Понятие, виды и особенности вреда, причиненного окружающей природной среде экологическим правонарушением. Понятие вреда, причиненного окружающей среде

Экологический вред - любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения экологических требований, и связанное с ним любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц. Составными частями экологического вреда являются ущерб, упущенная выгода и моральный вред.
Экологический ущерб проявляется прежде всего в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем. Вследствие данных нарушений может быть причинен ущерб здоровью и имуществу граждан и юридических лиц.
Экологический ущерб часто связан с упущением выгоды, неполучением природопользователем доходов, которые он мог получить при обычных условиях.
Моральный вред может заключаться в нрав- ¦ ственных переживаниях. В экологическом праве, например, уничтожение зеленых насаждений в городах может рассматриваться как фактор причинения морального вреда, что соответственно должно служить основанием для его возмещения. В суд могут предъявляться иски на основании нарушения права на благоприятную окружающую среду.
Закон «Об охране окружающей среды» предусматривает возмещение вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружаю/щей среды. Вред окружающей среде согласно За-
кону «Об охране окружающей среды» причиняется ее загрязнением, истощением, порчей, уничтожением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими нарушениями экологического законодательства, В ст. 77 Закона «Об охране окружающей среды» говорится о том, что вред, причиненный окружающей среде, должен быть возмещен в полном объеме юридическими и физическими лицами, по вине которых был причинен вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан. Возмещение причиненного вреда производится добровольно или по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Законом предусматривается возмещение вреда в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей среды за счет его сил и средств.
При определении ущерба учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий.
Закон устанавливает, что юридические и физические лица вправе предъявлять иск в суд или в арбитражный суд, а граждане - в суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда, арбитражного суда о прекращении экологически вредной деятельности является основанием для прекращения ее финансирования банком.
Дисциплинарное взыскание может быть применено к нарушителю не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Наложение дисциплинарного взыскания не исключает возможности применения более строгих видов ответственности: уголовной, административной, гражданской.
Имущественная ответственность заключается в обязанности работника предприятия, организации возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. Работник, независимо от привлечения к имущественной ответственности, может быть привлечен к иным видам ответственности.
Лица, находящиеся в трудовых отношениях с предприятием, организацией, несут имущественную ответственность при определенных условиях:
наличие прямого действительного ущерба, явившегося результатом совершения работником экологического правонарушения;
противоправность поведения работника, т. е. неисполнение либо ненадлежащее исполнение работником своих обязанностей;
причинная связь между действием либо бездействием работника и причиненным ущербом;
вина работника в причинении ущерба своим действием либо бездействием.*
Трудовое законодательство предусматривает ограниченную и полную имущественную ответственность. При ограниченной ответственности работник обязан возместить ущерб в размере прямого действительного ущерба. Полная имущественная ответственность возможна тогда, когда в соответствии с законодательством либо договором на работника возложена полная материальная ответственность; когда ущерб причинен преступными действиями работника, установленными приговором суда; также в иных случаях.
предусмотрена за следующие экологические правонарушения:
несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;
нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде;
невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы;
сокрытие или искажение экологической информации; нарушение правил лесопользования; нарушение правил пожарной безопасности в лесах;
7 нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных;
уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений;
нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях;
"нарушение правил охраны рыбных запасов;
нарушение правил пользования объектами животного мира;
эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;
"нарушение правил охраны атмосферного воздуха;
"нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
"нарушение требований по охране недр;
"использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению Земель и охране почв;
17)иные экологические правонарушения.

В соответствии со статьей 78 закона «Об охране окружающей среды» возмещение вреда, причиненного природной среде в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Выяснение обстоятельств дела об экологическом правонарушении и выявление его последствий производится органами государственного экологического контроля. Первичным документом, которым оформляется факт экологического правонарушения, является протокол об экологическом правонарушении. Рассмотрев дело об экологическом правонарушении, должностное лицо (комиссия по делам об экологических правонарушениях) государственного органа выносит постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде.

Постановление содержит:

наименование должностного лица (комиссии), вынесшего постановление;

дату рассмотрения дела;

сведения о лице, в отношении рассматривается дело;

зложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;

указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное экологическое правонарушение;

принятое по делу решение;

срок и порядок возмещения причиненного вреда.

Полученные данные о причиненных убытках, включая упущенную выгоду, оформляются актом о размерах причиненных убытков, который прилагается к постановлению. Копия постановления вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Таким образом, правонарушителю предлагается добровольно возместить причиненный вред. При неисполнении нарушителем постановления органы государственного экологического контроля могут предъявлять в суд или арбитражный суд иск о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде.

При возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, применяются обычные формы возмещения вреда: натуральная и стоимостная. К натуральным формам возмещения можно отнести:

меры по восстановлению природного ресурса до исходного состояния на момент нанесения вреда;

предоставление равноценного природного ресурса взамен утраченного или выведенного из хозяйственного оборота;

строительство и передачу истцу сооружений по воспроизводству и восстановлению утраченного.

