Пожарные суда классификация назначение. Пожарная техника на базе кораблей и судов. Назначение, общее устройство, тактико-технические характеристики пожарного поезда. Корабль Полковник Чернышев

Обычно в своих материалах мы рассказываем о людях, которые несут службу на территории Северного административного округа: о пожарных, спасателях, инспекторах надзорной деятельности, и других сотрудниках Управления МЧС по Северному округу.

И сегодня речь пойдёт о пожарном, но не о человеке, а о пожарном корабле «Надежда», который стоит на пожарно-техническом вооружении в 51специализированной пожарно-спасательной части, расположенной в Северном административном округе.

Всего на водных просторах города Москвы несут службу два пожарных корабля это «Полковник Чернышев» и «Надежда».

Пожарный корабль «Надежда» проект №16640 построен в 2002 году в городе Рыбинске Ярославской области на заводе «Вымпел». Судно предназначено для доставки боевого расчета, пожарного оборудования и средств пожаротушения к месту пожара для его тушения на прибрежных объектах озер и рек, а так же на плавсредствах. Зона ответственности выхода пожарного корабля в черте города Москвы составляет 82 километра водного пути и поделена на 4 акватории.

Для тушения пожаров на корабле имеются три стационарных лафетных ствола: кормовой, носовой и рубочный. Тушить пожары здесь имеется возможность, как с корабля, так и при прокладке рукавной линии на удалении от реки на 1,5 километра. За время существования корабль принимал участие в тушении пожаров, как на воде, так и в прибрежной зоне. Капитан корабля майор внутренней службы Романчук Владимир Николаевич рассказал, что данный корабль неоднократно принимал участие в ликвидации крупных пожаров таких как: пожар на ТЭЦ-1 на Раужской набережной; крупный пожар, при котором горел мост на причале Лужники; пожар на «Вьетнамском рынке» на Новоданиловской набережной. Участвовал корабль «Надежда» и при тушении теплоходов «Москва-58» и «Москва-90» на затоне «Новинки». Был на счету корабля и случай, когда возвращаясь с учений, около Шелепихинского моста команда заметила двух тонущих людей и спасла их.

Вообщем работы у команды, служащей на корабле хватает, а команда состоит из 28 человек, которые несут службу посменно по 7 человек на сутки. Личный состав корабля отличается высоким профессионализмом и любовью к своей профессии. Требования к лично¬му составу пожарных кораблей иные, чем в пожарных частях на суше. Здесь мало знать пожарную технику и тактику пожаротушения. Необходимо ещё знать и флотское дело. Механик корабля старший лейтенант внутренней службы Ефимов Анатолий Юрьевич с гордостью показывает машинное отделение, это можно сказать сердце корабля, и рассказывает про принцип работы двигателя и для чего нужны те или иные агрегаты. Далее проходим в капитанскую рубку, и капитан объясняет, как управлять таким судном, ведь рулевого штурвала здесь нет, и корабль управляется при помощи специальных рычагов-переключателей.


Также капитан рассказывает, что с 2013 года «Надежда» не только пожарный корабль, но и спасательный, так как сотрудники, работающие на корабле, прошли специальное обучение и получили соответствующие удостоверения. Из рубки спускаемся вниз, здесь в специальном отсеке корабля, хранится всё пожарно-спасательное оборудование, которое может понадобиться при ликвидации пожара или для спасения людей, но всё это будет уже весной, а сейчас корабль и его команда готовятся к закрытию навигационного сезона.

Пожары могут возникать не только на земной поверхности. Часто возгорания случаются на водных объектах и прибрежных зонах. В таких случаях служба МЧС задействует пожарные суда.

Они используются для ликвидации возгораний, возникающих:

  • на самой водной поверхности водоема (реки, озера, моря и океаны)
  • на объектах, которые там расположены (корабли, установки, маяки)
  • на береговой линии

Кроме того, они участвуют в спасательных мероприятиях при различных ЧС на воде и профилактических работах на установках, связанных с нефтедобычей. Пожарные корабли способны быстро доставить к месту бедствия необходимое оборудование, огнетушащие средства и дополнительные расчеты специалистов. Они осуществляют буксировку к суше горящие объекты водной инфраструктуры и помогают в спасении людей.

Основные характеристики

По видам они бывают мореходными, речными и базовыми. Помимо кораблей в состав водной техники МЧС входит и катер. Из-за небольшого размера он обладает хорошей маневренностью. Способен набирать большую скорость, нежели стандартные типы судов.

Помимо современных навигационных качеств, специальный водный транспорт должен иметь следующие характеристики:

  1. Автономность.

