Пожарная безопасность. Проверка знаний ИТР. Лабораторная работа: Противопожарная безопасность на производстве Практическая работа последовательность мер противопожарной безопасности

Практическая работа

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Расчетно-практическая работа № 1 по

БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(для специальностей РМ)

Новосибирск 2012 г

Цель работы: Используя противопожарные нормы проектирования ознакомиться с методикой оценки пожаробезопасности зданий и рабочих помещений.

Порядок выполнения

Часть I. ОЦЕНКА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА.

1. Ознакомиться с общими сведениями. Сделать выписки.

2. Определить расчётное время эвакуации из рабочего помещения и здания, сравнить полученные результаты с нормативным временем эвакуации и сделать вывод о соответствии строительного проекта требованиям пожаробезопасности.

Часть II. ПОЖАР В РАБОЧЕМ ПОМЕЩЕНИИ.

1. Определить расчётное время эвакуации из рабочего помещения по задымлённости.

2. Сравнить полученный результат с нормативным временем эвакуации из рабочего помещения и расчётным временем эвакуации из помещения, полученным в первой части задания.

Часть III. ВЫВОД.

Сделать общий вывод о пожаробезопасности здания и рабочего помещения. В случае несоответствия нормативным требованиям пожаробезопасности предложить мероприятия по реконструкции строительного проекта и организации работ в рабочем помещении.

Часть I.ОЦЕНКА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В соответствии с нормативными документами, в области пожаробезопасности применяются следующие определения и классификация.

Здания и части зданий по функциональной пожарной опасности подразделяются на классы:

Ф1 – гостиницы, жилые дома, детские дошкольные учреждения и т.п., при условии их круглосуточного использования;

Ф2 – зрелищные и культурно-просветительные учреждения (театры, музеи, библиотеки и др.);

Ф3 – предприятия по обслуживанию населения (предприятия торговли, общественного питания, поликлиники и др.);

Ф4 – учебные заведения, научные и проектные организации, учреждения управления;

Ф5 – производственные и складские здания.

Здания и сооружения по огнестойкости подразделяются на пять степеней. Степень огнестойкости определяется пределами огнестойкости основных строительных конструкций и пределами распространения огня по этим конструкциям. Например, минимальные пределы огнестойкости несущих стен и колонн, в зависимости от степени огнестойкости зданий, следующие:

I степень огнестойкости – 2,5 часа;

II и III степень огнестойкости – 2 часа;

IV степень огнестойкости – 0,5 часа;

V степень огнестойкости – время не нормируется.

Производственные здания и сооружения по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности подразделяются на шесть категорий:



Эвакуация при пожаре представляет собой процесс организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара. Эвакуация осуществляется по путям эвакуации через эвакуационные выходы.

Спасение при пожаре представляет собой вынужденное перемещение людей наружу при воздействии на них опасных факторов пожара или при возникновении непосредственной угрозы этого воздействия. Спасение осуществляется самостоятельно, с помощью пожарных подразделений или специально обученного персонала, в том числе с использованием спасательных средств, через эвакуационные и аварийные выходы.

Выходы являются эвакуационными , если они ведут:

а) из помещений 1-го этажа наружу:

Непосредственно;

Через коридор;

Через вестибюль (фойе);

Через лестничную клетку;

Через коридор и вестибюль (фойе);

Через коридор и лестничную клетку.

б) из помещений любого этажа, кроме первого:

Непосредственно в лестничную клетку;

В коридор, ведущий непосредственно в лестничную клетку;

В холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку.

в) в соседнее помещение, обеспеченное выходом.

Не менее 2-х эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий следующей классификации:

Ф1.1 (детские сады);

Ф3.3 (вокзалы);

Ф4.1 (школы);

Ф4.2 (высшие учебные заведения).

Для зданий других классов, наличие двух эвакуационных выходов зависит от объёма помещений, количества людей и других факторов.

2. ВЫЧИСЛЕНИЕ РАСЧЁТНОГО ВРЕМЕНИ ЭВАКУАЦИИ

а) расчётное время эвакуации (t р) из рабочих помещений и зданий определяется как суммарное время движения людского потока на отдельных участках пути по формуле:

t р = t 1 + t 2 + t 3 + … + t i , (1)

где t 1 – время движения от самого удалённого рабочего места до двери помещения (в соответствии с рисунком, это расстояние примем равным диагонали помещения L п);

t 2 - время прохождения дверного проёма помещения;

t 3 – время движения по коридору от двери помещения до лестничного марша;

t 4 – время движения по лестничному маршу;

t 5 – время движения по коридору первого этажа до выходной двери из здания;

t 6 – время прохождения дверного проёма из здания.

Примерная схема эвакуации людей представлена на рисунке ниже.

Рабочее помещение L п Лестница
Расстояние по коридору (L к1)
Эвакуационный коридор
Дверь
Расстояние по коридору (L к2) Коридор 1-го этажа

Рис. Схема оцениваемого эвакуационного маршрута

б) время движения людского потока на отдельных участках вычисляется по формуле:

t i = L i /V i , (2)

где L i – длина отдельных участков эвакуационного пути, м (табл. 7);

V i – скорость движения людского потока на отдельных участках пути, м/мин.

в) скорость движения людского потока (V i) зависит от плотности людского потока (D i) на отдельных участках пути и выбирается из табл. 2.

