Правовой статус обучающихся. Правовой статус обучающихся и их родителей (законных представителей). Основные обязанности родителей

И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ

§1. Обучающиеся и их правовой статус: общая характеристика . Обучающиеся и их категории. Понятие правового статуса обучающегося. Общий правовой статус обучающихся. § 2. Правовой статус обучающихся в ОУ дошкольного и общеобразовательного уровней. Правовой статус обучающихся в ОУ дошкольного образования. Права, свободы, законные интересы и обязанности школьников. Юридические гарантии прав и законных интересов школьников. Правонарушения обучающихся: виды, причины, профилактика. § 3. Правовой статус учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования . Права, свободы, законные интересы и обязанности обучающихся ОУ начального профессионального образования. Права, свободы, законные интересы и обязанности обучающихся ОУ среднего профессионального образования. Юридические гарантии прав и законных интересов учащихся. § 4. Правовой статус студентов ВУЗов. Права, свободы, законные интересы, обязанности студентов. Юридические гарантии прав и законных интересов студентов. §5. Правовой статус обучающихся в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования. Права, свободы, законные интересы, обязанности обучающихся. Юридические гарантии прав и законных интересов обучающихся.6. Правовая ответственность обучающихся: основания, виды, порядок возложения.

§1. Обучающиеся и их правовой статус:

Общая характеристика

Обучающиеся и их категории. Круг участников образовательных отношений исключительно широк – от индивидов до учреждений и организаций, от государственных органов до общественных объединений. Все они занимают свое вполне определенное место в образовательной системе, играют в ней свою столь же определенную роль, что и обусловливает своеобразие их статуса как элемента этой системы. Особое место среди них занимают обучающиеся – от учащихся общеобразовательных школ до слушателей и студентов высших учебных заведений.



Однако, как на это ранее уже обращалось внимание, в официальном законодательном определении понятия системы образования (8 Закона РФ «Об образовании») обучающиеся, равно как и педагогические работники, законодателем не включены в состав элементов системы образования Российской Федерации. Такой подход представляется ошибочным уже по одной лишь той причине, что трактовка системы права без главных участников образования – обучающихся и педагогических работников – дает основания для определенного противопоставления их органам управления, образовательным стандартам, образовательным программам, образовательным учреждениям, которые и образуют, согласно законодательства, собственно образовательную систему.

В различных педагогических словарях и учебниках по педагогике термин «обучающийся» и одноименное ему понятие практически не встречаются и не раскрываются. Необходимость же в этом, и научная, и практическая, более чем очевидна, поскольку считать обучающимся любого индивида, ставящего перед собой цель (или стоящего перед поставленной перед ним целью) получения образования как способа и средства его социализации, явно недостаточно. Не вдаваясь во все особенности этой проблематики, под обучающимся в дальнейшем будем считать физическое лицо, являющееся обладателем и носителем конституционного права на образование, соответствующих законных интересов, обладающее универсальной и/или специальной образовательной правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью), выступающий субъектом образовательной деятельности, цели, содержание, формы, процесс которой опосредованы управленческими, организационными, правовыми, педагогическими и иными нормами, принципами, средствами и способами. Как можно видеть, данным понятием охватывается практически весь круг лиц, которые обучаются в установленной законодательством организационной форме и порядке. Тем не менее, можно согласиться с позицией, что проходящих обучение в системе послевузовского профессионального образования (магистратура, аспирантура, докторантура) нет необходимости включать в категорию обучающихся к вышеприведенном смысле [ ,50].

Исходя их такой трактовки понятия «обучающиеся», можно выделить различные их категории, в основании которых могут быть положены различные критерии.

