Преамбула. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Структура конституции рф

Понятие преамбулы

Конституцию начинается с преамбулы, то есть вводной части, которая предшествует основному тексту глав Конституции. Преамбула не включает в себя правовые норм, но она обладает существенным значением в понимании смысла как самой Конституции в целом, так и ее отдельных частей (статей), потому как конкретно в преамбуле содержатся основания и обстоятельства, которые послужили поводом для издания Конституции, как бы предопределяющие ее содержание.

Замечание 1

Преамбула констатирует, что Конституция принимается многонациональным народом Российской Федерации, который соединен общей судьбой на собственной земле, подчеркивает особенное значение данного Закона для последующего развития общества и государства.

Сущность и значение преамбулы в конституции

В преамбуле Конституции названы 6 основополагающих целей, реализация которых и есть главная задача государства. Они выражают сущность всей реформы конституционного характера в Российском государстве. Это:

  • утверждение человеческих свобод и прав;
  • закрепление согласия и гражданского мира в Российской Федерации;
  • сохранность исторически образованного единства государства;
  • возрождение государственной суверенности России;
  • закрепление незыблемости основ демократии в Российском государстве;
  • обеспечение процветания и благополучия России.

Данные цели пролегают в основе всех норм конституционного характера, проникают во все содержание Конституции. Так, закреплению человеческих свобод и прав посвящаются полностью вторая глава статьи 17 - 64 и ряд положений в иных главах, к примеру, статьи 2, 6, 7 и пр. Включение данных статей в текст Конституции дает возможность утверждать, что в развитии человеческих и гражданских свобод и прав Российская Конституция выходит на уровень стандартов, которые приняты в мировом сообществе.

Возрождение государственности России раскрыто в 1 главе, именуемой "Основы государственного строя", в 3 – 8 главах, которые посвящены устроению новых властных институтов и федеративному устроению России. Конкретно Конституция 1993 года утвердила действующее равноправие всех субъектов Российской Федерации, провозгласила в образе одного из главнейших принципов устройства нашей государственности наравне с разделением властных ветвей согласованность жизнедеятельности и взаимного действия всех государственных органов власти.

Для развития государства важными являются положения преамбулы о сохранности исторически образовавшегося единства государственности, установке согласия и гражданского мира: долгий период нашу единую Россию разрывали, на сегодняшний момент так же мешают ее свободному развитию всяческие конфликтные ситуации, как социального, так и национального характера. Это - стержень идеологии российской Конституции. Об актуальном достижения стабильности в обществе говорит Договор об общественном согласии, который был подписан весной 1994 года, руководством органов государственной власти России и субъектов Федерации, партиями политики и движениями общества.

В Отечестве нашем сильными являются исторически образованные традиции верности народа Российскому государству, выдержавшие большое количество суровых испытаний. Это не лишь занимающие в прошлом место нарушения прав и свобод человека и отступления от принципов демократии, но и героическая защита нашей страны от ее множественных врагов, которые приходили к нам с мечом в руках и посягавших на существование нашей Родины, сильной общей преданностью к ней всего населения вне зависимости от их национальной принадлежности. Именно поэтому преамбула выражает мысль о признательности к памяти предков, которые передали потомкам уважение и любовь к Отечеству, веру справедливость и добро.

Конституция чтит память прошлого, закрепляет признанные обществом и особо важные для нашего многонационального государства принципы самоопределения и равноправия народов, которые объединились на общей земле, сохраняющих единое целое государство. Конституция - является возрождением подлинной государственной суверенности России, которую она получила лишь с принятием 12.06.1990 года«Декларации о независимости».

И как по-настоящему суверенное государство, Россия самостоятельным образом приняла собственную Конституцию на общероссийском референдуме 12.12.1993 года. Принятие Конституции посредством референдума - это существенная гарантия устойчивости нашего основополагающего Закона – Конституции РФ.

Замечание 2

В преамбуле обращено внимание на то, что Конституция подтвердила незыблемость основы демократизма Российской Федерации, зафиксировано, что она принималась с целью обеспечения благополучия и процветания государства, при этом исходя из нашей общей ответственности за собственную Родину не только перед нынешним, но и перед следующими поколениями.

Еще одним очень важным положением преамбулы отмечено - принимая собственную Конституцию, многонациональный российский народ и Российское государство осознают себя как часть мирового сообщества. А это значит, что Российская Федерация берет на себя обязательства по соблюдению общепризнанных принципов и норм международного права, налаживания сотрудничества с иными государствами в образе условия мирного и демократического развития не только России и ее населения, но и народностей и стран целого мира.

