Почему важно соблюдать законы. Почему важно соблюдать законы любого государства? Параграф 3 почему важно соблюдать законы

Ответы и объяснения

1. законы необходимы чтобы поддерживать порядок в обществе

2. заокны необходимы, чтобы виновные получали наказание в соответствии со своими нарушениями.

3. законы необходимы, чтобы защитить в социальном, материальном плане жизнь людей

4. законы необходимы чтобы защищать работника и работодателя в сфере трудовых отношений

5. законы необходимы для того, чтобы знать, что же является нарушением, а что нет (т.е. что такое хорошо и что такое плохо)

Если не соблюдать законы или если их не будет, то в обществе не будет порядка, наступит анархия. всем будет дозволено совершать все, что угодно и никто не сможет сказать, какие поступки человека противны общществу а какие нет. без законов человек не будет защищен ни в социальном, ни в трудовом ни в материальном плане. В конце концов жизнь человека без соблюдения законов не будет стоить ничего, а в настояще время,если взять уголовное право жизнь человека — это великая ценность, за которую (если ее отнять) предусмотрено наивысшее наказание, вполть до пожизненного заключения.



Но именно эта угроза всколыхнула патриотические силы. В сознании народа победила идея гражданского согласия, сильной законной власти. Ради порядка и общего блага люди готовы были отдать всё. Народное единство позволило покончить со Смутой. И Россия была спасена.
Какие же уроки можно извлечь из этих событий?
Смутное время, конечно, слишком сложный период. Но одно можно сказать твёрдо: ослабление законной власти, разгул анархии, нарушение порядка и справедливости могут привести страну к разрухе, стереть с лица Земли, как это всё же случилось в отношении нашей родины в 1991 году.


Порядок. Какое замечательное слово! Порядок – это абсолютная надёжность, как утверждал древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н. э.). А русский писатель В. И. Даль (1801 – 1872) считал, что порядок – это правильное устройство.
Человеческое общество нуждается в правильном устройстве. Люди это поняли давно и придумали юридические законы – правила, которые, как ты знаешь, устанавливает государство. Эти правила должны соблюдать все. Людям удобно и спокойно, когда в доме тепло и светло, когда есть продукты, хорошо работают транспорт, магазины, школы, больницы, когда соблюдаются правила уличного движения, иначе говоря, когда в стране порядок.

К сожалению, есть люди, которые нарушают законы. Это не только вредное, но и очень опасное явление. Например, Вова нарушает ПДД. Можно сказать, что тем самым они подрывают установленный порядок, мешают нормальной жизни граждан. А порой создают серьёзную угрозу всему обществу.
Чтобы обеспечить порядок, государство должно заботиться не только о принятии новых законов. Оно обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей непременно наказывать.

А теперь подумай, что такое справедливость. Можно ли добиться её в обществе?
Справедливость заключается в том, полагают философы, чтобы каждый получал то, на что имеет право. Они говорят, что справедливость помогает устанавливать добрые отношения между людьми.





Поскольку мы говорим о законах, нам важно знать мнение юристов – специалистов, которые хорошо в них разбираются. В юридической науке (науке о законах, о правах людей) свободу определяют просто и точно: свобода состоит в возможности делать всё, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому.
Чтобы стало понятнее, познакомьтесь с побасенкой, которую любят рассказывать юристы.
Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: «Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками».
Тогда находчивый судья строго сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!»
И наказал хулигана.

У людей есть только одни способ избежать человеческой катастрофы – не причинять вреда другому. Для этого и нужно соблюдать законы, потому что только справедливые законы могут установить границы возможного поведения. Эти границы позволяют людям сохранять и порядок, и справедливость, и свободу в обществе. В Конституции России, наряду с перечислением прав и свобод человека, содержатся строгие ограничения. Вот, например, часть 5 статьи 13 указывает: «Запрещается создание… общественных объединений, цели… которых направлены на… изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
Строго, но справедливо! Согласны?


Неудивительно, что многие политики побаивались и не любили его. Против него было выдвинуто обвинение в том, что он не верит в богов и дурно влияет на молодёжь. Это было равносильно обвинению в государственной измене. Ибо вера в олимпийских богов считалась высшим законом, который сплачивал афинян в единое государство. И суд большинством голосов приговорил его к смертной казни.
Друзья уговаривали Сократа бежать из тюрьмы. Однако философ наотрез отказался из уважения к судебному решению, которое было равносильно закону. Он был глубоко убеждён, что нарушение закона способно причинить погибель обществу. «Разве общество может существовать, если судебные решения не имеют в нём никакой силы? – говорил он друзьям. – А, кроме того, какой дурной пример для молодёжи!»
Сократ остался верен судебному решению. В назначенное время он принял чашу с ядом. Наказание свершилось, ибо так проголосовало большинство судей.
А вскоре афиняне раскаялись в содеянном. Они разоблачили главного клеветника и казнили его. Самому же Сократу была сооружена бронзовая статуя.

Урок по обществознанию на тему «Почему важно соблюдать законы» 7 класс

Почему важно соблюдать законы?

В нашей стране существуют определенные законы, которые теоретически положено соблюдать всем жителям государства. Но на практике все происходит почему-то совсем по-другому, и, наверное, каждый человек хоть раз да нарушал закон, пусть и по мелочи. Это, естественно, не есть хорошо. Почему же следует соблюдать законы, мы постараемся рассмотреть ниже.

Первая и, пожалуй, главная причина заключается в том, что если люди перестанут соблюдать законы, то в государстве наступит полный хаос. Законы представляют собой своеобразные соглашения, которые направлены на регулирование отношений между людьми, организациями и государством. Если не будет законов, то, соответственно, эти отношения ничем не будут регулироваться, что приведет к печальным последствиям.

Вторая причина - это вероятность наказания. Никому не хотелось бы по своей воле оказаться в тюрьме или платить огромный штраф, не так ли? А несоблюдение законов чаще всего приводит именно к этому. Чтобы избежать сурового наказания, необходимо соблюдать прописанные в законах нормы и вести себя так, чтобы не противоречить им.

В качестве третьей причины можно назвать постоянный страх за себя и свое имущество в случае несоблюдения законов. Представьте только на минуту, что будет происходить на улице, если люди не будут соблюдать законы? Будет полнейшая анархия, не так ли?

Четвертая причина важности соблюдения законов заключается в защите наших интересов государством. Являясь законопослушными гражданами, мы находимся под защитой государства. А если мы нарушаем закон, то стоит ли ждать соблюдения установленных правовых норм от представителей власти?

Таким образом, можно говорить о том, что соблюдать законы важно и нужно. В противном случае несоблюдение имеющихся норм может привести к серьезным проблемам.

Для чего соблюдают законы

Рассматривая социальные нормы, мы отмечали, что существует много правил, не обязательных для исполнения, но, тем не менее, исполнение которых помогает людям жить. Существуют нормы, обязательные для исполнения, они называются законами. На данном уроке будет рассмотрено, что представляют собой законы, почему их надо придерживаться и к чему приводит неисполнение таких правил.

Порядок в быту и в обществе

В человеке внутри заложено стремление к упорядочиванию чего-либо. Люди часто собирают модели железных дорог, городов, которые упорядочены, доведены до совершенства. Это касается и обычной уборки в доме. Каждый школьник берется за такую работу без энтузиазма, но со временем, выработав определенную систему, он приводит комнату в порядок, желая довести его до идеала, но порядок сохранить на долгое время никогда не получается (рис. 1).

Рис. 1. Хаос и порядок (Источник)

Каждый человек является маленькой частью глобальной системы, и то, что происходит с ним в жизни, – это небольшой прообраз того, что происходит в обществе. Человек убрался в квартире, создал порядок в своем быту, то же касается и общества, человек и его должен упорядочить, чтобы не было хаоса, так как тогда человеческая жизнь будет неопределенной и неуравновешенной. Люди нуждаются в тепле, в пище, в получении образования, получении медицинского обслуживания, в организованном отдыхе. Механизмы, с помощью которых эти процессы организовываются, выдуманы давно и называются они законами.

Закон – писаные правила поведения человека. Существует один главный закон, который определяет границы для того, чтобы были написаны все остальные законы. Такой закон называется Конституцией. Он и формулируется как основной закон государства. Конституция – рамочное соглашение, потому в ней описаны все стороны, определяющие жизнь людей в той или иной стране. Если там написано, что гражданин отдельно взятого государства ни при каких обстоятельствах не может быть лишен жизни, это значит, что ни один закон, написанный в последующем, не может посягнуть на человеческую жизнь. И это касается всего остального.

