При расследовании дела о поджоге на складе. Теоретические основы расследования пожаров. Составление протокола осмотра места пожара

Пожары расследуют с целью установления их обстоятельств и причин, виновных, сумм возмещения материального ущерба гражданам, предприятиям, страховым компаниям. Расследование проводит администрация предприятия, государственные инспекторы Госпожнадзора, дознаватели.

При расследовании:

– осматривают место происшествия, составляют протокол и схему места пожара;

– получают объяснительные от потерпевших, виновных лиц, свидетелей, участников тушения, от ответственных за противопожарное состояние и охрану предприятия, объекта;

– истребуют ведомственный акт служебного расследования пожара, техническую и служебную документацию, заключения специалистов (электриков, химиков и др.), документы, подтверждающие материальный ущерб;

– проводят необходимые пожарно-технические, медицинские экспертизы и т. п.

При расследовании устанавливают:

– время, место возникновения пожара, данные о его развитии и тушении;

– причины пожара, лиц, виновных в его возникновении; обстоятельства, влияющие на степень и характер их вины, ответственности;

– материальный ущерб от пожара, наличие пострадавших;

– причины и условия, способствовавшие возникновению и развитию пожара.

Сегодня ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут:

– руководители федеральных органов исполнительной власти;

– руководители органов местного самоуправления;

– собственники имущества;

– лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

– лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

– должностные лица в пределах своей компетенции и др.

Данные лица и иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

В соответствии с Инструкцией о порядке государственного статистического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации учету подлежат все пожары, если они привели к травмированию, гибели людей, либо уничтожению, повреждению материальных ценностей.

Государственный статистический учет пожаров и последствий от них ведет Росстат по представлению Федеральной противопожарной службы МЧС России.

Учет пострадавших при пожаре осуществляют на основании сведений, представляемых медицинскими учреждениями. Медицинские учреждения обязаны незамедлительно сообщать в органы, ведущие учет, сведения о пострадавших при пожарах лицах, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи, а также об умерших от травм, полученных при пожаре. Они также обязаны по запросам должностных лиц, проводящих проверку (расследование) по пожарам, выдавать документы, подтверждающие факт смерти или травмирования лиц на пожаре.

Учет материального ущерба от пожара. Учету подлежит прямой материальный ущерб от пожара, который осуществляют на основании документов бухгалтерской отчетности объединений, организаций, на которых произошел пожар, а также на основании сведений страховых организаций, выписок из решений судебных органов, документов собственников личного имущества. Все эти организации обязаны представлять в органы, ведущие учет, документы, подтверждающие величину причиненного пожаром материального ущерба.

В прямой материальный ущерб от пожаров включают ущерб, нанесенный недвижимости, основным фондам, оборотным средствам, личному имуществу граждан, ценным бумагам.

2.9. Ответственность за нарушение
требований пожарной безопасности

За нарушение требований пожарной безопасности виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности.

Кдисциплинарной ответственности виновных лиц привлекает работодатель своим приказом. Он имеет право объявить замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию (ст. 192 Трудового кодекса РФ) .

Кадминистративной ответственности в виде штрафа виновных лиц привлекают государственные инспекторы по пожарному надзору по соответствующим статьям КоАП РФ :

– ст. 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности»

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

4. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

5. Повторное совершение административного правонарушения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

ст. 8.32 «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах»

1. Нарушение требований пожарной безопасности -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Уголовная ответственность наступает по решению суда по статьям Уголовного кодекса РФ :

ст. 219 «Нарушение требований пожарной безопасности »

1. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

ст. 261 «Уничтожение или повреждение лесных насаждений

1. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, если они причинили крупный ущерб, -

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия -

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет или без такового.

4. Деяния, если они причинили крупный ущерб, -

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений и иных насаждений, исчисленная по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышает пятьдесят тысяч рублей.

Контрольные вопросы

1. Что понимают под системой обеспечения пожарной безопасности?

2. Каким образом система обеспечения пожарной безопасности реализуется при разработке генерального плана застройки?

3. Каковы минимальные расстояния от автозаправочных станций с подземными резервуарами до административно-бытовых зданий, жилых зданий, автомобильных дорог и лесных массивов?

4. Что должна включать система пожарной безопасности при проектировании и строительстве производственных объектов?

5. Что из себя представляет план эвакуации людей при пожаре?

6. Как необходимо правильно содержать территории населенных пунктов, чтобы их обезопасить от пожаров?

7. Каков порядок действий граждан при обнаружении пожара?

8. Каковы функции государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на предприятиях?

9. Какие действия (мероприятия) проводят инспектора Госпожнадзора при расследовании причин пожара?

10. Как осуществляю учет пострадавших при пожаре и учет материального ущерба от пожара?

11. В каких статьях КоАП РФ и Уголовного кодекса РФ прописана ответственность за нарушение требований пожарной безопасности?

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОГО РЕЖИМА
НА ПРЕДПРИЯТИИ

Охрана материальных ценностей и имущества граждан от пожаров является в нашей стране одной из основных государственных задач. Несмотря на это, количество пожаров в России, согласно статистическим данным, постоянно возрастает. Пожары ежегодно приносят государству колоссальные материальные убытки, которые почти в три раза превышают совокупный ущерб, причиняемый всеми видами совершаемых преступлений вместе взятых. Нередко в огне гибнут люди. Это еще более обязывает правоохранительные органы совершенствовать профилактические методы, своевременно устанавливать причины и виновников противоправных деяний, связанных с пожарами.

Типичные причины пожаров:

1) Нарушение правил и мер пожарной безопасности, под которыми подразумевается комплекс положений, устанавливающих порядок соблюдения норм и стандартов, призванных предотвратить пожары и обеспечить безопасность людей в случае их возникновения. Нарушения правил пожарной безопасности обычно выражаются в неосторожном, небрежном обращении с огнем, ненадлежащем хранении взрывчатых, горючих и иных опасных в пожарном отношении материалов, несоблюдении установленных норм устройства и эксплуатации электрических машин и двигателей внутреннего сгорания , неправильном использовании осветительных, отопительных и нагревательных приборов.

2) Стихийные явления (грозовые разряды, фокусирование солнечных лучей и др.).

3) Умышленные действия людей поджоги, совершаемые по различным мотивам.

Уголовно-правовое законодательство предусматривает наступление ответственности за следующие деяния, связанные с криминальными пожарами:

ст. 167 УК РФ. Умышленное уничтожение или повреждение имущества, часть вторая которой в качестве квалифицированного вида признает уничтожение или повреждение имущества путем поджога;

ст. 168 УК РФ. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности. И здесь в качестве квалифицированного вида данного преступления названо уничтожение или повреждение имущества в крупном размере вследствие неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности;

ст. 205 УК РФ. Терроризм. Предусматривает совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий;

ст. 212 УК РФ. Массовые беспорядки, организация которых сопровождается насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств;

ст. 219 УК РФ. Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека;


ст. 261 УК РФ. Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или путем поджога;

ст. 281 УК РФ. Диверсия, совершенная путем взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Из характера упомянутых статей следует, что хотя эти преступления весьма разнородны, их объединяют общие закономерности возникновения и развития пожара, которые проявляются высокой температурой, плотным и ядовитым дымом, тепловым излучением, большими разрушениями.