Сравнительный анализ зарубежных и отечественных конституций обращает внимание на то, что главное в содержании преамбул, невзирая на многообразность излагаемых в них задач и целей, является подтверждение народовластия и государственности, признание приоритетности прав гражданина и человека. Потому как данные цели проникают сквозь все конституционные положения, статьи, то в основных законах множества стран преамбула (вводная часть) вообще отсутствует, то есть преамбула не представляется обязательным элементом Основного закона (Конституции).

Однако в первую очередь придется менять саму процедуру внесения изменений в преамбулу Конституции РФ.

Депутаты Государственной Думы РФ от фракции «Единая Россия» Евгений Федоров и Антон Романов считают, что вводная часть Конституции РФ несет в себе не только моральный смысл, но и является юридическим ориентиром, который должен задавать направление всем правовым положениям в государстве. Поэтому, по мнению парламентариев, преамбулу основного закона необходимо изменить. Сообщения о такой инициативе появились в прессе. В действующей редакции преамбула Конституции РФ гласит:

Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию РФ.

Изменить преамбулу не так просто. В действующем Федеральном законе от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» отсутствуют правовые нормы, позволяющие вносить какие-либо изменения во вступительную часть основного закона РФ. Поэтому парламентарии подготовили законопроект, который распространит действующую процедуру внесения изменений в главы –8 Конституции РФ на ее преамбулу. В соответствии с нормами статьи 136 Конституции РФ , поправки в главы 3–8 подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов. Они вступают в силу после получения одобрения органов законодательной власти большинства субъектов РФ - двух третей. Именно так, в свое время, были приняты изменения в Конституции РФ о повышении срока полномочий Госдумы РФ и президента, а также принятия в РФ новых субъектов - Республики Крым и города Севастополя. По нормам статьи 135 Конституции РФ , она не может быть пересмотрена Федеральным собранием. Для внесения изменений необходимо набрать не менее 3/5 голосов Федерального собрания. Только после этого должно быть созвано Конституционное собрание. Такое собрание теоретически состоит из представителей трех ветвей высшей власти федерального и регионального уровней. Однако сам закон о Конституционном собрании в Российской правовой системе попросту отсутствует. Сами авторы инициативы, депутаты Евгений Федоров и Антон Романов настроены решительно. Они собираются исключить из Конституции РФ положения о приоритете норм международного права над национальным законодательством и существующий запрет на государственную идеологию. Однако эксперты относятся к такой инициативе достаточно скептически. Они считают, что преамбула Конституции никоим образом не обязывает Россию при принятии внутренних решений учитывать законодательные нормы или мнение других государств. При этом, преамбула является неотъемлемым конституционным положением и имеет ту же юридическую силу, что и другие новеллы основного закона. Поэтому для ее изменения должно произойти всестороннее согласование нового содержания и норм. Кроме того, все цивилизованные государства обязательно учитывают в своей политике общепризнанные нормы международного права.

Структура Конституции РФ – это особый порядок, посредством которого формируется система управления. Закон разделен на разделы.

Так называется основной документ страны, и, от того, насколько правильно жители страны научатся трактовать его, понимать статьи и следовать прописанным правилам, зависит соблюдение законности и порядка в стране.

Общая характеристика конституции РФ 1993 года

До принятия существующей Конституции в нашей стране существовало 4 закона. Они вводились автоматически, а жителям России просто приходилось с ними соглашаться. 12 декабря 1993 года состоялось голосование жителей Российской Федерации за новую конституцию. Около 54% населения одобрило ее.

На современном этапе истории действует тот закон, который приняли более 25 лет назад. С принятием Конституции Российской Федерации, страна вышла из периода советской истории и перешла на российский этап развития.

Преамбула конституции РФ

Преамбула конституции РФ – начало документа. Это вводная часть, но в ней есть важная информация для всего русского народа.

Начало Конституции указывает на многонациональность народа, говорит о том, что каждый человек имеет право на свободу и права.

Кроме того, указывается на то, что каждый житель страны имеет право на гражданский мир, согласие, демократическую свободу. Но житель государства должен любить Отечество, быть ответственным за него.

Сколько разделов и глав в конституции РФ

Основной закон страны имеет два раздела, количество глав — 9. При этом все они включены в первый раздел. Второй раздел прописывает временные нормы. Во втором разделе отсутствует постатейное деление.

Раздел I

Первый раздел является основным, и в нем прописаны все права и обязанности жителей государства. Основными задачами раздела принято считать:

  • принятие и утверждение прав человека, а также его право на свободу;
  • обязательное сохранение мира. В российской Федерации должно быть согласие;
  • несмотря на то, что в стране сравнительно новый конституционный строй, граждане не должны отказываться от государства, которое исторически сложилось на территории нашей страны;
  • суверенность страны;
  • независимо от национальности, если гражданин является жителем РФ, он должен обеспечить благополучие и процветание своей Родины.