Конституция – Основной Закон государства

Современное общество – очень сложный механизм. В нем много всевозможных связей, ситуаций, возникающих каждый день, потому никакой единый закон, какой бы полный он ни был, не может описать все те события, которые происходят с человеком в его повседневной жизни, а тем более Конституция, которая носит самый общий характер. Для того чтобы регламентировать повседневную жизнь людей, существует масса узконаправленных законов («Закон об образовании», «Закон о здравоохранении»), всевозможные кодексы – своды законов, касающиеся разных направлений общественной жизни (Кодекс законов «О семье», «Трудовой кодекс» и т. д.).

Законы и кодексы

Законов великое множество, и знание их требует изучения специальной дисциплины, обучения специалистов по правоведению. Таких специалистов называют юристами. Их деятельность охватывает большое количество разных сфер и направлений, обладающих определенной спецификой. Существует множество юридических профессий: адвокат, прокурор, судья и т. д. (рис. 2).

Профессия юриста

Неоднократно было отмечено, что все люди разные, и к сожалению, многие не имеют чувства справедливости и ответственности. Некоторые люди нарушают законы, и это плохо, вредно и опасно. Любой человек может подумать, что ничего страшного в небольшом отходе от буквы закона нет, если так он добьется определенного успеха в каком-нибудь деле. Но право человека ограничивается правом его соседа, и обходить закон, написанный для всех, по определению нельзя.

Нарушение закона

Совершив какое-то противоправное действие, нарушая закон, человек тем самым нарушает всю систему. На примере обычной вазы можно показать и хрупкость системы. Сделав противоправный поступок, человек разбивает целостность вазы (системы) (рис. 3).

Рис. 3. Ваза как символ человеческого общества (Источник)

Уголовный кодекс

Для людей, которые совершают преступления, существует Уголовный кодекс.

Уголовный кодекс – свод законов, который регламентирует поведение общества относительно тех людей, которые переступают закон, нарушая в опасной форме жизнь и деятельность общества и отдельно взятых граждан. Это жесткая система мер наказания вплоть до лишения свободы (рис. 4).

Рис. 4. Итог преступных действий (Источник)

Свободное общество

В каждом государстве существует система законов, государство имеет специальный аппарат чиновников, которые должны следить, чтобы граждане исполняли законы. Государство имеет свои правоохранительные органы и систему, исполняющую постановления суда.

В философии существует мысль о том, что человеческое общество может жить и без государства, существовать без всей мощной структуры охраны порядка. Для этого необходимо лишь четкое понимание каждым человеком того, что надо соблюдать законы. Если каждый будет исполнять законы, не ущемлять интересы другого человека, тогда никому не будут нужны милиционеры, тюрьмы, прокуратура, все чиновники, на которых тратится огромное количество денег по их содержанию, и само государство. Проблема здесь лишь в одном. Построить такое общество, а это анархия – общество, в котором нет государства, – крайне сложно. Все люди разные, одни выполняют законы, другие сознательно пренебрегают ими, считая, что их эгоистические интересы важнее интересов всего остального общества. Результат построения свободного общества предвидеть сейчас нельзя, так как построить такое справедливое общество всеобщего благоденствия, скорее всего, невозможно. Возможно, в будущем, когда люди станут намного умнее и научатся все, без исключения, выполнять законы, такое общество будет построено.

Для чего соблюдают законы?

Даже такая жесткая система наказаний основана по принципу справедливости. Философы говорят: «Справедливость – это когда каждому воздается по его правам». Если человек нарушает права, то он должен понести за это ответственность, если чьи-то права были ущемлены, то они должны быть компенсированы.

Законы не защищают слабых от сильных. Законы защищают добропорядочных и законопослушных людей. Для того чтобы был порядок, необходима система, любое нарушение системы разрушает ее, потому и существуют законы. Всякого рода ограничения и правила, законы служат, чтобы сохранить человеческую свободу. Оговаривая рамки человеческого поведения, законы устанавливают именно то поле, где человек абсолютно свободен.

Подводя итог, нужно отметить, что у человеческого общества нет другого пути. Если люди не хотят глобальной катастрофы, если люди не хотят в будущем увидеть мир в том виде, в котором его представляют фантасты, где правит только сильный – надо соблюдать законы. «Dura lex, sed lex» – «Закон суров, но это закон» – говорили древние римляне. Эта основа римского права и сейчас остается основой человеческого общества.

Список литературы

  • Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 11-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 224 с.: ил.
  • Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание 7. – М.: Дрофа
  • Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Стрелова О.Ю. Обществознание 7. – М.: Мнемозина.
  • Домашнее задание

    1. Запишите несколько причин, почему надо исполнять законы.
    2. Найдите в интернет-ресурсах несколько правовых систем древнего мира и средних веков, чем они отличались от современного права?
    3. Напишите небольшое сочинение на тему: «Исполнение законов – моя гражданская обязанность».
    4. *Проведите опрос в классе, насколько часто ваши сверстники делают мелкие административные правонарушения (перебегают дорогу на красный свет или переходят ее в неположенном месте, не покупают билет в городском транспорте и т. д.). Сделайте выводы. Как вы считаете, можно ли решить эту проблему, и каким способом?

    Почему важно соблюдать законы

    Что такое закон? Что такое опричнина, какие несчастья она принесла России?

    Нередко приходится слышать, что законы должны знать специалисты, а обыкновенному человеку это не нужно. Законы часто меняются, за всем не уследишь. Зачем, по твоему мнению, нужно изучать законы?

    Закон устанавливает порядок в обществе

    Почему важно соблюдать законы? На этот вопрос можно найти много разных ответов. Мы дадим только три. Но, на наш взгляд, очень важных. Начнём с уроков истории, которые полезно учесть в разговоре о законах.

    ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

    Слово «смута» имеет много значений: непорядок, расстройство в делах, разруха, а также восстание, мятеж и даже раздор между народом и властью.

    Смутное время, или «великая разруха Московского государства», как говорили тогда, случилось в начале XVII в. и продолжалось до 1613 г., когда был избран царь Михаил Фёдорович Романов. За эти годы Россия была разорена, тысячи людей погибли от голода, в междоусобной борьбе, от рук иностранных захватчиков.

    Законного правительства не было, управление страной несколько раз переходило из рук в руки: друг друга сменяли самозванцы, польские ставленники, бояре.

    Смута поселилась прежде всего в умах и душах людей. Они подняли оружие друг на друга, всякий думал о своей выгоде, а не о благе Отечества. Ослаблением страны не замедлили воспользоваться её недруги, готовые отхватить себе лакомый кусок Русской земли. При общей анархии (безвластии, беспорядке) России грозила потеря государственной независимости.

    Но именно эта угроза всколыхнула патриотические силы страны. В сознании народа победила идея гражданского согласия, сильной законной власти. Ради порядка и общего блага люди готовы были пожертвовать личными интересами, отдать все свои средства на нужды народного ополчения. И Россия была спасена.

    Чем грозило государству отсутствие законной власти?

    Вся наша жизнь основывается на определённом порядке. Люди работают, учатся, совершают покупки, ходят в театры и кино, путешествуют, придерживаясь установленных правил. Эти правила позволяют поддерживать порядок. Случаются нарушения порядка, но это почти всегда приводит к плачевным результатам. Ведь правила установлены, чтобы людям жилось удобно и спокойно.

    Порядок - это абсолютная надёжность, как утверждал древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.). В. И. Даль считал, что порядок - это правильное устройство.

    Средства, с помощью которых люди устанавливали порядок, - обычаи и традиции - начали складываться уже в первобытном обществе. Как вести домашнее хозяйство, действовать на охоте, делить добычу, обмениваться продуктами, судить и наказывать - вся жизнь общины была подчинена строгим правилам. А иначе человек не мог выжить.

    С возникновением государства появились юридические законы - правила, которые, как ты знаешь, устанавливает (и охраняет!) государство. Эти правила обязаны соблюдать все.

    Правильное устройство жизни общества - залог надёжности. Людям удобно и спокойно, когда в доме исправно работает отопление, есть электричество и газ, когда в магазинах есть продукты, хорошо работают больницы, школы, транспорт, когда граждане не только знают, но и соблюдают законы, чиновники честно исполняют свои обязанности, а полиция умеет поддерживать общественный порядок.