г) плотность людского потока (D i) вычисляется для каждого участка эвакуационного пути по формуле:

D i = (N * f)/(L i * d i), (3)

где N - число людей (табл. 7);

f - средняя площадь горизонтальной проекции человека (принять f = 0,1 м 2);

d i - ширина i-го участка эвакуационного пути, м (табл. 7). Для вычислении плотности людского потока при эвакуации из рабочего помещения, d i принять равным половине ширины этого помещения.

д) время прохождения дверного проёма приближённо можно рассчитать по формуле:

t д.п. = N/(d д.п. * q д..п.), (4)

где d д.п. – ширина дверного проёма, м (табл. 7);

q д.п. – пропускная способность 1 м ширины дверного проёма (принимается равной 50 чел./(м * мин) для дверей шириной менее 1,6 м и 60 чел./(м * мин) для дверей шириной 1,6 м и более).

3. НОРМАТИВНОЕ ВРЕМЯ ЭВАКУАЦИИ

1. Нормативное время эвакуации из помещений общественных зданий (кинотеатры, столовые, универмаги и др.) устанавливается (нормируется) в зависимости от степени огнестойкости здания и объёма помещения (табл. 3). Нормативное время эвакуации из общественных зданий устанавливается (нормируется) в зависимости от степени огнестойкости здания (табл. 5).

2. При нормировании времени эвакуации для производственных зданий промышленных предприятий учитывается степень огнестойкости здания, категория производства и этажность здания (табл. 6). Нормативное время эвакуации из рабочих помещений производственных зданий зависит также и от объёма помещения (табл. 4).

Таблица 2

Зависимость скорости движения от плотности людского потока

Таблица 3

Нормативное время эвакуации из помещений общественных зданий (t п.о.з.)

Таблица 4

Нормативное время эвакуации из помещений производственных зданий (t п.п.з.)

Таблица 5

Нормативное время эвакуации из общественных зданий (t о.з.)

Часть II.ПОЖАР В РАБОЧЕМ ПОМЕЩЕНИИ

Условие задачи . В рабочем помещении, облицованном древесноволокнистыми плитами (или имеющем перегородки из них), произошло возгорание. Площадь пожара, при горении облицовочных плит, приведена в исходных данных (табл. 7). Рассчитать время (t д), необходимое для эвакуации людей из горящего помещения с учётом задымлённости.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСЧЁТНОГО ВРЕМЕНИ ЭВАКУАЦИИ

ИЗ РАБОЧЕГО ПОМЕЩЕНИЯ ПО ЗАДЫМЛЁННОСТИ (t д)

а) расчётное время эвакуации по задымлённости получим по формуле:

t д = (К осл * К г * W п)/(V д * S п.г.), (5)

где К осл – допустимый коэффициент ослабления света (принять К осл = 0,1);

К г – коэффициент условий газообмена;

W п - объём рабочего помещения, м 3 (табл. 7);

V д - скорость дымообразования с единицы площади горения, м 3 /(м 2 * мин);

S п.г. - площадь поверхности горения, м 2 .

б) в свою очередь коэффициент условий газообмена вычисляется по формуле:

К г = S о /S п, (6)

где S о - площадь отверстий (проёмов) в ограждающих стенах помещения, м 2 (табл. 7);

S п - площадь пола помещения, м 2 (вычислить по исходным данным).

в) скорость дымообразования получим по формуле:

V д = К д * V г, (7)

где К д - коэффициент состава продуктов горения (для древесноволокнистых плит равен 0,03 м 3 /кг);

V г - массовая скорость горения (для древесноволокнистых плит принимается равной 10 кг/(м 2 * мин)).

г) площадь поверхности горения можно получить по формуле:

S п.г. = S п.п. * К п.г. , (8)

где S п.п. - предполагаемая площадь пожара, м 2 (табл. 7);

К п.г. – коэффициент поверхности горения (для разлившихся жидкостей и облицовочных плит К п.г. = 1).

2. ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННОГО РЕЗУЛЬТАТА

Сравните расчётное время эвакуации по задымлённости из рабочего помещения, полученное по формуле (5) с расчётным временем эвакуации людей из рабочего помещения, полученным по формуле (1) и с нормативным временем эвакуации из рабочего помещения (табл. 3 или 4).

Часть III.ВЫВОД

Анализируя результаты, полученные в первой и второй частях работы, сформулируйте окончательный вывод о соответствии строительного проекта нормам пожарной безопасности. При необходимости отразите письменно Ваши предложения.

Таблица 7

Исходные данные к задаче

Наименование исходных параметров Величина параметров по вариантам
ЗДАНИЕ: производственное (П); общественное (О). П - - О П - - О П - - О П - - О П - П -
Категория помещения (здания) А - В2 - Б - В3 - В1 Б
Степень огнестойкости I IV II I II V IV III III IV
РАБОЧЕЕ ПОМЕЩЕНИЕ: обозначение наименования помещения (для табл. 3); длина, м; ширина, м; объём (W п), тыс. м 3 ; площадь отверстий в стенах, м 2 - 0,4 * * * 2,5 - 25,1 * * 3,0 - 1,4 * 9,8 - 31,0 * * 0,2 - 0,7 - 1,5
Количество людей (N), чел.
ШИРИНА ДВЕРЕЙ (d д.п.): из рабочего помещения, м; из здания, м. 1,4 1,8 2,8 3,0 4,2 4,2 2,2 1,8 1,5 2,2 3,5 2,0 1,6 1,4 1,2 2,4 1,4 1,5 2,8 1,6
КОРИДОРЫ: суммарная длина (L к), м; при одной ширине (d к), м. 3,0 2,8 4,0 2,5 3,2 2,0 2,2 2,0 1,5 2,2
ЛЕСТНИЦЫ: суммарная длина (L л), м; при одной ширине (d л), м. 2,0 2,2 3,0 2,4 1,8 1,5 2,0 1,4 1,5 1,8
Площадь пожара (S п.п.), м 2

ЛИТЕРАТУРА

1. Мучин П.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: СГГА, 2003. - 276 с.;

2. Мучин П.В. Охрана труда: Учебное пособие. - Новосибирск: СГГА, 2003. - 120 с.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации - № 197-ФЗ от 30.12.2001 г.

4. СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений.

5. СНиП 2.09.02-85 * . Производственные здания.

6. СНиП II-2-80. Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений.


В учебных целях ориентируйтесь на нормативное время эвакуации из производственных зданий.

Нормативная правовая база:

    Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».

Алгоритм выполнения практического задания

1.Изучить Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».

2.Оформить инструкцию по пожарной безопасности для организации с принадлежностью в соответствии с выбранной специализацией:

    энергетика и энергоснабжение;

    автотранспортный комплекс;

    химическая промышленность;

    автотранспортный комплекс;

    машиностроение.

Требования к инструкции о мерах

пожарной безопасности

Инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе ППР, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;

б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;

в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;

д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ;

е) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

ж) допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

з) порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

и) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения);

л) допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте.

В инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:

а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта;

б) организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств, в том числе за оказание первой помощи пострадавшим;

в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;

д) прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

е) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

ж) осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

з) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

и) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;

к) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

л) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;

м) по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;

н) организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

В разделе "Государственная система обеспечения безопасности населения" изучаются чрезвычайные ситуации техногенного характера(пожары в быту и на промышленных предприятиях, правила пожарной безопасности), эвакуация населения в условиях ЧС, аварийно - спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах ЧС. В ходе практической работы студенты закрепляют изученный ранее материал, изучают назначение, устройства и принципы действия первичных средств тушения пожаров, правила пожарной безопасности и эвакуации при угрозе пожара в учебном заведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРЯНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СФЕРЫ УСЛУГ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Практическая работа

с обучающимися ГБПОУ БТПТСУ по учебной дисциплине

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Разработчик:

Кривоносова Л.Л., преподаватель -

Организатор ОБЖ ГБПОУ БТПТСУ

г. Брянск

Дата:

Место проведения: кабинет ОБЖ.

Количество часов: 1 час.

Тип учебного занятия: самостоятельная практическая работа;

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Цель учебного занятия:

Образовательные : изучить виды ЧС, техногенные ЧС (пожары в быту, аварии на транспорте), правила противопожарной безопасности, средства, способы борьбы с пожарами, усвоить правила соблюдения пожарной безопасности, правила пожарной безопасности в помещениях, познакомить с планом эвакуации при пожаре, изучить действия населения при ЧС при пожаре в помещениях согласно заданному алгоритму (плану эвакуации).

Развивающие: развитие навыков работы с алгоритмом (планом эвакуации); развитие познавательных интересов.

Воспитательные: воспитание внимания, усидчивости, умения работать в группе.

воспитание научного мировоззрения, расширение кругозора за счет

усвоения новых понятий.

Задачи учебного занятия:

  • научиться определять виды ЧС;
  • знать правила противопожарной безопасности;
  • знать основные правила поведения при пожаре;
  • познакомиться с методами, средствами, способами борьбы с пожарами;
  • познакомиться с потенциальными опасностями техногенного происхождения, характерными для региона проживания;
  • рассмотреть правила действий, которые нужно выполнять при пожаре в помещении;
  • научиться пользоваться алгоритмом действий (планом эвакуации) при пожаре по сигналу оповещения в техникуме;
  • научиться работать с наглядным материалом, оформлять записи, схемы в тетрадях, бланки отчетов о проделанной практической работе.
  • (2-ой урок) по теме: «Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности. Изучение последовательности действий при использовании различных видов огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре».

Преподаватель : (раздает инструкции по выполнению практической работы ,

Бланки отчетов,

при необходимости определяет варианты заданий (В- 1 (нечетные), В-2 (четные))

В ходе беседы и представляет презентацию: «Первичные средства пожаротушения, правила их применения. Правила безопасного поведения при пожаре»

объясняет: правила пожарной безопасности, знакомит с видами первичных средств пожаротушения, изучает последовательность действий при использовании различных видов огнетушителей; последовательность действий при эвакуации в случае пожара.

Обучающиеся выполняют по инструкции практическую работу.

ОБЖ Тема: Практической работы.

Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности.

Цель работы:

Получить представление

  • о пожаро- и взрывоопасных объектах;

О правилах пожарной безопасности.

Познакомиться:

  • со способами тушения пожаров;
  • с правилами эвакуации по сигналам оповещения при пожаре;

С правилами использования видов огнетушителей для тушения возгораний.

Научиться:

- защищать себя и окружающих в случае стихийного бедствия природного, техногенного характера;

Классифицировать чрезвычайные ситуации;

1 этап: ()

Задание 1 (уровень А):

1. Указать устройство

2. Указать устройство

Задание 2 (уровень В):

  1. Пенного огнетушителя ОХВП-10;

Задание 3 (уровень С):

2 этап: ()

Задание 4

Проводится экскурсия по образовательному учреждению (после сигнала «Пожар!»). Определяется, как выполняется обучающимися алгоритм действия (план эвакуации) при пожаре.

