Политическая социализация личности. Политическая социализация

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки, молодости и спорта Украины

Донецкий национальный технический университет

Контрольная работа

по политологии

Выполнила: Веселовская Е.Д.

студентка группы ОАзпр-12

Проверила: преп. Армен А.С.

Донецк - 2013

1. Политическая социализация

Социализация - процесс, посредством которого люди приобретают опыт, понимают суть культуры, в которой они родились, и осваивают установки, соответствующие их социальным ролям.

Люди почти не имеют врожденных моделей поведения. Но они в гораздо большей мере, чем любое животное, наделены способностью усваивать сложные навыки. Социализация дает людям не только возможность общаться между собой посредством освоенных ролей, но и обеспечивает сохранение общества в ходе смены поколений, прививая новым членам общества общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения. Наряду с общей социализацией происходит и политическая социализация индивидов, становление их гражданской и политической идентичности. Процессы политической социализации имеют особо важное значение в современном демократическом обществе, в котором права и свободы человека, его включенность в политику являются одним из краеугольных камней политической системы и гражданского общества.

Политическая социализация - процесс усвоения индивидом политической культуры общества, его политических ценностей, норм, традиций, моделей политического поведения. Благодаря процессу политической социализации обеспечивается воспроизводство политической системы общества, усвоение политических ролей, интеграция индивидов в политику.

Функция политической социализации состоит в том, чтобы обеспечить непрерывность функционирования и развития политической системы на основе преемственности поколений. Политическая социализация не только обеспечивает непрерывную вертикальную связь поколений, что является предпосылкой непрерывного функционирования политической системы, но, кроме этого, она придает горизонтальную устойчивость обществу, и это выражается в его гармонизации, сплоченности и гражданском мире. Политическая социализация -- это процесс постоянного обучения, в ходе которого индивид осваивает культуру и приспосабливается к обществу, которое для него является жизненной средой.

Вовлеченность в политическую жизнь во многом определяется связями отдельного человека с себе подобными, наличием возможностей для обмена информацией, для выработки удобных и взаимоприемлемых правил человеческого общежития. В современной социологии и политической психологии продуктивно занимались проблемами социализации Н.В. Андреенков, В.Т. Лисовский, Н.А. Головин, В.Н. Шубкин, Е.Б. Шестопал, В.А. Ядов.

В работе Е.Б. Шестопал дается анализ нескольких концептуальных подходов к анализу политической социализации.

В психоаналитическом подходе акцент делается на верховенстве биологического над социальным, раскрепощении бессознательной мотивации. От антропологической школы идет представление о социализации как инкультурации - передаче культурного наследия, отражающего национальный характер.

В соответствии с традицией функционализма социализация -- ролевая тренировка, адаптирование индивида к готовым шаблонам поведения, передача от поколения к поколению целей и образцов поведения.

От бихевиористской традиции в социологии развивается взгляд на социализацию как на обучение навыкам при соответствующих поощрениях-наказаниях.

Когнитивная модель социализации представляет, что на человека менее всего влияют разные факторы и социализирующие агенты. Обществу нужны мыслящие личности, способные усваивать и передавать информацию. Научение сводится к развитию познавательных способностей человека, его моральных и эмоциональных качеств. Процесс социализации -- это постепенное вызревание личности.

В постбихевиористских концепциях главный упор делается на идею господства-подчинения, столкновения интересов, незыблемость неравенства и элитарности.

Социально-психологический подход к исследованиям социализации во многом аналогичен подходу культурной антропологии, представители которой изучают национальные особенности социализации путем сравнения. Важное место отводится роли родителей, возрастным статусам, обычаям и обрядам, то есть тем агентам и механизмам социализации, которые формируют этническую идентичность народа. Она, в свою очередь, связана с политической идентичностью через вхождение национальных ценностей в гражданскую идентичность.

Процессы политической социализации происходят как на индивидуальном, так и на над индивидуальном уровнях. В социально-психологических теориях в основном акцент делается на индивидуально-личностный аспект политической социализации, в социологических теориях -- на над индивидуальный.

Логично предположить, что агенты, институты, механизмы, факторы и результаты социализации на над индивидуальном уровне не совпадают целиком и полностью с теми, которые воздействуют на отдельного индивида. Иными словами, меняется масштаб и качественный уровень изучения процесса социализации, а не просто число относящихся к ней проблем. В поле зрения социолога попадают процессы исторического масштаба, эффекты социализации рассматриваются на уровне различий в исторических поколениях, в то время как в случае психологического и социально-психологического подхода этого обычно не происходит. На уровне массовой социализации, рассматриваемой в социологическом аспекте, ключевыми для понимания результатов социализации становятся не только яркие исторические и политические события, но и латентные социально-экономические и политические процессы, свойственные определенному историческому периоду.

В качестве важнейшего агента политической социализации на уровне массового процесса выступает элита, как политическая, так и интеллектуальная. В качестве «значимого другого» место отдельного лица скорее всего займет либо она же, либо идеологическая доктрина, либо общественно-политическое устройство других стран как образец для подражания.

Как интересный и перспективный вариант развития социологической теории политической социализации можно предложить концепцию Н.А. Головина, в которой он описывает социализацию как сложный кумулятивный процесс, развертывающийся во времени, результатом которого является формирование целого политического поколения.

Социологический подход к изучению политической социализации связан с исследованием структур общества, организующих процессы социализации. Социология исследует социальные и политические институты, оказывающие воздействия на процессы политической социализации.

Социологический подход «означает изучение политической социализации как общественно организованного процесса на массовом уровне с использованием теоретических и эмпирических методов социологии». Политическую социологию интересуют не только проблемы формирования политически зрелой личности, но и организация этого процесса в обществе, роль в нем политической системы в целом и каждого института в отдельности. Особое внимание политическая социология уделяет таким вопросам, как организация системы политической социализации в различных типах общества, влияние типа политической культуры на процессы социализации, роль государства в разработке и осуществлении национальной политики в области политического воспитания и образования граждан, структура и особенности взаимодействий между различными социальными и политическими поколениями.

Политическая социализация может осуществляться двумя основными путями.

Первый -- это передача новым поколениям политического опыта предшествующих поколений, опыта, воплощенного в нормах политической культуры. Такая передача происходит в процессе семейного воспитания, обучения в школе, через СМИ.

Второй путь -- это приобретение личностью новых, ранее неизвестных политических знаний, усвоение нового, ранее неизвестного политического опыта. В реальной жизни оба эти направления переплетаются.

Социализация может быть прямой -- политические собрания, митинги, избирательные кампании, политическая пропаганда, изучение политической жизни по школьной программе, и косвенной -- например, невольное подражание детей родителям в политических предпочтениях.

В западной социологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, выделяется несколько типов политической социализации.

Гармонический тип политической социализации предполагает наличие культурно однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти. Предполагается, что подобная степень культурной однородности характерна для британо-американской культуры. Власть и индивид в ней привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям, что позволяет новым поколениям безболезненно входить в политическую жизнь. Хотя следует признать, что однородность данной культуры нередко преувеличивается.

2. Политическая власть в системе общественных отношений

Политическая власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения. В политологии часто встречаются следующие подходы к истолкованию власти: биологический, антропологический, психологический, социологический и философский.

Биологический подход представлен, в частности, в работах французского социолога М. Марсаля, считающего, что власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки и корни в биологической структуре, общей у человека с животными.

