Почему чукчи враждуют с эскимосами. Как живут современные чукчи

Школьники могут с лёгкостью ответить на вопрос "Где живут чукчи?". На Дальнем Востоке есть Чукотка или Чукотский автономный округ. Но если мы немного усложним вопрос: "Где живут чукчи и эскимосы?", возникают затруднения. Нет одноимённой области, нужно найти более серьёзный подход и разобраться в национальных тонкостях. Есть ли отличия между чукчами, эскимосами и коряками Безусловно, есть. Всё это разные народности, некогда племена, имеющие общие корни и населяющие схожие территории. Регионы в России, где живут чукчи или луораветланы, сконцентрированы на севере. Это республика Саха, Корякский АО и Чукотский АО. С древних времен их племена населяли крайние области Восточной Сибири. Сначала кочевали, но после приручения оленей начали немного приспосабливаться к оседлому образу жизни. Разговаривают они на чукотском языке, имеющем несколько диалектов. Луораветланы или чукчи (самоназвание) делили себя на морских охотников, живущих на побережье Ледовитого океана, и оленных, тундровых.

Некоторые антропологи относят эскимосов к монголоидной расе, имеющей арктическое происхождение. Данная народность живёт в штате Аляска (США), в северных регионах Канады, на острове Гренландия (Дания) и совсем немного (1500 человек) на Чукотке. В каждой стране эскимосы говорят на своём языке: на гренландском, аляскинском инуите, канадском эскимосском. Все они делятся на различные диалекты. Кто такие чукчи и коряки? Луораветланы сначала оттеснили эскимосские племена, а затем территориально отделились от коряков. Сегодня коряки (общая народность с чукчами) составляют коренное население одноимённого автономного округа Камчатской области в России. Всего их насчитывается около 7000 человек. Корякский язык относится к чукотско-камчатской группе. Первые упоминания о коряках обнаруживаются в документах XVI века. Описываются люди, часть которых занималась оленеводством, а другая - морским промыслом.

Внешний облик

Где живут чукчи и как они выглядят? На первую часть вопроса ответ сформулирован выше. Совсем недавно учёные доказали генетическое родство чукчей и индейцев. Действительно, в их внешнем облике много общего. Чукчи относятся к смешанной монголоидной расе. Они похожи на жителей Монголии, Китая, Кореи, но несколько отличаются.

Разрез глаз мужчин луораветланов больше горизонтальный, чем раскосый. Скулы не такие широкие, как у якутов, а цвет кожи с бронзовым оттенком. Женщины этой национальности во внешнем облике имеют больше сходств с монголоидами: широкие скулы, расплывшиеся носы с большими ноздрями. Цвет волос у представителей обоих полов чёрный. Мужчины стригутся коротко, женщины заплетают две косы и украшают их бусами. Замужние - носят чёлки. Зимняя одежда луораветланов двухслойная, шьётся чаще всего из меха пыжика. Летняя одежда представляет собой накидки или куртки из оленьей замши.

Черты характера

Рисуя психологический портрет данной народности, отмечают основную черту - чрезмерная нервная возбудимость. Луораветлана легко вывести из состояния духовного равновесия, они очень вспыльчивы. На фоне этого имеют склонность к убийству или самоубийству. Например, родственник может с лёгкостью откликнуться на просьбу тяжелобольного члена семьи и убить его, чтобы тот не мучился в агонии. Эта народность крайне независима, самобытна. В любом споре или борьбе проявляют небывалую настойчивость.

В то же время эти люди очень гостеприимные и добродушные, наивные. Самоотверженно приходят на помощь ближним и всем, кто нуждается. Очень легко относятся к понятию супружеской верности. Жены редко ревнуют своих мужей.

Условия жизни

Там, где живут чукчи (на фото ниже), короткое полярное лето, а остальное время - зима. Для обозначения погоды жители используют только два выражения: "погода есть" или "погоды нет". Это обозначение является показателем охоты, то есть будет она удачной или нет. Испокон веков чукчи продолжают свои промысловые традиции. Очень любят мясо нерпы. Счастливый охотник добывает трёх за один выход, тогда его семья с детками (их обычно 5-6) будет прокормлена несколько дней.

Места для яранг семьи чаще всего выбирают в окружении сопок, чтобы было больше безветрия. Внутри нее очень холодно, хотя выстлано жилище вдоль и поперёк шкурами. Обычно посередине небольшой костерок, обложенный округлыми валунами. На нём подвешенный котёл с пищей. Жена занимается хозяйством, разделыванием туш, приготовлением пищи, засолкой мяса. Возле нее дети. Вместе они собирают в сезон растения. Муж - добытчик. Этот уклад сохраняется на протяжении многих веков. Иногда такие коренные семьи месяцами не выезжают в посёлки. У некоторых детей даже нет свидетельства о рождении. Родителям потом приходится доказывать, что это их ребёнок.

Почему чукча - герой анекдотов?

Существует мнение, что юмористические рассказы про них были сложены русскими от страха и уважения, ощущения превосходства над собой. С XVIII века, когда казачьи отряды двигались по бескрайней Сибири и встречали племена луораветланов, пошли толки о воинственной народности, которую очень сложно превзойти в бою.

Своих сыновей сызмальства чукчи обучали бесстрашию и ловкости, воспитывая их в спартанских условиях. В той суровой местности, где живут чукчи, будущий охотник должен быть чутким, уметь сносить любой дискомфорт, спать стоя, не бояться боли. Любимая национальная борьба происходит на расстеленной скользкой тюленьей шкуре, по периметру которой торчат острозаточенные когти.

Воинствующие оленеводы

Корякское население, которое раньше чукчей вошло в состав Российской империи, сбегало с поля боя, если видело хотя бы несколько десятков луораветланов. Даже в другие страны попадали сказы о воинствующих оленеводах, которые не боятся стрел, уклоняются от них, ловят и запускают во врага руками. Попавшие в плен женщины с детьми убивали себя, чтобы не попасть в рабство.

В бою чукчи были беспощадны, метко сражали врага стрелами, наконечники которых были смазаны ядом. Правительство стало предупреждать казаков, чтобы те не вступали в бои с чукчами. На следующем этапе население решили подкупать, уговаривать, потом спаивать (больше в советское время). А в конце XVIII в. у реки Ангарки соорудили крепость. Возле нее периодически устраивались ярмарки, чтобы торговать с оленеводами обменным способом. На свою территорию луораветланы не пускали. Русским казакам всегда было интересно, где живут чукчи и чем занимаются.

Торговые дела

Дань Российской империи оленеводы платили в том размере, в котором могли себе позволить. Часто ее не платили совсем. С началом мирных переговоров и сотрудничества русские принесли чукчам сифилис. Всех представителей европеоидной расы они теперь побаивались. Например, с французами и британцами не имели торговых связей только потому, что они "белые". Деловые связи налаживали с Японией, соседней страной. Чукчи живут, где в недрах земли руды металлов добыть невозможно. Поэтому они активно покупали у японцев защитные латы, панцири, другое военное обмундирование и снаряжение, изделия из металла.

С американцами луораветланы вели обмен пушнины и других добытых товаров на табак. Очень ценились шкурки голубого песца, куницы, а также китовый ус.

Чукчи сегодня

Большая часть луораветланов смешалась с другими народностями. Чистокровных чукчей сейчас почти не осталось. "Неискоренимая народность", как их часто называют, ассимилировала. При этом они сохраняют род своих занятий, культуру, образ жизни.

Многие учёные уверены, что малочисленному коренному этносу грозит в большей мере не исчезновение, а социальная пропасть, в которой они находятся. Многие дети не умеют читать и писать, не ходят в школы. Уровень жизни луораветланов далёк от цивилизации, да они к ней и не стремятся. Чукчи живут в суровых природных условиях и не любят, когда им навязывают свои порядки. Зато когда находят замёрзших русских в снегах, приносят в ярангу. Говорят, потом укладывают гостя под шкуру вместе со своей голой женой, чтобы та обогрела его.

