Петражицкий биография. Петражицкий Лев Иосифович: биография и политико-правовые взгляды. «Что пользы в работе, когда все проиграно…»

Выходец из польской дворянской семьи. Родился 13 апреля 1867 г. в родовом поместье КолонтаевоВитебской губернии. Закончил юридический факультет Киевского Императорского университета Св. Владимира, впоследствии стажировался в Германии, где и вышли его первые труды на немецком языке.

После возвращения в Россию преподавал сначала в императорском Училище правоведения. В 1898 г. ему была присвоена ученая степень доктора римского права. В 1898-1918 гг. возглавлял кафедру энциклопедии права в Петербургском университете. По воспоминаниям, слушать его лекции было трудно из-за сильного польского акцента и слабости его как оратора, в то же время в силу оригинальности своего содержания они были очень популярны.

В 1905 г. на учредительном съезде партии кадетов избран в её ЦК. От этой же партии был избран в Государственную Думу. После разгона Думы Петражицкий подписал «Выборгское воззвание», в результате чего был осужден на три месяца тюремного заключения и лишен политических прав.

В 1921 году он эмигрировал в Польшу, где возглавил кафедру социологии Варшавского Университета.

Покончил жизнь самоубийством 15 мая 1931 г. Рукописи последних лет жизни пропали во время военных действий 1944 г. в Варшаве.

По своим политическим взглядам он был сторонником конституционной монархии, стоял у истоков конституционно-демократической партии и до 1915 года входил в состав её Центрального комитета. В апреле 1906 года был при поддержке этой партии избран депутатом I Государственной думы от Санкт-Петербурга. В Думе он являлся одним из ведущих экспертов фракции по земельным вопросам, был докладчиком по аграрной реформе (выступая за естественную эволюцию крестьянской общины в имущественную кооперацию на началах права), подписал законопроекты "О гражданском равенстве", "О собраниях", неоднократно выступал в прениях по Наказу Государственной думы, по аграрному вопросу, по вопросам. связанным с неприкосновенностью личности, а также смертной казни, права на собрания, женского и национального равноправия и т.д.

19. Федор Никифорович Плевако (1842–1908 гг.),

Был крупнейшим дореволюционным русским адвокатом.

Вступил в адвокатуру и состоял присяжным поверенным при Московской судебной палате.

Никогда не рассчитывал только на свой талант. В основе его успеха лежало большое трудолюбие, на-

стойчивая работа над словом и мыслью.

Сравнения и образы Плевако очень сильны, убедительны, глу-

боко запоминающиеся. Образные сравнения еще более увеличива-

ют впечатление его эффектных речей.

Речь Плевако в защиту Бартенева по делу об убийстве артистки

Висновской – блестящий образец русского судебного красноречия.

Указанная речь безупречная по своему стилю, отличается высокой

художественностью. Анализ психологического состояния молодой,

преуспевающей артистки и подсудимого дан исключительно глубо-

ко и талантливо.

Плевако умер в 1908 году, оставив после себя только застеног-

рафированными более 50 судебных речей.

Ковалевский М.М . (1851-1916) - русский учёный, историк, юрист, социолог и общественный деятель. Родился в 1851 году в Харьковской губернии, в семье отставного полковника, ветерана Отечественной войны 1812 года. После окончания гимназии с золотой медалью в августе 1868 года он поступил на юридический факультет Харьковского университета, где его учителем стал выдающийся ученый - юрист, профессор Д. И. Каченовский, лекции которого определили научные интересы КовалевскогоС 1877 года он начинает преподавательскую деятельность в Московском университете. В университете Ковалевский читал курсы сравнительной истории, права, истории политических учреждений, истории американских учреждений и тд. Министерство просвещения предложило Ковалевскому оставить университет ввиду его «отрицательного отношения к русскому государственному строю».
В 1887 году Ковалевский уехал за границу, где провёл почти восемнадцать лет. Он не был изгнанником или эмигрантом, он мог свободно приезжать и уезжать в Россию, но фактически был лишен возможности читать лекции в каком-либо из высших учебных заведений страны.
Только в 1905 году, после 17-летнего отсутствия, Ковалевский возвращается на Родину уже ученым с мировым признанием. Он читает лекции в Петербургском университете, на Высших женских курсах, в Психоневрологическом институте, поддерживает связи с многочисленными зарубежными научными учреждениями и учёными, издаёт журнал «Вестник Европы»
Законодательная деятельность17 октября 1905 года Ковалевский был избран в Первую Государственную Думу. Ковалевский выступал по самым важным вопросам, обсуждавшимся в Думе. Он подробно разъяснял, в чем заключается отличие политической ответственности от ответственности уголовной и как вторая никогда не может заменить отсутствие первой, выступал за то, что Дума должна заниматься не только делами внутренней политики, но и внешней. Ковалевский выступал и по другим важным вопросам- о смертной казни, об амнистии, по вопросу о неприкосновенности личности.

К числу несомненных заслуг создателя психологической теории права обычно относят освобождение теории права от узкого юридического догматизма. В этом вопросе Л.И. Петражицкий создал своеобразное учение о многообразии нормативных фактов и видов положительного права. Отказавшись от сложившихся вариантов догматического истолкования источников права и стремясь охватить все известные факты из истории права и современного его состояния, Л.И. Петражицкий насчитал целых 15 видов положительного права, не известных по его оценке, современной науке или же не признаваемых ею. Среди них он помимо официального права (законодательства) различает книжное право, для которого нормативным фактом служит авторитет книги, преимущественно юридического содержания (имеются в виду священные книги, сборники обычного права, научные трактаты и Свод законов Юстиниана); далее следуют "право принятых в науке мнений", "право учений отдельных юристов или групп их", "право юридической экспертизы" (сюда же отнесены знаменитые "ответы" римских юристов); отдельно выделено "право изречений религиозно-этических авторитетов: основателей религий, пророков, апостолов, святых отцов Церкви и т.д." и "право религиозно-авторитетных примеров, образцов поведения". Своеобразное семейство образуется из "договорного права", "права односторонних обещаний" (например государственных органов и частных лиц), "программного права" (программное заявление органов государственной власти), "признанного права" (признание известных прав и обязанностей одной из сторон юридического отношения). "Прецедентное право" усматривается в деятельности государственных учреждений и в международном праве. Различается также "общенародное право как везде существующее право" (нормативным фактом для него служат ссылки на то, что "так принято во всём мире", "у всех народов"). Отсюда становится понятным соседствующее с прецедентным и общенародным такое выделяемое им право, как "право юридических поговорок и пословиц".

