порядке, установленном Законом Украины от 16 марта в 2000 г. “О правовом режиме чрезвычайного состояния”.

Законодательством предусмотрено, что органы исполнительной власти, Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, осуществляют полномочия, предоставленные им Конституцией Украины и законами Украины, и обеспечивают сдержу правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации и выполнения мероприятий, которые предусмотрены Законом Украины “О зоне чрезвычайной экологической ситуации” и актами Президента Украины.

Действие правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации может быть досрочно прекращено Президентом Украины по предложению Совета национальной безопасности и обороны Украины или по предоставлению Кабинета Министров Украины в случае устранения обстоятельств, которые стали причиной объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации, выполнения мероприятий, которых необходимо было употребить для нормализации экологического состояния на территории зоны чрезвычайной экологической ситуации.

Что же касается Автономной Республики Крым, то прекращение действия правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации на территории Автономной Республики Крым или в отдельных ее местностях может инициировать Верховная Рада Автономной Республики Крым.

Представления Кабинета Министров Украины о досрочном прекращении действия правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации готовятся с учетом предложений органов местного самоуправления и местных органов исполнительной власти.

С досрочным прекращением действия правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации такая территория не считается зоной чрезвычайной экологической ситуации.

Изменение правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации проводится с соблюдением требований, установленных в. 6 Закона Украины, “О зоне чрезвычайной экологической ситуации”.

Отмеченный Закон, в частности ст. 10, определяет мероприятия, которые могут осуществляться в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Внедрение правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации предусматривает обязательное выделение средств из государственного и местного бюджетов, резервного фонда Кабинета Министров Украины или других источников, не запрещенных вышеупомянутым Законом. За недостаточностью этих средств Кабинет Министров Украины подает Президенту Украины законопроект об изменениях в Государственный бюджет Украины, который подается в Верховную Раду Украины для внеочередного рассмотрения как безотлагательный.

В пределах расходов, предусмотренных местными бюджетами на соответствующие цели, органы местного самоуправления выделяют финансовые и другие материальные ресурсы, а за необходимостью -- дополнительные средства с соблюдением требований, установленных в. 67 Закона Украины, от 21 мая в 1997 г. “О местном самоуправлении в Украине”.

В случае внедрения в пределах зоны чрезвычайной экологической ситуации правового режима чрезвычайного состояния в соответствии с Законом Украины “О правовом режиме чрезвычайного состояния” могут употребляться, в частности, такие мероприятия: установление особенного режима выезда и въезда; усиление охраны общественного порядка и объектов что обеспечивают жизнедеятельность населения; внедрение особенного порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости среди населения; принудительное отчуждение объектов права частной собственности с обязательным следующим полным возмещением их стоимости; отселение людей из мест, опасных для их обитания, с обязательным предоставлением им обитаемых помещений для постоянного или временного обитания; установление временного запрещения на строительство новых и расширение действующих предприятий и объектов, деятельность которых не связана с ликвидацией чрезвычайной экологической ситуации или с обеспечением жизнедеятельности населения, и тому подобное.

В случае необходимости для выполнения безотлагательных аварийно-спасательных и обновительных работ в зоне чрезвычайной экологической ситуации в установленном законом порядке могут привлекаться на добровольной основе работоспособное население, транспортные средства граждан при условии обязательного обеспечения безопасности их труда.

Президент Украины в случае возникновения потребности в срочном выполнении в зоне чрезвычайной экологической ситуации больших объемов аварийно-спасательных и обновительных работ может принять решение о привлечении к выполнению таких работ военных частей Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законодательством Украины военных формирований.

