Подведомственность и подсудность споров арбитражным судам. Понятие и виды экономических споров. Подведомственность и подсудность. Подведомственность дел в арбитражах: нюансы
КонсультантПлюс: примечание.
Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции наименование ст. 27 излагается в новой редакции (ФЗ
АПК РФ Статья 27. Подведомственность дел арбитражному суду
КонсультантПлюс: примечание.
Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции в ч. 1 ст. 27 вносятся изменения (ФЗ от 28.11.2018 N 451-ФЗ). См. будущую редакцию.
1. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
2. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
КонсультантПлюс: примечание.
Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции в ч. 3 ст. 27 вносятся изменения (ФЗ от 28.11.2018 N 451-ФЗ). См. будущую редакцию.
3. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
КонсультантПлюс: примечание.
Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции в ч. 4 ст. 27 вносятся изменения (ФЗ от 28.11.2018 N 451-ФЗ). См. будущую редакцию.
4. Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
КонсультантПлюс: примечание.
Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции в ч. 5 ст. 27 вносятся изменения (ФЗ от 28.11.2018 N 451-ФЗ). См. будущую редакцию.
5. Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
6. Независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, арбитражные суды рассматривают дела:
1) о несостоятельности (банкротстве);
3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
5) по спорам, вытекающим из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и с полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
Первый шаг на непростом пути судебной защиты прав - поиск ответа на вопрос в какое судебное учреждение обращаться.
Гражданское законодательство предусматривает возможность отстаивания своих интересов в трех судебных инстанциях: государственных судах, гражданском или арбитражном; коммерческом (третейском) суде (см. ст. 11 ГК РФ).
Какой из указанных судов уполномочен законом разрешать экономические споры рассмотрим в этой статье.
Экономические споры
Действующее законодательство не содержит легального определения понятия «экономический спор». Теория права включает в эту категорию разногласия между участниками предпринимательства, которые непосредственно связаны с их деятельностью.
Экономические споры могут возникать из гражданских, административных или других публичных правоотношений.
Подведомственность и подсудность экономических споров
Определение понятий
Компетенция каждого органа, наделенного властными полномочиями, должна быть однозначно и четко определена, только в этом случае можно обеспечить соблюдение принципа законности. Отсутствие разграничения полномочий может привести к конкуренции судебных решений - ситуации, в которой дело может быть рассмотрено двумя судами, а вынесенные решения противоречить друг другу.
Избежать такой ситуации помогают правила определения компетенции судов, установленные процессуальным законодательством. Полномочия судей, то есть право рассматривать спор и принять решение по тому или иному вопросу, определяются через два понятия: «подведомственность» и «подсудность».
Важно! Судебное учреждение принимает исковое заявление к рассмотрению в пределах, установленной законом компетенции. Спор должен быть не только подведомственен суду, но и подсуден.
Подведомственность - относит спор к компетенции суда в системе судебной власти (суды общей юрисдикции, арбитражные суды или коммерческие арбитражные суды).
Подсудность - определяет в какой конкретно суд, функционирующий в той или иной системе судов, необходимо обращаться.
Иными словами, подведомственность определяет каким судом и по каким правилам судопроизводства будет рассматриваться дело (гражданско-процессуальным или арбитражно-процессуальным), а подсудность - где будет происходить судебное разбирательство.
Подведомственность дела определяется по двум критериям:
- предмет спорных правоотношений;
- участники спора.
Подсудность принято делить на два вида. Родовая - определяет суд какой инстанции (первой, апелляционной или кассационной) должен рассмотреть дело, то есть устанавливает разграничение полномочий по вертикали. Территориальная - распределяет обязанности между судами одной горизонтали.
Направление иска не в надлежащий суд (не по подведомственности) приведет к отказу в его рассмотрении. Конечно, исправить ошибку несложно, достаточно подать исковое заявление в соответствующее судебное учреждение, но потраченное время никто не вернет. В некоторых случаях «просрочка» может привести к невозможности защиты нарушенных интересов.
Важно! Правильное определение компетенции - условие своевременного разрешения спора, восстановления права.
Подведомственность экономических споров
Право рассматривать и выносить решения по экономическим спорам предоставлено арбитражному суду (см. ч. 1 ст. 27, ст. 28 АПК РФ).