Чукчи вели бескомпромиссные войны с эскимосами, коряками и русскими, при этом обладая довольно эффективным, хотя и весьма экзотическим комплексом наступательно-оборонительного вооружения. Последняя война чукчей с эскимосами произошла в 1947 году и окончилась победой чукчей.

Берингов пролив, отделяющий побережье Азии от Америки, недостаточно широк, чтобы стать преградой для морских зверобоев. В больших байдарах, кожаные борта которых не боялись столкновения с ледяным краем, чукчи пересекали его студеные воды ради добычи и торга. Память об эскимосо-чукотских войнах крепко сохранилась в преданиях обоих народов.

Чукчи и эскимосы встречались, чтобы торговать. Моржовые кожи обменивались на редкую здесь деревянную утварь, мех и тюлений жир. Обмен всегда носил военный характер. В одной руке всегда держалось копье. Любое недоразумение могло приобрести кровавую развязку. Очень часто обмен проходил в виде «немого торга». Одна сторона оставляла свои товары и отходила. Представители другой стороны клали напротив нужной им вещи свои и тоже отходили. Иногда, прежде чем удавалось «договориться», приходилось делать несколько встречных предложений.

Обиды множились, лилась кровь. Набегами чукчей на жителей американского побережья двигала месть. Попутно захватывалась добыча и пленники. В тех случаях, когда война становилась затяжной и бесперспективной для обеих сторон, заключалось перемирие. Мирный договор скрепляли присягой солнцу и возмещением материального ущерба.

Чукчи использовали два основных типа доспеха: кожаный ленточный-ламинарный и пластинчатый- ламеллярный, а позднее - железный. Кожаные и железные доспехи представляли собой латы, закрывающие воина с головы до колен или даже до середины голени, тогда как костяной ламеллярный панцирь был полукирасой или кирасой, защищавшей корпус воина, иногда в сочетании с крыльями.

В 1793 г. в Сенате обсуждался рапорт капитана Биллингса, в одном из пунктов которого сообщалось, что «северо-восточные американцы, изъявив желание, имели дружественное с россиянами обхождение, испрашивают защищения от нападения и грабежа чукчей». Американские эскимосы жаловались русским, что чукчи «почти ежегодно на байдарах приходя на их землю, истребляют их убийством, имение их грабят, а жен и детей берут в плен.»

В набегах участвовали не только береговые чукчи, но и их друзья азиатские эскимосы, и сухопутные чукотские оленеводы, не имевшие байдар. «Взаимодействие армии и флота» чукчей описывается в документе XVIII в.: «Оленные чукчи к сидячим чукчам на оленях приезжают и в зимние походы на коряк подымают тех сидячих на своих оленях, а, напротив того, сидячие чукчи оленных носовых и в дальних от моря местах в тундреных живущих летом возят их на своих байдарах по морю и по реке и дают им во взаимное дружество свои байдары, а от них оленных вместо байдар своих берут на платье себе разного звания кожи оленей.»

Эскимосы, надо сказать в долгу не оставались – попавших в плен чукчей они обращали в рабство или изощренно убивали.

Специализированных боевых «драккаров» у чукчей не было – одни и те же байдары использовались и в мирное, и в военное время и применялись лишь для переброски сил, но не морских сражений. Изредка случавшиеся столкновения на море сводились в основном к перестрелке из луков – на беспалубных судах с натяжной обшивкой полноценный абордажный бой невозможен. Зато против них была возможна «водолазная война», когда человек опускался под воду и разрезал обшивку, после чего байдара шла ко дну вместе с экипажем. Такой способ борьбы с лодками противника применялся редко, в основном беглецами для спасения от преследователей, ибо был рискован и для водолаза, ведь чукчи и эскимосы, как правило, не умели плавать и вообще считали воду средой обитания кэле. Деления на гребцов и пехотинцев не существовало: главное было высадиться, а там и те, и другие равным образом участвовали в сухопутной схватке.

Описанная Кобелевым флотилия из десятка байдар и сотни-полутора воинов была достаточно типичной, однако он же упоминает о плавании на Аляску в более ранние времена сборных армад из сотни байдар и восьми сотен «десантников». Чукотские «викинги» в походах вдоль побережья иногда доходили до территории Канады (самыми ценными пленниками таких дальних экспедиций считались негритянки).

Самые большие ополчения, которые выставлялись против русских, насчитывали около 3000 человек. Первые русские путешественники отмечали, что в бой чукчи шли под грохот бубнов, на которые была натянута человеческая кожа.

Собираясь в набег, чукчи брали основное оружие дальнего боя — лук, изготовленный из двух пород дерева: березы и лиственницы. Наконечники изготавливались из кости, клыка и камня, на тетиву шли нарезанные из тюленьей кожи ремни или сухожилия. Колчан чукчи носили удобно, как ранец, за спиной. Свои меткие выстрелы чукчи и коряки «подкрепляли», смазывая наконечники ядом. В тундре растет неказистый лютик, корень которого вполне годился для изготовления смертоносного зелья. Рана опухала, и через несколько дней человек умирал.

Защитить тело человека в бою должен был панцирь из моржовой кожи. Ровными полосами моржовая кожа опоясывала воина — нижний ряд нашивался на верхний. Панцирь расходился к низу широким раструбом, грудь прикрывала пластина из кожи сивуча. Но самой «приметной» частью доспехов был щит, отброшенный за спину воина, словно он собрался подняться в воздух на дельтаплане. Спинная часть щита, состоявшая из широкой доски, обтянутой кожей, возвышалась над головой воина. Боковые «крылья» легко складывались на сгибах, закрывая в нужный момент грудь и лицо. Чтобы приводить их в движение, на крыльях были петли. Требовалось время, чтобы освоиться с панцирем, имевшем целую систему ремней, петель и пряжек. Ленточный панцирь, который чукчи называли «мэргэв», имели не все воины. Он был все-таки тяжел и неудобен, как, впрочем, и любые доспехи. Пожалуй, единственным неоспоримым удобством он обладал для убегающего — задняя часть щита надежно защищала спину и голову от стрел врага. Поэтому наиболее храбрые чукотские воины считали постыдным его носить, как явный знак трусости.

Тактические приемы северных войн: нападать стремились неожиданно: на рассвете, в утреннем тумане, или специально выбирав время, когда основная часть мужчин на охоте и поселок без защитников. Эскимосы же, уходя на охоту, иногда прибегали к хитростям: выставляли на видных местах кучи камней в рост человека, одетые в парки – разведчикам они должны были показаться часовыми. Часто упоминается, что флотилия при подходе к поселению врага разделялась: большая ее часть скрытно приставала к берегу и готовилась напасть с тыла, тогда как меньшая чалилась в виду поселения, отвлекая на себя внимание. Высадка могла происходить и в отдалении от вражеского стойбища, чтобы жители не сразу узнали о ней, а приплывшие могли отдохнуть от гребли.

Насколько серьезно подходили к подготовке воина, говорит метод, который практиковали коряки для вырабатывания у детей реакции на внезапную опасность. К ребенку подкрадывались и обжигали его острым, раскаленным предметом. В результате добивались того, что ребенок от малейшего шороха или прикосновения отскакивал в сторону. Заканчивалось обучение тем, что отец отправлял сына с каким-нибудь заданием, а сам крался следом. Выждав удобный момент, он спускал с лука стрелу, целясь в сына. Выдержавший экзамен оставался в живых, вовремя отпрыгнув в сторону. Проваливший — падал замертво.

Суровые законы жизни на Крайнем Севере, войны выработали у чукчей презрение к смерти. Побежденный в поединке не просил пощады, а просил смерти. Выработалась формула — равнодушное обращение к противнику с просьбой о смерти: «Что ж, если я стал для тебя диким оленем, торопись!» — то есть убей.

Первое упоминание о чукчах в письменных источниках относится к 1641г. в связи с тем, что в районе Колымы они напали на русских сборщиков ясака (подать пушниной, собираемая с аборигенов). Стоит обратить внимание, что это была агрессия со стороны чукчей, до их территорий русские в то время ещё не дошли.