Л.И. Петражицкому принадлежит яркая критика юридической ментальности, в которой "власть" и "господство" имеют характер не научно содержательных и фиксированных смысловых терминов, а скорее характер слов для всевозможного и необременительного употребления в различных областях правосознания без ясно определённого смысла. Он писал в своей "Теории права и государства"; "Современное государствоведение...не знает, в какой сфере находятся и какую природу имеют те реальные феномены, которые соответствуют его теоретическим построениям, и как с помощью научных методов можно достигнуть их реального, фактического (наблюдательного, опытного) познания; и, таким образом, вместо изучения фактов... получается фантастическое конструирование несуществующих вещей и незнание действительно существующего".

В целом усилия Л.И. Петражицкого были направлены на создание новой юридической науки, новой не только в теоретическом, но и в прикладном отношениях.

Научная школа

Непосредственными учениками Петражицкого, испытавшими влияние его идей, стали такие ученые с мировыми именами, как П. А. Сорокин, Г. Д. Гурвич, Н. С. Тимашев, советский правовед М. А. Рейснер, а также будущий глава Временного правительства А. Ф. Керенский.

Награды

  • орден Св. Станислава 2-й ст. (1903)
  • орден Св. Анны 2-й ст. (1905)

Семья

  • Жена - Мария урожденная Калиш (Kalisz)
  • Сестра - Ядвига Петражицкая-Томицкая (1863-1931)
  • Брат - Северин Петражицкий (1863-1931)

Основные труды

  • Die Fruchtvertheilung beim Wechsel der Nutzungsberechtigten vom Standpunkt des positiven Rechts und der Gesetzgebung: drei civilrechtliclie Abhandlungen / von Leo v. Petraycki. - Berlin: Mller, 1892. - XI, 268 с.
  • Die Lehre vom Einkommen. - Berlin, 1893-1895. - Bd 1-2.
  • Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права]. - С.-Петербург: Типография М. М. Стасюлевича, 1897. - 435 с., .
    • совр. изд. - Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права / Л. И. Петражицкий; [Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Каф. гражд. права юрид. фак.]. - М.: Статут, 2002. - 424, с. - (Классика российской цивилистики) (BONA FIDES в гражданском праве). ISBN 5-8354-0102-7
  • Петражицкий Л. Акционерная компания. Акционерные злоупотребления и роль акционерных компаний в народном хозяйстве. По поводу предстоящей реформы акционерного права. - СПб.: Тип. Мин-ва финансов, 1898. - 220 с.
  • Очерки философии права. Вып. 1. Основы психологической теории права. Обзор и критика современных воззрений на существо права. - С.-Петербург: Типография Ю. Н. Эрлих, 1900. - 138 с.
  • Введение в изучение права и нравственности: Эмоциональная психология. - С.-Петербург: Типография Ю. Н. Эрлих, 1905. - 311 с., .
    • совр. изд. - Введение в изучение права и нравственности: эмоциональная психология / Л. И. Петражицкий. - Изд. 2-е. - М.: URSS, cop. 2010. - 311 с. - (Из наследия мировой философской мысли. Социальная философия). ISBN 978-5-397-01733-6
  • Речь профессора Л. И. Петражицкаго, депутата 1-й Государственной думы: по стенографическому отчету / Партия народной свободы. - Санкт-Петербург: Тип. Б. М. Вольфа, 1907. - 16 с.
  • Теория права и государства в связи с теорией нравственности. [Том 1 - 2] /Л. И. Петражицкий. - С.-Петербург: Типография СПб акц. общ. «Слово», 1907. - 656 с. (2-е изд., испр. и доп. - С.-Петербург: Типография М. Меркушева, 1910. Том 1. - 318 с.; Том 2. - С.: 317-758.).
    • совр. изд. - Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л. И. Петражицкий; С.-Петерб. гос. ун-т. Юрид. и специал. фак., Журн. «Правоведение». - СПб.: Лань, 2000. - 606, с. - (Классики истории и философии права). ISBN 5-8114-0224-4; М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 798 с. ISBN 978-5-8243-1202-7
  • Университет и наука. Опыт теории и техники университетского дела и научного самообразования. С приложениями: о высших и специальных учебных заведениях и о среднем образовании. - СПб., 1907. - Т. 1-2.
  • Критика моего «Введения в изучение права и нравственности», написанная проф. В. И. Сергеевичем [Текст] / Л. И. Петражицкий. //Журнал Министерства юстиции. - 1909. - № 9. Ноябрь. - С. 152-198.
    • Объяснения проф. Сергеевича по поводу его критики. - С.-Петербург: Тип. т-ва «Общественная польза», 1910. - 90 с.
  • Акции: Биржевая игра и теория экономических кризисов. Том первый, Об акционерном деле и типических ошибках при оценке шансов неизвестной прибыли. - С.-Петербург: Типография М. Меркушева, 1911. - 307 с., [X].
  • К вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права: Отдельный оттиск из журнала «Юридический Вестник» 1913 г., кн. II. - Москва, 1913. - 57 с.
  • О ритуальных убийствах и деле Бейлиса. - С.-Петербург: Типография т-ва «Общественная Польза», 1913. - 32 с.
  • О женском равноправии. - Петроград: Типография М. Меркушева, 1915. - 16 с.
  • Новые основания логики и классификация наук [Текст] /Л. И. Петражицкий; Пер. с польск. А. В. Бабанов; Науч. ред. пер. Е. В. Тимошина. // Российский ежегодник теории права, 2008. № 1. - СПб.: ООО " Университетский издательский консорциум «Юридическая книга», 2009. - С. 825-846.
  • Петражицкий Л. И. Теория и политика права. Избранные труды / науч. ред. Е. В. Тимошина. СПб.: «Университетский издательский консорциум «”Юридическая книга”», 2011. 1031 с.

ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ - российский и польский правовед, социолог, философ, статский советник; представитель психологической школы права.

Окон-чил юри-дический факультет Университета Святого Вла-ди-ми-ра в Кие-ве (1890 год; в 1897-1898 годах пре-по-да-вал в нём). Учил-ся так-же в университетах в Гей-дель-бер-ге, Бер-ли-не и Па-ри-же. Профессор ка-фед-ры эн-цик-ло-пе-дии пра-ва (1898-1918 годы) и де-кан юри-дического факультета (1905-1906 годы) Санкт-Пе-тербургского (Пет-ро-град-ско-го) университета. В 1898 году уча-ст-во-вал в соз-да-нии еже-не-дель-ной юри-дической газеты «Пра-во», один из её по-сто-ян-ных ав-то-ров. В 1902 году был при-вле-чён в ка-че-ст-ве экс-пер-та к ра-бо-те в Осо-бом со-ве-ща-нии о ну-ж-дах сель-ско-хо-зяй-ст-вен-ной про-мыш-лен-но-сти. Член Кон-сти-ту-ци-он-но-де-мо-кра-тической пар-тии , с января 1906 года член её ЦК. Де-пу-тат 1-й Государственной ду-мы от Санкт-Пе-тер-бур-га (1906 год), член фрак-ции ка-де-тов.

Рас-хо-дил-ся с ру-ко-во-ди-те-ля-ми пар-тии по многим во-про-сам, в ча-ст-но-сти вы-сту-пал про-тив при-ну-ди-тель-но-го от-чу-ж-де-ния час-ти ча-ст-но-вла-дельческих зе-мель го-су-дар-ст-вом за вы-куп для пе-ре-да-чи кре-сть-я-нам, на-стаи-вал на ско-рей-шем вве-де-нии гражданского и по-ли-тического рав-но-пра-вия для жен-щин. По-сле дос-роч-но-го рос-пус-ка Ду-мы под-пи-сал Вы-борг-ское воз-зва-ние, за что в 1908 году, как и другие быв-шие де-пу-та-ты, под-пи-сав-шие воз-зва-ние, от-был 3-ме-сяч-ное тю-рем-ное за-клю-че-ние и был ли-шён из-би-рательных прав. В апреле 1917 года, по-сле Февральской ре-во-лю-ции , на-зна-чен се-на-то-ром 1-го Департамента Се-на-та (ор-ган административной юс-ти-ции). В сентябре 1917 года уе-хал в Фин-лян-дию, а из неё - в Поль-шу. Пре-по-да-вал на юри-дическом факультете Вар-шав-ско-го университета (с 1918 года; с 1919 года профессор со-цио-ло-гии) и на ка-фед-ре за-ко-но-дательной по-ли-ти-ки Сво-бод-но-го польского университета (с 1921 года). Был от-стра-нён от пре-по-да-ва-ния по-сле при-хо-да к вла-сти Ю. Пил-суд-ско-го (1926 год). По-кон-чил жизнь са-мо-убий-ст-вом.

Пред-при-нял од-ну из пер-вых по-пы-ток соз-дать тео-рию пра-во-по-ни-ма-ния, тес-но увя-зы-вая воз-ник-но-ве-ние юри-дических норм с пси-хо-ло-гич. им-пуль-са-ми и ус-то-яв-ши-ми-ся ал-го-рит-ма-ми по-ве-де-ния че-ло-ве-ка. Рас-смат-ри-вал все про-яв-ле-ния че-ло-ве-че-ской дея-тель-но-сти, в том числе пра-во и го-су-дар-ст-во, как функ-цию пси-хи-ки («Вве-де-ние в изу-че-ние пра-ва и нрав-ст-вен-но-сти. Эмо-цио-наль-ная пси-хо-ло-гия», 1905 год; «Тео-рия пра-ва и го-су-дар-ст-ва в свя-зи с тео-ри-ей нрав-ст-вен-но-сти», 2-е издание, тома 1-2, 1909-1910 годы). Тра-диционное де-ле-ние пси-хических яв-ле-ний на соз-на-ние, чув-ст-во и во-лю Петражицкий до-пол-нил ка-те-го-ри-ей «эмо-ция», ко-то-рую счи-тал главным оп-ре-де-ляю-щим по-ве-де-ние лю-дей фак-то-ром.

