Постановление правительства рф 1132. О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки. Об исполнении договора…


К сожалению, распадаются даже те семьи, которые прошли через испытания и сложности, например, совместное усыновление и воспитание ребенка. Как правило, после развода усыновленный ребенок остается с одним из родителей. И нередко второй родитель задается вопросом: как снять с себя родительские обязательства перед неродным сыном или дочерью? Особенно, если после развода он создал новую семью, и завел собственных, родных детей.

Права усыновленного ребенка

Родительские права и обязанности распространяются на всех детей – родных и усыновленных – в равной степени, и в полной мере сохраняются после развода.

Ребенок, который был усыновлен, наделен теми же правами, что и ребенок, который рожден в этой семье. И эти права сохраняются после развода усыновителей:

  • право на материальное обеспечение;
  • право на воспитание;
  • право на защиту, в частности, от дискриминации или ущемления на основании факта усыновления;
  • право на взаимоотношения с усыновителями;
  • другие права, предусмотренные Семейным кодексом РФ.

Таким образом, правовой статус усыновленных сына или дочери совершенно аналогичен правовому статусу ребенка, рожденного в браке или же вне брака.

Можно ли отказаться от усыновленного ребенка после развода

Поскольку отмена усыновления – не редкий случай, семейным законодательством РФ предусмотрено:

  • особенности процедуры (ст.140 СК РФ);
  • законные основания для отмены усыновления (ст.141 СК РФ);
  • исчерпывающий перечень лиц, которые вправе инициировать процедуру отмены усыновления (ст.142 СК РФ);
  • правовые последствия отказа от усыновленного ребенка – для самого ребенка и усыновителей (ст.143 СК РФ);
  • случаи, в которых отмена усыновления невозможна (ст.144 СК РФ).

Причины отказа

Причины, по которым усыновители принимают такое решение, могут быть разными:

  • Ребенок был усыновлен по желанию одного из супругов, или вызван обстоятельствами, которые касаются только одного из супругов. Второй супруг стремится снять с себя моральные и материальные обязательства.

Например, из-за неспособности жены забеременеть или выносить собственного ребенка, супружеская пара приняла решение об усыновлении, но после развода муж отказался от «чужого» ребенка.

  • Ребенок был усыновлен по взаимному желанию супружеской пары, но после развода жизненные обстоятельства мужа или жены переменились. Распад семьи – сложное испытание.

Например, после развода жена поняла, что не сможет сама воспитывать усыновленного ребенка, не получая никакой поддержки от бывшего мужа, вступившего в новый брак.

  • Усыновители не смогли достичь взаимопонимания со «сложным» ребенком. А после развода воспитывать усыновленного ребенка, как правило, приходится в одиночку – это еще тяжелее.

Основания для отказа от усыновленного ребенка

Если причины – это жизненные обстоятельства, которые заставляют принимать решение об отказе от ребенка, то основания – это предусмотренные законом условия, без соблюдения которых такой отказ невозможен.

Во-первых, отмена усыновления возможна только в судебном порядке (по инициативе четко очерченного круга лиц), во-вторых – для этого должны быть веские основания, предусмотренные п.1 ст. 141 СК РФ:

  • Уклонение от выполнения родительских обязательств перед усыновленными детьми;
  • Злоупотребление родительскими правами, что противоречит интересам детей;
  • Жесткость по отношению к детям;
  • Алкоголизм или наркотическая зависимость.

Можно догадаться, что инициатором отмены усыновления по перечисленным выше основаниям будут не сами усыновители, а сторонние лица – прокурор, представителя органа опеки. Но право инициировать отказ от ребенка предусмотрено и для усыновителей.

Согласно п.2 ст.141 СК РФ, суд может отменить усыновление по другим основаниям, кроме перечисленных в п.1, никак не связанных с виной и нарушениями со стороны усыновителей. Это не противоречит и Постановлению Пленума ВС РФ №8 от 20.04.2006 (в редакции от 17.12.2013). Таким основанием может быть, например, невозможность нормального воспитания ребенка:

  • у ребенка обнаружено серьезное психическое или физическое отклонение, препятствующее его полноценному развитию;
  • между ребенком и усыновителем не складываются взаимоотношения доверия и понимания.

Исходя п. 2 ст. 140 СК РФ, суд может принять во внимание взаимное нежелание усыновителей или нежелание одного из усыновителей воспитывать и заботиться о ребенке, и отменить усыновление. Как показывает судебная практика, даже случаи неприязненных отношений, сложившихся между ребенком и взрослыми, которые препятствуют воспитанию, могут быть рассмотрены судом в качестве основания для судебного разбирательства.