Цель экскурсии - ознакомление с местами расположения первичных средств пожаротушения и отработка модели поведения при пожаре.

Во время экскурсии необходимо внимательно рассмотреть план эвакуации студентов и персонала образовательного учреждения (во время пожара на это не будет времени), изучить маршрут эвакуации от кабинета безопасности жизнедеятельности до аварийного выхода, пройти по этому маршруту и запомнить его.

  • план эвакуации;

Задание 5

(дополнительное задание) Тестовый контроль.

Вывод по практической работе.

Обучающиеся заполняют бланк-отчета и сдают его в конце занятия.

9. Домашнее задание (записано на доске).

Составить:

Инструкцию по ликвидации пожара в квартире;

План эвакуации из своей квартиры;

План эвакуации из населенного пункта, расположенного вблизи источника ЧС – лесного пожара.

10. Подведение итогов:

Преподаватель : отвечает на вопросы студентов, выставляет оценки за учебное занятие, сообщает, что оценки за практическую работу будут выставлены к следующему учебному занятию..

При наличии времени демонстрируется видеофильм 3 : «Правила и порядок эвакуации по сигналу ГО, «Пожар»».

Преподаватель : предлагает обучающимся самостоятельно оценить свою деятельность на уроке (предлагает заполнить карточки самооценки).

Инструкция по выполнению

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по ОБЖ № 3

Тема: Общая характеристика опасных ЧС природного и техногенного характера. Правила пожарной безопасности.

Изучение последовательности действий при использовании различных видов огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре.

Цель :

получить представление :

  • о стихийных бедствиях природного характера.
  • о причинах аварий и катастроф на объектах экономики;
  • о пожаро- и взрывоопасных объектах.
  • о правилах пожарной безопасности
    знать :

Потенциальные опасности природного, техногенного происхождения, характерные для региона проживания;

  • причины их возникновения, о протекании и возможных последствиях;
  • способы тушения пожаров;
  • правила эвакуации по сигналам оповещения;
  • правила использования видов огнетушителей для тушения возгораний.
    уметь:

- защитить себя и окружающих в случае стихийного бедствия природного
характера.

Классифицировать чрезвычайные ситуации.

Пользоваться простейшими средствами пожаротушения.

Литература:

1.ОБЖ: учебник для НПО и среднего профессионального образования / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко/ Изд. 6-е – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 317 с.

2.Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл., 11кл. Учеб. Для общеобразовательных учреждений Под ред. Смирнова А.Т., Хренников Б.О. –

5-ое издание, перераб. – М. «Просвещение», 2013.

Вопросы для самоконтроля:

Характеристика и классификация опасных и чрезвычайных ситуаций по происхождению: природные (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические, лесные пожары), техногенные (авария на транспорте и объектах экономики).

Аварийные ситуации на транспорте:

Аварии на радиационно опасных объектах.

Аварии на пожаро – и взрывоопасных объектах.

Аварии и пожары на транспорте: на железнодорожном транспорте, на автомобильном транспорте, на воздушном транспорте, на водном транспорте. Аварии и пожары в метро.

Изучение первичных средств пожаротушения. Правила использования огнетушителей для тушения возгораний:

Углекислотные ОУ-2, ОУ-5 (используются для тушения электроустановок и электропроводов под напряжением до 380 В, различных веществ, горючих материалов и жидкостей, возгораний на автомашинах. Продолжительность действия - 25-40 сек).

Последовательность действий при использовании углекислотных огнетушителей:

  1. Снимите огнетушитель и левой рукой возьмитесь за рукоятку.
  2. Правой направьте струю огнетушителя в сторону
    очага возгорания.
  3. Вращая маховичок вентиля против часовой стрелки,
    пустить струю углекислоты на огонь.
  4. В момент работы огнетушителя ни в коем случае не
    беритесь рукой за раструб, т.к. температура здесь резко понижается и можно обморозить кожу.

Устройство углекислого огнетушителя:

1- баллон; 2 - сифонная трубка; 3- рукоятка; 4 - предохранитель;

5 - вентиль; 6 - маховичок; 7 - раструб.

Устройство порошкового огнетушителя:

Порошковые ОП-Т «Момент», ОП-2 (используются для тушения горючих газов и жидкостей, зажигательных веществ, электроустановок и проводов под напряжением. Продолжительность действия – 40сек.).

Принцип действия порошкового огнетушителя:

Рабочий газ закачан непосредственно в корпус огнетушителя. При срабатывании запорно-пускового устройства порошок вытесняется газом по сифонной трубке в шланг и к стволу-насадке или в сопло. Порошок можно подавать порциями. Он попадает на горящее вещество и изолирует его от кислорода и воздуха .

Последовательность действий при использовании порошковых огнетушителей:

1.Снимите огнетушитель и левой рукой возьмитесь за рукоятку

2. Откройте вентиль газового баллончика

Пенных ОВП-5, ОВП-10, ОХП-10, ОХВП-10 (используются для тушения загораний различных материалов и разлитых горючих жидкостей на небольших площадях. Запрещено их применять для тушения электроустановок и электропроводов под напряжением. Продолжительность действия - 40-70 секунд).

