«Почему важно соблюдать законы. Зачем надо соблюдать законы Почему надо соблюдать законы

Урок №3 по теме «Почему важно соблюдать законы»

Цели:

    Ознакомить учащихся с понятием закон и почему так важно соблюдать законы

    Познакомить с основным содержанием Конституции РФ.

    Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам другого человека

    Формировать умение вести дискуссию, выражать и отстаивать свое мнение, понимать динамику исторического процесса

    Способствовать формированию активной жизненной позиции

    Основные понятия:

  • Порядок

    Конституция РФ

    Справедливость

    Свобода

План урока:


1. Закон устанавливает порядок

2.Закон стремится к справедливости

3.Закон устанавливает границы поведения.

Ход занятия

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы встречаемся в очередной раз, и мне хочется узнать, помните ли вы понятия. А для этого я предлагаю вам решить кроссворд. Работать будете в парах. Первые 4 человека, решившие правильно кроссворд, получат пятерки.


    Десятилетний Сережа сочинил стихотворение и послал его в детский журнал. Ему пришел ответ, что его стихотворение не интересно и поэтому его не напечатают. А в следующем номере журнала Сережа увидел свое стихотворение,но только автором был уже не он.

    Пятеро тринадцатилетних подростков из хулиганских побуждений забрались вечером в помещение детского сада, побили там посуду и повредили мебель. Ущерб, нанесенный ими, составил 500 тыс. рублей.

    Найдите ошибку в тексте:Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам за умеренную плату. Государство обязано содержать и развивать систему здравоохранения.


2. Закон стремится установить справедливость.

Как вы думаете, что такое справедливость?

(учащиеся работают с параграфом стр.36)

СПРАВЕДЛИВОСТЬ- это когда каждый получает то, на что имеет право.

Люди всегда стремились каким- либо способом утвердить справедливость. И нашли самый надёжный способ- с помощью законов. Может, кто ни будь, мне назовет, какие есть в истории примеры законов? (Русская Правда, Соборное уложение)

Наша Конституция – закон законов и служит главным образцом справедливости. Приведите мне примеры из Конституции тех статей, которые на ваш взгляд являются наиболее справедливыми.

3.Закон устанавливает границы свободного поведения.

Что такое свобода? СВОБОДА-это отсутствие стеснения, возможность действовать по своему желанию. Но ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Хочется вспомнить пример такой побасенки, которую любят рассказывать юристы:
Жили- были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: « Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками».
Как вы думаете, что сказал судья этому человеку?
Тогда находчивый судья строго сказал обидчику: « Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!» Он строго наказал хулигана.
На нашей планете людей много, у каждого свои интересы, своя свобода и подумайте, что будет, если вдруг все решат стать абсолютно свободными.
Давайте подведем итог нашего сегодняшнего разговора.
Почему же так важно соблюдать законы?
(ответы детей)
Да, это так законы важно соблюдать даже ценой жизни. Мне хочется привести пример из жизни одного исторического деятеля эпохи Древней Греции. Это человек- Сократ
(доклад учащегося)
Как выдумаете, почему Сократ отказался бежать из тюрьмы? Как бы вы поступили на его месте?
Изучив тему нашего урока, попробуйте сделать вывод.

Слово «смута» имеет много значений: это непорядок, расстройство дела, разруха, а также восстание, мятеж и даже раздор между народом и властью. Одним словом – непорядок.
Смутное время, или «великая разруха Московского государства», как говорили тогда, случилось на рубеже XVI-XVII вв. и продолжалось примерно 12-15 лет, до 1613 г., когда был избран царь Михаил Фёдорович Романов. За эти годы Россия была разорена, тысячи людей погибли от голода. Законного правительства не было, управление страной переходило из рук в руки около десяти раз: сменяли друг друга самозванцы, польские ставленники, Семибоярщина.
Смута поселилась, прежде всего, в умах и душах, люди подняли оружие друг на друга, всякий думал о своей выгоде, а не о благе Отечества. Ослаблением страны не замедлили воспользоваться её недруги, готовые отхватить себе лакомый кусок Русской земли. При общей анархии (безвластии, беспорядке) России грозила потеря государственной независимости.
Но именно эта угроза всколыхнула патриотические силы. В сознании народа победила идея гражданского согласия, сильной законной власти. Ради порядка и общего блага люди готовы были отдать всё. Народное единство позволило покончить со Смутой. И Россия была спасена.
Какие же уроки можно извлечь из этих событий?
Смутное время, конечно, слишком сложный период. Но одно можно сказать твёрдо: ослабление законной власти, разгул анархии, нарушение порядка и справедливости могут привести страну к разрухе, стереть с лица Земли, как это всё же случилось в отношении нашей родины в 1991 году.

Закон устанавливает порядок в обществе

Не приходилось ли вам задумываться, что такое порядок и зачем он нужен в обществе? А ведь вся наша жизнь основывается на определённом порядке. Люди работают, учатся, лечатся, ездят на машинах, поездах, велосипедах, отдыхают, путешествуют, ходят в кино и магазины, придерживаясь установленных правил. Конечно, случаются нарушения порядка. Но к чему это приводит? Правила установлены, чтобы людям удобно и спокойно жилось, всякое нарушение их может кончиться весьма плачевно.
Порядок. Какое замечательное слово! Порядок – это абсолютная надёжность, как утверждал древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н. э.). А русский писатель В. И. Даль (1801 – 1872) считал, что порядок – это правильное устройство.
Человеческое общество нуждается в правильном устройстве. Люди это поняли давно и придумали юридические законы – правила, которые, как ты знаешь, устанавливает государство. Эти правила должны соблюдать все. Людям удобно и спокойно, когда в доме тепло и светло, когда есть продукты, хорошо работают транспорт, магазины, школы, больницы, когда соблюдаются правила уличного движения, иначе говоря, когда в стране порядок.
Хочешь узнать, с чего начинается порядок, - открой главный закон государства – Конституцию РФ. Там чётко сказано, как устроена государственная власть, какие у человека есть права и обязанности и многое, многое другое.
Но Конституция – это только главный закон, существуют ещё и другие: «Об образовании», «Об охране окружающей природной среды», «О средствах массовой информации», «Семейный кодекс», «Трудовой кодекс», «Закон о воинской обязанности и военной службе» и т. д. Даже по названию вы сможете догадаться, о чём в них идёт речь. Каждый из этих законов помогает налаживать порядок в какой-то определённой области нашей жизни.
К сожалению, есть люди, которые нарушают законы. Это не только вредное, но и очень опасное явление. Например, Вова нарушает ПДД. Можно сказать, что тем самым они подрывают установленный порядок, мешают нормальной жизни граждан. А порой создают серьёзную угрозу всему обществу.
Чтобы обеспечить порядок, государство должно заботиться не только о принятии новых законов. Оно обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей непременно наказывать.
В России принят «Уголовный кодекс». Он указывает, какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Следовательно, закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

