Преобразование центральных органов государственного управления при Петре I. Реформы органов власти и управления при Петре I

Центральное управление

Земский Собор

Местное управление

Боярская Дума

Воеводы,

Губные старосты,

Земские старосты,

Целовальники.

Большого дворца,

Дворцовый судный,

Конюшенный,

Сокольничий,

Постельничий,

Золотых дел

Разряды: -новгородский,

Севский,

Белгородский,

Тамбовский,

Казанский,

Тобольский,

Смоленский

Владимирский

Административно-финансовые:

Казенный,

Большого прихода,

Большой казны,

Военно-административные:

Разрядный,

Поместный,

Стрелецкий,

Иноземский,

Рейтарский,

Оружейный

Церковные:

Казенный,

Церковных дел,

Патриаршие

Территориальные

Казанского дворца,

Сибирского дворца,

Малороссийский,

Смоленский,

Великой России

Причины реформирования системы государственного управления:

1) старая система не позволяла оперативно решать проблемы в условиях войны; 2) она не позволяла контролировать всю территорию страны от столицы до окраин; 3) после принятия Соборного Уложения в 1649 г., утратил свои полномочия всесословный Земский Собор; 4) после отмены в 1882 г., местничества утратила значение Боярская Дума.

5 ) в стране существовало около ста постоянных и временных приказов. Эта система была плохо управляемой, поглощала государственные средства, была неспособна быстро решать возникающие проблемы.

Структура государственного управления при Петре I Император (с 1721г.) Сенат (с 1711г.)

Органы центрального

управления

Контрольные органы

Местные органы управления

Коллегия Иностранных дел (отношения с иностранными государствами)

Военная коллегия (управление вооруженными силами)

Адмиралтейская коллегия

(строительство флота и управление военно-морским флотом)

Камер-коллегия (сбор средств в пользу государства)

Штатс-контор-коллегия (Ведение всех государственных расходов)

Ревизион-коллегия (контроль государственных приходов и расходов)

Берг-коллегия (органпо руководству горнорудной и металлургической промышленностью)

Мануфактур-коллегия (органпо руководству легкой промышленностью)

Коммерц-коллегия (торговые действия)

Юстиц-коллегия (ведение судных и розыскных дел)

Вотчинная (Ведение вопросами землевладения)

Старейший правительственный

Синод (Духовная коллегия) (высший орган по делам Русской православной церкви)

Преображенский (политический сыск)

Приказ Геральдмейстерская коллегия

Монетный департамент

Главный Магистрат (управление местными полицейскими делами, надзором за монетным делом, починкой дорог, служили наместниками в малых городах)

1) Генерал - Ревизор надзиратель

2) Фискалы с 1725г., фискалы во всех гос. учреждениях;

3) Генерал- прокурор (с 1722г.), прокуроры во всех гос. учреждениях.

Органы местного управления

Система административно-территориального устройства

Надзорные органы

Управление городами

магистраты

губернии

прокурор

провинции

1) Губернатор (8 губерний с 1708г.)

Губернии:

Московская

С. - Петербургская

Киевская

Смоленская

Архангельская

Казанская

Азовская

Сибирская

2) Воевода (50 провинций с 1719г.)

Земский комиссар в уездах

3) Городские магистраты.

Характеристика органов государственного управления, созданные Петром 1.

Центральное управление:

Сенат (2марта 1711 г.) - высшее правительственное учреждение, которое заменило старинную Боярскую думу. В состав Сената по указу 1718 года входили президенты всех коллегий (графИван Алексеевич Мусин-Пушкин, бояринТихон Никитич Стрешнев, князьПетр Алексеевич Голицын, князьМихаил Владимирович Долгоруков, князьГригорий Андреевич Племянников, князьГригорий Иванович Волконский, генералМихаил Михайлович Самарин, генерал Василий Андреевич Апухтин иНазарий Петрович Мельницкий. Обер-секретарем был назначен Анисим Щукин).Главной его задачей было выносить постановления по запросам коллегий, которые они самостоятельно решить не могли. Важной функцией Сената стало назначение и утверждение практически всех чиновников в новые учреждения.

Коллегии - органы государственного централизованного отраслевого управления.Петр сначала создал 9 коллегий, но к концу его царствования центральный аппарат представляли 11 коллегий. На правах коллегий существовало ещё 2 учреждения. Это Синод и Главный магистрат.

Местное управление:

Управление территориями

Указ об учреждении губерний завершил первый этап реформы местного управления. Губернское управление осуществлялось губернаторами и вице-губернаторами, выполнявшими в основном военные и финансовые функции управления. В каждой губернии были крупные города, в которых управление осуществляла прежняя городская администрация. Было 8 губерний, разделенные на уезды.

Управление городами В 1699 г. Петр 1, учредил бурмистерскую палату. В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно стало делиться на регулярных граждан и "подлых" людей. Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии: Первая гильдия - банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера. Вторая гильдия - ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы.

Заключение:

    Петр Iза годы Северной войны создал достаточно эффективную систему центрального и местного управления, которая позволяла обеспечивать управление государством от столицы до окраин страны.

