Последнее сообщение intellect board законы. Искусственный интеллект на страже закона: Новейшие технологии в сфере права. ФАН-ТВ. Что надо поменять в Законе «О персональных данных»

В этом году на CES 2017, как ни странно, наиболее интересные технологии представляли производители авто. Машина перестает быть просто средством передвижения и превращается в самый настоящий гаджет. Автомобили наполнены кучей электроники и порой перестают напоминать внешне привычные нам машины. Беспилотные авто — вообще особая тема. Технологии автоматического управления автомобилем тестируют и пытаются внедрить многие компании. Также популярно становится и внедрение искусственного интеллекта в автомобиль. Все это довелось увидеть на CES 2017.

Toyota Concept-i

Например, Toyota показала на CES 2017 собственное видение будущего автомобилей — Concept-i. Главная фишка Concept-i не автономность, а наличие в автомобиле искусственного интеллекта Yui. Основная цель такой машины с собственным интеллектом — сделать процесс езды и взаимодействия автомобиля и человека проще. Хотя куда уж проще? Дави на педали и смотри на дорогу. Но в Toyota по своему видят будущее, где умный помощник Yui буквально будет ощупывать вас, ведь он умеет не только связываться с водителем посредством голоса или цветовых оповещений, но и с помощью тактильной отдачи. Yui буквально может к вам прикоснуться. Звучит зловеще, но так в Toyota представляют себе будущее. Конечно Concept-i может ездить и автономно, но главное заключается именно в поддержке водителя. Искусственный интеллект способен считывать эмоции человека. И если он заметит, что водитель становится рассеянным, то заведет с ним беседу или другим способом даст понять, что пора отдохнуть.

Divergent Blade

Немного по-другому видят ближайшие лет 10-15 ребята из команды Divergent 3D. Как понятно из названия, компания специализируется на 3D печати. Печати автомобилей! Их детище, Divergent Blade является суперкаром и способен разгоняться до 100 км/ч всего за 2,5 секунды. Ездит этот автомобиль на газе или бензине, но при этом является гораздо более экологичным транспортом чем электромобили. А все потому, что распечатанный на 3D принтере Blade несет на 65% меньше вреда экологии, чем собранный на конвейере электромобиль. Интересно и то, что Blade это не только распечатанный на принтере кузов, что уже далеко не новость, но и шасси. Основа автомобиля тоже распечатана на 3D принтере и состоит из 28 килограмм алюминия и 19 кг карбона. На сборку этого шасси понадобится 30 минут и три человека. Кстати, полностью Divergent Blade весит 630 кг, а двигатель который устанавливается в этот имеет мощность в 700 л/с, то есть больше чем 1 л/с на килограмм веса. Невероятный результат.

Беспилотные авто

Основная идея многих показанных на CES 2017 машин — автономное вождение. Мир буквально помешался на этой идее. Так свое видение беспилотного авто показала Honda. Ее NeuV рассчитана на двух человек и видится компании, как идеальный автомобиль для Uber. То есть такси без таксиста. Honda показали и самопередвижные табуретки, правда совсем непонятно зачем они вообще нужны. Также японцы продемонстрировали умный мотоцикл, который способен следовать за водителем или потихоньку катиться в пробке не теряя равновесия. Говорят, что все за счет умной начинки.

Hyundai решила шокировать внешностью, вернее ее обычностью, ведь представленный беспилотный автомобиль Ioniq ничем не отличается от самой обычной машины. Все сенсоры спрятаны внутри кузова. Корейцы, как бы дают понять, что их будущее немного ближе, чем у конкурентов.

BMW показала новую систему интерфейса HoloActive Touch, который должен будет использоваться в автомобилях в ближайшем будущем.

Электромобили

Второй главный тренд автомобилей на CES 2017 — электрическая силовая установка. Электрокары одним словом. Tesla своим появлением изменила этот мир и доказала, что электромобили это реальность. Поэтому крупные производители теперь пытаются так активно создать свои собственные электромобили. Например, Mercedes привезла на выставку концепт внедорожника EQ, который по словам компании уже готов к серийному производству и должен появиться в продаже в 2019 году. Силовая установка и аккумуляторы в этом автомобиле позволят ему от одной зарядки проехать 500 километров. Кстати, привыкайте к этой фразе «проехать на одной зарядке», скоро это станет нашей повседневной реальностью.

Это доказывает и Nissan, которые привезли на CES 2017 новое поколение электромобиля Leaf. Nissan не просто показали новый Leaf, они представили уникальную интеллектуальную систему SAM — Seamless Autonomous Mobility. Японцы планирует создать центр управления беспилотными авто — как NASA следит за своими кораблями, так и Nissan будут следить за беспилотными автомобилями. Встроенный в Leaf искусственный интеллект SAM способен самостоятельно разбираться со всеми дорожными ситуациями, но если вдруг он не сможет понять, как ему действовать дальше, то он обратится в центр управления. Он в свою очередь даст необходимые руководства по дальнейшим действиям. В общем Nissan пытается разобраться с проблемой адекватности автопилотов.