Заключается в возможности корабля осуществлять свои прямые функции в течении обозначенного времени без дополнительного пополнения продуктами, материалами и оборудованием.

  1. Остойчивость.

Для участия в ЧС на воде это свойство имеет первостепенное значение. Пожарные судна при воздействии на них внешних непреодолимых сил (погодные условия, огонь, морские волны) должны им противостоять и сохранять равновесие. При прекращении возмущающего воздействие корпус корабля возвращается в первоначальное положение.

  1. Ходность.

Используя главный двигатель даже на минимальной мощности судно способно развить необходимую скорость.

  1. Управляемость.

Возможность судна своевременно реагировать на любые изменения в положении основных приборов и органов управления.

  1. Непотопляемость.

Заполнение водой нескольких отсеков, не должно приводить к затоплению всего судна. Оно, благодаря этому свойству, способно оставаться на плаву.

Корпус также имеет свои особенности. Если посмотреть пожарные корабли на фото, то видно, что зачастую он гладкопалубный. Состоит корпус из прочной стали, а носовая часть имеет плавную форму.

Чтобы корабли были маневренными, они имеют двухвальные ходовые машины. Иногда на них устанавливают специальную установку с водометами и подруливающие устройства.

Пожарные корабли

Судно проекта 14613 МАРС

Такие судна специального назначения считаются вспомогательными транспортными средствами при ликвидации ЧС на воде.

Все они состоят из следующих элементов:

  • корпус, имеющий необходимые надстройки
  • системы орошения
  • насосы
  • иловую установку
  • водопенные коммуникации

Для того чтобы корпус в процессе борьбы с возгоранием избежал повреждений из-за теплового воздействия применяются . Они обеспечивают необходимую защиту по периметру. Корпус же состоит из усиленных отсеков, обладающих водонепроницаемостью.

Надстройки необходимы для размещения бытовых, служебных комнат, кают для отдыха. Для бесперебойного оснащения корабля энергией имеются вспомогательные двигатели. Они состоят из генераторов и оборудованы 2 системами запуска. Осуществлять управление двигателями возможно как из центрального пункта управления, так и из машинного отдела.

На суднах ставят минимум 2, максимум 4 насоса для осуществления ликвидации огня. Для их привода используются отдельные двигатели, иногда возможно применение главных ходовых двигателей. Для быстрого пополнения насосов водой, их расположение должно быть ниже ватерлинии. Среднее количество воды, которое подается ими достигает 1000 м3/ч. При этом напор может быть до 100 м.

Пожарная техника, которой оснащаются корабли, может быть различна. Это зависит от типа судна. Но всегда имеются как минимум 2 лафетных ствола. Один находится на верхней палубе, а другой в той части палубы, от которой он будет отшвартовываться в процессе работы.

Корабль Полковник Чернышев

Пожарные катера

Обладающие небольшими размерами, катер эксплуатируется в основном на небольших водоемах – реки и озера. Согласно санитарным правилам, этот транспорт не относится к судам, на которых разрешено постоянное нахождение или проживание людей.

Наиболее распространенным является стальной спасательный катер водометный типа КС-110-39.

Катер водометный типа КС-110-39

Он применяется в следующих случаях:

  • при необходимости подачи воды в район пожара из водоема через лафетный ствол стационарного типа;
  • когда нужно быстро доставить к месту возгорания дополнительные силы людей, оборудование или запас веществ для тушения;
  • при осуществлении доставки пены к очагу огня из штатных пенобаков.

Катера также оснащаются огнетушителем, топором, специальным ломом и пожарным покрывалом. Для схода с мели используется лебедка с канатом до 30 м, которую легко можно переносить. В некоторых ситуациях применяется система для осуществления объемного тушения возгорания. Обязательно наличие радиостанции. Она получает питание от сети судна черед специальный блок питания. Ориентируется радиооборудование на внешнюю антенну. Радио в катере является только стационарным. В случае необходимости транспортировки пожарного катера прибегают к помощи наземного транспорта (автомобиль или поезд).

Конструкция судна это металлический каркас, надстройка, систем управления и движения, надувной подушки. В передней части располагается кабина рулевого, в ней находится экипаж и необходимое оборудование для управления ХИВУС 20. Средняя часть секция для перевозки людей и багажа, согласно основным ТТХ максимальная вместимость 18 человек, не считая багажа. Внутри секции установлены кресла обитые мягким материалом и обязательно оборудованные ремнями безопасности. Имеются полки и санузел. Багажные отсеки располагаются снаружи.

