Правовая система россии. Правовая система российской федерации Отрасли входящие правовую систему рф

Видео по теме

Принимается по итогам референдума, изменения в главы 1, 2 и 9 вносятся на основании решения Конституционного собрания и референдума, в главы 3-8 изменения вносит Федеральное собрание с одобрением субъектами РФ. Изменение наименований субъектов РФ (ст. 65 Конституции) может осуществляться указами президента РФ

Подписываются председателем Правительства РФ

Ведомственные акты

Частью 4 статьи 15 Конституции РФ установлено верховенство международных договоров над действующим законодательством России. В случае противоречия между законодательством и международным договором Российской Федерации, применяются правила международного договора. На практике это означает, что при наличии разногласий, граждане, организации, государственные органы, суды руководствуются нормами международного договора до того времени, пока законодательство не будет приведено в соответствии с ним.

Вместе с тем, международный договор Российской Федерации считается вступившим в силу, если прошёл все необходимые стадии согласования и подписания, а также, при необходимости, ратификацию.

Федеральные законы - ключевой элемент законодательного регулирования в России и могут затрагивать любые вопросы, отнесённые Конституцией РФ к предметам ведения федерации либо совместного ведения федерации и субъектов РФ, и требующие государственного регулирования. Нормы федеральных законов являются обязательными для исполнения на всей территории страны, а все акты меньшей юридической силы не должны им противоречить. Вместе с тем, ответственность за неисполнение норм федеральных законов наступает только в том случае, если она явно предусмотрена самим законом, либо другими законами, включая уголовный кодекс или кодекс об административных правонарушениях.

При этом федеральные законы принимаются в первую очередь по предметам, относящимся к ведению Российской Федерации (установлено ст. 71 Конституции РФ) и совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ).

принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением

обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам

природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры

установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации

общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта

установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки

координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение

метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учёт

Указы и распоряжения Президента РФ принимаются по вопросам предметов ведения федерации и не могут противоречить Конституции и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ). Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории России.

Конституцией не определяется правовое различие указа и распоряжения. Вместе с тем, распоряжением президента РФ дано следующее толкование:

  • указ - решения президента нормативного характера, то есть предписания, рассчитанные на постоянное или многократное действие, а также решения о назначении и освобождении от должности руководителей центральных органов и иных структур системы федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, почетных званий РФ, о помиловании;
  • распоряжение - решения президента по оперативным, организационным и кадровым вопросам , а также по вопросам работы Администрации президента РФ; при этом распоряжения не должны содержать предписаний, носящих нормативный характер.

К слову, правом давать официальное разъяснение отдельных положений указов и распоряжений наделено Государственно-правовое управление президента РФ (ГПУ).

В соответствии со статьёй 114 Конституции РФ, Правительство России имеет следующую компетенцию:

  • разработка федерального бюджета с представлением его в Государственную Думу, исполнение федерального бюджета;
  • проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • управление федеральной собственностью;
  • осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • иные полномочия, возложенные на Правительство Конституцией, федеральными законами, указами президента.

По этим вопросам, а также в рамках исполнения Конституции, федеральных законов, нормативных указов президента Правительство РФ издаёт постановления и распоряжения, обеспечивая их исполнение. К слову, разрабатываемые проекты указом президента по перечисленным вопросам должны согласовываться с Правительством.

Различие между постановлением и распоряжением определено федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»:

  • постановления - акты, имеющие нормативный характер (то есть адресованные неограниченному кругу лиц и предполагающие постоянное или многократное действие);
  • распоряжения - акты не имеющие нормативного характера.

В случаях, когда постановления и распоряжения Правительства РФ противоречат Конституции, федеральным законам и указам президента они могут быть отменены президентом.

Ведомственные нормативные акты

В рамках реализации норм федеральных законов и постановлений (распоряжений) Правительства РФ, федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) могут принимать нормативные правовые акты, определяющие порядок действий по определённым вопросам государственного регулирования и распространяющиеся на неопределённый круг лиц. Возможные виды нормативных актов: постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения. При этом ключевой особенностью является процедура государственной регистрации в Минюсте России, только после прохождения которой нормативный правовой акт считается имеющим силу. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе самостоятельно издавать нормативные правовые акты.

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти имеют право принимать ведомственные акты ненормативного характера. Их регистрация в Минюсте России не требуется, но подобные акты воздействуют на ограниченный круг лиц, прямо определённый в документе.

