Перераспределение зу с землями госсобственности. Перераспределение земельных участков: порядок осуществления. перераспределение земельных участков

Кадастровые работы по перераспределению земельных участков выполняются в том случае, если собственников не устраивают существующие границы между смежными участками или конфигурация участков. Неудачная форма земельного участка, наличие вкраплений и вклиниваний смежных участков, сложности с логичным подведением коммуникаций и подъездом к земельному участку – оснований и причин для перераспределения земельных участков достаточно много. Что такое перераспределение земельных участков – это комплекс кадастровых работ по изменению границ и конфигурации смежных земельных участков, фактически это сведение ряда действий таких как раздел и объединение в одно – перераспределение. При перераспределении смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование первичных смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки.

Наиболее распространенным вариантом перераспределения земельных участков является перераспределение границ внутри границ землепользования, находящегося в частной собственности. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

Земельные участки, подлежащие перераспределению должны соответствовать ряду требований:

  • участки должны быть поставлены на государственный кадастровый учёт в соответствии с требованиями действующего законодательства, границы их должны быть определены
  • участки должны быть смежными
  • участки должны принадлежать одному административному округу (в результате кадастровых работ не должны изменяться границы муниципальных образований)
  • участки должны иметь одну категорию и одно целевое назначение.

Право собственности на образуемые в результате перераспределения новые земельные участки возникает у собственников исходных (преобразуемых) в соответствии с теми условиями, которые указанные собственники установят в соглашении об образовании земельных участков.

Согласно п.

3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков - физическими или юридическими лицами не допускается, за исключением случаев:

  • перераспределения таких земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
  • образования земельных участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных п. 1 ст. 49 ЗК РФ.

В вышеназванных случаях перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашений между собственниками земельных участков, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ. При этом условия возникновения права частной либо государственной или муниципальной собственности на образуемые земельные участки определяются указанным соглашением.

Соглашение заключается по правилам гражданского законодательства Российской Федерации с учетом императивного требования специальной нормы п. 4 ст. 11.7 ЗК РФ: в таком соглашении обязательно должны быть определены условия возникновения права частной либо государственной или муниципальной собственности на образуемые земельные участки.

Перераспределение допускается при наличии в письменной форме согласия собственников исходных земельных участков. Не требуется такое согласие при перераспределении земельных участков на основании решения суда.

Как провести работы по перераспределению земельных участков Правильно и законно провести кадастровые работы и получить именно тот кадастр который вам нужен вам помогут специалисты землеустроительной компании КадГеоТрест. Звоните или присылайте заявку на электронную почту.

Если у Вас возникли вопросы, то вы можете их задать нам в этой форме и мы ответим вам на указанный вами e-mail.

Перераспределение земельных участков — это кадастровая процедура, в результате проведения которой из двух и более участков, образуются новые смежные между собой земельные участки. При этом исходные участки, из которых образовались новые, утрачивают свое существование.

Законодательно перераспределение регламентируется статьей 11.7. Земельного кодекса Российской Федерации.

Проведения такой кадастровой процедуры возможно в следующих случаях:

  1. Исходные землепользования должны быть отмежеваны с нормативной точностью, то есть преобразуемые границы должны быть уточнены.
  2. Для участков должен быть установлен идентичный вид разрешенного использования.
  3. Смежные землепользования должны относиться к одной категории земель.

При перераспределении земель с разными правообладателями оформляется соглашение между собственниками, которым определяются условия возникновения прав на образуемые участки.

Существуют и случаи, в которых невозможно перераспределить границы земельных участков, например: между участками находящимися в государственной или муниципальной собственности среди правообладателей, таких как физические и юридические лица за исключением:

  • Когда согласно нормам Градостроительного кодекса было принято решение о развитии территории и заключен соответствующий договор на её развитие.
  • При образовании участков под размещение объектов капитального строительства, согласно пункту 1 статьи 49 Земельного кодекса.

Во всех остальных случаях проведение такой процедуры с землями, государственная, или муниципальная собственность на которые не разграничена, недопустимо.

Однако важно отметить то, что в 2015 году планируется внесение изменений, в действующее законодательство позволяющих, осуществлять перераспределение с землями, государственная собственность на которые не разграничена.

Процедура перераспределения земель имеет множество тонкостей и нюансов.

К примеру: в Московской области такая процедура возможна без схемы расположения земельных участков, утвержденной администрацией района.

В то время как в Москве для ее осуществления необходимо распоряжение государственного органа, уполномоченного правом изготовления схемы расположения земельных участков, образуемых в результате перераспределения.

