Понятие и классификация должностей государственной гражданской службы. Понятие и классификация государственных должностей. Реестры должностей гражданской службы

Государственная гражданская служба - это вид государственной службы, т.е. профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных и региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов.

Признаки государственной гражданской службы:

1. Является частью государственной службы .

2. Является службообразующей категорией.

4. государственные должности учреждаются ФЗ или указами Пр-та, либо з-нодат-вом субъекта РФ.

5. учреждение государственной должности должно иметь внешнюю форму этого учреждения (реестр).

6. учреждённая должность замещается определенным физическим лицом.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 N 79-ФЗ.

Должности государственной гражданской службы:

Нормативное регулирование осуществляется ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 N 79-ФЗ . Важным нормативно-правовым актом является Указ Президента от 31.12.2005г «О реестре должностей ФГСС». + акты Высших должностных лиц субъектов «О реестрах должностей ГГС субъекта РФ».

Основная цель реестров заключается в том, чтобы нормативно закрепить в/связь иерархического положения каждой конкретной должности с её местом в структуре каждого вида гос.органа.

Иерархическое положение => см. классификацию должностей.

Статья 9 ФЗ «О Государственной гражданской службе» Классификация должностей гражданской службы.

1. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы . Каждая должность имеет определенную категорию и определенную группу одновременно.

2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

  • руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов ФОИВ и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий; П: начальник управления.
  • помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности (советник Президента РФ), руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов ФОИВ и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  • специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; Те, кто осуществляет правоприменение, кто рассматривает наше дело. Инспектор ФНС.
  • обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Сотрудники бухгалтерии, системный администратор. Служащие, которые непосредственно принимает или выдает документы.

3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы должностей государственной гражданской службы:

Критерием является объем и важность служебных обязанностей.

  • высшие должности гражданской службы;
  • главные должности гражданской службы;
  • ведущие должности гражданской службы;
  • старшие должности гражданской службы;
  • младшие должности гражданской службы.

Реестры должностей , утверждаемый Президентом и ВДЛ, определяют, какие должности в органе м.б. созданы, и для каждой должности определяют категорию и группу.

Классификация важна для того, чтобы определить квалификационные требования , которые д.б. предъявлены к лицу, которое будет замещать ту или иную должность. Чем выше должность - тем больше требований.

Квалификационные требования к каждой должности устанавливаются исходя из категорий и групп и в отношении каждой должности есть 3 группы квалификационных требований , которые закрепляются на разных уровнях нормативного регулирования:

1.требования к уровню профессионального образования - ФЗ «О ГГС».

2.требования к стажу гражданской службы или гос.службы иных видов. - Указ Президента РФ от 27.09.2005 «О квалификационных требованиях к стажу ГГ служащих и стажу работы по специальности», акт ВДЛ.

3.требования к профессиональным знаниям и навыкам - на уровне нормативных актов гос.органов.

Акт, комплексно регулирующий конкретную должность в гос.органе - должностной регламент . Должен содержать всю информацию из ФЗ, указов, административные регламенты исполнения функции предоставления услуг, определить ответственность, определить, какие акты может принимать, в принятии каких - принимать участие. Должностные регламенты принимаются руководителем гос.органа: территориального или центрального.

Должности в организациях устанавливаются работодателем самостоятельно с учетом его особенностей и специфики деятельности. Различного рода классификаторы и справочники в этом случае выступают, как правило, лишь ориентиром. Но существуют определенные должности, которые устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами или конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ. Речь идет о государственных должностях РФ и государственных должностях субъектов РФ (далее - государственные должности). Подробнее об этих должностях расскажем в нашей консультации.

Госслужба и государственная гражданская служба

Госслужба в РФ включает в себя (ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ):

  • государственную гражданскую службу;
  • военную службу;
  • государственную службу иных видов.

