Право на благоприятную окружающую среду план. Право на благоприятную окружающую среду. Организации по охране природы

Право на благоприятную окружающую среду - одно из основных конституционных прав человека , относящееся к разряду экологических прав . По времени конституционализации это право относится к самому последнему "поколению". Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 г. и широкое распространение получило лишь в конце 1980-х - начале 1990-х гг., в основном в конституциях постсоциалистических стран. Право на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность всех физических и юридических лиц, а также гос. органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды. Конституция РФ, закрепляя в ст. 42 Право на благоприятную окружающую среду, подкрепляет и дополняет его другими экологическими правами: правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и правом на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба. Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных государственных органов. Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан и их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий. Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд, республиканские, областные, краевые и местные фонды, которые образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства. Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан. За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность. Экологические общественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства; создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы); требовать назначения государственной экологической экспертизы; выступать с изложением своей платформы в средствах массовой информации. Согласно ст.13 Закона РФ об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г. государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством. В частности, граждане и общественные объединения граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в несвоевременной или искаженной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане - до десятикратного размера минимальной заработной платы, должностные лица - до двадцатикратного размера минимальной заработной платы). В полном объеме подлежит возвращению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении величины вреда учитывается степень утраты трудоспособности потерпевшего; необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья; затраты на уход за больным; упущенные профессиональные возможности; затраты связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии; потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском иметь детей с врожденной патологией. При определении ущерба имущества учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования; упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия. Возмещение вреда здоровью граждан производиться на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления - из средств государственных экологических фондов. Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещает причиненный вред согласно ст.454 ГК. Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечет прекращение деятельности; отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т.д., ограничение отдельных видов природопользования. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды. Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан.

Экологическое право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды.

Окружающая среда - главный объект экологического права. Состоит из:

    природных объектов,

    природно-антропогенных объектов,

    ан­тропогенных объектов.

Основные экологические права гражданина (см. ст. 42 Конституции РФ):

а) на благоприятную окружающую среду;

б) на достоверную инфор­мацию о ее состоянии;

в) на возмещение ущерба, причиненного экологи­ческим правонарушением.

Благоприятность среды определяется ее соответствием нормативам: чистоты, ресурсоемкости, видового разнообразия, эстетического бо­гатства.

Способы защиты экологических прав:

    создание общественных природозащитных организаций;

    обращение с жалобами, заявлениями, предложениями;

    участие в собраниях и митингах;

    обращение в суд.

Принципы охраны окружающей среды:

    законность;

    контроль за соблюдением обязательных программ природопользования и охраны окружающей среды;

    совмещение государственного и местного регулирования экологи­ческих правоотношений;

    возмещение вреда, нанесённого окружающей среде.

За экологические правонарушение предусмотрены административ­ная, гражданско-правовая и уголовная ответственности.

5.13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)

Международное гуманитарное право - совокупность норм, опреде­ляющих единые для международного сообщества права и свободы чело­века, устанавливающее обязательства государства по обеспечению, за­креплению и охране этих прав.

Права человека - это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное сущест­во.

К ним относятся:

    право на жизнь,

    на свободу и личную неприкос­новенность,

    на честь и достоинство,

    на гражданство (а, следователь­но, на защиту государства),

    свобода совести,

    равенство перед законом и судом,

    презумпция невиновности,

    свобода выбора места жительства,

    неприкосновенность жилища и частной жизни,

    право на тайну пере­писки,

    политические права,

    экономические права,

    культурные права,

    право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства,

    право на достойное существование и право на развитие народа.

Система международной защиты прав.

В рамках ООН (193 государства):

    Генеральная Ассамблея ООН.

    Третий комитет ООН.

    Комиссия по правам человека при экономическом и социальном совете (ЭКОСОС).

    Комитет по правам человека.

Основной документ - Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)

    Европейский суд по правам человека.

    Комиссар Совета Европы по правам человека.

Основной документ - Европейская конвенция о защите прав чело­века и основных свобод (1950 г.)

В рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ):

    наблюдатели ОБСЕ.

Основной документ - Заключительный акт Совещания по безопас­ности и сотрудничеству в Европе (1975 г.).

Основные положения международного гуманитарного права, всту­пающие в силу в военное время:

1) гражданское население (не занятое в вооружённом конфликте) имеет право на жизнь, уважение к своей чести и достоинству, личную неприкосновенность;

2) ведение военных действий только против военных объектов, не касаясь мирного населения;

4) уважительное отношение к военнопленным, лечение в случае не­обходимости, запрет на убийство добровольно сдавшихся в плен;

5) соблюдение основных судебных гарантий.

