Перечень требований противопожарной безопасности для религиозных объектов. Комментарий юридической службы московской патриархии к новым правилам пожарной безопасности для храмов и иных объектов религиозного назначения. Отопление, вентиляция и противодымна

К занятым в экономике относятся лица, которые в отчетном периоде выполняли работу по найму за вознаграждение, а также приносящую доход работу не по найму, работу на семейном предприятии без оплаты, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, для которых эта работа является основной. Сюда относятся также лица, которые временно отсутствовали на работе по разным причинам (ежегодный отпуск, учебный отпуск, болезнь, выходные и праздничные дни, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации и др.).

Занятые лица включают:

наемных работников в трудоспособном возрасте.

лиц, работающих на себя

работников семейных предприятий (включая работу без оплаты)

работодателей

членов кооперативов

колхозников и лиц занятых в домашнем хозяйстве

наемных работников пенсионного возраста

работающих лиц младше трудоспособного возраста

Безработные. К безработным относятся лица в возрасте экономически активного населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно трем критериям:

не имели работы (другого доходного занятия);

занимались поиском работы в любой форме;

были готовы приступить к работе.

Пенсионеры, студенты, учащиеся и инвалиды относятся к безработным, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к работе. Понятие безработного соответствует стандартам Международной организации труда (МОТ).Статистика определяет численность безработных по полу, возрасту, семейному положению, в городской и сельской местности, по уровню образования, по наличию опыта трудовой деятельности (имеет опыт трудовой деятельности или не имеет), по причине потери работы (ликвидация предприятия, окончание срока временной или сезонной работы, по собственному желанию, другим причинам).В общей численности безработных отдельно учитывается численность безработных, зарегистрированных в государственных органах службы занятости по данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации. На конец ноября 2000 г. из общей численности безработных только 1037 тыс. чел. (что составляет 14,8%) было зарегистрировано в органах службы занятости. Органы государственной службы занятости ведут статистику обратившихся по вопросу трудоустройства и численности трудоустроенных. Статистика о численности и составе безработных необходима для разработки социальных программ по повышению занятости экономически активного населения, улучшению и стабилизации состояния на российском рынке труда.Информационной базой для исчисления показателей занятости и безработицы являются текущая (месячная, квартальная, годовая) статистическая отчетность по труду организаций, данные отчетов малых предприятий, материалы выборочных обследований населения по проблемам занятости, отчетность служб занятости о численности и составе безработных и другая информация.



17. Естественная безработица, ее нормы и виды

Естественная безработица - процент (удельный вес)общего количества безработных в численности рабочей силы в период экономической стабильности. Норма безработицы непостоянная, она все время изменяется под воздействием технического прогресса и циклического характера роста и спада производства. Влияние технического прогресса на безработицу объясняется повышением требований к квалификации персонала. При экономическом спаде безработица растет, а при подъеме, наоборот, падает.

§ Добровольная - связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; её масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.

§ Вынужденная (безработица ожидания )

§ циклическая

§ сезонная

§ технологическая

§ Зарегистрированная - незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.

§ Маргинальная - безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

§ Неустойчивая - вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).

§ Структурная - обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий, причём существует 2 типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.

§ Институциональная - безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.

§ Фрикционная - время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.

§ Скрытая :

§ формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется.

§ наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных. Отчасти скрытая безработица представлена людьми, переставшими искать работу.

18. Виды вынужденной безработицы

Вынужденная (безработица ожидания) - возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Причиной является нарушение равновесия на рынке труда из-за негибкости заработной платы (вследствие законов о минимуме заработной платы, работы профсоюзов, поднятие заработной платы для улучшения качества труда и т. п.). Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Количество претендентов на ограниченное число рабочих мест увеличивается, а вероятность реального трудоустройства уменьшается, что повышает уровень безработицы. Разновидности вынужденной безработицы:

    • циклическая - вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы.
    • сезонная - зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики.
    • технологическая - безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

§ 3 Безработица и занятость

Теперь рассмотрим изменения в области занятости рабочей силы, выражающей переход от одной противоположности к другой: от безработицы к занятости, и наоборот.

Кто является безработным

Одним из бедствий современной экономики является массовая безработица. Чтобы разобраться в ее причинах, определимся с понятием «безработный». Для этого важно знать социально-экономическую структуру населения.

Возможно, некоторые студенты поспешат отнести безработных к числу экономически неактивного населения. Но это неверно.

Экономически неактивное население – это жители страны, которые не входят в состав рабочей силы (готового к работе трудоспособного населения).

Экономически активное население – часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.

Чтобы обозначить место безработного в структуре населения, надо разделить его на две большие группы (по классификации, принятой Международной организацией труда): экономически неактивное население и экономически активное население.

Исходя из такой структуры жителей страны, определяется уровень экономической активности населения – доля численности экономически активных людей в общей численности населения. Такой уровень подсчитывается по формуле:

где У а – уровень экономически активного населения; Н – численность населения; Э а – численность экономически активного населения.

Как видно из табл. 12.5, в России в 2002 г. уровень экономически активного населения составил 50 %.

В свою очередь экономически активное население делится на две группы:

1) занятые – лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов), которые:

а) работают по найму за вознаграждение;

б) трудятся без оплаты на семейных предприятиях;

2) безработные.

Безработный – это человек, который может работать, хочет трудиться, но не имеет рабочего места.

Таблица 12.5

Численность экономически активного населения

В состав экономически неактивного населения входят:

а) учащиеся и студенты дневных учебных заведений, занятых только учебой;

б) пенсионеры (по старости и другим основаниям), не ищущие работы;

в) лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе ухаживающие за детьми, больными и т. п.);

г) те, кто не может найти работу;

д) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода).

