Порядок представления по требованию налогового органа документов в виде скан-образов. Представляем документы по требованию ифнс Порядке по требованию

Основанием для расторжения или изменения договора по требованию одной из сторон в судебном порядке является существенное нарушение договора другой стороной либо иные основания, прямо предусмотренные законом или договором (п. 2 ст. 450 ГК).
Существенный характер нарушения договора состоит не в размере ущерба, причиненного неисполнением или ненадлежащим исполнением договора, а в его соотношении с тем, чего могла ожидать соответствующая сторона договора от исполнения обязательства контрагентом. Поэтому возможно удовлетворение судом требования о расторжении (изменении) договора и в том случае, когда вызванный нарушением договора ущерб незначителен по размеру. Решение суда зависит от того, является ли действительно существенной разница между тем, на что сторона, заключая договор, вправе была рассчитывать, и тем, что фактически ей удалось получить.
При определении, является ли допущенное нарушение существенным во внешнеторговом обороте, принимаются во внимание следующие обстоятельства (ст. 7.3.1 Принципов международных коммерческих договоров):
- существенно ли неисполнение договора лишает потерпевшую сторону того, что она имела право ожидать (кроме случаев, когда другая сторона не предвидела и не могла предвидеть такой результат);
- имеет ли принципиальный характер с точки зрения договора строгое соблюдение неисполненного обязательства;
- является ли неисполнение умышленным или совершено по грубой небрежности;
- дает ли неисполнение потерпевшей стороне основание верить, что она не может полагаться на будущее исполнение другой стороны;
- понесет ли неисполнившая сторона несоразмерные потери в результате подготовки или осуществления исполнения, если договор будет прекращен.
Иные основания, предусмотренные законом или договором, представляют собой конкретные нарушения отдельных видов договоров (в том числе и не обладающие признаками существенного нарушения условий договора), которые признаются основанием для расторжения (изменения) договора по требованию одной из сторон. Например, неисполнение продавцом обязанности по передаче покупателю товара свободным от любых прав третьих лиц дает покупателю право требовать уменьшения цены товара (т.е. изменения условия договора о цене) либо расторжения договора купли-продажи, если не будет доказано, что покупатель знал или должен был знать о правах третьих лиц на этот товар (п. 1 ст. 460 ГК).
Основанием для изменения или расторжения договора могут служить также обстоятельства, не связанные с нарушением договора одной из сторон при условии, что они прямо предусмотрены законом или договором. К примеру, страховщик, уведомленный об обстоятельствах, влекущих увеличение страхового риска, вправе потребовать изменения условий договора страхования или уплаты дополнительной страховой премии соразмерно увеличению риска. Если страхователь возражает против изменения условий договора страхования или доплаты страховой премии, страховщик вправе потребовать расторжения договора в судебном порядке (п. 2 ст. 959 ГК).
Договор может быть расторгнут или изменен судом по требованию одной из сторон при условии соблюдения последней определенного порядка. Суть его заключается в том, что такое требование может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок (п. 2 ст. 452 ГК). В случае согласия с этим предложением договор будет считаться соответственно расторгнутым или измененным по соглашению сторон (с момента получения лицом, направлявшим предложение, письменного сообщения контрагента о его согласии с расторжением или изменением договора).
Применительно к отдельным видам договоров предусматриваются дополнительные требования, касающиеся порядка расторжения или изменения соответствующего договора по требованию одной из сторон. Так, право арендодателя требовать досрочного расторжения договора аренды в связи с допущенными арендатором нарушениями его условий дополнительно обусловлено обязанностью арендодателя направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения последним обязательства в разумный срок (ст. 619 ГК).
В качестве исключения законом допускается предъявление требования о расторжении (изменении) договора третьими лицами. Например, по иску заинтересованного лица судом может быть отменено дарение, совершенное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в нарушение положений закона о несостоятельности (банкротстве) за счет средств, связанных с его предпринимательской деятельностью, если соответствующая сделка совершена в течение шести месяцев, предшествовавших объявлению несостоятельным (банкротом) дарителя (п. 3 ст. 578 ГК).
Последствия расторжения или изменения договора по требованию одной из сторон связаны с возможностью предъявления самостоятельного требования о возмещении убытков, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств. Если неисполнение договора обладает признаками существенного нарушения договора, контрагент получает также право требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора. В отдельных видах договоров сторона, обладающая правом требовать расторжения договора в связи с его нарушением контрагентом, получает право на возмещение убытков, причиненных расторжением договора, независимо от того, является ли нарушение договора существенным или несущественным. Например, арендатор при неполучении в срок арендованного имущества имеет право на возмещение убытков, вызванных расторжением договора (п. 3 ст. 611 ГК).

