Почему стихи Есенина нельзя относить только лишь к «пейзажной лирике»? «Мое понимание пейзажной лирики Есенина

Творческое наследие Есенина пользуется большой востребованностью и в России, и за рубежом. Он оставил богатое поэтическое наследие. Особенно блистательно и многогранно его гений раскрылся в лирике. Стихи Есенина пропитаны невероятной чуткостью, гуманностью и живописностью.

Русская лирика немыслима без изображения природы. Не обошел стороной эту тему и Сергей Александрович, но добавил в свою «пейзажную лирику» особенную черту: сокровенную и всепоглощающую любовь к родной стране.
Родившись в селе Константиново, поэт видел и созерцал все великолепие родных просторов, которые пленят своей необъятностью и величественностью. Как говорил сам автор: «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине». Есенинская природа — это слияние гармонии и красоты мироздания, способное залечить раны человеческой души.

Однако о каком бы пейзаже ни писал в своей лирике автор, он неуклонно возвращается к темам родной страны и патриотизма, любви, теме поэта и поэзии. Именно поэтому его стихи нельзя отнести только лишь к «пейзажной лирике». Сергей Есенин — народный поэт, а родная земля для него - вдохновение и панацея, но не только она будоражит его воображение. Например, все мы помним «Письмо к женщине», где лирический герой описывает свои сложные отношения с возлюбленной. Также интересна поэма «Черный человек», где автор живописует внутренний конфликт.

Стихи Есенина — это картины-образы, которые прививают нам не только любовь к своей Отчизне, но и мудрость, патриотизм и чувственность. Все эти качества можно подчерпнуть в его разносторонней лирике.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение

Мы все любим родную природу. Наверное, мы рождаемся с этим чувством, ведь человек - часть природы, а как можно не любить и не восхищаться тем, частью чего являешься ты сам? Мы можем часами любоваться красотой заходящего солнца, восхищаться необыкновенными красками, которыми окрашивается мир летним утром, с замиранием сердца вглядываться в звездное ночное небо, вслушиваться в шум дождя за окном и шелест травы. Но для того, чтобы рассказать о красоте окружающего мира людям, мало просто видеть и чувствовать ее, нужно обладать настоящим талантом. Именно таким талантом обладал С. А. Есенин.

Пейзажная лирика поэта наполнена звуками и запахами его любимого «задумчивого и нежного» края - средней полосы России: шумят тростники, « кадит черемуховый дым », «вода шумит за мельницей крылатой», «сонный сторож стучит… колотушкой», где-то вдалеке слышится песнь соловья. В стихотворениях Есенина отразились его личные настроения, и потому природа в них так переменчива: то весела, то грустна, то плачет, то смеется, то приговаривает, то звенит и поет. Но чаще всего поэта «грусть вечерняя» «волнует непреодолимо», что делает его произведения не-обыкновенно лиричными и проникновенными.

Природа родного края звенит, как натянутая струна, душа поэта звенит от пронзительной любви к родному уголку. Колокольчиком дразнил девичий смех, раздается «белый перезвон» берез, вызванивают ивы, «со звонами» плачут глухари, а сам поэт бродят в «чаще звонкой» и, поклоняясь родным корням, тихо молится « под звон надломленной осоки». Есенин часто рисует природу разноцветными красками. В его стихах брызжет и переливается синее, голубое, зеленое, рыжее, золотое… Вокруг расстилается мягкая зелень полей, алеет свет зари, голубеет небесный песок, синеют горы.

Пейзажи Есенина одухотворены: «дремлет взрытая дорога», которой «примечталось», что «совсем-совсем немного ждать зимы седой осталось», говорит «березовым языком» золотая роща, глядят в «розовую воду осинки, «поет» и «аукает» зима, «кудрявый сумрак за горой рукою машет белоснежной». Каждое стихотворение наполнено неповторимыми запоминающимися образами, удивляющими своей новизной. Читая стихотворения Есенина, мы всегда с удивлением отмечаем что-то новое, чувствуется его необычный взгляд на привычные вещи и предметы. Природа изображена сияющей, многоликой: «загорелась зорька красная… полоса явилась ясная в… блеске золотом», «блестит роса на крапиве», «рыжий месяц жеребенком » запрягается в сани, а « седины пасмурного дня плывут, всклокоченные, мимо».