    Хочешь узнать, с чего начинается порядок, - открой главный закон государства - Конституцию. Там чётко сказано о том, как устроена государственная власть, какие у человека есть права и обязанности и о многом другом.

    Помимо главного закона - Конституции, существуют ещё и другие: об образовании, об охране окружающей природной среды, о средствах массовой информации, о воинской обязанности и военной службе, Семейный кодекс, Трудовой кодекс и т. д. Даже по названиям можно догадаться, о чём в них идёт речь. Каждый из этих законов помогает налаживать порядок в какой-то определённой области жизни общества.

    К сожалению, есть люди, которые нарушают законы. Это не только вредное, но и очень опасное явление. Нарушители законов подрывают установленный порядок, мешают нормальной жизни граждан. А порой создают серьёзную угрозу всему обществу. Чтобы обеспечить порядок, государство должно заботиться не только о принятии новых законов. Оно обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей наказывать.

    В России принят Уголовный кодекс. Он указывает, какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

    Зачем надо соблюдать законы

    Почему важно соблюдать законы?

    Слово «смута» имеет много значений: это непорядок, расстройство дела, разруха, а также восстание, мятеж и даже раздор между народом и властью. Одним словом – непорядок.

    Смутное время, или «великая разруха Московского государства», как говорили тогда, случилось на рубеже XVI-XVII вв. и продолжалось примерно 12-15 лет, до 1613 г., когда был избран царь Михаил Фёдорович Романов. За эти годы Россия была разорена, тысячи людей погибли от голода. Законного правительства не было, управление страной переходило из рук в руки около десяти раз: сменяли друг друга самозванцы, польские ставленники, Семибоярщина.

    Смута поселилась, прежде всего, в умах и душах, люди подняли оружие друг на друга, всякий думал о своей выгоде, а не о благе Отечества. Ослаблением страны не замедлили воспользоваться её недруги, готовые отхватить себе лакомый кусок Русской земли. При общей анархии (безвластии, беспорядке) России грозила потеря государственной независимости.

    Но именно эта угроза всколыхнула патриотические силы. В сознании народа победила идея гражданского согласия, сильной законной власти. Ради порядка и общего блага люди готовы были отдать всё. Народное единство позволило покончить со Смутой. И Россия была спасена. Какие же уроки можно извлечь из этих событий? Смутное время, конечно, слишком сложный период. Но одно можно сказать твёрдо: ослабление законной власти, разгул анархии, нарушение порядка и справедливости могут привести страну к разрухе, стереть с лица Земли, как это всё же случилось в отношении нашей родины в 1991 году.

    Закон устанавливает порядок в обществе.

    Не приходилось ли вам задумываться, что такое порядок и зачем он нужен в обществе? А ведь вся наша жизнь основывается на определённом порядке. Люди работают, учатся, лечатся, ездят на машинах, поездах, велосипедах, отдыхают, путешествуют, ходят в кино и магазины, придерживаясь установленных правил. Конечно, случаются нарушения порядка. Но к чему это приводит? Правила установлены, чтобы людям удобно и спокойно жилось, всякое нарушение их может кончиться весьма плачевно.

    Порядок. Какое замечательное слово! Порядок – это абсолютная надёжность, как утверждал древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н. э.). А русский писатель В. И. Даль (1801 – 1872) считал, что порядок – это правильное устройство. Человеческое общество нуждается в правильном устройстве. Люди это поняли давно и придумали юридические законы – правила, которые, как ты знаешь, устанавливает государство. Эти правила должны соблюдать все. Людям удобно и спокойно, когда в доме тепло и светло, когда есть продукты, хорошо работают транспорт, магазины, школы, больницы, когда соблюдаются правила уличного движения, иначе говоря, когда в стране порядок.

    Хочешь узнать, с чего начинается порядок, — открой главный закон государства – Конституцию РФ. Там чётко сказано, как устроена государственная власть, какие у человека есть права и обязанности и многое, многое другое.

    Но Конституция – это только главный закон, существуют ещё и другие: «Об образовании», «Об охране окружающей природной среды», «О средствах массовой информации», «Семейный кодекс», «Трудовой кодекс», «Закон о воинской обязанности и военной службе» и т. д. Даже по названию вы сможете догадаться, о чём в них идёт речь. Каждый из этих законов помогает налаживать порядок в какой-то определённой области нашей жизни.

    К сожалению, есть люди, которые нарушают законы. Это не только вредное, но и очень опасное явление. Например, Вова нарушает ПДД. Можно сказать, что тем самым они подрывают установленный порядок, мешают нормальной жизни граждан. А порой создают серьёзную угрозу всему обществу. Чтобы обеспечить порядок, государство должно заботиться не только о принятии новых законов. Оно обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей непременно наказывать.

    В России принят «Уголовный кодекс». Он указывает, какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Следовательно, закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

    Закон стремится установить справедливость

    А теперь подумай, что такое справедливость. Можно ли добиться её в обществе? Справедливость заключается в том, полагают философы, чтобы каждый получал то, на что имеет право. Они говорят, что справедливость помогает устанавливать добрые отношения между людьми.

    Справедливость очень нужна людям. Когда невиновного наказывают – обидно. Когда незаслуженно ставят плохую отметку – неприятно. Несправедливо, если сильный обижает слабого, бьёт его и унижает. Несправедливо, когда у одних все права, а у других только обязанности. Наверное, каждый человек в глубине души убеждён, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые – осуждены, наказаны.

    Люди издавна стремились каким-либо способом утвердить в обществе справедливость. И нашли самый надёжный способ – с помощью законов. Вот Русская Правда – древний свод законов, которые начали записывать более 900 лет тому назад. Уже в нём можно увидеть стремление законодателя к порядку и справедливости. Например, есть в Русской Правде статья, которая называется «О коне»: «Если кто коня купит… а будет в коне порча, то пойти к продавцу, у которого купил, и взять у него своё серебро (деньги)».

    А в Соборном уложении 1649 г. – сборнике законов царя Алексея Михайловича в главе X под названием «О суде» прямо указывается: «Суд царя… Алексея Михайловича… должен судить всех людей Московского государства, от большого до малого чина, по правде (справедливо)».

    Считается, что у каждого должны быть и права, и обязанности, что справедливость должна распространяться на всех без исключения людей независимо от возраста, образования, национальности, материального положения. Даже наказание провинившегося должно быть справедливым.

    Законы, которые принимаются у нас в России, призваны утверждать и защищать справедливость. Так требует Конституция – закон законов. И сама же служит главным образцом справедливости. Можешь в этом убедиться.

    Статья 6. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности…

    Статья 19. Все равны перед законом и судом.

    Статья 43. Каждый имеет право на образование.

    Статься 58. Каждый обязан сохранять природу…

    Закон устанавливает границы свободы поведения

    Порядок и закон действуют ради свободы человека. Слово «свобода» употребляют в самых разных значениях: свобода передвижения, свободный человек, свободное место, свободная квартира, свобода слова, свободная территория и т. д. Если вдуматься, во всех этих словосочетаниях можно найти некий общий смысл: речь всегда идёт о каком-то просторе, отсутствии стеснённости, наличии возможности. Философы считают, что свобода означает отсутствие стеснения, неволи, возможность действовать по своему желанию. Вообще, свобода – это нормальное, естественное состояние человека.

    Поскольку мы говорим о законах, нам важно знать мнение юристов – специалистов, которые хорошо в них разбираются. В юридической науке (науке о законах, о правах людей) свободу определяют просто и точно: свобода состоит в возможности делать всё, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому. Чтобы стало понятнее, познакомьтесь с побасенкой, которую любят рассказывать юристы.

    Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: «Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками». Тогда находчивый судья строго сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!»

    И наказал хулигана.

    Вы поняли, в чём мудрый смысл это побасенки?

    Оказывается, свобода, как и права человека, не может быть беспредельной, безграничной. Ибо в этом случае она становится беспределом, произволом и причиняет вред правам и свободам других людей.

    Подумайте: людей много, у каждого свои интересы, желания – своя свобода. И если люди не станут соблюдать определённых правил поведения, они будут постоянно сталкиваться друг с другом, как сталкиваются в небе самолёты, нарушающие правила полёта. А ведь это страшная катастрофа.

