Проект по пожарной безопасности средней группе. Долгосрочный проект для средней группы "основы безопасности". Воспитательные: воспитывать чувство самосохранения; воспитывать осознанное отношение к пожароопасными предметам; воспитывать бережное отношение к

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

В ГРУППЕ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С 4 ДО 5 ЛЕТ

«СТРАНА БЕЗОПАСНОСТИ»

воспитатель муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детского сада № 25 «Родничок,

г. Сургут, Ханты-Мансийский АО.

Тип проекта: познавательно-творческий, практико-ориентированный

Участники проекта: воспитатели, дети среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет группа № 6, родители.

Возраст детей: 4 – 5 лет

Место проведения: МБДОУ №25 «Родничок», группа среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет

«Много правил есть на свете,

Их должны запомнить дети!»

Актуальность

Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по знакомству детей с правилами обращения с пожароопасными предметами? Быть может не стоит забивать голову детям правилами поведениями при контактах с незнакомыми людьми? Ведь пока еще они не ходят самостоятельно по улице, не остаются одни дома и всегда находятся под вашим наблюдением?

Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручкой с мамой, а завтра он станет самостоятельным.

Итак, работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике, опираясь на примеры взрослого.

И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое проявление целиком ложится на плечи родителей.

Проблема: 90% детей нарушают правила безопасного поведения и безопасности жизнедеятельности, даже если им об этом говорили не раз.

Цель проекта: Формирование у детей навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.

Задачи проекта:

Для детей:

1. Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;

2. Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;

3. Познакомить со средствами пожаротушения;

4. Содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности;

5. Развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных ситуациях, проявлять сочувствие, помощь;

6. Обучать детей применять свои знания в конкретных ситуациях;

7. Обогащать речь детей посредством произведений художественной литературы;

8. Развивать такие интегративные качества личности, как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности;

Для педагогов:

1. Создать информационную базу: ознакомление с методическими разработками по данной теме.

2. Создать условия: для благополучного и комфортного состояния детей при реализации данного проекта.

Для родителей:

1.Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в участии в различных формах партнерства с ДОУ

2.Активизировать родителей к совместной деятельности.

3.Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения.

Продукты проекта

1. -Участие в Международном творческом конкурсе «Страна безопасности»;

Участие в Международной занимательной викторине «Основы безопасности жизнедеятельности»;

Участие во Всероссийской занимательной викторине по ОБЖ «Безопасные приключения Фиксиков»

Участие во Всероссийской познавательной викторине по ПДД «Дорога без опасности»

2.Организация выставки творческих работ «Безопасность глазами детей».

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

1.У детей сформированы навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;

2. Имеются устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.

3. Дети имеют представления о средствах и способах пожаротушения.

4. Каждый ребёнок осознанно стремится к безопасной жизнедеятельности.

5. Способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.

Для воспитателя:

1.Улучшение работы по взаимодействию с родителями.

Для родителей:

1.Активное участие родителей в жизни детского сада.

2.Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.

3.Родители утверждаются в необходимости знакомства детей с правилами безопасного поведения

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Подбор материала педагогом для реализации проекта.
Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.
Выявление первоначальных знаний у детей по данной теме, путем вводной диагностики.
Разработка материала заключительной диагностической беседы (фото, сюжетные картинки, серия вопросов).
Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей.

2.ОСНОВНОЙ ЭТАП

Познавательное развитие

1. Беседа: «Правила дорожного движения достойны уважения»

Цель: выяснить, что дети знают о том, где и как следует переходить улицу; уточнить их представления о правилах уличного движения, убедить в необходимости соблюдать их.

2. Беседа: «В мире опасных предметов»

Цели: продолжать ознакомление детей с электричеством, электроприборами; закреплять правила осторожного обращения с электричеством, предостерегать от несчастных случаев

3. Беседа «Осторожно сосульки!».

Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для здоровья человека, учить беречься от сосулек, уметь предвидеть опасность.
4. Рассматривание иллюстраций «Правила маленького пешехода»
Цель: закрепить знания о правилах пешехода, познакомить с новыми правилами.