Стихотворения этого замечательного русского поэта никогда не перестанут радовать нас и притягивать своей удивительной душевностью, любовью к жизни, к родине, ко всему живому.

ТЕЗИСЫ РАБОТЫ

1. Сергій Єсенін – “дійсно народний поет”, за висловом Блока. Його народність полягає в змалюванні картин природи в його ліриці, у великій любові до Батьківщини. Поезія С.Єсеніна пронизана світлом щирої любові до всього живого на землі.

2. Художній світ творів С.Єсеніна дуже різноманітний. Аналіз його віршів підтверджує те, що він широко використовує поетичні засоби для розкриття їх ідейно-тематичного змісту. Один з них – “олюднення” неживих предметів та явищ. Прикладом є “деревинні мотиви” у віршах поета.

3. Поезії Сергія Єсеніна – це невеличкі замальовки, ліричні етюди сільського життя, розмаїття навколишньої природи. Поет мав надзвичайний талант наділення природи людськими рисами. Він відчуває себе частинкою природи, тане в ній.

4. Ритміка єсенівського вірша нагадує мелодійне багатство російської народної поезії.

5. Епітети, порівняння, метафори, уособлення – художні засоби, до яких поет прибігає майже в кожному своєму ліричному творі.

6. Художній образ має своєрідну, типово єсенівську структуру: порівняння двох предметів за спільною ознакою.

7. Вся система художніх образів поета збудована на почутті рухів і перевтілень, які відбуваються у світі на єдності людини з природою, усім живим на землі.

8. Поетизація природи, її чарівність, вміння бачити і чути все те, що оточує людину, розуміння природи – ось те, що читач відмічає у творах С.Єсеніна, що відчуває він у своїй душі, подорожуючи разом з поетом.

Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного украинского и зарубежного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, “неисчерпаемую печаль” которых умел он так эмоционально и так звонко передать. В нашу литературу Сергей Есенин вошел как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено все, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в “узком промежутке” старинных чувств и воззрений. И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина – “половодье” самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краев наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях природы – отчаянье, тлен, безысходная грусть.
Александр Блок справедливо заметил, что “гений – всегда народен. В поисках истины он может заблуждаться, ошибаться, отрицать самого себя, вчерашнего, сжигать за собой мосты для возврата в прошлое, уничтожать свои рукописи. Гений не может одного: изменить своей земле, своему народу”.
У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека Сергея Есенина, у каждого в сердце свои есенинские стихи. Все это так. Но мне особенно дороги произведения Есенина о природе. О земле русской, о ее полях и лесах, о реках и озерах, о небе и солнце, о ночи и утре, о березе и черемухе…

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затока,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Как удается поэту так необыкновенно прекрасно сказать о самом привычном явлении природы – рождении нового дня? Конечно же, на помощь приходят художественно-изобразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.… Давайте проследим, как удалось автору “влюбить” нас в утро. Вот дремлют звезды, улыбаются березки, крапива обрядилась перламутром и шаловливо шепчет: “С добрым утром!”. Все это олицетворения, помогающие представить нам неживые предметы и явления живыми существами, подобными человеку, его чувствам, эмоциям.
Краску в стихотворении плеснули эпитеты: золотые звезды, сонные березки, серебряные росы, яркий перламутр.

1.1 “Древесные мотивы” лирики в стихотворениях поэта.

Природа у Есенина антропоморфна: березки уподобляются девушкам, клен – подвыпившему сторожу, лирическому герою. Образ природы строится на ассоциациях из деревенского крестьянского быта, а мир человека раскрывается обычно через ассоциации с жизнью природы.
Центральным, всеобъемлющим понятием поэтических воззрений славян, согласно, А.Афанасьеву, является образ мирового древа или “древа жизни”, олицетворяющий собой мировую гармонию, единство всего сущего. Таков этот образ в народной поэзии, таков он и в поэтике Есенина, вот почему в центре многих стихотворений С.Есенина оказался образ дерева.
“Все от древа – вот религия мысли нашего народа… Древо – жизнь. Вытирая лицо свое о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного дерева и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей рук тень-добродетель”, - писал С.Есенин в своем поэтико-философском трактате “Ключи Марии”.
В древних мифах образ дерева был многозначен. Древо, в частности, символизировало жизнь и смерть (цветущее или сухое), древние представления о вселенной (верх – небо, низ – подземное царство, середина – земля). Древо в целом могло сопоставляться с человеком (голова – вершина, уходящая в небо, ноги – корни, ощущающие крепость в земле, раскинутые руки, подобно ветвям, обнимаю мир вокруг). Итак, древо – мифологический символ, обозначающий вселенную, гармонию вселенной.
Впрочем, для Есенина уподобление человека дереву больше, чем “религия мысли”: он не просто веровал в существование узловой связи человека с миром природы, он сам себя чувствовал частью этой природы.
Есенинский мотив “древесного романа”, выделенный М.Эпштейном, восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе. Опираясь на традиционный троп “человек-растение”, Есенин создает “древесный роман”, герои которого – клен, березы и ивы.
Очеловеченные образы деревьев обрастают “портретными” подробностями: у березы – “стан, бедра, груди, ножка, прическа, подол, косы”, у клена – “нога, голова”.

Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив
.
(“Я по первому снегу бреду…”, 1917 г.).

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

(“Зеленая прическа”, 1918г.)

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.

(“Я покинул родимый дом…”, 1918г.).

По словам М.Эпштейна, “береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения – липа, рябина, черемуха”.
Из рассмотренных 339 стихотворений С.Есенина в 199 – есть упоминание того или иного дерева.
Береза наиболее часто становится героиней его произведений – 47. Далее идут ель (17), клен (15), черемуха, ива, сосна (14), липа (11), тополь, осина (10), рябина (9), верба (8), яблоня (7), сирень (6), ракита (5), калина (4), дуб (3), ветла (3), ольха, кедр (1).
Самые сюжетно протяженные, самые значимые в поэзии Есенина это все же березы и клен. Береза в русской народной и классической поэзии является национальным символом России. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В древних языческих обрядах береза часто служила “майским деревом”, символом весны.
В стихотворении “Зашумели над затоном тростники” идет речь о важном и увлекательном действе семицко–троицкой недели – гадании на венках.

Погадала красна девица в семик.
Расплела волна венок из повилик.

Девушки плели венки и бросали их в реку. По далеко уплывшему, прибившемуся к берегу, остановившемуся или потонувшему венку, судили об ожидавшей их участи (дальнее или ближнее замужество, девичество, смерть суженого).

Ах, не выйти в жены девушке весной,
Запугал ее приметами лесной.

Радостная встреча весны омрачена предчувствием приближающейся смерти “на березке пообъедена кора”. Дерево без коры погибает, а здесь ассоциация “березка - девушка”. Мотив несчастья усиливается использованием таких образов как “мыши”, “ель”, “саван”.
В стихотворении “Зеленая прическа”(1918 г.) очеловечивание облика березы в творчестве Есенина достигает полного развития. Береза становится похожей на женщину.

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке, потому что человек здесь уподоблен дереву, а дерево – человеку.
С образом березы тесно переплетается и тема Родины. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Сила лирики поэта заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа.
Это можно увидеть в таких стихотворениях как “Белая береза”(1913 г.), “Возвращение на Родину” (1924 г.), “Неуютная жидкая лунность” (1925 г.).
Клен, в отличие от других деревьев, не имеет столь определенного, сформированного образного ядра в русской поэзии. В фольклорных традициях, связанных с древними языческими ритуалами, он не играл значимой роли. Поэтические воззрения на него в русской классической литературе в основном складываются в ХХ веке и поэтому еще не приобрели ясных очертаний.
Образ клена наиболее сформирован в поэзии С.Есенина, где он выступает как своего рода лирический герой “древесного романа”. Клен – это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, так как у него круглая крона, похожая на копну волос или на шапку. Отсюда и мотив уподобления, то первичное сходство, из которого развился образ лирического героя.

Оттого что тот старый клен
Головой на меня похож.

(“Я покинул родимый дом…”, 1918 г.)

