Парижский клуб кредиторов представляет собой. Парижский и лондонский клубы кредиторов. Кафедра « Банковское Дело»

- (The Paris club) — неформальное объединение государств кредиторов, представителями которых являются, как правило, министры финансов и руководители центральных банков. По своим целям и задачам сравним с Лондонским клубом. Однако, Лондонский… … Экономико-математический словарь

парижский клуб - Неформальное объединение государств кредиторов, представителями которых являются, как правило, министры финансов и руководители центральных банков. По своим целям и задачам сравним с Лондонским клубом. Однако, Лондонский клуб – это объединение… … Справочник технического переводчика

- (Group of Ten, G10; The Paris Club) Десять относительно богатых промышленных стран, которые в 1962 г. согласились предоставить средства для Международного валютного фонда (МВФ) (International Monetary Fund, IMF). Это Бельгия, Канада, Франция,… … Словарь бизнес-терминов

- (Paris club) См.: Группа десяти (Group of Ten). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998 … Словарь бизнес-терминов

- (Group of Ten, G10; The Paris Club) Десять относительно богатых промышленных стран, которые в 1962 г. согласились предоставить средства для Международного валютного фонда (МВФ) (international Monetary Fund, IMF). Это Бельгия, Великобритания,… … Финансовый словарь

- (Paris Club) См.: Группа десяти (Group of Ten). Финансы. Толковый словарь. 2 е изд. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Брайен Батлер, Брайен Джонсон, Грэм Сидуэл и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000 … Финансовый словарь

- (Paris club) См.: Группа десяти (Group of Ten). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000 … Экономический словарь

Парижский клуб - неформальное объединение официальных западных кредиторов, занимающееся урегулированием внешней задолженности (государственной или гарантированной государством). Основан в Париже в 1956 году. Урегулирование задолженности в рамках клуба… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

ПАРИЖСКИЙ КЛУБ - PARIS CLUBНазвание, данное специально проводимым встречам представителей правительств стран кредиторов, к рые с 1956 г. организуются по мере надобности для переговоров по долгам стран кредиторов или гарантированным ими. Долги коммерческим банкам… … Энциклопедия банковского дела и финансов

ПАРИЖСКИЙ КЛУБ - (англ. Рaris Сlub; фр. Club de Paris) – неформальное объединение экономически развитых стран мира, координирующее финансовую политику государств участников в отношении долгов третьих стран. Орг ция сформировалась на основе нерегулярных совещаний… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Книги

  • Серия "Русский детектив" (комплект из 17 книг) , . Серия "Русский детектив" издательства "Терра - Книжный клуб" читайте лучшие произведения отечественных классиков детективного жанра, а также созданные современными авторами книги - острые,…
  • Роман Виолетты. Парижские сладости , . Есть темы, которые не принято обсуждать публично. О них говорят украдкой и лишь с самыми доверенными людьми. Одна из таких тем - взаимоотношения и страсть. Так, Кристиан, главный герой…

В современных условиях Россия сотрудничает с тремя группами кредиторов: официальными кредиторами, в основ­ном входящими в Парижский клуб; коммерческими банка­ми (Лондонский клуб); коммерческими фирмами и банками, входившими ранее в Токийский клуб.

Совокупный долг этим трем группам составляет почти 70 млрд долл. без учета про­центов.

Парижский клуб - неформальное объединение эконо­мически развитых стран мира, координирующее финансовую политику государств-участников в отношении долгов третьих стран. Он сформировался на основе совещаний представителей развитых стран-кредиторов при возникновении проблем с по­гашением государственного долга странами-должниками. Ре­гулярную деятельность начал с 1978 г.

Парижский клуб не имеет фиксированного состава участ­ников, но определен состав стран, имеющих право участвовать в его заседаниях. Каждое заседание посвящается одному кон­кретному должнику. На заседании присутствуют представите­ли страны-должника, стран - кредиторов этого должника, а также Международного валютного фонда. Большинство членов Парижского клуба - развитые страны, но в ряде случаев в за­седаниях клуба принимали участие развивающиеся страны- кредиторы (например, Бразилия).

