Порядок проведения замещения активов организации должника. Процедура замещения активов должника. Преимущества и недостатки мероприятия

Однако, проверяющие совершили грубую ошибку (преднамеренно или по незнанию), основывая выводы на недействующей редакции п.2 ст.126 Закона 127-ФЗ.

На момент проведения проверки, в ходе дела о банкротстве ОАО «999» указанный пункт статьи 126 Закона действует с учетом изменений в Федеральный закон №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», внесенных Федеральным законом № 296-ФЗ от 30 декабря 2008 г.: «С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника)».

Таким образом, п. 2. ст. 126 Закона о банкротстве прямо указывает на прекращение полномочий собственников должника, как на одно из последствий открытия конкурсного производства.

Представители собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.

В соответствии с п.2 ст.34 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ лица, участвующие в деле о банкротстве, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и совершать предусмотренные Законом о банкротстве процессуальные действия в арбитражном процессе по делу о банкротстве и иные необходимые для реализации предоставленных прав действия. Совершения одобрения каких либо сделок Должником, в том числе связанных с отчуждением его имущества, Законом о банкротстве не предусмотрено.

В свою очередь, как предусмотрено пунктом 3 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий вправе распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Собрание кредиторов вправе принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника при условии, что такое прекращение не повлечет за собой техногенные и (или) экологические катастрофы, прекращение эксплуатации объектов. Конкурсный управляющий обязан прекратить производство должником товаров (выполнение работ, оказание услуг) на основании решения собрания кредиторов о прекращении хозяйственной деятельности должника в течение трех месяцев с даты принятия такого решения (пункт 6 статьи 129 Закона).
Статьей 131 Закона о банкротстве установлено, что все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Согласно статье 141 Закона о банкротстве на основании решения собрания кредиторов в ходе конкурсного производства может быть проведено замещение активов должника при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника. Состав вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ имущества должника определяется собранием кредиторов или комитетом кредиторов по предложению конкурсного управляющего. В соответствии с п.1 ст.141 Закона о банкротстве принятие решения о проведении замещения активов должника отнесено к исключительной компетенции собрания кредиторов при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.

Таким образом, проанализировав приведенные выше нормы права необходимо сделать вывод о том, что при замещении активов должника на стадии конкурсного производства не требуется получения разрешения собственника имущества на совершении сделки по замещению активов должника и по оплате уставного капитала вновь созданного акционерного общества имуществом Должника. При этом состав вносимого в оплату уставного капитала определяется собранием(комитетом) кредиторов.

Как следует из статьи 115 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставной капитал вносится имущество (в том числе имущественные права), входящее в состав предприятия и предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности.

Все вышеперечисленные нормы были соблюдены при проведении процедуры замещения активов в ходе конкурсного производства ОАО «999» и полностью соответствуют закону.

Статья 141. Замещение активов должника в ходе конкурсного производства

Комментарий к статье 141

1. В процессе конкурсного производства допускается замещение активов должника, осуществляемое путем создания на базе имущества несостоятельного должника одного или нескольких открытых акционерных обществ, акции которых подлежат продаже на открытых торгах для целей аккумулирования денежных средств, направляемых на удовлетворение требований кредиторов.
Основанием проведения замещения активов должника является решение собрания кредиторов. Комитет кредиторов в данном случае не может выступать надлежащим органом по принятию подобного решения. Решение собрания кредиторов считается принятым, если за него проголосовали все кредиторы, обязательства которых, согласно комментируемой статье, обеспечены залогом имущества должника. Указанной нормой законодатель создает в высшей степени абсурдную ситуацию, в которой нет места реальным залоговым кредиторам, поскольку залогом имущества должника обеспечиваются обязательства должника, а не обязательства кредитора (п. 1 ст. 329, п. 1 ст. 334 ГК РФ).
2. В п. 2 комментируемой статьи содержится норма, определяющая компетентные органы, наделенные правом принимать решение о создании открытых акционерных обществ, о составе имущества должника, вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ, о величине уставных капиталов.
Собрание кредиторов вправе принять решение о создании одного или нескольких открытых акционерных обществ.
Собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе принять решение о составе имущества должника, вносимого в оплату уставных капиталов, и величине последних.
Согласно ст. 26 Федерального закона «Об акционерных обществах» <1> минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее 1000-кратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества. При этом установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Во всех остальных случаях, в том числе и при определении минимального размера уставного капитала, применяется ставка, равная 100 руб.
———————————
<1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.