Закон стремится установить справедливость

А теперь подумай, что такое справедливость. Можно ли добиться её в обществе?
Справедливость заключается в том, полагают философы, чтобы каждый получал то, на что имеет право. Они говорят, что справедливость помогает устанавливать добрые отношения между людьми.
Справедливость очень нужна людям. Когда невиновного наказывают – обидно. Когда незаслуженно ставят плохую отметку – неприятно. Несправедливо, если сильный обижает слабого, бьёт его и унижает. Несправедливо, когда у одних все права, а у других только обязанности. Наверное, каждый человек в глубине души убеждён, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые – осуждены, наказаны.
Люди издавна стремились каким-либо способом утвердить в обществе справедливость. И нашли самый надёжный способ – с помощью законов. Вот Русская Правда – древний свод законов, которые начали записывать более 900 лет тому назад. Уже в нём можно увидеть стремление законодателя к порядку и справедливости. Например, есть в Русской Правде статья, которая называется «О коне»: «Если кто коня купит… а будет в коне порча, то пойти к продавцу, у которого купил, и взять у него своё серебро (деньги)».
А в Соборном уложении 1649 г. – сборнике законов царя Алексея Михайловича в главе X под названием «О суде» прямо указывается: «Суд царя… Алексея Михайловича… должен судить всех людей Московского государства, от большого до малого чина, по правде (справедливо)».
Считается, что у каждого должны быть и права, и обязанности, что справедливость должна распространяться на всех без исключения людей независимо от возраста, образования, национальности, материального положения. Даже наказание провинившегося должно быть справедливым.
Законы, которые принимаются у нас в России, призваны утверждать и защищать справедливость. Так требует Конституция – закон законов. И сама же служит главным образцом справедливости. Можешь в этом убедиться.
Статья 6. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности…
Статья 19. Все равны перед законом и судом.
Статья 43. Каждый имеет право на образование.
Статься 58. Каждый обязан сохранять природу…

Закон устанавливает границы свободы поведения

Порядок и закон действуют ради свободы человека. Слово «свобода» употребляют в самых разных значениях: свобода передвижения, свободный человек, свободное место, свободная квартира, свобода слова, свободная территория и т. д. Если вдуматься, во всех этих словосочетаниях можно найти некий общий смысл: речь всегда идёт о каком-то просторе, отсутствии стеснённости, наличии возможности. Философы считают, что свобода означает отсутствие стеснения, неволи, возможность действовать по своему желанию. Вообще, свобода – это нормальное, естественное состояние человека.
Поскольку мы говорим о законах, нам важно знать мнение юристов – специалистов, которые хорошо в них разбираются. В юридической науке (науке о законах, о правах людей) свободу определяют просто и точно: свобода состоит в возможности делать всё, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому.
Чтобы стало понятнее, познакомьтесь с побасенкой, которую любят рассказывать юристы.
Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: «Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками».
Тогда находчивый судья строго сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!»
И наказал хулигана.
Вы поняли, в чём мудрый смысл это побасенки?
Оказывается, свобода, как и права человека, не может быть беспредельной, безграничной. Ибо в этом случае она становится беспределом, произволом и причиняет вред правам и свободам других людей.
Подумайте: людей много, у каждого свои интересы, желания – своя свобода. И если люди не станут соблюдать определённых правил поведения, они будут постоянно сталкиваться друг с другом, как сталкиваются в небе самолёты, нарушающие правила полёта. А ведь это страшная катастрофа.
У людей есть только одни способ избежать человеческой катастрофы – не причинять вреда другому. Для этого и нужно соблюдать законы, потому что только справедливые законы могут установить границы возможного поведения. Эти границы позволяют людям сохранять и порядок, и справедливость, и свободу в обществе. В Конституции России, наряду с перечислением прав и свобод человека, содержатся строгие ограничения. Вот, например, часть 5 статьи 13 указывает: «Запрещается создание… общественных объединений, цели… которых направлены на… изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
Строго, но справедливо! Согласны?

Человек

Жил в древних Афинах философ Сократ (469-399 гг. до н. э.). Хотя Сократ и не написал ни строчки, но о нём сохранилось немало рассказов его соотечественников, поклонников, учеников. Он был не только выдающимся мыслителем, но и мужественным гражданином. Ответственных государственных должностей он не занимал, однако не считал себя вправе уклоняться от выполнения гражданских обязанностей – посещения народных собраний, участия в суде присяжных и т. п. Не раз смело и открыто критиковал он политиков за несправедливость и беззаконие, которые совершаются в государстве.
Неудивительно, что многие политики побаивались и не любили его. Против него было выдвинуто обвинение в том, что он не верит в богов и дурно влияет на молодёжь. Это было равносильно обвинению в государственной измене. Ибо вера в олимпийских богов считалась высшим законом, который сплачивал афинян в единое государство. И суд большинством голосов приговорил его к смертной казни.
Друзья уговаривали Сократа бежать из тюрьмы. Однако философ наотрез отказался из уважения к судебному решению, которое было равносильно закону. Он был глубоко убеждён, что нарушение закона способно причинить погибель обществу. «Разве общество может существовать, если судебные решения не имеют в нём никакой силы? – говорил он друзьям. – А, кроме того, какой дурной пример для молодёжи!»
Сократ остался верен судебному решению. В назначенное время он принял чашу с ядом. Наказание свершилось, ибо так проголосовало большинство судей.
А вскоре афиняне раскаялись в содеянном. Они разоблачили главного клеветника и казнили его. Самому же Сократу была сооружена бронзовая статуя.

Урок по обществознанию на тему «Почему важно соблюдать законы» 7 класс

Слово «смута» имеет много значений: это непорядок, расстройство дела, разруха, а также восстание, мятеж и даже раздор между народом и властью. Одним словом – непорядок.
Смутное время, или «великая разруха Московского государства», как говорили тогда, случилось на рубеже XVI-XVII вв. и продолжалось примерно 12-15 лет, до 1613 г., когда был избран царь Михаил Фёдорович Романов. За эти годы Россия была разорена, тысячи людей погибли от голода. Законного правительства не было, управление страной переходило из рук в руки около десяти раз: сменяли друг друга самозванцы, польские ставленники, Семибоярщина.
Смута поселилась, прежде всего, в умах и душах, люди подняли оружие друг на друга, всякий думал о своей выгоде, а не о благе Отечества. Ослаблением страны не замедлили воспользоваться её недруги, готовые отхватить себе лакомый кусок Русской земли. При общей анархии (безвластии, беспорядке) России грозила потеря государственной независимости.
Но именно эта угроза всколыхнула патриотические силы. В сознании народа победила идея гражданского согласия, сильной законной власти. Ради порядка и общего блага люди готовы были отдать всё. Народное единство позволило покончить со Смутой. И Россия была спасена.
Какие же уроки можно извлечь из этих событий?
Смутное время, конечно, слишком сложный период. Но одно можно сказать твёрдо: ослабление законной власти, разгул анархии, нарушение порядка и справедливости могут привести страну к разрухе, стереть с лица Земли, как это всё же случилось в отношении нашей родины в 1991 году.