    У людей есть только одни способ избежать человеческой катастрофы – не причинять вреда другому. Для этого и нужно соблюдать законы, потому что только справедливые законы могут установить границы возможного поведения. Эти границы позволяют людям сохранять и порядок, и справедливость, и свободу в обществе. В Конституции России, наряду с перечислением прав и свобод человека, содержатся строгие ограничения. Вот, например, часть 5 статьи 13 указывает: «Запрещается создание… общественных объединений, цели… которых направлены на… изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни». Строго, но справедливо! Согласны?

    Человек

    Жил в древних Афинах философ Сократ (469-399 гг. до н. э.). Хотя Сократ и не написал ни строчки, но о нём сохранилось немало рассказов его соотечественников, поклонников, учеников. Он был не только выдающимся мыслителем, но и мужественным гражданином. Ответственных государственных должностей он не занимал, однако не считал себя вправе уклоняться от выполнения гражданских обязанностей – посещения народных собраний, участия в суде присяжных и т. п. Не раз смело и открыто критиковал он политиков за несправедливость и беззаконие, которые совершаются в государстве.

    Неудивительно, что многие политики побаивались и не любили его. Против него было выдвинуто обвинение в том, что он не верит в богов и дурно влияет на молодёжь. Это было равносильно обвинению в государственной измене. Ибо вера в олимпийских богов считалась высшим законом, который сплачивал афинян в единое государство. И суд большинством голосов приговорил его к смертной казни. Друзья уговаривали Сократа бежать из тюрьмы. Однако философ наотрез отказался из уважения к судебному решению, которое было равносильно закону. Он был глубоко убеждён, что нарушение закона способно причинить погибель обществу. «Разве общество может существовать, если судебные решения не имеют в нём никакой силы? – говорил он друзьям. – А, кроме того, какой дурной пример для молодёжи!»

    Сократ остался верен судебному решению. В назначенное время он принял чашу с ядом. Наказание свершилось, ибо так проголосовало большинство судей. А вскоре афиняне раскаялись в содеянном. Они разоблачили главного клеветника и казнили его. Самому же Сократу была сооружена бронзовая статуя.

    Зачем нужны законы

    Человек с рождения уже пребывает во взаимодействии с законами. Законы должны быть в любом цивилизованном государстве и должны соблюдаться любым гражданином конкретной страны. Под этим термином подразумевается не только наличие обязанностей, но и наделение каждого гражданина правами, о чем сегодня в нашей стране мало кто помнит. Зачем нужны законы и каков их смысл в современном государстве? Давайте разбираться…

    Необходимость в законах.

    Законы регулируют взаимодействие людей в обществе. Если бы законы перестали действовать, то общество бы моментально погрузилось в пучину анархии и беззакония. Трудно себе представить, какие были бы последствия повсеместного их несоблюдения. Законы у каждой нации бывают не только зафиксированы документально, еще есть такие, которые передаются из уст в уста, зависят от культурного наследия нации. Например – духовные, нравственные, этические. Человеку, хочешь не хочешь, приходится считаться и с ними. Несоблюдение одних – может сразу сказаться на моральном устое общества, других – обязательно отразиться позже, по прошествии некоторого времени.

    Каждое государство принимает собственный свод законов, который может иметь как минимальные отличия, так и кардинальные. Простой пример: Россия и Беларусь, или Россия и Израиль. В Беларуси практически идентичные с нашей страной духовные ценности, направления в культуре, быт. В Израиле же отличия довольно существенные: там многие носят оружие без разрешения, там нельзя жениться или выходить замуж за лиц, не принадлежащих к еврейской национальности. Наконец, вы только вдумайтесь, автобусы там также разделены – для евреев и для неевреев; у них существует праздник, когда горит большой костер, и каждый, проходя мимо, в огонь кидает живых существ (кошек, собак и т.д.).
    Что ж, у каждой нации свои законы и свое культурное наследие, хотя Израиль трудно назвать нацией – большинство евреев живет за пределами своей страны, не знает родного языка, спортивных успехов нет вообще – одна ущербность…

    Государственные законы.

    Государство принимает свод законов, регулирующих взаимоотношения своих граждан. Законы предусматривают соблюдение порядка, закрепление прав, ну и в идеале направлены улучшение благосостояния всей нации, а не отдельных граждан. Необходимо знать, какие есть законы, хотя бы основные. Вот некоторые из них: закон о полиции, об образовании, о недрах земли. Их нарушение в зависимости от степени тяжести неумолимо приведет к наказанию, согласно процессуальному кодексу.

    Если каждый представитель государства будет соблюдать не только официально принятые законы, но также духовные и моральные принципы, то могущество общества будет только увеличиваться. В ином случае любую страну ожидает участь Римской империи, которая сгинула в небытие из-за повсеместного пьянства и разврата, царившего в ней.

    Дети тоже должны знать законы.

    Еще с юных лет ответственные родители доносят до их чад, что незнание закона не освободит от ответственности либо самих детей, либо, что более вероятно, их родителей – вот зачем нужно соблюдать законы. Ведь пока ребенок не достиг определенного возраста, за его проступки будут расплачиваться родители.

    Для того чтобы дети знали основы главных законов страны, в нашей школьной программе предусмотрено несколько предметов, которые кратко объясняют, зачем нужны законы. Это закладывает в детский ум необходимость их соблюдения и неотвратимость наказание за их нарушение.

    Важность соблюдения законов.

    Безусловно, есть и такие люди, которым принятые законы, что называется «нипочем». В их понятии это и есть свобода. Однако им следует помнить, что такая «свобода» будет недолгой. В любом случае, им рано или поздно надо будет подстраиваться под общество, в котором правят закон и порядок.
    Если человек научится жить и творить, не нарушая их, то для него это принесет только пользу.

  • Калькулятор ОСАГО Поволжский страховой альянс (ПСА) Удобный калькулятор ОСАГО Поволжский страховой альянс (ПСА) онлайн поможет рассчитать стоимость страховки Страховые компании - партнеры Калькулятор ОСАГО Страховая компания Поволжский […]
  • Суд признал банкротом сеть ресторанов «Япоша» Арбитражный суд Москвы по заявлению банка «Траст» признал банкротом компанию «Япошка-Сити», управляющую сетью ресторанов «Япоша». Об этом сообщает Российское агентство правовой и судебной […]
  • Образец соглашения о расторжении договора аренды. Акт приема-передачи по договору аренды СОГЛАШЕНИЕ о расторжении договора аренды земельного участка от _______ № _____ г. г. К-ск ___________г. Арендодатель - Департамент имущественных и […]
  • Самое страшное наказание для японского ребенка. История из жизни. Ребенок сделал, что не хорошее. Мама вышла из себя и выставила сына за дверь. Через несколько минут снаружи послышалось плачь. «Я больше так не будут» - утерая слезы […]
  • Бюллетень по атомной энергии. 2005. № С. 50. Терминологический словарь по промышленной безопасности, 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Нтц «Промышленная безопасность», 2006 кандидат юридических наук, руководитель Федеральной […]
  • Как писать гражданство в анкете правильно У нас несколько раз в комментариях спрашивали, как правильно указать гражданство в анкете. Хороший вопрос, ведь если ошибиться с заполнением этой графы, могут возникнуть проблемы при пересечении […]
  • Тема: Почему важно соблюдать законы

    Цели и задачи: познакомить учащихся с историей возникно­вения законов; выяснить роль законов в жизни человека; доказать, что закон устанавливает порядок в обществе; определить роль Конституции РФ в установлении порядка и справедливости в обществе.

    Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий закон, свобода, порядок, справедливость ; пони­мать побудительную роль правомерных мотивов в деятельности человека; метапредметные - 1) комму никативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; 2) регулятивные: составлять план последовательности действий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: формирование уважения к закону, установки на правомерное поведение; развитие творческих спо­собностей через активные формы деятельности.

    Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим ма­териалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

    Тип уроков: открытия нового знания.

    Ход уроков

    1.Организационный момент

    2.Мотивационно-целевой этап

    Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

    Один древний китайский правитель, предвидя возможную реакцию на намеченные им реформы, решил предварительно укрепить у народа веру в закон. Он издал указ, в котором говорилось, что каждый, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным, будет награжден десятью золотыми монетами. Люди не поверили, что за такое незначительное дело их ждет столь щедрая плата, и желающих проверить на себе действие указа не нашлось. Тогда было объявлено, что вознаграждение увеличивается до 50 золотых монет. После этого один человек взял бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно было вручено 50 золотых монет. Люди поверили, что законы их не обманывают.

