Получение квартиры опекаемому. Предоставление жилья опекунам опекаемым. Как получить жилье сироте

Добрый день!

Вам необходимо обратиться с соответствующим заявлением в орган соцобеспечения в Администрации субъекта РФ, в котором Вы проживаете.

Для справки, как пример законодательства субъекта: в Москве действует ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 2 октября 2007 г. N 854-ПП ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ ИЗ ИХ ЧИСЛА.

В связи с тем, что Вы не уточнили регион проживания, мы можем адресовать Вас к федеральному законодательству, а именно к статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:

«1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями».

Максим Дюканов,
юрист, специалист по семейному праву

А.А. Жаров, адвокат, специалист по семейному устройству детей

Жилищный вопрос остается всё последнее время. Увы, никакой ясности не вносят в вопрос о том, какие должны быть жилищные условия, и многочисленные изменения к постановлениям правительства России, принимаемые в последнее время. Вопросы задаются и задаются… В этой статье я постарался обобщить установления законодательства по этому вопросу.

Так какое же должно быть жильё у кандидата в опекуны или попечители несовершеннолетнего? Прежде всего, необходимо вспомнить, что устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется исключительно в их интересах (ст. 145 СК РФ). Это значит, что государственные служащие (сотрудники органа опеки) должны прийти к выводу, что передача ребенка в эту конкретную семью будет отвечать его интересам. При этом, существуют ряд формальных требований, которым должен соответствовать опекун. В частности, он должен быть здоров (не иметь заболеваний, предусмотренных в специальном перечне), не быть судимым, не быть лишенным родительских прав и так далее (статья 146 Семейного кодекса РФ).

Но в указанном перечне требований нет ни слова о том, какие именно жилищные условия должны быть у опекуна! Пресловутых «требований по жилью» для опекуна в явном виде в законе нет вовсе.

Однако, законодательство нужно применять в комплексе. Например, из ст. 36 Гражданского кодекса РФ следует, что опекуны несовершеннолетних должны проживать вместе с ними (по крайней мере до 16 лет).

Назначение опекуна происходит по правилам, устанавливаемых Правительством Российской Федерации () где, в частности, установлено, что для того, чтобы сделать вывод о соответствии опекуна требованиям ГК и СК, необходимо провести обследование «условий его жизни». При этом оцениваются «жилищно-бытовые условия» и мотивы заявителя, его способность к воспитанию ребенка и отношения с членами семьи. Подразумевается, что жильё у опекуна есть (хотя прямо это не сказано).

Министерство образования и науки разъясняло уже (), что местом жительства гражданина нужно считать не место его «прописки», а то место, где он постоянно или преимущественно, но на законных основаниях (то есть по договору найма, ссуды — безвозмездного пользования, в силу того, что является собственником…) проживает фактически.

Все вышеизложенное, несмотря на то, что прямого указания в законе нет, позволяет сделать вывод, что жилое помещение у гражданина, решившего стать опекуном, быть должно. И должно быть «в кондиции».

Что это значит? Ребенок, в силу множества нормативных актов, в том числе , имеет право на благоприятные условия жизни. Несмотря на то, что буквально эти требования в законах не изложены, ожидается какой-то «здравый смысл» от сотрудников органа опеки, принимающих решение.

Какой тут может быть «здравый смысл»? Оставим в стороне очевидную вещь, что у ребенка должно быть спальное место и место, где ему делать уроки или играть. Вопрос — про «площадь», именно поэтому сотрудники опеки зачастую отказывают потенциальным опекунам.

В жилищном законодательстве существует понятие «нуждающийся в улучшении жилищных условий» (или «нуждающийся в жилом помещении»). Таковыми признаются (при учете, конечно, прочих ограничений) люди, которые проживают в жилье, площадь которого, приходящаяся на одного человека, меньше учетной нормы. Каждый регион устанавливает эту норму сам.

В Москве закон (Закон города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения») устанавливает эту норму в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения (то есть, включая балконы, лоджии, террасы…) на человека. Если у вас меньше — вас считают «нуждающимся». То есть государство откровенно говорит: на 10 метрах жить ещё можно, а на меньшем — уже нельзя.

Тут есть определенная логика. Если в вашу семью из трех человек в 33 квадратных метрах подселится ещё один маленький человек, государство вздохнёт, конечно, но скажет: нуждаются.

Поэтому отказ органа опеки от передачи ребенка в семью «малогабаритного» опекуна не кажется таким уж надуманным.

Стоит в скобках отметить, что отказ в выдаче заключения о возможности быть опекуном при таких обстоятельствах законным не будет (в законе нет требований ни по жилью, ни по, например, доходу, опекуна). То есть признать «в принципе» годным к исполнению обязанностей опекуна могут и должны, несмотря на все проблемы с площадью.

