Причины возникновения теории суверенитета бодена. Теория государственного суверенитета. Политическое учение Жана Бодена. Формы правления государства
Жан Боден (политические взгляды)
Жан Боден (политико-правовые воззрения)
Жан Боден , годы жизни: 1530 – 1596.
Основными произведениями Бодена являются «Метод лёгкого познания истории», «Шесть книг о республике», а также «Демономания колдунов» - книга, заменившая собою устаревшую «Молот Ведьм». «Шесть книг…» считаются главным трудом автора, в котором изложены взгляды автора на происхождение государства, его формы правления и функции.
Происхождение государства по Жану Бодену
Согласно Бодену государство возникает независимо от божественной или человеческой воли, а на его политическую форму управления влияет исключительно внешняя среда (такие факторы как: почва, климат и пр.). Что касается самого происхождения государства, то автор указывает три возможных способа:
· Обычный. Так семья постепенно заменяется родом, после чего старейшины получают право власти по неписанным законам, а уже спустя некоторое время данное событие фиксируется в письменном виде.
· Общественный договор, являющийся по Бодену самым идеальным способом возникновения. По нему могущественные империи слаживаются из слабых родов.
· Возникновение государства в результате распада большого государства.
Боден полагал, что государство является осуществлением суверенной власти справедливого управления множественными семьями, а также тем имуществом, которое находится у данных семей в их общем владении.
Теория суверенитета Жана Бодена
Так главным признаком государства есть суверенитет – абсолютная и постоянная государственная власть. Суверенитет обладает пятью отдельными свойствами:
· Суверенитет неделим и един в своей сути. Он не может быть поделён, например, между монархом и его народом.
· Суверенитет постоянен. То есть, его невозможно передать на каких либо условиях какому-либо лицу.
· Его власть не имеет ограничений и считается надзаконной для всех.
· Суверенная власть подчиняется исключительно естественному и божественным законам, а не религиозным догмам.
· Суверенная власть может принадлежать или одному человеку, или всем дееспособным людям, или же меньшинству населения.
Только в зависимости от того, в чьих именно руках сосредоточена суверенная власть Боден определяет такие формы государства: монархия, демократия и аристократия. Согласно ему самой худшей из форм для осуществления государственного суверенитета является демократия, так как по большей части народ не отличается данными для принятия правильных решений на государственном уровне. Неустойчивыми формами считал он монархию и аристократию. Самой же экономичной и рациональной формой правления он называл абсолютную монархию, форму, которая даже в условиях смуты сплотить страну и навести быстро в ней порядок.
Кроме того главными препятствиями для превращения в произвол абсолютной власти являются человеческие, естественные и божественные законы.
Под «разумным началом» Боден понимал защиту права собственности, частной семейной жизни и права на индивидуальную семью. Это начало воплощалось в естественном и божественном праве, законах государства, международном праве и пр.
Жан Боден (1530–1596) – выдающийся французский политический мыслитель. Его взгляды на государство, на пути и методы упрочения централизованной монархической власти изложены в главном его труде «Шесть книг о республике» (1576). «Республикой» здесь называется то же, что обозначали этим словом в Древнем Риме, т. е. государство вообще. По Бодену, «государство есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву». Фактически все «Шесть книг о республике» посвящены раскрытию смысла и содержания этого определения.
С защитой королевского абсолютизма выступил идеолог Французской буржуазии Жан Боден (1530-1596), автор трактатов "Шесть книг о республике", "О государстве". Автор пытается подойти исторически к исследованию государства. Политическая идеология Жана Бодена - это идеология светского национального централизованного государства, идущего на смену феодальной раздробленности, против которой он выдвигает одну из важнейших политических идей того времени - идею государственного суверенитета. В основе лежит мысль о неделимой, единой, постоянной, стоящей над законом государственной власти.
Государство - правовое, справедливое управление множеством семей и тем, что у них есть под единой суверенной властью. Именно наличие права отличает государство от шайки воров или разбойников.
Признаки государства:
1.Семья - ячейка государства.
2.Частная собственность.
3.Правовое управление соответствует естественным, божественным законам.
4.Суверенитет государства. Суверенитет - верховенство, господство. Государство является верховной политической организацией. Власть государства выше власти церкви и власти феодальной аристократии.
