Подготовка к егэ по обществознанию тема право. Тема «Право» на ЕГЭ по обществознанию. Действия, направленные на создание закона

Название : Обществознание - Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ - Право.

Данная книга - учебное пособие для быстрой и эффективной подготовки школьников и абитуриентов к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по обществознанию, которое по своему содержанию соответствует государственному стандарту обществоведческого образования. Пособие призвано оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по содержательному блоку «Право» курса обществознания.

Данное пособие рассчитано на самостоятельную подготовку школьников и абитуриентов к ЕГЭ.
В него включены задания по содержательному блоку "Право" курса обществознания. Каждый раздел предваряется теоретическим материалом, данным в краткой и доступной форме, например, в виде схем и таблиц.
Тренировочные задания соответствуют формату ЕГЭ и нацелены на отработку навыков быстрого и грамотного решения тестов. В конце книги представлены ответы на все предложенные задания, что позволит объективно оценить уровень подготовки к экзамену.

Предисловие. 4
ПРАВО
Теоретический материал (экспресс-курс). 11
Тема 1. Право в системе социальных норм. 11
Тема 2. Система права: основные отрасли, институты, отношения. 22
Тема 3. Источники права. 26
Тема 4. Правовые акты. 28
Тема 5. Правоотношения. 32
Тема 6. Правонарушения. 36
Тема 7. Конституция Российской Федерации. 39
Тема 8. Публичное и частное право. 50
Тема 9. Юридическая ответственность и ее виды. 51
Тема 10. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. 57
Тема 11. Правовые основы брака и семьи. 96
Тема 12. Международные документы по правам человека. 106
Тема 13. Система судебной защиты прав человека. 109
Тема 14. Основы конституционного строя Российской Федерации. 112
Тема 15. Федерация, ее субъекты. 116
Тема 16. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации. 122
Тема 17. Институт президентства. 135
Тема 18. Правоохранительные органы. 140
Тема 19. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. 144
Тема 20. Правовая культура. 150
Тренировочные задания. 157
Часть 1(A). 157
Часть 2(В). 169
Часть 3(C). 178
Ответы на тренировочные задания. 181
Часть 1(A). 181
Часть 1(B). 183
Часть 3(C). 184
Литература. 190

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обществознание - Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ - Право - Баранов П.А., Воронцов А.В. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Автор статьи - репетитор-профессионал Елена Викторовна Калужская

Материалы этого раздела часто используют для составления заданий ЕГЭ по обществознанию. Их не всегда можно найти в одном источнике, поэтому здесь они собраны вместе

Системы права. Источники права.

В мире существуют различные системы права .
Как правило, выделяют две основных: романо-германская (континентальная) и англосаксонская .

Первая сформировалась на основе римского права. В ней чётко разработанное законодательство, писаные конституции, кодексы, законы, многочисленные подзаконные акты, отраслевое деление права. К ней относится российская система права.
Англо-американская (англосаксонская) правовая система включает в основном англоязычные страны. Здесь основным источником права служит судебный прецедент , т.е. нормы, сформулированные судьями в их решениях. Отрасли права выражены не столь четко, как в романо-германской правовой системе.

Источники (формы) права – официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права.

Основные источники права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, естественное право.
Дополнительные источники права: договоры, принципы, аксиомы, презумпция, фикция.

У вас может возникнуть вопрос, как фикция может быть источником права? Очень просто. Фикция – фактически несуществующее положение, которое признается правом существующим и имеющим юридическое значение. Например, судимость снимается с человека, отбывшего срок наказания, через определенное время после освобождения и он считается несудимым с юридической точки зрения, несмотря на то что фактически судимость была.

Основным источником российского права является нормативно-правовой акт . Нормативно-правовые акты отличаются друг от друга по степени значимости. Самым главным источником права, которому подчиняются все нормативно-правовые акты РФ, является Конституция РФ. Рассмотрим источники российского права по их юридической силе.

Иерархия источников российского права:

Первый (высший) уровень – Конституция РФ;
Второй уровень – международные договоры РФ;
Третий уровень – федеральные конституционные законы РФ;
Четвертый уровень – федеральные законы РФ;
Пятый уровень – указы Президента РФ;
Шестой уровень – постановления Правительства РФ;
Седьмой уровень – приказы министров и руководителей государственных служб.

Что представляют собой федеральные конституционные законы? Такие законы принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции РФ. Например, ст. 65 п. 2 Конституции гласит: «Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом». Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» устанавливает основные условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.