Для получения подробной консультации или услуги перераспределения земельных участков, обратитесь к специалистам компании Гранд Кадастр по телефону: +7 (495) 669‒12‒77

Популярные услуги:

Подготовка межевого плана

Согласно перечню документов, установленному 221‐ФЗ «О Государственном кадастре недвижимости» (статья 22 пункт 2) главным и основным документом необходимым для постановки на кадастровый учет земельного участка является межевой план участка. Такой документ предоставляется в орган кадастрового учета, как при первичном учете, так и при учете изменений уникальных характеристик земельного участка (площадь, адрес, границы участка).

Восстановление межевых знаков

Как для участников земельных споров, так и просто соседей по даче все более актуальным становится вопрос: «Где на самом деле проходят на местности границы земельных участков?» Для того чтобы точно узнать, где именно проходят Ваши границы, необходимо произвести вынос в натуру межевых знаков. Закрепление таких знаков должно, производится строго по координатам границ участка, полученных из кадастра недвижимости, в ином случае такая работа бессмысленна!

Получение кадастрового паспорта земельного участка

В кадастровом паспорте на землю содержится информация о действующих и предыдущих номерах участков, площади, категории земель, дате постановки на учет, адресе, удельном показателе кадастровой стоимости, организации и кадастровом инженере проводившем межевание, данные по конфигурации границ участка и его частей, установленных обременениях.

Топографическая съемка земельного участка

Сотрудники компании Гранд Кадастр выполнят для Вас полный комплекс работ по топографической съемке местности и предоставят Вам материалы геодезических работ, оформленные в соответствии с нормами и инструкциями в удобной для Вас форме (на бумажном или электронном носителе).

Статья 39.28. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ в подпункт 3 пункта 1 статьи 39.28 вносятся изменения.

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 48-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

2. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

4. Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.

5. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:

1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Ст. 39.28 ЗК РФ. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

Статья 11.7. Перераспределение земельных участков

(абзац введен Федеральным от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

3 в ред. Федерального от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

(см. текст в предыдущей)

Ст. 11.7 ЗК РФ. Перераспределение земельных участков

Новая редакция Ст. 11.7 ЗК РФ

1. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

2. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Перераспределение земельных участков - это один из способов образования земельных участков, закрепленных в пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).
В результате перераспределения земельных участков из нескольких смежных земельных участков образуется несколько других земельных участков, а существование исходных участков прекращается.
При перераспределении участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

Площадь образуемых земельных участков при перераспределении (по соглашению сторон) может отличаться от площади земельных участков, из которых они образованы.
В каких же случаях возникает необходимость в процедуре перераспределения земельных участков? Это могут быть самые различные жизненные ситуации, когда существующая конфигурация смежных участков больше не удовлетворяет потребностям владельцев (соседей). Например, предположим в ситуации на вышеприведенной схеме (схема 1) по границе, образованной характерными точками 1-3, муниципалитет провел коммуникации (ЛЭП, газопровод, водопровод и т.д.). В этом случае, для доступа к коммуникациям владельцу земельного участка 1 придется проводить их на свой участок через земельный участок 2 (с установлением сервитута в отношении последнего). Если участки принадлежат разным собственникам - это усложняет взаимоотношения соседей, а если это инвестиционные участки и предназначены для продажи, то стоимость участка 1 будет существенно ниже второго. При перераспределении, путем изменения конфигурации (новая граница обозначена пунктиром), данная проблема легко решается и владельцы участков обеспечены возможностью независимого подключения к коммуникациям с минимальными затратами.
В большинстве случаев (в том числе в ситуации, которая приведена на схеме 1) поставленную задачу можно разрешить путем объединения земельных участков и дальнейшего раздела в нужной конфигурации (трасформируя права собственников в долевую собственность и обратно).
Однако процедура перерераспределение земельных участков позволит избежать дополнительных временных и финансовых затрат, решая задачу изменения конфигурации смежных земельных участков значительно проще.
Перераспределение земельных участков не допускается, если образование новых участков приводит к нарушению требований к образуемым земельным участкам. Никаких иных ограничений, кроме вышеуказанных, в том числе в части изменения площадей образуемых земельных участков, законом не установлено 1 .
Как и в иных случаях образования новых земельных участков из существующих, образование земельных участков путем перераспределения допускается только при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков 2 . Вместе с тем, с учетом новой редакции Требований к подготовке межевого плана 3 , для осуществления государственного кадастрового учета такое согласие (как и соглашение собственников о перераспределении земельных участков) представлять нет необходимости 4 .
В любом случае, для осуществления перераспределения земельных участков необходимо проведение межевания, которое представляет собой целый комплекс работ, в том числе включающих выезд к Вам специалистов ООО "Кадастровый центр Дона" для осуществления геодезических измерений земельного участка с использованием современного спутникового оборудования, а также закрепление границ земельных участков временными межевыми знаками. Подробнее о процедуре межевания можно прочитать в разделе нашего сайта "Межевание земель ".
По результатам межевания формируется межевой план в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 . С информацией о требованиях к форме межевого плана можно более детально ознакомиться в разделе нашего сайта "Межевание земель" .
Пример межевого плана по перераспределению земельных участков (и не только) можно найти в соответствующем разделе нашего сайта.