План темы:

I. Благоприятная окружающая среда

1.1 Понятие «благоприятная окружающая среда»

1.2 Основные экологические права граждан и иных физических лиц

II. Способы защиты права на благоприятную окружающую среду

III. Нормативы качества

Благоприятная окружающая среда – это состояние окружающей природной среды, которая не оказывает негативного воздействия на здоровье и жизнедеятельность человека, животных, растений и других живых организмов.

Основные экологические права граждан и иных физических лиц (по Конституции РФ, ст. 42)

НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВА СУЩНОСТЬ ПРАВА

Право на благоприятную окружающую среду

Является естественным правом человека, т.е. принадлежащим ему от рождения.

Реализация права связана:

— с финансовыми, материальными, организационными и иными возможностями органов власти;

— с собственными определенными усилиями человека (участие в природоохранных мероприятиях)

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Реализация права связана:

— с обращениями, запросами граждан к уполномоченному органу власти;

— с обязанностью государственных органов по охране окружающей среды ежегодно готовить доклад о состоянии окружающей среды в субъектах РФ и на базе его – федеральный доклад, который затем обнародуется;

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением

Экологическое правонарушение – виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.

Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) устанавливает несколько видов юридической ответственности за экологические преступления: дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную

Способы защиты права на благоприятную окружающую среду.

НЕСУДЕБНЫЕ:

🔻 Непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;

🔻 Обращение в органы государственной власти РФ, ее субъектов, органы местного самоуправления, в иные организации и к должностным лицам: 1. В целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране 2. С жалобами, заявлениями, предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на нее;

🔻 Активное участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях;

🔻 Выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в ее проведении в установленном порядке;

🔻 Оказание содействия органам государственной власти РФ, ее субъектов, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

🔻 Обращение в правоохранительные органы по фактам совершения уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжалование действий/бездействий органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры;

СУДЕБНЫЕ:

🔻 Обращение граждан в суды общей юрисдикции. Нарушенные экологические права восстанавливаются путем вынесения решения, например, 1. В возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием 2. Об обязании уполномоченного органа власти представить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды 3. Об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера

🔻 Обращение граждан в арбитражный суд, если имеют место следующие факты, например. 1. Отказ специально уполномоченного органа в выдаче лицензии на природопользование 2. Нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании своих обязанностей и др.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ:

🔻 Планирование и финансирование природоохранных мероприятий

🔻 Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов;

🔻 Введение экологического нормирования – закрепленных в нормативных правовых актах экологических критериев предельно допустимого химического, физического и биологического воздействия на окружающую среду.

Нормативы качества – это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и предельно допустимых уровней вредных воздействий.

Нормативы устанавливают пределы допустимых выбросов и сбросов вредных веществ для различных источников воздействия на окружающую среду:

✔︎ установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды воздействия;

✔︎ предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии;

✔︎ возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека;

Экологическое право

К экологическим правам человека в соответствии с Конституцией РФ относятся:
– право на благоприятную окружающую среду;
– право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
– право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением.
Право на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность всех физических и юридических лиц, а также государственных органов принимать меры для сохранения окружающей среды.
Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается:
– планированием и нормированием качества окружающей среды;
– мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
– социальным и государственным страхованием граждан;
– образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, санитарно-эпидемиологического надзора.
При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных государственных органов.
Граждане обладают широкими
полномочиями для реализации своих экологических прав:
– возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в них, делать взносы;
– принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды;
– обращаться с письмами, петициями, требовать их рассмотрения;
– требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности;
– ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан.
За экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации – административную и гражданско-правовую ответственность.
Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения её финансирования соответствующими банковскими учреждениями.

Экологическое право

(В соответствии с требованиями к заданию 35 /С-8/ ЕГЭ по обществознанию)

    Определение экологического права как совокупности юридических норм, предназначенных для регулирования поведения людей по отношению к окружающей природной среде.

    Объекты охраны окружающей среды от загрязнения:

    1. Земли, недра, почвы

      Поверхностные и подземные воды

      Леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд

      Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство

    Международные организации, призванные охранять природу:

    1. Всемирная метеорологическая организация (ВМО)

      Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

      Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП)

    Экологическое право в РФ и его нормы.