Однако согласно статье 78 закона «Об охране окружающей среды» возмещение вреда в натуре возможно только с согласия сторон, участвующих в деле. В случае возмещения вреда правонарушителем в добровольном порядке в натуральной форме заключаются соответствующие договоры и (или) соглашения, регламентирующие порядок, условия, сроки и объемы возмещения причиненного вреда.

К стоимостным формам возмещения вреда можно отнести:

предоставление финансовых средств для восстановления состояния окружающей среды до исходного к моменту причинения вреда;

финансирование мероприятий по воспроизводству природных ресурсов;

возмещение истцу иных убытков, включая упущенную выгоду.


Возможен смешанный вариант, при котором в пользу потерпевшего часть средств компенсируется в денежной форме, а часть – путем выполнения восстановительных работ. Если ответчик уклоняется от выполнения возложенных судом обязанностей, суд, арбитражный суд по иску потерпевшей стороны принимает решение о взыскании ущерба в денежной форме, включая убытки, вызванные неисполнением решения суда.

Как уже было сказано, исчисление вреда, причиненного природной среде в силу ряда причин сопряжено со значительными трудностями. Отсюда возникает необходимость разработки и применения специальных способов подсчета причиненного вреда.

В соответствии со статьей 78 закона РФ «Об охране окружающей среды» возмещение причиненного окружающей среде вреда в результате экологического правонарушения производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также с методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Иногда размер причиненного вреда исчисляется в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов.

Такса – это условная единица исчисления причиненного вреда, представляющая собой заранее исчисленный и зафиксированный в твердой сумме размер ущерба. Таксы как инструмент исчисления вреда применяются не по всем видам ресурсов, а лишь по тем, которые обладают признаком делимости. К ним относятся: лесные ресурсы, жив

отный и растительный мир. Такса устанавливается за каждый экземпляр уничтоженного или незаконно добытого дерева, животного, а размер взысканий в соответствии с установленными таксами определяется по количеству поврежденных или уничтоженных объектов природы.

Для определения размера возмещения убытков, причиненных недрам, земельным и водным ресурсам, атмосферному воздуху, действующим законодательством предусмотрено применение специальных методик.

Следует отметить, что применение такс и методик для расчета размера причиненного вреда не всегда обеспечивает реализацию принципа полного возмещения вреда, в особенности при причинении крупномасштабного вреда, поскольку стоимость работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей природной среды может значительно превышать размер взыскания, исчисленный по таксам и методикам.

Денежные средства, взыскиваемые с причинителя вреда, направляются в бюджетные экологические фонды.

Понятие, виды и формы вреда окружающей среде

К юридическим средствам возмещения вреда окружающей среде относится гражданско- правовая ответственность (ГПО). Она наступает по факту правонарушения, т.е.

Виновного и противоправного поведения. Основная функция ГПО состоит в восстановлении нарушенного состояния природной среды и возмещении причиненного ущерба. Таким образом, для решения вопроса возмещения природе вреда используют нормы гражданского законодательства.

На требования о возмещении вреда природной среде распространяются общие основания ГПО, среди которых основополагающее значение имеют вина и противоправность поведения. Причинивший вред обязан его возместить, если не докажет, что вред причинен не по его вине. Вред природной среде с точки зрения последствий можно разделить на вред экономический и вред экологический.

Понятие экономического вреда. Причиняется экономическим интересам природопользователя. Он может выражаться в потерях товарной продукции природы, упущенной выгоде, вынужденных расходах на восстановление имущества и нарушенного состояния природной среды.

Вред экологический нарушает экологические интересы общества в здоровой, благоприятной для жизни, окружающей среде.

Материальным объектом причинения вреда является качество окружающей среды, состояние ее экологических систем, те обменные процессы, которые протекают в биосфере. Вред природной среде причиняется как в результате правомерной (т.е. разрешенной государством) деятельности, так и вследствие нарушения природоохранительного законодательства (экологического правонарушения). Соответственно этому ответственность причинителя вреда может быть эколого-экономической или эколого-правовой.

Эколого-экономическая ответственность причинителя вреда - это ответственность за правомерный, разрешенный, вынужденный по объективным обстоятельствам вред. Она наступает по самому факту причинения вреда независимо от наличия вины в действиях причинителя вреда. А юридическая ответственность наступает при нарушении природоохранительного законодательства. Ее основанием является факт совершения экологического вреда, а не факт возникновения вреда.

Экологический вред выражается в разрыве естественных связей в природе. Невозможно восполнить в денежном эквиваленте ущерб, причиненный окружающей среде (невосполнимый вред), а возмещение вреда в натуре возможно лишь частично, т. е. такое возмещение носит условный характер, поскольку объекты природы не имеют стоимости (относительно восполнимый вред). В денежной сумме оценивается лишь то, что, как правило, нельзя восполнить в натуре (фактический восполнимый вред).

Виды объектов экологического вреда: окружающая среда - антропогенный вред; здоровье человека - физиологический вред; будущее поколение человечества - генетический вред.