Петражицкий вы-де-лял пра-во офи-ци-аль-ное и не-офи-ци-аль-ное, по-зи-тив-ное (ге-те-ро-ном-ное) и ин-туи-тив-ное (ав-то-ном-ное). Официальное пра-во, ус-та-нов-лен-ное и га-ран-ти-ро-ван-ное гос-вом, дей-ст-ву-ет на-ря-ду с не-офи-ци-аль-ным, имею-щим ин-ди-ви-ду-аль-но-из-мен-чи-вый ха-рак-тер и оп-ре-де-ляю-щим-ся ус-ло-ви-я-ми и об-стоя-тель-ст-ва-ми жиз-ни ка-ж-до-го че-ло-ве-ка («ин-туи-тив-ных прав столь-ко, сколь-ко ин-ди-ви-дов»). В то же вре-мя Петражицкий счи-тал, что мож-но вы-де-лить об-щие чер-ты ин-туи-тив-но-го пра-ва отдельных групп (например, се-мьи) и боль-ших масс лю-дей (например, клас-са). По-ла-гал, что ра-цио-наль-ная дея-тель-ность ин-ди-ви-дуу-ма лишь в ма-лой сте-пе-ни оп-ре-де-ля-ет ха-рак-тер пра-ва. Оно фор-ми-ру-ет-ся как не-глас-ные и да-же ино-гда не-вер-ба-ли-зо-ван-ные кон-вен-ции, пре-ж-де все-го бла-го-да-ря сти-хий-но-му раз-ви-тию пра-во-соз-на-ния об-ще-ст-ва, по-сто-ян-но на-ка-п-ли-ваю-ще-го опыт нор-мо-твор-че-ст-ва в ре-зуль-та-те меж-лич-но-ст-ных ком-му-ни-ка-ций. В от-ли-чие от по-зи-тив-но-го пра-ва, ин-туи-тив-ное пра-во ди-на-мич-но, в сво-ей эво-лю-ции оно спо-соб-но бы-ст-ро реа-ги-ро-вать на по-треб-но-сти прак-тической жиз-ни и из-ме-нять-ся в со-от-вет-ст-вии с этим. По-зи-тив-ное пра-во долж-но вби-рать в се-бя «ак-сио-мы» ин-туи-тив-но-го пра-ва, в про-тив-ном слу-чае уг-луб-ляю-щее-ся рас-хо-ж-де-ние ме-ж-ду ни-ми мо-жет стать ис-точ-ни-ком ост-рых кон-флик-тов и со-ци-аль-ных по-тря-се-ний.

По-сколь-ку дей-ст-вие пра-ва как пси-хического фак-то-ра об-щественной жиз-ни со-сто-ит, по мне-нию Петражицкого, «в воз-бу-ж-де-нии или по-дав-ле-нии мо-ти-вов к раз-лич-ным дей-ст-ви-ям и воз-дер-жа-ни-ям (мо-ти-ва-ци-он-ное или им-пуль-сив-ное дей-ст-вие пра-ва)», а так-же «в ук-ре-п-ле-нии и раз-ви-тии од-них склон-но-стей и черт че-ло-ве-че-ско-го ха-рак-те-ра, в ос-лаб-ле-нии и ис-ко-ре-не-нии дру-гих (пе-да-го-ги-че-ское дей-ст-вие пра-ва)», Петражицкий счи-тал не-об-хо-ди-мым соз-да-ние нау-ки «по-ли-ти-ки пра-ва» («эмо-цио-наль-ной со-цио-ло-гии») для це-ле-на-прав-лен-но-го со-вер-шен-ст-во-ва-ния «ин-ди-ви-ду-аль-но-го и мас-со-во-го по-ве-де-ния» по-сред-ст-вом над-ле-жа-щей «пра-во-вой мо-ти-ва-ции».

Пси-хо-ло-го-пра-во-вые идеи Петражицкого ока-за-ли влия-ние на советское пра-во-ве-де-ние 1920-х годов (М.А. Рейс-нер), а так-же на раз-ви-тие юрис-пру-ден-ции в Западной Ев-ро-пе и США, где они бы-ли вос-при-ня-ты бла-го-да-ря уси-ли-ям его уче-ни-ков - Г.Д. Гур-ви-ча, Н.С. Ти-ма-ше-ва, П.А. Со-ро-ки-на.

Петражицкий ис-сле-до-вал та-кие яв-ле-ния, как ак-цио-нер-ный ка-пи-тал и иг-ру на бир-же. По его мне-нию, иг-ра на бир-же оп-ре-де-ля-ет-ся не столь-ко эко-но-мической конъ-юнк-ту-рой, сколь-ко пси-хо-ло-ги-ей уча-ст-ни-ков рын-ка, да-ле-ко не все-гда ра-цио-наль-но ос-мыс-лен-ны-ми ожи-да-ния-ми иг-ро-ков. Со-от-вет-ст-вен-но, столь зна-чи-мые для эко-но-ми-ки из-ме-не-ния бир-же-вых ко-ти-ро-вок лишь кос-вен-ным об-ра-зом за-ви-сят от про-цес-сов в сфе-ре про-из-вод-ст-ва.

Сочинения :

Пра-ва доб-ро-со-ве-ст-но-го вла-дель-ца на до-хо-ды с то-чек зре-ния дог-мы и по-ли-ти-ки гра-ж-дан-ско-го пра-ва. СПб., 1897;

Ак-цио-нер-ная ком-па-ния. СПб., 1898;

Очер-ки фи-ло-со-фии пра-ва. СПб., 1900;

К во-про-су о «воз-ро-ж-де-нии ес-те-ст-вен-но-го пра-ва» и на-шей про-грам-ме // Пра-во. 1902. № 41-43;

О мо-ти-вах че-ло-ве-че-ских по-ступ-ков, в осо-бен-но-сти об эти-че-ских мо-ти-вах и их раз-но-вид-но-стях. СПб., 1904;

Уни-вер-си-тет и нау-ка. СПб., 1907;

«Но-вое уче-ние о пра-ве и нрав-ст-вен-но-сти» и кри-ти-ка В.И. Сер-гее-ви-ча. СПб., 1910;

Ак-ции, бир-же-вая иг-ра и тео-рия эко-но-ми-че-ских кри-зи-сов. СПб., 1911.

Если вы не поняли человека,
вы не имеете права осуждать его, а если поняли,
то, вполне возможно, не пожелаете этого делать.

Гилберт Кит Честертон

Запас сведений большинства юристов России и стран бывшего СССР, воспитанных на учебниках советского периода по теории государства и права, истории политических учений, о профессоре Льве Иосифовиче Петражицком по объему не превышали информации о нем, помещенной в Большой советской энциклопедии . В ней сказано: "Петражицкий Лев Иосифович (1867-1931) юрист и социолог, представитель психологической школы права в царской России, кадет. До 1918 года был профессором на кафедре энциклопедии права и философии Петербургского университета. Был членом Государственной думы. После победы Великой Октябрьской социалистической революции эмигрировал, был профессором университета в Варшаве, где и умер (покончил с собой). В основание своей антинаучной теории положил психологическую эмоцию. Главные работы..."

