Практические работы по теории государства и права. Конспекты юриста. задачи и тесты

Настоящий практикум по дисциплине «Теория государства и права» представляет собой учебно-методический комплекс и вместе с ангорским теоретическим курсом (учебным пособием) составляет органическое единство. Данный практикум включает: программу учебной дисциплины, список литературы, рекомендуемой для углубленного изучения дисциплины, самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов, а также перечень классических трудов и учебных курсов по теории государства и права; планы семинарских занятий (проблемно-практические задания к ним) и курсовых работ с методическими рекомендациями по их проведению и выполнению; тесты, практические задания, проблемные ситуации; темы и методические рекомендации по выполнению индивидуальных заданий студентов и проведению деловых (ролевых) и иных имитационных игр по дисциплине; методические рекомендации по проведению учебно-практических семинаров.
Практикум предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, факультетов, специальностей, направлений подготовки.

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.
Проблемы и технологии обеспечения качества юридического образования в настоящее время являются приоритетными в системе профессиональной подготовки. Очевидно, что в системе высшего образования понятие «качество» толкуется неоднозначно, различные агенты образовательного процесса (заказчики, представители услуг и пр.) по разному рассматривают характеристики, требования и способы (технологии) в обеспечении качества высшего образования.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под качеством образования понимается целый комплекс характеристик, определяемых государственными стандартами, потребностями рынка труда, а также планируемыми результатами образовательной программы, реализуемой высшим учебным заведением. Так, согласно п. 29 ст. 2 качество образования - это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия феде-ральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

В данной нормативно-правовой дефиниции (законодательном определении) воспроизводится понимание качества образовательной деятельности, зафиксированного в международном стандарте ИСО 9001, в котором определяется, что качество представляет собой «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Раздел I Учебно-программный блок дисциплины «Теория государства и права»
Глава 1 Рабочая программа дисциплины «Теория государства и права» 5
§ 1.1. Критерии качества рабочей программы дисциплины 5
§ 1.2. Аннотация рабочей программы «Теория государства и права» 8
§ 1.3. Цели освоения дисциплины 9
§ 1.4. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) 9
§ 1.5. Требования к результатам освоения дисциплины 11
§ 1.6. Содержание дисциплины 12
Предмет и методы теории государства и права 12
Возникновение и развитие теории государства и права 13
теория государства и права 15
теория права 19
Глава 2 Контрольные (экзаменационные) вопросы по дисциплине «Теория государства и права 29
Раздел II Практический блок учебной дисциплины «Теория государства и права»
Глава 1 Практико-ориентированное обучение по дисциплине «Теория государства и права» 33
Глава 2 Цель и содержание практического курса 35
1.1. Общая характеристика теории государства и права 37
1.2. Происхождение государства и права 39
1.3. Общая характеристика государства 40
1.4. Форма государства 42
1.5. Функции и механизм государства 45
1.6. Государство и политическая власть 47
1.7. Политическая система. Гражданское общество. Самоуправление 49
1.8. Правовое государство 51
1.9. Общая характеристика права. Типы правопонимания 53
1.10. Норма права. Толкование права 56
1.11. Источники и форма права. Нормативно-правовые акты 60
1.12. Правовые отношения 64
1.13. Правовая система и система права 68
1.14. Реализация права 68
1.15. Правонарушение и юридическая ответственность 70
1.16. Сущность правосознания 73
1.17. Законность и правопорядок 75
Раздел III Методико-технологический и организационно-иновационный блок учебной дисциплины «Теория государства и права»
Глава 1 Инновационные формы и технологии обучения. Фонды оценочных средств 77
1.1. Инновации в образовательной процессе 77
1.2. Модульная организация практико-ориентированного обучения 81
1.3. Фонды оценочных средств 82
Глава 2 Тематика курсовых и методических указаний по их выполнению 83
2.1. Методические рекомендации по написанию курсовых работ (проектов) 83
2.2. Темы курсовых работ (проектов). Методические рекомендации к ним 87
Тема 1
Политическая власть: формирование и функционирование в современной России 87
Тема 2
Правовое сознание в условиях обновления российского общества 91
Тема 3
Механизм правового регулирования 93
Тема 4
Принципы законности и их реализация в условиях формирования правового государства 95
Тема 5
Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования
Тема 6
Взаимодействие норм права и нравственности 97
Тема 7
Основные понятия о государстве 100
Тема 8
Нетипичные формы правления: история и современности 108
Тема 9
Правовое государство и личность: состояние и развитие прав человека 111
Тема 10
Политический режим как элемент формы государства 113
Тема 11
Основные понятия о праве 121
Тема 12
Правовое государство: проблемы теории 123
Тема 13
Понятие юридической нормы 126
Тема 14
Соотношение права и экономики 127
Тема 15
Юридическая ответственность в условиях формирования правового государства 136
Тема 16
Личность в политической системе российского общества 137
Тема 17
Государство в политической системе общества 150
Тема 18
Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества 155
Тема 19
Правовые отношения 156
Тема 20
Государство и общество: соотношение понятий 158
Тема 21
Нормативные акты. Конституция России - основной нормативный акт 160
Тема 22
Механизм государства 161
Тема 23
Применение норм права 162
Тема 24
Функции государства: теоретические аспекты 163
Тема 25
Источник права: история и современность 165
Тема 26
Система законодательства: общее и особенное 168
Тема 27
Понятие, структура и направления обеспечения 169
Тема 28
Правовые презумпции и юридические фикции 171
Тема 29
Пробелы в российском праве: причины возникновения, способы преодоления и устранения пробелов 173
Тема 30
Коллизии в российском праве 176
2.3. Правила оформления письменных работ 178
2.4. Критерии оценивания курсовых работ 185
Глава 3 Тесты по дисциплине «Теория государства и права» 186
Часть 1. Теория государства 187
1. Предмет и методология общей теории государства и права. Вопросы происхождения государства и права 187
2. Типология, формы, функции государства. Государственная власть 194
3. Политическая система. Механизм государства 204
4. Правовое государство 208
Часть 2. Теория права 211
1. Социальные нормы. Понятие, сущность, принципы, содержание, и функции права. Типы правопонимания 211
2. Нормы, источники, реализация права. Типология правовых систем 218
3. Система права. Правотворчество. Правовые отношения 226
4. Правомерное поведение и правонарушение. Юридическая ответственность. Законность и правопорядок. Правосознание и правовая культура 223
Глава 4 Практические задания для организации и проведения контрольных (модульных) срезов 240
Тема 1
Происхождение государства. Понятие государства 240
Тема 2
Форма государства 245
Тема 3
Функции и механизм государства 254
Тема 4
Государство и политическая власть 261
Тема 5
Политическая система 263
Тема 6
Правовое государство 270
Глава 5
Применение темы и проблематики коллоквиумов, круглых столов и деловых (ролевых) игр 273
Глава 6
Перечень тем индивидуальных заданий и методические рекомендации по их выполнению 286
Глава 7
Задания для контрольных работ студентам заочной формы обучения и методические указания по их выполнению 288.


