Правила заполнения строки 8 в счет фактуре. Заполнение счет-фактуры по новым правилам: какие требования контрагентов оправданы, а какие нет. Что именно изменилось в форме счета-фактуры

В статье дадим ответы на вопросы, связанные с новшествами НДС, с которыми столкнулись многие компании с 1 октября 2017 года

В сегодняшней статье дадим ответы на вопросы, связанные с новшествами НДС, с которыми столкнулись многие компании с 1 октября 2017 года.

Обязательно ли заполнять строку 8 в счете-фактуре?

Вопрос

Компания-продавец реализует товары. Для этих целей заключены гос. контракты, им присвоены идентификаторы. Субсидии из бюджета не выделяются. Обязательно ли заполнять строку 8 в счете-фактуре?

Ответ

Согласно подп. «н» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137, если счет-фактура, выставлена по государственному контракту, которому присвоен идентификатор, строка 8 «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)» заполняется в обязательном порядке.

Если гос. контракт отсутствует, можно ли вообще не заполнять строку 8 счета-фактуры?

Строку 8 счета-фактуры и строку 5 корректировочного документа при отсутствии гос. контракта допускается оставить пустыми, непроставление прочерка в этих строках не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС. Такие разъяснения дал Минфин в своем письме от 08.09.2017 №03-07-09/57870.

Быстро и корректно заполнить форму счета-фактуры в электронном виде поможет удобная программа для бухгалтерского учета «Бухсофт: Предприятие».

Как правильно указывать адрес в счете-фактуре?

С 1 октября 2017 года изменился порядок заполнения строки 2а. Теперь в ней нужно указывать адрес согласно прописанному в ЕГРЮЛ. Например, в ЕГРЮЛ указан адрес: 610020, область Кировская, район Ленинский, город Киров, улица Володарского, дом 75. Не будет ли считаться ошибкой написание более короткого варианта: 610020, Кировская область, г. Киров, ул. Володарского, 75?

Корректным будет написание полного адреса, такого же, как в ЕГРЮЛ. В частности, п. 1 Федерального закона от 28.12.2013 №443-ФЗ и письмом УФНС по г. Москве от 17.02.2015 №16-15/013654 рекомендовано указывать все адресообразующие элементы.

Однако опущение некоторых элементов в адресе не является критической ошибкой, если это не препятствует идентификации налоговыми органами юрлица.

Об этом финансисты напомнили в письме Минфина России от 11.10.2017 № 03-07-09/66329.

Ведь, если по выставленному счету-фактуре налоговый орган способен установить продавца и покупателя, узнать наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму НДС, то сложностей с предъявлением к вычету НДС не возникнет. Такие условия прописаны в абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ.

Нужно ли сверять адреса продавцов-контрагентов с ЕГРЮЛ, если адрес не соответствует, каковы последствия?

Налоговый кодекс не обязывает покупателей товаров (работ, услуг) проверять адреса продавцов, указанных в выставленных ими счетах-фактурах, на соответствие с ЕГРЮЛ. Кроме того, несоответствие адреса с прописанным в реестре не является препятствием для вычета НДС, поскольку, аналогично ранее данному ответу, это не препятствует идентификации продавца.

Как правильно заполнять графу 11?

В чем разница между новым названием графы 11 «Регистрационный номер таможенной декларации» и ГТД (грузовая таможенная декларация)? Если товары приняты на учет с ГТД, как заполнять графу 11 в новом счете-фактуре?

Правила заполнения графы 11 прописаны в Инструкции по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций (п. 43 Инструкции, утв. Решением КТС от 20.05.2010 №257).

Название графы 11 счета-фактуры с 1 октября 2017 года было актуализировано. В ней следует указывать регистрационный номер таможенной декларации и никакой другой.

Следует учесть, что согласно вышеуказанным правилам в этой графе нельзя указывать сведения о товаре, в частности, его порядковый номер, прописанный в основном или дополнительном листах декларации на товары. Поэтому в графу 11 счета-фактуры нужно вписать регистрационный номер таможенной декларации, прописанный в первой строке графы «А» основного и добавочных листов декларации на товары.

С 1 июля 2017 г. в строке 8 счета-фактуры следует указывать идентификатор государственного контракта, договора (соглашения). Если бюджетное учреждение заключает госконтракты за счет целевых субсидий, идентификатор присваивается. Требуется ли проставлять идентификатор, если заключается договор в рамках деятельности, приносящей доход, или в этом случае в строке 8 ставится прочерк?