Признаки и содержание суверенности власти: Постоянство (власть по наследству). Абсолютность суверенной власти. Собственность правителя. Надзаконная власть. Власть сама является источником закона.
1. Законодательная власть.
2. Распорядительная власть.
3. Военная власть.
4. Право назначения и смещения чиновников.
5. Право судебной власти.
6. Право помилования.
7. Вопросы войны и мира.
8. Чеканка монет.
Но суверенность власти не означает у Ж. Бодена того, что ею может обладать только единоличный правитель, ибо суверенитет есть и у монархии, и у республики. Власть может быть устроена сложно: она может быть выражена в государе и одной палате, в двух палатах и государе и т.п., но как единое целое эта власть всегда обладает верховенством, постоянством, стоит выше всех других властей.
Боден - убежденный сторонник действительной суверенной (в его трактовке - абсолютистской) монархической власти. Однако в условиях монархизма он допускает существование отдельных элементов аристократических и демократических форм правления
По способу осуществления власти Ж. Боден делит государства на три вида:
1) Законные (подданные повинуются законам суверена, а сам суверен - законам природы, сохраняя за подданными их естественную свободу и собственность).
2) Вотчинные или сеньориальные (в которых суверен силой оружия стал обладателем имущества и людей, и правит ими как отец семейства).
3) Тиранические (где суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью - как своей).
Лучшим, по мнению Бодена, является то государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление носит аристократический и демократический характер.
Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета. Первый из них – издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства. Второй – решение вопросов войны и мира. Третий – назначение должностных лиц. Четвертый – действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции. Пятый – помилование.
По способу осуществления власти Боден делит все государства на три вида: законные, вотчинные (сеньоральные), тиранические. Законным является то государство, в котором подданные повинуются законам суверена, а сам суверен – законам природы, сохраняя за своими подданными их естественную свободу и собственность. Вотчинные государства суть те, в которых суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей. В тиранических государствах суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью – как своей. Лучшим, по мнению Бодена, является такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией. Идеальным для страны является такой монарх, который боится бога, «милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, умерен в успехе, тверд в несчастье, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен врагам, любезен с расположенными к нему, грозен для злых и ко всем справедлив». Боден стремится к гармонической справедливости. Она для него есть распределение наград и наказаний и того, что принадлежит каждому как его право, совершаемое на основе подхода, включающего в себе принципы равенства и подобия.
Жан Боден (1530-1596), юрист по образованию, адвокат, бывший королевским прокурором в Лионе и профессором права в университете Тулузы, затем стал депутатом Генеральных штатов от третьего сословия города Блуа.
В своем главном произведении «Шесть книг о государстве» (1576 г.) Ж. Боден обосновал необходимость перехода Франции к абсолютной монархии как средство ликвидации средневекового партикуляризма и анархии, как средство формирования национального государства с единым экономическим, социокультурным и правовым полем, независимого от внешних возмущающих влияний. По его мнению, абсолютная монархия должна была ликвидировать распыление государственной власти среди королевских вассалов и других временных диктаторов.
Государство Бодена является «республикой», т. е. «общим делом» граждан, отличающимся единым типом социального общения и реализующим свою власть в повседневной жизни через управление на основании справедливости и законов, независимо от конкретных форм воплощения.
Основной характеристикой государства являются параметры власти, которые воплощаются в государственном суверенитете.Боден определяет суверенитет как «абсолютную и постоянную власть» государства над подданными и гражданами, которая ограничивается только божественным и естественным правом.
Законодательство монарха и его суверенитет ограничены «сверху» божественным суверенитетом, т. е. суверен не имеет права издавать законы, не соответствующие нормам Святого Писания.В то же время его суверенитет ограничен «снизу» естественными правами граждан на материальные средства существования и продолжения рода, основанными на законах природы и принципах человеческого общежития.
Государственный суверенитет воплощается в монопольном праве государства на издание и отмену законов на своей территории; в праве объявления войны и заключения мира; в назначении должностных лиц; в осуществлении верховного суда, в частности, в праве помилования; в определении условий экономической деятельности - в чеканке монеты, в установлении размеров податей, мер и весов.
Государство отличается от феодальных квази-государств «баронов-раз- бойников» или от восточных деспотий тем, что оно управляется на основе закона, а не насилия, обеспечивает внутренний мир и безопасность граждан, защищая их от внешних вторжений. ГосударствоБодена состоит не из атомизированных индивидов, а из семей как основных ячеек и социальных субъектов.
