Презентация на тему первые действия при пожаре. Действия населения при пожаре. История пожарной службы в России

Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет хотя бы малейшую лазейку. Это не выключенный вовремя электрический утюг или чайник, небрежно брошенный дымящийся окурок, непогашенная спичка, дефект, ветхость электропроводки, неисправность печи или дымохода и т. д.

Если пожар все-таки произошел, необходимо сделать все возможное, чтобы свести к минимуму гибель людей и материальный ущерб. Исход любого пожара во многом зависит от того, как своевременно была вызвана пожарная помощь и приняты безотлагательные меры к эвакуации людей из горящего здания.

Человек, заметивший пожар или загорание, должен незамедлительно вызвать пожарную помощь по телефону «01», и чем быстрее она прибудет, тем легче и успешнее будет ликвидирован пожар, оказана помощь людям, находящимся в опасности. При передаче сообщения о пожаре необходимо назвать точный адрес — наименование улицы, номер дома, что горит и где, указать (по возможности) место возникновения пожара, внешние признаки пожара, существующая угроза людям, удобный проезд и, наконец, сообщить свою фамилию и, если есть, номер телефона. Такое правильное и полное сообщение позволит пожарной охране предвидеть возможную обстановку и принять необходимые предварительные решения, дающие возможность в короткий срок сосредоточить у места пожара соответствующие силы и средства по его ликвидации.

Помимо вызова пожарной помощи необходимо организовать оповещение о пожаре всех находящихся в здании людей, независимо от размеров и места пожара или загорания, равно как и при обнаружении хотя бы малейших признаков горения (дыма, запаха гари).

По прибытию пожарных подразделений необходимо обеспечить их встречу. Встречающий должен четко проинформировать пожарных о сложившейся обстановке, сообщить, все ли люди эвакуированы из горящего дома, если там остались люди, сколько их и где они могут находиться. Кроме того, следует сказать, какие помещения охвачены огнем.

Если загорелся деревянный дом необходимо его покинуть немедленно. Так как деревянные конструкции не могут противостоять натиску огня, и в считанные минуты концентрация дыма станет смертельной. Главное, не тратьте драгоценные мгновения, пытаясь спасти свое имущество. На карту поставлены жизнь и здоровье Вас и Ваших близких. Убедитесь, что из дома вышли все люди.

Если дом кирпичный и очаг возгорания небольшой, попробуйте потушить пожар, используя подручные средства - воду, стиральный порошок, плотную ткань, землю из цветочного горшка, идеальный вариант – огнетушитель.

Горящие электроприборы или проводку под напряжением тушить водой нельзя, вода – хороший проводник электричества. Отключите электроэнергию и накройте электроприбор плотной тканью. Без доступа кислорода огонь погаснет.

Если справиться с огнем вы не можете, немедленно покиньте квартиру. При этом ни на секунду не отпускайте от себя детей. Держите их за руку или за плечи. В многоэтажном здании эвакуироваться можно по пожарным лестницам на балконах, по незадымляемым лестничным клеткам, а также из окон 1-го этажа, если на окнах не стоят глухие металлические решетки.

Покидая комнату или квартиру, закройте двери и окна – при дополнительном доступе кислорода огонь распространяется еще быстрее.

Пользоваться лифтом во время пожара категорически запрещается. Было немало трагических случаев, когда лифт с людьми останавливался между этажами, и люди оказывались в ловушке.

Не входите туда, где большая концентрация дыма! В современных зданиях очень много пластика, синтетики, которые при пожаре выделяют токсичные вещества. Достаточно сделать несколько вдохов - и Вы можете погибнуть.

Держитесь за стены, поручни, при этом дыша через влажный носовой платок или одежду. Если концентрация дыма увеличивается, то пригнитесь, либо передвигайтесь ползком. Если Вы чувствуете повышение температуры, значит, Вы приближаетесь к опасной зоне, и лучше всего повернуть обратно.

Если из-за густого дыма, повышенной температуры и огня Вы не сможете выйти на улицу, нужно немедленно вернуться в квартиру. Плотно прикройте за собой дверь, дверные щели и вентиляционные отверстия заткните мокрыми тряпками. В кирпичном доме единственная возможность проникновения огня к Вам в квартиру – через деревянную дверь. Если поливать ее обильно водой, натиск огня она может выдержать, по крайней мере, до приезда пожарных.

Только от Вашей сознательности и культуры безопасного поведения можно избежать огненной беды. Помните об этом и берегите себя!

Источник: www.78.mchs.gov.ru

07.04.2014 18:16

Лента новостей

  • 01:33
  • 23:32
  • 22:12
  • 21:32
  • 20:12
  • 19:32
  • 18:12
  • 17:30
  • 16:02
  • 14:02
  • 13:22
  • 21:12
  • 19:43

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: создание условий для формирования представления о пожаре и его составляющих.