Федеральным законом от 03.04.2017 № 56-ФЗ (далее – Закон № 56-ФЗ) в НК РФ внесены поправки, которые касаются налогоплательщиков – исполнителей по госконтрактам. С 01.07.2017 в выставляемых счетах-фактурах необходимо указывать идентификатор государственного контракта, договора (соглашения). Это требование справедливо и при составлении счетов-фактур на аванс, корректировочных счетов-фактур (п. 1 ст. 1 Закона № 56-ФЗ).

Идентификатор госконтракта не произвольный реквизит. Он присваивается заказчиком в следующих случаях:

  • компания исполняет оборонный заказ (Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ),
  • осуществляется казначейское сопровождение государственных контрактов, контрактов учреждений, соглашений о предоставлении целевых субсидий, которое предусмотрено Федеральным законом от 19.12.2016 № 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".

Правила казначейского сопровождения контрактов утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 № 1552 (далее – Правила № 1552). Согласно пп. "д" п. 7 Правил № 1552 идентификатор госконтракта указывается в договорах и расчетных документах, а также документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Порядок формирования идентификатора госконтракта на 2017 г. установлен приказом Федерального казначейства от 20.03.2017 № 9н (далее – Порядок № 9н).

Идентификатор госконтракта формируется заказчиком после создания записи в реестре контрактов (п. 3 Порядка № 9н). Он представляет собой 20-значный цифровой код и указывается в документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, через символ "/" перед номером документа (пп. 6, 7 Порядка № 9н). К документам, подтверждающим возникновение денежных обязательств, относится и договор (контракт). Структура идентификатора госконтракта установлена п. 7 Порядка № 9н.

Новый реквизит в форме счета-фактуры нужен для предоставления вычета по НДС. Поэтому с 01.07.2017 необходимо применять новую форму счетов-фактур. В соответствии со ст. 169 НК РФ идентификатор указывается при его наличии. В случае его отсутствия в контракте с заказчиком отсутствие его в счете-фактуре не будет нарушением. В такой ситуации в соответствующем поле счета-фактуры ставится прочерк.

Таким образом, в соответствии с Законом № 56-ФЗ независимо от вида деятельности учреждения с 01.07.2017 в счетах-фактурах в обязательном порядке указывается идентификатор госконтракта при его наличии. Если контракт заключается в случаях, когда присваивать идентификатор госконтракта не требуется, в строке 8 счета-фактуры ставится прочерк.

C 01.10.2017 изменились правила заполнения счетов-фактур. Насколько обоснованы требования некоторых контрагентов при выставлении им счетов-фактур указывать следующие вещи:
1. Название Продавца и Покупателя в счете-фактуре должно полностью соответствовать ЕГРЮЛ, а значит, оба названия должны быть написаны обязательно крупными буквами, как в ЕГРЮЛ;
2. Название Продавца и Покупателя в счете-фактуре должны быть написаны полностью, как в ЕГРЮЛ, то есть не ООО "ХХХ", а Общество с ограниченной ответственностью "ХХХ";
3. Как должна заполняться строка (8) "Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)" в случае, если с клиентом заключен Госконтракт и в случае, если договор - коммерческий?
Некоторые контрагенты требует заполнения этой строки в виде "Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)(при наличии): ...", а далее либо пусто при коммерческом договоре, либо реквизиты Госконтракта. Насколько обязательно указание фразы "(при наличии)"?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заполнение с 01.10.2017 реквизита "Адрес" счета-фактуры с применением общепринятых сокращений адресообразующих элементов, равно как написание адреса шрифтом, формат которого (включая регистр) отличается от использованного в ЕГРЮЛ, считаем допустимым.
Наименование налогоплательщика и покупателя в счете-фактуре указывается в соответствии с учредительными документами. При этом используемый при написании наименования регистр букв (заглавные или строчные), отличный от указанного в ЕГРЮЛ, также не считаем нарушением порядка заполнения соответствующих строк. То же самое можем сказать об использовании аббревиатур организационно-правовой формы покупателя и продавца при написании наименований организаций.
Рисков у налогоплательщика-покупателя, связанных с применением вычетов НДС по заполненным таким образом счетам-фактурам, мы не видим.
Счет-фактура должен иметь строку 8 ,в том числе и фразу "при наличии".
Информацию об идентификаторе госконтракта для корректного заполнения счета-фактуры продавец (исполнитель) может уточнить у покупателя (заказчика).
При реализации товаров (работ, услуг) в рамках обычных коммерческих сделок строка 8 счета-фактуры может оставаться не заполненной.

