Пдд 13.1 разъяснения. ПДД РФ - Расположение транспортных средств на проезжей части

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Комментарии

Это Правило справедливо для всех видов перекрестков – как со светофором, так и без. Обычно, на перекрестках со светофором движение организовано так, что автомобили и пешеходы на проезжей части не находятся одновременно. В этом случае ситуаций, при которых пешеходов придется пропустить, немного. Например, это нужно сделать, когда их движение регулирует отдельный светофор, а они не успели перейти дорогу на разрешающий сигнал. Или когда пешеходного светофора нет, и они руководствуются транспортным. Тут тоже преимущество у пешеходов.

Итак, согласно ПДД, когда водитель поворачивает направо или налево, то он должен уступить дорогу велосипедистам и пешеходам, которые пересекают ту часть дороги, на которую он поворачивает.

Поворачивая направо, водитель должен пропустить всех пешеходов и велосипедистов (если они есть), не преграждая им дорогу и не создавая для них помех. Затем – занять крайнюю правую полосу и продолжить движение, не нарушая предписаний разметки и дорожных знаков.

При повороте налево, водитель должен пропустить встречный транспорт, который едет прямо. После этого, уже совершив поворот, он так же обязан пропустить пешеходов и велосипедистов, пересекающих проезжую часть. Далее ТС может продолжить передвигаться согласно установленным на данном участке дороги знакам и разметке. Транспортные средства, совершающие одновременно поворот налево из встречных потоков движения, не должны мешать друг другу.

Таким образом, поворачивая налево, на многополосной дороге (где для движения в одном направлении выделено две полосы и больше), водитель должен убедиться, что он не создает помех тому, кто движется по встречным полосам.

Ответственность

За невыполнение пункта 13.1 Правил предусмотрен штраф – 1500 рублей (ст. 12.18 КоАП РФ).

Если при проезде перекрестка водитель не уступит дорогу ТС, которые имеют преимущество на движение, то штраф за это составит 1000 рублей (ст. 12.13 ч. 2 КоАП РФ).

п 13.1 ПДД . При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

п 13.2 ПДД . Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

п 13.3 ПДД . Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

Регулируемые перекрестки

п 13.4 ПДД . При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

п 13.5 ПДД . При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

п 13.6 ПДД . Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

п 13.7 ПДД . Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

п 13.8 ПДД . При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

Нерегулируемые перекрестки

п 13.9 ПДД . На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

Абзац утратил силу с 8 ноября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 26 октября 2017 г. N 1300

п 13.10 ПДД . В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

п 13.11 ПДД . На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11.1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

п 13.11.1 ПДД . При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

п 13.12 ПДД . При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

п 13.13 ПДД . Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

Комментарий к Разделу 13, 14 Правил дорожного движения РФ

При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке *(92).

В этом пункте реализован общий принцип, заключающийся в приоритете пешеходов и велосипедистов по отношению к поворачивающим транспортным средствам. На перекрестке, где нет пешеходных светофоров, неизбежно возникает "конфликт" между транспортными средствами, поворачивающими на зеленый сигнал, и пешеходами, переходящими проезжую часть по этому же сигналу.

В местах, где движение регулируется, пешеходы обязаны при переходе проезжей части руководствоваться сигналами светофора или регулировщика. Разрешающим сигналом для пешеходов в случае, когда пешеходных светофоров нет, является зеленый сигнал транспортного светофора, по которому транспортным средствам разрешается поворачивать направо и налево. Кроме того, в соответствии с при появлении в светофоре желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх, пешеходы еще могут продолжать движение, а водителям в то же время разрешается проехать перекресток в намеченном направлении, если они не могли остановиться с учетом требований безопасности движения. Исходя из этого, Правила предоставляют приоритет пешеходам, требуя от водителей всех транспортных средств, в том числе трамвая, пропускать пешеходов, находящихся на той проезжей части, куда поворачивает транспортное средство.

Нередки случаи, когда в момент включения красного сигнала светофора на пешеходном переходе (особенно при широкой проезжей части) остаются пешеходы, не успевшие завершить переход. Водители должны иметь в виду это обстоятельство и, начиная движение при разрешающем сигнале, в соответствии с пунктом 13.8 Правил, дать возможность пешеходам закончить переход.

На перекрестках, где движением управляет регулировщик, также возникают "конфликтные" ситуации между поворачивающими транспортными средствами и пешеходами, переходящими проезжую часть. Это обычно происходит при правых поворотах, когда сигнал регулировщика (положение его корпуса) разрешает движение одновременно пешеходам и транспортным средствам. При сигнале регулировщика, разрешающем поворот налево, "конфликт" между транспортными средствами и пешеходами не возникает, поскольку при этом пешеходам запрещается переходить проезжую часть.