Образовательная: сформировать у обучающихся представления о процессе горения, условиях возникновения и прекращения горения, пожарах, причины и классификации пожаров и действия при пожарах.

Развивающая: научить определять и объяснять понятия, анализировать, осуществлять поиск необходимой информации.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность, ответственность.

Тип занятия: интегрированный ОБЖ + химия.

Форма занятия: изучение нового материала.

Основные методические приемы: беседа с элементами рассказа, презентация, контроль с использованием ИКТ.

Оборудование: учебник, мультимедиапроектор, компьютерный класс.

План занятия: (занятие проводят учитель химии и ОБЖ. Данное занятие можно провести в 8 классе или как внеклассное мероприятие в 5-8 классах)

  • Организационный момент. (Учитель ОБЖ)
  • Изложение нового материала. (Учитель химии, учитель ОБЖ)
  • Контроль изученного материала. (Учитель ОБЖ)
  • Подведение итогов урока. (Учитель ОБЖ и химии)

Ход урока

I. Организационный момент: представление и приветствие присутствующих.

II. Изучение нового материала (изложение материала сопровождается показом презентации)

Учитель ОБЖ:

Огонь бывает разный:
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.

Ребята как вы можете охарактеризовать данное четверостишие? В каких случаях огонь добрый? А в каких злой? (Ответы учащихся)

Учитель ОБЖ: Добрый, когда он помогает, а злой – вызывает пожары, повреждения людей и разрушение зданий.

Учитель ОБЖ: А что такое пожары? (Ответы учащихся)

Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.

Учитель химии: Как вы думаете, что необходимо для возникновения горения?

Для возникновения горения необходимы определенные условия, а именно – совмещение в одном месте в одно время трех основных составляющих:

  • горючего вещества
  • в виде горючих материалов (дерева, бумаги, бензина, керосина, природного газа).
  • окислителя
  • , в качестве которого при горении веществ чаще всего выступает кислород воздуха (0 2). Кроме кислорода окислителями могут быть химические соединения, содержащие кислород в составе молекул (селитры, перхлораты, азотная кислота, окислы азота), а также отдельные химические элементы (фтор, бром, хлор).
  • источника воспламенения
  • , постоянно и в достаточном количестве поступающего в зону горения (искры или пламени спички, костра, горелки, непогашенного окурка).

Для прекращения горения необходимы условия противоположные условиям возникновения.

Задание для учащихся : Напишите условия, способствующие прекращению горения.

  • Прекратить доступ окислителя.
  • Удалить источник воспламенения.
  • Изолировать горючие вещества.

Пожары сопровождаются химическими и физическими явлениями.

Химические – реакцией горения и продуктами сгорания (в большей степени отравляющие вещества)

Физические - деформация конструкций, вскипание и выброс веществ.

Учитель ОБЖ:

Пожары классифицируются:

1. По внешним признакам горения, (наружные, внутренние, наружные + внутренние, открытые, скрытые)

2. По месту возникновения, (в зданиях, сооружениях, на открытых площадках, на сгораемых массивах – лес, степь, торфяники)

3. По времени прибытия пожарной службы. (Запущенные и незапущенные)

Учитель химии: Важной характеристикой, определяющей вероятность возникновения пожара и складывающуюся при пожаре обстановку (интенсивность процесса горения, скорость распространения огня и др.), является огнестойкость зданий и сооружений . В свою очередь, степень огнестойкости зданий и сооружений определяется минимальными пределами огнестойкости строительных конструкций и возгораемостью материалов , из которых состоят эти конструкции.

Вопрос учащимся:

Как вы думаете, на какие группы делятся строительные материалы по степени возгораемости?

(Возможный ответ.) Все строительные материалы и конструкции по данному признаку можно разделить на три группы возгораемости: горючие, трудногорючие и негорючие.

Группы возгораемости материалов:

Горючие – строительные материалы, которые под воздействием огня воспламеняются и тлеют и продолжают тлеть после удаления огня (древесина, целлюлоза, пластмасса, битум).

Трудногорючие – строительные материалы, которые под воздействием огня воспламеняются и тлеют или обугливаются, а после удаления огня горение и тление прекращаются (древесно-стружечные и древесноволокнистые плиты).

Негорючие – строительные материалы, которые под воздействием огня не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются (кирпич, бетон, металл, гипс, гранит, мрамор).

Учитель химии: Задание для учащихся.

Даны строительные материалы: древесноволокнистые плиты, битум, мрамор, пластмасса, металл, древесина, кирпич, древесно-стружечные плиты, бетон, целлюлоза, рубероид, гипс. Распределение строительных материалов по группам возгораемости и занесите результат в таблицу.

Учитель ОБЖ: наибольшую опасность представляют пожары, возникающие в жилище. Перечислите причины таких пожаров .

Вот некоторые из них:

Оставленные включенными электроприборы (утюг, электрический чайник, паяльник и т.д.)

Включение в одну розетку одновременно несколько мощных потребителей электроэнергии, а также не перегружать розетку.

