Положения о мерах к охранению государственной безопасности. Издание «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Образование русско-французского союза

Их военное оборудование и стратегия «устарели», бомбы и ракеты их военно-воздушных сил «скорее тупы, чем умны», а их российский флот «скорее ржавый, чем боеспособный». В течение нескольких десятилетий именно таким было преобладающее мнение западных военных лидеров об их российских коллегах. Но то, что они увидели в Сирии и на Украине, стало для них шоком.

В Сирии военные самолеты России делали больше вылетов в день, чем коалиция во главе с США производила за месяц. Российский военно-морской флот запустил ракеты из Каспийского моря на расстояние более 1,5 тысячи километров и обеспечивал безопасность путей снабжения, ведущих в Сирию. Система противовоздушной обороны, развернутая русскими в Сирии и на востоке Украины сделали возможные удары Запада против режима Асада и украинских сепаратистов крайне опасными.

Командующий армией США в Европе Бен Ходжес (Ben Hodges) недавно заявил, что успехи России в развитии средств радиоэлектронной борьбы в Сирии и на Украине — то есть в той области, где русские, по всеобщему мнению, всегда серьезно отставали — «баснословны».

Контекст

Российская армия берет вес не по силам?

The National Interest 27.01.2016

Армия России: не верьте пиар–шумихе

The Week 06.01.2016

Россия испытывает новые игрушки

Foreign Policy 11.12.2015

Российская армия современнее, чем вы думаете

Popular Mechanics 28.11.2015 Командующий ВВС США в Европе и Африке генерал Фрэнк Горенк (Frank Gorenc) сообщил, что сейчас Москва развертывает зенитные комплексы в Крыму, который Кремль аннексировал в прошлом году, и в Калининграде — анклаве, расположенном между Литвой и Польшей. По его словам, в результате самолетам НАТО будет крайне сложно безопасно добираться до некоторых участков, в том числе до ряда районов Польши.

За Россией с тревогой наблюдают не только члены НАТО. Израиль тоже следит за наращиванием военного потенциала России у его северной границы в Сирии и задается вопросом, к чему все это приведет. Израиль подозревает, что это высокотехнологичное оружие, которое уже находится на территории Ближнего Востока, в конечном итоге попадет в Иран, который считается экзистенциальной угрозой для Израиля, или в руки других арабских государств, таким образом сведя на нет все преимущества Израиля над своими соседями в воздухе.

Именно эта военная мощь лежит в основе стратегических триумфов президента Владимира Путина. Вмешательство Москвы в сирийский конфликт изменило его ход, и то, что происходит в Сирии сейчас, во многом зависит от его воли. Украинский конфликт стал «полузамороженным» — на его условиях. Россия заключила альянс с курдами, не обратив внимания на возмущение Турции. Что еще важнее, русские сейчас возвращаются в Египет — в масштабах, не виданных за последние 44 года, с тех пор как президент Анвар Садат выгнал их оттуда.

В интервью The Independent один из ведущих аналитиков израильской военной разведки сказал на прошлой неделе: «Любой, кто захочет сделать что-то в этом регионе, должен обратиться к Москве».

Путин получает удовольствие, указывая на значимость того, что Запад наконец осознал, что оружие, «первое, действительно есть… и оно действительно высокого качества. Третье, что есть люди, хорошо обученные, подготовленные, которые могут его системно применять. И четвертое — у России есть воля его применить, если это соответствует национальным интересам государства и российского народа».

В Сирии ВВС России ежедневно наносят столько ударов (до 96), сколько коалиция во главе с США наносила в месяц. И, по словам западных военных стратегов, это сильно отличается от того, как быстро альянс НАТО ощутил на себе бремя бомбовых кампаний в Ливии и Косово.

Одна из причин такого ограниченного числа боевых вылетов заключается в том, что суннитские государства, входящие в эту коалицию, не проводят практически никаких операций, сосредоточившись на поддерживаемых Ираном хуситах в Йемене. А большая часть военных операций Турции направлены против курдов, а вовсе не против ИГИЛ.

По словам чиновников западных военных ведомств, русские наносят удары и по другим повстанческим группировкам под предлогом атак против ИГИЛ, и они менее разборчивы в выборе целей, поскольку они обращают гораздо меньше внимания на свидетельства гибели мирных граждан, а также из-за нехватки высокоточного оружия.