Надо отметить, что к этому времени чукчи были местными экспансионистами и вели частые войны против соседних народов. Именно чукотский беспредел привел к тому, что коряки, ительмены и юкагиры с радостью и облегчением приняли русское подданство и ходили вместе с русскими в походы на чукчей. Эскимосы же старались устрашить чукчей жестокостью: например, убивали пленных, просверливая им головы.

Чукчи, не смотря на то, что могли противопоставить мушкетам и саблям лишь стрелы и копья с костяными наконечниками, оказали ожесточённое сопротивление. Они разгромили несколько отрядов с командиром, им удалось захватить оленей анадырского гарнизона, оружие, боеприпасы и снаряжение отряда, в том числе одну пушку и знамя.

События, развернувшиеся в 1730-1750-х гг. на Чукотке и Камчатке, были насыщены многочисленными сражениями, взятием русских и аборигенных крепостей-острогов, взаимным ожесточением и немалыми жертвами.

Чу́кчи или луораветланы (самоназвание - ԓыгъоравэтԓьэт , оравэтԓьэт ) - немногочисленный коренной народ крайнего северо-востока Азии, разбросанный на огромной территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюя. Численность по данным Всероссийской переписи населения 2002 года - 15767 человек, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года - 15908 человек.

Численность и расселение

Численность чукчей в России:

Численность чукчей в населённых пунктах (2002 г.)

село Средние Пахачи 401

Происхождение

Своё название, которым их называют русские , якуты и эвены - адаптированное в XVII в. русскими землепроходцами чукотское слово чаучу [ʧawʧəw ] (богатый оленями), каковым именем чукчи-оленеводы называют себя в противоположность чукчам приморским - собаководам - анкальын (приморские, поморы - от анкы (море)) . Самоназвание - оравэтԓьэт (люди, в единственном числе оравэтԓьэн) или ԓыгъоравэтԓьэт [ɬəɣʔoráwətɬʔǝt ] (настоящие люди, в единственном числе ԓыгъоравэтԓьэн [ɬəɣʔoráwətɬʔǝn ] - в русской передаче луораветлан). Соседи чукчей - юкагиры , эвены, якуты и эскимосы (на берегу Берингова пролива).

Смешанность типа (азиатско-американского) подтверждается некоторыми преданиями, мифами и различиями в особенностях быта оленных и приморских чукчей: у последних, например, собачья запряжка американского образца. Окончательное решение вопроса об этнографическом происхождении зависит от сравнительного изучения чукотского языка и языков ближайших американских народностей. Один из знатоков языка, В. Богораз , находил его близкородственным не только с языком коряков и ительменов , но и с языком эскимосов. До самого последнего времени по языку чукчей причисляли к палеоазиатам, то есть к группе окраинных народов Азии, языки которых стоят совершенно особо от всех остальных лингвистических групп Азиатского материка, вытесненных в очень отдалённые времена из середины материка на северо-восточные окраины.

Антропология

История

Добровольная смерть - обычное явление среди чукч. Человек, желающий умереть, заявляет об этом другу или родственнику, и тот должен исполнить его просьбу… Мне известно два десятка случаев добровольной смерти… [Так] один из приехавших после посещения русской казармы почувствовал боль в желудке. Ночью боль усилилась настолько, что он потребовал, чтобы его убили. Его спутники исполнили его желание .

Предвидя многие спекуляции, этнограф пишет:

Поводом к добровольной смерти стариков служит отнюдь не недостаток хорошего отношения к ним со стороны родственников, а скорее тяжёлые условия их жизни. Эти условия делают жизнь совершенно невыносимой для каждого, кто не способен заботиться о себе. Не только старики прибегают к добровольной смерти, но также страдающие какой-нибудь неизлечимой болезнью. Число таких больных, умирающих добровольной смертью, не меньше, чем число стариков .

Фольклор

У чукчей богатое устное народное творчество, которое выражено и в искусстве каменной кости. Основные жанры фольклора: мифы, сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей был ворон - Куркыль , культурный герой . Сохранилось много легенд и сказок, как «Хранитель огня», «Любовь», «Когда киты уходят?», «Бог и мальчик». Приведём пример последней:

В тундре жило одно семейство: отец, мать, и двое детей, мальчик и девочка. Мальчик пас оленей, а девочка помогала матери по хозяйству. Как-то утром отец разбудил дочь и велел, чтобы она развела костер и заварила чай. Вышла девочка из полога, а бог поймал ее и съел, а потом отца и мать съел. Вернулся мальчик из стада. Прежде чем зайти в ярангу, посмотрел в дырку, что там делается. И видит - бог сидит на потухшем очаге и играет в золе. Мальчик крикнул ему: - Эй, чего делаешь? - Ничего, иди сюда. Зашел мальчик в ярангу , стали они играть. Играет мальчик, а сам смотрит по сторонам, ищет родных. Понял он все и говорит богу: - Поиграй один, я до ветра схожу! Выбежал он из яранги. Отвязал двух самых злых собак и побежал с ними в лес. Забрался на дерево, а собак привязал под деревом. Играл, играл бог, есть захотел и пошел разыскивать мальчика. Идет он, нюхает след. Дошел до дерева. Хотел вскарабкаться на дерево, а собаки поймали его, разорвали на куски и съели. А мальчик пришел домой со своим стадом и стал хозяином .

Исторические предания сохранили рассказы о войнах с соседними эскимосскими племенами .

Народные танцы

Несмотря на тяжёлые условия жизни, народ находил время и для праздников, где бубен был не только ритуальным, но и просто музыкальным инструментом, напевы на который передавались из поколения в поколение. Археологические свидетельства дают основания утверждать, что танцы существовали у предков чукчей ещё в I тысячелетии до н. э. Об этом свидетельствуют петроглифы , обнаруженные за Полярным кругом на Чукотке и исследованные археологом Н. Н. Диковым .

Ярким примером обрядо-ритуальных танцев было празднование «Первого убоя оленя»:

После еды снимают все принадлежащие семье бубны, висевшие на шестах порога за занавеской из сырых шкур, и начинается обряд. В бубны бьют в продолжение всего остатка дня по очереди все члены семьи. Когда кончают все взрослые, их место занимают дети и в свою очередь продолжают бить в бубны. Во время игры на бубнах многие взрослые призывают «духов» и стараются побудить их войти в их тело… .

Также были распространены подражательные танцы, отображающие повадки зверей и птиц: «Журавль», «Журавль высматривает пищу», «Полет журавля», «Журавль осматривается», «Лебедь», «Танец чайки», «Ворон», «Бой быков (оленей)», «Танец уток», «Бой быков во время гона», «Высматривание», «Бег оленя» .

Особую роль играли торговые пляски, как вид группового брака, как пишет В. Г. Богораз, они служили с одной стороны новой связью между семьями, с другой укрепляются прежние родственные узы .

Язык, письменность и литература

См. также

  • Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

Примечания

  1. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  2. Всероссийская перепись населения 2002 года . Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 24 декабря 2009.
  3. [http://std.gmcrosstata.ru/webapi/opendatabase?id=vpn2002_pert База микроданных Всероссийской переписи населения 2002 года
  4. В. Г. Богораз. Чукчи. Ч.1. Ленинград 1934 стр.3
  5. МОНГОЛОИДНАЯ РАСА
  6. Чукотское письмо
  7. Якутское войско
  8. Описание гаплогруппы N1c1-M178
  9. БСЭ (2-издание)
  10. Блюда из кухни чукчей
  11. Пища для влюбленных северян
  12. Чукча-мореход
  13. В. Г. Богораз. Чукчи. Ч.1. Ленинград 1934 стр. 106-107
  14. Там же стр. 107-108
  15. Чукчи Сказки и легенды
  16. Этнография Камчатки
  17. Чукчи, песни и танцы
  18. также встречается наименование приморские чукчи
  19. См.подр: Н. Н. Чебоксаров, Н. И. Чебоксарова. Народы, расы, культуры. М.: Наука 1971
  20. В. Г. Богораз. Чукчи и религия. ГЛАВСЕМОРПУТИ Л., 1939 стр.76
  21. Сектор фольклора
  22. Там же стр. 95

Галерея

Ссылки

Чукчи. Историческая справка

Чукчи - самый крупный народ в группе северо-восточных палео­азиатов, к которой, кроме них, относятся коряки и ительмены. Близость чукчей (и коряков) с ительменами проявляется почти исключительно в области языка; близость между чукчами и коряками существует не только в языке, но и в различных областях материальной и духовной культуры. И чукчи и коряки делились на приморских охот­ников и на оленеводов - обитателей тундры. Следует отметить, что в хо­зяйстве, быте, культуре между оленными чукча- ми и коряками издавна существовало сходство большее, чем, например, между оленными и примор скими чукчами.

