Передача с баланса администрации в казну города. Учет имущества казны муниципального образования. Поступление и выбытие имущества казны

В 2016 году в целях последующего включения в состав имущества муниципальной казны администрацией сельского поселения было приобретено недвижимое имущество - сеть уличного освещения. Учет имущества казны осуществляет администрация. На данный момент право собственности уже зарегистрировано.
Как следует отразить в учете операции по приобретению данного объекта и дальнейшее включение его в состав казны?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Детальный порядок организации учета в случае приобретения имущества, подлежащего включению в состав имущества казны, необходимо утвердить в рамках учетной политики.
Произведенные администрацией, как казенным учреждением, вложения должны быть переданы администрации, выступающей уже в качестве органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества, в целях последующего включения имущества в состав казны.

Обоснование вывода:
Администрация сельского поселения как орган местного самоуправления может одновременно выполнять функции организации:
- уполномоченной на приобретение (создание) имущества, подлежащего включению в состав казны;
- осуществляющей ведение бюджетного учета имущества казны.
Соответственно, такому органу приходится формировать первоначальную стоимость создаваемого объекта имущества, а затем включать его в состав казны.
При таких обстоятельствах бюджетный учет желательно организовать с учетом норм гражданского законодательства.
Напомним, что в силу Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени публично-правового образования ( , ГК РФ).
Таким образом, орган местного самоуправления может приобретать (создавать) объекты нефинансовых активов:
1) в рамках деятельности, осуществляемой от имени публично-правового образования с учетом компетенции органа местного самоуправления;
2) в качестве юридического лица, самостоятельно участвующего в правовых отношениях.
В первом случае имущество поступает в собственность соответствующего публично-правового образования и может быть учтено в составе имущества казны или закреплено за какой-либо организацией госсектора на праве оперативного управления.
Если же имущество приобретается органом местного самоуправления от собственного имени, то по общему правилу оно сразу же "автоматически" поступает не только в собственность публично-правового образования, но и в оперативное управление данного органа (смотрите, в частности, ГК РФ).
В соответствии с ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности сельским поселениям, является муниципальной собственностью.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со , ГК РФ ( ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования ( ГК РФ).
Отметим, что детальный порядок бюджетного учета операций по приобретению (созданию) имущества с целью его включения в состав казны, "Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н), не определен. Учитывая положения п.п. 6, Инструкции N 157н и п. 2 Инструкции, утвержденной Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - N 162н), такой порядок может быть установлен финансовым органом публично-правового образования и детализирован в учетной политике организации госсектора, осуществляющей полномочия по ведению бюджетного учета имущества казны.
В соответствии с п.п. 38, 127, Инструкции N 157н формирование первоначальной стоимости любых нефинансовых активов (в том числе имущества казны) отражается в регистрах бухгалтерского учета с использованием счета 106 00 "Вложения в нефинансовые активы".
В рассматриваемой ситуации объект недвижимости (сеть уличного освещения), приобретение которого осуществлялось администрацией, как казенным учреждением, подлежат учету в составе муниципальной казны. Соответственно, вложения, произведенные администрацией как юридическим лицом (казенным учреждением), должны быть переданы администрации, выступающей уже в качестве органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества, в целях последующего включения имущества в состав казны.
Для отражения передачи осуществленных администрацией вложений в состав имущества казны в рассматриваемой ситуации может быть использован счет 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты".
Обратите внимание: согласно положениям п.п. 20, 38, 109, Инструкции N 162н данный счет используется в случае, если передающая сторона и орган, уполномоченный на ведение бюджетного учета имущества казны, подведомственны одному главному распорядителю бюджетных средств, в иных случаях должен применяться соответствующий аналитический счет счета 1 401 20 200.
Таким образом, принимая во внимание положения п.п. 30, 33, 34, 38 и приложения N 2 N 162н, в бюджетном учете администрации сельского поселения операции по приобретению объекта имущества, подлежащего учету в составе имущества муниципальной казны, могут быть отражены в следующем порядке:
1) Дебет КРБ 1 106 11 310 Кредит КРБ 1 302 31 730;
- сформирована первоначальная стоимость объекта, подлежащего включению в состав имущества казны;
2) Дебет КРБ 1 304 04 310 Кредит КРБ 1 106 11 410;
- переданы администрацией (как казенным учреждением) вложения в приобретение объекта недвижимости, подлежащего включению в состав имущества казны;
3) Дебет КРБ 1 108 51 310 Кредит КРБ 1 304 04 310;
- принята администрацией (в качестве органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества) в состав имущества казны приобретенная сеть уличного освещения.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- . Учет операций по приобретению (созданию) имущества казны;
- . Учет имущества, приобретаемого (создаваемого) для включения в казну органом, ведущим бюджетный учет имущества казны;
- . Нефинансовые активы имущества казны. Счет 108 00;
- Энциклопедия решений. События после отчетной даты в учете и отчетности госучреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Понятие "казна" не нуждается в представлении. Но что же такое муниципальная казна муниципального образования? Чем этот термин отличается от общего понятия? Что конкретно входит в такую казну? Каким образом она формируется? Какие правовые акты регулируют этот процесс? На все эти и другие важные вопросы мы ответим далее в статье.

Главное определение

Разберемся с базовым понятием. Казной называются бюджетные средства или государственная собственность, еще не распределенная между государственными учреждениями и предприятиями, а принадлежащая самому государству по праву собственности.

Типы казны в РФ

В Российской Федерации на сегодня действуют три вида казны:

  • Федеральная (собственно, казна РФ).
  • Казна каждого из субъектов.
  • Муниципальная казна муниципальных образований.

