Права человека по конституции рф. Конституционные права граждан россии

Как уже отмечалось, правой статус личности включает совокупность прав и свобод человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

К основам правового статуса личности относятся конституционно закрепленные права и свободы. Понятие основных прав и свобод человека и гражданина может быть сформулировано следующим образом: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные; политические; социально-экономические.

Личные права и свободы

Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Это - естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни.

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции). Уважение достоинства личности - неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства. Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25 Конституции).

Неприкосновенность личности (ст. 22 Конституции) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения (однако, пока данные положения не действуют (пункт 6 раздела 2 Конституции «Заключительные и переходные положения»).


Гарантия неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции) означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц.

Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты (ст. 152 Гражданского кодекса РФ), включая право на возмещение морального вреда (ст. 1100 Гражданского кодекса РФ).

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (ст. 24 Конституции). Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Новом в конституционном закреплении личных прав и свобод является включение такой формы свободы личности, как свобода передвижения. В ч. 1 ст. 27 Конституции РФ указывается, что каждый, кто законно на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически.

Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее (ст. 27 Конституции). Ранее - в советском государстве - многие десятилетия был фактически запрещен инициативный выезд граждан за границу. Какая-либо законодательная регламентация в этой области отсутствовала.

К личным правам и свободам относится право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции). Закрепление этого права конституционно вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.

Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со статьей 28 Конституции каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции). Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Политические права и свободы

В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30-33 Конституции) связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические - гражданам. Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо закреплено в статье 2 Конституции Российской Федерации.

Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть. Каждый гражданин как таковой участвует в осуществлении власти. В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60).

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции). Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами - неотъемлемое демократическое начало в ее организации. Данное право адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, т.к. народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти.

Рассматриваемое право осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельность представительных органов всех уровней - своих депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества.

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных и народных заседателей.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право - важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав.

Важным правом, связанным с участием граждан в управлении дела-ми государства, является закрепляемое за каждым право на объедине-ние, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам возможность исполь-зовать в указанных целях различные формы совместной организован-ной общественной деятельности, объединять свои усилия для осущест-вления тех или иных задач. Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многооб-разных интересов. Принятие или вступление гражданина в члены объединения осу-ществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в его уставе. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объ-единение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции).

Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демон-страции, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции). Это право в последние годы широко используется гражданами Российской Феде-рации.

Социально-экономические права и свободы.

Особую группу основных нрав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материаль-ные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право па жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. 33-44).

Инициируя экономическую и социальную активность каждого человека как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34).

Важнейшее место в системе социально-экономических нрав и сво-бод занимает право частной собственности (ст. 35) Его конституционное закрепление имело решающее значение в переходе страны к рыночной экономики. Конституция Российской Федерации 1993 года признание и защиту частой собственности, равно как и других форм, отнесла к основам конституционного строя, расширила гарантии ее охраны, в том числе судебными органами.

В ч. 3 ст. 35 Конституции установлено, что принудительное отчуж-дение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Кроме того, в статье 36 Конституции без каких-либо огово-рок и ограничений закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, поль-зование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных инте-ресов иных лиц.

В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержа-ние прав человека в сфере труда (ст. 37 Конституции).

Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом:

2) закреплено право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

3) утверждено право на защиту от безработицы;

4) признано право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом спосо-бов их разрешения, включая право на забастовку.

С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необхо-димые условия. Большую роль играет и деятельность самого человека, который дол-жен рационально и грамотно использовать время отдыха. Функции государства в этой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона разумной продолжительности рабо-чего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодно-го отпуска.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки - семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на социальное обеспечение но возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции). Содержанием данного права является прежде всего гарантирован-ная возможность получать государственные пенсии и социальные по-собия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социаль-ное страхование, создание дополнительных форм социального обеспе-чения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие (ч. 3 ст. 39).

Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно вклю-чает: 1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произ-вольно лишен жилища; 2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществление права на жилище, бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным ука-занным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развивается система ссуд на это, не облагаемых налогом.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конститу-ции) предполагает бесплатность последней в государственных и муни-ципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответству-ющего бюджета, страховых взносов и других поступлений

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, досто-верную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции). Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природ-ной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибра-ция и др.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст. 43 Конституции). Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начально-го общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего професси-онального и послевузовского профессионального образования в госу-дарственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Реализация этого права дает возможность получить общеобразова-тельную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществ-ления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни. В этом заинтересованы не только сам человек, но и государство, общество в целом в связи с потребностями развивающегося производ-ства и других сфер в специалистах, способных в силу общей разносто-ронней подготовки овладевать сложными современными профессиями. Поэтому Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43).