Изучая исковое заявление судья, в первую очередь, устанавливает вправе ли арбитражный суд рассматривать дело. Относится ли оно к его компетенции. По содержанию заявления определяется существо спора, его характер, связан ли он с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности. По приложенным к исковому заявлению документам (свидетельства ОГРН, устава, выписок из ЕГРЮЛ) суд устанавливает обладают ли участники специальным правовым статусом субъектов предпринимательской деятельности (государственную регистрацию).
Процессуальный закон относит к компетенции арбитражного суда рассмотрение следующих дел (см. ст.-ст. 27 - 29 АПК РФ):
- экономические споры между субъектами предпринимательства;
- дела о признании незаконными НПА, изданных Роспатентом;
- об оспаривании решений, деятельности властных органов или должностных лиц, если они нарушают предпринимательские интересы заявителя;
- о привлечении ЮЛ или к административной ответственности (подробнее см. четвертый абзац п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ);
- о взыскании с субъектов предпринимательства санкций и обязательных платежей.
Перечисленные дела разрешаются арбитражем, если стороной спора является ЮЛ или ИП.
Независимо от субъективного состава участников процесса в арбитражном суде принимается решение по спорам (ч. 6. ст. 27 АПК РФ):
- о несостоятельности (банкротстве);
- корпоративным спорам;
- связанным с государственной регистрацией ЮЛ или ИП;
- о деятельности депозитариев, публично-правовых компаний, компаний и корпораций, учрежденных государством;
- об интеллектуальных правах;
- о защите репутации предпринимателей и компаний.
На заметку! Подведомственность дел арбитражному суду определяется по двум критериям: характеру спорных отношений и составу участников. Спор должен быть связан с осуществлением экономической деятельности, а его участники обладать формальным статусом - ЮЛ или ИП. В исключительных случаях, перечисленных в АПК, правовое положение сторон дела не имеет значения.
Подсудность экономических споров
Любой спор предполагает наличие как минимум двух участников. Хорошо, если оба располагаются на территории, юрисдикционно подчиненной одному суду. Но в какой суд обращаться, когда ответчик находится на другом конце страны. Для того чтобы избежать возможных коллизий, процессуальный закон установил нормы разграничения территориальной подсудности, зависящие не только от адреса сторон, но и учитывающие специфику спора.
Важно! Если во время процесса выясниться, что иск предъявлен в ненадлежащий суд, дело будет передано по подсудности, а его рассмотрение начнется с самого начала.
По месту нахождения (жительства)
По общему правилу иск надлежит предъявлять (см. ст. 35 АПК РФ):
- если ответчик ЮЛ - по месту его нахождения;
- если ответчик ИП - месту жительства.
Уточнить адрес ответчика можно по сведениям из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Альтернативная подсудность
В отдельных случаях истцу предоставляется возможность отступить от универсального правила и обратиться в суд по месту:
- нахождения имущества ответчика - если сведения о его адресе отсутствуют или он находится за границей;
- исполнения договора - если в нем указано место, в котором обязательство должно быть исполнено;
- нахождения обособленного подразделения ЮЛ - если иск вытекает из его деятельности;
- причинения убытков - по спорам, связанным со столкновениями судов.
Истец в этих ситуациях самостоятельно выбирает наиболее подходящее ему место рассмотрения спора. Если требования предъявлены к нескольким ответчикам, сторона истца вправе выбрать по месту нахождения которого из них будет предъявлен иск.
Договорная подсудность
Какой суд будет рассматривать спор, можно заранее оговорить в договоре, включив в него арбитражную оговорку. Договориться о месте разрешения спора можно и после подписания договора, главное сделать это до принятия иска к рассмотрению, но в любом случае для изменения подсудности требуется согласие другой стороны.
Исключительная подсудность
- иски о правах на недвижимость - рассматриваются по месту его нахождения;
- о правах на суда и летательные аппараты - по месту их регистрации;
- споры, вытекающие из договоров перевозки - иски к перевозчику предъявляются по месту его нахождения;
- если ответчиком является арбитражный суд - иск подается в Московский арбитражный суд, а требования к нему рассматривает Тверской арбитраж;
- по адресу должника рассматриваются споры о банкротстве;
- юридические факты устанавливаются по месту нахождения заявителя, а в отношении недвижимости - имущества;
- жаловаться на пристава-исполнителя нужно в суд, на территории которого расположено подразделение ССП.
По связи дел
Встречные иски и самостоятельные требования третьих лиц на предмет спора, независимо от территориальной принадлежности, рассматриваются судом, принявшим первоначальный иск.