Федеральные законы отличаются от федеральных конституционных законов тем, что принимаются как по вопросам, указанным в Конституции, так и по неуказанным в ней вопросам. Так как жизнь постоянно меняется, появляется что-то новое, что не могло быть предусмотрено Конституцией (как вы помните, она была принята 12 декабря 1993 г.), например Интернет и связанные с ним изменения во всех сферах жизни общества. Такие изменения регулируются принимаемыми федеральными законами. Федеральный закон от 28.06.2014 №179-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (закон об экстремизме в интернете), которым вводятся тюремные сроки за финансирование экстремистской деятельности, а также за призывы к экстремизму в интернете.

Следует различать законы и подзаконные акты. Законы (первые четыре уровня) принимаются народом и парламентом и обладают высшей юридической силой. Подзаконные акты (с пятого по седьмой) принимаются во исполнение законов и не должны противоречить законам.

Мы рассмотрели основные системы права и источники права. В следующих статьях мы расскажем о российской судебной системе и рассмотрим наши

Начнем с рассмотрения результатов выполнения заданий раздела «Право» курса обществознания в 2010 году.
Согласно Аналитическому отчету по результатам ЕГЭ-2010 почти треть выпускников не знают главное отличие правовых норм от моральных.

Одиннадцатиклассники испытывали затруднения при ответе на вопросы, связанные с основными функциями Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ. Сложными оказались ситуации, связанные с административной ответственностью.

Наибольшие затруднения выпускники испытывали при выполнении заданий по содержательной единице «Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности».
Слабо справились с заданиями на умение осуществлять выбор необходимых позиций из предложенного списка, применяя знания характерных черт, признаков понятий и явлений, социальных объектов определенного класса (35%-65%).
Задания, предполагающие умение классифицировать понятия, явления, социальные объекты путем установления соответствия терминов и их определений, понятий и их признаков, выпускники выполнили в 2010 году менее успешно, чем в предыдущие годы (25%-50%).

Результаты выполнения выпускниками заданий группы С1-С9:
С3 - 30%-35%; С4 - 23%-40%; С5 - 30%-40%; С6 - 16%-25%; С7 - 35%-50%; С8 - 25%-33%.

Рассмотрим основные положения одной из тем, вызвавших, согласно Аналитическому отчету по результатам ЕГЭ 2010 г., затруднения у выпускников.

Тема: «Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности»

Данный элемент был включен в КИМы только в 2010 году. А в некоторых учебниках весьма схематично раскрываются вопросы, касающиеся организационно-правовых форм и правового режима предпринимательской деятельности. Выпускникам можно посоветовать ещё раз обратиться к учебнику обществознания за 11 класс, базовый уровень (авторы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев и др.).

Основные выводы по теме

Предпринимательство - инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Функции предпринимательства:

1) ресурсная (соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое);
2) организационная (использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода);
3) творческая (использование новаторства в деятельности).

Виды предпринимательства (в зависимости от содержания деятельности):

1) производственное (производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей);
2) коммерческое (операции и сделки по перепродаже товаров, услуг; не связано с производством продукции); 3) финансовое (разновидность коммерческого; объектом купли-продажи являются деньги, валюта, ценные бумаги);
4) посредническое (соединение заинтересованных во взаимной сделке сторон);
5) страховое (форма финансового предпринимательства; предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая).

Принципы правового регулирования предпринимательства:

1) принцип свободной экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ);
2) принцип поддержки добросовестной конкуренции и недопустимости деятельности, на монополизацию рынка; 3) принцип многообразия форм собственности, их юридического равенства и равенства их защиты (ст. 8 Конституции РФ).

Организационно-правовая форма предпринимательской деятельности - совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами. Организационно-правовые формы предпринимательства:

1) индивидуальный предприниматель, зарегистрированный без образования юридического лица;
2) товарищества: полное товарищество, товарищество на вере;
3) хозяйственные общества: общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества;
4) производственные кооперативы;
5) государственные или муниципальные унитарные предприятия.

А теперь рассмотрим технологию выполнения заданий, вызвавших наибольшие затруднения у выпускников прошлого года.

Задание В6. ЕГЭ по обществознанию

Задание В6 - задание повышенного уровня на осуществление выбора необходимых позиций из предложенного списка.

Примеры

1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Под основами конституционного строя понимаются главные принципы государства, обеспечивающие его подчинение.................. (А) . Государство само определяет степень важности тех или иных............... (Б) конституционного строя, поэтому их набор в различных государствах не одинаков. Однако наиболее важные присущи каждому государству, имеющему конституционный строй. Это: участие народа или народных представителей в.............. (В) ; приоритет прав и свобод человека; разделение властей. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность.................. (Г) . Россия это.............. (Д) государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие.............. (Е) ».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) человек;
2) право;
3) законодательство;
4) правовое;
5) общество;
6) выборы;
7) гарантия;
8) государство;
9) социальное.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А Б В Г Д Е
2 7 3 8 4 5

Задание С5. ЕГЭ по обществознанию

Задание С5 - задание повышенного уровня на перечисление признаков, явлений или на использование понятия в заданном контексте.