В соответствии со ст. 44 Конституции каждому гарантируется сво-бода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным цен-ностям. Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали.

Многие страны в наше время считают, что гражданские права человека - это высшая ценность.

Свобода — это то, что необходимо для реализации личности. Государственные власти должны осознавать, что права человека должны быть выше всех остальных законов.

Человека — специфическая группа определенных прав, которые воплощают свободу каждой личности индивидуально. Они защищают людей от беспредела и произвола.

Гражданские права человека защищают личность как индивидуальность, у которой имеются неповторимые и своеобразные особенности.

Человека:

1) На пользование индивидуальной свободой.

2) На пользование благами.

3) На защиту использования благ.

Каждый имеет возможность обратиться в международные органы, чтобы защитить свои права.

Гражданские права человека

Если рассмотреть блага индивидуальных свобод как критерий классификации, то выделим такие группы прав:

На жизнь, на честь, на обеспечивающие неприкосновенность жизни;

На свободу передвижения по всей стране, на выбор места жительства. Эти права обеспечивают личную свободу, возможность выбора действий;

На свободу от жестокого обращения, бесчеловечности, на защиту от наказания. Эти права гарантируют личности безопасность;

На охрану жизни, свободу мысли, религии, совести, право на неприкосновенность жилища, право тайны телефонных переговоров, право на охрану семьи. Эти права дают защиту личной и семейной жизни;

На равенство перед судом и законом, закона, равноправие полов, право на гражданство. Обеспечивают возможность признания человека гарантиями равноправия.

Имеется и еще одна группа, в которую входят права, служащие условиями и средствами защиты человека. Их часто относят к гражданским правам, потому что они служат для защиты личности и ее качеств. Сюда входит право на справедливое осужденного и обвиняемого, жертвы преступления.

Ниже будут перечислены и разъяснены основные права человека. Они многочисленны.

Право на жизнь

Любое государство обязано защищать жизнь людей от различного рода посягательств. Это право, которое невозможно отнять ни у кого.

Жизнь - это ценный капитал в обществе. С юридической точки зрения можно лишить жизни личность только по Но сейчас во многих странах запрещена. Ее заменили на пожизненное заключение.

Право на достоинство, честь и имя

Право на имя имеет каждый. Каждый имеет возможность требовать от других, чтобы его называли по фамилии, имени, отчеству. Получать имя при рождении должны все люди.

Право на неприкосновенность, а также на свободу. Достоинство личности

Право на свободу и неприкосновенность личности - это самые важные права человека. Арест можно произвести только на основании судебного решения или санкций прокурора.

Нельзя человека пытать, жестоко с ним обращаться, унижать, ставить опыты над человеком.

Право на свободу совести

Конституции любых цивилизованных стран провозглашают свободу совести.

Право на создание собственной семьи и ее охрану

Мужчины и женщины, достигая определенного возраста, имеют право вступить добровольно в брак и создавать семью. Супруги в семье равноправны.

Родители обязаны заботиться о своих детях, об их здоровье, развитии. Нельзя прибегать к жестокому обращению.

Молодежь имеет право участвовать в развитии политики, культуры, экономики страны.

Право на неприкосновенность жилища

Входить в жилище можно только с разрешения хозяина.

Право на абсолютное равенство перед действующим законом

Перед законом все равны, никакого ущемления прав быть не должно. Раса, пол, национальность, язык, происхождение, должностное и имущественное положение - ущемление людей по этим признакам недопустимо.

Прежде всего, необходимо выяснить соотношение гражданского права с правом конституционным. Конституционное право по своему содержанию и функциям обеспечивает закрепление основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, регулирует государственное устройство и структуру, функции и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.

Для конституционного права характерны два способа воздействия на отношения. Первый, присущий только конституционному праву, представляет собой метод фиксированного закрепления конституционного строя, т.е. основ социально-экономического и политического устройства общества. В этом своем качестве конституционное право закрепляет основные положения, руководящие начала всей системы общественных отношений страны. Именно в этом своем качестве конституционное право является правовым фундаментом системы российского права, основой всего законодательства нашего государства. Социально-экономические и политические принципы, закрепленные в Конституции, находят свою конкретизацию и развитие во всем законодательстве страны, т.е. во всех отраслях права. Конституционные принципы общественного устройства – это и есть то, что цементирует все отрасли права между собой, составляет основу его единства. В то же время каждая из отраслей права применительно к регулируемым отношениям формирует систему правового регулирования соответствующих отношений, базируясь на принципах, закрепленных в Конституции.