Компетенция Суда по интеллектуальным правам
Отдельного разговора заслуживают полномочия специализированного суда, созданного в 2011 году в системе арбитражных судов. К исключительной компетенции СИП, как суда первой инстанции, законом отнесено рассмотрение споров:
- дела об оспаривании НПА Роспатента;
- дела по спорам о выдаче охранных документов на РИД, товарные знаки, наименования предприятий и т. д.;
- об установлении владельцев патентов;
- о признании недействительными патентов, решений о предоставлении правовой охраны ТЗ;
- о досрочном прекращении ТЗ вследствие его неиспользования.
Правовое положение сторон, осуществляют ли они предпринимательскую деятельность или нет, не влияет на изменение подведомственности этих споров. Независимо от адреса ответчика иски по таким делам направляются в СИП, расположенный в Москве.
Заключение
Споры между субъектами предпринимательской деятельности, индивидуальными предпринимателями или организациями, рассматриваются арбитражным судом.
Условиями принятия иска к рассмотрению являются, экономический характер разногласий и наличие у сторон государственной регистрации.
В отдельных случаях правовое положение истца и ответчика не имеет значения.
Патентные споры независимо от состава и места нахождения участников рассматриваются в единственном специализированном суде.
Если нарушитель добровольно не удовлетворяет претензии пострадавшего, они могут быть реализованы в принудительном порядке через специальные государственные органы, уполномоченные разрешать юридические споры.
По общему правилу, принудительная защита гражданских прав и охраняемых законом интересов производится судом. В отдельных случаях возможна защита в административном порядке, когда спор рассматриваются специальные государственные органы (налоговые, таможенные, органы внутренних дел, прокуратура и т.д.).
Судебная система РФ состоит из:
Конституционного Суда РФ;
Системы федеральных судов общей юрисдикции во главе с Верховным
Судом РФ;
Мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов РФ;
Системы федеральных арбитражных судов во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ;
Конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
В систему федеральныхарбитражных судов входят:
- федеральныеарбитражные суды субъектов РФ (например, арбитражный суд Новгородской области);
Апелляционные арбитражные суды, существующие в каждом федеральном округе (а федеральных округов всего 10) в количестве, необходимом для нужд данного федерального округа. Правда, пока эти суды только недавно созданы и отнюдь не в необходимом количестве. В Северо-Западном федеральном округе пока создан только один апелляционный арбитражный суд – в г. Вологде. Планируется в дальнейшем количество апелляционных арбитражных судов довести до 30;
- арбитражные суды федеральных округов РФ, которых всего 10. (например, федеральный арбитражный суд Северо-Западного Федерального округа, находящийся в г. Санкт-Петербурге);
- Высший Арбитражный Суд РФ, которому подчиняются все остальные арбитражные суды.
Подведомственность – это предметная компетенция, т.е. круг дел, которые суды уполномочены рассматривать и разрешать (под какое именно «ведомство подпадает» конкретное дело). Так, судам общей юрисдикции подведомственны все дела об административных правонарушениях, уголовные дела и ряд гражданских дел, кроме экономических споров в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подведомственных арбитражным судам. Арбитражные суды называются судами специальной юрисдикции, т.к. они рассматривают только упомянутые выше споры.Так, арбитражные суды субъектов РФ рассматривают, как уже говорилось, экономические споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие между:
Юридическими лицами;
Гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя;
Юридическими лицами с одной стороны и индивидуальными предпринимателями – с другой.
Если одной из сторон спора будет субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, а другой – обычный гражданин, чьи права нарушены в результате предпринимательской деятельности, то такой спор подсуден суду общей юрисдикции. Те же граждане - индивидуальные предприниматели могут нарушить личные субъективные права друг друга, а не только в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Предположим, один из них одолжил денег другому на покупку личной автомашины. Этот спор никак не касается их предпринимательской деятельности и потому будет рассматриваться судом общей юрисдикции.
Подсудность – это разграничение подведомственных судам споров между отдельными судами того или иного уровня одной судебной системы (например, системы арбитражных судов). Так, арбитражные суды субъектов РФ рассматривают и разрешают по существу экономические споры по месту нахождения или месту жительства ответчика и т.д. Остальные арбитражные суды (кроме Высшего Арбитражного Суда РФ) осуществляют только пересмотр дел, уже рассмотренных арбитражными судами субъектов РФ.
