Проблематика романа «Униженные и оскорблённые. Мир «униженных и оскорбленных» в романе Достоевского «Преступление и наказание Преступление наказание образы униженных оскорбленных

4601845-10223500Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» РАСКОЛЬНИКОВ СРЕДИ «УНИЖЕННЫХ И ОСКОРБЛЁННЫХ»
Дайте развёрнутые аргументированные ответы на вопросы, используйте цитаты из романа
Цель практической работы - показать, как изображает писатель жизнь «униженных и оскорбленных»; выявить главный конфликта романа - конфликт между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
Семён Захарыч Мармеладов. Как Мармеладов появляется в романе? Какое впечатление он вызывает у окружающих? Каким видит его Раскольников? Каковы внешность и речь Мармеладова? Что рассказал Мармеладов о своей семье? Раскройте символику имени, отчества, фамилии героя. Какова дальнейшая судьба героя, почему он погибает? Достоин ли сострадания Мармеладов?
-1790704889500Какова судьба Сонечки? Раскройте символику имени героини. Раскройте символическое значение слов «…тридцать целковых молча выложила» о первом Сонином выходе на панель. Каковы главные черты характера Сони? Кого и почему можно считать двойниками героини?
32613604445000Как появляется в романе Катерина Ивановна? Что читатель узнает о ее внешности и о прошлом? Какова дальнейшая судьба Катерины Ивановны? Какова главная черта ее характера? Как вы понимаете слова Сони о Катерине Ивановне «Она справедливости ищет. Она чистая»? Раскройте символику имени героини. Каково символическое значение образа «большого драдедамового зелёного платка»? Кого и почему можно считать двойниками героини?
Каково положение детей Катерины Ивановны? Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова? Как вы считаете, зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников?
Семья Раскольниковых. Почему, как вы думаете, Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма? Каковы отношения между членами семьи? Что мы узнаем о матери Раскольникова? Каковы судьба Авдотьи Романовны, ее испытания в доме Свидригайлова? Чем привлекла Дунечка Лужина? Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным? Раскройте символику имени, отчества героини, её матери. Кого и почему можно считать двойниками Авдотьи Романовны?
-17907054800500На вопрос Раскольникова «Для чего же ходить?» Мармеладов отвечает: «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Есть ли в романе, куда «пойти» Соне, Мармеладову, Катерине Ивановне, Дунечке? Разделите героев романа на тех, кому есть куда пойти, и тех, у кого такой возможности нет. Отличаются ли судьбы тех и других в романе? Если да, то чем?
Каковы внутренние конфликты «униженных и оскорблённых» героев романа? Кто, по-вашему, виноват в трагической судьбе героев?
Каковы размышления Раскольникова после разговора с Мармеладовым, посещения семьи Мармеладовых, чтения письма матери? Раскройте смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым (со слов: «Ай-да Соня.. .Так тому и быть!»). Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Как вы объясните эти противоречия? Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании его поступков? Подтверждают ли окружающие героя обстоятельства его мысль о том, что задуманное им убийство - не преступление?

МБОУ Софринская СОШ№2 Пушкинского района Московской области

Урок-семинар в 10 классе

«Униженные и оскорбленные»

на страницах романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (2ч.)

Подготовила:

БОЕВА Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы

2012-2013 учебный год

Тема: Урок-семинар «Униженные и оскорбленные»

на страницах романа Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание» (2ч.)

Цель: выявление первоначального уровня восприятия романа Достоевского «преступление и наказание», продолжение изучения темы «маленького человека» в творчестве писателя; подготовка к рассмотрению философского,идеологического аспекта романа.

…бедность не порок, это истина… Но нищета… нищета – порок-с.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Роман Достоевского отличает предельный драматизм идейных столкновений, катастрофичность ситуаций, неразрешимость сомнений. Герои Достоевского оказываются в экстремальных ситуациях. Положение героев характеризуется крайностью, грозит физической или моральной гибелью.

Таков и роман «Преступление и наказание» (1866). Работа над ним началась за границей, откуда Достоевский писал своим друзьям отчаянные письма.

«Сижу в отеле, кругом должен, денег ни гроша, со вчерашнего дня я не обедаю и питаюсь только чаем».

Жизненные тупики, которые возникали на пути героев будущего романа, стали страшной реальностью для самого писателя.

«Все сердце мое с кровью положится в этот роман, - писал Достоевский. – Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжкую минуту грусти…».

«Преступление и наказание» часто называют «петербургским» романом.

Петербург играл важную роль в развитии литературы, языка, искусства, науки. Он явился центром взаимодействия России с Европой и всем миром. Даже в самом имени города соединились 3 (три) языка.

Санкт (Santa – святой) – лат.

Петр (Peter (нем.)

Petros – камень, скала) – греч.

Бург (burg – замок, крепость) – нем.

  1. Беседа по вопросам (вопросы даются за 1-2 недели до урока).
  1. Петербург в изображении Пушкина и Гоголя.