Глава 1

Глава 1 состоит из 16 статей, в ней уделяется внимание основам конституционного строя. Дается понятие равнозначности России и Российской Федерации. В стране может быть множество идеологий, религий (при этом не одна из религий не может быть признана одной и официально существующей), наличие многопартийности.

Этот документ имеет высшую юридическую силу, никто не вправе отменить его или не следовать его положениям.

Глава 2

48 статей включено во вторую главу. Основными пунктами принято считать:

  • права и свобода человека являются неотъемлемой частью. Они гарантированы каждому с рождения;
  • никто не имеет права их нарушать;
  • равенство всех жителей перед законом и судом, независимо от национальности, расы, религии;
  • запрет на применение смертной казни;
  • невозможность применения насилия по отношению к человеческой жизни.

Это лишь малая часть перечисленных статей. С полной информацией можно ознакомиться, изучив текст Конституции РФ.

Глава 3

В главе 3 указывается на федеративное устройство. Перечисляются все субъекты, которые входят в состав страны. В последней редакции сюда была включена республика Крым.

На территории страны государственным языком является русский, но при этом каждая республики имеет право устанавливать свой язык в качестве государственного. Внутри страны не может быть установлено таможенных границ, граждане имеют право на свободное передвижение.

Глава 4

Глава включает 14 статей. В них прописаны правила становления президента на должность. Именно он является гарантом Конституции, представляет интересы народа внутри страны и на международном уровне. Срок избрания президента 6 лет. Это избирательная должность, и на нее может встать любой посредством тайного голосования.

Глава 5

Федеральное собрание – это законодательный орган, который состоит из двух палат. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого региона РФ. В Государственную Думу входит 450 человек, и все они избираются посредством голосования.

Глава 6

Глава 6 включает в себя 8 статей. В них прописана информация о правительстве страны, которое представляет собой исполнительную власть. Председатель Правительства назначается президентом. Правительство разрабатывает и издает законы, которые утверждаются главой государства.

Глава 7

12 статей 7 главы описывают судебную власть. Судьей может стать любой гражданин страны, достигший возраста 25 лет. Судьи имеют неприкосновенность и подчиняются Конституции и федеральному закону.

Глава 8

Местное самоуправление – избирается гражданами РФ. Именно оно отвечает за управление на местах и соблюдение законности и прав граждан республик, областей. Члены местного самоуправления обязаны заботиться о гражданах, живущих в области.

Глава 9

Регламентируют возможность пересмотра пунктов Конституции. Подобные предложения могут вносить: президент, члены правительства или представители местной власти.

Раздел II

В разделе зафиксированы основные заключительные и переходные положения. Прекращение действия предыдущей Конституции, принятой в 1978 году.

Заключение

Это лишь краткое описание основных положений, которые содержит основной документ страны. Следовать ему обязан каждый гражданин российского государства.

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Комментарий к преамбуле

Конституцию открывает преамбула, т. е. вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции. Преамбула не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и как бы предопределившие ее содержание.

Преамбула констатирует прежде всего, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого Закона для дальнейшего развития государства и общества.

В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они отражают суть всей конституционной реформы в России. Это:

Утверждение прав и свобод человека,

Утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации,

Сохранение исторически сложившегося государственного единства,

Возрождение суверенной государственности России,

Утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,

Обеспечение благополучия и процветания России.

Эти цели лежат в основе всех конституционных норм, пронизывают все содержание Конституции. Так, утверждению прав и свобод человека посвящены целиком гл. 2 (ст. 17 - 64) и ряд положений в других главах (например, ст. 2, 6, 7 и др.). Включение этих статей в текст Конституции позволяет утверждать, что в развитии прав и свобод человека и гражданина наша Конституция вышла на уровень стандартов, принятых в мировом сообществе.

Возрождение российской государственности раскрывается в гл. 1 "Основы государственного строя", в гл. 3 - 8, посвященных построению новых институтов власти и федеративному устройству России. Именно Конституция 1993 г. утвердила действительное равноправие всех субъектов Российской Федерации и провозгласила в качестве одного из важнейших принципов нашего государственного устройства наряду с разделением властей согласованность функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти.

Для развития Российского государства исключительно важны положения преамбулы о сохранении исторически сложившегося государственного единства, установлении гражданского мира и согласия: слишком долго нашу единую Родину разрывали, да, к сожалению, и сегодня мешают ее свободному развитию всякого рода конфликты, как социальные, так и национальные. Это - стержневая идея российской Конституции. Об актуальности достижения политической стабильности в обществе свидетельствует Договор об общественном согласии, подписанный весной 1994 г. руководителями государственных органов власти России и субъектов Федерации, политическими партиями и общественными движениями.

