Патентовать программу или программное обеспечение. Патент на приложение

В последнее время все более актуальным становятся вопросы «Как запатентовать программу?», «Возможно ли получить патент на программу, получить патент на ПО?», «Сколько стоит запатентовать программу?». Итак, давайте найдем ответы на эти вопросы.

    Патентование программы

    Патентование программы, как и патентование программного обеспечения — трудоемкий процесс, который имеет ряд отличий от процедуры регистрации программы или ПО. Основное отличие состоит в виде охранного документа, а также в том, что же охраняет свидетельство или патент на программу.
    Свидетельство на программу, которое Вы получаете в результате регистрации, закрепляет и охраняет не столько компьютерную программу, сколько Ваши авторские права на нее.
    Если Вы хотите запатентовать программу, т.е. получить патент на изобретение или полезную модель, то такой охранный документ будет охранять именно техническую суть Вашей программы или ПО, а также закреплять за Вами Ваши имущественные и неимущественные (т.е. авторские) права на программу или ПО.
    Казалось бы, все просто — выгоднее патентовать программу или ПО, а не регистрировать ее как объект авторского права. Однако, для полноценной охраны Вашей разработки стоит задуматься над «двусторонней защитой», т.е. зарегистрировать авторские права на программу и наряду с этим стараться получить патент на программу.

    Патентоспособность программы

    Тем не менее, не все так просто, и не далеко не каждую программу удастся запатентовать — в этом и состоит сложность процедуры получения правовой охраны для компьютерной программы как объекта права промышленной собственности.
    Прежде всего, стоит отметить, что для того, чтобы получить патент на программу или патент на ПО, необходимо провести патентные исследования той программы, на которую Вы хотите получить патент. Основная цель проведения таких патентных исследований — выявление технической сути программы, определение ее характеристик, которые позволят сделать вывод об охраноспособности (патентоспособности) программы.
    Одной из основных особенностей объектов права промышленной собственности (изобретений, полезных моделей), является направленность объекта на решение некой технической задачи и получение от использования ОИС технического результата. Не признаются изобретениями объекты, не имеющие технического характера как такового, например, листинг-программы, результатом которой является вывод надписи на экран компьютера, или вызывающей другие визуальные или смысловые эффекты. Однако, компьютерная программа, которая управляет компьютером, приспособленным или настроенным для управления или поддержания определенного технического процесса не может быть признана программе «как таковой».

    Технический результат

    Изобретение носит технический характер, если его объектом является объект техники и он реализуется с помощью технических средств. Технический характер объекта изобретения подтверждается наличием технического результата, а его признаки имеют характеризоваться понятными для специалиста из уровня техники техническими средствами для выполнения функций, описанных именно этими признаками.
    Не носят технического характера признаки, которые сами по себе не делают вклад в технический характер объекта.
    Таким образом, для того, чтобы понять, возможно ли не только зарегистрировать, но и запатентовать программу, необходимо выяснить, обеспечивает ли программа решение поставленной технической задачи и получение технического результата. (например, программа, записанная в блоке управления автомобильным двигателем, может обеспечивать получение технического результата — уменьшение/увеличение расхода топлива и т.д.)

Рауль Варшнея, со-основатель мобильного агентства Arkenea, на The Next Web раскрыл тему патентов и приложений

Итак, у вас есть идея приложения, и вы хотите ее защитить от кражи. Будет ли патент правильным решением проблемы?

Ответ на этот вопрос довольно сложный. В центре всего – необходимость защитить свою идею, но удовлетворяет ли она нужным критериям?

Прежде, чем погрузиться в специфику, нужно понять, что такое патент. Патент – отрицательное право, которое вам дает правительство США или другого суверенного государства. Это эксклюзивное право на то, чтобы другие не могли использовать или продавать вашу работу. Это дает вам уверенность в том, что никто не нарушит ваши авторские права и не объявит вашу работу своей, но на самом деле, это не гарантия.

Если вы входите на переполненный рынок, выпуск патента – сложное дело. Тем не менее, если ваша технология инновационная, уникальная и у нее нет прямого конкурента, у вас больше шансов на признание патента.

Альтернативная точка зрения Марка Кубана

Марк Кубан – сторонник реформы патентного права и активно заявляет, что нужно убрать все патенты на ПО – он даже говорил об этом много раз в Shark Tank (сериал ABC).

Задайтесь этими вопросами перед тем, как обратиться к патентному адвокату.

Удовлетворяет ли оно критериям?

Если вы решили, что хотите патент на свое приложение, знайте, что патент будет выпущен только тогда, когда ваш продукт будет готов, а не тогда, когда вы можете показать свою уникальность на бумаге. Идеи не патентуются.