В абз. 2 п. 2 комментируемой статьи устанавливается основание, по которому определяется величина уставных капиталов создаваемых акционерных обществ. Таким основанием, или, точнее, базой определения размера уставного капитала, является рыночная стоимость вносимого в его оплату имущества должника, предназначенного для осуществления отдельных видов деятельности последнего. Рыночная стоимость указанного имущества определяется в порядке, установленном ст. 130 комментируемого Закона.
4. Пункт 3 комментируемой статьи содержит норму, устанавливающую правопреемство созданных акционерных обществ как работодателей по трудовым договорам, действующим на дату принятия решения о замещении активов должника.
5. В абз. 2 п. 3 комментируемой статьи содержится требование о необходимости переоформления документов, подтверждающих наличие соответствующих лицензий у созданных открытых акционерных обществ.
Порядок такого переоформления определен нормами ст. 11 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» <1> для случая преобразования юридического лица. Согласно указанной статье заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, подается лицензиатом в лицензирующий орган не позднее чем через 15 дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.
———————————
<1> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3430.

Очевидно, что до установления специального порядка переоформления документов, подтверждающих наличие соответствующих лицензий у вновь созданных акционерных обществ в процессе замещения активов должника, нормы ст. 11 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» должны применяться в части, не противоречащей правовому положению и хозяйственной самостоятельности вновь созданных участников гражданского оборота.
Следует также учитывать особенности регулирования отношений в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, закрепленные нормами специальных законов. Так, переоформление лицензий (а не переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии) в сфере связи осуществляется по правилам ст. 35 Федерального закона «О связи» <1>. Согласно указанной статье правопреемник, кроме установленного пакета документов, обязан представить документы, подтверждающие передачу ему сетей связи и средств связи, необходимых для оказания услуг связи в соответствии с переоформляемой лицензией, и переоформленные на его имя разрешения на использование радиочастот.
———————————
<1> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.

В п. 4 комментируемой статьи содержатся нормы, определяющие юридическую судьбу акций открытых акционерных обществ, созданных на базе имущества должника и устанавливающие компетентные правила порядка их продажи.

Большое количество граждан и юридических лиц ежегодно объявляют себя банкротами. Как происходит процесс регистрации банкротства, и какое роль в этой процедуре играет замещение активов должника? Ответ на этот вопрос представлен в Федеральном законе № 127-ФЗ "О несостоятельности", основные положения которого будут рассмотрены в статье.

О чем закон?

Представленный Федеральный закон был создан в строгом соответствии с положениями российского Гражданского кодекса. Он закрепляет основания для признания физического или юридического лица финансово несостоятельным, а потому регулирует процесс и принципы реализации мер по предупреждению банкротства, а также порядка проведения процедур о признании того или иного лица банкротом. В законе закреплен принцип приоритета международных норм, согласно которому конфликт между национальным правом и международным должен автоматически закончиться признанием положений международного права главными. Помимо этого, в представленном нормативном акте регулируются положения о процессе замещения активов должника - процедуре, которая становится все более актуальной в наше время

Что представляет собой банкротство? Согласно статье 2 рассматриваемого нормативного акта, это неспособность должника удовлетворить требования кредиторов. Причем неспособность эта должна быть признана и зарегистрирована арбитражным судом. Должником здесь является лицо, обязанное выплатить определенную сумму кредитору, а кредитором - лицо, устанавливающее соответствующие требования к должнику. Кредиторы могут быть обычными и конкурсными. В последнем случае речь идет о лицах по денежным обязательствам, зарегистрированных в конкурсном производстве.

Дела о банкротстве

Каким образом разрешаются дела о банкротстве? Первое, что стоит здесь отметить, это обязательную роль в рассматриваемом процессе арбитражной судебной инстанции. Исключения составляют лишь случаи, когда требования кредитора в отношении должника составляют менее 300 тыс. рублей. Если требования об уплате платежей подтверждаются налоговыми или таможенными органами, а также арбитражным российским судом, то они становятся обязательными для исполнения должником.