Ford решили не заморачиваться с созданием собственного умного помощника и обратились к Alexa — искусственному интеллекту от Amazon. Так вы сможете прямо из машины зажечь умную лампочку Philips Hue в доме или завести двигатель автомобиля удаленно, или включить дома кондиционер. Непонятно зачем это реально нужно когда есть смартфоны, Ford это не объяснили, но такая коллаборация выглядит как минимум интересно, ведь Alexa сегодня очень популярна в США.

Faraday Future FF91

А пока все пытаются создать электрокар с автопилотом и умным помощником будущего, ближе всего к реальности оказалась небольшая компания Faraday Future из Лос-Анджелеса. В прошлом году этот проект представлял на CES какой-то невероятно футуристичный концепт FFZero1, а уже в этом году Faraday представили практически серийный автомобиль FF91. На одной зарядке FF91 может проехать 608 км. При этом заряжаться может от любых типов зарядных станций. Суммарная мощность Faraday Future FF91 — 1050 лошадиных сил. Цифра впечатляющая. С нуля до сотни этот электромобиль разгоняется за 2,39 секунды, это на 0,01 быстрее чем Tesla Model S. Бойцовские качества спорткара этот автомобиль совмещает с утилитарностью минивэна. Помимо продвинутого автопилота и умного помощника внутри расположена куча дисплеев для водителя и всех пассажиров, целые системы сенсоров, камеры и Wi-Fi антенны. У каждого водителя FF91 будет собственная учетная запись, она позволит загружать все индивидуальные настройки электрокара — настройку кресел, руля, зеркал, приборов и так далее. Более продвинутая система памяти, которая есть в современных автомобилях. Производство Faraday Future FF91 начнется в 2018 году. Пока неизвестно даже примерно, сколько будет стоить этот электрический автомобиль, но уже можно встать в очередь заплатив $5000.

Нашествие машин

В скором будущем роботы будут покушаться на наши рабочие места, озабочен Европарламент. Там обнародовали проект по регулированию деятельности роботов - не исключено, что он даст толчок к созданию нового законодательства. Читается как научная фантастика.

Будущее уже наступило - такой вывод можно сделать из проекта доклада, представленного в Европарламенте и посвященного... роботам. А точнее - юридическим и законодательным вопросам, связанным с фактом их существования.

Но с какой стати европарламентарии занялись правами тех, кого юридически не существует? В докладе отмечается: человечество стоит на пороге новой эры, когда множество ультрасовременных роботов, андроидов и иных воплощений искусственного интеллекта могут стать причиной промышленной революции - она затронет все слои общества, так что, мол, жизненно необходимо рассмотреть все возможные последствия. Звучит сенсационно: в конце концов, одно дело, когда так говорят футурологи, другое - когда перед тобой текст официального документа. Впрочем, одними декларациями авторы не ограничиваются и приводят статистику: между 2010 и 2014 годом рост продаж роботов в Европе в среднем составил 17 процентов в год, в 2014-м - и вовсе рекордные 29 процентов. А число ежегодных патентных заявок в сфере робототехники за последние 10 лет и вовсе утроилось!

Техника познания

Сегодня роботами называют почти любое автоматическое устройство, выполняющее какую-то функцию. С точки зрения рыночной экономики это привлекательно, с точки зрения науки - спекуляция.

Данные Европарламента вполне соотносятся с победными реляциями Международной федерации робототехники (IFR): в прошлом году продажи промышленных роботов в мире установили новый рекорд - 248 тысяч единиц. А к 2018-му в заводских цехах разместят около 2,3 млн роботов, как минимум вдвое больше, чем в 2009-м (1 млн). Еще больше завораживают цифры по сервисным роботам: по данным той же IFR, в 2014-м по всему миру было продано 4,7 млн таких автоматов для личных нужд или домашнего использования (на 28 процентов больше, чем в 2013-м), а между 2015-м и 2018-м в год реализуют 35 млн! Фантазия разработчиков не ограничивается роботами-пылесосами. В компании Sony уже заявили о разработке робота, способного "наладить эмоциональную связь" с человеком, робот-адвокат (строго говоря, компьютерная программа) лихо оспаривает у полиции Лондона и Нью-Йорка штрафы за парковку, а система искусственного интеллекта недавно обставила в имитации воздушного боя полковника ВВС США. И пусть это еще не роботы в том виде, как их изображает Голливуд (речь, скорее, о продвинутых автоматах), однако революция, как ни крути, налицо.

Самый сенсационный момент - создание особого правового статуса для роботов, они станут "электронными личностями" с правами и обязанностями.

Теперь о тревожном. Нет, машины не захватят власть над людьми, однако они вполне могут отобрать наши рабочие места, о чем и предупреждают в докладе. А вот прогноз от Oxford University: половина рабочих мест в США будут отданы роботам в ближайшее десятилетие или два - речь не только о заводских рабочих, но и о водителях такси, например. Видят ли опасность эксперты?

Роботы все чаще взаимодействуют с людьми в различных сферах жизни,- признает Сюзанна Бек, профессор права в Университете Ганновера (Германия) и признанный специалист по проблеме.