После выполнения кадастровых работ и формирования межевого плана необходимым этапом юридического оформления перераспределения земельных участков является постановка вновь образованных земельных участков на кадастровый учет 5 .
При этом необходмо учитывать следующие положения Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (Закон о кадастре):
- постановка на учет всех образуемых земельных участков осуществляется одновременно (пункт 1 статьи 24 Закона о кадастре);
- внесенные в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведения об образованных в результате раздела земельных участках будут носить временный характер 6 ;
- при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка, в ГКН вносится описание его местоположения 7 .
В части присвоения адреса следует отметить, что вариант его присвоения после выполнения кадастровых работ (но до процедуры кадастрового учета) 8 является более предпочтительным, так как это сокращает временные издержки заказчика. Однако действующим законодательством не запрещается осуществление данной процедуры и после осуществления кадастрового учета образованных земельных участков.
Окончательным юридическим закреплением перераспределения земельных участков следует считать государственную регистрацию прав на вновь образованные земельные участки, после получения информации о которой орган кадастрового учета присваивает сведениям в ГКН об исходных земельных участках статус "архивный".

Специалисты ООО «Кадастровый центр Дона» произведут для Вас перераспределение земельных участков любой сложности в Ростовской области 9 и Республике Крым в оптимальные сроки .

_____________________
1 Письмо Минэкономразвития РФ от 14.10.2011 N ОГ-Д23-1682 "О допустимости отличия площади образуемых земельных участков при перераспределении (по соглашению сторон) от площади земельных участков, из которых они образованы; о требованиях, предъявляемых к соглашению об образовании земельных участков при их перераспределении; о перераспределении земельных участков, находящихся в собственности одного лица"
2 Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случае образования земельных участков на основании решения суда.
3 Приказ Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412 (с изм. от 30.06.2011) "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (вместе с "Требованиями к подготовке межевого плана") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.12.2008 N 12857)
4 Данные документы необходимы для государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки в Росреестре
5 Органом кадастрового учета в настоящее время является ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", в филиале которой (в субъекте по месту нахождения земельного участка) и осуществляется кадастровый учет
6 В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Закона о кадастре исключение составляют только сведения об объектах, право на которые считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от его государственной регистрации. Во всех остальных случаях сведения утрачивают временный характер после государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП)
7 В соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ ""Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" присвоение адресов отнесено к компетенции органов местного самоуправления (ОМСУ) поселений, городских округов и муниципальных районов (статьи 14, 15 и 16 закона № 131-ФЗ)
8 Специалисты ООО "Кадастровый центр Дона" при условии выдачи заказчиком соответствущей доверенности на представление его интересов, могут обеспечить обращение в ОМСУ и присвоение адреса вновь образованным земельным участкам (данная услуга оказывается дополнительно при включения в договор подряда)
9 Преимущественно мы выполняем кадастровые работы в Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Батайске, Азове, Аксае, Чалтыре, Таганроге и прилегающих районах, однако возможно выполнение работ и в иных районах Ростовской области с учетом дополнительных транспортных расходов. Выполнение кадастровых работ в других субъектах Российской Федерации возможно при наличии достаточного объема и подлежит согласованию в индивидуальном порядке

  • проверено сегодня
  • кодекс от 01.06.2019
  • вступила в силу 01.03.2015

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 11.08.2017 01.01.2017 01.03.2015

Статья 39.29. Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:

  • 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
  • 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
  • 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;
  • 4) реквизиты утверждённого проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;
  • 5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:

  • 1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
  • 2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
  • 3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
  • 4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.

Заявление о перераспределении земельных участков и прилагаемые к нему документы по выбору заявителя могут быть поданы или направлены в уполномоченный орган лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Порядок и способы подачи заявлений о перераспределении земельных участков, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

  • 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
  • 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утверждённым проектом межевания территории;
  • 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьёй 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок, предусмотренный пунктом 8 настоящей статьи, может быть продлен, но не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков. О продлении срока рассмотрения указанного заявления уполномоченный орган уведомляет заявителя.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • 1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
  • 2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
  • 3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
  • 4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
  • 5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
  • 6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
  • 7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
  • 8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
  • 9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьёй 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
  • 10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
  • 11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
  • 12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утверждённым проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
  • 13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.

Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утверждённым проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учёта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.

Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учёта земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка.

В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.

Уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.


Перераспределение земельных участков - вид кадастровых работ, при которых из нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Данная формулировка переписана из Земельного кодекса РФ, статья 11.7. и возможно, что ни каждый собственник земельных участков сразу все поймет из нее. Если объяснить проще, то перераспределение земельных участков - это раздел и объединение одновременно, причем, если у Вас в собственности три граничащих между собой земельных участка, то при перераспределении может образоваться два, четыре и т.д. участков, главное чтобы это было в рамках действующего Законодательства, а именно в рамках Градостроительного Кодекса.