Обоснование позиции:
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном НК РФ ( , НК РФ).
Требования к оформлению счетов-фактур изложены в , и НК РФ, к корректировочным счетам-фактурам - в и НК РФ.
Если счета-фактуры не соответствуют требованиям, перечисленным в , и НК РФ, а корректировочные счета-фактуры - требованиям, перечисленным в и НК РФ, то по таким счетам-фактурам вычет по НДС не предоставляется ( НК РФ).
Однако ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ( НК РФ).
В состав обязательных реквизитов счета-фактуры (корректировочного счета-фактуры) с 1 июля 2017 года (после вступления в силу от 03.04.2017 N 56-ФЗ), в частности, входят:
- наименование и адрес налогоплательщика и покупателя ( , НК РФ);
- идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии) ( , НК РФ).
Заметим, что положения НК РФ, равно как и иные положения НК РФ, не расшифровывают такие понятия как "наименование" и "адрес" налогоплательщика и покупателя, а также "идентификатор государственного контракта", и не устанавливают порядок их написания в счетах-фактурах.
НК РФ установлено, что форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством РФ.
Во исполнение данной нормы принято и действует Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС" (далее - Постановление N 1137). В N 1137 внесен ряд изменений Правительства РФ от 19.08.2017 N 981, вступившим в силу с 01.10.2017, а также Правительства РФ от 25.05.2017 N 625, вступившим в силу 01.07.2017.
В частности, изменения затронули порядок заполнения строк 2а "Адрес" и 6а "Адрес" счета-фактуры. Так, на основании пп.пп. "г", "к" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утвержденных N 1137 (далее - Правила), с 01.10.2017 по этим строкам должен быть указан (смотрите также Минфина России от 10.11.2016 N 03-07-14/65748):
- для юридических лиц - адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), в пределах места нахождения юридического лица;
- для индивидуальных предпринимателей - место жительства, указанное в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).
На основании пп. "н" п. 1 Правил с 01.07.2017 в строке 8 счета-фактуры необходимо указывать идентификатор государственного контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договора (соглашения) о предоставлении из федерального бюджета юридическому лицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал (при наличии).
При этом общий порядок написания в счетах-фактурах наименований налогоплательщика и покупателя (строки 2 и 6 счета-фактуры) ни с 01.10.2017, ни с 01.07.2017 не претерпел изменений. Согласно пп.пп. "в", "и" п. 1 Правил в этих строках для юридических лиц указывается полное или сокращенное наименование в соответствии с учредительными документами (как и ранее). Отсылки к ЕГРЮЛ указанные положения не содержат.
Далее рассмотрим подробно порядок заполнения упомянутых нами реквизитов счетов-фактур.

