Пдд расположение транспортных средств при повороте. Что такое нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона? Дорога с реверсивным движением

Во многом безопасность поездки связана с тем, насколько правильно вы расположите свое транспортное средство на проезжей части. Поток автомобилей похож на живое существо, все, что не вписывается в его рамки – отторгается. Представьте, что произойдет, если попытаться ехать со скоростью 30 км/ч. в третьем ряду…

Существует одно общее положение вне зависимости от расположения и скоростных ограничений дороги: транспортные средства, скорость которых ниже 40 км/ч., должны использовать для движения крайнюю правую полосу. Покидать эту полосу они могут при выполнении объезда или обгона, а также при перестроении перед выполнением поворота налево или разворотом.

В случае, если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение должно осуществляться строго по полосам. Рассмотрим расположение транспортных средств на проезжей части в зависимости от общего количества полос на ней, при двухстороннем движении.

Дорога, где всего две полосы для движения

При таком количестве полос особо выбирать не приходится: в нашей стране движение правостороннее и соответственно крайняя правая полоса является попутной и только ее можно использовать для движения. Другими словами двигаться можно только по правой полосе, но возможен выезд на встречную полосу (естественно с учетом имеющихся ограничений):

  • при выполнении объезда;
  • при выполнении обгона;
  • в населенных пунктах для остановки или стоянки.

Дорога с тремя полосами для движения

На такой проезжей части крайняя правая полоса является попутной, крайняя левая полоса – встречной, а вот средняя полоса – общая, правильнее назвать ее «резервная». В крайнюю левую полосу заезжать нельзя, тем более по ней нельзя двигаться. Двигаться по средней полосе запрещено, но заезжать в нее можно (с учетом имеющихся ограничений) для следующих целей:

  • при выполнении объезда;
  • при выполнении обгона;
  • при перестроении перед выполнением поворота налево или разворота.

Рис. 3 Выполнение поворота налево на трехполосной дороге

На приведенном на схеме перекрестке при повороте налево траектория «А» неврная т.к. завршается поворот в средней полосе, а использовать для движения ее нельзя. Так же неверна и траектория «В», т.к. поворот начинается не из средней полосы как предписано Правилами. Единственно привильной траекторией поворта является траектория «Б» — поворот начинается из среднего ряда и завершается в попутном (правом) ряду. Более подробно вопрос выполнения поворотов рассматривается в главе «Начало движения, маневрирование».

В таком случае встречные потоки, как правило, отделяются друг от друга с помощью белой двойной сплошной линии разметки, которую нельзя пересекать, как результат выезд на встречную сторону запрещен. Даже в случае отсутствия разметки, водитель не имеет право заезжать на встречную половину проезжей части.

Существует два варианта расположения транспортных средств на проезжей части:

  • если максимальное ограничение скорости на данной дороге не превышает 80 км/ч. (чаще это дороги в населенном пункте), для движения можно использовать любую из попутных полос;

Также как и в предыдущем случае, встречные потоки отделяются белой двойной сплошной линией разметки, также водитель не имеет право выезжать в любом случае выезжать на встречную половину проезжей части.

На такой дороге действуют следующие принципы расположения транспортных средств:

  • если максимальное ограничение скорости на данной дороге не превышает 80 км/ч. (чаще это дороги в населенном пункте), для движения можно использовать любую из попутных полос, кроме крайней левой;
  • грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т. Двигаться можно только в пределах двух крайних правых полос, покидать их можно только перед поворотом налево или разворотом;
  • если максимальное ограничение скорости на данной дороге превышает 80 км/ч. (чаще это дороги вне населенного пункта), для движения нужно использовать по возможности только крайнюю правую полосу;

Дорога с реверсивным движением

Реверсивное движение - движение, регулируемое по направлению, соответственно реверсивная полоса – полоса, направление движения по которой регулируется. Т.е. двигаться по такой полосе можно только в одном направлении, а направление движения регулируется с помощью специальных светофоров, вывешенных непосредственно над полосой. Обозначается реверсивное движение с помощью знаков 5.8 «Реверсивное движение», 5.9 «Конец реверсивного движения» и 5.10 «Выезд на дорогу с реверсивным движением». Границы полосы с реверсивным движением обозначаются двойной прерывистой линией разметки .

Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!

Предпочитаете живое общение? Позвоните юристу бесплатно!

Сначала разберемся, для чего вообще нужна реверсивная полоса. Предположим у нас есть дорога, связывающая два района города – жилой и промышленный. Движение по этой дороге достаточно интенсивное, но есть одно «но», интенсивность в противоположных направлениях неодинакова и меняется в течение суток – утром больше людей едут из дома на работу, а во второй половине дня наоборот. Выгодно организовать движение и равномерно загрузить дорогу можно, если мы одну или несколько полос будем отдавать тому направлению, где движение более интенсивное. Вот эти «переходящие» полосы и являются реверсивными.

Заехать на реверсивную полосу можно только в непосредственной видимости светофора и только на разрешающий сигнал. Если светофор не работает, так же как и при запрещающем сигнале, заезжать на реверсивную полосу нельзя. В случае если, двигаясь по реверсивной полосе сигнал светофора сменился на запрещающий или светофор отключился, вы обязаны немедленно перестроится в свою полосу. А вообще покинуть реверсивную полосу можно в любой удобный для вас момент.

Рис. 8 Выезд на дорогу с реверсивным движением

При повороте налево, правила разрешают завершить поворот в любой попутной полосе, но в случае, когда осуществляется выезд на дорогу с реверсивным движением, водитель обязан завершить поворот только в крайней правой полосе. В дальнейшем поменять полосу водитель может, только убедившись в том, что и другие полосы используются для движения в попутном направлении. На приведенной схеме, поворот по траектории «Б» запрещен, несмотря на то, что светофор показывает разрешающий сигнал.

Трамвайные пути и их использование

У нас в городе отсутствуют и трамваи, и трамвайные пути, поэтому я часто вижу в глазах учеников недоумение и непонимание - зачем все это нужно, ведь в ближайшей перспективе встреча с трамваями не запланирована. Увы, это заблуждение, приходится ездить не только по своему городу, но и жизнь иногда заставляет съездить и в другие, аппетит, как говорится, приходит во время еды. Более того, никаких особых тонкостей при встрече с трамваем попросту не существует.

Трамвайные пути по ширине примерно такие же, как и полоса для движения (не путайте рельсы и трамвайные пути не одно и то же), значит, автомобиль на трамвайных путях поместиться может и в случаях, когда заняты все попутные полосы, их можно использовать для движения. При этом трамвайные пути не являются полосой для движения.

Трамвайные пути доступны водителям безрельсовых транспортных средств при трех обязательных условиях:

  • трамвайные пути расположены слева от водителя;
  • трамвайные пути попутные;
  • конструктивно трамвайные пути выполнены в одном уровне с проезжей частью.

Используются трамвайные пути также как и крайняя левая полоса, т.е. с них производится поворот налево и разворот. Есть важное ограничение: если перед перекрестком установлены знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам» или 5.15.2 «Направления движения по полосе», нельзя двигаться по трамвайным путям на перекрестке.

По данной теме.

Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств (ТС) определяется разметкой и/или знаками 5.15.1 , 5.15.2 , 5.15.7 , 5.15.8 . При этом мотоциклам не запрещено двигаться в два ряда по одной и той же полосе.

В том случае, если знаков нет, разметка не видна, тогда количество полос для движения определяется самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов ТС, а также необходимых между ними безопасных интервалов.

Ширина полосы дороги (в большинстве случаев):

  • в населенных пунктах - 2,75-4 м;
  • вне населенных пунктов - 3-3,75 м.

На дороге с двусторонним движением без соответствующей дорожной разметки (разделительной полосы), за сторону встречного движения считается половина проезжей части слева, не считая местных уширений проезжей части в виде дополнительных полос на подъем, заездные карманы, мест остановок маршрутных ТС и проч.

Из сказанного выше делаем вывод, что на дороге с двусторонним движением без разделительной полосы водитель ТС должен придерживаться правой стороны проезжей части, и не может двигаться посередине.