    Работа коллегий строилась на принципе централизованного отраслевого управления, при котором четко были определены их обязанности и чиновники отвечавшие за их исполнение.

    Петр Iкакие-то решения по созданию новых органов управления принимал в ходе проведенных экспериментов. Какие-то решения были прямым заимствованием зарубежного опыта. Сами названия органов управления: коллегия, магистрат и др. были заимствованы из европейской практики. К концу войны российская система управления была очень похожа на шведскую. Она имела мобилизационный характер и можно сказать, что ПетрIбил шведов шведским управленческим оружием.

    Эффективность созданной управленческой системы вынудила европейские страны признать Россию империей, а Петра Iимператором.

Введение

1. Государственные реформы первой четверти XVIII в. как начало перестройки органов власти и управления

1.1 Формирование нового государственного аппарата управления при Петре I

1.2 Централизация государственного аппарата

2. Реформы органов власти и управления Петра I

2.1 Перестройка центральных органов власти и управления

2.2 Реформирование местного управления

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях.

В конце XVII в. наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.

Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т.к они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств - Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь, были захватить и подчинить себе русские земли.

Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.

Рассматривая жизнь и деятельность Петра, нельзя забывать о том, что он творил в условиях внутренней и внешней борьбы: внешняя - постоянные военные действия, внутренние - это оппозиция.

Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские преобразования носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства.

Стремительный рост России в первой четверти ХVIII века поражает не только нас, но поражал и современников Петра. Вся Европа того времени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине.

В работе использованы труды крупнейших представителей отечественной истории государства и права, таких как Буганов В.И., Валишевский К.И., Заичкин И.А., Исаев И.А., Ключевский В.О., Мавродин В.И. и других.

Цель работы состоит в том, чтобы на основе историко-правового анализа выявить, роль преобразований Петра I в развитии российской государственности.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть государственные реформы первой четверти XVIII века;

изучить процессы централизации государственного аппарата;

охарактеризовать перестройку центральных органов власти и управления;

проанализировать реформирование сферы местного самоуправления.

Объектомисследования является общественно-правовая действительность в эпоху Петровских реформ.

Предметом исследования являются Петровские преобразования и их последствия для государственности России.

Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания и частнонаучные методы изучения правовых явлений: формально-логические (анализ и синтез, индукция и дедукция и др.), конкретно-исторический, системный, историко-правовой, сравнительно-правовой, технико-юридический и др.

Структура курсовой работы: введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение и список использованной литературы.

1. Государственные реформы первой четверти XVIII в. как начало перестройки органов власти и управления

1.1 Формирование нового государственного аппарата управления при Петре I

В период сложившейся в России абсолютной монархии времен Петра Iдля более свободного осуществления торгово-промышленной деятельности в городах предлагалось учредить органы городского самоуправления, состоявшие частично из чиновников, частично из выборных от городского населения.

Одна из главных задач государя - создать систему хороших законов и установить контроль за их исполнением. Высшей судебной инстанцией предлагалось сделать Боярский суд, в приказах следовало иметь судей, назначенных царем или правительством, а на местах судебные функции отдать воеводам и городским судьям, избранным горожанами .

Становление абсолютной монархии в России проходило сложным и противоречивым путем. Сохраняющаяся экономическая и политическая сила феодальной аристократии придавала ей особые государственные и правовые формы. Непоследовательная политика в отношении нарождающихся буржуазных слоев осложняла процессы экономического развития. Огромные размеры территории обусловили особый стиль государственного управления. Тем не менее, российский абсолютизм имел все черты, характерные для данного типа государственности.

Для абсолютизма характерно стремление рационально регламентировать правовое положение каждого из существующих сословий. Такое вмешательство могло носить как политический, так и правовой характер. Законодатель стремился определять правовой статус каждой социальной группы и регулировать ее социальные действия.

Процесс централизации затронул и систему местных органов: с 1726 г. по всей территории государства рядом с органами местного самоуправления (губные, земские избы, городовые приказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в. их число возросло до 250, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь Центру.

Уже к 80-м гг. XVII в. воеводы по всей территории страны вытеснили выборные местные органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными округами-уездами, а в конце XVII в. некоторые из них поднялись на более высокий уровень: были образованы более крупные административные единицы - разряды (предшественники будущих губерний).

Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах. Ее принятие (1722) свидетельствовало о возникновении ряда новых обстоятельств: Бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга стали определяющими для продвижения по службе.

Признак бюрократии как системы управления - это вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции . Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству; с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократический.

Табель о рангах уравнивала военную службу с гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими 15-летнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии.

Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей часто осуществлялось в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак).

Абсолютная монархия - форма правления, при которой монарху юридически принадлежит вся полнота власти . В этот период ликвидируются старые сословно-представительные институты и происходит максимальная концентрация власти. С 1653 г. Земские соборы более не собирались, вместо них правительство созывало сословные совещания. Но уже с начала XVIII в. и они перестали собираться, В 1721 г. Сенат совместно с Духовным Синодом преподнес Петру I титул императора. Россия стала империей.

Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур. Уже во второй половине XVII в. исчезли остатки иммунитетных феодальных привилегий и последние частновладельческие города.

Органы власти в России в XVII в.

  • Вспомните систему органов власти и управления в XVII в.


  • Петра не устраивала старая система государственного управления.

  • Она была медлительна, «патриархальна», в Думе и приказах почти не велась документация, а потому было невозможно установить персональную ответственность за исполнение решений.

  • Петр стремился заимствовать западные модели управления.


Идейные основы преобразований

  • XVII век - эпоха торжества рационализма.

  • Рационализм (от лат. Ratio – разум), философская теория, признающая разум основным источником истины, считающая основным фактором общественного развития человеческий разум, а не Божественное Провидение.

  • Рационализм породил представление о государстве не как о проявлении воли Бога, а как о результате деятельности людей.

  • Появилась теория общественного договора .

  • В чем состоит важнейшее утверждение теории общественного договора?


Идейные основы преобразований

  • Рационалисты считали: если государство было создано людьми для обеспечения своей безопасности, то люди могут и улучшить его.

  • Что следовало, с точки зрения рационалистов, сделать для создания идеального государства?

  • Написать идеальные законы и улучшить работу чиновников.

  • Почему Петру I взгляды рационалистов на теорию государственного управления пришлись по душе?

  • Потому что они убеждали: для создания идеального государства нужны лишь разум и воля.


Взгляды Петра I на систему управления

  • Подумайте, зачем здесь картина В. Серова.

  • Петр I был уверен, что твердо знает, в чем состоит счастье державы, а всякое сопротивление происходит лишь от неразумия и лени.

  • Роль монарха он видел в том, чтобы принудить народ к разумным действиям.

  • Для этого требовался сильный государственный аппарат.


Новые высшие органы власти

  • В 1701 г. Петр создал новый, ранее неизвестный в России орган власти – консилию министров .

  • Консилия (от лат. сonsilium – совещание) – совет.

  • На время отлучек царя из Москвы она сосредоточивала в своих руках всю полному власти.

  • Консилию возглавлял «князь-кесарь».

  • В консилии велись регистрация бумаг, протоколы заседаний, отчеты.

  • У каждого члена консилии был определенный круг обязанностей.


Новые высшие органы власти

  • Так в деятельности консилии Петр начал воплощать на практике теорию камерализма , согласно которой управление должно опираться на строгую отчетность и четкое разделение полномочий.

  • Патриархальный стиль работы сменился бюрократическим.

  • Петр – Ф.Ю. Ромодановскому в 1707 г.:

  • «Изволь объявить всем министрам, чтоб они всякие дела, о которых советуют, записывали, и каждый бы министр своею рукою подписывали.

  • И тем дурость каждого явлена будет!»


Сенат

  • В 1711 г. Петр создал Правительствующий Сенат .

  • На время отсутствия царя Сенат – коллективный глава государства.

  • Функции Сената:

  • Контроль за министрами, назначение чиновников, высшая судебная инстанция, законосовещательный орган при царе.

  • Решения в Сенате принимались единогласно .


Исчезновение Боярской думы

  • Петр I не издавал указа о ликвидации Боярской думы. Но с 1704 г. он перестал ее собирать.

  • Прекратились и пожалования в бояре. Старые бояре умирали, новые не появлялись. Дума постепенно исчезла сама собой.

  • Почему же Петр не жаловал боярство своим соратникам?

  • Традиция требовала, чтобы боярами становились выходцы из знатных семей.

  • Даже Петру было сложно идти против этой традиции.

  • К тому же для него само боярское звание было связано с ненавистной московской стариной.


Коллегии

  • В 1717–1721 гг. проведена реформа отраслевого управления.

  • Созданы коллегии.

  • Коллегия – группа лиц, образующих руководящий совещательный или распорядительный орган.

  • Группы коллегий:

  • Коллегии «вне групп»:

  • Юстиц-коллегия, вотчинная коллегия, Главный магистрат.


Функции коллегий

  • Иностранная – внешняя политика.

  • Военная – армия, строительство укреплений.

  • Адмиралтейская – флот, портовые сооружения.

  • Камер-коллегия – сбор доходов.

  • Штатс-коллегия – бюджетные расходы.

  • Ревизион-коллегия – контроль за деятельностью

  • штатс- и камер-коллегий.

  • Берг-коллегия – тяжелая промышленность.

  • Мануфактур-коллегия – легкая промышленность.

  • Коммерц-коллегия – торговля (внутренняя и внешняя)

  • Юстиц-коллегия – законодательство и судопроизводство.

  • Вотчинная коллегия – оформление юридических прав на

  • имения, разрешение поземельных споров, наследование.

  • Главный магистрат – управление городами.


Порядок работы коллегий

  • Коллегию возглавлял президент.

  • Его заместитель именовался вице-президентом.

  • Решения принимались большинством голосов членов коллегии.

  • При равенстве голосов голос президента коллегии считался за два голоса.

  • На практике могущественный президент коллегии почти всегда мог навязать рядовым членам коллегии выгодное ему решение.