В Отечестве нашем сильны исторически сложившиеся традиции верности народа Российскому государству, которое выдержало немало суровых испытаний. Это не только имевшие в прошлом место нарушения прав и свобод человека и отступления от принципов демократии, но прежде всего героическая защита нашей Родины от ее многочисленных врагов, приходивших к нам с мечом в руках и посягавших на само существование нашей Отчизны, сильной общей преданностью к ней всех граждан независимо от их национальности. Именно поэтому в преамбуле выражена мысль о признательности к памяти наших предков, передавших потомкам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

Но Конституция не только чтит память о прошлом, а прежде всего утверждает общепризнанные и особенно важные для нашей многонациональной страны принципы равноправия и самоопределения народов, объединившихся на общей земле и сохраняющих единое государство. Новая Конституция - это и возрождение подлинной суверенной государственности России, которую она обрела только с принятием 12 июня 1990 г. Декларации о независимости.

И как подлинно суверенное государство Россия самостоятельно приняла свою Конституцию на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции референдумом является существенной гарантией устойчивости нашего основополагающего Закона.

В преамбуле обращается внимание на то, что Конституция подтверждает незыблемость демократической основы Российской Федерации, фиксируется, что она принята с целью обеспечить благополучие и процветание страны, исходя при этом из нашей общей ответственности за свою Родину не только перед нынешним, но и будущими поколениями.

Еще одно очень важное положение преамбулы. Принимая свою Конституцию, многонациональный российский народ и Российское государство сознают себя частью мирового сообщества. А это означает, что Российская Федерация принимает на себя обязательства соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, налаживать сотрудничество с другими государствами как условие демократического и мирного развития не только России и ее народа, но и народов и государств всего мира.

Сравнительный анализ отечественных и зарубежных конституций показывает, что главным в содержании их преамбул, несмотря на многообразие изложенных в них целей и задач, является утверждение государственности и народовластия, признание приоритета прав человека и гражданина. Поскольку эти цели пронизывают все конституционные положения (статьи), то в основных законах ряда государств вводная часть вообще отсутствует, т. е. преамбула не является обязательным элементом закона.

Вместе с тем в последние десятилетия можно отметить тенденцию к включению в конституции развернутых преамбул. Нередко во вводной части выражаются политические цели и стремления ее создателей. Такие цели, к примеру, легко просматриваются в четкой формуле преамбулы Основного Закона ФРГ 1949 г. Уже тогда, в условиях раскола Германии на два государства, в ней было сказано, что действие Конституции "распространяется на весь немецкий народ". Тем самым не только проводилась мысль о единстве немецкого государства, но и фактически предопределялось, что при объединении двух немецких государств на всей территории Германии будет действовать Конституция ФРГ, а не Конституция Восточной Германии (ГДР), что и подтвердилось ходом исторических событий в начале 90-х гг.

Конституции большинства государств, образованных на территориях бывших союзных республик, в качестве главных целей и исходных позиций выдвигают прежде всего идеи национального возрождения и институты демократии, например:

Право на самоопределение, приверженность общечеловеческим ценностям, стремление утвердить права и свободы каждого гражданина, обеспечить незыблемые устои народовластия и правового государства (Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г.);

Незыблемость казахской государственности, создание демократического общества и правового государства, приоритет прав и свобод человека, желание обеспечить гражданский мир и межнациональное согласие, достойную жизнь для себя и потомков (Конституция Республики Казахстан от 28 января 1993 г.).

Особенно сильно национальные черты новой государственности выражены в преамбулах основных законов государств Балтии. Так, в Конституции Эстонии от 28 июня 1992 г. указывается, в частности, на непреходящее право государственного самоопределения народа Эстонии, обеспечение сохранности эстонской нации и культуры на века. Главная мысль преамбулы Конституции Литовской Республики от 6 ноября 1992 г. сосредоточена на обосновании исторических корней Литовского государства, его правового фундамента на Литовских Статутах и конституциях Литовской Республики, сохранении своего духа, родного языка, письменности и обычаев.

Вместе с тем с глубоким сожалением придется признать, что высокие задачи, излагаемые в преамбулах конституций и их содержании, не всегда в полной мере реализуются в законах, принимаемых на основе этих конституций. Это, в частности, относится к Закону о гражданстве, принятому в июне 1994 г. в Латвии. Этот Закон грубо нарушает права лиц, не относящихся к коренной национальности.

Отмеченные примеры иллюстрируют не только различные подходы к формулированию и реализации основных целей в разных конституциях, но и важность вводной части для правильной оценки содержания самого основного закона. В этой связи приобретают особое значение основные цели развития Российского государства, выраженные в тексте преамбулы его Конституции: утверждение прав и свобод человека, необходимость гражданского мира и согласия, сохранение государственного единства, обеспечение благополучия и процветания России как демократического государства. Отражено в Конституции и осознание того факта, что Российская Федерация является частью мирового сообщества.