Еще по теме 5. Изменение и расторжение договора в судебном порядке по требованию одной из сторон:

  1. 4. Изменение и расторжение договора по соглашению сторон
  2. Соглашение об изменении договора должно быть совершено в той же форме, что и сам договор (п. 1 ст. 452 ГК РФ). Договор поставки заключен в виде единого документа, изменения к нему стороны согласовали в процессе деловой переписки. Можно ли считать, что стороны достигли соглашения об изменении договора?

Основанием для расторжения или изменения договора по требованию одной из сторон в судебном порядке является существенное нарушение договора другой стороной либо иные основания, прямо предусмотренные законом или договором (п.

2 ст. 450 ГК).

Существенный характер нарушения договора состоит не в размере ущерба, причиненного неисполнением или ненадлежащим исполнением договора, а в его соотношении с тем, чего могла ожидать соответствующая сторона договора от исполнения обязательства контрагентом. Поэтому возможно удовлетворение судом требования о расторжении (изменении) договора и в том случае, когда вызванный нарушением договора ущерб незначителен по размеру. Решение суда зависит от того, является ли действительно существенной разница между тем, на что сторона, заключая договор, вправе была рассчитывать, и тем, что фактически ей удалось получить.

При определении, является ли допущенное нарушение существенным во внешнеторговом обороте, принимаются во внимание следующие обстоятельства (ст. 7.3.1 Принципов международных коммерческих договоров):

существенно ли неисполнение договора лишает потерпевшую сторону того, что она имела право ожидать (кроме случаев, когда другая сторона не предвидела и не могла предвидеть такой результат);

имеет ли принципиальный характер с точки зрения договора строгое соблюдение неисполненного обязательства;

является ли неисполнение умышленным или совершено по грубой небрежности;

дает ли неисполнение потерпевшей стороне основание верить, что она не может полагаться на будущее исполнение другой стороны;

понесет ли неисполнившая сторона несоразмерные потери в результате подготовки или осуществления исполнения, если договор будет прекращен.

Иные основания, предусмотренные законом или договором, представляют собой конкретные нарушения отдельных видов договоров (в том числе и не обладающие признаками существенного нарушения условий договора), которые признаются основанием для расторжения (изменения) договора по требованию одной из сторон. Например, неисполнение продавцом обязанности по передаче покупателю товара свободным от любых прав третьих лиц дает покупателю право требовать уменьшения цены товара (т.е. изменения условия договора о цене) либо расторжения договора купли-продажи, если не будет доказано, что покупатель знал или должен был знать о правах третьих лиц на этот товар (п. 1 ст. 460 ГК).

Основанием для изменения или расторжения договора могут служить также обстоятельства, не связанные с нарушением договора одной из сторон при условии, что они прямо предусмотрены законом или договором. К примеру, страховщик, уведомленный об обстоятельствах, влекущих увеличение страхового риска, вправе потребовать изменения условий договора страхования или уплаты дополнительной страховой премии соразмерно увеличению риска. Если страхователь возражает против изменения условий договора страхования или доплаты страховой премии, страховщик вправе потребовать расторжения договора в судебном порядке (п. 2 ст. 959 ГК).

Договор может быть расторгнут или изменен судом по требованию одной из сторон при условии соблюдения последней определенного порядка. Суть его заключается в том, что такое требование может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок (п. 2 ст. 452 ГК). В случае согласия с этим предложением договор будет считаться соответственно расторгнутым или измененным по соглашению сторон (с момента получения лицом, направлявшим предложение, письменного сообщения контрагента о его согласии с расторжением или изменением договора).

Применительно к отдельным видам договоров предусматриваются дополнительные требования, касающиеся порядка расторжения или изменения соответствующего договора по требованию одной из сторон. Так, право арендодателя требовать досрочного расторжения договора аренды в связи с допущенными арендатором нарушениями его условий дополнительно обусловлено обязанностью арендодателя направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения последним обязательства в разумный срок (ст. 619 ГК).