Нечеловеческая ответственность

Голливуд постоянно дополняет и модифицирует первые три "закона" робототехники - не причинять вред человеку, повиноваться ему и заботиться о своей безопасности

В интервью "Огоньку" профессор Бек подчеркивает: сегодня шансы, что автоматы могут нарушить права и интересы "третьих сторон", возросли. К тому же машины все более автономны и все труднее назначать конкретных людей ответственными за их действия. Чтобы избежать такого "отсутствия юридической ответственности", заключает эксперт, и нужно адаптировать существующие законы к новой реальности с участием роботов.

Фактически доклад, представленный в Европарламенте, пытается законодательно ответить на новые вызовы (его докладчик, член парламента от Люксембурга Мади Делво, на момент сдачи номера была недоступна для комментария). Самый сенсационный момент, о котором сразу написали мировые СМИ,- это создание особого правового статуса для роботов, они станут "электронными личностями" с правами и обязанностями. Еще один пункт связан с налогами: речь о том, что компании, владеющие роботами, должны сообщать, какой вклад те делают в прибыль компании, из этого будут рассчитываться налоги и отчисления в систему социального обеспечения. Авторы рассматривают и случаи, когда в результате автономных действий робота нанесен некий ущерб - кто за него будет платить? По сути, предлагается в докладе, необходима система обязательного страхования, как в случае с дорожным движением, однако на дорогах система страхования покрывает действия людей, в случае же с роботами это могут быть их производители... А как насчет прав на интеллектуальную собственность, созданную роботом? Кому они будут принадлежать? Здесь, пишут авторы, требуются дополнительные законодательные усилия.

«Мы уже живем в новой реальности»

Почему современных математиков называют шаманами, о чем думает искусственная нейросеть и какое отношение имеет проблема Больших данных к племенным курам.

Эксперты, впрочем, считают, что паниковать из-за засилья автоматов пока все же не стоит. По словам Сюзанны Бек из Университета Ганновера, то, что роботы могут заменить людей, громко сказано, хотя, как любая новая технология, они могут изменить некоторые виды нашей деятельности, прежде всего механические. Хорошая новость состоит в том, что людям останется творческая работа, недоступная для машин. И вот уже рисуются фантастические перспективы: роботы могут облегчить нам ежедневную жизнь, поддержать нас в физически тяжелой работе и подарить больше свободного времени, ну а все, что требуется,- это адекватно реагировать на возникающие вызовы.

Как живая

"Человечество стоит на пороге создания роботов, которых можно полюбить",- сообщила газета The Financial Times, и российские блогеры обрадовались. В основном, конечно, ликуют мужчины.

Так не пришла ли пора кодекса законов, вроде трех законов робототехники, что придумал фантаст Айзек Азимов? Ученые пока не знают, как вложить их в "мозг" роботов, а значит, говорится в докладе, эти законы могут относиться к... создателям роботов! Сюзанна Бек уточняет: было бы правильнее обсудить, в каких сферах нашей жизни автономные машины нужны, а в каких они вызовут, скорее, настороженность и сомнения (речь, к примеру, об автономных системах вооружений); продумать, что делать с размыванием человеческой ответственности из-за того, что все больше решений принимают автоматы... Словом, тем для споров - множество. Есть и "горячие": Christian Science Monitor напоминает, что в США озабочены законодательным регулированием одной из сфер, связанных с робототехникой,- беспилотными автомобилями. Как бы не опоздать: по прогнозам, такие автомобили появятся на американских дорогах уже в 2020-м...

Брифинг

Леонель Моура , художник в области искусственного интеллекта и робототехнического искусства:

Если мы сумеем установить с роботами симбиоз, взаимовыгодные отношения, тогда да, можно не опасаться. А если у нас не получится - возникнут проблемы. Но я думаю, что все формы жизни, включая искусственный разум, стремятся к сотрудничеству, хотят избежать конфликтов. Роботы не хотят воевать с людьми, конечно, если речь не идет о военных роботах, там ответ будет другой. Но я хочу рассматривать роботов как напарников, сотрудников. Пока я больше боюсь людей.

Уже совсем скоро роботы могут стать незаменимыми помощниками для сотрудников банков. Так, журнал Banking Technology провел опрос среди крупных банков о том, как они оценивают необходимость RegTech в своих бизнес-процессах. 93% респондентов ответили, что уже в ближайшем будущем такие технологии будут очень важны для финансового регулирования и качественного составления отчетности. Компания Baker McKenzie опросила более 400 руководителей крупных финансовых организаций. 49% участников сообщили, что планируют применять искусственный интеллект для управления рисками в ближайшие три года. 29% ожидают, что с помощью ИИ они смогут лучше знать своих клиентов и предотвращать риск отмывания денег. 26% полагают, что ИИ поможет их организации соответствовать требованиям законодательства.

Но это прогноз на будущее. А какие задачи по работе с правовыми рисками искусственный интеллект решает уже сегодня? Вот лишь несколько примеров.

  1. Разрешает конфликтные ситуации с клиентами.