Последовательность действий при использовании пенных огнетушителей:

  1. Поднесите огнетушитель к очагу горения на возможно близкое расстояние.
  2. Прочистите шпилькой отверстие спрыска.
  3. Отбросьте вверх до отказа ручку запорного устройства.
  4. Левой рукой возьмитесь за днище огнетушителя, правой рукой - за боковую
    ручку, переверните огнетушитель спрыском вниз и направьте струю пены в
    огонь.
  5. Если пена не пошла, переверните огнетушитель спрыском вверх, несколько раз
    встряхните его и вновь переверните спрыском вниз.

Ход работы:

1 этап: (применения теоретических знаний )

Задание 1 (уровень А):

1. Указать устройство углекислотного огнетушителя ОУ – 2.

2. Указать устройство порошкового огнетушителя ОП-2.

Задание 2 (уровень В):

Определить порядок действия при использовании:

  1. Пенного огнетушителя ОХВП-10;
  2. Порошкового огнетушителя ОП-2;
  3. Углекислотного огнетушителя ОУ – 5.

Задание 3 (уровень С):

Укажите ваши действия в перечисленных ситуациях:

2 этап: (практическое применение знаний )

Вывод:

Приложение 1

Бланк отчета

Пр. раб. № 3

Ф.И.О . _____ ______ __ Гр . _________

Тема:

Цель работы:

1 этап: (применения теоретических знаний )

Задание 1 (уровень А):

1. Указать устройство углекислотного огнетушителя ОУ – 2.

2. Указать устройство порошкового огнетушителя ОП-2.

Задание 2 (уровень В):

Определить порядок действия при использовании:

  1. Пенного огнетушителя ОХВП-10;
  2. Порошкового огнетушителя ОП-2;
  3. Углекислотного огнетушителя ОУ – 5.

Задание 3 (уровень С). Укажите ваши действия в перечисленных ситуациях:

1. Ситуация : Возгорание в квартире

Ваши действия:

2. Ситуация : Запах дыма (гари) на лестничной площадке

Ваши действия:

3. Ситуация : Загорелся телевизор (любой другой электроприбор )

Ваши действия:

4. Ситуация : Загорелась одежда на человеке Ваши действия:

2 этап: (практическое применение знаний )

Задание 4. Изучите организацию работы по противопожарной безопасности в образовательном учреждении.

Для выполнения данного задания проводится экскурсия по образовательному учреждению (после сигнала «Пожар!»). Определяется, как выполняется обучающимися алгоритм действия (план эвакуации) при пожаре;

Цель экскурсии - ознакомление с местами расположения первичных средств пожаротушения и отработка модели поведения при пожаре. Во время экскурсии необходимо внимательно рассмотреть план эвакуации студентов и персонала образовательного учреждения (во время пожара на это не будет времени), изучить маршрут эвакуации от кабинета безопасности жизнедеятельности до аварийного выхода, пройти по этому маршруту и запомнить его.

Обучающимся следует обратить внимание на следующие моменты:

  • вид огнетушителя и правила приведения его в действие;
  • место расположения пожарного крана (при наличии), ближайшего к учебному
    кабинету ОБЖ, и его комплектацию;
  • место расположения пожарного щита (при наличии) и его комплектацию;
  • порядок действия в случае возникновения пожара в образовательном учреждении.
  • план эвакуации;
  • места расположения эвакуационных выходов.

Задание 5. Внимательно прочитайте утверждения, оцените их правильность и разместите их в соответствующие графы таблицы («Правильно» или «Неправильно»).

При выполнении данного задания необходимо использовать теоретический материал к заданию 3.

  1. При возгорании сковороды необходимо залить ее водой.
  2. Если загорелась мебель, пытайтесь тушить ее водой.
  1. Загоревшиеся компьютер или телевизор нельзя тушить водой.
  2. Если загорелась занавеска, сбивайте огонь мокрой тряпкой, шваброй или метлой.
  3. Токсичные продукты, выделяемые при горении, не опасны для человека.
  4. Чтобы быстрее выбраться из горящего здания, воспользуйтесь лифтом.
  5. Если вы почувствовали запах дыма, постарайтесь не покидать
    комнату.
  6. Возгорание необходимо начать тушить как можно раньше.

9. Мебель с трудом воспламеняется и легко тушится.

  1. Короткое замыкание внутри корпуса может привести к возгоранию компьютера или телевизора.
  2. При обнаружении пожара надо сразу перекрыть газ, выключить электричество.
  3. При вызове МЧС при пожаре необходимо четко сообщить точный адрес, место пожара (помещение, этаж), время возгорания, цвет дыма, свою фамилию, номер своего телефона.
  4. Лучше не сообщать о пожаре людям, работающим по соседству, чтобы избежать паники.
  5. При пожаре надо распахнуть все окна и двери, чтобы не задохнуться от дыма.

Вывод :

Самооценка.

Я могу объяснить, как …

Использовал(а) определения понятий, термины, чтобы не ошибиться в названии изученной темы, раздела, в формулировке целей и задач

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРЯНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СФЕРЫ УСЛУГ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Практическая работа
с обучающимися ГБПОУ БТПТСУ по учебной дисциплине
«Основы безопасности жизнедеятельности»

ТЕМА:
«Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности.
Изучение последовательности действий при использовании различных видов огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре в помещении».
Инструкция по выполнению практической работы, бланк отчета.

Разработчик:
Кривоносова Л.Л., преподаватель -
организатор ОБЖ ГБПОУ БТПТСУ

г. Брянск

Дата:
Место проведения: кабинет ОБЖ.
Количество часов: 1 час.
Тип учебного занятия: самостоятельная практическая работа;
Форма работы: групповая, индивидуальная.