Применение бенгальских огней, хлопушек, свечи и другие пиротехнические изделия в квартирах.

Игры со спичками, не затушенными предметами и всеми легковоспламеняющимися веществами.

Использование бензина для растопки печи.

Неисправные печи, электроприборы

Учитель ОБЖ:

Чем опасен пожар?

Если случился пожар, как надо себя вести?

Опережающее задание (информация, подготовленная детьми).

1. На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.

2. Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в горящую комнату, и в квартиру (пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть). Уходить из квартиры можно только, зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в ванных комнатах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома - помни об этой опасности. По задымленным коридорам пробирайся на четвереньках или ползком - внизу меньше дыма.

3. Если дым в подъезде, постарайся сначала выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно прикрой за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не пытайся спуститься ниже. Возвращайся в квартиру и звони “01”. Если ты живешь в современном доме, закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, заткни вентиляционные отверстия и жди пожарных. Если в квартиру, несмотря на принятые меры, проник дым и жар, остается еще возможность выйти на балкон и подавать знаки спасателям. (Можно использовать другие примеры предложенные детьми при подготовке домашнего задания)

III. Закрепление изученного материала.

Учитель ОБЖ и учитель химии: А теперь закрепим то, что мы сегодня узнали. Ответьте на вопросы:

Вопрос 1. Каковы должны быть ваши действия, если из работающего телевизора или из какого-то другого электроприбора пошёл дым? (Выдерну вилку из сети и накину на телевизор влажное одеяло.)

Вопрос 2. Чем нельзя тушить электропроводку под напряжением? Почему?

(Нельзя тушить водой и пенными огнетушителями, так как вода является проводником электрического тока.)

Вопрос 3. Как быть, если загорелся пролитый возле гаража бензин? (Затушить огнь песком или землёй.)

Вопрос 4. Как правильно вызвать пожарную команду? (При вызове “01” указать фамилию, улицу, номер дома, этаж и номер телефона.)

Вопрос 5. Что делать при сильном задымлении квартиры едким густым дымом? (Закрою органы дыхания влажной тканью, и прижимаясь к полу, осторожно покину квартиру)

Вопрос 6. Что необходимо предпринять, если произошла утечка газа в квартире? (Перекрою газ, проветрю квартиру и позвоню “04” для вызова мастера.)

Вопрос 7. Каковы пути эвакуации из класса? Допустим, мы находимся: 1) в столовой, 2) в кабинете на втором этаже. (Учащиеся должны сказать план эвакуации в данных ситуациях)

Вопрос 8. Что нужно сделать, если человек оказался в зоне пожара, и на нём загорелась одежда? (Нельзя бегать в горящей одежде, пламя от этого только усиливается. Если горит небольшой участок, одежду срывают и гасят вдали от легковоспламеняющихся предметов. Когда пламя охватывает большую часть одежды, нужно принять горизонтальное положение, чтобы огонь не распространялся к голове, а затем тушить водой, снегом, песком, жидкой грязью, огнегасительным порошком, пенным огнетушителем. Пострадавший должен при этом закрыть глаза.)

Вопрос 9. Как оказать первую помощь человеку, получившему термический ожог? (Различают четыре степени ожога: 1- покраснение кожи, припухлость; 2 - появление пузырей; 3 – в месте ожога образуется струп; 4 – обугливание ткани.

Доврачебную помощь оказывают только при первой степени ожога. Нужно обработать чистой мягкой тканью, смоченной спиртом для обеззараживания и уменьшения боли. На поражённое место можно наложить повязку с фурациллином. Ожоги иных степеней не обрабатывают, их защищают сухой стерильной повязкой. Нельзя использовать жир или вазелин, растворы “марганцовки” и “зелёнки”.)

IV. Итог занятия.

Учитель ОБЖ:

Огонек всегда такой –
И хороший, и плохой.
Он и светит, он и греет,
И проказничать умеет.

Это все ведь вам знакомо,
Эти истины не новы!
Как вести себя с огнем,
Вам сейчас покажем.

То, что спички не игрушка
Знает каждый, знают все.
Не давайте спички детям,
А то быть большой беде.

Когда из дома ты выходишь,
Не забудь проверить вновь,
Все ли выключил приборы,
Не возникнет ли огонь.

Разводить костёр у дома
Строго запрещается,
Так как страшный тот огонь
Легко распространяется.

Захламлять подвал не надо
Разными предметами,
Чтоб пожар вдруг не случился,
Помните об этом!

Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по 01,
Сразу все уладится.

Всем напомнить здесь уместно,
Что с огнем шутить нельзя.
Выполняйте повсеместно
Эти правила, друзья!

Огонь с давних пор вошел в жизнь человека. Он дарит тепло и свет, но при безответственном или легкомысленном к нему отношении способен приводить к крайне плачевным последствиям.

