Отменен оправдательный приговор. Почему отменяются оправдательные приговоры. Возможные причины отмены приговора



















Монастырь Всех скорбящих радости после 1917 г.

Революционные события прервали историю развития монастыря. Советская власть с первых дней своего существования начала борьбу с религией. Судьба монастырей, таким образом, была предрешена…
20 января 1918 г. был принят декрет об отделении Церкви от государства, после чего начинается изъятие капиталов, земель, зданий у монастырей. Скорбященский монастырь, как и многие другие, закрыли в 1918 г. После этого часть монахинь под давлением властей покинула монастырь, оставшиеся образовали пошивочную артель, просуществовавшую до 1929 г. С 1923 г. власти запретили использовать кладбище под захоронения, оно было закрыто.
Установка лидеров большевиков на антирелигиозную борьбу была ярко выражена в ленинском письме «Членам Политбюро. Строго секретно» от 19 марта 1922 г.: «...изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».
Изъятие церковных ценностей в храмах бывшего Скорбященского монастыря началось 31 марта 1922 г в 10 часов утра, а 2 апреля 1922 г. оно завершилось. Было изъято 19 пудов серебра, около 6 пудов золотых и серебряных изделий. Закрыть разом все церкви, оставшиеся в монастыре, власти не решились, а остановились на политике постепенного изживания. Мощным орудием в руках властей стала деятельность Комиссии по разгрузке г. Москвы, функционирование которой осуществлялось на основании инструкции Народного Комиссариата Внутренних Дел и Народного Комиссариата Юстиции от 19-го июня 1923 года (С.У. 1923 г.№ 72). По итогам осмотра церкви Скорбященского монастыря 13 декабря 1928 г. было принято постановление о целесообразности использования помещения церкви б. Скорбященского монастыря по Новослободской улице для Техникума Промысловой кооперации, которое было передано 15 января 1929 г. на рассмотрение Президиуму Московского Губернского Исполнительного комитета Советов Р.К. и К.Д.
По решению Президиума Московского Губернского Исполнительного комитета Советов Р.К. и К.Д. церковь б. Скорбященского монастыря закрыли, а предметы культа было решено передать ближайшей группе верующих по описи, на случай жалобы верующих была предусмотрена процедура обжалования решения Президиума во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Данное решение, по мнению властей, являлось обоснованным, т. к. «на расстоянии пяти минут ходьбы от б. Скорбященского монастыря находится функционирующая приходская церковь, т. н. Тихвинская в Тихвинском пер. и т. н. церковь Софии на Сущевском валу, куда может перейти группа верующих без всякого ущерба для себя, в случае закрытия б. монастыря».
Со стороны прихожан и монахинь направлялись жалобы в ВЦИК, делались неоднократные попытки отстоять церковь, но они не увенчались успехом.
Передача здания церкви б. Скорбященского монастыря состоялась 13 марта 1929 г. Реквизированное имущество было передано группе верующих, но уже на других правах: фактически его владельцем становилось государство, перед которым номинальные владельцы несли материальную и уголовную ответственность. Составленный инспектором Адмотдела Моссовета А.Н. Новиковым акт о ликвидации соборной церкви Скорбященского монастыря определил реквизированное имущество церкви передать представителю музейного п/отдела МОНО (Московского Отдела Народного Образования) А.А. Глазунову для передачи в музейный фонд. Изъяты были не только церковные принадлежности, такие как фелонь, епитрахиль, золотой набедренник первой половины XIX в., ризы и др., но и весь церковный иконостас. Сразу после закрытия собора началась его перестройка: все убранство интерьера было вывезено, живопись замазана, снесены главы куполов и колокольня. На такую перестройку строения и переоборудование здания для учебных целей со стороны Техникума Промысловой Кооперации было потрачено 150 тыс. рублей.
В 1929 г. Президиумом Московского Совета Депутатов было принято постановление, по которому планировалось провести снос всех храмов Скорбященского монастыря, кроме соборного. С целью выполнения данного постановления среди членов общины, большая часть которых была представлена монахинями, меньшая прихожанами, начинаются чистки, в результате которых часть верующих была заключена в Бутырскую тюрьму и расстреляна на Бутовском полигоне в течение последующих лет, другая отправлена в ссылку в Казахстан или в Северный край.
К исполнению постановления Президиума Московского Губернского Исполнительного комитета Советов Р.К. и К.Д. – сносу зданий приступили не сразу. В 1929–1930 гг. монастырское кладбище было окончательно закрыто, и на основании плана земельного участка бывшего Скорбященского монастыря под № 54 по Новослободской улице, принадлежавшего Красно-Пресненскому районному клубу работников комхозяйства, начали перестройку кладбища, в результате часть территории кладбища стала парковой зоной, могильные плиты срыты.
В 1970-е годы здание бывшего женского богословского института надстраивается до пятиэтажного, а с севера пристраивается новый корпус. Вскоре здание было передано Отряду охраны № 15 ГУВД Москвы. В 1976 г. храм Всемилостивого Спаса был передан Московскому государственному станкостроительному институту («Станкин»), который первоначально планировал перепрофилировать здание под учебные нужды, а после 1979 г. здание хотели разобрать. Вмешательство общественности, в частности, скульптора Н. В. Томского остановило уничтожение собора. Гибель же церкви Архангела Рафаила была предопределена, храм был снесён в 1978 г.
