задачи и тесты

Решение задач и тестов предназначено для закрепления и углубления знаний полученных на лекциях, семинарских занятиях, в результате самостоятельного изучения дисциплины. При решении задач и тестов рекомендуется пользоваться литературой, которая дана в конце каждой части (Часть 1. Теория государства, Часть 2. Теория права). После изучения литературы и ее осмысления можно приступать к решению задач и тестов. Недопустимо механическое переписывание учебников и других источников. В работе должен присутствовать анализ фактов и их критический разбор, а также собственная позиция автора по рассматриваемому вопросу.

Часть 1. Теория государства

Тема 1. Теория государства и права как наука

Как соотносятся с точки зрения элементов науки теории государства и права "общество" и "общие закономерности возникновения и функционирования государства и права, и с ними связанных социальных явлений и процессов".

Структура теории государства и права определяется через: предмет теории государства и права; методологию теории государства и права; все выше перечисленное.

О каких функциях теории государства и права идет речь:

"открытие новых государственно-правовых явлений";

"объяснение государственно-правовых процессов общественной жизни";

"определение новых тенденций в развитии государственно-правовых явлений".

Используя элементы методологии теории государства и права (принципы и методы) покажите их практическую реализацию на примере исследования темы "Форма правления Российской Федерации".

Тема 2. Власть в обществе

К каким классификационным критериям относятся следующие виды власти:

семейная, религиозная, власть армии;

исполнительная, законодательная, судебная;

политическая, экономическая, социальная.

Определить элементы власти и дать им характеристику на основе следующей ситуации: "За проезд на красный сигнал светофора инспектор ГИБДД составил на водителя протокол о совершении административного правонарушения с указанием размера штрафа".

Дайте сравнительную характеристику государственной и политической власти. Составьте таблицу.

К каким формам осуществления государственной власти относятся:

правотворческая деятельность;

планирование;

правоисполнительная и правообеспечительная деятельности;

государственные заказы.

Являются ли данные формы взаимодополняющими.

Дать характеристику легитимности государственной власти в РФ по следующему плану:

форма легитимности;

основания легитимности;

степень легитимности.

Дайте характеристику понятиям "легитимность власти", "доверие народа к политическим институтам и их лидерам".

Тема 3. Первобытное общество

Тип экономики в первобытном обществе был:

производящий;

присваивающий;

Раскрыть следующие принципы экономики первобытного общества: рецепроктность. редистрибуция, половозрастное разделение труда.

Власть в первобытном обществе основывалась на:

принуждении;

все вместе.

Верно ли утверждение, что: "люди в первобытном обществе объединялись только по кровнородственному признаку"?

О какой черте первобытного общества идет речь: "собрание всех общинников, равенство личных прав и обязанностей членов общины, выборность и смещение вождей и старейшин".

Раскройте следующие черты мононормы:

естественно-природная основа;

действие в силу привычки;

регулирование поведения людей, обеспечивающее их единство и сплоченность.

В какой форме выражались мононормы.

У австралийцев Западной Виктории существовали фратрии Черного и Белого Какаду, у селькуров - Кедровки и Орлы и т.д. Какую роль играли названия фратрий в регулировании поведения людей? Что такое "обычай" и какие виды санкций существовали в первобытном обществе за ненадлежащее поведение?

Тема 4. Происхождение государства и права

Сравните "восточный" и "европейский" пути возникновения государства и права, выделите общие черты происхождения государства и права.

Начертите схему образования протогосудаства (вождество). Раскройте признаки вождества.

Дайте характеристику военной демократии. Чем она отличается от вождества.

Дайте характеристику материалистическому (классовому) подходу возникновения государства и права, используя следующие схемы:


Суть общецивилизационного подхода к рассмотрению государства и права заключается в формуле:

"государство и право - результат человеческого прогресса, фактор общечеловеческой культуры". Раскройте содержание данного утверждения.

К теориям происхождения государства и права относятся:

психологическая теория, теологическая теория;

теория разделения властей;

Л. Гумплович, К. Каутский, Б. Дюринг;

Г. Гроций, Б. Спиноса, Р. Радищев;

Аристотель, Фома Аквинский.

В какой теории происхождения государства и права используются идеи Дарвина:

теологическая;

органическая;

психологическая.

Тема 5. Исторические типы государства и права

Проведите сравнительный анализ терминов "классификация" и "типология". На основе анализа дайте свое определение выше указанным категориям.

Составьте сравнительную таблицу типов государства и права формационной типологии. В чем на Ваш взгляд заключаются недостатки рассмотренной Вами типологии.

Государственная власть - часть мира культуры;

Разнородность культур оказывают влияние на развитие государства.

Цивилизации в своем развитии проходят несколько этапов развития: локальные цивилизации, особенные цивилизации, современные цивилизации. К каким цивилизациям и почему относятся: западно-европейская, исламская, китайская, шумерская, федерации, индская.

По хронологии развития цивилизации подразделяются на: древние, средневековые и современные; по характеру политических режимов цивилизации бывают: тоталитарные, авторитарные, либеральные, демократические. Выделите иные классификационные критерии цивилизаций и их разновидностей.

Выделите недостатки цивилизационной типологии государства и права. P>

Тема 6. Понятие государства и его функции

Верно ли утверждение: "лагерь детского отдыха обладает признаками государства".

