Отвечает по обязательствам государства и. Государство не отвечает по обязательствам банка, банк — по обязательствам государства

Раздел 4. Гражданско-правовая ответственность государства по гражданским обязательствам

Законодательно нормы гражданско-правовой ответственности государства по гражданским обязательствам закреплены в главе 11 гражданского Кодекса Украины. Данная глава носит соответствующее название - ответственность по обязательствам государства, Автономной Республики Крым, территориальных громад.

Данная глава состоит из трех статей, в которых указываются нормы разделения ответственности государства и других субъектов права в вопросах ответственности при осуществлении гражданских правоотношений.

Статья 174 носит название "ответственность по обязательствам государства". При этом данная правовая норма указывает, что "государство отвечает по своим обязательствам своим имуществом, кроме имущества, на которое согласно закону не может быть обращено взыскание".

Статья 175 указывает, что ответственность по обязательствам территориальных громад лежит в пределах их имущества, кроме имущества, на которое согласно закону не может быть обращено взыскание.

Статья 176 вносит разъяснение о пределах ответственности субъектов права в лице государства, АРК и территориальных громад, в частности, речь идет о размежевание ответственности по обязательствам государства, Автономной Республики Крым, территориальных громад и созданных ими юридических лиц, в частности положения данной статьи характеризуются следующими нормами право гражданской ответственности государства Гражданський Кодекс Украины от 16.01.2003 // Голос Украины, № 45-46 от 13.03.2003, раздел 2, подраздел 3, глава 11, статья 176. :

Государство, Автономная Республика Крым, территориальные громады не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, установленных законом (часть 1 статьи 176)

Юридические лица, созданные государством, Автономной Республикой Крым, территориальными громадами, не отвечают по обязательствам соответственно государства, Автономной Республики Крым, территориальных громад (часть 2 статьи 176)

Государство не отвечает по обязательствам Автономной Республики Крым и территориальных громад (часть 3 статьи 176)

Автономная Республика Крым не отвечает по обязательствам государства и территориальных громад (часть 4 статьи 176)

Территориальная громада не отвечает по обязательствам государства, Автономной Республики Крым и других территориальных громад (часть 5 статьи 176).

Обратимся к комментариям специалистов в области гражданского права в отношении толкования данного юридического аспекта.

Участие государства как самостоятельного субъекта гражданских правоотношений в обороте носит обособленный характер, т. к. ни один другой участник гражданского оборота не имеет таких прав и обязанностей, какие присущи государству Братусь С.Н. Субъекты гражданского права, стр.240. .

Однако, не смотря на это, государство, участвуя в гражданских правоотношениях, также как и иные их участники приобретает определенные обязательства и обязано по ним отвечать.

Закон устанавливает, что государство подобно любому иному субъекту гражданского права несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам Гражданское право: В 2 т. Том I. Отв. ред. Е. А. Суханов. - М., БЕК, 2000, стр.101. .

Подчеркивается, что государство не отвечают по обязательствам созданных им юридических лиц. Исключение составляет случай, когда Украина приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам образованного им субъекта гражданского оборота, юридического лица, либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Украины Гражданское право Украины, Учебник // Под ред. Дзеры О.В., Кузнецовой Н.С., - К. Юринком Интер, 2004, стр.99. .

Кроме того, на государство как на учредителя государственных предприятий и собственника их имущества может быть возложена ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителя, собственника их имущества. Точно так же на государство, как на собственника имущества создаваемых им учреждений и предприятий, возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в распоряжении последних денежных средств. Государство несет субсидиарную ответственность также по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества Там же, стор.99. .

Государство в определенных случаях выступает как субъект внедоговорной ответственности. Например, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет государственных средств Гражданское право Украины, Учебник// Под ред. Пушкина В.В., Самойленко В.М., Харьков, 1996, стр.76. .

Украинское государство отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ей на праве собственности имуществом, кроме имущества Там же, стр.78. :

а) которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления;

б) которое может находиться только в государственной собственности,

Имеются особенности в обращении взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности. Оно допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Действующее законодательство признает принцип судебного иммунитета иностранных государств, т.е. считает невозможным предъявление иска к иностранному государству, обеспечение иска. обращение взыскания на его имущество, находящееся в стране, без прямого согласия компетентных органов этого государства.

Государство несет ответственность по сделкам, заключенным торговым представительством от имени государства. При этом только в тех странах и по тем спорам, в отношении которых государство в международных договорах путем одностороннего заявления, доведенного до компетентных органов стран пребывания торгового представительства, выразило согласие на подчинение торгового представительства (т.е. государства, ибо торговое представительство действует от имени государства) суду страны пребывания по указанным спорам.