Так, в соответствии с видами и типами образовательных учреждений , уровнями образования, можно выделить следующие категории обучающихся с разным правовым статусом:

обучающиеся, воспитанники дошкольных образовательных учреждений;

школьники, лицеисты, гимназисты (обучающиеся общеобразовательных учреждений);

обучающиеся вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений;

воспитанники общеобразовательных школ – интернатов;

кадеты (обучающиеся, воспитанники кадетских школ и кадетских школ – интернатов);

воспитанники образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

воспитанники специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений дополнительного образования детей;

обучающиеся, лицеисты образовательных учреждений начального профессионального образования;

студенты, курсанты, слушатели образовательных учреждений среднего профессионального образования;

слушатели образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов);

студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования;

обучающиеся в системе послевузовского профессионального образования (магистранты, аспиранты, докторанты, соискатели.

В соответствии с формами обучения можно выделить такие категории обучающихся как:

* обучающиеся по очной форме обучения;

* обучающиеся по заочной форме обучения;

* обучающиеся по вечерней форме образования;

* экстерны;

* обучающиеся в семье;

В зависимости от способа финансирования образовательных услуг обучающихся можно разделить на следующие категории:

1) обучающиеся, обучение которых финансируется из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов;

2) обучающиеся, обучение которых финансируется за счёт средств физических и юридических лиц. К этой же категории могут быть отнесены обучающиеся, заключившие договоры с юридическими лицами, которые оплачивают их обучение в образовательных учреждениях. Образование данной категории обучающихся регламентируется, кроме нормативно-правовых актов Российской Федерации, договорами, заключёнными между обучающимся и образовательным учреждением.

Понятие правового статуса обучающегося. Под правовым статусом индивида (гражданина) в правовой науке обычно понимается совокупность юридически закрепленных прав, свобод и обязанностей индивида (человека), выражающая связь его с государством. Структура правового статуса достаточно сложна, поскольку он включает в себя:

· Правовые нормы (нормы действующего законодательства).

· Юридические права и обязанности (основной элемент, составляющий смысловое и содержательное ядро правового статуса).

· Гражданство.

· Правосубъектность данного субъекта правоотношений.

· Юридические (общие и специальные) гарантии осуществления юридических прав и обязанностей.

· Законные интересы данного субъекта (т.е. интересы, опосредованные нормами действующего законодательства и прежде всего Конституцией).

· Юридическая ответственность (она может рассматриваться также в качестве одной из разновидностей (мерой) юридической гарантии).

· Правовые (общие, межотраслевые и отраслевые) принципы, на основе которых и в соответствии с которыми устанавливается и регулируется (изменяется) правовой статус.

Помимо структуры, важное значение имеет характеристика видов правового статуса, обусловливаемых особенностями содержания последнего. В числе этих видов выделяют общий, специальный (родовой) и индивидуальный правовой статусы, выражающие особенности положения (места и роли) данного субъекта в системе социальных связей. В этом плане возможны ситуации, когда общий правовой статус с другой точки зрения (критерия) может рассматриваться как специальный статус, а, скажем, индивидуальный правовой статус может иметь множество своих специфический проявлений в других социально-правовых измерениях.

Применительно к трактовке содержания и структуры правового статуса субъекта образовательных правоотношений, в том числе обучающегося, выделяют две составляющие этого статуса – общую и факультативную. Общую часть образуют общие права, обязанности и ответственность обучающегося, обусловленные его пребыванием в образовательном учреждении, и зафиксированные в уставе образовательного учреждения. Факультативная часть формируется в зависимости от ряда текущих обстоятельств: образовательного уровня обучающегося, реализуемых образовательных программ, содержания договора на оказание образовательных услуг и т. д.

Важно подчеркнуть, что вхождение индивидуума в число обучающихся не влечет за собой никаких ограничений в его общеправовом статусе гражданина, так как он получает дополнительные социальные и административно-правовые гарантии от государства для реализации своего конституционного права на образование.

Правовой статус обучающихся определяется в Законе РФ «Об образовании» (ст. 50), в типовых положениях о соответствующих образовательных учреждениях и в локальных актах образовательного учреждения и, прежде всего, в его уставе.

Понятие правового статуса обучающегося как управомоченного лица неразрывно связано с реализацией его субъективного права на:

Возможность определённого дозволенного поведения;

Возможность требовать от обязанного лица (образовательного учреждения, педагогического работника) определённого поведения, которое вытекает из его обязанности.