Боден считает, что государство должно гарантировать стабильность своих социальных элементов и с этой целью оно превращает глав социальных групп (семей) в граждан, предоставляя им гражданские права и объединяя единой властью. Граждане вступают в политическое общение, целью которого является установление мира и правопорядка.
Боден исходит из тезисаАристотеля о наличии в семье трех видов властных отношений - супружеских, родительских и господских - и поэтому считает невозможным предоставление равных гражданских прав подчиненным членам семьи. В то же времяБоден отрицает рабство и все другие формы личной зависимости человека.
В сравнении сАристотелем уБодена начинается трансформация концепции прямой демократии в концепцию косвенной (представительской) демократии. Он не считает обязательным участие граждан в государственном управлении, предлагая доверить его ответственным должностным лицам. Таким образом, мыслитель различает частнуюи публичную сферу деятельности гражданина.
Боден возражает против концепции сословного государстваПлатона и Фомы Аквинского. В отличие отПлатона он считает,что частная жизнь не противоречит публичной, а является его основой, а разнообразие проявлений частной жизни есть основа общественной гармонии.
Боден различает формы государства по носителю суверенитета как монархию, аристократию и демократию. Он не выделяет правильные и неправильные формы, считая «неправильные» только «состояниями форм», которые возникают при субъективных негативных оценках положения дел в определенном государстве со стороны тех, кто пострадал в нем от каких- то причин. Подобные «неправильные состояния форм» отличаются неравномерным распределением богатств, что делает их крайне нестабильными.
Боден выступает против любого распыления суверенных прав монарха в так называемых «смешанных государствах». Это лишит монарха суверенной власти, которая является необходимым условием управления на основе справедливости и законов. Все другие виды власти в той или иной форме приведут к произволу и диктатуре.
Боден определяет демократию как «зверя многоглавого и лишенного рассудка », как государство, в котором власть народа приводит к чрезмерному увеличению законов и властей в ущерб общему делу, к уничтожению лучших и к выдвижению худших.
В аристократическом государстве, по мнениюБодена, многочисленные партии (кланы) аристократии скованы страхом народных восстаний и взаимной борьбой, что замедляет процесс принятия решений и парализует государство.
Оптимальной конкретно исторической формой государства дляБодена является наследственная абсол ютная монар хия, т. к. только она способна подавить сепаратизм феодальной аристократии и прекратить религиозные войны. Монархию он считает естественной властью по собственному праву монарха, которое возникает из первоначального захвата власти силой, а затем подтверждается через ее наследование. Отказ от выборов делает невозможным смуты и междоусобицы в момент передачи власти.
Монарх дляБодена является наместником Бога на земле, который имеет исторический опыт длительной стабильной государственной власти и который окружен многочисленными и компетентными советниками. Монарх единолично принимает решения, что обеспечивает оперативность
государственного управления. В то же время он связан в принятии решений законами природы, собственным словом и заключенными договорами, что обеспечивает его подданным естественную свободу.
Чтобы достичь оптимального состояния государства, по мнениюБодена, необходимо законодательным путем поощрять благосостояние третьего сословия, а для этого, в первую очередь, гарантировать неприкосновенность частной собственности. Кроме того, необходимо ввести свободу вероисповедания, отделить церковь от государства и прекратить религиозные войны католиков и гугенотов. По его мнению, увеличение числа вероисповеданий снизит вероятность возникновения влиятельных враждующих групп.
Третье сословие должно иметь возможность влиять на государственное управление через участие в работе Генеральных штатов, которые объединят сословия, улучшЛ управление через передачу компетентных советов монарху без ограничения его верховной власти. Дебаты в Генеральных штатах неизбежно приведут к огласке злоупотреблений королевских чи-yllt Ликов.
Именно этот орган станет гарантом соблюдения естественных прав подданных.
Боден считает, что только Генеральные штаты должны решать вопросы налогообложения, т. к. они затрагивают право собственности. Монарх имеет право вводить налоги только в чрезвычайной ситуации и"это единственный случай, когда подданные имеют право сопротивляться его произволу.
Политико-правовая концепция Ж.Бодена стала переходным этапом от концепций Возрождения к концепциям Нового времени, дав рациональное обоснование организации абсолютной монархии как формы перехода от средневековых династических к современным национальным государствам.