Это не значит, что каждый недобросовестный усыновитель может запросто снять с себя обязательства перед ребенком. Но добиться справедливого решения суда – можно, поскольку причины и жизненные обстоятельства в каждой семье индивидуальны.

Кто вправе просить суд об отмене усыновления?

Закон содержит исчерпывающий перечень лиц, которые могут инициировать судебный процесс:

  • Усыновители;
  • Биологические родители ребенка, если они не лишены родительских прав и не признаны недееспособными;
  • Сам усыновленный ребенок, если ему уже исполнилось й4 лет;
  • Прокурор;
  • Представитель органа опеки и попечительства.

Например,

супружеская пара Левченко усыновили 4-летнего мальчика, но спустя три года брак между ними распался. После развода бывший муж переехал в другой город, и спустя некоторое время его интерес к усыновленному сыну сошел на нет. Через год после развода усыновительница подала иск об отмене усыновления против бывшего мужа, на основании того, что он уклоняется от выполнения родительских обязательств по отношению к ребенку. Суд удовлетворил иск и отменил усыновление, однако взыскал с Левченко алименты на ребенка.

Итак, развод между усыновителями – не основание для отказа от ребенка. Но разведенные усыновители вправе обращаться в суд с иском об отмене усыновления по другим допустимым основаниям.

Как отменить усыновление после развода?

С причинами и законными основаниями мы разобрались, теперь подробно рассмотрим, как на деле осуществить задуманное.

Алгоритм действий

  1. Подготовка искового заявления;
  2. Сбор документов, которые прилагаются к иску;
  3. Подача иска в суд согласно правилам подсудности;
  4. Участие в судебных заседаниях;
  5. Получение судебного решения.

Исковое заявление

Иск об отмене усыновления составляется строго с учетом норм ст. 131-132 ГПК РФ.

Незначительные нарушения формы иска повлекут за собой возврат документации истцу для исправления ошибок, и станут причиной затягивания разбирательства. Например, хотя закон не запрещает подавать иск в рукописном виде, юристы советую все-таки печатать текст – это исключает возврат иска по причине нечитабельности. Если содержание иска будет юридически неграмотным, слабым, документально не подтвержденным, дело может быть проиграно, и требования истца останутся не удовлетворенными.

Поэтому на этапе подготовки к судебному процессу –при составлении иска и сборе доказательной базы - нелишним будет заручиться поддержкой юриста. Если Вам нужен совет или помощь – напишите в чат или позвоните по телефону горячей линии и получите бесплатную консультацию юриста нашего портала.

Как правильно составить иск?

Структура иска выглядит следующим образом:

  • Наименование судебного органа, адрес;
  • Сведения об истце и ответчике: Ф.И.О., адреса регистрации и проживания;
  • Сведения о третьих лицах: орган опеки, прокурор;
  • Заголовок: «Исковое заявление об отмене усыновления»;
  • Обстоятельства: когда был заключен и расторгнут брак, когда был усыновлен ребенок. Можно дополнительно указать другие обстоятельства: кто инициировал усыновление, был ли против второй усыновитель, как складывались отношения между ребенком и усыновителями.
  • Причины и основания, по которым усыновление должно быть отменено;
  • Доказательства, ссылки на документы;
  • Исковые требования;
  • Перечень приложений к иску;
  • Подпись;
  • Дата подачи искового заявления.

Готовое исковое заявление подается истцом в районный/городской суд по месту жительства ответчика. Но если с истцом проживает несовершеннолетний ребенок, он может подать иск по собственному месту проживания.

Кто будет выступать истцом и ответчиком? Выше мы перечисляли круг лиц, которые вправе подать иск об отмене усыновления, среди них – сами усыновители. Если иск подается одним усыновителем в отношении второго усыновителя, то ответчиком будет тот усыновитель, которого нужно лишить статуса. Если иск подается двумя усыновителями, ответчиком будет усыновленный ребенок, и его интересы будет представлять орган опеки и прокурор.

Документы

Согласно ст.132 ГПК РФ, все обстоятельства, которые истец излагает в иске, на которые опирается и которыми обосновывает исковые требования, должны быть документально подтверждены. Следовательно, пакет приложений к иску должен формироваться индивидуально, в зависимости от обстоятельств, и не стоит пренебрегать профессиональной юридической помощью при подготовке документов.

Основные документы:

  • Квитанция об оплате госпошлины;
  • Свидетельство о бракосочетании или разводе;
  • Свидетельство о рождении ребенка;
  • Судебное решение о усыновлении;

Другие документы: медицинские справки, выписки из истории болезни, характеристики педагогов и психологов, постановления полиции о правонарушении и/или привлечении к административной ответственности.