5. Викторина «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?».

Цель: уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, учить слышать и отвечать на вопрос воспитателя.

6. Беседа «Внешность человека может быть обманчива»

Цель: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

7. Викторина «Осторожно, огонь!».
Цель: закрепить знания о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено, продолжать учить поведению в экстремальных ситуациях.

Речевое развитие

1. Практическое занятие «Не откроем волку дверь»

Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.
2. Моделирование ситуации «Один дома».
Цель: прививать чувство собственной безопасности находясь дома.
3. Чтение стихотворения В. Алексеева «Три друга – пешехода в любое время года».
Цель: закреплять умение отвечать на вопросы в ходе обсуждения произведения. («Основы безопасности поведения дошкольников», О.В. Чермашенцева).

4. Загадки «Об опасных предметах в доме», «Бытовые приборы», «Дорога», «Пожарные загадки».

Цели: уточнение и закрепление у детей представлений об опасных предметах в доме, бытовых предметах, о помощниках на дороге, о пожароопасных предметах; развивать логическое мышление, внимание, память.

5. Поучительная сказка «Как у наших у ворот очень важный знак живёт».

Цели: закреплять правила дорожного движения; учить применять свои знания на практике; пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста.

6. Чтение сказки Т. Александровой «Трехцветик», чтение стихотворения С. Михалкова «Шагая осторожно»

Задачи: познакомить детей с произведениями различных авторов, с помощью художественного слова показать ответственность за правильное поведение людей на дороге; учить выделять из текста главный смысл, воспитывать чувство безопасности.

7. Чтение художественной литературы «Пир мышей».
Цель: учить на примере литературных героев понимать, что бытовые приборы могут быть опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя

8. Ситуация «Что делать если…».

Цель: закрепить умение вызвать пожарную машину по телефону (предложить детям набрать номер телефона пожарной части, сообщить о пожаре, назвать свой адрес)

Социально-коммуникативное развитие

1. Сюжетно-ролевые игры

«Пешеходы»

Информационная часть. Рассказать детям: об обязанностях пешеходов; о том, где разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах; о том, что запрещается пешеходам; о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.)

Атрибуты: Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки, обозначающие различные виды транспорта; иллюстрации по дорожным знакам

Создание проблемной ситуации: Дети отправились на экскурсию по городу

Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.

Что случится, если не будет дорожных знаков

Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков

«Службы спасения»

Информационная часть. Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях и их причинах: движение и переход дороги в неустановленных местах; погодные условия; неожиданный выход пешеходов на проезжую часть; переход на запрещающий знак светофора; игры в неустановленных местах. Познакомить, со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы)

Атрибуты: набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки, обозначающие различные виды обычного и специального транспорта; иллюстрации специального транспорта.

Создание проблемной ситуации: На вызов едет пожарная машина

Задача детей: организовать движение других транспортных

«Мы - пожарные»

Задачи: закрепление знаний и умений о труде пожарных, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру; развитие интереса к игре; формирование положительных взаимоотношений между детьми; воспитание у детей уважения к труду пожарных, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим.

2. Игровой тренинг «Эвакуация при пожаре».
Цель: закрепить знания эвакуации при пожаре. Учить внимательно слушать указания педагога и исполнять их.

3.Хозяйственно – бытовой труд: уборка в гараже

Цели: учить трудиться в коллективе, воспитывать чувство ответственности за общее дело, формировать бережное отношение к игрушкам (машинам).

4. Дидактические игры

«Знакомый, свой, чужой»

Цель: Развивать у детей способность различать людей по определённым признакам. Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал.
«Чем пожар я потушу»
Цель: пояснить, что для тушения пожара подходят не все предметы и способы. Учить называть детей называть средства пожаротушения: огнетушитель, песок, вода и т.д.

5. Обучающий комплекс мультфильмов «Уроки осторожности» с тетушкой Совой и домовенком Непослухой.