Небольшое пламя, открытый источник огня может стать причиной пожара, который влечет человеческие жертвы, гибель животных и растений, наносит материальный ущерб. Под пожаром понимают неконтролируемый и внезапный процесс горения, обладающий уникальными характеристиками в зависимости от ситуации и места его возникновения.

Для того чтобы с минимальными потерями спастись из огненной ловушки следует знать правила безопасного поведения при пожаре и уверенно применять их на практике.

Частые причины и характерные признаки возгорания

Для возникновения процесса горения необходимо, чтобы одновременно были соблюдены 3 условия:

  1. Имелся источник зажигания. Им может выступить искра, открытый огонь (свеча, спичка, костер) и тепло, исходящее от сильно нагретых предметов
  2. Горючая среда предполагает наличие любых материалов, сооружений, материалов, которые могут гореть даже, если убрать источник возгорания.
  3. Окислитель, которым в большинстве случаев выступает кислород.

К наиболее распространенным причинам бытовых пожаров относятся скачки напряжения в сети, поломки или неправильная эксплуатация электрооборудования, умышленный поджог, детское баловство с источниками открытого огня.

Часто огонь возникает при транспортных авариях. В такой ситуации он может сопровождаться взрывом, сильным задымлением. В теплое время частыми являются лесные пожары, возникающие из-за халатного отношения отдыхающих, в результате самовозгорания или удара молнией.

О том, что где-то поблизости возник пожар можно понять по наличию едкого запаха от продуктов горения, а также дыма. Сам огонь не всегда можно увидеть сразу.

Если попытки не увенчались успехом и пламя только набирает силу, необходимо без промедления покинуть лоджию. Выйдя с балкона, во избежание усиления возгорания рекомендуется закрыть плотно имеющиеся форточки, саму дверь и окна. Вниз на балконный порог можно положить смоченное в воде полотенце, чтобы замедлить попадания дыма в жилище.

Что делать, если огонь возник в квартире

Для начала следует ознакомиться с тем, какие действия могут привести к трагичным последствиям и совершать их не рекомендуется:

  1. Не приступайте к самостоятельному тушению огня, не вызвав предварительно пожарную службу или не поручив это сделать кому-то из родственников. Обычно хватает несколько минут, чтобы маленькое возгорание превратилось в большое пламя и охватило всю квартиру.
  2. Не предпринимайте попыток спастись через лестницу, коридор, если они задымлены. В дыме содержится много токсичных веществ. Большинство жертв пожара задыхаются и теряют сознание, что приводит к их гибели.
  3. Пользоваться водосточными трубами для спуска вниз, даже если вы страхуете себя веревкой часто сопряжено с риском падения. Без наличия определенных навыков это приводит к серьезным травмам и смерти.
  4. Выпрыгивать из оконных проемов, балконов при высоте более 4 этажей. Согласно статистике, каждый 2 прыжок заканчивается смертельным исходом.

Согласно установленным правилам поведения при пожаре, который случился в квартире нужно вызвать чрезвычайную службу, затем вывести из задымленного, горящего помещения малолетних детей, животных и пожилых людей. При небольшом возгорании попытайтесь справиться с ним самостоятельно. Обесточьте квартиру, используя переключатели в общем щитке.

Главной ошибкой при самостоятельном тушении является распахивание окон для проветривания. Подобное действие приведет к большему возгоранию и более быстрому распространению огня. , к которым относятся различные растворители, краска, жидкость для заправки зажигалки, бесполезно тушить водой. Оптимальным вариантом будет прибегнуть к огнетушителю (при наличии) или использовать в качестве тушащего средства стиральный порошок.

Если вы не в состоянии справиться с пожаром уходите из квартиры, закрыв плотно дверь. При отсутствии возможности воспользоваться лестницей в подъезде, идите на балкон. Закройте дверь, и привлеките внимание проходящих прохожих или пожарных.

При отсутствии балкона или невозможности им воспользоваться заткните все существующие зазоры, щели под дверьми мокрой тканью. Отключите газ, электроприборы. Сделайте большие запасы воды – наберите ванну, ведра, тазики и другие емкости.

Окна следует закрыть, а вот занавески, шторы и особенно тюль снимите. С подоконников уберите все предметы, которые могут загореться. Для понижения температуры пол, а также двери обливайте время от времени водой. При воспламенении штор, сорвите их и бросьте в любую емкость с водой.

В случае, если единственным способом выбраться из горящей квартиры является окно, то необходимо любым способом снизить высоту. Для этого можно использоваться перекрученные жгутом простыни, веревку или прыгать следует на любой имеющийся внизу навес. Для смягчения падения сбросьте вниз все имеющиеся мягкие вещи (одеяла, подушки, матрас, ковры). Если квартира находится на 2-3 этаже, то воспользуйтесь соседними балконами, чтобы спуститься.

Следует помнить, что наибольшую опасность для здоровья представляет горящий пластик, который есть практически в каждом доме. Он обладает высокой токсичностью и пары, выделяемые при горении опасны.