Поэтому в криминалистической характеристике данной группы преступлений выделяются элементы, имеющие общее значение:

1) всегда происходит значительный пожар, в результате которого наступают те или иные тяжкие последствия в виде уничтожения или повреждения материальных объектов, причинения вреда здоровью или гибели людей;

2) причинами возникновения пожаров могут быть: воздействие на объект открытого огня (пламени, искры, раскаленного тела и т.п.); воспламенение от внешнего источника, без открытого огня, например повышение температуры в результате трения или воздействия лучистой энергии; самовозгорание в результате внутренних процессов, происходящих в массе вещества, в частности химического разложения или соединения биологического характера, а также взрыв;

3) во всех случаях имеются следы поджогов или преступных нарушений правил пожарной безопасности, которые так или иначе связаны с применением огня или следами его воздействия. Сосредоточением таких следов является очаг пожара, то есть место, откуда началось распространение огня. Именно здесь можно найти первичный источник огня, проследить пути его распространения.

На месте пожара всегда находятся различные объекты, в той или иной степени поврежденные пламенем. Могут быть сгоревшие животные, а также травмированные или погибшие люди. В окрестностях пожарища остаются следы подхода и ухода людей, подъезда и отъезда транспортных средств. Следы преступления имеются на одежде и теле поджигателя (грунт с места поджога, капли горючих веществ, использованных преступником, опаления, ожоги и т.п.).

Следы подготовки зажигательных устройств могут быть обнаружены по месту жительства или работы последнего. Важное значение имеют следы, указывающие на умышленные действия поджигателя.

К ним относятся:

а) наличие на месте происшествия двух и более очагов пожара, что как раз и свидетельствует о поджоге;

б) обнаружение очага пожара в таком месте, где самопроизвольное возгорание исключено;

в) обнаружение на месте преступления средств поджога;

г) преднамеренная порча штатных средств борьбы с огнем, вывод из рабочего состояния систем сигнализации о возгорании и автоматического пожаротушения; создание условий интенсивного распространения огня (например, разлив бензина);

д) локализация очага пожара в местах, наиболее уязвимых для огня, а также предназначенных для хранения финансовых, товарных и иных документов, материальных ценностей, по поводу которых должны проводиться или проводятся проверочные мероприятия;

е) наличие обстоятельств, свидетельствующих о сокрытии поджигателем другого преступления либо об изъятии из помещения до пожара определенных предметов, вещей, документов, ценностей и т.п.;

4) первоначальный этап расследования примерно одинаков. Поступает сигнал о пожаре при крайне ограниченных данных, а иногда и при неизвестности его причин и последствий. Немедленно начинает действовать пожарная команда (у нее свои конкретные задачи ликвидировать пожар, не дать ему распространиться на другие объекты путем применения технических средств и специальных методов деятельности). Она учитывает нужды следствия только в тех пределах, которые возможны в данных экстремальных условиях (спасение жизни людей, животных и материальных ценностей). Из совокупности этих компонентов и складывается специфика организации и тактики расследования поджогов и преступных нарушений правил пожарной безопасности.

Тактика осмотра места происшествия по делам о пожарах

Уголовные дела, связанные с пожарами и преступными нарушениями противопожарных правил, относятся к разной подследственности, а органами дознания по ним являются подразделения Государственного пожарного надзора МВД России. На них возлагается обязанность по установлению причин пожара, проведению неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. В случаях серьезных пожаров на промышленных предприятиях, в учреждениях, сельскохозяйственных комплексах и т.п., когда тяжесть последствий (жертвы, значительный материальный ущерб) очевидна, орган пожарного надзора немедленно информирует прокурора, органы ФСБ России и МВД России. Следователи этих органов, а зачастую и прокурор, руководители других правоохранительных органов прибывают на место чрезвычайного происшествия.

При неясности квалификации преступления возникает вопрос кому проводить осмотр места происшествия и другие неотложные следственные действия. Если прибыл прокурор, то решение принимает он, о чем тотчас информирует следователя. В остальных случаях осмотр по сложившейся практике начинает следователь, раньше других прибывший на место пожара. Обычно первым, одновременно с пожарным расчетом, прибывает представитель органа дознания Государственного пожарного надзора. Если он уже начал осмотр, следователи к нему подключаются.

Осмотр места происшествия, являясь неотложным следственным действием, дает исходную информацию для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и в значительной мере определяет успех его расследования.

Получив сообщение о пожаре, работник дознания или следователь вызывает на место происшествия "скорую помощь". Он же принимает меры к охране места пожара, сообщив по средствам связи свое распоряжение милиции или органам власти, и одновременно вызывает специалистов для разрешения вопросов, возникающих в ходе осмотра. Специалистами могут быть работники пожарно-испытательных станций управления пожарной охраны, ведомственного НИИ, специалисты в области техники безопасности и сотрудники экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, судебно-медицинские эксперты, взрывотехники. Кроме того, даются указания обеспечить следственно-оперативную группу фото- и видеоаппаратурой, пожарно-техническим чемоданом, газоанализаторами, электроизмерительными приборами, ситами для просеивания пожарного мусора, набором осветителей и др.

До выезда на место пожарища следователь должен выяснить, подготовлены ли участники следственного действия и понятые, а также очевидцы и вспомогательный персонал (охрана, оцепление, рабочие для разбора остатков уничтоженного или поврежденного пожаром объекта). Это залог разрешения основных задач, встающих при осмотре пожарища.

Ими являются:

а) исследование и фиксация обстановки места пожара;

б) обнаружение очага возгорания;

в) выявление и закрепление признаков, указывающих на поджог или преступное нарушение правил пожарной безопасности, а также на виновное лицо;

г) выявление следов, инсценирующих случайность, неосторожность или неумышленное нарушение мер пожарной безопасности, получение данных для выдвижения версий;

д) исследование вопросов, позволяющих судить о составе преступления: что произошло, каким образом, когда, кто совершил, с какой целью, с чьей помощью, кому и какой ущерб причинен, кто может знать о виновных лицах.

Прибыв на место пожара, следственно-оперативная группа, как правило, попадает в ситуацию, когда нельзя сразу приступить к работе. Тогда важно своевременно получить оперативно-розыскную информацию, которую должен скрупулезно собирать и анализировать оперативный работник и немедленно передавать следователю для использования при осмотре. Если имеются сведения о поджигателе или обнаружены следы его ухода с места происшествия, применяется служебно-розыскная собака для преследования преступника по "горячим следам".

Собрав необходимые предварительные сведения, наладив взаимодействие с пожарным расчетом и специалистами, следователь:

а) фиксирует общую картину пожара;

б) осматривает прилегающую территорию с целью обнаружения и закрепления возможно имеющихся там криминалистически значимых следов и предметов.

По мере локализации огня и устранения опасности для жизни и здоровья участники осмотра вступают на территорию, уже доступную для работы, и от периферии к центу осматривают ее, постепенно приближаясь к очагу пожара. На протяжении всего осмотра производятся фиксация картины пожара и криминалистическая работа по выявлению следов и предметов, имеющих значение для дела. Главная задача следователя установить очаг (очаги) пожара. Это ключевой пункт места происшествия, аккумулирующий важнейшую информацию по делу. Если пожар удалось быстро ликвидировать, осмотр целесообразнее производить от его очага.

Очаг пожара можно установить и при наблюдении с периферии. Так, наибольшее задымление одного из помещений может указывать на то, что загорание вначале произошло именно там. Эти данные могут подтвердить или опровергнуть также очевидцы и лица, тушившие пожар. В частности, трупы животных обычно находятся в стороне помещения, противоположной очагу. Последним может оказаться и место наиболее интенсивного обгорания и разрушения. Очаг пожара определяется также с помощью термощупа, по температурному "очаговому отпечатку". Так именуется зона наибольшего теплового воздействия на объекты, расположенные над местом его возникновения.