Образ Петербурга создавали в своих произведениях многие поэты и писатели. В сущности, они участвовали в создании города вместе с архитекторами, скульпторами, садоводами, каменщиками, вместе со всеми, кто придавал ему неповторимый облик не только ансамблями камня и зелени, оград и воды, но и речью, одеждой, бытом, повседневным поведением.

Достоевский продолжает традиции Пушкина и Гоголя в изображении Петербурга.

Вспомним, каким предстает перед нами Петербург Пушкина? Гоголя? (сообщения учащихся).

  1. Петербург Достоевского.

А теперь давайте пройдем по Петербургу Достоевского…

Какими мы видим улицы, по которым бродил Раскольников?

Каков внешний облик людей, встречающихся ему на улице?

Какое впечатление они производят на вас и почему?

Сравните Сенную и Васильевский остров в изображении Достоевского.

Вывод: Достоевский написал чуть больше 30 произведений, в 20 из них присутствует Петербург. У Достоевского есть в Петербурге любимые места, любимый сезон, любимое время.

Наиболее часто встречающееся время в его описаниях Петербурга – закаты солнца. У Достоевского город живет человеческой жизнью: просыпается, хмурится, улыбается, злится, мерзнет, болеет…

Петербург – это тоже «действующее лицо» в романе.

Петербург Достоевского – город контрастов. Он как бы меняет маски.

Город у Достоевского эмоционально воздействует на героев. Не описывая место действия, автор лишь фиксирует ощущение от него. «Если бы у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния!..» - говорит Свидригайлов, передавая наблюдения самого Достоевского…

Двойственность Петербурга Достоевский увидел не в контрасте «пышного» и «бедного», а во внешнем великолепии с безрадостной изнанкой. Страшный в своей безжалостной красоте, высокомерный к судьбе отдельного человека – таким его воспринимал писатель.

  1. Дети на страницах романа (традиции Некрасова, Тургенева).

Ф.М.Достоевский считал, что все блага мира не стоят и слезинки ребенка.

Каковы же отношения между детьми и городом в романе?

Каким изображает Достоевский ребенка в большом городе?

(сцена с пьяной девочкой (ч.1, гл.4); дети Катерины Ивановны: сцена молитвы (ч.2, гл.7); Катерина Ивановна с детьми на улице (ч.5,гл.5).

Вспомните, кто еще из русских писателей и поэтов XIX века с такой болью говорит о судьбе детей?

(традиции Некрасова «Плач детей», «Крестьянские дети», традиции Тургенева «Бежин луг»).

(выступления учащихся)

Чтение сцены из «Братьев Карамазовых» (книга 5, гл.IV «Бунт»).

Вывод: Доминирующее чувство в произведениях Достоевского – боль. Почти каждая страница заставляет читателя мучиться и страдать, заставляет его буквально болеть. Особенно сильна боль за тех, кто ни в чем не виноват.

Пьяную девочку, детей Катерины Ивановны мы видим глазами Раскольникова. Достоевский использует прием внутреннего монолога, чтобы показать, что чувствует его герой, видя детские страдания.

  1. История жизни Мармеладова.

Когда и где мы впервые узнаем о Мармеладове?

Представьте себе, как бы эту историю рассказал кто-то из тех, кто снимает комнату у госпожи Липпевехзель и не раз наблюдал жизнь этой несчастной семьи. Внимательно следите, не искажаю ли я факты, и после скажите, какое отношение у вас вызвал Мармеладов?

Снимает у нас угол по соседству бывший чиновник, некий Мармеладов. Титулярный советник! Пьяница безнадежный! Облик человеческий утратил. Семья нищенствует, малые дети голодают, а он и не пытается их спасти. Жена из хорошей семьи, с помощью каких-то своих старых связей нашла ему место, взяли его на службу, сшили новый вицмундир (она последние ценности продала), молилась на него, на «кормильца», по ночам белье ему стирала, воротнички гладила, чтобы на службе он прилично выглядел, кофе ему по утрам со сливками подавала. Что вы думаете? Несколько дней продержался, а потом все пропил. И вицмундир пропил, и 11 целковых украл из сундука, зная, что детей не на что кормить, и их пропил, а теперь вот ходит к дочери, которая продает себя, чтобы семью от голодной смерти спаси, собой пожертвовала, так он у нее денег требует, чтобы опохмелиться. Ну, зачем, скажите, живет такой человек?

Может ли последняя фраза возникнуть у наблюдающего со стороны?

Отчего же мы так сочувствуем герою? Вспомним, какими средствами располагает писатель, чтобы передать свое отношение к герою: какая-нибудь портретная деталь, которая должна понравиться читателю, прямая авторская характеристика героя, передача его жестов манеры говорить, эмоционально окрашенные оценочные эпитеты и т.п. Обратившись к тексту, мы ничего такого не обнаружим, а то, что есть, явно не в пользу Мармеладова. Он горланит на всю распивочную, вызывая насмешки окружающих, вид у него отвратительный.