Процедура

Несмотря на то, что случаи отказа от усыновленных детей кажутся из ряда вон выходящими, они рассматриваются в рамках гражданско-процессуального закона и почти ничем не отличается от других гражданских дел, за исключением некоторых особенностей:

  • Рассмотрение дела происходит исключительно в городском или районном суде;
  • В судебном процессе обязательно принимает участие прокурор и представитель органа опеки и попечительства;
  • Если истцами выступают оба усыновителя, ответчиком выступает ребенок, в таком случае его интересы представляет прокурор и представитель органа опеки. Если истцом выступает сам ребенок, достигший 14 лет, ответчиками выступают его усыновители (или один из усыновителей);
  • Суд выслушивает истца и ответчика, рассматривает представленные документы и другие доказательства, определяет, действительно ли описанные в иске обстоятельства служат основанием для отмены усыновления. При необходимости – суд запрашивает дополнительные доказательства, приглашает свидетелей назначает проведение судебной экспертизы;
  • Если ребенок достиг возраста 10 лет, суд обязательно спрашивает и принимает во внимание его мнение по поводу отмены усыновления;
  • Принимая решение об отмене усыновления, суд вправе взыскать с бывших усыновителей алименты на содержание ребенка — до совершеннолетия или до тех пор, пока ребенок не будет усыновлен другими лицами.

Сроки

Длительность судебного процесса по гражданским и семейным делам определена ст.154 ГПК РФ:

  • 2 месяца – на непосредственное рассмотрение дела;
  • 1 месяц – на вступление решения суда в силу.

Не исключено продление сроков судебного разбирательства, если потребуется проведение судебной экспертизы, на время которой судебное производство приостанавливается.

Расходы

Если иск подается от имени двоих усыновителей, они должны платить государственную пошлину - 300 рублей (ч.3 п.1 ст.333.19 НК РФ). Если иск подается одним усыновителем против другого, а также другими лицами, уполномоченными подавать иск об отмене усыновления, они освобождаются от оплаты государственной пошлины, поскольку иск подается в интересах несовершеннолетнего ребенка.

Помимо государственной пошлины могут потребоваться дополнительные расходы, например, на юридическое консультирование и представительство в суде, нотариальную заверку документов, пересылку документов.

Правовые последствия

Очевидно, что отмена усыновления влечет за собой правовые последствия для обеих сторон – ребенка и взрослых:

  • Отмена взаимных прав и обязанностей ребенка и усыновителя;
  • Возврат ребенка биологическим родителям (если они живы и не лишены родительских прав), родственникам или в специализированное детское учреждение — по усмотрению суда и органа опеки и попечительства;
  • По усмотрению суда — взыскание алиментов на содержание ребенка до его совершеннолетия или повторного усыновления;
  • По согласию ребенка, достигшего 10 лет — изменение Ф.И.О., полученных им при усыновлении, восстановление прежних метрических данных.

Одновременно со снятием с себя всех родительских обязательств, усыновители теряют и права на ребенка, в частности, право требовать содержания от ребенка в старости или наследовать имущество ребенка в случае его смерти. Ребенок также теряет право на наследование после смерти усыновителей.

Например,

по исковому заявлению гражданки Тимченко суд отменил усыновление ее бывшим мужем ребенка, взятого из детского дома во время брака, поскольку после развода бывший муж перестал заботиться о 7-летнем мальчике. Спустя год после вступления судебного решения в силу Тимченко погиб. Его бывшая жена попыталась доказать право ребенка на наследство после смерти бывшего усыновителя. Но суд отказал в удовлетворении иска, поскольку никаких юридических прав и обязанностей между погибшим Тимченко и ребенком, который был усыновлен, уже не осталось.

Судебная практика

Судебная практика по делам, связанным с отменой усыновления по причине развода — весьма незначительна. Как правило, речь идет о формальных исках, поданных с целью снять с себя все обязанности перед ребенком.

В таких случаях суд отменяет усыновление, если установит, что…

  • Один или двое усыновителей утверждают о нежелании воспитывать и заботиться о ребенке;
  • Нормальное воспитание ребенка одним или двумя усыновителями — невозможно;
  • Мнение ребенка, достигшего 10 лет, не противоречит желанию усыновителей;
  • Представитель органа опеки также не возражает против отмены усыновления.

Вопрос.

Отчим усыновил меня после женитьбы с матерью. Мне было 8 лет. Спустя 10 лет мать развелась с ним по причине алкоголизма и бытового насилия. Сейчас мне исполнилось 18, я хочу отказаться от усыновителя и всех юридических прав и обязанностей перед ним. Возможно ли это?