Офис выдачи патентов и регистрации торговых марок в США (The US Patent and Trademark Office, USPTO) определяет возможность выдачи патента по специальным критериям. Они смотрят на то, используются ли в вашем мобильном приложении ранее запатентованные, опубликованные или использованные “методы или процессы для производства полезного, стабильного и ощутимого результата”. Если да, ваше приложение не получит патент.

Важный шаг до подачи на патент – просмотреть существующую базу выданных патентов. LegalZoom предполагает, что вы придумаете ключевые слова про цель, использование и композицию изобретения, а потом поищете их в указателе классификации патентов (U.S. Patent Classification), чтобы найти потенциальную категорию/подкатегорию, а потом определите ее релевантность, используя схему (Classification Schedule) в руководстве к классификации (Manual of Classification).

Типы патентов

В софтверном бизнесе патенты выпускаются на технологию, а не идею или код. На код, тем не менее, можно получить копирайт.

Патенты, в целом, делятся на три категории, и только два применимы к ПО: патенты Utility и Design.

Патенты на ПО могут защищать системы, методы, функции в приложении, например: детали пользовательского интерфейса, функции редактирования, технологии компиляции или методы трансляции языка программирования.

Поскольку патент не может быть выпущен более, чем через год после выхода приложения на рынок, многие предприниматели получают временный патент – на год. Он дает вам целый год на то, чтобы доделать продукт и понять, жизнеспособен ли ваш продукт настолько, чтобы вложиться потом в обычный патент.

Сколько это стоит?

Стоимость подачи временного заявления – доля от стоимости обычного патента. Вы можете подать на временный патент самостоятельно, но лучше будет обратиться к патентному адвокату, который может подтвердить прецедент обращения через год, если вы будете подавать на обычный патент.

Обычный патент стоит от $8000 до $15000, включая оплату адвоката.

Если после прочтения этой статьи, вы поняли, что не хотите патент, но все еще хотите защитить свое приложение, можете зарегистрировать копирайт. Согласно U.S. Copyright Office, “ваша работа находится под защитой копирайта с того момента, когда она была создана в осязаемой форме, приемлемой напрямую или с помощью устройств”.

Вы не можете подать в суд на нарушение копирайта без зарегистрированного копирайта, но нужно принять решение, на чем лучше сконцентрироваться: на приложении и построении бизнеса или втянуться в защиту недоказанной гипотезы?

Станислав Жарков

Согласно российскому законодательству о правовой защите программ для ЭВМ, а это в первую очередь Закон Российской Федерации о правовой охране программ для электронных, вычислительных машин и баз данных №3523-1 от 23 сентября 1992 года, авторское право на компьютерные программы возникает в силу их создания. Для признания и осуществления авторского права на программу не требуется депонирования, т.е - сдачи экземпляра программы на хранение, регистрации, патентования или соблюдения иных формальностей. Такой упрощенный порядок признания прав автора программы применяется для более надежной их защиты, т. к. в случае необходимости регистрации программы авторские права оставались бы без охраны, если автор по каким-либо причинам не мог зарегистрировать свою программу.

Замечание . Исключительные права на программу (см. разд. "Какие права есть у программиста" этой главы) могут передаваться авторами другим лицам - как физическим, так и юридическим, т. е. организациям. Поэтому, говоря о правах на соответствующую программу, да и вообще на любое произведение, охраняемое авторским правом, употребляют термин "правообладатель", а не "автор", т. к. владелец прав на программу не обязательно является ее автором.

Для оповещения о своих правах на соответствующую программу правообладатель может поместить в ней (обычно в диалоговом окне О программе About), справочной системы и файле readme.txt) знак охраны авторского права, состоящий из следующих элементов:

    Буквы С в окружности или в круглых скобках.

    Наименования (имени) правообладателя.

    Года первого выпуска программы в свет.

Так как shareware-программы в основном предназначаются для иностранного рынка, то знак охраны авторского права в них обычно пишется на западный манер:

    Буква С в окружности или в круглых скобках.

    Год первого выпуска программы в свет и через средний дефис - год выпуска последней версии программы (естественно, если они не совпадают).

    Наименование (имя) правообладателя.

    Фраза "All rights reserved".

Примечание

Иногда, при составлении уведомления об авторских правах на русском языке, в него включают перевод фразы "All rights reserved": "Все права защищены", или дословный перевод: "Все права зарезервированы". Нужно сказать, что применение и первого, и тем более второго варианта перевода является неправильным, т. к. смысл этой фразы означает примерно следующее: "Все права принадлежат правообладателю". Всеобщая же распространенность упомянутых выше лаконичных имеющих угрожающий оттенок переводов, обусловлена, видимо, желанием обладателей авторских прав более четко донести до публики смысл знака ©.