Кладбище монастыря Всех скорбящих радости существовало с 1894 г. до 1930-х гг. Первый кладбищенский храм Трёх Святителей появился на территории в 1894 г. благодаря усердиям И.Е. Ефимова. В 1897 г. на территории кладбища женой купца второй гильдии А.И.Обуховой над могилой мужа И.Я.Обухова была построена церковь Тихвинской Божьей матери со склепом по проекту архитектора Н.Д.Струве. Церковь была одноглавой, в русско-византийском стиле.
По материалам дел перепланировки территории кладбища 1920-х гг. известно о существовании семейных захоронений Красильниковых и Зубаловых. После революции в связи с закрытием монастыря в 1918 г. данные о погребениях с 1919 г. отсутствуют. В 1923 г. было запрещено хоронить на территории кладбища. В 13 июля 1923 г. бывшими монашествующими и прихожанами монастыря было принято решение об образовании Православно-христианского общества при б.Скорбященском монастыре. Со стороны государства Обществу предоставлялось право пользования храмами и их имуществом, расположенных на территории бывшего Скорбященского монастыря. В 1924 г. территория монастырского огорода была передана жилищно-строительному обществу товарищества «Жиркость». Начиная с 1924 г. на территории монастыря был образован Краснопресненский клуб Союза Коммунальников по адресу: ул. Новослободская 54.
26 ноября 1924 г. в Моссовет от секретариата редакции газеты «Правда» поступило предложение о возможности предоставления храма Всемилостивого Спаса Скорбященского монастыря под рабочий клуб Краснопреснского Союза Коммунальников, вместе с ним территорию кладбища планировали переоборудовать под участок сада новообразованного клуба.
Начиная с 1923 г. кладбище приходит в запустение, каменные стены, ограждавшие кладбище со всех сторон были снесены. Судя по документу ответа Московского Коммунального Хозяйства (далее М.К.Х.) в Управление делами Президиума Московского Совета на № 506/С от 14 июня 1926 г. кладбище находилось в ужасающем состоянии: «благодаря разрушенным оградам кладбища стала доступна не только для населения, но и для домашнего скота. Принимая во внимание большую площадь кладбищ (300 десятин), густую растительность на них и большое количество памятников и часовен, дающих возможность хулиганам и преступникам укрываться от преследования милиции, за содействием которой Похоронный П/Отдел М.К.Х. обращался неоднократно, охрана кладбищ при отсутствии оград в силу этого невозможна и бесцельна».
Судя по материалам документа Обращения Общества благоустройства кладбища при б.Скорбященском монастыре к члену Президиума ВЦИК тов. Смидовичу №8 от 28 мая 1926 г., на кладбище монастыря в 1926 г. «происходили совершенно недопустимые бесчинства и имели место систематические хулиганства, принимавшее самые возмутительные и дикие формы, вплоть до выбрасывания из могил трупов. При этом подверглись разрушению ценные сооружения, художественные памятники и почти все чугунные и железные ограды. Кладбище, на котором недавно были захоронения советских граждан, сделалось грязным притоном для попоек и оргий». Акт обследования помещений, занятых монашествующими лицами в бывш. Скорбященском (Новослободская ул.54) монастыре в гор. Москве и монастырского кладбища представителями от ВЦИК от 21 мая 1926 г. зафиксировал существенные разрушения надгробных памятников и склепов: «На кладбище обнаружены взломанными три склепа, - принадлежащие, по словам местных жильцов, Обуховым, Зубаловым и Красильщиковым, которые в настоящее время совершенно открыты и доступны для широкого обозрения. В склепе Обухова - вытащен гроб, а рядом остатки трупа - скелета, издающие сильное зловоние. В склепе Зубалова (ценной художественной работы) всё взломано и расхищено, также вскрытый гроб (текст перечёркнут). Труп Зубалова, по словам жильцов, был выброшен зимой ещё нынешнего 1926 года. В склепе Красильщикова трупы также были выкинуты, стоит вода, причём отверстие не закрыто и в него легко могут попасть дети, гуляющие по кладбищенскому парку. Вскрытые склепы издают зловоние и создают антисанитарные условия». По воспоминаниям одного из жильцов бывших зданий монашеских келий Прошечкина Е.В. «на территории монастырского кладбища было вскрыто много захоронений, нередко местные ребята, играя в футбол, вместо мяча использовали череп». Стоит учитывать, что из-за отсутствия ограждения кладбища и большого числа случаев гробокопательства, описанная в документе опасность действительно грозила возникновением различных болезней и эпидемий в связи с увеличением числа беспризорных домашних животных, которые могли стать переносчиками заболеваний (особенно бездомные собаки). 11 января 1926 г. бывшие монашествующие и прихожане монастыря с целью защиты территории кладбища от расхищений и гробокопательства подали прошение в Моссовет об образовании Общества Благоустройства бывшего Скорбященского Кладбища. Число членов общества уже в первые дни достигло 308 человек, во главе общества числилась бывшая игуменья монастыря дворянка Нина Волкова.
Первой заботой общества стали действия по лоббированию вопроса в МКХ (Московском Коммунальном Хозяйстве) об ограждении территории кладбища и несению охраны порядка об хулиганства, насилия и гробокопательства и забота о древонасаждениях. Тем не менее, со стороны других организаций, таких как Краснопреснский Клуб Союза Коммунальников по ул. Новослободская, 54 через секретариат газеты редакции «Правда» в Моссовет продолжали поступать предложения о необходимости ликвидации кладбища монастыря и предоставления земли под детский парк.
К этому времени рядом с каменным монастырским двухэтажным домом была построена детская школа №204, на территории монастыря был открыт детский сад, здание монастырской трапезной планировалось внутри переоборудовать под спортивный зал (перепланировка произошла в 1934 г.). В 1926 г. МКХ Отдел Благоустройства г. Москвы без согласования с Обществом Благоустройства бывшего Скорбященского Кладбища провёл «границы участка, оставляя ряд могил, охраняемых обществом, вне этого участка, причём вся часть кладбища, не входящая в участок, передана по договору вместе с могилами под увеселительное предприятие одной из профессиональных организаций. Такое положение прямо нарушает закон о закрытых кладбищах, оскорбляя чувства лиц, близких захороненным, и препятствует Обществу делу осуществления своих задач согласно Уставу, утверждённому Моссоветом. Общество, несмотря на те моральные жертвы, на которые будут обречены его члены в случае предоставления части территории Кладбища под увеселительное предприятие, всё же считает возможным не входить в обсуждение использования М.К.Х. той части Кладбища, на которой не имеется захоронений, если Обществу будет обеспечен отвод всего остального участка с необходимым удалением границ от территории, занятых могилами».
Судя по плану 1925 г., предоставленному Краснопресненским клубом Союза Коммунальников по Новослободской, 54 в МКХ Отдел по благоустройству, речь идёт о постройке Просветительской открытой сцены (на плане земельного участка бывшего Скорбященского монастыря 1926 г. строение числится как театр), построенного на месте захоронений людей напротив кладбищенского храма Трёх Святителей.
Несмотря на наличие подобных жалоб со стороны Общества, М.К.Х. предпринимало отдельные попытки по прекращению вандализма на территории кладбища: «Что же касается фактов разрушения памятников и склепов на кладбищах бывшего Скорбященского монастыря, а также расхищения, то таковые имели место, со стороны М.К.Х. принимались соответствующие меры по поимке виновных и привлечению их к ответственности. Упоминаемые в отношении ВЦИКа трупы захоронены на новых местах, а склепы приводятся в порядок. На территории указанного кладбища имеется рабочий посёлок треста «Жиркость», Общежитие студентов Сельско-Хозяйственной Академии имени Тимирязева и школа 2-й ступени, совершенно не изолированные от мест захоронений, благодаря чему не представляется возможным поддерживать охрану этого кладбища. Для того чтобы изолировать могилы от указанных учреждений и организаций, М.К.Х. предоставило Губсоюзу Коммунальников свободную от захоронений площадь с использованием её как места отдыха и с обязательством постройки забора. Организованному Обществу благоустройства кладбища Скорбященского монастыря, похоронным П/Отделом М.К.Х. было оказано возможное содействие. т.к. М.К.Х. считает организацию подобных Обществ, имеющих исключительной целью благоустройство могил целесообразной. В силу того, что означенное кладбище закрыто для новых захоронений, Обществу нет никакой надобности в свободной площади, каковая передана Губсоюзу Коммунальников и изолирована последней от могил постройкой забора».






















В 1930 г. число членов Общества благоустройства кладбища Скорбященского монастыря достигло 527 человек. Судя по документу докладной записки Административного отдела в Мособлисполком, в обществе было: «32 рабочих, 365 служащих, 3 свободных профессий, 21 кустарей, 77 пенсионеров, 29 неопределённых занятий. Состав Правления - Мамонтов-бухгалтер по изучению северных морей, чл. Правления Семенов-кустарь, Майков-экономист зернотреста, Костякова - машинистка, Немецкий - финансист наркомторга, Вильборг - профессор I МГУ, Ильинский - архитектор МОНО, Шварина - дом.хоз., Бычков - врач, работа сводиться к сохранению могил членов общества, работой общества. Правление руководит через работницу Рыбакову (здоровье бывшей руководительницы общества Нина Волковой начиная с 1926 г. ухудшалось), которая фактически является бывшей монашкой Скорбященского монастыря, в настоящее время является членом профсоюза».
В 1930 г. Административным отделом было проведено обследование 29 обществ на соответствие целей общества задачам строительства социализма и требованиям советской общественности. В ходе подобного обследования шесть обществ подлежали ликвидации, как неотвечающих задачам социалистического строительства и требованиям советской общественности, пять обществ подлежали реорганизации, т.к. существуют другие общества, ставящие аналогичные задачи. Не избежало проверки Общество благоустройства кладбища Скорбященского монастыря. В поданной записке в Мособлисполком тов. Марциновскому от Административного отдела об обследовании Общества благоустройства кладбища Скорбященского монастыря было принято решение о необходимости ликвидации общества как несоответствующего задачам социалистического строительства. Вскоре Общество благоустройства кладбища Скорбященского монастыря было ликвидировано, начался процесс перестройки кладбища под парк, могильные плиты были вырыты. Из всего числа захороненных прах только 40 человек был перенесён в другое место, могилы остальных остались скрытыми под толщей асфальта парковых дорожек и игровых площадок, построенных в новом детском парке, в их число входит могила философа Н.Ф. Фёдорова и многих других известных людей. Кладбищенский храм Трёх Святителей и склепы по описанию П.Г. Паламарчука пустовали: «В 1960-е гг. закрытый храм (Тихвинской Божьей матери) был занят жилыми квартирами; вскоре после этого жильцов выселили и здание пустовало. В конце 1960-х гг. оно было разрушено». Храм Трёх Святителей также подвергся разрушению, на его фундаменте (подвал храма сохранился) была оборудована площадка для постановки новогодней ёлки и проведения детских праздников. Могильные плиты по воспоминаниям старожилов и старосты храма Всемилостивого Спаса В.А. Простова были вывезены с территории детского парка в неизвестном направлении.
В 1992 г., после распада СССР, начался процесс возврата изъятого властью церковного имущества. В 1995 г. церкви было возвращено только здание трапезной, где временно разместился храм Всемилостивого Спаса, ранее там располагался спортзал. Территория монастыря и вся его инфраструктура со времени закрытия до начала процесса возврата отнятых у церкви строений претерпела сильные изменения. К настоящему времени сохранился соборный храм во имя Всемилостивого Спаса, лишённый глав и колокольни, с замурованным входом с улицы (новый вход прорублен с бокового фасада здания), часовня над могилой инокини Рафаилы, один из корпусов келий (трапезная), изменённое до неузнаваемости здание гимназии и фундамент с подвалом разрушенного храма Трёх Святителей. За последние 10 лет была безвозвратно утеряна в ходе строительных работ часть сохранившейся каменной ограды монастыря.

