Писать под роспись или под подпись. Как пишется правильно: подпись или роспись. В чем отличие

Очень важно понимать смысловое значение употребляемых в речи слов: это позволяет точно, без искажений излагать мысли. Тем более важно знать, чем скрепляются деловые бумаги, требующие личного свидетельствования сторон: подписью или росписью . Правописание приставки в данном случае настолько изменяет значение слова, что может повлиять на содержание важных документов, которые необходимо подписать и приобщить к делу.

Слова подпись и роспись часто воспринимают как абсолютные синонимы, путая при этом их значение и допуская смысловую ошибку в словоупотреблении.

Между тем, подпись – это собственноручно написанная фамилия, подтверждающая добровольное согласие официального или частного лица с содержанием какого-либо документа.

Слово подпись образовано от глагола подписать . Оно сохраняет глагольное значение «сделать запись под текстом» и конкретизирует его как «запись под текстом своей фамилии».

Слово роспись образовано от глагола расписать , то есть, украсить орнаментом или художественной живописью какие-то предметы или части архитектурного сооружения. В этом значении употребляются словосочетания роспись собора, хохломская роспись, роспись по мокрой штукатурке.

Глагол расписать употребляется и в значении «составить перечень, распределить что-либо»: например, расписать последовательность строительных работ; расписать расходы. Роспись в этом случае обозначает перечень или распределение: роспись работ, роспись расходов.

В значении «собственноручно написанная фамилия» слово роспись в русском языке не употребляется, поэтому роспись нельзя поставить под документом. По смыслу выражение «поставить роспись» может означать «оставить под документом художественный орнамент, перечень расходов или список с распределением работ». Абсурдность подобных действий очевидна, поэтому, чтобы не допускать ошибочного употребления слов подпись и роспись , следует запомнить несложную схему:

  1. Документ подписывают, то есть, ставят в нем подпись .
  2. В получении документа или деловых бумаг расписываются, оставляя в нужной графе подпись , а не роспись .
  3. Роспись наносят в виде фрагментов орнаментальной или художественной живописи на различные поверхности.
  4. Роспись составляют как нумерованный перечень или распределение чего-либо.

сайт дает следующие рекомендации относительно употребления в речи существительных подпись и роспись:

  1. Слово подпись обозначает написание собственной фамилии в нужном документе. Значение слова роспись не имеет отношения к записи личных данных.
  2. Существительные подпись и роспись образованы от разных глагольных основ: подпись – от основы глагола подписать ; роспись – от основы глагола расписать .
  3. В конце документа можно поставить подпись , то есть, собственноручно написанную фамилию. Слово роспись в этом значении не употребляется.
  4. Возвратная форма глагола расписаться по смыслу связана с существительным подпись . Существительное роспись связано с формой глагола расписать , не имеющей возвратной частицы –ся.

Обратившись к толковому словарю, мы узнаем следующее:

Подпись. Фамилия, собственноручно поставленная под чем-либо.
Расписаться. Поставить свою подпись в документах в подтверждение чего-нибудь.
Роспись. 1 и 2 значение связано с живописью на стенах, потолках, предметах быта. Приступить к росписи Владимирского собора. Античная р. Третье значение — письменный перечень, список чего-либо. И только четвертое, с пометкой Разг. =Подпись.

Таким образом, если мы хотим оставить в документе свидетельство, что мы его читали, проверили, заверили, правильно говорить о нем — подпись . Фото: pixabay.com

В законодательстве выражение «под роспись» применяется в значении действия по глаголу «расписываться»: «Приказ о приеме на работу объявляется работнику под роспись». (ст. 68 Трудового кодекса РФ).

К сожалению, в действующем законодательстве России нет четкого и строгого определения, что такое подпись, подходящего под все ситуации.

Гражданский кодекс РФ содержит требования о необходимости подписи в ряде случаев, о том, что сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку (п. 1. ст. 160 Гражданского Кодекса РФ); о подписи лица как необходимом реквизите чека (ст. 878 Гражданского кодекса РФ).

Без подписи документ недействителен .

Согласно требованиям ГОСТ Р 6.30−2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», в состав реквизита «Подпись» входят: наименование должности лица, подписавшего документ (полное, если документ оформлен не на бланке документа, и сокращенное — на документе, оформленном на бланке); личная подпись; расшифровка подписи (инициалы, фамилия).