Закон устанавливает порядок в обществе

Не приходилось ли вам задумываться, что такое порядок и зачем он нужен в обществе? А ведь вся наша жизнь основывается на определённом порядке. Люди работают, учатся, лечатся, ездят на машинах, поездах, велосипедах, отдыхают, путешествуют, ходят в кино и магазины, придерживаясь установленных правил. Конечно, случаются нарушения порядка. Но к чему это приводит? Правила установлены, чтобы людям удобно и спокойно жилось, всякое нарушение их может кончиться весьма плачевно.
Порядок. Какое замечательное слово! Порядок – это абсолютная надёжность, как утверждал древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н. э.). А русский писатель В. И. Даль (1801 – 1872) считал, что порядок – это правильное устройство.
Человеческое общество нуждается в правильном устройстве. Люди это поняли давно и придумали юридические законы – правила, которые, как ты знаешь, устанавливает государство. Эти правила должны соблюдать все. Людям удобно и спокойно, когда в доме тепло и светло, когда есть продукты, хорошо работают транспорт, магазины, школы, больницы, когда соблюдаются правила уличного движения, иначе говоря, когда в стране порядок.
Хочешь узнать, с чего начинается порядок, - открой главный закон государства – Конституцию РФ. Там чётко сказано, как устроена государственная власть, какие у человека есть права и обязанности и многое, многое другое.
Но Конституция – это только главный закон, существуют ещё и другие: «Об образовании», «Об охране окружающей природной среды», «О средствах массовой информации», «Семейный кодекс», «Трудовой кодекс», «Закон о воинской обязанности и военной службе» и т. д. Даже по названию вы сможете догадаться, о чём в них идёт речь. Каждый из этих законов помогает налаживать порядок в какой-то определённой области нашей жизни.
К сожалению, есть люди, которые нарушают законы. Это не только вредное, но и очень опасное явление. Например, Вова нарушает ПДД. Можно сказать, что тем самым они подрывают установленный порядок, мешают нормальной жизни граждан. А порой создают серьёзную угрозу всему обществу.
Чтобы обеспечить порядок, государство должно заботиться не только о принятии новых законов. Оно обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей непременно наказывать.
В России принят «Уголовный кодекс». Он указывает, какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Следовательно, закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

Закон стремится установить справедливость

А теперь подумай, что такое справедливость. Можно ли добиться её в обществе?
Справедливость заключается в том, полагают философы, чтобы каждый получал то, на что имеет право. Они говорят, что справедливость помогает устанавливать добрые отношения между людьми.
Справедливость очень нужна людям. Когда невиновного наказывают – обидно. Когда незаслуженно ставят плохую отметку – неприятно. Несправедливо, если сильный обижает слабого, бьёт его и унижает. Несправедливо, когда у одних все права, а у других только обязанности. Наверное, каждый человек в глубине души убеждён, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые – осуждены, наказаны.
Люди издавна стремились каким-либо способом утвердить в обществе справедливость. И нашли самый надёжный способ – с помощью законов. Вот Русская Правда – древний свод законов, которые начали записывать более 900 лет тому назад. Уже в нём можно увидеть стремление законодателя к порядку и справедливости. Например, есть в Русской Правде статья, которая называется «О коне»: «Если кто коня купит… а будет в коне порча, то пойти к продавцу, у которого купил, и взять у него своё серебро (деньги)».
А в Соборном уложении 1649 г. – сборнике законов царя Алексея Михайловича в главе X под названием «О суде» прямо указывается: «Суд царя… Алексея Михайловича… должен судить всех людей Московского государства, от большого до малого чина, по правде (справедливо)».
Считается, что у каждого должны быть и права, и обязанности, что справедливость должна распространяться на всех без исключения людей независимо от возраста, образования, национальности, материального положения. Даже наказание провинившегося должно быть справедливым.
Законы, которые принимаются у нас в России, призваны утверждать и защищать справедливость. Так требует Конституция – закон законов. И сама же служит главным образцом справедливости. Можешь в этом убедиться.
Статья 6. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности…
Статья 19. Все равны перед законом и судом.
Статья 43. Каждый имеет право на образование.
Статься 58. Каждый обязан сохранять природу…

Закон устанавливает границы свободы поведения

Порядок и закон действуют ради свободы человека. Слово «свобода» употребляют в самых разных значениях: свобода передвижения, свободный человек, свободное место, свободная квартира, свобода слова, свободная территория и т. д. Если вдуматься, во всех этих словосочетаниях можно найти некий общий смысл: речь всегда идёт о каком-то просторе, отсутствии стеснённости, наличии возможности. Философы считают, что свобода означает отсутствие стеснения, неволи, возможность действовать по своему желанию. Вообще, свобода – это нормальное, естественное состояние человека.
Поскольку мы говорим о законах, нам важно знать мнение юристов – специалистов, которые хорошо в них разбираются. В юридической науке (науке о законах, о правах людей) свободу определяют просто и точно: свобода состоит в возможности делать всё, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому.
Чтобы стало понятнее, познакомьтесь с побасенкой, которую любят рассказывать юристы.
Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: «Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками».
Тогда находчивый судья строго сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!»
И наказал хулигана.
Вы поняли, в чём мудрый смысл это побасенки?
Оказывается, свобода, как и права человека, не может быть беспредельной, безграничной. Ибо в этом случае она становится беспределом, произволом и причиняет вред правам и свободам других людей.
Подумайте: людей много, у каждого свои интересы, желания – своя свобода. И если люди не станут соблюдать определённых правил поведения, они будут постоянно сталкиваться друг с другом, как сталкиваются в небе самолёты, нарушающие правила полёта. А ведь это страшная катастрофа.
У людей есть только одни способ избежать человеческой катастрофы – не причинять вреда другому. Для этого и нужно соблюдать законы, потому что только справедливые законы могут установить границы возможного поведения. Эти границы позволяют людям сохранять и порядок, и справедливость, и свободу в обществе. В Конституции России, наряду с перечислением прав и свобод человека, содержатся строгие ограничения. Вот, например, часть 5 статьи 13 указывает: «Запрещается создание… общественных объединений, цели… которых направлены на… изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
Строго, но справедливо! Согласны?

Человек

Жил в древних Афинах философ Сократ (469-399 гг. до н. э.). Хотя Сократ и не написал ни строчки, но о нём сохранилось немало рассказов его соотечественников, поклонников, учеников. Он был не только выдающимся мыслителем, но и мужественным гражданином. Ответственных государственных должностей он не занимал, однако не считал себя вправе уклоняться от выполнения гражданских обязанностей – посещения народных собраний, участия в суде присяжных и т. п. Не раз смело и открыто критиковал он политиков за несправедливость и беззаконие, которые совершаются в государстве.
Неудивительно, что многие политики побаивались и не любили его. Против него было выдвинуто обвинение в том, что он не верит в богов и дурно влияет на молодёжь. Это было равносильно обвинению в государственной измене. Ибо вера в олимпийских богов считалась высшим законом, который сплачивал афинян в единое государство. И суд большинством голосов приговорил его к смертной казни.
Друзья уговаривали Сократа бежать из тюрьмы. Однако философ наотрез отказался из уважения к судебному решению, которое было равносильно закону. Он был глубоко убеждён, что нарушение закона способно причинить погибель обществу. «Разве общество может существовать, если судебные решения не имеют в нём никакой силы? – говорил он друзьям. – А, кроме того, какой дурной пример для молодёжи!»
Сократ остался верен судебному решению. В назначенное время он принял чашу с ядом. Наказание свершилось, ибо так проголосовало большинство судей.
А вскоре афиняне раскаялись в содеянном. Они разоблачили главного клеветника и казнили его. Самому же Сократу была сооружена бронзовая статуя.