Уже почти 20 лет прошло с тех пор, как гонения на религию в России прекратились, а официальная политика воинствующего атеизма была отвергнута. Тысячи православных храмов и монастырей оказались вновь открыты для верующих, воссозданы многие обители и центры духовного просвещения. Москва как столица России в этом отношении занимает одну из лидирующих позиций. Однако в столице по сей день есть поруганные и изувеченные до неузнаваемости храмы, до сих пор не возвращенные верующим. Яркий пример – Скорбященский монастырь на Новослободской улице, один из последних монастырей, основанных в Москве до революции.

К сожалению, немногие жители сегодняшней Москвы помнят эту обитель. А ведь на рубеже XIX–ХХ веков Скорбященский монастырь был известен на всю Первопрестольную! Современники считали, что как центр духовного просвещения и богословского образования он может сравниться со Свято-Троицкой Сергиевой и Александро-Невской лаврами.
По преданию, район будущей обители – территории между Новослободской, Тихвинской улицами, Вадковским переулком и Сущевским валом – служил местом уединения и молитвы для Василия Блаженного (до середины ХХ века тут даже существовал Васильевский пруд, названный в честь святого). В конце XVIII века здесь находилось владение вдовы действительного статского советника Надежды Васильевны Шепелевой, которое после ее смерти в 1840-х годах перешло к князю Сергею Владимировичу Голицыну. Из-за несовершеннолетия нового владельца на летнее время земли с большим парком в придачу сдавались в аренду под разные развлекательные заведения: так, некоторое время здесь помещался Немецкий клуб, потом сад Тиволи Карла Раппо.
В 1837 году решено было строить Храм Христа Спасителя не на Воробьевых горах, как предполагалось сначала, а в Чертолье, на месте древнего Алексеевского монастыря. Перед митрополитом Московским Филаретом встала проблема перевода старой обители на новое место. Владыка предложил перенести ее к Тихвинской церкви в Сущеве, то есть примерно туда же, где впоследствии возник Скорбященский монастырь. Этого не произошло лишь из-за ошибки: архимандрит Даниловского монастыря Гавриил, которому было поручено осмотреть новое место, перепутал указанную церковь с Тихвинской (или по главному престолу – Крестовоздвиженской) в Красном Селе. Туда в результате и перевели Алексеевскую обитель. Несмотря на ошибку архимандрита Даниила, митрополит Филарет одобрил перевод обители в Красное Село. Однако тогда же он предрек, что и в Сущеве будет монастырь.
Слова московского пастыря не остались пустым звуком: 18 октября 1856 года он освятил домовую церковь во имя Богоматери «Всех скорбящих радость». Она была устроена для продолжительно болевшей княгини Параскевы Николаевны Голицыной, супруги Владимира Сергеевича Голицына, отца Сергея Владимировича (к тому времени сдача этой земли в аренду прекратилась, здесь стали жить Голицыны). Казалось бы, маленькая домовая церковь, расположившаяся в восточной стороне княжеского дома, имела значение лишь для семьи Голицыных и со смертью княгини Параскевы Николаевны по закону должна была быть упразднена. Но именно ей суждено было стать ядром будущего монастыря. В 1861 году, после смерти Владимира Сергеевича, его безутешная вдова решила выехать из Москвы, оставив поместье. По совету митрополита Филарета при домовой церкви был организован приют для иногородних монахинь-сборщиц. В 1865 году, после перехода земли и дома в собственность княжны Александры Владимировны, последовало разрешение на открытие такого приюта, которое состоялось 11 ноября того же года. А в августе 1889 года княжна обратилась к епархиальному начальству с просьбой о возведении приюта в ранг женского общежительного монастыря во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». 16 сентября 1890 года состоялось открытие монастыря, который помимо территории в Москве владел еще и пожертвованными княжной Голицыной 60 десятинами земли в Московском уезде. Штат новой обители включил игуменью, казначея, 15 монахинь и соответствующее число послушниц. Также при монастыре была больница. Княжна Голицына сохранила за собой западную часть дома, в которой осталась жить. Так было положено начало Скорбященскому монастырю.
Для новой обители требовался обширный собор, соответствующий монастырскому статусу. Поэтому почти сразу же после открытия была начата подготовка к построению соборного храма во имя Всемилостивого Спаса с двумя приделами по проекту архитектора Ивана Терентьевича Владимирова. Как было принято до революции, на строительство храмов жертвовали богатые и состоятельные люди, заботившиеся о спасении своей души. Так произошло и здесь: новой обители помогла воскресенская купчиха Акилина Алексеевна Смирнова. Закладка собора была торжественно совершена 26 мая 1891 года. По задумке архитектора, храм был выстроен в русско-византийском стиле. Основание храма представляло не вполне правильную форму креста. Собор был увенчан пятью главами, стиль куполов соответствовал общему характеру здания: подобно всем главам старинных русских церквей, они суживались вверху и увенчивались восьмиконечными крестами. На западной стороне, над самым входом в храм, как бы на кровле лежало восьмиконечное основание колокольни. В ней имелись традиционные окошки-слухи – для большего распространения звука. В западной части храма вместо клиросов, под колокольней, были устроены хоры. Храм освещался 27 окнами разных размеров и формы. Не менее красив он был и изнутри: светлый, с четырехъярусным иконостасом и киотами прекрасной работы.
Работы продолжались два с половиной года. За это время храмоздательница А.А.Смирнова, в иночестве Рафаила, скончалась, и ее похоронили возле храма. Эта могила, над которой вскоре была построена часовня в русском стиле с мраморным иконостасом, положила начало кладбищу Скорбященского монастыря. Оно было открыто в начале 1894 года и постепенно стало одним из самых известных новых некрополей Москвы. На кладбище Скорбященского монастыря были похоронены многие состоятельные москвичи, купечество, священнослужители, инженеры, врачи, адвокаты. Среди последних – знаменитый адвокат Ф.Н.Плевако, скончавшийся в 1908 году. Интересна эпитафия на его могиле: «Не с ненавистью судите, а с любовью судите, если хотите правды». Здесь также был погребен известный публицист-патриот
В.А.Грингмут, редактор «Московских ведомостей». На его могиле в 1909 году был сооружен большой гранитный памятник по рисунку Васнецова. Со временем кладбище стало занимать большую часть территории монастыря и превратилось в главный источник его доходов.
Монастырь развивался, приобретая все большую известность. В 1891 году освящен храм-усыпальница воскресенских купцов Обуховых в честь Тихвинской иконы Божией Матери, 20 августа 1900 года освящен построенный в 1897–1900 годах храм архангела Рафаила (в память инокини Рафаилы), устроенный сначала при монашеской трапезной, а затем ставший училищным. На кладбище на средства купца из Сергиева Посада Ивана Ефимовича Ефимова (он же закончил строительство храма Всемилостивого Спаса после смерти инокини Рафаилы) в 1908–1910 годах сооружен храм в честь Трех Святителей. В 1898–1900 годах монастырь, на тот момент самый большой в Москве, обнесен длинной каменной оградой.
Вместе с тем монастырь превращался и в образовательно-просветительский центр: сначала в 1900 году открывается церковно-приходская школа, а когда для нее в 1909–1910 годах было выстроено новое трехэтажное здание, она преобразуется в 8-классную духовную гимназию. Незадолго до Первой мировой войны планировалось открыть Женский богословско-педагогический институт. Война замедлила этот процесс, но все же 8 ноября 1916 года в Скорбященском монастыре открылись Высшие женские богословско-педагогические курсы. Это был один из первых опытов высшего богословского образования в России, продлившийся, к великому сожалению, ничтожно мало – революция, считавшая церковь своим врагом, смела это начинание.
Скорбященский монастырь воспринимался современниками как новый центр Православной церкви, причем не только в масштабах Москвы, но и всей России. Но после 1917 года его история была насильственно прервана. В течение ХХ века монастырь, последний храм которого был закрыт в 1929 году, постепенно разрушался: сначала не стало церкви в честь иконы «Всех скорбящих радость», с которой начиналась обитель, затем в 1960-е годы снесены храмы Тихвинской иконы Божией Матери и Трех Святителей. В 1978-м настала очередь и церкви Архангела Рафаила. Самым варварским образом начисто было разрушено кладбище монастыря, лишь некоторые захоронения были перенесены на другое место (например, прах Плевако) да уцелела часовня инокини Рафаилы. Вплоть до 1990-х годов в городском детском парке №1, устроенном на месте кладбища, находили остатки могильных плит, а иногда и кости… Разрушенной оказалась и каменная ограда. Главный храм монастыря, собор Всемилостивого Спаса, едва не повторил участь других церквей обители, но общественность вступилась за него.
Что же в результате уцелело? Сохранился соборный храм, лишенный глав и колокольни, с замурованным входом с улицы (новый вход прорублен сбоку), совершенно потерявший свое внутреннее убранство, часовня над могилой инокини Рафаилы, один из корпусов келий и измененное до неузнаваемости здание гимназии. Еще несколько лет назад на Тихвинской улице сохранялся небольшой участок монастырской стены, но затем и его снесли в связи со строительными работами неподалеку… Церкви возвращено в 1995 году только здание келий, где временно разместился храм Всемилостивого Спаса. Сам же собор с советских времен занят Московским государственным технологическим университетом «Станкин». На территории кладбища выстроено несколько жилых домов, все так же находится детский парк, все так же периодически происходят страшные находки – оказываются потревоженными останки людей. Так, например, крупное захоронение было обнаружено 11 августа 2006 года при раскопке котлована для строительства жилого дома.
Однако уже есть приход храма Всемилостивого Спаса, борющийся за возрождение собора, – пока службы совершаются в здании келий. Часовня над могилой инокини Рафаилы несколько лет назад была вновь покрашена, приведена в порядок и увенчана главой с крестом, сейчас она тоже принадлежит приходу. По благословению настоятеля о. Александра Ильяшенко прихожанами храма создан сайт «Православие и мир» (www.pravmir.ru), ставший за пять лет своего существования одним из крупнейших русскоязычных православных ресурсов в сети Интернет. Все это дает основание надеяться на сохранение и возрождение хотя бы тех осколков былого монастыря, которые пощадили время и люди.