Отличие подсудности от подведомственности состоит в том, что если вторая отграничивает компетенцию в сфере разрешения споров хозяйственных судов от других государственных органов, то подсудность проводит грань между разными хозяйственными судами.
До принятия Закона от 21 июня 2001 г. № 2539-111 подсудность арбитражных судов делилась на два вида:
1) родовую;
2) территориальную.
Родовая разграничивала подсудность между Высшим арбитражным судом и всеми нижестоящими арбитражными судами. В основе ее лежал предмет спора и участвующие в нем субъекты. Это было разграничение подсудности, так сказать, по вертикали.
К ведению Высшего арбитражного суда относились споры:
1) когда одной из сторон являлся высший или центральный орган исполнительной власти, Национальный банк Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, или Совет Министров ее, областные, Киевская, Севастопольская государственные администрации;
2) если материалы дела содержали государственную тайну;
3) дела, прямо отнесенные к его подсудности законами Украины, международными договорами.
Отдельно оговаривалось, что Высший арбитражный суд вправе принять к своему производству любое дело из любого нижестоящего арбитражного суда.
Закон от 21 июня 2001 г. № 2539-111 внес серьезные изменения в ранее существующее положение о подсудности в системе хозяйственных судов.
Ст. 13 ХПК буквально сформулирована следующим образом: «Местные хозяйственные суды рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные хозяйственным судам».
Ст. 14 исключена из кодекса. А ст. 16 ХПК дополнена частью.третьей: «Дела по спорам, в котором ответчиком является высший или центральный орган исполнительной власти, Национальный банк Украины, Счетная палата, Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, Киевская, Севастопольская местные Советы или областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, а также дела, материалы которых содержат государственную тайну, рассматриваются хозяйственным судом г. Киева».
Таким образом, из компетенции Высшего хозяйственного суда исключена функция по рассмотрению споров по первой инстанции, в том числе тех, которые предусматривались п.З ранее действовавшей ст. 14 АПК.
По той же причине Высший хозяйственный суд не вправе теперь принимать к своему производству дела из местных хозяйственных судов. И это правильно, так как в случае рассмотрения дела Высшим хозяйственным судом по первой инстанции, стороны лишались бы права обжаловать его решения в апелляционном порядке. По существу и в кассационном порядке - тоже, так как, хотя предусматривается кассационное обжалование решений Высшего хозяйственного суда в Верховный Суд, но, во-первых, имеются в виду постановления Высшего хозяйственного суда, вынесенные при рассмотрении дела в кассационном порядке (а не решения), во-вторых, основаниями такого обращения в Верховный Суд могут быть только строго ограниченные обстоятельства, указанные в Законе,"в-третьих, для возбуждения производства в Верховном Суде необходимо согласие пяти судей этого суда.
Следовательно, впредь Высший хозяйственный суд при всех обстоятельствах не вправе рассматривать хозяйственные споры по первой инстанции.
Закон «О судоустройстве Украины» не предусматривает и рассмотрения дел по первой инстанции апелляционными судами. Хотя в ст. 26 Закона о судоустрой-
стве говорится, что апелляционные суды могут рассматривать дела по первой инстанции, но только по административным, уголовным и гражданским спорам, а по хозяйственным это не допускается. И это не случайно, поскольку, как отмечено выше, ст. 13 ХПК в новой редакции все споры по первой инстанции отнесла к ведению местных хозяйственных судов.
Таким образом, упомянутые Законы от 21 июня 2001 г. и Закон о судоустройстве четко разграничили компетенцию всех трех ступеней системы хозяйственных судов по рассмотрению споров, отказавшись тем самым от йонятия родовой подсудности применительно к хозяйственным судам.
Территориальная подсудность в отличие от родовой разграничивает компетенцию судов по разрешению споров не по вертикали, а по горизонтали, т.е. между многочисленными однородными местными хозяйственными судами.
Территориальная подсудность зависит от трех показателей:
2) местонахождение сторон;
3) специфики спора.
По всем видам договорных дел, т.е. по спорам, возникающих при заключении, изменении, расторжении, признании недействительными договоров, они рассматриваются по месту нахождения стороны, обязанной по договору осуществить в пользу другой стороны определенные действия, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услуги, уплатить деньги и т.п. (ст. 15 ХПК).