Но Россия никогда не обещала, что она будет атаковать исключительно ИГИЛ. Более того, она заявила, что будет бороться со «всеми террористами». А в список «террористов» — что весьма удобно для г-на Путина и президента Башара аль-Асада — попали повстанческие группировки более умеренного толка. Опыт чеченских войн показывает, что Кремль в гораздо большей степени готов отмахнуться от «сопутствующего ущерба», чем Запад. Стоит отметить, что на начальном этапе сирийской миссии Москвы российские военные применяли недостаточное количество управляемых авиабомб и ракет: заявления Москвы о том, что она применяла высокоточное оружие, не выдерживают никакой критики.

Среди самолетов, ракет и бомб, которые использовались вначале, были как старые, оставшиеся еще с советских времен, так и относительно новые. В Латакии сейчас находятся 34 самолета с крылом неизменяемой геометрии: 12 бомбардировщиков Су-25 и четыре Су-30СМ, 12 стареющих Су-24М2 и шесть Су-34. Там также находятся вертолеты и неуточненное количество беспилотников.

Однако сейчас все больше старых самолетов заменяются на передовые бомбардировщики Су-34. Одна из причин заключается в том, что такие самолеты, как Су-25 - ветеран войн в Чечне и Грузии — уязвимы перед переносными зенитно-ракетными комплексами, которые, как подозревает Москва, Турция и Саудовская Аравия поставляет суннитским повстанцам.


© РИА Новости, Дмитрий Виноградов

Развертывание передовых систем противовоздушной обороны стало набирать обороты с момента крушения российского бомбардировщика, сбитого турецкими ВВС. Система С-400 «Триумф» вызывает сильное беспокойство у Израиля, который боится, что она может оказаться «не в тех руках». Эта система состоит из радара, который осуществляет непрерывный мониторинг неба, и батареи ракет, которые способны поражать цели на расстоянии в 400 километров. Одна такая система находится на российской военной базе в Латакии, и в зону ее прикрытия попадает примерно половина воздушного пространства Израиля.

Размещение в Сирии и на Украине российских средств радиоэлектронной борьбы, таких как «Красуха-4», которая может воздействовать помеховым излучением на «Авакс» и спутниковые радары, стало еще одним отрезвляющим открытием для НАТО. Заместитель начальника Киберкомандования армии США Рональд Понтиус (Ronald Pontius) заявил: «Нельзя не прийти к выводу, что скорость нашего прогресса уступает скорости роста угрозы».

Пожаловавшись на увеличение военного потенциала России и выразив беспокойство по поводу возможностей НАТО, генерал Горенк признал, что Россия не нарушает никакие международные соглашения и «имеет полное право» развертывать эти системы. По его словам, в Сирии русские используют «крылатые ракеты, используют бомбардировщики. Очевидно, что они стремятся продемонстрировать имеющиеся в их распоряжении средства, чтобы повлиять не только на события в этом регионе, но и на ситуацию во всем мире».

В этом и заключается их цель. Сейчас Западу необходимо решить, стоит ли реагировать на это инициированием новой главы конфронтации с Москвой или же продолжать приспосабливаться к ее растущим амбициям.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

УТВЕРЖДЕНО

Советом адвокатской палаты г. Москвы

Протокол № 3 от 13. 02.2003 г.

с изм. от 17.10.2013г. (протокол № 13)

ПОЛОЖЕНИЕ

о мерах, основаниях и порядке поощрения

Адвокатской палатой г. Москвы

1. В соответствии с решением учредительной конференции адвокатов г. Москвы от 25 ноября 2002 г. мерами поощрения адвокатов Адвокатской палаты г. Москвы (далее - АП г. Москвы) являются:

Благодарность;

Денежная премия;

Ценный подарок;

Почетная грамота;

Занесение в Книгу почета московской адвокатуры.

Перечисленные меры поощрения являются профессиональными знаками отличия труда адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, защите их прав и законных интересов.

2. В Книгу почета Московской адвокатуры вносятся адвокаты за особо выдающиеся достижения в адвокатской деятельности и имеющие непрерывный стаж адвокатской деятельности не менее 25 лет.

3. Ценным подарком и денежной премией награждаются отличившиеся адвокаты и имеющие непрерывный стаж адвокатской деятельности не менее 15 лет.

4. Благодарность и награждение почетной грамотой Адвокатской палаты г. Москвы применяются к лицам, обладающим статусом адвоката и имеющим достижения и стаж адвокатской деятельности не менее двух лет, а также к сотрудникам адвокатских образований за многолетний и добросовестный труд в адвокатуре.