Таким образом, государственная гражданская служба (далее - гражданская служба) - один из видов госслужбы, который регулируется Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Гражданская служба подразделяется на:

  • федеральную гражданскую службу;
  • гражданскую службу субъектов РФ.

Классификация должностей гражданской службы

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

При этом не все категории должностей подразделяются на указанные группы. К примеру, категория «руководитель» не может относиться к старшей или младшей группе, а обеспечивающие специалисты не входят в высшую группу должностей. Подробнее информацию о соответствии категорий и групп должностей гражданской службы представим в виде таблицы:

Кроме того, гражданским служащим по результатам квалификационного экзамена могут присваиваться классные чины (ст. 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Реестры должностей гражданской службы

Должности федеральной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, в виде реестра утверждены Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 .

Реестры должностей гражданской службы субъектов РФ утверждаются соответствующими законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Так, к примеру, Реестр должностей государственной гражданской службы г. Москвы был утвержден

В целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа или органа управления субъекта РФ либо лиц, замещающих государственные должности, учреждаются должности гражданской службы:

  • 1) должности федеральной государственной гражданской службы (учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ);
  • 2) должности государственной гражданской службы субъектов РФ (учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетом положений Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации").

Классификация должностей гражданской службы включает четыре категории должностей и пять групп должностей. К категориям должностей относятся следующие:

  • 1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений. Должности руководителей замещаются на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  • 2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий. Должности помощников (советников) замещаются на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  • 3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций. Должности специалистов замещаются без ограничения срока полномочий;
  • 4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов. Должности обеспечивающих специалистов замещаются без ограничения срока полномочий.

Группы должностей гражданской службы включают:

  • 1) высшие должности гражданской службы. К этой группе относятся определенные Реестром должностей государственной гражданской службы РФ должности категорий "руководители", "помощники (советники)" и "специалисты";
  • 2) главные должности гражданской службы. К ним относятся определенные Реестром должности категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" и "обеспечивающие специалисты";
  • 3) ведущие должности гражданской службы. К ним также относятся определенные Реестром должности всех четырех категорий;
  • 4) старшие должности гражданской службы. К ним относятся определенные Реестром должности категорий "специалисты" и "обеспечивающие специалисты";
  • 5) младшие должности гражданской службы. К ним относятся определенные Реестром должности категории "обеспечивающие специалисты" .

Все должности государственной гражданской службы включены в соответствующие перечни (реестры). Таких реестров три:

  • 1) Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, в котором должности классифицируются по государственным органам, категориям и группам. Федеральный реестр утверждается указом Президента РФ;
  • 2) Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Реестр составляется с учетом структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей, установленных Федеральным реестром. Утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом положений Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации";
  • 3) Сводный реестр должностей государственной гражданской службы РФ, включающий первые два реестра. Порядок его ведения утверждается указом Президента РФ.

Официальная информация

О численности гражданских служащих федеральных государственных органов в I полугодии 2014 г.

Федеральная служба государственной статистики опубликовала данные о численности работников, замещавших должности государственной гражданской службы (далее – гражданская служба) в федеральных государственных органах (в центральных аппаратах министерств и ведомств, за исключением ФСТЭК России, СВР России, ФСБ России, ФСО России, ГУСП), за I полугодие 2014 г.

Численность работников, замещавших должности гражданской службы в федеральных государственных органах, на конец июня 2014 г. составила 39,3 тыс. человек или 79,9% общей численности работников этих органов. Штаты должностей гражданской службы были укомплектованы на 82,7% (в соответствующем периоде 2013 г. – на 82,1%). При этом в общую численность работников в соответствии со штатным расписанием, кроме государственных гражданских служащих, включаются работники, замещавшие государственные должности, должности иного вида федеральной государственной службы (сотрудники, имевшие специальные звания), должности, не являющиеся должностями гражданской службы, а также персонал по охране и обслуживанию зданий.