Почему же нам жаль героя? За что мы его полюбили? Просто за то, что он человек!

Каково отношение Раскольникова к Мармеладову?

Как вы думаете, чью точку зрения он выражает?

Вывод: Достоевский показывает пьяного, опустившегося, полубезумного человека, который, тем не менее, понимает ужас своего положения. Мармеладов САМ о себе рассказывает, да еще в такой ситуации, когда идти ему уже некуда. И здесь раскрывается его тайна, обнажается его душа, его измученная совесть. Он горько раскаивается, называет себя скотом. Его тайна потрясает.

Исповедь произносится высокими, торжественными словами. Все это производит потрясающее впечатление на Раскольникова. Подобные потрясения ждут его едва ли не на каждом шагу.

  1. Галерея женских образов в романе.

Можно назвать три причины гибели Мармеладова: социальную (бедственное материальное положение семьи), нравственно-психологическую (отсутствие сострадания в семье, «некуда пойти»), философскую (двойственность человеческой природы, «я прирожденный скот!»).

Почему же нет сострадания в семье?

Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова?

Какой предстает Катерина Ивановна в сцене смерти Мармеладова, во время ее выхода с детьми на улицы города за подаянием, перед смертью?

(бунтующая и протестующая, она не смиряется и пред смертью, отказываясь от священника. Она, как и Раскольников, восстает не только против людей, но и против Бога, отказываясь от покаяния перед смертью: «Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала! А не простит, так и не надо!»).

Раскольников получает письмо из дом. О чем рассказывает мать в этом письме?

Где еще нам встречались письма героев?

Какими предстают перед нами Пульхерия Александровна, Дуня?

Страшная жизнь людей пробуждает у читателей сочувствие и возмущение, мысль о том, что так жить человек не может. Но герои романа бессильны разрешить противоречия и «тупики», в которые ставит их жизнь; безвыходность тупиков, в которые попадают герои, зависит не от воли людей, а от состояния общества.

Д.Писарев: «Что вы скажете, в самом деле, о поступке Софьи Семеновны? Какой голос эта девушка должна была принять за голос совести – тот ли, который ей говорил: «Сиди дома и терпи до конца, умирай с голоду вместе с отцом, с матерью, с братом и сестрами, но сохраняй до последней минуты свою нравственную чистоту», - или тот, который говорил: «…не жалей себя, не береги себя, отдай все, что у тебя есть, продай себя, опозорь и загрязни себя, но спаси, утешь, поддержи этих людей, накорми и обогрей их хоть на неделю во что бы то ни стало?».

Сложна и трагична ситуация, но все-таки Соня выбирает последнее. Она покупает «желтый билет».

Прочитайте сцену, в которой Соня первый раз принесла деньги.

Какой мы видим Соню?

Каково отношение к ней Достоевского?

Вывод: Естественные человеческие отношения в обществе искажены: добро по отношению к людям требует зла по отношению к себе (желание помочь голодным детям привело Соню к преступлению против совести, не лучше судьба Дуни). Люди вынуждены преступать моральные нормы, чтобы купить право на существование. Человеку в этом мире «некуда пойти».

Мармеладов сознает свою вину перед семьей и особенно перед Соней. Он пропивает последние вещи, обрекает близких на голодное существование, а любимую дочь на проституцию.

Но трагедия пьяницы Мармеладова не только в его пороке. К этой жизни такие понятия, как честный труд, неприложимы. Люди не только равнодушны друг к другу, но даже с усмешкой и злорадством относятся к чужому несчастью (эпизод «Похороны Мармеладова»).

  1. История жизни Раскольникова до преступления.

Но вот Раскольников, когда не со стороны взглянул на человека, а оказался причастным к его тайне, не только не смог переступить через падшего или отвернуться, но сделал все, что мог, чтобы поднять его. С первых страниц романа мы понимаем, что пред нам необычный герой.

В чем же его необычность? (сообщение)

И такой человек становится убийцей, не странно ли?

Что же привело Раскольникова к преступлению?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно многое понять в Раскольникове и тех, кто его окружает. А загадок здесь немало. И одна из них – отношение окружающих к герою. При всем бескорыстии Раскольникова оказывается, что его никто не любил. Почему? (эпизод с Настасьей из 3гл., 1 ч.).

Почувствовали ли вы необычность поведения героя?

Что за этим кроется? Невоспитанность, болезненная рассеянность или чувство социального превосходства (он студент, а она кухарка)?

Представим себе быт Раскольникова. Как должен себя чувствовать человек, живущий в комнатушке, похожей на шкаф?

Что можно сказать о характере Раскольникова?

Вывод: В Раскольникове все время происходит внутренняя борьба – он отрицает мир, в котором человеку «некуда больше идти», не принимает такую жизнь, но в то же время готов ее оправдать, готов «согласиться» принять мир. Сознание героя как бы раздваивается: он все время спорит сам с собой. Мысли героя так же противоречивы, как и поступки.