Раздел первый

Несмотря на все имеющиеся и неоднократно отмеченные многими учёнными и политиками недостатки, Конституция - это выдающийся юридический документ современной эпохи. Термин "конституция" (лат. constitutio - устанавливаю, учреждаю) - основной закон (или совокупность наиболее важных законов) государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую систему, устанавливающий принципы организации и деятельности органов государственной власти, управления, суда, основные права, свободы и обязанности граждан.

Вступительная часть Конституции Российской Федерации, предшествующая ее разделам, главам и статьям, обычно называется преамбулой. Преамбула (фр. preambule - предисловие, лат. preambulus - идущий впереди, предшествующий) - вводная часть конституции, международного договора или какого-либо иного важного акта, содержащая указания на обстоятельства, послужившие поводом к изданию соответствующего акта, на его мотивы и цели. В ее тексте этот термин не употреблен, она не озаглавлена, как и преамбулы конституций ряда других государств (США, Японии, Италии и др.). В некоторых государствах вступление или его главная часть озаглавлены (Германия, Франция и др.). Преамбула любой конституции играет существенную роль в конституционном праве. Особенно серьезное значение имеют ее структура, юридическая сила и содержание.

К сожалению, даже в различного рода комментариях Основного Закона незаслуженно мало внимания уделяется анализу содержания и юридического значения преамбулы Конституции РФ, не говоря уже о Конституции КЧР. Очевидно, это следствие доминирующей в отечественной правовой теории позиции, что преамбула Конституции не имеет юридического значения, но является лишь политическим документом, разъясняющим существо Основного Закона.

Для того чтобы согласиться, либо опровергнуть отчасти укоренившееся мнение об отсутствии юридического значения преамбулы Конституции, в частности и Карачаево-Черкесской Республики, необходимо подвергнуть сравнительному анализу преамбулу Конституции РФ и преамбулу Конституции КЧР. преамбула конституция карачаевский черкесский

Изначально следует отметить, что юридическое значение преамбулы Конституции Российской Федерации и преамбулы Конституции Карачаево-Черкесской Республики можно определить двумя, присущими обеим, свойствами: с одной стороны, она - только введение в Конституцию и не содержит нормативных предписаний, сформулированных в соответствии с правилами законодательной техники. Поэтому нередко при ссылках на Конституцию Российской Федерации и даже при толковании тех или иных ее положений преамбулу не упоминают. Но, с другой стороны, она составная часть единого официального текста Основного закона, определяющая мотивы его принятия. Конституция - единый политико-юридический документ, каждая часть которого органически связана со всеми остальными и в рамках единой системы выполняет свои функции. Это продуманная модель организации жизни общества, охватывающая все его сферы и наиболее важные проявления. Конституция является целостным актом, нормы и институты которого взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе регулирования общественных отношений. В частности, нормативное значение преамбулы заключается в том, что она обычно определяет стратегию как правотворчества, так и правоприменения, налагает на государство, государственные и общественные органы, должностных лиц юридическую обязанность действовать в соответствии со сформулированными в ней основополагающими принципами.