Наименование налогоплательщика и покупателя

Из положений пп.пп. "в", "и" п. 1 Правил следует, что в строках 2 и 6 счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование юридического лица. Данные положения не устанавливают приоритета применения полного или сокращенного наименования. То есть в счетах-фактурах можно указывать либо полное, либо сокращенное наименование.
Поскольку понятие "наименование" юридического лица ни нормы НК РФ, ни N 1137 не раскрывают, то на основании НК РФ обратимся к другим нормативным актам, расшифровывающим данное понятие.
В ГК РФ говорится, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Каждая организация должна иметь полное наименование и вправе иметь сокращенное наименование.
Кроме того, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование ( ГК РФ). Юридическое лицо также вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке ( ГК РФ).
По общему правилу полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке указывается в учредительных документах и ЕГРЮЛ ( ГК РФ, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Требования к фирменному наименованию акционерного общества закреплены в Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ). Согласно данной норме полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на его организационно-правовую форму - акционерное общество, а полное фирменное наименование публичного общества на русском языке - также указание на то, что общество является публичным. Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "акционерное общество" либо аббревиатуру "АО", а сокращенное фирменное наименование публичного общества на русском языке - полное или сокращенное наименование публичного общества и слова "публичное акционерное общество" либо аббревиатуру "ПАО".
Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов РФ может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов РФ, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.
Схожие положения о фирменных наименованиях ООО содержит Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).
Полное и сокращенное (при наличии) фирменные наименования обществ с указанием организационно-правовой формы должны содержаться в учредительных документах обществ ( Закон N 208-ФЗ, Закона N 14-ФЗ).
Как видим аббревиатуры ООО, АО, ПАО могут содержать только сокращенные фирменные наименования обществ. При этом такие наименования организации вправе иметь, но не обязаны.
Поэтому если дословно следовать положениям пп.пп. "в", "и" п. 1 Правил, то в случае отсутствия у юридического лица сокращенного фирменного наименования в строках 2 и 6 счета-фактуры в наименовании такой организации ее организационно-правовая форма должна указываться, например, как "Общество с ограниченной ответственностью". Если же организация имеет сокращенное фирменное наименование, то допустимо в наименовании указывать соответствующую аббревиатуру.
В то же время нормы , НК РФ требуют лишь указания наименования продавца и покупателя и не указывают на то, какое наименование организации (полное или сокращенное, полное фирменное или сокращенное фирменное, с аббревиатурой или нет) должно быть проставлено в счете-фактуре. При этом невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных , и НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом ( НК РФ). К тому же акты исполнительных органов власти, в том числе Правительства РФ, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, то есть нормы НК РФ в целом и НК РФ в частности, что прямо установлено НК РФ.
В связи с этим приведем разъяснения финансового и налогового ведомств относительно нарушения налогоплательщиками порядка заполнения строки 2 в счетах-фактурах, оформленных в соответствии с требованиями ранее действовавшего Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. В тот период в строке 2 счета-фактуры согласно положениям поименованного Постановления необходимо было указывать полное и сокращенное наименование продавца в соответствии с учредительными документами.
Уполномоченные органы пояснили, что нормами НК РФ порядок указания в счетах-фактурах полного или сокращенного наименования налогоплательщика не регламентирован, поэтому указание в строке 2 счетов-фактур полного или сокращенного наименования продавца в соответствии с учредительными документами не является причиной для отказа в вычете сумм НДС, указанных в таких счетах-фактурах ( Минфина России от 07.07.2009 N 03-07-09/32, УФНС России по г. Москве от 25.11.2009 N ).
Заметим, что нам не встретилось арбитражной практики, где бы рассматривался спор о правомерности принятия к вычету НДС, на основании счетов-фактур, в которых указана аббревиатура организационно-правовой формы покупателя или продавца, что может свидетельствовать об отсутствии претензий со стороны проверяющих по данному вопросу.
Указание в счете-фактуре аббревиатуры организационно-правовой формы в наименовании продавца и (или) покупателя вместо полного ее написания, на наш взгляд, не может служить препятствием для идентификации продавца и (или) покупателя. Поэтому такая ошибка (если ее такой признавать) не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС ( НК РФ).
Положения , НК РФ и пп.пп. "в", "и" п. 1 Правил не устанавливают требований к регистру букв (прописные, строчные) или шрифту для целей указания в счете-фактуре наименования продавца и покупателя. Не отсылают эти нормы и к ЕГРЮЛ.
Как указано в Минфина России от 02.05.2012 N 03-07-11/130, если в счете-фактуре имеются опечатки в наименовании покупателя (заглавные буквы заменены строчными и наоборот, проставлены лишние символы (тире, запятые) и др.), но такой счет-фактура не препятствует налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать вышеуказанные показатели, то такой счет-фактура не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога. Смотрите также Минфина России от 27.04.2010 N 03-07-09/28, УФНС России по г. Москве от 08.06.2011 N . Поэтому используемый при написании наименований регистр букв (заглавные или строчные), отличный от указанного в ЕГРЮЛ, также не считаем нарушением порядка заполнения соответствующих строк счета-фактуры.