Эта развлекательно-обучающая программа с мультфильмами в простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро расскажет и покажет детям об основах безопасности жизни и поможет избежать многих опасных ситуаций!

Художественно – эстетическое развитие

1.Выполнение творческих работ на Международный творческий конкурс «Страна безопасности»

Цель: создания условий для развития творческих способностей детей и воспитания любви к искусству.

2.Раскрашивание раскрасок «Специальные машины»

3.Аппликация «Светофор»

4.Пение и слушание песен

- «Уроки о дороге» - подборка песен по Правилам дорожного движения.

- «Отважный пожарный»

5. Прослушивание аудиоэнциклопедии Дяди Кузи и Чевостика «Как себя вести»

Веселый и увлекательный спектакль расскажет маленьким слушателям о том, как воспитанно и правильно вести себя в разных местах и ситуациях.

Физическое развитие

1. Подвижная игра: «Цветные автомобили» (бег в разных направлениях)

Цель: познакомить с новой игрой, закрепить умение различать цвета и действовать по сигналу воспитателя.

2. Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Затуши пожар», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие». Спортивные игры «Стоп», «Юные спасатели», «Светофор». Игровые упражнения «Потуши огонь», «Незнакомец», «Попади в цель».

Цель: совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание, память; научиться усидчивости, терпению.

3. Психогимнастика: «Водители и пешеходы».

Взаимодействие с родителями

1.Оформление папок – передвижек, памяток.

Папка-передвижка «Скользко! Как устоять в гололед?»,

Памятка для родителей: «Причины детского дорожного – травматизма».
- Консультация для родителей по правилам дорожного движении, антитеррору.
- Памятка для родителей водителей «Правила перевозки детей в автомобиле».

2.Заключительная диагностическая беседа.
3.Фотоинформация проекта на персональном сайте воспитателя Полянской И.А.

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

В ходе подготовки и реализации социального проекта по безопасности «Страна безопасности» в группе среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет у детей сформировались навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе; отмечаются устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства; дети имеют представления о средствах и способах пожаротушения; каждый ребёнок стремится к безопасной жизнедеятельности; умеют и стремятся управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.

На протяжении всего проекта были выполнены творческие работы с изображениями правил поведения на воде, в лесу, на дороге, с огнем и т.д, для участия в Международном творческом конкурсе «Страна безопасности» (1 место - Якимчик Алина, Сумина Полина, Хазипова Софья, 2 место - Кинзябаев Давид, Книжник Максим, Ильина Мария, 3 место - Шляпников Роман).

Дети так же приняли участие в викторинах:

Международной занимательной викторине «Основы безопасности жизнедеятельности», где показали хорошие знания, по правила безопасного поведения в различных ситуациях (1 место - Пронина Варвара, Кинзябаев Давид, Книжник Максим, Ильина Мария, Харитонов Арсений);

Всероссийской занимательной викторине по ОБЖ «Безопасные приключения Фиксиков» (1 место – Мельниченко И, Шандула Н, 2 место – Книжник М, 3 место – Биктимирова Д, Кинзябаев Д, Ильина М, Мордик Л, лауреаты – Ахмадиев Р, Семенова С)

Всероссийской познавательной викторине по ПДД «Дорога без опасности» (1 место – Пустозеров С, 2 место – Шишкина К, Аббасалиев Т)

Продукт данного проекта – выставка творческих работ «Безопасность глазами детей» («Пристегните ремни», «Светофор», «Огнетушитель», «Спасите дерево», «Пожарник» и т.д)

Обучающий комплекс мультфильмов «Уроки осторожности» с тетушкой Совой и домовенком Непослухой в доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро рассказали и показали детям об основах безопасности жизни, для избегания многих опасных ситуаций! Увлекательные уроки тетушки Совы полностью заняли внимание детей. Развлекаясь с героями мультфильмов, дети одновременно получили полезные знания, необходимые в их еще начинающейся жизни.