На основании данных о занятости (3) и безработице определяется уровень безработицы. Уровень безработицы (Уб) – удельный вес числа безработных (Б) в составе экономически активного населения (Э а). Этот уровень определяется по формуле:

При определении уровня безработицы часто принимается во внимание численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости. Но не все люди, нуждающиеся в работе, становятся на учет в этих органах. Поэтому действительная численность безработных существенно превышает уровень официально зарегистрированной безработицы. Такое расхождение в показателях не позволяет установить степень социальной опасности безработицы.

Предельно допустимым уровнем безработицы принято считать 7–8 %. Если в одних странах уровень безработицы сравнительно невысок, то в других– значительно превышает пороговое значение этого важного показателя (табл. 12.6).

Чтобы понять, что такое безработица, важно выявить ее причины.

В соответствии с определением Международной организации труда к безработным относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяют одновременно следующим показателям?

а) не имели работы (доходного занятия);

б) занимались поисками работы;

в) были готовы приступить к работе в течение определенного периода времени.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды признаются безработными, если они стремятся найти работу и готовы приступить к ней.

Срочный трудовой договор (на срок не более 5 лет) может быть заключен с лицами, обучающимися по дневным формам обучения.

Трудовой кодекс Российской Федерации (принят в декабре 2001 г.), статья 59.

Таблица 12.6

Уровень безработицы в % от общей численности экономически активного населения в 2002 г.

Почему появляются «лишние люди»

На современном этапе развития производства научно-техническая революция привела к появлению новых форм безработицы:

технологическая безработица связана с внедрением современных технологий, основанных на электронной технике. Например, если в настоящее время 40 типографских рабочих высшей квалификации могут набирать примерно 170 тыс. знаков в час, то с помощью компьютерных технологий 10 человек способны за это же время набрать около 1 млн знаков, в результате чего технологическая безработица возрастает в 20 раз;

структурная безработица обусловлена перемещением производства из одного региона в другой, упадком старых отраслей промышленности и появлением новых. Работники в этом случае лишаются не только работы, но и теряют профессию;

Западные экономисты говорят о существовании функциональной безработицы. Здесь имеется в виду безработица, связанная с временными затруднениями в трудоустройстве – ожиданием работы людьми, которые стремятся сменить место работы или профессию. К ним относятся, по-видимому, те, кто добровольно оставляет прежнее место работы и ищет другое; кто временно теряет сезонную работу, или молодежь, выбирающая место, где можно больше заработать. Таким людям нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места, приобрести квалификацию или переехать в другое место.

К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица в трудоспособном возрасте, не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус (правовое положение) безработного в органах государственной службы занятости. В 2002 г. численность безработных, зарегистрированных в органах занятости в нашей стране, составляла 1306 тыс. человек. Однако по материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости безработными были 6153 тыс. человек.

Какой бы ни была причина появления «лишних людей», во всех случаях безработица наносит большой ущерб качеству рабочей силы. Утрачиваются знания и навыки трудовой деятельности, что было названо «ржавлением» человеческого капитала. К тому же потеря работы – это психологическое напряжение, сравнимое только со смертью ближайшего родственника или с заключением в тюрьму. Американские исследователи установили, что год безработицы отнимает у человека 5 лет жизни. Известны и тяжелые социальные последствия безработицы: рост наркомании, преступности и увеличение количества самоубийств.

Достижима ли в обществе полная занятость

Во многих странах главной социально-экономической задачей является повышение степени занятости рабочей силы.

Для этого прежде всего важно знать, как определить полную занятость рабочей силы. В масштабе страны полная занятость предполагает равенство численности трудоспособного населения количеству необходимых рабочих мест.

Теперь попробуем представить себе, что все рабочие места постоянно полностью заняты. Хорошо это или плохо?

Наверное, это хорошо для тех, кто вполне удовлетворен трудом по избранной им профессии.

Но могут ли быть удовлетворены, скажем, другие лица, которые еще только учатся в учебном заведении или хотят сменить профессию? Наверное, нет: для них не будет рабочих мест.

Значит, полную занятость было бы неправильно представлять как какое-то неизменное в течение десятилетий состояние в трудоустройстве людей. На самом деле занятость почти непрерывно изменяется под влиянием множества причин. К ним, в частности, относятся:

Динамика численности населения страны;

Прогресс техники и технологии во всех отраслях национального хозяйства;

Изменение структуры макроэкономики;

Изменение международных связей;

Перемены в профессиональной структуре и уровне квалификации рабочей силы;

Колебания численности студентов, обучающихся в средних профессиональных и высших учебных заведениях.

Естественно, что необходимым является прогнозирование занятости населения страны на длительный период с учетом всех изменяющихся условий и факторов. Такое прогнозирование служит основой эффективной государственной политики занятости.

В правовом государстве действует система социальных гарантий для обеспечения экономической безопасности трудящихся.

Первым элементом такой системы является регулирование занятости. Многие государства предпринимают следующие действия:

Сокращают законодательно установленную продолжительность рабочего времени в период массовой безработицы;

Досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2–3 года;

Создают новые рабочие места и организуют общественные работы (в области инфраструктуры – для постройки высококачественных дорог и т. п.), особенно для постоянно безработных и молодежи;

Сокращают предложение рабочей силы на рынке труда: ограничивают иммиграцию (въезд в страну) для желающих работать и стимулируют репатриацию (возвращение на родину) иностранцев и др.

Другим элементом рассматриваемой системы служат биржи труда, созданные еще в первой половине XIX в. Биржи труда – это, как правило, государственные учреждения, выступающие посредником между предпринимателями и работниками при трудовом найме. Они ведут учет и трудоустройство безработных, помогают приобрести новую профессию, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Однако направление на работу, выданное биржами, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают действовать через собственные отделы кадров. Отказ от предложения биржи обычно влечет за собой лишение пособия по безработице.