Однако этим содержание конституционного права не исчерпывается. Оно включает в свой состав еще и нормы государственного права. И в этом своем качестве конституционное право не только закрепляет принципы общественного устройства, но и регулирует государственное устройство, структуру и полномочия органов государственной власти.

Взаимодействие между конституционным и гражданским правом в большей степени проявляется именно по линии закрепления конституционным правом принципов общественного и государственного строя. Конституционное право устанавливает основы экономических отношений, отношений между государством и человеком, гражданином. Эти принципиальные положения находят свое отражение и развитие в нормах гражданского права. В этом смысле конституционное право является базовой отраслью для гражданского права, представляя собой его фундамент, как и фундамент всей правовой системы. Поэтому основные принципы гражданского права мы обнаруживаем, прежде всего, в Конституции Российской Федерации. В этом отношении толкование и применение норм гражданского права должно происходить в совокупности с толкованием и применением конституционных норм, закрепляющих базовое положение для отношений, регулируемых гражданским правом. Об этом не следует забывать при толковании и применении, по существу, любого института и любой нормы ГК РФ. И если действующий ГК РФ по своим принципам существенно отличается от прежнего гражданского законодательства, то причины этих различий, их корни следует искать в Конституции Российской Федерации 1993 г., которая в конструировании основ конституционного строя существенно отличается от прежних Конституций РСФСР и СССР.

С этих позиций наибольшее значение для гражданского права имеют положения, относящиеся к собственности, предпринимательской деятельности, правам человека и к их судебной защите. Гражданское право своим содержанием развивает и конкретизирует положения Конституции, содержащиеся в статьях 8, 9, 34, 35, 36, 46, 53 и др.

Так, статья 8 Конституции гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности в Российской федерации. При этом в равной степени признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Столь же основополагающее значение для гражданского права имеет статья 9 Конституции, которая содержит два положения, предопределяющие правовое регулирование отношений по поводу земли и других природных ресурсов. Конституция, с одной стороны, указывает на то, что земля и другие природные ресурсы должны использоваться и охраняться в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. С другой стороны, эта же статья содержит принципиальное указание на то, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Положения статей 8 и 9 дополняются правилами статей 35 и 36.

Статья 35 посвящена частной собственности, которая охраняется законом. За каждым гражданином признается способность иметь имущество в собственности как единолично, так и совместно с другими лицами. При этом никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Эта же статья гарантирует гражданам право наследования.

Статья 36 закрепляет за гражданами и их объединениями правовую возможность иметь в частной собственности землю. При этом владение, пользование, распоряжение землей и другими природными ресурсами собственники осуществляют свободно, однако так, чтобы не наносился ущерб окружающей среде и правам и интересам иных лиц.

Именно приведенное положение Конституции должно лежать в основе законов о земле и других природных ресурсах, в том числе служить конституционной базой для участия земли в гражданском обороте. Гражданским и земельным законодательством, с одной стороны, должны быть закреплены основания приобретения земли в частную собственность, порядок владения, пользования и распоряжения землей, в том числе правила участия ее в гражданском обороте, а с другой – положения, обеспечивающие сохранность природных ресурсов, их рациональное использование, исключение возможности причинения вреда земле как основе жизни и деятельности населения страны.

Принципиальное значение для гражданского права, регулирующего предпринимательскую деятельность, имеют положения статьи 34 Конституции Российской Федерации, которая, с одной стороны, закрепляет права каждого на свободное использование своего имущества и своих способностей для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а с другой стороны, запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Первостепенное значение имеют также конституционные положения, содержащиеся в главе 2 и посвященные правам и свободам человека и гражданина и их судебной защите. Статья 46 Конституции гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В ГК РФ находит свое развитие положение этой статьи о том, что решения и действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Таким образом, в качестве основной формы защиты устанавливается судебный порядок, используя который, любое лицо может обжаловать любое решение или действие, нарушающее его права и свободы.

Статья 53 Конституции закрепляет право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц.

Для установления правильного соотношения и взаимодействия между конституционным и гражданским правом первостепенное значение имеет статья 15 Конституции и правильное ее толкование и применение. В пункте 1 этой статьи указано на то, что Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой. Она имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Понятие высшей юридической силы в Конституции конкретизировано в содержащемся в этом пункте указании на то, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации любыми органами государственной власти, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Наиболее важным и сложным является вопрос о понимании прямого действия Конституции. Здесь возможны совершенно различные подходы. Один из них может состоять в широком толковании и использовании прямого действия Конституции. При таком понимании, например, правосудие, в том числе по уголовным, административным, гражданским делам, может осуществляться непосредственно на основе норм Конституции Российской Федерации.