В стихотворении “Сукин сын” (1984 г.) лирический герой грустит от ушедшей юности, которая “отшумела”,
Как подгнивший под окнами клен.
В народной поэзии гнилое или засохшее дерево – это символ горя, потери чего-то дорогого, что уже не вернуть.
Герой вспоминает свою юношескую любовь. Символом любви здесь выступает калина, с ее “горькой” семантикой, она сочетается к тому же с “желтым прудом”. Желтый цвет в суевериях народа является символом разлуки и горя. Поэтому можно сказать, что расставание с любимой девушкой уже было предначертано самой судьбой.
Клен или явор в этнологических преданиях славян дерево, в которое превращен человек (“заклят”). С.Есенин также антропоморфизирует клен, он предстает как человек со всеми присущими ему душевными состояниями и периодами жизни. В стихотворении “Клен ты мой опавший…”(1925 г.) лирический герой подобен клену своей разудалостью, он проводит параллель между собой и кленом:

И как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче что-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Даже не всегда понятно, о ком идет речь в этом стихотворении, – о человеке или дереве.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же кленом…

Напоминая клен своей “беззаботно-кудрявой головой”, тополь вместе с тем аристократически “строен и прям”. Эта стройность, устремленность ввысь является отличительной чертой тополя, вплоть до поэзии наших дней.
В произведениях Есенина тополя тоже знак Родины, как и береза.
Прощаясь с домом, уезжая в чужие края, герой грустит о том, что

Уж не будут листвою крылатой
Надо мной звенеть тополя.

(“Да! Теперь решено…” 1922 г.)

Иву называют “плакучей”. Образ ивы более однозначен и имеет семантику меланхоличности.
В русской народной поэзии ива – символ не только любовной, но и всякой разлуки, горя матерей, расстающихся со своими сыновьями.
В поэзии С.Есенина образ ивы традиционно ассоциируется с грустью, одиночеством, с разлукой. Эта грусть по прошедшей юности, по утере любимого человека, от расставания с Родиной.
Например, в стихотворении “Нощь и поле, и крик петухов…”(1917 г.)

Здесь все так же, как было тогда,
Те же реки и те же стада.
Только ивы над красным бугром
Обветшалым трясут подолом
.

“Обветшалый подол ив” – прошлое, старое время, то, что очень дорого, но то, что больше никогда не вернется. Разрушенная, исковерканная жизнь народа, страны.
В этом же стихотворении упоминается и осина. Она подчеркивает горечь, одиночество, так как в народной поэзии всегда является символом печали.
В других стихотворениях ива, как и береза, является героиней, девушкой.

И вызванивают в четки
Ивы – кроткие монашки.

(“Я по первому снегу бреду…”, 1917 г.)

Сентябрь - это осень, а осень жизни это скорый приход зимы – старости. Этот “возраст осени” герой встречает спокойно, хотя и с небольшой грустью об “озорной и непокорной отваге”, потому что к этому времени он приобрел жизненный опыт и на окружающий его мир смотрит уже с высоты прожитых лет.
Все то, чем дерево выделяется среди других форм растительности (крепость ствола, могучая крона), выделяет дуб среди других деревьев, делая как бы царем древесного царства. Он олицетворяет собой высшую степень твердости, мужества, силы, величия. Высокий, могучий, цветущий – характерные эпитеты дуба, который у поэтов выступает как образ жизненной мощи.
В поэзии С.Есенина дуб не такой постоянный герой, как береза и клен. Дуб упоминается всего в трех стихотворениях (“Богатырский посвист” 1914 г., “Октоих” 1917 г., “Несказанное, синее, нежное…” 1926 г.).
Этот дуб как бы обобщает все то, о чем хотел написать поэт в этом произведении, то, что семья – это самое главное, что может быть у человека.
Образ “семьи” здесь дан в более широком смысле: это и “отчий край”, и “родные могилы”, и “отчий дом”, то есть все, что связывает человека с этой землей.
Хвойные деревья передают иное настроение и несут иной смысл, чем лиственные: не радость и грусть, не различные эмоциональные порывы, но скорее таинственное молчание, оцепенение, погруженность в себя.
Сосны и ели представляют собой часть угрюмого, сурового пейзажа, вокруг них царит глушь, сумрак, тишина. Несменяемая зелень вызывает ассоциации хвойных деревьев с вечным покоем, глубоким сном, над которым не властно время, круговорот природы.
Эти деревья упоминаются в таких стихотворениях 1914 года, как “Не ветры осыпают пущи…”, “сохнет стаявшая глина”, “Чую радуницу божью…”, “Ус”, “Туча кружево в роще связала”(1915 г.).
В стихотворении Есенина “Пороша” (1914 г.) главная героиня – сосна выступает как “старушка”:

Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку…

Лес, где живет героиня, сказочный, волшебный, тоже живой, как и она.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна…