Однако, имеют полное право отказать в передаче конкретного ребенка в семью, учитывая, что его интересы в данной семье не будут соблюдены в полной мере.

Выход из этой ситуации… находится, по моему мнению, там же где «вход». Органы опеки должны оценивать эту ситуацию (стоит передавать конкретного ребенка в конкретную семью с учетом конкретных обстоятельств, или нет) в каждом случае отдельно.

Как это и происходит сейчас.

Со скольки лет можно поставить ребенка сироту (под опекой) в очередь на жилье? Спасибо!

За ребенком, оставшимся сиротой или без попечения родителей, должно быть закреплено жилое помещение (квартира или дом родителей, иное жилое помещение). Если такого помещения нет, органы опеки обязаны внести его в список нуждающихся в обеспечении жилым помещением и по достижении им совершеннолетия, выхода из специализированного учреждения, из семьи опекунов, предоставить ему жилое помещение (как правило - 1 комнатная квартира).
Более подробно, читайте в статье 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
Желаю успехов!

Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет

Мне 17 лет. Находилась под опекой, до замужества. Отдадут ли мне ребенка если у меня нет жилья. Мужу 25.

отсутствие жилья не является основанием для определения порядка проживания несовершеннолетнего с другим родителем.
в вашем случае надо смотреть иск который был предъявлен (если такое имелось)

Уточните вопрос и обстоятельства. У Ваша мужа есть квартира, в которой Вы зарегистрированы (прописаны) и Вы хотите,чтобы муж и Вы воспитывали ребенка - своего, его, приемного?
Полная дееспособность у граждан наступает либо после регистрации органом ЗАГСА брака (даже если Вам 17 лет) либо после достижения возраста 18 лет - совершеннолетия.
Вы - полноценный гражданин (гражданка) и у Вас есть все права лица, достигшего 18 лет.




Ответ от 03.05.2013 09:13

В соответствии с частью 1 статьи 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют все те права, как личного неимущественного, так и имущественного характера, которыми законодательство наделяет несовершеннолетних детей, воспитывающихся в родной семье.
Право ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу с его стороны и совместное с ним проживание основано на закрепленном СК РФ праве ребенка жить и вос­питываться в семье и соответствует положениям гражданского законодательства о месте жительства несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством (ГК РФ обязывает опекунов и попечителей несовершеннолетних граждан проживать совместно со своими подопечными). Совместное проживание подопечного ребенка с опекуном (попечителем) создает предпосылки для реализации права ребенка на обеспечение ему условий для содержания, воспитания, образования, а также физического, психического, духовного и нравственного развития. Лишь в ряде случаев, когда опекун (попечитель) не имеет возможности в силу уважительных причин, упоминавшихся выше, лично воспитывать ребенка, он имеет право на временное помещение подопечного ребенка в соответствующее воспитательное учреждение.
Законом отдельно выделено право ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением. Собственником жилого помещения (квартира, часть квартиры, жилой дом) ребенок мог стать на основании его наследования по закону или по завещанию, приватизации, получения в дар, куп­ли-продажи. Норма СК РФ о сохранении за детьми, находящимися под опекой (попечительством), права собственности на принадлежащее им жилое помещение базируется на положениях гражданского и жилищного законо­дательства. Передача под опеку (попечительство) несовершеннолетнего ребенка не влечет за собой прекращение права собственности на принадлежащее ему имущество, в том числе и на жилое помещение. Однако несовершеннолетний подопечный ребенок не вправе самостоятельно распоряжаться жилым помещением, поэтому необходимо предварительное и попечительства" href="http://rossovet.ru/tag/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0+%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D0%B8+%D0%B8+%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/">разрешение органа опеки и попечительства на совершение сделок в отношении жилых помещений, собственниками которых являются дети, оставшиеся без попечения родителей.

Право на жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, сохраняется за детьми в течение всего времени их пребывания у опекунов (попечителей). В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении (предоставленном гражданам по договору социального найма до 1 марта 2005 года) остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста четырнадцати лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и по­печительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста четырнадцати лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Согласно статистике в нашей стране ежегодно около полумиллиона детей становятся сиротами.

Еще несколько лет назад малышей определяли в специальные детские дома.

Но сегодня политика государства направлена на устройство несовершеннолетних лиц, оставшихся без родителей и близких родственников, в другие семьи.

Так многие оформляют опекунство над сиротами. Вопрос, предоставляется ли жилье детям под опекой, является достаточно актуальным.

Согласно закону о социальной поддержке несовершеннолетним, которые остались без родителей, должна выделяться квартира от специализированного жилищного фонда. Если орган опеки установил, что проживание вместе с мамой или бабушкой в одном доме невозможно, ребенку государство предоставляет отдельную жилплощадь. С этой целью необходимо написать заявление и встать на учет.