Конституция РФ - это первый после воссоздания суверенного Российского государства Основной Закон, поэтому в ней закреплены ряд политических принципов, на которых основывается новая российская государственность. Прежде всего, это категория "многонациональный российский народ", что стало существенным шагом вперёд по сравнению с концепцией советского государственного права, стоявшего на позиции обоснования стирания национальных различий и формирования новой исторической общности "советский народ". В этом контексте Конституция может и должна выступать в качестве юридически узаконенного баланса интересов всех социальных слоев общества, а также наций и этнических групп, образующих единую государственно-правовую общность - многонациональный народ России, от имени которого выступает Республика (государство) (Основной Закон Карачаево-Черкесской Республики обращен не к оторванной от реальности абстрактной модели государства вообще, он легитимирует конкретное государство - Карачаево-Черкесию (В п.1 ст.1 Конституции Карачаево-Черкесской Республики Республика Карачаево-Черкесия определяется как демократическое правовое государство с республиканской формой правления. Тем самым Карачаево-Черкесская республика как продолжение и развитие отечественной государственности сопрягается с определенной государственной формой, а в его понятие Конституцией включаются соответствующие содержательные характеристики. Республика впервые как государство была определена в части 2 статьи 5 Конституции России. Данная норма была в последствии воспроизведена в конституциях республик, однако, независимо от смысловой нагрузки, которая вкладывается создателями Конституции в понятие государства, несомненно, что государственность как политическая форма существования многонационального народа России является основополагающим принципом Конституции КЧР; причем речь идет здесь о конкретном национально территориальном образовании - республике Карачаево-Черкесия, которое в силу Конституции Республики, обладает вполне определенными признаками, касающимися его природы, устройства, целей, организации власти и принципов деятельности, включая ее связанность законом и правом и т.д. Такое положение становится очевидным, в том числе, и из положений самой Преамбулы Конституции Карачаево-Черкесии, где Республика признается неотъемлемой частью Российской Федерации как государства, а народы республики, (от имени которых принимает Конституцию Народное Собрание (Парламент)), являются частью ее (России), многонационального народа, который, и является источником власти в России, а с юридической точки зрения, народ отождествляется с понятием "граждане" - лиц поддерживающих тесную правовую и политическую связь с российским государством.)). Не узкоклассовые вожделения, а справедливое сочетание и взаимодействие разнообразных интересов, существующих в государстве, благо народа должны быть основой Конституции. Это означает, что Конституция выступает как легитимация социального согласия и партнерства, гражданского мира, а не средство достижения победы того или иного класса. Также, что касается категории "многонациональный народ", то следует заметить, что преамбула не лишает отдельные нации и народности, входящие в эту общность права самостоятельности. Наоборот, в ней подчёркнута неизменность следования принципам равноправия и самоопределения народов. Однако юридически это не означает, что преамбула наделяет входящие в состав РФ субъекты правом сецессии. Если с данной категорией возможно согласиться, то, параллельно рассматривая преамбулу Конституции КЧР, мы сталкиваемся с категорией "депутаты Народного Собрания КЧР". Дело в том, что изначально (на стадии разработки Конституции КЧР) полагалось, что в Народном Собрании будут наличествовать представители всех национальностей, "объединившихся в ходе исторического развития единой судьбой на территории Карачаево-Черкесии", а именно: абазины, карачаевцы, ногайцы, русские, черкесы и граждане других национальностей. Однако на практике данный принцип так и не воплотился в жизнь, а положение в преамбуле сохранилось. Всем известно, что представительный орган государственной власти осуществляет свою деятельность от лица всего народа, делегировавшего первому часть своих прав, касающихся управления. Следовательно, невозможность определённой национальности иметь в представительном органе своего полномочного представителя, формально лишала первых реализовывать своё конституционное право. На сегодняшний день данный пробел частично ликвидирован, так как в соответствии со ст. 8.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 12 июля 2006 года N 46-РЗ "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ (ПАРЛАМЕНТА) КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ", выборы депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики осуществляются на основе смешанной мажоритарно - пропорциональной избирательной системы. Однако данное положение являет необходимым пересмотр юридической обоснованности перечисления в преамбуле национальностей, во избежание ущемления прав отдельных категорий лиц. Признание Республики неотъемлемой частью РФ и её многонационального народа даёт такую возможность.

Как известно, исторически Россия (ещё на стадии формирования централизованного государства) складывалась как союз народов. Результат этого процесса выражается тактичной фразой "соединённые общей судьбой на своей земле". Юридически эта фраза может означать следующее: РФ осознаёт себя в границах, сложившихся после распада СССР, не претендует на иные территории, занимаемые другими народами бывшего Союза, но и не намерена отдавать какие - либо из исконно принадлежащих ей территорий.

Следующей категорией является утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия. Данная категория является общей для обеих преамбул, что лишь подчёркивает важность преамбулы, как, своего рода, гаранта каждому человеку достойной жизни. Отсюда в том числе следует, что Конституция является основным законом не только государства, но и общества. Она гарантирует от режима личной власти, неподконтрольной народу и создаваемым им органам, от верховенства аппарата над выборными органами власти народа, от возможного произвола государства и его агентов.

Преамбула Конституции РФ закрепляет принцип сохранения исторически сложившегося государственного единства. Это определение также подпадает под определения как суверенитета России, так и под категорию "многонациональный народ". И в том и в другом случае Карачаево-Черкесия является неотъемлемой частью России.

Возвращаясь к категории "многонациональный народ", важно отметить, что следующий пункт преамбулы Конституции РФ и Конституции КЧР подчёркивает общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов, что предоставляет ещё большую возможность для урегулирования вопроса о равноправии всех национальностей в части представительства в органах государственной власти.

Следующим немаловажным критерием является отчасти моральная сторона преамбулы Конституции и РФ и КЧР: "чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость"; "исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества" "исходя из высокой ответственности перед нынешним и будущими поколениями", которая закрепляет, в потенции, высокую нравственную и, отчасти, правовую культуру населения.