Банки и инвестиционные компании должны хранить записи всех переговоров менеджеров с клиентами, в том числе текстовые сообщения из популярных мессенджеров. Чтобы разрешить противоречивую ситуацию, нужно быстро отыскать запись разговора, иногда даже через полгода после того, как сам диалог состоялся. Подобные решения уже предлагает ряд компаний: они одновременно «просматривают» записи из множества различных источников и проверяют тексты, аудио- и даже видеозаписи. Ряд банков, например Deutsche Bank , HSBC , уже тестирует искусственный интеллект для мониторинга переговоров и проведения служебных расследований. Это помогает департаменту комплаенс не заниматься «раскопками», часами прослушивая разговоры и анализируя переписку с клиентом, а находить нужные доказательства за несколько минут.

  1. Противодействует отмыванию денег.

Рейтинг и репутация банка или инвестиционной компании напрямую связаны с тем, что делают их клиенты и контрагенты. Чтобы предотвратить возможные риски, финансовые организации тратят огромные ресурсы на проверку информации в базах данных. Такие проверки необходимы, ведь банк отвечает за все операции, которые проходят через его систему. В то же время любая компания хочет сделать этот процесс «безболезненным» и удобным для своих клиентов. Искусственный интеллект помогает быстро собрать всю информацию, не требуя много времени. Например, при участии интеллектуальной технологии ABBYY Compreno банк может автоматически собрать информацию из заявки клиента и документов, дополнив их при необходимости данными из поисковых систем и отраслевых баз. А затем определить, единственный ли он владелец бизнеса, не является ли он индивидуальным предпринимателем, которому уже заблокировала счет налоговая инспекция, не наложены ли на его активы обременения по решению суда, а также не ведется ли в отношении него исполнительное производство. В отличие от человека искусственный интеллект может проверять и обновлять всю информацию постоянно, в режиме 24 х 7, к тому же он не устает.

Другая проблема, с которой сталкиваются компании, - это «ложные тревоги». Как правило, большинство расследований об отмывании денег проводят вручную тысячи сотрудников банков. Если подозрительная активность не подтвердилась, время тратится впустую. Системы на основе искусственного интеллекта помогают сравнить действия контрагентов с типовыми моделями недобросовестного поведения, проверять взаимосвязи клиентов, а используя текстовую аналитику - и сопоставлять назначения платежей с видом деятельности компании. Так, если бизнес, который по документам занимается производством фастфуда, вдруг безо всякой причины массово закупает лекарственные препараты - это не пройдет для системы незамеченным. В то же время робот не будет блокировать счет просто потому, что клиент поехал в отпуск в Рио-де-Жанейро и снял в банкомате крупную сумму денег. HSBC уже протестировал подобную систему и сократил случаи потенциального мошенничества на 20%.

  1. Отвечает на запросы регуляторов.

Банки отвечают за свои действия перед контролирующими органами. Так, они должны давать Центробанку ответы на жалобы от клиентов на качество услуг. Число таких обращений от граждан огромно: только в Московской области по итогам года Центробанк ожидает получить 128 000 жалоб . ЦБ может попросить банк предоставить подробный отчет о его деятельности, особенно если речь идет о жалобах, связанных со взысканием задолженности. Поиск нужной информации занимает массу времени и ресурсов.

Центробанк также имеет право требовать от банка доказательства, что его капитал сформирован надлежащими активами . Регулятору может понадобиться информация о различных доходах банка, например платежах страховых компаний в рамках программ страхования заемщиков; средствах, предоставленных аффилированным структурам или юрлицам, не ведущим реальной деятельности; случаях безвозмездного финансирования. Время на то, чтобы предоставить сведения, ограничено - всего два рабочих дня. Искусственный интеллект помогает быстро найти информацию о любом клиенте или транзакции. Так, например, технология ABBYY Compreno обрабатывает данные, содержащиеся в приказах, отчетах, письмах. Можно выделять в тексте конкретные объекты и связи между ними: имена людей и их паспортные данные, названия компаний и их ИНН, ОГРН и другие характеристики. Это помогает сильно сократить сроки для обработки запросов и обходиться меньшими ресурсами при поиске информации.

  1. Помогает регуляторам в законотворческом процессе.

Огромные массивы информации - проблема не только для бизнеса, но и для законодательных органов. Например, одна только российская Дума прошлого созыва рассмотрела 6012 законопроектов и приняла 1817 законов . Каждый такой документ - это комплекс норм, который устанавливает новые правила, изменяет или отменяет уже существующий порядок вещей. Нормативные акты входят в единую систему, содержат перекрестные ссылки, а это означает, что чиновникам нужно редактировать связанные законы, указы, постановления, инструкции и решения на федеральном, региональном и муниципальном уровне. В будущем такие задачи смогут решать с помощью машинного обучения. Роботы будут отслеживать версии документов при межведомственном согласовании. Автоматически добавлять во множество подзаконных актов ссылки на новые правила. Искать разъяснения Конституционного суда, связанные с текстом того или иного закона. В более отдаленной перспективе роботы даже смогут находить те области нашей жизни, которые еще не регулируются законодательством, и помогать людям формировать законодательную базу на простом языке, исключающем двойные трактовки.