От имени публично-правовых образований по их специальным поручениям могут выступать различные государственные органы и органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане Гражданський Кодекс Украины от 16.01.2003 // Голос Украины, № 45-46 от 13.03.2003, статья 17 . Но в этом случае речь идет о гражданско-правовых отношениях представительства, в которых перечисленные субъекты выполняют функции представителей, а не органов публичной власти.

Кроме того, государство может защищать свои интересы в гражданско-правовых отношениях, о чем говорится в статье 17 Гражданского Кодекса Украины.

В частности, данная статья в части 3 указывает, что "Орган государственной власти, орган власти Автономной Республики Крым или орган местного самоуправления осуществляют защиту гражданских прав и интересов в пределах, на основаниях и способом, установленными Конституцией Украины и законом"

При этом, решение, принятое указанными органами по защите гражданских прав и интересов, не является препятствием для обращения за их защитой в суд.

Заключение

В процессе работы над темой курсовой мной были сделаны следующие выводы и обобщения, согласно структуре работы.

1. Субъект гражданских прав - это любое лицо, поведение которого регулируется нормами гражданского законодательства. Субъектами гражданских правоотношений выступают его участники.

Участниками гражданских прав выступают физические лица, юридические лица и государство. В гражданском праве Украины государство традиционно не считается юридическим лицом, а относится к особому виду субъектов гражданского права.

Государство обладает всеми признаками необходимыми для субъектов гражданского права. Обособление имущества проявляется в наличии права государственной собственности. Прежде всего, это имущество, входящее в состав государственной казны - Государственного бюджета. . Кроме того, государство самостоятельно выступает в гражданском обороте через свои органы.

Особенности правового положения всякого государства обусловлены наличием у него политической власти и государственного суверенитета, в силу которых оно само регулирует различные, в том числе имущественные, отношения, устанавливая в качестве общеобязательных как правила поведения для всех участников, так и порядок разбирательства их возможных споров. При этом оно само определяет и собственную гражданскую правосубъектность, ее содержание и пределы. Вместе с тем, участвуя в имущественных (частноправовых) отношениях, государство должно соблюдать установленные им же правила, обусловленные самой природой регулируемых отношений. Оно не может использовать свои властные прерогативы для того, чтобы произвольно менять в своих интересах гражданско-правовые нормы или навязывать контрагентам свою волю в конкретных правоотношениях, иначе рыночный (имущественный) оборот не сможет нормально функционировать, а необходимая ему частноправовая форма будет разрушена.

Поэтому государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах с иными их у частиками - гражданами и юридическими лицами (п.1 ст.124 ГК). Это означает, что они не вправе использовать здесь никакие свои властные полномочия по отношению к другим участникам (контрагентам).

2. Государство действует в гражданских отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений, для этого государство может создавать юридические лица публичного права (государственные предприятия, учебные заведения и т.п.) государство может создавать юридические лица частного права (предпринимательские общества и т.п.). Таким образом, участие государства в гражданских правоотношениях происходит через определенные правовые формы. К числу таких форм в первую очередь следует отнести юридические лица частного и публичного права. Юридическое лицо частного права создается на основании учредительных документов согласно статье 87 Гражданского Кодекса Украины. Юридическое лицо публичного права создается распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления. Гражданско-правовые сделки с участием публично-правовых образований, напротив, по общему правилу (при отсутствии специальных изъятий) подчиняются нормам о сделках с участием юридических лиц, хотя сами эти субъекты юридическими лицами не являются.

3. Государство и другие публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, т.е. реализуют свою дееспособность, через свои органы (органы государственной власти или органы местного самоуправления), действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов. Компетенция государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе и по участию в гражданских правоотношениях, устанавливается актами публичного, а не частного (гражданского) права. Для сферы гражданского права имеет значение, прежде всего, их компетенция по использованию государственного имущества, включая возможности его приобретения и отчуждения (распоряжения), а также компетенция в области возложения (несения) имущественной ответственности.

4. Участие государства как самостоятельного субъекта гражданских правоотношений в обороте носит обособленный характер, т. к. ни один другой участник гражданского оборота не имеет таких прав и обязанностей, какие присущи государству. государство, участвуя в гражданских правоотношениях, также как и иные их участники приобретает определенные обязательства и обязано по ним отвечать. Государство не отвечают по обязательствам созданных им юридических лиц. Исключение составляет случай, когда Украина приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам образованного им субъекта гражданского оборота, юридического лица, либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Украины.

Список использованных источников

Конституция (основной закон) Украины от 28.06. 1996 // ВВР Украины, - 1996, - №39, ст.141.