Цель учебного занятия:
Образовательные: изучить виды ЧС, техногенные ЧС (пожары в быту, аварии на транспорте), правила противопожарной безопасности, средства, способы борьбы с пожарами, усвоить правила соблюдения пожарной безопасности, правила пожарной безопасности в помещениях, познакомить с планом эвакуации при пожаре, изучить действия населения при ЧС при пожаре в помещениях согласно заданному алгоритму (плану эвакуации).
Развивающие: развитие навыков работы с алгоритмом (планом эвакуации); развитие познавательных интересов.
Воспитательные: воспитание внимания, усидчивости, умения работать в группе.
воспитание научного мировоззрения, расширение кругозора за счет
усвоения новых понятий.
Задачи учебного занятия:
научиться определять виды ЧС;
знать правила противопожарной безопасности;
знать основные правила поведения при пожаре;
познакомиться с методами, средствами, способами борьбы с пожарами;
познакомиться с потенциальными опасностями техногенного происхождения, характерными для региона проживания;
рассмотреть правила действий, которые нужно выполнять при пожаре в помещении;
научиться пользоваться алгоритмом действий (планом эвакуации) при пожаре по сигналу оповещения в техникуме;
научиться работать с наглядным материалом, оформлять записи, схемы в тетрадях, бланки отчетов о проделанной практической работе.

(2-ой урок) по теме: «Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности. Изучение последовательности действий при использовании различных видов огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре».
Преподаватель: (раздает инструкции по выполнению практической работы,
бланки отчетов,
при необходимости определяет варианты заданий (В- 1 (нечетные), В-2 (четные))
В ходе беседы и представляет презентацию: «Первичные средства пожаротушения, правила их применения. Правила безопасного поведения при пожаре»
объясняет: правила пожарной безопасности, знакомит с видами первичных средств пожаротушения, изучает последовательность действий при использовании различных видов огнетушителей; последовательность действий при эвакуации в случае пожара.
Обучающиеся выполняют по инструкции практическую работу.

ОБЖ Тема: Практической работы.
Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности.

Цель работы:
Получить представление

о пожаро- и взрывоопасных объектах;
- о правилах пожарной безопасности.
Познакомиться:
со способами тушения пожаров;
с правилами эвакуации по сигналам оповещения при пожаре;
- с правилами использования видов огнетушителей для тушения возгораний.
Научиться:
- защищать себя и окружающих в случае стихийного бедствия природного, техногенного характера;
- классифицировать чрезвычайные ситуации;


Задание 1 (уровень А):

Задание 2 (уровень В):


Задание 3 (уровень С):


Задание 4
Проводится экскурсия по образовательному учреждению (после сигнала «Пожар!»). Определяется, как выполняется обучающимися алгоритм действия (план эвакуации) при пожаре.
Цель экскурсии ознакомление с местами расположения первичных средств пожаротушения и отработка модели поведения при пожаре.
Во время экскурсии необходимо внимательно рассмотреть план эвакуации студентов и персонала образовательного учреждения (во время пожара на это не будет времени), изучить маршрут эвакуации от кабинета безопасности жизнедеятельности до аварийного выхода, пройти по этому маршруту и запомнить его.





план эвакуации;

Задание 5
(дополнительное задание) Тестовый контроль.
Вывод по практической работе.
Обучающиеся заполняют бланк-отчета и сдают его в конце занятия.
9. Домашнее задание (записано на доске).
Составить:
- инструкцию по ликвидации пожара в квартире;
- план эвакуации из своей квартиры;
- план эвакуации из населенного пункта, расположенного вблизи источника ЧС – лесного пожара.
10. Подведение итогов:
Преподаватель: отвечает на вопросы студентов, выставляет оценки за учебное занятие, сообщает, что оценки за практическую работу будут выставлены к следующему учебному занятию..
При наличии времени демонстрируется видеофильм 3: «Правила и порядок эвакуации по сигналу ГО, «Пожар»».
Преподаватель: предлагает обучающимся самостоятельно оценить свою деятельность на уроке (предлагает заполнить карточки самооценки).
Инструкция по выполнению
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по ОБЖ № 3

Тема: Общая характеристика опасных ЧС природного и техногенного характера. Правила пожарной безопасности.
Изучение последовательности действий при использовании различных видов огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре.
Цель:
получить представление:
о стихийных бедствиях природного характера.
о причинах аварий и катастроф на объектах экономики;
о пожаро- и взрывоопасных объектах.
о правилах пожарной безопасностизнать:
- потенциальные опасности природного, техногенного происхождения, характерные для региона проживания;
причины их возникновения, о протекании и возможных последствиях;
способы тушения пожаров;
правила эвакуации по сигналам оповещения;
правила использования видов огнетушителей для тушения возгораний.уметь:
- защитить себя и окружающих в случае стихийного бедствия природногохарактера.
- классифицировать чрезвычайные ситуации.
- пользоваться простейшими средствами пожаротушения.

Литература:
1.ОБЖ: учебник для НПО и среднего профессионального образования / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко/ Изд. 6-е – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 317 с.
2.Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл., 11кл. Учеб. Для общеобразовательных учреждений Под ред. Смирнова А.Т., Хренников Б.О. –
5-ое издание, перераб. – М. «Просвещение», 2013.