Антропологический подход подразумевает, что политическая власть распространяется на все социальные, в том числе и доклассовые образования; социальные антропологи объявляют политическими всякие действия, опирающиеся на власть и авторитет. Сторонники психологического подхода исследуют власть главным образом под углом зрения субъективного восприятия ее индивидом, считая, что власть - это явление не общественное, а психологическое. Суть социологического подхода состоит в сведении власти к политическому влиянию одной группы на другую. В его рамках выделяются следующие определения власти:

а) бихевиористское, в соответствии с которым власть является особым типом поведения, основанным на возможности изменения поведения других людей;

б) телеологическое, согласно которому власть - это достижение определенных целей, получение намеченных результатов;

в) инструменталистское, трактующее власть как возможность использования определенных средств, в том числе насилия;

г) структуралистическое, характеризующее власть как особого рода отношение между управляющим и управляемым;

д) функционалистское, рассматривающее власть под углом зрения осуществляемых ею функций;

е) конфликтологическое, определяющее власть с точки зрения форм и методов разрешения политических конфликтов. Исходным пунктом социологического анализа политической власти является ответ на вопрос, интересам каких социальных групп эта власть служит. Что касается философского подхода к понятию "власть", то власть есть способность и возможность субъекта (личности, партии, класса, государства и т.д.) осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств. В рамках философского подхода наиболее полно раскрываются и основные методы осуществления власти: организация, убеждение, воспитание, контроль и принуждение.

Сущность и содержание политической власти четче выявляются на фоне рассмотрения взаимодействия гражданского и политического общества.

Под гражданским обществом чаще всего понимается независимая от государства и существующая наряду с ним особая сфера общественной жизни, состоящая из различных социальных групп, движений, объединений, культурных, национальных, территориальных и иных общностей и служащая важнейшей формой выражения многообразных интересов личности. В систему гражданского общества входят экономические, брачно-семейные, этнические, воспитательные, образовательные, культурные, информационные, религиозные отношения, способные существовать и развиваться относительно независимо от государства. Весьма существенным признаком гражданского общества является экономическая и социальная свобода его индивидов. Эта свобода существует там и тогда, где и когда индивиды: не отчуждены от собственности, а выступают в качестве ее полноправных субъектов.

Важный признак гражданского общества состоит также в том, что оно апеллирует к естественным, неотчуждаемым правам человека, создает необходимые условия для наиболее полного удовлетворения потребностей личности, социальных групп и классов, для надежной и эффективной защиты их интересов.

Если попытаться коротко определить гражданское общество, то можно сказать, что оно представляет собой совокупность естественных форм общественной жизнедеятельности индивидов, призванных главным образом негосударственными и неполитическими методами обеспечивать удовлетворение их потребностей и интересов.

Что касается политического общества, то оно не что иное, как официальное выражение гражданского общества. Ведущую роль в нем играют институты и учреждения политической власти. На первом месте среди них стоит государство, т.к. именно оно претендует, прежде всего, на официальное выражение гражданского общества. Для осуществления своих функций государство как своеобразный коллективный орган располагает не только особым аппаратом управления, но и особой системой социальных норм - правовых норм, имеющих общеобязательное значение. Важная роль в политическом обществе принадлежит также политическим партиям, которые, выступая от имени тех или иных слоев и социальных групп гражданского общества, ведут борьбу за обладание государственной властью, стремясь таким образом сделать свои интересы всеобщими.

Гражданское общество выступает в роли демократического компенсаторного механизма, призванного перераспределять власть государства, а политическое общество использует свои властные полномочия для предотвращения деструктивных проявлений как с той, так и с другой стороны. политический поведение гражданский общество

Культурно-исторический опыт многих стран, в особенности западных, со всей очевидностью свидетельствует, что переход к гражданскому обществу отнюдь не означает отказа от политического общества. Если говорить в общем плане, то гражданско-политическое общество - это такое общество, в котором в равной степени и наиболее полно реализуются многообразные потребности и интересы человека и как гражданина и как политического объекта. Важнейшей чертой такого общества является открытость, выражающаяся в доступе граждан ко всем источникам информации, широкой гласности осуществляемых общественно-политических мероприятий, свободе слова, приверженность общечеловеческим принципам морали, свободу деятельности иностранных и международных организаций.

Плюрализм как существенная черта гражданско-политического общества характеризует все его сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Кроме того, гражданско-политическое общество - это правовое общество, объединяющим началом которого является защита прав человека во всех сферах общественной, политической, экономической и личной жизни. К числу основополагающих принципов гражданско-правового общества как правового общества относятся следующие:

1) господство закона;

2) связанность законом самого государства и его органов;

3) незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность;

4) взаимная ответственность государства личности, предполагающая с одной стороны, четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а с другой - закрепление и соблюдение политического и правового статуса личности;

5) наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-юридических актов, что требует полной независимости суда, прокуратуры и арбитража, совершенствования процессуального законодательства, соблюдения норм правосудия и права на защиту.

Реальная роль тех или иных институтов политической власти, действительное состояние демократии, способы властвования в той или иной стране находят выражение в понятии государственного режима.

В последние десятилетия постепенно стал превалировать взгляд, согласно которому политический режим выходит за пределы формы государства, относится не только к такой форме, но и к политической системе общества в целом. Он не может быть сведен к методам деятельности государственных органов, а включает, например, роль политических партий (в странах тоталитарного социализма невозможно понять существо политического режима без учета руководящей роли коммунистической партии). Поэтому в конституционном праве все чаще говорится не о политическом режиме, а о государственном режиме. Однако эти понятия нельзя разводить или противопоставлять. При демократическом политическом режиме и государственный режим будет демократическим, и наоборот.

Государственный режим - это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране. Характер государственного режима в стране, применение тех или иных форм и методов осуществления государственной власти, государственного управления определяется многими факторами. На него оказывают влияние существующая в стране партийная система, взаимоотношения между органами государства, господствующая в стране идеология.

В мировой научной литературе существует множество классификаций политических режимов и в гораздо меньшей степени - государственных. Большинство исследователей используют укрупненную классификацию исходя из совокупности признаков, не зависящих от географических факторов. С этой точки зрения различают три главные разновидности политического режима: демократический, авторитарный и тоталитарный. Эти же главные членения применяются и для государственных режимов.

Более дробные деления приводятся внутри этих трех главных разновидностей.

Различные разновидности демократического государственного режима на практике до сих пор были связаны с условиями свободной рыночной или социально ориентированной рыночной экономики.

Известны два различных подхода к концепции демократии: либеральный и марксистско-ленинский. При первом акцент делается на политическую демократию (многопартийность, политические права и личные свободы, правовое государство) при втором во главу угла ставится требование социальной демократии (власть трудящихся и ликвидация имущественного неравенства, всесильное государство как главное орудие создания нового строя).

В свою очередь в рамках концепции либеральной демократии существует множество различных школ и направлений. Одной из наиболее влиятельных является теория плюралистической демократии. Согласно этой теории, различные социальные, профессиональные, возрастные и иные группы давления обладают определенной долей политической власти и осуществляют давление на центры государственной власти, в результате чего она принимает решения в интересах всего общества, играет роль арбитра и примирителя конфликтующих интересов.

Другой влиятельной теорией является теория компромиссной, консенсусной или социетальной демократии. Согласно этой теории, в современных развитых странах достигнуто согласие по принципиальным вопросам осуществления политической власти и общественного развития. Разногласия по частным вопросам решаются методами компромиссов, консенсуса, чтобы не допустить бесконечные конфликты. Эти компромиссы означают перераспределение общественных богатств и политической власти в пользу наименее обеспеченных слоев, главным образом путем соответствующей налоговой политики. Такое перераспределение осуществляется, прежде всего, сверху, государством.

Концепция социетальной демократии в основном отражает положение лишь в части тех развитых государств, где социал-демократия длительное время стояла у власти или имеет очень сильные позиции.