Наиболее укомплектованными по данным Росстата являются следующие государственные органы: Федеральное агентство по туризму (97,1%), Федеральное агентство железнодорожного транспорта (96%), Министерство регионального развития РФ (94,7%), Министерство иностранных дел РФ (94,3%), Государственная фельдъегерская служба РФ (93,3%), Министерство культуры РФ (93,2%), Министерство труда и социальной защиты РФ (92,5%).

Наименее укомплектованными являются следующие государственные органы: Федеральное агентство научных организаций (37,9%), Федеральное агентство специального строительства (48%), Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (50,2%), Министерство РФ по развитию Дальнего Востока (51,2%), Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (53,9%), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (56,8%) и др.

  • Киселев С. Г. Государственная гражданская служба.
  • URL: gossluzhba.gov.ru

§ 3. Понятие и классификация государственных должностей

При определении административно-правового статуса государст­венных служащих особо важное значение имеет правильное понима­ние правового значения и классификации государственных должнос­тей государственной службы.

В общем виде под должностью понимается учрежденная в установлен­ном порядке первичная структурная (организационная) единица, отра­жающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица. Эта ор­ганизационно-правовая категория присуща только служащим: другие группы населения работают по специальности (например, рабочие в промышленном комплексе), учатся (студенты, учащиеся) и т. д.

В Федеральном законе от 31 июля 1995 г. «Об основах государствен­ной службы Российской Федерации» дано понятие государственной должности в современном ее значении в отличие от всякой другой - негосударственной. Государственной называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государствен­ной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных ор­ганах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установлен­ным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответст­венностью за исполнение этих обязанностей.

К числу «иных» государственных органов, образуемых в соответст­вии с Конституцией, относятся: Центральный банк России, Совет Без­опасности, Администрация Президента и его полномочные представи­тели, дипломатические представители Российской Федерации в ино­странных государствах и международных организациях, Счетная пала­та, Прокуратура, Аппарат Правительства, должности Уполномоченно­го по правам человека, Председателя, заместителя Председателя, сек­ретаря и члена Центральной избирательной комиссии РФ, занимаю­щего должность на постоянной основе, а также территориальные орга­ны, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий.

Понятие государственной должности является стержневым, осно­вополагающим для определения не только понятия «государственная служба», но для определения правового положения государственного служащего, порядка прохождения государственной службы (способ за­мещения должности, присвоение квалификационного разряда, пре­кращение государственной службы и т.д.). При этом принципиальное значение имеет установленное Федеральным законом от 31 июля 1995 г. деление государственных должностей государственной службы.

В целях обеспечения реализации законодательства РФ о государст­венной службе и повышения эффективности кадровой политики в го­сударственном аппарате рядом указов Президента утверждены перечни государственных должностей федеральной государственной службы (категории «Б» и «В»), которые считаются соответствующими раздела­ми Реестра государственных должностей государственной службы Рос­сийской Федерации*. Такие перечни учреждены для обеспечения ис­полнения полномочий Президента, членов Совета Федерации, депута­тов Государственной Думы, федерального министра, судей, деятельности Совета Безопасности, федерального органа исполнительной власти и др.


* СЗ РФ. 1996. № 16 Ст. 1833, 1834; 1997. № 36. Ст. 4129; 1998.№5.Ст.571;№14.Ст.1536 ; №49.Ст.6012;1999.№5.Ст.652;№ 10. Ст. 1179;№39.Ст.4591;№51. Ст.6328.

Государственные должности, включенные в Реестр, подразделяют­ся на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.

К Реестру приложены перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требова­ния к лицам, замещающим эти должности.

Специализация предусматривает наличие у государственного слу­жащего соответствующего профессионального образования для испол­нения обязанностей по государственной должности государственной службы. Она устанавливается в зависимости от функциональных обя­занностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных ор­ганов.

Квалификационные требования к служащим, замещающим госу­дарственные должности государственной службы, включают сле­дующее.