Дайте понятие категории "сущность" явления. Используя понятие "сущность явления" дать определение "сущности" государства и раскрыть ее содержание. Какая сущность государства характерна в современный период развития?

Верховенство государственной власти предполагает: исключение параллельного существования власти, обладающей аналогичной (высшей) юридической силой. наделение аналогичными государственно-властными полномочиями иных видов власти. Дать понятие "функции" государства. Охарактеризовать внутренние и внешние функции государства.

Деление функций государства на внутренние и внешние во многом являются условными. Используя следующие классификационные критерии выделите иные виды функций государства:

по времени действия;

по характеру деятельности государства.

Тема 7. Форма государства

Составьте сравнительную таблицу по монархиям абсолютной и конституционной (дуалистическая, парламентарная).

От чего зависит характер форм правления? Раскройте содержание института контрасигнатуры.

Составьте сравнительную таблицу республик (президентская, парламентарная, смешанная).

На примере России и Италии рассмотрите признаки федеративного и унитарного государства.

Верно ли утверждение, что "конфедерация - это одна из форм государственно-территориального устройства"

На примере развития Российской Федерации проанализируйте типы политических режимов.

Тема 8. Государственный аппарат

Рассмотрите три позиции на соотношение терминов "аппарат" и "механизм" государства:

"аппарат и механизм государства" - идентичные понятия;

"аппарат" - составное звено механизма государства;

"аппарат" государства формирует для реализации своих функций "механизм" государства.

Соотнесите понятия "орган государства" и "орган государственной власти"

В чем заключаются специфические особенности полномочий органа государственной власти?

На примере Российской Федерации дайте характеристику принципам организации и деятельности государственного аппарата.

Руководствуясь Конституцией РФ составьте схему взаимодействия ветвей государственной власти. Входит ли местное самоуправление в состав государственного аппарата?

Как соотносится государственная должность со статусом государственного служащего?

Раскройте профессионально-этические требования предъявляемые к государственным служащим.

Тема 9. Методы государственного управления

Метод государственного управления - это способ целенаправленного воздействия государства на общество с целью достижения определенного результата; воздействие одного органа государственной власти на другой; все вместе.

Прямые или косвенные методы государственного управления эффективны для управления экономикой государства?

Что понимается под убеждением? Раскройте формы убеждения.

Дайте понятие и раскройте принципы государственного принуждения.

Какая из мер государственного принуждения связана с возложением на правонарушителя обязанности, не существовавшей до правонарушения.

К каким мерам государственного принуждения относится восстановление сторон по сделке в первоначальное положение?

Тема 10. Государство в политической системе

Д. Истон в своих работах "Политическая система", "Системный анализ политической жизни" определял политическую систему как:

"взаимодействие, посредством которого в обществе авторитетно распределяются материальные и духовные ценности и на этой основе предотвращаются конфликты и напряжения между членами общества". Раскройте содержание понятия.

Дайте характеристику элементам политической системы (политические институты, политические отношения, политические нормы и принципы, политическое сознание и политическая культура).

Дать характеристику правовому статусу политических партий.

Чем политические партии отличаются от других общественных организаций?

Как вы оцениваете существующую практику лоббирования во властных структурах?

Дать характеристику видам политических систем.

Какой вид политической системы характерен для России?

Тема 11. Правовое государство и гражданское общество

Рассмотрите признаки правового государства на примере России. Является ли Российская Федерация правовым государством?

Соотнесите понятия "общество", "гражданское общество".

Раскройте принципы гражданского общества.

Формами взаимодействия гражданского общества и государства являются:

государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества;

законодательное закрепление обязанностей государства;

все вместе.

Тема 12. Современное Российское государство

Используя статьи Конституции РФ дайте характеристику Российской Федерации как социальному и правовому государству.

Черты каких республиканских форм правления сочетает в себе РФ?

Почему Российская Федерация является федеративным государством?

Верно ли утверждение, что "субъекты РФ обладают государственным суверенитетом".

Охарактеризуйте функции Российского государства.

Дайте характеристику легитимности Российской Федерации.

Тема 13. Личность, государство и право

Соотнесите понятия индивид - человек - личность.

Разграничьте правовую и социальную категорию "личность". Дайте характеристику элементам правового статуса личности.

Дайте понятие гражданству и раскройте его принципы.

Составьте таблицу оснований приобретения и прекращения гражданства.

Проклассифицируйте права человека и гражданина по следующим критериям: по субъектам; по содержанию; по времени развития; по способу реализации.

Какие международные и внутригосударственные гарантии защиты прав и свобод существуют в государствах?

Тема 14. Государство, экономика, политика и культура

Основываясь на статьях Конституции РФ раскройте принципы рыночной экономики.

Рассмотрите варианты воздействия государства, права, политики друг на друга.

Какие геополитические факторы оказывают влияние на развитие государства?

Рассмотрите взаимодействие права и культуры друг на друга.

Возможно ли в государстве сочетание плановой и рыночной экономики?

Контроль государства в экономической сфере подразделяется на:

прямой, косвенный;

внутренний, внешний;

Налог - это:

платежи в бюджеты разных уровней;

платежи в бюджеты местных органов самоуправления.

Тема 15. Общая характеристика права

Проанализируйте следующие подходы к пониманию права:

Томас Гоббс утверждал, что "право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими".

Карл Маркс: "Право - это возведенная в закон воля господствующего класса".

Ж.-Ж. Руссо в своих работах высказывал суждения о том, что "право заключает в себе общую волю".

Рассмотрите социально-психологический механизм действия права.

Верно ли утверждение, что "функции права выражают сущность права в общественных отношениях".

Раскройте следующие критерии ценностности права:

инструментальная ценность;

способствует развитию общественных отношений;

определение свободы личности в обществе;

выражает согласованную волю участников общественных отношений

Раскройте роль принципов права в построении правовой системы. Начертите схему.

Проанализируйте следующие утверждения:

принципы права - это основополагающие начала построения правовой системы;

принципы права - это требования предъявления к построению правовой системы.

Тема 16. Норма права в системе социальных норм

Раскройте признаки социальной нормы.

Составьте сравнительные таблицы нормы права и:

религиозные нормы;

корпоративные нормы;

технические нормы.