    Вопросы к классу .

    О чем эта притча?

    Какие уроки из нее можно извлечь?

    (Ответы учеников.)

    Тема уроков: «Почему важно соблюдать законы».

    Предположите, о чем мы будем говорить.

    На какие вопросы нам предстоит ответить?

    (Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

    План уроков

    1.Закон устанавливает порядок в обществе.

    2.Закон стремится установить справедливость.

    3.Закон устанавливает границы свободы поведения.

    Введение в новый материал

    На протяжении многих столетий люди мечтали об обществе без войн и распрей, но пока это желание остается недостижимым. Однако человечество выработало общеобязательные правила по­ведения и установило законы, которые позволяют поддерживать порядок в обществе.

    Удается ли законам защитить человека? Почему люди стре­мятся к справедливости? Обсудим эти вопросы на наших уроках.

    Работа по теме уроков

    1. Закон устанавливает порядок в обществе

    Права человека и его свобода ограничены правами других людей. Истинная свобода должна способствовать установлению порядка. «Порядок - это абсолютная надежность», - утверждал древнегреческий философ Пифагор, а русский писатель В. Даль определял порядок как правильное устройство.

    Какие ассоциации у вас возникают при слове «закон»?

    (Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует ответы па доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформулировать определение понятие «закон».)

    Когда и где возникли первые законы? Попробуем разобраться в этом вопросе.

    Задание: изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 23 учебника, дополнительный материал и ответьте на во­просы.

    Текст учебника

    Слово «смута» имеет много значений: это непорядок, расстройство дела, разруха, а также восстание, мятеж, одним словом -непорядок. Смутное время, или «великая разруха Московского государства», как говорили тогда, случилось на рубеже 16-XVII вв. и продолжалось до 1613 г., когда был избран царь Михаил Федорович Романов. За эти годы Россия была разорена, тысячи людей гибли от голода. Законного правительства не было, управление страной переходило из рук в руки: друг друга сменяли самозванцы, польские ставленники, бояре. 1

    Смута поселилась прежде всего в умах и душах, люди подняли оружие друг на друга, всякий думал о своей выгоде, а не о благе Отечества. Ослаблением страны не замедлили воспользоваться ее недруги, готовые отхватить себе лакомый кусок Русской земли. При общей анархии (безвластии, беспорядке) России грозила потеря государственной независимости. Но именно эта угроза всколыхнула патриотические силы. Ради порядка и общего блага люди готовы были пожертвовать личными интересами, отдать все свои средства на нужды народного ополчения. И Россия была спасена.

    Дополнительный материал

    В Древнем Китае философы полагали, что законы появились после того, как ослабло действие такого естественного регулятора поведения людей, как совесть.

    Люди поняли, что без законов - устанавливаемых государством пра­вил поведения в обществе - невозможно добиться справедливости.

    В «Русской Правде» - сборнике правовых норм Древнерусского го­сударства - предусматривались не только различные наказания за при­чинение ущерба, но и правила, как следует вести себя пострадавшему для установления справедливости. Например, в ней говорится, что «если кто коня купит... а будет в коне порча, то пойти к продавцу, у которого купил, и взять у него свое серебро (т. е. деньги)».

    В «Соборном уложении» 1649 г. - сборнике законов царя Алексея Михайловича - сказано, что «суд царя... должен судить всех жителей Московского государства, от большого до малого чина, по правде».

    Понятие «право» имеет один корень с такими словами, как «пра­вильно», «справедливость», «правда». Недаром многие считают, что право - это воплощение добра, справедливости, совести и возмездия. Следовательно, в праве соединены элементы различных, в том числе и моральных, норм.

    Вопросы к классу

    Чем грозит государству отсутствие законной власти?

    Зачем люди принимают законы?

    Почему важно соблюдать законы?

    (Ответы учеников.)

    Вывод. Порядок-это правильное устройство, вся наша жизнь основывается на определенном порядке. Люди работают, учатся, отдыхают, ходят в кино и магазины, придерживаясь установленных правил. Правила установлены, чтобы людям удобно и спокойно жилось, всякое нарушение их может кончиться весьма плачевно. Люди придумали юридические законы. - правила, которые устанавливает государство. Эти правила должны соблюдать все. Людям удобно и спокойно, когда в доме тепло и светло, когда есть продукты, хорошо работают транспорт, магазины, школы, больницы, когда соблюдаются правила уличного движения, иначе говоря, когда в стране порядок, защищаются интересы граждан, их права и свободы.

    К сожалению не все люди соблюдают законы.

    Проблемное задание. Разделитесь на две группы: тех, кто со­блюдает законы и живет в соответствии с ними, и тех, кто не счи­тает это необходимым. Каждая группа должна озвучить свою по­зицию, подтвердив ее примерами.

    Вопрос к классу

    Какие противоречия во взглядах ребят вы обнаружили?

    (Ответы учеников.)

    2. Закон стремится установить справедливость

    Мы увидели, что одни люди понимают, что законы надо уважать, а нарушение законов может привести к серьезным проблемам, другие пытаются закон обойти. Таким образом, возникают противоречия, в основе которых разное отношение людей к не­обходимости соблюдения закона.

    Какая проблема вытекает из этого противоречия? Почему нужно соблюдать законы? Почему важно соблюдать законы? По­пробуем почувствовать, насколько удобно взаимодействовать без ограничительных правил.

    Игра «Незрячий - поводырь». Разделитесь на пары «незрячий - поводырь». Первый в паре с завязанными глазами должен пересечь аудиторию, а второй - помочь ему проделать этот путь как можно быстрее. Через 3 мин участники игры меняются ро­лями. Не существует никаких правил и ограничений при пере­движении.

    Вопросы к классу

    Легко ли было передвигаться? Что мешало?

    Какие правила игры вы бы хотели установить?

    Какие выводы вы сделали?

    (Ответы учеников.)

    Вы ощутили, что при установленных правилах и их соблюде­нии взаимодействовать было бы гораздо удобнее.

    Ученый Фрэнсис Бэкон писал: «Хотя справедливость и не мо­жет уничтожить пороков, но она не дает им наносить вред».

    Задание: прочитайте текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 26 учебника, выполните первое задание рубрики «В классе и дома» и ответьте на вопросы.

    Жил в Древних Афинах философ Сократ (469-399 гг. до н.э.). Он был не только вы­дающимся мыслителем, но и мужественным гражданином. Ответственных государствен­ных должностей он не занимал, однако не считал себя вправе уклоняться от выполне­ния гражданских обязанностей - посеще­ния народного собрания, участия в суде присяжных и т. п.

    Сократ не раз критиковал тех государствен­ных деятелей, которые допускали неспра­ведливость и беззаконие. Неудивительно, что многие побаивались и не любили его. Од­нажды по ложному доносу Сократа при­влекли к суду. Против него было выдвинуто обвинение в том, что он не верит в богов и дурно влияет на молодёжь. Это было равно­сильно обвинению в государственной измене. И суд приговорил философа к смертной казни.

    Друзья уговаривали Сократа бежать из тюрьмы. Однако фило­соф наотрез отказался из уважения к судебному решению, которое было равносильно закону. «Разве общество может существовать, если судебные решения не имеют в нём никакой силы? - говорил он друзьям. - А кроме того, какой дурной пример для молодё­жи!» В назначенное время Сократ принял чашу с ядом.

    А вскоре афиняне раскаялись в содеянном. Они разоблачили главного клеветника и казнили его. В Афинах была воздвигнута бронзовая статуя Сократа.

    Вопросы:

    Сергей заявил, что Сократ все-таки должен был послушаться совета друзей и бежать из тюрьмы. Ведь он был осужден несправедливо. И это вскоре выяснилось. Какой ответ ты бы дал Сергею? Учти при этом мнение самого Сократа.

      Какая позиция вам ближе?

      Кто, на ваш взгляд, прав?

    (Ответы учеников.)

    Вывод:

    Объясни, в чем состоит смысл справедливости? Почему люди к ней стремятся?