Россия неоднократно принимала участие в заседаниях Парижского клуба как в качестве должника, так и кредитора. В 1997 г. она получила членство в Парижском клубе, что спо­собствует долгосрочной реструктуризации внешней задолжен­ности бывшего СССР и возвращению задолженности других государств за счет равномерного распределения бремени реор­ганизации долга между всеми членами Парижского клуба.

Парижский клуб в своей работе руководствуется тремя основными принципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей; обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную эко­номическую политику; равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов. Первые два прин­ципа - это условия, которые страна-должник обязана вы­полнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий по­гашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным.

Наличие непосредственной угрозы прекращения плате­жей по погашению задолженности. Для пересмотра условий погашения кредита должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженнос­тей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии ее пла­тежного баланса на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как пра­вило, относятся к кредитам или особым финансовым услови­ям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в националь­ной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной страны, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валю­ты (долг частного сектора).

Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в национальной валюте для приобретения необхо­димой суммы в иностранной валюте (чтобы потом выплатить
долг иностранному кредитору) не считается наличием непос­редственной угрозы прекращения выплат по погашению за­долженности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.

Выполнение должником определенных условий при проведе­нии экономической политики. Смягчение условий погашения за­долженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должник восстановил кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства- кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолжен­ностей лишь при условии принятия странами-должниками про­грамм макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение.

У должников, испытывающих финансовые трудности, за­частую накапливаются большие суммы неплатежей по пога­шению задолженности не только перед официальными и част­ными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следо­вательно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает членов Париж­ского клуба возможности урегулировать финансовые отноше­ния с такими странами.

План преобразований МВФ, который излагается в письме- обязательстве страны-заемщика, включает в себя, как пра­вило, следующие требования: ограничение роста денежной массы; сокращение дефицита государственного бюджета; кон­троль над предоставлением кредитов; совершенствование по­литики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении искусственного завышения курса путем деваль­вации); устранение контроля над ценами; совершенствование торгового баланса; ограничение вмешательства государства в экономику.

На практике программы преобразований МВФ связаны с сокращением расходов на социальные нужды (образование,
здравоохранение и т. п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров (услуг) первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабиль­ности, правительства стран-должников нередко были вынуж­дены прибегать к репрессивным мерам против собственного на­рода.

Бывают и исключения из этого правила: если страна- должник не является членом МВФ, она обсуждает необхо­димые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертов для оценки реальной экономической обстановки. Та­кие группы были направлены в 1994 г. в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же под­ход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны- должники неохотно идут на такие условия, ведь в отличие от МВФ Парижский клуб не в состоянии предоставить новые кре­диты в качестве стимула к проведению экономических реформ.

Равномерное распределение бремени непогашенных дол­говых обязательств среди кредиторов. Данное правило обес­печивает равномерное распределение среди кредиторов задач по решению проблем, связанных с пересмотром условий пога­шения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы члены Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до оп­ределенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предостав­ляемые Парижским клубом, использовались должниками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий пога­шения задолженностей содержится требование в адрес стра­ны-должника о необходимости добиваться аналогичных ус­
тупок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов.

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших за­трат, однако для представителей стран-должников эта про­цедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но ино­гда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для до­стижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают довольно много времени, а иногда и не дают желаемого результата.

Лондонский клуб - это неформальная международная ор­ганизация, которая объединяет банки, предоставившие креди­ты правительствам или юридическим лицам отдельных стран, испытывающим трудности с их возвращением. Клуб сформи­рован в конце 1970-х гг. в Лондоне в связи с неспособностью не­которых стран отвечать по своим обязательствам.

Лондонский клуб включает ведущие индустриально раз­витые страны. На регулярных заседаниях принимаются реше­ния по урегулированию проблем непогашения задолженности. Лондонский клуб активно сотрудничает с Парижским клубом и Международным валютным фондом.

Лондонский клуб - это форум для пересмотра сроков по­гашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства страны-кредитора). Он является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки, перед которыми имеют задолженность страны “треть­его мира”.