Но государство вряд ли в состоянии обеспечить полную занятость в масштабе общества. Ибо такой показатель во многом зависит от субъективных особенностей – воли и желания – отдельных личностей. Важно учитывать, что в правовом государстве принудительный труд запрещен, каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду.

Полная занятость может достигаться путем: а) нахождения занятий через государственную службу занятости и б) активного поиска безработными нового места работы.

Регулирование противоречивого соотношения «безработица – занятость» непосредственно связано с изменением количества денег, которое получает подавляющая часть населения в виде заработной платы, а стало быть, с состоянием денежного обращения.

Из книги Путь камикадзе [Смертельный марш] автора Йордон Эдвард

1.4.4 Альтернатива – безработица Поскольку мы действительно работаем в индустрии молодых оптимистов, и наша индустрия непрерывно (и временами довольно быстро) развивается по крайней мере последние 30-40 лет, я всегда удивлялся, когда участники безнадёжных проектов

Из книги Экономическая теория: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

Лекция № 8. Безработица Одним из признаков макроэкономической нестабильности считается безработица.Безработица – это состояние, когда трудоспособное население ищет, но не может найти работу. Все население страны можно разделить на трудоспособное и

Из книги Экономика фирмы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

2. Безработица в России Многим может показаться, что безработица в России – явление абсолютно новое, ранее неизведанное. Конечно, это не так. Неизбежные типы безработицы – фрикционная и структурная – не могли не быть представленными в России в прежние годы. Специалисты

Из книги Микроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

4. Занятость: ее принципы и виды Занятость является очень важной экономической категорией. Она показывает степень распределения рабочей силы в экономике и уровень жизни в среднем по стране. Данный показатель можно изучать с точки зрения двух подходов: теоретического и

Из книги Социология труда автора Горшков Александр

13. Занятость и безработица В соответствии с законодательством, безработным признается трудоспособное лицо, не имеющее места работы. Официальный статус безработного можно получить после регистрации в службе занятости населения по месту жительства, при этом необходимо

Из книги Экономическая теория. автора

Лекция 17 Тема: ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ НА РЫНКЕ ТРУДА: БЕЗРАБОТИЦА В лекции рассматривается круг проблем, связанных с анализом макроэкономического равновесия на рынке труда и с его нарушениями, вызывающими безработицу. Исследуются следующие

Из книги Конкуренция и сотрудничество: экономические перспективы Восточной Балтики автора Григорьев Леонид

17.3. Занятость и безработица: причины, основные черты, виды и последствия Дисбаланс рынка труда, как правило, имеет хронический характер. Поэтому проблемы занятости рассматриваются всеми экономическими школами.1. Английский священник Мальтус сформулировал закон

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

IV. Занятость и безработица

Из книги Покажите мне деньги! [Полное руководство по управлению бизнесом для предпринимателя-лидера] автора Рэмси Дэйв

16.4.1. Занятость и безработица Все население может быть представлено в следующей классификации (рис. 16.24): Рис. 16.24. Классификация населенияБезработица – социально-экономическое явление, при котором определенный контингент экономически активного населения, способного

Из книги 1C: Предприятие, версия 8.0. Зарплата, управление персоналом автора Бойко Эльвира Викторовна

Неполная занятость Некоторые коммерческие начинания людей представляют собой занятие в свободное от основной работы время и иногда остаются таковыми, и в этом нет ничего плохого. Например, пожарный, который находится в смене 72 часа, а затем несколько дней отдыхает, может

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

11.4. Занятость персонала Все документы по учету занятости персонала предприятия можно вызвать из меню «Управление персоналом» – «Персонал» – «Занятость персонала» (интерфейс «Полный»). Документы собраны в журнале документов «Журнал

Из книги Капиталистический манифест автора Бирман Игорь

Возраст и занятость Политика в отношении возраста и занятости должна учитывать следующие факты, перечисленные в списке CIPD: на основании возраста невозможно предсказать качество выполнения работы; неправильно ставить знак равенства между физическими и умственными

Из книги Политэкономия войны. Как Америка стала мировым лидером автора Галин Василий Васильевич

Из книги автора

БЕЗРАБОТИЦА Экономисты, похоже, не могут договориться о причинах безработицы или о средствах избавления от нее (так же, как, похоже, о чем-либо другом). Кейнес объясняет это тем, что фирмам требуется очень мало рабочей силы, поскольку людям нужно слишком мало товаров.

Из книги автора

§ XI. Занятость. Профсоюзы Работа – это проклятье пьющих классов. Оскар Уайльд Ты, работа, нас не бойся: мы тебя не тронем. Нас назойливо уверяли – труд благотворен, а, мол, при коммунизме он станет потребностью. Люди различны, сказывается также вид труда, но для

Правительство Российской Федерации постановлением от 28 сентября 2017 года № 1174 внесло в действующие Правила противопожарного режима изменения, упорядочивающие применение требований пожарной безопасности в отношении объектов религиозного назначения.

Проект изменений разрабатывался МЧС России совместно с представителями Русской Православной Церкви и был одобрен Межрелигиозным cоветом России.

Проект учитывает внутренние установления традиционных религиозных организаций России.

Отсутствие специальных требований для объектов религиозного назначения в прежней редакции Правил пожарной безопасности привело к тому, что на религиозные объекты в полной мере распространялись общие требования Правил, которые совершенно не учитывали внутренние установления религиозных организаций.

Восстановление в ППР специального раздела, посвященного требованиям пожарной безопасности в отношении религиозных объектов, означает переход к нормальному правовому регулированию этой сферы.

Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить ключевые положения ППБ 01-03 и измененных ППР:

  • исключено требование об обязательном прикреплении подсвечников к полу;
  • исключено требование о хранении горючих жидкостей (в данном случае лампадного масла) в металлических шкафах; при этом требования к специально оборудованным местам для хранения горючих жидкостей не оговариваются, что дает религиозной организации возможность решать этот вопрос самостоятельно;
  • увеличено количество горючих жидкостей (лампадного масла), разрешенных к единовременному хранению в молельном зале (с 5 до 20 литров);
  • исключено требование о розливе горючих жидкостей (лампадного масла) на противне из негорючего материала, что невозможно при розливе в висящую лампаду;
  • исключено требование о запрете розлива масла в лампады при наличии открытого огня. Согласно новым правилам масло можно наливать в горящую лампаду и в непосредственной близости от горящих свечей и лампад;
  • исключено требование о прикреплении к полу ковров и дорожек на объектах защиты с массовым пребыванием людей и на путях эвакуации.

Что касается общих требований пожарной безопасности, то в них, в частности:

  • предусмотрена установка в алтаре одного огнетушителя без регулирования расстояния его размещения от возможного очага пожара;
  • установлено право религиозной организации самостоятельно предусматривать дополнительные организационные противопожарные мероприятия при проведении праздничных богослужений;
  • в отношении кадил установлены требования, отражающие сложившуюся практику применения предметов с открытым огнем в помещениях религиозного назначения;
  • установлено минимальное расстояние до подсвечников и иных источников открытого огня от горючих предметов (вешалок с одеждой, елей, сухой травы), и это минимальное расстояние увеличено до 1,5 м (для сравнения: согласно общим правилам минимальное расстояние начинается от 0,2 м);
  • основные требования к эвакуационным и аварийным выходам заключаются в их ежедневной проверке и приведении (при необходимости) в соответствие с общими требованиями.

Принятый документ свидетельствует о тщательной проработке существенных в религиозной практике нюансов и создает предпосылки для обеспечения необходимого уровня прозрачности при его применении контролирующими органами.

Москва
2016

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 29 июня 2016 г. № 162-ФЗ «О Стандартизации в Российской Федерации», а правила применения сводов правил - постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил» от 1 июля 2016 г. № 624

Сведения о своде правил

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России» (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 23 ноября 2016 г. № 615

3 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о пересмотре или внесении изменений в настоящий свод правил, а также тексты размещаются в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет (www.gost.ru).

Введение

Требования настоящего свода правил не распространяются на объекты защиты (включая объекты культурного наследия), которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений и других объектов религиозного назначения для всех категорий объектов защиты (включая объекты культурного наследия), независимо от времени их постройки, устанавливаются Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390.

СВОД ПРАВИЛ

ОБЪЕКТЫ РЕЛИГИОЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Требования пожарной безопасности

Buildings for using in religious purposes. Fire safety requirements

Дата введения 2017-01-01

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий, сооружений и помещений объектов религиозного назначения.

1.2 Настоящий свод правил не распространяется на проектирование объектов религиозного назначения, временно размещаемых в сборно-разборных и других аналогичных зданиях.

1.3 Настоящий свод правил не распространяется на проектирование объектов религиозного назначения высотой более 50 м, определяемой в соответствии с , а также на объекты религиозного назначения с числом подземных этажей более одного, за исключением случаев, когда в указанных подземных этажах размещаются части здания, для которых разработаны нормативные документы в области пожарной безопасности, учитывающие их подземное размещение, а также совместное размещение с объектами религиозного назначения.

1.4 Настоящий свод правил не распространяется на сооружения религиозного почитания (паломничества), а также на жилые помещения при совершении в них богослужений и других религиозных обрядов и церемоний. Требования пожарной безопасности для названных жилых помещений устанавливаются в соответствии с их классом функциональной пожарной опасности.

1.5 В отношении зданий, в которых осуществляется образовательная деятельность духовными образовательными организациями, подлежащая лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в отношении зданий, предназначенных для обучения религии, применяются требования пожарной безопасности, установленные для зданий образовательных организаций.

2 Нормативные ссылки

ГОСТ Р 53292-2009 Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования

СП 6.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности

СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности

СП 31-103-99 Здания, сооружения и комплексы православных храмов

СП 31-110-2003 Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий

СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95

СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 объекты религиозного назначения : Здания, сооружения, помещения, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы, построенные или перепрофилированые (целевое назначение которых изменено) для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество).

3.2 культовое здание : Здание, сооружение, предназначенное для молитвенного собрания верующих и проведения религиозных обрядов.

3.3 комплекс культовых зданий : Совокупность зданий и сооружений, расположенных на прилегающей территории культового здания, либо встроенных в него, функционально связанных с культовым зданием.

3.4 домовая церковь : Помещение (несколько помещений) богослужебного назначения, встроенное (надстроенное, пристроенное) в здание другого функционального назначения, с одновременным пребыванием не более 50 человек.

3.5 молельный зал культового здания : Основное помещение культового здания, предназначенное для пребывания верующих во время совершения религиозных обрядов.

3.6 технологическая лестница (лестничная клетка) : Лестница (лестничная клетка), предназначенная для функциональной связи этажей, помещений или уровней, и (или) используемая для технического обслуживания оборудования или ремонтных работ. Технологическая лестница (лестничная клетка) не является эвакуационной.

3.7 технологический балкон : Строительная конструкция в виде балкона, используемая только для установки или регулярного обслуживания технологического оборудования и не предназначенная для пребывания посетителей объекта.

3.8 здания (помещения) вспомогательного назначения : Здания (помещения) встроенные (пристроенные, надстроенные) в культовое здание или расположенные на прилегающей к культовому зданию территории, предназначенные для его функционирования, либо функционально связанные с ним (церковные лавки, помещения охраны, жилые здания, гостиницы, школы, гимназии, хозяйственные помещения, кладовые, подсобные, автостоянки, гаражи, мастерские).