Собор Происхождения Древ Креста Господня
Адрес: город Москва, улица Новослободская, 58
Проезд: метро "Менделеевская","Савеловская"
Год постройки:Между 1889 и 1894.
Архитектор:И.Т. Владимиров
Церковь. Действует.


DSCN9945.JPG


DSCN9939.JPG


DSCN9935.JPG


DSCN9927.JPG


DSCN9924.JPG

Часовня над могилою вкладчицы монастыря и его инокини матери Рафаилы (А. А. Смирновой)


DSCN9922.JPG


DSCN9919.JPG

Престолы:Спаса Всемилостивого, "Скоропослушница" иконы Божией Матери, Двенадцати апостолов
Cайт:
Координаты:55.78937, 37.59244
Женский общежительный монастырь в честь иконы "Всех скорбящих радость" на Новослободской ул. открыт в 1890 г. Назван по имени домовой церкви, устроенной основательницей монастыря княжной Александрой Владимировной Голицыной в 1856 г.
Первое пострижение трех инокинь совершено было в монастыре в 1891 г., а на 1915 г. в нем уже насчитывалось 265 сестер.
К 1917 г. в монастыре было 5 церквей с 7 престолами.
Cоборный храм Всемилостивого Спаса построен в 1891-94 гг. по проекту архитектора Ивана Терентьевича Владимирова на средства благотворительницы, купеческой вдовы из Воскресенска Акилины Алексеевны Смирновой (в монашестве Рафаила). В нем три престола: главный - Всемилостивого Спаса, правый - иконы Божией Матери "Скоропослушница", левый - Двенадцати апостолов. Мать Рафаила сама трудилась и распоряжалась при постройке. Освящен храм в 1894 г.
Собор обновлялся в 1910 г. с промывкой иконостаса и покрытием внутри росписями и был вновь освящен после обновления 3 октября 1910 г. митрополитом Владимиром (Богоявленским - ныне причислен к лику Новомучеников Российских) в присутствии вел. кн. Елисаветы Феодоровны, неоднократно посещавшей обитель.
В Спасском соборе Скорбященского монастыря часто служили Московские митрополиты и другие представители высшей церковной иерархии.
В 1929 году собор был закрыт, использовался в качестве учебного здания. В 1976 году здание передано «Станкину». После закрытия собора из него было вывезено все убранство интерьера. Живопись замазана. Снесены главы и ярус звона колокольни. В 1979 г. Станкин собирался разобрать здание. Вмешательство общественности, в частности, скульптора Томского, остановило уничтожение собора. В 1982 году силами финской фирмы произведена реконструкция здания: поставлены новые перекрытия и перегородки, подшиты своды, облицованы стены, сделаны новые полы. Выломаны старые лестницы и сделаны новые. Боковые входы и западный вход с улицы обращены в окна. Из окна южного фасада притвора протесан вход. Пробиты окна нижнего света в алтаре и ряд других оконных проемов. Своды подвала заменены перекрытием по балкам.
В 1982 году по проекту института «Росреставрация» произведен косметический ремонт фасада и покрытие кровель медью. По образцу сохранившихся изготовлены недостающие оконные решетки. Стилизованный под XVII в. крупномасштабный, неоштукатуренный собор из красного кирпича играл прежде значительную градостроительную роль. Здание доминировало в застройке Новослободской улицы, завершая ее панораму. Собор главенствовал в монастырском ансамбле. Близкие по стилю корпуса и другие храмы играли по отношению к нему подчиненную роль. И ныне, лишенный завершения и колокольни, собор занимает заметное место в застройке современной улицы.
Прямоугольный в плане основной объем соединяет в себе центральный четверик и фланкирующие его симметричные пределы. С востока примыкают три апсиды. Повышенная центральная имеет снаружи пятигранный абрис плана. Одинаковый с четвериком по ширине западный объем объединяет притвор и паперть с лестниками по сторонам. Возвышающийся над пределами четверик завершен ярусом килевидных кокошников. Декоративное пятиглавие стояло на купольном своде. Приделы завершены щипцами с фигурными фронтонами, служащими одновременно наличниками киотов. Щипцовое завершение имеют также прясла боковых фасадов притвора и центральной апсиды. Над лопатками возвышаются кокошники. От колокольни сохранился четверик промежуточного яруса над папертью и нижняя часть разрушенного восьмигранного яруса звона.
Интерьер искажен установкой междуэтажных перекрытий, перегородок, новых лестниц, облицовкой стен и обшивкой сводов. Угловые пилоны четверика скошены. В приделы, притвор и алтарь открываются широкие арки. На пилоны, арки и паруса опирается сферический свод. Своды приделов и притвора подшиты. На старой фотографии видны конхи апсид и глубокие, стрельчатые с переломом распалубки над апсидами приделов. Новая лестница на верхние этажи и в подвал поставлена в притворе. Лестницы по сторонам паперти выломаны. По ним поднимались на хоры, располагавшиеся частично над папертью и над ризничными палатками. В северную часть подвала ведет спуск с улицы. Подвал освещен небольшими окнами. Судя по проектным чертежам подвал был перекрыт сводами. Теперь здесь перекрытие по металлическим балкам.
Несмотря на утраты, здание не потеряло важного градостроительного значения.
В настоящее время богослужения совершаются в здании бывших келий Скорбященского монастыря, находящемся недалеко от собора в детском парке, по адресу: ул. Новослободская, д.58, стр. 5.
У юго-восточного крыла собора, возле его абсид, - каменная часовня в русском стиле над могилою вкладчицы монастыря и его инокини матери Рафаилы (А. А. Смирновой)
Церковь в честь иконы "Всех скорбящих радость" освящена 18 октября 1856 г. митрополитом Филаретом, была деревянной. В 1911 г. на средства учредительницы княжны А. В. Голицыной архитектор С. К. Родионов возвел с четырех сторон прежних деревянных стен каменные, при этом внутреннее убранство храма осталось нетронутым. Храм сломан первым из монастырских церквей. На его месте - часть чахлого пионерского парка внутри бывшей территории обители.
Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери на монастырском кладбище освящена в 1891 г. Храмоздательница А. И. Обухова. Храм небольшой, в русско-византийском стиле, имел кубическую повышенную форму, завершенную небольшой шарообразной главой с крестом. В конце 1960-х гг. церковь разрушена. Стояла в глубине нынешнего парка.
Церковь архангела Рафаила освящена 1 июля 1900 г. митрополитом Владимиром в здании, которое предназначалось для трапезной. Церковь имела над собою одну небольшую главку. Сломана в 1978 г.; на ее месте стоит новое здание милицейской части.
Церковь Трех Святителей построена на средства И. Е. Ефимова. Освящена 8 мая 1910 г. В конце 1960-х гг. ее разрушили.
В 1900 г. в монастыре открыта одноклассная церковно-приходская школа. В 1909-1910 гг. архитектор Ильинский выстроил для нее новое здание в три этажа. С 1912 г. школа преобразована в 8-классную духовную гимназию. С 1911 г. в ее здании временно размещено также 3 Епархиальное женское училище, а в 1914 г. здесь открыт учрежденный Синодом Высший Богословский женский институт. 8 ноября 1916 г. в Скорбященском монастыре после молебствия и произнесения речей были торжественно открыты высшие женские богословско-педагогические курсы.
В 1898-1900 гг. вокруг монастыря сооружена каменная ограда длиною в 638 саженей 1,5 аршина (не сохр.)
Информация из книги П. Г. Паламарчука "Сорок Сороков" и с сайта храма.