Со второй половины XVI в. во Франции разгорелись религиозные войны между католиками и гугенотами. Остановить религиозный и политический хаос могло лишь "сильное" государство. Именно такой точки зрения придерживался правовед Жан Боден (1530-1596), разрабатывая теорию государственного суверенитета.
Боден закончил факультет права Тулузского университета и некоторое время преподавал в нем римское право. Затем стал заниматься адвокатской практикой в Париже. С 1575 по 1580 г. - судья. В 1576 г. являлся депутатом третьего сословия в Генеральных штатах в Блуа. С 1587 г. - королевский прокурор в Лане (эту должность Боден получил по наследству от брата своей жены). Умер от чумы. Еще в молодости Боден сознательно выбрал путь практикующего юриста. Он считал, что таким образом можно послужить людям, и в то же время лучше самому понять право: "Тот, кто думает, что познал право вне юридической практики, в действительности глубоко ошибается - и уподобляется тому, кто, истязаясь гимнастикой и физическими упражнениями, мнит себя равным воину, познавшему пыл сражения и утомление военной битвой". Сочетая научные занятия с практической деятельностью, Боден создал ряд произведений, которые принесли ему европейскую известность: "Метод легкого познания истории" (1566 г., публикация в Париже на латыни) и "Шесть книг о республике" (1576 г., публикация на французском языке, затем - на латыни; в течение трех лет работа выдержала 7 изданий).
Мировоззрение Бодена складывалось под сильным влиянием античного наследия. В духе Нового времени Боден строил свое учение на основе историзма и рационализма. В контексте такого мировоззрения он и создал свое учение о государстве и праве.
Боден уделяет пристальное внимание институту государства (для обозначения понятия "государство" он использует латинский термин "res publica" и его французский аналог "une Republique"). После Бога, по мнению Бодена,
Боден осмысливает государство иначе, чем его предшественники (Аристотель, Полибий, Цицерон и др.) и современники (Макиавелли, Мор и др.). Аристотель и Цицерон ничего не говорят о верховной власти, без которой, по мнению Бодена, невозможно представить себе государство. Боден оспаривает исключительное значение такого признака государства, как "согласие в вопросах права", на котором настаивал Цицерон. Боден полагает: "Глупо утверждать, что империя турок, которая включала народы, проживающие вместе, но не подчиненные общей системе единого закона, не была государством, пока народы удерживались в одном государстве при помощи силы и власти".
Боден воспринимает Государство Как "правовое управление семьями и тем, что у них общее суверенной властью". Государство понимается как правовое управление - это позволяет Бодену отличать государство от шайки разбойников, что отмечали еще Цицерон и Аврелий Августин. Основным элементом государства для Бодена является семья: "Государство не может существовать без семьи как город без домов или как дом без фундамента". Внутри семьи Боден вслед за Аристотелем различает три вида социальной власти: родительскую, супружескую, господскую. Ослабление власти главы семьи, по Бодену, приводит к деградации государства. Но важнейшим элементом государства выступает суверенная власть, под которой Боден понимает постоянную, абсолютную и неделимую власть государства: "Суверенитет - есть абсолютная и постоянная власть государства...".
Именно Бодену принадлежит научное первенство в создании теории государственного суверенитета.
Суверенная власть государства, с точки зрения Бодена, - это всегда Постоянная Власть, которая отличается от временной власти, подобной власти диктаторов Древнего Рима.
Суверенная власть государства - это всегда Абсолютная Власть, - власть, не ограниченная никакими условиями, носитель же этой власти может ее передать другому лицу как собственник. Боден допускает лишь Три ограничения абсолютной власти: Суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Законами Бога и естественными законами людям предписана частная собственность, поэтому суверен не может произвольно облагать налогами граждан без согласия Генеральных Штатов. Ибо, считает Боден, никто не имеет права без согласия владельца брать чужую собственность. Одним из первых мыслителей Боден критически оценил утопийское государство Т. Мора: государство, основанное на отрицании частной собственности, "было бы прямо противоположно законам Бога и природы".
