Потерпевшая сторона дтп не пыталась избежать столкновения. Нет столкновения – нет выплаты? За правонарушение виновный может быть

Один из повсеместно распространённых случаев отказа в выплате страховой суммы по полису ОСАГО – отсутствие касания двух транспортных средств . Страховщики объясняют отклонение претензий на компенсацию ущерба сложностью в доказательстве причинно-следственной связи между самим ущербом и действиями одной из сторон. Можно ли получить деньги от страховой компании или придётся восстанавливать автомобиль за свой счёт? Приведём примеры типичных ситуаций:

  • Впереди идущий по вашей полосе автомобиль неожиданно начинает резко тормозить.
  • Вас подрезают.
  • Автомобиль с полосы встречного движения перестраивается на вашу.

Вы во избежание столкновения совершаете манёвр (на соседнюю полосу или полосу встречного движения или в кювет), и автомобиль получает повреждения об отбойник, канаву, бордюр и т. д.

Вы не успели разглядеть или записать номер автомобиля, ставшего препятствием на пути движения. Второй водитель с места происшествия скрылся или же категорически отрицает собственную вину.

Совет : ищите свидетелей. Настаивайте на наличии претензий к виновнику происшествия, даже если его личность не будет установлена.

Опасность №2: не дают справку

Сотрудники ГИБДД, прибывшие на место происшествия, отказывают в оформлении справки, ссылаясь на отсутствие касания между двумя движущимися ТС.

Совет : настаивайте на оформлении справки. Без неё к страховщику обращаться бессмысленно.

Что гласит закон?

Обратимся к ряду законодательных актов, которыми руководствуются как сотрудники ГИБДД, так и страховщики:

В ПДД записано (п. 10.1): «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства» .

Понимать это следует прямолинейно: манёвры по соседним полосам и кюветам не предусмотрены (так трактуют страховщики), но и не запрещены. Однако если при маневрировании вы задеваете третье транспортное средство, то сами становитесь виновником ДТП.

Там же дано определение ДТП (п. 1.2): это событие, возникающее с участием ТС в процессе его движения, в результате которого наблюдается какой-либо материальный ущерб или получают травмы люди (вплоть до несовместимых с жизнью). Как видим, про прямое столкновение ТС нет ни слова. В законе об ОСАГО так же нет указания на необходимость столкновения.

В Правилах страхования говорится об обязанности страхователя позаботиться об уменьшении ущерба. То есть, если водитель имел возможность минимизировать убытки, но не сделал этого, то это – нарушение Правил. Рассматриваемое нами маневрирование есть не что иное, как разумный шаг по минимизации потерь. Само собой разумеется, что при этом вы не должны мешать движению других автомобилей. Кстати, понятие «создание аварийной ситуации» в современных ПДД отсутствует.

Обратимся к Гражданскому Кодексу РФ. В статьях 15 и 1064 сказано, что вред, причинённый имуществу и/или здоровью человека, должен быть компенсирован в полном объёме непосредственным виновником.

Страховщик отказал в выплате по ОСАГО: что делать?

При ДТП без столкновения крайне сложно самостоятельно урегулировать вопрос возмещения ущерба по полису ОСАГО напрямую со страховщиком. За помощью лучше всего обратиться к страховому юристу, который поможет оформить бумаги так, чтобы можно было рассчитывать на компенсацию. Как уже говорилось, основная сложность заключается в доказательстве наличия причинно-следственной связи между наличествующим ущербом и действиями второй стороны. Для этого необходима автотехническая экспертиза – настаивайте на её проведении. Результатом данной оценки должен стать вердикт о неизбежности столкновения и получения не меньших потерь. Кроме того, эта же экспертиза докажет, что не сам страхователь самостоятельно причинил ущерб своему автомобилю.

Для определения противоправности действий второй стороны необходимо обратиться к ПДД и определить те нормы, которые были нарушены. Зафиксированные в Постановлении об административном правонарушении, они станут достаточным доказательством вины участника дорожного движения. Ущерб вследствие ДТП без столкновения может быть компенсирован по ОСАГО даже в случае отрицания вторым участником своей вины.

К кому обращаться и кто должен компенсировать ущерб за пострадавшую в аварии машину, если столкновения не было?