В 1865 году княгиня Прасковья Николаевна Голицына учредила в усадьбе домовую церковь во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость», также в усадьбе был открыт приют для приезжих монахинь-сборщиц. Вскоре при нём была открыта Филаретовская больница.

6 сентября 1889 года Синод официально преобразовал Голицынский приют в общежительный женский монастырь, названный в честь иконы Всех Скорбящих Радости Всехскорбященским (Скорбященским). 1889-1894 гг. на средства купеческой вдовы из Воскресенска А.А. Смирновой (в монашестве Рафаилы) в обители был построен соборный храм во имя Всемилостивого Спаса. Храм был возведен по проекту архитектора И.Т. Владимирова в русско-византийком стиле. Также в обители были построены храмы Архангела Рафаила (1900 г.), Тихвинской иконы Божией Матери (1901 г.), часовня над могилой А.А. Смирновой.

В 1894 г. было открыто монастырское кладбище. На кладбище были похоронены более тысячи человек, среди них сын Федора Шаляпина Игорь, известный адвокат Плевако, мыслитель Н.Ф. Федоров, дрессировщик А.Л. Дуров, историк Д.Н. Иловайский. К 1917 г. в монастыре было 5 церквей с 7 престолами, и проживало 265 монахинь. Обитель неоднократно посещала великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1913 году при монастыре были открыты высшие богословско-педагогические курсы.

В 1918 г. монастырь был упразднен. Монахини остались на месте, организовав швейную артель. Почти все постройки монастыря были уничтожены. В 1929-30 гг. было уничтожено и монастырское кладбище. В настоящее время сохранились лишь обезглавленый собор Всемилостивого Cпаса и здание монастырских келий. В течении длительного времени в них находились различные учреждения. В настоящее время они передаются церкви.

http://optimisty.com/skorbiashinski



Местность Новое Сущево, в которой расположен б. Скорбященский монастырь и храм Всемилостивого Спаса, еще с XVI века, с эпохи Царя Ивана Грозного, становится исторической для города Москвы, ибо сюда удалялся для молитвенных подвигов святой Василий Блаженный, Христа ради юродивый. В центре территории, позднее занимаемой монастырем, находился пруд (окончательно засыпан в конце XIX века), называвшейся в память св. Василия Блаженного - Васильевским. Собственно история монастыря начинается с того времени, как в 1837 г. городская усадьба, построенная прежней владелицей Надеждой Васильевной Шепелевой (ур. Энгельгардт), перешла во владение семейства князя Владимира Сергеевича Голицына, по завещанию она перешла к его сыну князю Сергею Владимировичу Голицыну. В 1849 г. из-за ран оставил службу и поселился в этом доме. Для его больной супруги княгини Прасковьи Николаевны Голицыной был устроен домовый храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» - по благословению Святителя Филарета митрополита Московского и под наблюдением архимандрита Антония (Медведева), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Храм освящен 18 (31) октября 1856 г. Святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским.

По совету Святителя Филарета трудами дочери князя В.С.Голицына, княжны Александры Владимировны Голицыной после смерти отца и отъезда из Москвы матери при домовом храме был устроен приют для иногородних монахинь, сборщиц подаяния. Территория усадьбы отошла во владение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Приют с больницей, названный «Филаретовским», был открыт 11 октября 1865 г. наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Антонием (Медведевым).

В 1889 г. княжна А. В. Голицына обратилась с прошением о преобразовании приюта в монастырь. 6 (19) сентября 1889 г. последовал указ Св. Синода об основании общежительного женского монастыря «Всех скорбящих Радосте». Штат - игуменья, 15 монахинь и послушницы. Первая игуменья - Евпраксия (фамилия неизвестна). Монастырь сохранил приют и больницу.

Открытие монастыря состоялось 16 (29) сентября 1890 г. Соборный храм монастыря во имя Всемилостивого Спаса построила известная благотворительница, купчиха из г. Воскресенска Акилина Алексеевна Смирнова (тайная монахиня Рафаила). По благословению митрополита Московского Иоанникия (Руднева) проект храма был разработан архитектором Иваном Терентьевичем Владимировым, мастером «нового русского» стиля в церковном зодчестве конца ХIХ века. Храм был заложен 26 мая (8 июня) 1891 г. После кончины А.А. Смирновой строительство соборного храма было продолжено ее душеприказчиком, купцом г. Сергиев Посад Иваном Ефимовичем Ефимовым. В 1893 г. по проекту И.Т. Владимирова были сооружены ограда и врата монастыря (остатки сохранились), часовня-усыпальница над могилой монахини Рафаилы (А.А. Смирновой).

Сооружение храма было закончено в 1894 г., место умершего архитектора И.Т. Владимирова было замещено архитектором Петром Алексеевичем Виноградовым. Главный престол во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста был освящен 25 октября (7 ноября) 1894 г. митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским). Правый придел во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница» освящен 6 (19) ноября 1894 г. Левый придел во имя Двенадцати апостолов освящен 12 (25) декабря 1894 г. Одной из главных святынь храма была икона Божией Матери «Скоропослушница», которую доставили из Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря 21 апреля 1894 г.

20 апреля 1900 г. освящен храм во имя Архангела Рафаила (по проекту И.Т. Владимирова) митрополитом Московским священномучеником Владимиром (Богоявленским); Трехсвятительский храм на монастырском кладбище сооружен в 1894-1910 гг. по проекту П.А. Виноградова; Храм-усыпальница купцов Обуховых во имя иконы Божией Матери «Тихвинская» сооружен в 1901 году по проекту архитектора Николая Дмитриевича Струкова.

В 1909 г. после кончины первой игумении Евпраксии была назначена игумения Нина (Волкова). При ней уже в 1910 г. было сооружено здание и открыто женское восьмиклассное училище, которое стало основой для созданного в 1914 г. первого в России женского высшего Богословского учебного заведения - института, а в 1909-1911 гг. по проекту архитектора Сергея Михайловича Ильинского был построен не сохранившийся по сей день «Рукодельный корпус» (корпус келий и мастерских).

История монастыря и Храма Всемилостивого Спаса связана с именами ряда выдающихся людей, составляющих славу России и ее Церкви. В 1909 - 1917 гг. здесь неоднократно бывала преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна, здесь она причащалась. Она же принимала участие в создании Женского Богословского института. Здесь совершали Богослужения великие московские первосвятители-митрополиты: святитель Филарет (Дроздов), священномученик Владимир (Богоявленский) и святитель Макарий (Парвицкий - Невский), а также митрополит Трифон (князь Туркестанов), тогда епископ Дмитровский, и епископ Серпуховский Анастасий (Грибановский), будущий глава Русской Зарубежной Церкви. Особенно памятно для храма Всемилостивого Спаса имя святителя Тихона (Белавина), патриарха Московского и Всероссийского. В 1917 г., еще будучи митрополитом Московским, святитель Тихон совместно с игуменией Ниной трудился по проблеме съездов монашествующих в дни перед открытием Великого Поместного Собора 1917-1918 гг. Неоднократно служил святитель Тихон в храме Всемилостивого Спаса, будучи патриархом Московским и Всероссийским. Достоверно известно об его служениях в воскресение 22 июля (4 августа) 1918 г., во вторник 1(14) августа 1923 г. и в четверг 24 октября (6 ноября) 1924 г.