Суверенная власть государства - это власть Единая, т. е. неделимая. Она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу, ее нельзя разделить на трети. Боден - противник теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли. Боден определил компетенцию суверенной власти государства через комплекс исключительных, только ей присущих прерогатив: право издавать, отменять и обнародовать законы гражданам без их согласия - это основная прерогатива суверенной власти; право войны и мира; право назначать должностных лиц и определять для них служебные обязанности; правосудие в последней инстанции для всех должностных лиц и граждан; право помилования в тех случаях, "когда сам закон не предоставляет возможности для помилования и смягчения наказания"; чеканка монет; определение мер и весов; взимание налогов и податей.
Боден обстоятельно исследует проблему форм государства. Вслед за Аристотелем Боден осмысливает проблему обусловленности форм правления государства различными факторами (климатом, почвой и др.).
Боден скептически относится к различению Аристотелем форм государства на правильные и неправильные. Боден выделяет три формы государства: демократию, аристократию и монархию, в зависимости от принадлежности власти тому или иному суверену. В демократии - все или большая часть граждан обладают суверенной властью над всеми. В аристократии - меньшая часть граждан обладает суверенной властью над всеми. Аристократия для Бодена не есть правление "лучших" в понимании Аристотеля. Бо-ден считает, что коррупция "может появиться в любом государстве, где нобили или богатые люди сосредоточили в своих руках политическую власть, не располагая ни уважением окружающих, ни личной добродетелью, ни соответствующим образованием". В монархии - суверенная власть всегда принадлежит одному лицу, будь это король или тиран. Боден критикует Аристотеля, считавшего, что тиран - это правитель, действующий вопреки желаниям народа. Но тогда, возражает Боден, "сам Моисей, наиболее мудрый и справедливый правитель, может быть заклеймен как величайший тиран, потому что он приказывал и запрещал своему народу почти все, действуя против его воли".
Боден не только различает формы правления государства, но и оценивает эффективность каждой из них для обеспечения общественного порядка. Демократию он оценивает отрицательно, ибо "народ - это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел - это все равно, что спрашивать совета у безумного". Недостаток аристократии - неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений. Общим недостатком демократии и аристократии является то, что "в демократическом или аристократическом государстве голоса подсчитываются, но не взвешиваются на весах добродетели".
Для Бодена лучшей формой государства для преодоления политического и религиозного кризиса является монархия, поскольку она прямо отвечает природе суверенной власти, ее единству и Неделимости. Он приводит много доводов в пользу монархии, используя рассуждения по аналогии. Боден повсюду находит торжество единовластного начала: Бога, Солнца, отца и др. Боден - сторонник наследственной, а не выборной монархии, потому что выборная монархия предполагает междуцарствие, а государство в это время "подобно короблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и часто тонет". Боден считает, что идеальной формой государства для Франции XVI в. является королевская монархия - государство, в котором подданные, пользуясь личной свободой и собственностью, подчиняются законам монарха, а монарх - законам божеским и естественным. Боден писал, что монархия может превратиться в тиранию, если монарх начинает нарушать естественные законы, рассматривая собственность своих граждан как свою собственную и относясь к гражданам, как к рабам. Боден признает право народа на убийство тирана, если тот захватил власть насилием. Но он не признает такое право, если монарх, занимая свой пост на основе действующего закона о престолонаследии, ведет себя как тиран. Боден уповает только на Божественный суд: "Считается незаконным для частного лица не только попытка убить своего законного государя, но даже и восставать против него без особого и недвусмысленного повеления Господа".
Боден занимался поиском факторов, определяющих стабильность формы государства. Боден считал, что стабильность формы государства подрывают: крайне неравномерное распределение богатства (поэтому необходимы законы против ростовщичества и законы о наследовании имущества) и отсутствие свободы вероисповедания (поэтому необходимы законы, допускающие веротерпимость). В противовес Аристотелю Боден критически оценивал институт рабства, выступая за его постепенную отмену.
Боден придерживался концепции Универсального права, Которое нельзя вывести, изучая законодательство только одного государства, будь то даже римское государство. Напротив, необходимо провести сравнительный анализ законодательств древних народов (персов, евреев, греков, египтян, римлян и др.) и дополнить его знанием современных правовых систем (французской, турецкой и др.). Боден обосновывает свою точку зрения ссылкой на Платона: "Пусть бы они почитали Платона, который полагал, что другого способа утвердить закон или наладить государственное управление не существует, мудрый человек соберет вместе законы всех или наиболее известных государств и, сравнив, из них выделит лучшую форму". Однако Боден признает и специфику законов в зависимости от формы государства: "Законы необходимы и при монархии, и при народных формах правления, и при аристократических (законы являются столь же разнообразными, как и формы правления)".