Из прослушивания аудиоэнциклопедии Дяди Кузи и Чевостика «Как себя вести» ребята узнали, что такое вежливое поведение, вместе с героями спектакля выучили вежливые обороты речи, разобрались, когда и какие вежливые слова принято говорить, как не потеряться, какие существуют правила на дороге.

Для родителей были оформлены папки– передвижки, памятки, консультации по безопасности: папка-передвижка «Скользко! Как устоять в гололед?», памятка для родителей: «Причины детского дорожного – травматизма», консультация для родителей по правилам дорожного движении, антитеррору, памятка для родителей водителей «Правила перевозки детей в автомобиле». Просвещение родителей дало большой плюс в социальном воспитании детей группы.

Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к правилам безопасности более интересным, доступным, значимым.

Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад «Звёздочка»

Проект по формированию у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности

«Путешествие в страну безопасности»

Воспитатель: Рубекина А.А.

Рославль

2016 г.

Актуальность проблемы:

Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

ЦЕЛЬ:

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

ЗАДАЧИ:

Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «опасно - не опасно»;

Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным;

Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатель средней группы

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: творческий.

По числу участников проекта: групповой (15-2 человек, все желающие).

По времени проведения: краткосрочный (2 неделя)

По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ

По профилю знаний: ОО «Безопасность», «Здоровье», «Коммуникация», «ЧХЛ»

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы:

Руководитель проекта – воспитатель, инструктор по ФИЗО.

Дети и родители средней группы.

Цель проекта:

Получение знаний о правилах безопасности.

Задачи проекта:

Познакомить детей с правилами дорожного движения.

закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, учить находить выход из сложившейся опасной ситуации.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Развивать грамматически правильную речь детей.

Дать детям понятие «терроризм».

Проект включает в себя 3 этапа:

Подготовительный.

Основной.

Заключительный.

Значимость проекта для всех его участников:

Дети: получают и закрепляют на практике правила безопасности.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Обеспечение проектной деятельности:

Диск «Безопасность», публикации в СМИ.

Предполагаемый результат проекта:

Дети знают и применяют на практике правила безопасного поведения на улице, в быту.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

Определение темы проекта.

Формулировка цели и определение задач.

Подбор материалов по теме проекта.

Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап

Работа с родителями – изготовление информационного материала для детей по темам: «Правила дорожного движения», «Что такое терроризм?», «Средства для тушения пожара», «Запомни эти номера!».

Встреча с работником пожарной инспекции.

Заключительный этап

Экскурсия по улицам поселка с соблюдением правил дорожного движения.

Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта

Первый этап проектирования – подготовительный. Данный этап реализовывался в течение трех дней, за период данного этапа:

Определена тема проекта.

Сформулирована цель и определены задачи.

Произведён подбор материалов по теме проекта.

Составлен план основного этапа проекта.

Промежуточный отчет основного этапа проекта

Данный этап реализовывался в течение 2 недель, за истекший срок организовали:

Образовательная деятельность по ОО «Безопасность», «Здоровье» - рассматривание иллюстраций на тему «Дорожная безопасность».

Рассматривание иллюстраций «Этих людей не нужно бояться» (полицейский, пожарный, служба спасения, врач, инспектор ГИБДД).

Рассматривание иллюстраций «Специализированный транспорт».

Чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей».

ОС «Если я дома один», беседа с последующим анализом.

ОС «Спички детям не игрушки», беседа с последующим анализом.

ОС «Как вести себя на дороге», беседа с последующим анализом.

Рассматривание иллюстраций «Дорожные знаки».

Работа с родителями – изготовлен информационный материал для детей по темам: «Правила дорожного движения», «Что такое терроризм?», «Средства для тушения пожара», «Запомни эти номера!».

Проведена встреча с работником пожарной инспекции.

Промежуточный отчет заключительного этапа проекта

На заключительном этапе проектирования, который длился 2 день дня

Экскурсия по улицам с соблюдением правил дорожного движения.

оформление материала в родительском уголке.

Составление портфолио проекта.

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.

Перспективный план в средней группе

1 КВАРТАЛ.