Ответ.

Да, это возможно, но только с согласия всех сторон: матери и отчима-усыновителя, а также Вашего биологического отца, если он жив и не лишен родительских прав (ст. 144 СК РФ).

Вопрос.

После усыновления (удочерения) ребенок начинает восприниматься как кровный родственник, теряя связь с прежней семьей. Он получает такие же права, как и любой другой ее член. Если по каким-то причинам возникла необходимость расторгнуть договоренность, подобные действия неизбежно связаны с трудностями психологического, материального и морального плана.

Можно ли отказаться от принятого в семью ребенка? Да, но только при определенных обстоятельствах. Главным условием является ущемление интересов и прав взятого малыша. Существует несколько безусловных причин для того, чтобы начать данный процесс:

  1. Доказанная вина усыновителей. Это касается ситуаций жестокости, насилия по отношению к ребенку либо наличии хронического алкоголизма/наркомании в такой семье. Если доказан факт фиктивной процедуры, малыш изымается из нее.
  2. Тяжелое психическое/физическое заболевание несовершеннолетнего проявилось уже после его взятия из детского дома. Приемные родители ничего не знали о патологии.
  3. Взаимопонимания не достигнуто. Бывает так, что детские права не нарушены и здоровью ребенка ничего не угрожает. Просто в новой семье отсутствуют доброжелательные отношения, и приемные родители никак не могут найти подход к несовершеннолетнему.

Возможные инициаторы

Как отказаться от усыновленного ребенка? Согласно ст. 140 СК РФ, подобная процедура проводится только через суд. Ниже перечислен список тех граждан, которые вправе потребовать отмену (ст.142 СК РФ):

  • Биологические родители (при условии, что они не лишены родительских прав по судебному решению).
  • Приемные родители.
  • Принятый в семью ребенок, которому исполнилось 14 лет.
  • Работник ООП либо прокуратуры (ответчиками будут являться усыновители).

Возможными инициаторами данного процесса могут выступить также люди, которым не безразлична судьба малолетнего (соседи, родственники, учителя). Им следует обратиться в ООП либо прокуратуру.

Для проведения процедуры отмены усыновители должны подать исковое заявление в районный суд. Права и интересы несовершеннолетнего будут защищать представители ООП. До тех пор, пока не будет вынесено соответствующее судебное решение, отказ от усыновления недопустим.

Особенности процедуры

Данная процедура должна проводиться с учетом следующих требований (ст.140 СК РФ):

  • При наличии искового заявления.
  • При участии органов опеки и попечительства.
  • С обязательной организацией должной защиты интересов и прав малолетнего.
  • При наличии заключения о текущих условиях проживания ребенка.

Подобный документ оформляется работниками органа опеки после визита в приемную семью после предоставления прокурорского заключения по делу. После анализа всех предоставленных фактов суд выносит определенное решение. В течение 3 дней соответствующая информация подается в ЗАГС.

Можно ли отказаться от отцовства после усыновления?

В суд нередко поступают иски от лиц, которые усыновили детей своей жены, а после развода хотят сделать отказ от усыновления неродного ребенка. Смена семейного статуса не будет основанием для разрыва родственных уз.

В процессе судебного разбирательства обычно назначается дополнительная проверка условий содержания несовершеннолетнего. Непосредственное участие в ней принимают представители ООП, психологи, педагоги. Отказ от принятого прежде ребенка отцом требует соблюдения следующего алгоритма действий:

  1. Обязательная подача иска в судебную инстанцию.
  2. Оплата госпошлины: 400 рублей.
  3. Предоставление документов, доказывающих позицию заявителя.
  4. Обеспечение явки свидетелей (при наличии) на заседание суда.
  5. Предоставление веских доводов относительно сложившейся ситуации.

Исковое заявление: содержание

Должно быть оформлено правильно, с учетом конкретных требований.

  1. Полное наименование судебного органа, куда подается документация.
  2. Личные данные заявителя и ответчика.
  3. Сведения о сотруднике прокуратуры, ООП.
  4. Обстоятельства процедуры: данные о решении суда, его дата и номер.
  5. Просьба об отказе от усыновления со ссылкой на нормы закона, позволяющие провести данную процедуру.

Обязательно наличие подписи и даты оформления, которая должна совпадать с датой подачи иска. В противном случае исковое заявление и приложенная документация не будут приняты к рассмотрению и вернутся на доработку к заявителю. Обращение к профессиональному юристу поможет исключить возможные ошибки.