Можно ли полностью исключить правовые риски с помощью роботов? Пожалуй, нет. Даже самым совершенным ИИ необходимо управлять, отсеивать ошибки, изучать проблемные случаи, а здесь не обойтись без опытных юристов, в том числе со знанием международного права. Но с помощью искусственного интеллекта можно значительно уменьшить количество случаев, связанных с нарушениями законодательства, и при этом освободить время юристов для решения более сложных задач. Не случайно Transatlantic Policy Working Group (TPWG) - совместная рабочая группа Великобритании и США для разработки нормативов в секторе финтеха - рекомендует регуляторам обеих стран поддерживать технологические разработки в области RegTech. Не за горами обновление «правил игры» от Базельского комитета - крупнейшего отраслевого регулятора, определяющего стандарты для банков стран «большой двадцатки», в которую входит и Россия. Помимо более жестких требований к капиталу банки должны будут предварительно высчитывать частоту дефолтов и проверять каждую транзакцию. Эти стандарты будет проще выполнить, если усилить команду юристов несколькими десятками неутомимых помощников.

С этого года в России планируют начать разработку концепции регулирования искусственного интеллекта (ИИ). Соответствующий документ будет действовать в рамках программы «Цифровая экономика». В этом вопросе мы находимся на одном уровне со всеми ведущими державами мира: ни в одной стране нет ясного государственного регулирования сферы ИИ.

С пугающей скоростью

Впервые термин «искусственный интеллект» (ИИ) был введен в 1956 году американским информатиком Джоном Маккарти. Но искусственный разум появился немного раньше, когда создали технологию, возможности которой были сопоставимы с интеллектуальными способностями человеческого мозга, то есть с момента разработки первых электронно-вычислительных машин в 1940-х годах. В широком смысле это способность машин имитировать поведение человека, воспринимать информацию, принимать решения; это система алгоритмов, основанная на машинном обучении.

«Термин «искусственный интеллект» последние годы размылся. Теории самого интеллекта не существует. Есть техническое понимание искусственного интеллекта - набор методов оптимизации, распознавания, машинного обучения, который позволяет компьютеру имитировать человеческую деятельность, замещать человеческие функции», - сообщил в интервью передаче «Красный угол» Игорь Ашманов, инженер, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры».

Активно об искусственном разуме, хоть и в фантастическом ключе, начали рассуждать спустя десятилетия после появления термина. Как отметил председатель правления ООО «УК «РОСНАНО» Анатолий Чубайс, всплеск обсуждения искусственного интеллекта пришелся на 1970–1980-е годы. С тех пор его развитие поражает своими темпами. «Искусственный интеллект развивается с пугающей скоростью. Никогда не было таких скоростей», - отметила нейролингвист Татьяна Черниговская на Гайдаровском форуме - 2018. По данным исследовательской компании Gartner, к концу 2018 года объем глобального рынка искусственного интеллекта составит 1,2 трлн долларов.

В современной медицине искусственный интеллект пока решает не самые сложные задачи: обрабатывает данные о пациентах, находит на рентгеновских снимках патологии, проводит диагностику, ставит диагнозы или дает советы по их постановке, подбирает лечение, автоматизирует процессы. Тем не менее темпы его внедрения, способность на огромных скоростях собирать, анализировать и сопоставлять массивы данных, умение быстрее человека определять заболевание, отсутствие эмоций и усталости позволяют предположить, что его функционал в скором времени существенно расширится. Ключевой игрок, занимающийся искусственным интеллектом в здравоохранении, - компания IBM с компьютером IBM Watson, предназначенным для постановки диагноза и уже обученным основам психоанализа. Технология служит для лечения онкологических и кардиологических заболеваний. Компания Google основала в 2016 году подразделение - DeepMind Health - для внедрения ИИ в медицинскую отрасль. Эти разработки помогают врачам-офтальмологам находить причины слепоты. Летом этого года Google, по данным Bloomberg, представила алгоритм с элементами ИИ, способный оценить вероятность смерти пациентов. Израильские ученые разработали искусственный разум MedyMatch, который определяет инсульт, изучая снимки мозга одного человека и тысяч других, сравнивая их и фиксируя малейшие отклонения. Ошибка при таком диагнозе практически исключена. Хирургические роботы da Vinci уже несколько лет успешно выполняют свои функции с поразительной точностью. Даже мобильные приложения и гаджеты, которые помогают следить за здоровьем, мониторить давление, сердцебиение, пульс, отправлять информацию врачу, дают советы, - это все искусственный интеллект.

В финансовом секторе, банкинге ИИ активно применяется для автоматизации и ускорения процессов, повышения качества обслуживания, выявления мошенничества, исключения нежелательного человеческого влияния. «С помощью искусственного интеллекта мы уже выдаем кредиты физлицам», - сообщил Александр Ведяхин, первый заместитель председателя Правления Сбербанка, на международной конференции Sberbank Data Science Day. По его словам, кредитование физических лиц и малого бизнеса с использованием ИИ сокращает количество просрочек, вскоре эта технология сможет применяться для кредитования средних и крупных предприятий. Сбербанк как самый инновационный банк страны внедряет искусственный разум практически во все свои процессы. Банковский гигант роботизирует контактный центр для корпоративных клиентов, где робот Анна отвечает на вопросы о платежах, балансе, расположении банкоматов. Нововведение помогло увеличить скорость обслуживания клиентов по некоторым операциям на 50%.