Возможность обратиться к государственным органам за защитой своих нарушенных прав.

Применительно к обучающемуся это означает, что государство устанавливает для него определённую меру дозволенного поведения в образовательной сфере и должно обеспечить ему возможность пользоваться своим правом. Помимо этого обучающийся получает от государства право требования от соответствующих государственных органов управления образованием и других участников образовательного процесса определённого поведения, которое предписывает им закон. Также обучающийся (либо его родители, законные представители) как управомоченное лицо получает возможность обращения к государственным органам за защитой своих прав. Это могут быть как органы исполнительной власти в области образования, так и судебные инстанции.

Законом РФ «Об образовании» (ст. 50) установлены основные права обучающихся, к числу наиболее существенных из которых относятся:

· Совершеннолетние граждане РФ имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

· Право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения.

· Право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек.

· Право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.

· Право на участие в управлении образовательным учреждением.

· Право на уважение своего человеческого достоинства.

· Право на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

· Право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

· Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

· Право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

Неотъемлемой составляющей правового статуса обучающегося является юридическая обязанность как мера должного поведения, обеспеченная государством. Должное поведение включает в себя следующие составляющие.

1. Обязанность воздерживаться от определённых действий.

2. Совершение определённых действий в интересах управомоченного лица.

3. Обязанность перенесения неблагоприятных последствий за совершённое правонарушение.

В обязанности обучающегося входит также совершение определённых действий, предписанных нормативно-правовыми актами, которые совершаются в отношении управомоченных лиц, указанных в законе. Это могут быть учителя, воспитатели, преподаватели, сотрудники высших учебных заведений, сотрудники общежитий, охранники в подразделениях высшего учебного заведения и другие лица, прямо указанные в нормативно-правовых актах.

За неисполнение возложенных на него обязанностей, превышение прав обучающийся может понести ответственность и претерпеть неблагоприятные последствия, указанные в нормативно-правовых актах. В отношении него могут применены санкции, установленные в них. К числу таких последствий относятся, в первую очередь, меры дисциплинарного воздействия (выговор, строгий выговор и др.) или отчисление обучающегося из образовательного учреждения, что можно назвать самым тяжёлым для него последствием невыполнения обязанностей, установленных нормативно-правовыми актами. Права, обязанности и ответственность обучающихся устанавливаются, главным образом, в уставе образовательного учреждения, правилах его внутреннего распорядка, а также в договоре об образовании между обучающимся (его родителями или законными представителями) и образовательным учреждением.

Таким образом, в основе правового положения обучающегося лежат его права, обязанности и ответственность , закрепленные в законодательстве и иных нормативно-правовых актах. Кроме этого, специфику правового положения обучающегося обусловливают и такие факторы, как:

статус образовательного учреждения - государственный или негосударственный (аккредитованный или нет);

ведомственная принадлежность образовательного учреждения;

источник финансирования обучения - средства бюджета, физические или юридические лица;

наличие договора на образование, его содержание;

индивидуальные способности обучающегося и предшествующий уровень его образования;

право обучающегося на льготы.

Правовой статус обучающихся

правовой статус обучающихся в актах федерального законодательства и законах субъектов российской федерации

Н.В. Путило, заведующая отделом социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук

На основе теоретических представлений об элементах правового статуса в статье рассматривается правовой статус обучающихся. Исследуется федеральное законодательство и акты субъектов Российской Федерации, проводится сравнительный анализ действующих норм и положений проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Ключевые слова: правовой статус, права, свободы, обязанности, законные интересы, ответственность, академические права, социальные права, право на образование.

В современной российской теории права под категорией «правовой статус» чаще всего понимается совокупность прав и обязанностей того или иного вида субъектов. Однако возрастает количество исследований, в которых к этому перечню добавляется ответственность, законные интересы, а также происходит отграничение прав от свобод, в результате чего последние рассматриваются как самостоятельные элементы правового статуса. В то же время в ряде исследований структура категории «правовой статус» значительно усложняется, поскольку в нее помимо указанного выше включаются такие элементы как: правосубъектность; гражданство; правовые принципы и др. .