Урок по обществознанию на тему «Почему важно соблюдать законы» 7 класс

СОБЛЮДАЙТЕ, ГОСПОДА, ЗАКОНЫ или Зачем нужно соблюдать законы? С появлением на свет нового человека, его родители активизируют свою образовательную деятельность. Они приучают малыша, буквально с первых дней его жизни, следовать определенным правилам и нормам поведения, принятым в их обществе. Так происходит первое знакомство человека с законами и необходимостью чтить их и соблюдать.

Малышу бывает не всегда понятно, зачем следовать каким-то условностям. К слову, это знают и не все взрослые.

Зачем нужно соблюдать законы?

Под законом мы понимаем свод норм поведения и правил, принятых в данном обществе, которые регулируют взаимоотношения человека с людьми, человека с государством и т. д. Специалисты в области права обращают внимание граждан на Необходимость соблюдения законов . Это первооснова правового общества.

Соблюдение правил в обществе гарантирует определенные блага его членам и надежную защиту всей формации. Законы призваны регулировать отношения в обществе, тем самым облегчая управление государством. Знание и соблюдение законов – это первооснова правового общества.

Люди нарушают законы по разным причинам, но ни одна из них не оправдывает тех неудобств и ущербов, которые мы способны причинить окружающим по собственной прихоти или по воле случая. Соблюдайте, господа, законы!

Читайте далее:

Закон устанавливает справедливость

Кто ввел сухой закон в СССР?
Первые попытки в борьбе с пьянством были еще при царе Николае Втором в 1913 году. После Великой Октябрьской революции большевики не поспешили возвратить алкоголь в магазины.

Как появился закон?
Законы появились еще в первобытном обществе, ведь отношения между древними людьми были сложными и своеобразными. Для того чтобы избегать конфликтов и недоразумений и придумали в.

Как обратиться в программу человек и закон?
Проще всего будет посетить официальную страницу программы — www.1tv.ru. Вам нужно будет просто заполнить предлагаемую форму, в которую вносятся индивидуальные данные, контактные.

Как называется основной закон страны?
Основным законом нашей страны принято считать Конституцию РФ. Это уникальный нормативный акт, который наделен наивысшей юридической силой. В данном документе определены все.

Почему важно соблюдать законы любого государства?

Редко кто задумывается над тем, почему важно соблюдать законы. Как показывает практика, для некоторых жителей нашего государства правила существуют, чтобы их нарушать. А ведь законы создаются не просто так, и каждый гражданин просто обязан их соблюдать. Во-первых, это позволяет сохранить равновесие в обществе и защитить слабых людей от жадных и более сильных. Конечно, хоть раз в жизни каждый нарушал правила. Но при этом многие даже не задумывались, почему важно соблюдать законы?

Итак, почему нужно соблюдать законы? Назовем несколько основных причин. Первой и, пожалуй, самой главной остается защита от хаоса. Если все жители нашего государства перестанут соблюдать определенные правила и, конечно же, законы, то наступит разруха, и страна придет в упадок.

Законы – это своеобразные соглашения, которые позволяют регулировать отношения между различными категориями граждан, организациями, крупными компаниями и органами правления. Если не будет определенных правил и ограничений, то в государстве начнется хаос. Если не будет законов, регулирующих подобные отношения, начнется междоусобная война, и ее последствия будут печальны и непоправимы.

Существуют и другие причины того, почему важно соблюдать законы. Стоит отметить, что многие граждане нашей страны боятся наказания за нарушения определенных правил. Наверное, не найдется желающих по собственной воле платить огромные штрафы или же отбывать срок в тюрьме. А ведь несоблюдение законов приводит именно к таким последствиям. Чтобы избежать наказания, многие стараются не отклонятся от норм поведения и не противоречить правилам, которые были установлены органами правления.

Помимо этого, большинство граждан страны боится за собственное имущество и за себя. Ведь несоблюдение определенных законов может привести к потере личной свободы и нажитого добра. А этого никто не хочет. К тому же представьте хотя бы на пару минут, что будет происходить на улице, если все население страны откажется от установленных норм поведения и от законов, которые создавались на протяжении многих веков. В таком случае воцарится полная анархия.

Защита интересов граждан страны

Обязанность соблюдать законы прививается гражданам с самого рождения. Родители воспитывают своих детей, объясняя основные нормы поведения. При этом многие разъясняют своим чадам, что такое законы и почему важно их соблюдать. Помимо вышеуказанных причин, существует еще одна – защита государством интересов граждан. Это также важно. Иными словами, все законопослушные граждане находятся под защитой собственного государства. Если же человек нарушает установленные правовые нормы, то не стоит ему ждать их соблюдения и от государства.

Теперь вы знаете, почему важно соблюдать законы. Ведь их создали для того, чтобы в стране не было хаоса и смуты. Можно много говорить о том, что соблюдать законы необходимо, важно и просто нужно. Наверное, никто бы не захотел оказаться там, где не установлены правовые нормы. Ведь такое общество обречено.

Классный час «Закон и правопорядок»

  • Закрепить знания учащихся о правилах, регулирующих жизнь человеческого общества.
  • Научить подростков предвидеть возможные последствия невинных, казалось бы, шалостей.
  • Воспитать чувство ответственности за свои поступки.
  • Воспитывать уважительное отношение к закону.
  • Ход классного часа

    1 блок: Проблемно- мотивационный.

    Так как же им следует сосуществовать в одном доме, на одной улице, в одном городе и в одной стране? Об этом мы сегодня и поговорим на нашем уроке.

    Мораль — это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. Но эти нормы нигде не записаны. За их нарушение наступает моральная ответственность в виде осуждения со стороны тех, кто с ними согласен. Аморальный поступок — это деяние, нарушающее общепринятые моральный нормы.

    — Ребята, попробуйте привести примеры наиболее часто встречающихся аморальных поступков.(грубость, хамство, неуважение к старшим, сплетни, замусоривание и надписи в подъездах)

    Вывод: Если бы все люди научились соблюдать нормы морали, обществу не потребовалось бы принимать различные законы.

    2 блок: Информационный.

    Доклад №2. «Закон есть закон». (кодексы статьи).

    Основная задача государства установить правовой порядок и законность на территории страны, которые позволили бы гражданам жить в безопасности и процветании.