5. Награждение (поощрение) адвокатов г. Москвы адвокатскими наградами Адвокатской палаты г. Москвы производится решением Совета Адвокатской палаты г. Москвы, подписанному президентом палаты.

6. Мерами поощрения отмечаются достижения в профессиональной деятельности лиц, обладающих статусом адвоката и отличившихся:

Высоким профессиональным мастерством при защите прав, свобод и интересов доверителей;

Активным участием в защите интересов, чести и достоинства адвокатов, их социальных и профессиональных прав;

Значительным вкладом в воспитание кадров стажеров и молодых адвокатов, обучение их адвокатскому мастерству и нравственным началам адвокатской деятельности;

Активным участием в организации деятельности адвокатуры в Российской федерации;

осуществлением научной и исследовательской деятельности, связанной с функционированием адвокатуры, участием в совершенствовании российского законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, а также в обеспечении прав и законных интересов граждан.

7 . Меры поощрения применяются на основании решения Совета АП г. Москвы по представлению органа управления адвокатского образования, адвокатского коллектива либо президента, вице-президентов АП г. Москвы. В представлении указываются конкретные основания для поощрения адвоката.

8. В исключительных случаях по решению Совета АП г. Москвы мерой поощрения в виде почетной грамоты могут награждаться также граждане, внесшие значительный вклад в развитие российской адвокатуры.

9. Руководители адвокатских образований направляют в Совет Адвокатской палаты г. Москвы ходатайство о награждении адвокатов - членов соответствующих образований, решение коллегиального органа адвокатского образования и подробную характеристику с указанием конкретных заслуг адвоката.

Адвокаты, осуществляющие профессиональную деятельность в Адвокатских кабинетах, направляют в Совет Адвокатской палаты г. Москвы подробную справку-объективку о своей адвокатской деятельности с указанием заслуг, для подготовки вице-президентом адвокатской палаты соответствующего представления о награждении адвоката, учредившего адвокатский кабинет.

10. Совет АП г. Москвы вправе отказать в ходатайстве без указания причин, изменить статус предлагаемой награды.

11. Совет АП г. Москвы вправе рассмотреть и поддержать ходатайства органов управления адвокатскими образованиями, коллективов адвокатских образований, президента и вице-президентов АП г. Москвы перед Федеральной палатой адвокатов РФ о награждении адвокатов государственными и ведомственными наградами, наградами общественных и иных организаций, а также о присвоении почетных званий.

12. Вручение наград (поощрений) производится в торжественной обстановке.

Статья из цикла «От Февраля к Октябрю: распад российского государства и общества»

Тони Рокки

«Последний из запросов, которым посвящены настоящие заметки, был запрос о «временных» правилах 14 августа 1881 года, т.е. о знаменитом Положении об охране, возобновляемом неуклонно в течение тридцати лет и представляющем из себя фактическую российскую конституцию».

Карательная политика российского самодержавия против своих политических противников часто подвергается острой критике со стороны дореволюционных, советских, постсоветских и зарубежных историков. Особенный гнев историков вызвает чрезвычайное «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», утверждённое Александром III в августе 1881 году, сразу после убийства Александра II народовольцами 1 марта 1881 года. Эти временные правила действовали в империи вплоть до Февральской революции. Это гораздо дольше, чем чрезвычайное законодательство во всех европейских странах в период между 1789 и 1917 гг.

Применение чрезвычайного законодательства является признанием правительства того, что его обычное законодательство не справляется с действительными или мнимыми угрозами государству и обществу. Средства чрезвычайных законов о политических преступлениях включает:

расширение интерпретации о запрещенной политической деятельности;

запрещение определенных течений политической деятельности [например, антисоциалистический закон в Германии между 1878 и 1890 годами, 4];

использование военных или особых судов с ускоренной процедурой для определенных политических преступлений;

приостановление обычных норм законности, особенно права неприкосновенности личности.

При долгосрочном общеевропейском исследовании карательной политикой не явилась исключением и Российская империя.

Чрезвычайные законы использовали и революционные, и антиреволюционные правительства против своих противников. Во времена Французской революции якобинцы через Комитет общественной безопасности в 1793-1794 годы осуществляли террор в Париже. Закон о подозреваемых допускал арест всех действительных и возможных врагов революции. В департаментах местные якобинцы и представители центрального правительства проводили террор через местные комитеты и трибуналы, подчиненные парижским центральным органам террора.