Возможен иной подход, при котором прямое действие Конституции допускается в более узком смысле и определенных аспектах. Представляется, что именно этот второй подход наиболее соответствует сегодняшнему пониманию и применению права. Конституция, при всей ее важности, не является единственным элементом правовой системы. Она может эффективно действовать лишь как центр правовой системы, находя свое развитие и конкретизацию во множестве законов и иных нормативных актах, относящихся к различным отраслям права.

В ряде случаев прямое применение норм Конституции означало бы игнорирование и разрушение правовой системы. Представляется, что прямое действие Конституции имеет совершенно определенные аспекты. Первый аспект состоит в том, что положения Конституции есть директива для законодателя. Законодатель при разработке и принятии законов обязан в качестве императивных предписаний учитывать нормы, закрепленные в Конституции. В случае невыполнения законодателем этого требования законы и иные правовые акты в той их части, в какой они не соответствуют или противоречат Конституции, не подлежат применению. Однако вопрос неконституционности законов и иных нормативных актов, установления их несоответствия Конституции есть предмет специального конституционного правосудия, которое осуществляется в Российской Федерации Конституционным Судом. Следовательно, только Конституционный Суд своим решением может лишать юридической силы соответствующие законодательные и иные нормативные акты по причине несоответствия их Конституции. Другие правоприменяющие органы, в том числе суды общей юрисдикции и арбитражные суды, при наличии определенных оснований вправе лишь направлять запросы в Конституционный Суд о проверке того или иного нормативного акта на предмет его соответствия Конституции.

Второй аспект прямого действия Конституции Российской Федерации состоит в том, что Конституция непосредственно определяет круг и содержание основных прав и свобод человека, гражданина. В случае посягательств на эти права и свободы судами должна обеспечиваться их защита независимо от того, конкретизированы ли предусмотренные в главе 2 Конституции права и свободы какими-либо отраслевыми законодательными актами. При этом в соответствии со статьей 64 Конституции положения главы 2 составляют основу правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном самой Конституцией.

Третий аспект прямого действия Конституции проявляет себя по линии государственного права. Конституция является источником норм государственного права. И в этом своем качестве она непосредственно определяет как государственное устройство Российской Федерации, так и основные правила устройства государственной власти и полномочия ее органов.

Представляется, что чрезмерно широкое понимание прямого применения Конституции при рассмотрении конкретных уголовных, административных и гражданских дел и споров недопустимо и могло бы привести к юридическим ошибкам. Так, нельзя было бы разрешать споры по поводу частной собственности на землю только на основании статьи 36 Конституции. Совершенно очевидно, что это право должно быть конкретизировано в соответствующих отраслевых актах земельного и гражданского законодательства. Это вытекает из самой статьи 36 Конституции, указывающей на то, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Столь же опрометчивым было бы и прямое использование для разрешения возникающих конфликтов статьи 53 Конституции, указывающей на то, что каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного не только незаконными действиями, но также и бездействием органов государственной власти или их должностных лиц. Ясно, что вред, который, по мнению гражданина, причинен ему бездействием какого-либо государственного органа или должностного лица, может быть возмещен лишь по правилам закона, который бы предусматривал условия и порядок такого возмещения.


В российской науке конституционного права категории «право» и «свобода» рассматриваются либо как равнозначные, либо как различающиеся правомочия личности. Действительно, и право, и свобода личности представляют собой установленную конституцией и законами возможность личности избирать вид и меру своего поведения. В то же время нельзя не отметить, что субъективное право преимущественно связано с обеспечением природных качеств человека (право на жизнь, неприкосновенность частной жизни и т.п.), конкретным действием (право участвовать в управлении делами государства и пр.), указанием определенного объекта («каждый», «граждане Российской Федерации» и т.п.).

Свобода личности чаще всего увязывается с правомочиями, очерчивающими сферу самостоятельности личности или защищающими от вмешательства в ее внутренний мир. Кроме того, конституционное признание или, наоборот, запрещение ограничения либо отрицания свободы в определенной сфере чаще всего безымянно (например, гарантируется свобода массовой информации, деятельности общественных объединений и др.). Достаточную условность различия между правом и свободой можно обнаружить в российской Конституции, где право может одновременно рассматриваться и как свобода личности.

Например, согласно ст. 28 каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Именно эта условность зачастую дает основание объединять права и свободы одним понятием «субъективные нрава личности».