Третья современная теория - теория плебисцитарной демократии - была разработана на опыте Франции голлистского периода. Сторонники этой теории считают, что переход к такой форме демократии связан, во-первых, с необычайной сложностью проблем, вставших перед государственной властью в эпоху НТР, и, во-вторых, с открытыми этой революцией возможностями для каждой личности принимать участие путем прямых телекоммуникаций в важнейших государственных решениях. В условиях плебисцитарной демократии государство должно управляться профессионалами, во главе которых должен стоять мудрый руководитель, непосредственно обращающийся к народу при решении принципиальных вопросов с помощью референдумов.

В рамках трех главных теорий есть множество других школ: представительной демократии, непосредственной демократии, демократии партий.

С точки зрения конституционного права демократический государственный режим характеризуется следующими чертами:

1) признание политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только правительственным, но и оппозиционным партиям;

2) политический плюрализм и переход политического руководства от одной партии к другой, следовательно, формирование основных высших органов государства путем всеобщих и свободных выборов гражданами;

3)разделение властей, ролевая автономия различных ветвей власти при системе их сдержек и противовесов и обеспечении взаимодействия;

4) обязательное и реальное участие в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа, причем только он имеет право издавать законы; решения принимаются большинством при защите прав меньшинства и прав политической оппозиции;

5) свобода пропаганды любой политической идеологии, если ее последователи действуют в рамках закона.

Авторитарные режимы ищут свое обоснование в различных вариантах концепции героев и толпы. Одним из таких вариантов является теория правящей элиты В. Парето и Г. Моска и развитая затем Р. Михельсом, Р. Милсом и др. Концепции элитаристов нашли продолжение в теориях массового общества и массового государства, исходные начала которых были разработаны М. Вебером, Э. Ледерером, Г. Марселем. Они представляют себе общество страны в виде толпы, в которой отдельный человек подчиняется поведению толпы и действует в соответствии с примитивными эмоциями - патриотизмом, расизмом, ненавистью. Для действий толпы нужен вождь, который направляет ее, хотя она этого и не осознает.

Теории элитаризма в каких-то элементах реализуется во многих государствах, теория массового государства - воплотилась в жизнь при фашистских режимах в Германии, Италии, Испании, Португалии.

1) политические права и свободы граждан признаются в ограниченном объеме, который не обеспечивает возможности самостоятельного участия граждан в определении государственной политики, не предоставляет права некоторым оппозиционным партиям действовать легально;

2) переход политического руководства от одной партии к другой и формирование высших органов государства на основе выборов, но сам выбор партий избирателями ограничен. Выборы депутатов парламента происходят часто на основе этнических и религиозных пристрастий, выборы президентов подчинены харизматическому принципу;

3) признается лишь ограниченный политический плюрализм, разрешаются только некоторые организации, причем только на определенных условиях, государственные решения принимаются большинством правящей партии без учета прав меньшинства, права политической оппозиции нарушены, ее издания подвергаются цензуре, а ее лидеры подвергаются арестам.

4) принцип разделения властей может быть упомянут в конституции, но фактически он отвергается. Акты президента или правительства вторгаются в сферу законодательной власти и нередко имеют большее значение, чем закон. Судебная деятельность во многом находится под контролем исполнительной власти;

5) плюрализм политической идеологии ограничивается;

6) вооруженные силы часто играют политическую роль.

Некоторые признаки претерпевают модификации в специфических условиях тех или иных государств, в результате чего возникают разновидности авторитарных режимов (олигархический, конституционно-авторитарный).

В основе тоталитарного режима лежат разные концепции. Его идеологи используют расистские "теории", массового государства, харизматического лидера и толпы, диктатуре пролетариата, двойной роли армии.

Тоталитарный режим также возможен в условиях различного общественного строя. Он существовал в высокоразвитой капиталистической Германии и социалистических государствах. С точки зрения институтов конституционного права тоталитарный режим характеризуется следующими чертами:

1) политические права и свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима. У граждан нет выбора, они ориентированы на существование единой системы, для которой нет вариантов: не только выступления против нее, но и простая критика рассматриваются законом как уголовное преступление;

2) переход политического руководства от одной партии к другой не может быть осуществлен путем выборов: обычно существует одна легальная партия, а если допускается существование других, то они, как массовые общественные организации, находятся под контролем партии; руководящая роль партии закреплена конституционно;

3) политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признается; принцип демократического централизма, требовал безусловного подчинения меньшинства большинству. Под руководство правящей партии, фюрера, военного совета поставлены все существующие общественные организации, создается единый механизм политического властвования. Иногда, как это было в Гвинее, провозглашается создание целостного, слитного организма "партии-государства", членами единственной партии объявляются все граждане, а органы государства, как это было в Заире становятся органами партии;

4) разделение властей отвергается, в конституциях в том или ином варианте фигурирует принцип единства власти. Представительные органы либо распущены, либо являются единственными законодательными органами. Местное самоуправление также лишено всякого реального значения: на местах правят назначенные представители главы государства и правительства, а если их нет, то реальные полномочия сосредоточены в руках партийных органов;

5) единая обязательная политическая идеология обеспечивается государственным принуждением в явственных или скрытых формах.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности индивида как субъекта политики. Понятие, сущность, этапы и агенты политической социализации. Процесс усвоения индивидом или группой ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу. Взаимодействие государства и индивида.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2010

    Политическая социализация - процесс формирования политического поведения граждан, адаптации человека к политической системе. Возможность устройства справедливого ненасильственного государственного устройства. Политические функции народовластия.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Политическое поведение. Понятие политического поведения и его активностьи. Политическое лидерство как специфический тип политического поведения. Функции политического лидерства и его типология. Политическая социализация, культура, психология, сознание.

    лекция , добавлен 15.11.2008

    Характеристика субъектов политической жизни. Политическое поведение и основания его классификации. Типология и теории политического участия. Сущность, функции и уровни политической социализации. Взаимосвязь персонификации власти и политического режима.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2010

    Характеристика политической культуры как специфического качества социального субъекта: сущность, структура, функции и типология. Описание основных этапов политической социализации личности как процесса усвоения культурных ценностей; ее результаты.

    контрольная работа , добавлен 04.05.2011

    Особенности интерпретации и структуры политической культуры. Функции и особенности ее проявления в сферах сознания и поведения. Типология российской политической культуры Характеристика основных типов, аспектов и этапов политической социализации.

    презентация , добавлен 25.05.2014

    Гражданское общество, его отличительные черты и условия формирования. Политические элементы, их роль в политической системе общества. Объектом политологии является политическая действительность или политическая сфера жизни общества.

    контрольная работа , добавлен 08.03.2005

    Типы и функции политической культуры. Политическая социализация применительно к конкретной личности. Основные политические ценности. Особенности российской политической культуры. Зависимость граждан от государства. Важнейшие виды политической субкультуры.

    реферат , добавлен 14.01.2010

    Сущность и функции политической социализации личности. Взаимосвязь политических потребностей, интересов, политического поведения личности. Особенности воздействия государственной информационной политики Германии и Великобритании на политическое сознание.

    курсовая работа , добавлен 23.07.2016

    Структура и функции политической культуры как совокупности индивидуальных позиций и ориентации участников определенной системы. Факторы, влияющие на формирование политической культуры. Базовые черты политической культуры современного украинского общества.

Становление личности в качестве субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания человека, в процессе его политической социализации.

Кратко можно сказать, что политическая социализация -- это прежде всего вступление, врастание личности в мир политики: формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия, врастание в определенную политическую культуру. Политические представления, ценности, установки не даются с рождением, а именно приобретаются по мере созревания личности.

Другими словами политическая социализация - это процесс усвоения человеком опыта, норм и традиций политической культуры. Это часть общей социализации личности, ее приобщения к социальному опыту, становления членом общества. В процессе политической социализации формируется политическое сознание личности, ее установки, вкусы, предпочтения в сфере политической жизни.