Что делать при обнаружении дыма в подъезде

Первым действием должен быть звонок в службу спасения («01», для сотовых телефонов – «101», «010» или «112»). Попробуйте обнаружить очаг возгорания. Оповестите соседей и попробуйте совместно справиться с ним, используя те средства, что под рукой.

При усилении дыма следует, воспользовавшись лестницей или пожарным выходом покинуть помещение. Лифт в таких случаях использовать запрещено. Проходя задымленные зоны, старайтесь глубоко не дышать или даже задержать дыхание. Можно закрыть органы дыхания от дыма любой плотной тканью, лучше влажной.

Возгорание в подвале

При обнаружении дыма, который исходит от подвального помещения, не пытайтесь проникнуть туда и начать тушить огонь.

Подвал, а также чердак относится к ведению Управляющей компании.

Позвоните в диспетчерскую службу, а также по единому телефону спасения – 01; 101 или 112

Если вы живете прямо над подвальным помещением, то откройте окна на площадке, оповестите соседей, и выходите на улицу.

Собственникам, имеющим квартиры на более высоких этажах, также можно распахнуть окна на лестничной клетке для эффективного удаления продуктов горения.

Пожар в образовательном учреждении

Первым основным правилом в любой чрезвычайной ситуации является – не допускать панических настроений. В самом начале горения вполне возможно потушить пламя самим, но только после того как вы позвонили в соответствующую пожарную часть.

Попробуйте найти всех детей, пересчитать их и вывести из здания. Обычными местами, куда дети в таких ситуациях стараются спрятаться являются шкафы, туалет, а также они залезают под кровать и стол. Не забывайте про пожилых людей, которым также понадобится ваша помощь. должна осуществляться по заранее приготовленному плану, организованно и без давки.

Не рискуйте, но при возможности возьмите с собой документы или другие ценные документы, деньки, карты. Покинув помещение, входную дверь прикройте плотно, но на замок не закрывайте. На улице следует повторно пересчитать всех спасенных и сверить со списком (если есть).

Что делать и какой план действия в случае пожара в лифте

Если в лифте произошло возгорание, то воспользуйтесь кнопкой красного цвета на панели – «Вызов». Дождавшись ответа диспетчера, расскажите ему о возникшей ситуации.

Обязательно дождитесь остановки кабины и только потом выходите. Рекомендуется заблокировать двери. Если устройство вышло из строя, и остановилось между этажами, то голосом или стуком привлеките к себе внимание жильцов. При сильном задымлении сядьте на пол, закройте рот воротником, шарфом, перчаткой, влажной салфеткой. В кратчайшее время вам будет оказана помощь.

Большую опасность в кабине лифта при пожаре представляет освещение, которое представлено обычными лампами накаливания. Они выделяют много тепла, которое может только усугубить ситуацию.

Старайтесь держать голову покрытой, защищайте лицо, в случае взрыва ламп это убережет вас от осколков.

Большую опасность представляют . Они имеют высокую скорость распространения, занимают большие площади и наносят непоправимый вред зеленым посадкам. Подробнее ознакомиться с тем, как следует себя вести в случае обнаружения лесного пожара можно здесь.

Нередко транспортные аварии сопровождаются возгоранием и взрывом. Особую опасность здесь представляют пожары в поезде. Это обуславливается большим количеством пассажиров, скоростью движения и наличием сцепленных вагонов. О том, что делать, если в пассажирском поезде возник пожар можно почитать в этой статье.

Во избежание различных несчастных случаев, сопровождающихся возникновением возгорания, следует более внимательно обращаться с источниками открытого огня, легковоспламеняющимися жидкостями, газовым и электрооборудованием.

Пожар в автомобиле

Давайте разберем действия если случился пожар в автомобиле. Как Вы знаете первое правило не поддаваться панике!

Теперь давайте по порядку:

  • Немедленно остановите автомобиль
  • Поставьте ручник и заглушите двигатель
  • Выйдите из автомобиля и возьмите огнетушитель
  • Постарайтесь найти откуда идет дым
  • Вызовите пожарных
  • Приступайте к тушению своими силами и постарайтесь задействовать помощь проезжающих автовладельцев

Помните если горение слишком интенсивное и есть угроза взрыва бензобака отойдите на безопасное расстояние и дожидайтесь приезда пожарных подразделений

Причины возникновения пожара в автомобиле:

  • неисправность электропроводки;
  • неправильная эксплуатация (посторонние материалы в месте размещения двигателя);
  • закрытие радиаторной решетки горючими материалами в зимний период;
  • курение в автомобиле;
  • неисправность топливной системы.

КОУ «Шербакульская специальная (коррекционая)

общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Подготовила: Выставная Н.В.


Огонь ошибок не прощает


  • Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающих опасность для жизни и здоровья людей.
  • Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающих опасность для жизни и здоровья людей.