Наравне с пешеходами приоритет предоставляется относится и велосипедистам, полоса движения для которых обычно находится у края проезжей части, а велодорожка - рядом с тротуаром, на обочине или параллельно дороге вне земляного полотна *(93).

Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении *(94).

Затор может быть связан со многими причинами: недостаточной пропускной способностью конкретного участка дороги, дорожно-транспортным происшествием, сужением проезжей части из-за проводимых на дороге ремонтных работ и т.п. Причем сам затор может возникнуть не на самом перекрестке, а непосредственно за ним. Поэтому водитель, исходя из требований данного пункта Правил, должен всегда прогнозировать возможное развитие ситуации и не выезжать на перекресток даже при зеленом сигнале светофора, чтобы не усугублять дорожную обстановку.

Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета *(95).

Если движением на перекрестке управляет регулировщик, то водители подчиняются только ему, не обращая внимания ни на знаки приоритета, ни на сигналы светофора.

Если под светофором, работающим в основном режиме (красный - желтый - зеленый), установлены знаки приоритета - можно не обращать на них внимания. В данной ситуации они не действуют. Водители в этом варианте обязаны подчиняться только сигналам светофора, поскольку перекресток регулируемый.

Если же светофор выключен или мигает только желтым сигналом, то перекресток нерегулируемый. Здесь вступают в силу знаки приоритета. Это означает, что один и тот же перекресток при различных обстоятельствах может быть либо регулируемым, либо нерегулируемым *(96).

Следует отметить, что в Правилах нет никаких дополнительных требований к движению на площадях. Движение по площади определяется установленными там светофорами, знаками и дорожной разметкой.

Итак, все перекрестки можно разделить на две группы: регулируемые и нерегулируемые.

Перекресток считается регулируемым, если очередность движения на нем определяется сигналами светофора или регулировщика, находящегося на перекрестке. Если же регулировщик, находясь в пределах перекрестка, не регулирует движение с помощью установленных Правилами сигналов, а лишь ведет наблюдение за порядком движения, такой перекресток считается нерегулируемым. К нерегулируемым относятся также перекрестки, на которых очередность движения определяется знаками приоритета. Эти знаки не действуют, когда движение регулируется светофором или регулировщиком.

В соответствии с Правил перекрестками не считаются места выездов на дорогу с прилегающих территорий. Это означает, что независимо от наличия в таких местах знаков 2.4 или 2.5 водитель, выезжающий с прилегающей территории, должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней.

Регулируемые перекрестки.

При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев *(97).

Обычный транспортный светофор с круглыми сигналами и без дополнительных секций не обеспечивает "бесконфликтное" регулирование движения. Левый поворот при наличии такого светофора осуществляется методом просачивания через транспортный поток, движущийся со встречного направления. Поэтому Правила в целях обеспечения безопасности движения требуют от водителей безрельсовых транспортных средств при повороте налево уступать дорогу движущимся со встречного направления прямо или направо. Такое требование обусловлено стремлением сохранить единый принцип разъезда транспортных средств в случаях пересечения их траекторий - уступает дорогу тот, у кого справа появляется помеха в виде движущегося транспортного средства ("правило правой руки").

"Рисунок 17.1. Приоритет транспортного средства, движущегося со встречного направления"

"Рисунок 17.2. Порядок движения при наличии дополнительной секции"

При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений *(98).

Для повышения пропускной способности на некоторых перекрестках движение организуют так, что одновременно с движением по зеленому сигналу светофора разрешается движение и с других направлений по сигналу в дополнительной секции. При этом возникает опасность столкновения, поэтому Правила в таких случаях предписывают движущимся по направлению стрелки в дополнительной секции уступать дорогу всем другим транспортным средствам, движущимся с иных направлений, в которых по зеленому сигналу светофора разрешается движение.

Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений *(99).

Среди транспортных средств, участвующих в дорожном движении, только трамвай имеет особый статус - при равном праве на движение он пользуется приоритетом перед другими транспортными средствами.

Таким образом, при зеленом сигнале светофора трамвай всегда имеет преимущество. Сохраняется это преимущество и в том случае, когда сигналы регулировщика разрешают одновременно двигаться трамваю и безрельсовым транспортным средствам. Однако если трамвай движется по направлению, указываемому стрелкой в дополнительной секции, включенной одновременно с желтым или красным сигналом светофора, то в такой ситуации преимущества он не имеет и проезжает перекресток на общих основаниях, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений. Но и здесь при одновременном попутном движении по направлению включенной стрелки безрельсовые транспортные средства должны уступать дорогу трамваю.

Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора *(100).

Порядок размещения светофоров зависит от планировки конкретного перекрестка и поэтому, въезжая на перекресток для поворота налево при зеленом сигнале светофора, на выезде с перекрестка водитель может встретить красный сигнал, который, однако, не имеет к нему отношения и является дублером основного светофора, установленного на пересекаемой дороге.

"Рисунок 18.1. Порядок поворота налево на регулируемом перекрестке при наличии на пути движения: а - светофора и отсутствии стоп-линии"

"Рисунок 18.2. Порядок поворота налево на регулируемом перекрестке при наличии на пути движения: б - светофора и стоп-линии"

На сложном перекрестке (пересечение с несколькими проезжими частями, бульвар, площадь) возникает необходимость и в более сложных схемах организации движения с поэтапным пропуском транспортных средств в определенных направлениях. В таких случаях в местах, где водитель должен остановиться, наносят стоп-линии или устанавливают дополнительные таблички "Стоп-линия". При проезде по такому перекрестку водитель должен руководствоваться сигналами каждого встречающегося на пути его движения светофора и при запрещающем сигнале останавливаться перед стоп-линией.

При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления *(101).

Это требование Правил призвано обеспечить безопасность пешеходов, а также тихоходных и крупногабаритных транспортных средств, которые начали движение через перекресток в конце времени действия зеленого сигнала. Обязанность уступать дорогу в таких случаях относится и к водителям трамваев.

Нерегулируемые перекрестки.

На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения *(102).

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

Как правило, на нерегулируемых перекрестках и подходах к ним для определения очередности проезда устанавливают знаки приоритета 2.1-2.5 или знак "Пересечение равнозначных дорог". При отсутствии таких знаков порядок проезда перекрестков зависит от наличия на дороге твердого покрытия. Поэтому все водители, выезжающие с грунтовой дороги на дорогу, имеющую твердое покрытие, обязаны уступать дорогу водителям, движущимся по дороге с покрытием. Перед выездом на дорогу с усовершенствованным покрытием СНиП 2.05.02-85 предусматривает на грунтовой дороге устройство покрытия на некотором протяжении для предотвращения заноса грязи, что, однако, не делает ее равной по значению с пересекаемой главной дорогой.

"Рисунок 19. Преимущество имеет транспортное средство на главной дороге"

По смыслу требований данного пункта Правил водитель, находящийся на второстепенной дороге, уступает дорогу тем, кто находится на главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения. Однако это не означает, что в любых ситуациях нельзя выезжать на перекресток до тех пор, пока водитель, движущийся по главной дороге, не освободит его.

"Рисунок 20. Ситуация, когда возможно одновременное движение по главной и второстепенной дорогам"

На рисунке N 20 показана ситуация, когда транспортные средства, находящиеся на главной и второстепенной дорогах, могут двигаться одновременно. В этом случае водитель мотоцикла (находится на второстепенной дороге) при повороте направо выполняет требования пункта 13.9 Правил и уступает дорогу водителю грузового автомобиля (находится на главной дороге), то есть не вынуждает его изменять направление движения или скорость благодаря достаточной ширине перекрестка и характеру маневров. Однако и в данной ситуации водитель мотоцикла, прежде чем начать движение в намеченном направлении, должен быть уверен, что в процессе всего маневра не создаст помех водителю грузовика. Аналогичная ситуация может возникнуть, когда на перекрестке по направлению главной дороги нанесена сплошная линия разметки, которую запрещается пересекать. В таком случае водитель, выезжающий на главную дорогу с правым поворотом, может это сделать, не дожидаясь, когда перекресток будет освобожден транспортным средством, движущимся по главной дороге по полосе, отделенной сплошной линией разметки. Но и в этой ситуации водитель транспортного средства, выезжающего со второстепенной дороги, обязан помнить о необходимости не создавать помех тем, кто находится на главной дороге.

Данное положение Правил позволяет исключить "конфликт" трамвая и безрельсового транспортного средства при их одновременном движении по главной или второстепенной дороге. В случае, когда указанные транспортные средства оказываются на равнозначной дороге, трамвай имеет преимущество.