Акты федеральных органов исполнительной власти могут быть приостановлены или отменены Правительством РФ.

Особенности принятия ведомственных актов

Правительством РФ определён порядок разработки и принятия ведомственных актов, а также их приостановления и отмены. В ряде случаев, проект нормативного правового акта ФОИВ должен быть перед государственной регистрацией согласован с другими ведомствами, и/или пройти оценку регулирующего воздействия.

Законы субъектов РФ могут издаваться по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, в соответствии с федеральными законами, и по вопросам , отнесённым к исключительной компетенции регионов. При этом законы субъектов не могут противоречить федеральным законам, если принимаются по вопросам относящимся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ; и не могут противоречить Конституции РФ, если принимаются по вопросам , отнесённым к ведению исключительно субъектов РФ.

Региональные подзаконные акты - это постановления, распоряжения, приказы и иные акты, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ в развитие федеральных и региональных законодательных актов, а также в целях реализации указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Трудовое право - отрасль российского права, предметом которой является регулирование трудовых отношений между работником и работодателем и других, связанных с трудовыми отношениями. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим трудо-правовые отношения в России является Трудовой кодекс РФ.

Земельное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю, а также её межевания, особенностей гражданского оборота земли, ограничения по пользованию землей как уникальным природным объектом, а также деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования земли и её охраны.

Поскольку ст. 15 Конституции РФ закрепляет основы механизма взаимодействия международного и национального права, необходимо определить: что следует включать в правовую систему РФ? Федеральное законодательство содержания данного понятия не раскрывает.

В отечественной юридической науке проблематика правовой системы активно начала разрабатывается с середины 70-х гг. XX в.: при этом исследования велись и ведутся преимущественно в рамках общей теории нрава. Сам термин "правовая система" используется в отечественной науке в нескольких значениях. В зависимости от контекста оно может означать:

  • 1) систему права с точки зрения ее организационного строения (совокупность принципов права, отраслей, подотраслей, правовых институтов и т.д.);
  • 2) совокупность правовых норм какого-либо государства (национальная правовая система или семья правовых систем) или МП;
  • 3) социально-правовой феномен, образуемый различными элементами, в числе которых называют: правовые нормы; результат их реализации (правоотношения); правовые учреждения; правосознание и т.д. По вопросу о содержании понимаемой таким образом правовой системы сложилось несколько основных подходов.

Некоторые ученые различают правовую систему в статике и динамике. Правовая система в статике представляет собой совокупность юридических норм, принципов и институтов (нормативная сторона системы), правовых учреждений (организационный элемент) и правовых взглядов, идей, представлений, свойственных данному обществу (идеологический элемент). В динамике правовую систему образуют правотворчество, реализация права (правоотношения) и правовое мышление.

Другие авторы такого разграничения не делают; их концепции отличаются лишь перечнем включаемых в правовую систему элементов. Так, по мнению В. К. Бабаева, в правовую систему входят правовая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика; право и выражающее его законодательство; правоотношения; юридическая практика; юридическая техника. С. С. Алексеев считает, что правовую систему составляют право, юридическая практика и господствующая юридическая идеология. Правовую систему образуют система права (законодательства), юридическая практика и господствующая правовая идеология (В. Н. Синюков).

Несмотря на различия в определениях, общим для теории права является включение в правовую систему норм только национального права.

Конституционное положение (ч. 4 ст. 15), по мнению представителей отраслевых наук, позволяет рассматривать "международные нормы как национальные". Более того, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России признаются источниками отраслевого права (конституционного, гражданского, процессуального и др.). С этим нельзя согласиться. Во-первых, Конституция объявляет международные договоры не частью российского права, а частью российской "правовой системы". Во-вторых, международные нормы в принципе не могут быть частью российского права. М11 и право внутригосударственное представляют собой различные системы права. МП и национальное право отличаются друг от друга по кругу субъектов, источникам, способу образования и обеспечения МП и другим характеристикам. В-третьих, формы права одной системы права не могут быть одновременно формами права другой системы (Г. В. Игнатенко).

В МП отсутствует общепринятое определение "правовой системы государства", да и само это понятие стало встречаться в документах лишь в самое последнее время (ст. 6 Конвенции против транснациональной организованной преступности (15 ноября 2000 г.), ст. 5 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (31 октября 2003 г.) и др.). Единственное исключение - Европейская конвенция о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997 г.) (ст. 2), но и в ней дается простое перечисление входящих в правовую систему элементов - конституция, законы, постановления, указы, прецедентное право, обычные нормы и практика, а также нормы, вытекающие из обязательных международных документов.