Конституционные права, свободы составляют основу прав, свобод, устанавливаемых нормами иных отраслей права. Они имеют всеобщий характер, поскольку закрепляются за каждым человеком и гражданином, а не за узкими группами субъектов. Обеспечены повышенной защитой государства.

Таким образом, конституционные права, свободы - неотъемлемые основные правомочия человека, гражданина, установленные Конституцией РФ в соответствии с целями развития общества, признаваемые в качестве естественных, принадлежащих каждому от рождения, или производных, принадлежащих каждому гражданину Российской Федерации.

По сферам жизнедеятельности человека и гражданина выделяются конституционные личные или гражданские, Политические, социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина.

Личные права, свободы направлены на защиту индивидов как физических существ, на обеспечение неприкосновенности способов их личного бытия и возможности активно защищать собственные интересы в разных инстанциях. Среди личных прав и свобод право на жизнь, личная свобода и неприкосновенность, право на личную и семейную тайну, право на защиту чести и доброго имени человека, право на неприкосновенность жилища, право самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлежность, право на свободный выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, право на свободный выезд за ее пределы и на беспрепятственное возвращение обратно, свобода совести и вероисповедания и др.

Политические (публичные) права, свободы обеспечивают вступление людей, их негосударственных объединений в сферу политической жизни общества путем отправления функции народовластия, участия в деятельности государства, политической системы, в форме самоуправленческой активности.

К политическим правам, свободам относят: право выборов и референдумов, право нормотворческих инициатив, право на местное самоуправление, свободу мысли, слова, право на информацию, свободу массовой информации, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе право на доступ к государственной службе и на участие в отправлении правосудия, право на личные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, право на защиту Отечества, др.

Социально-экономические права, свободы призваны дать возможность индивидам свободно искать и находить источники дохода и поддержки собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности своих близких.

Советская концепция прав человека исходила из первичности этой группы правомочий. На первое место ставились социально-экономические права (право на труд, на отдых, на пенсионное обеспечение). Современное конституционное законодательство выдвигает на первое место личные права. Видимо и сегодня, развивая всю совокупность индивидуальных прав, необходимо особо заботиться о социально-экономических правах. Но вот в рамках этой группы прав важно сместить акценты по сравнению с советской моделью социально-экономических правомочий граждан.

Вместо привычного начала - право на труд, право на отдых - на первое место выдвигается конституционное закрепление прав, позволяющих индивидам входить в экономическую сферу общества самостоятельно, помимо государства. Первостепенное значение здесь принадлежит праву индивидуальной собственности, включая интеллектуальную собственность и производительную собственность на орудия, средства производства. Такой подход нашел отражение в современной российской Конституции: право частной, иной гражданской собственности закрепляется не только в специальной главе о правах и свободах человека и гражданина но и в ее первой главе, учреждающей основы конституционного строя.

Вместе с правом собственности в центре социально-экономических прав находится право на свободный труд, свобода экономической деятельности. Право на труд означает, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Конституция запрещает принудительный труд. Добровольное участие индивида в создании капитала частного собственника - составной элемент его права на свободный труд.

Ориентир на развитие свободной гражданской экономики, чтобы он достиг своих целей, тесно увязан в Конституции с той частью юридических прав, что направлены на обеспечение социально-экономических гарантий малоимущих, полностью или частично нетрудоспособных. Ведь та же приватизация ведет к расслоению общества на бедных и богатых, что заставляет вводить меры по смягчению противоречий между экономическими интересами различных групп населения.

Духовно-культурные права, свободы нацелены на обеспечение индивидам возможности творческого развития, приобщения к ценностям своего и других народов, цивилизации, и совершенствования окружающей их культурной среды. В числе этих прав право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, право на свободный выбор и распространение религиозных и иных убеждений, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Конституционные обязанности человека и гражданина представляют собой установленные в соответствии с потребностями развития общества и государства Конституцией РФ государственно-властные требования к личности относительно вида и меры ее должного поведения. Они являются второй неотъемлемой частью «ядра» конституционного положения личности.

Конституция РФ не содержит развернутого перечня обязанностей, хотя в идеале предполагается, что каждому субъективному праву соответствует юридическая обязанность. Такое соответствие достигается посредством закрепления конкретных обязанностей не только Конституцией РФ, но и (главным образом) российскими законами, т.е. посредством закрепления юридических обязанностей в широком смысле.