В очаге пожара можно выявить причины возгорания, например электрощит с оголенными и оплавленными проводами; остатки зажигательного устройства; частицы горючих веществ; куски ветоши, пропитанные керосином или бензином; обгорелая вата.

При осмотре мест пожаров на промышленных предприятиях необходимо учитывать особенности производственных процессов, используемых сырья и материалов. Среди них могут быть самовозгорающиеся вещества, а также легковоспламеняющиеся или иным образом облегчающие возможность загорания. В замкнутых помещениях нередко скапливается взрывчатая смесь пыли, газов и т.п.

Необходимо тщательно осмотреть весь пожарный мусор, имеющийся на месте пожарища. На стеклянных банках, бутылках из-под горючего вещества можно обнаружить не только его остатки, но и следы пальцев рук, которые помогут идентифицировать преступника. По ходу осмотра целесообразно помыть пол, что позволит безошибочно выделить участки со значительными термическими повреждениями.

В зависимости от характера объектов, подлежащих осмотру, следователь консультируется с инженером, электриком, химиком и другими специалистами. В случае гибели скота используется помощь ветеринарных служб, а если при пожаре погибли люди судебных медиков.

При осмотре трупа следует обращать внимание на его местонахождение, одежду, особые и броские приметы, возможные остатки горючих веществ, а также на признаки, позволяющие определить, когда наступила смерть до или после возгорания объекта. Если человек попал в атмосферу пожара живым, у него будут ожоги полости рта и дыхательных путей, а в крови обнаружится окись углерода. Опытный судебно-медицинский эксперт может выявить на обгоревшем трупе прижизненные раны от огнестрельного или холодного оружия. Внимательно исследуются остатки одежды и ложе трупа (земля, пол) на предмет обнаружения горючего вещества.

При осмотре места пожара необходимо тщательно фиксировать так называемые негативные обстоятельства. Например, при осмотре двух сгоревших складских помещений установили, что следы распространения огня из одного горевшего склада в другой фактически отсутствуют. На этой основе был сделан вывод об умышленном поджоге второго склада.

Большое значение имеет фиксация хода и результатов осмотра места пожара в протоколе, на плане, фотоснимках и видеозаписи. Важно зафиксировать все обстоятельства, имеющие криминалистическое значение в каждом конкретном случае. Так, при описании дома (помещения) должно быть указано, из какого материала изготовлены пол, стены, потолок, отштукатурены ли они или покрыты краской, обоями, декоративными материалами. Подверглись ли они воздействию пламени или дыма, если да, то в какой мере. Имеются ли электрощитовые или отопительные приборы, электропроводка, в каком состоянии они находятся.

Части электропроводки с признаками короткого замыкания, а также электроконтролирующие, электросчетные, электробытовые и отопительные приборы и возможные источники огня с места происшествия изымаются. Во всех случаях с места пожара берут экспериментальные и контрольные образцы (пробы) грунта, пепла, углей и другого так называемого пожарного мусора для последующих экспертных исследований.

Отбор проб воздуха для определения (посредством лабораторного анализа) использовавшихся при поджоге горючих веществ производится при помощи ветеринарного или медицинского шприца либо резиновой груши. Возможно и выливание воды из наполненной ею бутылки (при этом бутылка заполняется окружающим воздухом). Таким образом берутся пробы воздуха с разных мест пожарища.

Из запираемых помещений и мест хранения материальных ценностей изымают замки для установления факта несанкционированного доступа. Одновременно извлекают не полностью сгоревшие товары, документы и другие предметы, могущие иметь значение для расследования уголовного дела о пожаре.

Выявленные следы, предметы, образцы материалов, веществ и другие объекты упаковываются в герметично закрывающиеся емкости или двойные полиэтиленовые мешки, которые снабжаются бирками с соответствующими надписями. Места их изъятия оговариваются в протоколе осмотра и отмечаются на плане места происшествия.

Ход и результаты осмотра места пожара обязательно фиксируются с помощью видеозаписи или по правилам криминалистической оперативной фотосъемки. Конечно, объективная и наглядная фиксация места пожара, когда его тушение связано с изменением первоначальной обстановки, посредством видеосъемки более предпочтительна. По возможности подробно фиксируются сгоревший объект, его электрическая схема и места обнаружения криминалистически важных объектов.

По результатам осмотра места пожара решается вопрос о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. Уголовные дела подлежат возбуждению, когда имеются криминалистически значимые следы, указывающие на поджог, либо человеческие жертвы; пожар перерос в стихийное бедствие, причинив крупный материальный ущерб; если наряду с пожаром имеются признаки другого преступления. Когда ситуация оказывается сложной, а дело трудоемким, то расследование поручается следственно-оперативной бригаде.

В процессе расследования, независимо от противоправного деяния, связанного с пожаром, выясняются следующие обстоятельства:

а) причина возгорания;

б) наличие признаков преступления;

в) характер и тяжесть последствий, размер ущерба, причиненного огнем;

г) объективная возможность предотвращения пожара;

д) причины и условия, способствовавшие возникновению пожара.

По делам о преступлениях, связанных с нарушением правил пожарной безопасности, дополнительно устанавливается:

а) какие конкретно правила были нарушены, не является ли это нарушение преступным, не стало ли оно причиной пожара;

б) почему нарушались правила пожарной безопасности;

в) кто конкретно допускал нарушения;

г) на кого была возложена ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности.

Если на основе собранных данных у следователя появляются основания предполагать, что имел место поджог, он выясняет:

а) кто совершил поджог и каким способом;

б) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности подозреваемого (обвиняемого);

в) каковы мотивы и цели совершения поджога;

г) на уничтожение какого имущества был направлен умысел подозреваемого (обвиняемого);

д) не был ли поджог средством сокрытия другого преступления;

е) не было ли у поджигателя соучастников, и если да, то какова роль каждого из них.

Способы поджога можно подразделить на следующие группы:

1) поджог без специальной подготовки находившихся на месте преступления горючих или легковоспламеняющихся материалов;

2) поджог, совершенный с помощью специально приготовленных горючих материалов или взрывных устройств;

3) поджог с использованием технических средств или специально созданных условий, рассчитанных на конспирацию и гарантию воспламенения объекта в определенное время;

4) поджог посредством преднамеренного создания условий для возникновения пожара, инсценирующих случайность, неосторожность или неумышленное нарушение правил пожарной безопасности;

5) поджог, совершаемый для "надежности" сочетанием описанных способов.

Пожар, уничтожая объекты, изменяет их признаки, обстановку, орудия и следы преступления. Существенные изменения в обстановке возникают и в результате действий пожарного расчета, а также лиц, ликвидирующих пожар и его последствия. Из отмеченного явствует, что установление причин пожара всегда представляет сложную задачу, однако именно их правильное определение служит ключом успешного раскрытия и расследования преступления.

Источниками получения криминалистически значимой информации по делам о пожарах служат:

а) данные, полученные при осмотре места происшествия;

б) показания свидетелей, очевидцев, потерпевших;

в) сведения, полученные оперативно-розыскным путем;

г) результаты обыска и допроса подозреваемого (обвиняемого);

д) проведение следственных экспериментов, очных ставок и других процессуальных действий;

е) результаты пожарно-технической и иных экспертиз.