Гораздо больше внимания проблемам российской правовой системы уделяется в науке МП. Общим для ученых является включение в правовую систему РФ на той или иной основе норм МП. Так, И. И. Лукашук считал, что ч. 4 ст. 15 Конституции РФ нос производит правило, известное многим государствам: "международное право - часть права страны". В результате принятия Россией международной нормы содержащееся в ней правило поведения включается в правовую систему страны, становится ее элементом и уже в этом качестве обретает способность регулировать отношения с участием физических и юридических лиц. По мнению Г. В. Игнатенко, понятие "правовая система" отличается от понятия "право", будучи более насыщенной категорией, вмещающей в себя наряду с правом как совокупностью юридических норм правоприменительный процесс и, очевидно, складывающийся на их основе правопорядок. С. Ю. Марочкин включает в правовую систему РФ правовые нормы, действующие в России (право РФ, а также нормы международного права и иностранного права с санкции государства); правовую деятельность (деятельность всех органов, учреждений и иных субъектов по созданию и (или) реализации действующих в стране правовых норм) и правовые идеи, представления, теории, взгляды, доктрины (правосознание в широком смысле). Иными словами, в международно-правовой науке сохранен подход общей теории права с тем дополнением, что в правовую систему входят и нормы международного права.

В связи с изложенным можно высказать следующие соображения.

  • 1. В федеральных нормативных актах содержание термина "правовая система" не раскрывается; в них лишь повторяется (с некоторыми вариациями) конституционная норма. Акты федерального права исходят из того, что в правовую систему РФ необходимо включать нормы не только национального, но и международного права, однако других ее элементов не называют.
  • 2. В региональном законодательстве в оборот вводится новое понятие - "правовая система субъекта федерации", в определении которой выделяются несколько подходов:
    • а) в правовую систему субъекта РФ включают федеральные правовые акты, региональные законодательство и соглашения, а также международные договоры РФ (Уставы Свердловской области и Ставропольского края);
    • б) в правовую систему субъекта РФ включаются лишь акты его органов власти и актов органов местного самоуправления, находящихся на территории данного региона (Устав Иркутской области);
    • в) в некоторых регионах понятие "правовая система субъекта федерации" используется без раскрытия его содержания, однако оговаривается, что ее частью являются и международные нормы (Устав Воронежской области, закон Тюменской области "О международных соглашениях Тюменской области и договорах Тюменской области с субъектами Российской Федерации" и др.).

Таким образом, в региональном законодательстве "правовая система субъекта" рассматривается в качестве составной части российской правовой системы и понимается как совокупность действующих на данной территории правовых норм.

3. Что касается включения в правовую систему правосознания, правоотношений, правоприменительного процесса и т.д. Термин "система" предполагает объединение в едином феномене однопорядковых явлений. Применительно к термину "правовая система" речь должна идти об однотипных составляющих - норм объективного права, действующих в конкретном государстве.

Таким образом, более правильно понимать "правовую систему РФ" как совокупность применяемых в Российской Федерации правовых норм. В этом случае отпадают какие-либо сомнения в точном толковании конституционной нормы.

Формулировку ч. 4 ст. 15 Конституции необходимо также рассматривать как общую санкцию Российского государства на включение норм МП в систему действующих в России норм, на непосредственное применение МП в сфере реализации российского законодательства. Однако прямое применение в Российской Федерации международных норм вовсе не означает их включение в состав норм российского права: нормы МП не "трансформируются" в право РФ, а действуют от своего собственного имени.

Правовая семья РФ - одна из самых молодых правовых систем мира (начала создаваться со второй половины 1980х годов). Она сильно отличается от англосаксонской правовой семьи, но довольно близка к романо-германской. Эта точка зрения, однако, является дискуссионной. Существует 2 основных позиции по этому вопросу:

· 1 правовую систему РФ нельзя относить к романо-германской семье, она самостоятельна и развивается отдельно;

· 2 двойственная позиция (нельзя до конца отнести к романо-германской семье из-за пережитков социалистической правовой системы). Правовая система в значительной степени самостоятельна, хоть и является частью семьи, выбирает собственный путь развития.