Встречаются две модели этого задания:первая модель предполагает перечисление некоторого количества заданных элементов (свойств, проявлений и т.п.), вторая модель предполагает определение понятия и составление с ним двух информативных предложений, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные.

Алгоритм выполнения:
1. Сформулируйте понятие, используя свои знания (в разных источниках и учебниках смысл понятия может быть раскрыт по-разному).
2. Составьте два, содержащие информацию об этом социальном объекте.
3. Смысл понятия должен быть раскрыт явно в четких и корректных формулировках.
4. Предложения должны быть составлены с использованием обществоведческих знаний.

Примеры

1. Назовите любые три источника права, существующие в РФ.

Ответ: нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор, правовой прецедент.

2. Назовите два основных признака субъекта права.

Ответ: правоспособность, дееспособность.

3. Назовите три имущественных права супругов.

Ответ: право на имущество, нажитое в браке; право на личное владение имуществом, которое было приобретено до брака; право на личное владение имуществом, полученным в дар или по наследству, как до брака, так и во время его.

4. Назовите любые три фактора, оказывающие влияние на выбор избирателя во время голосования.
Ответ: уровень дохода и образование избирателя; влияние социальной среды и окружения; позиция средств массовой информации, которые ему доступны; национальные, религиозные, культурные факторы.

5. Назовите любые три причины низкой явки избирателей на выборах в ряде ведущих стран мира и в России.

Ответ: низкая активность может быть связана с политической стабильностью, отсутствием интриги; избиратели утратили веру в демократические институты, не доверяют властям; люди заняты частной жизнью и бизнесом, нет интереса к политике.

6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «норма права»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о норме права.

Ответ: норма права - это общеобязательное формально - определённое правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закреплённое и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников.

Предложения : Правовая норма представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека. Норма права является в конкретной форме.

Задание С6. ЕГЭ по обществознанию

Задание С6 - задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах.

Рассматриваемый тип заданий - задания со свободным развернутым ответом высокого уровня сложности. В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону или их взаимосвязь с помощью примеров из социальной жизни.

Чаще всего используются задания двух моделей: «раскрыть на примере» (первая модель) или «проиллюстрировать примерами» (вторая модель).

Первая модель задания С6 содержит требование раскрыть какое-либо теоретическое положение на конкретных примерах. Эта модель не разворачивает перед экзаменуемым требований к конкретным «шагам» по выполнению заданий, она более сложна для выполнения.

Вторая модель может формулироваться несколькими способами: «Назовите… и проиллюстрируйте примером», «Приведите положение с соответствующим примером», «Назовите и приведите соответствующий пример».

Примеры

1. Раскройте на трех примерах деятельность прокуратуры по защите прав граждан.

Ответ: Осуществляет надзор за исполнением законов органами государственной власти. Следит за соблюдением законности при расследовании преступлений следственными органами. Имеет право отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. Имеет право привлекать к ответственности должностных лиц, нарушивших права граждан. Имеет право возбуждать уголовные дела на должностных лиц по жалобам граждан.

2. Раскройте на трех примерах деятельность адвокатуры по защите прав граждан.

Ответ: В ходе уголовного судебного процесса адвокат защищает права граждан, обвиняемых в совершении преступления. Адвокат представляет интересы клиента в суде. Адвокат участвует в качестве представителя сторон в Конституционном суде. Адвокаты дают консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам. Адвокаты составляют документы правового порядка.

3. Назовите любые три правоотношения, регулируемых гражданским правом, и проиллюстрируйте каждое из них примером из повседневной жизни.

Ответ: Отношения: купли-продажи (покупка машины), аренды (аренда квартиры), наследование (наследование авторских прав).

4. Назовите любые три правоотношения, регулируемых административным правом, и проиллюстрируйте каждое из них примером из повседневной жизни.

Ответ: Переход улицы на красный сигнал светофора. Плавание в запрещенном для купания месте. Выгул собаки без намордника.

Задание С7. ЕГЭ по обществознанию

Задание С7 - задание-задача, содержащую условие в виде ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к нему.

Это задание высокого уровня сложности.требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.

Примеры

1. Ваш знакомый баллотируется по одномандатному округу в депутаты Государственной Думы. За него проголосовало 48% избирателей данного избирательного округа, а его конкуренты получили соответственно 31% и 21%. Можете ли вы поздравить его с избранием? Приведите два аргумента.