В результате применения еще одной программы искусственного интеллекта Сбербанк сократил в прошлом году около 450 юристов. По оценкам экспертов финансовой организации, через пять лет 80% решений в отрасли будут основаны на ИИ. Как заявил Герман Греф, ежегодно банк получает примерно 2 млрд прибыли от внедрения искусственного интеллекта.

Компьютерное зрение - один из способов применения ИИ - делает более безопасной работу с банкоматом, мобильными платежами, более простой выдачу кредитов, проверку документов. Уже работают различные финансовые чат-боты, помогающие делать покупки в Интернете и оплачивать счета, цифровые кошельки, которые в том числе рекомендуют, как расходовать средства, изучив привычки пользователя. В более узких кругах используются роботы-советники для управления инвестициями.

Для промышленности применение робототехники - ключевое условие конкурентоспособности. Как сообщили эксперты Петербургского международного экономического форума, объем российского рынка искусственного интеллекта в промышленности может достичь 380 млн долларов к 2021 году. А среднемировой показатель плотности роботизации в мире - 70 роботов на 10 000 работников, по словам президента НАУРР Виталия Недельского.

В сельском хозяйстве компьютерное зрение применяется в том числе для анализа посевов. Ученые Сколковского института науки и технологий создали систему, предсказывающую рост растений посредством компьютерного зрения и методов машинного обучения.

Мониторинг соцсетей при помощи ИИ повышает качество работы HR-специалистов. По информации Forbes, искусственный разум расшифровывает и анализирует тысячи мегабайт в секунду текстовой, голосовой и видеоинформации о кандидате, определяет вероятность того, преуспеет ли будущий сотрудник. Машина лишена эмоций, а значит, неподвластна манипулированию или уговорам. По данным CB Insights, мировой рынок разработок в этой сфере приближается к 14 млрд долларов.

В сфере ритейла ИИ в основном задействован при обслуживании клиентов. Роботы уже заменяют кассиров, специалистов, связанных с бухгалтерией, сортировкой данных. Как отметили эксперты Недели российского ритейла, искусственный интеллект снижает число ошибок, связанных с человеческим фактором, увеличивает продажи.

Один из самых ярких и успешных примеров применения искусственного интеллекта в сфере услуг - отель Henn-na Hotel в Японии, где гостей встречают и обслуживают роботы, владеющие четырьмя языками. Робот-уборщик или робот-пылесос в некоторых развитых странах - это уже обыденность.

Искусственный интеллект применяется и в автотранспорте, и для написания статей и финансовых отчетов (к примеру, разработки компании Narrative Science), и для проверки правописания (тот же алгоритм Т9), и для поиска и анализа информации. Искусственный интеллект уже обыграл чемпионов мира в шахматы и даже в покер. «Когда компьютер обыграл Гарри Каспарова, это была нечестная игра: компьютер не устает, не нервничает, он был натренирован на конкретного игрока, знал все его ходы наперед. Последняя надежда у меня была на покер - тут можно блефовать, играть на эмоциях, делать poker face, чего машина не может. Но и с этим компьютер справился», - сказала специалист по нейронауке, психолингвистике, искусственному интеллекту Татьяна Черниговская на Гайдаровском форуме - 2018.

Искусственный интеллект уже успешно обучается обману. К примеру, разработка компании Nvidia делает очень реалистичные фейковые видео, имитируя реальность: создает образы людей из ничего, меняет время суток, погоду.

Сегодня даже картина, написанная искусственным разумом и выставленная на аукционе за 10 000 долларов, уже не особо удивляет. «Искусственный интеллект стал главным трендом для всех. Говорим мы о государствах или об отдельных людях. Он стал методом роста, его использование стало очень легким», - сообщил Герман Греф в ходе завтрака Сбербанка на Давосском форуме.

Прогресс под контроль

Такое стремительное развитие не может оставаться бесконтрольным. Илон Маск назвал искусственный интеллект «самым большим риском, с которым мы сталкиваемся как цивилизация». По мнению основателя SpaceX, только государственное регулирование этой сферы поможет избежать рисков, которые могут спровоцировать разработчики в погоне за передовыми технологиями. Роботы также могут ошибаться, иногда их ошибки приводят к фатальным последствиям. К примеру, несчастный случай в Аризоне, когда беспилотник насмерть сбил пешехода. «Беспилотная машина сбивает человека - кто за это отвечает? Мы должны заложить моральные категории в искусственный интеллект и право решить, кому это все принадлежит. Право и мораль - категории, которые внутри цифрового мира имеют совершенно иные конфигурации», - заявила Татьяна Черниговская на ГФ-2018.