своих нормах безнравственных поступков".

Проанализируйте к каким классификационным критериям правовых норм относятся нормы права ГК РФ:

граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ч. 1 ст. 9). в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 13). местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20).

Проанализируйте структурные элементы правовых норм, используя статьи гражданского кодекса РФ (ст. ст. 139, 149, 151, 152).

Используя статьи ГК РФ (ст. ст. 139, 149, 151, 152) проклассифицируйте структурные элементы нормы права.

Проведите сравнительный анализ нормы-предписания и логической нормы. Приведите примеры.

Тема 17. Система права

Определите составные элементы системы права:

Президент РФ;

избирательное право, избирательный процесс РФ;

порядок формирования Правительства РФ;

земельное право;

Разграничьте отрасль права, институт права, подотрасль права.

Проклассифицируйте следующие правовые институты:

правовой статус Государственной Думы РФ;

исковое судопроизводство;

применение наказания за нарушение закона;

право собственности.

Кто впервые подразделил право на публичное и частное? Составьте сравнительную таблицу частного и публичного права.

Дайте толкование ст. 15 Конституции РФ.

Раскройте критерии взаимодействия национального права РФ с международным.

Приведите примеры подотрасли права.

Тема 18. Источники (формы) права

Разграничьте "нормативно-правовой акт", "нормативный акт", "правовой акт".

Охарактеризуйте принципы построения системы нормативных правовых актов.

используя критерии высшей юридической силы закона определите иерархию: инструкций и распоряжений министерств и ведомств,

Конституционных законов РФ, Федеральных законов РФ.

Охарактеризуйте действие Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах от 10.01.2003 г. во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Дайте характеристику правовым коллизиям. Раскройте способы устранения правовых коллизий.

Какие правила применения коллизионных норм вы знаете?

К каким видам систематизации относятся: ГК РФ, Конституция РФ, Сборник законов по Конституционному праву РФ, Положение. Дайте характеристику консолидации.

Тема 19. Правовые отношения

Дайте характеристику правоотношению купли-продажи недвижимости (признаки, субъект, объект, содержание).

Охарактеризуйте правосубъектность гражданина РФ, обладающего активным и пассивным избирательным правом.

Проклассифицируйте следующие отношения:

государственно-правовые, гражданские, административные;

закрепление прав и обязанностей;

процедура реализации прав и обязанностей;

субъект права обязан выполнять предписания правовой нормы;

субъекту права запрещено совершать какие-либо действия;

заказчик и подрядчик;

отношения собственности.

Составьте схему юридических фактов.

Разграничьте правонарушения и объективно противоправные деяния.

Охарактеризуйте юридический состав при достижении человеком пенсионного возраста.

Тема 20. Правосознание и правовая культура

Покажите реализацию функций правосознания (позновательной, оценочной, регулятивной) в следующей ситуации: за защитой нарушенного избирательного права гражданин РФ обратился в суд.

О каких видах правосознания идет речь:

правовое сознание юристов;

правосознание, складывающееся стихийно под влиянием жизненных условий, личного жизненного опыта;

правосозннание формирующееся на базе широких, обощенных правовых знаний.

Показать взаимодействие правовой идеологии и правовой психологии в следующей ситуации: "Гражданини РФ обратился в суд за защитой нарушенного права потребителя в соответствии с Федеральным законом "О защите прав потребителей РФ".

Покажите влияние правового нигилизма на правовую культуру.

Какую роль играет правовое обучение и правовое воспитание в формирвоании правовой культуры и правосознания.

Тема 21. Реализация права

Какие формы реализации права обеспечиваются запрещающими нормами, обязывающими нормами, управомочивающими нормами?

Привести примеры.

Перечислите случаи применения права, используя ситуации:

рассмотрение судом иска и признании сделки купли-продажи недвижимости недействительной;

суд определил преступнику наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет;

гражданин решил выйти на пенсию.

Покажите взаимодействие организационно-правовых и интеллектуально-правовых стадий применения права.

Дайте характеристику категории "государственно-властные полномочия".

Составьте сравнительную таблицу актов применения права.

Составьте проект постановления Конституционного Суда РФ, проанализируйте составные части акта применения права.

Чем акты применения права отличаются от нормативных правовых актов?

Тема 22. Правотворчество в современном правовом государстве

Охарактеризуйте принципы правотворчества, субъектов правотворчества, правотворческую инициативу.

В чем заключается взаимосвязь правотворчества и законодательного процесса?

На примере принятия федеральных законов РФ рассмотрите законодательный процесс в РФ, используя Конституцию РФ.

Какую роль играет лоббизм в правотворческом процессе?

Дайте характеристику юридической техники разделу Конституции РФ о государственно-территориальном устройстве.

Как вы думаете могут ли в нормативно-правовом акте использоваться слова, термины иностранного происхождения?

Тема 23. Толкование норм права

Какую роль играет толкование норм права в правовой системе государства?

Дайте языковой способ толкования п. 2 ст. 612 ГК РФ: "Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены, при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору, либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду.

Используя ст.ст. 606, 607 и 613 ГК РФ проведите систематическое толкование правовых норм.

Как между собой связаны общие и специальные правовые нормы при систематическом способе толкования? Приведите пример.

О каких видах толкования по объему идет речь:


Привести примеры.

Составьте сравнительную таблицу видов толкования по субъектам.

Какие виды интерпретационных актов можно выделить? Охарактеризовать.

Тема 24. Правовое регулирование

Сравните правовое воздействие и правовое регулирование. Составьте таблицу. Начертите схему взаимодействия.

Могут ли относиться к предмету правового регулирования отношения дружбы, использование досуга и т.д.?

Выделите критерии предмета правового регулирования.

Дайте характеристику элементам системы правового регулирования:

нормативное и индивидуальное регулирование;

централизованное и децентрализованное регулирование;

координация и субординация;

способы правового регулирования.

Одним из элементов правового регулирования является тип правового регулирования. По схемам определить тип правового регулирования и привести пример.


Покажите работу элементов механизма правового регулирования на следующем примере: "Гражданин М. подал документы в вуз, прошел по конкурсу и был зачислен в студенты 1-ого курса на основании приказа ректора вуза".