Представляется, такая формулировка является не точной, двусмысленной, поскольку при передаче имущества, выполнении работ, оказании услуг у другой стороны также есть обязанность - уплата денег. Поэтому возникает вопрос, где же должен рассматриваться спор: по месту нахождения стороны, должной выполнить основную обязанность по договору, или той, которая обязана уплатить деньги? Чтобы избежать эту неопределенность,
в новом ХПК в соответствующей норме следует исключить слова «уплатить деньги», а слова « как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услуги» заменить словами «... являющиеся главный предметом
обязательства данного договора». Ясно, что таким предметом по договору поставки является передача имущества, по подряду - выполнение работ и т.д., а не уплата денег, которая хотя и является важным условием обязательства, но не главным, а вытекающим из него.
Следует отметить, что в проекте нового ХПК особый критерий подсудности договорных споров исключен. Предусматривается рассматривать их по общему правилу территориальной подсудности, т.е. по месту нахождения ответчика (ст. 47 проекта). И это, очевидно, правильно, поскольку исключит споры о том, что «главнее»: выполнение договора в натуре или уплата за товар, услуги денег.
Имущественные споры должны рассматриваться судом по месту нахождения ответчика. Если их несколько, то по месту нахождения одного из них по выбору истца. Если в споре по уполномочию юридического лица участвует его обособленное подразделение (отделение, филиал и др.), то независимо от того, что последнее не является юридическим лицом и выступает не от своего имени, все равно /как договорные, так и имущественные споры рассматриваются с учетом местонахождения этого подразделения.
Дела о признании недействительными актов соответствующих органов рассматриваются судом по месту нахождения этих органов.
Дела о банкротстве рассматриваются по месту нахождения должника.
Из этого общего правила территориальной подсудности существует несколько исключений по отдельным категориям споров.
Во-первых, как отмечалось выше, все споры, которые ранее были подсудны Высшему арбитражному суду, теперь будут разрешаться хозяйственным судом г. Киева. При рассмотрении остальных споров этим судом действуют правила общей территориальной подсудности.
Во-вторых, дела по спорам, возникающие из договора перевозки, в которых одним из ответчиков является орган транспорта, рассматривается судом по месту нахождения этого органа.
Такое льготное положение транспортных организаций следует объяснить значительным количеством претензий и исков, предъявляемых к ним клиентурой. И если бы здесь действовали общие правила территориальной подсудности, то транспортные организации не смогли
бы обеспечить свое участие в заседаниях всех хозяйственных судов, в которых рассматривались бы дела по искам к ним.
В-третьих, споры о праве собственности на имущество или об истребовании имущества из чужого незаконного владения или об устранении препятствий в пользовании имуществом рассматриваются судом по месту нахождения имущества (ст. 16 ХПК). Это объясняется тем, что по этим делам, как правило, возникает необходимость осмотра на месте спорного имущества.
В ст. 17 ХПК внесены изменения упомянутым Законом от 21 июня 2001 г. № 2539-111. Теперь она звучит так: «Если дело не подсудно данному хозяйственному" суду, материалы дела передаютсяпо установленной подсудности не позднее пяти дней со дня поступления искового заявления или вынесения определения о передаче дела. Дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть им рассмотрено по существу и в том случае, когда в процессе рассмотрения дела оно стало подсудно другому суду».
Более четкая формулировка этой нормы по сравнению- с ранее действовавшей направлена на предотвращение споров между хозяйственными судами о подсудности некоторых дел.
По указанию Председателя Высшего хозяйственного суда или его заместителя дело из одного местного хозяйственного суда может быть передано в другой лишь в том случае, если в результате отвода судей невозможно рассмотреть его в данном суде. Ранее существовавшая такая возможность по просьбе сторон в новой редакции ст. 17 ХПК исключена. Это предотвратит неправомерные домогательства недобросовестных сторон, которые порой добивались рассмотрения дела в «желательном» для них суде.
§ 2. Подсудность хозяйственных споров
Любой хозяйственный суд обладает конкретной, присущей только ему компетенцией. Поэтому подсудность представляет собой дальнейшее развитие подведомственности, ее конкретизацию применительно к отношениям, складывающимся между органами правосудия. Нормы права о подсудности вытекают из норм, регламентирующих подведомственность, и вместе образуют органически связанное внутреннее единство. Институт подсудности позволяет распределить дела, подведомственные хозяйственному суду, между различными звеньями и другими элементами системы хозяйственных судов.
Итак, подсудность - это относимость дела, подведомственного хозяйственному суду, к ведению хозяйственного суда первой инстанции (или пространственная компетенция однородных судов).