Подобные ситуации могут возникать, например, когда водитель движущегося по главной дороге автомобиля намерен продолжить движение прямо, в то время как трамвай, приближающийся со встречного направления (также по главной дороге), должен повернуть налево. При попутном движении ситуация видоизменяется следующим образом: трамвай, движущийся по путям, проложенным посередине проезжей части, на перекрестке поворачивает направо, а автомобиль, следующий параллельно справа от трамвая, продолжает движение в прямолинейном направлении. Аналогичная ситуация может возникнуть и при одновременном движении обоих транспортных средств по второстепенной дороге. В любом случае Правила разрешают возможный "конфликт" в пользу трамвая, чем еще раз подтверждается его особый статус по отношению к безрельсовым транспортным средствам (см. ниже).

В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам *(103).

На некоторых перекрестках главная дорога может изменять свое направление. Обычно это происходит в районах старой городской застройки, где для пропуска основного транспортного потока бывает необходимо перевести движение с одной дороги на другую. Для информирования водителей о дальнейшем направлении главной дороги в таких случаях перед перекрестком устанавливают знак "Главная дорога" с дополнительной табличкой "Направление главной дороги". С помощью этой таблички водители получают необходимую информацию о порядке проезда перекрестка.

Двигаясь по главной дороге, которая на перекрестке поворачивает налево, водитель сохраняет преимущество перед транспортными средствами, выезжающими на перекресток с любых направлений по второстепенным дорогам.

Если водители подъезжают к перекрестку по главной дороге, то они, имея равное право на движение, разъезжаются, руководствуясь между собой правилом проезда перекрестков равнозначных дорог. Точно таким же образом должны поступать водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

"Рисунок 21.1. Проезд перекрестка неравнозначных дорог, на котором главная дорога меняет направление (а - оба автомобиля на главной дороге)"

"Рисунок 21.2. Проезд перекрестка неравнозначных дорог, на котором главная дорога меняет направление (б - оба автомобиля на второстепенной дороге)"

На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения *(104).

Порядок движения рельсовых и безрельсовых транспортных средств на перекрестке равнозначных дорог показан на рисунках N 22.1 и N 22.2, где иллюстрируется приоритет трамвая. Принцип "уступи дорогу приближающемуся справа" сохраняет свое значение и в процессе поворота налево или разворота на перекрестке.

"Рисунок 22.1. Порядок проезда перекрестка равнозначных дорог (а - очередность движения показана буквами)"

"Рисунок 22.2. Порядок проезда перекрестка равнозначных дорог (б - преимущество трамвая даже при наличии "помехи справа")"

Рассмотрим, как реализуется этот принцип на перекрестке равнозначных дорог на рисунке N 47. Первым начинает движение автомобиль А, поскольку ему нет необходимости никому уступать дорогу справа. Однако перед поворотом налево из положения А1 он должен уступить дорогу автомобилю В, находящемуся от него справа. Уступить дорогу в этой ситуации требует также и пункт 13.12 Правил. Когда автомобиль А достигнет примерно середины перекрестка и окажется в положении А1, получает право на движение автомобиль Б, для которого путь стал открытым (не стало помехи справа). После выезда с перекрестка автомобиля Б остаются два автомобиля, из которых первым продолжит движение автомобиль В (как не имеющий уже помехи справа), а затем уже завершит поворот налево автомобиль А.

"Рисунок 23. Порядок проезда нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог"

На перекрестке равнозначных дорог в случае необходимости остановиться для пропуска транспортных средств, имеющих преимущество, водитель, руководствуясь требованиям "уступить дорогу (не создавать помех)", выбирает место остановки с учетом конкретной ситуации, условий видимости, габаритов транспортных средств, размеров перекрестка. Он может остановиться как перед перекрестком, так и в его границах, но при обязательном условии, что не создаст помех другим водителям, имеющим преимущество.

В ряде случаев возникает вопрос об очередности проезда перекрестка при одновременном подъезде безрельсовых транспортных средств с четырех сторон. Оговоримся сразу, что вероятность такой ситуации очень мала. Она возможна только при высокой интенсивности движения, когда по действующим нормам должны устанавливаться светофоры и знаки приоритета. И все же, если такая ситуация возникает, то выходить из нее надо только по взаимному согласию водителей. Обычно наиболее опытный водитель, оценив обстановку, понимает, что она не укладывается в рамки Правил. В этом случае он берет инициативу в свои руки, предлагая жестом кому-то первому начать движение.

При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев *(105).

В этом пункте Правил изложен общий принцип приоритета движущегося в прямом направлении перед поворачивающим, а также принцип приоритета находящегося справа ("уступи помехе справа"). Естественно, что эта общая норма соотносится и с другими положениями Правил, которые конкретизируют особенности движения транспортных средств в определенных ситуациях.