    Источники права в области экологии:

    1. Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «О животном мире»

      Земельный Кодекс РФ

      Водный Кодекс РФ

      Лесной Кодекс РФ

    Принципы экологического права

    1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека

      Рациональное использование природных ресурсов

      Неотвратимость ответственности

      Соблюдение требований природоохранного законодательство

      Международное сотрудничество в охране окружающей среды

      Научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов обществ

    Контрольно-надзорная деятельность государства в области охраны окружающей среды:

    1. Предупредительный контроль

      Последующий контроль

      Мониторинг

    Экологические правонарушения (виновные противоправные поступки, нарушающие природоохранное законодательство и причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека).

    Юридическая ответственность:

    1. Дисциплинарная (связана с трудовой деятельностью работников, не выполняющих требования по охране окружающей среды)

      Гражданско-правовая ответственность (причинение вреда природной среде, здоровью человека)

      Уголовная ответственность (нарушение правил охраны окр. среды при производстве работ, загрязнение вод, атмосферы, порча земли)

    Экологическое страхование (в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков)

Раздел 5. Тема 49. Право на благоприятную окружающую среду.

Экологическое право – это отрасль права, которая регулирует экологические отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды .

Окружающая среда

природная среда природно-антропогенная антропогенная

Природная среда (природный ландшафт ) : земля, недра, почва, атмосферный воздух, растительный и животный мир, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство.

Природно-антропогенный объект - природный объект, изменённый или созданный человеком (лесопосадки, сады).

Антропогенный объект (от греч. аnthropos - человек + genes - рождающий, рожденный) –объект созданный человеком (здания, дороги, инженерные сети).

Нормы экологического права:

    природоресурсные

    природоохранные

Источники экологического права:

    Декларация по окружающей среде и развитию (принята ООН в Рио-де-Жанейро в 1992г.):

«Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой».

    Конституция РФ (ст. 42):

Право на благоприятную окружающую среду

На достоверную информацию о её состоянии

На возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 3 – право на благоприятную окружающую среду и, ст. 11 - право на достоверную информацию о ней)

    Федеральный закон «О недрах»

    Федеральный закон «О защите окружающей среды»

Благоприятная окружающая среда – окружающая среда в соответствии с экологическими нормативами, касающиеся её чистоты (незагрязнённости), ресурсоёмкости (неисчерпаемости), видового разнообразия и эстетического богатства.

Способы защиты экологических прав:

    Создавать общественные организации по защите природы

    Обращаться с жалобами

    Участвовать в митингах

    Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде, здоровью человека.

Экологическая ответственность:

    Гражданско-правовая (имущественная)

    Дисциплинарная (за вред имуществу работодателя – Трудовой Кодекс)

    Административная (с должностных лиц штраф 10-15 МРОТ)

    Уголовная (штраф 200-500 МРОТ)

План учебного занятия № 46

Тема:

Вид учебного занятия: урок изучения нового материала

Цель занятия:

Задачи:

Образовательная: способствовать формированию научных представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду, ознакомить обучающихся с различными способами защиты экологических прав.

Развивающая: способствовать развитию умения анализировать актуальную информацию о социальных объектах.

Воспитывающая: формирование бережного отношения к природе. Раскрыть суть экологических правонарушений и основные меры эколого-правовой ответственности.

Методы: проблемного обучения,работа с текстом, работа с нормативно-правовым актом, работа с видеофрагментом.

Межпредметные связи:

География (глобальные проблемы человечества).

Обеспечение занятия:

Фильм «Глобальные проблемы человечества», учебник «Обществознание» под редакцией Боголюбова, раздаточный материал.

Требования к знаниям обучающихся:

Обучающиеся должны знать: обязанности гражданина РФ.

Обучающиеся должны уметь: раскрывать на примерах изученные теоретические положения, осуществлять поиск информации (текст, таблица, схема).

Организационный момент – приветствие, проверка посещаемости и готовности обучающихся к занятию. Сообщение темы.

Мотивация:

Сегодняшнее занятие я хотела бы начать словами Н.Ф. Реймера (советский эколог): Не природе нужна наша защита, это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить.

Согласны ли вы с этим утверждением? Объясните свою точку зрения.

Наше поколение стало свидетелем драматических событий, которые изменили природу отношений человека с окружающей его средой. Стремительный рост народонаселения Земли, а также научно-технический прогресс способствуют усилению воздействия человека на окружающую среду. Человечество должно осознать, что взаимосвязь его и Земли резко изменила свой характер, что разрушение окружающей среды может иметь глобальные последствия, а единственный выход из создавшегося положения – это не воздействие на окружающую среду, а взаимодействие с ней.