Тема 25. Правомерное поведение. правонарушение и юридическая ответственность

О каких видах правомерного поведения идет речь:

участие в выборах;

оплата поезда в транспорте;

гражданин соблюдает правовые предписания из-за боязни быть привлеченным к юридической ответственности.

Составьте сравнительную таблицу на разграничение правомерного поведения и правонарушения. Приведите примеры.

Приведите примеры видов правонарушений:

административное правонарушение;

гражданское правонарушение;

трудовое правонарушение;

процессуальное правонарушение;

международное правонарушение;

Каковы критерии деления правонарушений на преступления и проступки?

сравните юридическую ответственность и меры защиты. Приведите примеры.

Покажите реализацию принципов юридической ответственности руководствуясь следующими статьями Конституции РФ (ст. 55, ч. 1 ст. 50, ч. 11 ст. 50, ст. 49).

Верно ли утверждение: "Виды юридической ответственности - форма осуществления юридической ответственности".

Тема 26. Законность и правопорядок

Покажите реализацию принципов законности (верховенство закона, единство законности, целесообразность и реальность законности) в правомерном поведении граждан и должностных лиц.

Какие профилактические мероприятия необходимо применять в обществе для утверждения порядка и законности?

Целесообразно ли выделять такие виды гарантий как общие условия" и "специальные юридические средства"?

Покажите на примерах реализацию юридических гарантий законности.

Тема 27. Основные тенденции развития современных государственно-правовых систем

Раскройте теорию трихотомии выдвинутую Г. Давидов. К. Цвейгертом и Г. Котцеси в книге "Введение в правовое сравнение в частном праве (1971 г.), в основу классификации правовых систем положен критерий "правового стиля". Раскройте содержание данной категории.

Сравните романо-германскую правовую семью и семью "общего права".

Чем американская правовая семья отличается от "общего права".

Составьте таблицу черт семьи религиозно-традиционного права.

В чем заключалась специфика семьи социалистического права?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

к государственному экзамену по теории государства и права

для студентов очной формы обучения

ЗАДАНИЕ № 1

вместе с гражданином Н. занимались в 1983 году скупкой и перепродажей валюты с целью наживы. был арестован в этом же году и привлечен к уголовной ответственности по ст. 88 УК РСФСР. скрылся и был арестован только в 1994 году, когда данная статья была исключена из Уголовного кодекса (декриминализирована). Следователь заявил о том, что он намерен возбудить уголовное дело, так как в момент совершения валютных операций данная статья действовала.

Правомерно ли заявление следователя?

ЗАДАНИЕ № 2

«Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родителей и заботиться о них» (п. 1 ст. 87 Семейного кодекса РФ).

ЗАДАНИЕ № 3

«Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ» (ч. 2 ст. 6 Конституция РФ).

в) постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления ».

ЗАДАНИЕ № 48

Какой из перечисленных актов является актом официального легального толкования

а) постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 01.01.01 г. «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии»»;

б) постановление Конституционного суда РФ от 6 июля 1999 г. «По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и3) Конституции Российской Федерации»;

в) постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 01.01.01 г. № 000 «О толковании норм Закона Нижегородской области «О выборах губернатора Нижегородской области».

ЗАДАНИЕ № 49

Определите вид толкования по объему?

«Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме» (ст. 399 Гражданского кодекса РФ).

ЗАДАНИЕ № 50

Определите вид толкования по объему?

«Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров» (ст. 110 Конституции РФ)

ЗАДАНИЕ № 51

Определите вид толкования по объему?

«Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей» (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).

ЗАДАНИЕ № 52

Определите вид толкования по объему?

«Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности , несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств » (ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ).

ЗАДАНИЕ № 53

Определите элементы состава правоотношения, основанием возникновения которого является договор купли-продажи.

ЗАДАНИЕ № 54

«Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет» (ст. 224 УК РФ).

Определите вид толкования по объему?

Задача 1
Рассказывая о системе юридических наук, студент Лукашев криминалистику отнес к отраслевой юридической науке, а уголовное право – к специальной юридической науке.
По мнению же студента Антонова криминалистика относится к специальной юридической науке, а уголовное право – к отраслевой.
Кто их них прав?
Задача 2
Что такое объект и предмет науки? Почему недопустимо их смешивать? Какая связь существует между предметом и методом науки?
Задача 3
Объясните деление всех наук на естественные, технические и гуманитарные. В чем своеобразие и сложность предмета и метода гуманитарных наук? Докажите, что юриспруденция наука гуманитарная.
Задача 4
Дайте определение предмета ТГП и раскройте фундаментальный статус этой науки в системе юридических наук. Порассуждайте на тему «Юриспруденция наука практическая, но нет ничего практичнее хорошей теории».
Задача 5
Назовите и охарактеризуйте функции теории государства и права. Можно ли определить доминируюуюфнкцию тории гсударства и права?
Задача 6
Дайте определение метода теории государства и права и раскройте связь предмета и метода этой науки.
и т.д

Введение (выдержка)


Задача 17
Общественное объединение «Первоздание» в своих программных положениях предполагает отказ человеческого сообщества от цивилизации и возврат к первобытным началам жизни. По мнению идеологов данного объединения, дальнейшее развитие научно-технического прогресса приведет к экологической катастрофе, а возрастание потребностей людей со временем вызовет неразрешимые экономические и социальные проблемы. Возвращение же человечества в первозданную природу является органической необходимостью, исправляющей тупиковую ошибку общественного развития.
Сформулируйте свою позицию по поводу этой программы.
Ответ:
Мне кажется, что эта программа носит утопический характер. Невозможно вернуться к старому, когда государство и общество развивается вперед.
Одна из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации и развития демократии оно превращается из примитивного образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей. Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были бы в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства, оно стимулирует развертывание современного государства – возрастание его роли в жизни общества.
На основании вышеизложенного – возврат к общинному строю невозможен. Наоборот, дальнейшее развитие НТП предполагает повышение значимости и уровня развития государства.