Начинаясь с раннего детства, политическая социализация продолжается всю сознательную жизнь, поскольку раз приобретенные представления, ориентации, установки и навыки не остаются навсегда неизменными; они могут корректироваться, меняться и в зрелом и даже в преклонном возрасте в зависимости от различных факторов, и в первую очередь под воздействием личного общественно-политического опыта.

Особенно сильное влияние на процесс социализации оказывают переломные периоды общественного развития. Некоторые события--войны, экономические кризисы, внутренние революции, достижение политической независимости -- сильно влияют на изменение политических взглядов людей.

Политическая социализация осуществляется двумя основными путями.

Первый -- это передача новым поколениям политического опыта предшествующих поколений, опыта, воплощенного в нормах политической культуры. Такая передача происходит в процессе семейного воспитания, обучения в школе, через средства массовой информации и другие каналы. Второй путь -- это приобретение личностью новых ранее неизвестных политических знаний, усвоение нового, ранее неизвестного политического опыта. В реальной жизни и то и другое направление переплетаются, взаимодополняют друг друга.

В становлении политической социализации можно выделить два этапа. Первый этап - это становление личности, ее формирование в качестве гражданина и получение права участия в выборах. На этом этапе происходит накопление политических знаний, усвоение основных политических ценностей и ориентаций. На втором этапе политическая социализация продолжается уже с подключением опыта собственной политической практики, освоением новых социальных и политических ролей. В дальнейшем для разных индивидов этапное значение могут иметь переломные моменты в динамике общественно-политических изменений, повороты собственной политической судьбы и т.п.

На политическую социализацию личности оказывают влияние разнообразные факторы. В качестве основных среди них можно выделить следующие:

  • § усилия политической системы по политическому просвещению и вовлечению граждан в политическую жизнь; это - социализирующее воздействие образовательных учреждений, влияние официальной пропаганды, пропаганды политических партий и движений, влияние средств массовой информации;
  • § стихийное влияние на политическое сознание и поведение личности социальной и политической практики на макроуровне - международных и внутриполитических реальностей, глобальных проблем современности, экономической и социальной ситуации, отдельных политических событий;
  • § влияние микросреды - семьи, школы, круга формального и неформального общения, отдельных личностей; в молодежной среде существенное значение имеют неформальные группы и молодежная субкультура в целом;
  • § личное участие индивида в общественно-политической жизни, его собственный социальный опыт. В процессе практической политической активности происходит переход полученных знаний в убеждения, их проверка личным опытом.

Институты политической социализации принято подразделять на политические и неполитические. К первым относят государственные и специализированные политические институты, партии, организации и движения. Ко вторым - семью, систему образования, работу, круг неформального общения, церковь, средства массовой информации.

С результатами политической социализации тесно связано политическое участие граждан. Под этим понятием подразумевается участие в политике автономных, частных граждан, не являющихся политическими лидерами или функционерами властных или партийных структур. Политическое участие предполагает преодоление отчуждения личности от власти и политики, ее активное вовлечение в политический процесс. Развитие добровольных, демократических, законных форм политического участия считается важным показателем демократичности политической системы.

Вместе с тем проблема оптимальной меры участия рядовых граждан в политической жизни (особенно в сфере политико-властных решений) по-разному решается в современных концепциях демократии. Сторонники элитарной демократии исходят из того, что управление современным обществом требует высокого профессионализма и компетентности, поэтому необходимо свести к минимуму давление рядовых граждан и их организаций при принятии решений органами власти. Сторонники расширения демократического политического участия рассматривают его как одну из основных ценностей демократического общества, как способ самовыражения и самореализации личности, как средство легитимации политической власти, защиты от бюрократизма и чрезмерного централизма.

Политическая активность граждан различна. В стабильном демократическом обществе она в наибольшей степени проявляется в деятельности политических лидеров, функционеров и активистов политических партий. Основная масса населения проявляет умеренный интерес к политике и ограничивается голосованием на выборах и эпизодическим участием в мероприятиях местных органов. Определенная часть граждан по различным причинам проявляет политическую апатию и, как правило, не участвует в политической жизни.

Резкое повышение политической активности происходит в периоды политической нестабильности. Однако такая активность носит нередко деструктивный характер и может быть признаком общественного кризиса.

Понятие социализации было введено в научный оборот к конце XIX в. американским социологом Ф. Гиддингсом и французским социопсихологом Г. Тардом. Они понимали под ним «процесс развития социальной природы человека и формирования личности под влиянием социальной среды». На рубеже 50-60-х гг. XX в., по аналогии с этим понятием было сформулировано и понятие «политической социализации», под которой понимается процесс восприятия и усвоения индивидами соответствующих политических ценностей, норм и правил поведения в данном обществе и активного воспроизводства ими политических знаний и опыта, осуществляемых в общении и деятельности.

Политическая социализация это процесс усвоения определенных политических знании, ценностей и норм, передачи и приобретения политического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих личности стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор в политике.

Политическая социализация- процесс приобщения и освоения индивидом в течении своей жизни политических знаний, норм и ценностей общества, в рамках которого он существует.

- Продолжается всю жизнь

Может приобретать формы как открытого, так и скрытого влияния на человека (передача опыта) Политическая социализация может принимать форму явной или скрытой передачи опыта. Она явная, если включает непосредственную передачу информации, чувств или ценностей. Пример - изучение общественных дисциплин. Скрытая политическая социализация - это передача неполитических установок, которые влияют на политические отношения, на принятие политических решений или поведения.

- Двусторонний процесс . Связывается с одной стороны с приобретением нового опыта, а с другой- с утратой или отказом от определенных ценностей, норм и представлений, которые были для него основными определенное время.

Процесс политической социализации имеет объектов и субъектов

Субъект политики всегда активно действует, распространяя своё влияние на объект.

Функции процесса социализации: информационная, ценностно-ориентированная, нормативная

Этапы процесса политической социализации ПО ВОЗРАСТНОМУ КОЭФФИЦИЕНТУ – 3 - 16 (18) – 40- 60

1. 3-4 года- семья.

2. Школьные годы- государственная система воспитания (+газеты, журналы, литература)

3. После окончания школы до 25-30 лет. Формальные и неформальные молодежные объединения имеют приоритетное влияние. На тех, кто учится, влияют традиции учебных заведений, студенческие организации, изучение социально- политических дисциплин.

4. Человек, наконец-то, занимает какое-то стабильное место в жизни. Четкий круг занятий, семья, определенная профессия, постоянная работа. Если деловые и профессиональные интересы прямо не связаны с политикой, а условия жизни вполне удовлетворительные, полит.активность индивида падает. Если жизненные условия не устраивают человека, то именно это становится фактором политической активизации. Индивид присоединяется к политическим движениям, политическим партиям.

5. Пожилой возраст. У пенсионеров появляется много свободного времени, которое они часто посвящают политике. Полит.взгляды этого периода скорее консервативные.

Гражданское созревание человека или приобщение его к политике происходит поэтапно. Оно наминается уже в раннем возрасте, когда через семью, ближайшее окружение, СМИ, ребенок приобретает первые сведения о политике. На этапе первичной социализации дети получают начальные представления о правильном или неправильном поведении, поступках. Считается, что ребенок проходит четыре подэтапа первичной социализации: политизация - осознание детьми существования внешней (по отношению к семье) власти; персонализация - понимание детьми политической власти через персонализирующие их фигуры; идеализация - приписывание политическим деятелям исключительно положительных качеств; институциализация - поворот в сознании детей к более безличному, деперсонифицированному представлению о власти.

ЭТАПЫ ПО ХАРАКТЕРНЫМ ЧЕРТАМ

    ПЕРСОНИФИКАЦИЯ - этап, когда процесс социализации связывается с конкретными политическими акторами. Билл Клинтон- Америка, Пиначет- диктатура. Система, режим, идеология представляется только личностью.