  • Длина габаритная не более: 12,7 м
  • Ширина габаритная не более: 4,4 м
  • Высота габаритная (без мачты): не более: 4,25 м
  • Минимальный состав экипажа: 2 чел.
  • Пассажировместимость: 18 чел.
  • Главный двигатель: дизельный, не менее 312 л.с.
  • Емкость топливных баков: 1000 л.
  • Крейсерская скорость хода на тихой воде (высота волны менее 0.1 метра, скорость ветра менее 2 м/с): не менее 50 км/час.
  • Водоизмещение полное: 6,6 тонн
  • Дальность плавания: 900 км.

Скорость судна на тихой воде:

  • эксплуатационная, не менее: 50 км/ч
  • максимальная: не менее 65 км/ч

Мореходность судна:

  • при ходе на воздушной подушке - волнение с высотой волны 3% обеспеченности до 0,4 м;
  • при движении в водоизмещающем режиме со скоростью хода не более 10 км/ч - волнение с высотой волны 3% обеспеченности до 2,0 м.

Угол преодолеваемого затяжного подъема на ровной твердой поверхности - 6°, на максимальной скорости - короткие (до 20 м) уклоны до 8°. Высота преодолеваемого одиночного вертикального уступа 0,4 м на курсовом угле не более ±30° к линии уступа.

Многоцелевой поисково-спасательный катер Мангуст

Катер предназначен для проведения поисково-спасательных работ на больших внутренних водоемах, таких как Ладога или Байкал, а также в 12-мильной береговой зоне. Он используется для поиска судов и людей, терпящих бедствие, водолазных работ, а также тушения пожаров на судах и береговых сооружениях. Судно обладает высокими скоростными характеристиками, обеспечивает безопасность плавания при волнении на воде до 4 баллов включительно. Дальность плавания - до 300 миль.

Технические характеристики:

  • Длина габаритная – 19,45 м
  • Ширина – 4,4 м
  • Скорость хода – до 53 узлов
  • Корпус из алюминиево-магниевого сплава.

Плавающий транспортер ПТС-М

Посейдон является многофункциональным универсальным транспортным средством, предназначенным для выполнения специальных задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций:

  • пожаротушение на водных объектах;
  • ведение подводного осмотра и водолазных работ;
  • спасение утопающих и вывоз находящихся на льдинах;
  • доставка спасательных средств (надувных плотов и лодок) в места чрезвычайных ситуаций.

Судно может использоваться в круглогодичном периоде при температурах от минус 50°С до плюс 50°С при любой влажности по относительно ровной поверхности вода, лед, мели, пески. Преодолевает уклоны с места до 7°С, с ходу на скорости 50 км/ч, преодолевает уклоны до 30° С.

Управление судном осуществляется одним капитаном-водителем. Количество перевозимых пассажиров составляет 6-10 человек (в зависимости от модификации).

Основной особенностью судна «Посейдон» является наличие сменно-съёмных модулей, что позволяет быстро сформировать нужную комплектацию (пожарную, водолазную, жизнеобеспечения, спасательную и т.д.) в конкретной ситуации в зависимости от существующей чрезвычайной ситуации.

Характеристики амфибий впечатляют – она способна развивать скорость свыше 100 км/час, при компактных размерах (длина 7,4 м и высота 2,3 м) в лодке достаточно места, чтобы разместить 6-8 человек или принять на борт до полутора тонн груза. Мощность двигателя 265 лошадиных сил. Но самое главное преимущество “Пираньи” – проходимость, судно одинаково легко передвигается по воде, льду, а так же болотистой местности и камышам.

«Скорость и возможность добраться до самых труднодоступных мест – это важнейшие условия для эффективной работы спасателей. Министерство своевременно оснащает нас усовершенствованной техникой и самыми передовыми технологиями спасения для повышения оперативности поисково-спасательной службы. Новая аэролодка идеально сочетает в себе быстроходность глиссера и вездеходность аэросаней».

Пожарные корабли (суда) предназначены для тушения пожаров на объектах, расположенных на море и прибрежных полосах, а также для проведения спасательных и профилактических работ на морских нефтегазодобывающих и других объектах. Они доставляют к месту пожара боевые расчеты, пожарно-техническое вооружение и огнетушащие вещества и подают забортную воду в очаги горения. Наличие на кораблях запаса пенообразователя позволяет тушить горящие нефтепродукты. Они могут также использоваться для буксировки горящих судов и вести спасание тонущих людей.

Пожарные корабли могут быть мореходные, базовые и речные. К пожарным судам относятся и пожарные катера. При небольших размерах корпуса и осадки они имеют повышенную скорость по сравнению с пожарными судами.