Формы вреда:

экологический вред: любые неблагоприятные последствия (материальные и

нематериальные), вызванные нарушением экологического законодательства;

ущерб (реальные и предполагаемые потери количества или качества окружающей среды); убытки (экономически невыгодные для природопользователя последствия потерь) в виде: расходов на восстановление прежнего состояния окружающей среды, утраты с/х продукции, рыбных запасов и т.д.; потери товарной продукции (имущества); упущенной выгоды, недополученных доходов.

Экологический вред проявляется в:

порче - нерациональном использовании, ведущем к потерям качественных и количественных характеристик природных объектов

загрязнении - любом изменении физико-химического состава любым способом и в любой степени

истощении - уменьшении полезных природных свойств

повреждении - частичном приведении в негодность по качеству и количеству уничтожении - полном качественном и количественном приведении в негодность.

Способы (случаи) возникновения вреда:

негативное воздействие последствий аварий и катастроф на объекты природной среды негативное воздействие загрязненных природных объектов с причинением вреда жизни и здоровью (нематериальным благам) физических лиц и имуществу юридических лиц.

В процедуры защиты прав лиц при причинении им экологического вреда входит: 1.

Страхование ответственности за вред, причиненный собственнику природного объекта загрязнением этого объекта (имущественное страхование) или здоровью и имущественным интересам физических и юридических лиц вследствие негативного воздействия загрязненных природных объектов (экологическое страхование). 2.

Обращение собственника природного объекта к предприятию-загрязнителю с требованием возместить вред, причиненный загрязнением природного объекта. 3.

Обращение физических и (или) юридических лиц к специально уполномоченным органам в области ООПС или природоохранную прокуратуру с просьбой о защите их нарушенных прав. 4.

Обращение в суд с иском к предприятию-загрязнителю или к собственнику природного ресурса. 5.

Обращение специально уполномоченных органов или органов природоохранных прокуратур в суд для защиты прав физических или юридических лиц. 6.2.1.

Порядок возмещения экологического вреда (ущерба, оцениваемого в денежном выражении) имеет следующие формы:

судебный и внесудебный (в административном порядке, через страховые выплаты, единовременное экологическое пособие, экологические льготы населению); добровольно и принудительно;

установленным способом (по таксам, по методикам исчисления ущерба, по фактическим затратам на восстановление потерь в природной среде; в смешанном (комбинированном) порядке.

Понятие «вред природной среде» включает в себя прямой и косвенный ущерб, а также убыток.

Ущерб - это выражение в денежной форме результатов вредного воздействия на окружающую среду.

Убыток - материальные потери и финансовые издержки (прямые и косвенные) природопользователей (граждан, предприятий, учреждений и организаций), возникающие в результате:

ликвидации экологических последствий аварии и восстановления нарушенного состояния окружающей среды;

потери здоровья, порчи имущества и продукции природопользователей;

упущенной выгоды от изменения состояния ОС и природных ресурсов и т.

Вред, нанесенный ОС, оценивается на основе фактически установленного, инструментально измеренного и документально подтвержденного негативного воздействия на окружающую среду.

Величина компенсации ущерба, наносимого негативным воздействием на окружающую среду, определяется как сумма ущербов, причиненных различным природным ресурсам, но может быть определена и по одному из них.

Исчисление ущерба и убытков осуществляется на основании действующей нормативнометодической документации, кадастровой оценки природных ресурсов, а также такс для исчисления размера взыскания за ущерб растительному и животному миру.

Возмещение вреда потерпевшей стороне может осуществляться в натуральной и стоимостной формах за счет собственных средств виновника или средств страховых организаций, осуществляющих экологическое страхование.

К натуральным формам относятся меры: по восстановлению эквивалента утраченного количества и качества природного ресурса, предоставлению равноценного природного ресурса взамен утраченного, восстановлению природного ресурса до исходного состояния на момент нанесения вреда, выделению заменяющих объектов, материалов, технологий, оборудования..., строительству сооружений и объектов по воспроизводству и восстановлению утраченного.

К стоимостным формам возмещения вреда относятся: предоставление финансовых средств для восстановления нарушенного состояния окружающей среды до исходного, финансирование мероприятий по воспроизводству природных ресурсов, финансовое обеспечение мер по возмещению вреда, включая упущенную выгоду, компенсация иных дополнительных затрат в связи с восстановлением природного ресурса.

Принципы основаны на ГПО. Это всеобщая обязанность причинителя возместить причиненный вред, это принцип полного возмещения, это принцип ответственности юридических лиц и граждан, принцип солидарной ответственности при совместном причинении вреда. 6.2.2.

Порядок возмещения вреда, причинённого здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Под неблагоприятным воздействием окружающей среды понимается антропогенное воздействие, т.е. воздействие, осуществляемое хозяйственной или иной деятельностью человека.

Компенсация ущерба населению, вызванного стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, регулируется другим законодательством.

Согласно законодательству вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме.

А в соответствии с нормами гражданского законодательства возмещению подлежит лишь та часть ущерба, которая оценивается в деньгах. Как правило, это экономический вред.