Задачи :

Формирование навыков личной гигиены;

«один дома» (не брать предметы опасные для жизни , не открывать дверь чужим и т. д. ;

Формирование представлений о витаминах и их пользе для здоровья;

Формирование представлений о съедобных и ядовитых грибах, растениях;

Знакомство со светофором и его сигналами, устройством проезжей части, предостеречь от игр на дороге;

Уточнять и закреплять знаний детей о том, что нельзя пить грязную воду.

Формы работы с детьми.

1. Беседы о личной гигиене в детском саду и дома.

2. Чтение художественных произведений : К. Чуковский «Мойдодыр» , А. Барто «Маша-растеряша» , р. н. сказка «Волк и семеро козлят» .

3. Рассматривание макета дороги.

4. Сюжетно-ролевые игры «Шоферы» , «Волшебный светофор» .

5. Дидактические игры «Один дома» , «Подбери игрушки малышам» , «Приготовим салат» , «Съедобное-несъедобное» , «Светофор» .

6. Игра-драматизация по р. н. с. «Волк и семеро козлят» .

7. Моделирование ситуаций : ознакомление с групповой комнатой (запретные зоны, правила поведения в умывальной комнате, раздевалке, участок детского сада (обследование на предмет опасности, экскурсии в медицинский кабинет, улица, на которой ты живешь- найди дорогу домой.

8. НОД «Путешествие почемучек» .

Формы работы с родителями.

1. Анкетирование родителей.

2. Наглядная информация : режим дня, личная гигиена дома, папка-передвижка «Опасные ситуации в жизни детей » .

3. Круглый стол «Давайте познакомимся» .

2 КВАРТАЛ.

Задачи :

Формирование представления «Врачи – наши друзья» , о пользе лекарств и витаминов, а также о том, что детям нельзя брать таблетки;

Учить детей правильному поведению в ситуации «Один дома» (не открывать дверь чужим) ;

Научить правильно себя вести в ситуации «если вы потерялись» ;

Формировать представления о пользе комнатных растений, о том, что растения поглощают углекислый (грязный) воздух, а выделяют кислород (чистый воздух) ;

Научить детей пользоваться телефоном в экстренных случаях;

Знакомство с водой и её свойствами;

Формирование бережного, заботливого отношения к животным, а также осторожного обращения с ними (могут покусать, оцарапать, мыть руки после контакта с животными и т. д.)

Формы работы с детьми.

1. беседы о пользе комнатных растений, воде, «Четвероногие друзья» .

2. Чтение художественных произведений К. Чуковский «Телефон» , «Айболит» , рассказы о животных.

3. Дидактические игры «Кому откроешь дверь» , «Если ребёнок потерялся» , «Волшебница вода» , «Телефон – наш помощник» , «Испорченный телефон» .

4. Сюжетно-ролевая игра «Больница» , «Доктор Айболит» .

5. Моделирование ситуаций : что делать, если потерялся, один на улице, почистим зубки бегемотику, таблетки в группе , собака-друг;

6. НОД «Внимание! Потерялся бельчонок!» .

3 КВАРТАЛ.

Задачи :

Изучение организма, формирование представлений о ценности здоровья;

Формирование представлений по восстановлению и улучшению окружающей среды ;

Формирование знаний детей о пользе воды и бережном отношении к ней;

Изучение проезжей части, формирование представлений о безопасности дорожного движения ;

Знакомство с лекарственными травами, их использовании при первой помощи, в медицине;

Формирование навыков безопасности : не открывать дверь чужим, не брать для игр опасные предметы, лекарства, осторожно обращаться с животными и т. д. ;

Формирование представлений о том, что нельзя брать спички, о пожарной безопасности .

Формы работы с детьми.

1. Беседы : «Земля – наш общий дом» , «Тайны заветных трав» , «Знает каждый гражданин этот номер 01» , «Как я устроен» , «Транспорт в городе» , «Труд водителя» .