Право на жилплощадь имеют несовершеннолетние дети, у которых мать и отец:

  • признаны безвестно пропавшими;
  • умерли;
  • лишены прав быть родителями.

А вот получить за опекунство за квартиру не получится – такого законом не предусмотрено. Если ребенка планируют удочерить или усыновить, опекуны должны иметь в своем распоряжении жилплощадь, оборудованную всем необходимым и полностью соответствующую санитарным требованиям.

В Семейном кодексе указано, что усыновителями имеют право стать все совершеннолетние лица, кроме тех, которые не имеют постоянного места проживания или имеют квартиру, но она не отвечает техническим и санитарным нормам.

Будущие родители обязаны доказать свою возможность растить ребенка в нормальных условиях. Как именно должна быть благоустроена квартира для усыновления ребенка, в Жилищном кодексе не указано. Нет также нормы жилой площади. Эта величина определяется органами местного самоуправления. Жилищно-бытовые условия приемных родителей проверяются по фактическому состоянию и формальным признакам.

Усыновители обязаны предоставить копию финансово-лицевого счета, свидетельства, а также выписку из домовой книги и ряд других документов, которые являются доказательством того, что человек имеет право собственности на квартиру, и в которых указано:

  • количество зарегистрированных и проживающих лиц на жилой площади;
  • доля каждого владельца;
  • ответственный квартиросъемщик;
  • параметры квартиры.

Далее проводится изучение жилищно-бытовых условий кандидатов на усыновление. Поскольку семья, планирующая взять ребенка, не обязана предоставлять никаких других справок и документов помимо указанных выше, фактически определить состояние жилья получается лишь путем проверки. Эту процедуру реализуют органы опеки, попечительства.

Изучение условий жилья осуществляют социальный педагог школы, представители органов опеки, общественный инспектор. Они по поручению органов попечительства осматривают квартиру и дают ей оценку.

В результате исследования определяется:

  • санитарное состояние;
  • материальное положение семьи;
  • количество проживающих в квартире;
  • наличие места для игр, отдыха и сна ребенка;
  • готовность будущих родителей создавать и поддерживать необходимые условия для проживания, воспитания и развития приемного малыша.

Поскольку нормативные ограничения по качеству и количеству жилья для приемных родителей не установлены, органы опеки вправе руководствоваться исключительно нормами местного законодательства.

Может ли ребенок под опекой претендовать на жилье?

Вопрос, имеет ли усыновленный право претендовать на квартиру опекуна, является достаточно актуальным. Согласно закону ни опекун, ни опекаемый не имеют прав на материальное, нематериальное имущество друг друга.

В Гражданском кодексе указано, что ребенок под опекой может быть наследником:

Приемному родителю лучше подумать заранее о завещании квартиры своему подопечному, поскольку при составлении завещания, заверенного нотариусом, ребенок будет уже гарантированно обеспечен жилплощадью.

Закон о предоставлении жилья детям-сиротам и оставшимся без попечительства родителей

Сегодня согласно законодательству каждая территориальная единица использует особые программы, благодаря которым реализуется право детей-сирот на жилье.

Программы имеют некоторые отличия касательно количества помещений, предусмотренных для выделения.

Обычно на один год планируется обеспечение квартирами около 600 детей-сирот. До 2013 года формировались списки, в которых указывались дети, нуждающиеся в жилье.

С 2013 года были внесены некоторые изменения в законодательство. С этого момента в перечень включаются особы 14-летнего возраста, которые остались без попечения.

Также теперь список пополняют и личности, не имеющие помещения по социальному найму и не находящиеся на содержании у приемных родителей.

Помимо этого существуют специальные нормативы.

Согласно им приобретенный объект зачисляется в государственный фонд жилых помещений конкретной области. Порядком выполняется регулировка распределения квартир для детей-сирот.

Очередь на жилплощадь детям, которые были лишены родительской опеки, формируется органами местного самоуправления.

Подготавливаются списки и графики, проверяется статус каждого претендента. Власть предлагает помещение, которое полностью отвечает санитарным нормам, в личную собственность.

Для получения квартиры, необходимо собрать такие документы:

  • заявление. В нем следует указать желание предоставить ребенку жилплощадь для проживания;
  • документ, который подтверждает сиротство;
  • паспорт;
  • выписка о том, что отсутствует жилая площадь;
  • справка о том, что ребенок находился в исправительной колонии за совершение плохого поступка (если такой случай действительно быть).

Согласно закону помещение, которое выдается сироте для проживания, должно отвечать следующим нормативам:

  • для одинокого человека общая квадратура составляет не менее 33 м.кв.;
  • если семья состоит из двух членов – не менее 42 м.кв.;
  • при наличии более 2 человек на каждого выделяется по 18 м.кв.