Правовые последствия отказа

При положительном судебном решении, усыновление будет прекращено. Согласно Семейному кодексу, в силу вступают следующие изменения:


Отмена усыновления совершеннолетнего ребенка

Нельзя отказываться от совершеннолетних приемных детей (ст.144 СК РФ). Под исключение попадают следующие ситуации:

  1. Наличие живых дееспособных родителей, не лишенных родительских прав на совершеннолетнего.
  2. Обоюдное согласие сторон об отмене.

Другие причины не рассматриваются. Вынесение судебного решения зависит от множества причин, но всегда учитываются интересы ребенка. Рассмотрим конкретные примеры.


Отказ. Совершеннолетний ребенок подал в суд на своего усыновителя. Причиной для отмены явился вынесенный приговор в отношении отчима за уголовное преступление. Суд отклонил иск, в связи с отсутствием согласия приемного отца (ст.144 СК РФ).

Удовлетворение искового заявления. В семью был взят приемный мальчик. Он не шел на контакт и очень негативно относился к старшему сыну усыновителей. У ребенка обнаружена редкая психическая патология, о которой семья не знала ранее. Иск был удовлетворен.

Отказаться от принятого в семью малыша можно только при наличии веских причин: доказанная вина приемных родителей, тяжелое заболевание ребенка либо отсутствие взаимопонимания в семье. При положительном судебном решении выписка направляется в ЗАГС, где производится регистрация отмены усыновления.

В российском законодательстве отсутствует отдельная статья, регламентирующая отказ от детей (приёмных или родных – неважно, порядок этих процедур в целом совпадает). Несмотря на это, такая возможность существует.

Сделать это, как утверждает статья 140 СК РФ, возможно только в ходе судебного разбирательства с привлечением огромного количества заинтересованных сторон – прокуратуру, приёмных и биологических родителей, самого малыша и органов попечительства.

Статья 140 СК РФ. Отмена усыновления ребенка

  1. Отмена усыновления ребенка производится в судебном порядке.
  2. Дело об отмене усыновления ребенка рассматривается с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.
  3. Усыновление прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка.

    Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации усыновления.

Как отказаться от приемного несовершеннолетнего?

Опишем, как производится отмена усыновления ребенка.

Куда обращаться?

Описанный выше перечень людей – это те, кто имеют право требовать отказа от ребёнка. Подробнее о том, кто может требовать отмены усыновления ребенка, читайте .

Если занимаются этим процессом сами приёмные родители – им необходимо подать иск в районную судебную инстанцию по месту жительства ответчика (им в таком случае считается ребёнок). Защищать несовершеннолетнего гражданина по ч.1 ст. 56 СК РФ в таком случае предоставляется органам опеки.

Необходимые документы

Насчёт реквизитов можно узнать в самом суде, размер пошлины – посчитать на сайте Госуслуг . Как правило, в таких разбирательствах он составляет около 200 рублей.

Теперь вы знаете в деталях, как отказаться от приемного ребенка.

Сроки рассмотрения дела

Заседаний придётся пережить как минимум два. Начинается всё обычно с предварительного слушания, в котором не принимается никаких решений, а выясняются обстоятельства, выдаются и передаются всевозможные документы – ходатайства, повестки, доказательства и другие.

Также существует возможность переносить заседания в связи с выполняющимися мероприятиями или болезнью истца/ответчика, обычно на несколько недель. Поэтому общее слушание может занять довольно длительное время.

Завершается итоговое заседание анализом всех собранных данных и документов, прокурорским заключением и диалогом сторон. Участие в этих прениях лучше доверить адвокату, потому что он более подкован и опытен в таких делах.

Приговор и его исполнение

Если исковое заявление было удовлетворено, то приговор суда об отмене усыновления приобретает свою юридическую силу через тридцать дней с момента его вынесения. Такой срок даётся, чтобы недовольная сторона имела возможность обжаловать вынесенное решение в высшей инстанции.

Сама по себе отмена факта усыновления официально фиксируется в органах ЗАГСа, куда суд обязан в течение трёх дней направить соответствующую справку-выписку из приговора.

Последствия осуществленной процедуры

После отказа от приёмного ребёнка, согласно со ст. 143 СК РФ , его полагается возвратить в семью его биологических родителей. Если это невозможно – их нет, или у них отсутствуют родительские права, то судьба несовершеннолетнего передаётся в руки органов опеки и попечительства. Как правило, такого ребёнка возвращают туда, откуда его забрали – в детский дом.

По решению суда возможно изменение фамилии и отчества несовершеннолетнего на те, которые были у него до усыновления. Если же последнему уже более десяти лет, то при вынесении решения по этому вопросу нужно советоваться с его желанием и согласием на изменение таких личных данных. Кроме того, даже бывшие родители в большинстве случаев обязываются приговором к регулярной выплате ребёнку алиментов.