Экологический вред человеку (здоровье, смерть, дефекты генетического характера) не оцениваются и остается тем грузом, которое несет общество.

Право на предъявление иска к причинителю вреда о возмещении ущерба здоровью граждан имеют сами потерпевшие, или их законные представители. Иск может быть предъявлен в интересах граждан прокурором, органами МПР и экологии России, общественными объединениями граждан.

Вопросы и задания для самопроверки: 1.

Что означают понятия экологические правонарушения и юридическая

ответственность за них? 2.

Назовите виды ответственности за экологические правонарушения. 3.

Охарактеризуйте административную и уголовную ответственность за экологические правонарушения. 4.

Перечислите элементы состава экологического преступления и дайте их краткую

характеристику. 5.

Что такое экологический вред? 6.

Перечислите виды и формы вреда. 7.

Каков порядок возмещения экологического вреда? 8.

Охарактеризуйте формы возмещения вреда.

Часть вторая. Особенная часть курса экологического права Тема 7. Правовая охрана окружающей среды в промышленности, энергетике, военной деятельности и в сельском хозяйстве. Эколого-правовые требования в городских и сельских поселениях

Основные проблемы окружающей среды в промышленности.

Экологические требования при размещении, проектировании и строительстве промышленных объектов. Экологические требования, предъявляемые в процессе эксплуатации промышленных объектов. Экологическая паспортизация промышленных предприятий. Правовое регулирование размещения промышленных отходов. Экологические требования к размещению и эксплуатации энергетических объектов. Экологические требования к военным и оборонным объектам.

Основные направления охраны окружающей природной среды в сельском хозяйстве на современном этапе его развития.

Правовые меры охраны земель сельскохозяйственного назначения от загрязнения, истощения, нерационального использования. Понятие мелиорации и экологические требования при проведении мелиоративных работ. Правомочия землепользователей по проведению мелиоративных работ на их земельных участках.

Виды поселений по российскому законодательству. Эколого-правовые требования в градостроительстве.

Еще по теме 6.2. Возмещение вреда окружающей среде:

  1. Глава 12 ВОЗМЕЩЕНИЕ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ ИМУЩЕСТВЕННОГО ВРЕДА И ИМУЩЕСТВЕННАЯ КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЕМ
  2. 4.1. Санитарно-химический анализ загрязняющих веществ в окружающей среде
  3. § 6. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Правовая природа, цели и задачи, структура
  4. § 3. СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ ВРЕДА
  5. § 2. Порядок возмещения имущественного и морального вреда
  6. Глава 4 Проблемы выживания и адаптации к окружающей среде
  7. § 2. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ ПРИЧИНЕННОГО ВРЕДА
  8. § 3. Порядок возмещения имущественного, морального вреда и восстановления иных прав реабилитированного
  9. § 5. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений -

В соответствии со ст. 86 Закона РФ вред окружающей среде может быть причинен юридическими лицами и гражданами загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экосистем и другими экологическими правонарушениями. Под вредом понимается реальный ущерб и упущенная выгода. Реальный ущерб в экологической сфере может выражаться в уменьшении лесных массивов, снижении плодородия почвы, а также в расходах на их восстановление. Упущенная выгода в экологической сфере может выражаться в неполученных доходах, например от хозяйственного использования той почвы, плодородие которой снизилось.

Вред окружающей среде может быть как экономический (гибель лесного массива, предназначенного к вырубке и продаже), так и экологический. Эти виды вреда органически связаны между собой как источником, так и способом причинения. В отличии от экономического, экологический более длителен в своих последствиях. Данный вред не всегда может быть возмещен. Поэтому огромное значение имеет превентивная работа по предупреждению наступления вреда.

Вред окружающей среде может быть причинен как правомерными действиями (разрешенными государством), так и вследствие нарушения экологического законодательства. Эколого-правовая ответственность за неправомерный вред наступает только в случае, когда он является прямым следствием нарушения экологического законодательства.

Правовой режим природопользования. Загрязнение вод.

Правонарушениями считаются загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевой воды либо изменение природных свойств, если они повлекли существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.

Под существенным понимается вред, причиненный животному и растительному миру, - возникновение заболеваний или гибель животных и растений, уничтожение рыбных запасов, мест нереста, заболевание или гибель лесных массивов, снижение продуктивности земель, возникновение заболоченных или засоленных земель. Оценка причиненного вреда выполняется с учетом на зырыбление водоемов, реальной стоимости затрат на восстановление работы и ликвидацию последствий.

Загрязнение биосферы . Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если это повлекло загрязнение или изменение природных свойств воздуха, наказуемо. Загрязнением является: внесение в состав атмосферного воздуха, атмосферы или образование в них загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих нормативы качества или уровни естественного содержания; повышение концентрации химических веществ; изменение теплового режима, радиационных, электромагнитных и шумовых показателей.

Источниками загрязнения могут быть транспортные средства, предприятия промышленности, воздушные линии элетропередач, распределительные подстанции, энергетические установки, станции радиолокации, сотовая и космическая связь.