3.9 стилобат (стилобатная часть здания) : Нижняя часть (основание) здания ступенчатой формы.

3.10 хозяйственная зона : Часть прилегающей территории культового здания, используемая для размещения хозяйственных сооружений, в том числе складов, мастерских, парковок, автостоянок, гаражей для автотранспортных средств и уборочной техники, площадки для мусоросборника.

3.11 помещение для совершения богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний : Помещение для совершения богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний.

3.12 купол : Покрытие здания (или его части) круглой, квадратной, многоугольной, полусферической или другой сложной геометрической формы.

Примечание - Архитектурное завершение здания храма в виде луковицы, шатра, шлема, шпиля и т.п. куполом не являются и представляют из себя неотапливаемую архитектурную конструкцию.

3.13 звонница : Отдельно стоящее, пристроенное к культовому зданию или надстроенное над культовым зданием или его частью открытое сооружение или стена с проемами, предназначенными для подвешивания колоколов.

3.14 колокольня : Отдельно стоящее или пристроенное (надстроенное) к культовому зданию сооружение в виде многоярусной башни, предназначенное для подвешивания колоколов.

3.15 минарет : Круглая, квадратная или многогранная в плане башня, предназначенная для извещения о начале религиозного обряда.

Степень огнестойкости здания, не ниже

Класс конструктивной пожарной опасности здания, не ниже

Предельный этаж размещения молельного зала в здании, не выше

Предельно допустимая вместимость молельного зала, чел.

не нормируется

IV, V

Примечание - В зданиях I, II степеней огнестойкости классов конструктивной пожарной опасности не ниже С1 предельный этаж размещения молельных залов вместимостью менее 50 человек не нормируется.

6.3 Не допускается встраивать в культовые здания IV - V степеней огнестойкости и пристраивать к ним помещения иного назначения, за исключением помещений и сооружений, необходимых для оповещения о начале молитвы (колокольни, звонницы, минареты и др.), с одновременным пребыванием в них не более 5 человек, а также за исключением других помещений (кроме класса функциональной пожарной опасности Ф5) с суммарным количеством людей более 15 человек. Помещения класса функциональной пожарной опасности Ф5 встраивать в указанные культовые здания и пристраивать к ним допускается в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

6.4 Этажность и требования к размещению помещений на подземных и цокольных этажах следует определять по СП 118.13330. В этажность культового здания не включается количество ярусов пристроенных или надстроенных частей здания без постоянного пребывания людей (колокольня, звонница, минарет и др.), за исключением случая возможного одновременного пребывания более 5 человек (смотровая площадка), а также балконы и галереи площадью менее 40 % от площади пола помещения.

6.5 Культовые здания IV - V степеней огнестойкости могут иметь не более одного этажа, заглубленного ниже планировочной отметки земли более чем на 0,5 м. На указанном этаже допускается одновременное пребывание не более 20 человек.

6.6 Размещение молельного зала общей вместимостью не более 300 человек ниже планировочной отметки земли допускается в культовых зданиях I - III степеней огнестойкости. При этом размещение молельного зала должно предусматриваться не ниже подвального этажа, а при отсутствии подвального и наличии подземных этажей - не ниже первого подземного этажа. При наличии цокольного этажа, заглубленного более чем на 0,5 м, размещение молельного зала может предусматриваться не ниже этого цокольного этажа. Размещение помещений отличного от основного функционального назначения в цокольном, подвальном, подземных этажах допускается в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

6.7 Подвальные и подземные этажи, а также цокольные этажи, заглубленные более чем на 0,5 м, за исключением помещений для совершения религиозных обрядов, должны быть разделены на отсеки и обеспечены обособленными эвакуационными и аварийными выходами в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Функциональное сообщение помещений, расположенных на первом или цокольном этаже, заглубленном менее чем на 0,5 м (в т.ч. с молельным залом), с помещениями нижележащего этажа допускается осуществлять через технологическую лестничную клетку, выделенную противопожарными перегородками 1-го типа на уровне нижележащего этажа. Указанная лестничная клетка должна иметь на входе на уровне нижележащего этажа тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре, либо должен быть обеспечен подпор воздуха при пожаре в лестничную клетку. Указанная лестничная клетка при расчете параметров путей эвакуации не учитывается. При проектировании системы подпора воздуха следует руководствоваться требованиями СП 7.13130. Допускается предусматривать открытую лестницу для сообщения молельного зала (алтаря) с помещением богослужебного назначения нижележащего этажа с одновременным пребыванием не более 15 человек.

6.8 Минимальная высота помещений молельных залов от пола до потолка должна составлять не менее 3 м. Во вспомогательных помещениях и на балконе для размещения хора высота помещений может быть уменьшена до 2,5 м.

Высота всех частей домовой церкви может быть одинаковой и соответствовать высоте этажа здания, в который встроена домовая церковь.

6.9 Использование многосветных пространств и балконов (галерей и т.п.) для размещения более 15 человек допускается только для молельных залов при максимальном количестве уровней не более двух (включая пол помещения молельного зала). Балконы для размещения хора и технологические балконы (галереи и т.п.) при подсчете количества уровней не учитываются.

6.10 Проектирование системы противопожарной защиты вспомогательных зданий, в том числе встроенных в культовое здание, следует осуществлять с учетом противопожарных требований к зданиям соответствующего класса функциональной пожарной опасности.