    Задание: Из слов составить 2 высказывания и объяснить их: (сын, дочь, мать, воровство, лень, голод, у, а, это, нее); (законов, чтобы, создавайте, следите, немного, соблюдались, тем, но, за, они). «Лень — это мать. У нее сын воровство, а дочь голод».В.Гюго. Французский писатель, поэт. «Создавайте немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались». Д Локк. Английский философ.

    .

    Индийский писатель Б.Мукерджи высказал такую мысль: «В стаде может быть много сильных слонов, и все они будут ничем не лучше стада козлов, если потеряют самообладание».

    Война на дорогах.

    — А теперь давайте обсудим такие часто встречающиеся и порой не замечаемые нами примеры правонарушений, как переход улицы в неположенном месте.

    — Ребята, а вы никогда не задумывались, во что обходится государству нарушение законов? Давайте попробуем рассчитать сколько стоит подобная глупость на одном простом примере.

    Что же делать? И Вася придумал. Рано утром в день контрольной, Вася позвонил

    по телефону 02 и сообщил, что школа заминирована.В милиции тотчас отреагировали на сообщение о теракте, и в школу прибыла следственно — оперативная группа с кинологом и служебно-розыскной собакой. Примчались пожарные, скорая помощь, и группа МЧС. — Как вы думаете, сколько стоит такой выезд государству? Каждый выезд обходится государству примерно в 30 тысяч рублей. Но кто же в гуманном обществе будет думать о деньгах, если, под угрозой оказались жизнь и здоровье детей.

    Статья 207 УК РФ гласит:

    — Ребята, давайте рассчитаем сколько тратит большой город на проверку 200 подобных звонков.

    Приходит время и каждый человек выбирает свой жизненный путь. Кажется, что выбор очень велик, но на самом деле принципиальных вариантов только два. Законопослушные граждане выбирают здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные — жизнь без правил, где побеждает сильнейший и царит хаос и анархия. Мы с вами просчитали, во что обходится государству глупость некоторых его граждан. А теперь давайте задумаемся над тем, во что обходится государству защита граждан от беззакония. Сколько стоит содержание милиции и ГАИ, судов и прокуратуры, колонии для малолетних преступников, тюрем и т.д. А ведь все эти деньги моглибы быть истрачены на развитие культуры и искусства, здравоохранение и образование, на строительство новых домов, заводов, стадионов, бассейнов и т.д.

    Конституция выступает как бы текстом общественного договора заключаемого между гражданами и государством. Принимается при согласии большинства населения. Она фиксирует тот минимум согласия, без которого невозможна совместная жизнь людей. Именно поэтому конституцию называют основным законом страны. Самый большой раздел конституции это основные права граждан, с ними мы уже знакомились. Посмотрите на доску и вспомните некоторые их них.

    1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на:

    2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на:

    3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право:

    4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино:

    5. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в страну дураков, они воспользовались правом:

    3 блок: Аналитический.

    4 блок: Рефлексивно -оценочный.

    Тест «Легкомысленный ли Вы человек?».

    1. Часто ли Вы приходите в школу с невыученными уроками, надеясь, что «не вызовут»? Считаете ли Вы, что обязательно нужно соблюдать правила поведения?
    2. Легко ли Вы поддаетесь общему веселому настроению? Приходилось ли Вам принимать предложение друзей пропустить некоторые уроки?
    3. Часто ли Вы засиживаетесь летом в компании друзей после 23 часов?
    4. Бывали ли Вы в таких ситуациях, когда Вам приходилось убегать от тех взрослых, которые были недовольны Вашим поведением на улице?
    5. Рисковали ли Вы своим здоровьем?
    6. Курите ли Вы?
    7. Участвовали ли Вы в распитии спиртных напитков?
    8. Сможете ли Вы терпеливо выслушать то, что Вас совершенно не интересует?
    9. Положительно ли Вы относитесь к играм на деньги? Можете ли Вы утром проваляться в постели, даже если Вам крайне необходимо вставать и что — либо делать?
    10. Считаете ли Вы женскую скромность положительным качеством?
    11. Считаете ли Вы мужскую сдержанность положительным качеством?

    Ответы -Да. На 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12 вопросы- 0 баллов; 2, 9, 10, 13, 14 -5 баллов. Ответы — Нет. На 2, 9, 10, 13, 14 — 0 баллов; На все остальные с ответом нет — 5 баллов.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    § 3. Почему важно соблюдать законы

    Нередко приходится слышать, что законы должны знать специалисты, а обыкновенному человеку это не нужно. Законы часто меняются, за всем не уследишь. Зачем, по твоему мнению, нужно изучать законы?

    Закон устанавливает порядок в обществе

    Почему важно соблюдать законы? На этот вопрос можно найти много разных ответов. Мы дадим только три. Но, на наш взгляд, очень важных. Начнём с уроков истории, которые полезно учесть в разговоре о законах.

    Путешествие в прошлое
    Слово «смута» имеет много значений: непорядок, расстройство в делах, разруха, а также восстание, мятеж и даже раздор между народом и властью.
    Смутное время, или «великая разруха Московского государства», как говорили тогда, случилось в начале XVII в. и продолжалось до 1613 г., когда был избран царь Михаил Фёдорович Романов. За эти годы Россия была разорена, тысячи людей погибли от голода, в междоусобной борьбе, от рук иностранных захватчиков. Законного правительства не было, управление страной несколько раз переходило из рук в руки: друг друга сменяли самозванцы, польские ставленники, бояре.

    А. Д. Кившенко. Избрание Михаила Романова на царство. Фрагмент

    Смута поселилась прежде всего в умах и душах людей. Они подняли оружие друг на друга, всякий думал о своей выгоде, а не о благе Отечества. Ослаблением страны не замедлили воспользоваться её недруги, готовые отхватить себе лакомый кусок Русской земли. При общей анархии (безвластии, беспорядке) России грозила потеря государственной независимости.
    Но именно эта угроза всколыхнула патриотические силы страны. В сознании народа победила идея гражданского согласия, сильной законной власти. Ради порядка и общего блага люди готовы были пожертвовать личными интересами, отдать все свои средства на нужды народного ополчения. И Россия была спасена.

    Чем грозило государству отсутствие законной власти?

    Вся наша жизнь основывается на определённом порядке. Люди работают, учатся, совершают покупки, ходят в театры и кино, путешествуют, придерживаясь установленных правил. Эти правила позволяют поддерживать порядок. Случаются нарушения порядка, но это почти всегда приводит к плачевным результатам. Ведь правила установлены, чтобы людям жилось удобно и спокойно.

    Порядок - это абсолютная надёжность, как утверждал древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.). В. И. Даль считал, что порядок - это правильное устройство.

    Средства, с помощью которых люди устанавливали порядок, - обычаи и традиции - начали складываться уже в первобытном обществе. Как вести домашнее хозяйство, действовать на охоте, делить добычу, обмениваться продуктами, судить и наказывать - вся жизнь общины была подчинена строгим правилам. А иначе человек не мог выжить.