Одновременно с отмеченными мероприятиями Законом Украины “О зоне чрезвычайной экологической ситуации” (ст. 12) предусмотренные мероприятия, направленные на экологическое оздоровление в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Да, решением об установлении правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации, с целью осуществления мероприятий для нормализации экологического состояния, могут устанавливаться ограничения на осуществление определенных видов деятельности путем установления временного запрещения на: строительство и функционирование объектов, которые составляют повышенную экологическую опасность; применения в хозяйственной и другой деятельности особенно опасных веществ (химических, радиоактивных, токсичных, взрывных, окислительных, биологических агентов и тому подобное), средств защиты растений, совокупность свойств которых и/или особенности их состояния могут ухудшать экологическую ситуацию в этой зоне; функционирование санаторно-курортных заведений; осуществление любой другой деятельности, которая составляет повышенную экологическую опасность, для людей, растительного, животного мира и других естественных объектов.

Согласно ст. 13 Закона Украины “О зоне чрезвычайной экологической ситуации” обеспечения общественного порядка в отмеченной зоне осуществляется силами и средствами подразделов Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины.

Литература

  • 1. Баб"як О.С, биленчук П.Д., Черва Ю.О. Екологичне право Украины: Учебное пособие. - К.: Атика, 2000.- 216 с.
  • 2. Балюк Г.И. Экологическое право Украины. Конспект лекции в схемах (Общая и Особенная часть): Навч. Пособие. - К.: Хринком Интер, 2006. - 192 с.
  • 3. Экологическое право. Особенная часть Учебник. За редакцией академика В.И. Андрейцева. К.: Истина, 2001
  • 4. Экологическое право Украины: Учебник / При редакторше А.П. Гетмана, М.В. Шульги. - X., 2005.
  • 5. Экологическое право Украины За редакцией профессоров В.К. Попова и А.П. Гетманы. Харьков, «Право». 2001
  • 6. Экологическое право Украины. Академический курс: Учебник / За заг. редакторша Ю.С. Шемшученко. -- К.: ООО «Издательство «Юридическая мысль», 2005. - 848 с.
  • 7. Закон Украины “Об охране окружающей среды”. - К., 1991.
  • 8. Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха». - К., 1992
  • 1. Бринчук М.М. Правовая охрана атмосферного воздуха. -- М., 1986.
  • 2. Габитов Г.X. Воздухоохранное право. -- Уфа, 1999.
  • 3. Габитов Г.X. Теоретические проблемы организации правовой охраны Земли в современных. -- Уфа, 2000.
  • 9. 6. Кузнецова О.К, радчик О.Л. Загрязнение окружающей среды отходами и опасными веществами. -- М., 2001.
  • 10. 8 Роун Ш. Озоновый кризис. Пятнадцатилетняя эволюция неожиданной глобальной опасности. -- М., 1993.
  • 11. 9 Фомин Г.С, фомина С.Н. Воздух: контроль загрязнений по международным| стандартам. -- М., 1993.
  • 12. 10. Шемшученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. -- К., 1989.

Ведение Гражданской Обороны

одна из важнейших функций государства, составная часть обеспечения его безопасности и оборонного строительства в целом. Заключается в практическом осуществлении мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих в ходе военных действий или вследствие этих действий. Основными из них являются: проведение первоочередных мероприятий гражданской обороны по наращиванию возможностей обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей от возникающих опасностей; приведение в полную готовность и задействование систем и органов управления гражданской обороны, соответствующих пунктов управления и средств связи; реализация мероприятий гражданской обороны в соответствии с мобилизационными планами; приведение в полную готовность и задействование необходимых сил гражданской обороны; организация и проведение аварийно-спасательных и др. неотложных работ, а также осуществление иных мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от возникающих опасностей военного характера; первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий; всестороннее обеспечение действий сил и выполнения мероприятий гражданской обороны. Подготовка государства к В. ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учётом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (см. Подготовка к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий). В ГО на территории РФ или в отдельных её местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных её местностях. При этом организация и ведение гражданской обороны осуществляется с учётом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, сочетания централизации в управлении мероприятиями гражданской обороны с сохранением за нижестоящими уровнями необходимой самостоятельности.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Ведение Гражданской Обороны" в других словарях:

    Ведение гражданской обороны - заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении… … Официальная терминология

    Государственная военная организация, составляющая основу сил ГО РФ и предназначенная для защиты населения, материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, принимает участие в защите… … Словарь черезвычайных ситуаций

    АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ (АГЗ МЧС РОССИИ) - является военным образовательным учреждением высшего профессионального образования. Академия создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. № 968 на базе 37 Высших Центральных курсов… … Энциклопедия РВСН

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гражданская оборона (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соотв … Википедия

    Гражданская оборона система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а… … Википедия

    Федеральное казначейство (Казначейство России) Общая информация Дата создания 8 декабря 1992 … Википедия

    система - 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Государственный орган - (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

    Военная (греч. taktiká искусство построения войск, от tásso строю войска), составная часть военного искусства (См. Военное искусство), включающая теорию и практику подготовки и ведения боя (См. Бой) соединениями, частями (кораблями) и… … Большая советская энциклопедия

Конституция РФ устанавливает, что в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение. Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.

Впервые в законодательстве Российской Федерации определение военного положения дано в ст. 19 Федерального закона «Об обороне» как особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающего ограничение прав и свобод, вводящегося на всей территории страны или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против нашей страны.

Федеральный конституционный закон «О военном положении» определяет, что под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Таким образом, базовыми и необходимыми основаниями введения военного положения является агрессия или непосредственная угроза агрессии. Определение агрессии закреплено в Резолюции, принятой XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН (14 декабря 1974 г.).

Законодательством ряда государств, включая Российскую Федерацию, в качестве основания для введения военного положения рассматривается непосредственная угроза агрессии. Вместе с тем ни одно из известных законодательств не содержит исчерпывающего определения непосредственной угрозы агрессии, оставляя решение данного вопроса на усмотрение компетентных органов государственной власти, имеющих право вводить военное положение на всей территории страны или в ее отдельных местностях.

В качестве квалифицирующего признака для определения непосредственной угрозы агрессии против России Федеральный конституционный закон «О военном положении» признаются действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против страны, включая объявление ей войны Международное публичное право: сб. док. М.: БЕК,1996. Т. 2. С. 35-36..

В этой связи заслуживает внимания позиция С.В. Пчелинцева, который, совершенно справедливо отмечает, что определенным ориентиром при определении угрозы агрессии может являться проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, в котором под угрозой агрессии понимаются заявления, сообщения, демонстрация силы или любые иные меры, которые дают правительству какого-либо государства веские основания полагать, что серьезно рассматривается возможность агрессии против этого государства Пчелинцев С. Правовое регулирование военного положения в Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 46. Так, в частности, ст. 2 проекта указанного Кодекса определяет, что как угроза может рассматриваться:

  • · любая угроза властей какого-либо государства прибегнуть к акту агрессии против другого государства;
  • · подготовка властями какого-либо государства применения вооруженной силы против другого государства, кроме индивидуальной или коллективной самообороны или исполнения решения органа ООН;
  • · организация властями какого-либо государства вооруженных сил в пределах его территории или какой-либо другой территории для вторжения на территорию другого государства, или допущение использования разного рода вооруженными группами его территории как отправного пункта на территорию другого государства;
  • · ведение или поощрение властями какого-либо государства междоусобиц или террористической деятельности в другом государстве;
  • · действия властей какого-либо государства, нарушающие обязательства по обеспечению международного мира и безопасности;
  • · вмешательство властей государства во внутренние или внешние дела государства при помощи насильственных мер экономического или политического характера;
  • · действия властей или частных лиц государства, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу на территории другого государства.

Таким образом, международная практика применения института военного положения в различных странах свидетельствует о том, что законодательство большинства государств рассматривает его в качестве правового института, регламентирующего режим осуществления государственной власти в ситуациях, когда нормальное функционирование общества и государства становится невозможным. При этом поддержание режима военного положения неизбежно связано с существенными ограничениями прав и свобод гражданина.

Историческим примером служит уникальный опыт Великой Отечественной войны, с началом которой чрезвычайная обстановка потребовала установления в ряде регионов Советского государства соответствующего правового режима, а также изменения в структуре органов государственного и военного управления, создания новых организационно-правовых форм их деятельности. Все это явилось предпосылкой для объявления и поддержания на протяжении нескольких лет в областях, ковавших великую победу советского народа, специального правового режима, объявленного Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР «О военном положении» (далее - Указ) Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне: сб. док. М.: Русь, 2000. Т. 2. Кн. 2. С. 7..