6.11 Культовое здание, пристроенное к зданию другого функционального назначения или встроенное в него, должно быть выделено в отдельный пожарный отсек, и обеспечено обособленными эвакуационными выходами, за исключением случаев, предусмотренных настоящим сводом правил. При этом степень огнестойкости культового здания должна быть не ниже степени огнестойкости здания, к которому оно пристраивается (встраивается).

6.12 Помещения домовых церквей и аналогичные помещения общей вместимостью не более 50 человек могут встраиваться в здания различного назначения, за исключением зданий класса Ф5, и размещаться в цокольном, подвальном этажах или в надземной части в соответствии с требованиями таблицы . Указанные помещения должны быть выделены противопожарными перекрытиями 3-го типа, противопожарными стенами 2-го типа (или противопожарными перегородками 1-го типа) с соответствующим заполнением проемов и обеспечены самостоятельными эвакуационными выходами.

В залах аэропортов и вокзалов допускается размещать домовые церкви на части зала, отгороженной мобильными перегородками с ненормируемым пределом огнестойкости. При этом должны выполняться остальные требования нормативных документов по пожарной безопасности.

6.13 Помещения и здания вспомогательного назначения могут размещаться на участке комплекса культового здания в стилобатной части, могут быть пристроенными или встроенными в культовое здание.

6.14 Вспомогательные помещения и группы помещений различного назначения, функционально связанные с культовым зданием, допускается встраивать в культовые здания или пристраивать к ним с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности и требований разделов , настоящего свода правил.

6.15 Помещения (группы помещений) различного функционального назначения, за исключением молельных залов, общей вместимостью более 50 человек и помещения для круглосуточного пребывания людей (гостиницы, келейные и т.п.) с общим числом одновременно пребывающих более 20 человек должны проектироваться в отдельных зданиях, либо выделяться в самостоятельные пожарные отсеки.

6.16 Помещения (группы помещений), предназначенные для обучения религии и (или) культурно-просветительской деятельности общей вместимостью более 15 человек, встроенные в культовое здание, должны размещаться на надземных этажах, иметь естественное освещение и выделяться в обособленный блок противопожарными перегородками 1-го типа и противопожарными перекрытиями 3-го типа, имеющий не менее двух самостоятельных эвакуационных выходов с каждого этажа.

Размещение помещений, специально предназначенных для пребывания детей, в подвальном этаже не допускается.

6.17 Двери входов в кладовые для хранения лампадного масла в количестве более 20 л должны быть оборудованы порогами высотой не менее 2 см.

6.18 Выходы на кровлю допускается предусматривать из колокольни (звонницы) при наличии ведущей на неё лестницы шириной марша не менее 1,2 метра через проём размером не менее 1,50×0,75 метра.

6.19 В зданиях I - III степеней огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0 конструкции кровель и куполов (стропильные системы, обрешетки, утеплители), отделенные от остальной части здания перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI 45, допускается выполнять из горючих материалов. В указанном случае выход на кровлю и устройство ограждений кровли не требуется.

Прокладка электросетей, за исключением молниезащиты, в вышеуказанных конструкциях не допускается.

7 Обеспечение безопасной эвакуации и спасение людей при пожаре

7.1 Помещения молельных залов должны иметь не менее двух эвакуационных выходов в случае:

Одновременного пребывания более 50 человек;

Одновременного пребывания более 15 человек в культовых зданиях, встроенных в здания класса Ф1.1 или размещенных на их территории.

7.2 Культовые здания (за исключением домовых церквей), встроенные в здания другого функционального назначения, должны быть обеспечены обособленными эвакуационными выходами.

7.3 Помещения и группы помещений иного функционального назначения, встроенные в культовое здание или пристроенные к нему, должны быть обеспечены эвакуационными выходами в соответствии с требованиями разделов , настоящего свода правил и нормативных документов по пожарной безопасности.

7.4 Этажи культового здания, заглубленные более чем на 0,5 м, должны иметь обособленные от верхних этажей эвакуационные выходы. При этом этажи, заглубленные более чем на 0,5 м, в которых расположены помещения богослужебного назначения, как правило, должны быть обеспечены обособленными эвакуационными выходами от этажей с помещениями иного назначения (в т.ч. от нижележащих этажей). Допускается предусматривать общие лестничные клетки с одним нижележащим этажом, предназначенным только для прокладки инженерных сетей.

7.5 Отделку стен, потолков и полов молельного зала, а также путей эвакуации следует выполнять в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности.

7.6 Наибольшее расстояние от любой точки молельного зала без расчетного числа посадочных мест до ближайшего эвакуационного выхода следует принимать по таблице 2.

Таблица 2.

Степень огнестойкости здания

Расстояние, м, в залах объемом, 10 3 м 3

до 5

от 5 до 10

от 10

I, II

С0, С1

С0, С1

С2-С3

С1-С3

Примечание - Прочерк в таблице означает недопустимое сочетание указанного объема зала, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.

7.7 При объединении эвакуационных проходов в общий проход его ширина должна быть не менее суммарной ширины объединяемых проходов.

7.8 Ширина эвакуационных выходов из молельного зала без расчетного количества посадочных мест определяется по количеству эвакуирующихся через выход людей согласно таблице 3, при этом она должна составлять не менее 1,2 м для зала вместимостью более 50 человек в здании любой степени огнестойкости.

Таблица 3

Степень огнестойкости здания

Класс конструктивной пожарной опасности здания

Количество людей на 1 м ширины эвакуационного выхода, человек, в залах объемом, 10 3 м 3

до 5

от 5 до 10

от 10

I, II

С0, С1

С0, С1

С2-С3

С1-С3

7.9 Ширину эвакуационного выхода из коридора на лестничную клетку, а также ширину маршей лестниц следует устанавливать в зависимости от числа эвакуирующихся через этот выход из расчета на 1 м ширины выхода, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности в соответствии с таблицей 4. При этом ширина маршей лестниц, ведущих на этажи с молельным залом и предназначенных для прихожан, должна быть не менее 1,35 м.