Итак, мы видим Раскольникова – мыслителя. Жизнь окружающих людей вызывает в нем углубленную работу ума, который бьется над решением больших общечеловеческих нравственных вопросов. Его мучает идея, ставшая основой его жизненного поведения.

На следующем уроке мы должны решить, как Раскольников пришел к этой идее.

  1. Подведение итогов урока.
  2. ДЗ. Вопросы к следующему уроку «Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории»:
  1. История жизни Раскольникова.
  2. Отношение Раскольникова к матери, сестре, Соне, окружающим людям.
  3. Теория Раскольникова о сверхчеловеке. Как он к ней пришел?
  4. Убийство старухи и его мотивы.

Проблематика романа «Униженные и оскорблённые»

В статье «Забытые люди» Добролюбов назвал Достоевского «одним из замечательнейших деятелей нашей культуры», а его роман «Униженные и оскорбленные» -лучшим культурным явлением года. Критик отметил, что новое произведение Федора Михайловича, как и первый его роман «Бедные люди», принадлежит тому «гуманистическому» направлению, которое начал Н.В. Гоголь - основатель «натуральной школы» в русской литературе. «В произведениях г. Достоевского, - писал критик, - мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим собой». Действие романа «Униженные и оскорбленные» происходит в 40-х годах XIX века. Но яркая антикапиталистическая направленность его свидетельствует о том, что Достоевский тонко чувствовал и реалистически воспроизводил политическую атмосферу 60-х годов: в романе показан Петербург с его вопиющими социальными противоречиями и контрастами, говорится о спорах по поводу вводимых правительством реформ, запечатлена тревога подымающейся демократии о судьбах униженных и обездоленных. Именно в этом сильная сторона романа.

«Люди, которых человеческое достоинство оскорбляется, - писал Добролюбов, - являются нам в произведениях г. Достоевского в двух главных типах: кротком и ожесточённом». Кроткие - это те, кто не протестует, а смиряется со своим униженным положением (Наташа Ихменева, ее родители, Иван Петрович). Ожесточенные, наоборот, хотят бросить вызов тем, кто оскорбляет и унижает их, они бунтуют против несправедливости, существующей в мире. Но этот протест трагичен, ибо он приводит их к гибели, как это происходит с девочкой-подростком - Нелли.

Достоевский повествует о том, что дочь мелкопоместного дворянина Ихменева - Наташа, влюбившись в сына князя Валковского - Алешу и не получив родительского благословения, уходит из дома к нему. И за это ее проклинает отец. Однако ветреный и легкомысленный Алеша вскоре влюбляется в богатую дочь графини и по настоянию отца женится на ней. Униженная и оскорбленная в своих лучших чувствах Наташа возвращается к бедным родителям, и отец после мучительных колебаний признает ее. На семью Ихменевых обрушиваются все силы зла. Опозорен отец Наташи - Николай Сергеевич. Этого доброго, доверчивого человека, который приютил в доме Алешу и навел порядок в разоренном княжеском имении, Валковский обвиняет в мошенничестве, он безжалостно изгоняет Ихменева, который становится более не нужен ему.

Страдания Николая Сергеевича усугубляются его конфликтом с дочерью: для него уход Наташи из дома - позор. Не меньшие страдания испытывает и мать Наташи, вынужденная терпеть и уход дочери из дома, и гнев мужа. Но страдает и Наташа, любовь которой Достоевский изобразил в романе как самопожертвование. Во имя чувства к Алеше девушка забывает о своих прежних привязанностях, поступается собственным достоинством. Достоевский высоко оценивает любовь Наташи, видит в ее поступке силу характера. Однако жизнь не приносит Наташе счастья. Она страдает и оттого, что отец проклял ее, и от вероломства князя. Но непосредственный виновник страданий героини - никто иной, как Алеша. Это он оторвал ее о семьи, опозоренной его же отцом, он обманул ее обещанием жениться и бросил по настоянию отца ради богатой Кати.

Казалось бы, есть все основания осудить виновника драмы Наташи - Алешу, но Достоевский этого не делает. В соответствии с кодексом христианского гуманизма, писатель «смягчает» вину молодого человека. Рассказчик, писатель Иван Петрович, от имени которого ведется повествование, смотрит на Алешу влюбленными глазами Наташи, он не видит эгоистичности поведения героя, а порой даже любуется, восхищается Алёшей и склонен все низкие поступки молодого князя толковать как безобидное проявление милой детскости.

Автор заставил свою обесчещенную героиню, обманутую возлюбленным, призывать к жалости и прощению: «Не вини его (Алешу), Ваня, - перебила Наташа... - его судить нельзя как всех других... его воспитали не так. Разве он понимает, что делает?.. У него нет характера...» Здесь Достоевский совершенно явно проповедует христианскую идею прощения обидчикам нашим, и это ослабляет социальную остроту романа. Ханжество этой «христианской добродетели» тонко было подмечено Добролюбовым, у которого Алеша не вызвал симпатии.