Понятие муницапального образования

Что же относится к последней категории? Бюджетные средства или государственная собственность муниципальных образований государства. Что это такое, подробно рассказывает ФЗ № 131 (2003). Закон разъясняет, какие муниципальные образования есть на территории России:

  • Так может называться как один, так и несколько населенных пунктов, которые объединены общей территорией. Ими могут быть села, деревни, хутора, поселки, кишлаки, аулы, станицы, кишлаки и проч. Здесь МСУ (расшифровка: местное самоуправление) осуществляется жителями самостоятельно либо через выборные (или иные) средства управления. Такие органы власти полностью соответствуют по своим функциям сельсоветам советского периода и земствам императорской России.
  • Городское поселение. Под названием скрывается или небольшой город, или крупный поселок (городского типа). Местное самоуправление население осуществляет непосредственно или через избираемые органы власти.
  • Муниципальный район. Название нескольких поселений (как городских, так и сельских), межселенных наделов, объединенных общей землей. В его границах местное самоуправление воплощается для решения местных вопросов межпоселенческого типа. Население дает ответ самостоятельно или через выборные органы МСУ. Последние могут осуществлять определенные государственные полномочия, которые передаются им согласно федеральным актам и законам субъектов федерации.
  • Городской округ. Это отдельное городское поселение, которое не будет входить в состав муниципального района. Структура местного самоуправления здесь осуществляет полномочия по решению вопросов локального значения, установленных федеральным законодательством.
  • Внутригородская территория федерального значения города. Это часть территории, относящейся к мегаполису федерального значения, в границах которой МСУ будет осуществляться населением самостоятельно либо через выборные органы.

Значение термина

Имущество казны муниципального образования - это главная составляющая собственности муниципалитета. Соответственно, она включает в себя денежные накопления бюджета населенного пункта и другое имущество, что не закреплено за муниципальными учреждениями и предприятиями.

Имущество казны муниципального образования - собственность, не закрепленная за предприятиями и учреждениями муниципалитета. Иными словами, это муниципальное нераспределенное имущество. При этом ошибкой будет отнести сюда казначейство. Законодательство РФ называет казной лишь нераспределенное имущество, а не муниципальный, государственный орган.

Недостатки законодательства

Само понятие "средства казны муниципального образования" пока что закреплено лишь в Гражданском Кодексе. Он данный термин объясняет несколько рамочно. А вот в иных федеральных законах понятие не упоминается. Вместо него законодательство оперирует термином "муниципальная собственность" (более широкий по своему значению) или "бюджет муниципалитета" (напротив, более узкий). Сегодня это весьма серьезный недостаток законодательств о муниципалитете, требующий доработки.

Состав казны

Определено, что в состав муниципальной казны муниципального образования может включаться следующее:

  • Доля муниципалитета в нежилых помещениях единых комплексов недвижимого имущества, которая находится в общей доле собственности частных владельцев помещений.
  • Нежилой муниципальный фонд. В эту категорию входят отдельно стоящие строения, здания, сооружения, помещения в них. Нежилые помещения, находящиеся в жилых домах. Пристроенные, встроенно-пристроенные помещения к жилым строениям, которые сами не предназначены для проживания. Объекты нежилого строительства, а также инженерные, транспортные и иные сооружения.
  • Имущественные предприятия и комплексы.
  • Земельные наделы и природные объекты, ресурсы.
  • Машины, автомобильный транспорт, оборудование, товары, станки, запасы материалов и сырья.
  • Имущественные права. В том числе и обязательственные права в отношении тех хоз. обществ, в уставных капиталах которых содержится определенная доля муниципалитета.
  • Имущество, что находится в долевой собственности.
  • Архивные и библиотечные фонды муниципалитета, а также иные информационные ресурсы.
  • Имущество непосредственно органов МСУ.
  • Имущество, что было передано муниципалитету по договорам аренды, безвозмездного пользования, найма, а также доверительного управления.
  • Денежные накопления местного бюджета, а также валютных фондов, пакеты акций, ценные бумаги (акции, облигации и проч.), доли в уставных капиталах различных хозяйствующих объектов, доли в соглашениях о совместной деятельности, а также иные активы финансово-кредитной сферы, что могут принадлежать муниципалитету.
  • Нематериальные активы, принадлежащие муниципальному образованию.
  • Объекты, относящиеся к интеллектуальной собственности, а также права на них.
  • Программное обеспечение, а также базы данных.
  • Иное имущество, движимое и недвижимое, что вошло в муниципальную казну муниципального образования по основанию, не противоречащему действующему законодательству.
  • Муниципальные жилые помещения, доли муниципалитета в жилых комплексах (комнаты, квартиры), муниципальные общежития.
  • Иное имущество.

Законодательное определение

Мы разобрали, что составляет казну муниципального образования. Теперь перейдем к букве закона.

Институт казны определяет гражданское законодательство. А именно - п. 4 ст. 214 и п. 3 ст. 215 ГК РФ. Закон утверждает, что средства местного (или государственного бюджета), а также иное госимущество, что не закреплено за муниципальными (или же государственными) учреждениями и предприятиями, составляют собой государственную казну РФ, казну субъектов страны, а также муниципальную казну какого-либо из городских, сельских и иных поселений на территории РФ.

Составляющие по законодательству

Какие же составляющие казны муниципального образования? В состав ее имущества может входить любая собственность из числа той, что перечислена в ст. 50 ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ". Однако при этом выделяются различные группы объектов, что могут быть собственностью разных видов муниципальных образований страны. Как то: сельским поселениям, городским округам, районам.

Первая часть ст. 50 данного ФЗ также определяет категории объектов, что могут числиться в муниципальной казне.

Категории объектов в составе казны

При учете казны муниципального образования важно понимать, что она неоднородна. Ее составляющие можно разделить на несколько категорий объектов:

  • Имущество, что предназначено для решения вопросов, установленных ФЗ "Общие принципы МСУ в РФ" (а именно - части 2-4 ст. 50 данного Федерального закона).
  • Имущество, предназначение которого - финансовое обеспечение отдельных госполномочий, что были переданы органам местного управления в случаях, определенных как ФЗ, так и законами субъектов РФ.
  • Имущество, чье предназначение - обеспечение деятельности органов МСУ, а также должностных лиц, входящих в систему местного самоуправления по нормативно-правовым актам представительного органа муниципальной власти.