С первых же дней войны в соответствии с Указом в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности передавались в ведение военных советов. Обеспечивая режим военного положения, военные власти обладали огромным спектром полномочий по отношению к проживающему на объявленных местностях населению, в частности такими полномочиями как:

в соответствии с действующими законами и постановлениями Правительства привлекать граждан к трудовой повинности;

производить изъятие транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества;

выселять в административном порядке из пределов местности лиц, признанных социально опасными;

воспрещать выезд и въезд в местности, объявленные на военном положении, и др. Пчелинцев С. Правовое регулирование военного положения в Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 36.

Реализуя предоставленные им права, военные советы издавали обязательные для всего населения постановления, отдавали распоряжения местным органам власти, государственным и общественным учреждениям и организациям и требовали безусловного и немедленного исполнения. За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей, а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных на военном положении, виновные подлежали уголовной ответственности по законам военного времени. На все местные органы власти, организации и учреждения возлагалась обязанность оказывать полное содействие военному командованию.

Характерными чертами правового режима военного положения, сложившегося в годы Великой Отечественной войны, стали:

  • · наделение военных советов всей полнотой власти по организации обороны в местах, объявленных Указом от 22 июня 1941 года на военном положении;
  • · возложение дополнительных обязанностей на государственные органы, организации и граждан;
  • · ограничение прав и свобод граждан, проживающих на территории Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне: сб. док. М.: Русь, 2000. Т. 2. Кн. 2. С. 10.

Обращаясь к опыту прошлого, нужно исходить из того, что решение научной проблемы, касающейся государственно-правового регулирования режима военного положения в период Великой Отечественной войны, несмотря на то, что после ее начала прошло более 70 лет, представляется актуальным в условиях современного развития отечественного государства и права.

В формировании новой российской государственности одной из основных задач при разработке отечественного законодательства, регулирующего особые правовые режимы, стало внедрение международно-правовых стандартов в области прав человека и гражданина, в том числе в отношении возможностей их судебной защиты в условиях действия режима военного положения.

Общей чертой особого правового режима - военного положения (и ранее, и в настоящее время) - принято считать установление повышенной- ответственности (в том числе по законам военного времени) за неподчинение приказам и распоряжениям властей, а также введение комплекса ограничений прав граждан и установление дополнительных обязанностей различного характера.

Необходимо также обратить внимание на то обстоятельство, что проблема видов правовых институтов, регламентирующих особый правовой режим осуществления государственной власти, имеет важное практическое значение. Оно состоит в том, что выделение какого-либо вида института особого правового режима (в частности военное положение) требует подробного законодательного регулирования по следующим вопросам:

  • · какие органы государственной власти уполномочены вводить особый правовой режим;
  • · по чьей инициативе может быть введено военное положение;
  • · основания для введения особого правового режима;
  • · каковы последствия введения военного положения;
  • · каков порядок прекращения действия военного положения.

Впервые в законодательстве Российской Федерации определение военного положения было дано в ст. 19 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61 -ФЗ «Об обороне», под которым понимался особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничение прав и свобод, который вводится на всей территории страны или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России Пчелинцев С. Правовое регулирование военного положения в Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 43.

Статья 1 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» также предусматривает агрессию против Российского государства или непосредственную угрозы агрессии.

Таким образом, в соответствии с ч. 2 ст. 87 Конституции Российской Федерации основанием для введения режима военного положения является агрессия против Российского государства или непосредственная угроза агрессии.

Законодательство должно содержать четкое закрепление оснований для введения режима военного положения. Поскольку в период его действия могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права агрессией против Российского государства признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности России или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций (Устав ООН).

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против России независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны, признаются:

вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию страны, любая военная оккупация территории, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;

бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории России или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против нашего государства;

блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства (группы государств);

нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на вооруженные силы России или другие войска независимо от места их дислокации;

действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российского государства;

засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против России, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы. Монография. М.: ЩИТ, 2000. С. 139.