Боден различает законы и в зависимости от их творца. Он выделяет: законы, установленные Богом; законы, установленные природой; законы, установленные суверенной властью; законы, установленные народами; законы, установленные общим соглашением, в котором берет начало суверенная власть (для монархии - это закон престолонаследия, подобный Салическому Закону (Lex Salica)).
Основная научная заслуга Бодена - это теория государственного суверенитета. Эта теория сформировалась в эпоху становления европейских абсолютных монархий. Теория государственного суверенитета оказалась очень продуктивной: некоторые известные мыслители стали ее приверженцами, другие - противниками. В XVII в. понимание Боденом суверенитета как Абсолютной Власти государства было воспринято английским философом Т. Гоббсом.
Созданная Боденом теория государственного суверенитета до сих пор остается важным компонентом современной науки о государстве и руководством для принятия политических решений.
Религиозные войны существенно мешали нормальной жизни общества; Франция распадалась на ряд враждующих и воюющих лагерей.
С обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов в период религиозных войн выступил
Жан Боден (1530-1596). Юрист по образованию, депутат третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа, Боден выступал против феодальной децентрализации, против религиозного фанатизма. В сочинении "Шесть книг о государстве" (издано на французском языке в 1576 г., по-латыни для всей Европы - в 1584 г.). Боден впервые в истории политико-правовой мысли сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: "Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными". Власть государства постоянна и абсолютна; это - высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами: Выше носителя суверенной власти - только бог и законы природы.
Суверенитет, по Бодену, означает прежде всего независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства. Суверенитет как верховная власть включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.
В учении о государстве Боден во многом следует Аристотелю, но не Аристотелю, искаженному и мистифицированному средневековой схоластикой, а подлинному Аристотелю, осмысленному в свете последующей истории политико-правовых учреждений.
Государство Боден определяет как правовое управление многими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти. Государство - именно правовое управление, сообразное со справедливостью и законами природы; правом оно отличается, как отмечал еще Цицерон, от шайки разбойников или пиратов, с которыми нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир, на которых не распространяются общие законы войны.
Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство - совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает. Подобно Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений: супружеские, родительские и господские. В отличие от Аристотеля Боден не был сторонником рабства. Он считал рабство не всегда естественным, источником смут и волнений в государстве. Боден стоял за постепенную отмену близких к рабству отношений феодальной зависимости там, где они еще сохранялись.
Боден - один из первых критиков "Утопии" Томаса Мора. Одобряя некоторые мысли "незабвенного канцлера Англии Т. Мора" о государственных порядках Утопии (см. § 6), Боден настойчиво оспаривает его главную идею. Государство, основанное на общности имущества, писал Боден, "было бы прямо противоположно законам бога и природы". Частная собственность связана с законами природы, поскольку "естественный закон запрещает брать чужое". "Имущественное равенство гибельно для государств", - неустанно повторял Боден. Богатые и бедные существуют в каждом государстве; если попытаться уравнять их, признать недействительными обязательства, отменить контракты и долги, "то нельзя ждать ничего, кроме полного разрушения государства, ибо утрачиваются какие бы то ни было узы, связывающие одного человека с другим".
Первостепенное значение Боден придавал форме государства. Он отвергает распространенное деление форм государства на правильные и неправильные, поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств. Сторонники власти одного человека называют ее "монархия", противники - "тирания". Приверженцы власти меньшинства именуют такую власть "аристократия", недовольные ею - "олигархия" и т.д. Между тем, рассуждал Боден, суть дела только в том, кому принадлежит суверенитет, реальная власть: одному, немногим или большинству. На том же основании Боден отрицает смешанную форму государства - власть никак не разделить "поровну", какой-то элемент будет иметь решающее значение в государстве; кому принадлежит высшая власть принимать законы, таково и есть государство в целом.
Рассматривая различные формы государства, Боден пишет, что целесообразность и прочность каждой из них зависит от исторических и природных особенностей разных стран и народов. На севере живут народы храбрые, создавшие сильное войско; у южных народов развит ум, поэтому
там процветают науки. На севере опорой правительства является сила, в средней полосе - разум и справедливость, на юге - религия. На государство влияют также горы, равнины, плодородие и бесплодие почвы. Храбрые жители севера и горцы создали демократию либо выборную монархию; изнеженные обитатели юга и равнин легко подчиняются монархии. Народы востока - ближе к южным, запада - к северным.