Адрес в счете-фактуре

Из буквального толкования положений пп.пп. "г", "к" п. 1 Правил логично предположить, что информация об адресе продавца и покупателя указывается в счете-фактуре в строгом соответствии с данными, отраженными в ЕГРЮЛ. Какие-либо допущения или особенности заполнения этого реквизита (включая структуру и порядок отражения элементов адреса) Правилами не установлены.
При этом НК РФ не регламентирует ни порядок присвоения (или указания) адреса, ни порядок внесения записей в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), как и не раскрывают содержание понятия "адрес" (смотрите также Минфина России от 28.01.2015 N 03-07-09/2992).
В соответствии с Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 443-ФЗ) под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в РФ и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.
Согласно п. 2 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных во исполнение Закона N 443-ФЗ, Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221 (далее - Правила N 1221) к адресообразующим элементам относятся страна, субъект РФ, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации.
Во исполнение п. 52 Правил N 1221 Минфина России от 05.11.2015 N 171н утверждены Правила сокращенного наименования адресообразующих элементов (далее - Правила сокращения). Пункт 3 этого документа предусматривает, что при написании наименований адресообразующих элементов на русском языке используются сокращенные наименования республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, муниципальных образований, населенных пунктов, элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, идентификационных элементов объекта адресации, приведенные в Приложении к указанному документу. При этом не сокращаются наименования адресообразующих элементов только в том случае, когда расшифровка такого сокращения приводит к различному пониманию его наименования (п. 5 Правил сокращения, смотрите также п. 4.8 Национального стандарта Российской Федерации "СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила").
Учитывая изложенное, считаем допустимым заполнение с 01.10.2017 строк 2а и 6а счета-фактуры с применением общепринятых сокращений адресообразующих элементов согласно Приложению к Правилам сокращения (например: город - "г.", улица - "ул.").
В качестве дополнительного аргумента к сказанному можем привести Минфина России от 11.10.2017 N 03-07-09/66329, где на вопрос налогоплательщика о необходимости с 01.10.2017 в счетах-фактурах на реализацию товаров, работ или услуг указывать адрес продавца заглавными буквами и с учетом сокращений, примененных к составляющим адреса организации в ЕГРЮЛ, специалисты финансового ведомства ответили, что указание в счете-фактуре сокращенного адреса продавца, указанного в ЕГРЮЛ частично заглавными буквами, а частично прописными буквами, не является основанием для признания счета-фактуры, составленным с нарушением установленного порядка.
В Минфина России от 09.11.2009 N 03-07-09/57 также высказывалось мнение, что счета-фактуры, в которых адреса продавца и покупателя указываются с сокращенными словами, но при полном указании составляющих адреса (почтового индекса, названия города, улицы и т.д.), не являются составленными с нарушением установленного порядка. На наш взгляд, с 01.10.2017 приведенные разъяснения не утратили актуальности.
В связи с этим даже в случае признания изложенного выше порядка заполнения реквизита "Адрес" счета-фактуры (т.е. без буквального следования формату написания адреса, применяемому в ЕГРЮЛ) ошибочным, рисков у налогоплательщика-покупателя, связанных в применением вычетов НДС по соответствующим счетам-фактурам, мы не видим. Очевидно, что данные ошибки (если считать ошибкой применение общепринятых сокращений адресообразующих элементов и использование строчных букв) не препятствуют идентификации продавца и покупателя, и тем более наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимости, ставки и суммы НДС, предъявленной покупателю.

Идентификатор государственного контракта

Сразу отметим, что, по мнению финансового ведомства, налогоплательщик не имеет права исключать строки и графы из утвержденной формы счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры (п. 9 Правил, Минфина России от 08.09.2017 N 03-07-09/57881).
Поэтому счет-фактура должен иметь строку 8, в том числе и фразу "при наличии", тем более что эта фраза упомянута в , НК РФ.
Поскольку сам термин "идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)", как и государственный контракт, НК РФ не определен, то на основании НК РФ обратимся к иным нормативно-правовым актам.
Государственный контракт - это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт) государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд ( Закона N 44-ФЗ).
Идентификатор госконтракта используется при казначейском сопровождении, которое предусмотрено Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" ( Минфина России от 08.09.2017 N 03-07-09/57867).
"Правила казначейского сопровождения..." утверждены Правительства РФ от 30.12.2016 N 1552 (далее - Правила). Согласно пп. "д" п. 7 Правил идентификатор госконтракта подлежит указанию в договорах и расчетных документах, а также документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Порядок формирования Идентификатора госконтракта устанавливается Федеральным казначейством. На 2017 год этот порядок установлен , Приказа N 4н). К документам, подтверждающим возникновение денежных обязательств, относится в том числе договор (контракт) (Приложения 4.1 к Порядку, утв. Минфина России от 30.12.2015 N 221н).
Структура Идентификатора госконтракта установлена Приказа N 9н и Приказа N 4н.
При необходимости информацию об идентификаторе госконтракта для корректного заполнения счета-фактуры продавец (исполнитель) может уточнить у покупателя (заказчика).
Если товары (работы, услуги) реализуются в рамках обычных коммерческих сделок, то строка 8 счета-фактуры может оставаться не заполненной. Непроставление прочерка в строке 8 счета-фактуры и строке 5 корректировочного счета-фактуры в связи с отсутствием государственного контракта, договора (соглашения) не может являться основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС ( Минфина России от 08.09.2017 N 03-07-09/57870).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Бухгалтерам хорошо известно, что счет-фактуру крайне важно заполнять в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением № 1137 от 26.12.2011. Ведь иначе можно лишиться вычета НДС. Однако порой случаются нетипичные операции, оформление которых вызывает сомнения. К тому же документ постоянно развивается, в нем появляются новые поля. В статье расскажем, разъяснения по каким вопросам о заполнении счетов-фактур давали специалисты Минфина в последнее время.

Совсем недавно в счет-фактуру был добавлен новый реквизит - идентификатор государственного контракта. Его следует отражать в строке 8, а в корректировочном счете-фактуре - в строке 5.

Необходимость указывать этот параметр в счете-фактуре следует из новой редакции пунктов 5, 5.1,5.2 статьи 169 НК РФ. Идентификатор должен быть отражен в счете-фактуре в том случае, если он имеется. А есть он далеко не у любого договора или соглашения. Этот реквизит используется в контрактах в сфере государственных закупок, но опять же не во всех. Идентификатор указывается в госконтрактах по оборонному заказу и при казначейском сопровождении.