Пожарный корабль должен обладать рядом специфических свойств, прежде всего, навигационными качествами. К ним относятся:

Остойчивость – способность судна противостоять внешним силам, нарушающим его равновесие, и возвращаться в исходное положение после прекращения действия этих сил.

Непотопляемость – способность судна оставаться на плаву и сохранять остойчивость после заполнения одного или нескольких отсеков.

Ходность – способность судна развивать заданную скорость при минимальной мощности главного двигателя.

Управляемость – способность судна двигаться по заданному курсу и быстро реагировать на изменение положения органа управления.

Автономность – это продолжительность плавания корабля без пополнения эксплуатационными материалами, провизией и водой.

Пожарные корабли должны быть гладкопалубными. Иметь прочный стальной корпус и оконечности с плавными очертаниями носовой части.

Повышенная маневренность корабля обеспечивается двухвальными ходовыми машинами, иногда – установкой специальных водометов, а также подруливающих устройств.

По периметру пожарного корабля создаются водяные завесы для защиты его от теплового воздействия при тушении горящих объектов.

Пожарные корабли относятся к вспомогательным судам специального назначения. Они должны соответствовать требованиям Регистра страны. Он является органом государственного контроля, который рассматривает и согласовывает проекты судов, наблюдает за их постройкой, ремонтом и осуществляет контроль их технического состояния.

Пожарные корабли имеют общие элементы: корпус с надстройкой, иловую установку, пожарные насосы, водопенные коммуникации, системы орошения.

Корпус – это водонепроницаемая оболочка, усиленная внутри системой балок и специальных элементов: шпангоутов, бимсов, полубимсов и др., расположенных в продольном и поперечном направлениях. В совокупности – это корпус, разделенный на водонепроницаемые отсеки.

Надстройка служит для размещения служебно-бытовых помещений, кают, кают-компании, столовой. На ней расположена шлюпочная палуба и спарден (самая верхняя палуба) – это ходовой мостик. Рядом с ним устанавливается радионавигационное оборудование, штурманское помещение, радиорубка и т.д.

Судовая установка включает главные и вспомогательные энергетические установки. Главная энергетическая установка – установка, обеспечивающая кораблю движение, как правило, это дизели.

Для энергетических потребностей кораблей используются вспомогательные двигатели с генераторами переменного или постоянного тока .

Дизельные двигатели оборудуются двумя системами запуска – от аккумуляторных батарей и при помощи сжатого воздуха. Управление двигателями осуществляется как из машинного отделения, так и из ходовой рубки или центрального поста управления.

Пожарные насосы на кораблях центробежные, двухступенчатые. На кораблях устанавливают от 2 до 4 насосов.

Для привода насосов применяются отдельные двигатели. Допускается использование главных ходовых двигателей. В этом случае мощность к насосу подводится от коробки отбора мощности.

Все насосы устанавливаются ниже ватерлинии*. Этим обеспечивается быстрое заполнение насосов водой самотеком.

Насосами может подаваться вода в количестве до 1000 м 3 /ч при напоре до 100 м.

На пожарных кораблях имеется различное пожарно-техническое вооружение и устанавливается не менее двух лафетных стволов. Один из них устанавливается на верхней палубе, а второй в той оконечности, которой он отшвартовывается для боевой работы.

Продольный разрез пожарного корабля показан на рис. 16.27.


Рис. 16.27. Продольный разрез пожарного судна:

1 – лафетные стволы; 2 – монитор на подъемной мачте (башне); 3 – вьюшка для пожарных шлангов; 4 – камбуз; 5 - цепной ящик; 6 – кубрик команды; 7 – цистерна пресной воды; 8 – топливная цистерна; 9 – главный пожарный насос; 10 – главный дизель; 11 – главный генератор; 12 – гребной электродвигатель; 13 – распределительный щит; 14 – топливная цистерна; 15 – кормовая дифферентная цистерна

Наиболее совершенным можно назвать пожарный корабль «Генерал Гамидов». Некоторые его технические данные представлены в табл. 16.14.

Таблица 16.14

Корабль может использовать свою технику для тушения пожаров при волнении воды до 4 баллов.

Непотопляемость его гарантируется при заполнении водой даже одного любого отсека.

Автономность судна обеспечивается запасом топлива 77 т, с мертвым его запасом 6 т. На корабле имеется запас питьевой и котельной воды в количествах, равных 26 и 18 т, соответственно. Запас пенообразователя около 16 м 3 .

Корабль оснащен двумя главными двигателями типа 40 ДМ мощностью каждый по 1850 кВт. Запуск и управление ими производится из центрального поста или с постов у главных двигателей в машинном отделении.