Социалистическая правовая система была характерна для СССР, правопреемницей которого является РФ. К особенностям социалистического права относят:

основа права - политическая идеология

классовый характер (формально выражает интересы пролетариата, а по факту - правящей верхушки)

понятия право и закон тождественны

основной источник права - НПА, прецедент не применяется

правовое регулирование отношений основывается на применении императивных норм, запретов, установлении четких обязанностей, регламентирует договорное отношения, нормирует трудовую деятельность, распределяет социальные блага

отсутствует деление права на частное и публичное, конституционный контроль (в этом - сходно с англосаксонским правом)

приоритет государственных интересов

отрицает преемственность от других правовых семей.

Источники права:

На территории РФ источниками права являются законы и подзаконные акты, внутригосударственные нормативные договоры, признаваемые в РФ правовые обычаи, высшей юридической силой обладают также ратифицированные в РФ международные договоры.

На территории РФ источники права имеют строгую иерархичность. Высшей юридической силой обладает Конституция РФ, далее следуют Федеральные Конституционные Законы, Федеральные Законы, поправки к Конституции РФ. Далее следуют законы субъектов РФ, а также подзаконные акты министерств и ведомств.

По отраслям право делится на:

Конституционное право - совокупность норм права, где установлена основа государственного и общественного строя РФ, правового положения личности, организации системы органов публичной власти.

Административное право - отношения в управленческой сфере, отношения по исполнению публичной функции государства.

Гражданское право - регулирует имущественные, а также личные неимущественные общественные отношения. Основывается на принципах равенства субъектов, свободе воли, неприкосновенности собственности.

Уголовное право - регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера.

Также выделяются налоговое, трудовое и финансовое право.

Правовая система РФ и по сей день не завершила процесс своего формирования. “Основным направлением ее развития является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные”. Также она постепенно избавляется от пережитков социалистического права .

Для того чтобы оценить изменения в российском праве, произошедшие со времен СССР, С.С. Алексеев предлагает рассмотреть вопрос о том, кто же является субъектом права в РФ, его ядром. Субъект права в РФ, впрочем как и в странах романо-германского права - человек, являющийся участником общественных отношений, носитель субъективных юридических прав и обязанностей, способный их осуществлять своими действиями. В СССР же личность занимала подчиненное положение, понятие субъекта права появлялось только при анализе правоотношений. В настоящее время субъект права в РФ занимает ведущее место в праве. В РФ субъект права получает свои права с рождения (приобретает правоспособность, которая является неотчуждаемой). Сам человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а органы государства и другие организации и общества являются лишь следствием его активной деятельности (Глава 1 ст.2 К. РФ). Сама же деятельность государства направлена на утверждение этих прав, их защиту, обеспечивает их реализацию при помощи законотворчества, органов юстиции. (Глава 1 ст.18 К. РФ). Согласно конституции человек, а также общество передают государству часть своих функций для защиты своих прав и интересов. Однако, к сожалению, в РФ человек не обладает возможностью прямого воздействия на государство, т.к. институты гражданского общества в РФ еще находятся на этапе формирования.

Если же правовую систему РФ позиции правосознания его субъектов, то можно заметить то что оно находится на довольно низком уровне. Для широких слоев населения страны характерен правовой нигилизм (система взглядов, отрицательно оценивающих роль государства в общественной жизни). Правовой нигилизм является следствием не только несовершенства законодательства или коррупции, но и пагубного влияния различных социальных и экономических потрясений. Соответственно РФ пока еще характеризует низкий уровень правового поведения.

Правотворчество в РФ тоже находится на этапе развития. В нем, к сожалению, отсутствует аппарат согласования интересов всех слоев населения, вместо этого он зачастую реализует интересы конкретных лиц, социальных групп. Несовершенство системы проявляется также в том, что законодатель не успевает за развитием общественных отношений, допускает большое количество пробелов.