Кто имеет право на обращение в арбитражный суд? Согласно статье 7 рассматриваемого нормативного акта, такими лицами могут быть конкурсные кредиторы, должники, отдельные органы, а также работники или бывшие работники должника. Право на обращение в суд имеется и у конкурсного кредитора, то есть кредитной организации, появившейся именно тогда, когда появился и банкрот.

Должник подает заявление в арбитражный суд только в тех случаях, если у него имеются доказательства скорого банкротства. Только доказав в судебном порядке свою финансовую несостоятельность, лицо может получить соответствующий статус. Стоит также отметить, что у должника может быть руководитель, который будет представлять своего подчиненного в суде.

О правах и функциях кредиторов

Какими полномочиями обладает кредитор? В статье 11 говорится о праве на подачу в суд соответствующего заявления о признании банкротом должника. Если же кредитором выступает орган исполнительной власти, то принимать участие в суде можно будет только по рассмотрению обоснованности требований по платежам.

Кредиторы могут объединяться в собрания. Участниками собрания являются кредиторы конкурсного производства, а также отдельные исполнительные государственные органы, включенные в реестр кредиторов. Руководителем собрания является арбитражный управляющий. Какими полномочиями обладают кредиторы в рамках собрания? Вот, что здесь стоит выделить:


Помимо всего вышеперечисленного, собрание кредиторов может утверждать или изменять управленческий план, заключать мировые соглашения, обращаться по разным вопросам в арбитражный суд и т.д. Надо отметить, что большинство решений в рассматриваемом собрании принимается путем голосования. Также у кредиторов есть специальный реестр требований, которым они должны своевременно руководствоваться.

О предупреждении банкротства

Вся вторая глава рассматриваемого нормативного акта посвящена работам по предупреждению процессов банкротства. В статье 30 говорится о том, что возникновение признаков финансовой несостоятельности должно повлечь за собой занесение сведений о должнике или его руководителе в единый федеральный реестр. После этого должник обязан действовать только в строгом соответствии с законными требованиями и интересами кредитора. Руководители должника не должны допускать деяний, которые могли бы отрицательно повлиять на финансовое положение должника. То же самое касается и учредителей должника как унитарного предприятия. Все учредители должны способствовать работам по предупреждению банкротства.

В статье 31 рассматриваемого Федерального закона речь идет о санации - финансовой помощи, которая оказывается кредиторами или прочими лицами в целях погашения денежных обязательств или требований о выплате. Санация предоставляется на возмездной основе лицами, заключившими договор с должником. Так, сам должник принимает на себя обязательство в пользу лиц, предоставивших помощь. Санация помогает полностью или частично восстановить платежеспособность должника. По сути, санационные процедуры являются "кредитами ради кредитов", однако пользуются они довольно большой популярностью среди юридических лиц-должников.

О внешнем управлении

Что представляет собой управление извне, которому в рассматриваемом нормативном акте посвящена вся глава 6? Согласно закону, после введения этой системы должны полностью прекратиться все полномочия и функции начальника должника. Управление же возлагается на стороннее лицо, то есть на внешнего управляющего. Это лицо имеет возможность издать указ об увольнении прежнего руководителя или предложить ему другую работу. С момента введения системы внешнего управления прекращаются полномочия и системных управленческих органов должника. Соответствующее имущество также переходит в ведение нового управляющего. Вся документация, штампы, печати и прочие организационные ценности в течение трех дней должны перейти к новому руководителю. Вводятся специальные меры по удовлетворению требований должников и принимаются моратории по обеспечению денежных обязательств. Внешним управляющим могут быть приняты решения о замещении активов должника, об избрании новых учредителей и т.д.

Как именно вводится система внешнего управления? В законе говорится о решении арбитражного суда. Таким образом, новый управляющий и замена всей существующей системы будут совершенно законны в течение восемнадцати месяцев - а именно такой максимальный срок закреплен в рассматриваемом Федеральном законе. Безусловно, решение суда о введении управления извне можно обжаловать. Однако за период подачи жалоб новая система у лица, являющегося должником, уже заработает на полную мощность.