Актами агрессии могут признаваться также другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН, равносильные указанным выше актам агрессии.

Таким образом, правовой институт особых правовых режимов, одним из наиболее распространенных примеров которого является режим военного положения, имеет глубокие исторические корни в отечественном праве. Советское законодательство об особых правовых режимах отличалось явно репрессивной и даже карательной направленностью.

Причинами объявления военного положения в России в современных условиях могут являться только причины внешнего характера, представляющие угрозу для национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности государства. Отсюда следует, что основная цель введения военного положения в стране - это создание должных условий для отражения агрессии или предотвращения ее непосредственной угрозы, что позволило бы при необходимости быстро и эффективно осуществить переход общества от мирного положения к военному и обеспечить правовыми средствами устойчивое его функционирование в условиях войны.

Существуют различные подходы к определению разумной достаточности мер государственного ограничения, прав и свобод граждан, которые при этом не противоречат нормам международного права, а также установленным в обществе основам правопорядка и конституционным нормам.

Так, например, С.Н. Бабурин В работе «Территориальные режимы и территориальные споры: государственно-правовые проблемы» обосновывает тезис о том, что в условиях военного положения, в отличие от чрезвычайного положения, «не могут быть предусмотрены какие-либо изъятия в ограничении прав и свобод» Бабурин С.Н. Территориальные режимы и территориальные споры: государственно-правовые проблемы. М., 2001. С.75.. А.П. Коротков и Ю.Ю. Соковых также отмечают, что в условиях военного положения неизбежны ограничения прав и свобод граждан, причем в значительно большем объеме, чем в условиях режима чрезвычайного положения Коротков А.П., Соковых Ю.Ю. Правовые средства управления кризисными ситуациями: сравнительный анализ международно-правового и внутригосударственного регулирования// Государство и право. 1997. № 10. С. 70..

Однако преобладающей в данном вопросе является точка зрения, изложенная в комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Ю.В. Кудрявцева. Он считает вполне обоснованным и справедливым утверждение, что в условиях военного положения возможны и допустимы ограничения прав и свобод граждан, но только в той мере и на такой период, в каких пределах это необходимо для обеспечения обороны и безопасности государства Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Ю.В.Кудрявцева. М.,1996. С. 388..

Вместе с тем, по аналогии с нормами о режиме чрезвычайного положения, в условиях военного положения не подлежат какому-либо ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 20, 212, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 46-54 Конституции Российской Федерации, поскольку именно эти права не могут быть ограничены в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ.

Это положение полностью согласуется с принципом, согласно которому возможные ограничения любых прав и свобод граждан должны соответствовать международно-правовым нормам и осуществляться в строгом соответствии с национальным законодательством.

Указанное теоретическое положение определяет базовый правовой принцип применения компетентными государственными органами мер государственного принуждения в условиях режима военного положения, введение которого в большинстве случаев связано с возникновением вооруженных конфликтов международного характера.

Порядок введения военного положения на территории Российской Федерации четко регламентирован ФКЗ «О военном положении».

Так, военное положение на территории страны или в отдельных ее местностях вводится указом Президента России, который незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

В Указе Президента о введении военного положения отражаются следующие основные положения: обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения; дата и время, с которых начинает действовать военное положение; границы территории, на которой вводится военное положение.

Затем Указ Президента о введении военного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации и должен быть рассмотрен в течение 48 часов с момента получения.

Федеральный конституционный закон «О военном положении» специально регулирует ситуацию, при которой, в силу различных чрезвычайных обстоятельств, заседание Совета Федерации не может быть проведено в указанное время. Такой вопрос может быть рассмотрен и позднее 48 часов, т.е. сразу же после того, как члены Совета Федерации смогут приступить к работе. Решение об утверждении (или неутверждении) Указа Президента о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением.