На корабле имеются три генератора переменного тока напряжением 400 В. Два генератора мощностью 200 кВт работают от двигателей 7Д-12 и один, мощностью 100 кВт, – от двигателя типа 7Д-6С.

Средства пожаротушения на корабле достаточные для тушения пожаров водой и пеной кратностью 9 – 12. Четыре насоса ДПЖН-14 подают воду по 1000 м 3 /ч (277,7 л/с) и развивают напор 100 м.

Специальная противопожарная система обеспечивает тушение различных пожаров, в том числе горящих нефтепродуктов и электрооборудования. Подача пенообразователя во всасывающие магистрали насосов производится специальными дополнительными насосами. Подача пены в очаги горения осуществляется стационарными лафетными стволами с пенными насадками, переносными лафетными стволами с пенными насадками, переносными лафетными стволами и ручными стволами. На корабле установлена одна гидропушка с диаметром спрыска 95 – 110 мм, обеспечивающая подачу воды 1100 – 1400 м 3 /ч на расстояние 130 – 140 м.

Каждый из установленных лафетных стволов с диаметром спрыска
63 – 65 мм подает 300 – 530 м 3 /ч воды на расстояние 100 – 110 м.

На корабле имеется четыре лафетных ствола, обеспечивающих подачу пены средней кратности в пределах 4500 – 6000 м 3 /ч на дальность до 80 м.

Для распределения огнетушащих веществ по рукавным линиям на судне имеются три шестиклапанные колонки с клапанами ДУ-80 и 1 – 2 раздаточные клинкеты (запорные приспособления с клиновидными задвижками) с ДУ-150.

Для отгона горящей на воде пленки нефтепродуктов и предохранения судна от теплового воздействия на нем имеется специальная система отгона пленки и водяная завеса.

На судне оборудованы установки жидкостного пожаротушения СЖБ с емкостями 78 л для внутренних нужд и 40450 л для тушения пожаров на аварийных объектах.

Корабль укомплектован 8 переносными лафетными стволами, пенными стволами, 8 ГПС-200. Кроме того, на нем имеется три погружных электронасоса ЭСП 16/П, электроэжектор ВЭЖ-21 и другое оборудование.

Для спасания людей на палубе имеются: катер, шлюпки, надувные жилеты.

Для маневрирования и удержания корабля в районе пожара на нем имеется подруливающее устройство, а для грузовых операций на нем установлен электрокран грузоподъемностью 1 т.

Тушение пожаров на причальных сооружениях портов осуществляется подачей огнетушащих веществ по развертываемым рукавным линиям. Оно может осуществляться с любой оконечности корабля присоединением рукавов с диаметрами 150, 88 и 66 мм к переносным раздаточным колонкам.

Для оказания экстренной помощи плавсредствам и береговым объектам при пожаре возможно использование ряда пожарных судов. Их тактико-технические характеристики приведены в табл. 16.15.

Таблица 16.15

На рассматриваемых судах используются в основном пожарные насосы и пожарно-техническое вооружение, применяемое на пожарных автомобилях.

Пожарно-спасательный водометный катер КС-110-39 – глиссирующий речной стальной катер с водометным двигателем. Он предназначен для:

доставки к месту пожара боевого расчета, ПТВ, запаса ОВ и комплекта аварийно-спасательного оборудования;

подачи в очаг пожара воды из открытого водоема через стационарный лафетный ствол и ручные стволы;

подачи в очаг пожара воздушно-механической пены с забором пенообразователя из штатных пенобаков.

Катер предназначен для эксплуатации на реках разряда «Р» по классификации Российского Речного регистра, в том числе, с малыми глубинами, засоренным фарватером.

Катер по санитарным правилам отнесен к группе судов без проживания людей на борту.

Дальность плавания по топливу на свободном ходу до 300 км. Продолжительность непрерывной работы двигателя пожарного насоса не менее 6 часов.

Размещение оборудования на катере показано на рис.16.28. В пожарном отсеке 3 размещено пожарное оборудование. Оно состоит из стационарной водопенной установки и переносного пожарно-спасательного оборудования.