Формирование казны

Как регулируется учет имущества казны муниципального образования? Сегодня все субъекты РФ в своих законах закрепили нормы о собственности муниципалитета. Более конкретно ее состав определяется в уставах конкретных муниципальных образований, нормативных подзаконных актах.

А вот формирование и дальнейшее использование муниципальной казны никак не может осуществляться в виде стихийного саморегулирования и саморазвития. Отсюда учет имущества, включенного в его состав, осуществляется при органическом сочетании механизмов местного и государственного регулирования.

При этом политика муниципального образования в сфере формирования казны направляется на достижение определенных целей.

Цели формирования казны

Взыскание с казны муниципального образования здесь - весьма негативный момент. Упор же делается на привлечение нового имущества. Муниципалитету важно достигнуть следующие цели:

  • Увеличить доходы бюджета своего образования путем эффективного управления и распоряжения местным казенным имуществом.
  • Оптимизировать структуру нефинансовой муниципальной казны в целях обеспечения устойчивых предпосылок, мотиваций для результативного экономического развития объекта.
  • Вовлечь наибольший объем муниципальных казенных средств в оборот.
  • Использовать муниципальное казенное имущество в качестве инструмента для привлечения в экономику муниципального образования дополнительных инвестиций.
  • Обеспечить функционирование местных учреждений и предприятий, а также содействовать увеличению их конкурентоспособности.

Источники пополнения

Как мы уже говорили, взыскания за счет казны муниципального образования - не путь ее развития. Государству важно, напротив, чтобы она приумножалась. Это делается несколькими путями формирования муниципальной казны:

  • Имущество, что было передано в рамках законодательства о разграничении общей госсобственности на федеральную собственность, собственность российских субъектов и, наконец, на собственность муниципальных образований.
  • Имущество, что было вновь создано или приобретено на средства, поступающие в муниципальную казну на законных основаниях.
  • Государственное имущество, переданное в установленном законодательством порядке муниципальному образованию.
  • Собственность, оставшаяся после ликвидации муниципальных учреждений.
  • Имущество, исключенное из списка хозяйственного владения муниципальных унитарных организаций.
  • Собственность, безвозмездно переданная муниципалитету физическими или юридическими лицами.
  • Перешедшая в муниципалитет на основании договор о купле-продаже имущества - движимого и недвижимого.
  • Собственность, поступившая в казну по иным, но не конфликтующим с законодательством основаниям.

Муниципальная казна - это средоточие собственности муниципального образования. Вы знаете теперь ее специфику, составляющие, источники пополнения. А также регулирующие все вышеобозначенные федеральные законы.

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 6

Согласно гражданскому законодательству имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, закрепляется за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. То есть оно находится в учреждении либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления (ст. ст. 217, 294, 296 ГК РФ). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Таким образом, имущество казны - это имущество, не переданное в оперативное управление либо в хозяйственное ведение государственным учреждениям. О правилах бюджетного учета такого имущества пойдет речь в данной статье.

Порядок учета имущества казны

Согласно разъяснениям главного финансового ведомства имущество казны субъекта РФ (муниципального образования) следует учитывать на балансе исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом, в том числе имуществом казны субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (Письмо Минфина России от 22.02.2006 N 03-06-01-04/39).

С 1 января 2009 г. имущество казны согласно Инструкции N 148н <1> учитывается по новым правилам: в План счетов бюджетного учета введен счет 0 108 00 000 "Нефинансовые активы имущества казны".

<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Инструкция N 25н <2> также предписывала учитывать имущество казны, однако учет указанного имущества велся на счете 0 101 00 000 "Основные средства". То есть согласно прежним правилам бюджетного учета имуществом казны могли быть только основные средства. Однако практика показала, что к объектам казны могут быть отнесены не только основные средства, но и непроизведенные и нематериальные активы, а также материальные запасы.

<2> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Кроме того, учет объектов имущества казны как основных средств обязывал органы, на балансе которых они отражались, платить налог на имущество организаций. Эта обязанность вытекает из положений гл. 30 НК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Подобные разъяснения даны и в указанном выше Письме Минфина. Однако стоит помнить: разъяснения Минфина основаны на том, что по действовавшим тогда правилам бюджетного учета имущество казны подлежало отражению на счете 0 101 00 000 "Основные средства".

Однако вернемся к правилам учета объектов имущества казны с 2009 г. Согласно п. 89 Инструкции N 148н имущество казны учитывается в разрезе материальных основных фондов, нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов на счетах второго порядка.

Объекты учета и критерии отнесения их к определенному виду имущества казны приведены ниже в табличной форме.

наименование

Объекты учета

Критерии отнесения (учета)

объектов на данном счете

"Недвижимое

имущество в

имущества казны"

а) произведенные

материальные основные

б) объекты, не завершенные

строительством

  1. Возможность неоднократного

или постоянного использования

в течение длительного времени

(не менее одного года).

  1. Возможность в дальнейшем

принятия к учету в составе

основных средств и

капитальных вложений в

основные средства как

объектов недвижимого

имущества

"Движимое

имущество казны"

Объекты произведенных

материальных основных

  1. Возможность неоднократного

или постоянного использования

в течение длительного времени

(не менее одного года).