Ответ: Его можно поздравить с избранием, так как сказано, что он победил в одномандатном округе, выборы осуществлялись по мажоритарной системе.

2. На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них набрал 42% голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведите два аргумента.

Ответ: Выборы осуществлялись по мажоритарной системе. Аргументы: выборы по избирательным округам относятся к мажоритарной избирательной системе, при мажоритарной системе победу может одержать кандидат, завоевавший большинство голосов избирателей.

4. Совершеннолетний гражданин пришел на избирательный участок в день голосования, но член избирательной комиссии не обнаружил его фамилию в списках избирателей. Как гражданину следует поступить в этом случае: уйти, не проголосовав, или потребовать внести свою фамилию в дополнительный список голосующих? Приведите два объяснения своего ответа.

Ответ: Гражданину следует потребовать внести свою фамилию в дополнительный список голосующих, так как участие в выборах - право гражданина; участие в выборах - проявление гражданской ответственности.

P.S. На этом заканчиваю курс «Обществознание. ЕГЭ - 2011».
Всем выпускникам желаю успехов на экзаменах!

При составлении статьи были использованы материалы:
1. Аналитический отчет по результатам ЕГЭ 2010 г. Обществознание. www.fipi.ru/view/sections/138/docs/522.html
2. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию.
3. Открытый сегмент ФБТЗ - www.fipi.ru
4.Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень/(Л.Н. Боголюбов, А.Н. Лазебникова, Н.М. Смирнова и другие.); под ред. Л. Н. Боголюбова (и др.) М.: «Просвещение». - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2010.

Может пониматься и трактоваться по-разному. Причиной тому служит неоднозначность и сложность данного понятия.

Во-первых , под правом понимается государственный институт охраны высших благ общества, таких как государственный строй, права и свободы личности и т.д.

Во-вторых , право является социальным инструментом, который проповедует нравственность и другие общественные идеалы (моральное право воспитывать ребенка и т.д.).

В-третьих , право можно рассматривать как систему неотъемлемых прав человека и гражданина (на свободу, на образование, на труд и т.п.). Обществознание рассматривает право с точки зрения его общих свойств, подобно юридическим наукам.

Право - это совокупность общеобязательных правил поведения, установленных государством и охраняемых от нарушения его силой.

Признаки права.

    Право исходит от государства, т.е. государство обладает монополистическим правом устанавливать общеобязательные законы.

    Право является системой общеобязательных правил поведения - право обязательно для всех, кому оно адресуется. Эта общеобязательность гарантирована публичной властью государства.

    Право охраняется от нарушений силой государства - каждый субъект, совершая противоправное действие, знает о неотвратимости ответственности за него.

    Формальная определенность права - нормы права обязательно облекаются в письменную форму и отличаются четким, лаконичным изложением, не допускающим различных трактовок.

Может сложиться ощущение, что право - это насаждаемая силой воля государства. Но подобная оценка в корне неверна. В настоящее время главной целью права является поддержание в обществе порядка и обеспечение гражданам достойной жизни. Данные положения находят отражение в принципах права. Среди основных принципов современного права можно выделить:

    1) справедливость;

    2) гуманизм;

    3) всеобщее равенство перед законом и судом;

    4) законность.

На протяжении всей истории человечества право играет определенную роль в жизни общества, выполняя соответствующие функции. Содержание функций права охватывает как назначение права, так и вытекающие из этого направления его воздействия на общественные отношения. Можно сказать, что функции права - это прежде всего реализация его социального назначения. Соответственно, выделяют следующие функции права .

    Регулятивная функция. Право является регулятором отношений между людьми через четкое установление правил поведения и возложение юридических обязанностей на субъектов права (физические лица, юридические лица, государство).

    Охранительная функция. Защищая государственный строй, организацию экономической жизни, идеологические основы, свободу, собственность членов общества, право является необходимым условием существования государства.

    Идеологическая (культурная) функция. Право водит в общественное сознание набор представлений о необходимых правилах поведения, духовных и моральных ценностях.

Источники права

Говоря об источниках права, прежде всего, подразумевают факторы, порождающие появление и действие права. - это способ существования норм права, внешняя форма их закрепления. В мире существовало и существует большое количество источников права.

К основным источникам права относятся следующие.

    Правовой обычай - правило поведения, которое сложилось исторически и признано государством в качестве общеобязательного. Это один из наиболее древних источников права. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства в качестве источника права. Сборниками правовых обычаев являются дошедшие до нас памятники прошлого (законы Хаммурапи, Русская Правда). В настоящее время правовые обычаи широко применяются при регулировании некоторых общественных отношений (земельных, наследственных, семейно-брачных). Сохраняет свое значение обычай и в международном праве.