Приморские чукчи называют себя ан’калын (мн. ч. ан"калыт) - «мор­ской житель», «помор», а тундровые чукчи-оленеводы - чавчу (мн. ч. чавчуват), как и оленные коряки. Кроме того, как приморские, так и оленные чукчи называют себя лыгъоравэтлян, (мн. ч. лыгъоравэтлят), что означает «настоящий человек».

Русское название «чукча», «чукчи» происходит от упомянутого термина «чавчу».

В 1929-1930 гг., при разрешении вопроса о названиях малых народностей Севера, в качестве общего для чукчей было принято название «лыгъоравэтлян», трансформированное по-русски «луораветлан», «луора­ветланы».

Однако в статистике и во всех вообще официальных документах (за­писи в паспорте и пр.) применяют термин «чукча» (ж. р. «чукчанка»); только в Нижнеколымском районе Якутской АССР термин «луоравет­лан» привился в официальной статистике, но и там он совершенно не упо­требляется в живой речи.

Соседние с чукчами коряки называют их лыгитанн’ытан - «истин­ный иноплеменник». Это же древнее название для коряков есть и в чу­котском языке.

В обоих языках первоначальное значение термина танп’ытап было «враг», «иноплеменник».

Чукотский язык относится к группе инкорпорирующих или включаю­щих языков. Инкорпорация выражается в комплексе-слове, состоящем из двух или трех основ. Главная основа (либо глагольное сказуемое, либо именное определяемое слово) принимает все изменения в числе, па­деже, лице, наклонении и времени. Диалекты в чукотском языке отсут­ствуют, лишь морфологические особенности отличают язык западных - оленных - от языка восточных - приморских - чукчей. У первых инкор­порация сохраняется в большей степени.

Одной из особенностей чукотского языка является различие женского и мужского произношения.

Женщины произносят «ц», там где мужчины произносят «р»; например, к"рым - кцым («нет»). Можно также отметить наличие в чукотском языке многих древних словарных элементов эскимосского языка.

Характерна система счета в чукотском и корякском языках - два­дцатиричная- счет по количеству пальцев, поэтому считать буквально значит «пальчить», 20 - буквально «двадцать пальцев», 40 - «две руки, две ноги».

По переписи 1926-1927 гг. чукчей насчитывалось 12 364 человека, в том числе около 70% кочевых и около 30% оседлых. Чукчи живут только в пределах СССР. Основная масса их сосредоточена в Чукотском нацио­нальном округе Магаданской области (окружной центр - рабочий посе­лок Анадырь). В округ входят шесть районов: Анадырский, Восточной Тундры, Марковский, Чаунский, Чукотский, Иультинский. Около 300 чукчей (по переписи 1926-1927 гг.) жило в Нижнеколымском районе Якутской АССР. Около 1000 чукчей обитало в Корякском национальном округе, главным образом в районе Парапольского дола на севере Олю- торского района.

Соседи чукчей: на побережье Берингова моря- эскимосы, на юге - коряки, к западу от Колымы - якуты и единичные семьи юкагиров. С эвенами чукчи встречаются в бассейнах рр. Колымы и Анадыря. Сосе­дями чукчей являются также чуванцы, которые в прошлом были под­разделением юкагиров. Чукчи и коряки называли их, как и юкагиров, этэл (атал).

Оленные чуванцы, говорящие по-чукотски, живут в верховьях Анадыря в Марковском районе Чукотского национального округа и в настоящее время могут быть причислены к чукчам. Потомки оседлых чуванцев, говорящие по-русски, живут в ряде селений Чукотского и Ко­рякского национальных округов (Марково, Пенжино и др.). Их можно считать теперь русскими.

Территория Чукотского округа - 660.6 тыс. км 2 . Природные условия отдельных частей этой обширной территории очень различны. Отметим некоторые общие черты, присущие всей или почти всей территории. Это, прежде всего, суровость климатических условий. Нужно сказать, что, несмотря на относительно южное положение значительной части округа, климат его несравненно суровее климата Кольского полуострова, целиком лежащего за полярным кругом. Климат отличается низкими, не только зимними, но и летними температурами, что обусловлено влиянием морей, особенно Чукотского, обильного льдом в течение всего лета.

Северная часть Чукотского округа, охватывающая водоразделы и се­верный склон Анадырского хребта, протянувшегося от мыса Шелагского к зал. Креста, а также гористый Чукотский полуостров и прибрежные районы до мыса Медвежий (у Колымской губы) целиком относятся к зоне тундры. Климат этой части отличается сыростью, туманами и очень низкими температурами. В другой обширной части округа - в бассейне крупнейшей его реки Анадыря - климат, по мере удаления от Берингова моря на запад, становится все более континентальным.

В растительности бассейна Анадыря преобладают заросли кустар­ников (кедровый стланик, ольха). В горах распространены каменисто­лишайниковые тундры, а в долинах - луга и заболоченные простран­ства. По речным долинам, за исключением среднего и нижнего течения Анадыря, встречаются даже лиственные леса (тополь, береза). Хвойные леса (лиственница) встречаются и в верховьях Анадыря и по р. Майну. Таким образом, несколько условно можно считать, что описываемая область принадлежит к зоне лесотундры, за исключением районов, рас­положенных к северу от Анадырского лимана, где находятся только тундры.

Территория к западу от хр. Гыдан и Анадырского плато - горные области в бассейне правых притоков Колымы (Омолона, Большого и Ма­лого Анюя) - отличается еще большей континентальностыо климата и относится преимущественно к лесотундре и к горнотаежной полосе лесной зоны.

Промысловая наземная фауна округа представлена не только тундро­выми зверями и птицами - такими, например, как белый и, реже, голубой песец, полярный волк, северный олень, куропатка (последние два вида встречаются также в лесной зоне), но и лесными: белкой, горностаем, лосем, лисицей, бурым медведем, заходящим в тундру, росомахой, живущей пре­имущественно в лесотундре, но забегающей в тундру и в тайгу. Встречаются также представители горной фауны (баран, почти уже истребленный) и реликтовые степные (суслик-еврашка). Богато представлены морские млекопитающие: кит, белуха, касатка, морж (тихоокеанский), разные виды тюленей (нерпа, лахтак), сивуч. На побережье водятся белые мед­веди. Из морских рыб следует отметить треску и проходных лососевых, крупный ход которых, впрочем, наблюдается лишь у Анадыря и южнее. В пресноводной рыбной фауне преобладают лососевые (сиги, нельма и другие в бассейне Колымы; хариусы - в реках и озерах более восточ­ных районов).

По своему хозяйству и образу жизни чукчи совсем недавно делились на две основные группы: оленеводов - чаучу (чавчу) и приморских охотников на морского зверя (ан’калыт).

Они подразделялись на несколько территориальных групп: 1) за- паднотундровские чукчи; расселены были в Нижне-Колымском районе Якутской АССР; 2) малоанюйские чукчи; кочевали между Анюем и Ледовитым океаном, летом выходили к берегу моря; 3) омолонские чукчи; кочевали по р. Омолону и его правым притокам ниже р. Мо- лонды, к морю никогда, не выходили; 4) чау некие чукчи; кочевали близ Чаунской губы и мыса Шмидта; 5) амгуэмские чукчи; кочевали по р. Амгуэме; 6) чукчи Чукотского полуострова; расселены были на территории к востоку от линии, соединяющей зал. Креста и Колючин- скуюгубу; эта группа больше других была связана с приморскими чук­чами; 7) онмыленские (внутренние) чукчи; кочевали по левым притокам р. Анадыря: Белой, Танюреру и Канчалану, а также по верховьям Анадыря, где чукчи смешались с ассимилированными ими чуванцами;

туманские или вилюнейские чукчи; расселены были по р. Великой и по берегу моря южнее устья Анадыря. К этой же группе относились чукчи, жившие на территории расселения коряков, а также небольшая группа чукчей бассейна р. Майна.