Гражданський Кодекс Украины от 16.01. 2003 // Голос Украины, № 45-46 от 13.03. 2003

Брагинский М.И. Участие советского государства в гражданских правоотношениях. - М. 1981.

Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. С.239 - 242

Советское гражданское право. Субъекты гражданского права/ Под ред. С.Н. Братуся. С.270-271 (автор раздела - М.И. Брагинский).

Словарь законодательных и нормативних терминов. Юридич. словарь И. Дахно. - К.: А.С.К., 2001. - 1052 с.;

Гражданское право Украины, Учебник // Под ред. Пушкина В.В., Самойленко В.М., Харьков, 1996;

Гражданское право Украины, Учебник // Под ред. Дзеры О.В., Кузнецовой Н.С., - К. Юринком Интер, 2004;

Гражданское право: В 2 т. Том I. Отв. ред. Е.А. Суханов. - М., БЕК, 2000.

Загальна теорія держави і права / За ред.В. В. Копєйчикова. - К.:, Юрінком Інтер, 1998. - 320 с.;

Головченко В.В., Ковальський В.С. Юридична термінологія: Довідник. - К.: Юрінком Інтер, 1998. - 219 с;

Правознавство: Навч. Посібник / За ред.В. В. Копєйчикова. - К.: Юрінком Інтер, 1998. - 476 с.

1. Государство отвечает по своим обязательствам своим имуществом, кроме имущества, на которое согласно закону не может быть обращено взыскание.

Комментарий:

1. ГК в ч. 1 ст. 174 закрепляет правило, согласно которому государство отвечает по своим обязательствам своим имуществом, кроме имущества, на которое согласно закону не может быть обращено взыскание.

Указанная статья ГК касается гражданско-правовой ответственности в материально-правовом смысле, поскольку содержит общую норму, которая определяет объем ответственности и отсылает к специальному закону.

Норма ст. 174 ГК хотя и не определяет круг имущества, относящегося к государственной собственности, однако закрепляет правило о том, что в государственной собственности имущество, в том числе денежные средства, принадлежащие государству Украина (ч. 1 ст. 326 ГК).

2. Для целей ч. 1 ст. 174 ГК "своим" имуществом (в отношении государства) следует понимать не любое имущество, которое находится в государственной собственности, а лишь неделимая часть государственного ("казенного") имущества, не закрепленного за унитарными государственными предприятиями, учреждениями и организациями на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления в соответствии с положениями ГК, другими законами Украины. Такая часть неделимого государственного имущества, незакрепленная на самостоятельном вещном праве за юридическими лицами публичного права, "... которой государство должно отвечать по своим гражданско-правовым обязательствам", доктрина называет "государственной казной".

Итак, государство несет ответственность по своим обязательствам всем государственным имуществом, а только имуществом государственной казны как фондом неделимого государственного имущества. В состав государственной казны не относится государственное имущество, закрепленное за унитарными государственными предприятиями, учреждениями и организациями на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, и поэтому государство не отвечает по своим обязательствам этим государственным имуществом. Поэтому "своим имуществом" в отношении государства не может считаться имущество, переданное юридическим лицам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Основу государственной казны составляют средства государственного бюджета как совокупности "финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, осуществляемых органами государственной власти в течение бюджетного периода в Бюджетный кодекс Украины (ст. 2). Государственный бюджет входит в бюджетную систему Украины, наряду с местными бюджетами (к ним относят бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления) согласно ст. 5 Бюджетного кодекса Украины.

Денежные средства не являются исключительной формой существования активов казны. Кроме бюджетных средств, в состав государственной казны относится имущество "в натуре", находящегося в государственной собственности и не закрепленное за унитарными государственными предприятиями, учреждениями, организациями на самостоятельном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления). К такой составляющей государственной казны относятся: правоотношения по реализации невостребованных грузов; реализации и использования конфискованного, бесхозяйного имущества; реализации и использования военного имущества, высвобождаемого, приобретение имущества на основании заключенного государственного контракта формирование и использование государственного материального резерва; обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к памятникам истории и культуры, конфискация имущества и т.п..