Причем не стоит забывать о требованиях ст. 19 Гражданского кодекса РФ о том, что гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

То есть — любимая, долго придумываемая нами закорючка должна стоять рядом с разборчиво читаемыми Ф.И.О.

Часто на практике, когда начальника нет на месте или надо подписываться и подписываться, применяют факсимиле или способ под названием «косая черта».

Последнее, сразу скажу, недопустимо.

К примеру, в Регламенте Правительства Москвы указано (ранее такое требование было установлено в приказе от 25.05.88 № 33 Главархива СССР): «Если должностное лицо, правомочное подписать документ, отсутствует, то документ может подписывать лицо, исполняющее его обязанности, или его заместитель. Не допускается подписывать документы с предлогом „за“ и проставлением косой черты перед наименованием должности. Если должностное лицо, правомочное подписать документ, отсутствует, то документ может подписывать лицо, исполняющее его обязанности, или его заместитель».

Фото:

(лат. «делай подобное»). Согласно ст. 160 ГК РФ, использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Из чего следует вывод, что применять факсимиле можно, но только не в финансовых документах (платежное поручение, счет-фактура), а в письмах, запросах и др., если об этом у вас есть соглашение с лицом, принимающим от вас документы с факсимильной подписью.

С развитием электроники появилась и электронная подпись . Вопросы ее применения регулируются федеральным законом «Об электронной цифровой подписи». ЭЦП — это программно-криптографическое средство (попросту — программа), которое обеспечивает:

— проверку целостности документов;
— конфиденциальность документов;
— установление лица, отправившего документ.

Причем электронное сообщение (документ), подписанное электронной цифровой подписью, признается, если не устанавливается или не подразумевается требование о составлении в рассматриваемом случае документа на бумажном носителе.

Применять ЭЦП может даже обычный человек. Официально — при пользовании услугами Интернет-банкинга, и неофициально — при обмене писем с друзьями и др.

Варианты использования ЭЦП юридическими лицами при подписании писем и договоров, подаче заявок при проведении электронных торгов предусмотрены вышеуказанными положениями Гражданского кодекса РФ.

Как правильно говорить и писать: подпись или роспись? «Роспись», вроде бы, режет слух, хотя в многоуважаемом Трудовом кодексе предлагается знакомить работников с различными документами именно «под роспись». А на словах «под подпись», как метко сказал кто-то, «спотыкается язык». В статье разберемся, как все-таки правильно с точки зрения русского языка.

С точки зрения нормы литературного русского языка правильно говорить «подпись» и «под подпись».
Во-первых, в делопроизводстве есть реквизит «подпись». Правильно говорить «распишитесь» (предлагая поставить подпись в подтверждение получении зарплаты или иных материальных ценностей), «поставить подпись», «подпишите документы» . Таким образом, в приказах и распоряжениях рекомендуем использовать формулировку:«ознакомить работников структурного подразделения под подпись »

Во-вторых, большой толковый словарь русского языка (например, С.А. Кузнецова, в авторской редакции 2014 года) сообщает нам, что «Подпись – это фамилия, собственноручно поставленная под чем-либо (под текстом, под картиной, под таблицей, под рисунком и так далее).

В-третьих, существительное «подпись», по мнению большинства филологов, образовалось от глагола «подписать». Подпись можно поставить в квитанциях, в договорах, в финансовых отчетах и отчетах о командировках. Подпись – личный автограф, индивидуально стилизованное написание фамилии человека. И, кроме того, подпись служит доказательством подлинности документа и одним из немногочисленных реквизитов, придающим ему юридическую силу.

Подпись или роспись

«Роспись» похоже на слово «подпись». Однако употреблять его в повседневной работе секретарю не стоит. Это слово из мастерских художников, а не из офисов. Расписать можно стену или потолок. Можно сделать роспись лица матрешке на деревянной болванке или расписать красиво собранную краснодеревщиком шкатулку. Именно этот образ надо вспоминать, выбирая, подпись или роспись будет ставить наш коллега в документе.

В чем причина путаницы? Есть промежуточные слова, такие как: опись, расписка. Напомним, что описью мы описываем список материальных вещей. А вот распиской мы подтверждаем факт ознакомления с документом (например, с приказом или распоряжением) или получения вещи в руки (например, печати организации или служебного ноутбука). Если секретарь или делопроизводитель побуждая совершить действие, предлагает нам расписаться , то ставим в документах мы всё равно свою подпись .