    Юридический прецедент - судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придает общеобязательную силу в последующих спорах. Прецедент создается при отсутствии соответствующего нормативного правового акта. В основе создания судебного прецедента лежит принцип, согласно которому суд не может отказать кому-либо в правосудии из-за отсутствия соответствующего закона. Суд обязан вынести решение по такому делу, и это решение впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел.

    Правовая доктрина - также является одним из древнейших источников права. Правовую доктрину могут составлять высказывания представителей власти и ученых, судебные речи блестящих юристов, которым придается общеобязательное значение. В настоящее время правовая доктрина продолжает выступать в качестве источника права в мусульманских странах.

    Нормативный договор - это юридический документ, выражающий взаимное изъявление воли сторон, встречное принятие на себя каждой из них юридических обязанностей. Нормативный договор имеет широкое распространение в таких отраслях права как конституционное, гражданское, трудовое и международное.

    Нормативный правовой акт - официальный акт, изданный государственным органом, в котором содержатся нормы права. Он является основным источником права в Российской Федерации. Нормативный правовой акт характеризуется рядом признаков :

    • содержит нормы права;

      исходит от государства или от организаций, которым государство передало это право;

      принимается с соблюдением определенной процедуры и имеет заранее установленную юридическую силу;

      имеет признаки официального письменного документа: название акта, указание на то, где, когда и кем был принят; наличие в необходимых случаях подписи соответствующего должностного лица и регистрационного номера;

      обладает четкими временными, пространственными и субъективными пределами действия.

    Действие нормативно-правового акта в пространстве определяется той территорией, в рамках которой он обладает юридической силой.

    Действие нормативно-правового акта во времени определяется моментом вступления акта в юридическую силу и моментом ее прекращения.

    Действие нормативных актов по кругу лиц определяется кругом субъектов, на которых распространяется акт, если в самом законе не указано иное. По общему правилу все субъекты права, находящиеся на территории государства, попадают под сферу действия его законодательства.

    Все издаваемые нормативно-правовые акты связаны между собой и находятся в строгой иерархии. Эта иерархия служит основой для их классификации. Ведущим критерием классификации является юридическая сила нормативно-правового акта. Она указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт. Выделяют следующие виды нормативных актов .

Поскольку закон - это акт, принятый в особом порядке, следует обратить внимание на процесс создания закона, т.е. законотворческий процесс . Он включает в себя несколько последовательных этапов .

Само понятие «система права» означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной взаимосвязи и взаимозависимости. Таким образом, система права - это упорядоченная совокупность правовых норм.

В системе права выделяют три уровня :

    1) норма права;

    2) правовой институт;

    3) отрасль права.

Это выраженное в законах или иных источниках права общеобязательное правило поведения, охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения.

Виды правовых норм:

    1) регулятивные - устанавливают субъективные права и обязанности (порядок заключения брака);

    2) охранительные - устанавливают условия применения мер государственно- принудительного воздействия (моральный ущерб);

    3) обязывающие - обязывают совершать определенные действия (оплата за проезд);

    4) управомочивающие - предоставляют возможность совершить определенные действия (подать иск в суд);

Правовой институт - это совокупность родственных правовых норм, регулирующих какое-то одно общественное отношение. Например, в сфере гражданско-правовых отношений выделяются отношения, связанные с авторским или наследственным правом. Следовательно, в рамках гражданского права присутствуют институты авторского и наследственного права. правовые институты, находясь в тесной взаимосвязи, образуют качественно новый компонент системы права - отрасль права.

Обособленная совокупность юридических норм, объединяющая группу родственных правовых институтов. Выделяют следующие отрасли права .

Явление объективное, складывающееся под непосредственным воздействием идеологии, культуры, образа жизни. Следует отметить тот факт, что независимо от типа современного государства и характера правовой системы во всех странах имеются группы однородных отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное, административное, семейное и др.).

Виды правоотношений

Правоотношения являются одной из важнейших разновидностей общественных отношений. Правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные правом, субъекты которого имеют взаимные права и обязанности. Правоотношение представляет собой систему, состоящую из различных элементов: субъекта, объекта и содержания.

Субъектами правоотношений могут быть физические лица и организации (юридические лица). Возможность того или иного субъекта быть участником правоотношения называется правосубъектностью . Правосубъектность включает три элемента .

Это общественно опасное противоправное деяние, совершенное виновно и влекущее за собой юридическую ответственность.

Признаки правонарушения:

    1) осознанное деяние, контролируемое разумом человека и его волей;

    2) противоправное деяние;

    3) наличие вины (умысел или неосторожность);

    4) нанесенный вред людям или обществу.