В зависимости от положенного в основу дифференциации дел признака выделяют подсудность родовую и территориальную (см. рисунок 4.4).
Рисунок 4.4
Правила родовой подсудности хозяйственных споров подробно рассмотрены в параграфах 4 и 7 темы 3 данного учебного пособия.
Территориальная подсудность позволяет разграничить предметную компетенцию хозяйственных судов одного уровня в зависимости от места рассмотрения спора.
Общее правило подсудности состоит в следующем: иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика.
Альтернативная подсудность. Подсудность по выбору истца (или альтернативная подсудность) означает, что истцу предоставлена возможность выбора суда, в который им будет предъявлен иск (подано заявление). То есть истец (заявитель) может выбирать между хозяйственным судом по месту нахождения ответчика (общее правило) и другим хозяйственным судом. В частности, по правилам альтернативной подсудности предъявляются иски:
1) к ответчикам, находящимся на территории разных областей Республики Беларусь или областей (области) и г. Минска, предъявляются по выбору истца в хозяйственный суд по месту нахождения либо месту жительства одного из ответчиков;
2) к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестны, может быть предъявлен в хозяйственный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в Республике Беларусь;
3) к ответчику о возмещении вреда, причиненного имуществу юридического лица или индивидуальному предпринимателю, может быть предъявлен также в хозяйственный суд по месту причинения вреда;
4) к ответчику, который является индивидуальным предпринимателем Республики Беларусь и находится на территории другого государства, может быть предъявлен в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства истца в Республике Беларусь либо по месту нахождения имущества ответчика в Республике Беларусь;
5) к ответчику, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен также по месту исполнения договора;
6) к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, может быть предъявлен по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица.
Правила исключительной подсудности. Исключительная подсудность - это особая установленная в порядке исключения из общего правила подсудность, допускающая рассмотрение определенных категорий дел в судах, точно указанных в законе. Правила исключительной подсудности могут быть сведены к следующему: во-первых, право предъявления иска может быть реализовано только в строго определенном по территории суде, указанном в законе. Исключительная подсудность, имеющая обязательный характер, исключает возможность соглашения о месте рассмотрения дела. Во-вторых, эта подсудность исключает возможность выбора суда и рассмотрения определенного дела в ином суде, точно и безоговорочно устанавливая, в каком суде должно быть разрешено дело.
Правила исключительной подсудности действуют лишь в отношении определенных категорий дел и сформулированы в ст. 51 ХПК в редакции Закона от 8 июля 2008 г. следующим образом.
Иски о признании права собственности на недвижимое имущество, споры о недвижимом имуществе, в том числе об истребовании имущества из чужого незаконного владения либо об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением права владения, и иные иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения недвижимого имущества.
Иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания предъявляются в хозяйственный суд по месту их государственной регистрации.
Иски к перевозчику, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения перевозчика.
Иски (заявления) к государственным органам, органам местного управления и самоуправления, вытекающие из административных правоотношений, предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения истца (заявителя).
Заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов), подаются в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, за исключением заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения права на недвижимое имущество, которые подаются в хозяйственный суд по месту нахождения недвижимого имущества.
Заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) подаются в хозяйственный суд по месту нахождения должника.
Заявления о признании недействительным постановления о признании незаконными действий (бездействия, отказа в совершении действия) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного хозяйственным судом, подаются в хозяйственный суд, при котором состоит этот судебный исполнитель.
Ходатайства об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда, находящегося на территории Республики Беларусь, заявляются (подаются) в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.
Заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения подаются стороной, в пользу которой состоялось решение, в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства должника, а если место нахождения или место жительства должника неизвестны - в хозяйственный суд по месту нахождения его имущества.
Жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении подаются в хозяйственный суд по месту нахождения нотариальной конторы, частного нотариуса или должностного лица, которому законодательством предоставлено право совершать нотариальные действия.
Заявления по спорам между юридическими лицами Республики Беларусь, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства, подаются в хозяйственный суд по месту государственной регистрации на территории Республики Беларусь юридического лица, являющегося ответчиком.
Подсудность по связи дел. В качестве особого вида территориальной подсудности ХПК выделяет подсудность по связи дел. Подсудностью нескольких связанных между собой дел называется подсудность, по правилам которой иск подлежит рассмотрению в суде, где рассматривается связанное с ним дело. Основанием для применения правил данного вида подсудности является наличие такой связи дел, которая позволяет объединить их для совместного рассмотрения.