Вопрос наличия / присвоения идентификатора государственному контракту лежит вне компетенции налогоплательщика, который является его исполнителем. Поэтому его дело - отразить этот реквизит в счете фактуре в том случае, если он присвоен. В остальных случаях упомянутые выше поля, которые предназначаются для идентификатора, оставляются пустыми. Такое пояснение содержится в письме Минфина РФ от 11.08.2017 № 03-07-09/51657.

Обратите внимание! Идентификатор, присваиваемый оборонным контрактам, представляет собой 25-значный цифровой код. Длина же кода идентификатора, который присваивается при казначейском сопровождении госконтрактов и соглашений, составляет 20 знаков. Какой из них нужно указывать в счете-фактуре? Контролирующие органы по этому поводу никаких рекомендаций не давали. Поэтому на всякий случай специалисты рекомендуют указывать оба идентификатора.

Вопрос 2. Чьи данные должен указывать в счете-фактуре комиссионер?

Комиссионеры выставляют счета-фактуры при реализации товара комитента от своего имени. При этом налогоплательщики иногда задаются вопросом, что указывать в строках 2, 2А и 2Б. По правилам из постановления № 1137, здесь следует приводить реквизиты продавца. Но кто в этом случае считается продавцом - комиссионер или комитент?

Недавно Минфин в очередной раз подтвердил, что при осуществлении реализации от своего имени комиссионер должен указывать собственные данные (письмо Минфина от 19.07.2017 № 03-07-09/45747). В графе 2 указывается наименование комиссионера, в строке 2А - его адрес, в строке 2Б - его ИНН/КПП.

Если же комиссионер приобретает для комитента товар от своего имени, то ситуация совсем иная. В этом случае в указанных строках следует отражать параметры продавца товаров.

Вопрос 3. Как заполнить строку 3, если продавец сам отправляет груз?

В строке 3 счета-фактуры нужно указывать наименование и почтовый адрес грузоотправителя. Если груз отправляет сам продавец, то еще раз переписывать его параметры не надо. В этом случае в строке 3 указывается «он же». Чтобы обеспечить идентичность данных в счете-фактуре и первичных документах, сроку 3 можно заполнить также, как это сделано в товарной накладной. Такие разъяснения Минфин дает в своем письме от 21.07.2017 № 03-07-09/46548.

Вопрос 4. Как отразить в электронном счете-фактуре, что «первичку» ведет сторонняя организация?

Налогоплательщик поручил вести первичные документы сторонней компании. Как это должно быть отражено в электронном счете-фактуре? Разъяснения Минфина по этому вопросу даны в письме от 3 мая 2017 г. № СА-4-15/8461.

Каждый первичный документ должен содержать все обязательные параметры, в том числе наименование экономического субъекта, составившего документ. Электронный счет-фактура содержит элемент «НаимЭконСубСост», обязательный к заполнению. В нем следует указать наименование организации, которая составила файл обмена счета-фактуры. Также в электронной форме документа предусмотрен необязательный элемент «ОснДоверОргСост». Он предназначен для отражения основания, на котором указанный субъект формирует счет-фактуру. Заполнение этих полей дает возможность определить, кто и почему составил документ от имени продавца.

Вопрос 5. Как заполнить счет-фактуру, если товар продает обособленное подразделение?

В своем письме от 18.05.2017 № 03-07-09/30038 Минфин ответил следующее. Плательщиками НДС являются организации и предприниматели, а также приравненные к ним лица, перемещающие товары через границу России. Обособленные подразделения НДС не платят. Поэтому и счета-фактуры они могут составлять лишь от имени основной организации.

А вот в строке 2Б следует указывать КПП обособленного подразделения, а не головной организации. Но даже если КПП будет указан неверно, вычету это препятствовать не может. Ведь такая ошибка не мешает идентификации основных параметров сделки - ее объекта и сторон, суммы, размера и ставки НДС.

Вопрос 6. Какие данные о регистрации ИП указывать в электронном документе?

Предприниматель должен указать в счете-фактуре данные о своей государственной регистрации. Для этого в электронную форму документа были введены специальные элементы: «СвГосРегИП» и «ГосРегИПВыдДов». В них следует отражать реквизиты Свидетельства о государственной регистрации предпринимателя. Однако с 1 января 2017 года налоговые органы не выдают такое свидетельство. Теперь тот факт, что предприниматель внесен в реестр, подтверждается листом записи ЕГРИП.