  1. Возможность в дальнейшем

принятия к учете в составе

основных средств и

капитальных вложений в

основные средства как

объектов движимого имущества

"Нематериальные

активы в составе

имущества казны"

Объекты произведенных

нематериальных основных

Возможность в дальнейшем

принятия к учету в составе

нематериальных активов

"Непроизведенные

активы в составе

имущества казны"

Активы, не являющиеся

продуктами производства,

права собственности на

которые установлены и

законодательно закреплены:

земля, ресурсы, недра и

Возможность в дальнейшем

принятия к учету в составе

непроизведенных активов

"Материальные

запасы в составе

имущества казны"

Произведенные материальные

запасы: сырье, материалы,

продукция

Возможность в дальнейшем

принятия к учету в составе

материальных запасов

Примечание. В целях бюджетного учета среди критериев отнесения объектов к имуществу казны нет критерия стоимости. Определяющим является условие принятия их в дальнейшем в состав соответствующих нефинансовых активов (п. п. 89 - 96 Инструкции N 148н).

Как указывалось выше, до 2009 г. имущество казны учитывалось в составе основных средств. Поэтому согласно Методическим указаниям по переходу на новые положения Инструкции N 148н <3> учреждения, которые учитывали объекты имущества казны на счетах второго порядка счета 1 101 00 000 "Основные средства", должны перевести указанные объекты на счета второго порядка счета 1 108 00 000 "Нефинансовые активы имущества казны". Перенос остатков осуществляется по каждому счету отдельно по стоимости, по которой они числились по состоянию на 1 января 2009 г. Переносить остатки следует в межотчетный период. Перевод исходящих остатков 2008 г. и формирование входящих остатков 2009 г. осуществляются на 1 января 2009 г. посредством счета 1 401 03 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов". То есть при переводе исходящих остатков счет 1 401 03 000 дебетуется в корреспонденции со счетами второго порядка счета 1 101 00 000, при формировании входящих остатков кредитуется в корреспонденции со счетами второго порядка счета 1 108 00 000 <4>.

<3> Письмо Минфина России от 10.04.2009 N 02-06-07/1505.
<4> Подробнее о выделении имущества из состава основных средств читайте в статье Л. Максимовой "Переход на новые положения Инструкции N 148н" в N 5 за 2009 г.

Принятие к учету имущества, не числящегося в учете по состоянию на 1 января 2009 г., отражается с применением счета 1 401 01 180 "Прочие доходы".

Правилами Инструкции N 148н не предусмотрен инвентарный учет объектов казны. Так, если аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках (п. 23 Инструкции N 148н), то для объектов имущества казны правила аналитического учета соответствуют правилам аналитического учета, установленным для ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования. Однако финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (далее - финансовый орган) имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны в соответствии с порядком бюджетного учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным Инструкцией N 148н.

Объекты казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении (последний абзац п. 89 Инструкции N 148н).

Бухгалтерский учет операций с имуществом казны осуществляется в порядке, предписанном Инструкцией N 148н для отражения операций с нефинансовыми активами. В то же время порядок и периодичность отражения операций с объектами в составе имущества казны в бюджетном учете устанавливаются финансовым органом на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования.

Учет операций по выбытию и перемещению объектов имущества казны ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Порядок амортизации имущества казны

Учет амортизации, начисленной на объекты имущества казны, осуществляется на счетах:

  • 0 104 10 000 "Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны";
  • 0 104 11 000 "Амортизация движимого имущества в составе имущества казны";
  • 0 104 12 000 "Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны".

Аналитический учет по указанным счетам не ведется. Операции по амортизации активов в составе имущества казны отражаются в общей сумме в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. п. 45, 48 Инструкции N 148н).

За период нахождения объектов имущества казны в составе основных средств (до 1 января 2009 г.) в учете учреждения на аналитических счетах счета 1 104 00 000 "Амортизация" (1 104 01 000, 1 104 02 000, 1 104 03 000, 1 104 04 000, 1 104 05 000, 1 104 06 000, 1 104 07 000) отражалось начисление амортизации по правилам Инструкции N 25н. Накопленные на указанных счетах суммы амортизации в части имущества казны необходимо перевести на счета учета амортизации объектов имущества казны: 1 104 10 000, 1 104 11 000,1 104 12 000.

Перевод остатков осуществляется также с применением счета 1 401 03 000 по состоянию на 1 января 2009 г.:

а) перевод исходящих остатков 2008 г.:

Дебет счетов 1 104 01 000 - 1 104 07 000

Кредит счета 1 401 03 000;

б) формирование входящих остатков 2009 г.:

Дебет счета 1 401 03 000

Кредит счетов 1 104 10 000, 1 104 11 000.

Амортизация по объектам материальных основных фондов и нематериальных основных фондов в составе имущества казны в целях бюджетного учета отражается в особом порядке.

Первое правило, которое нужно запомнить: на объекты активов с даты их включения в состав имущества казны амортизация не начисляется. Это означает, что с 1 января 2009 г. (дата, на которую объекты имущества казны должны быть переведены из состава основных средств в состав имущества казны) суммы начисленной амортизации "замораживаются" (остаются без движения) до момента, когда указанное имущество будет передано в учреждение с правом оперативного управления (абз. 2 п. 44 Инструкции N 148н). При этом объекты имущества казны передаются по балансовой стоимости с одновременной передачей суммы начисленной ранее амортизации (п. 13 Инструкции N 148н).

Второе правило: расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества казны осуществляет учреждение, получившее объект в оперативное управление. Указанный расчет производится на основании данных о первоначальной (балансовой) стоимости объекта, остаточной стоимости и срока нахождения в составе имущества казны в порядке, установленном п. п. 39 - 43 Инструкции N 148н, то есть к такому имуществу с момента выбытия его из состава имущества казны применяются общие правила начисления амортизации. При этом Инструкция N 148н не содержит прямых указаний, на какой счет учреждение, получившее в оперативное управление основное средство из состава имущества казны, должно относить суммы такой амортизации. Однако, следуя логике порядка начисления амортизации, нужно применять счет 0 401 01 271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов".