С другим сказочным, волшебным лесом мы встречаемся в стихотворении “Колдунья” (1915 г.). Но этот лес уже не светлый и радостный, а наоборот грозный (“Роща грозится еловыми пиками”), мрачный, суровый.
Ели и сосны здесь олицетворяют злое, недоброжелательное пространство, нечистую силу, живущую в этой глуши. Пейзаж написан темными красками:

Темная ночь молчаливо пугается,
Шалями тучек луна закрывается.
Ветер – певун с завыванием кликуш…

Итак, рассмотрев “древесные мотивы” в произведениях С.Есенина, мы видим, что стихи С.Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Образ древа в творчестве Есенина предстает в том же значении, что и в народной поэзии. Авторский мотив “древесного романа” восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе, опирается на традиционный троп “человек-растение”.
Рисуя природу, поэт вводит в рассказ описание человеческого быта, праздников, которые так или иначе связаны с животным и растительным миром. Есенин как бы переплетает эти два мира, создает один гармоничный и взаимопроникающий мир. Он часто прибегает к приему олицетворения. Природа – это не застывший пейзажный фон: она горячо реагирует на судьбу людей, события истории. Она любимый герой поэта.

Мир человека и мир природы в поэзии Есенина один и неделим. Отсюда полноводье чувств и мудрость мысли, естественная их слитность, сопричастность в образной плоти стиха; отсюда прозрение, нравственная высота есенинской пейзажной лирики. Огромен диапазон мыслей и чувств заключает в тех стихах поэта, где природа едва ли не основной главный герой. При этом не перестаешь удивляться, как меняются краски, картины природы, масштабность виденья поэтом вечно изменяющегося мира, наконец, выразительнейшая метафорическая образность стиха, от движения времени, истории, от нравственных, социальных и политических бурь, от потрясений на его родной земле, с его родным народом:

Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес,
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес.

Так, используя метафоры, Есенин показал нам 1914 год, начало первой мировой войны.
Вообще, как мне кажется, в стихотворениях Есенина о природе можно проследить историю страны. В тяжелые, трудные дни революции, в годы гражданской войны рождаются печальные строки. Мы видим в них сдержанные краски, иную образность, слышим иной настрой чувств.

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
………………………………
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.

Грустное, печальное, безнадежное настроение поэта передают эпитеты: последний поэт, прощальная обедня, железный гость, черная горсть. Но как ни хороша “стальная Русь” сердце Есенина болит, тоскует по “рязанским раздольям”, по “полевой России”, в которых он видит истинную красоту родной земли. И нет противоречия. Ибо человек и природа, человек и родина – вечные темы поэзии, основными они стали и в творчестве Есенина. Людям, как отмечал А.Т.Твардовский, нужна “и та, и та” красота.
И Есенин уже тогда, в двадцатые годы, “во время бурь и революций”, не только почувствовал, но и сумел сохранить для будущего, для потомков красоту родной природы, русских раздолий, простоту русского человека. Только поэт, душа которого чиста, как родник, а сердце полно неисчерпаемой любви и милосердия ко всему живому в мире, только человек, твердо верящий в ту неизменную истину, что “мир - прекрасен”, мог подобрать такие чистые, родниковые слова-эпитеты, говоря о Родине:

Отговорила роща золотая,
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком
.

Есть и олицетворение, свидетельствующее о том, что для Есенина мир природы – это живой мир, с которым он общается, который понимает его, а поэт понимает природу.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

Осень в природе сравнивается с “осенью” в душе лирического героя. Этот мотив ушедшей юности вводится предложением “отговорила роща золотая”. Лирический герой, с одной стороны, принимает жизнь такой, какая она есть:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире – странник.
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

А с другой – его мучают воспоминания о юности, о которой он думает не без сожаления:

Я полон дум о юности веселой…

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

И, несмотря на эти слова, действительность для него вовсе не привлекательна:

Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль.

Юность же в памяти лирического героя осталась как “цветы”. Повторяющееся слово “не жаль” еще больше подчеркивает чувство утраты. Все эти эпитеты, сравнения и метафоры здесь существуют не только для красоты форм, но и для того, чтобы полнее выразить отношение героя к уходящей молодости: журавли теперь пролетают “печально”, конопляник “грезит”, дерево “роняет тихо листья”. Природа и лирический герой в этом стихотворении неразрывно связаны. Все перемены, происходящие в природе, можно наблюдать и в жизни человека, который не только является ее частью, но и должен слиться с нею, чтобы достичь гармонии с миром.