Конституция РФ устанавливает следующие обязанности: обязанность человека и гражданина при осуществлении своих прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17); Обязанности человека в виде обязанности родителей проявлять заботу о детях, их воспитании и обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38); обязанности каждого получить основное общее образование и обязанности родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми такого образования (ч. 4 ст. 43) обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44), обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) обязанности каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58) обязанность гражданина Российской Федерации защищать Отечество (ч. 1 ст. 59). Отсутствие широкого перечня конституционных обязанностей вызвано традицией закреплять в конституциях прежде всего права и свободы, установлением универсальной конституционной обязанности граждан соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15), акцентированием внимания на закреплении наиболее социально значимых обязанностей человека и гражданина.

При этом требует пояснения то, что универсальная обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы предполагает более широкую трактовку:

  1. во-первых, соблюдаться должны не только собственно нормы Конституции РФ и законов РФ, но и федеральные подзаконные акты, конституции, уставы, законы и подзаконные акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления, принятые на основе федеральной Конституции;
  2. во-вторых, данная обязанность распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на каждого находящегося в сфере действия Конституции РФ человека, в том числе проживающего в России гражданина иностранного государства, лица без гражданства.

Важно отметить также и то, что обязанность соблюдать Конституцию РФ означает, по существу, обязанность соблюдать основы конституционного строя и все многообразие принципиальных положений, составляющих основы правового статуса личности, общественного и государственного строя.

Иначе говоря, с точки зрения содержания, данная конституционная обязанность столь обширна, что установление ее одной оказалось бы достаточным для определения вида и меры дозволенного поведения человека и гражданина посредством конкретизации юридическими обязанностями, закрепляемыми нормами конституционного, административного, гражданского, трудового и других отраслей права.

Конституция РФ, как уже указывалось, устанавливает одновременно ряд конкретных социально значимых обязанностей, которые, с одной стороны, развивают универсальную обязанность соблюдения Конституции РФ, а с другой, являются конституционной основой меры должного поведения личности в определенной сфере и в этом качестве находят конкретизацию в юридических обязанностях, закрепляемых нормами соответствующих отраслей права.

В зависимости от времени закрепления выделяют права, свободы и обязанности трех поколений. Права первого поколения закреплены декларациями, конституциями и развивающими их законами западных стран в конце-XVIII - начале XX в. Это преимущественно личные и политические права и свободы. К таким правам относятся закрепленные российской Конституцией право на равенство перед законом и судом (ч. 1 ст. 22), право на жизнь (ч. 1 ст. 20),"право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 29), свободу совести, вероисповедания, мысли и слова (ст. 28 и ч. 1 ст. 29), право на участие в управлении делами государства (ст. 32) и др.

Изначально такого рода права и свободы должны были сдерживать государство от вмешательства в сферу личной свободы и обеспечивать условия для участия человека в политической жизни.

Права и свободы второго поколения появились в конституциях и законах в первой трети XX в. на волне усиления роли государства в экономической социальной и культурной сферах. Эти права (и обязанности) находили отражение также и в Конституции СССР 1936 г., и в Конституции РСФСР 1937 г., в авторитетных международных актах (Всеобщей декларации прав человека 1948 г., международных пактах о правах человека). В действующей российской Конституции к ним относятся право на свободу труда, право на безопасные условия труда и вознаграждение за труд, право на индивидуальность и коллективные трудовые споры, право на отдых (ч, 1-5 ст. 37), право на государственную защиту материнства и детства (ст. 38), право на социальное обеспечение (ст. 39), право на жилище (ст. 40), право на образование (ст. 43), свободу творчества (ст. 44) и др. Реализация данных прав и свобод требует целенаправленных усилий государства, в том числе посредством разработки экономических, социальных и культурных программ, перераспределения материальных благ, социальных ресурсов общества.

Права человека третьего поколения - права и свободы общностей, ассоциаций людей, получающие закрепление в конституциях и законах главным образом с первой трети XX в.. Эти права называют еще «солидарными правами» или правами, основанными на солидарных действиях людей. В Конституции РФ к ним относятся, например, право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42), право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом или право коммуникации между людьми (ч. 4 ст. 29).

Дифференциация прав и свобод личности по времени их конституционно-правового признания тесно связана с более распространенным их делением на «естественные» и «позитивные» права. Это деление берет свое начало с эпохи Просвещения и первых буржуазно-демократических революций. «В современной конституционной доктрине и практике под естественными правами понимают права и свободы, которыми каждый человек наделен от. рождения и которые тем самым первичны по отношению к позитивному праву и должны гарантироваться им».