2. Чтение художественной литературы : К. Чуковский «Доктор Айболит» , С. Я. Маршак «Кошкин дом» , «Рассказ о неизвестном герое» , рассказы о лекарственных травах, о животных, о машинах и дорогах, о труде пожарных, врачей, милиционеров, спасателей.

3. Разучивание стихов, пословиц, загадок об органах человека.

4. Рисование «Здоровье и болезнь» .

5. Экспериментирование «Опасная свеча» .

6. Просмотр мультфильмов «Кошкин дом» , «На пожаре» .

7. Целевые прогулки по улице, к остановке автобуса.

8. Дидактические игры «Мы капельки» , «Телефон спасения» , «Быстро собери человека» , «Прогулка по лесу» .

9. Моделирование ситуаций : дым в квартире, найди огнеопасные предметы в доме, «Эй, не стойте слишком близко, я тигрёнок, а не киска» (запрещённые действия с животными) .

10. сюжетно-ролевые игры «Больница» , «Шофёры» .

11. НОД «Азбука безопасности » , «Моё здоровье» .

Формы работы с родителями.

1. наглядная информация : «Овощи в питании детей» , «Ваш ребёнок отравился» , «Береги зубы с молоду» , «Ребёнок и дорога» .

2. Консультация медсестры «Если ваш ребёнок отравился» .

4 КВАРТАЛ .

Задачи.

Формирование представление о пользе закаливания;

Формирование представлений о воде, её пользе и необходимости, об употреблении только чистой воды;

Формирование знаний детей о пользе леса, его необходимости, съедобных и ядовитых грибах, растениях;

Формирование представлений о том, что нельзя брать спички, о пожарах, пожарной безопасности ;

Расширять знания о строении человека, его помощниках (уши, глаза, нос) ;

Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения.

Формы работы с детьми.

1. Мониторинг знаний и умений.

2. Чтение произведений экологической направленности.

3. Беседы : «Поведение на воде» , «Солнце друг и враг» , «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» , «Наши помощники» , «Не имей привычку совать нос в домик, где живут спички» .

4. Дидактические игры : «Кто живет в воде» , «Если б не было леса» , «Съедобное- несъедобное» , «Машины и пешеходы» , «Волшебный светофор» , «Быстро собери человека» .

5. Моделирование ситуаций : «Пожар» , «Животные» , «незнакомец» , «Травма» .

Формы работы с родителями.

1. Наглядная информация «Опасные ситуации в природе» , «Отдых на природе» , «Ядовитые растения»

Актуальность темы: Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность – поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. У детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

Дошкольные учреждения, кроме всего прочего, должны вести просветительскую работу по профилактике пожаров с детьми и родителями. Профилактике пожаров, обучению навыкам поведения в экстремальных ситуациях и знакомству с профессией пожарного посвящен данный проект.

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатель средней группы.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: творческий.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта: групповой.
По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ
По профилю знаний: ОО «Безопасность», «Здоровье», «Коммуникация», «ЧХЛ».

Состав проектной группы:

Руководитель проекта – воспитатель.
Дети и родители средней группы.

Цель моего проекта: Формирование понятия «пожарная безопасность»; Овладение знаниями и умениями при действиях в чрезвычайных ситуациях; Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Задачи проекта:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Дать представление о функциях огня («огонь – друг; огонь - враг»); Углубить знания о причинах возникновения пожара; Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара; Познакомить детей с профессией пожарного.

РАЗВИВАЮЩИЕ: Развитие творческих способности детей; Развитие самостоятельности, активности, ответственности; Развитие интереса к познанию.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать чувство самосохранения; Воспитывать осознанное отношение к пожароопасными предметам; Воспитывать бережное отношение к природе.

Проект включает в себя 3 этапа:

Подготовительный.
Основной.
Заключительный.

Значимость проекта для всех его участников:

Дети: получают и закрепляют на практике правила безопасности.
Педагог : продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: подготавливают с детьми рисунки «Спасем мир от пожаров!», закрепляют полученные детьми знания.

  • выставки детских рисунков,
  • фотографии занятий,
  • мультимедийная презентация.