    С возникновением государства появились юридические законы - правила, которые, как ты знаешь, устанавливает (и охраняет!) государство. Эти правила обязаны соблюдать все.

    Правильное устройство жизни общества - залог надёжности. Людям удобно и спокойно, когда в доме исправно работает отопление, есть электричество и газ, когда в магазинах есть продукты, хорошо работают больницы, школы, транспорт, когда граждане не только знают, но и соблюдают законы, чиновники честно исполняют свои обязанности, а полиция умеет поддерживать общественный порядок.

    Обсуждение закона в Государственной Думе

    Хочешь узнать, с чего начинается порядок, - открой главный закон государства - Конституцию. Там чётко сказано о том, как устроена государственная власть, какие у человека есть права и обязанности и о многом другом.

    Помимо главного закона - Конституции, существуют ещё и другие: об образовании, об охране окружающей природной среды, о средствах массовой информации, о воинской обязанности и военной службе, Семейный кодекс, Трудовой кодекс и т. д. Даже по названиям можно догадаться, о чём в них идёт речь. Каждый из этих законов помогает налаживать порядок в какой-то определённой области жизни общества.

    К сожалению, есть люди, которые нарушают законы. Это не только вредное, но и очень опасное явление. Нарушители законов подрывают установленный порядок, мешают нормальной жизни граждан. А порой создают серьёзную угрозу всему обществу. Чтобы обеспечить порядок, государство должно заботиться не только о принятии новых законов. Оно обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей наказывать.

    В России принят Уголовный кодекс. Он указывает, какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

    Закон стремится установить справедливость

    А теперь подумай, что такое справедливость. Может ли она стать основой жизни общества?

    Справедливость заключается в том, полагают философы, чтобы каждый получал то, на что имеет право. Они говорят, что справедливость помогает устанавливать добрые отношения между людьми.

    Справедливость очень нужна людям. Когда наказывают невиновного - обидно. Несправедливо, если сильный обижает слабого, бьёт, унижает, обворовывает. Несправедливо, когда у одних есть права, а у других - только обязанности. Наверное, каждый человек убеждён, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые - осуждены, наказаны.

    Считается, что у каждого должны быть и права, и обязанности, что справедливость должна распространяться на всех без исключения людей независимо от возраста, образования, национальности, материального положения. Даже наказание провинившегося должно быть справедливым.

    Законы, которые принимаются в нашей стране, призваны утверждать и защищать справедливость. Этого требует Конституция. Одновременно она является образцом справедливости. Можешь в этом убедиться. Вот некоторые статьи Конституции России:

    • Статья 6 . Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности.
    • Статья 19 . Все равны перед законом и судом.
    • Статья 43 . Каждый имеет право на образование.
    • Статья 58 . Каждый обязан сохранять природу.

    Почему можно говорить о том, что законы помогают установить справедливость в обществе?

    Жил на свете человек
    Жил в Древних Афинах философ Сократ (469-399 гг. до н.э.). Он был не только выдающимся мыслителем, но и мужественным гражданином. Ответственных государственных должностей он не занимал, однако не считал себя вправе уклоняться от выполнения гражданских обязанностей - посещения народного собрания, участия в суде присяжных и т. п.

    Сократ не раз критиковал тех государственных деятелей, которые допускали несправедливость и беззаконие. Неудивительно, что многие побаивались и не любили его. Однажды по ложному доносу Сократа привлекли к суду. Против него было выдвинуто обвинение в том, что он не верит в богов и дурно влияет на молодёжь. Это было равносильно обвинению в государственной измене. И суд приговорил философа к смертной казни.
    Друзья уговаривали Сократа бежать из тюрьмы. Однако философ наотрез отказался из уважения к судебному решению, которое было равносильно закону. «Разве общество может существовать, если судебные решения не имеют в нём никакой силы? - говорил он друзьям. - А кроме того, какой дурной пример для молодёжи!» В назначенное время Сократ принял чашу с ядом.
    А вскоре афиняне раскаялись в содеянном. Они разоблачили главного клеветника и казнили его. В Афинах была воздвигнута бронзовая статуя Сократа.

    Почему Сократ отказался бежать из тюрьмы? Почему афиняне поставили памятник Сократу? Они хотели воздать должное его философским заслугам или его верности закону? Как ты думаешь?

    Закон устанавливает границы свободы поведения

    Порядок и закон действуют ради свободы человека. Слово «свобода» употребляют в самых разных значениях: свободный человек, свобода слова, свобода передвижения, свободное место, свободная территория и т. д. Если вдуматься, во всех этих выражениях можно найти некий общий смысл: речь всегда идёт о каком-то просторе, отсутствии стеснённости, наличии возможности. Философы считают, что свобода означает отсутствие стеснения, возможность действовать по своему желанию, по своей воле. Вообще свобода - это нормальное, естественное состояние человека. В. И. Даль определял свободу словом воля, имея в виду «простор в поступках, отсутствие неволи, насилия, принуждения».

    В юридической науке (науке о законах, о правах людей) свободу определяют просто и точно: она состоит в возможности делать всё, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому.

    Вспомним одну историю, которую любят рассказывать юристы. Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: «Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками». Тогда судья сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!» И наказал хулигана.

    В чём смысл этой истории? Оказывается, свобода, как и права человека, имеет границы, она не может быть беспредельной. Ибо в этом случае она становится беспределом, произволом и причиняет вред правам и свободам других людей. В мудром нашем языке есть слова вольница и вольничать. Согласно В. И. Далю, вольница - это гулливая толпа, скопище шаловливой молодёжи; своевольная, буйная шайка, вольница также - разбойники. Сильно сказано!

    Какой же отсюда можно сделать вывод? А вывод строгий: свобода - не вольница! Свобода - это порядок. Быть свободным - не значит вольничать. Это значит поступать по правилам, по законам.

    Подумай сам: людей много, у каждого свои интересы, желания - своя свобода. И если люди не станут соблюдать определённые правила поведения, они будут постоянно сталкиваться друг с другом, как сталкиваются в небе самолёты, нарушающие правила полёта. А ведь это страшная катастрофа.

    У людей есть только один способ избежать человеческой катастрофы - соблюдать законы. Только справедливые законы могут установить границы возможного поведения. Эти границы позволяют людям сохранять и порядок, и справедливость, и свободу.

    Вполне логично, что в Конституции России, наряду с перечислением прав и свобод человека, содержатся строгие ограничения. Например, часть 5 статьи 13 - яркий пример установленной законом юридической границы. В статье записано, что государство запрещает создание таких общественных объединений, которые стремятся изменить наш конституционный строй, подрывают безопасность государства, создают вооружённые формирования, разжигают социальную, расовую и религиозную рознь.

    Каждому понятно, почему государство вводит такой строгий закон: речь идёт о самом важном - о безопасности государства и всего народа. Поэтому запрет справедлив.