Вопросы для самоконтроля:

Характеристика и классификация опасных и чрезвычайных ситуаций по происхождению: природные (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические, лесные пожары), техногенные (авария на транспорте и объектах экономики).
Аварийные ситуации на транспорте:
Аварии на радиационно опасных объектах.
Аварии на пожаро – и взрывоопасных объектах.
Аварии и пожары на транспорте: на железнодорожном транспорте, на автомобильном транспорте, на воздушном транспорте, на водном транспорте. Аварии и пожары в метро.

Изучение первичных средств пожаротушения. Правила использования огнетушителей для тушения возгораний:

Углекислотные ОУ-2, ОУ-5 (используются для тушения электроустановок и электропроводов под напряжением до 380 В, различных веществ, горючих материалов и жидкостей, возгораний на автомашинах. Продолжительность действия - 25-40 сек).

Последовательность действий при использовании углекислотных огнетушителей:
Снимите огнетушитель и левой рукой возьмитесь за рукоятку.
Правой направьте струю огнетушителя в сторонуочага возгорания.
Вращая маховичок вентиля против часовой стрелки,пустить струю углекислоты на огонь.
В момент работы огнетушителя ни в коем случае неберитесь рукой за раструб, т.к. температура здесь резко понижается и можно обморозить кожу.

Устройство углекислого огнетушителя:
1- баллон; 2 - сифонная трубка; 3- рукоятка; 4 - предохранитель;
5 - вентиль; 6 - маховичок; 7 - раструб.
Устройство порошкового огнетушителя:
- порошковые ОП-Т «Момент», ОП-2 (используются для тушения горючих газов и жидкостей, зажигательных веществ, электроустановок и проводов под напряжением. Продолжительность действия – 40сек.).
Принцип действия порошкового огнетушителя:
Рабочий газ закачан непосредственно в корпус огнетушителя. При срабатывании запорно-пускового устройства порошок вытесняется газом по сифонной трубке в шланг и к стволу-насадке или в сопло. Порошок можно подавать порциями. Он попадает на горящее вещество и изолирует его от кислорода и воздуха.

Последовательность действий при использовании порошковых огнетушителей:
1.Снимите огнетушитель и левой рукой возьмитесь за рукоятку
2. Откройте вентиль газового баллончика
3. Направьте струю порошка в очаг горения.
- пенных ОВП-5, ОВП-10, ОХП-10, ОХВП-10 (используются для тушения загораний различных материалов и разлитых горючих жидкостей на небольших площадях. Запрещено их применять для тушения электроустановок и электропроводов под напряжением. Продолжительность действия - 40-70 секунд).

Последовательность действий при использовании пенных огнетушителей:

Поднесите огнетушитель к очагу горения на возможно близкое расстояние.
Прочистите шпилькой отверстие спрыска.
Отбросьте вверх до отказа ручку запорного устройства.
Левой рукой возьмитесь за днище огнетушителя, правой рукой за боковуюручку, переверните огнетушитель спрыском вниз и направьте струю пены вогонь.
Если пена не пошла, переверните огнетушитель спрыском вверх, несколько развстряхните его и вновь переверните спрыском вниз.
Ход работы:
1 этап: (применения теоретических знаний)
Задание 1 (уровень А):

1. Указать устройство углекислотного огнетушителя ОУ – 2.
2. Указать устройство порошкового огнетушителя ОП-2.

Задание 2 (уровень В):
Определить порядок действия при использовании:
Пенного огнетушителя ОХВП-10;
Порошкового огнетушителя ОП-2;
Углекислотного огнетушителя ОУ – 5.

Задание 3 (уровень С):
Укажите ваши действия в перечисленных ситуациях:

2 этап: (практическое применение знаний)
Вывод:
Приложение 1
Бланк отчета

Пр. раб. № 3
Ф.И.О. _____ ______ __ Гр. _________
Тема:

Цель работы:

1 этап: (применения теоретических знаний)
Задание 1 (уровень А):
1. Указать устройство углекислотного огнетушителя ОУ – 2.
2. Указать устройство порошкового огнетушителя ОП-2.

Задание 2 (уровень В):
Определить порядок действия при использовании:
Пенного огнетушителя ОХВП-10;
Порошкового огнетушителя ОП-2;
Углекислотного огнетушителя ОУ – 5.

Задание 3 (уровень С). Укажите ваши действия в перечисленных ситуациях:
1.Ситуация: Возгорание в квартире
Ваши действия:

2. Ситуация: Запах дыма (гари) на лестничной площадке
Ваши действия:

3.Ситуация: Загорелся телевизор (любой другой электроприбор)
Ваши действия:

4. Ситуация: Загорелась одежда на человеке Ваши действия:
2 этап: (практическое применение знаний)
Задание 4. Изучите организацию работы по противопожарной безопасности в образовательном учреждении.
Для выполнения данного задания проводится экскурсия по образовательному учреждению (после сигнала «Пожар!»). Определяется, как выполняется обучающимися алгоритм действия (план эвакуации) при пожаре;
Цель экскурсии ознакомление с местами расположения первичных средств пожаротушения и отработка модели поведения при пожаре. Во время экскурсии необходимо внимательно рассмотреть план эвакуации студентов и персонала образовательного учреждения (во время пожара на это не будет времени), изучить маршрут эвакуации от кабинета безопасности жизнедеятельности до аварийного выхода, пройти по этому маршруту и запомнить его.
Обучающимся следует обратить внимание на следующие моменты:
вид огнетушителя и правила приведения его в действие;
место расположения пожарного крана (при наличии), ближайшего к учебномукабинету ОБЖ, и его комплектацию;
место расположения пожарного щита (при наличии) и его комплектацию;
порядок действия в случае возникновения пожара в образовательном учреждении.
план эвакуации;
места расположения эвакуационных выходов.