  • Первые президенты «первейших» коллегий :

  • Иностранная – Г.И. Головкин.

  • Военная – А.Д. Меншиков.

  • Адмиралтейская – Ф.М. Апраксин.


Коллегии и приказы

  • Чем же отличались коллегии от приказов?

  • Коллегий было значительно меньше, сфера деятельности каждой – гораздо шире.

  • Не было областных коллегий, коллегии опирались на местные органы управления.

  • В коллегиях велось подробное делопроизводство, стиль их работы был не патриархальным, а бюрократическим.

  • Петр о коллегиях :

  • «Собрания многих персон…, в которых президенты или председатели не такую мочь имеют, как старые судьи – делали что хотели».


Местное управление

  • Реформа местного управления осуществлена раньше сенатской и коллежской – в 1707–1710 гг.

  • Россия разделена на губернии :


Местное управление

  • В 1711 г. армейские полки «расписаны» по губерниям, которые обязаны были их содержать:

  • Астраханский полк, Казанский полк, Московский полк…

  • Полки назывались не по месту своего пребывания, а по «шефствующей» губернии.

  • Для удобства управления губернии делились на провинции, провинции – на уезды (дистрикты).

  • Как создание такой системы управления повлияло на численность чиновничества?

  • Чиновничий аппарат многократно возрос.


Местное управление

  • Местное управление создавалось по шведскому образцу.

  • В Швеции низшим звеном управления был кирхшпиль (приход). Приходской совет состоял из пастора и выборных прихожан.

  • В России приходы звеном управления не стали.

  • Сенатское постановление :

  • «Всякие наряды и посылки бывают по указом из городов, а не от церквей; к тому ж и в уезде ис крестьянства умных людей нет».

  • О чем свидетельствует исключение приходов из системы государственного управления?


  • Для контроля за чиновниками Петр в 1711 г. учредил должность фискала (лат. Fiscalis – относящийся к казне).

  • Всех фискалов возглавлял обер-фискал , ему подчинялись провинциальные фискалы, им – фискалы.

  • Фискалы должны были следить, чтобы «никто от службы не ухоранивался и никакого худа не чинил», доносить о любых злоупотреблениях, поддерживать обвинения в суде.

  • Для поощрения усердия фискалов им полагалось вознаграждение в виде половины штрафа, наложенного на уличенного ими преступника.

  • Фискалы не несли ответственности за ложный донос: «то отнюдь в вину не ставить, ниже досадовать, под жестоким наказанием и разорением всего имения».


Органы государственного надзора

  • Почему Петр освободил фискалов от ответственности за ложный донос?

  • Царь предпочитал обвинить невиновного, нежели пропустить реальное преступление.

  • В результате ложных доносов оказалось очень много.

  • В 1714 г. после протестов митрополита Стефана Яворского ответственность за ложный донос была установлена: фискал получал то наказание, которое полагалось виновному, если бы донос подтвердился.

  • Однако и после этого преодолеть злоупотребления фискалов не удалось.

  • В 1722 г. обер-фискал А.Я. Нестеров был казнен за казнокрадство.


Органы государственного надзора

  • В 1722 г. гласный контроль за деятельностью государственных органов и судов был поручен прокуратуре .

  • Ее возглавлял генерал-прокурор – «око государево».

  • Ему подчинялись коллежские и губернские прокуроры.

  • Прокуроры обязаны были хранить «государев интерес» и предупреждать должностные правонарушения, особенно казнокрадство.


Государев Кабинет

  • Петр создал стройную систему государственных органов.

  • Эта стройность, однако, нарушалась самим положением монарха.

  • Как неограниченный монарх, Петр, с одной стороны, стоял во главе всей государственной машины, с другой стороны – мог вмешиваться в работу любого ее звена через голову вышестоящих звеньев.

  • Обладая колоссальной энергией, Петр постоянно лично вмешивался в работу, подгоняя своих соратников и, в то же время, контролируя их.


Государев Кабинет

  • Объем ежедневной работы Петра был огромен.

  • Царь даже писал:

  • «Возможно ль одному человеку за так многими усмотрить, воистину не точию человеку – ниже ангелу»

  • Поэтому в 1704 г. Петр создал собственную канцелярию – Кабинет.

  • Во главе Кабинета стоял кабинет-секретарь А.В. Макаров.

  • Через его руки проходили все направляемые царю документы.

  • На этом было основано могущество Макарова, перед которым заискивали многие крупные сановники.


Реформа церкви

  • После смерти патриарха Адриана в 1700 г. Пётр не разрешил избрать нового патриарха.

  • Как вы думаете, чем руководствовался Петр, запрещая выборы патриарха?

  • Церковь возглавил митрополит Стефан Яворский, избранный местоблюстителем патриаршего престола.

  • Имуществом церкви стал распоряжаться Монастырский приказ (упраздненный в 1667 г. и восстановленный в 1701 г.).


Реформа церкви

  • В 1721 г. был опубликован «Духовный регламент», написанный близким к царю архиепископом Феофаном Прокоповичем.

  • Феофан осуждающе писал, что народ помышляет, будто Высочайший Пастырь (патриарх) есть «второй Государь, Самодержцу равный», отчего «простые сердца развращаются».