Расписка и подпись

Рассмотрим другую распространенную ситуацию в повседневной жизни секретаря: ведение различных журналов регистрации. Графа в вашем журнале может называться на выбор либо «Подпись получателя» (чего-либо), либо «Расписка в получении». Предпочтительно употреблять именно первый вариант, так как сама семантика слова подразумевает постановку в журнале работником предприятия лично своего автографа (собственноручное написание своей фамилии) и только его.

А вот за словом «расписка» стоит другой смысл, который подразумевает не только постановку подписи, но и наличие некого поясняющего текста, что этот человек ознакомился с документом или что-то от вас получил.

Приведем примеры:

  • «Печать получена 20.08.2017 Якимова» это расписка.
  • «С приказом ознакомлена. Якимова» это расписка.
  • …просто автограф «Якимова» в графе журнала – это подпись.

Резюме: расписка – документ с подписью, подтверждающего получение. Слово «роспись» вместо «подпись» употреблять в устной речи не рекомендуется, если Вы, конечно, хотите с сегодняшнего дня говорить не только красиво, но и профессионально и безупречно.

Как только наступает момент получать первый паспорт, многие задумываются над вопросом — какую подпись поставить на документ? Изящная, грациозная и необычная — для женской половины, и чопорная, сдержанная и мягкая — для мужчин.

Так как придумать уникальную, запоминающуюся подпись?

Для справки: Как всё-таки правильно говорить — «роспись» или «подпись»?
Многие люди путают слова «подпись» и «роспись», придавая по ошибке им одно и то же значение. Но необходимо разъяснить, что эти слова — разные, и обозначают далеко не одно и то же. Подпись — это и есть та самая уникальная закорючка, которая есть у каждого человека, имеющего паспорт. Слово «роспись» имеет совершенно другой смысл — это может быть роспись молодоженов в Загсе, или же роспись стен в храме.

Значение подписи для человека:

  • Характер человека на бумаге
    Опытный графолог с легкостью может определить по подписи не только пол человека, но и скрытые черты характера, его эмоциональное, внутреннее состояние.
  • Принятое решение
    Подписывая документы, человек оставляет свой след на них. Подпись подтверждает свое согласие или не согласие. Она выражает волю.
  • Идентификатор человека
    Подпись носила важнейший характер в истории человечества — вспомните хотя бы значение подписания международных договоров, законов, реформ. А подписи королей, царей, императоров, и великих президентов?

Подпись паспорта, загранпаспорта, любых документов, должна удовлетворять трем неизменным критериями:

  • Уникальность.
  • Сложность в воспроизведении.
  • Быстрота в исполнении.

Это — не шутка, подпись должна быть индивидуальной для каждого, и к тому же ее необходимо делать быстро, сочетая со сложностью в исполнении другим человеком. Только Вам должно быть известно, как выполняется Ваша подпись.

Как придумать уникальную и запоминающуюся подпись — инструкция

  1. Буквы из фамилии
    Свое творчество над обдумыванием подписи стоит начать с экспериментов над собственной фамилией. Традиционно используют первые три буквы.
  2. Буквы из имени и отчества
    Еще одной неотъемлемой частью подписи являются буквы из имени или отчества, или все разом. Попробуйте сначала поставить одну заглавную букву фамилии, а затем две строчные буквы из имени.
  3. Латинские буквы
    Все чаще в подписи стали использовать буквы из латинского алфавита. Можно поработать с буквами, которые не пересекаются с кириллицей. Вырисовывается масса вариантов для интересной подписи с буквами «D, F, G,U, L, V, Z, Q, W, R, S, J, N».
  4. Мужская и женская подпись
    Характерные отличия: четкие линии — для мужчин, и более сглаженные линии — для женщин.
  5. Неразборчивый росчерк
    Отличительной чертой для вашей подписи неизменно станет росчерк. Это может быть серия ломаных линий, и что-то в закругленном варианте.
  6. Буква на букве
    Конец одной буквы становится началом другой буквы. Они дополняют друг друга, добавляя необыкновенности вашей подписи, и что главное — уникальности.
  7. Тренироваться!
    Действительно, очень важно старательно потренироваться на белом чистом листе бумаге над исполнением подписи. Это должно делаться быстро, а выглядеть не менее изящно, чем, если бы Вы выводили ее тщательно. Впереди предстоит подписывать массу документов, поэтому стоит отточить навык «быстрой подписи».