Применение права. Включает в себя деятельность органов юстиции по защите прав человека, осуществлении правосудия, применении легального насилия в случае нарушения норм права. В РФ правосудие осуществляется судом в строго установленном законом порядке. Устройство судебной системы РФ содержится в ФКЗ, ФЗ РФ. Процедура отправления правосудия отражена в процессуальных кодексах РФ. Основные принципы правосудия также закреплены в законодательстве. С.С. Алексеев полагает, что из-за возрастания роли судебных органов в реализации права, они вскоре смогут издавать и прецеденты, которые станут еще одним источником права. Конституция РФ - не только имеет высшую юридическую силу, но и прямое действие (в отличие от К. СССР), т. е при отсутствии необходимого закона, К. РФ применяется непосредственно. Применению подлежат только опубликованные законы, НПА и др. акты министерств и ведомств. Правовая система также использует нормы международного права. Еще одним важным изменением является процесс становления и развития частного права. РФ защищает договоры, заключенные частными лицами. Развитие частного права в РФ связывают чаще всего с приватизацией. В сфере частного права преобладает диспозитивный механизм регулирования общественных отношений (возможность своей волей и в своем интересе решать свои частные дела, где главное условие - не наносить ущерба законным интересам других лиц). В последнее время наряду с федеральной правовой системой, появилось множество региональных правовых систем. Субъекты РФ получили возможность заниматься законотворчеством. Главное условие - непротиворечивость местного и федерального законодательства. Коллизии между законами разных субъектов призвано решать коллизионное право.

Заключение

В настоящей работе рассмотрены три самые крупные в мире правовые семьи: романо-германская, англосаксонская и мусульманская.

Романо-германская семья включает правовые системы стран континентальной Европы. Она является крупнейшей правовой семьей мира. Ее основные особенности сводятся к следующему:

она сформировалась на базе рецепции римского права;

ей присуще разделение права на частное и публичное;

применяются особые источники права.

К англосаксонской правовой семье относится право Англии, а также ее бывших колоний (в т. ч. правовая система США). Она является второй по распространенности в мире. Ее основные отличительные черты:

прецедент как основной источник права;

нет разделения права на частное и публичное;

отсутствие конституционного контроля, конституция не кодифицирована (за исключением правовой системы США).

Третья из самых распространенных правовых семей мира - мусульманская. Она является религиозной. И ее основными отличиями являются:

основа права - религиозные нормы ислама (шариат);

совершенно особые источники права - религиозные тексты и их толкования авторитетными учеными;

религиозным нормам не могут противоречить юридические нормы;

наличие специальных религиозных судов.

Всем этим правовым семьям характерно взаимное заимствование наиболее удачных достижений других правовых систем. Наиболее заметно это на примере США, где действует прецедентное право, однако присутствует также федеральное законодательство, Конституция.

Правовая система России в данное время только формируется. Ее пока что нельзя причислить ни к одной из основных правовых семей. Однако, следует заметить, что более всего она тяготеет к романо-германской. Так, ей присуще разделение права на частное и публичное, используются те же источники права, что и в романо-германском праве.

Нашему поколению выпала увлекательная возможность наблюдать за формированием национальной правовой системы. И мы можем видеть, как в этом процессе отражается процесс развития мировой системы права в целом.

Список литературы

1. Конституция РФ.

2. Алексеев С.С. Теория государства и права М., 2005

3. Давид Р. Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996

4. Захарова М.В. Российская правовая система проблемы идентификации и развития. LEX RUSSICA М., 2008

5. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004

6. Морозова Л.А. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2009

7. Романов А.К. Правовая система Англии. М., 2002

8. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение М., 2003

9. Хрестоматия по исламу. М. 2004

10. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 1995

Марченко М.Н. Теория государства и права. М.2004 стр. 225.

Марченко М.Н. Теория государства и права М. 2004 стр. 233.

Саидов А. Сравнительное правоведение М. 2003

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996. с. -325

Косарев А. И. Англосаксонская и романо-германская формы буржуазного права. Калинин, 1997. с. – 127.

Давид Р. Основные правовые системы современности. М 1996.

Хрестоматия по исламу. М., 2004. с. 9..

Теория государства и права в вопросах и ответах. Л.А.Морозова М.2009

Алексеев С.С. Теория государства и права М. 2005 стр. 415.

Задание 2

Решите правовую задачу:

К какой группе (имущественных или неимущественных) относятся данные семейные отношения:

А) Выбор родителями школы для обучения ребенка - личные неимущественные отношения

Б) Подарок от детей в день серебряной свадьбы родителей

В) Решение вопроса о месте жительства ребенка в случае раздельного проживания родителей - имущественные отношения

Согласно главе 1,статье 2 семейного законодательства «Семейное законодательство регулирует как имущественные, так и личные неимущественные отношения. Имущественные отношения - это алиментные обязательства членов семьи (родителей и детей, супругов, бывших супругов, других членов семьи), а также отношения между супругами по поводу их общего и раздельного имущества. Личными неимущественными отношениями являются отношения, касающиеся вступления в брак и прекращения брака, отношения между супругами при решении вопросов жизни семьи, выбора фамилии при заключении и расторжении брака, отношения между родителями и детьми по воспитанию и образованию детей и др.В семейном праве основными являются личные отношения. Они во многом определяют содержание норм, регулирующих имущественные отношения, так как имущественные отношения всегда связаны с ними и вытекают из них.»