После упразднения Скорбященского монастыря в 1918 году, его монахини во главе с игуменией Ниной (Волковой) создали общину при храме Всемилостивого Спаса и производственную артель, которые просуществовали до 1929 г. 15 января 1929 г. Президиум Моссовета принял решение о закрытии храма Всемилостивого Спаса, и 15 марта 1929 г. здание собора было передано Университету Промысловой кооперации. 7 августа 1929 г. Президиум Моссовета принял решение о сносе зданий бездействующих церквей б. Скорбященского монастыря (кроме собора Всемилостивого Спаса). Многие монахини были репрессированы, некоторые расстреляны. Одна из них - преподобномученица Екатерина (Константинова) - причислена к лику святых. Монастырь подвергся разрушению. Уничтожены все его храмы, кроме одного, перестроено здание Женского училища (Богословского института), монастырское кладбище стерто до основания. Ныне сохранились только изуродованный главный соборный храм Всемилостивого Спаса, часовня-усыпальница А.А. Смирновой (монахини Рафаилы), трапезный корпус, а также фрагменты ограды и врат.

Приход Всемилостивого Спаса размещается сейчас в трапезном корпусе (ул. Новослободская, д. 58, строение 5). Приход располагает зданием часовни у восточной стены храма Всемилостивого Спаса. Поэтапная передача приходу всех трех сохранившихся зданий монастыря была прервана в 1994 году. Здание соборного храма Всемилостивого Спаса (ул. Новослободская, д. 58, строение 1) сохранилось в изуродованном виде. Остатки Скорбященского монастыря, среди которых возвышается величественное, несмотря на разрушения, здание Собора Всемилостивого Спаса, являются памятником архитектуры, памятником истории и культуры федерального значения. Сам храм используется не по назначению, находится в запущении, его содержание не соответствует статусу памятника истории и архитектуры.

20 января 1918 г. был принят декрет об отделении Церкви от государства, после чего начинается изъятие капиталов, земель, зданий у монастырей. Скорбященский монастырь, как и многие другие, закрыли в 1918 г. После этого часть монахинь под давлением властей покинула монастырь, оставшиеся образовали пошивочную артель, просуществовавшую до 1929 г. С 1923 г. власти запретили использовать кладбище под захоронения, оно было закрыто.

Изъятие церковных ценностей в храмах бывшего Скорбященского монастыря началось 31 марта 1922 г. в 10 часов утра, а 2 апреля 1922 г. оно завершилось. Было изъято 19 пудов серебра, около 6 пудов золотых и серебряных изделий. Закрыть разом все церкви, оставшиеся в монастыре, власти не решились, а остановились на политике постепенного изживания. Мощным орудием в руках властей стала деятельность Комиссии по разгрузке г. Москвы, функционирование которой осуществлялось на основании инструкции Народного Комиссариата Внутренних Дел и Народного Комиссариата Юстиции от 19-го июня 1923 г. (С.У. 1923 г.№ 72). По итогам осмотра церкви Скорбященского монастыря 13 декабря 1928 г. было принято постановление о целесообразности использования помещения церкви б. Скорбященского монастыря по Новослободской улице для Техникума Промысловой кооперации, которое было передано 15 января 1929 г. на рассмотрение Президиуму Московского Губернского Исполнительного комитета Советов Р.К. и К.Д.

По решению Президиума Московского Губернского Исполнительного комитета Советов Р.К. и К.Д. церковь б. Скорбященского монастыря закрыли, а предметы культа было решено передать ближайшей группе верующих по описи, на случай жалобы верующих была предусмотрена процедура обжалования решения Президиума во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет.

Передача здания церкви б. Скорбященского монастыря состоялась 13 марта 1929 г. Реквизированное имущество было передано группе верующих, но уже на других правах: фактически его владельцем становилось государство, перед которым номинальные владельцы несли материальную и уголовную ответственность. Составленный инспектором Адмотдела Моссовета А.Н. Новиковым акт о ликвидации соборной церкви Скорбященского монастыря определил реквизированное имущество церкви передать представителю музейного п/отдела МОНО (Московского Отдела Народного Образования) А.А. Глазунову для передачи в музейный фонд. Изъяты были не только церковные принадлежности, такие как фелонь, епитрахиль, золотой набедренник первой половины XIX в., ризы и др., но и весь церковный иконостас. Сразу после закрытия собора началась его перестройка: все убранство интерьера было вывезено, живопись замазана, снесены главы куполов и колокольня. На такую перестройку строения и переоборудование здания для учебных целей со стороны Техникума Промысловой Кооперации было потрачено 150 тыс. рублей.

В 1929 г. Президиумом Московского Совета Депутатов было принято постановление, по которому планировалось провести снос всех храмов Скорбященского монастыря, кроме соборного. С целью выполнения данного постановления среди членов общины, большая часть которых была представлена монахинями, меньшая прихожанами, начинаются чистки, в результате которых часть верующих была заключена в Бутырскую тюрьму и расстреляна на Бутовском полигоне в течение последующих лет, другая отправлена в ссылку в Казахстан или в Северный край.

В 1929-1930 гг. монастырское кладбище было окончательно закрыто, и на основании плана земельного участка бывшего Скорбященского монастыря под № 54 по Новослободской улице, принадлежавшего Красно-Пресненскому районному клубу работников комхозяйства, начали перестройку кладбища, в результате часть территории кладбища стала парковой зоной, могильные плиты срыты.

В 1970-е годы здание бывшего женского богословского института надстраивается до пятиэтажного, с севера пристраивается новый корпус. Вскоре здание было передано Отряду охраны № 15 ГУВД Москвы. В 1976 г. храм Всемилостивого Спаса был передан Московскому государственному станкостроительному институту («Станкин»), который первоначально планировал перепрофилировать здание под учебные нужды, а после 1979 г. здание хотели разобрать. Вмешательство общественности, в частности, скульптора Н.В. Томского остановило уничтожение собора. Гибель же церкви Архангела Рафаила была предопределена, храм был снесён в 1978 г.

Кладбище монастыря Всех скорбящих радости существовало с 1894 г. до 1930-х гг. Первый кладбищенский храм Трёх Святителей появился на территории в 1894 г. благодаря усердиям И.Е. Ефимова. В 1897 г. на территории кладбища женой купца второй гильдии А.И. Обуховой над могилой мужа И.Я.Обухова была построена церковь Тихвинской Божьей матери со склепом по проекту архитектора Н.Д. Струве. Церковь была одноглавой, в русско-византийском стиле.

26 ноября 1924 г. в Моссовет от секретариата редакции газеты «Правда» поступило предложение о возможности предоставления храма Всемилостивого Спаса Скорбященского монастыря под рабочий клуб Краснопреснского Союза Коммунальников, вместе с ним территорию кладбища планировали переоборудовать под участок сада новообразованного клуба.

Кладбищенский храм Трёх Святителей и склепы по описанию П.Г. Паламарчука пустовали: «В 1960-е гг. закрытый храм (Тихвинской Божьей матери) был занят жилыми квартирами; вскоре после этого жильцов выселили и здание пустовало. В конце 1960-х гг. оно было разрушено». Храм Трёх Святителей также подвергся разрушению, на его фундаменте (подвал храма сохранился) была оборудована площадка для постановки новогодней ёлки и проведения детских праздников. Могильные плиты по воспоминаниям старожилов и старосты храма Всемилостивого Спаса В.А. Простова были вывезены с территории детского парка в неизвестном направлении.

В 1992 г. начался процесс возврата изъятого властью церковного имущества. В 1995 г. церкви было возвращено только здание трапезной, где временно разместился храм Всемилостивого Спаса, ранее там располагался спортзал. Территория монастыря и вся его инфраструктура со времени закрытия до начала процесса возврата отнятых у церкви строений претерпела сильные изменения. К настоящему времени сохранился соборный храм во имя Всемилостивого Спаса, лишённый глав и колокольни, с замурованным входом с улицы (новый вход прорублен с бокового фасада здания), часовня над могилой инокини Рафаилы, один из корпусов келий (трапезная), изменённое до неузнаваемости здание гимназии и фундамент с подвалом разрушенного храма Трёх Святителей. За последние 10 лет была безвозвратно утеряна в ходе строительных работ часть сохранившейся каменной ограды монастыря.

По материалам сайта http://hist.msu.ru/3D/monastery-his-1.htm



Тихвинской иконы Божией Матери в Скорбященском монастыре церковь (уничтожена).