Некоторые современные критики выдвигают на первый план искренность Алеши и даже склонны провести линию от этого «барчука» к герою романа «Идиот» - Мышкину или Алеше Карамазову из «Братьев Карамазовых», но такая параллель не основательна. Сама по себе искренность не защищает человека от плохих поступков, не гарантирует от эгоизма, не делает его безупречным. Да, Алеша искренен и, пожалуй, даже добр, но в нем, в отличие от Мышкина, есть эгоизм, себялюбие. И это проявляется в отношении к Кате и в любви к Наташе, когда Алеша убеждает ее согласиться на его брак с богатой наследницей Катей. В его словах проявляется жуткая логика: раз Наташа любит его, значит, она должна любить и его счастье, то есть согласиться на его брак с Катей. Всем ходом сюжета автор доказывает, что, если бы Алеша был действительно на стороне Наташи, если бы его любовь была верной, сильной, лишенной эгоизма, никто бы не нарушил их счастья, и ни Наташа, ни ее родители не стали бы жертвами князя Валковского.

Однако как моралист Достоевский не осуждает Алешу. Напротив, он в данном случае проповедует идею всепрощения, сделав носительницей ее - Наташу. Но современный читатель, чуждый смирению и всепрощению, не может смотреть на Алешу глазами героини. Он судит его по поступкам и делам. Наша оценка Алеши расходится с авторской. В кодекс гуманизма Достоевского входило и такое понятие, как страдание. Писатель был искренне убежден, что страданием человек очищается. И потому в семье Ихменевых не возникает вопроса об активной борьбе против социальной несправедливости. Ихменев отказывается от социального протеста и призывает к гордому смирению: «О! Пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас!».

Достоевский придавал большое значение этой пассивной солидарности всех прошедших через горнило страданий, смирившихся со своим бедственным, униженным положением и не ищущих выхода в борьбе. Поэтому призывая идти «рука в руку», Ихменев обращается к прощенной им Наташе. Но не эта сюжетная линия «Униженных и оскорбленных» - главное достижение Достоевского-реалиста. Её перекрывает другая, получившая завершение в эпилоге, - история Нелли и всего семейства Смитов. Старик Смит со своей собакой Азоркой, судьба которой была «какими-то таинственными, неведомыми путями соединена с судьбою ее хозяина», мать Нелли, отвергнутая отцом, просящая милостыню на улицах Петербурга и умершая в сыром подвале, и, наконец, сама Нелли, терпящая побои от мещанки и сводни Бубновой и всяческие надругательства от ее клиентов, - все эти униженные и оскорбленные изображены в романе с ещё большей социальной остротой. Именно трагическая судьба Нелли, этой гордой, не по-детски серьезной девочки, прошедшей через все муки и тиранства земного ада, взволнованно рассказанная Достоевским, позволяет глубоко раскрыть вопиющую несправедливость социальных отношений. Но Нелли не пассивна, она не может смириться и простить своих обидчиков. Девочка одержима жаждой мести. Ее бунт против князя и окружающих ее условий полон трагизма. Достоевский в романе «Униженные и оскорбленные» впервые так остро поставил вопрос о страдании ни в чем не повинных детей, искалеченных условиями буржуазной действительности.

Изображая судьбы Наташи и Нелли, писатель дает как 6ы два ответа на вопрос о поведении страдающей личности: с одной стороны, пассивное, просвещенное смирение и с другой - непримиримое проклятие всему несправедливому миру. Роман «Униженные и оскорбленные» оказал большое влияние на русское общество и на последующую литературу, так как пробуждал ненависть к обидчикам, попирающим человеческое достоинство, звал к воспитанию подлинного благородства.

сюжетный литература роман

Униженные и оскорбленные в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

маленький человек достоевский преступление

Тема «маленького человека» является у Ф.М. Достоевского сквозной во всем его творчестве. Так, уже первый роман выдающегося мастера, который называется «Бедные люди», затронул эту тему, и она стала основной в его творчестве. Практически в каждом романе Ф.М. Достоевского читатель сталкивается с «маленькими людьми», «униженными и оскорбленными», которые вынуждены жить в холодном и жестоком мире, и никто не в силах помочь им. В романе «Преступление и наказание» тема «маленького человека» раскрыта с особой страстью, с особой любовью к этим людям.

У Ф.М. Достоевского наличествовал принципиально новый подход к изображению «маленьких людей». Это уже не бессловесные и забитые люди, какими она были у Н.В. Гоголя. Их душа сложна и противоречива, они наделены сознанием своего «я». У Ф.М. Достоевского «маленький человек» сам начинает говорить, рассказывать о своей жизни, судьбе, бедах, он рассуждает о несправедливости мира, в котором живет он и такие же «униженные и оскорбленные», как он.