Суть естественных прав и свобод вне зависимости от их объяснения религиозными, антропологическими или Социальными мотивами в том, что они являются неотъемлемым свойством биологической природы человека не дарованы государством и соответственно неотчуждаемы. Позитивные права и свободы - те, которые приобретаются человеком в результате его взаимодействия с государством, «даруются» государством и могут быть отчуждены.

На рубеже XX-XXI вв. проблема соотношения естественных и позитивных прав не находит однозначного решения ни в России, ни в зарубежных странах. До сих пор высказываются различные точки зрения. В соответствии с первой из них невозможно выделение естественных и позитивных прав человека в принципе: вся совокупность прав и свобод человека обусловлена взаимодействием человека с обществом и государством, и соответственно эти права и свободы могут быть ограничены либо отчуждены вообще. Вторая точка зрения основывается на том, что выделение «естественных, неотчуждаемых и священных» прав человека, с одной стороны, и позитивных прав человека (гражданина, подданного), с другой стороны, было характерно для периода становления и существования либерального государства XVIII-XIX вв.

Сегодня в силу проникновения государства во все сферы жизнедеятельности человека невозможно достаточно четко провести грань между естественными и позитивными правами: круг прав человека постоянно расширяется, в том числе за счет прав граждан (например, избирательное право), а позитивные права нередко признаются неотъемлемыми и неотчуждаемыми.

Сторонники третьей точки зрения считают, что различие между естественными и позитивными правами сохраняет свое практическое значение на современном уровне развития человеческой цивилизации. Это подтверждается, в частности, признанием международным сообществом неотчуждаемых, данных человеку от природы естественных прав, имеющих приоритет перед позитивными правами и оттого требующих особого соблюдения и защиты государством. Ориентируясь на авторитетные международно-правовые акты, конституции большинства государств мира исходят из концепции сочетания естественных и позитивных прав.

Конституция Российской Федерации 1993 г. идет в этом же направлении. К естественным правам отнесены личные права (ст. 19- 28), право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ней (ст. 42), право на свободное развитие творчества человека (ст. 44) и др. Позитивные права - это преимущественно политические права (ст. 22-23), экономические и социальные права (ст. 34-42).

С проводимой классификацией тесно переплетается выделение индивидуальных и коллективных прав человека, осуществляемое с конца XIX в. Индивидуальные права - права, которыми могут обладать и которые могут реализовывать отдельные личности. Они подчеркивают индивидуальность личности. В Конституции РФ к ним можно отнести большинство личных прав, некоторые политические, экономические и социальные права (например, право на жизнь, нерушимость собственного достоинства, свободу мысли и слова, частную собственность, вознаграждение за труд, судебные гарантии).

Коллективные права - права, обладание и пользование которыми возможно лишь сообща; коллективно. Подобные права указывают на «встроенность» интересов человека в общественный процесс, возможность Удовлетворения этих интересов лишь через коллектив. Зачастую «коллективные» права отождествляют с социальными правами, среди которых право на заключение коллективного трудового договора, социальное страхование и обеспечение, защиту экономических интересов посредством создаваемых профессиональных союзов и забастовок.

Однако коллективная природа характерна, например, и для некоторых политических прав (право участвовать в управлении делами государства, образовании и деятельности общественных объединений, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, право на коллективные обращения в органы государственной власти и местного самоуправления и др.).

Объединение индивидуальных и коллективных прав личности в конституции символизирует действие принципа сочетания личных и общественных интересов, сбалансирование элементов индивидуализма и коллективизма в правовом статусе личности, своеобразный характер взаимоотношения личности, общества и государства, при котором индивидуальное право защиты интересов личности, в том числе и от вторжения государства, дополняется правом коллективной защиты интересов личности.

Министерство образования Российской Федерации

Рязанская государственная радиотехническая академия

Кафедра политологии

Тема: Личные права и свободы гражданина

по Конституции РФ

по курсу «Правоведение»

Выполнила:

ст. гр. 843 Безбородая Е.Н.

Проверила:

Яцкив О.Г.

Рязань 2001 г.