Таким образом, типичное объявление своих авторских прав на sharware-программу выглядит так:

Copyright © 1998-2002 AVSoftware. All rights reserved.

Замечание . Вопреки распространенному мнению, знак © не является указанием на то, что программа где-то зарегистрирована. Это - только оповещение об авторских правах.

Несмотря на то, что регистрация программ не требуется, обладатель прав на программу может по своему желанию зарегистрировать ее в Российском агентстве по правовой защите программ для ЭВМ и баз данных.

Для этого грамотно должна быть оформлена заявка (см. "Правила составления, подачи и рассмотрения заявок на официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин и баз данных", утвержденные Приказом РосАПО от 5 марта 1993 г. № 7п). В заявку, помимо информации о программе и се авторе, включаются материалы, идентифицирующие программу, в том числе реферат. После одобрения заявки программа включается в Реестр программ ЭВМ, сведения о ней публикуются в официальном бюллетене Роспатента, а автору выдается свидетельство об официальной регистрации.

Государственная регистрация, несмотря на свой официальный статус и внешнее сходство с процедурой патентования, не имеет и сотой доли значения последней и не предоставляет никаких дополнительных прав. Например, техматериалов, которые предоставляются на депозитное хранение в Российском агентстве по правовой защите программ для ЭВМ и баз данных, недостаточно для проведения технической экспертизы при разрешении возможного спора об авторстве той или иной программы. Регистрация в основном нужна только тогда, когда планируется передача авторских прав на программу, и лицу, передающему права, требуется официальное подтверждение своих полномочии, чтобы предъявить его своему партнеру. Поэтому регистрация программ на практике - не очень частое явление.

А можно ли запатентовать свою программу, чтобы она была так же надежно защищена, как, например, и изобретения? Согласно п. 3 ст. 4 Патентного закона компьютерные программы и алгоритмы не относятся к числу патентоспособных изобретений, т. е. патентование программ не допускается.

Вопрос о том, нужно ли ввести в Российской Федерации патентование программ - очень дискуссионный. Большинство из российских ученых считают, что патентование компьютерных программ является нецелесообразным по многим причинам. Например, программы и так уже охраняются авторским правом, и эта охрана возникает в момент создания программы. А вот для того, чтобы защитить программу патентом (при этом объем прав, представленных правообладателю, будет такой же, как и в случае защиты авторским правом), нужно заполнить заявку, соблюсти определенные формальности, заплатить относительно крупные пошлины. Если по какой-то Причине срок уплаты пошлины будет пропущен, то патентная охрана прекращается. Авторское же право на программу действует в течение всей жизни автора и еще пятьдесят лет после его смерти, что является, учитывая скорость морального старения компьютерных программ, практически вечностью. Кроме того, возможны коллизии и злоупотребления, вызванные наличием дублирующих друг друга способов охраны программ для компьютеров.

Противоположная точка зрения тоже имеет сторонников, т. к. патентование программного обеспечения допускается в иностранных государствах. Однако, изучая практику по этому вопросу, существующую за рубежом, можно предположить, что патентование в обозримом будущем вряд ли коснется Shareware-программ. Например, в США, Великобритании и Европе, в Европейском патентном ведомстве, участниками которого являются 19 стран Европы: Германия, Австрия, Франция, Бельгия, Испания, Италия и др., патентуются такие программы, при использовании которых уже известное аппаратное обеспечение приобретает новые свойства. Естественно, такого рода программы имеют слишком высокую стоимость разработки и достаточно специфическую область применения, чтобы быть распространяемыми на shareware-рынке.


Какие права есть у программиста

Авторские права делятся на две группы: личные неимущественные и имущественные авторские права. Личные неимущественные права, как следует из их названия, связаны с личностью автора, не могут отчуждаться или передаваться по договору. Они могут принадлежать только автору. Личные неимущественные авторские права охраняются бессрочно.

Автором программы, как уже упоминалось в предыдущем разделе, признается физическое лицо, в результате творческой деятельности которого эта программа создана. Если программа создана совместной творческой деятельностью двух и более физических лиц, то независимо от того, состоит ли программа из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение, или является неделимой, каждое из этих лиц признается автором такой программы. В случае если части программы имеют самостоятельное значение, каждый из авторов имеет право авторства на созданную им часть.