Загрязнение морской среды – привнесение веществ и материалов, ухудшающих качество морской среды, ограничивающих ее использование, приводящее к уничтожению, истощению, заболеванию или сокращению живых ресурсов моря. Наказывается загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения захоронения или сброса с транспортных средств веществ или материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды.

К нарушениям относятся: погружение веществ и материалов с судна без соответствующего разрешения, затопление неотработанного ядерного топлива с военных судов; непринятие мер в случае инцидента с судном или иным субъектом, повлекшее или могущего повлечь сброс нефти или иных загрязняющих веществ; слив в море химических веществ из отстойников. Эти нарушения происходят при возведении в море буровых установок, платформ, транспортировке нефтепродуктов, затоплении отходов, проведении военных испытаний, аварии на судах, сливе в море химических веществ предприятиями, расположенных на берегу. Вред, нанесенный морской среде, может проявиться в массовой гибели морских биоресурсов, уничтожении кормовой базы рыб, загрязнении мест отдыха граждан.

Порча земли . Правонарушениями считаются отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и другими опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности является правонарушением. Загрязнение леса может происходить в ходе сбросов вредных веществ, а также размещения отходов и отбросов производства, коммунально-бытовых и иных отходов, устройства свалок.

Незаконная охота – выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких животных. Нахождение в охотничьих угодьях с ружьем, охотничьими собаками, орудиями охоты приравнивается к охоте. Незаконной признается охота без соответствующего разрешения или осуществляемая вопреки запрету либо лицом, не имеющим права на охоту. Предмет незаконной охоты- дикие животные в среде их естественного обитания.

Незаконная добыча рыбы, морского зверя или иных животных , если она повлекла крупный ущерб или произведена с использованием самоходного транспортного средства, электротока, химических или взрывчатых веществ или происходила на территории заповедника или в зоне экологического бедствия, в местах нереста или на путях миграции, наказывается. Правонарушением признается незаконная добыча котиков, морских бобров, тюленей, иных морских млекопитающих в открытом море или запретных зонах. Под добычей понимается процесс улова, убоя, извлечения и иного изъятия из природной среды водных животных и растений, заканчивающийся завладением предметом добычи.

Нарушение правил охраны окружающей среды.

Охрана окружающей среды регламентирована нормами, установленными экологическим и природоохранным законодательством. Нарушение этих норм при проектировании промышленных, сельскохозяйственных и других объектов лицами, ответственными за их соблюдение, если это повлекло за собой существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных или иные тяжкие последствия, признается правонарушением. При размещении, проектировании, строительстве, при прокладке линий электропередач, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматривающие мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Все эти требования детализированы в соответствующих федеральных законах, в статьях Земельного, Лесного, Водного кодексов, в инструкциях и постановлениях строительных и проектных организаций. Невыполнение или ненадлежащее их выполнение является нарушением правил охраны окружающей среды при производстве работ.

Нарушение правил обращения с экологически опасными веществами.

Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка и хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если это создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, является правонарушением. Запрещенные виды опасных отходов – сильнодействующие отравляющие вещества; опасные отходы – непригодные для производства или утратившие потребительские свойства сырье, вещества и энергия, способные вызвать отравление. Нарушение правил обращения с отходами состоит в противоправном действии или бездействии (невыполнение должностных обязанностей); обезвреживание,утилизация, складирование, хранение, захоронение, транспортировка, удаление.

Незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ повышенная общественная опасность сильнодействующих и ядовитых веществ потребовала специального закона о запрете на их изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку, пересылку, сбыт. На их использование в научных и медицинских целях необходимо специальное разрешение. Выделяются более 100 видов сильнодействующих веществ,например, аминазин, барбидол натрия, клофелин, пипрадол, тазепам, теофедрил, френолон, хлороформ, эфир. Существует более 60 видов ядовитых веществ: метиловый спирт, стрихнин, фенол, цианистый калий, яд змеиный, некоторые соединения ртути, синильная кислота и т.д.

Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатации горно-добывающих предприятий и подземных сооружений, самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти действия повлекли значительный ущерб, считается правонарушением.

Недра – часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов. Правила их охраны регламентируются горным и геологическим законодательством страны. Нарушения состоят в затоплении, обводнении или пожаре, когда в результате снижается качество полезных ископаемых; в сбросе сточных вод, размещении отходов производства, загрязнении недр, накоплении промышленных отходов в местах источников питьевого или промышленного водоснабжения. Сюда относятся и неизвлечение попутных компонентов, несоблюдение условий лицензии на добычу полезных ископаемых, непроведение полного изучения недр перед строительством. Застройка площадей разрешается только при отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком застройки. Ущерб от нарушении правил использования недр включает потери полезных ископаемых, ухудшение состояния земли, рост затрат на добычу полезных ископаемых.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов : заказники, заповедники, памятники природы, наносящее им значительный ущерб, - правонарушение. Объекты охраны в данном случае являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, если они имеют особое природоохранное, научное, культурное или эстетическое значение и язъяты из хозяйственного оборота. Это государственные природные заповедники, природные и национальные парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, где запрещена любая деятельность, разведка и разработка полезных ископаемых, размещение садовых участков, движение и стоянка механизированных транспортных средств, добыча животных.