Поселки приморских чукчей на побережье Берингова моря распола­гались от мыса Дежнева до р. Хатырки. Несколько западнее бухты Про­видения, от с. Серинек (русское произношение Сиреники) до прол. Сенявина, чукотские поселки прерывались поселками эскимосов. В ряде поселков население смешанное, чукотско-эскимосское. На побе­режье Ледовитого океана приморские чукчи жили от пос. Уэлена до мыса Шелагский (Эрри), с перерывами между устьями рр. Ванкарэма и Амгуэмы. Как правило, приморские поселки располагались на выдающихся в море мысах или косах (Яндагай, Нунямо, Уэлен и т. д.), т. е. там, где обильнее встречается крупный морской зверь. Селения эти прежде были очень мелки: в них было от 2 до 20 яранг (жилищ). За по­следнее время в связи с коллективизацией наблюдается укрупнение поселков. Особенно интенсивно этот процесс проходит в Чукотском районе.

Вопрос о происхождении чукчей неразрывно связан с проблемой происхождения эскимосов. В этнографической литературе широко распространена наиболее полно разработанная русским исследователем В. Г. Богоразом теория, согласно которой в прошлом существовала непосредственная связь между палеоазиатскими племенами северо-восточной Азии и индей­цами северо-западной Америки. Согласно этой теории, эскимосы явля­ются в области Берингова моря сравнительно недавними пришельцами, словно клином разделившими палеоазиатов и индейцев. Эта теория «эскимосского клина» вызывает целый ряд возражений. Археологиче­ские, исторические и лингвистические материалы рисуют нам более широкое распространение населения, не знавшего оленеводства, жившего оседло в полуподземных жилищах, занимавшегося преимущественно охотой на морского зверя, - населения, в котором можно видеть предков эскимосов.

В культуре чукчей, в первую очередь приморских, мы нахо­дим много элементов, характерных для эскимосов. Выше было указано на черты общности в эскимосском и чукотском языках. Антропологи­ческие данные также свидетельствуют об общей основе в формировании чукчей и эскимосов и противоречат, таким образом, теории «эскимосского клина».

Если учесть очень большую близость чукчей и коряков и по культуре и по языку, можно предположить, что область формирования чукотско- корякской группы лежала южнее современной территории их расселения. Отсюда предки чукчей распространялись на север, ассимилируя эски­мосов и в свою очередь сами испытывая влияние эскимосского языка и куль­туры.

В фольклоре чукчей отражены столкновения между чукчами и азиат­скими эскимосами, между чукчами и коряками. Хотя даже приблизитель­ная датировка чукотских сказаний затруднена, все же В. Г. Богораз считает сказания о чукотско-эскимосских столкновениях более древними, чем о корякско-чукотских: первые сказания сохранились менее отчетливо и ярко, в них отсутствуют имена собственные. В этих сказаниях чукчи чаще всего выступают как оленеводы. Они совершают набеги на эскимо­сов, захватывают у них добычу - морских животных и пленников, кото­рых заставляют пасти своих оленей.

Археологические раскопки С. И. Руденко на [побережье в 1945 г. и раскопки А. П. Окладникова у мыса Баранова в 1946 г., а также топонимика свидетельствуют о том, что территорию от мыса Шмидта до мыса Дежнева занимали в древнее время эскимосы. Сейчас на большей части этой территории живут чукчи. Повидимому, происходил процесс слияния обеих групп, сопровождавшийся победой чукотского языка над эскимосским. В результате этого образовались современные приморские чукчи, экономика, культура и быт которых носит следы эскимосского влияния.

Так, можно предполагать, что способы и приемы охоты на мор­ского зверя, орудия этой охоты были заимствованы чукчами у эскимосов. В области верований нужно отметить совпадение многих распространен­ных прежде обрядов и праздников у приморских чукчей с эскимосскими, сюда относятся: жертвоприношения морю для удачи в промысле, праздник

Кэрэткун"а- духа-хозяина моря (у эскимосов-Канак"а, или «Боль­шой женщины»), «праздник байдар», «праздник голов», китовый празд­ник и т. д.

Из многочисленных чукотских сказаний о столкновениях с коряками видно, что целью набега чукчей на коряков был захват оленьих стад. Частые столкновения между чукчами и коряками подтверждаются и исто­рическими документами XVIII и начала XIX вв.

Взаимоотношения чукчей с соседними народами не ограничивались столкновениями. Большое место занимал одновременно и межплеменной обмен. По преданиям, в Уэлене и в Наукане происходили встречи чукчей и эскимосов для обмена; обе стороны являлись в полном вооружении и предлагали друг другу предметы обмена на концах копий или обмени­вались ими с обнаженными ножами в руках. Обмен происходил между эски­мосами Аляски и о. св. Лаврентия, с одной стороны, и приморскими чук­чами и азиатскими эскимосами - с другой. Американские эскимосы нуждались в шкурах оленей и в одежде из шкур. Оленные чукчи через азиатских эскимосов выменивали у них ворвань, шкуры моржа, морского зайца и речного бобра, ремни. В тундре у чукчей происходил широкий обмен с коряками, юкагирами и эвенами.

Русские впервые столкнулись с чукчами в середине XVII в. В 1642 г. казак Иван Ерастов с товарищами встретил чукчей к западу от Колымы на р. Алазее.

В 1644 г. был основан Нижнеколымский, а в 1649 г. Анадырский остроги. Отсюда казаки впоследствии вошли в непосредственное сопри­косновение с чукчами. Вместе со служилыми людьми проникали на северо-восток промышленные и торговые люди.

Попытки обложить чукчей ясаком окончились неудачно, так как территория расселения чукчей была бедна пушниной, а сбор ясака в тундре с кочевого населения представлял большие трудности. Во второй половине XVIII в. правительство отказалось совсем от насильственного обложения чукчей ясаком: походы в места обитания чукчей - в совершенно не из­вестные и труднодоступные тундры вызывали большие материальные расходы и не оправдывались какими-либо экономическими выгодами. В 1770 г. была ликвидирована Анадырская крепость, содержание ко­торой с 1710 до 1764 г. обошлось в 1381 тыс. руб., а доставленный через нее за это время ясак оценивался всего в 29 тыс. руб. С открытием морского пути на Камчатку Анадырский острог потерял и свое транзит­ное значение.

Последние десятилетия XVIII и начало XIX в. характеризуются установлением торговых отношений русских с чукчами, в которых были заинтересованы сами чукчи. Русские товары (особенно котлы и другие железные изделия), табак пользовались у чукчей большим спросом. Архив­ные источники свидетельствуют, что западные чукчи-оленеводы неодно­кратно обращались к местной администрации с просьбами о развертывании торговли.

К концу XVIII в. относится возникновение первых русско-чукотских ярмарок, которые просуществовали до самой революции. В 1788 г. было положено начало Анюйской ярмарке (на р. Анюй, в с. Островном), сыгравшей большую роль в развитии торговых отношений на всем северо- востоке. Быстрый рост ее оборотов, достигших уже в 1822 г. 200 тыс. руб. ассигнациями, объясняется тем, что в торговые отношения были втянуты не только чукчи-оленеводы, но и оседлое население Чукотки - приморские чукчи и эскимосы, а через них и эскимосы Аляски. Таким образом, в обмен­ные отношения было втянуто население громадной территории в несколько тысяч километров. Позже возникло еще несколько русско-чукотских ярмарок: Туманская (на притоке Анадыря - Майне), Марковская (на Анадыре), Чукотская (восточнее с. Пенжино) и др. Основными едини­цами обмена в русско-чукотской торговле служили: с русской стороны табак и котлы, с чукотской - красная лисица. Все остальные товары исчислялись в этих единицах.