К демократии Боден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее дело - в упадке; толпа, народ - "зверь многоглавый и лишенный рассудка" - не может постановить что-нибудь хорошее, преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших.
Не одобрял Боден и аристократию - государство, где власть принадлежит коллегии знатных: среди аристократов умных людей мало, в результате правит глупое большинство; принятие решений связано с раздорами, с борьбой партий и группировок; государство недостаточно энергично подавляет возмущения народа, вечно восстающего против вельмож. По тем же причинам аристократия немыслима в большом государстве.
Наилучшей формой государства Боден считал монархию. Монарх так же естественно, как бог Вселенной, без помех повелевает подданными; он обладает властью по собственному праву (вначале приобретенному силой, затем передаваемому по праву наследования). "Кроме бога нет никого, более высокого на земле, чем суверенные монархи. Они поставлены самим богом как его наместники, дабы править другими".
Упоминания о боге не играют решающей роли в аргументации Бодена. Он ссылается на то, что о прочности и естественности монархии свидетельствует исторический опыт - монархии существуют тысячи лет, и это никого не удивляет; если же республика просуществует всего лет триста-четыреста, то все уже поражаются такому диву, настолько естественному порядку вещей противоречит долговременное существование республики. Боден утверждал, что монархия особенно необходима в больших государствах. В монархии обеспечены компетентность (советуют многие) и энергичность (решает один) власти.
Ссылаясь на разум и историю, Боден писал, что первоначально все государства созданы завоеванием и насилием (а не путем добровольного соглашения, как утверждали некоторые тираноборцы). В результате справедливой войны возникли господские (вотчинные) государства, в которых монарх правит подданными как отец семьей. Таковы монархии Востока.
В Европе, рассуждал Боден, господские государства превратились в "законные монархии", в которых народ повинуется законам монарха, а монарх - законам природы, оставляя подданным естественную свободу и собственность. Монарх не должен нарушать "законы бога и законы природы", которые возникли раньше всех государств и присущи всем народам. Монарх, по мнению Бодена, должен быть верен слову, соблюдать договоры и обещания, установления о престолонаследии, о неотчуждаемости государственного достояния, уважать личную свободу, семейные отношения, вероисповедания (чем больше их будет, тем лучше, - меньше возможностей создания влиятельных враждующих группировок), неприкосновенность имущества.
Боден оспаривал распространенное среди тираноборцев мнение, что монархия должна быть избирательной - в период выборов неизбежны смуты, раздоры и междоусобицы; выборный монарх не заботится об общем достоянии, поскольку неизвестно, кто сменит его на престоле; этих недостатков лишена наследственная монархия, которая к тому же во Франции является традиционной (тираноборцы пытались доказать, что ранее монархи были выборными).
Боден считал наилучшей королевскую монархию - государство, в котором верховная власть (суверенитет) целиком принадлежит монарху, а управление страной (порядок назначения на должности) - сложное, т.е. сочетающее принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначает только знатных) и демократические (некоторые должности доступны всем). Мудрым учреждением королевской монархии Боден называл Генеральные штаты. Они соединяют сословия (духовенство, дворянство, третье сословие), умеряют, но не ограничивают верховную власть. Они улучшают управление страной, предавая гласности злоупотребления должностных лиц, высказывая различные мнения. Хотя Генеральные штаты могут давать королю только советы, а принимать решения не могут, государь
не вправе облагать подданных податями без их согласия, ибо, по естественному закону, никто не имеет права брать чужое достояние без воли владельца, утверждал Боден. Лишь в самом крайнем случае монарх может самолично налагать налоги для пользы государства (но Боден готов признать за подданными право пассивного сопротивления тирану в виде отказа платить подати).
Исходя из разработанной им концепции суверенитета, Боден ставил вопрос о сложных государствах. Он различал два вида государственных соединений. К соединениям, основанным на неравенстве, он относил государственные образования, включающие части, находящиеся в вассальной или иной зависимости от суверена, а также федерацию, которая, по мысли Бодена, основана на неравенстве, ибо суверенитетом обладает только союз в целом, а не отдельные его части (примером федерации он считал Священную Римскую империю германской нации). Второй вид соединений государств основан на равенстве - такова Швейцарская конфедерация, каждый из членов которой во времена Бодена сохранял суверенитет.