  • Согласно Духовному регламенту патриаршество отменялось, а высшая власть в церкви передавалась Духовной коллегии – Святейшему Синоду.


Реформа церкви

  • По просьбе Петра восточные патриархи признали Св. Синод своим «братом во Христе», обладающим «равнопатриаршим достоинством».

  • Митрополитов и епископов назначал членами Св. Синода царь.

  • Св. Синод возглавлял президент (первоприсутствующий), ему были приданы два вице-президента.

  • Надзирал за деятельностью Синода светский чиновник – обер-прокурор Св. Синода, подчиненный генерал-прокурору.

  • Синод являлся государственным учреждением.


Реформа церкви

  • Священники под угрозой лишения сана и смертной казни обязывались доносить об антигосударственных замыслах, ставших им известными на исповеди.

  • Таким образом, духовенство принуждалось к нарушению тайны исповеди.

  • Число священников и монахов сокращено. Установлена норма – 1 священник на 150 дворов.

  • «Лишние» исключены из духовного сословия и записаны в подушный оклад.

  • Те из них, кто жил на помещичьей земле, стали крепостными.

  • Как сказались проведенные изменения на уважении к церкви?


Реформа церкви

  • Церковь полностью утратила свою независимость. Она не просто подчинилась светской власти, как при Алексее Михайловиче, но стала частью государственного аппарата.

  • Важнейшими функциями церкви стали: проповедь преданности государю, идеологическое обоснование действий государства, контроль за умами и настроениями подданных.

  • В свою очередь, государство заботилось об укреплении церковного контроля над подданными: преследовало раскольников, карало уклоняющихся от исповеди, поощряло иноверцев к переходу в православие.


Органы власти к 1725 г.


Дворянская служба

  • Как вы думаете: служба при Петре стала для дворян легче или тяжелее?

  • В XVII в. дворянин, хотя и служил пожизненно, пребывал на службе только во время походов и смотров, В петровскую эпоху он находился на службе (военной или гражданской) постоянно, годами не бывая в своем имении.

  • Правда, офицерам и чиновникам стали платить денежное жалование.

  • В 1714 г. Петр издал указ о единонаследии , запретив помещикам дробить имения при передаче их по наследству.

  • Имение получал один из сыновей, остальные должны были добывать пропитание на службе.

  • Пётр полагал, что это усилит служебное рвение.


Служба и чины

  • Какой принцип лежал в основе карьеры служилого человека в Русском государстве XV–XVII вв.?

  • Принцип местничества, основанный на служебных заслугах рода .

  • Когда было официально отменено местничество?

  • При Федоре Алексеевиче в 1682 г.

  • Несмотря на отмену местничества, продвижение по службе по-прежнему во многом зависело от «породы», т.е. от происхождения.


Служба и чины

  • Петр с самого начала царствования обращал внимания не на происхождение своих приближенных, а на их таланты.

  • Даже знатным дворянам пришлось начинать службу рядовыми в гвардии или мелкими канцеляристами.

  • Не пройдя низших ступеней службы, сделать карьеру было невозможно.

  • Как вы думаете: это укрепляло или ослабляло контроль государства над дворянством?

  • Укрепляло, поскольку единственным источником карьеры стали личные заслуги перед государством.

  • На предложение Военной коллегии определять знатность дворянина по числу принадлежащих ему дворов Пётр ответил: «Знатное шляхетство по годности считать!»


Табель о рангах


Табель о рангах


Подводим итоги

  • Государственный аппарат при Петре стал работать на основе профессиональных бюрократических принципов управления.

  • Была создана единая система управления и надзора в центре и на местах.

  • Армия стала регулярной.

  • Церковь окончательно превратилась в элемент государственного аппарата.

  • Карьера дворянина стала зависеть не от происхождения, а исключительно от личных служебных заслуг.

  • Зависимость дворянства от государственной власти возросла.

  • Как называется такая политическая система?


Подводим итоги

  • Петровская эпоха – время окончательного утверждения в России абсолютизма.

  • Абсолютизм – монархия, в которой власть монарха не ограничен выборными представительными органами, опирается на развитой бюрократический аппарат и подчиняется закону.

  • Сам Пётр I называл созданное им государство регулярным .


Источники иллюстраций

  • Слайд №3. http://www.artsait.ru/art/m/matveev/main2.htm

  • Слайд №6. http://www.artsait.ru/foto.php?art=s/serov/img/83&n=%20%D1%E5%F0%EE%E2%20%C2%E0%EB%E5%ED%F2%E8%ED%20%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0%EE%E2%E8%F7.%20%CF%E5%F2%F0%20I.%20%D4%F0%E0%E3%EC%E5%ED%F2.%201907

  • Слайд №7. http://21region.org/news/world_news/38751-mistika-ropshinskogo-dvorca.html

  • В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

    С 1708 года Петр I начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления. Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.

    Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.

    В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.

    Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.

    Губернии в 1719 г. были разделены на 50 провинций. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.

    Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

    Осуществлением административных преобразований было завершено оформление абсолютизма в России. Теперь в руках монарха находилась реально действующая сила. Ощущение пустоты под могуществом, которое Петр сильно ощущал вначале царствования, прошло. Петр видел свою реальную опору, структурированную, приведенную, хотя еще не окончательно, но в более стройный вид: чиновники, регулярная армия, сильный военно-морской флот; органы политического сыска находились в распоряжении царя для неограниченного и бесконтрольного управления страной. Неограниченная власть царя была довольно определенно выражена в Воинском уставе,10-й артикул, который гласил: "... Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но и силу, и власть имеет свои государству и земли, яко христианский государь, по воле и благословению управлять". Церковь, как одна из подчиненных государству структур, со своей стороны в духовном регламенте подтверждала: "Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает". Принятие Петром титула императора являлось не только нынешним выражением, но и подтверждением утверждающегося абсолютизма в России.

    Абсолютизм, как высшая форма феодальной монархии, предполагает наличие определенного уровня товарно-денежных отношений и должного развития промышленности в стране. Выполнение первого из этих условий создает предпосылки финансирования разрастающейся военной и гражданской бюрократии, второе - служит материальной базой для развития регулярной армии и флота. Абсолютная монархия, прежде всего, представляет интересы дворянства. Но, учитывая названные условия, в ее повседневной политике необходимо было принимать решения, укрепляющие позиции купечества и промышленников.

    Реформы высших органов власти и управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа:

    • 1699-1710 гг. - частичные преобразования в системе высших государственных органов, структуре местного самоуправления, военная реформа;
    • 1710-1719 гг. - ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание новой столицы, Сената, проведение первой областной реформы;
    • 1719-1725 гг. - образование новых органов отраслевого управления (коллегий), проведение второй областной реформы, реформы церковного управления, финансово-налоговой системы, создание правовой основы для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.

    С 1699 г. прекратились новые пожалования в члены Боярской думы и думные чины; вместо Расправной палаты была учреждена Ближняя канцелярия - орган административно-финансового контроля за деятельностью всех государственных учреждений (к 1705 г. в заседаниях этого органа принимали участие не более 20 человек). Ближняя канцелярия регистрировала все царские указы и распоряжения. После образования Сената Ближняя канцелярия (1719) и Конзилия министров (1711) прекратили свое существование.

    Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военных походах. По Указу Сенат должен был, основываясь на существующем законодательстве, временно замещать царя. Статус нового органа не был детализирован, это произошло несколько позже - из двух дополнительно принятых указов стало ясно, что Сенат - постоянно действующий орган.

    Превращение Сената в постоянно действующий орган было связано с губернской реформой 1708 г., которая расстроила всю старую систему приказов. Система губерний (первоначально их было восемь) не имела своего центра: Москва фактически перестала быть столицей, Петербург еще не стал ею, старая система центральных органов управления была разрушена. "Консилия министров" (из думных людей, бояр, окольничьих) собиралась периодически и по случаю. Государева ставка в военных условиях постоянно перемещалась из одного места в другое. В Москве не оставалось учреждения, осуществлявшего контроль за финансами, Ближняя канцелярия не могла справляться с делами центрального государственного управления. Номинальным центром распавшейся на восемь частей милитаризированной державы оставалась только фигура государя.

    Потребовалось создание органа, в руках которого сосредоточивалось бы все центральное управление, органа компактного, единодушного в своей деятельности и решениях и полностью преданного и подчиненного верховной власти.

    К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. О законодательных полномочиях Сената ничего не говорилось.

    Указом 1711 г. устанавливался порядок заседаний и делопроизводства в Сенате. Все указы должны были собственноручно подписывать все члены Сената. В 1714 г. меняется порядок принятия решений - вместо единогласного достаточно было большинства голосов.

    В 1711 г. сформировалась система фискального надзора, при Сенате учреждалась должность обер-фискала. Последний получал возможность осуществлять надзор за деятельностью госаппарата, используя систему фискалов (эти должности учреждались при губернских правлениях, провинциях, городах).

    Все поступающие в Сенат дела заносились в реестр, заседания протоколировались.

    С 1722 г. Сенат посылал в провинции сенатора-ревизора. Генерал-прокурор мог ставить вопрос перед Сенатом о ликвидации пробелов в законодательстве и осуществлял гласный надзор за деятельностью Сената и коллегий.

    Структура Сената включала присутствие (общее собрание сенаторов, на котором принимались решения) и канцелярию, которую возглавлял обер-секретарь и которая состояла из нескольких столов (секретный, некий, приказный и проч.). В1718 г. штат сенатских подьячих переименовался в секретарей, канцеляристов и протоколистов (в 1722 г. канцелярия Сената переподчинена генерал-прокурору).

    В 1712 г. при Сенате была восстановлена Расправная палата, распивавшая дела местных судов и администрации в качестве апелляционной инстанции.

    В 1718 г. в состав Сената кроме назначенных царем членов вошли все президенты вновь созданных учреждений-коллегий.