Задание 5. Внимательно прочитайте утверждения, оцените их правильность и разместите их в соответствующие графы таблицы («Правильно» или «Неправильно»).
При выполнении данного задания необходимо использовать теоретический материал к заданию 3.
Правильно
Неправильно

При возгорании сковороды необходимо залить ее водой.
Если загорелась мебель, пытайтесь тушить ее водой.
Загоревшиеся компьютер или телевизор нельзя тушить водой.
Если загорелась занавеска, сбивайте огонь мокрой тряпкой, шваброй или метлой.
Токсичные продукты, выделяемые при горении, не опасны для человека.
Чтобы быстрее выбраться из горящего здания, воспользуйтесь лифтом.
Если вы почувствовали запах дыма, постарайтесь не покидатькомнату.
Возгорание необходимо начать тушить как можно раньше.
9. Мебель с трудом воспламеняется и легко тушится.
Короткое замыкание внутри корпуса может привести к возгоранию компьютера или телевизора.
При обнаружении пожара надо сразу перекрыть газ, выключить электричество.
При вызове МЧС при пожаре необходимо четко сообщить точный адрес, место пожара (помещение, этаж), время возгорания, цвет дыма, свою фамилию, номер своего телефона.
Лучше не сообщать о пожаре людям, работающим по соседству, чтобы избежать паники.
При пожаре надо распахнуть все окна и двери, чтобы не задохнуться от дыма.
Вывод:

Самооценка.
Я могу объяснить, как

Использовал(а) определения понятий, термины, чтобы не ошибиться в названии изученной темы, раздела, в формулировке целей и задач

В паре помогал(а) отвечать на ситуационные задачи

Внимательно слушал преподавателя и одногруппников

Активно работал на учебном занятии и правильно и отвечал(а) на вопросы

Фамилия Имя, группа
Оценка

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815

Пожарная безопасность

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Пожарная безопасность
Рубрика (тематическая категория) Архитектура

Задания для самостоятельной работы студентов

Перечень практических работ

Практическая работа №10. Определœение требуемых расстояний между зданиями и сооружниями.

Практическая работа №9. Определœение соответствия класса КПО и СО строительных конструкций.

Практическая работа №8. Определœение категории зданий по пожарной и взрывопожарной опасности.

Тема 2.3 Огнестойкость зданий и сооружений

Практическая работа №7. Пластмассы и их пожарная опасность.

Практическая работа №6. Поведение арматурной стали в условиях пожара.

Практическая работа №5. Поведение бетона в условиях пожара.

Классификация зданий по степеням огнестойкости, классам конструктивной и функциональной пожарной опасности.

Требуемая и фактическая степень огнестойкости здания. Методика определœения требуемой степени огнестойкости производственных, общественных, жилых, складских зданий по таблицам СНиП. Факторы, определяющие требуемую степень огнестойкости этажность, площадь вместимость, категория по взрывопожарной и пожарной опасности. Методика определœения фактической степени огнестойкости здания. Методика проверки соответствия зданий по огнестойкости требованиям норм.

Письменная контрольно-проверочная работа. Решение задач по определœению категорий зданий по взрывопожарной и пожарной опасности, определœению требуемой и фактической степени огнестойкости здания и соответствия строительных конструкций зданий различного назначения требованиям норм.

для студентов очного отделœения:

ПР №2. Искусственные обжиговые материалы.

ПР №3. Мероприятия по устойчивости строй материалов опасным факторам пожара.

ПР №4. Исследование здания по конструктивным особенностям.

ПР №5. Поведение бетона в условиях пожара.

ПР №6. Поведение арматурной стали в условиях пожара.

ПР №7. Пластмассы и их пожарная опасность.

ПР №9. Определœение соответствия класса КПО и СО строительных конструкций.

ПР №10. Определœение требуемых расстояний между зданиями и сооружниями.

для студентов заочного отделœения:

ПР №1. Изучение метода испытания на горючесть для отнесения материалов к горючим или негорючим.

ПР №3. Определœение соответствия класса КПО и СО строительных конструкций.

очного отделœения специальности:

Пожарная безопасность - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Пожарная безопасность" 2017, 2018.

  • - Противопожарная безопасность.

  • - Противопожарная безопасность.

    Требования безопасности по окончании работы. Требования безопасности в аварийных ситуациях. При неисправности насоса (невозможности подкачать воду в котел) немедленно прекратить работу, вывести топливо из топки и выступать пар. О... .


  • - Пожарная безопасность

    Охрана труда Графическая часть Экономическая эффективность восстановления деталей Расчет себестоимости изготовления наглядного пособия Экономическая... .


  • - Пожарная безопасность.

    Согласно нормам пожарной безопасности НПБ 105-03 помещения с ПЭВМ относятся к категории В (пожароопасные) и должны располагаться в зданиях I или II степени огнестойкости. Наиболее вероятные классы пожаров в помещениях с компьютерной техникой – «А» (горение твердых веществ с... .


  • - Пожарная безопасность в детском оздоровительном лагере

    Техника безопасности в ДОЛ Последствия парникового эффекта. Одним из основных продуктов сгорания углеводородных топлив является диоксид углерода (СО2), который не относится к токсичным газам. Годовая эмиссия СО2 составляет 130...1100 млрд. т/год....