Рис.16.28. Пожарно-спасательный водопенный катер КС-110-39

1 – главный двигатель; 2 – топливные баки; 3 – пожарный отсек; 4 – двигатель пожарного насоса; 5 – пожарный насос; 6 – водозаборник; 7 – санблок; 8 – пульт управления; 9 – каюта; 10 – диван; 11 – рубка; 12 – стол-тумба с раковиной; 13 – шкаф; 14 – пенобак; 15 – трап в пожарный отсек; 16 – аварийно-спасательное оборудование; 17 – стволы, генераторы пенные; 18 – выхлопная система главного двигателя; 19 – реверс-рулевое устройство

Стационарная водопенная установка включает: пожарный насос НЦПН-100/100 МК (поз.5 на рис.16.28) с приводом от дизеля ЯМЗ-238НДУ (поз.4), водозаборник (поз.6), бак для ПО (поз.14) и другое оборудование.

Лафетный ствол ЛСД-С100/150У с дистанционным управлением установлен на крыше пожарного модуля. Рядом с ним находится патрубок для соединения с рукавными линиями, обеспечивающими подачу воды на берег. Внешняя магистраль обеспечивается ПНР различных диаметров, общей длиной до 800 м. На катере предусмотрена система водяной защиты по бортам.

На катере имеется контейнер для хранения мотопомпы МЦП-800/80.

Переносное пожарно-спасательное оборудование комплектуется по индивидуальному договору с заказчиком.

Судовой пожарный инвентарь включает: два кара, огнетушители, лом пожарный, топор пожарный и покрывало пожарное.

На катере предусмотрена система объемного пожаротушения.

На катере имеется ручная переносная лебедка с канатом, длиной 30 м. Она предназначена для снятия катера с мели.

Для обеспечения управления на катере предусмотрено радиооборудование.

Радиостанция «Гранит-2Р-24» работает на внешнюю антенну. Ее питание от судовой сети 24В осуществляется через блок питания СВЭ-24. Радиостанция устанавливается стационарно.

Носимая радиостанция «Гранит-2Р-44» заряжается от судовой сети 12В. Вторая радиостанция носимая УКВ – радиотелефонная станция с зарядкой от сети 24В постоянного тока.

Транспортировка катера (без демонтажа) осуществляется по железной дороге или автомобильным транспортом (автомашинами МАЗ или
КамАЗ).

Понятие о кавитации. Влияние кавитации на работу насосов и меры борьбы с ней.

Нормальная работа центробежного насоса обеспечивается в таком режиме, когда абсолютное давление во всех точках его внутренней полости больше давления насыщенных паров перекачиваемой жидкости при данной температуре. Если такое условие не соблюдается, то начинаются явления парообразования и кавитации, которые приводят к уменьшению или даже прекращению подачи насоса (насос «срывает»).
Кавитацией называют процессы нарушения сплошности потока жидкости, происходящие там, где местное давление понижается и Достигает определенного критического значения. При этом наблюдается образование большого количества мельчайших пузырьков, наполненных парами жидкости и газами, выделившимися из нее. Образование пузырьков внешне похоже на кипение жидкости. Возникшие в результате понижения давления пузырьки увеличиваются в размере и уносятся потоком. При этом наблюдается местное повышение скорости движения жидкости вследствие стеснения поперечного сечения потока выделившимися пузырьками пара или газа.
Попадая в область с давлением выше критического, пузырьки разрушаются, при этом их разрушение происходит с большой скоростью и поэтому сопровождается местным гидравлическим ударом в данной микроскопической зоне. Так как конденсация занимает некоторую область и протекает непрерывно в течение длительного времени, это явление приводит к разрушениям значительных площадей поверхности рабочих колес или направляющих аппаратов. Практически появление кавитации при работе насоса можно обнаружить по характерному потрескиванию в области всасывания, шуму и вибрации насоса. Кавитация сопровождается также химическим разрушением (коррозией) материала насоса под действием кислорода и других газов, выделившихся из жидкости в области пониженного давления.
При одновременном действии коррозии и циклических механических воздействий прочность металлических деталей насоса быстро снижается. При этом воздействие кавитации на металлические детали насоса усиливается, если перекачиваемая жидкость содержит взвешенные абразивные вещества: песок, мелкие частицы шлака и т. п. Под действием кавитации поверхности деталей становятся шероховатыми, губчатыми, что способствует быстрому их истиранию взвешенными веществами. В свою очередь эти вещества, истирая поверхности деталей насоса, способствуют усилению кавитации



Назначение, общее устройство, тактико-технические характеристики пожарного поезда.

Железнодорожные пожарные поезда. На железнодорожном транспорте для тушения пожаров в подвижном составе и на объектах, к которым можно подать поезд, применяют пожарные поезда

Пожарный поезд оснащается пожарной техникой, снаряжением, пожарно-техническим вооружением, оборудованием и инструментом. Основные его комплектующие: транспортная система комбинированного пожаротушения (ТСПК), пожарная автоцистерна, мотопомпы производительностью 800-1600 л/мин, электростанция мощностью 4-16 кВт, приборы для забора воды из цистерн и заправки цистерн водой, рукава (всасывающий, напорный), лафетный ствол, генераторы пены, лестницы, инструмент.