Таблица 4

Степень огнестойкости здания

Класс конструктивной пожарной опасности здания

Количество людей на 1 м ширины эвакуационного выхода, человек

I, II

С0, С1

С0-С3

С1-С3

7.10 Параметры эвакуационных путей и выходов из молельных залов с расчетным количеством посадочных мест должны определяться расчетом.

Пути эвакуации из молельных залов должны обеспечивать условие безопасной эвакуации людей при пожаре: сумма расчетного времени эвакуации t p и времени начала эвакуации t нэ должна быть меньше необходимого времени эвакуации t н . При этом ширина эвакуационных выходов из молельного зала вместимостью более 50 человек должна быть не менее 1,2 м, ширина маршей лестниц, ведущих в молельные залы и предназначенных для прихожан, - не менее 1,35 м.

Время t н определяется как 0,8 t бл , где t бл - время блокирования путей эвакуации из зала, t бл устанавливается расчетным путем в соответствии с методикой .

При отсутствии возможности определения t бл расчетным путем допускается принимать значение t н по таблице 5, учитывая требования подраздела 6.1 СП 1.13130.

Необходимое время эвакуации из здания в целом следует принимать не более 6,5 мин.

Таблица 5

Объем зала, тыс. м 3

Необходимое время эвакуации, t н , мин

до 5

от 5 до 10

от 10 до 20

от 20 до 25

от 25 до 40

от 40 до 60

из здания в целом

Расчетное время эвакуации людей при пожаре t р и время начала эвакуации t нэ должны быть определены в соответствии с методикой .

7.11 Ширина в свету основных эвакуационных выходов из культового здания наружу на прилегающую территорию должна быть не менее 1,2 м.

7.12 Ширина входного тамбура в культовое здание должна превышать ширину дверного проема не менее чем на 0,15 м с каждой стороны, а глубина тамбура должна превышать ширину дверного полотна двери не менее чем на 0,2 м.

7.13 Устройство порогов высотой более 2 см в дверных проемах эвакуационных выходов из помещений богослужебного назначения не допускается.

7.14 Ширина марша наружной лестницы входной группы в культовое здание должна быть не менее 2,2 м, а площадки высотой от уровня земли более 0,45 м, находящиеся при входах в культовые здания, должны иметь ограждения высотой не менее 0,9 м.

7.15 На объектах с одновременным пребыванием свыше 50 человек должно предусматриваться эвакуационное освещение в соответствии с требованиями СП 31-110 и СП 52.13330.

7.16 Эвакуация из сооружений, предназначенных для оповещения о начале молитвы (колокольни, звонницы, минареты), с одновременным пребыванием не более 5 человек может осуществляться по винтовой лестнице шириной не менее 0,7 м. При организации смотровой площадки с одним выходом ее вместимость допускается предусматривать не более 30 человек. Лестница, предназначенная для эвакуации со смотровой площадки, должна иметь выход непосредственно наружу и соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

Для звонницы, размещенной на высоте не более 28 м, не предназначенной для размещения смотровой площадки, допускается предусматривать выход в нижнее помещение, обеспеченное эвакуационными выходами в соответствии с требованиями норм или настоящего свода правил, по вертикальной или обычной лестнице через противопожарный люк с размерами не менее 0,6×0,8 м или дверь с размерами не менее 1,50×0,75 м. Высота подъема по вертикальной лестнице не должна превышать 2 м, а по обычной лестнице - 5 м. Предел огнестойкости люка в зданиях I - II степеней огнестойкости должен быть не менее EI 60, в зданиях III - V степеней огнестойкости - не менее EI 30.

7.17 С балкона, не предназначенного для размещения прихожан, с одновременным пребыванием не более 15 человек допускается предусматривать один эвакуационный выход. Указанный выход допускается предусматривать по открытой лестнице из негорючих материалов непосредственно в помещение молельного зала. Допускается предусматривать указанные лестницы из горючих материалов в зданиях IV и V степеней огнестойкости. В зданиях I - III степеней огнестойкости допускается предусматривать деревянные лестницы, обработанные огнезащитными составами первой группы огнезащитной эффективности в соответствии с ГОСТ 53292. При этом должны быть предусмотрены мероприятия по защите ступеней от стирания за счет применения специальных покрытий. Ширина маршей лестниц должна быть не менее 0,8 м. При численности одновременно пребывающих на балконе не более 10 человек открытую лестницу допускается выполнять винтовой или с забежными ступенями. При этом ширина проступи в середине должна быть не менее 0,18 м.

7.18 Двери эвакуационных выходов, как правило, должны открываться по направлению эвакуации, кроме случаев, оговоренных в нормативных документах по пожарной безопасности. Направление открывания дверей не нормируется для помещений, предназначенных только для размещения священнослужителей и религиозного персонала во время проведения богослужения.

7.19 При расчете параметров путей эвакуации и эвакуационных выходов количество молящихся в культовых зданиях следует принимать:

для молельных залов культовых зданий с расчетным числом посетителей - исходя из количества сидячих мест плюс количество людей, определенное из расчета 0,8 м 2 площади молельного зала на одного человека, не занятой оборудованием;

для молельных залов культовых зданий с нерасчетным числом посетителей - из расчета 0,5 м 2 площади молельного зала на одного человека, включая площадь, занятую оборудованием;

для алтаря - из расчета 5 м 2 площади алтаря на одного человека, включая площадь, занятую оборудованием;

для остальных помещений - в соответствии с функциональным назначением этих помещений.

Площадь вспомогательных помещений, а также часть площади молельного зала, не предназначенных для размещения молящихся при определении количества людей в культовом здании не учитываются.