Задача 18
Чем объясняется в прошлом господство теологического подхода к трактовке происхождения государства? Какую важную идеологическую функцию играла эта концепция? Правомерно ли однозначно критиковать теологическую теорию государства за то, что она основана на вере и не носит научного характера?
Ответ: Господство теологического подхода к трактовке происхождения государства объясняется тем, что с древних времен для людей был важен постулат: «вся власть от бога». Бог сотворил все живое, в том числе и сотворил государство. Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка.
Эта концепция играла такую идеологическую функцию – как повиновение власти. Божественное происхождение государства придавало власти и авторитет, и безусловную обязательность. Основные правила поведения в обществе – не убей, не укради, поступай так как ты хочешь, чтобы поступали с тобой и т.д. – имеют религиозное обоснование. Их необходимо соблюдать, так как это закреплено в Библии. То есть, система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом, отражена в библии – законе от Бога. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут.
Я считаю, что неправомерно однозначно критиковать теологическую теорию государства за то, что она основана на вере и не носит научного характера. Данная концепция происхождения государства не лишена полностью значения. Так, придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка. Кроме того, эта теория отражала определенные реальности а именно теократические формы первичных государств (власть жрецов, роль храма, разделение власти между религиозными и административными центрами).

Шпаргалка:
Ответы на вопросы итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521500(080500.62) – «Менеджмент». Современная Государственная Академия

Дипломная работа:
ПРИЛОЖЕНИЯ КООРДИНАТНО-ВЕКТОРНОГО МЕТОДА К РЕШЕНИЮ ШКОЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Основная часть (выдержка)

Задача 52
Назовите элемент юридической нормы, который указывает на само правило поведения:
1. Санкция;
2. Превенция;
3. Диспозиция;
4. Гипотеза.
Ответ:
Элемент юридической нормы, который указывает на само правило поведения – диспозиция.
Обоснование: исходя из понятий элементов нормы.
Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей три:
1) гипотеза - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов;
2) диспозиция - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром;
3) санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию.
Задача 54
Красин родился в 1920 г. и умер в 1998 г. с 8 лет пошел в школу, в 18 лет – в армию. Остальное время – трудился.
В какой период жизни Красин обладал правоспособностью?
Ответ:
Правоспособность – это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Гражданская правоспособность гражданин возникает с момента рождения. Значит, Красин на протяжении всей жизни обладал гражданской правоспособностью.
Если говорить о трудовой правоспособности, то она возникает по достижении определенного возраста.
Задача 55
Как соотносятся категории «субъект права» и «субъект правоотношения»?
Приведите примеры.
Ответ:
Субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, то есть носителями субъективных прав и обязанностей. То есть субъект права, обладая правосубъектностью – предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений – становится участником правоотношений.
Значит, субъекты правоотношений – это субъекты права, которые используют свою праводееспособность.
Субъекты правоотношений – это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.
Примеры:
1. Субъект права - гражданин. Гражданин заключил сделку купли-продажи, реализовал свою право и дееспособность, став при этом участником гражданского правоотношения.
2. Субъект права - организация. Юридическое лицо – ЗАО – провело дополнительное эмиссию ценных бумаг, при этом ЗАО реализовала свою правосубъектность и стало субъектом правоотношений.
3. Субъект права – организация. Государственный орган – Администрация НСО объявило конкурс на заключение договора поставки для нужд НСО. При этом Администрация НСО реализовала свою правосубъектность и стало субъектом правоотношений.
Задача 56
В одном из вузов на юридическом факультете был открыт отдел кодификации. Здесь вели картотеку действующего законодательства, отмечали изменения и дополнения в нем. С помощью аппарата множительной техники формировали и тиражировали сборники законов по определенной тематике.
Какая форма систематизации законодательства осуществляется в данном случае?
Ответ:
Систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, для удобства пользования им.
Выделяют такие виды систематизации:
1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация - самый простой вил систематизации;
2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.);
3) кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечиваются их согласованность, логичность. Поэтому кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации.
Значит, в случае описном в задаче, имела место инкорпорация.

Заключение (выдержка)

Задача 65
Определите в каких случаях наступает дисциплинарная ответственность:
1. А/ Использование в личных целях оборудования предприятия в нерабочее время;
Б/ Повреждение по халатности во время работы прибора;
В/ Невыполнение обязанностей по воспитанию своих детей;
Г/ Нарушение правил проживания в общежитии предприятия.
2. А/несоблюдение правил техники безопасности во время работы,
Б/ опоздание на торжественное собрание по случаю 8 марта,
В/ изготовление по халатности бракованной продукции;
Г/ опоздание на работу при прохождении в командировке в другом городе;
3. А/ повреждение насаждений в городском саду,
Б/ проезд без билета в городском транспорте,
В/ невыполнение рабочего задания из-за отсутствия деталей,
Г/ неправильная эксплуатация оборудования из-за ошибки в инструкции,
4. А/ появление на работе в нетрезвом состоянии,
Б/ опоздание на работу на 10 минут,
В/ отсутствие на рабочем месте в связи с болезнью, подтвержденной листком нетрудоспособности,
Г/ Изготовление продукции, признанной браком.
Ответ:
Дисциплинарная ответственность возникает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Специфика их противоправности заключается в том, что в данном случае нарушается не запретительная норма, а позитивное правило, закрепляющее трудовые обязанности работника. Привлекать к дисциплинарной ответственности может лицо, осуществляющее распорядительно-дисциплинарную власть над конкретным работником. Различают три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности, в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями.
Дисциплинарная ответственность наступает в следующих случаях:
-использование в личных целях оборудования предприятия в нерабочее время;
-несоблюдение правил техники безопасности во время работы,
-опоздание на работу при прохождении в командировке в другом городе;
-появление на работе в нетрезвом состоянии,
-опоздание на работу на 10 минут.
Задача 66
В римском праве действовало правило: «Никто не предполагается дурным». Какой принцип современного права выражен в это фразе?
Ответ:
Лицо считается невиновным пока не будет доказан его вина.
В уголовном праве действует принцип презумпции невиновности. Лицо, которое подозревается в совершении преступления предполагается невиновным, пока не будет доказано иное. Причем бремя доказывания лежит на стороне обвинения. То есть подозреваемый не должен доказывать свою невиновность.
Задача 67
Выделяя признаки правового государства, Банников перечислил:
1. верховенство закона;
2. тотальный контроль правящей элиты;
3. принцип разделения властей;
4. гарантированность прав и свобод личности;
5. независимый суд;
В чем ошибся Банников?
Ответ:
Правовое государство - это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства:
1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона):
2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).
Первый принцип закреплен в статье 2 Конституции РФ, где установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной.
Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в других международных актах.
Второй основной принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов:
- разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;
- федерализм;
- верховенство закона;
-взаимной ответственности государства и личности.
Значит, Банников ошибся, когда назвал в качестве признака правого государства - тотальный контроль правящей элиты.