Много ужасных картин жизни, много невыносимых человеческих переживаний развертывается перед читателем романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Но есть нечто, может быть, еще более ужасное, что относится уже не к картинам действительности, не к переживаниям людей, развертывающимся перед читателем, а к самому роману.

«Осудив «бунт» Раскольникова, Ф.М. Достоевский хотел тем самым осудить и всякий социальный протест» Ермилов В.В. Ф.М. Достоевский. - М., 1956. - С.170..

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - это психологический анализ преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако речь идет о необычном уголовном деле. Это, если так можно выразиться, идеологическое преступление, а исполнитель его -- преступник-мыслитель, убийца-философ. Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким - матери и сестре. Это злодеяние явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе и судьбе всех «униженных и оскорбленных», о социальных и нравственных законах, по которым живет человечество Ермилов В.В. Ф.М. Достоевский. - М., 1956. - С.172..

В романе «Преступление и наказание» перед глазами читателя проходят судьбы многих «маленьких людей», вынужденных жить по жестоким законам холодного, враждебного Петербурга. Вместе с главным героем Родионом Раскольниковым читатель встречает на страницах романа «униженных и оскорбленных», вместе с ним переживает их душевные трагедии. Среди них и обесчещенная девочка, за которой охотится жирный франт, и бросившаяся с моста несчастная женщина, и Мармеладов, и его жена Екатерина Ивановна, и дочь Сонечка. Да и сам Раскольников также относится к «маленьким людям», хоть и пытается возвысить себя над окружающими его людьми. Ф.М. Достоевский не только изображает бедствия «маленького человека», не только вызывает жалость к «униженным и оскорбленным», но также показывает противоречия их душ, соединение в них добра и зла. С этой точки зрения особенно характерен образ Мармеладова. Читатель, безусловно, испытывает сочувствие к бедному, измученному человеку, который в жизни потерял все, поэтому опустился на самое дно. Но Достоевский не ограничивается одним только сочувствием. Он показывает, что пьянство Мармеладова навредило не только ему самому (его выгоняют с работы), но также принесло много несчастий его семье. Из-за него голодают маленькие дети, а старшая дочь вынуждена пойти на улицу, чтобы хоть как-то помочь обнищавшему семейству. Вместе с сочувствием Мармеладов вызывает к себе также презрение, его невольно обвиняешь в бедах, свалившихся на семью.

Противоречива и фигура его жены Екатерины Ивановны. С одной стороны, она всячески пытается не допустить окончательного падения, вспоминает свое счастливое детство и беззаботную молодость, когда она танцевала на балу. Но на самом деле она просто утешается своими воспоминаниями, разрешает приемной дочери заниматься проституцией и даже принимает от нее деньги.

В результате всех несчастий Мармеладов, которому «некуда идти» в жизни, спивается и кончает с собой. Погибает от чахотки его жена, вконец измученная нищетой. Они не вынесли давления общества, бездушного Петербурга, не нашли в себе сил противостоять гнету окружающей действительности.

Совершенно другой предстает перед читателями Сонечка Мармеладова. Она тоже «маленький человек», более того, хуже ее судьбы ничего нельзя придумать. Но, несмотря на это, она находит выход из абсолютного тупика. Она привыкла жить по законам сердца, по христианским заповедям. Именно в них она черпает силы. Она понимает, что от нее зависят жизни ее братьев и сестер, поэтому полностью забывает о себе и посвящает себя другим. Сонечка становится символом вечной жертвенности, в ней живо великое сочувствие к человеку, сострадание ко всему живому. Именно образ Сони Мармеладовой становится самым очевидным разоблачением идеи крови по совести Раскольникова. Не случайно вместе со старухой-процентщицей Родион убивает и ни в чем не повинную ее сестру Лизавету, которая так похожа на Сонечку.

Беды и несчастья преследуют и семью Раскольникова. Его сестра Дуня готова выйти замуж за противного ей человека, чтобы материально помочь своему брату. Сам Раскольников живет в нищете, не может даже прокормить себя, поэтому даже вынужден заложить кольцо, подарок сестры.

В романе много описаний судеб «маленьких людей». Ф.М. Достоевский с глубокой психологической точностью описал противоречия, царящие в их душах, сумел показать не только забитость и униженность таких людей, но и доказал, что именно среди них встречаются глубоко страдающие, сильные и противоречивые личности Волкова Л.Д. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в школьном изучении. - Л., 1977. - С.94..

Жизнь предстает перед ним как клубок неразрешимых противоречий. Повсюду он видит картины нищеты, бесправия, подавления человеческого достоинства. На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу, некуда пойти. Живет он впроголодь, ютится в жалкой каморке, похожей на шкаф, откуда его грозят вышвырнуть на улицу. Под угрозой оказалась и судьба его сестры.

В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем, а значит и в нем, никто не подозревает благородства чувств. А в нем это благородство есть. Он способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность ее и Сони. При всей, казалось бы, потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. Осмелишься ли осудить человека, судьба которого сложилась так трагически не только по его вине? Перед нами человек, оскорбленный безжалостными законами общества, и пусть глубоко сознающий свое падение, но сохранивший чувство собственного достоинства.