Пейзажная лирика Есенина – это своеобразные зарисовки, лирические этюды, в которых отражена красота природы, такой близкой, знакомой и родной. Художественно-изобразительные средства (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения) помогают читателю почувствовать себя частью природы и затеряться в ней. Березки, ветер, звезды – все дышит, движется, растет и радуется солнышку на земле. Читая о них, хочется жить, потому что стихи поэта наполнены мелодией, богатством народно-песенных традиций народа. Да и для Сергея Есенина глагол “петь” синонимичен слову “писать”.
Анализирую произведение, мы увидели, как тонко создан в есенинском творчестве образ природы. Художественно-изобразительные средства помогают увидеть в каждом стихотворении настроение поэта. Художественные детали в пейзаже обостряют чувства и мысли, отражают их глубину, движение. Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения помогают увидеть переживания поэта от приглушенно-грустного до тревожно-драматического. Иногда прозаическое звучание заставляет задумываться каждого, кто читает стихи С.Есенина, над собственным отношением к природе, научиться ее слушать и видеть.
Естественно, что эта работа не смогла охватить все то богатство и многообразие художественно-изобразительных средств, которыми наполнены стихи поэта.
В пейзажной лирике Сергея Есенина – прошлое, настоящее и будущее поэта. Оно связано поэзией, художественными средствами, которые создают самые различные образы и чаще всего – образ пустоты, скорби, неудовлетворения, грусти.

На роботу учениці 11-го класу гімназії міста Генічеська Звєрєвої Олени на тему: “Средства изображения пейзажа в лирике С.А.Есенина”

Робота Звєрєвої Олени – перше дослідження ученицею складних літературних процесів літератури “срібної доби” в Росії. Вона вивчала та аналізувала різні літературні джерела та твори С.Єсеніна, щоб відтворити поетичний світ віршів, який характеризується довершеними художніми засобами.
Робота виконана згідно з вимогами. Оформлена вірно. Матеріал викладено Науково, грамотно, лаконічно, доступно.
Викладена література, яка допомогла автору послатися на факти та приклади, наведені, як докази своїх висновків.

Парнюк О.А., учитель російської літератури, учитель вищої категорії, учитель-методист.

В пейзажной лирике Есенина особое место занимают образы осени и зимней метели, которые обычно связаны с мотивами грусти, сожаления о совершенных ошибках и придают особый эмоциональный тон стихотворению. Таковы образ метели в стихотворении «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...» и картина осенней природы в стихотворении «Отговорила роща золотая...».

Стремясь выразить красоту и силу лирического чувства, поэт обращается к стилистическим приемам, помогающим создать зримые, четкие образы. В стихах Есенина представлена почти вся цветовая гамма, но особо любимы им золотой, синий Щ алый цвета. Говоря о художественном своеобразии есенинской лирики, важно обратить внимание на композицию стихов поэта. В стихах Есенина начальные строчки являются важным композиционным элементом, в них обычно в сжатом виде намечена та тема, которой посвящено данное произведение. Часто эти строчки представляют собой своеобразный тезис, констатацию определенной авторской мысли, которая получает затем дальнейшее развитие! «Да! Теперь решено. Без возврата я покинул родные поля», «Каждый труд благослови, удача!»

Важную функцию выполняют и своеобразные изречения, в которых обобщены жизненные наблюдения поэта. Нередко они стоят в конце стихотворения, как бы подытоживая его: «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть» «Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле».

Наиболее распространенной композиционной формой в лирике Есенина является кольцевая композиция, когда в конце стихотворения поэт вновь возвращается к начальному тезису. Так построено, например, стихотворение «Дорогая, сядем рядом...». Однако довольно часто мы сталкиваемся с видоизмененным зачином стихотворения: «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком...». И концовка: «Скажите так... что роща золотая отговорила милым языком.

Лирика Есенина близка устному народному творчеству. Покажите с помощью конкретных примеров, какую роль в стихах поэта играют излюбленные приемы народного творчества - психологический параллелизм и повтор. Расскажите, какое влияние оказала есенинская поэтика, есенинская образность на творческие искания русских поэтов последующих поколений.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » О пейзажной лирике Есенина . И в закладках появилось готовое сочинение.

Сергей Есенин – великий русский поэт, чье имя стоит в одном ряду с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым.