По результатам осмотра места происшествия, как правило, складываются две следственные ситуации:

1) данных о технических причинах загорания не получено;

2) установлена техническая причина пожара.

При первой ситуации главной задачей будет установление этой причины. Типичными версиями в данной ситуации являются:

а) воздействие открытого огня;

б) самовоспламенение или самовозгорание;

Для ее проверки производятся:

а) допросы свидетелей-очевидцев, потерпевших, лиц, принимавших участие в тушении пожара, представителей администрации объекта, на котором произошел пожар;

б) назначение экспертиз: судебно-медицинской, пожарно-технической, судебно-химической, криминалистической и экспертизы материалов и веществ.

Вторая ситуация формируется после того, как будет установлена техническая причина пожара.

Актуальным становится решение следующих задач:

1) установить, не связана ли данная причина пожара с действиями (бездействием) конкретных лиц;

2) в положительном случае выяснить, есть ли в этих действиях (бездействии) состав конкретного преступления.

Типичные версии второй ситуации:

а) нарушение правил пожарной безопасности;

б) нарушение технологии производства или правил ведения работ;

в) непредвиденный случай или действие стихийных сил;

г) поджог.

Для проверки выдвинутых версий производятся:

а) выемка документов, отражающих технологические процессы, состояние пожарной безопасности и техники безопасности на объекте;

б) проведение инвентаризаций и документальных ревизий (по возможности);

в) назначение экспертиз: пожарно-технической, инженерно-технологической, судебно-химической, товароведческой (для определения состояния и степени утраты материальными ценностями товарных качеств), судебно-медицинской, криминалистической и судебно-психиатрической экспертизы подозреваемого, а также экспертизы материалов и веществ;

г) допросы свидетелей-очевидцев, потерпевших, лиц, принимавших участие в тушении пожара, представителей администрации объекта, на котором случился пожар, подозреваемого;

д) обыск у подозреваемого;

е) его освидетельствование и предъявление для опознания;

ж) очные ставки.

Для проверки состояния дел на государственном предприятии (учреждении) и определения величины материального ущерба назначается комиссия по линии контрольно-ревизионного подразделения вышестоящей организации, а для определения ущерба, причиненного пожаром частным лицам и коммерческим организациям, привлекается страховая компания.

Особенности тактики отдельных следственных действий

Допросы свидетелей, лиц, принимавших участие в тушении пожара, и потерпевших. Первые, кто допрашивается по делам о пожарах, это лица, ставшие его очевидцами, принимавшие участие в его ликвидации, и потерпевшие. Допрашивая их, необходимо учитывать, что пожар чрезвычайное событие. Его восприятие сопровождается сильным испугом и другими эмоциональными переживаниями, что существенно влияет на объективность запоминания произошедшего. Поэтому оценивать получаемые показания следует с учетом неопровержимых доказательств, собранных по делу. Очевидцев произошедшего допрашивают об обстоятельствах возникновения, развития и ликвидации пожара.

Для установления объективной истины по делу важно выяснить все детали произошедшего пожара, а именно:

1) когда и при каких обстоятельствах свидетель-очевидец оказался на этом месте;

2) как узнал о возникновении пожара и откуда конкретно его наблюдал;

3) что заметил, где было загорание, чем оно характеризовалось (цвет пламени и дыма, его запах и плотность, направление и скорость распространения огня), как развивался пожар;

4) признаки, указывающие на причину возгорания (аварийные явления, замыкания в электросети, очевидные средства для поджога, несколько самостоятельных очагов пламени и т.д.);

5) каким было на момент пожара состояние дверей, окон, запорных устройств, систем электро-, водо-, газоснабжения, противопожарных средств;

6) кто и какие меры принимал для тушения огня;

7) какие последствия пожара были очевидны и др.

Потерпевшие допрашиваются и относительно событий, предшествовавших пожару, о наличии и состоянии противопожарных средств, порядке пользования огнеопасными материалами и их хранения, устройстве отопления и правилах пользования электронагревательными приборами. У них выясняют также, какое имущество было застраховано и кто может подозреваться в поджоге.

У лиц, принимавших участие в тушении огня, необходимо выяснить:

а) общую картину пожара по их прибытии;

б) поведение и действия лиц, уже находившихся на пожарище;

в) что они обнаружили после проникновения на объект для ликвидации пожара;

г) состояние противопожарных средств на объекте;

д) состояние дверей, окон и запорных устройств на момент начала тушения пожара;

е) где, по их мнению, находился очаг возгорания и что там горело, не обнаружили ли они зажигательных устройств или огнеопасных веществ.

Вторая группа свидетелей представители администрации и лица, знающие противопожарные условия на объекте, но не ставшие очевидцами пожара. У них выясняются факты и обстоятельства, которые могли послужить предпосылкой распространения огня, уточняются его последствия.

Круг выясняемых вопросов весьма широк, однако при любой следственной ситуации обязательно задаются следующие вопросы:

1) какие обстоятельства послужили предпосылкой пожара;

2) что находилось на объекте до пожара;

3) для каких целей был предназначен сгоревший объект;

4) какими приборами и оборудованием он был оснащен и в чем состоял его технологический процесс;

5) что представляет собой выпускаемая продукция;

6) кто конкретно работал перед началом пожара;

7) какое и в каком количестве применялось сырье;

8) где находились горючие материалы и какие именно;

9) не допускались ли отклонения от технологического процесса (температурный и временной режимы);

10) какие имелись средства противопожарной защиты и каким образом был ликвидирован пожар;

11) производились ли ремонтные работы, если да, то какие именно (огневые, сварочные и т.п.), в каких местах и в какое время;

12) какой объект и какое имущество уничтожены пожаром, были ли они застрахованы, размер ущерба.

С особой тщательностью выясняются обстоятельства, указывающие на лицо, виновное в возникновении пожара (кто последний уходил из сгоревшего объекта, были ли там до возгорания неизвестные лица, кто систематически нарушал правила пожарной безопасности, кто был заинтересован в уничтожении сгоревшего объекта и т.д.).

При наличии обоснованных подозрений относительно попыток списать на случившееся ранее уничтоженное или похищенное имущество выясняется фактическое наличие последнего к моменту пожара, его количество, состояние и местонахождение.

При проверке версии об умышленном поджоге свидетели могут сообщить факты, опровергающие алиби подозреваемого, указать на его действия, связанные с изготовлением зажигательного устройства, приисканием или приспособлением орудий или средств совершения преступления.

Допрос подозреваемого. На первом допросе, в случае обнаружения у подозреваемого предметов, средств и орудий, сходных с найденными на месте происшествия и использованными для поджога, у него выясняются обстоятельства их приобретения и причины хранения. Если на одежде, обуви, руках и закрытых участках тела подозреваемого обнаружены следы с запахом горючих материалов, опаления и ожогов, частицы копоти или грунта, похожие на почву места происшествия, выясняется происхождение этих следов, а также конкретизируется его поведение до и после совершенного преступления. Уточняется причина его появления на месте пожара, анализируются его доводы и предположения о причинах загорания объекта.

Обыск, осмотр одежды и освидетельствование лица, заподозренного в поджоге. При осмотре пожарища, когда есть криминалистически обоснованные данные предполагать преднамеренный поджог, следователь должен незамедлительно организовать розыск и задержание возможного поджигателя. У него могут быть обнаружены орудия и средства поджога (виновный второпях зачастую пачкает одежду, обувь, руки и тело горючим веществом).