Будучи единым по содержанию, правовой статус подразделяется на общий правовой статус (права, свободы и обязанности согласно нормам Конс-

титуции Российской Федерации) и специальный. Последний включает в себя нормы иных актов, которые, основываясь на конституционных положениях, отражают особенности правового положения определенных категорий граждан (военнослужащих, инвалидов, участников войны и т. д.). Индивидуальный статус - это совокупность прав, свобод и обязанностей, законных интересов, которыми обладает конкретное физическое лицо с учетом конкретизирующих его правовое положение факторов (пол, возраст, семейное положение, трудовая деятельность и т. д.).

В рамках данного исследования интерес представляет специальный правовой статус обучающихся как специфической группы субъектов образовательных правоотношений. Если правовой статус обучающихся - общее родовое понятие, основы которого закреплены Законом Российской

Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», то правовой статус обучающихся по уровням образования или в зависимости от особенностей самого обучающегося (например, лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования) - это видовое понятие. Причем в отношении студентов высших учебных заведений и лиц, получающих послевузовское образование, определяющее значение имеет Федеральный закон от 22.06.1998 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Также важное значение для специальных правовых статусов различных категорий обучающихся имеют типовые положения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации, а также нормы законов о социальном обеспечении обучающихся, закрепляющие многие элементы механизма реализации права на социальную защиту лиц, обучающихся на разных уровнях системы образования.

При принятии интегрированного акта, каким является проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», произойдет частичная кодификация норм, закрепляющих правовой статус обучающихся, поскольку отныне эти обозначенные выше статусы получат регламентацию в рамках одного акта. Следовательно, будет снижено значение иных актов, содержащих подобные нормы.

Что касается понимания сущности основных элементов правового статуса (права, свободы и обязанности), то полагаем необходимым придерживаться следующих позиций, высказанных в на-

учной литературе. Еще Н.М. Коркунов определял право (отдельное правомочие) как то дозволенное, возможность чего обеспечена установлением соответствующей обязанности . Подобное отношение сохранилось в российской науке и сегодня, но значительно обогатилось за счет подробной характеристики этих возможностей: возможность совершения определенных положительных действий; возможность пользоваться различными социальными благами и ценностями; возможность требовать от других лиц выполнения своих обязанностей; возможность защитить свое право с помощью предусмотренного законом юридического механизма. При этом если права - это юридические возможности человека, осуществление которых предполагает исполнение государственными органами соответствующих обязанностей, то свободы - это «правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, без взаимодействия с государственными органами» .

Обязанность - это мера требуемого правом поведения, причем несоблюдение требований есть основание для применения мер юридической ответственности. Обязанность как осознание связанности своей воли может выражаться как в положительном действии (получать образование, содействовать лицам в получении образования), так и в отрицательном деянии в форме бездействия, когда лицу требуется воздержаться от совершения тех или иных действий. Обязанность может быть персонифицирована в относительных правоотношениях (когда

определена группа обязанных субъектов) или же быть неопределенной, когда потенциально касается неограниченного круга лиц.

Законный интерес понимается как отраженная в объективном праве, либо вытекающая из его общего смысла и в определенной степени гарантированная государством юридическая дозволенность, выражающаяся в стремлениях субъекта пользоваться определенным социальным благом, а также в необходимых случаях обращаться за защитой к компетентным государственным органам или общественным организациям.

Основу правового статуса обучающегося составляют права, свободы и обязанности, зафиксированные в ст. 43 Конституции Российской Федерации. Среди них: право каждого на образование; право на доступность для всех и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

В отношении граждан закреплена одна обязанность: получать общее образование, в отношении которой имеется несколько дискуссионных моментов.