Д. Н. Артамонов выявил существенные различия в основаниях введения режима военного положения в годы Гражданской войны, в период становления советской власти и в период Великой Отечественной войны Артамонов Д.Н. Институт военного положения по советскому праву. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1951. С. 57-61, 69..

Так, основаниями введения режима военного положения в период Гражданской войны являлись:

  • · контрреволюционные заговоры и вооружённые мятежи;
  • · иностранная военная интервенция;
  • · бандитизм;
  • · чрезвычайные стихийные бедствия.

В период второй мировой войны причинами объявления военного положения стали обстоятельства оборонного характера:

  • · нападение на СССР гитлеровской Германии и ее союзников;
  • · вступление СССР в войну с милитаристской Японией в силу выполнения международных договорных обязательств перед другим государством по взаимной защите от внешней агрессии;
  • · отсутствие в некоторых районах местных органов государственной власти и государственного управления из-за чрезвычайных обстоятельств.

Этому отвечают рассуждения и выводы Д.Н. Артамонова о действии режима военного положения во времени. Он, в частности, отмечал, что режим военного положения в период Великой Отечественной войны применялся по различным основаниям, на различных территориях и в различное время, т.е. не являлся постоянным, основным и единственным правовым режимом, который исключал бы обычный правопорядок по всей стране.

Так, например, Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения» от 22 июня 1941 г. военное положение было объявлено в 26 крупных административно-территориальных образованиях СССР9. Во многих же местностях военное положение вовсе не вводилось, а там, где оно действовало, совершенно необязательно следовали радикальные изменения общего правопорядка, который чаще всего лишь видоизменялся применительно к условиям военного времени. Но и в этом случае режим военного положения действовал обычно сравнительно короткое время.

Интересно и теоретически перспективно мнение Ю.И. Кучмы, который считает, что военное положение - это метод и средство управления государством в военное время для решения важных государственных программ, направленных на:

  • · создание в целях повышения централизации управления новых чрезвычайных органов по управлению обществом в военное время;
  • · организацию надежной охраны и обороны стратегически важных народно-хозяйственных объектов;
  • · перевод на военное положение транспортной системы государства;
  • · изменение трудовых правоотношений в обществе с учетом специфики военного времени (увеличение рабочего дня, отмена отпусков и выходных дней, запрет увольнения с работы по собственному желанию) и их трансформацию в отношения трудовой повинности;
  • · ограничение ряда прав и свобод граждан, усиление мер государственного принуждения во всех формах, в том числе ужесточения уголовной ответственности;
  • · расширение полномочий правоохранительных органов Международно-правовые документы: сб. док. М., 2009. С. 544..

Режим военного положения отличается централизацией руководства и усилением полномочий военных властей, ограничением прав и свобод граждан, усилением мер правовой ответственности в целях обеспечения данного режима, поддержания общественного порядка и безопасности. На территории, на которой введено военное положение, применяются все необходимые меры по организации производства продукции, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд, обеспечения потребностей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов по нормам военного времени.

Военное положение всегда носит временный характер. Военное положение, введенное на территории России или в ее отдельных местностях, отменяется Указом Президента Российской Федерации после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения. После отмены военного положения нормативные правовые акты, принятые для обеспечения режима военного положения, утрачивают свою силу или отменяются органами, их издавшими.

Федеральный конституционный закон «О военном положении» содержит требование о том, что в случае введения военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях Президент Российской Федерации информирует об этом Генерального секретаря ООН и Генерального секретаря Совета Европы, а также о дате, с которой прекращается военное положение и связанные с ним отступления от обязательств по международным договорам.

Наряду с военным положением отечественному правопорядку известен институт осадного положения (эти понятия различаются в русско- и англоговорящих странах, тогда как в Испании и Латинской Америки они обозначаются одним понятием, и именно «осадным», а не военным, положением в буквальном переводе). Его особенность заключается в том, что оно вводилось в важных в военном отношении районах прифронтовой полосы в условиях непосредственной угрозы захвата их врагом для обеспечения в этих особо чрезвычайных условиях задач укрепления тыла защищающихся войск и пресечения подрывной деятельности противника. Осадное положение, таким образом, вызвано причинами чисто военного характера. Осадное положение устанавливало еще более жесткий (по сравнению с военным положением) правовой режим.