Примечание. Финансовый орган имеет право установить порядок начисления амортизации на амортизируемые объекты в составе имущества казны соответствующего публично-правового образования в соответствии с порядком начисления амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов, установленным п. п. 39 - 43 Инструкции N 148н, то есть общепринятым способом (п. 46 Инструкции N 148н).

Пример. До 1 января 2009 г. учреждение А учитывало здание, относящееся к имуществу казны, в составе основных средств. Балансовая стоимость здания - 2 000 000 руб. Здание относится к 7-й амортизационной группе со сроком полезного использования 20 лет. По состоянию на 1 января 2009 г. за период нахождения имущества казны в составе основных средств на указанный объект начислена амортизация в размере 60% - 1 200 000 руб. В августе 2009 г. учреждение А передает здание в оперативное управление учреждению Б, подведомственному другому главному распорядителю одного уровня бюджета.

Корреспонденция счетов по переводу здания из состава основных средств имущества казны и передаче здания в оперативное управление в учете учреждения А будет следующей:

Перевод исходящих

остатков 2008 г.

балансовой стоимости

гКБК 1 401 03 00

КРБ 1 101 02 000

Формирование входящих

остатков 2009 г.

балансовой стоимости

гКБК 1 108 01 000

гКБК 1 401 03 000

Перевод исходящих

остатков 2008 г. сумм

амортизации, начисленных

на здание

КРБ 1 104 02 000

гКБК 1 401 03 000

Формирование входящих

остатков 2009 г. сумм

амортизации, начисленных

на здание

гКБК 1 401 03 000

гКБК 1 104 11 000

Август 2009 г.

Передача здания

учреждению Б

КРБ 1 401 01 241

гКБК 1 108 01 410

Передача сумм

амортизации по зданию

гКБК 1 104 11 410

КРБ 1 401 01 241

Прежде чем отразить операции в учете учреждения Б, рассчитаем сумму амортизации по зданию за период нахождения его в составе имущества казны:

  • годовая сумма амортизации составит 100 000 руб. (2 000 000 x 1/20);
  • ежемесячная сумма амортизации равна 8333,33 руб. (100 000 / 12);
  • сумма амортизации за период нахождения здания в составе имущества казны составит 66 666 67 руб. (8333,33 x 8 мес.).

Корреспонденция счетов по получению здания в оперативное управление в учете учреждения Б будет следующей:

Поступление и выбытие имущества казны

Порядок применения Плана счетов бюджетного учета в части нефинансовых активов имущества казны не содержит подробных рекомендаций по отражению операций по поступлению и выбытию имущества казны. Как указывалось выше, п. 90 Инструкции N 148н отсылает к общему порядку отражения операций с нефинансовыми активами. Между тем, проанализировав п. 47 Инструкции N 148н, который посвящен учету начисленной амортизации по объектам имущества казны в различных ситуациях, можно говорить об операциях:

а) поступления (выбытия) нефинансовых активов имущества казны:

  • от учреждений, подведомственных одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
  • от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, а также от государственных и муниципальных организаций;

б) безвозмездного получения (безвозмездной передачи) нефинансовых активов имущества казны:

  • от учреждений разных уровней бюджета;
  • от иных организаций, за исключением государственных и муниципальных;

в) списания имущества казны;

г) реализации имущества казны.

Здесь применение терминов "поступление" или "безвозмездное получение" зависит от уровня (уровней) бюджета, в рамках которого (которых) происходит движение имущества казны. Так, движение имущества казны между учреждениями одного уровня бюджета, а также государственными и муниципальными учреждениями считается поступлением (выбытием), а движение имущества между различными уровнями бюджета, а также его поступление (выбытие) от коммерческих организаций и физических лиц - безвозмездным получением (безвозмездной передачей).

При поступлении и безвозмездном получении нефинансовых активов в состав имущества казны суммы ранее начисленной амортизации отражаются в учете принимающей стороны. При этом операции сопровождаются следующей корреспонденцией счетов:

Примечание

подведомственных одному главному распорядителю

На балансовую

стоимость объекта

гКБК 1 108 01 310

гКБК 1 108 02 310

гКБК 1 108 03 320

КРБ 1 304 04 310

КРБ 1 304 04 310

КРБ 1 304 04 320

По аналогии

получения

нефинансовых

Инструкции N

На сумму начисленной

ранее амортизации

КРБ 1 304 04 310

КРБ 1 304 04 310

КРБ 1 304 04 320

гКБК 1 104 10 410

гКБК 1 104 11 410

гКБК 1 104 12 410

Инструкции N

Поступление нефинансовых активов имущества казны от учреждений,

подведомственных разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных

На балансовую

стоимость объекта

гКБК 1 108 01 310

гКБК 1 108 02 310

гКБК 1 108 03 320

КДБ 401 01 180

По аналогии

получения

нефинансовых

Инструкции N

На сумму начисленной

ранее амортизации

КДБ 401 01 180

гКБК 1 104 10 410

гКБК 1 104 11 410

гКБК 1 104 12 420

Инструкции N

Безвозмездное получение нефинансовых активов имущества казны от

учреждений разных уровней бюджетов

На балансовую

стоимость объекта

гКБК 1 108 01 310

гКБК 1 108 02 310

гКБК 1 108 03 320

КДБ 401 01 151

По аналогии

получения

нефинансовых

Инструкции N

На сумму начисленной

ранее амортизации

КДБ 401 01 151

гКБК 1 104 10 410

гКБК 1 104 11 410

гКБК 1 104 12 420

Инструкции N

Безвозмездное получение нефинансовых активов имущества казны от иных

организаций, за исключением государственных и муниципальных

На балансовую

стоимость объекта

гКБК 1 108 01 310

гКБК 1 108 02 310

гКБК 1 108 03 320

КДБ 401 01 180

По аналогии

получения

нефинансовых

Инструкции N

На сумму начисленной

ранее амортизации

КБК 401 01 180

гКБК 1 104 10 410

гКБК 1 104 11 410

гКБК 1 104 12 420

Инструкции

При выбытии объектов имущества казны и их безвозмездной передаче суммы ранее начисленной амортизации списываются с баланса передающей стороны и учитываются на балансе принимающей стороны, то есть передаются с одновременной передачей сумм начисленной амортизации.