Под природным комплексом понимается природно -географический комплекс, представляющий ограниченный участок территории, в котором природные компоненты находятся устойчивом взаимодействии. К объектам с особым статусом относятся заповедники, заказники, ботанические сады, национальные парки.

Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах, явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, признается правонарушением.

К событиям, фактам или явлениям, создающим опасность, относятся природные, техногенные процессы, способные при неблагоприятном развитии или отсутствии мер контроля и регулирования вызвать опасность для человека и окружающей среды. Информация, подпадающая под действие данных требований, включает экологически и медицински значимую информацию, сведения о катастрофах, ававриях на объектах атомной энергетики, эпидемиях, военных действиях, промышленных процессах могущих повлечь опасность для человека, нации в целом, среды обитания.

Сокрытие - недоведение информации до лиц, имеющих право на ее получение или нуждающихся в ней, с целью воздействия на события, явления. Искажение информации считается сообщение неполных или неверных данных, прогнозов, оценок.

Незаконное обращение с радиоактивными материалами - разрушение радиоактивных материалов, является правонарушением. К объектам атомной энергетики относятся ядерные установки, в том числе атомные станции, космические и летательные аппараты, установки и устройства с ядерными зарядами, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов. Радиоактивные вещества могут находиться в газообразном, жидком или твердом состоянии.

Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими агентами или токсинами если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий, признается правонарушением. Нарушение состоит в активных действиях или бездействии, в ненадлежащем контроле, выпуске в окружающую среду макроорганизмов, неиспользование средств защиты, нарушении условий хранения и транспортировки.

Данный закон распространяется на деятельность медицинских, фармацевтических, научно-исследовательских, военных организаций, занимающихся генной инженерией, получением и выращиванием микроорганизмов. Опасными для человека являются вирусы, бактерии, токсины, генетически измененные микроорганизмы, которые способны вызвать инфекционные заболевания, расстройства здоровья, стойкую утрату здоровья и гибель. Ущерб от нарушения правил борьбы с болезнями и вредителями растений состоит из затрат на уничтожение зараженных участков леса, продуктов и животных, восстановление растительности пораженных участков, возмещение имущественного ущерба при гибели многолетних культурных насаждений, урожая.

Под нарушением санитарно-эпидемиологических правил понимают использование пищевых продуктов без предварительного контроля, употребление грязной воды, использование грязной воды при приготовлении пищи, нарушение правил захоронения отходов.

Виды ответственности за экологические правонарушения. Эколого-правовая ответственность – разновидность юридической ответственности, она отличается от других видов юридической ответственности и имеет характерные признаки:

    Все правонарушения складываются в сфере окружающей природной среды.

    Объектом посягательства является компонент окружающей среды.

    Эколого-правовое нарушение как правило охватывает два объекта- окружающую среду и здоровье человека.

    Проявляется в формах юридической ответственности – уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной и материальной ответственностью регламентирована Законом « Об окружающей природной среде». Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды. Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее экологическое законодательство.

Для экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

Противоправность поведения

Причинение экологического вреда

Причинная связь между противоправным поведением и нанесением экологическим вредом или возникновением реальной угрозы причинения вреда.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов или мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники (ст. 82 Закона «Об охране окружающей природной среде»

Материальная ответственность регулируется Кодексом законов о труде (ст.118-126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятий, по вине которых предприятие понесло расходы на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Административная ответственность регулируется как природоохранительным законодательством, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность нарушения правил экологической безопасности, нарушение правил хранения, утилизации опасных веществ, нарушение правил безопасности, порчу земли, незаконную добычу водных животных, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконную охоту, незаконную порубку деревьев, кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов.

(все экологические преступления выделены в отдельную главу)

Применение дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд функций:

Стимулирующую ответственность граждан

Компенсирующую за причиненный ущерб

Превентивную меру

Экологическое правонарушение предусматривает три уровня наказания:

За нарушение

За нарушение, повлекшее значительный ущерб

За нарушение, повлекшее смерть человека.

Видами наказаний могут быть: штраф, лишении права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.

Экологическая катастрофа – проявляется в серьезном нарушении экологического равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов, полном или существенном сокращении их численности, в нарушении циклов сезонных изменений кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом экологического преступления может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера.

02.11.2011.

Понятие вреда окружающей среде- негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения, повлекшую деградацию экологических систем и истощение природных ресурсов. Это физические изменение окружающей среды. Определение дано в ст. 1 Закона об ООС. С одной стороны, это понятие узкое, т.к. оно указывает только на загрязнение. Возможно уничтожение, повреждение природных объектов.

С этой точки зрения легальное определение неоправданно узкое. Но не каждые изменения в окружающей среде могут быть признаны как вред окружающей среды, т.к. должны повлечь деградацию экологических систем и истощение природных ресурсов.

