По горма две хмурых тучи. Конспект урока по литературе на тему "Я.Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» (6 кдасс)

Яков Петрович Полонский

По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.

Но сошлись — не уступили
Той скалы друг другу даром,
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром — по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели…

Полонский считается одной из ключевых фигур русской поэзии послепушкинского времени. К сожалению, сейчас его творчество не так известно широкому кругу читателей, как стихотворения некоторых современников — Тютчева, Фета, Майкова. В Якове Петровиче всегда боролись два начала. Многие стихотворения поэта слишком прозаичны. Нередко в них встречаются выражения грубые и низменные. По мнению литературного критика Юлия Исаевича Айхенвальда, часто Полонский облекал в стихотворную форму сюжеты этого недостойные. Яков Петрович не был жрецом, творцом из каких-то высших сфер. Он больше похож на старого знакомого — остроумного, искреннего, занимательного. Впрочем, иногда истинное вдохновение побеждало внутри Полонского излишнюю прозаичность. В таких случаях на свет появлялись настоящие поэтические жемчужины.

Произведение «По горам две хмурых тучи…» — прекрасный образец пейзажной лирики Якова Петровича. Как правило, стихотворение сравнивают со знаменитым сочинением Лермонтова «Утес». Полонский показывает картину природы в динамике. Благодаря этому перед читателями разворачивается целая история с незамысловатым сюжетом. Хмурые тучи, проблуждавшие весь вечер, к ночи оказались около скалы. Поделить ее им не удалось. Спор двух туч завершился молнией и громом. Застонала скала протяжно и жалобно, вздохнула. После этого тучи успокоились. Главное средство художественной выразительности в стихотворении — олицетворение. Оно здесь явно преобладает. Произведение «По горам две хмурых тучи…» представляет собой аллегорическое изображение чувств и взаимоотношений людей посредством описания пейзажа. На месте грозных туч можно вообразить двух братьев, не поделивших внимание любящей матери. Или мужчин, борющихся за право быть рядом с понравившейся представительницей прекрасного пола.

Творчество Полонского в начале двадцатого столетия привлекло внимание русского композитора и пианиста Сергея Танеева. В 1909 году он создал хоровой цикл на стихи Якова Петровича. В него вошли двенадцать музыкальных произведений, разделенных на три тетради. Цикл композитор адресовал хору Пречистенских курсов для рабочих под руководством Вячеслава Булычева. В третью тетрадь — самую сложную в исполнительском плане — Танеев включил сочинение «По горам две хмурых тучи…», по масштабу близкое к симфонической фреске.

Конспект урока. Литература. 6 класс .

05.02.2018 г

Урок № 58

Тема. Я.Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»

Цель урока: способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтом.

Планируемые результаты:

Предметные умения: научиться различать стихотворную и прозаическую речь; уметь воспринимать и анализировать текст, определять ритм и рифму стихотворного произведения; научится определять строфу стихотворения; уметь составлять рифмованные строки.

Метапредметные

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные : вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Ход урока.

    Сообщение темы и целей урока .

Сегодня мы продолжаем цикл уроков, посвящённых пейзажной лирике.

II . Повторение изученного материала .

    Каких поэтов, чьи произведения раскрывают образы родной природы, вы знаете?

    Кто из поэтов 19 века « часто изображал природу в её промежуточных состояниях»? (Тютчев)

Яков Полонский продолжает тему природы. Его произведения дают возможность почувствовать красоту родного края через поэтическое слово.

III . Изучение нового материала .

    Сведения о жизни Я. Полонского .

Я. П. Полонский прожил долгую и не очень счастливую жизнь. Родился и вырос в Рязани. Небогатая дворянская семья. Двадцати лет без гроша в кармане, но с заветной тетрадью стихов, в ямщицкой телеге Полонский приезжает в Москву. Поступает в Университет на юридический факультет, чтобы стать чиновником и зарабатывать хлеб насущный. Но в душе – поэт. Среди его друзей – Афанасий Фет.

Пять лет живёт в Грузии. Грузия – источник новых тем и сюжетов. Позже переезжает в Петербург. Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Мой костёр в тумане светит…», «Вечерний звон».

Свой долгий век Полонский прожил нелегко. Хотя его оценили по достоинству и Тургенев, и Некрасов, он с горечью говорил: «Не велика моя нива, не весела моя жатва».

2. Подготовка к восприятию.

Пейзажная лирика Полонского наполнена восхищением и какой-то неземной печалью. Особое внимание поэт уделял деталям, точно подмечая неуловимые черты сходства природы и состояния человеческой души. Природа у Полонского одухотворена, жива. Особенность лучших стихов поэта в глубине и искренности чувства, в проникновенном лиризме. Это неуловимая грань реального и фантастического, будничных подробностей и волшебных видений. Светлая часть года не интересна поэту. Лирический герой Полонского, печальный, унылый, замирает перед величием природы, её тайнами.

Во многих стихотворениях поэта звучит мотив неясной надежды, и это сближает образ природы с человеческими переживаниями, с состоянием души человека.

3.Первичное чтение стихотворений учителем.

Обратите внимание на типичные черты лирики Полонского.

    1. Пейзаж – ночь, глухая осень, беззвёздное небо, пасмурный призрак луны, костёр в ночи.