Требования к исходным перераспределяемых земельным участкам

Прежде чем приступать к кадастровым работам по перераспределению земельных участков необходимо выяснить - все ли участки соответствуют следующим предъявляемым к ним требованиям:

  • перераспределяемые земельные участки должны быть смежными;
  • границы исходных перераспределяемых земельных участков должны быть установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно в отношении них выполнялось межевание. Узнать, выполнялось межевание ранее. Если Вы выясните, что участок ранее не межевался, то необходимо выполнить кадастровые работы по уточнению границ и площади этого земельного участка.
  • характерные точки перераспределяемых земельных участков должны быть определены с надлежащей нормативной точностью, если точность ниже допустимого значения, потребуется уточнение границ земельного участка - межевание;
  • перераспределяемые земельные участки должны иметь одинаковую категорию земель и вид разрешенного использования;
  • перераспределяемые земельные участки должны находиться в одном и том же муниципальном образовании;
  • к получаемым в результате перераспределения земельным участкам обязательно должен быть обеспечен доступ. Доступ может осуществляться либо через земли общего пользования, либо посредством установления сервитута;
  • при перераспределении земельных участков требуется соглашение, протокол о перераспределении земельных участков от землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей. Согласие не требуется, если перераспределение участков производится на основании решения суда или если исходные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены муниципальным или государственным унитарным предприятиям, учреждениям.

Обращаем Ваше внимание, что если земельные участки находятся на территории г. Москвы и Новой Москвы необходимо посмотреть на значение точности определения координат границ этих земельных участков, она должна соответствовать значению, которое определяется Приказом Минэкономразвития РФ от 17 августа 2012 г. № 518. Например, если значение 0,3, а установленное - 0,1, то перед проведением перераспределения земельного участка необходимо выполнить уточнение границ каждого земельного участка.

Если исходные земельные участки соответствуют выше перечисленным требованиям можно двигаться дальше.

Порядок перераспределения земельных участков

Порядок перераспределения земельных участков - комплекс подготовительных, полевых и кадастровых работ, результатом которых являются кадастровые паспорта (выписки) на образованные земельные участки. Теперь более подробно.

Подготовительные работы включают в себя:

  • изучение кадастровым инженером правоустанавливающих документов на исходные перераспределяемые земельные участки;
  • заказ сведений из ГКН (Государственный Кадастр Недвижимости) - кадастровые выписки на исходные земельные участки, а так же КПТ (кадастровый план территории);
  • оценка ситуации по соседним участкам на основании полученных сведений из ГКН для исключения кадастровых ошибок, влияющих на проведение кадастровых работ, например пересечение границ с соседними земельными участками, так же выясняется точность определения характерных точек;
  • согласование с Заказчиком необходимости полевых работ - выезда геодезической группы, для геодезических измерений предполагаемых фактических границ земельных участков, которые должны получиться в результате перераспределения исходных земельных участков.
Полевые работы включают в себя:
  • геодезические измерения предполагаемых фактических границ земельных участков, которые должны получиться в результате перераспределения исходных земельных участков;
  • закрепление поворотных точек межевыми знаками.
Кадастровые работы включают в себя:
  • вычерчивание вариантов перераспределения земельных участков на основании пожеланий Заказчика и(или) по результатам полевых работ;
  • составление протокола и подписание его землепользователями, землевладельцами, арендаторами, залогодержателями;
  • формирование межевого плана и согласование его с Заказчиком работ;
  • сдача межевого плана на проверку в орган кадастрового учета;
  • получение кадастровых паспортов на образованные земельные участки;
После получения кадастровых паспортов следует заключительный этап - регистрация права собственности.

Земельные участки, из которых при перераспределении образуются другие земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленным Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ, за исключением случаем предусмотренных другими федеральными законами.

Регистрация права собственности на полученные в результате перераспределения земельные участки

Регистрация права собственности на образованные в результате перераспределения земельные участки - включает в себя подготовку документов, подача документов в регистрационную палату и получение свидетельств о государственной регистрации права собственности на каждый земельный участок.
Основные документы, которые необходимо предоставить в регистрационную палату:

  • кадастровые выписки или паспорта на образованные в результате перераспределения земельные участки
  • протокол о перераспределение земельных участков, подписанный землепользователями, землевладельцами, арендаторами, залогодержателями
  • если собственником является юридическое лицо, то дополнительно необходимо предоставить ЕГРЮЛ, Учредительные документы
  • квитанция об оплате государственной пошлины на каждый образованный земельный участок
Земельные участки, из которых при перераспределении образуются другие земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленным Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ, за исключением случаем предусмотренных другими федеральными законами.