В состав государственной казны относятся корпоративные права, принадлежащие государству (акции, доли, паи). Согласно ст. 168 ГК и ст. 7 Закона Украины "Об управлении объектами государственной собственности" корпоративные права государства осуществляются Фондом государственного имущества и уполномоченными лицами в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Согласно пункту "в" ч. 1 ст. 7 вышеуказанного Закона субъектом таких корпоративных права является именно государство, а не Фонд государственного имущества, поскольку последний выступает от имени государства учредителем хозяйственных организаций, в уставные фонды которых передается государственное имущество. Поэтому Фонд, а государство является учредителем (участником) таких хозяйственных обществ. Хотя Фонд (как юридическое лицо) от своего имени не осуществляет корпоративные права, принадлежащие государству, он осуществляет непосредственно правомочия по представительного управления корпоративными правами государства в случаях, определенных ч. 3 ст. 168 ГК. В остальных случаях управление управление корпоративными правами государства осуществляется с привлечением уполномоченного лица. Уполномоченным лицом из управления корпоративными правами государства может быть гражданин или юридическое лицо, которое определенная по результатам конкурса, с которой соответствующий центральный орган исполнительной власти заключает договор поручения из управления корпоративными правами государства (ч. 1 ст. 170 ГК). Из содержания указанной нормы ГК следует, что такое уполномоченное лицо (гражданин или юридическое лицо) является представителем государства, осуществляющего полномочия по управлению корпоративными правами государства в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины "Об управлении корпоративными правами государства" от 15.05.2000 г. N 791 .

Государственную казну составляют и другие виды имущества, в частности: а) золотовалютные резервы, которыми управляет Национальный банк Украины (ст. 28 Закона Украины "О Национальном банке Украины" от 20.05.99 г.), б) иное имущество, которое не передавалось юридическим лицам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и осталось в управлении Фонда государственного имущества или его территориальных отделений и представительств. К такому имуществу следует отнести государственное имущество, не вошедшее в уставные фонды хозяйственных организаций, но находится на их балансе (ч. 2 ст. 7 Закона "Об управлении объектами государственной собственности").

3. Государству Украина принадлежит на праве собственности то имущество, которое не является объектом других форм собственности. Конституцией Украины и ГК Украины (статьи 324 - 327) предусмотрено четыре формы права собственности: собственность Украинского народа, государственную, коммунальную, частную. Поэтому государству Украина принадлежит на праве собственности имущество, которое не находится в частной (ст. 325 ГК), коммунальной собственности (ст. 327 ГК) или в собственности Украинского народа (ст. 324 ГК). В статьях 93, 111 ГК используется термин "коллективная собственность". Предприятием коллективной собственности признается "корпоративное или унитарное предприятие, которое действует на основе коллективной собственности учредителя (учредителей)". Отдельные авторы рассматривают это положение как подтверждение того, что "учредителями предприятий коллективной собственности собственности могут быть субъекты этого вида собственности" (т.е., коллективной). В этой связи делается вывод о правильности этого предположения, "... поскольку предприятиями коллективной собственности признаются предприятия потребительской кооперации, общественных и религиозных организаций (ч. 2 ст. 93 ГК)". По этому поводу следует отметить, что предусмотрена ГК Украины коллективная собственность является видом частной собственности (юридического лица), а не самостоятельной формой собственности, поскольку не имеет конкретного юридического содержания, не дает достаточных критериев ее отграничения от права частной собственности (юридического лица).

Этот вывод подтверждается положениями ГК Украины. Относительно предприятий объединений и религиозных организаций ГК Украины признает право хозяйственного ведения или оперативного управления (ч. 5 ст. 112 ГК). В этой связи в литературе правильно обращается внимание на то, что вещное право предприятий потребительской кооперации не получило любого названия (см. ст. 111 ГК). Поэтому правильным является вывод, что с учетом ст. 112 ГК вещное право предприятий потребительской кооперации логично было бы обозначать терминами право хозяйственного ведения или право оперативного управления (в зависимости от наличия или отсутствия у юридического лица права на осуществление предпринимательской деятельности). Предприятием коллективной собственности ГК также признает производственный кооператив. Закрепленное ч. 1 ст. 93 ГК положение о том, что "кооператив действует на основе коллективной собственности учредителя (учредителей) в литературе справедливо рассматривается как неуместное".

Изложенное дает основания для вывода о понимании предусмотренной ГК коллективной собственности как вида частной собственности, субъектами которой выступают юридические лица (непредпринимательские) и физические лица-учредители производственных кооперативов на имущество, закрепленное за созданными ими юридическими лицами.

4. В собственности государства находится имущество, закрепленное им за юридическими лицами публичного права на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления в соответствии с ч. 1 ст. 133 ГК Украины.

На праве хозяйственного ведения государственное имущество закрепляется за юридическими лицами публичного права, созданные для осуществления предпринимательской деятельности. На праве оперативного управления государственное имущество закрепляется за юридическими лицами публичного права, которые создаются для некоммерческой хозяйственной деятельности (ст. 137 ГК), в частности за казенными предприятиями. Такое же ограниченное вещное право принадлежит юридическим лицам, которые содержатся за счет бюджетов (это предполагалось ст. 39 Закона Украины "О собственности").