Это была первая кладбищенская церковь в Скорбященском женском монастыре, созданная купчихой А.И. Обуховой над могилой мужа И.Я. Обухова. Небольшой храм в русско-византийском стиле с шарообразной главой (архитектор Н.Д. Струков) освятили 22 апреля 1901 г. В нем находился золоченый трехъярусный иконостас с прекрасным резным орнаментом. В 1920-е гг. церковное помещение уже использовалось как кладбищенская контора. По-видимому, храм-усыпальницу уничтожили при ликвидации монастырского кладбища в конце 1920-х - начале 1930-х годов.



Трех Святителей в Скорбященском монастыре церковь (уничтожена).

Скорбященский монастырь близ Бутырской заставы был открыт в 1890-е гг., и перед 1917 годом в нем насчитывалось четыре храма. Церковь Трех Святителей была построена в 1910 г. и находилась на монастырском кладбище. В этом же году, по словам современника, кладбище «украсилось мемориальными, гранитными и другими богатыми памятниками. На могилах множество цветов, которые в летнее жаркое время каждодневно поливаются сестрами обители. Аромат цветов, душистых тополей и цветущих лип во множестве дает воздуху свежесть и чистоту и привлекает многих на монастырское кладбище». На нем были похоронены основательница Скорбященского монастыря А.В. Голицына, игуменьи Нина, Евпраксия и другие инокини. Здесь также нашли последнее пристанище многие известные москвичи: критик Ю.Н. Говоруха-Отрок, дрессировщик зверей А.Н. Дуров, историк Д.И. Иловайский, библиограф Н.М. Лисовский, адвокат Ф.Н. Плевако, философ Н.Ф. Федоров, редактор «Московских ведомостей» А.В. Грингмут, издатель «Московского листка» Н.И. Пастухов и другие.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. монастырь был ликвидирован и кладбище закрыто для новых захоронений. В 1929 г. Трехсвятительский храм был закрыт, некоторое время использовался как склад, а потом снесен. Большинство могил было уничтожено в 1929-1930 гг. На территории кладбища со временем был устроен детский парк.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".

http://rutlib.com/book/21735/p/17

20 августа 1900 г. Освящение храма Св. архангела Рафаила митрополитом Московским и Коломенским ВЛАДИМИРОМ (Богоявленским).

Храм находился в трапезном корпусе.

29 октября 1900 г. Посещение Скорбященского монастыря выдающимся церковным деятелем ВЛАДИМИРОМ КАРЛОВИЧЕМ САБЛЕРОМ (впоследствии обер-прокурор Св. Синода)

20 июня 1909 г. Митрополит Московский и Коломенский ВЛАДИМИР (Богоявленский) прибыл из Санкт-Петербурга (с сессии Св. Синода) в Скорбященский монастырь на 40-й день кончины первой игумении монастыря Евпраксии.

2 октября 1909 г. Первое посещение Скорбященского монастыря Великой Княгиней ЕЛИЗАВЕТОЙ ФЕОДОРОВНОЙ.

Также была здесь 19 января, 15 апреля, 24 октября (престольный праздник) 1911 г. Причащалась в монастыре 5 ноября 1911 г.

Преподобномученица Великая Княгиня ЕЛИЗАВЕТА ФЕОДОРОВНА 1864 – 1918

Великая святая Русской Церкви ХХ века. Урожденная герцогиня Гессен-Дармштадская. С 1884 г. супруга Великого Князя Сергея Александровича, убитого в 1905 г. В 1891 г. приняла православие. После гибели супруга посвятила себя делам милосердия. Основательница Марфо-Мариинской обители, ее настоятельница. Служила в монастырской больнице самым тяжелым больным. Поддерживала миссионеров, бедное сельское духовенство, нуждающихся. Талантливый иконописец. Арестована на третий день Пасхи 1918 г. и вывезена из Москвы.

5 июля 1918 г. приняла мученическую кончину: брошена в шахту старого рудника под Алапаевском вместе с несколькими другими мучениками, которым оказывала помощь до последних минут жизни. Фотография 1887 г.

Богослужение в обновленном соборе совершали митрополит Московский и Коломенский ВЛАДИМИР (Богоявленский) и епископ Можайский ВАСИЛИЙ (Преображенский).

Присутствовали Великая Княгиня ЕЛИЗАВЕТА ФЕОДОРОВНА, начальница Дворянского института О. Л. Талызина и многие другие.

15 сентября 1911 г. Скорбященский монастырь посетил епископ Серпуховский, викарий митрополита Московского АНАСТАСИЙ (Грибановский), будущий глава Зарубежного Синода Русской Церкви.

18 октября 1911 г. На 55-летний юбилей освящения первого храма Богослужение совершал митрополит Московский и Коломенский ВЛАДИМИР (Богоявленский).

17 октября 1912 г. Празднование 100-летия Отечественной войны 1912 г. в училищном здании монастыря с участием митрополита Московского и Коломенского ВЛАДИМИРА (Богоявленского), архиепископа АЛЕКСИЯ (ближе неизвестен) и викарных архиереев – епископа Дмитровского ТРИФОНА (кн. Туркестанова), епископа Можайского ВАСИЛИЯ (Преображенского) и епископа Серпуховского АНАСТАСИЯ (Грибановского).

Епископ Дмитровский ТРИФОН (князь Туркестанов) 1861 – 1934

В юности послушник Оптиной пустыни и духовный сын великого старца, преп. Амвросия Оптинского. Известный подвижник и аскет, вел строгий иноческий образ жизни. Любил “простой народ” и был высокомерно прозван “кухаркиным архиереем”. Имел высшее светское и духовное образование, автор трудов по истории старчества и иных.

На Дмитровской кафедре и викарий Митрополита Московского в 1901 – 1916 гг, далее на покое (в 1914 г. ездил с пастырской миссией на фронт, был контужен, ослеп на один глаз, в конце жизни утратил зрение полностью). Был возведен в сан архиепископа (1923 г.), затем митрополита (1931 г.) Изображен художником П. Д. Кориным на его знаменитой картине “Русь уходящая”.

(Фотография поздняя, иерарх в сане митрополита)

6 мая 1913 и 7 мая 1914 г. Скорбященский монастырь посещал митрополит Московский и Коломенский МАКАРИЙ (Парвицкий-Невский).

На 1915 г в обители и на монастырском хуторе было 265 монахинь и послушниц.

Монастырский хутор (57 десятин) находился при с. Нетесове в 8 верстах от станции Крюково СПб-ской железной дороги.

1914 г. Указ Св. Синода об открытие на основе училища Высшего Богословского женского института.

8 ноября 1916 г. Открытие в монастыре Высших Женских Богословско-Педагогических Курсов (Женский богословский институт)

Заведующий епископ Можайский ДИМИТРИЙ (Добросердов)

8 ноября 1916 г. В совершении Богослужения и в торжестве открытия Высших женских богословско-педагогических курсов приняли участие

Митрополит Московский и Коломенский МАКАРИЙ (Парвицкий-Невский), Епископ Волоколамский ФЕОДОР (Поздеевский), заведующий Курсами Епископ Можайский ДИМИТРИЙ (Добросердов), епископ Верейский МОДЕСТ (Никитин), епископ Аксайский ГЕРМОГЕН (Максимов), а также Великая Княгиня ЕЛИЗАВЕТА ФЕОДОРОВНА, обер-прокурор Святейшего Синода Н.П.Раев, профессоры Московской Духовной Академии и Московского Императорского Университета.

Епископ Волоколамский ФЕОДОР в схиме Даниил (Поздеевский)1873 – 1937

Епископ с 1909 г. С 1909 по 1917 г. – ректор Московской Духовной Академии. С 1917 г. – наместник Данилова монастыря. Строгий аскет, вел подвижническую жизнь. Знаток святоотеческого богословия и канонического права. С 1918 г. руководил основанной им в Даниловом монастыре Высшей богословской школой. Исключительно авторитетный архиерей, глубоко почитаемый среди иерархов, духовенства и мирян. С 1920 г. неоднократно арестовывался, провел в ссылках и в заключении многие годы, был расстрелян 23 октября 1937 г. во внутренней тюрьме НКВД г. Иваново. Незадолго до кончины принял схиму с именем преподобного Даниила князя Московского.