При личном обыске у подозреваемого проверяются карманы одежды, а также сумки, портфели, мешки с целью обнаружить частицы или микрообъекты, отделившиеся от зажигательных средств. На одежде и обуви могут быть пятна горючего вещества, копоть, сажа, признаки действия близкого огня. Эти следы подлежат точной фиксации в протоколе осмотра с указанием: где и какие пятна обнаружены; размер, цвет, форма и интенсивность отложения; характер издаваемого запаха.

При освидетельствовании подозреваемого, детальном осмотре его одежды и обуви фиксируются участки опаления одежды, волосяного покрова головы, лица и рук с указанием степени и характера выраженности. Под ногтями, в слуховых проходах, ноздрях и на других участках тела могут сохраниться микрочастицы веществ, использованных для инициации горения, горючих материалов, почвы с места пожара, а также сажи и копоти. С целью их обнаружения, фиксации и изъятия целесообразно пригласить судебного медика и эксперта-криминалиста.

При наличии ожогов и опалений тела назначается судебно-медицинская экспертиза подозреваемого. Независимо от обнаружения (необнаружения) частиц грунта, пепла, копоти, зажигательных устройств и следов горючего вещества на теле, одежде и обуви при их осмотре последние подлежат изъятию для направления на экспертизу.

При обыске жилища, служебного или рабочего места обнаруживаются самые различные предметы, которые могли быть использованы при поджоге или для изготовления средств его осуществления. Они также изымаются и направляются на экспертные исследования.

Выемка. По рассматриваемой категории дел выемка документов должна производиться в неотложном порядке. Если пожар случился на предприятии или в учреждении, анализ изымаемых документов иногда позволяет установить причину пожара, точнее определить характер нарушений правил противопожарной безопасности.

Изъятию подлежат следующие документы:

а) план сгоревшего объекта;

б) акты проверок состояния противопожарной безопасности;

в) схемы силовой и осветительной электросети;

г) документация, характеризующая состояние хранения и транспортировки взрывчатых, горючих и самовоспламеняющихся веществ;

д) инвентаризационные списки имущества сгоревшего объекта;

е) технологические инструкции;

ж) материалы ведомственного расследования предыдущих случаев загорания объекта;

з) ведомственные и локальные инструкции по пожарной безопасности;

и) иная документация, имеющая значение для установления причины и виновника произошедшего пожара.

Кроме того, необходимо истребовать: акт о пожаре, составленный представителями пожарной охраны, принимавшими участие в его тушении, и справку местной метеорологической станции о состоянии погоды, температуре воздуха, направлении и силе ветра во время пожара.

К числу первоначальных следственных действий по делам о пожарах относится и назначение экспертиз. Судебно-медицинская экспертиза назначается, если во время тушения пожара или при осмотре места происшествия обнаружены трупы и пострадавшие люди.

Наряду с обычными для судебно-медицинской экспертизы вопросами должны быть поставлены и следующие специальные вопросы:

1) имеются ли на теле потерпевшего повреждения, не связанные с пожаром, были они нанесены при жизни или образовались посмертно;

2) содержится ли в крови карбоксигемоглобин (его отсутствие указывает на то, что смерть потерпевшего непосредственно с пожаром не связана);

3) есть ли ожоги и другие следы, характерные для термического воздействия;

4) какой степени ожоги имеются у потерпевшего и др.

Определяющее значение для установления причин пожара имеет заключение пожарно-технической экспертизы, посредством которой устанавливаются:

а) очаг пожара, пути распространения огня;

б) причина возникновения пожара, факты, связанные с поджогом или нарушением правил пожарной безопасности;

в) пожароопасные свойства тех или иных веществ, вероятность загорания от них;

г) механизм возникновения пожара;

д) возможность его возникновения от конкретных источников (двигателей транспортных средств, солнечной энергии, электросварочных работ, костров, отопительных установок, короткого замыкания, удара, трения и пр.);

е) состояние средств пожаротушения;

ж) орудия, использованные для совершения поджога, и др.

Пожарно-техническая экспертиза проводится сотрудниками пожарно-испытательных станций управлений пожарной охраны, ЦНИИПО, экспертно-криминалистических подразделений МВД, УВД, а также экспертами НИИ и лабораторий судебной экспертизы Минюста России.

В ходе расследования при необходимости проводятся:

1) криминалистическая экспертиза материалов и веществ;

2) электротехническая экспертиза;

3) судебно-химическая экспертиза;

4) трасологическая экспертиза;

5) судебно-психиатрическая экспертиза.

Первая направлена на выявление следов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; определение природы неизвестных источников зажигания; установление причин оплавления проводов и кабелей, характера термического воздействия на металлоконструкции и др. Вторая на выяснение режима работы электроустановок до возникновения пожара; установление причин воспламенения электроприборов; определение надежности средств электрозащиты и др.

Третья на выяснение качественной и количественной характеристик сгоревшего предмета, определение следов горючих веществ. Четвертую назначают в целях идентификации человека по следам рук или обуви, определения особенностей походки поджигателя по оставленной им "дорожке" следов ног, а также для решения вопроса, составляли ли обнаруженные на месте пожара и изъятые у подозреваемого объекты единое целое. Судебно-психиатрическая экспертиза назначается для установления вменяемости подозреваемого (обвиняемого), если у него замечены расстройства психики, например пиромания.

Следственный эксперимент. По делам, связанным с пожарами, следственные эксперименты проводятся чаще всего в процессе пожарно-технической и криминалистической экспертиз. Необходимость в их производстве возникает в случае описания подозреваемым устройства, при помощи которого он совершил поджог. Результаты эксперимента иллюстрируют показания подозреваемого (обвиняемого), подтверждают или опровергают их объективность, помогают в установлении причин срабатывания источника зажигания, от действия которого произошел пожар.

Литература :

Григорян А.С. Предупреждение и раскрытие преступлений, связанных с пожарами. М., 1966.

Митричев С.П., Владимиров В.Л., Шиманова З.Е. Расследование поджогов и преступного несоблюдения правил пожарной безопасности. М., 1968.

Мишин А.В. Расследование и предупреждение поджогов личного имущества граждан. Казань, 1991.

Попов И.А. Расследование пожаров. Правовое регулирование, организация и методика. М., 1998.

Федотов А.И., Ливчиков А.П., Ульянов Л.Н. Пожарно-техническая экспертиза. М., 1978.

Чирков В.Ф., Лапкин А.М. Осмотр места пожара: Учебно-методическое пособие. Иркутск, 1997.

Классификация следственных ситуаций:

Имеются данные о времени, месте, событии преступления и виновных лицах;

Имеются сведения о событии, времени, месте совершения преступления, но отсутствуют данные о виновном.

      По степени надежности и обоснованности исходных данных:

Информация об обстоятельствах преступления не вызывает у следователя сомнений;

Сведения носят вероятностный, внутренне-противоречивый характер.

      По времени поступления первого сообщения о преступлении:

С момента совершения преступления прошло много времени;

Сообщение об изнасиловании поступило сразу же.

Неотложным следственным действием является допрос потерпевшей. Характер исходных следственных ситуаций зависит от психологического отношения потерпевшей к факту изнасилования:

Потерпевшая заинтересована в установлении истины по делу и изобличении насильника;

Потерпевшая подает заведомо ложную жалобу;

Потерпевшая отрицает сам факт её изнасилования или даже совершения полового акта (когда дело возбуждается по инициативе органов расследования).