    Сенат получил вид комитета министров: президенты коллегий становились одновременно сенаторами и главами учреждений, ответственных перед Сенатом. Эта сложность была разрешена в 1722 г., когда введенные в Сенат президенты были там оставлены только в качестве сенаторов, а на их место в коллегиях были назначены новые лица.

    В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами императора. Во-первых, изменен состав Сената: в него могли входить высшие сановники (по Табели о рангах - действительные тайные и тайные советники), не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий не входили в его состав (за исключением предшественников военной, морской и иностранной коллегий), и Сенат превращался в надведомственный контрольный орган.

    Для контроля за деятельностью самого Сената в 1715 г. была учреждена должность генерал-ревизора, которого несколько позже сменил обер-секретарь Сената. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им были подчинены прокуроры при коллегиях. Кроме того, при Сенате образовывались должности рекетмейстера (принятие жалоб и апелляций) и герольдмейстера (учет служащих дворян).

    Указом "О должности Сената" этот орган получил право издавать собственные указы. Устанавливался регламент его работы: обсуждение и принятие решений, регистрация и протоколирование. Круг вопросов, которые рассматривал Сенат, был достаточно широк: анализ материалов, представляемых государю, важнейшие дела, поступавшие с мест (о войне, бунтах, эпидемиях), назначение и выборы высших государственных чинов, принятие апелляций на судебные решения коллегий.

    Создание коллегий освободило Сенат от детальной управленческой деятельности, оставив за ним общие руководящие и контрольные функции. Вместе с тем расширялась его законосовещательная деятельность.

    В работе Сената устные указы и административные распоряжения уступают место новым формам законотворчества: по Генеральному регламенту 1720 г. обязательными для коллегий распоряжениями были только письменные указы Сената (и царя). В статусе Сената сочетались его законодательные полномочия (государь разрешал Сенату без согласования с ним самостоятельно решать неотложные дела) и его роль в качестве органа исполнительной власти.

    Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената и осуществлял контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены и отстранены только монархом.

    Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом (коллегиями и канцеляриями). В системе этих органов происходили существенные изменения.

    В 1689 г. был создан особый, не вписывающийся в систему других Преображенский приказ. С 1697 г. в нем оказались сосредоточенными розыск и суд по важнейшим политическим и воинским делам, он превратился в центральный орган политического сыска и был позже подчинен Сенату наряду с другими коллегиями. Упразднен в 1729 г.

    В 1699 г. учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша, с помощью которой предполагалось улучшить дело поступления в казну прямых налогов и выработать общие условия промышленности и торговли в городах. В своей работе Бурмистерская палата опиралась на систему местных органов (земских губ). К 1708 г. Ратуша превратилась в центральное казначейство, заменив Приказ Большой казны. В нее вошли 12 старых финансовых приказов.

    В конце XVII - начале XVIII в. сократилось число приказов, и Одновременно с этим произошло слияние нескольких приказов в один. В1699 г. из 44 приказов образовались 25. Требования новой политической и государственной жизни в стране вызвали появление новых отраслевых приказов: Адмиралтейского (1696), Провиантского (1700), Приказа военных дел (образованного в 1701 г. на основе слияния Рейтарского и Иноземного приказов).

    Нерегламентированность деятельности приказов и отсутствие нормативной базы затрудняли их работу в новых условиях и особенно контроль за их деятельностью со стороны высших органов. В 1718-1720 гг. большинство приказов ликвидировано, на их месте учреждены новые органы отраслевого управления.

    В конце 1717 г. начала складываться система коллегий: Сенатом были назначены президенты и вице-президенты, определены штаты и порядок работы. Кроме руководителей в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие. Специальным указом с 1720 г. предписывалось начать производство дел "новым порядком".

    Форма новых центральных органов управления была заимствована на Западе - в Швеции, Германии и др. Уже в 1712 г. была сделана попытка учредить Торговую коллегию при участии иностранцев. В Германии и Чехии набирались опытные юристы и чиновники для работы в русских государственных учреждениях. Шведские коллегии считались лучшими в Европе, они и были взяты за образец для русских в 1715 г.

    Самим коллегиям было поручено на основе шведского устава готовить для себя регламенты, приспосабливая иностранные нормы к отечественным условиям.

    Предполагалось, что коллегии внесут в управление два новых начала: более систематическое разделение ведомств и совещательный порядок решения дел. Упразднялся территориальный принцип управления, компетенция коллегий распространялась на всю территорию государства.

    Старые приказы либо поглощались коллегиями, либо подчинялись им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь приказов). Уже в декабре 1718 г. был принят реестр коллегий:

    • 1) Иностранных дел;
    • 2) Казенных сборов;
    • 3) Юстиции;
    • 4) Ревизионная (бюджетная);
    • 5) Военная;
    • 6) Адмиралтейская;
    • 7) Коммерц (торговля);
    • 8) Штатс-контора (ведение государственных расходов);
    • 9) Берг-Мануфактур (промышленная и горнодобывающая).

    В 1721 г. учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в 1722 г. из единой Берг-Мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции горнодобычи и монетного дела.

    Деятельность коллегий определял Генеральный регламент (1720), объединивший большое число норм и правил, детально расписывающих порядок работы учреждения.

    Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении - все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

    С учреждением новой столицы (1713) центральный аппарат переместился в Санкт-Петербург. Сенат и коллегии создавались уже там.

    В 1720 г. в Санкт-Петербурге создан Главный магистрат (на правах коллегии), координировавший работу всех магистратов и являвшийся для них апелляционной судебной инстанцией. В 1721 г. принят Устав Главного магистрата, регламентировавший работу магистратов и городской полиции.

    Отраслевой принцип управления, свойственный коллегиям, не был выдержан до конца: судебные и финансовые функции, помимо специальных, возлагались на иные отраслевые коллегии (Берг, Мануфактур, Коммерц). Вне сферы контроля коллегий оставались целые отрасли (полиция, просвещение, медицина, почта). Коллегии не входили также в сферу дворцового управления: здесь продолжали действовать Приказ большого дворца и Канцелярия дворцовых дел. Такой подход к делу нарушал единство коллежской системы.

    Итак, преобразование системы государственных органов изменило характер государственной службы и бюрократии. С упразднением Разрядного приказа в 1712 г. последний раз были составлены списки думных чинов, стряпчих и других чинов. В ходе создания новых управлениях органов появились новые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советники, асессоры и др. Все должности (штатские и придворные) были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась профессиональной, а чиновничество - привилегированным сословием.

    Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич; 30 мая (9 июня) 1672 года - 28 января (8 февраля) 1725 года) - царь Московский из династии Романовых (с 1682 года) и первый император всероссийский (с 1721 года) . В российской историографии считается одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года . С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. По возвращении из него в 1698 году Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало значительное расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи. Через 4 года император Пётр I скончался, но созданное им государство продолжало интенсивно расширяться на протяжении всего XVIII века.

    20. Когда Россия стала империей

    Росси́йская импе́рия, также Росси́я в соответствующий период - название российского государства в период с 1721 года до Февральской революции и провозглашения республики в 1917 году. Империя была провозглашена по итогам Великой Северной войны Петром I Великим. Столицей Российской империи был сначала Санкт-Петербург в 1713-1728 годах, потом Москва в 1728-1730 годах, затем снова Санкт-Петребург в 1730-1914 годах и Петроград в 1914-1918 годах.

    21. Какие новые органы власти появились при Петре 1

    Это коллегии. Они начинают складываться в 1717 году. Предполагалось, что коллегии внесут в управление два новых начала, а именно систематическое разделение ведомств совещательый порядок решения дел. В1718 году принят реестр коллегий. При Петре I перестала собираться боярская дума, но необходимость в совещательном органе не отпала, поэтому первоначально она была заменена консилией министров, а в последствии в 1711 году - сенатом. Сенат был создан Петром на время его ухода в поход как орган заменивший его на время отсутствия, но и после остался действующим. Сенат был органом обладающий совещательными, исполнительными и судебными полномочиями, а постепенно даже получил некоторые возможности принимать решения носящие характер закона и обязательные к исполнению (но царь их мог очень легко отменить). В отраслевом управлении на смену приказной системе управления приходит коллегиальная (в 1717-1719), которые обладали не только административной, но и судебной властью. Во главе коллегии находился ее президент, но он был лишь председательствующий и не более. В отличие от приказов коллегии имели регламент на структуру. Первоначально коллегий было около 10 и из низ было три важнейших: военная, военно-морская и коллегия иностранных дел. Представители этих трех коллегий оставались в сенате даже когда представители всех остальных были выведены из состава сената.В то время судебными полномочиями обладали все коллегии, а не только юстиц-коллегия.При Петре I создаются губернии (1708 год, сначала 8 губерний), что изменило порядок в делении России на территориально-административные единицы. Позднее губернии были разделены на провинции (в которых верховодили воеводы), а те в свою очередь на уезды.Появляются суды и первые из них – надворные, которые существовали в каждом уезде, кроме того в некоторых городах был судья, а где не было, там их полномочия выполняли магистраты. Петр создали и систему военных и военно-морских судов. Появились прокуратуры, которые создавались сверху: сначала в 1722 году был создан чин генерал-прокурора, потом фискалы (уже созданные в 1711 году как служащие органа тайного надзора) были переподчинены ему. Прокуратура поначалу была органом общего надзора, кроме того генерал-прокурор надзирал за сенатом. Процесс. Петр I принял попытку уничтожить состязательность в процессе. Эту попытку он предпринял в 1697 году издав указ о передаче всех дел розыскам (то есть никаких очных ставок со свидетелями и т.п. не было), но реально это не удалось. В 1715 году появилась будущая часть военного устава называющаяся “Краткое изображение процесса”, по которому все дела вел розыск. В 1723 году был принят еще один указ “О форме суда” в котором был установлен порядок ведения дел по частным заявлениям. Развитие права в это период характеризуется развитием государственного и административного права как отрасли. Были введены регламенты.В гражданском праве никаких значительных сдвигов не произошло. В уголовном праве произошла кодификация в области военного уголовного права (“Воинские артикли”, где были собраны статьи о проступках и преступлениях в армии, но большая часть статей была заимствована на западе).