Лондонский клуб, как и Парижский, стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслужи­ванию долга. Ни один из этих клубов не является международ­ной организацией. Их “членский состав” нестабилен, и они не имеют официального мандата.

Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга. В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет консульта­
тивный комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. В Парижском клубе чаще всего кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге.

Руководящие принципы Парижского клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое структурное и процедурное сходство, меж­ду Лондонским и Парижским клубами имеются существенные различия.

Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, тогда как Парижский клуб пере­сматривает долги официальным кредиторам. Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и организация носят гораздо более свободный ха­рактер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулиру­ющие проведение заседаний Лондонского клуба, значительно различаются в зависимости от страны. Такая гибкость подхо­да затрудняет задачу описания процедур Лондонского клуба. При отсутствии формальных рамок пересмотра сроков пога­шения долга в Лондонском клубе коммерческие банки, несу­щие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют Банков­ский консультативный комитет (БКК) для защиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране. В реструктуризации долга Лондонским клубом могут участвовать сотни банков, но в состав данного руководящего комитета входит не более 15. Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно полу­чить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непо­гашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано.

Таким образом, реструктуризация долга в Лондонском клубе может стать утомительной, длительной и дорогостоящей
процедурой для страны-должника. И наоборот, переговоры в Парижском клубе проводятся быстрее и почти без издержек для страны-должника.

Как правило, Лондонский клуб не пересматривает про­центные платежи, тогда как Парижский клуб пересматривает выплату как основной суммы долга, так и процентов. Коммер­ческие банки предоставляют стране новый заем в качестве час­ти пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком займе обычно основаны на величине их рисков в стра- не-должнике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В соглашениях о пересмотре долга содержится набор альтернативных финансовых возможнос­тей, который включает инструменты сокращения долга. Лон­донский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть сроки погашения долга, не требуя от страны-должника заклю­чения с МВФ соглашения о резервных кредитах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды консолидации продол­жительностью более 1 года, а Лондонский клуб предпочитает, чтобы они составляли более 2-3 лет. Однако Парижский клуб постепенно увеличивает продолжительность периодов консо­лидации, тогда как Лондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе.

Региональные финансовые организации Евросоюза. Ре­гиональные валютно-кредитные и финансовые организации Западной Европы преследуют цели обеспечения “гармонич­ного развития” ЕС, проведения согласованной политики по от­ношению к развивающимся странам, ассоциированным с ЕС. К основным региональным организациям ЕС относятся Евро­пейский центральный банк (ЕЦБ), созданный в июле 1998 г., Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, основан в 1958 г.), предоставляющий кредиты на срок от 7 до 20 лет, развиваю­щимся странам - до 40 лет, Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства (основан в 1962 г.).

Европейский фонд регионального развития (основан в 1975 г.) осуществляет региональную политику в целях выравни­вания диспропорций в развитии отдельных регионов стран ЕС.

Европейский социальный фонд (основан в 1960 г.) оказы­вает финансовую поддержку социальной политике ЕС: финан­сирование программ снижения уровня безработицы, профес­сионального обучения и создания информационных систем о наличии вакансий рабочих мест.

Помимо перечисленных структурных фондов в ЕС функ­ционируют следующие целевые фонды:

Европейский фонд сплочения (основан в 1993 г.) участву­ет в финансировании проектов по охране окружающей среды в рамках общей экологической политики ЕС.

Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Традиционно заседания клуба проходят только в Париже, в год проводится 10-11 переговорных сессий. Сегодня членами клуба являются 20 государств: Австрия, Австралия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Нидерланды, Норвегия, Россия, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания и США.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы. Все соглашения стран-должников с Парижским Клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставленные членам Клуба.

Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством высокопоставленного чиновника государственного Казначейства Франции Бруно Безарда. Будучи созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельным должникам, Клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из них периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения. Большую часть займов и кредитов развивающиеся страны, а также государства Центральной и Восточной Европы получают от стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) , поэтому последние почти всегда участвуют в таких переговорах.. Среди других традиционных участников переговоров в Парижском Клубе следует назвать МВФ, Всемирный банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности. Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, и их должники также обращаются в Парижский Клуб. Таким кредиторам выгодно решать вопросы уже на многосторонней основе.

Структура

Постоянные члены – 20

Другие официальные кредиторы могут также активно участвовать в переговорных сессиях или в ежемесячных дискуссиях, при условии согласия постоянных членов и страны-должника. Следующие страны приняли участие в качестве кредиторов в некоторых соглашениях Парижского клуба в специальной форме:

  • Аргентина

    Бразилия

    Народный банк Китая

  • Новая Зеландия

    Португалия

  • Тринидад и Тобаго

Наблюдатели - присутствуют на заседании переговоров но не участвуют в них и не подписывают соглашение, которое формализует результат переговоров.

    представители международных институтов:

        Всемирный банк

      • Европейская комиссия

        Африканский банк развития

        Азиатский банк развития

        Европейский банк реконструкции и развития

        Межамериканский банк развития

    Представители постоянных членов Парижского клуба, которые не имеют никаких претензий связанных по поводу долга или, не кредиторы страны-должника, но тем не менее изъявившие желание принять участие в переговорах.

Представители стран, не входящих в Парижский клуб, которые имеют претензии на страну-должника, но при условии, что постоянные члены и страна-должник согласны на их присутствии

Основные принципы работы Парижского клуба

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами. Первые два принципа - это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.

1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности.

Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора).

Лондонский клуб кредиторов – неформальное объединение частных кредиторов, созданное для урегулирования долгов перед участниками. По своим целям и задачам сравним с . Однако, Лондонский клуб – это объединение частных инвесторов, чаще всего банков, а Парижский – объединение государств-кредиторов, представителями которых являются, как правило, министры финансов и руководители центральных банков. То есть Лондонский клуб кредиторов специализируется на урегулировании займов, выданных частными кредиторами государствам-должникам.

Лондонский клуб кредиторов – неформальная международная организация, объединяющая банки, предоставившие кредиты правительствам отдельных стран или отдельным юридическим лицам этих стран, испытывающим трудности с их возвращением. Место пребывания – Лондон. Лондонский клуб кредиторов сформирован в конце 70-х годов из-за неспособности ряда стран отвечать по своим обязательствам. Первое заседание Лондонского клуба кредиторов состоялось в 1976 г. для урегулирования проблем задолженности Заира.

Лондонский клуб кредиторов включает ведущие индустриально развитые страны. Основу организационной структуры Лондонского клуба кредиторов составляет Банковский Консультационный Комитет (БКК) из представителей наиболее крупных банков Лондонского клуба кредиторов. БКК является органом выработки общих принципов по .

На регулярных заседаниях Лондонского клуба кредиторов принимаются решения по урегулированию проблем непогашения задолженности. На этих заседаниях заключаются соглашения со странами-должниками. Как правило, они включают в себя, с одной стороны, такие меры, как реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов, а с другой – жесткие меры по обеспечению возврата кредитов: установление графика выплат задолженности, немедленная уплата части задолженности и т.д.

Процедура решения долговых проблем стран обычно следующая. Так как страна может иметь невыполненные обязательства перед десятками банков, то от имени кредиторов создается так называемый Банковский консультационный комитет, куда входят не более 15 банков, которым она должна больше всего. Этот комитет ведет переговоры о . Соглашение считается достигнутым только тогда, когда учтены интересы всех банков, задолженность перед которыми составляет 90-95% от общей суммы. Лишь после этого может быть подписан официальный договор.

Как правило, Лондонский клуб кредиторов идет на отсрочку выплат на два-три года. При этом проценты по займам чаще всего не пересматриваются. По результатам соглашения должник может получить дополнительный кредит для обслуживания текущего долга.