Виды правонарушений:

Совершение правонарушения является основанием для возникновения юридической ответственности. Юридическая ответственность - это принудительное воздействие на нарушителя. Юридическая ответственность подразделяется на виды в зависимости от того, нормы какой отрасли права нарушены, какой вид правонарушения совершен.

Виды юридической ответственности.

    Дисциплинарная юридическая ответвенность - за нарушение учебной, трудовой или служебной дисциплины. Рабочие и служащие, нарушившие трудовую дисциплину, привлекаются к дисциплинарной ответственности администрацией предприятия, учреждения, организации. Это замечание, выговор, строгий выговор, понижение в должности, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение по инициативе администрации.

    Гражданская юридическая ответвенность - за причинение вреда имущественным или личным неимущественным интересам граждан. Гражданско-правовые проступки влекут применение таких санкций, как штраф, возмещение вреда, принудительное восстановление нарушенного права, отмена незаконных сделок и др.ряд категорий :

      1) материальные блага - средства производства, предметы потребления, деньги, ценные бумаги и т.д.;

      2) нематериальные блага - жизнь, здоровье человека, его честь, достоинство, деловая репутация;

      3) деятельность, или поведение участников, или услуга (например, хранение имущества);

      4) результаты поведения участников правоотношений (книга как результат авторского договора);

      5) само субъективное право (иск о защите собственности).

    Включает в себя конкретные действия по реализации субъективных прав и обязанностей участников правоотношений и сами субъективные права и обязанности, которые вытекают из договора или соответствующего нормативного акта.

    Субъективное право

    1. Какую роль играет право в системе социальных норм?

      Какие признаки присущи праву как регулятору общественных отношений?

      Перечислите основные принципы права.

      Какие функции права Вы знаете?

      Дайте характеристику основным источникам права.

      В чем отличие законов от подзаконных актов?

      Какие элементы входят в систему права?

      Что такое правоотношение?

      Что такое юридическая ответственность?

      С какого возраста наступает частичная и полная дееспособность?

ЕГЭ ПО РАЗДЕЛУ: "ПРАВО"

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Отрасли права

Характеристика

Административное право

Регулирует отношения, возникающие между органами управления, а также отношения органов управления с гражданами и их объединениями

Регулирует порядок расследования и рассмотрения уголовных дел и гражданских споров

Ответ:____________.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) дисциплинарная ответственность; 2) административная ответственность; 3) уголовная ответственность; 4) юридическая ответственность; 5) гражданско-правовая ответственность.

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам права.

1) закон; 2) правоотношение; 3) судебный прецедент; 4) конституция страны;

5) законодательный орган;6) правовой обычай.

4. В соответствии с Конституцией РФ судьи независимы и подчиняются только

2. федеральному закону

3. Президенту

4. Правительству

5. Конституции РФ

6. Генеральному прокурору

Ответ:____________.

5. Установите соответствие между правоохранительными органами РФ и приведенными функциями

Функции

Правоохранительные органы РФ

А) охрана общественного порядка

1) органы внутренних дел

Б) надзор за исполнением законов

В) раскрытие преступлений

Г) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

2) прокуратура

Д) розыск лиц, скрывающихся от суда

6. Кто является участником уголовного судопроизводства со стороны защиты? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. следователь

2. прокурор

3. адвокат

4. потерпевший

5. подозреваемый

Ответ:____________.

7. Установите соответствие между функциями и осуществляющими их органами государственной власти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции органов государственной власти

Органы государственной власти

А) объявление амнистии

1) Государственная Дума

Б) осуществление управления федеральной собственностью

В) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

Г) осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан

2) Правительство РФ

Д) осуществление мер по охране общественного порядка, борьбе с преступностью

8. Статья 14 Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию светским государством. Это означает, что

1. признаны права и свободы человека и гражданина

2. устанавливается равная защита собственности любой формы (государственной, частной, муниципальной)

4. ни одно вероучение не признается обязательным или предпочтительным

5. в стране узаконена многопартийность

6. признан и обеспечивается суверенитет народа

Ответ:____________.

9. Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их функциями и полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции и полномочия

Палаты Федерального собрания

1) Государственная Дума РФ

Б) изменять границы между субъектами РФ

В) назначать на должность Генерального прокурора РФ

Г) объявлять амнистию

2) Совет Федерации

Д) назначать выборы Президента РФ

10. Установите соответствие между высшими органами законодательной и исполнительной власти и их функциями и полномочиями.