Подготовительный этап:

Подбор детской художественной литературы для чтения детям;

Подбор дидактических игр;

Подбор сюжетных картинок и иллюстраций;

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Основной этап:

1 день: «Красивый и опасный - огонь прекрасный». Беседа «Что такое пожар»; Чтение «Кошкин дом».

2 день: «Крики, дым, огонь и жар. Люди мчатся на пожар». Беседа «Берегите лес от пожара»; Дидактические игры «ДА и НЕТ», «Топаем и хлопаем»; Выставка рисунка «Пожарные автомобили».

3 день: «Мы – пожарные». Занятие «Знакомство с профессией «пожарный»; «Загадки из спичечного коробка» ; Спортивное развлечение «Спешим на помощь».

Анна Алексеенкова
Проект по ОБЖ в средней группе «Ребенок и его безопасность».

Актуальность темы

В современных условиях необходимо формировать у детей осознанное выполнение правил поведения в условиях улицы, природы, быта. Ребенок не может себя защитить, но может избежать опасной ситуации. Поэтому педагоги совместно с родителями обязаны подготовить ребенка к опасным ситуациям , привить привычку – относиться ответственно к личной безопасности .

Цель проекта : формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи проекта :

1. Формировать навыки безопасного поведения в природных условиях, на прогулке, в быту;

2. Расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем;

3. Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице ;

4. Учить детей распознавать опасность при контактах с чужими людьми;

5. Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме;

6. Обучить навыкам оказания элементарной помощи.

Вид проекта : долгосрочный.

Тип проекта : информационный.

Участники проекта : Воспитанники средней группы «Колокольчики» , родители воспитанников.

Предполагаемый результат : сформированные представления об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыки самостоятельного принятия решений, умение разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт, умение быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.

Подготовительный этап : – подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе .

Основной этап : Выполнение плана работы по ОБЖ :

Сентябрь.

Анкетирование родителей.

Диагностика.

НОД «Грибы» .

Ядовитые растения.

«Утром, вечером и днем, осторожен будь с огнем» .

НОД «В гостях у доктора Айболита» .

«Попадание в организм инородного тела» .

«Опасность контактов с незнакомыми людьми» .

Развлечение «Отважные пожарные» .

«Предметы, требующие осторожного обращения» (Розетки, электрические приборы) .

«Игры во дворе» .

«Транспорт» (Правила безопасного поведения ) .

«Мое тело» .

«Безопасность в доме » . Балкон. Лестничные перила.

«Опасные развлечения» .

«Тонкий лед» .

«Маленькая искра -большой пожар» .

«Питание и здоровье» . Взаимосвязь.

Обморожение. Как избежать. Первая помощь.

Тематическое занятие «В гостях у Светофора» .

«Безопасность в доме » . Газ.

«Безопасность в доме » . Лекарства.

Беседа «Думаю- делаю» . (Учить предвидеть последствия необдуманных поступков) .

Беседа «Помощники на дороге» .

Острые, колющие и режущие предметы.

НОД «Уроки безопасности » . (Правила при насильственном поведении) .

Беседа «Как не разозлить друга» (Общение с животными) .

Создание макета «Едут машинки по улице города» .

Беседа «Игры с огнем» .

Безопасность в лесу .

«Я что-то нашел» . (Опасность незнакомых предметов) .

НОД «Правила дорожные – правила надежные» .

«Если застала гроза» .

Беседа «Я купаюсь» .

Информационно-практико-ориентированный проект «Осторожно! Огонь!» Средняя группа


Описание материала: Предлагаю вашему вниманию педагогический информационно-практико-ориентированный проект для детей 4 -5 лет «Осторожно! Огонь!». Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений. Работа в проекте на всех этапах сформирует у детей осознание необходимости неукоснительного выполнения правил пожарной безопасности, как залога сохранения здоровья и жизни своей и окружающих.