Так, если использовать теоретический постулат о том, что права могут совпадать с обязанностями («то, что в одних отношениях является правом, в других является обязанностью»), следует признать, что граждане Российской Федерации обладают как правом

на основное общее образование (ч. 2 ст. 43 Конституции России), так и обязанностью получать основное общее образование (ч. 4 ст. 43 Конституции России). Единство права и обязанности в отношении одного и того же объекта правоотношения многими учеными выводится из публичных интересов в образовании.

В то же время в научной литературе, посвященной анализу законодательства об образовании, имеется точка зрения о том, что ребенок, будучи субъектом права на образование, не является субъектом соответствующей конституционной обязанности, поскольку эта обязанность возложена Конституцией России и законодательством на родителей и лиц, их замещающих. Заметим также, что в конституциях иных государств, когда речь идет об обязательном образовании, не всегда субъектами данных обязанностей выступают родители или обучающиеся. Например, согласно Конституции Великого герцогства Люксембург от 17 октября 1868 г. (ст. 23) государству предписано следить за тем, чтобы каждый люксембуржец получил обязательное и бесплатное начальное образование.

Полагаем, что рассматриваемая конституционная обязанность предполагает совершение определенных действий как со стороны родителей, так и со стороны несовершеннолетних граждан. Действия последних, несомненно, ограничены их недееспособностью, но эта недееспособность не является полной. Речь идет об институте частичной дееспособности, не известном российскому праву, но широко применяющемуся в западной правовой доктрине и нор-

мотворческой практике. В последнее время в законодательстве можно отметить тенденцию восприятия института частичной дееспособности. Примером подобных законодательных решений может считаться ч. 7. ст. 56 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой при искусственном прерывании беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, требуется: а) в ряде случаев выявить ее волеизъявление; б) обеспечить ее присутствие на судебном процессе. Аналогичный подход к учету волеизъявления недееспособных лиц содержится и в ст. 57 данного акта, содержащей нормы о медицинской стерилизации.

В силу наличия элементов дееспособности несовершеннолетние обязаны выполнять правила внутреннего распорядка учебного заведения при освоении программ общего образования, их отказ от посещения учебного заведения или обучения в иной предусмотренной законом форме - есть основание для применения к ним мер негативного воздействия. Так, органы управления образованием и образовательные учреждения в силу ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях.

Права, обязанности и ответственность учащихся общеобразовательных учреждений определяются Конвенцией о правах ребёнка, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении и конкретизируются в Уставе, Правилах внутреннего распорядка образовательного учреждения и договоре на образование.

Основные права обучающихся (учащихся) общеобразовательного учреждения сводятся к следующему :

Право на получение бесплатного общего образования [начального, основного, среднего (полного)] в соответствии с государственными образовательными стандартами;

Право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

Право на получение объективной оценки своих знаний;

Право на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения;

Право на свободное выражение собственных мнений, убеждений;

Право на участие в культурной и общественной жизни школы;

Право на бесплатное пользование информационными ресурсами библиотеки образовательного учреждения;

Право на уважение своего человеческого достоинства, на защиту от всех форм дискриминации, психического и физического насилия;

Право на отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь и освобождение от учебных занятий в установленном порядке.

К числу основных обязанностей обучающихся (учащихся) относятся:

Соблюдение Устава и Правил внутреннего распорядка школы;

Добросовестно учение, посещение уроков согласно расписанию, недопустимость опоздания к началу занятий;

Прохождение промежуточной и итоговой аттестации в соответствии с действующим законодательством РФ и уставом школы;

Бережное отношение к имуществу школы;

Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы;

Соблюдение правил техники безопасности, производственной санитарии, гигиены и пожарной безопасности, предусмотренные соответствующими инструкциями;

Соблюдение культуры поведения, внешнего вида, недопустимость курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств;

Недопустимость пропуска учебных занятий без уважительных причин.