Действующее гражданское законодательство последовательно проводит принцип раздельности имущественных прав и обязанностей государства как субъекта гражданских правоотношений (т.е. как казны) от правосубъектности, в частности деликтоспособности, унитарных государственных предприятий, других созданных государством юридических лиц публичного права, по которым государственное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Этот вопрос имеет важное значение в связи с проблемой признания юридических лиц публичного права самостоятельными или зависимыми, подчиненными государству. Дополнительная актуальность этого вопроса вызвана неоднозначным толкованием иностранными юрисдикционными органами положений отечественного законодательства о понятии юридического лица публичного права, за которыми имущество закрепляется не на праве собственности, а на неизвестных европейскому праву конструкциях хозяйственного ведения и оперативного управления. В этой связи отдельные иностранные суды (в частности, в деле об аресте самолета, принадлежавшего государственному предприятию "АНТК" Антонов ") признают наличие" зияющих пробелов в понимании понятия ответственности по законодательству Украины ", констатируют отсутствие четкой определенности юридического статуса государственного предприятия (государственного учреждения) в Украине и, отказывая в самостоятельной правосубъектности таким юридическим лицам публичного права, признают их неотъемлемыми составляющими, представителями государства. Из этих соображений, канадский судья счел возможным принять решение, указывалось, что "требования... можно удовлетворить за счет собственности государства Украина ".

Такие решения иностранных судов в определенной степени обусловлены сложностью понимания для европейских юристов разработанной во времена Советского Союза конструкции юридического лица-несобственников, по которой имущество закрепляется исключительно на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Однако отсутствие подобных прав в праве европейских стран, не является основанием неприменения и ложного толкования в случае, когда материальным правом, за которым разрешается спор, есть право Украины.

Отечественное законодательство однозначно указывает на разрешение гражданско-правовой ответственности, ее государственных органов и созданных государством государственных унитарных предприятий. Государственное унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника и органа власти, к сфере управления которого оно входит (ч. 5 ст. 73 ГК Украины).

Государство, Автономная Республика Крым и территориальные громады отвечают по своим гражданско-правовым обязательствам на общих основаниях с физическими и юридическими лицами всем своим имуществом, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание.

Из положения ст.

174 ГК Украины, где закреплено соответствующее правило, следует, что из общего принципа ответственности государства за нарушение обязательств в полном объеме могут быть установлены исключения.

В частности, взыскание не может быть обращено на имущество:

1) изъятое из гражданского оборота (ч. 2 ст. 178 ГК Украины), то есть такое, которое не может находиться в частной собственности физических и юридических лиц. Распоряжение, управление, пользование им основывается на нормах публичного права;

2) закрепленное за территориальными громадами или Автономной Республикой Крым;

3) земля и прочие природные ресурсы, находящиеся в государственной или коммунальной собственности. Такое обращение взыскания на землю и прочие природные ресурсы, находящиеся в государственной и коммунальной собственности, возможно лишь в случаях, предусмотренных законом.

Территориальная громада отвечает по своим гражданско-правовым обязательствам на общих основаниях с физическими и юридическими лицами принадлежащим ей имуществом, за исключениями, установленными законом. В частности, не может быть обращено взыскание по обязательствам территориальной громады на имущество, которое может находиться в собственности указанного субъекта, но не может находиться в

частной собственности физических и юридических лиц. Не допускается обращение взыскания на землю и прочие природные ресурсы, находящиеся в коммунальной собственности, и т.п.

Закрепляя принцип ответственности государства, Автономной Республики Крым и территориальных громад по своим гражданско-правовым обязательствам на общих основаниях с физическими и юридическими лицами, ГК Украины, вместе с тем, устанавливает и принцип «персонализации» ответственности указанных субъектов.

Указанный принцип «персонализации» ответственности в зависимости от того, о каких именно субъектах идет речь, имеет два проявления:

1) разграничение ответственности государства, Автономной Республики Крым и территориальных громад, с одной стороны, и созданных ими юридических лиц, с другой стороны;

2) разграничение ответственности государства, Автономной Республики Крым и территориальных громад между собой. 1) В первом случае указанный принцип про является в том, что закон четко разграничивает ответственность по обязательствам государства, Автономной Республики Крым, территориальных громад и созданных ими юридических лиц: любой из указанных субъектов самостоятельно несет ответственность по своим гражданско-правовым обязательствам. В соответствии со ст. 176 ГК Украины предусматривается, что государство, Автономная Республика Крым, территориальные громады не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, установленных законом. К таким случаям, составляющим исключение из общего правила, в частности, относятся: дополнительная (субсидиарная) ответственность Украины, Автономной Республики Крым, территориальных громад по обязательствам казенных предприятий и учреждений; ответственность государства, Автономной Республики Крым, территориальных громад за действия органов и должностных, служебных лиц, выполняющих властные задачи и функции, и т.п. Например, в соответствии со ст. 77 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» вред, причиненный юридическим и физическим лицам в результате неправомерных решений, действий или бездеятельности органов местного самоуправления, возмещается за счет средств местного бюджета, а в результате неправомерных решений, действий или бездеятельности должностных лиц местного самоуправления - за счет их собственных средств в порядке, установленном законом.