При отражении операций в бюджетном учете используется следующая схема проводок:

Примечание

подведомственным одному главному распорядителю

На балансовую

стоимость объекта

КРБ 1 304 04 310

КРБ 1 304 04 320

гКБК 1 108 01 310

гКБК 1 108 02 310

гКБК 1 108 03 320

По аналогии

нефинансовых

Инструкции N

На сумму начисленной

ранее амортизации

гКБК 1 104 10 410

гКБК 1 104 11 410

гКБК 1 104 12 420

КРБ 1 304 04 310

КРБ 1 304 04 320

Инструкции N

Передача нефинансовых активов имущества казны учреждениям,

подведомственным разным главным распорядителям одного уровня бюджета, а

также их передача государственным и муниципальным организациям

На балансовую

стоимость объекта

КРБ 1 401 01 241

гКБК 1 108 01 310

гКБК 1 108 02 310

гКБК 1 108 03 320

По аналогии

нефинансовых

Инструкции N

На сумму начисленной

ранее амортизации

гКБК 1 104 10 410

гКБК 1 104 11 410

гКБК 1 104 12 420

КРБ 1 401 01 241

Инструкции N

Безвозмездная передача нефинансовых активов имущества казны учреждениям

разных уровней бюджетов

На балансовую

стоимость объекта

КРБ 1 401 01 251

гКБК 1 108 01 310

гКБК 1 108 02 310

гКБК 1 108 03 320

По аналогии

нефинансовых

Инструкции N

На сумму начисленной

ранее амортизации

гКБК 1 104 10 410

гКБК 1 104 11 410

гКБК 1 104 12 420

КРБ 1 401 01 251

Инструкции N

Правило, по которому начисленная в размере 100% амортизация не является основанием для списания объекта с учета, действует в отношении объектов имущества казны. Объекты имущества казны списываются с учета только в случае их ликвидации, реализации, безвозмездной передачи иным организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций, физическим лицам, национальным организациям и правительствам иностранных государств, международным финансовым организациям. При этом делаются проводки (п. 47 Инструкции N 148н):

Дебет счетов 1 104 10 410 - 1 104 12 410

Кредит счетов 1 108 01 410, 1 108 02 410, 1 108 03 420.

Л.Максимова

Главный редактор журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

ИРКУТСКИЙ РАЙОН

АДМИНИСТРАЦИЯ ОЕКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Порядка организации бюджетного учета имущества казны Оекского муниципального образования

В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года N 157н, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции поего применению":

1. Утвердить Порядок организации бюджетного учета имущества казны Оекского муниципального образования (Приложение №1).

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника финансово-экономического отдела Л.А. Степанову.


Глава администрации Оекского муниципального образования О.А. Парфенов

Приложение № 1

к постановлению администрации

Оекского муниципального образования

Порядок организации бюджетного учета имущества казны

Оекского муниципального образования


1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан для ведения бюджетного учета имущества казны, состоящего из недвижимого и движимого имущества, находящегося в собственности Оекского муниципального образования, не закрепленного за органом местного самоуправления, автономными, казенными и бюджетными учреждениями (далее – учреждения), муниципальными унитарными предприятиями (далее – предприятия) на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

1.2. Цели управления и распоряженияимуществом казны:

Совершенствование системы бюджетного учета, сохранности и содержания имущества казны;

Повышение эффективности управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

Создание экономических предпосылок для разработки и реализации новых подходов к управлению имуществом, повышение доходов бюджета от эффективного использования объектов имущества казны;

Обеспечение своевременного, оперативного отражения изменений в составе и характеристиках имущества, составляющего казну;

Проведение анализа использования имущества казны.

1.3. Основные задачи бюджетного учета, управления и распоряжения имуществом казны:

Обеспечение полного и непрерывного пообъектного учета имущества казны и его движения;

Сохранение в составе имущества казны муниципального имущества, необходимого для обеспечения общественных и социальных потребностей;

Выявление и применение наиболее эффективных способов использования имущества казны;

Контроль за сохранностью, содержанием и использованием имущества казны;

Формирование и ведение информационной базы данных, содержащей достоверную информацию о составе недвижимого и движимого имущества казны, его техническом состоянии, стоимостных и иных характеристиках.

1.4. Основания для учета имущества в казне:

Отсутствие закрепления за органом местного самоуправления, учреждениями, предприятиями в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципального имущества, построенного или приобретенного за счет средств соответствующего бюджета;

Отсутствие собственника имущества, отказ собственника от имущества или утрата собственником права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленном действующим законодательством, приобретено право муниципальной собственности;

Изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного за органом местного самоуправления, учреждениями и предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;

Безвозмездное получение имущества от юридических и физических лиц;

Иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

1.5. Инвентарный и аналитический учет имущества казны осуществляет отдел по управлению имуществом, ЖКХ, транспортом и связью администрации Оекского муниципального образования, на который возложены функции управления и распоряжения муниципальным имуществом. Ведение бухгалтерского учета в суммовом выражении осуществляет финансово-экономический отдел администрации Оекского муниципального образования на основании представления данных отделом по управлению имуществом, ЖКХ, транспортом и связью администрации Оекского муниципального образования.


2. Формирование имущества казны

Формирование имущества казны осуществляется путем:

Создания новых объектов за счет средств местного бюджета;

Приобретения в собственность объектов на основании договоров купли-продажи и иных договоров о передаче объектов в муниципальную собственность;

Безвозмездной передачи объектов в муниципальную собственность юридическими и физическими лицами;

Принятия объектов в муниципальную собственность на основании нормативных правовых актов Российской Федерации о разграничении государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность;

Изъятия объектов из хозяйственного ведения предприятий, из оперативного управления учреждений в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

Перехода прав на имущество по решению суда, в том числе невостребованного имущества, оставшегося после погашения требований кредиторов, или иным основаниям в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

Поступления объектов из других источников, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.