При допросе, когда насильник известен, следует выяснить следующие обстоятельства: ФИО, возраст, место работы и проживания преступника; когда потерпевшая познакомилась с подозреваемым и при каких обстоятельствах; каковы были их взаимоотношения и как часто они встречались; не было ли раньше попыток с его стороны склонить её к половому акту; уточнить время (день, час, иногда с точностью до минуты) когда было совершено изнасилование; место совершения изнасилования, что оно из себя представляет и в связи с чем потерпевшая там оказалась; видел ли кто либо их вместе; жила ли потерпевшая половой жизнью ранее; какие следы насилия остались на теле потерпевшей и сохранились ли они к моменту её допроса; где находится одежда и белье со следами насилия; оказывала ли потерпевшая сопротивление и в чем оно выражалось; могли ли остаться на теле и одежде подозреваемого следы сопротивления потерпевшей и где именно; могли ли остаться следы на месте происшествия; каковы последствия изнасилования для здоровья потерпевшей; кому она рассказала о случившемся и кто мог видеть следы насилия (лучше чтобы допрос проводила женщина или мужчина старше потерпевшей).

Если насильник неизвестен, то дополнительно выясняется: его внешность и особые приметы; данные об одежде и украшениях, предметах и вещах, которые были у насильника; о повреждениях полученных преступником в результате сопротивления пострадавшей; о транспорте, которым пользовался преступник; о наличии оружия и т.д.

В заключении допроса потерпевшей выясняют не взял ли насильник у неё каких либо вещей, либо ценностей если да, то их подробно описывают в протоколе.

Осмотр одежды. Его цель состоит в выявлении следов (пятен крови, спермы, грязи, разрывов ткани и т.д.). Если на одежде или белье обнаружены пятна крови, спермы, волосы, частицы грунта и т.д., их нужно упаковать.

Судебно-медицинская экспертиза потерпевшей, как правило зависит от времени прошедшего с момента совершения преступления (потому что следы полового сношения можно обнаружить не позднее 4-5 суток).

Судебно-медицинская экспертиза устанавливает следующие обстоятельства: достигло ли лицо половой зрелости; жила ли потерпевшая половой жизнью; имеются ли у потерпевшей повреждения, их характер, происхождение, чем они могли быть причинены и их давность; имеются ли следы спермы у потерпевшей на различных частях её тела; имеется ли у потерпевшей беременность (давность) и заражение венерическими заболеваниями.

Осмотр места происшествия: В случае когда подозреваемый известен следователь должен получить ответы на ряд вопросов: соответствует ли показаниям потерпевшей материальная обстановка места происшествия; возможно ли совершить насильственный половой акт в конкретной обстановке; имеются ли признаки совершения насильственного полового акта на месте происшествия; имеются ли признаки инсценировки. Если же насильник не известен, то необходимо обнаружить следы, относящиеся к нему (следы рук, ног, одежды, выделений организма, предметы и вещи, оставленные насильником и т.д.). Если потерпевшая в состоянии, то с ней выезжают на место происшествия.

Допрос подозреваемого. Тактика допроса зависит от его позиции: подозреваемый полностью признается в совершении преступления; подозреваемый отрицает факт совершения преступления, но не отрицает факт добровольного полового акта.

В ходе допроса выясняется: где, когда, при каких обстоятельствах он познакомился с потерпевшей; было ли половое сношение добровольным или сопровождалось насилием, конкретное место, где был совершен половой акт, и как вела себя потерпевшая после изнасилования; во что был одет он и потерпевшая. Если было групповое изнасилование, то выясняют роль каждого. Если лицо категорически отрицает факт изнасилования – выясняют какие причины могли побудить потерпевшую на оговор.

Освидетельствование подозреваемого, осмотр его одежды и обыск. В ходе освидетельствования обследованию подлежит все тело (руки, бедра, живот, шея, лицо) в целях обнаружения кровоподтеков, синяков, царапин, ссадин, укусов. Кроме того на теле могут быть выявлены пятна крови, спермы, волосы и др. вещества.

Осмотр одежды подозреваемого позволяет обнаружить следы выделений, принадлежавших пострадавшей, а также частицы почвы, растительности, микрочастицы одежды потерпевшей.

Обыск по месту жительства подозреваемого: при обыске следует искать нательное белье, одежду, которые были на подозреваемом в момент совершения преступления; похищенные у потерпевшей ценности, вещи т.д., а также оружие или орудие, которые использовались при изнасиловании и т.д.

Необходимо провести допрос очевидцев преступления (прежде всего где, когда и что они видели, где находились и т.д.).

По данным категориям дел проводятся оперативно-розыскные мероприятия: подворно-поквартирный обход с целью установления свидетелей; проверка по учетам лиц ранее судимых за аналогичные преступления; розыск по горячим следам, с применением служебно-розыскной собаки и т.д.

Организация и основные технические мероприятия, проводимые в ходе работ по расследованию пожаров

Основное содержание темы. Все работы по исследованию и расследованию пожаров могут производиться в рамках процессуального направления или являться работами, не регламентируемыми правовыми актами. Действия, проводимые вне процессуальных рамок, строго не регламентируемые законами, в основном, включают в себя работу, выполняемую техническими специалистами. Данное направление не преследует конечной цели дать правовую оценку случившегося. В это направление входят: - исследование пожара, которое выполняется сотрудниками соответствующих подразделений испытательных пожарных лабораторий (ИПЛ ГПС); - описание пожара, которое готовится по крупным пожарам комиссией, создаваемой ГПС; - работа ведомственных комиссий, организуемых после пожара на предприятиях; - работа по установлению причины и обстоятельств пожара, которую параллельно с правоохранительными органами проводят нанимаемые владельцем сгоревшего объекта или страховой компанией консультанты и независимые (частные) эксперты. Процессуальное направление ведется в рамках закона и включает в себя работу по установлению наличия признаков преступления, выяснению его обстоятельств и их предварительной оценке. Эти действия, называемые расследованием пожаров, проводятся органами и должностными лицами, на которых данные обязанности возложены законом. Участие пожарных специалистов в расследовании пожаров по процессуальному направлению строго регламентировано. На разных стадиях расследования пожаров в дело вступают три основных пожарных специалиста: дознаватель ГПС, инженер испытательной пожарной лаборатории, пожарно-технический эксперт. Это не означает, конечно, что только они проводят всю работу по расследованию пожаров. В этой работе участвуют следователи, прокурор, судья, но нас интересует именно работа пожарных специалистов. Первым должностным лицом, который должен заняться вопросами расследования пожара является дознаватель. На большинстве пожаров наличие состава преступления далеко не всегда очевидно, поэтому рассмотрение заявления или сообщения о пожаре проводится в форме проверки по факту пожара. Проверка по факту пожара включает в себя следующие мероприятия: - осмотр места происшествия, связанного с пожаром; - опрос очевидцев, потерпевших, участников тушения; - изучение технической и служебной документации, имеющей отношение к пожару. Основные цели проверки - установление причины пожара, лиц, причастных к его возникновению, суммы материального ущерба, и, в конечном счете, признаков состава преступления. На стадии проверки должны быть выявлены и отображены в документах: - сведения о дате пожара, месте и времени его обнаружения, погодных условиях; - характеристики сгоревшего объекта, данные о материалах и огнестойкости конструкций; - виды находившейся на объекте пожарной нагрузки, ее локализация и способ размещения; - подробные электросхемы наружного и внутреннего электроснабжения, с указанием электропотребителей и систем электрозащиты (с их описанием), а также мест изъятия электропроводников и электроприборов; - характеристики систем отопления, пожаротушения; - сведения о событиях, предшествовавших пожару и находящихся в причинно-следственной связи с его возникновением; - признаки, по которым был обнаружен пожар, особенности его обнаружения, развития, тушения, общая продолжительность, последствия. Проверка по факту пожара должна быть проведена в 3-х дневный срок (в исключительных случаях до 10 дней). В случае, если признаков состава преступления нет - должно быть вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Проверка не заменяет следствия и ограничивается лишь установлением наличия признаков состава преступления. На стадии предварительной проверки дознаватели не могут производить никаких следственных действий, кроме осмотра места происшествия в случаях, не терпящих отлагательства.