В свою очередь, юридические лица, созданные государством, Автономной Республикой Крым, территориальными громадами, не отвечают по обязательствам, соответственно, государства, Автономной Республики Крым, территориальных громад.

2) Во втором случае имеет место разграничение ответственности государства, Автономной Республики Крым и территориальных громад между собой.

Обеспечивая реализацию этого проявления принципа «персонализации» социально-публичных образований, ст. 176 ГК Украины устанавливает три специальных правила:

а) государство не отвечает по обязательствам Автономной Республики Крым и территориальных громад;

б) Автономная Республика Крым не отвечает по обязательствам государства и территориальных громад;

в) территориальная громада не отвечает по обязательствам государства, Автономной Республики Крым и других территориальных громад.

Еще по теме 4. Ответственность по обязательствам государства, Автономной Республики Крым, территориальных громад.:

  1. Глава 10 УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА, АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГРОМАД В ГРАЖДАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Статья 174. Ответственность по обязательствам государства

1. Государство отвечает по своим обязательствам своим имуществом, кроме имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

1. Украина отвечает по своим гражданско-правовым обязательствам на общих основаниях с физическими и юридическими лицами всем принадлежащим ей имуществом. Общие основания такой ответственности сформулированы в ст. 56 Конституции Украины, по которой каждое лицо имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий.

Свою детализацию нормы Конституции получают в законодательных актах. В частности, глава 11, а также ст.ст. 1173-1175 ГК предусматривают ответственность государства за вред, причиненный незаконными действиями или бездеятельностью органа государственной власти, должностных или служебных лиц этих органов и вреда, причиненного в результате принятия органом государственной власти нормативно-правового акта, который был признан незаконным и отменен.

Государство отвечает по своим обязательствам имуществом, которое принадлежит ему на правах собственности. Относительно имущества, выступающего материальной и финансовой основой деятельности государства, см. комментарий к ст. 167 ГК.

Что касается имущества, на которое не может быть обращено взыскание, таким выступает. во-первых, имущество, изъятое из гражданского оборота. Законодательством такой перечень определен Постановлением Верховной Рады Украины от 17 июня 1992 г. «О праве собственности на отдельные виды имущества», дополнением 1 к нему утвержден перечень видов имущества, которое не может находиться в собственности граждан, общественных объединений, международных организаций и юридических лиц других государств на территории Украины. Кроме того, объектами, изъятыми из гражданского оборота, являются ядерные материалы и объекты ядерной энергетики, которые находятся в исключительной собственности государства (ст. 9 Закона Украины «Об использовании ядерной энергии: радиационной безопасности»); объекты культурно-исторического наследия (Закон Украины «Об охране культурного наследия»), природно-заповедного фонда (Закон Украины Об охране окружающей природной среды»), объекты общегосударственного значения Закон Украины «О приватизации государственного имущества») и т. п.

Во-вторых, имущество, закрепленное за территориальными громадами, Автономной Республикой Крым и другими субъектами (см. комментарий к ст.ст. 171, 172 ГК).

В-третьих, не допускается обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы. которые находятся в государственной или коммунальной собственности. Такое обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, которые находятся в государственной и коммунальной собственности, возможно лишь в случаях, предусмотренных законом. Указанное ограничение не должно распространяться на земли и другие природные ресурсы, которые в соответствии с законодательством могут находиться в собственности физических или юридических лиц с режимом их полной оборотоспособности. То есть в комментируемой статье под «законом» понимается не только акт гражданского законодательства, но и акты законодательства о земле и других природных ресурсах.

Государство отвечает по собственным обязательствам, в том числе и в размере своей доли, когда государство является участником хозяйственного общества. Кроме этого, в случае проведения государством мероприятий по принудительному изъятию заложенного имущества или имущественных прав (национализация, реквизирование, конфискация, наложение секвестра, а также других мероприятий, аналогичных по своим последствиям), государство возмещает убытки, нанесенные залогодержателю в результате осуществления этих мероприятий (ст. 57 Закона Украины «О залоге»).

Кроме этого, ответственность государства в лице его органов может устанавливаться в отдельных нормативно-правовых актах. Так, Законом Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» вред, причиненный участникам рынка ценных бумаг неправомерными действиями Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовой бирже при осуществлении контрольных и предписывающих полномочий, подлежит возмещению в полном объеме за счет государства в соответствии с действующим законодательством (ст. 15 Закона).