Через все свое творчество он пронес непоколебимую любовь и веру в человека, в Россию, сохранил для потомков красоту родной природы, русской души, русского слова.

Прекрасна пейзажная лирика С. Есенина. В ней вместе с описаниями природы передаются самые сокровенные мысли и чувства поэта:

О сторона ковыльной пущи,

Ты сердцу ровностью близка,

Но и в твоей таится гуще

Стихотворения Есенина полны как спокойствия, тихой радости, созерцательности, так и горечи одиночества. Они открывают перед читателем двери в удивительный, волшебный мир, где “. ягненочек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве”, а степь о розовом тоскует “небе и голубиных облаках”.

Язык поэта образный, яркий, живой. С помощью изобразительных средств языка он создает характерные, запоминающиеся образы гаснущих звезд, просыпающейся земли, зеленой долины, синих небес, колокольного звона.

Читая стихотворения С. Есенина, учишься ценить, любить и защищать красоту родной природы.

Мы все любим родную природу. Наверное, мы рождаемся с этим чувством, ведь человек – часть природы, а как можно не любить и не восхищаться тем, частью чего являешься ты сам? Мы можем часами любоваться красотой заходящего солнца, восхищаться необыкновенными красками, которыми окрашивается мир летним утром, с замиранием сердца вглядываться в звездное ночное небо, вслушиваться в шум дождя за окном и в шелест травы. Но для того, чтобы рассказать о красоте окружающего мира людям, мало просто видеть и чувствовать ее, нужно обладать настоящим талантом. Именно таким талантом обладал С. А. Есенин.

Пейзажная лирика поэта наполнена звуками и запахами его любимого “задумчивого и нежного” края – средней полосы России: шумят тростники, “кадит черемуховый дым”, “вода шумит за мельницей крылатой”, “сонный сторож стучит. колотушкой”, где-то вдалеке слышится песнь соловья.

В стихотворениях Есенина отразились его личные настроения, и потому природа в них так переменчива: то весела, то грустна, то плачет, то смеется, то приговаривает, то звенит и поет. Но чаще всего поэта “грусть вечерняя” “волнует непреодолимо”, что делает его произведения необыкновенно лиричными и проникновенными.

Природа родного края звенит, как натянутая струна-душа поэта, звенит от пронзительной любви к родному уголку. Колокольчиком дразнит девичий смех, раздается “белый перезвон” берез, вызванивают ивы, “со звонами” плачут глухари, а сам поэт бродит в “чаще звонкой” и, поклоняясь родным корням, тихо молится “под звон надломленной осоки”. Есенин часто рисует природу разноцветными красками. В его стихах брызжет и переливается синее, голубое, зеленое, рыжее, золотое. Вокруг расстилается мягкая зелень полей, алеет свет зари, голубеет небесный песок, синеют горы.

Пейзажи Есенина одухотворены: “дремлет взрытая дорога”, которой “примечталось”, что “совсем-совсем немного ждать зимы седой осталось”, говорит “березовым языком” золотая роща, глядят в “розовую водь” осинки, “поет” и “аукает” зима, “кудрявый сумрак за горой рукою машет белоснежной”. Каждое стихотворение наполнено неповторимыми запоминающимися об

разами, удивляющими своей новизной. Читая стихотворения Есенина, мы всегда с удивлением отмечаем что-то новое, чувствуется его необычный взгляд на привычные вещи и предметы. Природа изображена сияющей, многоликой: “загорелась зорька красная. полоса явилась ясная в. блеске золотом”, “блестит роса на крапиве”, “рыжий месяц жеребенком” запрягается в сани, а “седины пасмурного дня плывут, всклокоченные, мимо”.

Стихотворения этого замечательного русского поэта никогда не перестанут радовать нас и притягивать своей удивительной душевностью, любовью к жизни, к родине, ко всему живому.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Знаменитый русский поэт Есенин Сергей Александрович проявил себя в своем творчестве, как прекрасного и утонченного лирика, способного разворошить в душе...
  2. Стихотворение построено как диалог лирического героя с деревом. Одна из особенностей лирики Есенина – обращение в начале стихотворения. Здесь автор...
  3. «Зима» – стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего,...
  4. Романтическая лирика Пушкина – искренняя, тонкая, временами страстная. Для Пушкина влюбленность – это естественное, необходимое для жизни и творческого вдохновения...