Пожарные поезда состоят из вагона водонасосной станции и одной-двух цистерн-водохранилищ. В вагоне - водонасосной стан­ции расположены машинное отделение, где стационарно установлены две мотопомпы МП-1600, переносная мотопомпа МП-800 и электростанция, размещены котельное отделение, помещения для боевого расчета поезда, оборудованы места для хранения пожарно-технического вооружения и запаса пенообразователя. Цистерна-водохранилище объемом 50 м3 имеет приспособления для налива воды и забора ее стационарными мотопомпами. Она имеет утепление и систему подогрева воды.

Пожарные поезда разделяются на 3 основные группы: универсальные, первой и второй категории.

Универсальный пожарный поезд повышенной производительности состоит из пяти вагонов. Личный состав дежурного караула, специальное оборудование и инвентарь располагаются в одном вагоне. Второй вагон предназначен для размещения насосной станции, электростанции, специальных средств тушения и пожарного оборудования. В третьем вагоне размещен гараж для пожарного автомобиля, чаще всего это АЦ-30(66) и емкости для хранения 5 т пенообразователя. На торцевой стороне вагона смонтирована специальная дверь-подставка с автоматическим приводом для выезда пожарной автоцистерны.

Первый, второй и третий вагоны имеют телефонную связь. В утепленных снаружи двух железнодорожных цистернах емкостью 50…60 м 3 каждая хранится запас воды. Для отопления вагонов применяется котел водяного отопления, устанавливаемый в вагоне насосной станции.

В насосной станции устанавливаются две прицепные мотопомпы МП-1600 или МП-1400 и одна переносная МП-800Б.

Пожарный поезд первой категории состоит из четырех вагонов. В одном вагоне размещается дежурный караул, насосные установки, электростанция, запас огнетушащих средств и пожарно-техническое оборудование, вторым является вагон-гараж. Для хранения воды поезд имеет две железнодорожные цистерны.

Пожарный поезд второй категории состоит из трех вагонов. В первом вагоне размещается личный состав дежурного караула, насосные установки, электростанция, пожарно-техническое оборудование и запас пенообразователя. Для хранения воды также используются две железнодорожные цистерны.

Мотопомпа, шт.:
Стационарная (МП-1600 или МП-1400)
Переносная (МП-800)
Электростанция мощностью 4-6 кВт, шт.
Отопительный котел для отопления вагона и цистерны-водохранилища, шт
Рукава всасывающие, шт.; длиной 4 м, диаметром, мм:
Рукава напорные, шт.:
Прорезиненные диаметром 51 мм
Льняные диаметром 51 мм
Прорезиненные диаметром 66 мм
Льняные диаметром 66 мм
Стволы, шт.:
Лафетный переносной
СА
РС-А
РС-Б
КР-Б
СВП-4
Пеногенераторы ГПС600
Гидроэлеватор Г-600
Пенообразователь, л
Запас воды, м3 50 (50´2)
Лестница трехколенная выдвижная
Время работы от цистерны-водохранилища при подаче воды, мин
Двух стволов Б или одного А
Двух стволов Б или одного А
Одного лафетного ствола ПЛС-П20 с диаметром насадка 28 мм
Время работы воздушно-пенных стволов и генераторов от заправочных емкостей, мин:­
Одного СВП-4
Двух СВП-4
Одного ГПС-600
Двух ГПС-600
Возможные площади тушения пеной низкой и средней крат­ности, м2:
Двух СВП-4 120-80
Двух ГПС-600 (Is =0,05-0,08 л/(с´м2)] 240-150
Количество пены средней кратности, которое можно получить при израсходовании собственного пенообразователя, м3
Возможный объем тушения пеной средней кратности при израс­ходовании запаса ПО-1 и Ко=3, м3

14.Классификация, назначение, тактико-технические характеристики и общее устройство пожарных судов .

Пожарные суда (табл. 3.11 и 3.12) предназначены для тушения пожаров на плавсредствах и береговых объектах. Они служат для доставки боевого расчета, пожарно-технического вооружения и огнетушащих средств к месту пожара. Подразделения, вооруженные пожарными судами, обеспечивают подачу стационарных и переносных лафетных стволов , а также ручных с высадкой десанта на береговые объекты на плавсредства. Данные подразделения осуществляют боевые действия по тушению пожаров воздушно-механической пеной любой кратности.