    Проверим себя

    1. Почему человеческому обществу нужен порядок? Как его установить?
    2. В чём состоит смысл понятия «справедливость»? Почему люди к ней стремятся?
    3. Каков наиболее надёжный способ установить справедливость в обществе?
    4. Как философы и юристы объясняют смысл понятия «свобода»?
    5. Как ты думаешь, почему свобода не может быть безграничной?

    В классе и дома

    1. После урока ребята говорили о судьбе Сократа. Сергей заявил, что Сократ всё-таки должен был послушаться совета своих друзей и бежать из тюрьмы. Ведь он был осуждён несправедливо. И это вскоре выяснилось. Какой ответ ты дал бы Сергею? Учти при этом мнение самого Сократа.
    2. Ребята как-то заспорили. Лена сказала, что закон нельзя нарушать потому, что это нарушает справедливость. Борис ответил ей: «Нет, нарушение закона недопустимо, так как вредит порядку в обществе». Как ты считаешь, кто прав?
    3. Английский учёный и философ Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) писал: «Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, но она не даёт им наносить вред». А как ты думаешь, каким способом общество может защитить справедливость от человеческих пороков?
    4. В классе разгорелся спор. Виктор говорит: «Справедливость требует ограничения свободы». Наташа возражает: «Нет, ограничение свободы - это несправедливо». Кто, на твой взгляд, прав в этом споре? Объясни почему.
    5. Бывают ли расхождения между тем, что записано в законе, и тем, что происходит в реальной жизни? Встречался ли ты с сознательными нарушениями закона? Приведи примеры. Каковы могут быть последствия нарушений?
    6. Используя ресурсы Интернета, подбери высказывания великих людей о справедливости, свободе и общественном порядке. Составь свою электронную мини-энциклопедию мудрых мыслей.

    Уважать закон - это значит сознательно соблюдать его. Чтобы научиться соблюдать закон, его прежде всего нужно прочитать и обдумать. Начинать нужно, конечно, с основного закона - Конституции.

    Поскольку на уроке мы говорили о том, что закон ставит границы возможного поведения и тем самым устанавливает порядок, прочитаем статью 29. В части 1 этой статьи сказано: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Свобода мысли и свобода слова - естественные прирождённые права человека. Право свободно мыслить - основа нашей внутренней духовной жизни, возможность думать, определять своё отношение к окружающему миру. А свобода слова даёт нам возможность открыто выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

    Однако есть свобода, а есть вольница, и закон это учитывает. К сожалению, бывают у людей неправильные, дурные, как говорят, «чёрные» мысли. Но мысль запретить нельзя. Запрещено произносить слова, которые оскорбляют и унижают других людей, разжигают вражду. Поэтому дальше, в части 2 статьи 29, читаем: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Как видишь, закон ставит границу вольнице! Перейти границу - значит нарушить закон.

    Следует помнить, что любое нарушение закона мешает нормальной жизни людей. Оно может стать причиной многих неприятностей для окружающих и для самого нарушителя.

    1. Всегда нужно учитывать, что любое нарушение закона наносит удар по справедливости. Люди этого очень не любят. Это обязательно испортит твои нормальные, добрые отношения с окружающими.
    2. Запомни на всю жизнь, что свободен не только ты один, но и другие люди. Значит, чужую свободу нужно уважать не меньше своей. Есть простой и надёжный способ защитить свободу - никому не причинять вреда.

    Беседа по правовой культуре «Гражданин и закон»

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    «Гражданин и закон»

    Тема. «Гражданин и закон»

    Цель. Формирование правовой культуры и гражданской грамотности.
    Задачи. 1. Закрепить знания воспитанников о правилах, регулирующих жизнь человеческого общества. 2. Научить воспитанников предвидеть возможные последствия невинных, казалось бы, шалостей.

    3. Воспитывать уважительное отношение к закону.

    Оборудование: оформлен стенд, карточки к выводу о войне на дорогах, карточки к правам сказочных героев, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация к мероприятию.

    Участники. Воспитанники 5 группы и педагоги.

    1) Вступительное слово воспитателя.

    1) Доклад №1 «Мораль и аморальные поступки» ;

    2) Доклад №2 « Правовой порядок»;

    3) Обсуждение правонарушений « Война на дорогах»; 4) Решение ситуаций «Сколько стоит глупость?»; 5) Практическое задание «Права сказочных героев». III . Заключительная часть « Легкомысленный ли Вы человек?» 1) Рефлексия; 2) Подведение итогов.

    I . Вводная часть « Человек существо общественное »

    1) Вступительное слово воспитателя

    Всем известно, что человек существо общественное. Но жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Человек рождается и умирает в окружении людей. Каждому человеку свойственно стремление к общению и каждый член общества — единственный и неповторимый. Он имеет свои привычки, склонности и пристрастия.

    Но он живет в обществе, состоящем из других столь же неповторимых индивидов.

    Так как же им следует сосуществовать в одном доме, на одной улице, в одном городе и в одной стране? Об этом мы сегодня и поговорим на нашем мероприятии.

    Сейчас наши докладчики напомнят нам о таких известных понятиях, как мораль и аморальные поступки.

    II . Основная часть «Закон есть закон»

    1) Доклад №1 «Мораль и аморальные поступки »

    Мораль — это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. Но эти нормы нигде не записаны. За их нарушение наступает моральная ответственность в виде осуждения со стороны тех, кто с ними согласен. Аморальный поступок — это деяние, нарушающее общепринятые моральный нормы. Слайд 1.

    — Ребята, попробуйте привести примеры наиболее часто встречающихся аморальных поступков. (грубость, хамство, неуважение к старшим, сплетни, замусоривание и надписи в подъездах)

    — Итак, ребята, за нарушение норм морали существует ли правовое наказание со стороны государства?

    Вывод: Если бы все люди научились соблюдать нормы морали, обществу не потребовалось бы принимать различные законы.

    2) Доклад №2 « Правовой порядок»

    Основная задача государства установить правовой порядок и законность на территории страны, которые позволили бы гражданам жить в безопасности и процветании.

    Чем опасны и вредны для общества нарушения законов?

    Почему необходимо соблюдать законы?

    — Может ли существовать государство без законов?

    Задание. Из слов составить 2 высказывания и объяснить их: (сын, дочь, мать, воровство, лень, голод, у, а, это, нее); (законов, чтобы, создавайте, следите, немного, соблюдались, тем, но, за, они). «Лень — это мать. У нее сын воровство, а дочь голод».В.Гюго. Французский писатель, поэт. «Создавайте немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались». Д Локк. Английский философ. Слайд 2.

    Самым большим правонарушением является преступление. В отличие от аморального поступка, правонарушение — это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону. Это означает, что правонарушение совершается тогда, когда человек нарушает какую — то особую норму, принятую в обществе . Но эта норма, в отличие от моральных норм, существует не вообще. Она должна быть обязательно записана, зафиксирована в законе.

    Закон — это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

    Чаще всего преступления совершаются в преступной группе. То, что человек в одиночку может и не совершил бы. В группе он смелый, да еще и поддается под чужое влияние.

    Индийский писатель Б.Мукерджи высказал такую мысль: «В стаде может быть много сильных слонов, и все они будут ничем не лучше стада козлов, если потеряют самообладание». Слайд 3.