Также государство может быть субъектом ответственности во внешнеэкономических отношениях Украины. Статья 34 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» устанавливает, что Украина, как государство, несет имущественную ответственность в полном объеме перед субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности за все свои действия, которые противоречат действующим законам Украины, причиняют убытки (прямые, побочные) и моральный вред этим субъектам и приводят к потере ими выгоды, а также за другие свои действия, в том числе регулирующие внешнеэкономическую деятельность и прямо не предусмотренные в данном Законе, которые причиняют указанные убытки (вред) и приводят к потере выгоды, кроме случаев, когда такие действия предопределены неправомерными действиями указанных субъектов внешнеэкономической деятельности и иностранных субъектов хозяйственной деятельности. Действия государственных органов и официальных служебных лиц этих органов считаются действиями Украины как государства в целом. Любой субъект внешнеэкономической деятельности или иностранный субъект хозяйственной деятельности имеет право подать иск на Украину как государство. Указанный иск подается субъектами внешнеэкономической деятельности по месту их постоянного нахождения или проживания, иностранными субъектами хозяйственной деятельности — по местонахождению государственного органа и/или служебного лица, совершившего незаконные действия.

Статья 175. Ответственность по обязательствам территориальных громад

1. Территориальные громады отвечают по своим обязательствам своим имуществом, кроме имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

1. Территориальная громада отвечает по своим гражданско-правовым обязательствам на общих основаниях с физическими и юридическими лицами принадлежащим ей имуществом. Из круга имущества, на которое может быть обращено взыскание по долгам, аналогично участию государства (Украины), в обязательствах установлены исключения.

Так, не может быть обращено взыскание по обязательствам территориального общества на имущество, изъятое из гражданского оборота (ч. 2 ст. 178 ГК), то есть которое может находиться в собственности указанного субъекта, но не может находиться в частной собственности физических и юридических лиц.

Не допускается обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в коммунальной собственности. Так, Земельный кодекс Украины устанавливает, что к землям коммунальной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, принадлежат: а) земли общего пользования населенных пунктов (площади, улицы, проезды, пути, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания и утилизации отходов и тому подобное); б) земли под железными дорогами, автомобильными дорогами, объектами воздушного и трубопроводного транспорта; в) земли под объектами природно-заповедного фонда, историко-культурного и оздоровительного назначения, имеющие особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетическую и историко-культурную ценность, если другое не предусмотрено законом; г) земли лесного фонда, кроме случаев, определенных ЗК; д) земли водного фонда, кроме случаев, определенных ЗК; е) земельные участки, которые используются для обеспечения деятельности органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 83 ЗК).

Естественно, при решении вопроса об ответственности территориальной громады иск должен подаваться в соответствующий орган местного самоуправления. Вместе с тем, Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» предусматривает, что председатель сельского, поселкового, городского совета несет персональную ответственность за осуществление предоставленных ему законом полномочий. При осуществлении предоставленных полномочий председатель сельского, поселкового, городского совета является подотчетным, подконтрольным и ответственным перед территориальной громадой, ответственным — перед соответствующим советом, а по вопросам осуществления исполнительными органами совета полномочий органов исполнительной власти — также подконтрольным соответствующим органам исполнительной власти (ч. 4 ст. 42 указанного Закона).

Статья 176. Разграничение ответственности по обязательствам государства, Автономной Республики Крым, территориальных громад и созданных ими юридических лиц

1. Государство, Автономная Республика Крым, территориальные громады не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, установленных законом.

2. Юридические лица, созданные государством, Автономной Республикой Крым, территориальными громадами, не отвечают по обязательствам соответственно государства, Автономной Республики Крым, территориальных громад.

3. Государство не отвечает по обязательствам Автономной Республики Крым и территориальных громад.

Глава 11

4, Автономная Республика Крым не отвечает по обязательствам государства и территориальных громад.

5. Территориальная громада не отвечает по обязательствам государства, Автономной Республики Крым и других территориальных громад.

1-2. В комментируемой статье закрепляется правило о самостоятельной ответственности по обязательствам юридических лиц, созданных Украиной, Автономной Республикой Крым или территориальными громадами, с одной стороны, и обязательств Украины, Автономной Республики Крым и территориальных громад, созданных ими юридических лиц — с другой.

Эта норма направлена на конкретизацию положений ч. 3 ст. 96 ГК, по которой юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам. Участник (учредитель) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам его участника (учредителя), кроме случаев, установленных учредительными документами и законом.