Далее преамбула Конституции КЧР априори закрепляет право, проживающих на её территории, народов на достойное существование и процветание, исключая возможность любого геноцида, через следующие слова: "уважая права и законные интересы каждого народа, заботясь о сохранении и самобытном развитии всех народов, проживающих на территории Карачаево-Черкесии".

В свою очередь, преамбула Конституции РФ говорит о возрождении суверенной государственности России и утверждает незыблемость её демократической основы, тем самым предопределяя режим государственного правления на территории всей страны.

Одним из последних принципов преамбулы Конституций РФ и КЧР провозглашают стремление обеспечить своё благополучие и процветание. Данное положение заключает в себе крайне глубокий смысл. Благополучие и процветание будь-то страны в целом или отдельного субъекта напрямую зависит от благополучия и процветания проживающего на данной конкретной территории народа. В свою очередь, благополучие и процветание народа напрямую зависит от деятельности органов государственной власти. В этом и заключается наиболее важное политическое значение преамбулы Конституции.

Также наряду с этими политическими вопросами преамбула решает очень важный юридический вопрос государственного суверенитета. В Конституции такая новая суверенная государственность должна быть на демократической основе.

Не следует преуменьшать значения преамбулы Конституции и для адекватного понимания и истолкования ее содержания.

Именно Конституция должна выступать основным правопорядком государственной и общественной организации взаимодействия людей и их объединений, а также способом интеграции социальной активности субъектов общественного действия в русло совместно определяемых всем обществом и закрепляемых в самой Конституции целей.

Иными словами, Конституция выступает определенным ограничением государства и гарантией свободы и прав граждан. Легитимируя государственную власть и устанавливая пределы ее дискреции, Конституция определяет основные направления деятельности и преследуемые ею цели, а также средства и способы их реализации, гарантирует общество от его поглощения государством, очерчивает сферу индивидуальной автономии личности и обязывает ее к законопослушанию, в том числе предусматривая определенные обязанности, проистекающие из социальной природы человека и его коллективного бытия.

В связи с этим важное юридическое значение преамбулы заключается и в том, что в ней определена стратегия конституционного и правового регулирования в целом в Российской Федерации и в частности Карачаево-Черкесии. Закрепленные в Основном Законе цели имеют определяющее значение в процессе реализации Конституции и ее норм в сфере законодательства, исполнения законов и правосудия. Они образуют не только социально-политический и нравственный, но и юридический ориентир, в соответствии с которым должна осуществляться деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. По существу, это изложение некоторых важнейших обязанностей государства и его агентов.

Поэтому представляется очевидным, что игнорировать ее нельзя. При толковании и реализации как Конституции Российской Федерации в целом, так и ее разделов, глав, статей и отдельных положений следует исходить из содержания преамбулы: ничто в тексте этой Конституции не может пониматься как противоречащее мотивам, изложенным в преамбуле. Кроме того, нельзя не учесть и мировой опыт. Преамбулы многих демократических конституций содержат не только общие соображения, полезные при толковании ее нормативных предписаний, но и положения, являющиеся такими предписаниями или признаваемые и действующие в качестве таковых.

Сравнительный анализ отечественных и зарубежных конституций показывает, что главным в содержании их преамбул, несмотря на многообразие изложенных в них целей и задач, является утверждение государственности и народовластия, признание приоритета прав человека и гражданина. В преамбуле Конституции одновременно определяются те ценности, которые занимают ведущее положение во всей иерархии общественных ценностей, и цели, которые преследует Конституция.

Что касается Карачаево-Черкесской Республики, то преамбула Конституции также содержит краткую характеристику целей, условий и мотивов применения Основного Закона. В преамбуле Конституции определяются такие цели и задачи государства, к которым относятся: 1) утверждение прав и свобод человека; 2) утверждение гражданского мира и согласия; 3) сохранение самобытного развития всех народов, проживающих на территории Карачаево-Черкесии; 4) обеспечение благополучия и процветания КЧР. Эти положения, так или иначе, пронизывают все статьи Основного закона страны, в конечном счете, определяют его смысл и значение. Положения преамбулы носят торжественно-декларативный характер. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), преамбула имеет важное юридическое значение.

Положения преамбулы служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей, отправления правосудия; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции РФ, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федеративного устройства. В преамбуле Конституции выражены также некоторые социальные обязательства государства по отношению к народу и гражданам, по обеспечению демократического развития страны и др.

В преамбуле Конституции Карачаево-Черкесской Республики выражены также некоторые социальные обязательства государства по отношению к народу и гражданам, по обеспечению демократического развития страны и др. Сто два слова преамбулы Карачаево-Черкесской Республики дают исходные начала для толкования Конституции в соответствии с действительной волей народа, выражаемой посредством Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.