Катерина Ивановна больна чахоткой, о чем говорят красные пятна на ее лице, которых так боится Мармеладов. Из его рассказа о жене мы узнаем, что она из дворянской семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте. Выйдя замуж без родительского благословения, оказавшись в отчаянном положении, с тремя детьми на руках, она после смерти мужа вынуждена была пойти за Мармеладова. «Можете судить потому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая - пошла! Ибо некуда было идти!» (XII; 116). Но облегчения не наступило и после второго замужества: муж выгнан со службы и пьет, грозит вышвырнуть квартирная хозяйка, бьет Лебезятников, плачут голодные дети. Не жестокость руководит ею, когда она посылает Соню на панель, а отчаяние и безысходность. Катерина Ивановна понимает, что падчерица принесла себя в жертву близким. Именно поэтому, когда та вернулась с деньгами, она «весь вечер в ногах у нее на коленках простояла, ноги ей целовала» (XII; 117). Мармеладов дает жене точную характеристику, говоря, что она «горячая, гордая и непреклонная» (XII; 89). Но человеческая гордость ее попирается на каждом шагу, о достоинстве и самолюбии ее заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и сочувствия у окружающих, «некуда идти» Катерине Ивановне, везде тупик.

Рассказывая о Соне и встретившейся Раскольникову на бульваре девочке, писатель не случайно останавливает внимание на их портретах: чистота и беззащитность, показанные в портретах Сони и девочки, не соответствуют образу жизни, который они вынуждены вести, поэтому Раскольникову «странно и дико было смотреть на такое явление» (XII; 78). Их будущее безрадостно, оно укладывается в формулу: «больница... вино... кабаки и еще больница... года через два-три - калека, итого житья ей девятнадцать аль восемнадцать лет от роду» (XII; 193). Ф.М. Достоевский убедительно показывает, что безразличие, злорадная насмешка и враждебность царят в этом мире. Все, кроме Раскольникова, слушают «забавника» Мармеладова «фыркая», «улыбаясь» или «зевая». Так же равнодушна толпа зрителей, хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармеладова. В первом сне Раскольникова, так похожем на явь, лошадь секут «с наслаждением», «хохотом и остротами».

Таким образом, роман «Преступление и наказание» отразил тревогу Ф.М. Достоевского за будущее человечества. Он показывает, что так, как сейчас живут «униженные и оскорбленные», жить дальше нельзя. С другой стороны, писатель не приемлет и того пути, по которому пошел ради счастья мира Раскольников.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - не только одна из самых скорбных книг мировой литературы. Это книга безвыходной скорби Гус М.С. Идеи и образы Ф.М. Достоевского. - М., 1962. - С.267..

И все же решающее при оценке ее значения - глубокая правда о невыносимости жизни в насильническом обществе, где царствуют господа Лужины с их злобой, тупостью, эгоизмом. В сердце нашем остается не идеализация страдания, не безвыходность и безнадежность, а непримиримая ненависть ко всему миру угнетения человека.

Присущее Ф.М. Достоевскому мстительное наслаждение сознанием безвыходного положения «маленьких людей» в романе «Преступление и наказание» обращено против законов общества, поставившего героев романа перед «выбором» таких путей, которые по-разному ведут к убийству человечности. Бесчеловечное общество предъявляет к человеку требование отказа от человечности - вот истина, открывшаяся Раскольникову. «Преступление и наказание» раскрывает положение человека, вынужденного выбирать между разными видами бесчеловечности.

В полном противоречии со всеми своими теориями о том, что преступления нельзя объяснять социальными причинами, автор, кажется, постарался собрать все социальные причины, толкающие людей на преступления в капиталистическом мире. Безвыходность - лейтмотив романа. В сущности, весь ход, все движение романа заключается в смене картин разнообразных форм безвыходности.

Миропонимание Ф.М. Достоевского базируется на одной непреходящей фундаментальной ценности - на любви к человеку, высоком гуманизме. Писатель опровергает социальные теории, в которых говорилось о необходимости и возможности пожертвовать жизнью нескольких людей ради счастья остальных.

По мнению Ф.М. Достоевского, все люди перед Богом равны, нет «маленьких» и «великих», каждый человек - высшая ценность. «Маленький человек» - это микромир, это целая вселенная в микро масштабе, и в этом мире способны родиться многие протесты, попытки вырваться из тяжелейшего положения. Этот мир очень богат светлыми чувствами и положительными качествами, но эта микромасштабная вселенная подвергнута унижению и гнету со стороны огромных вселенных. «Маленький человек» выброшен жизнью на улицу Гус М.С. Идеи и образы Ф.М. Достоевского. - М., 1962. - С.268..