В соответствии с пунктом 13.13 Правил если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

Этим пунктом закреплено важное для безопасности движения положение, которое имеет особое значение в местностях с продолжительным периодом снежного покрова, а также при неблагоприятных погодных условиях (дождь, снегопад и т.п.) или в условиях плохого освещения

Таким образом, данный пункт Правил требует, чтобы водитель при невозможности определения статуса дороги всегда выполнял требование "уступить дорогу (не создавать помех)" по отношению к другим участникам движения, движущимся по пересекаемой дороге.

Тескт моей жалобы, который я отправлял и потом отдал тому капитану, к которому ходил на разбор.

От..................
Г.Т.....................
Тел.8-.................
Жалоба
на действия сотрудников полиции

23 ноября 2017 года в городе Кемерово сотрудник ГИБДД лейтенант полиции Ти........ич вынес Постановление 18............037 по делу об административном правонарушении о привлечении меня к административной ответственности по ст. 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП) в виде штрафа в размере 1500 рублей за то, что я 23 ноября 2017 года в 16 час. 15 мин. совершая поворот направо, со стороны пр. Советского на ул. Кирова, якобы не "уступил дорогу" пешеходу, переходящему проезжую часть слева на право по ходу моего движения, чем нарушил п. 13.1 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее-ПДД).

С постановлением о привлечении меня к административной ответственности я не согласен по следующим основаниям:
В постановлении 18............037 указано в чем выразилось мое правонарушение, квалифицированное как «не уступил дорогу пешеходу». Согласно пункту 1.2 ПДД РФ "Уступить дорогу (не создавать помех)" - это требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Данное требование не устанавливает очерёдность движения участников, а обязывает одних участников движения предоставлять преимущество другим участникам с целью не создания им помех для движения. Для того, чтобы квалифицировать мои действия как не выполнение требований «Уступить дорогу» сотрудник полиции обязан был указать, как повлиял мой проезд пешеходного перехода на скорость и направление движения пешехода, поскольку эти обстоятельства являются обязательными, для квалификации действий по ст. 12.18 КоАП РФ. Если бы я не уступил дорогу, то вынудил бы пешехода изменить скорость или направление движения. Если я не создал ему помехи, вынудившей изменить скорость или направление движения, значит я, или - УСТУПИЛ ДОРОГУ, или такая необходимость в данной ситуации не возникала.
Статья 12.18 КоАП предусматривает ответственность «за невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам», велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении» - такие требования предусмотрены следующими пунктами ПДД РФ: 8.3; 13.1;13.8; 14.3; 14.6, которые прямо обязывают водителя «Уступить дорогу», чтобы не создать помеху другим участникам движения, имеющим преимущество и претендующих на это преимущество.
Данный участок проезжей части состоит из трех (3) полос в каждом направлении движения, ширина каждой полосы не менее 3 м. Пешеход передвигался со скоростью не более 5км/ч, что составляет 1,4 м/с, т.е. для того, чтобы вступить на крайнюю правую полосу движения, по которой я передвигался ему потребуется не менее 4,3 секунд. Автомобиль которым я управлял в момент пересечения траектории движения передвигался со скоростью не менее 15км/ч, что составляет 4,17 м/с. Соответственно до момента пересечения пешехода крайней правой полосы автомобиль проезжает расстояние 17,9 м. Что является достаточным расстоянием для не создания помех движению пешехода.
Следует обратить внимание, что под обязанностью «Уступить дорогу» следует понимать не всю дорогу, поскольку согласно п.1.2 ПДД РФ - «…дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии», а только одну полосу движения, по которой следует автомобиль, и на которую претендуют другие участники движения, имеющие в соответствии с ПДД РФ преимущество по отношении к тому, кто должен уступить дорогу, поскольку другие полосы движения не заняты данным автомобилем и свободны для других участников движения. Водитель физически не может уступить всю дорогу, поскольку занимает лишь одну полосу проезжей части, именно её он и обязан уступать. В противном случае следует считать, что 2/3 дороги водитель в любом случае уступил.
Ответственность за нарушение п. 13.1 ПДД РФ может наступать только в том случае, когда наступили вредные последствия для пешехода, ступившего на полосу движения автомобиля или подходящий к ней одновременно с приближающимся автомобилем, вынудившие его изменить скорость (увеличить или уменьшить) или направление движения (отступить назад с полосы, обойти автомобиль пересекающий его траекторию сзади, чтобы не столкнуться с ним), что будет нарушением требований «уступить дорогу». Для привлечения лица к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения. Одной из составных частей состава является - Объективная сторона - это внешнее проявление общественно опасного посягательства на объект, находящийся под охраной административно-правовых санкций. Объективная сторона административного проступка включает в себя большую группу обязательных и факультативных элементов. К ним относятся: деяние (действие или бездействие); его вредные последствия; причинно-следственная связь между деянием и последствиями; место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершения правонарушения. Объективной стороной данного правонарушения (ст. 12.18 КоАП) является - не исполнение обязанности уступить дорогу, т. е. создание помех для пешехода переходящего проезжую части в установленном месте, вынудившее его изменить скорость или направление движения, т. е. предусматривает обязательное наступление вредных последствий -создание помехи пешеходу, имеющему преимущество перед другими участниками дорожного движения и причинно-следственная связь между деянием (не уступил дорогу) и наступление последствий (изменение скорости или направления движения пешеходом, по вине водителя).