    Немало людей покалечили свои судьбы из — за того, что, собравшись вместе, превращались в стадо тех самых козлов. И все потому, что теряли самообладание, самоконтроль.

    3) Обсуждение правонарушений « Война на дорогах»

    А теперь давайте обсудим такие часто встречающиеся и порой не замечаемые нами примеры правонарушений, как переход улицы в неположенном месте.

    Пожалуйста, поднимите руки те, кто хотя бы раз позволил себе подобные правонарушения. Только не стесняйтесь и голосуйте честно.

    — Спасибо за честное признание своей вины. Давайте вместе попытаемся разобраться, какие опасности таят в себе эти, казалось бы, невинные шалости на дорогах.

    Вывод на стенде: Слайд 4.

    1. К травмированию беспечного пешехода.

    2. К образованию аварийной ситуации.

    3. К дорожно — транспортному происшествию.

    Ежегодно в автокатастрофе погибает до 30 тысяч человек. Получают увечья до 200 тысяч.

    Вы познакомились с печальными данными статистики. Эти жертвы сопоставимы с жертвами войны. Жуткие цифры. Так, может быть пора прекратить эту войну на дорогах?

    — Ребята, а вы никогда не задумывались, во что обходится государству нарушение законов? Давайте попробуем рассчитать, сколько стоит подобная глупость на одном простом примере.

    4) Решение ситуаций «Сколько стоит глупость?»

    Итак, следующая ситуация. Завтра контрольная, а Вася не успел к ней подготовиться.

    Что же делать? И Вася придумал. Рано утром в день контрольной, Вася позвонил по телефону 02 и сообщил, что школа заминирована.В милиции тотчас отреагировали на сообщение о теракте, и в школу прибыла следственно — оперативная группа с кинологом и служебно-розыскной собакой. Примчались пожарные, скорая помощь, и группа МЧС. — Как вы думаете, сколько стоит такой выезд государству? Каждый выезд обходится государству примерно в 30 тысяч рублей. Но кто же в гуманном обществе будет думать о деньгах, если, под угрозой оказались жизнь и здоровье детей.

    И вот служебно-розыскная собака в течении 2-3 часов тщательно метр за метром обнюхивает всю школу в поисках взрывчатки. Врачи готовятся к оказанию помощи возможным жертвам теракта. Пожарные готовятся к тушению пожара. Взрослые люди готовы грудью защищать жизнь детей. И наверное видя все это Вася и сам жалеет о своем глупом поступке. Ах, если бы можно было все вернуть назад. Но нет, преступление совершено и отвечать за него придется.

    Статья 207 УК РФ гласит:

    Конечно, платить за Васину глупость в первую очередь придется родителям. Вряд ли они воспримут его поступок как невинную шалость.

    А теперь немного статистики. Ежегодно в каждом крупном городе России по телефону 02 принимается в среднем до 200 разных заведомо ложных сообщений. Печально, но оказывается, что безответственные поступки люди совершают не только в подростковом возрасте. А государство вынуждено тратить колоссальные средства на защиту от глупости.

    — Ребята, давайте рассчитаем, сколько тратит большой город на проверку 200 подобных звонков.

    Не слишком ли дорогое удовольствие?

    Приходит время и каждый человек выбирает свой жизненный путь. Кажется, что выбор очень велик, но на самом деле принципиальных вариантов только два. Законопослушные граждане выбирают здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные — жизнь без правил, где побеждает сильнейший и царит хаос и анархия. Мы с вами просчитали, во что обходится государству глупость некоторых его граждан. А теперь давайте задумаемся над тем, во что обходится государству защита граждан от беззакония. Сколько стоит содержание милиции и ГАИ, судов и прокуратуры, колонии для малолетних преступников, тюрем и т.д. А ведь все эти деньги могли бы быть истрачены на развитие культуры и искусства, здравоохранение и образование, на строительство новых домов, заводов, стадионов, бассейнов и т.д.

    Вывод: получается, чем ниже уровень преступности, тем богаче общество. — Может ли государство, обходиться без законов? Почему? А как называется основной закон государства?

    Конституция выступает как бы текстом общественного договора заключаемого между гражданами и государством. Принимается при согласии большинства населения. Она фиксирует тот минимум согласия, без которого невозможна совместная жизнь людей. Именно поэтому конституцию называют основным законом страны. Самый большой раздел конституции это основные права граждан, с ними мы уже знакомились. Посмотрите на стенд и вспомните некоторые из них.

    5) Практическое задание «Права сказочных героев»

    Попытайтесь выполнить следующую работу: Допишите предложения. Какими правами должны воспользоваться сказочные герои.

    1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на: Слайд 5.

    2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на: Слайд 6.

    3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право: Слайд 7.

    4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино: Слайд 8.

    5. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в страну дураков, они воспользовались правом: Слайд 9.

    III . Заключительная часть « Легкомысленный ли Вы человек»? 1) Рефлексия

    Легкомыслие не считается серьезным недостатком. Но эта черта нередко играет немалую роль в жизни человека, его судьбе. Не так уж мало людей абсолютно лишенных этого качества.

    — Часто ли Вы приходите в школу с невыученными уроками, надеясь, что «не вызовут»? Считаете ли Вы, что обязательно нужно соблюдать правила поведения? Слайд 10.

    — Легко ли Вы поддаетесь общему веселому настроению? Приходилось ли Вам принимать предложение друзей пропустить некоторые уроки? Слайд 11.

    — Часто ли Вы засиживаетесь летом в компании друзей после 23 часов? Слайд 12.

    — Бывали ли Вы в таких ситуациях, когда Вам приходилось убегать от тех взрослых, которые были недовольны Вашим поведением на улице? Слайд 13.

    — Рисковали ли Вы своим здоровьем? Слайд 14.

    — Курите ли Вы? Слайд 15.

    — Участвовали ли Вы в распитии спиртных напитков? Слайд 16.

    — Сможете ли Вы терпеливо выслушать то, что Вас совершенно не интересует? Слайд 17.

    — Положительно ли Вы относитесь к играм на деньги? Можете ли Вы утром проваляться в постели, даже если Вам крайне необходимо вставать и что — либо делать? Слайд 18.

    — Считаете ли Вы женскую скромность положительным качеством? Слайд 19.

    — Считаете ли Вы мужскую сдержанность положительным качеством? Слайд 20.

    Ответы -Да. На 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12 вопросы — 0 баллов; 2, 9, 10, 13, 14 -5 баллов. Ответы — Нет. На 2, 9, 10, 13, 14 — 0 баллов; На все остальные с ответом нет — 5 баллов.

    Итак, мы сегодня поговорили о законах и правопорядке. Так что же вы выбираете? Закон и правопорядок или хаос и анархию?

    Ваш выбор лишний раз подтверждает правильность исторического выбора всех цивилизаций — закона и порядка. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества.

    На этом наше мероприятие закончилась. Надеюсь, ваши знания о праве стали более полными.