Преамбула, обычная в конституционной практике, в широком социальном плане декларирует становление в Республике конституционализма, превращение государства в рациональную организацию публичной власти для осуществления общественных задач в рамках права. Преамбула Карачаево-Черкесской Республики является составной частью Конституции Карачаево-Черкесской Республики и имеет для законодательной и исполнительной власти не только моральную, но и юридическую силу, а судами должна восприниматься в качестве оселка, с помощью которого выверяется адекватность истолкования конституционных норм, содержащихся в разделах, главах и статьях Конституции, а также иметь место при отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции Карачаево-Черкесской Республики, либо при необходимости изменить или дополнить Конституцию Карачаево-Черкесской Республики, т. е. внести в нее поправки, при разрешении конституционных споров и др.

Что касается юридической силы иных положений преамбулы, то косвенным подтверждением этого факта являются многочисленные решения Конституционного Суда РФ, опирающиеся на их содержание и не делающие различий между ними и нормами основного текста Конституции. Так, КС РФ в Постановление от 16.07.2007, о проверке конституционности отдельных положений статей 3, 18 и 41 Федерального закона "О политических партиях", сослался на преамбулу Конституции в части участия в осуществлении власти в Российской Федерации граждан, посредством политических партий. Также в Постановлении КС РФ от 20.12.1995 N 17-П. суд, отметив, что "Конституция Российской Федерации закрепляет суверенную государственность России, целостность и неприкосновенность ее территории в качестве одной из основ конституционного строя", для обоснования своей позиции сослался на преамбулу и ч. 1 и 3 ст. 4 Конституции. Многократно ссылался Конституционный Суд на преамбулу в ее нормативном единстве и сопряжении с рядом иных положений Конституции в Постановлении от 07.06.2000 N 10-П, в частности для обоснования того, что Конституция, принятая всенародным голосованием, является актом высшего непосредственного выражения власти многонационального народа России в целом, следовательно, именно ее положения имеют приоритет в правовой системе РФ, включая федеральное законодательство и нормативные правовые акты субъектов РФ.

Таким образом, Конституционный Суд подтвердил, что, во-первых, преамбула есть неотъемлемая составная часть Конституции; во-вторых, она является не просто сводом политико-правовых деклараций или исторической справкой, но и имеет юридическую силу и составляет своеобразный договор между народом, волей которого освящена Конституция, и государством, выступающим от имени народа; в-третьих, органы публичной власти и иные субъекты конституционно-правовых отношений связаны преамбулой в не меньшей мере, чем иными положениями Конституции; в-четвертых, последующие положения Конституции, особенно принципы конституционного строя, должны интерпретироваться и применяться с учетом преамбулы Конституции, ибо именно в ней содержится универсальный социально-политический, нравственный и юридический критерий адекватности правоприменения в стране.

Существенную роль преамбула может сыграть также в последующей трансформации (превращении, актуализации) Конституции применительно к потребностям общественного прогресса или нуждам правового регулирования. Речь идет, во-первых, об общих принципах права, которые оказывают непосредственно регулирующее воздействие на взаимоотношения Республики (государства) и личности в сфере как частноправовых, так и публично-правовых отношений и не могут не учитываться в процессе правоприменения; во-вторых, об изменении Конституции без изменения ее текста, т.е. её адаптации к изменившимся социальным условиям, критерием легитимности которой может служить преамбула Карачаево-Черкесской Республики.

Таким образом, преамбула Конституции КЧР имеет существенное значение в социальном, политическом, идеологическом и собственно юридическом отношениях, как и преамбула Конституции РФ, о чем свидетельствуют около 50 ссылок в решениях Конституционного Суда РФ на ее различные положения (аргументация вырабатываемой Судом правовой позиции, предопределяющей его конечные выводы, интерпретация последующих положений самой Конституции, конституционное истолкование федеральных законов и законов субъектов Федерации, выявление общих принципов права и т.п.). Именно в ней указаны истоки конституционного правотворчества, в основе которого - юридический догмат воли многонационального народа Карачаево-Черкесской Республики и, в целом, Российской Федерации.

Преамбула декларирует цели, во имя которых принята Конституция и которым должна служить Республика (государство), юридические и нравственные основания и ценностные ориентиры её деятельности.

Итогом всего вышесказанного может служить то обстоятельство, что неоспоримым фактом является юридическая сила, роль, значение любого вступившего в законную силу нормативного акта, который, в свою очередь, как правило, характеризуется целостностью и статичностью наличествующей структуры. Исключением не является и Конституция. Так же, с учётом вышеизложенных аргументов в пользу рассмотрения преамбулы Конституции, в частности Карачаево-Черкесской Республики, как юридически значимой составляющей Основного Закона Карачаево-Черкесии, следует признать основополагающую роль преамбулы Конституции.