Пожарные суда делятся на специализированные (имеют мощное пожарное оборудование, которое не позволяет их использовать не по назначению) и комбинированные (пожарные и портовые буксиры, имеющие пожарное оборудование, не снижающее их эффективности как буксировочных средств). В зависимости от района плавания делятся на речные и морские и комбинированные (река-море). (Пожарные суда «река-море» используются главным образом в устьях крупных рек.)

Основным средством пожаротушения на пожарном судне являются высокопроизводительные (до 10 000 м³/ч) насосы, подающие воду в стационарные лафетные стволы или в рукавные линии. Насосы имеют привод от специальных или ходовых двигателей судна и устанавливаются ниже конструктивной ватерлинии, что обеспечивает быстрое заполнение насосов самотеком. Лафетные стволы (2-8), как правило, устанавливаются на носу, корме и надстройке и обеспечивают длину (вылет) струи до 200 м и высоту до 50 м. На некоторых судах имеются телескопические вышки и стрелы, так же оборудованные пожарными стволами. Кроме того, указанные вышки и стрелы используются для высадки аварийных партий к очагам пожара и снятия людей с горящих судов. Для тушения нефти и нефтепродуктов на танкерах, береговых складах и нефтебуровых установках применяются средства химического пожаротушения - пенообразующие вещества,диспергенты, устройства локализации нефтяного пятна. Для защиты от теплового воздействия по периметру судна проложены трубопроводы оросительной системы.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРНЫХ СУДОВ

Показатели Пожарный речной катер (судно) Пожарный морской катер (судно)
Проект Проект
340П 1893Н
Габаритные разме­ры, м:
Длина 21,0 26,9 13,3 28.5 34,9 68,6
Ширина 4,0 5,0 3,3 5,8 6,2 10,2
Осадка, м 1,0 1,8 0,6 1,7 1,9 3,1
Водоизмещение, т 25,7 18,3 117,3 184,2
Скорость хода, км/ч 17,7 60,0 41,0 23,2 28,0 31,8
Пожарные насосы:
Число, шт.
Подача воды, м3/с Напор, м 0,28 98,1 0,3 88,2 0,1 88,2 0,3 93,1 0,2 91,2 0,28
Запас пенообразователя, л ­
Число стационар­ных лафетных стволов, шт. 7+1 гидропушка
Численность личного состава, чел 5 - 6 4 - 5
Наличие бортового орошения

Пожарные суда можно использовать как плавучие насосные станции для подачи воды при тушении пожаров на береговых объектах.

13.Назначение, тактико-технические характеристики, устройство, особенности применения самолетов и вертолетов для тушения пожаров .

Пожарное судно

Пожарное судно в действии

Пожарное судно - Корабль, катер, моторная лодка для выполнения задач, решаемых специализированными пожарными службами. . Основным назначением пожарных судов является оказание экстренной помощи плавсредствам, береговым объектам, морским буровым установкам и т. д. при пожаре. Повышенная маневренность, необходимая для подхода судна к горящему объекту обеспечивается мощными подруливающими устройствами, а на судах последних лет постройки - системами динамического позиционирования.

Классификация

Пожарные суда делятся на специализированные (имеют мощное пожарное оборудование, которое не позволяет их использовать не по назначению) и комбинированные (пожарные и портовые буксиры, имеющие пожарное оборудование, не снижающее их эффективности как буксировочных средств). В зависимости от района плавания делятся на речные и морские.

Средства пожаротушения

Основным средством пожаротушения на пожарном судне являются высокопроизводительные (до 10 000 м³/ч) насосы , подающие воду в стационарные лафетные стволы или в рукавные линии . Насосы имеют привод от специальных или ходовых двигателей судна и устанавливаются ниже конструктивной ватерлинии , что обеспечивает быстрое заполнение насосов самотеком. Лафетные стволы (2-8), как правило, устанавливаются на носу, корме и надстройке и обеспечивают длину струи до 200 м и высоту до 50 м. На некоторых судах имеются телескопические вышки и стрелы, так же оборудованные пожарными стволами. Кроме того, указанные вышки и стрелы используются для высадки аварийных партий к очагам пожара и снятия людей с горящих судов. Для тушения нефти и нефтепродуктов на танкерах , береговых складах и нефтебуровых установках применяются средства химического пожаротушения - пенообразующие вещества , диспергенты , устройства локализации нефтяного пятна. Для защиты от теплового воздействия по периметру судна проложены трубопроводы оросительной системы.

См. также

  • Пожарная машина
  • Пожарный самолёт
  • Пожарный вертолёт