Дознание - следующая за возбуждением уголовного дела стадия уголовного процесса. В ходе предварительного следствия может назначаться экспертиза. Процессуальный статус эксперта регламентирован ст. 57 УПК РФ и Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». При проведении дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно орган дознания принимает все предусмотренные законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. И материалы дознания после его завершения могут передаваться в суд. В задачи дознания в соответствии с требованиями УПК РФ входит не только раскрытие преступления, но и принятие всех мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступления. Иными словами, органы дознания должны решать и профилактические задачи. Ключевая техническая задача дознания по делам о пожарах - установление причины пожара. Осмотр места пожара, установление его очага и причины - ключевые технические задачи в работе дознавателя и технического специалиста. Функциональные обязанности по решению технических задач расследования пожаров возложены на испытательные пожарные лаборатории (ИПЛ). Обычно в составе ИПЛ имеется два сектора: - сектор исследования пожаров, - испытательный сектор Испытательный сектор занимается определением пожароопасных характеристик веществ и материалов, пожарной опасности электротехнических изделий, испытаниями химпоглотителя и пенообразователя. Функциональной обязанностью первого сектора является, как следует из его названия, исследование пожаров. Круг задач, которые решаются при исследовании пожаров, определяется Наставлением о работе ИПЛ. Он включает в себя изучение: - поведения на пожаре различных материалов и конструкций, - закономерностей развития горения, - работы автоматических систем извещения о пожаре и пожаротушения, - действий пожарных подразделений по тушению пожара и спасению людей, - работы пожарной техники и т.д.

Реальный пожар - лучший испытательный полигон, и полученные при исследовании пожаров данные можно и нужно использовать для повышения уровня противопожарной защиты объектов, совершенствования пожарной техники и тактики тушения пожаров. Все же, первоочередной и одной из основных задач технического специалиста на пожаре является определение его очага и причины. Эта задача должна быть решена в ходе проверки по факту пожара, поэтому инженер ИПЛ, как технический специалист, обладающий специальными познаниями, активно занимается этим вопросом в паре с дознавателем, помогая последнему. Кроме руководящего состава и инженеров, в ИПЛ имеются старшие мастера-фотографы (младший начальствующий состав), в обязанности которых входит фото- и видео съемка на месте пожара. Если испытательной пожарной лаборатории позволяет штатная численность, то в секторе исследования пожаров организуется круглосуточное дежурство с выездом на пожары. Перечень пожаров, на которые выезжает ИПЛ, определяется приказом по гарнизону; обычно это пожары по повышенному номеру, пожары с гибелью людей и большим материальным ущербом, явно криминальные пожары (поджоги), другие пожары, на которых дознавателю требуется помощь в установлении причины пожара. По результатам выполненной работы сотрудник ИПЛ при необходимости готовит заключение технического специалиста о причине пожара, которое является дополнительным основанием для решения вопроса о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. По своему процессуальному статусу инженер ИПЛ, участвующий в расследовании пожара, является специалистом (ст. 58 УПК РФ). На крупных пожарах приведенная выше схема претерпевает определенные изменения. В этих случаях отпадает необходимость в проведении проверки по факту пожара - очевидный крупный материальный ущерб и гибель людей уже являются основанием для незамедлительного возбуждения уголовного дела. Затем для быстрой и эффективной работы "по горячим следам" в работу должны включаться следственно-оперативные группы (СОГ). В группы должны включаться опытные, прошедшие специальную подготовку следователи, сотрудники ГПС, уголовного розыска, пожарно-технические эксперты, сотрудники ОБЭП. Общее руководство этими группами возлагается на начальников следственных управлений МВД, ГУВД, УВД, УВДТ. Организовывать выезд СОГ должны ответственные дежурные этих органов (как правило, еще во время тушения) для проведения неотложных следственных действий и оперативно-поисковых мероприятий.

По крупным пожарам готовится описание пожара. При этом отрабатываются вопросы установления очага, причины пожара, динамики развития горения; условий, способствовавших развитию горения; и, наиболее подробно, выясняется работа пожарной техники и действия пожарных подразделений.

Вопросы для самопроверки. 1. Какие этапы работы по изучению пожара и его расследованию включает в себя так называемое "процессуальное направление"? 2. Что понимается под работами по изучению пожара, "регламентированными ведомственными актами"? 3. Что такое "исследование пожара" и кто его проводит? 4. Что такое "описание пожара", кто и когда его проводит? 5. Что такое "ведомственное расследование", кто его проводит, каким документом оформляются результаты? 6. Какие пожарные специалисты участвуют в проверке по факту пожара, каковы их основные функции? 7. Каковы цели проверки по факту пожара, сроки ее проведения? Какие документы, оформляются по завершению проверки? 8. Какие пожарные специалисты участвуют в расследовании пожара, и каковы их основные функции? 9. На каком этапе работы и кем составляется заключение о причине пожара? 10. Что такое ИПЛ, какова ее структура и подчиненность? Перечислите основные задачи ИПЛ.

Пожаром считается неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожары могут возникнуть по различным причинам: в результате умышленного поджога; от действия стихийных сил природы (грозовых разрядов, солнечных лучей и т.д.); неосторожного обращения с огнем; при нарушении правил пожарной безопасности; неправильном хранении веществ, подверженных самовозгоранию или самовоспламенению, и др.

С уголовно-правовой точки зрения пожар следует рассматривать как результат общественно опасного, противоправного деяния лица, которое по неосторожности или умышленно нарушило или не выполнило требования правил пожарной безопасности, создало условия для возникновения пожара.

Пожар считается возникшим от неосторожного деяния, если лицо нарушило или не выполнило противопожарные требования по неосторожности, не предвидело последствий и не имело цели уничтожить или повредить огнем строения, материальные ценности, хотя должно было предвидеть возможные последствия, или же предвидело их, но легкомысленно рассчитывало на предотвращение пожара.

Если же лицо действовало с целью уничтожить или повредить строения, материальные ценности огнем, или не имело такой цели, по предвидело и допускало возможность возникновения пожара и умышленно нарушило правила пожарной безопасности, или непосредственно совершило поджог объекта, или же создало условия для возгорания вещества, распространения огня, то пожар необходимо считать следствием поджога.

Насчитывается 35 составов преступлений, которые имеют то или иное отношение к пожарам; наиболее распространенными из них являются: умышленное уничтожение (повреждение) чужого имущества, совершенное путем поджога или иным общеопасным способом (ст. 167 УК); уничтожение (повреждение) чужого имущества путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ст. 168); нарушение требований пожарной безопасности (ст. 219) и уничтожение (повреждение) лесов (ст. 261 УК). Преступления рассматриваемой категории разнородны, но их объединяет общее событие - пожар, повлекший уничтожение или повреждение имущества или иные тяжкие последствия.