3. Состав имущества казны

В состав имущества казны входит недвижимое и движимое имущество, ценные бумаги, нематериальные активы, находящиеся в собственности Оекского муниципального образования, не закрепленные за органом местного самоуправления, учреждениями и предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.


4. Организация процесса постановки и снятия с учета

имущества казны

Постановка имущества казны на учет, внесение изменений в сведения об объектах, составляющих имущество казны, снятие имущества казны с учета производится на основании распоряжения администрации Оекского муниципального образования.

5. Бюджетный учет имущества казны

5.1. Имущество, составляющее казну, принадлежит на праве собственности Оекскому муниципальному образованию.

5.2. Имущество, включенное в состав муниципальной казны, передается на баланс администрации Оекского муниципального образования (далее – администрация). Имущество казны отражается в составе актива баланса администрации. Бюджетный учет имущества казны осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета и инструкцией по его применению, на основе систематизации данных по поступлению, перемещению и выбытию объектов казны. Операции с объектами отражаются в бюджетном учете по мере поступления информации о движении имущества, но не реже чем на отчетную квартальную дату. Ведение учета имущества казны осуществляется с применением системы автоматизации бюджетного учета (программа «1С:Бухгалтерия»).

Учет имущества казны осуществляется путем занесения сведений о составе, способе приобретения, стоимости, основаниях и сроке постановки на учет, износе имущества, других сведений, соответствующих требованиям законодательства о бюджетном учете, а также сведений о решениях по передаче имущества в пользование, других актах распоряжения имуществом, в том числе влекущих исключение имущества из состава имущества казны.

5.3. Оценка стоимости объектов казны осуществляется путем:

использования сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, в средствах массовой информации и специальной литературе – экспертные заключения о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.


6. Отражение операций с имуществом казны в бюджетном учете

6.1. Операции с объектами в составе имущества казны Оекского муниципального образования отражаются в бюджетном учете в порядке, установленном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» с учетом особенностей, предусмотренных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 года № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».

6.2. Для учета объектов имущества, составляющих муниципальную казну, предназначен счет 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны».

Для учета операций с объектами имущества казны в разрезе материальных основных фондов, нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов применяются следующие счета:

110851000 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;

110852000 «Движимое имущество, составляющее казну»;

110854000 «Нематериальные активы, составляющие казну»;

110855000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»;

110856000 «Материальные запасы, составляющие казну».

6.3. Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, изготовление (создание) с учетом сумм налога на добавленную стоимость.

Первоначальная стоимость материальных запасов при их приобретении, создании в целях ведения бухгалтерского учета признается их фактической стоимостью.

Первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Объекты нефинансовых активов, полученные от юридических лиц безвозмездно, принимаются по стоимости, указанной в акте приема-передачи, составленном передающей стороной.

Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных по договору дарения от физических или юридических лиц, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом всех изменений (в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации, а также переоценки объектов нефинансовых активов).

6.4. Для учета операций с начисленной амортизацией имущества казны применяются следующие счета:

110451000 «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны»;

110458000 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны»;

110459000 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны».

По объектам материальных и нематериальных основных фондов, составляющим муниципальную казну, амортизация отражается в следующем порядке:

По объектам нефинансовых активов, включенным в состав муниципальной казны по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения), амортизация отражается в размере сумм, учтенных (начисленных) последним правообладателем;

На объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав муниципальной казны амортизация не начисляется.

Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества муниципальной казны осуществляется учреждением, предприятием (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, хозяйственного ведения. При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляется на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре муниципальной казны, и срока нахождения в составе имущества казны.


7. Контроль за сохранностью и целевым использованием

имущества казны

7.1. В период, когда имущество казны не обременено договорными обязательствами, обязанности по содержанию и сохранности такого имущества выполняет администрация за счет средств местного бюджета.

7.2. Для обеспечения достоверности данных учета имущества казны производится инвентаризация имущества казны, в ходе которой проверяется и документально подтверждается наличие объектов муниципальной собственности, их состояние. Применяется инвентаризационная опись по объектам нефинансовых активов (форма 0504087). Инвентаризация имущества казны проводится один раз в три года.

7.3. Проведение инвентаризации имущества казны обязательно:

При передаче имущества в аренду, продаже имущества;

При смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

В случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

В других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

8. Бюджетная отчетность по имуществу казны

Бухгалтерские операции с объектами в составе имущества казны отражаются в бюджетной отчетности в объеме и в сроки, установленные приказами Министерства финансов Российской Федерации.

Заместитель начальника финансово-экономического отдела Е.А. Жданова

" № 12/2011

Как показывает практика, вопрос учета имущества казны для бухгалтеров является одним из самых сложных. Поэтому расскажем, как правильно оформить передачу недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, в состав имущества казны в соответствии с нормами, действующими в 2012 году.

Разберемся с понятиями

Итак, имущественная казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за учреждениями, за исключением средств бюджета и потребляемых вещей.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.

Общие правила учета

Учет имущества федеральной казны предусмотрен постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447, на основании которого учет активов и ведение реестра федерального имущества осуществляют:

1) Федеральное агентство по управлению госимуществом в отношении имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного за рубежом;

2) территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории Российской Федерации по месту его нахождения.

В соответствии с пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 447, учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера.

Порядок ведения реестра определен приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 г. № 307 «Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества».

Аналогичные нормативные документы принимаются на региональном и местном уровнях, где решаются порядок, способ и цели использования имущества в составе казны (например, Закон г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 «Об имущественной казне г. Москвы»).