1. Введение. . . . . . . . . . . 3

2. Понятие и классификация прав. . . . . . . 3

3. Права гражданина в сфере личной безопасности. . . . . 4

3.1. Право на жизнь. . . . . . . . . 5

3.2. Право на государственную охрану достоинства личности. . . 5

3.3. Право на свободу и личную неприкосновенность. . . . 6

3.4. Право на частнуюю жизнь. . . . . . . . 7

3.5. Неприкосновенность жилища. . . . . . . 9

3.6. Национальная принадлежность. . . . . . . 10

3.7. Свобода передвижений и места жительства. . . . . 10

3.8. Свобода совести и вероисповедания. . . . . . 12

3.9. Свобода мысли и слова. . . . . . . . 13

4. Права гражданина в уголовно-процессуальной сфере. . . . 14

4.1. Право защищать свои права и свободы. . . . . . 14

4.2. Право на рассмотрение дела в суде. . . . . . 15

4.3. Право на рассмотрение дела судом присяжных. . . . . 17

4.4. Право на получение квалифицированной юридической помощи. . 18

4.5. Презумпция невиновности. . . . . . . 20

4.6. Право на пересмотр приговора. . . . . . . 21

4.7. Право не свидетельствовать против себя и своих родственников. . 21

4.8. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью. . 23

4.9. Право на возмещение вреда. . . . . . . 24

5. Заключение. . . . . . . . . . 25

6. Список использованной литературы. . . . . . . 26

1. Введение

Права человека, их социальные корни, назначение - одна из вечных проблем исторического, социального и культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права человека - сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

Само зарождение прав человека в V-IV вв. до н.э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное лишение этих прав рабов было неизбежным для тех этапов общественного развития. Каждая новая ступень такого развития добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это не стихийно, а в результате борьбы классов и сословий за свои права и свободу, за ее расширение и обогащение.

Проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладание правами, расширение прав, фиксировавших положение человека в обществе.

Данный аспект культурного прогресса можно проследить на возрастании гуманного начала в морали, праве, религии, философии по мере естественно-исторического развития общества. Античный раб свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной свободнее античного раба, а наемный рабочий раннебуржуазного общества свободнее средневекового крепостного. И хотя развитие общества по пути свободы не было поступательным наращиванием только прогрессивных начал, исторический прогресс – явление, само по себе, пробивающее дорогу через все случайности и хаотические нагромождения социального развития.

В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека, выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991г.) и Конституции РФ (1993г.).

2. Понятие и классификация прав

Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Наряду с категорией "права" употребляется термин "свободы": свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т. д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. В литературе и законодательстве используются также категории "права гражданина", "права личности".

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они не ограничиваются территориальными или национальными рамками, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под "личностью" подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

В настоящее время в международно-правовых актах, литературе и законодательстве развитых государств категории "права человека", "права гражданина", "права личности" употребляются обычно в одном и том же значении. Использование отдельных категорий обусловлено чаще всего логическими и стилистическими правилами или необходимостью выделения того или иного аспекта проблемы прав человека.

Права и свободы тради­ционно делятся в науке на три группы: а) личные, б) политические и в) экономические, социальные и культурные. Эта классификация помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции России такое разделение на группы прямо не делается, хотя в изложении заметна сгруппированность прав по указанным основаниям. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер.

Личные права и свободы включают: право на жизнь, на сво­боду и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.

Политические права и свободы включают: право на объедине­ние, на проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным и др.

К числу экономических, социальных и культурных прав от­носятся: свобода предпринимательства, право частной собственности, право на труд, на отдых, на забастовку, на охрану семьи, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на обра­зование, на участие в культурной жизни, свобода творчества и др.

Среди всех прав человека и гражданина личные права занимают особое место. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как личности и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью. Эти права и свободы, также именуемые гражданскими, составляют основу, базу правового статуса человека. Большинство из них носит абсолютный характер, т.е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению.

3. Права гражданина в сфере личной безопасности

В статьях с 20 по 29 Конституции РФ закреплены права гражданина, относящиеся к сфере личной безопасности. Эти права охватывают фундаментальные аспекты свободы личности, выражают гуманистические основы жизни общества, защищают пространство личной жизни человека, индивидуальную свободу от вмешательства извне. Рассмотрим подробнее эти права.

3.1. Право на жизнь

Это право провозглашается всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое право человека, охраня­емое законом. В Конституции РФ право на жизнь провозглашено в ст. 20. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Во многих странах, особенно находящихся под влиянием католической церк­ви, право на жизнь рассматривается как основание для запрещения абортов, а в отдельных странах (например, в Словакии) в конституциях есть норма об охране жизни уже до рождения человека.

Право на жизнь прежде всего предполагает проведение государ­ством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и кон­фликты. Ряд государств (Япония и др.) провозгласили в своих конституциях отказ от войны, а также от применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Правовое государство обязано поддерживать обороноспособность страны на слу­чай любых посягательств, оно строго регламентирует использова­ние регулярной армии на своей территории и за рубежом, поскольку это ведет к гибели как мирного населения, так и личного состава. Однако подобного рода гарантий права на жизнь в Конституции РФ нет.