«Маленькие люди» по Ф.М. Достоевскому малы только в социальном положении, а не во внутреннем мире. Ф.М. Достоевский желал лучшей жизни для чистого, доброго, бескорыстного, честного, мыслящего, чувствительного, рассуждающего, духовно возвышенного и пытающегося протестовать против несправедливости; но бедного, практически беззащитного «маленького человека».

Ф.М. Достоевский повествует о жизни людей мелких чинов, которые постоянно голодают, мерзнут и болеют, им приходиться жить в жалких квартирах отдаленных районов и часто занимать в долг.

Тема отдельной человеческой личности, крутящейся в водовороте определенных обстоятельств и условий, которыми была ограничена их жизнь в России, раскрыта в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» с таким умением и талантом, что сам факт того, что этот роман писателя мгновенно сделал его признанным мастером слова.

Эта тема всегда звучит в произведениях Ф.М. Достоевского: история «маленьких людей» представляет собой самый яркий образец одного из направлений направления в творчестве Ф.М. Достоевского Богданова О.А. Проблемы красоты и женские характеры в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Русская словесность. - 2008. - №4. - С.22..

Таким образом, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» с глубокой психологической точностью описал противоречия, царящие в душах «маленьких людей», сумел показать не только их забитость и униженность, но и доказал, что именно среди них встречаются глубоко страдающие, сильные и противоречивые личности.

Созданные автором образы «маленьких людей», проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание. Души «бедных людей» могут быть прекрасны, полны душевной щедрости и красоты, не сломлены тяжелейшими условиями жизни. Разве можно сравнить красоту Дуни с тупым самодовольством Лужина или бросить камень в Сонечку, которая становится воплощением того нравственного идеала, который утратил Раскольников?

Миропонимание Ф. М. Достоевского базируется на одной непреходящей фундаментальной ценности -- на любви к человеку, высоком гуманизме. Писатель опровергает социальные теории, в которых говорилось о необходимости и возможности пожертвовать жизнью нескольких людей ради счастья остальных. По мнению Ф.М. Достоевского, все люди перед Богом равны, нет «маленьких» и «великих», каждый человек -- высшая ценность.

Итак, тема «униженных и оскорбленных» с особой силой прозвучала в романе «Преступление и наказание». Картины беспросветной нищеты одна мрачнее другой раскрываются перед читателем. Действие разворачивается в убогих кварталах, в жалких петербургских трущобах, в зловонных распивочных, на грязных площадях. На таком фоне рисуется жизнь Мармеладовых. Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой Родиона Раскольникова. В романе создано обширное полотно безмерных человеческих мук, страданий и горя. Пристально и пронзительно вглядывается писатель в душу «маленького человека» и открывает в нем огромное духовное богатство, душевную щедрость и внутреннюю красоту, неистребленные невыносимыми условиями жизни. Красота души «маленького человека» раскрывается, прежде всего, через способность любить и сострадать. В образе Сонечки Мармеладовой Достоевский раскрывает такую великую душу, такое «вместительное сердце», что читатель преклоняется перед ней.

В «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевский с особенной силой развивает мысль об ответственности конкретной личности за судьбы обездоленных. Общество должно быть устроено на таких началах, чтобы исключить подобные явления, но и каждый человек обязан сострадать, помогать тому, кто оказался в трагических обстоятельствах. Убийца Родион Раскольников, сам задавленный бедностью, не может пройти мимо трагедии семьи Мармеладовых и отдает им свои жалкие гроши. Закоренелый циник и злодей Свидригайлов устраивает судьбу осиротевших детей Мармеладовых. Это по-христиански, так должен действовать человек. В этой дорогой для Ф.М. Достоевского мысли заключен истинный гуманизм великого писателя, утверждавшего, что естественное состояние человека и человечества -- единение и братство и любовь.

Обобщая анализ проблемы «Отношение к образу “маленького человека” Ф.М. Достоевского» , можно сделать следующие выводы.

1. Тема «маленького человека» является у Ф.М. Достоевского сквозной во всем его творчестве. Практически в каждом романе Ф.М. Достоевского читатель сталкивается с «маленькими людьми», «униженными и оскорбленными», которые вынуждены жить в холодном и жестоком мире, и никто не в силах помочь им.

2. В романе «Преступление и наказание» тема «маленького человека» раскрыта с особой страстью, с особой любовью к этим людям. Это обусловлено тем, что они, в отличие от типичных «маленьких людей», всеми силами пытаются вырваться из неблагополучных обстоятельств, и не желают, чтобы это мешало им полноценно жить и чувствовать.

3. У Ф.М. Достоевского наличествовал принципиально новый подход к изображению «маленьких людей». Это уже не бессловесные и забитые люди, какими она были у Н.В. Гоголя. Их душа сложна и противоречива, они наделены сознанием своего «я». У Достоевского «маленький человек» сам начинает говорить, рассказывать о своей жизни, судьбе, бедах, он рассуждает о несправедливости мира, в котором живет он и такие же «униженные и оскорбленные», как он.