Необходимость совместного рассмотрения дел в одном производстве диктуется интересами наиболее полного рассмотрения споров во всем комплексе сложившихся правовых связей, потребностью исключения возможности вынесения противоречивых решений по одним и тем же вопросам при раздельном рассмотрении дел, оперативности защиты прав и интересов.
Так, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в хозяйственный суд, рассматривающий первоначальный иск.
Договорная подсудность. Подсудность, установленная соглашением сторон по конкретному делу, именуется договорной (добровольной). Договорная подсудность - вид территориальной подсудности. Такое изменение подсудности возможно в допустимых законом пределах. Эти пределы следует учитывать в двух отношениях. Во-первых, в силу соглашения сторон допустима подсудность для любых категорий дел, в отношении которых суды обладают компетенцией по их разрешению, за исключением тех случаев, когда для той или иной категории дел установлена исключительная подсудность. Во-вторых, в порядке соглашения нельзя изменить или отменить родовую подсудность. Соглашения сторон об изменении родовой подсудности являются недействительными. Соглашение о подсудности называется пророгацией или пророгационным договором.
По общему правилу подсудность, установленная правилами подсудности или подсудности по выбору истца, может быть изменена по соглашению сторон, что нашло закрепление в ст. 52 ХПК в редакции от 8 июля 2008 г. Выбор сторонами, находящимися на территории разных областей Республики Беларусь или областей (области) и г. Минска, хозяйственного суда, в котором предполагается рассмотрение спора между ними, ограничивается выбором между хозяйственным судом по месту нахождения ответчика (его филиала) и хозяйственным судом по месту нахождения истца (его филиала).
Однако из данного принципа в 2005 г. было сделано исключение, вызванное тем, что количество дел, приходящихся к рассмотрению на одного судью хозяйственного суда г. Минска, значительно превышало количество дел, рассматриваемых судьями хозяйственных судов областей. Одной из причин существенного увеличения количества рассматриваемых дел хозяйственным судом г. Минска явилось поступление исков на основании договорной подсудности, то есть исков, ответчики по которым находятся на территории других областей и которые согласно правилам общей подсудности подлежали рассмотрению хозяйственными судами этих областей.
Поэтому постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь «Об урегулировании нагрузки между хозяйственными судами областей и г. Минска» от 4 марта 2005 г. был определен временный порядок распределения поступающих в хозяйственный суд г. Минска исковых заявлений договорной подсудности между хозяйственными судами областей.
Так, поступавшие в хозяйственный суд г. Минска исковые заявления субъектов хозяйствования - резидентов Республики Беларусь к ответчикам, также резидентам Республики Беларусь, которые не находились на территории г. Минска, направлялись этим судом в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь для передачи на рассмотрение в хозяйственные суды областей с учетом общих правил подсудности и существующей нагрузки. О передаче искового заявления на рассмотрение в хозяйственный суд области Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь выносил определение.
Со вступлением в силу изменений, внесенных в ХПК 8 июля 2008 г. Законом № 395-З, снято ограничение в отношении применения института «договорной подсудности». В пророгацион-ном соглашении вновь можно указывать один из семи хозяйственных судов первого звена вне зависимости от того, относятся ли стороны по принципу места своего нахождения к юрисдикции данного суда.
Хозяйственное процессуальное законодательство регулирует также вопросы, связанные с передачей дел из одного суда в другой.
Так, в соответствии со ст. 53 ХПК дело, принятое хозяйственным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть им рассмотрено по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому хозяйственному суду.
Хозяйственный суд передает дело на рассмотрение другого хозяйственного суда в следующих случаях:
при рассмотрении дела в данном хозяйственном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
после отвода одного или нескольких судей их замена в данном хозяйственном суде становится невозможной;
ответчик, место нахождения или жительства которого было неизвестно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в хозяйственный суд по месту его нахождения или месту жительства;
обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела хозяйственным судом по месту нахождения большинства доказательств;
одной из сторон в споре является тот же хозяйственный суд;
невозможно рассмотреть дело в данном хозяйственном суде по другим объективным причинам.
О передаче дела на рассмотрение другого хозяйственного суда выносится определение, которое направляется лицам, участвующим в деле, в срок, не превышающий пяти дней со дня его вынесения. Разногласия по подсудности споров между хозяйственными судами разрешаются Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь.