Пожарные корабли и катера. Требования, предъявляемые к пожарным судам. Корабль Полковник Чернышев

Пожарные суда относят к специализированным типам судов и нередко напоминают , только лишь с одной разницей - наличие нескольких брандспойтов. этого типа предназначены для тушения пожаров на кораблях и судах, плавучих и и оказание поддержки береговым пожарным расчетам в локализации очагов возгорания прибрежных объектов в случае неисправности водопроводных систем.

брандспойт

водная пожарная станция в Токио

пожарное судно ВМС Украины «Борщёв»

Современные пожарные суда и катера, как правило, оборудованы мощными насосными установками, способными перекачивать десятки тысяч литров морской воды.

современное пожарное судно «Warner L. Lawrence»

пожарное судно «Warner L. Lawrence» демонстрация возможностей


Одним из современных пожарных судов являются «Warner L. Lawrence », принадлежащее пожарной охране Лос-Анджелеса, штат Калифорния. Судно было построено в 2000 году компанией «Robert Allan Ltd » в Вашингтоне, а затем 21 мая 2003 года доставлено в порт Сан-Педро для выполнения эксплуатационных функций.

Конструкторы называют судно «Warner L. Lawrence » самым технологически «продвинутым» пожарным судном в мире . Его брандспойты покрывают все направления. Его два уникальных движителя фирмы «Voith Schneider » позволяют прекрасно выполнять маневры в любых направлениях с максимальным набором мощности на ходу.

Пожарное судно «Warner L. Lawrence » с помощью собственных насосов способно извлечь до 380000 литров морской воды в час и выбросить ее на расстояние до 135 метров. К особенностям судна можно отнести наличие каюты с полным медицинским оборудованием, выдвижная пожарная лестница длиной 15 метров и дистанционный «ковш» грузоподъемностью 270 кг. В корме расположена платформа, опускаемая на глубину до 3 метров для выполнения водолазных спусков.

Технические характеристики пожарного судна «Warner L. Lawrence»:
Длина - 31,9 м;
Ширина - 8,8 м;
Осадка - 4 м;
Силовая установка - два дизельных двигателя «MTU 12V4000» мощностью 1800 л.с.;
Скорость - 13 узлов;
Пожарное оборудование:
Брандспойты - 10;
Суммарная мощность насосных установок - 1575 л.с.;
Насосные установки - 2, извлекают до 1470 м³ воды/час с давлением 12,5 атмосфер;
Насос с приводом от силовой установки - 2, извлекают до 1250 м³/час с давлением 12,5 атмосфер;
Насос с приводом от силовой установки - 2, извлекают до 800 м³/час с давлением 12,5 атмосфер;
Брандспойт для воды - 1, пропускная способность 2500 м³/час, и подает на расстояние до 150 м;
Брандспойт для воды - 3, пропускная способность 800 м³/час, и подает на расстояние до 100 м;
Брандспойт для воды с пеной - 2, пропускной способностью 1250 м³/час, и подает на расстояние до 135 м;
Брандспойт для воды с пеной - 2, с пропускной способностью 225 м³/час, и подает на расстояние до 75 м;
Брандспойт для воды в кормовой части - 2, с пропускной способностью 450 м³/час;
Емкость для хранения пены - 2 по 11500 литров;
Насос для подачи пены - 2, возможность подачи вещества до 620 л в минуту;
Насос для подачи пены - 2, возможность подачи вещества до 220 л в минуту;

За работой пожарных судов часто можно наблюдать в акватории портов, где появляются огромные или известные . Несколько катеров расположенных по обоим бортам больших кораблей, выпускают мощные струи воды в разные стороны, оповещая таким способом событие или торжество.

встреча кораблей пожарными судами

Иногда пожарные используют для доставки пожарных команд, медицинского персонала с оборудованием на острова или другие корабли. Также пожарные катера могут быть применены в качестве спасательных судов, где пассажирам будет оказана первая медицинская помощь. Нередко пожарные суда оказывают помощь спасателям в локализации разлива нефтяных продуктов в море или океане.

канадское пожарное судно «William Lyon Mackenzie»

Главным пожарным судном пожарного департамента Канады является «William Lyon Mackenzie ». Специальный корабль построен в 1964 году в городе Owen Sound, штат Ontario на предприятии «Russel Brothers Limited ». В 2004 году пожарное судно «William Lyon Mackenzie » претерпело модернизацию, после которой будет действовать в эксплуатации до 2037 года. Уникальность этого пожарного судна в том, что оно работает круглый год. Его основной зоной обеспечения пожарной безопасности являются гавань города Торонто и прилегающие воды озера Онтарио.

пожарное судно «William Lyon Mackenzie» в действии

Пожарное оснащение пожарного судна «William Lyon Mackenzie»:
Насосная установка - два дизельных двигателя «Caterpillar», мощность 3412 л.с.;
Подъемная башня - 1;
Брандспойт - 8+2 на подъемном устройстве;
Скорость хода - 12 узлов;
Экипаж - 4 человека;

немецкое пожарное судно «ALFRIED KRUPP»

Представитель пожарно-спасательных судов Германии «Alfried Krupp ». Порт приписки Bremerhaven.

Технические характеристики пожарно-спасательного судна «Alfried Krupp»:
Длина - 28 м;
Ширина - 7 м;
Осадка - 2,2 м;
Скорость - 13 узлов;
Брандспойт - 2;
Спасательный катер - 1;

старейшее в мире пожарное судно «Edward M. Cotter»

В начале XX века набережная города Буффало была чрезвычайно насыщенным центром торговли. Многочисленные склады, элеваторы препятствовали передвижению двух пожарных судов существующих на то время. Кроме того в городе длинная береговая линия не позволяла справляться плавучей насосной станции в поставках с водой для системы пожарных гидрантов охватывающая центр города. Поэтому городскими властями было принято решение построить третье пожарное судно, которое ко всему прочему получит функции и ледокольного судна.

Пожарное судно было спущено на воду в 1900 году на судостроительном заводе «Crescent Shipyard » в городе Elizabeth Port, штат Нью-Джерси. Первоначально его название было «William S. Grattan». В 1953 году пожарное судно было модернизировано и было присвоено новое имя «Edward M. Cotter» в честь местного руководителя Союза пожарных.

Теперь «Edward M. Cotte r» считается самым старейшим действующим пожарным судном в мире и находится в составе пожарного департамента города Буффало, штат Нью-Йорк.

Наряду с функциями пожаротушения в зимнее время пожарное судно «Edward M. Cotter » используется в качестве ледокола на реке Буффало. имеет пять брандспойтов, каждый из которых выбрасывает до 15000 литров воды в час. Они расположены в носу, корме и на надстройке судна.

Пожарное судно «Edward M. Cotter » оснащено тремя насосными установками, которые подают воду с объемом до 9000 литров в минуту.

На счету судна множество спасательных операций, но самые значительные из них тушение пожара на ракетном крейсере ВМС США «USS Little Rock » в 1978 году в порту Буффало и польского парусного судна «Zawisza Czarny » во время визита 31 июля 1984 года.

С падением международной торговли в порту пожарное судно было переведено из пожарной охраны в Управление общественных работ в 1992 году для ледокольной функции. С 1996 году пожарному судну «Edward M. Cotter » был присвоен статус «Национального достояния», но, несмотря на это, судно активно принимает участие в различных фестивалях и шоу Великих озер.

Технические характеристики пожарного судна «Edward M. Cotter»:
Длина - 36 м;
Ширина - 7,3 м;
Осадка - 3,3 м;
Водоизмещение - 1900тонн;
Силовая установка - четыре дизельных «Caterpillar D-397»,
Скорость - 13 узлов;
Пожарное оборудование;
Два паровых двигателя «Babcock & Wilcox » мощностью 900 л.с., для трех насосных установок;
Брандспойт - 5;

Понятие о кавитации. Влияние кавитации на работу насосов и меры борьбы с ней.

Нормальная работа центробежного насоса обеспечивается в таком режиме, когда абсолютное давление во всех точках его внутренней полости больше давления насыщенных паров перекачиваемой жидкости при данной температуре. Если такое условие не соблюдается, то начинаются явления парообразования и кавитации, которые приводят к уменьшению или даже прекращению подачи насоса (насос «срывает»).
Кавитацией называют процессы нарушения сплошности потока жидкости, происходящие там, где местное давление понижается и Достигает определенного критического значения. При этом наблюдается образование большого количества мельчайших пузырьков, наполненных парами жидкости и газами, выделившимися из нее. Образование пузырьков внешне похоже на кипение жидкости. Возникшие в результате понижения давления пузырьки увеличиваются в размере и уносятся потоком. При этом наблюдается местное повышение скорости движения жидкости вследствие стеснения поперечного сечения потока выделившимися пузырьками пара или газа.
Попадая в область с давлением выше критического, пузырьки разрушаются, при этом их разрушение происходит с большой скоростью и поэтому сопровождается местным гидравлическим ударом в данной микроскопической зоне. Так как конденсация занимает некоторую область и протекает непрерывно в течение длительного времени, это явление приводит к разрушениям значительных площадей поверхности рабочих колес или направляющих аппаратов. Практически появление кавитации при работе насоса можно обнаружить по характерному потрескиванию в области всасывания, шуму и вибрации насоса. Кавитация сопровождается также химическим разрушением (коррозией) материала насоса под действием кислорода и других газов, выделившихся из жидкости в области пониженного давления.
При одновременном действии коррозии и циклических механических воздействий прочность металлических деталей насоса быстро снижается. При этом воздействие кавитации на металлические детали насоса усиливается, если перекачиваемая жидкость содержит взвешенные абразивные вещества: песок, мелкие частицы шлака и т. п. Под действием кавитации поверхности деталей становятся шероховатыми, губчатыми, что способствует быстрому их истиранию взвешенными веществами. В свою очередь эти вещества, истирая поверхности деталей насоса, способствуют усилению кавитации



Назначение, общее устройство, тактико-технические характеристики пожарного поезда.

Железнодорожные пожарные поезда. На железнодорожном транспорте для тушения пожаров в подвижном составе и на объектах, к которым можно подать поезд, применяют пожарные поезда

Пожарный поезд оснащается пожарной техникой, снаряжением, пожарно-техническим вооружением, оборудованием и инструментом. Основные его комплектующие: транспортная система комбинированного пожаротушения (ТСПК), пожарная автоцистерна, мотопомпы производительностью 800-1600 л/мин, электростанция мощностью 4-16 кВт, приборы для забора воды из цистерн и заправки цистерн водой, рукава (всасывающий, напорный), лафетный ствол, генераторы пены, лестницы, инструмент.

Пожарные поезда состоят из вагона водонасосной станции и одной-двух цистерн-водохранилищ. В вагоне - водонасосной стан­ции расположены машинное отделение, где стационарно установлены две мотопомпы МП-1600, переносная мотопомпа МП-800 и электростанция, размещены котельное отделение, помещения для боевого расчета поезда, оборудованы места для хранения пожарно-технического вооружения и запаса пенообразователя. Цистерна-водохранилище объемом 50 м3 имеет приспособления для налива воды и забора ее стационарными мотопомпами. Она имеет утепление и систему подогрева воды.

Пожарные поезда разделяются на 3 основные группы: универсальные, первой и второй категории.

Универсальный пожарный поезд повышенной производительности состоит из пяти вагонов. Личный состав дежурного караула, специальное оборудование и инвентарь располагаются в одном вагоне. Второй вагон предназначен для размещения насосной станции, электростанции, специальных средств тушения и пожарного оборудования. В третьем вагоне размещен гараж для пожарного автомобиля, чаще всего это АЦ-30(66) и емкости для хранения 5 т пенообразователя. На торцевой стороне вагона смонтирована специальная дверь-подставка с автоматическим приводом для выезда пожарной автоцистерны.

Первый, второй и третий вагоны имеют телефонную связь. В утепленных снаружи двух железнодорожных цистернах емкостью 50…60 м 3 каждая хранится запас воды. Для отопления вагонов применяется котел водяного отопления, устанавливаемый в вагоне насосной станции.

В насосной станции устанавливаются две прицепные мотопомпы МП-1600 или МП-1400 и одна переносная МП-800Б.

Пожарный поезд первой категории состоит из четырех вагонов. В одном вагоне размещается дежурный караул, насосные установки, электростанция, запас огнетушащих средств и пожарно-техническое оборудование, вторым является вагон-гараж. Для хранения воды поезд имеет две железнодорожные цистерны.

Пожарный поезд второй категории состоит из трех вагонов. В первом вагоне размещается личный состав дежурного караула, насосные установки, электростанция, пожарно-техническое оборудование и запас пенообразователя. Для хранения воды также используются две железнодорожные цистерны.

Мотопомпа, шт.:
Стационарная (МП-1600 или МП-1400)
Переносная (МП-800)
Электростанция мощностью 4-6 кВт, шт.
Отопительный котел для отопления вагона и цистерны-водохранилища, шт
Рукава всасывающие, шт.; длиной 4 м, диаметром, мм:
Рукава напорные, шт.:
Прорезиненные диаметром 51 мм
Льняные диаметром 51 мм
Прорезиненные диаметром 66 мм
Льняные диаметром 66 мм
Стволы, шт.:
Лафетный переносной
СА
РС-А
РС-Б
КР-Б
СВП-4
Пеногенераторы ГПС600
Гидроэлеватор Г-600
Пенообразователь, л
Запас воды, м3 50 (50´2)
Лестница трехколенная выдвижная
Время работы от цистерны-водохранилища при подаче воды, мин
Двух стволов Б или одного А
Двух стволов Б или одного А
Одного лафетного ствола ПЛС-П20 с диаметром насадка 28 мм
Время работы воздушно-пенных стволов и генераторов от заправочных емкостей, мин:­
Одного СВП-4
Двух СВП-4
Одного ГПС-600
Двух ГПС-600
Возможные площади тушения пеной низкой и средней крат­ности, м2:
Двух СВП-4 120-80
Двух ГПС-600 (Is =0,05-0,08 л/(с´м2)] 240-150
Количество пены средней кратности, которое можно получить при израсходовании собственного пенообразователя, м3
Возможный объем тушения пеной средней кратности при израс­ходовании запаса ПО-1 и Ко=3, м3

14.Классификация, назначение, тактико-технические характеристики и общее устройство пожарных судов .

Пожарные суда (табл. 3.11 и 3.12) предназначены для тушения пожаров на плавсредствах и береговых объектах. Они служат для доставки боевого расчета, пожарно-технического вооружения и огнетушащих средств к месту пожара. Подразделения, вооруженные пожарными судами, обеспечивают подачу стационарных и переносных лафетных стволов , а также ручных с высадкой десанта на береговые объекты на плавсредства. Данные подразделения осуществляют боевые действия по тушению пожаров воздушно-механической пеной любой кратности.

Пожарные суда делятся на специализированные (имеют мощное пожарное оборудование, которое не позволяет их использовать не по назначению) и комбинированные (пожарные и портовые буксиры, имеющие пожарное оборудование, не снижающее их эффективности как буксировочных средств). В зависимости от района плавания делятся на речные и морские и комбинированные (река-море). (Пожарные суда «река-море» используются главным образом в устьях крупных рек.)

Основным средством пожаротушения на пожарном судне являются высокопроизводительные (до 10 000 м³/ч) насосы, подающие воду в стационарные лафетные стволы или в рукавные линии. Насосы имеют привод от специальных или ходовых двигателей судна и устанавливаются ниже конструктивной ватерлинии, что обеспечивает быстрое заполнение насосов самотеком. Лафетные стволы (2-8), как правило, устанавливаются на носу, корме и надстройке и обеспечивают длину (вылет) струи до 200 м и высоту до 50 м. На некоторых судах имеются телескопические вышки и стрелы, так же оборудованные пожарными стволами. Кроме того, указанные вышки и стрелы используются для высадки аварийных партий к очагам пожара и снятия людей с горящих судов. Для тушения нефти и нефтепродуктов на танкерах, береговых складах и нефтебуровых установках применяются средства химического пожаротушения - пенообразующие вещества,диспергенты, устройства локализации нефтяного пятна. Для защиты от теплового воздействия по периметру судна проложены трубопроводы оросительной системы.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРНЫХ СУДОВ

Показатели Пожарный речной катер (судно) Пожарный морской катер (судно)
Проект Проект
340П 1893Н
Габаритные разме­ры, м:
Длина 21,0 26,9 13,3 28.5 34,9 68,6
Ширина 4,0 5,0 3,3 5,8 6,2 10,2
Осадка, м 1,0 1,8 0,6 1,7 1,9 3,1
Водоизмещение, т 25,7 18,3 117,3 184,2
Скорость хода, км/ч 17,7 60,0 41,0 23,2 28,0 31,8
Пожарные насосы:
Число, шт.
Подача воды, м3/с Напор, м 0,28 98,1 0,3 88,2 0,1 88,2 0,3 93,1 0,2 91,2 0,28
Запас пенообразователя, л ­
Число стационар­ных лафетных стволов, шт. 7+1 гидропушка
Численность личного состава, чел 5 - 6 4 - 5
Наличие бортового орошения

Пожарные суда можно использовать как плавучие насосные станции для подачи воды при тушении пожаров на береговых объектах.

13.Назначение, тактико-технические характеристики, устройство, особенности применения самолетов и вертолетов для тушения пожаров .


Пожарная техника на базе летательных аппаратов, плавучих и железнодорожных транспортных средств и тактические действия, проводимые при ведении аварийно-спасательных работ
^ Цель работы : Изучить назначение и классификацию пожарных судов
Назначение и особенности применения летательных средств

Комплексы противопожарные вертолетные с водосливным устройством ВСУ-15 на внешней подвеске вертолета Ми-2бТС и комплекс противопожарный вертолетный ВПЖ-2 предназначены для тушения и локализации пожаров в степной, лесостепной, лесной местностях, в районах торфяников, гор, а также в населенных пунктах и на промышленных объектах, Кроме этого возможно использование для доставки к меа| пожара десанта пожарных, пожарной техники и пожарно-технического вооружения

Комплекс противопожарный вертолетный ВПЖ-2 представляет собой вертолет Ми-26ТС с установленным внутри грузовой кабины съемным оборудованием.

Вертолет пожарный МИ-8МЦМТВ) предназначен для тушения пожаров в населенных пунктах, на промышленных объектах, а также лесных пожаров. Противопожарное оборудование состоит из двух пусковых установок (по левому и правому борту) с импульсными средствами пожаротушения, мягкого водосливного устройства на внешней грузовой подвеске и регулируемых спусковых устройств (СУ-Р), обеспечивающих беспарашютное десантирование шести пожарных.

Пожарный вертолет КА-32А1 применяется для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.

Спасательное снаряжение и оборудование вертолета КА-32А1

1 Морской спасательный комплект МСК-5 применяется на вертолете в качестве спасательного снаряжения спасателей, обеспечивает жизненные условия при выполнении АСР на водоемах,

Спасательный пояс с спасательной косынкой предназначены для подъема спасаемых на борт вертолета или переноса вертолетов в безопасной подвесная система предназначена -для подъема и спуска спасателей

Тормозной блок предназначен для выполнения десантирования людей и грузов в режиме «висение» вертолета.

Универсальный гидравлический инструмент «ЭКОНТ» применяется при извлечении пострадавших из зданий, сооружений и транспортных средств, поврежденных в результате катастроф, аварий и стихийных бедствий в транспортно-спасательные кабины ТСК; предназначены для эвакуации людей с крыш, балконов или оконных проемов верхних этажей, а так же для доставки пожарных и ПТВ, к местам тушения пожаров и проведения АСР. На ТСК-2 и ТСК-3 могут быть установлены быстросъемные поплавки для использования их на воде.

TCК-1 предназначена для 2 человек. Работы с ТСК.-1 производятся с использованием бортовой лебедки вертолета. К месту пожара кабина доставляется в кабине вертолета. Вес 68 кг.

ТСК-2 предназначена для спасения 20 человек. При спасении людей кабина перевозится на внешней грузовой подвеске. При работе на воде кабина Оборудуется поплавками. Грузоподъемность 2000 кг. Вес 450 кг.

ТСК-3 предназначена для спасения 10 человек. При спасении людей кабина перевозится на внешней грузовой подвеске. Может быть оборудована. Грузоподъемность 1000 кг. Вес 135 кг.

7. Водосливные устройства предназначены для тушения открытых пожаров"больших площадей с использованием вертолетов. доставляются к месту пожара на внешней подвеске вертолета.
^ Пожарные суд, их назначение, классификация и ТТХ

Пожарные суда предназначены для оказания помощи плавсредствам и береговым объектам при пожаре. Пожарные суда доставляют к месту пожара боевой расчет, пожарно-техническое вооружение и огнетушащие вещества, осуществляют их подачу в зону горения. Используются как базовое средство обеспечения водой пожарных автомобилей в прибрежной зоне.

Классификация пожарных судов

Пожарные суда являются подклассом спасательных судов средств и относятся к служебно-вспомогательному флоту:

Рис.61 Классификация пожарных судов
Морские пожарные суда предназначены для тушения пожаров на судах в море, в портах и на рейдах, а также на береговых сооружениях и нефтепромыслах. Обладают хорошими маневренными качествами и мореходностью.

^ Базовые пожарные суда являются разновидностью морских пожарных судов и предназначены для тушения пожаров в районе баз и портовых сооружений. Эти суда имеют небольшие дальность плавания и водоизмещение, но по составу противопожарных средств и их производительности зачастую не уступают морским пожарным судам.

Речные пожарные суда имеют схожее назначение с морскими и базовыми пожарными судами. Вследствие малой осадки и габаритных размеров речные пожарные суда способны заходить в реки, каналы.

Речные пожарные суда в зависимости от района плавания разделяются на классы: М, О, Р. Л.

Суда класса "М" предназначены для плавания в акватории с высотой волны до 3 метров и длиной 40 метров. Подобные условия плавания встречаются в морских заливах, устьях больших рек и в.крупных озерах. Кроме этого, суда класса "М" могут плавать в прибрежной зоне открытых бассейнов (морей и океанов), так как имеют достаточную высоту надводного борта и соответствующее навигационного оборудование.

Суда класса "О" способны плавать на волне с высотой 2 метра и длиной до 20 метров (крупные водохранилища, озера, заливы и низовья рек).

Для судов класса "Р" плавание возможно в закрытых бассейнах (средние и нижние плесы крупных рек, некоторые спокойные озера и каналы), где высота и длина волны достигает 1.2 метра и 12.5 метра соответственно.

Суда класса "Л" могут- эксплуатироваться в водоемах, где отсутствуют заметные волнения, например, верховья крупных рек. каналы и мелкие реки.

Кроме перечисленных функций пожарные суда доставляют боевой расчет, пожарно-техническое вооружение и огнетушащие средства привлекаются к спасанию тонущих людей, буксируют горящие суда в безопасные места, откачивают воду из затопленных судов.

Наличие на пожарных судах пенообразователя и аппаратов для получения воздушно-механической пены обеспечивает возможности тушения пожаров нефтепродуктов.

Постройка и эксплуатация пожарных судов должна соответствовать требованиям классификационных обществ. Для отечественны морских и речных пожарных судов подобные требования предъявлении Морской и Речной Регистры судоходства России соответственно. Зарубежные пожарные суда классифицируются Германским Ллойдом. Американским бюро судоходства. Английским Ллойдом. Итальянским регистром. Норвежским Веритас и другими классификационными обществами. Их требования к водяным системам пожаротушения практически.
^ Требования, предъявляемые к пожарным судам

Классификационные общества осуществляют государственный надзор за постройкой, эксплуатацией и ремонтом пожарных судов.

Согласно предъявляемым требованиям, пожарное судно должно обладать определенными мореходными, эксплуатационными и тактическими качествами.

Мореходные качества характеризуют способность судна плавать при определенных условиях. К мореходным качествам относят: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, период качки, управляемость. К эксплуатационным качествам относятся: грузоподъемность и автономность.

Плавучесть - способность плавать при определенном положении относительно поверхности воды, неся все предназначенные по его роду службы грузы, и иметь при этом заданное погружение (осадку).

Во время эксплуатации судно по тем или иным причинам может получить пробоину, через которую внутрь корпуса будет поступать вода. Поэтому, наряду с водоизмещением судна, важно знать запас его плавучести, т.е. количество груза, которое может быть принято на судно, чтобы оно не затонуло. Подобно тому как мерой плавучести судна является объем, ограниченный его подводной поверхностью, запас плавучести измеряется объемом надводной части судна, причем сюда относят только те отсеки, водонепроницаемость которых обеспечена.

Остойчивость - способность судна сохранять свое положение равновесия и вновь возвращаться к нему после того, как прекратится действие внешних сил, вызвавших изменение положения судна (например, порыв ветра, удар волны).

Непотопляемость - способность судна оставаться на плаву после затопления части отсеков, сохраняя при этом остойчивость и частично другие мореходные качества. Она обеспечивается запасом плавучести, который равен внутреннему объему надводной части корпуса, имеющего водонепроницаемые закрытия.

Пробоины в корпусе выше ватерлинии, а также открытые иллюминаторы в надводной части снижают запас плывучести, т.к. водонепроницаемый надводный объем уменьшается до нижней кромки этих отверстий.

Ходкость - способность судна перемещаться с заданной скоростью при наименьших затратах мощности главных двигателей (ГД).

Для судов водоизмещающего типа существует квадратическая зависимость между сопротивлением воды и скоростью движения и кубическая между мощностью ГД, затрачиваемой на преодоление сопротивления, и скоростью движения судна. Повышение скорости водоизмещающего судна выше заданной обычно влечет за собой повышение.сопротивления движению настолько, что требуется значительно увеличить мощность энергетической установки. Для увеличения скорости водоизмещающего судна, например, в 1,5 раза необходимо увеличить мощность ГД в 3.5 раза, а это не всегда возможно.

Чтобы увеличить скорость судна при заданной мощности ГД, необходимо снизить сопротивление воды движению судна. Такое снижение, при условии сохранения водоизмещения, может быть достигнуто выбором оптимальной формы обводов корпуса, уменьшением шероховатости его обшивки или за счет сокращения смоченной поверхности судна. Третий путь наиболее эффективный. Смоченная поверхность и соответственно сопротивление воды движению сводятся к минимуму у судна, которое за счет использования каких-либо сил поднимается над водой и движется над ее поверхностью. Силы, способные поднят корпус судна над водой. - это гидродинамические силы поддержания, используемые на глиссирующих судах и на СПК, а также силы давления воздуха, подаваемого в полость находящейся под днищем судна воздушной камеры - СВП.

^ Период качки характеризует частоту раскачивания судна на волнах в продольной (диаметральной 6) плоскости – «килевая качка» и поперечной (мидельшпангоута) плоскости - "бортовая качка".

Управляемость судна характеризуется двумя качествами: поворотливостью и устойчивостью на курсе.

Поворотливостью называют способность судна изменять направление движения. Под устойчивостью на курсе, напротив, понимают способность сохранять заданное направление движения.

Устойчивость судна на курсе тем лучше, чем оно длиннее и чем больше площадь погруженной части диаметральной плоскости. Морская практика связывает степень устойчивости на курсе с тем, как часто и на какой угол приходится перекладывать руль для удержания судна на курсе. Судно считается устойчивым на курсе, если при состоянии моря и ветра не более 3-5 баллов для его удержания на заданном курсе необходимо перекладывать руль не чаще 4-6 раз в минуту и притом не более 2-3 градусов на каждый борт.

Грузоподъемность - масса перевозимого груза (масса огнетушащих веществ и ПТО), который может быть принят на борт при установленной осадке.

Автономность - максимальная продолжительность плавания судна с работающими ГД без пополнения запасов топлива, смазочных материалов, продовольствия и воды.

Тактические качества пожарного судна - комплекс оперативных возможностей по тушению пожаров, проведению спасательных работ, а также скорость прибытия к месту пожара в максимально короткий срок.

Пожарные суда должны быть однопалубными и иметь прочный стальной корпус.

Форштевень должен быть прочным и острым, а носовая часть иметь плавные обводы. Это требование вызвано тем обстоятельством, что пожарным судам при тушении пожаров иногда приходится таранить деревянные баржи и затоплять их.

Пожарные суда должны обладать повышенной непотопляемостью. Корпус следует разделять на несколько непроницаемых отсеков.

Пожарные суда должны иметь повышенную маневренность. Хорошую маневренность могут обеспечивать двухвальные ходовые машины, а также специально-устроенные водометы. Для водометных установок могут быть использованы пожарные насосы.

Для обеспечения беспрепятственного прохода под мостами мачты судов должны быть опускающимися.

По периметру пожарного судна следует предусматривать бортовые водяные завесы для обеспечения безопасности при работе вблизи горящих объектов.

Двигатели силовой установки необходимо обеспечивать надежными пусковыми устройствами. Дизельные моторы должны иметь двойной запуск: от аккумуляторов при помощи стартеров и при помощи сжатого воздуха Управление двигателями обеспечивается как из машинного отделения, так и дистанционно - из ходовой рубки.

Ходовые винты должны иметь защиту.

Пожарные центробежные насосы должны иметь отдельные двигатели, однако в некоторых случаях допускается использование главных ходовых двигателей. Крутящий момент на вал насоса в этом случае передается через коробку отбора мощности.

На пожарных судах устанавливают не менее двух лафетных стволов. Лафетные стволы должны размещаться на палубе полубака (носовая часть судна) и на верхней палубе носовой части. Если количество стволов больше двух, то стволы можно размещать также на мостике и на площадке фермы мачты. В случае использования в качестве лафетных стволов мощных гидромониторов привод необходимо предусматривать механический электрические моторы с редукторами).

Ведущие классификационные общества разработали также комплекс требований к конструкции и мощности систем пожаротушения, устанавливаемых на пожарных судах, буксирах и судах обеспечения морских нефтегазопромыслов. При этом в символ класса такого судна вводится специальный знак, свидетельствующий о возможности использования его для целей пожаротушения. В результате пожарное оборудование, предназначенное для защиты терпящих бедствие судов, постоянно находится под надзором классификационного общества, чем обеспечивается поддержание его готовности к использованию по назначению.

Необходимо также отметить, что противопожарные системы являются важнейшим оборудованием портов, без которого невозможно обеспечить требуемый уровень безопасности коммерческих судов в процессе грузовых операций и ремонта. Это подтверждается результатами анализа тушения пожаров на судах: экипажи аварийных судов самостоятельно ликвидируют пожары лишь в 30 % случаев;

80 % пожаров в судогрузных трюмах и 20 % в грузовых танках потушено с помощью других судов и береговых пожарных подразделений;

судовые средства пожаротушения и подготовка экипажей танкеров недостаточны для тушения большинства пожаров в грузовых танках. 63 % таких пожаров ликвидировано без участия экипажей и без применения судовых средств пожаротушения;

судовые средства эффективны в начальной стадии пожара и в помещениях, оборудованных системами объемного пожаротушения (например, в машинных отделениях), среднее время тушения ими составляет 2 часа; все остальные пожары, принявшие затяжной характер тушатся с посторонней помощью или без участия судовых сил и средств, среднее время их тушения составляет примерно 25 часов.

Известно, что страховые общества рассматривают пожарные суда как существенное средство предотвращения ущерба. Так. приобретение и постановка на боевое дежурство пожарных катеров НМ-221 SAS (водоизмещением 35.5 т) привело к снижению страховых взносов с береговых объектов, попадающих в зону их обслуживания, на 8 % по сравнению с условиями страхования в предшествующий период. В связи с изложенным Морским Регистром судоходства России введен надзор за оборудованием, находящимся на пожарных судах (в том числе ограниченного района плавания). Его объем определяется назначением судна и зависит от классификационного знака.

Знак П: Суда, как правило, ограниченного района плавания, предназначенные для тушения пожаров в начальной стадии и проведения спасательных операций в непосредственной близости от горящих объектов, водоизмещением до 500 per. т.

Суда, оборудованные более мощными системами пожаротушения, получают в символе класса знаки П1, П2 и ПЗ. Мощность и количество пожарного оборудования в основном соответствуют известным требованиям других классификационных обществ.

Знак П1: Суда для длительного тушения значительных пожаров и охлаждения объектов.

Знак П2: Такие же суда, как и со знаком П1, но с более многочисленным и мощным пожарным оборудованием.

Знак ПЗ: Суда неограниченного района плавания, предназначенные для тушения длительных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Минимальный объем средств и оборудования для пожарных судов разных классов приведен в табл. 2 приложения.

Аналогичный знак в символе класса может присваиваться другим судам, пожарное оборудование и снабжение которых соответствует требованиям к подобных пожарным судам.

Уже пять лет на Москве-реке несет службу многоцелевой пожарно-спасательный корабль «Полковник Чернышев». Судно поистине уникальное, т.к. может выполнять самые разные задачи, как на воде, так и на суше. Этот корабль предназначен для тушения пожаров, спасения людей на воде. Осуществляет контроль за экологическим состоянием акватории. Вместе с пожарным и специальным спасательным оборудованием доставляет боевой расчет к месту чрезвычайной ситуации. Обеспечивает работу водолазной службы. При чрезвычайных ситуациях проводит работы по сбору нефтепродуктов на нефтесборное судно на реках, озерах, водохранилищах.

Давайте поближе познакомимся с этим интересным кораблем.

Корабль был построен в 2008 году на Средне-Невском судостроительном заводе Ленинградской области. Изначально носил имя «Атаман», но приказом Главного управления МЧС России по г.Москве и управления гражданской защиты Москвы от 29 марта 2010 года №135/70 в целях увековечения героического поступка полковника внутренней службы Чернышева Евгения Николаевича многоцелевому пожарно-спасательному кораблю присвоили имя «Полковник Чернышев».

02.

Длина корабря 31,5 м, ширина 6,09 м, осадка 1,5 м. Максимальная скорость хода 30 км/ч. Дальность плавания 1400 км. Автономность 3 суток. Экипаж 8 человек (+ есть возможность размещения спасенных людей).

03.

Система пожаротушения корабля: 4 автоматизированных насоса производительностью 86 л/сек каждый, 2 дистанционно управляемых стационарных ствола производительностью 60 л/сек типа «PYTHON» фирмы Ziegler (Германия), один дистанционно управляемый водно-пенный ствол производительностью 90 л/сек, система водораспыления и водяных завес, емкости для пенообразователя (общим объемом 4 кубометра), 4 пеногенератора «Пурга», передвижной пеногенератор «Пурга–0», 2 переносных лафетных ствола производительностью 20 л/сек.

04.

Также на корабле есть 4-х местная рабочая шлюпка с подвесным мотором, гидравлический кран–манипулятор грузоподъемностью 500 кг, роллы для постановки боновых заграждений, 100 м легких боновых заграждений, нефтесборное оборудование, оборудование для проведения дегазации и дезактивации, оборудование для обеспечения работы трех легких водолазов, включая компрессор для набивки баллонов ВВД.

05.