Так называемые бесконтактные аварии происходят довольно часто. Один водитель не уступил другому дорогу или проехал на красный свет, разворачивался в неположенном месте. Другой, чтобы избежать столкновения, поворачивает, но улетает с дороги. Авария есть, контакта нет. При этом у пострадавших в таких ситуациях водителей возникает масса проблем. Сначала им нужно доказать, что авария произошла по вине другого участника, а потом найти способ взыскать с него ущерб. С кого требовать возмещение ущерба, разъяснил в своем решении Верховный суд.

Итак, некто Сызранов ехал по дороге, как вдруг перед ним начала разворот машина, которой управляла некая Ермоленко. Чтобы избежать столкновения, Сызранов резко крутанул руль, но не справился с управлением, слетел с дороги, перевернулся и врезался в дерево.

ГИБДД установила, что в аварии виновата Ермоленко. Тогда Сызранов обратился в свою страховую компанию за выплатой по прямому возмещению ущерба. Однако страховщик ему в этой выплате отказал, сославшись именно на то, что столкновения двух машин не было.

Сызранов подал в суд на компанию и выиграл его. Суд постановил взыскать со страховщика 370 тысяч рублей в качестве возмещения ущерба и 100 тысяч рублей в качестве штрафа.

Однако страховщик с таким решением не согласился и обратился в апелляционную инстанцию. Но апелляционный суд также встал на сторону пострадавшего и подтвердил решение нижестоящего суда.

Верховный суд разъяснил, кто платит пострадавшему за аварию машины, если столкновения не было

Тогда страховщик обратился в Верховный суд. И тот установил, что нижестоящие суды заблуждались в своих решениях.

Согласно пункту 3 статьи 1079 Гражданского кодекса, под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия. Даже если не было непосредственного контакта (столкновения) в ДТП, ответственность за причинение вреда все равно лежит на виновнике аварии. То есть решение об отказе в выплате страхового возмещения нельзя признать законным. Именно на это ссылались суды нижних инстанций.

Однако согласно пункту 1 статьи 14 закона об ОСАГО потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда своему страховщику только в строго установленных случаях. А именно, когда в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам. При этом авария произошла в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.

В данной ситуации страховщик действительно не должен был оплачивать ущерб в соответсвтии с законом об ОСАГО. В этой ситуации Сызранов должен был предъявить требования к страховщику причинителя вреда - виновника ДТП.

Пострадавший при таком бесконтактном ДТП водитель, когда вина другого водителя доказана, без возмещения ущерба не останется. Но за выплатой он должен обращаться не к своему страховщику, а к страховщику виновника аварии.

Компетентно

Лев Воропаев, юрист

Верховный суд трактует именно понятие взаимодействие (столкновение), приведенное в статье 14.1 закона об ОСАГО, как непосредственное взаимодействие двух транспортных средств (хотя нижестоящие суды со ссылкой на 1079-ю статью ГК РФ высказывали иную позицию). А раз не было непосредственного соприкосновения двух транспортных средств при ДТП, значит, как указывает ВС, не выполняется одно из требований по прямому возмещению убытков (ПВУ) по ОСАГО (ст. 14.1). А поэтому, как опять же заметил ВС, в силу статьи 12 закона об ОСАГО необходимо обратиться в страховую компанию виновника.

При ДТП несет ли ответственность потерпевшая сторона, если ею не был соблюден скоростной режим и не было попытки избежать столкновения? И должна ли ложиться вся вина на виновника аварии, если с его стороны не было нарушений и авария произошла в непредвиденной ситуации? То есть ДТП произошло при совершении виновником аварии обгона впереди идущего агрегата со скоростью 60-65 км/час, и когда обгон был уже почти завершен машину закрутило, занесло на льду и вынесло на небольшое расстояние (не больше полуметра)на встречную полосу, при этом лед был незаметен. Встречная сторона (потерпевшая сторона)не попыталась даже затормозить и свернуть направо для избежания столкновения, т.к. машина ехала на большой скорости. И считается ли нарушением при обследовании ситуации аварии отсутствие в акте освидетельствования неуказание тормозного пути и скорость движения встречного автомобиля? А также игнорирование показаний спидометра виновной стороны,на котором после столкновения была зафиксирована скорость 70 км/час? Свидетели аварии также подтверждают это.