  • 1. Находясь дома, вы почувствовали запах горящей проводки. Что надо делать в первую очередь?
  • приступить к ее тушению водой, песком;

2) обесточить электропроводку в квартире;

3) включить свет, чтобы лучше рассмотреть место возгорания.

  • 2) обесточить электропроводку в квартире; 3) включить свет, чтобы лучше рассмотреть место возгорания.

  • Чем не рекомендуется тушить горящий бензин, керосин, другие горючие жидкости?
  • водой;
  • водой;

2) песком;

3) землей.

  • 2) песком; 3) землей.

  • Что делать, если вы отрезаны от выхода огнем и дымом?
  • переползти в другую комнату и плотно закрыть дверь за собой;
  • 2) попытаться спуститься вниз;

3) убежать в дальнюю комнату


  • В доме возник пожар. Можно ли воспользоваться лифтом, покидая дом?
  • можно, чтобы быстрее покинуть дом;

2) можно, если лифт остановился на вашем этаже;

3) ни в коем случае нельзя.

  • 2) можно, если лифт остановился на вашем этаже; 3) ни в коем случае нельзя.

  • Что нужно делать при ожоге?
  • охладить обожженное место под струей холодной воды;

2) смазать жиром;

3) проколоть образовавшийся пузырь.


  • Как определить, что за закрытой дверью - пожар?

1) открыть дверь и посмотреть;

2) позвать маму или папу посмотреть;

3) потрогать дверь ладонью.

  • 2) позвать маму или папу посмотреть; 3) потрогать дверь ладонью.

1) в полный рост;

2) пригнувшись;

3) ползком, держа голову ближе к полу


  • Тушить огонь до вызова пожарных;
  • Тушить водой электроприборы;
  • Пытаться пройти через задымленную лестничную клетку;
  • Пользоваться лифтом;
  • Спускаться с верхних этажей по водосточным трубам или веревкам;
  • Открывать двери и окна;
  • Выпрыгивать из окон выше второго этажа.


  • «5» – нет ошибок
  • «4» – 1- 2 ошибки
  • «3» – больше 2

  • 1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • 2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  • 3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • 4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
  • 5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Будьте внимательны с огнем!

Тема: Твои действия при пожаре

Цель занятия: научить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях; закрепить знания правильного поведения при пожаре; прививать навыки осторожного обращения с огнем.

Задачи:

Обучающая:

    знакомство с основными причинами возникновения пожара;

    знакомство с первичными средствами пожаротушения.

Развивающая:

    развитие умения анализировать различные ситуации и умения самостоятельно принимать решение;

    развитие речи, мышления, памяти.

Воспитательная:

    воспитание самостоятельности, внимательности, чувства ответственности;

    воспитание бережного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающих;

    воспитание уважения к профессии пожарного.

Метод проведения:

Словесный: рассказ, беседа.

Наглядный: демонстрация.

Практический: выполнение заданий.

Оборудование:

Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями для практической работы.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, я рада вас всех сегодня видеть. Наше сегодняшнее занятие мы с вами начнем с загадки.

Отгадайте загадку:

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злобы ест дрова,

Целый час, а может два.

Ты рукой его не тронь –

Искусает всю ладонь. (Огонь)

Правильно, ребята, это огонь. Сегодня мы с вами поговорим о том, как правильно вести себя и действовать при пожаре.

    Основная часть занятия. Объяснение нового материала.

Огонь - одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека. О нем складывались легенды. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее.

Легенда о Прометее

(читают по цепочке)

Люди, сколько жили на свете,

Пуще глаза огонь берегли.

Ведь огонь в холода, в непогоду

У костра их всегда согревал.

И людскому великому роду

Замерзать никогда не давал.

Сохраняли его, как умели, -

Всемогущий, горячий огонь.

И хоть тысячи лет пролетели,

Людям нужен по-прежнему он,

Ведь издревле до нашего века

Он помощник и друг человека.

Поутру, чтобы все были сыты,

Ставим пищу в духовки, на плиты.

Печь-громада мартен пышет жаром:

Варят сталь для страны сталевары.

Хлеб и булки огонь выпекает,

И от холода нас защищает.

Чуть стемнеет – вспыхнет повсюду

Электрических звездочек чудо.

И до дальних звезд от Земли

Мчит космические корабли.

Люди силу и мощь ощутили

С той поры, как огонь приручили.

Но бывает огонь и другим –

Не согреет ладошек он ваших

Превращает все в пепел и дым,

И жесток он, и грозен, и страшен.

Ребята, как вы думаете, огонь – друг или враг для человека?

Огонь - друг

Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара.

Ребята, скажите, возможна ли жизнь без огня на Земле?

Для чего же нам нужен огонь?

Я с вами согласна, ребята, без огня невозможна жизнь на Земле. Огонь согревает людей, дает им тепло. Он нужен всюду: в домах, школах, в детских садах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.

Огонь – символ

    Символ памяти.

С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавших за родину.