    ИДЕАЛИЗАЦИЯ определенные образцы, политические мифы, образы человека- American smile, россияне- матрешки. Действуют на эмоциональном уровне. Главным является эмоциональный фактор восприятия политики.

    ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ процесс, этап, когда оформляется определенная система знаний, целостная мировоззренческая концепция, самостоятельные политические ориентации.

Истины от родителей, моральные принципы с детства.

Социализация- первичная и вторичная

Первичная непосредственно приобретение политических знаний и установок

Ресоциализация (вторичная) - проекция собственных черт характера, детского опыта, своего окружения на политические ценности и ориентации

ТИПЫ и модели политической социализации:

    гегемонистский тип негативное отношение личности ко всему за границами своей политической системы; характеризующийся негативным отношением человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»;

    плюралистский тип - признание человеком равноправия с другими гражданами,их прав и свобод и характеризующий его способность менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам; характеризуется высоким уровнем политической активности масс, мобильностью общественных ценностей, взглядов, провозглашение равноправия всех людей мира.

    Конфликтный тип- формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и потому усматривающей цель собственной политизации и сохранении лояльности к своей группе и ее поддержке; лояльность к собственной группе и нетолерантность по отношению к другим

    Гармонический – характеризуется психологически нормальными отношениями человека с институтами власти, которые порождают его рациональное и уважительное отношение к правопорядку, государству, своим гражданским обязанностям;компромисс между властью и человеком, где первая защищает интересы человека во всех сферах, а вторая признает и выполняет гражданские обязанности.

Под политической социализацией следует понимать всю совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Это понятие шире, чем политическое воспитание или просвещение, так как включает не только целенаправленное воздействие на личность господствующей идеологии и политической линии, не только стихийное влияние, но и собственную политическую активность субъекта.

В результате процесса политической социализации индивидуум приобщается к политической культуре, формирует свою политическую ориентацию и позицию. Изменения в модели политической культуры такая осуществляются посредством политической социализации.

Политическая социализация имеет место в любой стране и при любых формах правления, поскольку правящие круги стремятся популяризировать среди граждан благоприятные для руководства нормы политического поведения и участия в политике.

Процесс политической социализации нацелен на решение следующих основных задач: передачу новым членам общества основных элементов его политической культуры и сознания; создание благоприятных условий для накопления членами сообщества необходимого политического опыта, для политической деятельности и творчества всех желающих; преобразование соответствующих элементов политической культуры как необходимое условие изменений.

Особый интерес к содержанию и возможным последствиям процесса политической социализации обусловлен двумя новыми явлениями. Во-первых, процесс социализации стал более заметным и определенным за счет расширения системы школьного образования во всем мире. Технологическая революция, открывая возможность создания современной системы школьного образования, одновременно сделала функционально необходимым относительное выравнивание опыта социализации, которой подвергаются дети самых различных слоев населения. В силу этого политические лидеры имеют возможность передачи политических ценностей широким слоям молодежи с помощью определенного числа каналов, которыми можно манипулировать. Во-вторых, это служит распространению «духа участия» в общественной жизни среди членов всех современных политических систем. Независимо от реального распределения фактической власти, лидеры вынуждены теоретически обосновывать свое право на руководство поддержкой со стороны тех, кто оказывается в зависимости от принимаемых ими решений. Символически, распространение «духа участия» знаменует собой изменение статуса индивидуума, лишенного официальных должностей: из «субъекта» он превращается в «гражданина».

Процесс политической социализации протекает непрерывно на пройтяжении всей жизни индивидуума. По мере накопления социально-политического опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение соответствующих позиций и деятельности индивидуума.

Процесс политической социализации имеет исторический характер, который определяется спецификой цивилизационного развития, расстановкой социальных и политических сил, особенностями политической системы, а также своеобразием восприятия всех этих факторов каждым индивидуумом. Политическая социализация имеет определенную классовую, политическую, моральную, эстетическую и этическую направленность, ставит своей задачей формирование «избирателя» с определенной политической культурой и направленностью.

Содержание и особенности политической социализации зависят от многих факторов, вих числе влияние макросреды (характера эпохи, международных отношений, государства, нации, класса, других социальных групп, политической культуры общества); микросреды (институциональных и неформальных общностей, школы, семьи, отдельных личностей); внутренних генетически заданных факторов; самовоспитания.

Процесс политической социализации осуществляется благодаря различным посредникам: учреждениям (семье, школе, институту, предприятию), группам общения (родственникам, знакомым, группам по интересам), средствам массовой информации (печати, радио, телевидению, компьютерным информационным системам).

Целесообразно выделять политические факторы социализации: характер и тип государственного устройства, политические институты, партии и движения, а также неполитические: семья, группы сверстников, учебные заведения, работа, культура, наука, искусство, национальные традиции, средства массовой информации (в целом, как инструмент коммуникации). В реальной жизни политические и неполитические факторы переплетены, оказывают сложное, многостороннее и многофакторное воздействие на человека.

Рассматривая процессы политической социализации, необходимо обращать внимание на возраст и индивидуальные особенности каждого человека, на окружающую его социальную среду, на политику, проводимую государственными учреждениями, на деятельность общественно-политических партий и организаций, а также на уровень и особенности политической культуры.

Процесс и учреждения политической социализации

Итак, с самого раннего возраста человек испытывает воздействие процесса социализации, который тем эффективнее, чем свободнее его поле деятельности. Ребенок открывает для себя роль власти; в семье и школе - это отец, мать, учитель; он на опыте узнает о конфликтах и способах их разрешения; он учится повиноваться или восставать; он пытается приобщиться к нормам функционирования той группы, которой принадлежит или отходит от нее. Этот своеобразный «дополитический» опыт пополняется возрастающей информацией об истории его страны, о политических деятелях, об активных периодах политической жизни. Наблюдения показывают, что политическая социализация может пойти различными путями, в зависимости от социокультурной среды (системы), принадлежности к тому или иному поколению, классовой принадлежности и даже анкетных данных индивидуума. Под воздействием настроений и взглядов, преобладающих в семье, политические предпочтения, нормы, ценности «закладываются» часто на всю жизнь, отличаются стойкостью.

Значительная часть политического воспитания и обучения детей протекает в школе, период прохождения в которой составляет вторичный этап политической социализации. За это время происходит изучение и усвоение учащимися в той или иной мере основных общепринятых политических ценностей и взглядов, получение ими начального опыта социальной практики, особенно через участие в деятельности молодежных организаций.

Очередной этап политической социализации приходятся на возраст от 16 до 30 лет. Вступая в этот период своего развития, молодые люди получают право участвовать в выборах и быть избранными в различные представительные органы, что влияет на их отношение к политике. Они также получают более глубокие познания в области политики благодаря учебе в институте, последующей профессиональной деятельности и т.д.

Политическая социализация продолжается и в зрелом возрасте. На их политическое поведение, кроме общих факторов, в значительной степени влияют жизненный опыт, наличие детей, устоявшиеся политические ориентации. Они могут глубоко понимать изменчивые и противоречивые общественные события, вносить необходимые корректировки в свои политические взгляды и поведение.

Социализирующие факторы воздействуют и на людей пенсионного возраста. Некоторые из них начинают живее, чем прежде, интересоваться политическими событиями. Многие пенсионеры получают определенное удовлетворение от возможности хотя бы минимального участия в общественной жизни, передачи своего политического, жизненного опыта молодежи.

В процессе политической социализации возрастает роль средств массовой информации. Современные СМИ способны воздействовать на максимальное число людей в короткий промежуток времени. В известном смысле СМИ - кратчайший путь политической социализации.