При одновременном следовании меня на автомобиле по одной полосе проезжей части и пешехода, начавшего переход других полос проезжей части, я не вынудил его изменить скорость или направление движения. Я проехал траекторию движения до того, как он дошёл до моей полосы движения, следовательно, я не совершил административного правонарушения.

Детали события.
Изначально я был остановлен сотрудником полиции Мин..................ичем, который вменил мне нарушение п.13.1 ПДД РФ и продемонстрировал видеозапись, в которой отсутствует нарушение мной ПДД.
Я не согласился с вменяемым мне правонарушением и попросил инспектора пригласить свидетелей, непосредственно участвующих данном событии:
1. Пешехода, чье право, по мнению инспектора, было ущемлено.
2. Пассажирку моего автомобиля, Гов.....................вну.
Инспектор Ми............ий отказался опрашивать данных лиц.
Далее я попросил составить ПРОТОКОЛ об административном правонарушении, в котором смогу изложить свое объяснение. На что также получил отказ.
Инспектор Ми.......ий от меня потребовал покинуть мой автомобиль Honda CR-V г.н. А8.........4 и сесть в патрульный автомобиль ВАЗ г.н. К0... 42, номер на борту 9..8, это требование я выполнил. После этого ИДПС Ми................евич передал мои документы инспектору ДПС Тимо..............ичу для составления ПОСТАНОВЛЕНИЯ на оплату штрафа в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Инспектора Ти........ва я также попросил составить протокол и опросить свидетелей по данному нарушению. ИДПС Тим.........ев также мне отказал и начал составлять ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении.

После вопиющего игнорирования моих прав и ограничения свобод я стал звонить и консультироваться о правомерности действий данных сотрудников на телефон доверия 32-70-97, телефоны дежурных частей 38-07-11, 52-29-65 по которым мне были даны ответы, что если я не согласен с вменяемым мне правонарушением, то вместо ПОСТАНОВЛЕНИЯ выписывается ПРОТОКОЛ с объяснением причастных лиц и что мое право подать жалобу на данных сотрудников и отменить постановление.

Находясь в автомобиле ДПС услышав то, что я консультируюсь о моих дальнейших действиях, инспектор Ми.............вич испытал по отношении ко мне личную неприязнь и потребовал от инспектора Ти........А.Ю. увеличить штраф в постановлении по ст. 12.18 КоАП РФ вместо 1500 (одна тысяча пятьсот) на 2500 (две тысячи пятьсот) рублей. Я поинтересовался обоснованностью его требования, на что инспектор Ми............й ответил, что не согласие с правонарушением является отягчающем обстоятельством по данной статье, и добавил то, что я «правдоруб». Это слово прозвучало в таком контексте, что я принял это, как оскорбление в мой адрес. Далее также в его словах были язвительные высказывания в мой адрес на разные темы, в момент когда я общался с инспектором Ти.............вым. Все же инспектор Ти.......ев его требование отклонил, мотивируя это тем, что я не допускал других правонарушений и сумму в 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей оставил без изменения.

Инспектор Ти....... А.Ю. требовал моей подписи в ПОСТАНОВЛЕНИИ, я поставил подпись о том, что он зачитал мне мои права и о том, что получил копию постановления, в графе наличия события АПН я пометил, что «оспариваю», но роспись свою не поставил, т.к. события правонарушения не было. В присутствии понятых было зафиксировано отсутствие моей подписи в данной графе и мне была вручена копия постановления 188...............37.