В качестве исключения законом допускается предъявление требования о расторжении (изменении) договора третьими лицами. Например, по иску заинтересованного лица судом может быть отменено дарение, совершенное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в нарушение положений закона о несостоятельности (банкротстве) за счет средств, связанных с его предпринимательской деятельностью, если соответствующая сделка совершена в течение шести месяцев, предшествовавших объявлению несостоятельным (банкротом) дарителя (п. 3 ст. 578 ГК).

Последствия расторжения или изменения договора по требованию одной из сторон связаны с возможностью предъявления самостоятельного требования о возмещении убытков, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств. Если неисполнение договора обладает признаками существенного нарушения договора, контрагент получает также право требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора. В отдельных видах договоров сторона, обладающая правом требовать расторжения договора в связи с его нарушением контрагентом, получает право на возмещение убытков, причиненных расторжением договора, независимо от того, является ли нарушение договора существенным или несущественным. Например, арендатор при неполучении в срок арендованного имущества имеет право на возмещение убытков, вызванных расторжением договора (п. 3 ст. 611 ГК).

Только в апреле закончилась самая горячая пора у бухгалтера - годовой отчет и отчетность за 1 квартал остались позади и можно заняться текущими (а так же отложенными на «когда-нибудь потом») делами. Однако возросшая активность налоговых инспекций, забрасывающих налогоплательщиков требованиями, не всякому бухгалтеру позволит спокойно жить и работать.

В рамках проведения налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, ФНС может запрашивать информацию и документы не только у налогоплательщиков, в отношении которых проводятся данные проверки и мероприятия, но и:

  • у их контрагентов,
  • у иных лиц «располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика».
Деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением:
  • налогоплательщиками,
  • налоговыми агентами,
  • плательщиками сборов,
законодательства о налогах и сборах, регламентируется главой 14 первой части Налогового кодекса.

Согласно положениям ст.93.1 НК РФ, ИФНС вправе истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемых налогоплательщиков у контрагентов (или иных лиц) в следующих случаях:

  • При проведении налоговой проверки.
  • При рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (или его заместителя) ИФНС «о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля».
  • В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у ИФНС возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки*.
*В этом случае документы и информация налоговая может затребовать у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

Нередко в перечень документов, которые требует ИФНС, попадаются такие, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к налоговому контролю. И, соответственно, налогоплательщики, получившие такое Требование, в замешательстве - предоставлять требуемое или нет?

В нашей статье мы рассмотрим особенности действующего законодательства, регламентирующего проведение «встречных» проверок и касающиеся прав ИФНС в части затребования документов (информации) и обязанностей налогоплательщиков в части их предоставления.

Сроки и порядок предоставления документов

Для начала рассмотрим сроки предоставления документов по требованию, а так же последствия не предоставления (несвоевременного предоставления) документов.

Согласно п.5 ст.93.1 НК РФ, лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней *со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

*В соответствии с п.6 стр.6.1 НК РФ, срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях , если срок не установлен в календарных днях. Соответственно, документы или информацию необходимо представить в течении 5 рабочих дней.

При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

Необходимо помнить, что не взирая на объемы документации, ИФНС вправе, но не обязана продлевать пятидневный срок и, соответственно, может отказать налогоплательщику, а впоследствии оштрафовать его за нарушение сроков, если он в них не уложится.

Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных п.2 и 5 ст.93 НК РФ.

В соответствии с п.2 ст.93 НК РФ, документы могут быть представлены в налоговый орган:

  • лично,
  • или через представителя,
  • направлены по почте заказным письмом,
  • или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий . Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

При этом, Минфин и ФНС придерживаются позиции, что заверять необходимо копию каждого документа (т.е. сшить все документы в одну пачку и заверить их печатью и подписью на обороте - нельзя).

Такая точка зрения изложена, например, в Письме Минфина от 11.05.2012г. №03-02-07/1-122:

«Согласно п. 5 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных п. п. 2 и 5 ст. 93 Кодекса.

Представление в налоговые органы документов на бумажном носителе по общему правилу производится в виде заверенных проверяемым лицом копий (п. 2 ст. 93 Кодекса).

В соответствии с п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Пунктами 2.1.29, 2.1.30 и 2.1.39 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 N 28, предусмотрено, что копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Под реквизитом документа понимается обязательный элемент оформления документа.

В соответствии с Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 03.03.2003 N 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации» («ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов») при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляют заверительную надпись: «Верно»; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения. Копия документа заверяется печатью организации.

При этом исходя из положений ст. 93 Кодекса заверена должна быть каждая копия документа , а не подшивка этих документов .