    право авторства - т. е. право считаться автором программы. Какими бы резкими не были повороты в судьбе автора, кто бы ни владел программой - но автором программы всегда будет считаться тот, чьим трудом она создана - и это право у автора никто не отнимет;

    право на имя - т. е. право определять форму указания имени автора в программе: под своим именем, под условным именем (псевдонимом) или анонимно;

    право на неприкосновенность (целостность) - т. е. право на защиту как самой программы, так и ее названия от всякого рода искажений или иных посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора. Это право, в отличие от прав на авторство и на имя, после смерти автора может передаваться по наследству, чтобы наследники могли защищать честь и достоинство автора.

Замечание

Неотчуждаемость и непередаваемость личных неимущественных прав дает основание такому распространенному заблуждению, что лишь эти права и являются "авторскими", т. к. они могут принадлежать только автору. На самом деле объем правомочий, охватываемых понятием "авторское право", гораздо шире - в него входят и имущественные права.

Вторая группа авторских прав - имущественные. Такие права, после создания программы принадлежащие ее автору, могут передаваться по договору, и в результате этого обладателями таких прав могут становиться как частные лица, так и организации.

Общий смысл имущественных прав - это право использовать программу или разрешать ее использование в любой форме и любым способом. В частности, автор (или обладатель исключительных прав на программу) имеет право осуществлять или разрешать:

    выпуск программы в свет;

    воспроизведение программы (полное или частичное) в любой форме, любыми способами;

    распространение программы. Это право в индустрии shareware нарушается чаще всего, когда кто-то начинает распространять чужие программы без разрешения правообладателя;

    модификацию программы для ЭВМ или базы данных, в том числе перевод программы с одного языка на другой. Это право также нарушается достаточно часто - например, когда пользователи из неанглоговорящих стран переводят интерфейс программы на свой родной язык, изменив DLL- или ЕХЕ-файлы программы. Впрочем, авторы относятся к таким самодельным модификациям своих программ лояльно (если, конечно, других изменений, например взлома защиты, нет) - ведь это только повышает популярность программы.

Допускаются и другие способы использования компьютерных программ, Закон не устанавливает их точный перечень, завершая список словами "иное использование программы". Важно то, что все права на любое использование программы принадлежат автору (или тому, кому эти права автором переданы).

Замечание

Среди пользователей распространено мнение, что программу в некоммерческих целях можно использовать бесплатно - это якобы разрешают статьи Закона об авторском праве и смежных правах. Это - всего лишь неудачная попытка оправдать использование пиратских копий программ "домашними" пользователями. Разрешения бесплатного использования программ в некоммерческих целях в законодательстве нет, только автор вправе решать, на каких условиях можно пользоваться его программой.

Имущественные права на программу, как уже упоминалось выше, могут быть переданы полностью или частично другим физическим или юридическим лицам. Передача прав осуществляется по договору, который заключается в письменной форме. Этот договор обязательно должен определять объем и способы использования программы, порядок выплаты и размер вознаграждения, срок действия договора. Кроме того, имущественные права на программу переходят и по наследству.

Использование программы осуществляется также по письменному договору с правообладателем. Естественно, при массовом распространении программ физически невозможно с каждым пользователем отдельно заключать договор. В этом случае допускается применение особого порядка заключения договоров, например путем изложения типовых условии договора на передаваемых экземплярах программ.

Таким особым порядком заключения договора на использование программы является лицензионное соглашение.

Лицензионное соглашение

Лицензионное соглашение (License Agreement, также End-User License Agreement (EULA) - лицензионное соглашение для конечного пользователя), прикладываемое к копии программы, является юридическим документом, определяющим условия, на которых владелец прав на программу разрешает ее использование. По сути дела, это двусторонний письменный договор между правообладателем и пользователем, договор, имеющий упрощенный порядок заключения: под ним не ставятся подписи его участников. Такое лицензионное соглашение считается заключенным, если пользователь устанавливает, копирует или осуществляет доступ или иным образом использует программу. Если пользователь не согласен с условиями лицензионного соглашения, то он обязан прекратить использование программы и удалить ее файлы со своего компьютера. Объем прав, предоставляемых лицензионным соглашением, называется лицензией.

Для shareware-программ, которые распространяются в виде файла инсталлятора, лицензионное соглашение обычно выполняется в виде текстового файла license, txt и/или раздела в справочной системе. Для того чтобы пользователь мог сразу ознакомиться с его условиями, и в дальнейшем лицензионное соглашение было всегда под рукой, рекомендуется:

    включить показ текста лицензионного соглашения в инсталлятор программы, чтобы пользователь не смог продолжить установку, не нажимая кнопку Согласен. Большинство современных пакетов для создания инсталляционных программ позволяют организовать эту функцию;

    при инсталляции программы создавать папке соответствующей программы в меню Пуск не только ярлык к файлу программы, но и к файлу license.txt. Можно также включить кнопку Лицензия для просмотра лицензионного соглашения в окне О программе (About).