Дороги с четырьмя полосами движения

В том случае, если дорога с двусторонним движением имеет 4 или более полосы, ТС запрещено выезжать на полосу встречного движения для обгона или объезда, поскольку это может привести к лобовому столкновению. На таких дорогах левые повороты и развороты можно выполнять только на перекрестках, а также в других местах, предназначенных для этого.

Подобные ситуации не вызывают вопросов, если имеется дорожная разметка, которая разделяет полосы встречного движения. В редких случаях, когда дорожной разметки нет, водитель должен быть очень внимательным, и не забывать, что выезжать на левую половину дороги для выполнения маневра (в местах не предназначенных для этого) нельзя.

Дороги с тремя полосами движения

В том случае, если дорога с двусторонним движением имеет 3 полосы, которые обозначены соответствующей разметкой (исключение составляет разметка 1.9 , обозначающая полосу, выделенную для реверсивного движения), средняя полоса используется для движения ТС в обоих направлениях, но с одним существенным ограничением - выезжать на среднюю полосу разрешено только для обгона, объезда, поворота налево (разворота).

На таких дорогах выезд ТС на крайнюю левую полосу категорически запрещен.

Движение по полосам

При наличии нескольких полос движения в одном направлении вне населенных пунктов, и в населенных пунктах, где скоростной режим позволяет двигаться со скоростью более 80 км/ч, ТС должны двигаться как можно ближе к правой стороне проезжей части. Если правая полоса движения свободна, водителю ТС запрещено занимать левую полосу, которая может быть использована лишь для совершения маневра.


В населенных пунктах с обычным скоростным режимом ТС разрешается использовать наиболее удобную для них полосу движения.

Случаи, когда ТС могут занимать крайнюю левую полосу при наличии в одном направлении трех и более полос движения:

Движение тихоходных ТС

ТС называется тихоходным (независимо от причин медленного движения) в случае, если оно движется со скоростью не более 40 км/ч.

Тихоходные ТС должны двигаться только по крайней правой полосе, выезжая на левую полосу только для объезда, обгона, перестроения перед поворотом налево (разворотом) или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

Движение по трамвайным путям

Условия, при которых безрельсовым ТС разрешено движение по трамвайным путям:

  • они должны быть попутного направления;
  • расположены слева и на одном уровне с проезжей частью;
  • при занятых всех полосах данного направления;
  • при объезде, повороте налево (развороте).

При движении безрельсового ТС по трамвайным путям не должно создаваться помех движению трамвая.

В случае, если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 , 5.15.2 , движение по трамвайным путям через перекресток запрещено.

Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение ТС должно осуществляться только по обозначенным полосам. Наезжать при этом на прерывистые линии разметки разрешено только при перестроении. Двигаться по линиям разметки запрещено, поскольку это может ввести в заблуждение других участников движения (они будут предполагать, что вы перестраиваетесь в другой ряд), а также небезопасно, т.к. мокрые лини разметки могут быть очень скользкими.

Движение на дорогах с реверсивным движением

При выезде на дорогу с реверсивным движением ТС должно двигаться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей ТС занимало крайнюю правую полосу.

Перестраиваться на реверсивную полосу разрешено только после того, как водитель убедится в том, что движение по полосе реверсивного движения в данном направлении разрешено.

Движение по обочинам

Всем ТС запрещается движение по разделительным полосам, обочинам, тротуарам, пешеходным дорожкам (исключение составляют случаи стоянки ТС на краю тротуара, движения велосипедистов и гужевого транспорта, о чем будет сказано позже).

Механическим ТС (кроме мопедов) запрещается движение по полосам для велосипедистов, велосипедным и велопешеходным дорожкам.

Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб. Разрешен подъезд по кратчайшему пути ТС, которые подвозят грузы к торговым и другим предприятиям (объектам), которые расположены непосредственно у обочин, тротуаров (пешеходных дорожек), если отсутствуют другие возможности подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Дистанция, интервал

Дистанцией называется расстояние между попутно движущимися ТС (расстояние Б).