Литература

Задача 63
Римские юристы утверждали: «Действие не делает невиновными, если не виновен разум». О каком признаке правонарушения идет речь в этом высказывании? Раскройте этот признак.
Ответ:
Правонарушение – это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм. Римские юристы имели в виду такой признак правонарушения как виновность. Правонарушение признается только такое деяние, совершая которое, индивид осознает, что действует противоправно, что своим поступком наносит ущерб общественным интересам, действует виновно.
Задача 64
Находясь в нетрезвом состоянии гр.Синюков управлял автотранспортным средством. Навстречу выбежала на проезжую часть собака. Желая уйти от столкновения с животным., Синюков вырулил резко влево, и ударив машиной рекламный стенд, свалил его. Владелец стенда потребовал возмещения вреда.
Каким Вам видится правовой исход этого дела?
Ответ:
Синюков должен возместить причиненный вред. В данном случае возникло обязательство из причинения вреда (глава 59 ГК РФ) – вред причинен источником повышенной опасности. Для привлечения лица к гражданско-правовой ответственности за деликт наступает при наличии трех условий: причинение вреда, ущерб и причинная связь между совершенным действием и наступившим вредом. То есть ответственность наступает без вины.
Кроме того, Синюков должен быть привлечен к административной ответственности за управление машиной в нетрезвом состоянии.

Примечания

Всего 67 задач,ответы на все задачи!

(для подготовки к экзамену)

1. Определите вид толкования по объему:

1)«Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родителей и заботиться о них» (ч. 1 ст. 87 Семейного кодекса РФ).

2) «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ст. 120 Конституции РФ).

2. Определите вид данной нормы права по различным основаниям:

«Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ» (ч. 2 ст. 6 Конституция РФ).

3. В 1979 году в Кении умер известный адвокат С.М. Отиино, родившийся в африканском племени Луо. Вдова адвоката собралась хоронить мужа на его собственной земле под г. Найроби по христианскому европейскому обряду. Однако большая семья Луо этому воспрепятствовала и потребовала совершить похороны по местному обряду в другом месте. Кроме этого возник вопрос о вдове, так как в Кении старейшины рода решают, кто из родственников унаследует собственность покойного, вдову и неженатых детей. Суд первой инстанции отказал семье Луо в претензиях. Апелляционный же суд признал требования старейшин племени.

На какие источники права опирался суд первой инстанции в своем решении, а на какие – апелляционный суд?

4. На железнодорожной станции произошла драка между молодыми людьми. В драке К. перочинным ножом нанес ранение в руку Н. После значительной потери крови Н. был помещен в больницу, перевязан и положен на кровать у окна до прихода врача. Сердобольная медсестра открыла форточку, чтобы пострадавшему легче дышалось. Ослабление организма от потери крови в сочетании с действием сквозняка привели в результате к смерти Н.

Что, по Вашему мнению, явилось причиной этого результата? Кого следует привлечь к ответственности за смерть Н.?

5. В скверике на скамейке сидела пожилая женщина со своим четырехлетним внуком. В это время подошла компания молодых людей и, сев напротив, стала громко беседовать и смеяться. Пожилая женщина обратилась к ним с просьбой, чтобы они говорили тише, либо ушли в другое место, так как громкие разговоры ее раздражают. Молодые люди отказались выполнить просьбу. Можно ли расценить поведение молодых людей как нарушение общественного порядка? Как бы Вы разрешили этот конфликт?



6. Определите, в какой форме могут быть реализованы нормы, содержащиеся в приведенных ниже статьях?

1) ч. 1 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей»;

2) ст. 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

7. Ознакомьтесь с текстами нормативных правовых актов. С какими социальными нормами и как соотносятся закрепленные в них правовые нормы?

1) часть 2 ст. 3.1 КоАП РФ: «Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица».

2) часть 4 ст. 1 Семейного кодекса РФ: «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейные отношения по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

8. В какой форме может быть реализовано данное нормативное предписание? Часть 1 ст. 19 Семейного кодекса РФ: «При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния».

9.Выделите в предложенном нормативном предписании гипотезу и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации: «Не допускается заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (…); усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства» (Семейный кодекс РФ, ст.14).

10. Выделите в предложенном нормативном предписании санкцию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации.

Статья 7.27 КоАП РФ: «Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, частями второй и третьей статьи 159 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток».

11. Выделите в предложенном нормативном предписании диспозицию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации.

Часть 1 ст. 72 ТК РФ: «Перевод на другую постоянную работу в той же организации по инициативе работодателя, то есть изменение трудовой функции или изменение существенных условий трудового договора, а равно перевод на постоянную работу в другую организацию либо в другую местность вместе с организацией допускается только с письменного согласия работника».

12. Выделите в предложенном нормативном предписании диспозицию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации:

п. 1 ст. 689 ГК РФ: «По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором».

13. Определите вид юридического факта, который приводит к возникновению правоотношения на основании пункта 1 части 1 ст. 90 Семейного кодекса РФ: «Право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют: бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка; нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком - инвалидом с детства I группы; …».

14. Выделите в предложенном нормативном предписании санкцию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации:

часть 2 ст. 170.1 УК РФ: «Внесение в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг, к системе депозитарного учета – наказывается лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо без такового».

15. Назовите объекты правоотношений, урегулированные данной нормой права?

ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ: «Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения)».

16. Определите виды юридических фактов, которые приводят к возникновению правоотношения на основании ч. 1 ст. 140 УПК РФ: «Поводами для возбуждения уголовного дела служат:1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании».