    Чтобы каждый получал то, на что он имеет право. Она помогает устанавливать добрые отношения между людьми, определять права и обязанности каждого члена общества, вознаграждать за добрые дела, за плохие-наказывать

    Каков наиболее надежный способ установить справедливость в обществе?

    С помощью законов, они устанавливают равенство перед законом, определяют права и обязанности каждого. Даже наказание провинившегося должно быть справедливым.

    3.Закон устанавливает границы свободы поведения

    Попробуем на конкретных примерах показать роль законов в жизни общества.

    Задание: работая в группах и используя слова для справок характеризующие разные проявления права, составьте различные предложения со словом «закон».

    Слова для справок: защищает, устанавливает, регулирует, кара­ет, помогает, восстанавливает, принуждает, обеспечивает.

    (Закон защищает граждан от произвола властей. Закон уста­навливает порядок поведения граждан в обществе. Закон помогает определить границы свободы поведения людей. Закон восстанавли­вает нарушенную справедливость и т. д.)

    (Проверка выполнения задания.)

      Ознакомьтесь с материалом рубрики «Учимся читать и ува­жать закон» на с. 30 учебника.

    Уважать закон - это значит сознательно соблюдать его. Чтобы научиться соблюдать закон, его прежде всего нужно прочитать и обдумать. Начинать нужно, конечно, с основного закона - Конституции.

    Поскольку на уроке мы говорили о том, что закон ставит границы возможного поведения и тем самым устанавливает порядок, прочитаем статью 29. В части 1 этой статьи сказано: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Свобода мысли и свобода слова - естественные прирождённые права человека. Право свободно мыслить - основа нашей внутрен­ней духовной жизни, возможность думать, определять своё отношение к окружающему миру. А свобода слова даёт нам возможность открыто выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

    Однако есть свобода, а есть вольница, и закон это учиты­вает. К сожалению, бывают у людей неправильные, дурные, как говорят, «чёрные» мысли. Но мысль запретить нельзя. Запрещено произносить слова, которые оскорбляют и унижа­ют других людей, разжигают вражду. Поэтому дальше, в ча­сти 2 статьи 29, читаем: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, националь­ную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается про­паганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Как видишь, закон ста­вит границу вольнице! Перейти границу - значит нарушить закон.

    Следует помнить, что любое нарушение закона мешает нормальной жизни людей. Оно может стать причиной мно­гих неприятностей для окружающих и для самого наруши­теля.

    Всегда нужно учитывать, что любое нарушение закона на­носит удар по справедливости. Люди этого очень не любят. Это обязательно испортит твои нормальные, добрые отноше­ния с окружающими.

    Запомни на всю жизнь, что свободен не только ты один, но и другие люди. Значит, чужую свободу нужно уважать не меньше своей. Есть простой и надёжный способ защитить свободу - никому не причинять вреда.

    Вопросы к классу

    К чему приводит нарушение закона? К каким последствиям?

    Почему свобода не может быть беспредельной?

    Подведение итогов уроков

    Мы выяснили, почему важно соблюдать законы. Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

    Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая груп­па получит индивидуальное задание, ответит на вопросы и сфор­мулирует выводы.

    Задание для первой группы: работая с п. 1 § 3 учебника, объяс­ните, почему законы устанавливают порядок в обществе. Вопросы для первой группы

    Как жила Россия в период Смутного времени?

    Какие уроки можно извлечь из этих событий?

    Что такое порядок и зачем он нужен в обществе?

    С чего начинается порядок?

    Какие законы вы знаете?

    Как поступает государство по отношению к тем, кто нару­шает законы?

    Для чего принят и действует Уголовный кодекс?

    Выводы, к которым пришла первая группа

    1.Ослабление законной власти, разгул анархии, нарушение порядка и справедливости могут привести страну к разрухе, стереть с лица Земли.

    2.Правила установлены, чтобы людям удобно и спокойно жилось, всякое нарушение их может привести к большим проблемам.

    3.Законов много, и каждый из них помогает налаживать по­рядок в какой-то определенной области нашей жизни.

    4.Чтобы обеспечить порядок, государство обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей непре­менно наказывать.

    5. Уголовный кодекс определяет, какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

    Задание для второй группы: работая с п. 2 § 3 учебника, объяс­ните, почему законы стремятся установить справедливость.

    Вопросы для второй группы

    Что такое справедливость? Можно ли ее добиться в обществе?

    Почему справедливость нужна людям?

    Каким способом люди издавна стремились утвердить спра­ведливость в обществе?

    Какой закон служит главным гарантом соблюдения прав и свобод в Российской Федерации?

    Согласны ли вы, что ст. 29 Конституции РФ помогает уста­новить справедливость в обществе?

    Выводы, к которым пришла вторая группа

    1.Справедливость заключается в том, чтобы каждый получал то, на что имеет право. Справедливость помогает устанав­ливать добрые отношения между людьми.

    2.Каждый человек в глубине души убежден, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые - осуждены, наказаны.

    3.Самый надежный способ добиться справедливости в обще­стве - с помощью законов.

    4.У каждого должны быть и права, и обязанности независимо от возраста, образования, национальности, материального положения.

    5.Наказание провинившегося должно быть справедливым.

    6.Конституция РФ помогает установить справедливость в об­ществе.

    Задание для третьей группы: работая с п. 3 § 3 учебника, объ­ясните, почему законы устанавливают границы свободы поведе­ния человека в обществе.

    Вопросы для третьей группы

    В каких значениях употребляют понятие «свобода»?

    Как юридическая наука определяет смысл термина «сво­бода»?

    Почему Конституция РФ наряду с правами содержит и ограничения?

    Почему законы действуют ради свободы человека?

    Выводы, к которым пришла третья группа

    1.Законы действуют ради свободы человека.

    2.Свобода - нормальное состояние человека.

    3.Свобода - это возможность делать то, что не противоречит закону.

    4.Свобода имеет границы и ограничения.

    5.Быть свободным - не значит вольничать.

    6.Только справедливые законы могут установить границы допустимого поведения людей в обществе.

    Выполнить одно из заданий на выбор (коллективно или индивидуально) из рубрики «В классе и дома»

    5.В классе разгорелся спор. Виктор говорит: «Справедливость требует ограничения свободы». Наташа возражает: «Нет, ограничение свободы - это несправедливо». Кто, на твой взгляд, прав в этом споре? Объясни почему.

    6.Бывают ли расхождения между тем, что записано в законе, и тем, что происходит в реальной жизни? Встречался ли ты с сознательными нарушениями закона? Приведи при­меры. Каковы могут быть последствия нарушений?

    Вопрос 1. Что такое закон? Что такое опричнина, какие несчастья она принесла России?

    Закон – свод обязательных норм и правил, регулирующих общественные отношения. Закон в юриспруденции - в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.

    Опричнина – часть государственной политики в Русском государстве с 1565 по 1572 годы, состоявшей в реализации чрезвычайных мер, конфискации феодального имущества и земель в пользу государства, снижении боярско-княжеской власти и укрепления централизации государства.

    Главная цель опричнины - уничтожить остатки феодальной раздробленности, подорвать основы боярско-княжеской независимости - не была достигнута. В результате этого: На западе войска Речи Посполитой успешно оттеснили русских. Ливонская война была окончена с незначительными достижениями русских; Шведские войска захватили Нарву, Копорье и др. уезды и отказывались их возвращать; В 1571 г. из-за низкой боеспособности опричного войска крымские татары сожгли Москву; Произошло дальнейшее закрепощение крестьянства, причём в самых жёстких формах (барщина).

    Вопрос 2. Зачем, по твоему мнению, нужно изучать законы?

    Законы разрешают, допускают или запрещают человеку совершать какие-либо действия. Законы нужны для соблюдения порядка.

    Вопрос 3. Чем грозило государству отсутствие законной власти?

    В государстве был бы хаос и беззаконие. Люди бы не придерживались никаких законов и действовали лишь в своих интересах, без боязни будущих последствий. Соседние государства, скорее всего, пошли бы войной на наше государство и разорили его.

    Вопрос 4. Почему можно говорить о том, что законы помогают установить справедливость в обществе?

    Если бы не было законов общество бы разделилось, наступил бы хаос, человек мог бы убивать и грабить без последствий, не опасаясь, что его накажут.

    Вопрос 5. Почему Сократ отказался бежать из тюрьмы? Почему афиняне поставили памятник Сократу? Они хотели воздать должное его философским заслугам или его верности закону? Как ты думаешь?