Сегодня всё чаще мы слышим такие слова как международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, международное экологическое право. Что же стоит за этими словами, каким смыслом наполнены эти выражения, почему и зачем возникла потребность развития отдельной отрасли – экологического права?

Целеполагание: познакомиться со способами защиты права на благоприятную окружающую среду.

Актуализация: (устный опрос)

    Перечислите обязанности гражданина РФ;

    Сформулируйте определение понятия «Экология»;

Изучение нового материала:

План изучения нового материала:



1. Общая характеристика экологического права.

Все задания прописаны в рабочем листе обучающегося (приложение 1).

Задание для обучающихся 10 минут

Экологическое право – совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды (экологические отношения).

Специфика экологических отношений – отношения по использованию и охране окружающей среды.

Экологические отношения включают:

*отношения по использованию окружающей среды – регулирует отношения по рациональному использованию природных ресурсов;

*отношения по охране окружающей среды – регулирование этой группы отношений для предотвращения деградации природы.

Структурные компоненты НЕЛЬЗЯ рассматривать отдельно друг от друга (только вместе).

Составные части окружающей среды: природные объекты (море, воздух), природно-антропогенные объекты (сад, пруд), антропогенные объекты (дороги, город).

Структура источников экологического права:

Конституция РФ=ФЗ «Об охране окружающей среды» = ст. 3 Право на благоприятную окружающую среду

2. Право человека на благоприятную окружающую среду

Задание для обучающихся 10 минут

Задание для обучающихся 5 минут

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 10 минут.

Приложение 2

Конституция РФ в ст. 42 закрепила право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 11) гражданам также было предоставлено право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Аналогичное требование об обеспечении граждан информацией установлено Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха". В соответствии со ст. 29 этого Закона граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него.

3. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения .

Задание для обучающихся (Работа с текстом стр. 241-242). 10 минут

    стр.244-245

Задание для обучающихся (Работа с текстом стр. 246-247). 5 минут

    Сформулируйте виды ответственности за нарушение экологического права стр. 243-244.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 5 минут.

Задание для обучающихся (Работа с текстом документа стр. 248-249). 10 минут

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 5 минут.

Просмотр видеофрагмента 3 минуты.

Способы защиты экологических прав: 1) создание общественных объединений; 2) обращение в органы власти с жалобами, заявлениями и предложениями; 3) участие в собраниях, митингах по охране окружающей среды; 4) судебный иск о возмещении вреда окружающей среде.

Законодательство предусматривает 4 вида ответственности за совершённые экологические правонарушения:

    административную (вся 8 глава КоАП РФ посвящена этому);

    дисциплинарную (трудовой кодекс);

    имущественную (гражданский кодекс);

    уголовную (в уголовном кодексе глава 26).

Подведение итогов.

    Выставление оценок.

Преподаватель И.В. Атаманчук

Приложение 1

Рабочий лист

Тема: Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты

План занятия:

1. Общая характеристика экологического права.
2. Право человека на благоприятную окружающую среду.
3. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Задание № 1 Общая характеристика экологического права.
(Работа с текстом стр. 239-241). 10 минут

    Дайте определение понятию «Экологическое право».

    Сформулируйте специфику экологических отношений.

    Определите составные части окружающей среды.

    Составьте иерархичную структуру источников экологического права.

Задание № 2 Право человека на благоприятную окружающую среду.

    Используя текст Конституции РФ, перечислить экологические права и обязанности (оформить в виде таблицы с указанием главы, статьи, содержания). (Работа с текстом Конституции РФ). 10 минут

№№ Главы и статьи

№№ Главы и статьи

    Дайте полную характеристику права на информацию о состоянии окружающей среды (составить развернутый план). (Работа с текстом стр. 243-244). 5 минут

Задание № 3 Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

    Дайте характеристику способов защиты экологических прав, используя стр.244-245. 10 минут

    Сформулируйте виды ответственности за нарушение экологического права стр. 246-247. 5 минут

    Ответьте на вопросы к документу стр. 248-249 (устно).

Подведение итогов.

    Рефлексия: Закончите фразу «Сегодня на занятии я…»

    Домашнее задание: составить таблицу по видеофрагменту (наименование колонок: проблема, вид ответственности, санкция). Внеаудиторная работа: «Экологические правонарушения» (1) – презентация.

Приложение 2

№№ Главы и статьи

Экологические права граждан РФ

№№ Главы и статьи

Экологические обязанности граждан РФ

Гл. 2 ст. 42.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду,

Гл. 2 ст. 58.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду,

достоверную информацию о ее состоянии

бережно относиться к природным богатствам.

и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.