Во-первых, требования к уровню профессионального образования с учетом группы и специализации должностей. Например, гражданам, претендующим на высшие и главные государственные должности го­сударственной службы, необходимо иметь высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государ­ственной службы или образование, считающееся равноценным, с до­полнительным высшим профессиональным образованием по специа­лизации государственных должностей государственной службы.

Во-вторых, для лиц, замещающих государственные должности фе­деральной государственной службы или претендующих на их замеще­ние, в целях обеспечения их высокого профессионализма, единства предъявляемых к ним квалификационных требований установлены требования по стажу и опыту работы. Эти требования различаются также в зависимости от группы должностей. Например, для замещения ведущих государственных должностей требуется иметь стаж государст­венной службы на должностях, отнесенных к старшим государствен­ным должностям, не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет и профессиональные качества руководителя, необхо­димые для исполнения соответствующих должностных обязанностей.


В-третьих, устанавливаются требования к уровню знаний федераль­ной Конституции и федеральных законов, конституций, уставов и за­конов субъектов Федерации применительно к исполнению соответст­вующих должностных обязанностей. Кроме того, могут устанавливать­ся и другие требования.

  • Государственная служба в системе власти и государственного управления
    • Концепция дихотомии государственной власти
    • Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
    • Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
  • Теоретико-методологические основы государственной службы
    • Общенаучные подходы к теории государственной службы
      • Структура теории и методологии государственной службы
    • Понятие «государственная служба»
    • Характер государственной службы
      • Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
  • Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
    • Государственная служба как социальный институт
    • Государственная служба как правовой институт
    • Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
      • Профессиональная деятельность применительно к государственной службе
  • Система государственной службы Российской Федерации
    • Сущность и структура системы государственной службы современной России
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
  • Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
    • Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
    • Структура и особенности федеральной государственной службы
    • Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
      • Государственная служба федеральной исполнительной власти
      • Государственная служба судебной ветви власти
  • Государственная служба субъектов Российской Федерации
    • Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
    • Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ
    • Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
      • Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
      • Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ
  • Государственный служащий: понятие, классификация
    • Государственный служащий: понятие, признаки
    • Классификация государственных служащих Российской Федерации
  • Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Должности государственной службы: понятие
      • Признаки государственной должности
    • Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
      • Квалификационные требования к должностям
    • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
  • Прохождение государственной гражданской службы
    • Теоретические основы прохождения государственной службы
    • Основные типы процесса прохождения государственной службы
    • Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
      • Организация прохождения государственной службы
  • Социальный и правовой статус государственного служащего России
    • Статус государственного служащего: понятие и классификация
    • Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
    • Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
      • Основные обязанности гражданского служащего
      • Ограничения, связанные с гражданской службой
      • Запреты, связанные с гражданской службой
  • Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
    • Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
    • Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе
  • Управление государственной службой
    • Концептуальные основы управления государственной службой
      • Субъекты и объекты управления
    • Система управления государственной службой Российской Федерации
      • Федеральный уровень управления
      • Уровень управления субъектов РФ
    • Повышение эффективности системы управления государственной службой России
  • Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
    • Теоретические основы реформирования государственной службы
    • Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
    • Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
    • Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
  • Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
    • Теоретические основы государственной кадровой политики
    • Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
    • Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
  • Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
    • Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
    • Субъекты и объекты государственной кадровой политики
      • Объекты государственной кадровой политики
  • Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
    • Основные принципы реализации государственной кадровой политики
    • Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
      • Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
      • Механизм организационного обеспечения кадровой политики
      • Научно-исследовательский механизм кадровой политики
  • Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
    • Сущность, задачи и принципы кадровой политики
    • Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
    • Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
  • Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
    • Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
    • Кадровая служба государственного органа
  • Формирование кадрового состава гражданской службы
    • Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
    • Теоретические и организационные основы отбора персонала
    • Способы замещения государственных должностей
  • Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
    • Теоретические основы оценки персонала государственной службы
      • Методика оценки персонала государственной службы
    • Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
    • Аттестация на гражданской службе
      • Квалификационный экзамен гражданских служащих
  • Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
    • Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
    • Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
    • Особенности формирования резерва управленческих кадров
      • Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
  • Управление служебно-деловой карьерой
    • Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
      • Продвижение по службе
    • Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
      • Кадровые технологии
    • Факторы служебного роста
  • Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
    • Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих
    • Организация дополнительного профессионального образования
    • Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих
  • Коррупция в органах государственной власти
    • Сущность коррупции как социального явления
      • Аспекты коррупции
    • Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
      • Формы проявления коррупции
    • Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
    • Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
  • Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
    • Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
    • Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
    • Принцип служения государству и обществу
    • Нравственные проблемы государственных служащих
  • Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
    • Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
      • Государственная гражданская служба в Великобритании
      • Государственная гражданская служба во Франции
      • Государственная гражданская служба в ФРГ
    • Управление государственной службой в зарубежных странах
    • Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
      • Кадровая политика на государственной службе во Франции
      • Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
      • Кадровая политика в сфере государственной службы в США
    • Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
  • Опыт государственной службы и кадровой политики России
    • Государственная служба в царской России
    • Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
    • Государственная служба в партийно-советский период