О конкурсном производстве

Что представляет собой конкурсное производство? Информация об этой системе указана в главе 7 рассматриваемого Федерального закона. Согласно статье 124, производство конкурсного типа принимается арбитражной судебной инстанцией сразу после признания лица банкротом. Длится этот тип производства до полугода.

Конкурсным производством именуется специализированная процедура, применяемая к банкроту в целях удовлетворения требований кредиторов в соразмерном порядке. По решению суда все производство реализует и контролирует специальный конкурсный управляющий, в обязанности которого входит работа по достижению следующего ряда явлений:

  • прекращение начисления неустоек, процентов и прочих санкций за неисполнение денежных обязательств;
  • прекращение действия финансовой тайны в отношении финансов должника;
  • исполнительный срок уплаты платежей должника становится наступившим;
  • снимаются ранее наложенные аресты на активы должника при банкротстве и т.д.

Какими обязанностями обладает конкурсный управляющий? Ответ на этот вопрос предоставляет статья 129 рассматриваемого Федерального закона. Здесь стоит выделить:

  • принятие мер по поиску имущества должника, находящегося у посторонних лиц;
  • обеспечение сохранности собственности должника;
  • проведение инвентаризации имущества должника;
  • включение данных об инвентаризации в Единый федеральный реестр;
  • уведомление работников должника об увольнении;
  • заключение с согласия кредиторов сделок, которые могли бы оказаться эффективными для должника;
  • замещение активов должника в конкурсном порядке и т.д.

Согласно закону, конкурсный управляющий обладает довольно большим количеством прав и обязанностей. По сути, он полностью заменяет прежнего руководителя должника, а потому круг его полномочий довольно велик.

Замещение активов должника: общая характеристика процесса

В главе рассматриваемого ФЗ про внешнее управление находится статья 115, повествующая о процессе замещения финансовых активов. Что это за процедура и чем она может быть полезна? Согласно закону, весь процесс замещения производится на базе собственности самого должника. Процедура может быть включена в план внешнего управления и реализовываться по приказу нового управляющего, поставленного на должность по решению арбитражного суда. За принятие решения о реализации рассматриваемой процедуры должны проголосовать все имеющиеся кредиторы, если обязательства их обеспечены имуществом должника (или соответствующим залогом).

Замещение активов должника как метод внешнего управления - это весьма эффективная и актуальная процедура, довольно часто применяемая в настоящее время для выхода из статуса банкрота. В ходе процедуры создается некоторое количество акционерных обществ, в которых уставные капиталы составлены из активов должника. Необходимый состав имущества должника определяется в соответствии с планом внешнего управления.

Кто, согласно закону, является учредителем новых акционерных обществ? Как ни странно, это не арбитражный суд и не внешний управляющий, а сам должник. При этом он является единственным учредителем, участие в деле прочих лиц не допускается. Должник не влияет на определение величины уставного капитала. Этим занимается только собрание кредиторов. Размер уставных капиталов каждого отдельного общества акционерного характера высчитывается в соответствии с оценкой рыночной стоимости имущества, которое вносится в оплату капитала.

Об особенностях процесса замещения активов должника

Статья 115 рассматриваемого нормативного акта гласит, что в период реализации процесса замещения активов все имеющиеся трудовые договоры сохраняют силу, однако обязанности и полномочия работодателя переходят к создаваемым вновь открытым обществам акционерного характера.

Что происходит с акциями, которые создаются на базе имущества лица, объявившего себя банкротом? Согласно закону, они включаются в состав собственности должника и в дальнейшем продаются на торгах. Несложно догадаться, что процесс по продаже акций обеспечит накопление финансов для полного или частичного восстановления платежеспособности должника. При этом продажа акций должна осуществляться только на законно организованном рынке по сбыту ценных бумаг.

Стоит обратить внимание и на замещение активов должника в ходе конкурсного производства. Так, у конкурсных кредиторов происходит замена предмета залога. У этих лиц возникает залоговое право на новые акции, которые поступают из недавно созданных акционерных обществ.

Федеральный закон устанавливает одно очень важное правило: создаваемые должником акционерные общества не должны распоряжаться имуществом, внесенным в уставной капитал, ровно до тех пор, пока не реализуются до конца все процедуры, применяемые в деле о банкротстве.