Из профессорского состава

Высших женских богословско-педагогических курсов

Новомученик ИОАНН (Иван Васильевич Попов)

1867 – 1938

Профессор, доктор церковной истории Московской Духовной Академии и Московского Императорского Университета. Профессор Высших женских богословско-педагогических курсов в 1917 г.

Член Поместного Собора 1917 – 1918 гг.

Сотрудник Св. Патриарха ТИХОНА и Сщмч. архиепископа ИЛАРИОНА (Троицкого).

С 1920 г. многократно пребывал в заключении. Расстрелян 8 февраля 1938 г. в Енисейске. Место погребения неизвестно. Причислен к лику святых Определением Св. Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 г. Имя внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских.

1918 г. Упразднение, закрытие монастыря. Большинство монахинь составили общину при Храме Всемилостивого Спаса. Ими же образована пошивочная артель.

Св. Патриарх Московский и всея России ТИХОН (Беллавин)

19/31.01.1865 – 25.03/07.04.1925

Избран на кафедру Московскую и Коломенскую 23.06/06.07.1917 г.; архиепископ, с 12/25.08.1917 г. митрополит. Патриарх Московский и всея России с 21.11/04.12.1917 г.

Великий святой Русской Церкви. Явил воплощение истинно русской святости, был исполнен пастырской любви, простоты и мудрости. Имя Свт. ТИХОНА стало символом бесстрашного, жертвенного стояния за Веру и Церковь в пору лютого гонения. Значение подвижнического служения Свт. ТИХОНА для Русской Церкви и России безмерно и не оскудевает со временем.

Свт. ТИХОН, патриарх Московский, неоднократно бывал в Скорбященском монастыре. Его сотрудничество с монастырем началось еще в 1917 г. в бытность правящим московским архиереем.

Компания 1922 года по изъятию церковных ценностей.

Изъятие церковных ценностей в храмах бывшего Скорбященского монастыря началось 31 марта 1922 г в 10 часов утра. Завершено 2 апреля 1922 г. В монастыре было изъято 19 пудов серебра, ок. 6 пудов золотых и серебряных “изделий”.

Протоиерей МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ СЛАВСКИЙ

1870 – 1933

Окончил Московскую Духовную Академию в 1895 г., кандидат богословия. В 1895 г. (?) – священник московского храма свв. Адриана и Наталии. С 1916 г. – протоиерей, настоятель храма Воскресения Христова в Гончарах.

В 1920-х гг. – протоиерей, в причте Храма Всемилостивого Спаса бывшего Московского Скорбященского монастыря.

Замечательный проповедник, высокообразованный и заботливый пастырь, верный и преданный служитель Русской Православной Церкви.

Вместе с настоятелем, прот. Михаилом Грибаневским подписывал протокол об изъятии ценностей храма. Вскоре выступил с резким осуждением “кампании”. Арестован 20 мая 1922 г. по “делу об изъятии церковных ценностей” (“проходил” по одному делу с о. Александром Хотовицким). Осужден Московским Рев. Трибуналом 13 декабря 1922 г. Приговор – 5 лет заключения в строгой изоляции, конфискация имущества и 3 года поражения в правах. Заключен в Таганскую тюрьму. Срок заключения был сокращен по двум амнистиям. Вернулся в причт Храма Всемилостивого Спаса. В 1932 – 1933 гг. служил в храме Св. Николая у Соломенной сторожки. В 1933 г. вновь арестован, сослан в Тотьму, затем в Каргополь. Точная дата и обстоятельства кончины неизвестны. По одной версии скончался в заключении. По другой версии в Каргополе был вызван в следственный отдел НКВД и расстрелян без приговора. Реабилитирован 22 апреля 1991 г.

1922 г. В монастыре разместили кавалерийское подразделение

В июне 1924 г. в монастыре проживало еще ок. 60 монахинь

Насельницы Скорбященского монастыря – мученицы и исповедницы

Ныне известны всего лишь восемь имен насельниц Скорбященского монастыря, пострадавших в эпоху великого гонения на Церковь в ХХ в. Их, безусловно, неизмеримо больше, учитывая численность насельниц на момент закрытия монастыря в 1918 г.

Сведения предоставлены Базой данных “Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века” Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (www. pstbi. ru).

Преподобномученица монахиня ЕКАТЕРИНА (Константинова) 1887 – 1938

Монахиня МАРИЯ (Виноградова) 1886 – 1938

В монастыре с 1904 по 1918 гг. Затем по 1929 г. в пошивочной артели, организованной монахинями закрытого монастыря. Арестовывалась в 1929 и в 1938 гг. Расстреляна на “Бутовском полигоне” под Москвой 17 февраля 1938 г.

Монахиня АННА (Ефремова) 1882 – 1938

В монастыре с? по 1918 г. Затем – с артелью сестер монастыря. Арестована в 1938 г. Расстреляна на “Бутовском полигоне” под Москвой 17 февраля 1938 г.

Монахиня АННА (Акифьева) 1881 – ?

В монастыре с 1914 по 1918 гг. В 1931 г. находилась в Бутырской тюрьме, осуждена на 3 года заключения в концлагере. Дальнейшая судьба неизвестна.

Монахиня ЕКАТЕРИНА (Белогубцева) 1877 – ?

В монастыре с? по 1918 г. В 1931 г. приговорена к 3 годам ссылки в Казахстан. Дальнейшая судьба неизвестна.

Монахиня ПАРАСКЕВА (Коробкова) 1884 – ?

В монастыре с? по 1918 г. Затем в артели монахинь по 1925 г. Арестована в 1930 г. Осуждена в 1931 г. на 3 года ссылки в Северный край. Дальнейшая судьба неизвестна.

Монахиня (послушница?) КСЕНИЯ (Митрофанова) 1873 – ?

В монастыре с 1895 по 1918 гг. После закрытия монастыря осталась при нем. С 1923 г. работала в пошивочных мастерских. В 1930 г. арестована, заключена в Бутырскую тюрьму. В 1931 г. осуждена на 3 года ссылки в Казахстан. Дальнейшая судьба неизвестна.

Послушница КЛАВДИЯ (Филиппова) 1880 –?

В монастыре с 1894 по 1918 гг. Певчая. Затем занималась пошивочными работами.

Арестована в 1930 г. Заключена в Бутырскую тюрьму. Осуждена в 1931 г.

Кладбище Скорбященского монастыря

Открыто 5 февраля 1894 г. распоряжением Московского генерал-губернатора генерал-адъютанта Великого Князя СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА.

С открытия в 1894 г. по закрытие в 1920 г. – более 1000 захоронений.

На кладбище были в числе других погребены следующие известные лица:

Первый врач Филаретовской больницы Михаил Карлович Ламортиньер (+24 февр. 1897г.) и его преемник доктор медицины Петр Савельевич Попов

Основательница монастыря Княжна Александра Владимировна Голицына (1831 – 1900)

Религиозный мыслитель Николай Федорович Федоров (1828 – 1903 г.)

Редактор газеты “Московские ведомости” Владимир Андреевич Гринмут (1851 – 1907)

Адвокат Федор Никифорович Плевако (1842 – 1908)

Библиограф Н. М. Лисовский

Критик И. Н. Говоруха-Отрок (памятник по проекту В. М. Васнецова)

Дрессировщик Александр Леонидович Дуров (+ 1916 г.)

“Король московских репортеров”, журналист Виктор Николаевич Пастухов (1863 – 1902)

Сын Ф. И. Шаляпина младенец Игорь Шаляпин (+1903 г.)

Первая игумения монастыря Евпраксия (+ 11 мая 1909 г. , отпевал епископ Дмитровский Трифон, князь Туркестанов).

Выдающийся историк Дмитрий Иванович Иловайский (1832 – 1920).

На кладбище находился Храм-усыпальница купцов Обуховых из Воскресенска во имя Тихвинской иконы Божией Матери.

В 1929 г. разрушены все монастырские храмы, кроме Соборного Храма Всемилостивого Спаса, который был закрыт.

Сохранились до сего времени обезображенный собор Всемилостивого Спаса, один из келейных корпусов (рукодельный) и надгробная часовня Акилины (в монашестве. Рафаилы) Смирновой.

Также сохранилось на территории милицейской части полностью перестроенное здание учебного корпуса (надстроенны 4 и 5 этажи и пристроен с севера новый корпус).

Ныне в “Рукодельном корпусе” освящен временный престол прихода Храма Всемилостивого Спаса, поскольку сам Храм все еще не передан Русской Православной Церкви. Здание “Рукодельного корпуса” было передано в запущенном состоянии. Начаты реставрационные работы.