Вопрос регулирования ИИ и робототехники, связанный с автоматизированными транспортными средствами и беспилотными летательными аппаратами, стоит сегодня наиболее остро. Но законы не позволяют четко определить субъекта, ответственного за ошибки машин. Равно как и понять, почему искусственный интеллект принял то или иное решение в определенной ситуации. Изменения в регулировании этой сферы происходят во многих странах. Так, зимой прошлого года Европарламент принял резолюцию «Нормы гражданского права о робототехнике». Документ подразумевает введение общеевропейской системы регистрации интеллектуальных машин. Представители Европарламента также предлагают внедрить страхование ответственности за причиненный роботом ущерб. В резолюции учтена и нравственная сторона вопроса. В Германии приняли закон, упрощающий передвижение автономного транспорта, при этом ужесточающий наказание в случае ошибок беспилотника. По данным Forbes, Эстония стала первой страной в мире, где законодательно утвердили правила передвижения роботов-курьеров. А также первой в ЕС, разрешившей (пусть и с большими ограничениями) ездить беспилотникам. В Японии в 2018 году Министерство экономики, торговли и промышленности сформировало законы о контроле бизнес-отношений в области искусственного интеллекта, сообщила крупнейшая медиакорпорация страны Nikkei Asian Review. В первую очередь документ регулирует вопрос принадлежности авторских прав на технологии ИИ. Сейчас в Японии интеллектуальные права на разработки в сфере ИИ принадлежат заказчикам, согласно новым правилам ими будут владеть разработчики. Помимо этого, компании будут нести ответственность за последствия некорректной работы техники и выплачивать ущерб пострадавшим. Япония уже не первый год разрабатывает способы регулирования рынка искусственного интеллекта. Одна из самых развитых экономик мира планирует вводить сертификаты соответствия требованиям безопасности для робототехники.

В Южной Корее - одной из самых роботизированных стран мира - более десяти лет назад объявили о разработке Этического устава роботов (Корейского устава роботов). К сожалению, о нем сегодня по-прежнему мало что известно. Но закон о поддержке развития интеллектуальных роботов в стране принят.

В Китае спроектировали План развития технологий искусственного интеллекта нового поколения. В документе по большей части прописаны цели по становлению страны в качестве ведущей в области робототехники; первые законы по регулированию отрасли запланированы на 2020 год.

Конгресс США в 2017 году задался целью дать четкое определение термину «искусственный интеллект» на законодательном уровне. При Министерстве торговли США создан комитет, призванный решить, как именно необходимо регулировать ИИ. В некоторых штатах разрешено тестировать беспилотники на дорогах общего пользования.

В России в 2018 году может появиться первая концепция регулирования искусственного интеллекта. Ее разработкой занимается рабочая группа «Нормативное регулирование» в рамках Автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика». Кроме того, в стране была анонсирована Модельная конвенция о робототехнике и искусственном интеллекте, созданная Исследовательским центром проблем регулирования робототехники и искусственного интеллекта «Робоправо». Конвенция определяет ключевые проблемы, с которыми может столкнуться общество, развивая искусственный интеллект, формулирует правила робототехники и указывает возможные пути решения проблем. Конвенция также подразумевает создание единого международного института регулирования на уровне ООН.

Еще раньше, в 2016 году, глава совета директоров Mail.ru, основатель компании Grishin Robotics Дмитрий Гришин сформулировал концепцию закона о робототехнике. По словам эксперта, роботов необходимо приравнять одновременно и к животным (так как они могут выполнять самостоятельные действия), и к юридическим лицам, а также создать реестр роботов на примере ЕГРЮЛ. ООН занимается вопросами правового регулирования систем искусственного интеллекта военного назначения. По мнению организации, необходимо заранее запретить применение автономных военных роботов. Помимо очевидных целей, таких как безопасность, ответственность за вред или ущерб, защита интеллектуальных прав, государственное регулирование этой сферы может повысить экономическую эффективность применения интеллектуальных систем. К примеру, как пишет издание «Популярная механика», закон «О развитии и распространении умных роботов», принятый в 2008 году в Корее, поднял производство в стране к 2016 году на 80% и принес 4 млрд долларов.

Ключевое, что должно содержаться в любом законодательстве о роботах, - это ответственность за действия искусственного разума. При этом государственное регулирование должно быть настолько грамотным, чтобы в стремлении к полному контролю не затормозить развитие инновационных технологий.

Скорость - совершенное оружие, сказал недавно Илон Маск, обсуждая финансовые результаты Tesla за третий квартал этого года. Но он имел ввиду отнюдь не скорость своих машин. Речь шла о скорости работы роботов, которые эти машины собирают. Позднее в Твиттере Маск прокомментировал , что уже через несколько лет нам понадобится стробоскоп, чтобы оценить скорость движения роботов.

Скорость развития робототехники и искусственного интеллекта, по всей видимости, переходит на новый уровень. И человечество это понимает - в 2017 году, чтобы не вылететь с трассы, оно приняло национальные и общемировые правила обращения с ней. Проиллюстрирую текущий уровень технологий, и попробую объяснить, почему принятие законов робототехники - неизбежно.

На волне прогресса

По данным Международной Федерации Робототехники, невероятно быстро растет рынок промышленных роботов. В 2016 году их продажи достигли почти 300 000 единиц. Пять лет назад этот показатель был почти вдвое меньше. В результате объем только одного этого рынка составил $13 млрд, а с учетом смежных рынков ПО и компонентов – все $40 млрд.

Уже не первый год завод компании Siemens в Амберге один программируемый контроллер в секунду с невероятным уровнем качества - процент брака составляет всего 0,00115%. Достигнуть скорости производства в 12 млн единиц в год одновременно с сохранением качества помогают роботы - 75% операций автоматизировано.