Но подобная скудная и односторонняя информация, сочетающаяся с произвольным выбором научных трудов, без включения "програм-мных" научных работ, с допущением ошибки в названии одной из них , далека от истины. В процессе беспристрастного и более глубокого изучения научного наследия и биографии Л.И. Петражицкого перед исследователем предстает неординарная личность большого ученого-право-веда, прожившего непростую жизнь и испытавшего большую человеческую трагедию, блестящего исследователя римского права, специалиста в области гражданского права, теории государства и права, талантливого преподавателя.

Лев Иосифович Петражицкий родился 13 апреля 1867 г. в семье польских дворян в родовом поместье Коллонтаево Витебской губернии .

Высшее образование Лев Иосифович получил, обучаясь на юридическом факультете Императорского университета Святого Владимира в г. Киеве. В то время это было одно из лучших учебных заведений в России.

Лев Иосифович Петражицкий, как в свое время и профессор гражданского права Владимир Иванович Синайский, начинал свою учебу на медицинском факультете и позднее перешел на юридический. Этот факт оказал большое влияние на дальнейшее творчество Л.И. Петражицкого. В работе, посвященной этому ученому, С.А. Пяткина указывает: "Приобщение к медицинской науке обусловило методологические предпочтения Л.И. Петражицкого в дальнейшем в сфере юридических исследований. Во всяком случае, одаренность его не только в сфере гуманитарных наук, но и естественных, сказалась в том, как проницательно он в начале XX века определил роль проблемы эмоций, предложил свой вариант интерпретации этой проблемы и ввел ее в сферу правоведения" . Обладая незаурядными знаниями в сфере естественных наук, Л.И. Петражицкий с большим успехом применял их при исследовании юридических проблем. Не случайным представляется и то, что краеугольным камнем его научной теории стала психика человека. Л.И. Петражицкого называют главным представителем, а иногда и основателем психологической теории (или, что еще более важно - психологической школы) права в России, утверждавшим в своих работах, что право является психическим фактором общественной жизни .

Удивительно, но незамеченным остался тот факт, что и идея о необходимости политики права, и психологическая теория права родились в процессе развития взглядов Л.И. Петражицкого как ученого-цивилис-та, и отправной точкой для этого явилось изучение римского права.

Еще будучи студентом юридического факультета Киевского университета, Л.И. Петражицкий достиг больших успехов в изучении римского права. Его знания в этой области поражали окружающих. Учась в университете, он перевел с немецкого "Систему римского гражданского права" профессора Ю. Барона . Именно в переводе Л.И. Петражицкого эта работа в течение многих лет рекомендовалась студентам в качестве пособия для изучения курса римского обязательственного права и курса гражданского права . Работа над переводом сыграла важную, если не решающую, роль в судьбе цивилиста Льва Иосифовича Петражицкого. Именно с этой работы началось его увлечение римским правом, что позднее нашло свое отражение в защите докторской диссертации по римскому праву. Перевод "Pandektes" Ю. Барона повлиял и на методологию изложения Львом Иосифовичем отдельных тем при преподавании.

Позже он вспоминал: "Я, помню, в университете бессмысленно зубрил куски общей части догмы римского права к репетициям, которые устраивались по этому предмету по правилам устава 1884 г. И уже у меня, помню, накипела вражда к римскому праву. Только потом мне по случайным причинам, а отчасти из желания разгадать, наконец, смысл разных частей так называемой общей части системы и смысл изучения общих положений, самих по себе нередко кажущихся бессмысленными и ненужными труизмами (например, положений о рождении, о двух полах, разных родах вещей, о плодах и т.д.), пришлось прочесть непрерывно целый учебник по римскому праву, в том числе и непройденные еще части, а потом и перевести этот учебник на русский язык, и только тогда, после обзора специальных частей, я понял смысл и значение общей части и разные ее положения, а перевод весьма элегантно с логической точки зрения написанного учебника возбудил интерес и симпатию к самой этой, прежде мне представлявшейся крайне странной и несимпатичной науке. Это мое, бессмысленное вследствие раздробления, зубрение кусков общей части и мучения при этом так врезались мне в память, что я и теперь в лекциях своих всевозможные (в лекциях, невозможные без множества повторений в учебнике) меры принимаю к тому, чтобы создавать и сохранять общую перспективу и понимание связи частей, может быть пересаливая и жертвуя этому слишком много лекционного времени, во всяком случае по отношению к наиболее развитым и образованным студентам... между прочим, жертвую немало лекционного времени и на разъяснение с точки зрения общих характерных свойств правовых норм, в особенности их гипотез, - смысла и роли тех абстрактных, prima facie кажущихся непонятными с точки зрения их ценности и значения, положений, которые находятся в так называемых общих частях специальных юридических дисциплин, особенно гражданского права" .

После окончания в 1890 г. юридического факультета университета Святого Владимира в Киеве Л.И. Петражицкий был командирован для подготовки к кафедре римского права в русскую семинарию в Берлине, где стажировался в течение двух лет . Во время обучения в русской семинарии Л.И. Петражицкий опубликовал на немецком языке две работы - "Die Fruchtverteilung beim Wechsel der Nutzungsberechtigten. Vom Standpunkt des positiven Rechtes und der Gesetzgebung" и "Die Lehre vom Einkommen" (Учение о доходах).

Сам Лев Иосифович отмечал позднее: "Основная цель моих немецких монографий - не в решении специальных проблем, а в доказательстве возможности и необходимости создания науки политики права и в выработке основных посылок и научного метода для решения вопросов законодательной политики" .

Первая работа Л.И. Петражицкого "Die Fruchtverteilung beim Wech-sel der Nutzungsberechtigten" обратила на себя внимание немецких юристов оригинальным разрешением некоторых частных вопросов догмы римского права, относящихся к учению о плодах. Часть этой работы была переведена на русский язык под заглавием "Распределение дотальных плодов" и составила магистерскую диссертацию Льва Иосифовича.