При расчете количества и параметров эвакуационных выходов из молельного зала, выходы наружу из помещений, предназначенных только для размещения священнослужителей, не учитывается.

7.20 Если, исходя из особенностей богослужения, выход прихожан из культового здания не может осуществляться через входные двери, учитывать входы в культовое здание при определении количества и ширины эвакуационных выходов не допускается.

7.21 Допускается для лестничной клетки, ведущей на звонницу (колокольню) к рабочему месту звонаря или на уровень для размещения хора (не более 15 человек), предусматривать естественное освещение через световые проемы суммарной площадью не менее 0,6 м 2 .

7.22 Требования к путям эвакуации и эвакуационным выходам, не указанные в настоящем своде правил, следует принимать в соответствии с СП 1.13130.

8 Инженерные системы пожарной безопасности

8.1 Общие требования

8.1.1 Культовые здания подлежат оборудованию инженерными системами пожарной безопасности в соответствии с требованиями настоящего раздела, нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности.

8.1.2 При отсутствии технической возможности оборудования культовых зданий инженерными системами пожарной безопасности в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (сложность установки пожарных извещателей в двусветном или подкупольном пространстве, невозможность предусмотреть мероприятия по удалению дыма из двусветного или подкупольного пространства из-за отсутствия доступа для обслуживания и т.п.) необходимо предусматривать проведение расчета пожарного риска в соответствии с методикой для подтверждения условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

8.2 Требования к внутреннему противопожарному водопроводу

8.2.1 Внутреннее противопожарное водоснабжение в культовом здании следует предусматривать при объеме здания 7500 м 3 и более.

Необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода и расход воды для зданий, разделенных на части противопожарными стенами I и II типов, определяется по характеристикам той части здания, где требуется наибольший расход воды.

В культовых зданиях класса конструктивной пожарной опасности С0 допускается не предусматривать установку пожарных кранов в молельных залах (за исключением молельных залов с иконостасом из горючих материалов).

Число пожарных стволов и расход воды на внутреннее пожаротушение частей здания иного функционального назначения, выделенных в самостоятельный пожарный отсек, следует предусматривать в соответствии с требованиями нормативных документов к объектам защиты соответствующего класса функциональной пожарной опасности.

8.2.2 Для культового здания минимальные расходы воды на внутреннее пожаротушение следует принимать по таблице 6.

Таблица 6

8.2.3 Для внутреннего тушения куполов и подкупольных конструкций, выполненных из горючих материалов (за исключением зданий IV и V степеней огнестойкости, а также зданий с объемом молельного зала менее 7,5 тыс. м 3), необходимо устройство сухотрубов с дренчерными оросителями, оборудованных выведенными наружу патрубками, оборудованными соединительными головками ГМ 80 для подключения пожарной техники. Расход и интенсивность орошения защищаемой площади, а также продолжительность подачи воды следует принимать как для 1-й группы помещений в соответствии с требованиями СП 5.13130. Допускается не оборудовать указанные сухотрубы выведенными наружу патрубками при объединении с внутренним противопожарным водопроводом. При этом должен обеспечиваться суммарный расход, необходимый для обеих систем, а подключение сухотрубов к внутреннему противопожарному водопроводу должно осуществляться через запорное устройство с автоматическим или ручным пуском. Устройства для ручного пуска должны размещаться возле эвакуационных выходов из молельного зала.

Подкупольные пространства, отделенные от остальной части здания противопожарными перекрытиями (в соответствии со степенью огнестойкости здания) допускается не оборудовать системой пожаротушения. При этом проемы в указанных перекрытиях должны предусматриваться с заполнением противопожарными люками с пределом огнестойкости не менее EI 30.

8.2.4 Устройство внутреннего противопожарного водопровода следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 10.13130.

8.2.5 В помещениях молельных залов в зданиях класса конструктивной пожарной опасности С0 высоту компактной части струи допускается принимать с учётом обеспечения орошения верхней части иконостаса или строительных конструкций из горючих материалов.

8.3 Отопление, вентиляция и противодымная защита

8.3.1 Мероприятия по пожарной безопасности систем отопления, вентиляции и противодымной защиты необходимо предусматривать в соответствии с требованиями СП 7.13130.

8.3.2 Возможность применения печного отопления и его характеристики следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 7.13130.

8.3.3 Для защиты молельного зала допускается предусматривать системы вытяжной противодымной вентиляции с естественным побуждением тяги через шахты с противопожарными нормально закрытыми клапанами или дымовые люки (в том числе в составе световых фонарей или окон световых барабанов), расположенные на кровле молельного зала, независимо от этажности самого здания. Для возмещения удаляемого объема приточным воздухом могут быть использованы автоматически и дистанционно открываемые при пожаре дверные проемы наружных выходов.

8.4 Системы автоматической пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией

8.4.1. Необходимость оборудования зданий автоматической пожарной сигнализацией и автоматическими установками пожаротушения, а также требования к ним определяются СП 5.13130.

8.4.2. При выборе извещателей следует учитывать специфику использования помещений (применение ладана, свечей и т.д.)

8.4.3 Культовые здания должны быть оборудованы системами оповещения людей о пожаре. Тип системы оповещения определяется в соответствии с пунктами 6 или 7 Таблицы 2 СП 3.13130 в зависимости от типа культового здания (с расчетным количеством мест для посетителей или без них).

Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны быть выполнены в соответствии с требованиями СП 3.13130.

9 Пожарная безопасность электрооборудования. Молниезащита

9.1 Мероприятия по противопожарной защите электрооборудования следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 6.13130, СП 31-110, ПУЭ [ , ].

9.2 В культовых зданиях должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению молниезащиты в соответствии с требованиями СО 153-34.21.122 }