О стоимости активов должника

В процессе замещения активов лица, являющегося должником, большую роль играет правильный расчет этих активов. Занимается расчетом соответствующие бухгалтерские и аудиторские компании под руководством внешнего управляющего.

Что вообще представляет собой балансовая стоимость активов? Должник, некогда бывший управляющим в компании (если он выступал в качестве руководителя) своевременно фиксировал на своем предприятии итоговую стоимость активов баланса, то есть величину, по которой в бухгалтерском балансе отражались активы. Стоимость их является основным показателем, характеризующим финансовое положение организации на конкретную дату.

Как можно рассчитать показатель обеспеченности должника его активами? Формула С ост = Д 01 - К 02 предоставляет ответ на этот вопрос. Здесь Д 01 является дебетовым сальдо, К 02 - сальдо кредитового типа. Нематериальные активы также рассчитываются по этой формуле.

Для чего вообще необходимо вести балансовую стоимость активов? В первую очередь, для финансового анализа. Будь юридическое или физическое лицо оптимально функционирующим или должником, проблема грамотного анализа финансов никуда не денется. Тем более, когда на повестке стоит вопрос о процедуре замещения активов.

О финансовом оздоровлении

В пятой главе рассматриваемого нормативного акта речь идет о процессе с весьма обнадеживающим названием "финансовое оздоровление". Принимают участие в этой процедуре почти все представленные ранее лица - это и сам должник, и собрание кредиторов, и арбитражный суд, который устанавливает этот процесс. К собранию кредиторов обращаются лица с соответствующим ходатайством. К ходатайству прилагаются документы, составленные временным управляющим.

Как ведется порядок процедуры финансового оздоровления? Закон гласит о вынесении соответствующего решения арбитражным судом, после чего сам процесс подлежит немедленному исполнению. Последствиями финансового оздоровления обычно бывают следующие явления:

  • принятые ранее меры по реализации требований кредиторов подлежат отмене;
  • осуществление имущественных взысканий приостанавливается;
  • не допускается изъятие собственности должника непосредственным собственником;
  • не начисляются больше неустойки, паи, штрафы, пени и прочие санкции. Исключение здесь составляют только текущие платежи.

Не всегда процесс финансового оздоровления завершается успешно. Зависит здесь все от состояния самого лица, объявившего себя банкротом, и работы соответствующих должностных лиц.

Замещение активов должника является одной из , применяемых на стадии . Целью данной меры является получение и накопление денежных средств путем реализации акций создаваемого общества для восстановления платежеспособности должника. Правовую основу регулирования замещения активов должника в ходе внешнего управления составляет ст.115 Закона о несостоятельности (банкротстве).

Замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ. Создание хозяйственных обществ иной формы при замещении активов должника не предусмотрено. Создание нескольких ОАО может обусловливаться осуществление ими различных видов деятельности. Должник учреждает ОАО единолично. Участие в создаваемом обществе других учредителей не допускается.

Условием включения меры по замещению активов должника в план внешнего управления является принятие данного решения всеми кредиторами, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника. Состав имущества должника, вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых акционерных обществ, определяется планом внешнего управления. Величина уставного капитала создаваемого общества определяется рыночной стоимостью вносимого имущества на основании отчета об оценке. Наряду с активами, вновь создаваемому обществу (обществам) передаются обязанности в соответствующей таким активам части. К числу таких обязанностей относятся обязанность по существующим трудовым договорам с работниками, переводящимися в создаваемое общество.

Результатом мероприятия по замещению активов должника является включение в состав имущества должника акций созданного общества, которые могут быть проданы на открытых торгах (в том числе на организованном рынке ценных бумаг).

Можно выделить следующие этапы замещения активов должника:

  1. Принятие решения о создании нового юридического лица на базе имущества должника;
  2. Одобрение крупной сделки;
  3. Утверждение уполномоченным органом учредительных документов и оценки имущества;
  4. Передача решения о замещении активов внешнему управляющему;
  5. Проведение собрания кредиторов по вопросу замещения активов;
  6. Утверждение плана внешнего управления, включающего мероприятия по замещению активов.


В соответствии с п. 1 ст. 141 Закона о несостоятельности замещение активов должника может быть проведено также в ходе конкурсного производства. В этом случае замещение активов осуществляется на основании решения собрания кредиторов при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.