Вторая работа - "Die Lehre vom Einkommen", сохранившая свою актуальность, в основе своей была посвящена критике и обсуждению Германского гражданского уложения. В одном из приложений к этой работе уже было заложено рациональное зерно, из которого в дальнейшем выросла знаменитая система Л.И. Петражицкого. Переработанная версия этого приложения была опубликована в России в 1896-1897 гг. как "Введение в науку политики права" .

Реакция научных кругов Германии на публикацию этих двух ранних работ Л.И. Петражицкого была неоднозначна . В то время в Германии шла работа по созданию нового Гражданского уложения (далее - ГГУ), и Л.И. Петражицкий сделал попытку критической оценки некоторых положений проекта уложения. Его оценка германского правопорядка в целом и германского права, в частности, была далеко не лестной. В работе "Die Lehre vom Einkommen" Лев Иосифович серьезно критиковал проект Германского уложения, указывая на целый ряд ошибок, а в конце своей критики даже назвал проект "плохим кодексом" . Подобная оценка была вдвойне обидной, так как была дана иностранцем. Поэтому неудивительна и реакция патриотически настроенных кругов немецких ученых на работы Л.И. Петражицкого.

После опубликования работ Л.И. Петражицкого в немецкой литературе появился целый ряд статей, в которых некоторые положения его теории объявлялись передовыми, а другие совершенно непригодными для практического применения. Среди основных критиков взглядов Л.И. Петражицкого, с одной стороны, были такие известные немецкие ученые, как Oertmann, Pernice, а среди приверженцев, с другой стороны, - Dernburg, Iering .

Общий тон критических высказываний был таков: идеи, основанные на позициях романизма, не могут быть взяты за основу для создания на их базе норм нового Германского гражданского уложения. Дошло до того, что мысли и идеи, которые были выражены в "Die Lehre vom Einkommen", были сочтены оскорблением немецкой науки и проявлением вражды к немецкому праву и немецкой юриспруденции. Л.И. Петражицкому стали приписывать злой политический умысел, направленный против великого дела кодификации гражданского права Германии. Вспоминая эти обвинения, Л.И. Петражицкий впоследствии писал, что, в Германии "было сочтено нужным подвергнуть книгу литературному бойкотированию и, во всяком случае, предотвратить доступ изложенных в ней взглядов в более широкие круги публики, по крайней мере, до окончания обсуждения проекта в Рейхстаге" .

Аргументированные ответы на критические выпады, прозвучавшие в немецкой юридической науке, были даны Л.И. Петражицким в 1897 г. в первом русскоязычном издании книги "Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права", а затем дополнены во втором издании 1902 г.

Причины наличествующих в проекте ГГУ изъянов Л.И. Петражицкий видел в неудачном балансе между римскими началами и правом земель Германии. Среди разработчиков ГГУ преобладали взгляды сторонников "патриотических настроений", так называемых германистов. Л.И. Петражицкий довольно хлестко характеризует отношение большинства разработчиков к праву земель Германии, говоря, что это "предмет патриотического восторга и умиления ожесточенных врагов романизма и римского права - германистов, и признаваемое ими за истинное и драгоценное проявление национального духа, за сокровищницу правовых благ, которые должны вытеснить и затмить римское право и сделаться истинным основанием для дальнейшего развития гражданского права - это так называемое германское право на самом деле представляет довольно странное и объяснимое только исторически соединение крайне противоположных и несоединимых начал и при том довольно космополитического характера" .

Л.И. Петражицкий считал не случайным тот факт, "что капельмейстером всего цивильно-политического концерта явился специалист по истории германского права - Gierke" . Он полагал, что это явилось следствием отсутствия науки цивильной политики и цивильно-полити-ческой исследованности римского и германского права и покорности романистов, поспешивших отречься от романизма и принципов римского права. Главные корифеи романизма - Дернбург и Иеринг почти не принимали участия в обсуждении законодательных вопросов, порожденных появлением проекта ГГУ.

Несмотря на негативную реакцию германских юристов, Л.И. Петражицкий искренне надеялся, что его идеи будут восприняты немецкими законодателями и найдут отражение в новом Германском гражданском уложении. Но этому не суждено было сбыться. Юридические конструкции, предложенные Л.И. Петражицким по частным вопросам (таким, как доходы от наследства, доходы по процентам), не были использованы во вступившем в силу с 1 января 1900 г. Германском гражданском уложении. По некоторым из затронутых вопросов немецкие законодатели далеко ушли от тех принципов, которых придерживался Л.И. Петражицкий. Молодой ученый переживал это достаточно серьезно и даже попытался дать этому научное объяснение в более поздних работах.

Исследования Л.И. Петражицкого стали явлением правовой мысли конца XIX в., огромным вкладом в развитие цивилистической науки того времени. Он создал свою систему превращения догм римского права в "живые" нормы гражданского законодательства эпохи промышленного капитализма. Идеи и принципы, выдвинутые Л.И. Петражицким, были восприняты многими специалистами в области римского права. В их числе был и учитель Льва Иосифовича - Генрих Дернбург, использовавший работы своего ученика при подготовке 4-го и 5-го изданий своих пандектов в 1894 г.

Своими трудами в области гражданского права, в том числе с критикой Германского гражданского уложения, Лев Иосифович приобрел широкую известность. "Богатство мыслей, солидная эрудиция и тонкая критика, обратившие на П. [Л.И. Петражицкого. - авт.] внимание немецкого ученого мира, уже при первых его выступлениях, сочетаются в сочинениях его с большой страстностью в защите своих взглядов и непоколебимым убеждением в их справедливости" .

Л.И. Петражицкий был сыном своей эпохи, его больше всего интересовала современность. Ему удавались критическое переосмысление и анализ явлений, которые зарождались и развивались на глазах его современников. "ХХ век... Россия встречала не на обочине истории. Крестьянская реформа... открыла возможности для более быстрого развития капитализма, в силу чего Россия вступила в его новый этап вместе с наиболее передовыми странами" .