Замечание

Кто-то из читателей, возможно, с иронией отнесется к тому, сколько внимания уделяется мной лицензионному соглашению. Тем не менее, лицензионное соглашение является действительно значимым юридическим документом, уважаемым не только официальными лицами, но и обыкновенными пользователями, особенно в странах Западной Европы и Северной Америки, которые являются основными легальными потребителями shareware-программ.

Большинство shareware-разработчиков особенно не утруждают себя самостоятельным составлением лицензионного соглашения к своим программам. Они просто копируют текст лицензионного соглашения к какому-нибудь известному и успешному продукту, справедливо рассудив, что условия такого соглашения выработаны профессиональными юристами, отражают сложившуюся в отрасли практику и "проверены временем". С юридической точки зрения и таком заимствовании нет ничего противозаконного: тексты юридических документов не защищаются авторским правом, и их можно копировать и изменять совершенно свободно.

Тем не менее, даже если вы копируете лицензионное соглашение из дистрибутива какого-либо другого продукта, внимательно прочитайте его текст. Возможно, он не совсем подойдет именно вашему продукту. Иногда доходит до смешного: автор программы предлагает своим пользователям перевести ее интерфейс на разные языки в обмен на бесплатную регистрацию, в лицензионном же соглашении (позаимствованном у другого shareware-продукта) написано, что перевод программы запрещен.

Учтите, что грамотное лицензионное соглашение к shareware-программе должно содержать следующие основные положения.

Во-первых, в самом начале лицензионного соглашения должен быть указан правообладатель программы, т. е. обладатель имущественных прав на нее. Так как распространение даже тех программ, написанных всего одним человеком и продвигаемых им же, все равно лучше всею производить от лица "фирмы", т. е. под псевдонимом, то в качестве правообладателя в лицензионном соглашении должно быть указано название этой "фирмы".

Во-вторых, из лицензионного соглашения пользователю должно быть четко видно, что право на использование программы он получает только после регистрации, а до этого он может использовать ее в течение тестового периода. Кроме констатации факта необходимости регистрации, нужно указать ее порядок - ссылку на страницу регистрации, цену программы и т. п.

Чем, например, плохи лицензионные соглашения ко многим "коробочным" продуктам, например, той же Microsoft Windows? Из их содержания совершенно не понятно, что программа должна быть куплена в магазине за определенную сумму. Такое лицензионное соглашение уже предоставляет пользователю право на использование программы, вне зависимости от того, каким образом в его руки попал соответствующий продукт. Из-за этого, например, к ответственности за незаконное использование "коробочных" программных продуктов практически невозможно привлечь "частного" пользователя. Обвинению довольно сложно доказать, что пользователь знал, чем отличается его диск с нелицензионной версией Windows от так называемых "упрощенок", т. е. версий "коробочных" продуктов, выпускаемых в простом оформлении, без коробки и печатной документации, в виде обычного компакт-диска, который к тому же продается по цене, примерно эквивалентной стоимости пиратского диска.

Другое дело - грамотно составленное лицензионное соглашение к shareware-программе. Вот, например, выдержки из текста файла license.txt, прилагаемого к известному файловому менеджеру FAR (http://www.rarsoft.com), в переводе с английского:

"Каждый может использовать это программное обеспечение в течение тестового периода продолжительностью в 40 дней. Если вы захотите использовать FAR после этого 40-дневного тестового периода, вы ОБЯЗАНЫ зарегистрироваться.

Зарегистрировавшись, пользователь получает неэксклюзивную лицензию использовать FAR на одном компьютере в любых законных целях".

И, чтобы у пользователя не возникло ложного впечатления, что он уже зарегистрировался, например, заполнив какую-нибудь опросную форму на сайте или приняв участие в online-голосовании, сообщается:

"Чтобы зарегистрироваться. Вы должны заполнить регистрационную форму и отослать ее вместе с регистрационной платой на один из авторизованных регистрационных сайтов (см. файл far__site.txt после установки программы)".

Разработчики архиватора WinZip (http://www.winzip.com) пошли еще дальше:

они составили для своей программы два отдельных лицензионных соглашения - для незарегистрированных и зарегистрированных пользователей.

В третьих, в лицензионном соглашении, конечно же, должен быть указан объем прав, предоставляемых пользователю.