Интервалом называется расстояние между бортами ТС, которые движутся в попутном (встречном) направлении (расстояние А и В).

Водитель во время движения должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди ТС, которая позволила бы избежать столкновения при экстренном торможении. Также водитель должен поддерживать боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Надо понимать, что более высокая скорость движения требует более удаленной дистанции. Также большую дистанцию следует соблюдать на скользкой дороге. Интервал следует увеличивать в сложных условиях движения.

Четких инструкций по параметрам безопасной дистанции ПДД не дают. Средние безопасные показатели дистанции - расстояние до впереди идущего в попутном направлении ТС должно составлять примерно половину скорости. Например, двигаясь со скоростью 60 км/ч, водитель должен держать дистанцию в 30 метров (при нормальных погодных условиях и обычном покрытии дороги).

ПДД Знаки Разметка Допуск ТС

9. Расположение транспортных средств на проезжей части

Пункт ПДД: 9.1 9.1.1 9.2 9.3 9.4 9.5 9.6 9.7 9.8 9.9 9.10 9.11 9.12

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1 , 5.15.2 , 5.15.7 , 5.15.8 , а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

9.1.1 На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1 , 1.3 или разметкой 1.11 , прерывистая линия которой расположена слева.

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5 , 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т - только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.

9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево, разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 , движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1 , 24.2 - 24.4 , 24.7 , Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.

А если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Когда разметка на дороге отсутствует, или же, если она не видна (снег, лед и т.д.), водители должны самостоятельно определять количество полос движения и их ширину.

9.1 (1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой , или разметкой , прерывистая линия которой расположена слева.

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

Если проезжая часть имеет четыре полосы и более, между встречными потоками транспортных средств должна быть нанесена двойная сплошная линия разметки 1.3 или сделана разделительная полоса. При отсутствии разметки или если она не видна, водитель должен сам определить количество полос на дороге, руководствуясь п.9.1, в случае, если их больше трех, выезжать за середину дороги нельзя.

9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки ), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

На рассматриваемых дорогах крайние полосы предназначены только для движения в одном направлении. Встречный транспорт на них не допускается, несмотря на то, что они выделены прерывистой линией разметки .

Использовать среднюю полосу для постоянного движения нельзя, так как на нее разрешено выезжать водителям, движущимся в противоположных направлениях. На среднюю полосу разрешено въезжать только с определенной целью: для обгона, объезда, поворота налево, разворота.

9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком или или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, и Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5т – только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом Правил.

Данный пункт ПДД обязывает водителей в указанных в нем ситуациях вне населенного пункта двигаться по возможности правее, т.е. если правая полоса свободна, то следует двигаться только по ней, не занимая левые полосы.

Левые полосы должны быть свободны для возможности совершения разворота и левого поворота транспортных средств, а также для пропуска автомобилей оперативных служб, двигающихся с повышенной скоростью.

9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

Требование данного пункта обязательно для выполнения независимо от того, что является причиной движения транспортных средств со скоростью, не превышающей 40км/ч (особенности конструкции, техническое состояние или особые свойства перевозимого груза).

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

Езда по линиям разметки дезорганизует движение, так как другие водители могут решить, что вы собираетесь перестроиться в другой ряд. Наезд на линию продольной разметки в непогоду, например во время дождя, опасен еще и тем, что при разных коэффициентах сцепления покрытия и материала разметки (краска, пластические материалы) возможен занос автомобиля.

9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

Въезжая (поворачивая) на дорогу с реверсивным движением, следует занять крайнюю правую полосу независимо от того в какую сторону на перекрестке (влево иди вправо) осуществляется поворот .

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Водитель специального транспорта, находясь в вышеуказанных разрешенных случаях на тротуаре, обочине или пешеходной дорожке, обязан помнить, что преимущество в движении в этой ситуации принадлежит пешеходам.

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

В ПДД под дистанцией между автомобилями понимается расстояние между ТС, движущимися друг за другом по одной полосе. Правила не указывают точную величину безопасной дистанции, так как она зависит от технического состояния автомобиля, состояния дорожного покрытия, погодных условий и т. д. При движении в необходимо прогнозировать возможное экстренное торможение движущегося впереди транспорта и обращать внимание на тех, кто движется сзади.