Какую памятную (значимую) дату готовятся отметить люди в нашей стране в этом году?

70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

2. Символ объединения.

Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.

Ребята, так же огонь являлся одним из символов в 2014 году на зимней олимпиаде, проходившей в городе Сочи. По всем городам России люди пронесли огонь. Огонь объединил и сплотил всю страну, тем самым заново открыв многообразие и красоту России.

Огонь – враг

Огонь, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям. Ребята, огонь – враг, для человека в том случае если к нему относятся небрежно.

Значительную часть своей жизни человек проводит в своем доме или квартире. И нам кажется, что дома мы в полной безопасности. «Мой дом – моя крепость», - как гласит известная поговорка. Поэтому мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности и допускаем непростительную беспечность. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие – пожар.

Ребята, скажите, чем может быть опасен огонь?

Кто скажет, по каким причинам может возникнуть пожар?

Причины возникновения пожара

Причинами возникновения пожаров чаще всего являются:

    Неосторожное обращение с огнем .

Когда пожар возникает от огонька:

Не затушенной спички;

От не потушенной свечи, оставшейся без присмотра;

Также причиной пожара может быть непотушенная сигарета, например человек, заснул и не затушил сигарету, загорается дом/квартира, происходит сильное задымление, в результате человек может получить ожоги (дыхательных путей) или погибнуть.

    Детская шалость с огнем , почти все проявляют повышенный интерес к огню, не осознавая в полной мере его потенциальной опасности, дети играют со спичками, поджигают бумагу, ради развлечения поджигают почтовые ящики, тополиный пух, оставляют не потушенными костры, совершенно не думая, к каким последствиям могут привести такие развлечения.

    Неправильная эксплуатация электрооборудования и электроприборов, в связи с наступлением осеннее-зимнего периода люди чаще всего для согревания дома или квартиры используют камины, обогреватели. Нередко устанавливают их не на безопасном расстоянии от предметов мебели, стен. Оставляют электроприборы или электрооборудование без присмотра на длительный промежуток времени.

    Газовое оборудование, оставляют газ без присмотра.

Ребята, у вас дома произошел пожар, никого из взрослых нет дома, что вы будите делать?

Твои действия в квартире, если дома нет взрослых

    Если выйти из квартиры (помещения) невозможно.

    Плотно закрыть входную дверь.

    Дверные щели и вентиляционные отверстия заткните мокрыми тряпками.

    При задымлении помещения или повышении температуры выйдите на балкон.

    Если есть балкон, то выходите на балкон плотно закрываете, за собой балконную дверь, если нет балкона, приоткрываете окно или форточку, не создавая сквозняков. Вызываете пожарную охрану по номеру 01 или по единой службе спасения 112. Если нет возможности вызвать пожарных, то просите о помощи соседей или прохожих. Подаете сигналы спасателям (пожарным) через окно или с балкона ярким куском ткани и зовете их на помощь.

    При выходе через задымленный коридор (задымленное помещение).

    Дышите через мокрый носовой платок или полотенце закрывая нос и рот.

    Двигайтесь к выходу пригнувшись или ползком – внизу дыма меньше.

    При пожаре в доме (квартире).

    Вызовите пожарную охрану по телефону 01 или по номеру единой службы спасения 112.

    Выбегайте из квартиры сообщите о пожаре соседям, отключите газ, электроэнергию, закройте окна и двери.

    Не пользуйтесь лифтом.

Ребята, кто скажет, почему нельзя пользоваться лифтом?

    Покиньте помещение, уйдите на безопасное место.

Ребята, скажите, как надо вести себя при пожаре?

Ребята, запомните, самое главное во время пожара – не паниковать. Вызвать пожарную охрану.

В случае если возгорание не большое, то можно попробовать затушить возгорание самим.

Ребята, кто скажет, чем можно потушить пожар?

Какие первичные средства пожаротушения вы знаете?

К первичным средствам пожаротушения относятся различные огнетушители, песок, земля, плотное одеяло, ребята, также к первичным средствам пожаротушения можно отнести подручные средства пожаротушения, такие как: пищевая сода, стиральный порошок, соль, крышка, вода.

Ребята, скажите, если у вас загорелся утюг, то можно ли его залить водой?

С начала нужно отключить из розетки, только после того как мы отключили можно залить утюг водой.

Игра «Недостающее словечко»

Слово относится к первичным средствам пожаротушения.

Добавьте словечко:

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его … (Водой).

Пожар не ждет! К ящику бросок!

Насыпь на очаг спасательный … (Песок).

Если пламя вспыхнет вдруг.

Есть у нас надежный друг.

От пожара – всем спаситель

Пламени – душитель!

Дыма – укротитель!

Наш … (Огнетушитель).

Предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма .

Ваша задача: Запомнить, как правильно вызвать пожарных.

    Закрепление. Тренинг.

«Вызов по телефону пожарной охраны»

Ваша задача: суметь грамотно сообщить о пожаре.