      Лирический герой – печальный, унылый, замирает перед величием природы, её тайнами.

      Мотив неясной надежды.

Послушайте стихотворения поэта и определите, нашли отражения эти черты в данных стихотворениях: «По горам две хмурых тучи…» и «Посмотри – какая мгла…».

4. Проверка восприятия.

    Чтение стихотворения лучшими учениками и анализ.

« По горам две хмурых тучи…».

    Какая картина предстаёт перед вами?

    Каким настроением проникнуто это стихотворение?

    Какие чувства испытывает лирический герой в этом произведении?

    Вспомним стихотворение Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…» (чтение подготовленным учеником)

    Сравните изображение грозы в стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…» с образом грозы в стихотворении Полонского.

Какой художественный приём позволяет зримо представить эту картину?

«Посмотри – какая мгла…»

    Какие две картины можно выделить в этом стихотворении?

    Какие слова передают мглу долин?

    Какое чувство передаётся в первой части стихотворении?

    Объясните выражение «В тесном сонме сизых туч».

    О чём говорит выражение «Фосфорический свой луч».

    Какие изобразительно-выразительные средства помогают создать картину?

    Итог урока.

Совпадают ли ваши представления с теми чертами лирики, которые были обозначены в начале урока?

V . Домашнее задание: выразительное чтение стихотворений Полонского; сделать иллюстрации к ним.

История создания

Произведение Полонского «По горам две хмурых тучи» написано в 1859 г. Оно является образцом творческого таланта поэта.

Жанр

Жанр произведения – пейзажная лирика.

Тема

Основная тема стихотворения – динамическая картина борьбы природных стихий. В нем изображается вечернее блуждание двух туч, которые нашли свой приют на ночь на одинокой скале. Возникшее соперничество закончилось громом и молнией. Умоляющий стон скалы заставил тучи прекратить вражду.
Полонский наделяет тучи и скалу человеческими чувствами и страстями. Эти образы не раскрывают какого-то конкретного источника. Можно представить себе соперничество двух мужчин из-за любимой. Поэт показывает, что вражда не может породить ответную любовь. Напротив, мольба возлюбленной способна смирить агрессию и достигнуть примирения.

Композиция

Произведение является цельным, не делящимся на обособленные части. Оно имеет четко выраженную завязку (блуждание туч), кульминацию (удар грома) и развязку (умиротворение).

Размер произведения – хорей с перекрестной рифмой.


Выразительные средства

Основная мысль стихотворения – вечное противостояние природных стихий и их связь с человеческими взаимоотношениями.

План анализ стихотворения Горам две хмурых тучи


История создания.Жанр произведенияОсновная тема произведенияКомпозиция.Размер произведенияОсновная мысль стихотворения

«По горам две хмурых тучи…» Яков Полонский

По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись — не уступили
Той скалы друг другу даром,
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром — по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели…

Анализ стихотворения Полонского «По горам две хмурых тучи…»

Полонский считается одной из ключевых фигур русской поэзии послепушкинского времени. К сожалению, сейчас его творчество не так известно широкому кругу читателей, как стихотворения некоторых современников — Тютчева, Фета, Майкова. В Якове Петровиче всегда боролись два начала. Многие стихотворения поэта слишком прозаичны. Нередко в них встречаются выражения грубые и низменные. По мнению литературного критика Юлия Исаевича Айхенвальда, часто Полонский облекал в стихотворную форму сюжеты этого недостойные. Яков Петрович не был жрецом, творцом из каких-то высших сфер. Он больше похож на старого знакомого — остроумного, искреннего, занимательного. Впрочем, иногда истинное вдохновение побеждало внутри Полонского излишнюю прозаичность. В таких случаях на свет появлялись настоящие поэтические жемчужины.

Произведение «По горам две хмурых тучи…» — прекрасный образец пейзажной лирики Якова Петровича. Как правило, стихотворение сравнивают со знаменитым сочинением . Полонский показывает картину природы в динамике. Благодаря этому перед читателями разворачивается целая история с незамысловатым сюжетом. Хмурые тучи, проблуждавшие весь вечер, к ночи оказались около скалы. Поделить ее им не удалось. Спор двух туч завершился молнией и громом. Застонала скала протяжно и жалобно, вздохнула. После этого тучи успокоились. Главное средство художественной выразительности в стихотворении — олицетворение. Оно здесь явно преобладает. Произведение «По горам две хмурых тучи…» представляет собой аллегорическое изображение чувств и взаимоотношений людей посредством описания пейзажа. На месте грозных туч можно вообразить двух братьев, не поделивших внимание любящей матери. Или мужчин, борющихся за право быть рядом с понравившейся представительницей прекрасного пола.

Творчество Полонского в начале двадцатого столетия привлекло внимание русского композитора и пианиста Сергея Танеева. В 1909 году он создал хоровой цикл на стихи Якова Петровича. В него вошли двенадцать музыкальных произведений, разделенных на три тетради. Цикл композитор адресовал хору Пречистенских курсов для рабочих под руководством Вячеслава Булычева. В третью тетрадь — самую сложную в исполнительском плане — Танеев включил сочинение «По горам две хмурых тучи…», по масштабу близкое к симфонической фреске.