Функции и полномочия

Высшие органы власти

А) принимать федеральные законы

1) Государственная дума РФ

Б) управлять федеральной собственностью

В) разрабатывать федеральный бюджет

Г) объявлять амнистию

2) Правительство РФ

Д) назначать на должность Председателя Центрального банка РФ

11. Установите соответствие между правовым положением личности в РФ и приведенными конституционными правами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Конституционные права

Виды правового статуса

А) право на жизнь

1) Гражданин РФ

Б) право на участие в управлении делами государства

В) право на защиту чести и доброго имени

2) Каждый человек, законно проживающий в РФ

Г) право равного доступа к государственной службе

Д) право иметь в частной собственности землю

12. Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их функциями и полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции и полномочия

Палаты федерального собрания

А) решать вопрос о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ

1) Государственная Дума РФ

Б) назначать на должность судей высших судов РФ

В) освобождать от должности Генерального прокурора РФ

Г) решать вопрос о доверии Правительству

2) Совет Федерации

Д) объявлять амнистию

13. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

2. бережно относиться к природным богатствам

3. платить законно установленные налоги

4. свидетельствовать в суде

5. определять свою национальную принадлежность

6. участвовать в общественно-политической деятельности

Ответ:____________.

14. Установите соответствие между органами по обеспечению правовой помощи в РФ и приведенными функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции

Органы по обеспечению правовой помощи

А) придание совершаемых сторонами действиям юридической силы

1) адвокатура

Б) консультирование по правовым вопросам

В) удостоверение сделок и установление фактов

2) нотариат

Г) участие в качестве представителя доверителя в судебном процессе

Д) составление заявлений, жалоб, ходатайств

15. Что входит в систему права? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. правовой обычай

2. норма права

3. отрасль права

4. правовая санкция

5. институт права

6. судебный прецедент

Ответ:____________.

16. Установите соответствие между полномочиями судебной власти и судебными органами, которые ее осуществляют.

Полномочия судебной власти

Судебные органы

А) осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции по гражданским делам

1) Конституционный суд РФ

Б) дает разъяснения по вопросам судебной практики

В) является высшим судебным органом по уголовным делам, подсудным судам общей юрисдикции

2) Верховный суд РФ

Г) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти

Д) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

17. В Статье 13 Конституции РФ закреплен принцип политического плюрализма. Это означает, что

1. признаны различные формы собственности

2. устанавливается запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной

3. отсутствует государственная религия

4. провозглашена свобода политических мнений и действий

5. утверждена основа для существования в стране многопартийности

6. признаны права и свободы человека и гражданина

Ответ:____________.

18. Установите соответствие между действиями, направленными на создание закона, и стадиями законотворческого процесса, на которых эти действия осуществляются

Действия, направленные на создание закона

Стадии законотворческого процесса

А) обращение в органы представительной государственной власти с предложениями по совершенствованию законодательства

1) законодательная инициатива

Б) возбуждение перед законодательной инстанцией вопросов об изменении закона

В) заслушивание доклада о внесенном законопроекте

2) обсуждение законопроекта

Г) чтение по законопроекту на заседании палат представительного органа

Д) внесение в законодательную инстанцию готового законопроекта

19. В каких ситуациях администрация предприятия осуществила незаконное увольнение работников? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. За три календарных дня до истечения срока действия трудового договора Константин Э. был предупрежден в письменной форме о желании администрации договор не продлевать.

2. Софья В. болела полтора месяца, а когда закрыла листок нетрудоспособности и вышла на работу, получила на руки приказ об увольнении.

3. Ирина С. была уволена за отсутствие на рабочем месте более четырех часов, ее вызвали в больницу, куда был срочно госпитализирован ее сын.

4. Трудовой договор с Татьяной А. был расторгнут в связи с сокращением численности и штата работников организации.

5. Аркадий С. был уволен за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения.

6. Диана С. была уволена с занимаемой должности из-за недостаточной квалификации, подтвержденной аттестационной комиссией.

Ответ:____________.

20. «Юридическая ответственность - это мера государственного принуждения за совершённое _____ (А), связанная с претерпеванием виновным определённых _____ (Б) личного (организационного) или имущественного характера. Юридическая ответственность является одним из средств обеспечения _____ (В). Она связана с ____ (Г), под которым понимают возможность государства обязать субъекта помимо его воли и желания совершать определённые действия. При наличии факта правонарушения ____ (Д) (или орган) обязывает лицо (или организацию) претерпевать определённые неблагоприятные последствия. Наряду с юридической ответственностью выделяют такие виды государственного принуждения, как меры пресечения _____ (Е), меры защиты».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. лишение

2. государственное принуждение

3. противоправное поведение

4. общественное мнение

5. правонарушение

6. виновность

7. правомерное поведение

8. общественная опасность

9. уполномоченное лицо

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Уголовный кодекс РФ (извлечения)

Статья 19. Общие условия уголовной ответственности Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.