Пункт А это личные неимущественные отношения, т.к. это отношения между родителями и детьми по воспитанию и образованию детей, а пункты Б и В это имущественные отношения, т.к. отношения между супругами по поводу их общего и раздельного имущества.

  • 10. Юридическая обязанность: понятие, структура. Юридическая обязанность и юридическая ответственность.
  • 11. Толкование норм права по объему.
  • 12. Стадии правового регулирования.
  • 13. Нормативно-правовые акты рф, их система.
  • 14. Механизм правового регулирования.
  • 15. Юридический процесс: понятие, виды.
  • 16. Правовая культура общества, ее элементы.
  • 17. Правотворчество, понятие, принципы, разновидности.
  • 18. Способы толкования норм права.
  • 19. Юридическая ответственность: понятие, цели, принципы, функции, виды. Проблема позитивной юридической ответственности.
  • 21. Правовое регулирование общественных отношений: понятие, предмет, пределы.
  • 22. Классификация норм права.
  • 24. Основания и виды юридической ответственности.
  • 25. Романо-германская правовая семья: основные характеристики.
  • 26. Правонарушение: понятие, признаки. Классификация правонарушений.
  • 27. Норма права: понятие, признаки.
  • 28. Проблемы в законодательстве. Применение права по аналогии.
  • 29. Закон: понятие, значение, разновидности.
  • 30. Государственный орган. Понятие, признаки, виды.
  • 31. Государственное принуждение: понятие, содержание, виды государственных принудительных мер.
  • 32. Правовой нигилизм: понятие и формы проявления.
  • 33. Понятие прав и свобод человека. Основные права и свободы человека и их классификация.
  • 34. Структура правоотношения. Объект правоотношения.
  • 35. Законность: понятие, принципы гарантии.
  • 36. Действие нормативно-правовых актов во времени.
  • 37. Реализация права: понятие, формы, порядок.
  • 38. Право и корпоративные нормы.
  • 39. Правоотношение: понятие и виды.
  • 41. Правомерное поведение: понятие, черты, виды.
  • 42. Позитивное право: понятие, сущность, свойства.
  • 43. Методы, способы и типы правового регулирования. Правовые режимы.
  • 45. Принципы права.
  • 46. Право и мораль: их соотношение и взаимосвязь.
  • 47. Система права: понятие и структура.
  • 48. Структура нормы права. Виды структурных элементов.
  • 49. Систематизация нормативно-правовых актов.
  • 50. Юридическая техника: понятие, виды, средства и приемы.
  • 51. Правовая система общества.
  • 53. Система законодательства и система права в их соотношении.
  • 55. Социальная ценность и функции права.
  • 56. Субъективное право: понятие, структура, значение.
  • 57. Понятие, структура, виды правосознания.
  • 58. Юридические факты: понятие, значение, классификация.
  • 60. Англо-саксонская правовая семья: основные характеристики.
  • 61. Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции. Основные теории права.
  • 62. Правовое поведение: понятие и виды.
  • 63. Соотношение государства и права.
  • 64. Религиозная правовая система на примере мусульманского права.
  • 65. Применение права и его признаки.
  • 66. Правопорядок и общественный порядок: понятие, соотношение и основные пути их укрепления.
  • 67. Стадии применения права. Требования к актам применения права.
  • 68. Право и закон, их соотношение.
  • 69. Функции и форма современного российского государства.
  • 70. Правовой статус гражданина: понятие, структура, виды.
  • 71. Политическая система общества. Право и политика.
  • 72. Методология и методы юриспруденции.
  • 73. Типология государств.
  • 74. Функции государства.
  • 76. Основные теории происхождения государства.
  • 78. Марксистско-ленинское учение о государстве, его конструктивно-критический анализ.
  • 79. Форма государства. Характеристика видов.
  • 80. Государственный суверенитет. Понятие, виды, угрозы.
  • 81. Соотношение понятий "правосознание" и "правовая культура"
  • 82. Правовое воспитание и правовое обучение
  • 6. Российская правовая система: общая характеристика и особенности.