Одновременно с организацией торговли царская администрация ста­ралась обложить чукчей ясаком и этим путем окончательно подчинить их своему влиянию. Стремясь привлечь на свою сторону чукчей, местные власти действовали очень осторожно. Ясак платился на началах добро­вольности, причем уплата его поощрялась подарками. Ежегодно казна отпускала местной администрации некоторую сумму на покупку различ­ных товаров (табака, котлов, ножей). Товары эти привозили на ярмарку и дарили чукчам, добровольно платившим ясак.

После установления добрососедских отношений с русскими, чукчам не чинилось больше препятствий к расширению территорий их кочева­ний. Поэтому с начала XIX в. чукчи стали постепенно распространяться на запад и юго-запад на территории, населенные прежде юкагирами. Вызывалось это сильным ростом чукотского оленеводства, требовавшего новых пастбищ.

По «Уставу об управлении инородцев» 1822 г. чукчи были отнесены к особому разделу «инородцев, несовершенно зависящих от правитель­ства», которые «управляются и судятся по своим обычаям и обрядам» и платят дань «по собственному их произволу как в количестве, так и в ка­честве».

К концу 50-х годов XIX в. относится организация среди чукчей «родо­вого управления». Колымский исправник Г. Майдель, известный впослед­ствии как исследователь чукчей, разделил их на «роды» и назначил в каж­дом «роде» князьца, стремясь таким образом использовать зажиточ­ную верхушку чукчей для сбора ясака. Еще в начале XX в. потомки князьцов сохраняли кортики, медали и тому подобные знаки отличия, выданные их предкам. Но эти мероприятия не дали ожидаемых результа­тов, чукчи не признавали власти назначенных князьцов и не платили ясак.

Приморские чукчи известны по историческим документам с 1648 г., со времени плавания Семена Дежнева. В XVIII и XIX вв. у них неоднократно бывали русские казаки, посылавшиеся из Анадырского острога, а также русские путешественники и мореплаватели, топографы, купцы и др. В 50-х годах XIX в. в морях, омывающих Чукотский полуостров, по­являются американские промышленники - китобои, которые одновре­менно с морским промыслом занимаются и торговлей с местным насе­лением (приморскими чукчами и эскимосами). Проникновение американцев на Чукотку имело разрушающее влияние на хозяйство приморского насе­ления. Производимая в больших размерах торговля спиртом и массо­вое уничтожение наиболее ценных объектов местного промысла - китов и моржей - сказались губительно на благосостоянии приморских чукчей и эскимосов.

В последние десятилетия XIX в. царское правительство предприни­мает некоторые шаги для изгнания иностранцев. В 1889 г. на Анадыре открывается специальный административный Мариинский пост. Поощряет­ся развитие на Чукотке русской торговли, и русское купечество начинает успешно конкурировать с иностранцами. Налаживается также добыча угля, главным образом для пароходов. Так продолжалось до первой мировой войны. Военные годы сопровождались значительным наплывом на Чукотку мелких, преимущественно иностранных торговцев. На побережьях Ледовитого океана и Берингова пролива появилось много английских, американских, йорвежских и других китобоев и торговцев, спаивавших и обиравших коренное население. Удалены были они оттуда только после установления советской власти на Чукотке.

Место проживания - Республика Саха (Якутия), Чукотский и Корякский автономные округа.

Язык, диалекты. Язык - чукотско-камчатская семья языков. В чукотском языке различают восточный, или уэленский (легший в основу литературного языка), западный (певекский), энмыленский, нунлингранский и хатырский диалекты.

Происхождение, расселение. Чукчи - древнейшие обитатели континентальных областей крайнего северо-востока Сибири, носители внутриматериковой культуры охотников на диких оленей и рыбаков. Неолитические находки на реках Экытикывээм и Энмывээм и озере Эльгытг относятся ко второму тысячелетию до н. э.

К первому тысячелетию н. э., имея прирученных оленей и частично перейдя к оседлому образу жизни на морском побережье, чукчи установили контакты с эскимосами. Переход к оседлости наиболее интенсивно происходил в XIV–XVI веках после проникновения в долины Колымы и Анадыря юкагиров, захвативших места сезонной охоты на . Эскимосское население побережий Тихого и Ледовитого океанов континентальные охотники-чукчи частично вытеснили в другие прибрежные районы, частично ассимилировали. В XIV–XV веках в результате проникновения юкагиров в долину Анадыря произошло территориальное отделение чукчей от , связанных с последними общностью происхождения.

По роду занятий чукчи подразделялись на оленных (кочевых, но продолжающих охотиться), сидячих (оседлых, имеющих небольшое количество прирученных оленей, охотников на диких оленей и морских животных) и пеших (оседлых охотников на морского зверя и диких оленей, не имеющих оленей).

К XIX веку сформировались основные территориальные группы. Среди оленных (тундровых) - индигирско-алазейская, западноколымская и другие; среди морских (береговых) - группы Тихоокеанского, Берингоморского побережий и побережья Ледовитого океана.

Самоназвание. Название народа, принятое в административных документах XIX–XX веков, происходит от самоназвания тундровых чукчей чаучу , чавчавыт - "богатый оленями". Береговые чукчи называли себя анк’альыт - "морской народ" или рам’аглыт - "прибрежные жители". Выделяя себя из числа других племен, употребляют самоназвание лыо’равэтлян - "настоящие люди". (В конце 1920-х годов название "луораветланы" бытовало в качестве официального.)

Письменность с 1931 года существует на латинской, а с 1936 года - на русской графической основе.

Промыслы, орудия промыслов и орудия труда, средства передвижения. Издавна сложилось два типа хозяйства. Основу одного составляло оленеводство, другого - морской зверобойный промысел. Рыболовство, охота и собирательство носили вспомогательный характер.

Крупнотабунное пастушеское оленеводство развилось лишь к концу XVIII века. В XIX веке стадо насчитывало, как правило, от 3–5 до 10–12 тысяч голов. Оленеводство тундровой группы имело в основном мясное и транспортное направление. Оленей выпасали без пастушеской собаки, в летнее время - на побережье океана или в горах, а с наступлением осени продвигались в глубь материка к границам леса на зимние пастбища, где по мере надобности совершали перекочевки на 5–10 километров.

Во второй половине XIX века хозяйство абсолютного большинства чукчей сохраняло в основном натуральный характер. К концу XIX века увеличился спрос на продукты оленеводства, особенно у оседлых чукчей и азиатских эскимосов. Расширение торговли с русскими и иностранцами со второй половины XIX века постепенно разрушало натуральное оленеводческое хозяйство. С конца XIX - начала ХХ века в чукотском оленеводстве отмечалось имущественное расслоение: обедневшие оленеводы становились батраками, у богатых владельцев росло поголовье; обзаводилась оленями и зажиточная часть оседлых чукчей и эскимосов.

Береговые (оседлые) традиционно занимались морским зверобойным промыслом, достигшим к середине XVIII века высокого уровня развития. Охота на тюленей, нерп, лахтаков, моржей и китов давала основные продукты питания, прочный материал для изготовления байдар, охотничьих орудий, некоторых видов одежды и обуви, предметов быта, жир для освещения и отопления жилища. На моржей и китов охотились в основном в летне-осенний, на тюленей - в зимне-весенний период. Китов и моржей добывали коллективно, с байдары, а тюленей - индивидуально.

Орудия охоты состояли из разных по размерам и назначению гарпунов, копий, ножей и пр.

С конца XIX века на внешнем рынке бурно рос спрос на шкуры морских животных, что в начале ХХ века привело к хищническому истреблению китов и моржей и существенно подорвало экономику оседлого населения Чукотки.

И оленные, и береговые чукчи рыбу ловили сетями, сплетенными из китовых и оленьих сухожилий или из кожаных ремней, а также сачками и удилами, летом - с берега или с байдар, зимой - в проруби.