Соотношение понятий «вред, ущерб, убытки». Ущерб ГК использует применительно к реальному ущербу, а убытки- как причинение вреда. Конституция в статье 42 употребляет термин ущерб, а не вред. Сейчас есть законопроект о внесении изменений в Закон об ООС, где термин ущерб заменен на вред.

Способы причинения вреда окружающей среде:

1) Загрязнение;

2) Повреждение;

3) Уничтожение природных объектов, которые являются элементами природной среды.

Негативное воздействие на окружающую среду не во всех случаях является вредом. Следуя определению о вреде, вред должен предполагать качественные изменения в окружающей среде, которые не позволяют компонентам окружающей среды осуществлять взаимосвязь между собой, которые повлекли истощение природных ресурсов и деградацию экологических систем.

Например, произошло загрязнение водного объекта- изменился химический состав воды и вода стала непригодна для рыб, и они гибнут. Или, например, водный объект в результате паводка разлился, и часть воды попала на почту и произошло загрязнение почвы. Испарение компонентов с почты ведет к загрязнению всех компонентов окружающей среды. Это первая особенностью.

Вторая особенность вреда окружающей среды- растянутость во времени. Например, рыбы могут начать мутировать в течение нескольких лет. Определить вред бывает в большинстве случаев невозможно. Вред окружающей среде имеет социальное значение, т.к. нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду. Экономическая составляющая заключается в утрате способности компонентов окружающей среды обеспечивать доход.

Вред окружающей среде- это легальный термин.

Вред окружающей среде- это понятие родовое. Он включает в себя вред, причиненный землям, водам, рыбным запасам, объектам водного мира. С точки зрения возмещения вреда, вред возмещается отдельным компонентам природной среды, но не всем сразу: например, вред возмещается водным объектам, рыбным запасам и т.д.

Понятие возмещение вреда окружающей среде


Возмещение вреда можно рассматривать как межотраслевой институт. Общие положения возмещения вреда устанавливаются главой 59 ГК.

Есть также специальное правое регулирование норм о возмещении вреда. Есть нормы Закон об ООС, нормы природо-ресурсного законодательства (земельного, водного, недр, природо-запасного). Есть также ФЗ «Об использовании атомной энергии», который регулирует особенности причинения вреда, причиненного источником ионизирующего воздействия на окружающую среду.

Нормы бюджетного законодательства определяют, куда направляются денежные средства по искам о возмещении вреда.

Есть полномочия ФОИВ и органов исполнительной власти субъектов РФ по предъявлению исков о возмещении вреда окружающей среде.

Сюда так же относятся нормы административного законодательства.

Возмещение вреда- это также правовая мера охраны окружающей среды, которая направлена на восстановление нарушенного состояния окружающей среды. Возмещению вреда придается значение правовой меры по охране окружающей среды.

Возмещение вреда понимается также как способ защиты нарушенного права на окружающую среду. У граждан и общественных объединений есть право на предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среды- ст. 11, 12 Закон об ООС. Граждане и общественные объединения являются процессуальными истцами.

Возмещение вреда понимается и как мера ответственности. Причинитель вреда возмещает вред именно в размере причиненного вреда. Для правонарушителя причинение вреда является ответственностью. Т.е. для правонарушителя- это вид юридической ответственности.

Правовое основание возмещения вреда- это нарушение законодательства об охране окружающей среды. Не любое негативное воздействие на окружающую среду является основанием возмещения вреда. Здесь не действует принцип генерального деликта. Например, субъектам хозяйственной деятельности устанавливаются нормативы, а потом выдается разрешение. В установленных нормативах деятельность является правомерной. Если при этом возникают основания полагать, что есть негативное воздействие на окружающую среду, то оснований для возмещения вреда нет, т.к. деятельность была правомерной.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду: негативное воздействие на окружающую среду, которое разрешено, осуществляется за плату. Сколько веществ было выброшено в воду или в воздух, то столько субъект и должен заплатить.

Статья 16 Закона об ООС- внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от возмещения вреда.

В данном случае возмещение вреда может возникнуть только в том случае, если есть вред. Если норматив превышен, то есть основания для возмещения вреда. Субъект, превышая норматив, платит по прогрессивной шкале в 5 раз больше. Например, есть субъект хозяйственной деятельности, который производит сбросы в водный объект. У него есть норматив, например, на 1 тысячу тонн. Но в результате аварии он сбросил 1,5 тонн. Вот за тысячу тонн он платит обычную ставку, за 500 тонн- повышенную, а если ещё и водному объекту причинен вред, то будет платить ещё и возмещение вреда.

Международное регулирование возмещения вреда:

1) Гражданская ответственность за ядерный ущерб;

2) Ответственность за разлив нефти

Одному субъекту возместить вред не получится. Обязательно необходимо финансового обеспечения судовладельца или владельца атомной станции- либо страхование, либо депонирование денежных средств.

К атомным остановкам- устанавливается субсидиарная ответственность государства (оператор отвечает сам, а потом уже государство).