Важно! Отказавшийся от приёмного ребёнка человек более не имеет возможности влиять на его жизнь так, как мог раньше. Это относится к разрешениям на выезд за пределы страны, на обучение в школах и других учреждениях, на получение медицинских и других услуг, которые находились в сфере влияния родителя.

Изменяется и порядок наследования, причём не в пользу отказавшегося усыновителя. Бывший родитель, если с ребёнком, обладавшим некой собственностью, случится несчастье, не имеет ровным счётом никаких прав на оставшееся имущество. Ребёнок же в аналогичной ситуации будет законно считаться прямым наследником отказавшегося от него человека и сможет получить часть его ценностей.

Строили совместные планы и решились приютить сироту или усыновить малыша второго супруга? Но, так бывает, что судьба делает неожиданный поворот, и приходится .

Здесь многие хотят знать, можно ли отказаться от после развода или нет? Самое главное – не горячиться, поскольку всегда есть законные способы выхода из затруднительного положения.

Как отменить усыновление при расторжении брака?

Чтобы не наделать ошибок и найти способ, как отменить усыновление при расторжении брака, обращаются в суд. Кроме того, решение не может быть принято без участия прокуратуры, органов опеки и попечительства.

Точка в деле ставится лишь тогда, когда соответствующая выписка направляется в ЗАГС по месту, где проводилась регистрация, но с этим мероприятием нужно справиться не позднее 3-х дней от вступления в силу судебного решения.

Госпошлина взимается с лица, требующего аннулирования родительских прав.

Проблемы отмены усыновления регулируются , , , , , без которых не обойтись в таких вопросах:

  • особенности процесса;
  • основания, позволяющие произвести отмену усыновления;
  • лица, претендующие на рассмотрение вопроса;
  • последствия процедуры;
  • объяснение отсутствия возможности отмены.

Обоснованием служат такие аспекты:

  1. игнорирование родительских обязанностей;
  2. злоупотребление полученными правами;
  3. жестокость к приёмным детям;
  4. негативное влияние на развитие усыновлённого;
  5. использование поддельных документов;
  6. отсутствие заблаговременного информирования относительно здоровья малыша;
  7. нарушение интересов ребёнка;
  8. мнение усыновленного.

Куда обращаться по поводу отказа от усыновления при разводе?

Хотите знать, куда обращаться по поводу отказа от усыновления при разводе? Путь к судьбоносному решению начинается с заявления в суд.

Независимо от принадлежности к гражданству РФ, заинтересованные лица могут действовать через такие инстанции:

  • городской суд (федерального значения);
  • верховный суд республики;
  • суд автономного округа;
  • областной или краевой суд;
  • суд автономной области;
  • суд по месту жительства.

За законностью процедуры следит прокуратура, опекунские и попечительские органы, от которых требуется выполнение таких заданий:

  • подтверждение (опровержение) достоверности предъявленных фактов;
  • опрос сторон-участниц процесса;
  • проверка условий жизни и деятельности детей.

При подаче заявления в суд необходимо указывать такую информацию:

  • о родителях (обоих);
  • доказательную базу, разъясняющую суть предъявленных требований;
  • список документов (оригиналов и копий), подаваемых в суд.

В заявке отражается требование по поводу неразглашения тайны усыновления. Только помните, что действовать следует с максимальной рассудительностью и уважением к свободам и правам подрастающего поколения.

Пакет необходимых документов

Основой для суда являются нижеуказанные материалы:

  • документальное подтверждение всех фактов, изложенных в иске;
  • или его расторжении;
  • квитанции об уплате пошлины;
  • характеристики на родителей;
  • свидетельство о рождении малыша.

Аргументированным обоснованием для отказа от отцовства служат такие аргументы:

  • мед. справка, удостоверяющая невозможность иметь детей;
  • доказательства по поводу отсутствия отца в момент зачатия;
  • подтверждение связи жены с другим мужчиной;
  • вывод экспертизы ДНК.

Особенности процедуры

Согласно правилам искового производства, особенности процедуры требуют внимания к ряду обстоятельств.

Иск по аннулированию усыновления могут подавать:

  • родители;
  • усыновитель (удочеритель);
  • усыновлённый ребёнок (после 14-лет);
  • органы опеки и попечительства;
  • прокуратура.

Оспариванием отцовства вправе заниматься:

  • лицо, вписанное в соответствующую графу свидетельства о рождении;
  • физиологический родитель;
  • родственник старше 18 лет;
  • опекун усыновленного;
  • опекун недееспособного родителя.