В политической социализации важны все составляющие, все посредники. В то же время в различных странах эти посредники могут различаться по степени воздействия на данный процесс. Так, повсеместно наблюдается тенденция к повышению роли телевидения и компьютерных технологий в политической социализации; в ряде стран уменьшается число лиц, состоящих в партиях; в некоторых государствах из-за возросших цен газеты становятся недоступными для определенных слоев населения.

      Политическое поведение и деятельность человека в политике

Ежи Вятр (польский политолог) : «Разные люди идут своими путями, формируют свой имидж».

    Активисты – хорошо проинформированные люди, которые стремятся к власти и активно действуют для этого

    Компетентные наблюдатели- интересуются политикой, понимают ход политических процессов, но занимаются другими делами (писатели, ученые)

    Компетентные критики – отличаются исключительно негативным отношением к политическим процессам

    Пассивные граждане- иногда участвуют в политических процессах, относятся к политике нейтрально или негативно.

    Отчужденные аполитичные люди- принципиально не интересуются политикой и не участвуют в политических процессах.

Абсентеизм - избегание политического участия, политическая апатия.

Политическое поведение - совокупность реакций на деятельность политической системы.

Политическое участие не равно политической деятельности

Политическое участие- политическая активность. Характеризует формы деятельности личности независимо от их мотиваций и условий осуществления, политическое участие - конкретное влияние граждан на функционирование полит.системы, на формирование определенных политических институтов и процесс принятия политических решений.

Политические действия = политическому поведению, только если они теологичны, целенаправлены, осознаны и специально реализованы в политическом пространстве.

Каждый актор имеет свою определенную политическую роль, которая обусловлена принуждением или интересом.

По характеру политическое участие может быть автономным и мобилизационным.

Автономное- свободная деятельность индивидов для достижения собственных или групповых интересов.

Мобилизационная - всегда принужденная, осуществляется под давлением определенных полит.сил и стимулов.

Антонимом политической деятельности является политическая иммобильность (исключение из действия)

Из-за низкого уровня собственного развития

Как результат организованности политической системы (отчуждение)

Политическая апатия как неприятие политической системы, политический бойкот.

Условия политического участия:

    Макропричины- способность государства к принуждению, профессия, иногда возраст

    Микропричины- ощущение угрозы своему обществу, рациональность, угроза утраты социального статуса, желание жизненного успеха и всеобщего признания, осознание гражданских обязанностей, реализация собственных прав, собственные мотивации (уровень интеллекта, религиозная принадлежность, психологический тип субъекта)

Мотивы политической деятельности: корыстный, бескорыстный, компенсаторный

Типы политического участия .

    Делегирование полномочий – процесс распределения электората на определенные группы интересов

    Активистская деятельность, направленная на поддержку определенных полит.партий и их кандидатов на выборах

    Участие в деятельности полит.партий

    Политический протест- появляется там, где действия государства «неэффективны» и есть «материал»- недовольные общественным положением группы населения, оппозиция государственной власти, террористические объединения, угроза толпы.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОТЕСТ-

Конвенсиональный (санкционированный)

Демонстрации, митинги, забастовки, если легализированны

Неконвенсиональный (несанкционированный)

    Теневая власть (криптократия)

    Политический терроризм- оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных индивидов, целью которых является систематическое (или единичное) использование насилия (или угрозы) для устрашения правительств и населения.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ АКТОРЫ, которые были занесены в книгу рекордов Гинесса:

Яйе Джамме Самый молодой президент мира. В возрасте 31 года Был избран президентом Гамбии в сентябре 1996.

Педро Ласкурайн Президент Мексики – 1 час. 18 февраля 1913 назанчил преемника и пошел в отставку

Беназир Бхутто премьер-министр Пакистана, которая была избрана 98,48% голосов

Джордж Буш-старший Самая дорогая инагурация 30 млн.$

Валдус Адамкус Президент Литвы 1998, который прожил в своей стране до избрания меньше года (Илинойс, Чикаго)

Борис Ельцин Президент, который чаще всех лежал в больнице с 1991 по май 1999 официально 13 раз.

Набор задач для проверки достижения конкретных целей обучения

Введение

Разумеется, человек не рождается политиком, как не рождается он ни личностью, ни, тем более, гражданином. И гражданином, и личностью его признают государство или общество, воспитав у него соответствующие качества. Для гражданина это законопослушность и лояльность к государству, его политической системе и господствующей политической культуре. Для личности это соответствие тем требованиям, ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем социальным окружением, включая цели и ценности группы, умение верно исполнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам и не нарываться на санкции за их отклонение.

В понимании политической социализации принято отталкиваться от общего понятия "социализация" личности, используемого в социологии и социальной психологии. Социализация, в широком смысле, означает включение индивида в общество через оснащение его опытом предыдущих поколений, закрепленных в культуре, его превращение в личность через усвоение принятой системы социальных ролей.

Политическая социализация личности: понятие и сущность.

Индивид - любой человек по праву рождения, как представитель биологического вида Homo sapiens. Индивидуальность - это индивид, показавший свою особенность, чем-то (не важно, чем) выделившийся из строя биологически равных индивидов. Наконец, личность - это индивидуальность, поставившая себя на службу определенной социальной среде, включая ее политическую культуру, и как бы награжденная этим званием. Говоря философским языком, сущность человека есть богатство всех общественных отношений. Понятие "личность" отражает стремление к этой сущности. Чем больше социальности (все тех же ценностей, норм, образцов поведения) "впитает" в себя человек, тем для большего числа людей станет личностью. Чем более политизированной будет эта социальность, тем больше он станет политической личностью.

Соответственно, политическая социализация - это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на ее основе государства, закрепленном в политической культуре. То есть, это такой процесс взаимодействия индивида и политической системы, целью которого является адаптация индивида к данной системе, превращение его в личность гражданина.

Личность - одновременно и субъект и объект политики. Но одни люди в большей степени проявляют политическую активность, другие - в меньшей, а третьи вообще стараются "убежать" от политики. Одни стремятся к утверждению существующего политического строя и проявляют конструктивное политическое поведение, другие, напротив, предпринимают меры, направленные на его ниспровержение и демонстрируют деструктивную позицию.

Есть и такие, кто легко приспосабливается к любому политическому режиму и всякой власти. Такое разнообразие видов политического поведения во многом обусловлено характером политической социализации личности.

Политическую социализацию личности можно определить и как процесс, активного воспроизводства личностью политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений. Можно сказать и по-другому: политическая социализация личности - это процесс, в ходе которого у личности в несколько этапов формируются определенная картина политического мира, опыт политической деятельности и политического общения.

Политическая социализация имеет две основные функции:

обеспечение достаточно эффективного в рамках данной социальной системы политического взаимодействия с различными политическими организациями;

2) сохранение динамического равновесия политической системы, а вместе с тем и самого общества благодаря усвоению новыми членами принятых в нем норм и ценностных образцов политического поведения.

Стержнем политической социализации является обогащение личности политическим опытом предыдущих поколений, который выражен в политической культуре. Политическая культура - это совокупность общепринятых ценностных ориентации, убеждений и норм политической жизни общества. По мере ее усвоения человек все больше адаптируется к существующей политической системе, становится в состоянии активно влиять на нее, т.е. все в большей степени делается субъектом политической жизни.

Таким образом, политическая социализация личности - это всегда двусторонний процесс, в котором личность, с одной стороны, испытывает на себе воздействие различного рода политических субъектов, а с другой стороны, по мере социализации сама становится в состоянии влиять на политическую жизнь общества.

Процесс политической социализации включает в себя различные уровни, механизмы и факторы. Самый широкий - международный уровень, охватывающий международные сообщества и организации. Здесь на личность воздействуют принятые в международном сообществе ценности, нормы и факторы: недопущение распространения ядерного оружия, угрозы международных конфликтов, предотвращение глобальных катастроф, международных финансовых кризисов и т.д.