Основная заслуга Бодена - в изучении суверенитета как признака государства, главного качества верховной власти. Обоснованное Боденом понятие суверенитета сохраняет актуальность, хотя после XVI в. в отношениях между государствами многое изменилось. К тому же в политико-правовой идеологии и даже в законодательстве ряда стран термин "суверенитет" нередко использовался не как научное, а как идеологическое или даже публицистическое определение (суверенитет народа, суверенитет нации, суверенитет личности, суверенитет закона, суверенитет науки и т.п.). Кроме того, в науке о государстве суверенитет нередко отождествлялся с компетенцией государственных органов, их полномочиями, предметом ведения, источником власти и др.
Наиболее существенным после XVI в. изменением прав верховной власти стало изъятие из полномочий носителя суверенитета, перечисленных Боденом, "права войны", запрещенной в середине XX в. основными документами ООН. Это, однако, не означает изменения содержания понятия "суверенитет", данного Боденом. Как отмечено, суверенитет, по Бодену, - независимость государства от другой власти, но не от власти законов природы; к законам природы (к естественному праву) Боден, вслед за Аристотелем, относил не только физические законы, но и такие социальные явления, как существование семьи и частной собственности. Поэтому получилось так, что неограниченная власть государства над гражданами и подданными оказалась подчиненной естественному закону неприкосновенности частной собственности, чем обусловлено давно замеченное противоречие в политико-правовом учении Бодена: монарх может предписать все, кроме произвольного установления налогов и податей; Генеральные штаты ничего не решают, но без их согласия король не должен взимать подати и налоги.
Уже Боден, вопреки Аристотелю, не считал рабство законом природы и рекомендовал его отмену. По мере развития цивилизации, общей культуры человечества и международных связей были запрещены работорговля, а затем и рабство, пиратство, расовая дискриминация, химическое, бактериологическое и некоторые другие виды оружия, угроза силой или ее применение в международных отношениях, всеми государствами признан режим свободного моря и ряд других обязывающих или запрещающих норм и принципов международного права. Все это, однако, не означает отрицания или умаления суверенитета как признака (качества) независимого государства.
В серьезных теоретических исследованиях, посвященных проблемам суверенитета, говорится об отдаленной перспективе отмирания (исчезновения, но не ограничения) суверенитета вместе с государством в результате создания мирового правопорядка и преодоления разобщенности человечества.
В настоящее время учение Бодена о суверенитете актуально в теоретическом и практическом отношениях.
Во-первых, актуален вывод Бодена о том, что суверенитет присущ только государству как неотъемлемое качество верховной власти в стране. Встречающиеся в литературе рассуждения о различиях "власти государственной" и "власти политической" отражают лишь то обстоятельство, что в некоторых государствах, формально конституционных и демократических, реальная власть на самом деле принадлежала не государству, а верхушке правящей партии либо господствующего
духовенства, вершивших все дела от имени государства.
Что касается суждений о "суверенитете личности", "суверенитете нации", то это не более чем публицистические метафоры, призванные подчеркнуть, в частности, право личности на индивидуальность и самобытное проявление, на свободу, права и обязанности в рамках закона либо право нации (этноса) на национально-культурную автономию, обеспечивающую сохранение языка, культуры, нравов, верований, обычаев» т.е. всего, что связано с существованием и сохранением данного этноса.
Во-вторых, суверенитет, по Бодену, неограничен. Как независимость государственной власти от всякой другой власти суверенитет либо есть, либо его нет; неограниченность нельзя ограничить. Формулировки об "ограниченности суверенитета", существовавшие в конституциях СССР и союзных республик, были основаны на смешении понятий "суверенитет" и "компетенция" (по существу речь шла о распределении компетенции между государственными органами СССР и союзных республик) и содержали внутреннее противоречие, которое в последнем варианте союзной Конституции (1977 г.) получило завершенное воплощение в формулировках, согласно которым на одной и той же территории одновременно существуют два суверенных государства - СССР и союзная республика.
В-третьих, Боден подчеркнул такое качество суверенитета, как его неделимость; именно на этом качестве суверенитета основано отмеченное Боденом различие между федерациями и конфедерациями как разновидностями сложных государств.