Непредставление документов в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. ст. 126 или 129.1 Кодекса.»

А вот многостраничный документ можно заверить как постранично, так и целиком - прошив и пронумеровав его.

Данная позиция отражена в п.21 Письма ФНС России от 13.09.2012г. №АС-4-2/15309@:

«Таким образом, могут быть поддержаны существующие в деловой практике способы заверения многостраничных документов как заверение каждого отдельного листа копии документа, так и прошитие многостраничного документа и заверение его в целом. При этом, в случае заверения копии документа в целом необходимо учитывать толщину пачки и материал прошития ее (шпагат, бечевка и т.д.).»

На основании п.5 ст.93 НК РФ, в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков).

Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Из вышеуказанной нормы следует, что не предоставлять повторно копии документов налогоплательщик может лишь в том случае, если они затребованы ФНС в рамках проведения камеральной или выездной проверки, касающейся самого налогоплательщика. На предоставление документов, касающихся контрагентов налогоплательщика, норма не распространяется.

Соответственно, в случае затребования документов в рамках встречной проверки, их необходимо предоставить, даже если за этот период налогоплательщик, у которого затребованы документы, проходил выездную проверку и, соответственно, данные документы уже предоставлял.

Таким образом, при получении каждого нового требования в рамках проведения встречных проверок, налогоплательщик обязан предоставить копии требуемых документов вне зависимости от того, какие документы им предоставлялись ранее в ФНС.

Однако, в своем Письме от 26.08.2013г. №03-02-07/1/35025 Минфин на вопрос «Организация получает требования налогового органа о представлении документов, выставленные на основании поручений налоговых органов, проводящих мероприятия налогового контроля в отношении контрагентов организации.

Вправе ли организация в данном случае не представлять документы, если ранее они были представлены в рамках иного мероприятия налогового контроля, проводимого тем же налоговым органом?»

Ответил: «Согласно п. 5 ст. 93.1 Кодекса истребуемые в соответствии с указанной статьей документы представляются с учетом положений, предусмотренных п. п. 2 и 5 ст. 93 Кодекса.

В силу п. 5 ст. 93 Кодекса в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков). Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Полагаем, что указанное ограничение на повторное истребование налоговым органом документов у организации применимо и в случае истребования в соответствии со ст. 93.1 Кодекса документов в отношении контрагентов организации.»

При этом, правда, ведомство сообщило «что из представленного обращения не ясно, в рамках какого мероприятия налогового контроля налоговыми органами ранее были истребованы у организации документы.»

Штрафные санкции за непредоставление (несвоевременное предоставление) документов/информации

В соответствии с п.6. ст.93.1 НК РФ:
  • отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов,
  • или непредставление их в установленные сроки*,
признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст.126 НК РФ.

*В течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Требования.

Согласно п.2 ст.126 НК РФ, непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ , со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ:

  • влечет взыскание штрафа с организации или ИП в размере десяти тысяч рублей , с физического лица, не являющегося ИП, - в размере одной тысячи рублей.
Как видно из вышеприведенного пункта, оштрафовать можно компанию, которая не предоставила (или предоставила несвоевременно) документы, предусмотренные НК РФ.

Однако представители ФНС обычно считают, что при проведении встречной проверки имеют право истребовать абсолютно любые документы, которые по их мнению связаны с проверяемым налогоплательщиком - при чем не только напрямую, но и косвенно.

Соответственно, они могут попросить у компании и карточки счетов и штатное расписание налогоплательщика и документы, содержащие сведения не о деятельности проверяемого налогоплательщика, а о деятельности контрагентов компании.

Так же Требования о предоставлении документов (информации) могут поступить и контрагентам контрагентов.

При этом, согласно пп.1 п.1 ст.31 НК РФ, налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента:

  • документы*, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов,
  • а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
*По формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления.

Очевидным представляется тот факт, что штатное расписание компании-контрагента не имеет никакого отношения к исчислению и уплате налогов проверяемого налогоплательщика. Однако Минфин на прямой вопрос о том, могут ли инспекторы затребовать штатное расписание, отвечает уклончиво.

Так, в своем Письме от 09.10.2012г. №03-02-07/1-246 Минфин на вопрос «Имеет ли право налоговый орган в рамках ст. 93.1 НК РФ истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика информацию о персональных данных работников организации-контрагента (штатное расписание, приказы о направлении в командировки)?»

Отвечает следующее:

«Статья 93.1 Кодекса не содержит конкретный перечень истребуемых налоговыми органами документов, содержащих информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.