Горных баранов, лосей, белых и бурых медведей, росомах, волков, лисиц и песцов вплоть до начала XIX века добывали луком со стрелами, копьем и ловушками; водоплавающую дичь - с помощью метательного орудия (бола ) и дротиков с метательной дощечкой; гаг били палками; на зайцев и куропаток ставили петли-ловушки.

В XVIII веке каменные топоры, наконечники копий и стрел, костяные ножи были почти полностью заменены на металлические. Со второй половины XIX века покупали или выменивали ружья, капканы и пасти. В морском зверобойном промысле к началу ХХ века стали широко применять огнестрельное китобойное оружие и гарпуны с бомбами.

Женщины и дети собирали и заготавливали съедобные растения, ягоды и коренья, а также семена из мышиных нор. Для выкапывания корней пользовались особым орудием с наконечником из рога оленя, который позже был сменен на железный.

У кочевых и оседлых чукчей развились кустарные ремесла. Женщины выделывали мех, шили одежду и обувь, плели сумки из волокон кипрея и дикой ржи, делали мозаику из меха и тюленьей кожи, вышивали подшейным волосом оленя, бисером. Мужчины обрабатывали и художественно резали кость и моржовый клык. В XIX веке возникли косторезные объединения, которые продавали свои изделия.

Оленьи кости, моржовое мясо, рыбу, китовый жир дробили каменным молотком на каменной плите. Кожу выделывали каменными скребками; съедобные корни выкапывали костяными лопатами и мотыгами.

Непременной принадлежностью каждой семьи был снаряд для добывания огня в виде доски грубой антропоморфной формы с углублениями, в которых вращалось лучковое сверло (огнивная доска). Огонь, добытый таким способом, считался священным и мог передаваться родственникам только по мужской линии. В настоящее время лучковые сверла хранят как культовую принадлежность семьи.

Домашняя утварь кочевых и оседлых чукчей скромна и содержит лишь самые необходимые предметы: различного вида чашки собственного изготовления для бульона, большие деревянные блюда с низкими бортами для отварного мяса, сахара, печенья и пр. Ели в пологе, сидя вокруг столика на низких ножках или непосредственно вокруг блюда. Мочалкой из тонких древесных стружек вытирали руки после еды, сметали остатки пищи с блюда. Посуду хранили в ящичке.

Основным средством передвижения по санному пути были олени, запряженные в нарты нескольких видов: для перевозки груза, посуды, детей (кибитка), жердей остова яранги. По снегу и льду ходили на лыжах-"ракетках"; по морю - на одноместных и многоместных байдарах и вельботах. Гребли короткими однолопастными веслами. Оленные, в случае необходимости, строили плоты или выходили в море на байдарах зверобоев, а те использовали их ездовых оленей.

Способ передвижения на собачьих упряжках, запряженных "веером", чукчи позаимствовали у эскимосов, цугом - у русских. "Веером" обычно запрягали 5–6 собак, цугом - 8–12. Запрягали собак и в оленьи нарты.

Жилища. Стойбища кочевых чукчей насчитывали до 10 яранг и были вытянуты с запада на восток. Первой с запада ставили ярангу главы стойбища.

Яранга - шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,7 до 7–8 метров, похожий на . Деревянный остов покрывали шкурами оленей, сшитыми обычно в два полотнища. Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Свободные концы ремней в нижней части привязывали к нартам или тяжелым камням, что обеспечивало покрытию неподвижность. В ярангу входили между двумя половинами покрытия, откидывая их в стороны. Для зимы шили покрытия из новых шкур, для лета использовали прошлогодние.

Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием.

Напротив входа, у задней стенки яранги, устанавливали спальное помещение (полог) из шкур в виде параллелепипеда.

Форма полога поддерживалась благодаря шестам, пропущенным через множество петель, пришитых к шкурам. Концы шестов опирались на стойки с развилками, а задний шест крепился к каркасу яранги. Средний размер полога - 1,5 метра в высоту, 2,5 метра в ширину и около 4 метров в длину. Пол застилали циновками, поверх них - толстыми шкурами. Постельное изголовье - два продолговатых мешка, набитых обрезками шкур, - находилось у выхода.

Зимой, в периоды частых перекочевок, полог делали из самых толстых шкур мехом внутрь. Укрывались одеялом, сшитым из нескольких оленьих шкур. Для изготовления полога требовалось 12–15, для постелей - около 10 больших оленьих шкур.

Каждый полог принадлежал одной семье. Иногда в яранге бывало два полога. Каждое утро женщины снимали полог, раскладывали на снегу и выбивали колотушками из рога оленя.

Изнутри полог освещался и отапливался жирником. Для освещения жилищ береговые чукчи применяли китовый и тюлений жир, тундровые - вытопленный из раздробленных оленьих костей жир, горевший без запаха и копоти в каменных лампах-жирниках.

За пологом, у задней стенки шатра, хранили вещи; у боковых, с двух сторон от очага, - продукты. Между входом в ярангу и очагом имелось свободное холодное место для различных нужд.

У приморских чукчей в XVIII–XIX веках было два типа жилищ: яранга и полуземлянка. Яранги сохраняли конструктивную основу жилища оленных, но каркас сооружали как из дерева, так и из костей кита. Это делало жилище устойчивым к натиску штормовых ветров. Покрывали ярангу моржовыми шкурами; дымового отверстия у нее не было. Полог делали из большой моржовой шкуры до 9–10 метров в длину, 3 метра в ширину и 1,8 метра в высоту, для вентиляции в его стенке имелись отверстия, которые закрывали пробками из меха. По обеим сторонам полога в больших мешках из шкур тюленей хранили зимнюю одежду и запасы шкур, а внутри вдоль стен протягивали ремни, на которых сушили одежду и обувь. В конце XIX века приморские чукчи в летнее время покрывали яранги парусиной и другими прочными материалами.

В полуземлянках жили в основном зимой. Тип и конструкцию их заимствовали у эскимосов. Каркас жилища сооружали из китовых челюстей и ребер; сверху покрывали дерном. Четырехугольное входное отверстие располагали сбоку.

Одежда. Одежда и обувь тундровых и береговых чукчей не имели существенных различий и были почти идентичны эскимосским.

Зимнюю одежду шили из двух слоев оленьих шкур мехом внутрь и наружу. Береговые также использовали прочную, эластичную, практически непромокаемую кожу тюленей для пошива штанов и весенне-летней обуви; из кишок моржа делали плащи и камлейки. Из старых продымленных покрытий яранги, не деформирующихся под воздействием влаги, оленные шили штаны и обувь.

Постоянный взаимный обмен продуктами хозяйства позволял тундровым получать обувь, кожаные подошвы, ремни, арканы, сделанные из шкур морских млекопитающих, а береговым - оленьи шкуры для зимней одежды. Летом носили выношенную зимнюю одежду.

Чукотская глухая одежда подразделяется на повседневно бытовую и празднично-обрядовую: детскую, молодежную, мужскую, женскую, стариковскую, ритуально-похоронную.

Традиционный комплект чукотского мужского костюма состоит из кухлянки, подпоясанной ремнем с ножом и кисетом, камлейки из ситца, надеваемой поверх кухлянки, дождевика из моржовых кишок, штанов и различных головных уборов: обычной чукотской зимней шапки, малахая, капюшона, легкой летней шапки.

Основа женского костюма - меховой комбинезон с широкими рукавами и короткими, до колен, штанами.

Типичная обувь - короткие, до колен, торбаса нескольких видов, сшитые из шкур нерпы шерстью наружу с поршневой подошвой из кожи лахтака, из камуса с меховыми чулками и травяными стельками (зимние торбаса); из нерпичьей шкуры или из старых, продымленных покрытий яранги (летние торбаса).

Пища, ее заготовка. Традиционная пища тундровых людей - оленина, береговых - мясо и жир морских животных. Мясо оленей ели мороженым (в мелко нарубленном виде) или слабо отваренным. Во время массового забоя оленей заготовляли содержимое оленьих желудков, проварив его с кровью и жиром. Употребляли также свежую и мороженую кровь оленя. Готовили супы с овощами и крупой.