17. Изучите предложенную статью нормативного правового акта. Назовите объекты правоотношений, урегулированных данной нормой права:

часть 1 ст. 115 Кодекса торгового мореплавания РФ: «По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получения груза лицу (далее – получатель), отправитель или фрахтователь обязуется оплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт)».

18. Какой способ преодоления пробелов в законодательстве использует законодатель в приведенной ниже статье нормативного правового акта?

Часть 2 ст. 7 Жилищного кодекса РФ: При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

19. Изучите предложенный фрагмент судебного постановления. Определите, является ли поведение Теленца правомерным? Если является правомерным, то определите его вид.

«Бригадир механического завода Шведова обратилась к главному механику завода Степаняну и слесарю-электромонтеру Теленцу с просьбой отремонтировать ее станок. Степанян предложил Шведовой смазать шестеренки и, не проверив, закончила ли уже Шведова смазку, велел Теленцу включить ток. Так как Шведова смазки к этому моменту еще не закончила, то ее рука попала в станок и ей были срезаны кончики указательного и среднего пальцев правой руки».

20. Изучите предложенную статью закона. Определите объективную сторону правонарушения:

Часть 1 статьи 127.1 УК РФ: «Купля-продажа человека, иные сделки в отношении человека, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение –наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет».

21. Изучите предложенную статью закона. Определите субъективную сторону правонарушения:

Часть 1 ст. 128.1 УК РФ: «Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, - наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов».

22. Рассмотрите правовую ситуацию. Проанализируйте все элементы состава правонарушения, квалифицирующие признаки и дайте оценку (квалификацию) содеянного:

Иванов ехал в автомобиле и превысил скорость, надеясь, что авария не произойдет, так как он опытный водитель. Однако он не смог справиться с управлением, выехал на тротуар и сбил пешехода. Воспользовавшись тем, что свидетелей происшествия не было, Иванов уехал с места происшествия, но вскоре был задержан. Пешеход от полученных травм скончался.

23. Изучите предложенную статью закона. Определите объект и объективную сторону правонарушения:

Часть 1 ст. 158 УК РФ: «Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».

24. Изучите предложенную статью закона и определите ее вид толкования по объему:

Часть 4 ст. 354 УПК РФ: «Право обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, лицу, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю или вышестоящему прокурору, потерпевшему и его представителю».

25. Сколько норм права содержится в предложенной статье нормативного правового акта, и какова их видовая принадлежность по различным основаниям?

Статья 40 Семейного кодекса РФ: «Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения».

26. Определите: сколько норм права содержится в статье нормативного правового акта и их видовую принадлежность по различным основаниям.

Пункт 1 ст. 233 ГК РФ: «Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад».

27. Определите субъекта правонарушения:

Статья 224 УК РФ: «Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, – наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев».

28. Определите вид и объясните значение приведенного примера толкования конституционной нормы.

В соответствии со ст. 106 Конституции РФ рассмотрение федерального закона в Совете Федерации, подлежащего обязательному рассмотрению в этой палате, должно начаться согласно части 4 ст. 105 Конституции РФ не позднее четырнадцати дней после его передачи в Совет Федерации.

В постановлении Конституционного суда РФ по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции РФ разъясняется, что «если Совет Федерации в течение четырнадцати дней не завершил рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего, в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, обязательному рассмотрению в Совете Федерации, этот закон не считается одобренным, и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совете Федерации до вынесения решения о его одобрении либо отклонении».

29. Определите санкцию нормы права и ее видовую принадлежность по различным основаниям.

Часть 1 ст. 163 УК РФ: «Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких, - наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

30. Рассмотрите правовую ситуацию:

Посол Российской Федерации в государстве Сенегал, находясь за рулем автомобиля, стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погиб гражданин Сенегала.

Будет ли посол РФ привлечен к уголовной ответственности на территории Сенегала?

31. Рассмотрите правовую ситуацию: Гражданин Иванов вышел из дома и не вернулся. У него имеется супруга и двое несовершеннолетних детей. Двухкомнатная квартира, в которой проживает семья Ивановых, была приобретена Ивановым до брака и является его собственностью. Супруга Иванова обратилась в органы внутренних дел с заявлением о розыске ее мужа, однако проведенные оперативно-розыскные мероприятия положительного результата не дали. Для того, чтобы продолжать проживать в квартире Иванова, его жене и детям необходимо вступить в права наследования.

Какое средство (прием) юридической техники необходимо применить к данной ситуации, чтобы внести в нее правовую определенность? Охарактеризуйте данное средство (прием) юридической техники.

32. Рассмотрите правовую ситуацию:

Смирнова из окна своей квартиры, находящейся на пятом этаже одного из домов на людной улице города, выбросила из окна пустую консервную банку. Банка попала в лицо Петровой, проходившей по улице. В результате полученной травмы Петрова лишилась глаза.

Виновна ли Смирнова в наступивших последствиях? Если да, то какова форма ее вины? Охарактеризуйте все элементы состава данного деяния.

33. Рассмотрите правовую ситуацию:

Во время стоянки иностранного грузового судна на рейде морского порта Новороссийска один из матросов на палубе этого судна причинил тяжкое телесное повреждение другому матросу. Потерпевший обратился в администрацию порта.

Вправе ли работники местного РОВД привлечь к ответственности виновного? Изменится ли ситуация в случае совершения правонарушения на борту судна во время его нахождения в нейтральных водах, и к кому в данном случае должен обратиться потерпевший?

34. Выделите в предложенном нормативном предписании санкцию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации:

Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, - наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет» (Уголовный кодекс РФ, ст. 105).

35. Определите вид толкования по объему.

1) «Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме» (ст. 399 Гражданского кодекса РФ).

2) «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей» (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).

36. Выделите в предложенном нормативном предписании диспозицию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации:

«Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по выбору потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара» (ГК РФ ст.503 ч.1).

37. Выделите в предложенном нормативном предписании диспозицию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» (Конституция РФ, ст. 46 ч.1).

38. Выделите в предложенном нормативном предписании санкцию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации:

«Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет» (ст. 224 УК РФ).

39. Примените необходимый способ толкования нормативного предписания: Статья 42 ГК РФ. Признание гражданина безвестно отсутствующим.

«Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года».

40. Определите элементы состава правоотношения, основанием возникновения которого является договор купли-продажи.