Только после этого инспектор Ти............Ю. начал составлять ПРОТОКОЛ 42 СК 60......70, но при этом все равно отказался опрашивать свидетелей данного события, оставив соответствующие поля со свидетелями и понятыми пустыми. Мои замечания поставить прочерки в данных полях, чтобы не было возможности вписать других свидетелей в моем отсутствии были проигнорированы. В соответствующем поле написал объяснение: «С нарушением не согласен, правонарушение не совершал. Пешехода видел, убедился, что не помешаю ему и проехал. Требование «уступить дорогу» выполнил, т.к. пешеход не изменил направление или скорость движения. Пешеход не опрошен, отсутствует пострадавшая сторона. Прошу приобщить к материалам дела видеозапись инспектора Мино............ича 23.11.2017г., 16ч. 15мин.» В соответствующей графе я ходатайствовал о рассмотрении дела в моем присутствии по месту моего жительства, на что получил письменный отказ на месте от Ти.........Ю.

В подтверждение всех фактов в патрульном автомобиле ВАЗ г.н. К09...42, номер на борту 9...8 велась видеозапись происходящих событий в примерном промежутке времени с 16ч.15мин по 18ч.10мин.

На основании изложенного прошу Вас в досудебном порядке:
1. Отменить постановление 18...........37 от 23 ноября 2017г. и протокол 42 СК 60........0 от 23 ноября 2017г. в отношении П...............................ича, в связи с отсутствием состава правонарушения.
2. Произвести проверку по действиям сотрудников ГИБДД Мин..................ча и Тим........вича.

Жалоба а постановление 54 ПН № 917136 по делу об административном правонарушении.

02 июня 2012 года в 16.25, я Теряев Сергей Сергеевич 16.04. 1982 г. рождения управлял автомобилем тойота калдина с государственным номером к444хх54, при движении на зеленый сигнал светофора совершил поворот направо с улицы Вокзальная магистраль на улицу Димитрова.
После совершения маневра я был остановлен сотрудником полиции Барановым без номерного значка, который мне сообщил, что я нарушил ПДД. Сотрудник полиции Баранов, пригласил меня в машину ДПС экипаж 217 для составления протокола и постановления о нарушении ПДД. В машине находился сотрудник полиции Усов, который начал составлять протокол 54 ПТ № 375667 без рапорта сотрудника Баранова. Сотрудник полиции Усов С.В. нарушения ПДД не видел. Потерпевшего пешехода не было, свидетели отсутствовали.
При составлении протокола и постановления были допущены грубые процессуальные нарушения. Мне небыли разъяснены права по ст. 51 Конституции РФ и КоАП РФ.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ). Пункт 1, 2 ч.1 ст. 28.1. Кодекса закрепляет в качестве одного из поводов для возбуждения либо непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, либо поступившие из правоохранительных органов материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Таким образом, сотрудник полиции Баранов, обнаружившее правонарушение, обязано передать своему напарнику сотруднику полиции Усову какой-то материал, который бы подтвердил совершение мной административного правонарушения. В противном случае инспектор, не видевший нарушения лично, не имеет права составлять протокол. Под каким-то материалом, в данном случае, может пониматься, только рапорт. Рапорт сотрудник полиции Баранов не предоставлял сотруднику полиции Усову.
При составлении протокола и постановления сотрудник полиции Усов вносил не достоверную информации:
1. место работы не спрашивал, а чем мной было внесено исправления.
2. не объяснил, какой закон мной был нарушен. В протоколе указанно, что нарушен раздел 13.1, но мне не известен такой закон и постановления правительства РФ,
3. правилах дорожного движения раздела 13.1 нет.

П.13.1 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее Правила), ответственность за которое предусмотрена статьей 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП). Согласно п. 13.1 Правил я обязан уступить дорогу пешеходам, а п.1.2 Правил гласит: "Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Поскольку пешеход двигался посередине проезжей части, которая на данном участке дороги 4-х полосная (по две полосы в каждом направлении), а я поворачивал в крайнюю правую полосу (в соответствии с п.8.6 Правил), у пешехода для движения в запасе была как минимум ширина полосы, что в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 "Правила применения дорожной разметки" не менее 3,00 м. следовательно, при скорости пешехода 5 км/ч (1,39м/с) в запасе было более 2 сек. Во время выполнения мной поворота и проезда пешеходного перехода пешеход не изменил скорость или направление движения, следовательно я выполнил требование п.13.1 и п.1.2 Правил. В соответствии со ст. 28.8 КоАП протокол об административном правонарушении должен в течение трех суток направляться должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. Даже если инспектор на дороге уполномочен рассматривать данное дело, то КоАП РФ не предусматривает направление протокола самому себе, что противоречило бы принципам объективности и законности. В частности, в соответствии со ст. 29.1 КоАп РФ должностное лицо, получившее протокол и иные материалы административного расследования, обязано выяснить, правильно ли составлен протокол, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, достаточно ли собрано материалов для его рассмотрения по существу, имеются ли ходатайства, отводы и т.д.
В соответствии со ст.25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а так же иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Согласно ст.24.5 КоАП, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии обстоятельств исключающих производство по делу об административном правонарушении.