Условно принято считать, что водитель при движении должен держать дистанцию (в метрах), равную не меньше половины значения скорости (в км/ч). Т.е. при скорости движения 60км/ч. считается безопасной дистанция около 30м, при 90км/ч. — около 45м и т.д.

Поскольку глазомер у всех людей разный, чтобы не путаться в метрах, дистанцию удобнее измерять в секундах. Почему так лучше и как это осуществить, есть ответ в статье .

9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

Водители тихоходных и длинных ТС обязаны внимательно следить за дорожной обстановкой не только впереди и со стороны своих бортов, но и сзади, чтобы своевременно дать возможность обгоняющим вернуться на свою полосу движения.

При движении тихоходных и длинных ТС в организованной транспортной колонне и при высокой интенсивности движения, их водители могут не соблюдать требования данного пункта Правил, поскольку в этих условиях обгоны невозможны.

9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.

Это требование ввели с целью предотвратить выезд ТС, выполняющих объезд препятствия, на сторону встречного движения. Объезжать указанные элементы дорожных сооружений слева разрешено только тогда, когда это предписывают дорожные знаки ( «Объезд препятствия слева» или «Объезд препятствия справа или слева») или соответствующая разметка.

1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой или знаками 5.8.1, 5.8.2, 5.8.7, 5.8.8,

а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части дороги, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части дороги (либо дорожного полотна при невозможности определения края проезжей части дороги), расположенная слева, если организацией дорожного движения не определен иной порядок движения. При определении условной линии, отделяющей сторону, предназначенную для встречного движения, не принимается во внимание местное уширение проезжей части дороги (дорожного полотна).

2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

Сноска. Пункт 2 в редакции постановления Правительства РК от 21.10.2017 № 667 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения запрещается.

4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаками 5.1 и 5.3,

или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств ведут их ближе к правому краю проезжей части дороги, при этом не занимая левые полосы движения при свободных правых.

В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пункта 5 настоящего раздела, пункта 1 раздела 16 и пункта 2 раздела 24 Правил движение осуществляется по любой полосе, однако водители транспортных средств, движущиеся по левым полосам со скоростью меньше разрешенной, освобождают занимаемую ими полосу с перестроением вправо транспортным средствам, приближающимся сзади по той же полосе с более высокой скоростью и подающим предупредительные сигналы в соответствии с пунктом 13 раздела 19 Правил.

На любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для обгона, поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более трех тысяч пятьсот килограмм - только для поворота налево или разворота. Выезд на левую сторону дороги с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 1 раздела 12 Правил.

Движение транспортных средств по одной полосе со скоростью большей, чем по соседней полосе, не считается обгоном.

5. Транспортные средства, скорость движения которых не превышает 40 км/ч или которые по техническим причинам не развивают такую скорость, двигаются по крайней правой полосе, предназначенной для движения данного транспортного средства в нужном ему направлении, кроме случаев объезда, обгона, перестроения перед поворотом налево, разворотом или остановкой (стоянкой) в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью дороги, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 6 раздела 8 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Не допускается выезд на трамвайные пути встречного направления, а также движение через перекресток по трамвайным путям, если на дороге установлены знаки 5.8.1 или 5.8.2.

7. Если проезжая часть дороги разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель ведет транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей дорог транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

9. Не допускается движение транспортных средств по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных в пункте 1 раздела 12 и пункте 2 раздела 24 Правил), а в населенных пунктах - кроме того, вне проезжей части дороги. Допускаются движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

10. Водитель в зависимости от скорости движения соблюдает такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволит избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водители транспортных средств, для которых установлено ограничение скорости, а также транспортных средств (состава транспортных средств) длиной более семи метров поддерживают между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие их транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует, если водитель готовится к выполнению обгона, а также при интенсивном движении и при движении в организованной транспортной колонне.

12. На дорогах с двусторонним движением, при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части дороги, водитель объезжает справа, если знаки и разметка не предписывают иное.