    Во второй половине 1980-х - первой половине 1990-х годов в России началось построение новой правовой системы. В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции 1978 года было осуществлено признание политического плюрализма, принципа разделения властей, частной собственности и свободы предпринимательства. 22 ноября 1991 года в РСФСР была ратифицирована Декларация прав и свобод человека и гражданина. С распадом СССР в 1991 году образовалась Российская Федерация как суверенное государство.

    Источниками права в России являются законы и подзаконные акты, международные договоры и соглашения Российской Федерации, внутригосударственные нормативные договоры, акты органов конституционного контроля и признаваемые российским правом обычаи.

    В системе федеральных нормативных актов России Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, далее по юридической силе следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы, законами также являются законы о поправках к Конституции РФ (они были приняты в 2008 году).

    Тем не менее, ратифицированные международные договоры Российской Федерации имеют юридическую силу выше, чем у Конституции.

    Правовая система РФ основана на традициях римского права, прошедших преломленное развитие в ситеме французского права со времен Республики. Например за основу уголовного законодательства в РФ были приняты французские кодификаторы. Однако правовая система РФ впитала некоторые инструменты прецедентного права, которое распространяется, например, на некодифицированные области правоотношений в гражданском праве.

    7. Понятие, сущность и значение государства.

    Термин «государство» используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, политической (социологической) географией и др. Предметом исследования науки правоведения является государство во втором (политико-правовом) смысле. Поэтому в данной книге речь пойдет о государстве как организации политической власти, существующей в определенной стране.

    Государство – это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности. Понятие государства можно дать путем указания на его существенные признаки.

    1. Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная, опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя оно может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

    2. Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) – понятия не тождественные. Народ (нация) – это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и автономизация.

    3. Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

    Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Вследствие своей институализированности государство обладает относительной стабильностью.

    Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы, и, в-третьих, общеобязательность ее указаний.

    Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь, зависит от ее легитимнос-ти. Легитимностъ власти означает: а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными; б) ее поддержка населением; в) ее международное признание. Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

    4. Право. Как система, обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет пра-вотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.

    5. Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер. Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой. Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения.

    Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).

    6. Армия. Одна из главных целей правящей элиты – сохранение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства. Но применяются они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже.

    7. Налоги. Представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, органы для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.

    8. Государственный суверенитет. Как признак государства, государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная и независимая. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других государств

    Различают внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет – это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет – это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более становится относительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скоростью, нежели внутренний. Вообще наличие мирового сообщества и международных организаций ставит деликатную проблему: где границы внешней суверенности?

    Помимо основных можно указать и на ряд дополнительных признаков, присущих уже современным государствам (единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы: флаг, герб, гимн).

    На основании вышеуказанных признаков можно дать определение государства.

    Государство – это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

    "

    АННОТАЦИЯ

    Правовая система России – совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества, и сложившейся правовой практики, а также норм, используемых в стране, механизмов право­творчества, правореализации и государственного принуждения, призван­ных обеспечить надлежащее функционирование и совершенствование действующих норм прав. Анализ проблем правовой системы и перспективы для дальнейшего ее развития в России очень важен.

    Ключевые слова: правовая система России, проблемы, перспективы, развитие, правовые нормы, субъект, реформа правовой системы.

    Правовая система является совокупностью норм права отдельной страны, а также используемые в этом государстве механизмы правотворчества, правореализации и государственного принуждения, призванные обеспечить надлежащее функционирование и совершен­ствование действующих норм права.

    Современную правовую систему России относят к романо-германской семье. Правовая система Российской Федерации делится на федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации. К ведению правовой системы РФ относятся гражданские, уголовные, политические, финансовые, медицинские, образовательные и другие вопросы. Все эти вопросы тесно связанны с правом и свободой граждан.

    В последние годы с быстрым развитием современного общества и интенсивным изменением социальных отношений реформа правовой системы России ускорилась. В настоящее время правовая система России наследовала законодательство советское и теперь находится в стабильной состоянии, но из-за исторических и других причин в правовой системе России имеются еще многие проблемы.