Однако американский ученый Говард А. Браун написал, что последние годы первой республики 1797-1802 гг., а не якобинский террор, стали поворотным моментом в трех столетиях государственных репрессий во Франции. Браун отметил, что постякобинские правительства использовали традиционные методы репрессии в беспрецедентном масштабе, сочетая их с новыми методами полицейского надзора и контроля. Репрессивные методы в этот переходный период включали: объявление военного положения в разных местах, использование военных и других особых судов для гражданских лиц. Наполеоновская империя (1804-1814), восстановленная Бурбонская монархия (1814-1830), «буржуазная» Орлеанская монархия (1830-1848), Вторая республика (1848-1851), вторая империя Наполеона III (1851-1870) и Третья республика (1871-1940) все использовали эти усовершенствованные меры репрессий. Тысячи людей были арестованы и наказаны во время подавления Парижского восстания в июне 1848 года, сопротивления государственному перевороту Луи Наполеона в декабре 1851 года и парижской коммуны в мае 1871 году.

«Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» имеет долгую предысторию. Российское правительство пыталось таким образом справиться с революционным движением, начиная с покушения Дмитрия Каракозова на Александра II в апреле 1866 года и заканчивая цареубийством в марте 1881 года.

Уже в относительном «мирный» период революционного движения между 1866 и 1878 годами правительство приняло некоторые законодательные меры. В Уголовном кодексе расширялись и уточнялись определения государственных преступлений. Некоторые меры положили начало подрыву судебной реформы 1864 года. В 1871 году политическая полиция получила право проводить дознания в делах о государственных преступлениях. Прокуроры и жандармы также получили право наказывать обвиняемых после дознания в административном порядке без процесса. Прокуроры могли использовать этот альтернативный способ особенно когда они не могли гарантировать обвинительный приговор. Правительство установило Особое Присутствие Правительствующего Сената для суждения дел о государственных преступлениях в 1872 году и лишило право судебных палат (на губернском уровне) рассматривать такие дела.

Покушение Веры Засулич 24 января 1878 года на жизнь петербургского градоначальника Федора Трепова открыло эпоху первой вспышке терроризма в России. Многие теракты, в том числе некоторые покушения на жизнь царя, произошли после покушения Засулич и оправдания ее судом присяжных.

Участились политические процессы, но процессы обычно проходили в военных судах для терактов и дел о вооруженном сопротивлении. Военный уголовный кодекс предусматривал смертную казнь за многие преступления по сравнению с гражданским уголовным кодексом, ограничивающимся делами о цареубийстве и антиправительственных заговорах. Жандармы получили право рекомендовать министру внутренних дел административную высылку без процесса всех обвиняемых в «политической неблагонадежности», в совершении государственных преступлениях, или в участии в политическом демонстрации и беспорядках. Вслед за покушением Александра Соловьева 2 апреля 1879 года на жизнь Александра II, правительство проводил в жизнь указ, дающий генерал-губернаторам право передать военным судам всех лиц, чьи действия считались потенциально вредными для общественного порядка. Генерал-губернаторы также могли арестовать или выслать всяких лиц, закрывать периодические издания и принимать любые меры, необходимые для охраны общественного порядка. Военные суды получили право использовать ускоренную процедуру, обвиняемые предвались суду сразу после дознания без подробного предварительного исследованная. Заметим, что гражданское и военное судопроизводство в России установилo три этапа судебного разбирательства: дознание, предварительное исследование и процесс.

«Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», утвержденное 14 августа 1881 года упразднило чрезвычайные указы, проводимые в жизнь между 1878 и 1881 годами, а также установило три категории чрезвычайных правил: усиленную охрану, чрезвычайную охрану и правила для местностей, необъявленных в исключительном положении. Многие меры чрезвычайных указов 1878-1881 годами были включены в положение 1881 года. Когда усиленная или чрезвычайная охрана была объявлена в разных местностях, власти могли вводить чрезвычайные меры «в некоторых точно определённых смежных губерниях и областях или даже во всех остальных местностях Государства». Вся империя могла находиться на чрезвычайном положении одновременно в разных степенях суровости.