Таким образом, предприниматели, зарегистрированные до начала текущего года, как и прежде, указывают в счете-фактуре параметры Свидетельства о госрегистрации. Те же, кто стал ИП позже указанной даты, отражают в документе данные листа записи ЕГРИП: ОГРНИП и дату внесения записи в реестр.

Вопрос 7. Как заполнить счет-фактуру, если импортные товары упакованы в России?

Товар был ввезен в Россию и подвергся здесь вторичной упаковке. Что указывать в счете-фактуре в графе 11 «Номер таможенной декларации» при его реализации?

В соответствии с Налоговым кодексом, в отношении ввезенных товаров в счете-фактуре следует указывать номер таможенной декларации. Вместе с тем определено, что Россия будет считаться страной происхождения товара в том случае, если на ее территории он подвергся достаточной обработке (переработке). Если же упаковка товара на территории РФ не влечет смены страны происхождения, то в графе 11 счета-фактуры следует указывать данные ввозной таможенной декларации. Такое мнение содержится в письме Минфина от 07.04.2017 № 03-07-09/20667.

Вопрос 8. Вправе ли главбух подписать счет-фактуру за директора?

Руководитель отсутствует в течение нескольких дней, однако необходимо подписать счета-фактуры. Может ли главный бухгалтер сделать это один?

Счет-фактура должен быть подписан руководителем организации и главным бухгалтером либо иными уполномоченными лицами. При этом подписать документ может одно лицо, которое имеет полномочия ставить подпись и руководителя, и главбуха. С этим согласны в ФНС (письмо от 18.06.2009 № 3-1-11/425@) и в Минфине (письма от 21.10.2014 № 03-07-09/53005, от 02.07.2013 № 03-07-09/25296).

То есть когда руководитель в отпуске, главный бухгалтер должен подписать документ и за себя, и за него. Однако поставить подпись за руководителя главбух может только в том случае, если он на это уполномочен приказом или доверенностью от имени организации. Такой позиции придерживаются в Минфине (письмо от 21.10.2014 № 03-07-09/53005), ссылаясь на правила из постановления № 1137.

Таким образом, перед отъездом руководителя стоит убедиться, что главный бухгалтер обладает соответствующими полномочиями, данными ему приказом или доверенностью от имени организации.

Вопрос 9. Не является ли нарушением новая нумерация счетов-фактур каждый месяц?

Закон требует, чтобы в счете-фактуре были указан порядковый номер и дата составления. В постановлении № 1137 есть требование о хронологической нумерации. Никаких иных особенностей проставления номеров в счете-фактуре ни в Налоговом кодексе, ни в ином правовом акте не определено.

Это значит, что организация может самостоятельно определить, как именно будет формировать номера счетов-фактур, и закрепить этот порядок в учетной политике. Но как бы то ни было, снимать вычет из-за нумерации неправомерно. Такие выводы следуют из письма Минфина от 12.01.2017 № 03-07-09/411.

Вопрос 10. Можно ли заявить вычет НДС, если в счете-фактуре указана неверная стоимость?

В соответствии с пунктом 2 статьи 169 НК РФ, не любая ошибка в счете-фактуре повлечет отказ в вычете НДС. Если она не мешает идентифицировать продавца и покупателя, наименование объекта сделки, его стоимость, ставку и сумму НДС, то вычету не препятствует.

Из этого следует, что ошибка в стоимости, в том числе и арифметическая, как раз является критичной. На основании такого счета-фактуры принять к вычету НДС нельзя. Об этом Минфин еще раз напомнил в письме от 19.04.2017 № 03-07-09/23491.

Кроме того, не получится вычесть НДС, если в счете-фактуре неверно указано наименование объекта сделки (письмо Минфина от 17.11.2016 № 03-07-09/67406) либо данные о валюте — код или ее наименование (письмо Минфина РФ от 11.03.2012 № 03-07-08/68).

С 1 октября 2017 года применяется новая форма счета-фактуры. Что изменилось в составе бланка? Зачем понадобилось вносить коррективы? Затронули ли изменения форму корректировочных счетов-фактур? Правда ли, что начинают действовать новые правила заполнения и хранения счетов-фактур? Расскажем о том, какие новые поля добавились в счет-фактуру и приведем образец заполнения. Также вы сможете скачать новый бланк (уже с учетом поправок).