Социальный уровень политической социализации охватывает общество в целом и большие социальные группы: классы, профессии, национально-этнические общности и др. На этом уровне на личность воздействуют такие факторы, как государство, правительство, политические партии, социально-экономические кризисы, безработица, уровень преступности в стране и др.

Самый низкий - личностный уровень политической социализации, на котором личность испытывает воздействие со стороны людей, составляющих непосредственный круг ее общения и оказывающих прямое влияние на ее политическую психологию, ценности и установки. Среди механизмов политической социализации здесь можно выделить подражание, внушение, заражение, которые помогают человеку адаптироваться к политическим условиям и сформировать политическую идентификацию.

Агенты политической социализации личности. Агенты, или факторы, политической социализации личности играют важнейшую роль в ее развитии. Они могут быть разных видов, качества и широты воздействия на личность.

К непосредственным агентам политической социализации относятся политические институты и организации (государство, политические партии, движения), политические элиты и лидеры, группы интересов. Вся совокупность этих факторов образует систему, которая с помощью политических механизмов стремится контролировать и направлять политическое поведение личности.

Агенты политической социализации выступают также способами и средствами выражения политической активности личности, ее политического самоутверждения. На разных этапах развития личности и в разных странах на первый план выдвигаются различные агенты в зависимости от конкретных обстоятельств политической жизни, особенностей политического строя общества и т.д.

К числу агентов политической социализации относятся не только собственно политические, но и неполитические: семья, группы сверстников, церковь, система образования, профессиональные организации, культурные и спортивные объединения и т.д. Известно, например, какую большую роль могут сыграть группы популярных артистов или спортсменов при агитации за или против того или иного политического лидера на выборах.

К агентам политической социализации личности относятся и СМИ, которые оказывают на формирование личности сильнейшее влияние. Не случайно их называют четвертой властью. Поэтому в обществе идет постоянная борьба за владение СМИ и возможность их использовать в целях политической социализации.

Важную роль в политической социализации личности играют и такие неполитические факторы, как социально-экономические условия и образ жизни человека, национальные традиции и даже отдельные важные для жизни индивида общественные факторы. Речь, в частности, идет о таких событиях, как невыплата заработной платы, безработица, обман населения со стороны государства или отдельных политических лидеров и т.д. В определенных общественных ситуациях неполитические факторы могут оказывать на политическую социализацию личности более существенное влияние, нежели собственно политические агенты. Особенно это касается современного открытого и взаимосвязанного общества, где все политические и неполитические факторы тесно переплетены.

Политическая социализация имеет исторический характер. Конкретно-историческое содержание общественной жизни вынуждает каждое новое поколение по-своему адаптироваться к политической ситуации и реагировать на нее. В стабильном обществе этот процесс достаточно плавный и безболезненный, а в обществе, где происходит резкая смена политических норм и ценностей, политических отношений и форм политической деятельности, часто возникает кризис системы политической социализации, политическая аномалия, отчуждение личности от политики. Этот кризис проявляется прежде всего в том, что утрачиваются или не воспринимаются старые политические идеалы или разрушаются старые механизмы их трансляции, что особенно наглядно обнаруживается при смене одного типа общества другим.

Политическая культура выступает важным фактором социализации личности, ибо социализация – это процесс, с помощью которого политическая культура передается, а также приобретается и изменяется. Под политической социализацией понимается также совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Иными словами, под социализацией понимается процесс обучения человека нормам, отношениям и поведению, предпочтительным для существующей политической системы.

Политическая социализация может быть представлена и как способ регулирования и воспроизводства политических отношений. В процессе социализирующих действий через ее агентов задаются и легитимируются определенные образцы политического поведения и политической активности, политической культуры и политического сознания. Короче говоря, политическая социализация – это вступление личности в политику: формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия, врастание в определенную политическую культуру.

Почему в демократическом обществе политической социализации придается большое значение? Это связано, прежде всего, с тем, что при нормальном процессе политической социализации в обществе обеспечивается преемственность в передаче от поколения к поколению политических установок и ценностных ориентаций. Американские политологи называют этот процесс "культурной трансмиссией". Далее, при нормальном процессе политической социализации осуществляется подготовка к реализации прав и обязанностей гражданина, к плавному вхождению человека в общественно-политическую жизнь. Как уже отмечалось, благодаря политической социализации, в конечном счете, ставится цель обеспечить политическую стабильность, равновесие и устойчивость политической системы.

Наконец, что касается роли социализации в регулировании и воспроизводстве политических отношений, то последнее действительно формируется под воздействием социализирующих факторов, прежде всего культуры. Однако выделение элемента культуры в социализации есть лишь одна сторона этого процесса. Другая сторона состоит в том, что в ходе социализации индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают образцы политического поведения и политической активности. Они учатся сохранять и трансформировать унаследованный опыт, преобразуя тем самым себя и окружающий мир.

Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что социализация человека в сфере политики представляет двусторонний процесс. С одной стороны, она включает передачу индивиду существующих норм, ценностей, традиций, знаний, образцов политического поведения и ролей, с другой – преобразование их в свои собственные ценностные ориентации и установки. В итоге формируется социально-политическая зрелость индивида и способность участвовать в политических процессах.

Таким образом, в результате политической социализации индивидуум приобщается к политической культуре, формирует свою политическую ориентацию, усваивает правила и нормы политического поведения. Они становятся для него той самой опорой, которая формирует стиль его политической деятельности. В этом смысле социализация выступает как процесс политического формирования и политического воспитания человека.

Подытоживая все сказанное, политическую социализацию можно определить как процесс вовлечения личности в политику и функционирования в ней. В этом процессе человек обретает познания, представления, связанные с существующей политической системой, вырабатывает свое отношение к ней. Различные формы политической ориентации вплетаются в сознание индивидуума и его эмоциональную сферу по мере того, как он приобретает опыт из области политики и государственной деятельности. Такая ориентация может складываться постепенно, под воздействием сознательных усилий других членов политического сообщества или же незаметно, под влиянием различных событий в жизни индивида.

Социализация как процесс может осуществляться напрямую посредством участия в политических акциях, мероприятиях, кампаниях и косвенно, например, невольное подражание детей родителям в политических предпочтениях. Как уже отмечалось, в социализации индивид не является полностью пассивным объектом, но он и не единственно действующий субъект. Индивиды и социализируют себя, и социализируются извне.

Каждому историческому типу политической социализации соответствует определенный идеал "политического человека", степень вовлеченности его в политику, степень активности, развитости политического сознания, идентификации с политическими партиями, группами, организациями и т.д. Этот идеал отражается в теоретических концепциях политологов и в практике вовлечения людей в политическую жизнь.

Итак, социализация ставит перед собой две главные задачи. Первая – привить людям устойчивые образцы поведения, что способствует укреплению власти, порядка в обществе, его интеграции и предотвращению отклонений от признанных обществом норм и образцов. В таком понимании политическая социализация предполагает жесткую зависимость индивидов от социальных стандартов. В свою очередь, это несет в себе потенциальную угрозу самостоятельному развитию личности, ведет к подчинению ее власть имущим. Это характерно для тоталитарных и авторитарных обществ.

Однако социализация предполагает и другую установку, которая также вытекает из объективной потребности общества в объединении политических субъектов, но уже на основе согласования и единства их политических интересов и целей. Это характерно для развития демократических политических систем.

Американские политологи различают социализацию горизонтальную и вертикальную. Под вертикальной политической социализацией они подразумевают передачу политико-культурных ценностей от старшего поколения к младшему, от дедов к отцам и сыновьям. Горизонтальная социализация осуществляется в пределах одного поколения – братьев, сестер, одноклассников, среди равных, среди друзей. Иными словами, представители одного поколения тоже влияют друг на друга.