Одно из основных прав, предоставляемых пользователю, - право использования программы. Перечислить все то, что подразумевается под словом "использовать", невозможно, поэтому обычно в лицензионном соглашении также перечисляют такие действия, которые пользователю с продуктом производить запрещается. Например, может быть запрет изменять, дизассемблировать программу, сдавать ее в аренду, распространять зарегистрированную версию и т. п. А в лицензии на архиватор RAR (http://www.rarsoft.com), например, указывается: "Вы не можете использовать, копировать, эмулировать, клонировать, сдавать в аренду, давать напрокат, продавать, изменять, декомпилировать, дизассемблировать, передавать лицензированную программу или ее часть иначе, чем это описано в данной лицензии".

Для некоторых типов программного обеспечения могут указываться и специфические виды использования. Например, лицензии на компоненты и библиотеки для разработки программ могут включать разрешение использовать эти библиотеки и компоненты для разработки различных категорий программ - в зависимости от стоимости регистрации. Например, лицензия, приобретенная за 30$, может разрешать использование продукта для разработки только freeware и shareware-программ, а лицензия за 100$ может допускать разработку любого программного обеспечения, в том числе и коммерческого ("коробочного").

Кроме этого, в лицензии должно быть указано, на каком количестве компьютеров может быть установлена зарегистрированная пользователем программа. Большинство соглашений такую информацию содержит - кроме того, уже при заполнении регистрационной формы на сайте компании-регистратора пользователю предлагается выбрать, на сколько именно компьютеров он хочет приобрести лицензию - 1, 3, 5, 10, 20 и т. д. Некоторые программы не имеют лицензий на несколько компьютеров: если такую программу планируется применять, например, в локальной сети предприятия или компании, то нужно купить соответствующее количество "однопользовательских" лицензий. Однако такой порядок не всегда удобен. Например, многие пользователи спрашивают разработчиков shareware-программ: а что делать, если требуется работать с программой и на домашнем компьютере, и на переносном? Ведь было бы несправедливо заставлять пользователя приобретать еще одну лицензию на программу. Мне нравится, как этот вопрос решен в лицензионном соглашении к WinZip: "Эта копия WinZip может быть либо использована одним лицом, которое работает с данным программным обеспечением на одном или нескольких компьютерах, либо установлена на одном компьютере (рабочей станции), к которому не одновременно имеют доступ несколько человек, но не оба варианта сразу.

При определении объема прав, передаваемых пользователю, всегда существует вероятность, что составитель лицензионного соглашения забыл указать какие-либо права, которые он передает или, наоборот, не передает пользователю. Также возможна ситуация, когда по истечении некоторого времени могут появиться новые возможности использования программы, которые обусловлены закономерным развитием науки и техники. В результате этого может получиться так, что пользователь, руководствуясь принципом "что не запрещено, то разрешено", будет использовать программу способом, против которого обладатель прав обязательно возражал бы. Для того чтобы исключить возникновения такой коллизии, во многих лицензионных соглашениях записывается следующее положение: "Любые другие права, не указанные явно в настоящем Соглашении, принадлежат [наименование правообладателя]". Аналогичный смысл имеет уже процитированная выше фраза из лицензионного соглашения RAR: "Вы не можете использовать [...] лицензированную программу или ее часть иначе, чем это описано в данной лицензии".

Помимо объема передаваемых прав, нужно указать территорию, на которой программа может применяться. В большинстве соглашений авторы пишут, что их продукты можно использовать в любой стране мира. Это, конечно, очевидно, однако такое уточнение необходимо, т. к. в лицензионном соглашении, как юридическом документе, не должно быть никаких неясностей.

К теме территориального распространения прав относится вопрос о том, что делать, если законы страны, где живет пользователь, противоречат условиям лицензионного соглашения. Думаете, это актуально только для тех нецивилизованных стран, где авторское право отсутствует, и разработчики программ никак не защищены? Вовсе нет, такая ситуация вполне возможна и России. Например, по российскому законодательству пользователь может передать (например, продать) имеющуюся у него лицензионную копию программного продукта кому-либо еще, при условии, что он прекратит использование продукта и сотрет у себя на компьютере все соответствующие файлы. Лицензии на большинство приложений, рассчитанных на массового пользователя, это позволяют. Но не все. Например, однажды мне попалось в руки лицензионное соглашение к программе для научных расчетов, стоимость которой составляет ни много ни мало 30 000$. В нем был пункт, запрещающий передачу экземпляра программы третьим лицам без согласия компании-производителя.