Благодаря тому, что у судна класс Речного Регистра О2,0 (лед 20), то оно работает круглый год. Зимой случается любопытное взаимодействие «Полковника Чернышева» с пожарными вертолетами. Например, пожарный вертолет не может своим водозаборником прорубить лед на Москве-реке и набрать воды. В такой ситуации помогает многоцелевой пожарно-спасательный корабль. «Полковник Чернышев» приходит в место забора, крошит лед, встает носом в берег и начинает винтами отгонять льдинки чтобы вода оставалась чистой. Теперь вертолет спокойно набирает воду и улетает сбрасывать её на очаг возгорания.

06.

На фотографии видно, как «Полковник Чернышев» включил управляемые стволы и систему водяных завес (тушит пожар и себя защищает). Одна такая струя бьет аж на 120 метров! А еще многоцелевой пожарно-спасательный корабль «Полковник Чернышев» способен на целый километр по рукавным линиям подавать воду необходимого давления на берег.

07.

А теперь проберемся на борт корабля!

08.

Осмотр начнем с носовой части.

09.

Бак корабля, управляемые стволы. Кстати, во время посещения многоцелевого пожарно-спасательного корабля «Полковник Чернышев», у него наблюдался небольшой крен на левый борт.

10.

В носовой части расположен небольшой салон отдыха.

11.

12.

13.

Внутренние коридоры корабля.

14.

15.

Корма корабля. Боновые заграждения.

16.

Поднимаемся на верхнюю палубу, рубка судна.

17.

Капитан Константин Артамонов.

18.

19.

20.

Пульт управления лафетными стволами.

21.

При выходе из ходовой рубки фотографирую закладную табличку и кренометр. Да, крен на левый борт есть.

22.

Посмотрим, что еще можно увидеть на верхней палубе за рубкой. Что это за таинственный белый контейнер на верхней палубе корабля, .

23.

И почему на контейнере наклейка «Мостурфлот»,

На водных объектах (озера, моря, океаны) и прибрежных зонах пожары случаются ничуть, ни реже, чем на суше. Тушение пожара в океане, и устранение его последствий для экологии предполагает использование специальных кораблей.

Такие суда не только участвуют в тушении непосредственно огненного очага, но и проводят профилактические работы на нефтегазодобывающих объектах в море. Участвуют в осуществлении эвакуации горящего судна и помогают в спасении пострадавших людей.

Тушение пожара на водном объекте осуществляется не только при помощи крупных кораблей, но и при помощи малогабаритных катеров.

Фото Пожарные корабли

Виды и характеристика

Все водные суда, включая катеры, могут быть мореходными, базовыми и речными. Существует ряд специфических характеристик, которым должны соответствовать все корабли.

К ним следует отнести:

  1. Ходность. Характеристика, при которой судно развивает и поддерживает необходимую скорость, заданную заранее.
  2. Непотопляемость. Заполнение водой даже нескольких отсеков судна не должно влиять на его работоспособность и равновесие судна.
  3. Автономность говорит о том, сколько времени судно сможет обходиться без дополнительного пополнения водой, материалами и провизией.
  4. Управляемость — способность корабля моментально реагировать на любое изменение в положении руля.
  5. Остойчивость, т.е. способность судна сохранять равновесие при воздействии внешних сил.

Корпус корабля, участвующего в тушении возгорания гладкопалубный и сделан из стали. Плавные очертания имеет и носовая часть корабля. Особенностью кораблей является то, что по его периметру существуют завесы воды, которые обеспечивают защиту корпуса от воздействия высоких температур при участии в тушении огня.

Тушение пожара с корабля требует от судна повышенной маневренности, которая обеспечивается подруливающими устройствами, ходовыми машинами двухвальными и установкой специальных водометов. Базовая комплектация пожарных кораблей обязательно включает в себя: насосы, системы орошения, корпус с надстройкой, водо — и пенные коммуникации, иловую установку.

Тушение пожара нефтепродуктов в море предполагает незамедлительную помощь, и для этого нужен особый корабль.

Является наиболее используемым на водных объектах. Это судно отличается быстроходностью, и эффективно при экстренной помощи на береговых объектах, судах в условиях пожара. Данный вид пожарного судна укомплектован необходимыми веществами в случаи горения нефтепродуктов.

Однако для решения всех задач по тушению пожаров использование пожарных кораблей не всегда является достаточным. В некоторых случаях тушение пожара пожарным катером является более эффективным. Первым пожарным маломерным судном, который был спущен на воду, был катер модели «UMC-1000». Его проект предполагал тушение пожара катером только на надводных объектах. Также катер из-за своих малых габаритов прекрасно применялся для спасения утопающих. Наиболее современной моделью пожарно-спасательных катеров с водометным движителем является КС-110-30. Относится он, согласно Речному Регистру РФ, к классу «Р», что означает место его применения — река.

Согласно отчету специалистов, данный катер иногда является единственной возможностью при тушении пожаров в городских районах с плотной застройкой, где пропускная способность дорог имеет ограничения. Также его используют при пожарах на гидросооружениях, небольших островах, лесных поселках.

Тушение пожара на воде предусматривает использование, в зависимости от площади очага, самых различных противопожарных судов.

Распространены такие модели как:

На данный момент судна для предотвращения возгораний становятся все более высокоэффективными и оснащаются современными техническими средствами.