    Сократ отказался бежать из тюрьмы, потому что он был блюстителем законов, уважал законы. Афиняне поставили памятник Сократу, потому что они, раскаявшись в содеянном, решили оставить память потомкам и запомнили его как великого философа и человека верного законам.

    Вопрос 6. Почему человеческому обществу нужен порядок? Как его установить?

    Если не будет порядка, то не будет общества. Общество подразумевает порядок, организованность. Порядок ведет к гармоническому развитию общества, порядок по умному – это стремление к различной деятельности, развитие этой деятельности до полного совершенства, а безумный порядок – это тирания, диктатура.

    Установить порядок можно издавая законы, создавая специальные органы правопорядка и используя специальные меры к нарушителям порядка.

    Вопрос 7. В чём состоит смысл понятия «справедливость»? Почему люди к ней стремятся?

    Справедливость - понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём. Справедливость – общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; она касается человеческих взаимоотношений во всех их общественно значимых разновидностях (от межличностной сферы до международных отношений).

    Вопрос 8. Каков наиболее надёжный способ установить справедливость в обществе?

    Справедливое общество – то, в котором каждый человек в полной мере реализует данные ему от природы способности.

    Вопрос 9. Как философы и юристы объясняют смысл понятия «свобода»?

    Свобода - такое состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, т.е. они не обусловлены непосредственно иными факторами, в т. ч. природными, социальными, межличностными и индивидуально-родовыми. В философии: Свобода - возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. В праве свобода - это закреплённая в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.).

    Вопрос 10. Как ты думаешь, почему свобода не может быть безграничной?

    Потому, что свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого человека. Другими словами человек может все только до тех пор, пока его свобода не начинает затрагивать свободу и интересы других людей. И поэтому свобода человека не может быть безграничной.

    Вопрос 11. После урока ребята говорили о судьбе Сократа. Сергей заявил, что Сократ всё-таки должен был послушаться совета своих друзей и бежать из тюрьмы. Ведь он был осуждён несправедливо. И это вскоре выяснилось. Какой ответ ты дал бы Сергею? Учти при этом мнение самого Сократа.

    Сократу можно было обжаловать приговор, или добиться пересмотра дела. Тогда вскоре бы все встало на свои места, и он остался жив. Но Сократ, по всей видимости, был принципиальным человеком.

    Вопрос 12. Ребята как-то заспорили. Лена сказала, что закон нельзя нарушать потому, что это нарушает справедливость. Борис ответил ей: «Нет, нарушение закона недопустимо, так как вредит порядку в обществе». Как ты считаешь, кто прав?

    Прав Борис. Так как за нарушение закона следует наказание, а справедливость необходимо доказывать. Если кто-то нарушил закон и ему это сошло с рук, то кого-то это привело к наказанию.

    Вопрос 13. Английский учёный и философ Френсис Бэкон (1561 - 1626) писал: «Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, но она не даёт им наносить вред». А как ты думаешь, каким способом общество может защитить справедливость от человеческих пороков?

    Справедливость от человеческих пороков общество может защитить только законами, воспитанием, повышением уровня жизни народа и устранением коренных причин, порождающих пороки.

    Вопрос 14. В классе разгорелся спор. Виктор говорит: «Справедливость требует ограничения свободы». Наташа возражает: «Нет, ограничение свободы - это несправедливо». Кто, на твой взгляд, прав в этом споре? Объясни почему.

    Человек должен иметь ограничения и в желаниях и порой в свободе. Если человек виновен в чем-либо, он должен пронести за это наказание, в виде лишения свободы. А так ограничение свободы (если человек бескорыстен) – несправедливо.

    Вопрос 15. Бывают ли расхождения между тем, что записано в законе, и тем, что происходит в реальной жизни? Встречался ли ты с сознательными нарушениями закона? Приведи примеры. Каковы могут быть последствия нарушений?

    Да, расхождения бывают. Пример: Сфера дорожного строительства и ремонта находится под пристальным вниманием прокуроров. В дорожном строительстве во многих регионах выявлены случаи нарушения контрактной системы. На характер допущенных заказчиками и подрядчиками нарушений не влияет категория дороги – федеральная это трасса или межпоселковая дорога; во всех случаях они примерно одинаковы. Категория дороги влияет лишь на размер ущерба, причиненного отступлением от установленных требований. Ведь по этому признаку различаются объемы финансовых средств, выделяемых из бюджетной системы. Самое распространенное и серьезное правонарушение в сфере строительства и ремонта дорог – завышение цен. Другой частый вид нарушений связан с необоснованным выбором способа закупки у единственного поставщика. Субъекты, несут ответственность в виде штрафа.

    Вопрос 16. Используя ресурсы Интернета, подбери высказывания великих людей о справедливости, свободе и общественном порядке. Составь свою электронную мини-энциклопедию мудрых мыслей.

    Вы можете стать свободными лишь тогда, когда даже само желание искать свободу станет для вас уздой и вы перестанете говорить о свободе как об искомом и достигнутом.

    Джубран X.

    Свободные народы должны неутомимо и с ревностною бдительностью охранять свою свободу.

    Франклин Б.

    Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные и в некотором роде предписанные нам мнения.

    Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего.

    Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости.

    Если бы человечество стремилось к справедливости, оно бы давно ее добилось.

    Редко кто задумывается над тем, почему важно соблюдать законы. Как показывает практика, для некоторых жителей нашего государства правила существуют, чтобы их нарушать. А ведь законы создаются не просто так, и каждый гражданин просто обязан их соблюдать. Во-первых, это позволяет сохранить равновесие в обществе и защитить слабых людей от жадных и более сильных. Конечно, хоть раз в жизни каждый нарушал правила. Но при этом многие даже не задумывались, почему важно соблюдать законы?

    Причина первая

    Итак, почему нужно соблюдать законы? Назовем несколько основных причин. Первой и, пожалуй, самой главной остается защита от хаоса. Если все жители нашего государства перестанут соблюдать определенные правила и, конечно же, законы, то наступит разруха, и страна придет в упадок.

    Законы - это своеобразные соглашения, которые позволяют регулировать отношения между различными категориями граждан, организациями, крупными компаниями и органами правления. Если не будет определенных правил и ограничений, то в государстве начнется хаос. Если не будет законов, регулирующих подобные отношения, начнется и ее последствия будут печальны и непоправимы.

    Боязнь наказания

    Существуют и другие причины того, почему важно соблюдать законы. Стоит отметить, что многие граждане нашей страны боятся наказания за нарушения определенных правил. Наверное, не найдется желающих по собственной воле платить огромные штрафы или же отбывать срок в тюрьме. А ведь несоблюдение законов приводит именно к таким последствиям. Чтобы избежать наказания, многие стараются не отклонятся от норм поведения и не противоречить правилам, которые были установлены органами правления.

    Помимо этого, большинство граждан страны боится за собственное имущество и за себя. Ведь несоблюдение определенных законов может привести к потере личной свободы и нажитого добра. А этого никто не хочет. К тому же представьте хотя бы на пару минут, что будет происходить на улице, если все население страны откажется от установленных норм поведения и от законов, которые создавались на протяжении многих веков. В таком случае воцарится полная анархия.

    Защита интересов граждан страны

    Обязанность соблюдать законы прививается гражданам с самого рождения. Родители воспитывают своих детей, объясняя основные нормы поведения. При этом многие разъясняют своим чадам, и почему важно их соблюдать. Помимо вышеуказанных причин, существует еще одна - защита государством интересов граждан. Это также важно. Иными словами, все законопослушные граждане находятся под защитой собственного государства. Если же человек нарушает установленные правовые нормы, то не стоит ему ждать их соблюдения и от государства.

    В заключение

    Теперь вы знаете, почему важно соблюдать законы. Ведь их создали для того, чтобы в стране не было хаоса и смуты. Можно много говорить о том, что соблюдать законы необходимо, важно и просто нужно. Наверное, никто бы не захотел оказаться там, где не установлены правовые нормы. Ведь такое общество обречено.

    Обществознание как система наук изучает человеческое общество и процессы, происходящие в нем. Как социальные существа, люди не только глубоко интегрированы в социум, но и обязаны подчиняться всем его законам - писанным и негласным. Почему важно соблюдать законы, принятые в системе, чем чревато неповиновение и что говорит по этому поводу история? Об этом речь пойдет ниже.