Ответ

В данном случае вина обоюдная, т.к. одна сторона превысила скоростной режим и не приняла мер к предотвращению столкновения, а другая сторона не оценила обстановку, результате чего автомобиль выехал на встречную полосу. Вопрос об ответственности сторон будет решать суд.
Сотрудники ГИБДД должны составить ряд документов на месте происшествия. Один из них – схема места совершения административного правонарушения (ДТП). В ней кроме прочего должен быть указан тормозной путь автомобилей. Поэтому если указания на тормозной путь нет, то это является нарушением.
Что касается данных спидометра обгонявшего автомобиля, то ясно, что скорость обгона была значительно выше, чем 70 км/ч, ведь после обгона машину закрутило, и водитель сбросил скорость. Отсутствие данных со спидометра нарушение не являются, однако участники ДТП могут давать пояснения, которые должны быть записаны сотрудником ГИБДД, и одна из сторон может обратить внимание сотрудника ГИБДД на данные спидометра.

Нередко, когда происходит дорожное происшествие, первая неосознанная реакция водителя: никто ничего не заметил, я могу спокойно скрыться с места аварии.

Не стоит доверять эмоциям, лучше взвесить все и принять правильное решение. Вокруг всегда есть глаза.

Речь идет о видеокамерах, видеорегистраторах на других авто, прохожих. За оставление места аварии полагается наказание, именно потому не стоит действовать необдуманно.

Что это значит

Сначала нужно разобраться с понятием «уехал с места аварии». Когда речь идет о дорожном происшествии, то правильней будет «покинул место ДТП».

Это ситуация, когда водитель-нарушитель правил оставил место аварии, в котором он принял прямое участие. Это серьезное нарушение правил вождение, которое приводит к лишению водительских прав.

Также, вместе с термином «покинул место ДТП» стоит разобрать и сопутствующее понятие «дорожно-транспортное происшествие». Обычно, люди воспринимают аварию, как ситуацию на дороге, в которой были замешаны люди и транспортные средства.

Это не совсем так. Согласно определению (пункт 1.2 ПДД), ДТП – это происшествие, произошедшее при движении любого транспорта по дорожной полосе, и приведшее к аварии.

В итоге были повреждены автомобили, строения, сооружения, нанесен ущерб чужой собственности, а также пострадали (погибли, ранены и др.) люди. Все перечисленные факторы относятся к ДТП, но не все они обязательны.

Например, рядовое происшествие – столкновение двух автомобилей. Дальше должно последовать оформление ДТП с участием двух водителей.

Меры наказания

Когда произошло ДТП, водители обязаны вызвать ГИБДД. Если этого не произошло, законом предусмотрена серьезная ответственность.

Не стоит беспокоиться о размере штрафа за несоблюдение правил, он вам не грозит (зависит от обстоятельств, но обычно штраф не назначается).

Для физических лиц

Согласно правовым законодательным нормам, подобная ситуация рассматривается как очень серьезное нарушение, потому виновный водитель будет отвечать в полной мере.

Внимание! Если в происшествии были замешаны два водителя, которые в последствие скрылись с места аварии, а позже отправились с заявлением в полицию, не оформив происшествие должным образом, ответственность ложиться на обоих участников в одинаковом размере.

Санкции за отъезд с ДТП. Чем грозит оставление места аварии? Наказание:

На практике, арест почти не применяется в отношении водителя. Это особая мера, к которой правоохранительные органы стараются не прибегать.

Но, тем не менее, полная ответственность за оставление места аварии может быть назначена, если водитель нарушил целый ряд правил, или, если ДТП привело к серьезным последствиям. Например, отягощающее обстоятельство – алкогольное или наркотическое опьянение.

Внимание! Если вам все же не посчастливилось и вы стали участников ДТП, затем скрылись с него – не нужно употреблять алкоголь. Когда вас обнаружат, то будет хуже.

Всегда за нарушение закона полагается наказание. Не стоит сбегать с места происшествия, особенно если вы виноваты. Если произошло ДТП, попытайтесь договориться с другой стороной, чтобы не доводить дело до суда.

Видео: Оставление места ДТП — как избежать ответственности