Особенности бюджетного учета

Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. В частности, самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований.

Так, в пункте 94 Инструкции № 157н не раз упоминается термин «правовой акт по бюджетному учету казны», под которым следует понимать финоргана публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну. Следовательно, такой правовой акт должен быть принят каждым публично-правовым образованием.

Также в Инструкции № 157н расширены права публично-правовых образований по установлению более удобного порядка отражения в учете имущества казны, в частности, это касается начисления амортизации. В правовом акте по бюджетному учету казны может быть указано на необходимость начисления амортизации в установленном финорганом порядке. Данный порядок может распространяться как на отдельные группы (виды) объектов нефинансовых активов, так и на отдельные объекты.

Основные средства (движимое и недвижимое имущество), переданные в оперативное управление, учитываются на балансе государственного (муниципального) учреждения в соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н.

В частности, передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, а также между субъектами учета и иными организациями осуществляется по балансовой (фактической) стоимости активов с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

В то же время для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну РФ (субъектов и муниципальных образований), в разрезе материальных (нематериальных) основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов предусмотрен счет 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». При этом объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета (п. 143 Инструкции № 157н).

Правила отражения ситуации на счетах

Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования, устанавливается финорганом этого учреждения бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату.

Однако финансовый орган надлежащего бюджета имеет право установить иной порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования.

При этом, устанавливая порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны, следует учесть, что данные активы в состав основных средств на счет 101 00 000 «Основные средства» не переводятся, а отражаются в составе нефинансовых активов имущества казны на счете 108 00 000.

В соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н передача объектов государственного (муниципального) имущества осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Пример 1.

Учреждение (федеральная больница) безвозмездно передало медицинское оборудование в состав имущества муниципальной казны.

Балансовая стоимость оборудования – 38 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 8000 руб.

В бухгалтерском учете были составлены следующие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Переданы безвозмездно (оборудование – прочее движимое имущество учреждения) в состав имущества казны

1 401 20 251

1 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения»

1 104 34 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения»

1 401 20 251
«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»

В конечном итоге переданного в состав имущества казны имущества будет отнесена на финансовый результат прошлых отчетных периодов (при закрытии счетов бюджетного учета), как это определено приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета...». Основанием для списания переданных активов с учета являются первичные документы (Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов о государственной регистрации прекращения права на оперативное управление недвижимостью или их заверенных копий в случаях, установленных законодательством РФ, и Извещение (ф. 0504805)).

Бухгалтерские записи составляются и на списание первоначальной стоимости, и на сумму накопленной по данному объекту амортизации.

Если передача объекта в состав имущества казны производится бюджетным учреждением нового типа, то необходимо руководствоваться прежде всего пунктом 12 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н.

Пример 2.

Бюджетное учреждение нового типа безвозмездно передало учредителю медицинское оборудование – особо ценное движимое имущество в состав имущества казны, ранее приобретенное за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Балансовая стоимость оборудования – 380 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 80 000 руб.

В бухгалтерском учете были составлены следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Переданы безвозмездно основные средства (оборудование – особо ценное движимое имущество учреждения)

«Увеличение расчетов с учредителем»

4 101 24 410«Уменьшение стоимости машин и оборудования – особо ценного движимого имущества учреждения»

Передана ранее начисленная амортизация при безвозмездной передаче основных средств (оборудование)

4 104 34 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования – особо ценного движимого имущества учреждения»

«Уменьшение расчетов с учредителем»

А как быть, если передаваемое имущество уже числилось в составе казны в учреждении? В данном случае безвозмездная передача активов осуществляется в рамках внутриведомственной, межведомственной и межбюджетной передачи, а также в рамках передачи государственным и муниципальным предприятиям. При этом объекты имущества казны передаются по первоначальной стоимости с одновременной передачей сумм ранее начисленной амортизации.

Безвозмездная передача объектов имущества казны иным организациям (за исключением государственных и муниципальных), физическим лицам производится по остаточной стоимости.

При этом сумма ранее начисленной амортизации подлежит списанию с дебета счета 1 104 00 000 в кредит счета 1 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны».

Бухгалтерские записи в рассматриваемых случаях разберем на примере.

Пример 3.

Муниципальное учреждение передало в оперативное управление нежилое здание из муниципальной казны. Первоначальная стоимость здания составляет 720 000 руб., сумма начисленной амортизации равна 480 000 руб. Передающая сторона не является учредителем данного бюджетного учреждения. Передача нежилого здания в учете передающей стороны отражается следующими проводками:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Передано нежилое здание в оперативное управление бюджетному учреждению

401 20 241

108 51 410
«Уменьшение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну»

Списана сумма ранее начисленной амортизации

104 51 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны»

401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»

В случае если имущество казны пришло в негодность и не подлежит дальнейшей эксплуатации, оно может быть списано с баланса.

Порядок отражения в учете списания имущества казны, пришедшего в негодность в результате ветхого состояния (износа), порчи, недостачи, хищения, террористического акта, стихийных и иных бедствий в Инструкциях по учету не приведен. Вместе с тем право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в случае ее отсутствия имеют главные распорядители бюджетных средств, финансовые органы и органы казначейства (вариант учета пропишите в учетной политике). По моему мнению, при списании пришедших в негодность объектов имущества казны могут применяться следующие проводки.

1. При списании пришедших в негодность объектов имущества казны – по дебету счета 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту счетов по остаточной стоимости (одновременно списываются суммы начисленной амортизации).

2. Списание объектов имущества казны, пришедших в негодность вследствие стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, отражается по дебету счета 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» по остаточной стоимости (одновременно списываются суммы амортизации).

3. Списание недостающего и похищенного имущества казны отражается с использованием счета 401 10 172 «Доходы от операций с активами». В данном случае также подлежат списанию суммы начисленной амортизации.