В законодательстве могут предусматриваться случаи, когда государство, Автономная Республика Крым, территориальное общество могут нести ответственность по обязательствам юридических лиц публичного и частного права, ими созданных (например, по обязательствам создания отдельных учреждений, казенных предприятий и др.). При таких обстоятельствах, как правило, применяется субсидиарная ответственность при недостаточности денежных средств последних. Однако такие случаи четко устанавливаются законом.

По общему правилу, как это следует из комментируемой статьи, государство не отвечает по обязательствам созданных им юридических лиц. Так, Национальный банк не отвечает по обязательствам органов государственной власти, а органы государственной власти не отвечают по обязательствам Национального банка, кроме случаев, когда они добровольно берут на себя такие обязательства. Национальный банк не отвечает по обязательствам других банков, а другие банки не отвечают по обязательствам Национального банка, кроме случаев, когда они добровольно берут на себя такие обязательства (ст. 4 Закона Украины О Национальном банке Украины»), Кроме того, раздельная ответственность государства юридических лиц сформулирована в Законе Украины «О внешнеэкономической деятельности», Статья 35 предусматривает, что Украина, как государство, не несет ответственности за действия субъектов внешнеэкономической деятельности. Субъекты внешнеэкономической деятельности не несут ответственности за действия Украины, как государства. Если Украина принимает участие во внешнеэкономической деятельности, как субъект такой деятельности, она несет ответственность на общих и равноправных принципах с другими субъектами внешнеэкономической деятельности.

3-5. Государство и его административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам друг друга. Свое выражение эта норма нашла в положениях ст. 46 Закона Украины «О местных государственных администрациях», в соответствии с которой материальный вред, нанесенный незаконными решениями глав местных государственных администраций, приказами руководителей управлений, отделов, других структурных подразделений местных государственных администраций, действиями или бездействием должностных лиц местных государственных администраций при осуществлении ими своих полномочий, возмещается за счет государства с последующим переходом к государству права обратного требования (регрессу) к виновному должностному лицу в размерах и порядке, определенных законодательством. Подобная норма содержится и в других законодательных актах. В соответствии со ст. 77 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», вред, причиненный юридическим и физическим лицам в результате неправомерных решений, действий или бездеятельности органов местного самоуправления, возмещается за счет средств местного бюджета, а в результате неправомерных решений, действий или бездействия должностных лиц местного самоуправления — за счет их собственных средств в порядке, установленном законом.

Государство, АРК, территориальные громады, вступая в гражданские отношения, могут выступать субъектами имущественной ответственности, во-первых, в договорных обязательствах, во-вторых, во внедоговорных обязательствах. В первом случае указанные публичные образования, как и любая из сторон заключенного договора, могут привлекаться к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных законом или договоров обязанностей, т.е. за нарушение прав и охраняемых законом интересов другой стороны.

Положения ст.176 ГК закрепляют в качестве общего правила принцип раздельной ответственности государства, АРК, территориальных громад, а также учрежденных ими юридических лиц. По общему правилу государство, АРК, территориальные громады не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, установленных законом, а юридические лица не отвечают по их обязательствам (части 1, 2 ст.176 ГК). Не несут они ответственности и по обязательствам друг друга (части 3, 3, 5 ст.176 ГК) учрежденных ими предприятий, учреждений, организаций.

Однако учитывая специфику указанных публичных образований, в ГК расширен по сравнению с ранее действующим ГК УССР перечень оснований привлечения их к ответственности из внедоговорных обязательств за причиненный вред гражданину (физическому лицу) или юридическому лицу.

Государство возмещает вред в случае: (1) спасания человека (ст.1161 ГК), (2) незаконных действий органов дознания, следствия, суда, прокуратуры (ст.1176 ГК), (3) нераскрытия преступления (ст.ст.1177, 1207 ГК).

Государство, АРК, территориальная громада возмещают вред, причиненный (1) незаконными действиями или бездействием их органов (ст.1173 ГК), (2) незаконными решением, действиями или бездействием их должностных лиц (ст.1174 ГК), (3) принятием впоследствии отмененного незаконного нормативного акта (ст.1175 ГК).

Статьями 174, 175 ГК предусмотрена ответственность государства и территориальных громад по своим обязательствам своим имуществом, кроме имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Однако четкого механизма реализации указанных норм в процессуальном законодательстве до настоящего времени нет. Указывается, что ответчиком по гражданско-правовым обязательствам должны выступать финансовые органы и т.п.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается особенность правового статуса государства, АР Крым и территориальных громад как субъектов публичного права с точки зрения гражданского права?

2. Каков объем правосубъектности государства, АР Крым и территориальных громад?

3. Каковы формы участия в гражданском обороте государства Украина?