Такие коллизии между условиями лицензионного соглашения и правилами установленными законодательством, разрешаются достаточно просто: право пользования программой предоставляется только па условиях, описанных) лицензионном соглашении. Поэтому если пользователь не согласен с ним, то он обязан прекратить использование копии продукта, вернуть ее производителю и получить свои деньги обратно. Но, чтобы внести окончательную ясность, некоторые разработчики предусмотрительно записывают в лицензионном соглашении: "Если условия данного Соглашения противоречат за-конодательству Вашей страны, использование данного продукта запрещается"

Может ли ваш босс отнять у вас программу

Этот вопрос волнует многих начинающих shareware-разработчиков, так часто путь в shareware-бизнесе начинается с места штатного программиста в какой-нибудь компании, а первая shareware-программа нередко пишется в рабочее время и на оборудовании, принадлежащем работодателю.

Некоторые думают примерно так: "Да что я, зря вес ли годы работал программистом за крошечную зарплату? Вон, в прошлом году закончил проект, из-за которого у меня начальник немало крови попил, босс доволен остался, даже премию в два оклада выписал... Возьму-ка я ту программу, оформлю ее как shareware и буду продавать! Ведь автор-то - я!"

Поступать так не стоит даже и пытаться. Скорее всего, вам будет предъявлен серьезный иск в нарушении авторских прав, и выйти из судебного разбирательства победителем нет шансов. И вот почему.

Имущественные права на программу (как и другое произведение), созданную в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя (так называемая служебная программа), принадлежат работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Естественно, работодатель, который и так выплачивает автору зарплату и несет другие расходы, связанные с содержанием персонала, заинтересован в полной передаче имущественных прав на программу.

У автора остаются личные неимущественные права - например, право на авторство, на имя и т. п. Но обладание этими правами не позволяет автору заниматься распространением программы - это относится к сфере имущественных прав, которые, как уже говорилось выше, по умолчанию принадлежат работодателю.

Чтобы программа считалась служебной, работодатель должен четко зафиксировать конкретные служебные обязанности сотрудника (например, в должностной инструкции) или выдать ему служебное (например, техническое) задание, причем обязательно в письменной форме.

Для того чтобы закрепить взаимоотношения работодателя и автора при работе по какому-либо определенному проекту, работодатель может заключить с автором договор, в котором будут подробно расписаны условия работы. Чтобы увеличить заинтересованность своего сотрудника в результатах работы по созданию программного обеспечения, работодатель может определить размер выплаты автору в качестве вознаграждения, дополнительно к заработной плате, определенного процента с дохода или прибыли, полученной работодателем от реализации данной программной разработки.

А вот если программист пишет на рабочем месте программу без ведома работодателя, в свободное от выполнения основной работы время - например, какие-то утилиты "для себя", то все авторские права, в том числе и имущественные, в данном случае сохраняются за автором. Конечно, работодатели не одобряют такую деятельность, и лучше стараться не предавать ее огласке.

Многие начинающие предприниматели, придумавшие бизнес идею в области мобильных приложений, первым делом ищут возможности получить патент на изобретение. Замысел понятен – сразу после старта любой желающим может обойти на повороте, воспользовавшись новым видением потенциала.

В этой статье мы тезисно перечислим причины этого не делать.

Что такое патент

Патент – это охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца. В случае с разработкой мобильного приложения, являющегося программным обеспечением, получить патент в России и Европе на алгоритмическую часть (непосредственно программу) не удастся: статья 52 европейской патентной конвенции прямо запрещает патентование программ для ЭВМ.

Поэтому в случае с мобильными приложениями как правило защищается не сам продукт, а общая идея функционирования сервиса, отражающая некоторую новизну подхода к решению той или иной задачи. Запатентовать код тоже можно, но только в некоторых юрисдикциях, например в США или Южной Корее.

Это долго и дорого

Получение патента на мобильное приложение отнимает драгоценное время, которое на старте продукта лучше потратить на проверку гипотезы о работающей бизнес модели.

Вам не только нужно найти патентного поверенного, который может взяться за работу по описанию и оформлению вашей идеи, но и заплатить за его услуги, оплатить патентные взносы, переводчика и так далее. Вы потратите минимум 50–100 тысяч рублей (если часть работы будете делать самостоятельно) и не меньше 3–4 месяцев, если делать все очень быстро.

После этого вы можете получить отказ на регистрацию от патентного бюро, потому что описание недостаточно детальное, не содержит инновационности, дублирует уже существующие патенты и т.д. Только 56% патентов регистрируется , соответственно 44% – отклоняется.

При этом по статистике 97% (!) патентов генерируют прибыли меньше, чем стоимость их оформления.

Вы патентуете не то, что нужно

Практически всегда желание защитить бизнес возникает на стадии первой идеи. Как только прошло достаточно времени на обдумывание плана, сразу возникает мысль о защите еще будущего предприятия. Желание понятно, однако идея и ее реализация – всегда разные вещи.