Обучающийся несёт в порядке, установленном законодательством РФ и Уставом общеобразовательного учреждения,правовую ответственность за нарушение этих обязанностей. В числедисциплинарных мер такой ответственности: а) объявление выговора; б) объявление строгого выговора; в) отчисление учащегося из образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава школы при достижении обучающимся 14-летнего возраста (ст. 19 п.7 Закона РФ «Об образовании») - как крайняя мера дисциплинарного характера. Ккомплексной (дисциплинарно-образовательной) ответственности относятся, к примеру¸ такие часто используемые меры, как вызов на собеседование к руководству образовательного учреждения, классному руководителю родителей (законных представителей); вызов учащегося и его родителей (законных представителей) на малый педагогический совет.

Закон РФ «Об образовании» устанавливает и собственнообразовательную ответственность обучающихся. Так, в соответствии с п. 4 ст. 17 Закона обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования. имеющие по итогам года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей). Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования (п.5 ст. 17 Закона).

  • 2. Понятие и характерные черты исполнительной власти
  • 3. Основные направления совершенствования государственного управления в рф. Административная реформа
  • Тема 3. Предмет и метод административного права. Административные правовые нормы и отношения
  • 1. Предмет и метод административного права
  • 2. Административные правовые нормы
  • 3. Понятие и характерные черты административных правоотношений
  • Две концепции административных правоотношений. В науке административного права теория административных правоотношений развивалась достаточно долго, существовало две концепции этих отношений.
  • 4. Виды административно - правовых отношений
  • Модуль 2 «субъекты административного права»
  • Раздел 2 «Административно-правовой статус граждан и организаций» Тема 4. Граждане как субъекты административного права
  • 1. Субъекты административного права
  • 3. Основы административно-правового статуса граждан
  • 4. Права и обязанности граждан по административному праву
  • 5. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства
  • Тема 5. Способы защиты субъективных публичных прав граждан
  • 1. Административно-правовые гарантии реализации прав граждан
  • 2. Административно-правовой порядок рассмотрения обращений граждан
  • 3. Судебный порядок рассмотрения обращений граждан
  • Тема 6. Коллективные субъекты административного права
  • 1. Коллективные субъекты административного права: понятие и виды
  • 2.Административно-правовой статус организаций
  • Раздел 3 «Органы исполнительной власти» Тема 7. Органы исполнительной власти
  • 1. Понятие и правовое положение органа исполнительной власти
  • 2. Административно-правовой статус органов исполнительной власти
  • 3. Классификация органов исполнительной власти. Факторы, влияющие на построение системы органов
  • 5. Структура и штаты органов исполнительной власти
  • 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
  • Раздел 4 «Государственная служба» Тема 8. Государственные служащие как субъекты административного права
  • 1. Понятие и принципы государственной службы
  • 2. Правовое регулирование государственной гражданской службы
  • 3. Понятие и виды должностей
  • 4. Административно-правовой статус государственного гражданского служащего
  • 5. Прохождение государственной гражданской службы
  • Модуль 3 «формы и методы государственного управления»
  • Раздел 5 «Функции, формы и методы государственного управления» Тема 9. Содержание, методы и формы государственного управления
  • 1. Содержание (функции) государственного управления
  • 3. Понятие и виды методов государственно-управленческой деятельности
  • 4. Формы управленческой деятельности, их классификация
  • Тема 10. Правовые акты государственного управления
  • 1. Понятие и правовая природа актов управления
  • 2. Классификация актов управления
  • 3. Порядок издания и отмены актов государственного управления
  • 4. Требования, предъявляемые к актам государственного управления
  • Тема 11. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении
  • 1. Способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти
  • 2. Виды контроля и надзора за законностью в деятельности органов исполнительной власти
  • 3. Судебный контроль. Понятие административной юстиции
  • Тема 12. Административный договор
  • 1. Дискуссии в административном праве об административном договоре
  • 2. Понятие и признаки административного договора
  • Тема 13. Административный процесс
  • 1.Сущность административного процесса
  • 2. Принципы административного процесса
  • 3. Структура административного процесса. Виды административных производств
  • 4. Административно-процессуальные нормы и отношения. Проблема кодификации административно-процессуального права
  • Раздел 6 «Административное принуждение и ответственность» Тема 14. Административное принуждение
  • 1. Понятие, содержание и назначение административного принуждения
  • 2. Виды мер административного принуждения
  • 3. Органы и должностные лица, применяющие меры административного принуждения
  • Тема 15. Административная ответственность
  • 1. Административная ответственность как вид юридической ответственности
  • 3. Понятие и состав административного правонарушения
  • Административная ответственность юридических лиц. Ст. 10 КоАп рф закрепляет административную ответственность юридических лиц. Принципы применения ответственности:
  • 4. Понятие и виды административных наказаний. Основные правила их назначения
  • Тема 16. Производство по делам об административных правонарушениях
  • 1. Производство по делам об административных правонарушениях: общая характеристика
  • 2. Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 3. Доказательства, используемые в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 4. Стадии и этапы производства по делам об административных правонарушениях
  • Модуль 4 «государственное управление в отдельных отраслях и сферах»
  • 2. Государственное управление в сфере экономики
  • 3. Государственное управление в социальной сфере (социально-культурной сфере)
  • Управление в области иностранных дел осуществляет Министерство иностранных дел.
  • Раздел 8 «Государственное управление в социальной сфере» Тема 18. Правовые основы управления образованием
  • 1. Правовые основы системы образования
  • 2. Органы, осуществляющие управление в сфере образования
  • 3. Правовое положение образовательных учреждений
  • 4. Правовое положение обучающихся в образовательных учреждениях.
  • Раздел 9 «Государственное управление в административной сфере» Тема 19. Управление в области государственной безопасности
  • 1. Правовое регулирование в области безопасности. Основные понятия
  • 2. Органы исполнительной власти в области безопасности
  • 3. Понятие государственной тайны
  • Тема 20. Управление в области внутренних дел
  • 1. Содержание управления в области внутренних дел
  • 2. Система органов внутренних дел
  • 3. Организация милиции
  • 4. Особенности прохождения службы в органах внутренних дел
  • Тема 21. Административное право зарубежных стран
  • 1. Возникновение и развитие административного (полицейского) права
  • 2. Характерные черты административного права как отрасли права
  • 3. Принципы административного права
  • Глоссарий -а-
  • 4. Правовое положение обучающихся в образовательных учреждениях.

    Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

    Граждане РФ вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости , в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством.

    Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

    Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

    Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

    Студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения. Студенту высшего учебного заведения бесплатно выдаются студенческий билет и зачетная книжка установленного образца.

    Наряду с закрепленными в Законе Российской Федерации «Об образовании» правами студенты высших учебных заведений имеют право :

    1) выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности)) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;

    2) участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;

    3) осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);

    4) участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;

    5) бесплатно пользоваться в государственных и муниципальных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;

    6) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения;

    7) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

    8) получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

    9) переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.

    Студенты высших учебных заведений обязаны:

    1) овладевать знаниями,

    2) выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования,

    3) соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития.

    За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения.

    Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме.

    Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

    Статус студента негосударственного высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию, в отношении академических прав и академических свобод приравнивается к статусу студента государственного или муниципального высшего учебного заведения, за исключением права на получение государственной стипендии.

    Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

    Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения.

    Лица, не прошедшие государственной (итоговой) аттестации или получившие на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно не ранее чем через год государственную (итоговую) аттестацию.

    Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.

    Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за:

    1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

    2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

    3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

    4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

    5) иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

    В современной российской теории права под категорией «правовой статус» чаще всего понимается совокупность прав и обязанностей того или иного вида субъектов. Однако возрастает количество исследований, в которых к этому перечню добавляется ответственность, законные интересы, а также происходит отграничение прав от свобод, в результате чего последние рассматриваются как самостоятельные элементы правового статуса. В то же время в ряде исследований структура категории «правовой статус» значительно усложняется, поскольку в нее помимо указанного выше включаются такие элементы как: правосубъектность; гражданство; правовые принципы и др.