    Социальная природа человека - объект изучения обществознания

    Прошли сотни тысяч лет с тех пор, как человек обособился от остальной живой природы, стал жить в общине и принял первые правила этой непростой, но вместе с тем подталкивающей к развитию жизни. Как по теории Дарвина труд сделал из обезьяны человека, так общение превратило высшую нервную систему в высокоорганизованную, и таким образом подняло людей на качественно иную ступень эволюции.

    Со времен, когда наши прародители начали жить в племени, прошли сотни тысяч лет. С тех пор изменилось абсолютно все: внешний вид людей, их мышление, окружающая природа, быт. Технологическая эволюция принесла все необходимые блага цивилизации, и даже больше. Неизменным с тех времен осталось одно: вовлеченность человека в общественную жизнь. Назад пути нет: люди не могут существовать обособленно.

    Обществознание занимается изучением человека в контексте его взаимодействия с социумом. Система наук исследует развитие общества и те нормы и правила, которые в нем установлены. Почему важно соблюдать законы, кто и когда их установил, могут ли они быть неоднозначными - на все эти вопросы отвечает учебная дисциплина. В процессе исследования ученые используют данные многочисленных исследований, обращаются ко множеству исторических фактов.

    Законы: виды и формы

    Как уже было сказано выше, много эпох тому назад люди стали социальными существами. С того времени каждому из нас приходится соблюдать не только законы природы, но и те нормы и правила, которые являются непосредственно объектом обществознания. Почему важно соблюдать законы, какими бывают они, кем и для чего были сформулированы? На первый взгляд, ответы на эти вопросы очевидны каждому, и нет нужды говорить об этом подробно. Но это ошибочное мнение: многие догмы содержат в себе гораздо более глубокие основания, чем может показаться.

    По своей форме общественные законы бывают:

    • всеобщими;
    • общими;
    • частными.

    В зависимости от своего характера нормы и правила общества подразделяются на:

    • Законы строения. Предполагают определенную организацию социума в тот или иной исторический период.
    • Законы развития. Движущие силы эволюционного процесса в обществе.
    • Законы функционирования. Определяют устойчивость и неизменность в течение определенного времени структуры социума.

    Свойства законов

    Свойства норм, догм, правил, царящих в социуме, может объяснить простой урок обществознания. Почему важно соблюдать законы - вопрос более фундаментальный. Чтобы на него ответить, необходимо для начала досконально исследовать свойства изучаемого предмета. Итак, законам присущи такие характеристики:

    1. Функционирование лишь в зоне деятельности социума. В отличие от законов природы, существующих вне зависимости от человека, нормы общественные предполагают обязательное наличие объекта - человека и общества.
    2. Изменчивость. Ни для кого не секрет, что с течением времени многие правила могут меняться сообразно тенденциям развития человеческого коллектива.
    3. Субъективность. Как бы не стремились люди сделать свои законы объективными, будучи творцами этих догм, они вносят в них человеческий фактор.
    4. Способность менять ход истории и влиять на массы. Законы, особенно искусственно созданные, могут оказывать огромное влияние на развитие человечества в целом.
    5. Двойственность. Как ни странно, при всем желании человека установить такие правила, которые бы не могли трактоваться двусмысленно, многие законы все же оставляют лазейки и несут в себе двойной смысл и множественные стандарты.

    Законы государства

    Особое место в системе общественных отношений занимают законы, устанавливаемые на уровне государства. Как аппарат управления это понятие появилось гораздо позже, нежели общность людей вообще, но те правила, которые диктует нам этот управленческий орган, являются не просто обязательными к исполнению. Почему важно соблюдать законы государства? Ответ на этот вопрос даст любой школьник: по причине того, что за несоблюдение предусмотрена ответственность. Порой нормы государства могут показаться неидеальными, не всегда справедливыми, но эти правила сформировались на основе исторических условий и предпосылок, и на самом деле несут в себе тысячелетний опыт поколений.

    Когда речь идет о законах страны, то их соблюдение регламентировано, и регулируется системой норм принуждения. Одной внутренней морали в большинстве случаев недостаточно, поэтому государство имеет в своем арсенале особый институт, решающий вопросы, связанные с несоблюдением тех или иных законов, и особые органы, осуществляющие контроль и наказание.

    Урок по теме «Почему важно соблюдать законы» в дисциплинах правоведения и обществознания на данный момент занимает важное место в учебном плане, поскольку, именно раскрывая данную тему, учитель имеет возможность повлиять не только на конкретного школьника, но и на будущее всего общества в целом.

    Личность и законы социума

    Как уже было сказано, любые правила общества имеют смысл только в самом социуме. Но каким же способом личность, как единица коллектива, может принимать или отвергать те или иные правила, и чем при этом руководствуется индивид? Отвечая для себя на вопрос, почему важно соблюдать законы, каждый человек мыслит с точки зрения:

    • Личностной ответственности и морали.
    • Общественной этики.
    • Административной и уголовной ответственности.

    В социалистическом обществе было принято делать упор на первые две составляющие. В личности государство пыталось воспитать высокоморальные качества, ответственность, понимание роли влияния своих поступков на жизни других людей.

    Касаемо современного общества, психологи и социологи определяют смещение акцента именно на боязнь ответственности, определенных взысканий, штрафов и страх перед системой наказаний. Именно эти внешние факторы определяют сегодня степень повиновения законам общества и государства.

    Исторические примеры соблюдения законов

    Почему важно соблюдать законы, в 7 классе среднеобразовательной школы знают все. На уроках истории учителя рассказывают о примерах выдающихся исторических личностей, повиновавшихся правилам, какими бы несправедливыми они ни были.

    Одной из таких персон является Сократ, который, к слову, и выделил в структуре науки того времени именно пласт знаний о человеческой личности. Получив несправедливое обвинение и будучи приговоренным к смертной казни, ученый имел возможность сбежать из тюрьмы с помощью своих друзей, скрыться от правосудия и таким образом сохранить жизнь. Но именно уважение к системе и внутренняя мораль не позволила философу этого сделать. Когда пришел час казни, Сократ, произнеся свою знаменитую речь, достойно принял свою участь, самостоятельно выпив яд.

    Известные примеры неповиновения государству

    На собственном примере узнать, почему важно соблюдать законы, имели возможность некоторые личности и группы лиц, известные сегодня.

    В отечественной истории одним из примеров неповиновения законам и правилам стали жители Пскова и Новгорода, отказавшиеся платить непомерно высокие суммы за хлеб в середине XVII века. Царь Алексей Михайлович отправил на мятежников свои войска, которые разбили восставших. Несмотря на неправомерность слишком высоких цен, закон был един для всех, и допустить его несоблюдения царь не мог.

    Более поздним примером неповиновения стало восстание на броненосце «Потемкин». Матросы, отказавшиеся подчиняться, подняли бунт, убили нескольких офицеров, но из-за отсутствия предварительного плана были вынуждены впоследствии сдаться.

    Основания соблюдать законы государства

    Почему важно соблюдать законы? Уроки 7 класса в рамках программы по обществознанию показывают школьникам, по каким причинам необходимо подчиняться закону. Это исходит из самого определения общественных правил.

    1. Закон обеспечивает порядок.
    2. Закон восстанавливает общественную справедливость.
    3. Закон предоставляет свободу действий в рамках ненанесения вреда окружающим.
    4. Закон гарантирует наказание с целью неповторения беззакония в будущем.

    Все эти обоснования подчеркивают внешнюю составляющую мотивации подчиняться правилам, определяемым обществом и управленческими структурами.

    Личностные мотивы

    Важнейшим моментом в рассматриваемом вопросе остается значение личностных моральных качеств человека. Почему важно соблюдать законы, обществознание 7 класса определяет исходя из осознания учениками внутренних побуждений следования правилам. Основными положениями личностных мотивов в данном случае являются:

    • Целостность личности, нежелание деструктивного влияния человека на самого себя.
    • Осознание последствий своих действий для окружающих.
    • Понятие итогов несоблюдения законов для самого себя в перспективе.

    Таким образом, исторически сложилось, что человек как социальное существо просто обязан соблюдать некоторые правила. Речь идет и о государственных законах, и об общечеловеческих. Мотивы повиновения могут быть разными, определяются они внутренними и внешними факторами, как бы там ни было, главным остается одно: закон един для всех и соблюдение его обязательно для каждого.