Так, например, Государственный Комитет Обороны СССР счел необходимым в дополнение к уже существующему военному положению ввести в Москве с 20 октября 1941 г. осадное положение. Введение осадного положения предполагало немедленное привлечение к ответственности нарушителей порядка с передачей суду военного трибунала, а в отношении провокаторов, шпионов и других агентов врага, призывающих к нарушению порядка, предписывался расстрел на месте.

С 26 октября 1941 г. на осадном положении была объявлена Тула. П.6 постановления Тульского городского комитета обороны «О введении осадного положения» почти дословно повторял соответствующий пункт постановления Государственного Комитета Обороны СССР от 20 октября 1941 г. и определял: «Всех нарушителей общественного порядка привлекать к строжайшей ответственности и предавать суду военного трибунала. Провокаторов, шпионов, распространителей слухов и других агентов врага расстреливать на месте».

Начальник гарнизона г. Севастополя во исполнение постановления Военного Совета войск Крыма об объявлении всего полуострова на осадном положении издал приказ № 2 от 29 ноября 1941 г. «О правилах поведения населения, движения транспорта и распорядка жизни в Севастополе». Приказ также заканчивался требованием: «Нарушителей порядка привлекать К суду военного трибунала, а провокаторов, шпионов и прочих врагов расстреливать на месте».

25 августа 1942 г. на осадном положении был объявлен г. Сталинград. В приказе начальника гарнизона г. Сталинграда от 26 августа предписывалось: «Лиц, занимающихся мародерством и грабежами, расстреливать на месте без суда и следствия. Всех прочих злостных нарушителей общественного порядка и общественной безопасности в городе немедленно предавать суду военного трибунала» Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне: сб. док. М.: Русь, 2000. Т. 2. Кн. 2. С. 29.

Анализ конкретных случаев введения на территории СССР осадного положения свидетельствует, что ему всегда предшествовало введение режима военного положения. При этом вводимое осадное положение, сохраняя все меры военного положения, еще более усиливало некоторые из них. Поэтому можно определить режим осадного положения как особую, исключительную форму реализации режима военного положения. Оно может объявляться в стратегически важных городах и местностях прифронтовой полосы в условиях непосредственной угрозы захвата их военным противником и устанавливает по сравнению с военным положением еще более жесткий правовой режим. Специальных законодательных актов, регламентирующих общие вопросы введения и реализации мер осадного положения, в послевоенный период не издавалось. Вместе с тем, с точки зрения автора, в современных условиях введение режима осадного положения также возможно на основании Указа Президента Российской Федерации при условии соблюдения международно-правовых обязательств, в рамках усиления действия режима военного положения, введенного на основании законодательно установленной процедуры.

Чрезвычайное положение означает вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

1. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В указе Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны быть определены:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

1. После обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в возможно короткие сроки без специального вызова.

2. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в качестве первоочередного.

3. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.

4. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения.

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

В соответствии Конституцией Российской Федерации основанием для введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.

2. Для целей настоящего Федерального конституционного закона в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:

1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;

2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;

3) блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства (группы государств);

4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска независимо от места их дислокации;

5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;

6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться также другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

3. Для целей настоящего Федерального конституционного закона непосредственной угрозой агрессии против Российской Федерации могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление войны Российской Федерации.

1. Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Российской Федерации.

Президент Российской Федерации незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума).

2. В указе Президента Российской Федерации о введении военного положения должны быть определены:

обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения;

дата и время, с которых начинает действовать военное положение;

границы территории, на которой вводится военное положение.

3. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

4. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации.

5. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа.

В случае, если в силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств заседание Совета Федерации не может быть проведено в установленное время, такой вопрос может быть рассмотрен позднее срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

6. Решение об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением.

В случае, если указ Президента Российской Федерации о введении военного положения Совет Федерации не утвердил, такое решение оформляется постановлением Совета Федерации.

7. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.