Для чего нужны счета-фактуры: базовые знания

Счет-фактура – это документальное основание для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм НДС к вычету (возмещению). Это следует из пункта 1 статьи 169 Налогового кодекса РФ. Счет-фактуру налоговое законодательство требует оформлять каждый раз при реализации товаров, работ, услуг или имущественных прав. Счета-фактуры могут формироваться на бумажном носителе или в электронном виде. Бумажная форма и правила ее заполнения определены в приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 утверждены действующие формы и Правила заполнения (ведения) следующих документов, используемых при расчетах по НДС:

  • счета-фактуры (приложение № 1);
  • корректировочного счета-фактуры (приложение № 2);
  • журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (приложение № 3);
  • книги покупок (приложение № 4);
  • книги продаж (приложение № 5).

Если продавец желает направлять покупателям счета-фактуры в электронном виде, то требуется, чтобы покупатель был с этим согласен. При этом средства приема, обмена и обработки счетов-фактур в электронном виде продавца и покупателя должны быть совместимы. Они должны отвечать установленным форматам (абз. 2 п. 1 ст. 169 Налогового кодекса РФ). Счета-фактуры в электронном виде выставляют и получают в порядке, который утвержден Приказом Минфина России от 10.11.2015 № 174н.

Очередное изменение формы счета-фактуры

С 1 октября 2017 года форма счета-фактуры вновь изменилась. Теперь поправки предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 19.08.2017 № 981. Вы можете скачать этот документ по .

Что именно изменилось в форме счета-фактуры

Теперь подробно расскажем об изменениях в счете-фактуре с 1 октября 2017 года. Мы выделили главные из них.

Добавили новую графу «Код вида товара»

С 1 октября 2017 года в форме счета-фактура появилась новая графа 1а «Кода вида товара». Ее нужно заполнять организациям, вывозящим товары за пределы РФ в страны ЕАЭС. Код вида товара нужно будет указывать в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС.

Появились правила для экспедиторов

С 1 октября 2017 года порядок заполнения счета-фактуры дополнен новыми положениями. Они применяются в случаях, если счет-фактуру составляют экспедитор, застройщик или заказчик, выполняющий функции застройщика, при приобретении у одного и более продавцов товаров (работ, услуг) имущественных прав от своего имени.

Так, в частности, с 1 октября 2017 года прописали порядок составления счетов-фактур для экспедиторов, которые организуют перевозки силами сторонних компаний. До этого правил для них не было. Поэтому экспедиторы заполняли счета-фактуры по правилам, установленным для комиссионеров (письма Минфина России от 10.01.2013 № 03-07-09/01).

Экспедитор, который организует перевозки силами сторонних перевозчиков, вправе составлять «сводные» счета-фактуры. В них он отражает данные счетов-фактур, полученных от перевозчиков-исполнителей. По новым правилам с 1 октября 2017 года экспедитор, который делает приобретения от своего имени за счет клиента, должен будет указывать в «сводных» счетах-фактурах:

  • в строке 1 – дату и номер «сводного» счета-фактуры по хронологии экспедитора;
  • в строке 2 – полное или сокращенное наименование продавца (экспедитора), Ф. И. О. предпринимателя (экспедитора);
  • в строке 2а – адрес экспедитора;
  • в строке 2б – ИНН и КПП продавца (экспедитора);
  • в строке 5 – реквизиты (номер и дату составления) платежно-расчетных документов о том, что экспедитор перевел деньги продавцам, а клиент – экспедитору – через знак «;»;
  • в графе 1 – наименования товаров (работ, услуг) в отдельных позициях по каждому продавцу;
  • в графах 2–10 – по каждому продавцу данные из выставленных ими экспедитору счетов-фактур.

С 1 октября 2017 год экспедиторы могут оформлять сводные счета-фактуры. В сводном счете-фактуре в строках «Продавец», «Адрес», «ИНН/КПП» продавца можно указывать собственные данные. То есть данные экспедитора, а не третьих лиц, оказывающих услуги экспедитору.

Цена определяется расчетным способом: как заполнять счет-фактуру

Иногда бухгалтеры сталкивались с вопросом о том, как заполнять счета-фактуры, если цена по договору определялась расчетным способом. Этот вопрос актуален, когда цена товара (работы, услуги) – это разница между стоимостью с учетом НДС и суммой НДС. В Правилах заполнения счета-фактуры с 1 октября 2017 разъясняется, что в этих случаях графа 4 счета-фактуры – это разница между графами 9 и 8. Такой подход к заполнению графы 4 применяйте, если:

  • было реализовано имущество, учтенное при покупке с учетом НДС (п. 3 ст. 154 НК РФ);
  • реализовали сельскохозяйственную продукцию, закупленную у физлиц (п. 4 ст. 154 НК РФ);
  • продали автомобили, ранее приобретенные у физлиц (п. 5.1 ст. 154 НК РФ);
  • передали имущественные права (п. 1–4 ст. 155 НК РФ).