Закон установил правила об административной высылке. Если все эти меры не могли восстановить порядок, правительство могло объявить военное положение. Правительство объявило и чрезвычайную охрану (в первый раз после 1881 года) и военное положение в многих частях империи в период Первой Русской революции. В июне 1892 года правительство утвердило закон «О военном положении», который позволял вводить в случае необходимости режим военного положения в местностях, которые считались в революционном отношении опасными. Закон установил категории гражданских лиц, подлежащих военному суду и наказаниям по военному времени за совершение разных государственных и других преступлений.

По всем трем категориями чрезвычайных правил полиция и жандармерия были уполномочены арестовывать всех подозреваемых в подготовке или совершении государственных преступлений, или в членстве в нелегальных организациях. Они также могли рекомендовать министерству внутренних дел высылку таких людей. Министерство по соглашению с министерством юстиций могло передавать военным судам обвиняемых в государственных преступлениях и в вооруженных нападениях на должностных лиц при исполнении своих служебных обязанностей.

В местностях на положении усиленной охраны, губернаторы, градоначальники и генерал-губернаторы были уполномочены увольнять местных чиновников, подозреваемых в политической неблагонадежности, запрещать все собрания, закрывать частные предприятия, воспрещать пребывание подозреваемых в местностях. Генерал-губернаторы в местностях на положении чрезвычайной охране, были уполномочены передать военным судам дела целых категорий государственных преступлениях. Также они были уполномочены увольнять должностных лиц, запрещать земские и другие общественные собрания, закрывать учебные заведения, конфисковать частную собственность в интересах общественного порядка.

При министерстве внутренних дел установилось особое совещание для рассмотрения просьб от генерал-губернаторов, губернаторов, градоначальников, полиции и крестьянских общин [общины были ответственные за сохранение общественного порядка среди крестьян] об административной высылке частных лиц. Совещание с 1881 по 1904 гг. рассмотрело 7159 дел и выслало 11879 человек в административном порядке. По просьбам общин, совещание выслало 4424 крестьян за «порочное поведение» (лень, буйство, непослушание). С 1861 года общины имели это право выслать членов. Кроме того, были высланы 4077 лиц, обвиненных в политической неблагонадежности. Совещание могли использовать это обвинение, когда прокуратура не могла гарантировать обвинительный приговор в судах.

Самодержавие использовало разные карательные методы между 1866 и 1904 годами, чтобы справиться с революционными и оппозиционными движениями. Однако начало второй вспышки терроризма в период царствования Николая II сопровождалось массовыми политическими движениями не имевших эквивалентов в Европе. Рассмотрим, как террористическая угроза проявилась во всех разновидностях в революции 1905 года. Помимо этого, акцент будет сделан на феномене российского терроризма в общеевропейском контексте политического и общественного насилия. Начиная с Французской революции, страсть к уничтожению врагов стала общеевропейском явлением.

Продолжение следует…

Тони Рокки - магистр в области исторических наук (Торонто, Канада), специально для ИА

Примечания

1.Ленин, В. И. Три запроса (1911). Полное собрание сочинений. Том 21

2.Daly, Jonathan W. On the Significance of Emergency Legislation in Late Imperial Russia. Slavic Review, Vol. 54, No. 3 (Autumn, 1995), pp. 602-629

3.Текст положения 1881 года имеется в электронной форме.

4.Law against the publicly dangerous endeavors of Social Democracy from October 21, 1878. German History in Documents and Images. Volume 4. Forging an Empire: Bismarckian Germany, 1866-1890.

5.Andress, David. The terror: civil war in the French Revolution. London: Little, Brown, 2005.

6.Doyle, William. The Oxford history of the French Revolution. 2 nd ed. Oxford; New York: Oxford University Press, 2002.

7.Tackett, Timothy. The coming of the terror in the French Revolution. Cambridge, MA: The Belknap Press of Harvard University Press, 2015.

8.Brown, Howard A. Domestic State Violence: Repression from the Croquants to the Commune. The Historical Journal, Vol 42, No. 3 (Sept., 1999), pp. 597-622.

9.Daly. On the Significance of Emergency Legislation

10.Daly. On the Significance of Emergency Legislation

11.Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия

12.Daly. On the Significance of Emergency Legislation

13.Зернов Илья Владимирович, Карнишин Валерий Юрьевич. Борьба с терроризмом в Российской империи в конце XIX-начале ХХ в.: историко-правовые аскпеты внутренней политики. Вестник Пензенского государственного университета Выпуск № 4 (8) / 2014.

14.Daly. On the Significance of Emergency Legislation

15.Daly. On the Significance of Emergency Legislation