Приморские чукчи особенно сытным считали мясо моржа. Заготовленное традиционным способом, оно хорошо сохраняется. Из спинной и боковых частей туши вырезают квадраты мяса вместе с салом и шкурой. В вырезку закладывают печень и другие очищенные внутренности. Края сшивают кожей наружу - получается рулет (к’опалгын-кымгыт ). Ближе к холодам его края стягивают еще сильнее, чтобы предотвратить чрезмерное закисание содержимого. К’опалгын едят в свежем, подкисшем и мороженом виде. Свежее моржовое мясо варят. В сыром и вареном виде едят мясо белухи и серого кита, а также их кожу со слоем жира.

В северных и южных районах Чукотки большое место в рационе занимают , хариус, навага, нерка, камбала. Из крупных лососевых заготавливают юколу. Многие чукчи-оленеводы вялят, засаливают, коптят рыбу, солят икру.

Мясо морских зверей очень жирное, поэтому к нему требуются растительные добавки. Оленные и приморские чукчи традиционно употребляли в пищу много дикорастущих трав, корней, ягод, морской капусты. Листья карликовой ивы, щавель, съедобные корни замораживали, квасили, смешивали с жиром, кровью. Из корней, толченных с мясом и моржовым жиром, делали колобки. Из привозной муки издавна варили каши, жарили лепешки на тюленьем жире.

Социальная жизнь, власть, брак, семья. К XVII–XVIII векам основной общественно-экономической единицей была патриархальная семейная община, состоявшая из нескольких семей, имевших единое хозяйство и общее жилище. В состав общины входило до 10 и более взрослых мужчин, связанных узами родства.

У береговых чукчей производственные и социальные связи складывались вокруг байдары, размер которой зависел от количества членов общины. Во главе патриархальной общины стоял старшина - "лодочный начальник".

У тундровых патриархальная община объединялась вокруг общего стада, ее также возглавлял старшина - "силач". К концу XVIII века вследствие увеличения численности оленей в стадах возникла необходимость дробления последних в целях более удобного выпаса, что привело к ослаблению внутриобщинных связей.

Оседлые чукчи жили в поселках. На общих участках селилось несколько родственных общин, каждая из которых размещалась в отдельной полуземлянке. Кочевые чукчи жили на стойбище, также состоящем из нескольких патриархальных общин. Каждая община включала две - четыре семьи и занимала отдельную ярангу. 15–20 стойбищ образовывали круг взаимопомощи. У оленных существовали и патрилинейные родственные группы, связанные кровной местью, передачей ритуального огня, обрядами жертвоприношений, и начальная форма патриархального рабства, исчезнувшая вместе с прекращением войн против соседних народов.

В XIX веке традиции общинной жизни, групповой брак и левират продолжали сосуществовать, несмотря на появление частной собственности и имущественного неравенства. К концу XIX века большая патриархальная семья распалась, ее заменила малая семья.

Религия. В основе религиозных верований и культа - анимизм, промысловый культ.

Структура мира у чукчей включала три сферы: земную твердь со всем сущим на ней; небеса, где живут предки, умершие достойной смертью во время сражения или выбравшие добровольную смерть от руки родственника (у чукчей старики, не способные промышлять, просили ближайших родственников лишить их жизни); подземный мир - обиталище носителей зла - кэле , куда попадали люди, умершие от болезни.

По поверью, промысловыми угодьями, отдельными местами обитания людей ведали мистические существа-хозяева, им приносились жертвы. Особая категория благодетельных существ - домашние покровители, в каждой яранге хранились ритуальные фигурки и предметы.

Система религиозных представлений породила соответствующие культы у тундровых, связанные с оленеводством; у береговых - с морем. Были и общие культы: Наргынэн (Природы, Вселенной), Рассвета, Полярной звезды, Зенита, созвездия Пэгиттин, культ предков и т. д. Жертвоприношения носили общинный, семейный и индивидуальный характер.

Борьба с болезнями, затяжными неудачами в промысле и оленеводческом хозяйстве была уделом шаманов. На Чукотке их не выделяли в профессиональную касту, на равных они участвовали в промысловой деятельности семьи и общины. От других членов общины шамана отличало умение общаться с духами-покровителями, разговаривать с предками, имитировать их голоса, впадать в состояние транса. Основной функцией шамана было врачевание. Он не имел специального костюма, его главным ритуальным атрибутом был бубен. Шаманские функции мог выполнять глава семьи (семейное шаманство).

Праздники. Основные праздники были связаны с хозяйственными циклами. У оленных - с осенним и зимним забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летние пастбища и возвращением. Праздники приморских чукчей близки эскимосским: весной - праздник байдары по случаю первого выхода в море; летом - праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей; осенью - праздник хозяина морских животных. Все праздники сопровождали состязания в беге, борьбе, стрельбе, подпрыгивании на шкуре моржа (прообраз батута), в гонках на оленях и собаках; танцы, игра на бубнах, пантомима.

Кроме производственных были семейные праздники, связанные с рождением ребенка, выражением начинающим охотником благодарности по случаю удачного промысла и т. п.

Обязательны при проведении праздников жертвоприношения: оленей, мяса, фигурок из оленьего жира, снега, дерева (у оленных чукчей), собак (у морских).

Христианизация почти не затронула чукчей.

Фольклор, музыкальные инструменты. Основные жанры фольклора - мифы, сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы. Главный персонаж мифов и сказок - Ворон (Куркыль ), демиург и культурный герой (мифический персонаж, который дает людям различные предметы культуры, добывает огонь, как Прометей у древних греков, учит охоте, ремеслам, вводит различные предписания и правила поведения, ритуалы, является первопредком людей и творцом мира). Распространены также мифы о браке человека и животного: кита, белого медведя, моржа, тюленя.

Чукотские сказки (лымн’ыл ) подразделяются на мифологические, бытовые и сказки о животных.

Исторические предания повествуют о войнах чукчей с эскимосами, русскими. Известны также мифологические и бытовые предания.

Музыка генетически связана с музыкой , эскимосов и юкагиров. Каждый человек имел, по меньшей мере, три "персональные" мелодии, сочиненные им в детстве, в зрелом возрасте и в старости (чаще, правда, детскую мелодию получали в подарок от родителей). Возникали и новые мелодии, связанные с событиями в жизни (выздоровлением, прощанием с другом или возлюбленной и т. п.). Исполняя колыбельные песни, издавали особый "курлыкающий" звук, напоминающий голос журавля или важенки.

У шаманов были свои "персональные напевы". Они исполнялись от имени духов-покровителей - "песни духов" и отражали эмоциональное состояние поющего.

Бубен (ярар ) - круглый, с рукояткой на обечайке (у береговых) или с крестовидной держалкой на тыльной стороне (у тундровых). Различают мужскую, женскую и детскую разновидности бубна. Шаманы играют на бубне толстой мягкой палочкой, а певцы на праздниках - тонкой палочкой из китового уса. Бубен являлся семейной святыней, его звучание символизировало "голос очага".

Другой традиционный музыкальный инструмент - пластинчатый варган (ванныярар ) - "ротовой бубен" из березовой, бамбуковой (плавун), костяной или металлической пластинки. Позднее появился дуговой двуязычковый варган.

Струнные инструменты представлены лютнями: смычковой трубчатой, выдолбленной из цельного куска дерева, и коробчатой. Смычок делали из китового уса, бамбуковых или тальниковых лучинок; струны (1–4) - из жильных ниток либо кишок (позднее из металла). На лютнях в основном играли песенные мелодии.

Современная культурная жизнь. В национальных селах Чукотки до восьмого класса изучают чукотский язык, но в целом национальной системы образования нет.

На чукотском языке печатается приложение "Мургин нутэнут" к окружной газете "Крайний Север", Гостелерадиокомпания готовит программы, проводит фестиваль "Эй нет" (горловое пение, поговорки и др.), телеобъединение "Энер" снимает фильмы на чукотском языке.

Проблемами возрождения традиционной культуры занимаются чукотская интеллигенция, Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки, этнокультурное общественное объединение "Чычеткин вэтгав" ("Родное слово"), Союз каюров Чукотки, Союз морских зверобоев и др.