В 80-х гг. XIX в. в нефтяной, металлургической промышленности и транспортном машиностроении появились первые монополии, характерные для этого этапа развития. Активно развивались акционерные правоотношения. Эти явления не могли пройти мимо такого энергичного ученого, как Л.И. Петражицкий. Они стали объектом его исследований, в которых нашли яркое проявление живость его ума, способность к творческому осмыслению сложнейших процессов и энциклопедические знания. В этот период Л.И. Петражицкий работает над предисловием к статье "Предстоящая реформа акционерного законодательства в России" . По собственным словам ученого, во время печатания статьи произошел кризис в его воззрениях на природу акционерного дела, вследствие чего получилось несоответствие между началом статьи и ее продолжением.

Двумя годами позже выходит книга Л.И. Петражицкого "Акционерная компания. Акционерные злоупотребления и роль акционерных компаний в народном хозяйстве. По поводу предстоящей реформы акционерного права" , отразившая его новые познания и интерес к теме, к которой он еще вернется. В 1911 г. выходит его работа "Акции, биржевая игра и теория экономических кризисов" , сохранившая свою актуальность до наших дней. В ней содержатся сведения о психологических и юридических аспектах формирования акционерного капитала, управления им, о рисках акционеров, связанных с этим .

Коренное изменение правовых подходов, продиктованное новыми капиталистическими отношениями, придает особую остроту идее Л.И. Петражицкого о необходимости введения науки политики права, цивильной политики - политики гражданского права.

"Цивильная политика" ("Civilpolitik"), как ее понимал Л.И. Петражицкий, существенно отличается от гражданского права с точки зрения целей, им преследуемых, и от "гражданско-правовой политики" - прикладной части науки гражданского правоведения, как ее понимал С.А. Муромцев. Критикуя теорию Л.И. Петражицкого, В. Нечаев писал о том, что выставляя неопределенное начало "любви" как общего руководящего принципа права, Петражицкий не формулирует точнее свое отношение к существующим направлениям в области изучения права и экономики и строит свою политику лишь на почве обыденной житейской этики и психологии, теоретическая система которых, по его мнению, может дать законодателю средства воздействовать на поведение граждан путем норм, затрагивающих те или иные психические струны.

Лев Иосифович Петражицкий (1867–1931) – видный русский социолог, правовед, политический деятель.

Родился в родовом поместье Колонтаево Витебской губернии (современная Беларусь). Закончил юридический факультет Киевского университета Св. Владимира; позднее учился в Берлине, где защитил докторскую диссертацию.

С 1905 г., когда в России начали создаваться буржуазные партии, Л. И. Петражицкий стал одним из создателей и лидеров партии кадетов (конституционно-демократическая партия) и депутатом от этой партии в I Государственной Думе. Параллельно возглавлял кафедру энциклопедии и философии права в Петербургском университете, был членом Польской Академии наук.

Затем последовали Первая мировая война, Февральская революция и Октябрьский переворот 1917 г. В 1918 г. началась эмиграция из России ученых. В 1921 г. покинул

Россию и Л. И. Петражицкий, связав свою дальнейшую судьбу с Польшей: там до конца жизни он заведовал кафедрой социологии в Варшавском университете. В 1926 г. в Польше произошел военный переворот Юзефа Пилсуд- ского, приведший к фактическому прекращению деятельности парламента и политических партий в Польше. Это событие повлияло на психику Петражицкого, и в 1931 г. он покончил жизнь самоубийством.

Психологическая теория права была создана Л. И. Петражицкий в конце XIX – начале XX в. и изложена им в трудах "Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология" (1905); "Теория права и государства в связи с теорией нравственности " (в 2 т„ 1909–1910).

Психологическая теория уникальна тем, что на стыке новых для того времени наук – психологии и социологии – была предпринята обстоятельная попытка проникнуть вглубь психологических материй в интересах познания права, соединения потенциалов психического и юридического регулирования во благо людей.

Л. И. Петражицкий полагал, что причины, обусловившие возникновение, существование и действие права, коренятся не в экономической, социальной среде и классово-политических условиях общества, а в особенностях психики человека, в "импульсиях" и эмоциях, которые играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образовании права .

С точки зрения психологической теории права Петражицкий критикует многие положения классической юридической науки – господствующие трактовки государства, права, источников права и правоотношений. Свою теорию ученый сознательно создавал в качестве противовеса юридическому позитивизму с его унылой "микроскопией" (так он называл преувеличенное внимание права к мелким житейским заботам определенного субъекта), практицизмом и поверхностно-утилитарным отношением к жизни.

Для Петражицкого психологизация права – это путь его очеловечивания, приближения к живому человеку, познающему, чувствующему, обладающему свободой воли. По мнению ученого, попять право с психологической точки зрения – значит занять реалистическую, основанную на природных законах позицию по отношению к нему. При этом юридическое начало мыслитель рассматривал как естественное следствие природы человека. Это роднит психологическую теорию права с теорией естественного права.

Л. И. Петражицкий наряду с писаными законами, т.е. наряду с реально существующей системой правовых норм и предписаний, установленных государством, признает правом также психические переживания людей: "Право есть психический фактор общественной жизни, и оно действует психически. Его действие состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)" .

Субъекты общественных отношений в своем поведении руководствуются в первую очередь не позитивным правом, а эмоциями, психикой. Именно эмоции, переживания людей являются регулятором общественных отношений, они, по мнению ученого, являются интуитивным правом, определяемым как "истинное" и "действительное".

Интуитивное право – это правовые нормы, которые создаются помимо государства, в результате определенных эмоций и переживаний человека по поводу права. Интуитивное право, т.е. психологическая оценка своего поведения, основанная на понимании справедливости, возникает без воздействия предписаний законов и обычаев, имеет индивидуальный и изменчивый характер. Его содержание определяется индивидуальными условиями и обстоятельствами жизни каждого конкретного человека – его характером, воспитанием, образованием, социальным положением, профессиональными занятиями, личными знакомствами и отношениями и пр.