Статья 21. Невменяемость

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики. 2. Лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные настоящим Кодексом.

Статья 23. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения.

Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности.

Статья 24. Формы вины

Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 25. Преступление, совершенное умышленно

Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Статья 26. Преступление, совершенное по неосторожности

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Статья 28. Невиновное причинение вреда

Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть. Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий

(бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

21. Укажите два обстоятельства, при которых причинение вреда рассматривается как невиновное деяние.

22. Как в законе определяются общие условия уголовной ответственности? Опираясь на обществоведческие знания, укажите возраст, с которого лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности.

23. Какие две формы вины называются в законе? Используя обществоведческие знания, материалы СМИ, приведите по одному примеру, конкретизирующему каждую из этих форм.

24. Некоторые считают, что наказание за ряд преступлений должно быть ужесточено, поскольку только суровое наказание заставит потенциальных нарушителей отказаться от своих намерений. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три довода против заявленной выше позиции.

25. Какой смысл юристы вкладывают в понятие «правовой обычай»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о месте правового обычая в системе правового регулирования, и одно предложение, содержащее информацию об особенностях правового обычая.

26. Приведите три примера мер международной защиты прав человека в условиях мирного или военного времени.

27. Наталия Н. работала медсестрой в городской больнице. После поступления в вуз она не смогла совмещать учебу с работой и решила с работы уйти. Что явилось основанием расторжения трудового договора в данном случае? Назовите любые два других основания, по которым может быть расторгнут трудовой договор.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Правовая культура». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ОТВЕТЫ

1. процессуальноеправо

9. 12212

10. 12211

14. 21211

18. 11221

7. 12122

11. 21211

12. 22211

16. 22211

20. 517293

21. - лицо не предвидело возможностей наступления общественно опасных последствий своих действий;

Лицо не могло предотвратить эти последствия в силу своих психофизиологических качеств.

22. 1) определены общие условия уголовной ответственности: уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом;

2) указан возраст наступления уголовной ответственности: 16 лет по общему правилу, 14 лет для совершивших особо опасные преступления.

23. 1) названы две формы вины:

Неосторожность;

2) приведены примеры, конкретизирующие каждую из этих форм,

например:

Изготовление и сбыт поддельных документов;

Нарушение условий хранения картин в музее, приведшее к порче ценных полотен.

24. 1) устрашение населения не является главной целью наказания;

2) опыт показывает, что более действенным в предупреждении преступности является неотвратимость наказания, а не его жестокость;

3) суровое наказание, включая смертную казнь, является слишком высокой "платой" за возможные судебные ошибки;

4) как показал исторический опыт, население постепенно привыкало к суровости наказания в виде пыток и казней и начинало относиться к ним как к зрелищам.

25. 1) смысл понятия, например: правовой обычай - это правило общеобязательного поведения, сложившееся в результате длительного применения;

2) одно предложение с информацией о месте правового обычая в системе правового регулирования, например: «Правовой обычай во многих государствах признается как источник права».

3) одно предложение с информацией об особенностях правового обычая, например: «Правовой обычай как правило не фиксируется в каком-либо правовом акте».

26. 1) меры защиты прав детей в цифровом мире, связанные с ростом нарушений их прав (Совет Европы поддерживает исследования об уязвимости детей в Интернете для повышения эффективности образовательных инструментов; Совет Европы опубликовал Пособие по интернет-грамотности; Советом Европы и другими международными организациями на протяжении последнего десятилетия подчеркивается крайняя необходимость расширения

возможностей детей через образование, в том числе и благодаря цифровой грамотности и др.);

2) усилия в борьбе с торговлей детьми, в соответствии с руководящими принципами, содержащимися в Европейской конвенции о борьбе с торговлей людьми;

3) развитие образования в области прав человека онлайн;

4) защита беженцев, которых военные действия или преследования заставили покинуть свою родину;

5) ограничения методов и средств ведения войны (запрет применять оружие, снаряды и вещества, способные причинить людям чрезмерные страдания);

6) зашита прав лиц, вышедших из строя в результате боевых действий, на гуманное обращение с ними.

27. основанием расторжения трудового договора стала собственная инициатива работника; другие основания, например:

Соглашение сторон;

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя;

Перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

Обстоятельства, не зависящие от воли сторон (стихийные бедствия и др.).

28. 1. Правовая культура как компонент духовной культуры

2. Правовая культура общества

1) правовые идеи и нормы

2) правовые учреждения

3. Функции правовой культуры

1) регулятивная

2) коммуникативная

3) нормативно-ценностная

4. Правовая культура личности

1) знание законов

2) правомерное поведение

3) уважительное отношение к праву

5. Преодоление правового нигилизма