Должности государственной службы: понятие

Любую организационную структуру невозможно представить без людей и должностей. Возникновение должностей обусловлено историческими качественными изменениями в процессе постепенного профессионального и квалификационного разделения и кооперации труда, в том числе управленческого.

В профессионально-квалификационной сфере управленческого труда на уровне государства и общества отражаются, с одной стороны, степень сложности управленческого труда в конкретной профессиональной области, с другой - специфика управленческого труда по уровням в управленческой иерархии. В этом первооснова происхождения такого социального явления, как должность.

Происхождение термина «должность» связано с понятием категории «долг». В ходе исторического развития долг из нравственной категории превратился в правовую и социальную. Долг рождает состояние долженствования субъекта, т.е. необходимости, нужности его существования и обязательности действий в целях нормального развития общества и государства.

Научное понятие должности разнопланово и вариативно. Данной проблемой занимаются многие ученые, главным образом юристы и социологи 1 Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. Литвинов И.П., Литвинов И.И., Меньчуков А.В. Стиль исполнения управленческой должности. М., 2003. . Поэтому определение должности можно встретить в юридической и социологической литературе. Юристы, как правило, раскрывают содержание должности через совокупность обязанностей, полномочий, ответственности . Должность ими рассматривается исключительно как организационно-правовая категория.

Соглашаясь с данным подходом, следует вместе с тем сказать, что в данном случае фиксируется лишь статусный характер должности, но теряется ее социальная сущность, которая выражается через ее ролевое определение. При таком подходе должность следует определить как юридически установленную социальную роль, выполняемую человеком в государственных и негосударственных органах, организациях, учреждениях, предприятиях в целях реализации определенных профессиональных функций. Именно так рассматривают содержание должности многие социологи.

Наряду со сказанным существуют и другие, менее обоснованные определения должности:

  • учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица той или иной организации, определяющая содержание и объем полномочий занимающего ее лица;
  • оформленный результат осознания социальной роли личности в конкретной организационной структуре гражданского общества или государства;
  • основной, первичный элемент организации общественной, производственной или управленческой деятельности, основанный на разделении и последующей кооперации труда личностей, реализующих определенные социальные роли;
  • основной и неделимый компонент системы деятельности, определяющий объем, содержание и функцию этого компонента в деятельности системы;
  • объективированная форма труда с заданным функционалом - функционалом должности;
  • место в иерархически структурированной социальной системе.

Система должностей формирует строго ранжированные, статические отношения в организации. Люди, занимая должности, придают организационной структуре динамический характер, превращая ее в живой социальный организм.

Должность определяет цели и задачи, объем и структуру функций работников при замещении той или иной должности. При этом должность является независимой от человека, ее замещающего. Лицо, прекращающее исполнять функции и компетенцию должности, перестает быть должностным лицом. Но он не теряет при этом своей специальности и квалификации. В этом состоит различие между должностью, специальностью и квалификацией.

Должность требует для своего замещения необходимой специальности и специализации работника, опыта работы. Суть должностных отношений, таким образом, состоит в единстве и соответствии функций и компетенции должности, с одной стороны, и профессиональной специализации и компетентности должностного лица - с другой. Все должности являются служением или работой кому-то или в чью-то пользу.

Классификация должностей. В зависимости от характера служения должности делятся на государственные, производственные и общественные. По виду деятельности (функционально) они могут быть управленческие и неуправленческие (хозяйственные, социально-обеспечивающие и др.).

Управленческая должность - это основной, первичный элемент структуры органа управления, предназначенного для регулирования той или иной сферы общественной жизни и деятельности. Полномочия, объем и содержание управленческой должности определяют ее функции, закрепленные нормативно и связанные с распоряжением, организацией, координацией и контролем деятельности лиц, занимающих производственные, социально-обеспечивающие, хозяйственные и иные должности. Управленческие должности характерны для государственной службы, прежде всего гражданской, хотя и ни одна негосударственная организация или фирма не обходятся без своих управленческих структур, включающих в себя управленческие должности.

Государственная должность - это юридически установленный, организационно оформленный и профессионально обоснованный первичный структурный элемент системы государственной власти. В отличие от должности вообще эта должность имеет свою точную принадлежность - органы государственной власти и управления.

Государственные должности образуют систему формальных связей и отношений в государстве. Они являются системообразующим элементом любого органа государственной власти и предназначены для обеспечения согласованной и скоординированной деятельности политиков и государственных чиновников, распределения и упорядочения их деятельности по полномочиям, содержанию, уровню ответственности. Государственная должность является одной из важнейших форм специализации в области государственно-властных и государственно-служебных отношений.

Типология государственных должностей формирует единую должностную структуру государственной власти и государственной службы любого государства. Должностная структура представляет собой установленное формальное отношение между функциями и задачами персонала для организации согласованных действий.

В законодательстве Российской Федерации понятие «государственная должность» определяется следующим образом: «государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации» 2 Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 1. .

Законодатель в данном случае раскрывает не сущность государственной должности, а ее предназначение и то, каким нормативно-правовым актом (какого уровня) она учреждается.

Должности гражданской службы РФ. Статья 8 Федерального закона № 79-ФЗ гласит: должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Обратим внимание на целевое предназначение должности гражданской службы. Цель двойная: профессиональное обеспечение исполнения полномочий государственного органа и полномочий политического должностного лица. Это совпадает с целями и самой государственной гражданской службы. Должность гражданской службы определяет границы деятельности гражданского служащего - круг его обязанностей, права и ответственность.

Должности федеральной гражданской службы учреждаются в аппаратах федеральных органов государственной власти, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами - в Администрации Президента РФ. Аппарате Правительства РФ, аппаратах палат Федерального Собрания РФ. Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Прокуратуры РФ, в федеральных органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах), в том числе в территориальных органах.

Должности гражданской службы субъектов РФ учреждаются в аппаратах законодательного собрания субъекта Федерации, аппарате губернатора (главы администрации) субъекта Федерации, аппарате исполнительного органа (правительства) государственной власти субъекта Федерации, аппарате избирательной комиссии и уставного суда субъекта РФ.

Правовой статус должности гражданской службы РФ. Основным элементом правового статуса должности гражданской службы является порядок ее учреждения. В правовой статус входит функциональное предназначение должности. Должность гражданской службы содержит основную функцию, выполняемую гражданским служащим. Наименование каждой должности представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и место в системе государственного органа (например, советник, помощник, консультант, специалист и т.д.).

Правовой статус гражданской должности содержит перечень установленных обязанностей и прав служащего по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, закрепленных в должностном регламенте.

Элементами правового статуса должности гражданской службы являются также ответственность за исполнение должностных обязанностей, денежное содержание по должности и классному чину, порядок и условия замещения должности.