Полагаем, что к таким документам относятся любые документы, содержащие информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).»

На основании этого разъяснения каждый вправе сделать свой вывод. ФНС считает, что «любые документы» включают в себя все, в том числе и штатное расписание. При несогласии налогоплательщика с этой точкой зрения возможны претензии со стороны налоговой.

Что касается документов, касающихся не проверяемого налогоплательщика, а других компаний, есть Определение ВАС РФ от 15.10.2013г. №ВАС-14062/13 по делу №А43-18174/2012, которое говорит о том, что если истребуемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика и содержащаяся в них информация не может повлиять на определение размера налоговых обязательств проверяемого налогоплательщика, то и затребовать* такие документы налоговая не в праве.

*А так же оштрафовать за их непредоставление в соответствии со ст.126 НК РФ.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.

Согласно положениям ст.129.1 НК РФ, неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса:

  • влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
Согласно п.2 ст.129.1, те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года , влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

Дата публикации: 28.12.2015 15:45 (архив)

В соответствии с пунктом 2 статьи 93 Налогового кодекса РФ истребуемые документы налогоплательщиком могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через .

Кроме того, пунктом 2 статьи 93 Кодекса установлено, что, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через "Личный кабинет налогоплательщика".

Документы, истребуемые налоговым органом в порядке статьи 93.1 Кодекса, представляются с учетом положений, предусмотренных пунктом 2 статьи 93. Приказом ФНС России от "Об утверждении формата описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" утвержден формат описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по ТКС, который включает и форматы документов, указанных в описи и представленных в виде скан-образов.

На сегодняшний день указанный перечень документов является исчерпывающим, и налогоплательщик в ответ на требование о представлении документов вправе направить в налоговый орган скан-образы не любых документов, а только перечисленных в приказе ФНС России от 29.06.2012 NММВ-7-6/465@.

Таким образом, налогоплательщик в ответ на требование налогового органа не вправе представить запрашиваемые налоговым органом документы, не определенные приказом ФНС России от 29.06.2012 NММВ-7-6/465@, в электронной форме в виде скан-образов по ТКС.

Истребуемый документ, составленный в электронном виде по установленным форматам и содержащий реквизиты принятого требования о представлении документов, подписывается электронной цифровой подписью налогоплательщика и направляется по телекоммуникационным каналам связи в адрес налогового органа. Это следует из пункта 20 Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом ФНС России от

Исходя из пункта 24 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного приказом ФНС России от , документы (информация), сведения, которые составлены по соответствующим формам и форматам и подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (усиленной неквалифицированной электронной подписью), могут быть переданы в налоговый орган через "Личный кабинет налогоплательщика".

Таким образом, запрашиваемые налоговым органом документы, определенные приказом ФНС России от 29.06.2012 NММВ-7-6/465@, которые составлены в электронной форме и направлены в виде скан-образов по ТКС, не требуют предварительного заверения печатью и подписью, так как документ заверяется электронной подписью.

1. Наниматель жилого помещения вправе с согласия других граждан, постоянно проживающих с ним, в любое время расторгнуть договор найма с письменным предупреждением наймодателя за три месяца.

2. Договор найма жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя в случаях:

невнесения нанимателем платы за жилое помещение за шесть месяцев, если договором не установлен более длительный срок, а при краткосрочном найме в случае невнесения платы более двух раз по истечении установленного договором срока платежа;
разрушения или порчи жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает.

По решению суда нанимателю может быть предоставлен срок не более года для устранения им нарушений, послуживших основанием для расторжения договора найма жилого помещения. Если в течение определенного судом срока наниматель не устранит допущенных нарушений или не примет всех необходимых мер для их устранения, суд по повторному обращению наймодателя принимает решение о расторжении договора найма жилого помещения. При этом по просьбе нанимателя суд в решении о расторжении договора может отсрочить исполнение решения на срок не более года.

3. Договор найма жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию любой из сторон в договоре:

если помещение перестает быть пригодным для постоянного проживания, а также в случае его аварийного состояния;

в других случаях, предусмотренных жилищным законодательством.

4. Если наниматель жилого помещения или другие граждане, за действия которых он отвечает, используют жилое помещение не по назначению либо систематически нарушают права и интересы соседей, наймодатель может предупредить нанимателя о необходимости устранения нарушения.