Российский долг, унаследованный от СССР, был реструктуризирован Лондонским клубом кредиторов в 1997 году. В Банковский консультационный комитет входили: Deutsche Bank, Credit Lyonnais, BNP, Commerzbank, BNL, Bank of Tokyo-Mitsubishi, Bank Austria, Dresdner Bank. По договоренности основная задолженность была переоформлена в реструктуризированные кредиты Principal Notes (инструменты PRINs), а обязательства по процентам - в процентные облигации Interest Arrears Notes (инструменты IANs). В 2009 году этот долг был полностью погашен.

(англ. Paris Club; фр. Club de Paris) – неформальное объединение экономически развитых стран мира, координирующее финансовую политику государств-участников в отношении долгов третьих стран.

Парижский клуб или Парижский клуб кредиторов — неформальное объединение государств-кредиторов, представителями которых являются, как правило, министры финансов и руководители центральных банков. По своим целям и задачам сравним с . Однако, Лондонский клуб – это объединение частных инвесторов, главным образом, банков, а Парижский - неформальная группа официальных кредиторов, роль которых состоит в поиске скоординированных и надежных решений платежных проблем испытываемых странами-должниками. Парижский клуб предоставляет соответствующее решение долговых проблем при условии проведения реформ, направленных на стабилизацию и восстановление макроэкономической и финансовой ситуации.

Организация сформировалась на основе нерегулярных совещаний представителей развитых стран-кредиторов при возникновении проблем с погашением странами-должниками.

Парижский клуб (Group of Ten, G10; The Paris Club) — десять относительно богатых промышленных стран, которые в 1962 г. согласились предоставить средства для (International Monetary Fund, IMF). Это Бельгия, Великобритания, Западная Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Франция, Швеция, США, Япония. Они создали и ввели в обращение специальные права заимствования (Special Drawing Rights). Швейцария, хотя она и не является членом МВФ, стала членом общего соглашения о займах МВФ (General Arrangements to Borrow), заключенного странами G10 для расширения кредитных возможностей Фонда.

Регулярный характер деятельности и постоянное место расположения Парижский клуб приобрел с 1978 г. во время переговоров по проблеме задолженности наименее развитых стран, происходивших в Париже под эгидой ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).

Парижский клуб не имеет фиксированного состава участников, хотя определен состав стран, имеющих право участвовать в заседаниях Парижского клуба и апеллировать к нему при возникновении разногласий со странами-должниками. Вхождение страны в это объединение с определенной долей условности может быть названо членством в Парижском клубе. Каждое его заседание посвящается одному конкретному должнику. На нем присутствуют представители страны-должника, стран-кредиторов этого должника, а также Международного валютного фонда (МВФ) и ЮНКТАД.

Большинство членов Парижского клуба – развитые страны, однако в ряде случаев в заседаниях клуба принимали участие развивающиеся страны-кредиторы, например Бразилия.

На своих заседаниях Парижский клуб принимает решения о мерах, позволяющих выйти из сложившейся ситуации, таких, как пролонгация (см. ) и реструктуризация (см. ), предоставление дополнительных кредитов, определение возможностей погашения долгов, выработка рекомендаций в адрес страны-должника. Членство в Парижском клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Урегулирование задолженности в рамках клуба осуществляется в форме отсрочки тех платежей, срок которым наступает в ближайшие год-полтора. Условия отсрочки не содержат льготного элемента. В рамках клуба достигается относительно равномерное распределение между странами-кредиторами убытков, связанных с неплатежеспособностью стран-заемщиков.

Парижский клуб поддерживает отношения с рядом других мировых финансовых институтов. Эти организации ведут в определенной степени согласованную политику по отношению к странам-должникам.

Россия неоднократно принимала участие в заседаниях Парижского клуба в качестве и должника, и кредитора. В 1997 г. Россия получила членство в Парижском клубе, а следовательно, и возможность активного участия в его деятельности. Членство России в Парижском клубе способствует долгосрочной реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР, а также возвращению России части задолженности других государств за счет равномерного распределения бремени реорганизации долга между всеми членами Парижского клуба. Кроме того, членство в Парижском клубе дает России дополнительные рычаги экономического воздействия на страны-должники.