В связи с вышеизложенными неправомерными действиями Инспектора, незаконным и необоснованным привлечением к административной ответственности, отсутствием с моей стороны состава административного правонарушения и на основании пп.1,2 ст.24.5 КоАП.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 и п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ

Прошу суд:

Отменить постановление от 16.09.2011г. 54 ПН № 917136 о назначении административного штрафа в размере 800 руб. и прекратить дело на основании пп.1 ст.24.5 КоАП (отсутствие события административного правонарушения).

Приложение
1. протокол
2. постановление

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.

при секретаре Сомхиевой С.Ю.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Козина А.И. о признании частично недействующим пункта 13.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, установил:

Правила дорожного движения Российской Федерации (далее - Правила) утверждены постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. № 1197.

Согласно пункту 13.1 Правил при повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Гражданин Козин А.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 13.1 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 г. № 221) в части обязанности водителя при повороте направо или налево уступить дорогу велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», не отвечают критериям определенности, ясности и недвусмысленности, не согласуются с другими нормами Правил.

Заявитель Козин А.И. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации (поручение от 28 октября 2014 г. № СП-П9-8041).

Представители Правительства Российской Федерации Гончаров Е.С., Коновалов Д.В., Луговенко В.В., Марьян Г.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти и не нарушают прав заявителя.

Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации Гончарова Е.С., Коновалова Д.В., Луговенко В.В., Марьяна Г.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно его статье 6 формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации. Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»). Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти.

Пункт 13.1 Правил находится в разделе, регулирующем проезд перекрестков, и предусматривает требование к лицу, управляющему транспортным средством, уступить дорогу велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, при повороте направо или налево.

Довод заявителя о том, что новая редакция пункта 13.1 Правил приравняла велосипедиста к пешеходу и позволяет велосипедисту, не спешиваясь с велосипеда, пересекать проезжую часть, как по пешеходному переходу, так и вне его, являются несостоятельными.

Так, пункт 24.8 Правил запрещает велосипедистам пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Ссылки заявителя на то, что положения пункта 13.1 Правил не согласованы с другими положениями Правил, не отвечают критериям определенности и ясности, не могут быть признаны обоснованными. По правилам главы 24 ГПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Компетентный орган государственной власти самостоятельно определяет содержание правовой нормы, используя для этого соответствующие юридико-технические инструменты. Содержание пункта 13.1 Правил является по своему содержанию ясным и не допускает неоднозначного толкования.

Согласно пункту 10.1 Правил водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» изменения в организации дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или для других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного движения не допускаются. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 г. № 221 в Правила внесены изменения, направленные на упорядочение и повышение безопасности всех участников дорожного движения, в том числе велосипедистов и пешеходов.

Осуществление Правительством Российской Федерации нормативно-правового регулирования, при котором водитель обязан уступить дорогу, как пешеходам, так и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, направлено на установление единого порядка дорожного движения и не может рассматриваться как снижение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предусмотренных статьей 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Козина А.И. о признании частично недействующим пункта 13.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенков

Обзор документа

Оспаривалось одно из требований ПДД.

Согласно этому требованию водитель при повороте направо или налево обязан уступить дорогу велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

В таком виде данное требование действует с 08.04.2014.

До этого предусматривалось, что водитель при упомянутом повороте обязан уступить дорогу велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

По мнению заявителя, данное положение не соответствует Закону о безопасности дорожного движения, а также не отвечают критериям определенности, ясности и недвусмысленности.

ВС РФ не согласился с такой позицией и пояснил следующее.

По Закону о безопасности дорожного движения не допускается менять порядок организации дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или для других целей за счет снижения уровня такой безопасности.

Упомянутые изменения ПДД направлены на упорядочение и повышение безопасности всех участников дорожного движения, в т. ч. велосипедистов и пешеходов.

Такие поправки не могут рассматриваться как снижение требований по обеспечению безопасности дорожного движения.

Несостоятелен довод о том, что новая редакция нормы приравняла велосипедиста к пешеходу и позволяет велосипедисту, не спешиваясь с велосипеда, пересекать проезжую часть как по пешеходному переходу, так и вне его.

Так, ПДД запрещает велосипедистам пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Оспариваемое положение находится в разделе ПДД, регулирующем проезд перекрестков, и предусматривает требование к лицу, управляющему транспортом, уступить дорогу велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, при повороте направо или налево.

Соответственно, содержание упомянутого требования является по своему содержанию ясным и не допускает неоднозначного толкования.