    Во-первых, изменения в законодательстве не всегда успевают регулировать новые отрасли общества. После распада СССР социальные отношения интенсивно изменяются. Многие новые отрасли появляются. В тоже время правовая система России переживала процесс реформи­рования от советского к постсоветскому периоду. Многие советские отрасли права не соответствуют ситуации в России. В переходный период новые правовые нормы не вступили в силу, то есть этот период характеризуется пробелами законодательства, что повлекло многие преступления и беспорядки, но эта причина не привела к «затишью законодательства». Орган законодательной власти России незамедли­тельно принимала новые базовые кодексы, но подчас законодательство в новых отраслях не всегда было критериально.

    Во-вторых, неэффективно действуют некоторые правовые акты. Эффективность правовых норм зависит от эффективности их исполнения. Обеспечение исполнения действующих правовых норм не только является частью правовой системы России, но и защитой судебной властью. Кроме этого, подотрасли (институты) в отрасли права тоже являются важным обеспечением правовой системы.

    В-третьих, в Российской Федерации действует две правовые системы, федеральная и региональная. Россия расположена на огромном террито­риальном пространстве. В последние годы законодатель стремится к обеспечению равенства этих двух правовых систем, но на самом деле этот процесс очень сложный.

    В-четвертых, роль прогнозирования действия правовых норм не совсем осуществляется. Одной из важных задач законодательства является профилактика преступления, но социальные отношения изменяются в настоящее время, многие преступления требуют появления новых отраслей. Однако почти все правовые нормы не могут быть спрогнозированными во всех отраслях, что тоже является не возможным. Это является проблемой всех стран.

    Правовая система сама является очень сложной. Правовая культура страны, правовое сознание граждан и общества, качественное правовое прогнозирование, правоотношение, все эти элементы в больших степенях оказывают влияние на правовую систему.

    Суть правового государства в определенной степени зависит от характера правовой системы. Совершенная правовая система ведет к процветанию общества и государства. Рассматривая перспективы правовой системы России, следует отметить, что она обеспечивается верховенством закона и права, равенства юридических и физических лиц перед законом, свободу и законные права, политический и идеологический плюрализм, стабильность порядка в обществе.

    Во-первых, в массовом идеализме надо преодолеть правовой нигилизм. В настоящее время на земном шаре насчитывается более двух сот правовых систем. Одной из важных задач для юристов является поиск сущности и природы права. Поскольку все они являются субъектами правоприменительной и правотворческой деятельности.

    Во-вторых, помимо регулирования деятельности граждан, физических лиц и исполнительных органов одной из важных ролей правовых систем является прогнозирование. Правовым нормам следует развиваться с изменением социальных отношений и появлением новых общественных отраслей. Поэтому качественное прогнозирование позволит сформули­ровать эффективное законодательство.

    Правовая система России - совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества, и сложившейся правовой практики. Современная правовая система Российской Федерации является результатом тысячелетнего развития российского права. Его источником является первый письменный правовой акт русского права «Русская Правда» и процесс продолжается до настоящего времени. В этот период правовая система России завершила процесс перехода от советского законодательства к постсоветскому. Одновременно с изменением характера общества появились новое государственное устройство, общественный строй и режим. Состояние переходного периода является не стабильным. Граждане, юридические лица и государственные органы, все они являются субъектами правовой системы. Правосознание, правоотношение, правоприменительная практика и механизм правового регулирования являются элементами правовой системы. Правовая система носит ещё некоторые проблемы, как недостаточный опыт, невысокое правовое правосознание, остаток советского законодательства и так далее. Для того, чтобы успешно осуществлять переход и в дальнейшем совершенствовать правовую систему, следует запланировать такие мероприятия: совершенствование законодательства и закрепление правового статуса компонентов полити­ческой системы; принятие действенных мер по повышению правовой и политической культуры и сознания населения; расширение социальной базы политических партий и общественных объединений и повышение их роли в делах государства; укрепление законности в деятельности всех компонентов политической системы.

    В настоящее время правовая система России находится в стадии глубоких реформ. Правовая система представляет собой результат долговременного развития. Она сама является сложным и многогранным явлением и обеспечивает законные права и свободы субъектов во всех сферах общества.

    Список литературы:

    1. Батычко В.Т.: Теория государства и права в вопросах и ответах, Таганрог: ТРТУ, 2005.
    2. Шафеев Д.Р.Современная правовая система Российской Федерации: Автореферат. Дис. док.юрид. наук. Казань, 2002.
    3. Корчевский. Д.С.: Современная правовая система Российской Федерации (теоретический анализ): Дис. М., 2000.