В аннулировании отцовства отказывается:

  • при наличии подтверждения заблаговременной осведомлённости относительно использования для зачатия чужого биологического материала;
  • при задокументированном согласии на усыновление.

В качестве отца ребёнка может быть признан:

  • мужчина, проживающий с матерью на момент его рождения;
  • бывший муж (не дольше 10 месяцев после расставания).

Правовые последствия отмены усыновления

Удовлетворение соответствующего требования посредством судебного решения влечёт правовые последствия отмены усыновления в виде таких обстоятельств:

  1. аннулирование прав и обязанностей для обеих сторон;
  2. пересмотр вопроса использования , имени и отчества, полученного ребёнком;
  3. решение вопроса относительно восстановления информации, изменённой по причине усыновления (о месте и дате рождения, биологических родителях).

С вынесением вердикта по отмене усыновления дальнейшая судьба ребенка решается в судебном порядке.

Согласно действующему законодательству, дети передаются родителям или родственникам, давшим на это своё согласие. В противном случае, устройством ребёнка займутся органы опеки и попечительства.

Халатное отношение к выводам и заключениям, представленным прокуратурой, органами опеки и попечительства, нередко приводит к таким последствиям:

  • отмена принятых постановлений;
  • дополнительный пересмотр дела.

Кроме того, даже после отмены усыновления ребёнок может претендовать на право сохранения жилья, куда он был заселен приёмными родителями.

Сохранение ребенком права на проживание возможно в случаях отмены усыновления по следующим причинам:

  • несоответствие усыновления интересам ребенка;
  • нарушение целей и содержания такого мероприятия, как усыновление.

Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132 "О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки" (Гусев А.)