В Великобритании уже несколько лет успешно используют хирургических роботов Da Vincie для борьбы с раком простаты. Их главное отличие от обычных - высочайшая точность, сохранение околооперационных тканей, а также быстрые сроки восстановления. В свежем исследовании рынка хирургических роботов говорится , что среднегодовой прирост этого рынка в 2017-2021 годах составит 10,53%.

Уже давно никого не удивляет робот-пылесос, как и робот-мойщик окон. Благодаря удешевлению компонентов и производству целого ряда моделей в Китае их стоимость стала серьезно падать, и они хлынули на рынок. Достаточно на финансовые показатели только одного производителя, чтобы понять насколько вырос рынок домашних роботов в последние несколько лет - они уже продаются миллионами штук.

Робот Cheetah компании Boston Dynamics еще в 2012 году показал скорость движения, сопоставимую с рекордами Усейна Болта, а их антропоморфный робот Atlas, в 2017 уже научился делать сальто назад. Но технические достижения - это, пожалуй, не самое впечатляющее. Поражает скорость проникновения робототехники во все аспекты нашей жизни.

Наконец, все чаще компании стали объявлять о наборе роботов в штат. Известный всем пример российского банка, который попытался заменить юристов «искусственным интеллектом», а в некоторые отделения уже поставил роботов для обслуживания посетителей, - одна из ярких, но далеко не единственных иллюстраций.

За робота ответишь?

Скорость внедрения новых технологий действительно поражает! Хорошо это или плохо, вопрос риторический. Однако с развитием робототехники активизировалась новая проблема – регулирования.

Действительно, чем больше появляется роботов (особенно, таких) и киберфизических систем, тем больше вопросов вызывает применение к ним действующих норм. Постулаты Азимова о непричинении вреда человеку и человечеству умными роботами уже давно не вызывают эмоций у большинства специалистов.

Вопросы, ответы на которые хотелось бы получить уже сейчас: есть ли ограничения на использования военных роботов? Кому принадлежат авторские права на созданные роботом произведения и кто ответит за его поступки, например ущерб, принесенный автопилотируемой машиной?

В применение «искусственного интеллекта» в финтехе уже нужно вмешаться, или стоит подождать еще нескольких сбоев бирж? Как будем защищать имплантируемые роботизированные механизмы и что делать, если имплантат в сердце есть, а компании-производителя уже нет?

Ну и наконец, проблема сильного искусственного интеллекта (ИИ, сравнимый с человеческим мозгом по уровню интеллекта) все-таки реальна и нам уже нужно контролировать его разработки, или разберемся как-нибудь потом?

Самозарождение правил

Первые подходы к таким проблемам обозначили в Южной Корее. В 2007 году там анонсировали разработку Этического устава роботов (документа с тяжелой судьбой; о его существовании за пределами Кореи практически ничего так и неизвестно, хотя корейская версия, как оказалось, похоже все-таки существует). Затем там же приняли закон о содействии развитию умных роботов.

Но в последние годы проблема регулирования вышла на новый уровень. Обозначим основные подходы.

Частные законы . Множество экспертов высказывало свои мнения о том, как должны регулироваться отношения между роботами и людьми. Например, Три закона робототехники фантаста Айзека Азимова , или Десять законов ИИ Сатьи Наделлы , руководителя компании Microsoft. Даже Карел Чапек, создатель слова «робот», упоминает в R.U.R. некую Лигу Гуманности, борющуюся за права роботов на нормальное отношение со стороны людей.

Позиция сообществ . Иногда высказанные предложения о регулировании поддерживаются целым сообществом экспертов. Хороший пример - 23 Азиломарских принципа искусственного интеллекта, разработанных и опубликованных в январе 2017 года под эгидой Future of Life Institute. Их подписало уже почти 4 000 экспертов и специалистов. Ученые предлагают направить свои усилия на создание управляемого, надежного и полезного ИИ, отказаться от «гонки вооружений» на основе ИИ и подумать о безопасности разработок, а также ответственности самих разработчиков.

Предложения, которые высказываются экспертами, по существу являются примером первых попыток саморегулирования , когда частные лица или компании разрабатывают правила до того, как государство разработает законы, обязательные для выполнения. Одним из характерных атрибутов саморегулирования является объединение в ассоциации. Их правила становятся обязательными для ее членов. Примером такой ассоциации является Partnership on AI - партнерство, участниками которого являются Amazon, Apple, Google, IBM, Facebook, Microsoft и другие. Оно создано в 2017 году и о конкретных правилах говорить пока рано, но мы видим один из уникальных примеров объединения крупнейших компаний мира (к слову, конкурентов в ряде областей) вокруг проблемы развития искусственного интеллекта.

Регулирование на национальном уровне

На протяжении 2017 года мы увидели целый ряд примеров того, как государство пытается регулировать киберфизические системы.

Например, в Германии принят закон, призванный открыть дорогу автономному транспорту. Законодатели выделили категорию автомобилей «со значительно или полностью автоматизированной функцией вождения» и разрешили водителями отвлекаться от ситуации на дороге. Одновременно, правда, удвоили лимит ответственности за причиненный вред и ввели правило обязательной установки «черного ящика».