    Будучи единым по содержанию, правовой статус подразделяется на общий правовой статус (права, свободы и обязанности согласно нормам Конституции Российской Федерации) и специальный. Последний включает в себя нормы иных актов, которые, основываясь на конституционных положениях, отражают особенности правового положения определенных категорий граждан (военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Индивидуальный статус – это совокупность прав, свобод и обязанностей, законных интересов, которыми обладает конкретное физическое лицо с учетом конкретизирующих его правовое положение факторов (пол, возраст, семейное положение, трудовая деятельность и т.д.).

    Обязанность – это мера требуемого правом поведения, причем несоблюдение требований есть основание для применения мер юридической ответственности. Обязанность как осознание связанности своей воли может выражаться как в положительном действии (получать образование, содействовать лицам в получении образования), так и в отрицательном деянии в форме бездействия, когда лицу требуется воздержаться от совершения тех или иных действий. Обязанность может быть персонифицирована в относительных правоотношениях (когда определена группа обязанных субъектов) или же быть неопределенной, когда потенциально касается неограниченного круга лиц.

    Законный интерес понимается как отраженная в объективном праве, либо вытекающая из его общего смысла и в определенной степени гарантированная государством юридическая дозволенность, выражающаяся в стремлениях субъекта пользоваться определенным социальным благом, а также в необходимых случаях обращаться за защитой к компетентным государственным органам или общественным организациям.



    Так, правовой статус обучающихся образовательных организаций регламентируется главой 4 ФЗ «Об образовании в РФ», в которой регулируются основные права, свободы и обязанности обучающихся. На законодательном уровне впервые разграничены понятия «обучающийся» и «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Так, обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу, а «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Также к обучающимся относятся:

    1) воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;

    2) учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;

    3) студенты (курсанты) - лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;

    4) аспиранты - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

    5) адъюнкты - лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел, службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

    6) ординаторы - лица, обучающиеся по программам ординатуры;

    7) ассистенты-стажеры - лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;

    8) слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования;

    9) экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

    В зависимости об содержания собственно прав и свобод можно выделять:

    1. Права и свободы граждан, предусмотренные Конституцией РФ : право на уважение человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений, право на посещение по своему выбору мероприятий, проводимых образовательной организацией и не предусмотренных учебным планом, привлечение к труду без согласия обучающихся или законных представителей, право на участие в общественных объединениях.

    2. Образовательные (академические) права: право на выбор образовательной организации, предоставление условий для обучения с учетом особенностей психо-физического развития и состояния здоровья. формы получения образования, на обучение по индивидуальному учебному плану, на участие в формировании содержания профессионального образования, отсрочка от призыва на военную службу, каникулы, академический отпуск, перевод в другую образовательную организацию или на другое направление/специальность, восстановление в образовательной организации, участие в управлении образовательной организацией, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами образовательных организаций, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на развитие творческих способностей, участие в научно-исследовательской деятельности, совмещение получения образования и работы и др.

    3. Социальные права обучающихся : полное государственное обеспечение и питание в соответствии в законодательством РФ, право на получение стипендий, материальной помощи, местами в общежитиях и интернатах, транспортное обеспечение, предоставление образовательного кредита и иные меры социальной поддержки в соответствии с законодательством субъекта РФ.

    С 1 сентября 2013 г. впервые в РФ на законодательном уровне вводятся обязанности и ответственность обучающихся, что является составной частью правого статуса обучающегося. Обучающиеся образовательных организаций обязаны:

    1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

    2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

    3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

    4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

    5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    Могут устанавливаться иные обязанности в соответствии с договором об образовании. За неисполнение обязанностей и нарушение локальных актов организации, осуществляющей образовательную деятельность, применятся меры дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора, отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    Меры дисциплинарного взыскания не применяются:

    1. к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования,

    2. к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости)

    3. во время болезни обучающихся, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

    Порядок применения к обучающимся и снятия с них мер дисциплинарного взыскания устанавливаются Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания», на основании которого при выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать:

    1. тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен;

    2. предшествующее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние;

    3. мнение советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется:

    1. если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата;

    2. дальнейшее пребывание обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

    Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.