Пол Грэм, один из известнейших предпринимателей в IT и основатель Y Combinator, говорит , что по его опыту от 70 до 100% проектов имеют разные ключевые идеи на старте и через 3 месяца операционной работы.

Так происходит из-за того, что бизнес – это решение реальных проблем. Он развивается и растет в синергии с потребностями людей, которые:

а) вам досконально неизвестны на стадии идеи
б) меняются со временем
в) решаются так, как хочется им, а не вам.

Как только вы начнете запускать идею, с вероятностью близкой к 100% вам придется если не полностью изменить вашу задумку, то значительно ее переработать. Зачем в этом случае патентовать в самом начале то, от чего в последствие вы сами откажетесь?

Забывается главное

А главное – это скорость проверки гипотез о работающих моделях, сбор фидбека с потенциальных клиентов и реализация MVP. Любой, кто работает на этом же рынке и справляется с этим лучше, опередит вас, несмотря на наличие патента. Потому что, во-первых, он понимает рынок лучше, а во-вторых, открытая им более эффективная модель наверняка не будет совпадать с вашим патентом.

Фокусируясь на защите идеи, вы сразу же отстаете в скорости ее развития и реализации.

Патент – не единственный способ защититься

Если патент – неэффективный способ защиты бизнеса в самом его начале, то это вовсе не означает, что не нужно принимать вообще никаких оборонительных мер. В силу простоты и дешевизны можно использовать такие способы:

  1. Купите домен с именем продукта. Хорошее имя дает сильный эффект, а при решении любых споров покупка вашего домена в более ранний срок, чем оформление торговой марки конкурента, решает многие вопросы.
  2. Создайте группы в социальных сетях с названием проекта. Как и в случае с доменом, хорошие названия имеют и хорошие поисковые позиции, и неплохо запоминаются, и становятся недоступными конкурентам.
  3. Зарегистрируйте торговую марку. Это не быстро в некоторых юрисдикциях (например в России), но во многих странах осуществляется в течение нескольких дней и с минимальными затратами.
Итого

Патентовать изобретения важно и нужно, но это совершенно не то, что стоит делать первым делом, когда вы занимаетесь стартапом. Многие компании стали заниматься защитой интеллектуальной собственности только после того, как начали генерировать прибыль.

В самом начале стоит полностью сфокусироваться на самой идее продукта, ее проверке, продумывании и создании MVP, находясь при этом на постоянной, максимально близкой связи с вашими будущими клиентами.

Подписывайтесь на : мы ежедневно публикуем интересные материалы про создание бизнеса и разработку мобильных приложений.

После подачи заявки на регистрацию мобильного приложения для смартфона, специалисты Федерального института промышленной собственности будут проводить ее экспертизу. Первоочередно, это формальный этап – проверяются правильность заполнения и полнота представленных документов. Второй этап – экспертиза по существу, в рамках которой приложение проверят на соответствие критериям патентоспособности и установят за разработчиком приоритет на его использование.

Сроки получения патента на мобильное приложение

Срок рассмотрения заявки и выдачи патента на идею приложения регулируется Административными регламентами и составляет 24 месяца . На практике в большинстве случаев заявители получают патент за 12-16 месяцев.

Сроки действия патента на приложение для смартфона

Временной отрезок, в пределах которого действуют юридические права на патент на изобретение и на патент на промышленный образец регламентированы статьей 1363 Гражданского кодекса Российской Федерации. В первом случае он составляет 20 лет, во втором – 5 лет.

Важно понимать то, что законодательство дает разработчику возможность продлевать действие патента на промышленный образец . Реализуется это также на 5 лет и неоднократно. Касаемо изобретения, то патент на него можно продлить только в том случае, если оно относится к лекарственным средствам или химикатам, на использование которых дополнительно требуется получать лицензию.

Название приложения как товарный знак

Дополнительно защитить свое приложение можно и с помощью регистрации его названия в качестве товарного знака . После прохождения данной процедуры, которую проводит Роспатент, заявитель получает исключительные права на использование данного названия. Таким образом, третьим лицам будет запрещено его использование априори, а в случае нарушения их можно привлечь к ответственности – требовать возмещения ущерба или выплаты компенсации , размер которой в зависимости от обстоятельств дела будет варьироваться по 5 млн рублей.

Товарный знак обладает исключительной особенностью – он идентифицирует конкретный продукт или группу продуктов. Его регистрацией занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности – Роспатент. Для этого потребуется отдельный заявочный пакет.