Криминалистическая характеристика поджогов и преступных нарушений правил пожарной безопасности представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов:

  • - обстановки совершения преступления, включающей в себя место, время, предмет преступного посягательства и характеристику объекта пожара;
  • - особенности способа совершения соответствующего вида преступлений и механизм следообразования;
  • - особенности личности преступника и потерпевшего;
  • - мотив совершенного преступления и наступившие последствия.

Ядро криминалистической характеристики - способ преступления, реализованный путем совершения определенных действий (бездействия). При умышленном уничтожении чужого имущества путем поджога могут быть реализованы следующие способы:

  • а) совершение преступления без сокрытия следов;
  • б) инсценировка других причин пожара.

В первом случае преступники для поджога используют различные горючие жидкости или легковоспламеняющиеся материалы (бумагу, солому и др.), имеющиеся на месте происшествия, либо горючие или легко воспламеняющиеся вещества, специально доставленные на место происшествия. Данные способы наиболее характерны для поджогов жилых домов, различных построек, автомашин и т.п., совершаемых либо на почве личных неприязненных отношений, либо из хулиганских побуждений, либо с целью сокрытия другого преступления.

Значительно большую сложность для расследования составляют поджоги, замаскированные инсценировкой иных причин пожара. В таких случаях преступники устраивают короткое замыкание в электрической цепи, используют для поджога электробытовые приборы (плитки, чайники и т.д.), самодельные устройства замедленного действия (запалы, фитили и др.). умышленно создают условия для самовозгорания (возгорания веществ под влиянием химических реакций, биологических процессов, физических явлений) или самовоспламенения (возгорания веществ от внешнего воздействия тепла без открытого огня, например от контакта с нагретой поверхностью).

Перечисленными способами поджоги обычно совершаются в помещениях, где хранятся различного рода имущество, учетная, отчетная документация, денежные средства. Их цель, как правило, состоит в сокрытии хищений и других злоупотреблений. Иногда такими способами совершаются и поджоги жилых домов (например, с целью получения страхового возмещения или новой квартиры).

Выбор преступником того или иного способа совершения преступления (поджога) зависит от различных факторов:

  • 1) характера объекта посягательства (выбирая способ поджога, преступник оценивает конструктивные особенности объекта, устанавливает наличие в нем предметов, которые интенсивно горят);
  • 2) условий и особенностей организации работы на объекте (состояния и организации противопожарной службы, возможности проникновения па территорию и т.д.);
  • 3) навыков, которыми обладает преступник (например, электрик может изготовить приспособление для короткого замыкания в электрической цепи).

Способ совершения неумышленного преступления при неосторожном обращении с огнем, ведущем к пожарам, может быть связан с детской шалостью с огнем, курением, использованием легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, зажигательных зарядов и т.п.

Способы нарушения правил пожарной безопасности, ведущие к возникновению и распространению пожаров, весьма разнообразны и могут быть разделены на следующие группы:

  • o нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования и электробытовых приборов, теплогенерирующих и водонагревающих агрегатов и установок, печей и дымоходов;
  • o нарушение правил эксплуатации бытовых газовых, керосиновых, бензиновых и других устройств;
  • o нарушение установленного порядка хранения, использования и перевозки пожароопасных веществ и материалов;
  • o нарушение требований специальных противопожарных режимов складов, помещений, объектов, установок или несоответствие этих режимов правилам пожарной безопасности;
  • o строительство различного рода пристроек без разрешения местной администрации и Государственной противопожарной службы;
  • o отсутствие или неисправность соответствующего оборудования и нарушения технологического процесса;
  • o отсутствие или неисправность системы вентиляции во взрывопожароопасных помещениях;
  • o проведение работ, осуществление иных действий или эксплуатация техники в порядке и па условиях, не соответствующих определенным нормам пожарной безопасности при проведении сварочных и иных огневых работ, ремонтных и других работ, не соответствующих пожароопасности помещения или оборудования, применение технологии их производства, запрещенной правилами противопожарной безопасности;
  • o курение или пользование открытым огнем в местах хранения горючих материалов или других, не предназначенных для этого помещениях;
  • o разведение костров и сжигание тары и упаковочных материалов на территории предприятий или организаций;
  • o эксплуатация неисправных транспортных средств и другой техники, нарушение порядка их размещения и обслуживания.

Событие пожара может выступать в различных качествах - как способ совершения преступления, способ сокрытия другого преступления и как последствие иных преступных деяний, чем объективно обусловлено и многообразие специфических материальных и идеальных следов.

Механизм следообразования при поджогах и преступных нарушениях противопожарных правил отражает специфику процессов, происходящих при пожаре: горение, плавление, дымовыделение с образованием соответствующих следов и, главное, наложением таких следов на первичные следы, характеризующие механизм совершения преступления, с возможностью видоизменения или даже уничтожения первичных следов. В этом главное отличие криминалистической характеристики преступлений, сопряженных с пожарами, от криминалистических характеристик большинства других групп преступлений, при которых указанные первичные следы не уничтожаются с такой интенсивностью, как это происходит при пожарах.

На месте пожара могут быть обнаружены: обгоревшие предметы, на которых остались следы использованных для поджога веществ, обгоревшие части приборов; обгоревшие трупы людей и животных; следы пальцев рук, обуви, ног, транспортных средств, ведущие к месту пожара и от него; следы поджога на месте происшествия, технические устройства со следами выведения их из строя; следы поджога на самом преступнике, его теле, одежде и т.д.; запаховые следы горючих жидкостей; различные регистрирующие и контрольно-измерительные приборы и приспособления; документы, указывающие на умышленные действия или преступную небрежность, и т.д.

Наряду с материальными следами по делам о пожарах немалое значение имеют и так называемые идеальные следы, к которым относятся сведения об обстоятельствах поджога или неосторожных действиях конкретного лица, воспринятые человеком непосредственно или опосредованно и отобразившиеся в его сознании.

Важный элемент криминалистической характеристики пожаров - особенности личности преступника. Часто поджигателями являются лица, ведущие антиобщественный образ жизни, злоупотребляющие спиртными напитками, а также страдающие патологическим влечением к поджогам и пожарам. Нередко это материально ответственные лица, работники магазинов, складов, баз, предприятий и т.д., пытающиеся путем поджога хранилищ материальных ценностей, производственных помещений и т.д. скрыть совершенные ими хищения или другие преступления. По делам о преступных нарушениях правил пожарной безопасности - это в первую очередь должностные лица, отвечающие за технологические процессы и противопожарную безопасность па предприятии. Подавляющее число преступлений, связанных с пожарами, особенно если речь идет о поджогах, совершаются мужчинами.

В настоящее время поджогами уничтожаются в основном объекты частной собственности и предпринимательской деятельности (коммерческие магазины, ларьки, офисы и т.д., личные автомобили, дачные дома, квартиры и жилые дома).

Анализ следственной практики по делам о поджогах позволяет выделить наиболее характерные мотивы их совершения. Так, поджоги жилых домов, надворных построек, имущества, принадлежащего гражданам на праве частной собственности, обычно совершаются из мести, на почве личных неприязненных отношений, ревности, зависти, а также из хулиганских побуждений. Мотивом поджога может быть создание благоприятных условий для совершения иных преступлений, например краж или хищений. В настоящее время распространены поджоги с целью угрозы и других форм психологического воздействия на конкурентов по бизнесу и иных лиц. Поджоги также могут совершаться для ослабления государства (диверсия), в ходе массовых беспорядков, с целью нарушения общественной безопасности либо воздействия на принятие решений органами власти.