Дата размещения статьи: 25.02.2015

С 01.01.2014 бюджетные учреждения осуществляют свои закупки по новым правилам, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Напомним, что указанный Закон направлен на регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Вместе с тем следует отметить, что бюджетные учреждения вправе не применять положения Закона о контрактной системе:
1) в отношении грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2) когда выступают в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения названного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
3) в отношении средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Для того чтобы бюджетные учреждения могли не применять Закон о контрактной системе в перечисленных выше случаях, им нужно разработать положение о закупках в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) и опубликовать его до начала года на официальном сайте РФ в Интернете, на котором выкладывается информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении закупок в соответствии с разработанным и размещенным на официальном сайте положением о закупках или Законом о контрактной системе не может быть изменено в текущем году.
При разработке указанного положения бюджетное учреждение может воспользоваться типовыми положениями, разрабатываемыми учредителями учреждений. Например, типовое Положение о закупках для федеральных бюджетных учреждений здравоохранения направлено Письмом Минздрава России от 10.02.2014 N 22-5/10/2-855 "О Положениях о закупках товаров, работ, услуг".
Необходимо отметить, что в случае если в соответствии с БК РФ или иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, свои полномочия на осуществление закупок передают на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) бюджетным учреждениям, то такие учреждения в пределах переданных полномочий осуществляют в лице указанных органов закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.
01.01.2015 вступила в силу ст. 4.1 Федерального закона N 223-ФЗ, устанавливающая общие требования к ведению реестра договоров, заключенных заказчиками. Включению в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, подлежат информация и документы о закупках по договорам, заключенным после 01.01.2015. Необходимо отметить, что до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок размещение указанного реестра осуществляется на официальном сайте РФ в Интернете для публикации информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг.
В реестр не включаются информация и документы, которые, в соответствии с положениями Федерального закона N 223-ФЗ, не подлежат размещению в единой информационной системе. Напомним, что согласно ч. 15 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства РФ в силу ч. 16 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ. Кроме того, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 000 руб. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 000 000 000 руб., заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 000 руб. При этом если заказчиком в соответствии с указанной нормой принято решение о неразмещении сведений о закупке в единой информационной системе, в реестр включаются информация и документы, касающиеся договоров, в случае их направления заказчиком в Федеральное казначейство.
Комментируемым Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132 "О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки" утверждены Правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, включающего информацию и документы о закупках по договору, которые подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Правила ведения реестра договоров), и сроки размещения информации и документов в реестре.
Ведение реестра осуществляется в электронном виде. Он ведется на государственном языке РФ. Фамилии, имена, отчества (при наличии) иностранных физических лиц и лиц без гражданства, а также наименования иностранных юридических лиц и торговых марок могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита. При ведении реестра применяются справочники, реестры и классификаторы, используемые в информационных системах в сфере управления государственными и муниципальными финансами, в порядке, установленном Минфином.
Информация и документы, включенные в реестр, являются общедоступными, за исключением документов, указанных в пп. "ж", "з", "л" и "м" п. 2 Правил ведения реестра договоров, доступ к которым предоставляется ФАС (ее территориальным подразделениям).
Согласно п. 2 ст. 4.1 Федерального закона N 223-ФЗ в течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят следующие информацию и документы:
1) наименование заказчика;
2) сведения о способе закупки, сведения об осуществлении закупки в электронной форме, а также об осуществлении закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;
3) дату подведения итогов закупки (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения договора (при наличии);
4) дату заключения договора и номер договора (при наличии);
5) предмет договора, цена договора и срок (период) его исполнения;
6) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе):
- в отношении юридического лица - наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, информацию о его отнесении к субъекту малого и (или) среднего предпринимательства и идентификационный номер налогоплательщика;
- в отношении физического лица - фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства и идентификационный номер налогоплательщика;
7) информацию об изменении предусмотренных ч. 5 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ условий договора с указанием условий, которые были изменены, а также документы, подтверждающие такие изменения (с 01.01.2016);
8) информацию и документы, касающиеся результатов исполнения договора, в том числе оплаты договора (с 01.01.2016);
9) информацию об установлении в договоре требования о привлечении к его исполнению субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе об общей стоимости заключаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с указанными субъектами договоров (далее - договоры с субподрядчиками);
10) информацию о договорах с субподрядчиками, в том числе наименование, фирменное наименование (при наличии), местонахождения субподрядчика, его идентификационный номер налогоплательщика, а также предмет и цену договора с субподрядчиками;
11) информацию о расторжении договора с указанием оснований его расторжения, а также документы, подтверждающие такое расторжение (с 01.01.2016);
12) копию заключенного договора, подписанную с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика (с 01.01.2016);
13) номер извещения о закупке (при наличии).
Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.
Согласно п. 10 Правил ведения реестра договоров в целях ведения реестра заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство:
- в течение трех рабочих дней со дня заключения договора - информацию и документы, указанные в пп. "а" - "е", "и" (за исключением информации о договорах с субподрядчиками), "м" и "н" п. 2 Правил ведения реестра договоров;
- в течение трех рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком - информацию, указанную в пп. "и" и "к" п. 2 Правил ведения реестра договоров (в части информации о договорах с субподрядчиками);
- в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор либо исполнения или расторжения договора - информацию и документы, указанные в пп. "ж", "з" и "л" п. 2 Правил ведения реестра договоров.
Указанная информация и документы направляются заказчиком в электронном виде и подписываются с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней со дня получения от заказчика информации и документов для включения в реестр обеспечивает проверку:
- наличия информации и документов, обозначенных в п. 2 Правил ведения реестра договоров;
- формирования и направления информации и документов в соответствии с п. п. 10 и 11 Правил ведения реестра договоров.
В случае положительного результата проверки Федеральное казначейство формирует реестровую запись на основании информации и документов, подлежащих включению в реестр. Реестровой записи присваивается уникальный номер, который содержит в том числе:
- год формирования реестровой записи;
- идентификационный код заказчика;
- порядковый номер реестровой записи, присваиваемый последовательно в соответствии со сквозной нумерацией в пределах календарного года в отношении каждого заказчика;
- порядковый номер, присваиваемый каждой информации и документу в реестровой записи последовательно в соответствии со сквозной нумерацией в пределах реестровой записи.
Федеральное казначейство в течение трех часов с момента присвоения уникального номера реестровой записи или ее обновления обеспечивает ее внесение в реестр договоров. Размещение реестровой записи в единой информационной системе осуществляется Федеральным казначейством в соответствии с форматами передачи информации, утверждаемыми Федеральным казначейством по согласованию с Минфином. Реестровые записи, вносимые в реестр, подписываются с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи Федерального казначейства.
В течение одного рабочего дня, следующего за днем внесения (обновления) реестровой записи в реестр, Федеральное казначейство извещает в электронном виде заказчика о внесении (обновлении) реестровой записи в реестр с указанием присвоенного уникального номера реестровой записи в порядке, предусмотренном п. 9 Правил ведения реестра договоров.
При отрицательном результате проверки представленные заказчиком информация и документы не включаются в реестр договоров. При этом Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней со дня получения от заказчика информации и документов, подлежащих включению в реестр, направляет в электронном виде заказчику протокол, содержащий основания, по которым информация и документы не включены в реестр, с указанием перечня выявленных несоответствий. При получении названного протокола заказчик в течение трех рабочих дней устраняет выявленные несоответствия, формирует при необходимости недостающие информацию и документы, подлежащие включению в реестр, и в соответствии с п. п. 10 - 11 Правил ведения реестра договоров направляет доработанные информацию и документы для включения в реестр.