В противоположность единому, рассчитанному на людскую массу позитивному праву сфера интуитивного права раздроблена и плюралистична, учитывает особенности и характер каждого человека: "Интуитивное право остается индивидуальным, индивидуально-разнообразным по содержанию, не шаблонным правом, и, можно сказать, по содержанию совокупностей интуитивно-правовых убеждений, интуитивных прав столько же, сколько индивидов" . Исходя из такого понимания права Л. И. Петражицкий делает вывод о том, что есть интуитивное право семьи, интуитивное право детей, интуитивное право преступников и т.д. И если интуитивное право у каждого свое, то от него, как и от самого человека, нельзя требовать совершенства. Это далеко не идеальное право, "напротив, возможно и часто бывает, что интуитивное право представляет менее доброкачественное право по своему содержанию по сравнению с соответствующим позитивным правом" .

Путь к общественному идеалу, по мысли создателя психологической теории, должна указывать "политика права", призванная совершенствовать человеческую психику и направлять индивидуальное и массовое поведение посредством соответственной правовой мотивации в сторону общего блага. Под политикой права Петражицкий понимал прикладную дисциплину, призванную сочетать процесс формирования официального позитивного права с интуитивно-правовыми переживаниями населения. Задачей политики права должно быть, прежде всего, искоренение непрогрессивных "злокачественных" видов как интуитивного, так и позитивного права. "Задача политики права заключается: 1) в рациональном направлении индивидуального и массового поведения посредством соответствующей правовой мотивации; 2) в совершенствовании человеческой психики, в очищении от злостных, антисоциальных склонностей, в насаждении и укреплении противоположных склонностей. Другими словами, надо воспитывать людей, которые делают добрые дела и живут по любви, а право должно этому способствовать" .

Интуитивное право Л. И. Петражицкий ставил выше морали, так как мораль предполагает добровольное исполнение обязательств, а интуитивное право является общеобязательным. Другими словами, интуитивное право – это совокупность психических переживаний долга и обязанностей человека, которые имеют императивно-атрибутивный (повелительно-притязательный) характер, т.е. это переживание долга по отношению к другим, с признанием за другими права требовать исполнения этого долга.

Петражицкий ограничивает роль и значение позитивного (официального) права. Согласно его теории, роль государства в правотворчестве незначительна, государственный аппарат не должен рассматриваться как источник права, и его роль должна быть ничтожна.

Ученый считал, что отношения между людьми, особенно в области семьи, любви и дружбы, вообще чужды позитивно-правового нормирования, и поскольку они определяются правовой психикой, сознанием того, что другим причитается от нас и нам от других, здесь действует исключительно интуитивное право. Но и во многих других областях жизни (например, в области найма квартиры, прислуги, покупки вещей в магазинах, в области отношений к чужой собственности, жизни, телесной неприкосновенности, чести и проч.), где необходимо сознание и соблюдение прав других или сознание и осуществление своих прав, люди фактически руководствуются вовсе не тем, что по этому поводу предписывает гражданское или уголовное законодательство (большинству обыкновенно оно вообще неизвестно), а своим интуитивным правом, указаниями своей интуитивно-правовой совести. Таким образом, фактической основой социального правопорядка и действительным рычагом социально-правовой жизни является не позитивное, а интуитивное право. И только "лишь в исключительных, патологических случаях конфликтов, нарушений и т.д. дело доходит до применения позитивного права" .

Определяющую роль позитивное право играет "только в области официально-государственных отношений, в области государственного суда и управления". Но даже здесь, считал Петражицкий, закон ничего не может сказать судье или юристу-профессионалу, которому надо, например, установить степень заслуг или вины, меру достаточной активности, уровень мастерства и знаний разных людей, поскольку позитивный закон устанавливает лишь известные рамки (например, в области наказаний: от такого-то размера до такого-то). Л. И. Петражицкий предлагал различать "судебную практику" как применение юридических норм и деятельность суда, восполняющего пробелы в законодательстве. Деятельность второго вида создавала, по мнению ученого, особую разновидность права, названного им "преюдициальным" (от лат. praejudicio – предрешение). Чтобы судья мог вынести то или иное решение (приговор), для этого ему необходимо особое чутье или, как утверждал Л. И. Петражицкий, внутреннее переживание "атрибутивных" эмоций. Даже "кому какая оценка причитается на экзаменах, это дело интуитивно-правовой совести экзаменатора и не может быть разумно предопределенно позитивным правом" .

Петражицкий считал, что интуитивное право действует глубже и шире, чем закон, оно преодолевает формальность и шаблонность позитивного права.

Законотворческий процесс представлялся Петражицкому реализацией законодателем собственных представлений о справедливости (реализацией интуитивного права законодателей), что приводит к выражению интересов узкого круга людей, к субъективизму. Объективная невозможность законодательства удовлетворить всем представлениям граждан о справедливости, предполагает сокращение объема общественных отношений, регулируемых позитивным правом. Ученый был убежден, что сфера, предоставляемая позитивным правом действию интуитивного права, должна с течением времени все более увеличиваться. Как наиболее подвижная, легко изменяющаяся часть нрава, интуитивное право всегда идет впереди всех других звеньев юридической системы, включая законодательство. Главная же задача законодательства состоит в том, чтобы ориентировать граждан на добровольность и добросовестность выполнения своих правовых обязанностей.

Л. И. Петражицкий попытался создать универсальную психолого-социологическую пауку (эмоциональную социологию), согласно которой общество должно перейти от бессознательного к осознанному самосовершенствованию при помощи политики правовой мотивации. Несмотря на обилие критики и отсутствие широкой поддержки в научной среде, психологическая теория права получила развитие на современном этапе, была интерпретирована правоведами и социологами, оказала заметное влияние на философско-правовую и социологическую мысль России, Польши, Западной Европы и США.

  • Петражицкий Л. И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1908. С. 11, 30.