Если наниматель или другие граждане, за действия которых он отвечает, после предупреждения продолжают использовать жилое помещение не по назначению или нарушать права и интересы соседей, наймодатель вправе в судебном порядке расторгнуть договор найма жилого помещения. В этом случае применяются правила, предусмотренные абзацем четвертым пункта 2 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 687 ГК РФ

1. Комментируемая статья регламентирует расторжение договора коммерческого найма (о расторжении договора социального найма см. комментарий к ст. 672 ГК).

2. В соответствии с п. 1 ст. 450 ГК РФ расторжение договора возможно по взаимному согласию сторон.

В комментируемой статье устанавливается правило, по которому наниматель жилого помещения вправе с согласия постоянно проживающих с ним лиц в любое время расторгнуть договор найма с письменным предупреждением наймодателя за три месяца. Мотивы, которыми руководствуются наниматель и проживающие с ним граждане, правового значения не имеют. Они вправе вообще ничего не объяснять: предупредили о расторжении договора, и этого достаточно.

При наличии спора договор найма расторгается в судебном порядке.

3. По требованию наймодателя договор найма жилого помещения может быть расторгнут в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение за шесть месяцев. При этом не указывается на то, что невнесение платы должно быть подряд шесть месяцев. Основание для расторжения возникает, например, если гражданин не внес плату за январь и февраль 2008 г. и май — август 2009 г. Уместно напомнить, что размер платы и сроки ее внесения определяются соглашением сторон (см. ст. 682 ГК и комментарий к ней). Договором может быть установлен другой, более длительный срок невнесения платы (например, 10 месяцев или один год).

При краткосрочном найме договор может быть расторгнут при невнесении нанимателем платы за жилое помещение более двух раз по истечении установленного договором срока платежа.

4. По требованию наймодателя договор найма жилого помещения может быть расторгнут в случае разрушения или порчи жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает. Наниматель отвечает перед наймодателем за действия граждан, постоянно проживающих совместно с ним (см. п. 3 ст. 677 ГК и соответствующий комментарий), временных жильцов (см. ст. 680 ГК и комментарий к ней), поднанимателей (см. ст. 685 ГК и комментарий к ней).

5. Наймодатель может потребовать расторжения договора найма жилого помещения в случае использования жилого помещения не по назначению либо при систематическом нарушении прав и интересов соседей (аналогично прекращению права собственности на жилье) (см. ст. 293 ГК и комментарий к ней).

В таких случаях наймодатель может (но не обязан) предупредить нанимателя о необходимости устранения нарушения. Если же наниматель или другие граждане, за действия которых он отвечает, и после предупреждения продолжают использовать жилое помещение не по назначению или нарушать права и интересы соседей, наймодатель вправе в судебном порядке расторгнуть договор найма жилого помещения.

Во всех трех названных случаях по решению суда нанимателю может быть предоставлен срок до года для устранения указанных нарушений. Если в течение определенного судом срока наниматель не устранит допущенные нарушения или не примет все необходимые меры для их устранения, суд по повторному обращению наймодателя может принять решение о расторжении договора. При этом по просьбе нанимателя суд вправе отсрочить исполнение решения на срок не более одного года.

6. По требованию любой из сторон договор может быть расторгнут в судебном порядке, если помещение перестает быть пригодным для постоянного проживания, т.е. перестает отвечать установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям (см. комментарий к ст. 288 ГК).

7. Как наниматель, так и наймодатель могут расторгнуть договор в судебном порядке в случае аварийного состояния жилого помещения.

8. Как видно из содержания комментируемой статьи, основаниями расторжения договора могут быть обстоятельства различного рода. В одних случаях расторжение договора происходит по ничем и никем не ограниченному усмотрению нанимателя и постоянно проживающих с ним граждан (п. 1 комментируемой статьи). В других случаях основаниями расторжения договора могут быть противоправные виновные действия нанимателя, граждан, постоянно проживающих с ним, временных жильцов, поднанимателей. Расторжение договора в таких ситуациях — это санкция, мера ответственности в виде лишения права пользования жилым помещением (п. п. 2, 4 комментируемой статьи). Наконец, договор может расторгаться на том основании, что объект договора (жилое помещение) не может более использоваться в качестве жилья. Причины этого (действия (бездействие) нанимателя, наймодателя, природные явления и т.д.) при решении вопроса о расторжении договора правового значения не имеют. Важен только факт, и требуется соответствующее волеизъявление любой из сторон договора (п. 3 комментируемой статьи).