Изложить диспетчеру пожарной части, что случилось:

Если вызываете по номеру 01 :

    Назвать город.

    Назвать адрес, где горит.

    Что горит.

    Сказать сколько этажей в доме, на каком этаже горит.

    Фамилию и имя.

    Есть ли опасность для людей.

Если вызываем по номеру единой службы спасения 112 , то тоже нужно назвать город.

Все это нужно сообщить диспетчеру быстро, грамотно и без запинок.

Творческая работа по составлению правил в рисунках

Знаете ли вы, что правила можно составлять не только словесно, но и изобразить их художественно?

Ребята, подумайте, что можно изобразить в рисунках в соответствии с правилами?

Ребята изображают правила пожарной безопасности в рисунках.

Работа в группах по карточкам

Ребята, если пожар все-таки возник? Какие правила поведения нужно знать и соблюдать?

Сейчас я выборочно раздам карточки по группам.

Ваша задача: продолжить правила поведения при пожаре, каждой группе дается начатое правило на карточке, которое необходимо закончить.

1 карточка (ПРАВИЛО № 1).

Если огонь небольшой, …

Можно попробовать сразу же затушить его, первичными средствами пожаротушения, например, набросив на огонь плотную ткань, одеяло или залить водой.

2 карточка (ПРАВИЛО № 2).

Если у вас загорелся телевизор с жидкокристаллическим экраном …

Нужно выключить из розетки, и накрыть плотной тканью.

3 карточка (ПРАВИЛО № 3).

Как правильно нужно преодолевать задымленное помещение …

Нужно дышать через мокрый носовой платок, или полотенце закрывая нос и рот. Двигаться к выходу пригнувшись или ползком либо вдоль стены – потому что, внизу дыма меньше.

4 карточка (ПРАВИЛО № 4).

Если не можешь выйти из горящей квартиры, …

Нужно сразу же позвонить по телефону 01 или 112 и сообщить пожарным о пожаре, после этого, если есть балкон можно выйти, на балкон плотно закрыв за собой дверь, позвать на помощь соседей или прохожих.

5 карточка (ПРАВИЛО № 5).

При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт …

При пожаре он отключится, и ты задохнешься.

6 карточка (ПРАВИЛО № 6).

Когда приедут пожарные, …

Во всем их слушаться и не бояться. Они лучше знают, как вас спасти.

Молодцы ребята.

Сейчас, каждому из вас я раздам тест по пожарной безопасности .

Ваша задача: внимательно прочитать вопросы, правильный ответ на вопрос один.

    Назовите имя героя древнегреческих легенд, принесшего огонь людям.

    Зевс

    Геракл

    Прометей

    Что нельзя делать, если в твоем доме что-то загорелось?

    Вызывать пожарную охрану

    Кричать «Пожар»

    Покидать горящее помещение

    Открывать все окна и двери

    Встречать пожарных

    Если огонь небольшой, пробовать затушить

    Что надо делать при пожарах?

    Распахивать окна и двери в горящем помещении

    Близко подходить к огню

    Поддаваться панике

    Тушить водой, включенный телевизор

    Вызывать пожарную охрану

    Что не является средством тушения пожара?

    Огнетушитель

    Вода

    Веник

    Песок

    Керосин

    Что не является причиной пожара?

    Детские шалости с огнем

    Оставленный включенный утюг

    Сварочные работы

    Перегрев велосипеда

    Поджог

    Непотушенная спичка

    Как называется профессия людей, борющихся с огнем?

    Водопроводчик

    Пожарный

    Пожарник

    Огнеборец

Проверка теста.

    Рефлексия. Подведение итогов.

Что узнали нового?

Что понравилось?

Какие сделали выводы?

Сегодня мы с вами выучили некоторые правила противопожарной безопасности. Сейчас я посмотрю, как вы их усвоили.

Игра «Это – я, это – я, это все мои друзья!»

Сейчас, я вам буду зачитывать четверостишия.

Ваша задача: после каждого четверостишия, если вы считаете, что нужно поступить именно так, говорите хором: “ , а если неправильно, то молчите.

Ребята, всем понятна задача, что нужно делать?

Итак, начинаем.

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу

От коварного огня …

Это – я, это – я, это все мои друзья!”

Кто поджог траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

Молчат

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

Это – я, это – я, это все мои друзья!”

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Ели сам живой ушел!

Молчат

На привале кто в лесу

Жег засохшую сосну?

А потом так поспешил,

Что костер не затушил?

Молчат

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят

Школьников и дошколят?

Это – я, это – я, это все мои друзья!”

Молодцы, ребята, вы замечательно усвоили все правила противопожарной безопасности, и, я думаю, что вы будите соблюдать их не только сами, но и научите других ребят.

И, конечно же, огонь станет для вас вашим верным другом, а не врагом!

Спасибо за внимание!

Наше занятие подошло к концу. До новых встреч.