Люди, живущие в обществе, должны уметь приспособиться к политическим, культурным и социальным институтам, которые они унаследовали (по вертикали), а также уметь приспособиться друг к другу в настоящее время (по горизонтали). Говорят, человек "хорошо подготовлен" к жизни, если он приспосабливается ко всеобщей модели гармонично, и "плохо подготовлен", если он отклоняется от определенных стандартов.

Все это говорит о том, что если политическая система хочет сохранить себя, существующее поколение должно повториться в младшем поколении. Это вертикальная стабилизация устойчивости политической системы. В стабильном обществе у членов правящей верхушки существует сходство взглядов. Функция социализации – движение к гармонии взглядов и поведения данного поколения.

Существуют два уровня политической социализации. Первичный – уровень ближайшего окружения, в первую очередь семья, круг знакомых и т.д. И вторичный уровень политической социализации, на котором человек включается в систему политических отношений, – это его взаимодействие с себе подобными в рамках государственных структур и различных негосударственных организаций.

Принято считать, что политическая социализация осуществляется на трех уровнях личности: биологическом, психологическом и социальном. Биологический уровень личности оказывает немаловажное воздействие на сознание человека и его политическое поведение. Среди элементов этого уровня следует выделить наследственность, темперамент, пол, возраст, состояние здоровья и т.д. Например, свойства нервной системы, темперамент придают индивидуальное своеобразие политическому поведению не только отдельной личности, но и масс в целом.

Такие элементы, как эмоции, воля, память, способности, мышление, характер составляют психологический уровень в структуре личности и оказывают влияние на политического сознание и поведение человека. Скажем, без воли как наиболее осознанного психологического элемента невозможно личности добиться целей в любой сфере деятельности. В политике же воля – это не просто упорство в достижении поставленных целей, но и способность встать над личными пристрастиями, симпатиями и антипатиями, а также групповыми интересами.

Социальный уровень социализации человека характеризуется мировоззрением, его интересами, целями, ценностными установками и ориентациями. Они усваиваются индивидом в процессе воспитания и непосредственно определяют его политическое поведение.

Общеизвестно, что социализация сопутствует человеку всю сознательную жизнь. Приобретенные политические представления и установки не остаются неизменными, они видоизменяются и корректируются под воздействием личного политического опыта.

Нынешний переломный период в развитии нашей республики оказывает на политическую социализацию весьма противоречивое воздействие. С одной стороны, в целях стабильности общество нуждается в усилении интеграционных связей, в том числе между поколениями, с другой – рушатся многочисленные стереотипы и догмы прошлого, происходит отрицание норм тоталитарно-авторитарной политической культуры.

Через какие стадии происходит процесс политической социализации? Некоторые политологи выделяют четыре этапа: дошкольный, школьный, трудовой и посттрудовой периоды, другие – три: начальный этап, этап зрелости и пенсионный.

На начальном этапе, в детском возрасте, происходит первое знакомство с такими понятиями, как власти, закон, государство, права и обязанности и др. Естественно, что это знакомство происходит в кругу семьи, в школе, в соответствующих возрастных группах. Своеобразие данного этапа состоит в том, что образное восприятие политической действительности преобладает над рациональным, поскольку воспитание детей обращено преимущественно к чувствам. Американские политологи Истон и Деннис выделяют на этом этапе четыре периода в социализации детей:
1) политизация , то есть восприимчивость к политике; 2) персонализация , когда какие-нибудь авторитетные фигуры служат как бы точкой соприкосновения ребенка и системы; 3) идеализация политических властей: ребенок воспринимает их как идеально доброжелательные (или злонамеренные) и учатся их любить (или ненавидеть); 4) институциализация : ребенок переходит от персонализированного представления к институционному, обезличенному представлению о политической системе (Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. 1. Пер. с французского. – М., 1992. – С. 160).

Следующий этап – это период сложившихся политических представлений и предпочтений индивида. Это также наиболее деятельностный этап. Человек стремится выразить, реализовать себя в различных видах деятельности, в том числе и политической. В этот период еще возможна корректировка взглядов и убеждений личности под влиянием среды или изменившихся условия жизни.

Третья стадия связана чаще всего с отходом индивида от активной политической и иной деятельности, с мировоззренческой косностью и негибкостью мышления. На этом этапе процесс политической социализации замедляется, усиливается критическое отношение к политическим новациям и реформам.

Каковы же основные средства политической социализации личности? В рамках любой политической системы действуют специальные институты, целью которых является формирование определенного типа личности, в том числе политическая социализация. Одним из таких институтов является, прежде всего, семья. Семья – это первое для ребенка окно во внешний мир, первый контакт с политикой и властью. В западной политологии семья называется "ключевым агентом", через который политическая культура передается от одного поколения к другому (Dawson R.E., Prewitt K. Political Socialization. – Boston, 1969. – Р. 107). В силу своей интимности, доверительности социализирующая роль семьи огромна. Благодаря этому она способна "перекрыть" все другие виды социализирующего воздействия на личность. Вместе с тем необходимо отметить некоторую консервативность семейного влияния в деле социализации. Семья может передавать политические установки, которые уже не соответствуют изменившимся условиям, мешают пластичности в политических ориентациях.

Другим важным средством политической социализации является школа и иные учебные заведения. Они оказывают влияние на процесс социализации через обучение, воспитание и неформальные связи, которые там устанавливаются. Своеобразие этого "агента" социализации состоит в том, что учебные заведения могут осуществлять политическое воспитание целенаправленно через учебные программы и соответствующий подбор педагогов. Короче говоря, в процессе образования проще всего осуществляется целенаправленная передача накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей, и создается возможность свободного отбора индивидами сообщаемой информации.

Значительное влияние на политическую социализацию молодежи оказывают сверстники, или "родственные группы", как их называют на Западе. К ним относятся школьные друзья, коллеги, приятельские "кланы" и т.д. Сила социализирующего влияния этих групп вытекает из тех же факторов, которые определяют социализирующее влияние семьи, а именно: тесные контакты и доверительные отношения.

В качестве важного средства политической социализации выступают партии и политические организации, которые ведут значительную пропагандистскую работу и тем самым способствуют политическому образованию граждан.

Наконец, эффективным "агентом" политической социализации являются средства массовой информации. Во всех технологически развитых странах они играют большую непосредственную, а еще больше – косвенную роль в формировании политических взглядов и умонастроений людей. Они же чаще всего используются властью в качестве средств манипуляций политическим сознанием и поведением граждан. Отличительной особенностью данного средства политической социализации является то, что СМИ способны воздействовать на огромное количество людей в максимально короткий промежуток времени (см.: Шаран П. Сравнительная политология. Пер. с англ. Ч. 2. – М., 1992. –
С. 173).

Могут быть и другие средства политической социализации. При этом важно иметь в виду: если воздействия от различных средств социализации совпадают, то процесс социализации развивается гармонично. В обществе наблюдается политическая стабильность. И наоборот, если граждане воспринимают противоречивую информацию и сомнительные установки, исходящие от разных "агентов" политической социализации, в таком случае могут возникать политические волнения, конфликты и кризисы.

Таким образом, политическая культура и политическая социализация неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга. С одной стороны, политическая культура выступает важным фактором социализации человека, с другой – социализация является необходимым средством повышения политической культуры как отдельных граждан, так и всего общества в целом.

Контрольные вопросы и задания по лекции №11:

1. Раскройте понятие "политическая культура".

2. Какова структура политической культуры?

3. Перечислите основные функции политической культуры.

4. Опишите известные вам типы политической культуры.

5. Что такое "политическая социализация" и каковы особенности ее протекания?

6. Опишите стадии политической социализации и факторы, влияющие на данный процесс.

7. На основании каких показателей вы бы оценивали политическую культуру, имеющую место в Республике Беларусь?

Литература


Похожая информация.