Способы возмещения вреда окружающей среды

Вред можно возмещать в натуре либо возмещать убытки. Сегодня серьезного правового регулирования возмещения вреда в натуре нет.

Не представляется возможным определить те расходы, которые должно понести то лицо, которому причинен вред для восстановления окружающей среды. Определения размера убытков с точки зрения статьи 15 ГК процедура очень трудоёмкая и достичь результатов в виде определения полного объема убытков почти невозможно.

Для определения размера убытков в случае причинения вреда окружающей среде применяются таксы и методики. В законодательстве был установлен принцип приоритета применения такс и методик. Если для определения убытков предусмотрены таксы и методики, то вред считается по фактическим затратам с учетом упущенной выгоды (т.е. это статья 15 ГК).

Закон об ООС 2002 года внес некую сумятицу в понимание принципа приоритета такс и методик. Статья 78 говорит о том, что определения размера вреда определяется из фактических затрат в соответствии с восстановительных или реконструкционных работ, а при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками. Получается буквальное толкование этих положений говорит о том, что субъекты возмещают вред в соответствии с таксами и методиками, а граждане в соответствии с проектами восстановительных и реконструкционных работ, а если их нет, то в соответствии с таксами и методиками. Т.е., если гражданин под Новый Год снес елку, а потом нужно представить проект восстановительных и реконструкционных работ?

ВС сказал, что субъект хозяйственной деятельности возмещает вред с точки зрения таск и методик.

Новый законопроект говорит, что будет установлен приоритет расчетного способа определения убытков.

Таксы и методики.

Таксы- это установленная единица исчисления размера убытков. Например, за одного объекта животного мира устанавливается такса- 25 тысяч рублей за лебедя.

Таксы устанавливаются нормативно-правовыми актами, либо Постановлениями Правительства, либо актами Минприроды. Может быть твердая денежная сумма (например, за кубометр древесины), если заготовка соответствующих деревьев не допускается. С одной стороны, считаются затраты, а с другой стороны, эти затраты умножаются.

Есть ли в таксе штрафной элемент или кратный размер связан с тем, что в убытках есть неполученные расходы? Это вопрос сложный, который ответа не имеет.

Что такое методики? Методики- это тоже нормативно-правовые акты ФОИВ, которые устанавливают не просто размер, а определяют, какие дополнительные коэффициенты в эту формулу включаются. Методики- это более сложные расчеты, в основе которых лежит условная величина. Все эти величины по большей степени достаточно условны.

С 2008 года по всем компонентам природной среды приняты новые таксы и методики. Это можно найти через статьи 77 и 78 Закона об ООС.

Если вред незначительный, то затраты на подготовку проекта восстановительных и реконструкционных работ могут быть выше, чем причиненный вред.

Порядок возмещения вреда

Возможно либо добровольно, либо по решению суда.

Но не всегда легко понять, кто причинитель вреда. Например, незаконная вырубка лесов. Или могут быть аварийные выбросы и на момент проверки содержание ПДК будет адекватным.

Если причинителя вреда нашли, тот тут же доказывают это, составляя протокол об административном правонарушении.

Истцами могут быть граждане и общественные объединения.

ФОИВ и органы гос власти субъектов- в положениях, недавно принятых, у Росприроднадзора не полномочий на предъявление таких исков. Арбитражные суды такую позицию поддерживают. Иск о возмещении вреда предъявляется прокурором в защиту неопределенного круга лиц. ВАС также придержал полномочия Росприроднадзора на предъявление исков.

Суды общей юрисдикции слушают такие дела очень тяжело.

Мин экологии и природопользования, а также соответствующие Департаменты Москвы и Московской области могут подавать такие иски.

Срок, в течение которого иск может быть предъявлен- ст. 77 или 78 Закона об ООС- срок установлен в 20 лет. Иски о компенсации вреда могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Не ясно, это срок исковой давности или это срок пресекательный.

Международный акты устанавливают срок исковой давности в 3 года, а пресекательный- 20 лет. Т.е. 3 года с момента когда лицо узнало или должно было узнать, но не позднее, чем через 20 лет после того, как такое событие произошло.

Новый законопроект, который сейчас внесен в ГД, установил срок в 30 лет.

Все суммы по искам о возмещении вреда зачисляются в бюджеты муниципальных районов и городских округов, независимо от того, кто бы этот иск не предъявлял.

С возмещением вреда связаны требования о приостановлении и прекращении деятельности. В соответствии с ГК такого рода требования входят в понятие предупреждение причинения вреда. Закон об охране окружающей среды устанавливает, что такие требования могут быть предъявлены. Но не указаны субъекты предъявления таких требований.

Суды в этом случае достаточно активно применяют статью 1065 ГК, где говорится, что суд может отказать в иске, если приостановление или прекращение деятельности может противоречить общественным интересам. Например, в Москве было дело о вырубке газонов, чтобы расширить проезжую часть. суд сказал, что расширение дороги приведет к снижению пробок, а также к снижению газов. Поэтому, вырубка деревьев- это лучше, чем те газы, которые выбрасывают машины.