Тема: «Осторожно! Огонь!».
Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: групповой, среднесрочный (2недели).
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Продолжительность проекта: 2 недель.
Актуальность.
Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате - их травмирование и даже гибель - проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых. Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. В Федеральных государственных образовательных стандартах определены основные цели и задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в разделе «Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров – дети, 3/4 из них – дошкольники. Поэтому определена следующая проблема: воспитание у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту пожарной безопасности. Актуальность данной темы связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на пожарную обстановку. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. С этой целью был разработан проект «Осторожно! Огонь!» При реализации проекта дети 4 – 5 лет в самой доступной игровой форме овладевают первоначальными знаниями по пожарной безопасности. Игра для детей - это не только и не столько развлечение. Для ребенка игра - это основной вид деятельности. Она помогает ему развиваться и познавать окружающий мир. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем. Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления.
Проект организован с детьми 4 -5 лет, количество детей 23 человека. Активное участие в создании предметно- пространственной развивающей среды приняли родители. Реализация проекта осуществлялась через специально организованную деятельность: НОД, тематические беседы, чтение литературы; совместную деятельность педагога с детьми: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, рассматривание картин. А также в самостоятельной деятельности и работе с родителями: просмотр с родителями мультфильмов из серии «Аркадий Паровозов».

Основополагающий вопрос.

Огонь друг или враг?
Проблемные вопросы.
Что делать, если случиться пожар?
Что делать, чтобы никогда не было пожара?
Продукт проектной деятельности :
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды по теме;
- создание игрового пространства по теме (самостоятельные сюжетно-ролевые, образно-ролевые, режиссерские игры);
- сюжетно-ролевая игра «Пожарники»;
-развлечение «Минутки безопасности с Зайчиком Побегайчиком»;
- выставка совместного творчества детей и родителей «Осторожно! Огонь!».
Цель проекта. Познакомить детей с правилами пожарной безопасности и способами поведения в экстремальных ситуациях. Формировать осознанное отношение к соблюдению правил пожарной безопасности.Образовательные:
- расширять представления детей о правилах пожарной безопасности;
- учить детей поведению в экстремальных ситуациях;
-дать представление о предметах, которыми детям самостоятельно пользоваться категорически запрещено – спички, зажигалки, газовые плиты, печки;
- учить детей набирать номер телефона службы спасения и понятно называть свой адрес;
- познакомить со средствами пожаротушения (пена, песок, вода);
- познакомить детей с профессией пожарного;
- обогащать словарь детей в соответствии с темой;
Развивающие:
- развивать осознанное отношение к ситуациям опасным для жизни и здоровья людей;
- способствовать установлению и пониманию детьми причинно следственных связей в ситуациях действия человека с огнем;
- способствовать освоению способов и средств речевой коммуникации в случаи опасности (обращении к другим людям за помощью, объяснение ситуации, предупреждение людей и др.);
-развивать внимательное отношение и осторожное обращение с горючими предметами;
- развивать осознание необходимости неукоснительного выполнения правил пожарной безопасности в ситуациях действий возле огня, с огнем.
Воспитательные:
-воспитывать у детей интерес к профессии пожарных, почтительное уважение к их нелегкому труду, осознание опасной профессии;
- воспитывать чувство самосохранения.

Этапы реализации проекта.

Организационный.
Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы. Определение целей и задач.
Деятельностный.
Создание условий для самостоятельной деятельности. Подборка материала игр и пособий для работы с детьми.
Беседы, игры и упражнения о правилах пожарной безопасности, чтение стихов и рассказов о пожаре, пожарных, пожароопасных предметах.
Заключительный.
Развлечение «Минутки безопасности с Зайчиком Побегайчиком»; выставка и презентация поделок детей, выполненных совместно с родителями «Осторожно! Огонь!».
Предполагаемый результат
Работа над проектом позволит обогатить жизненный опыт детей, расширить словарь и умение детей участвовать в обсуждении предложенной ситуации. Работа в проекте на всех этапах сформирует у детей осознание необходимости неукоснительного выполнения правил пожарной безопасности, как залога сохранения здоровья и жизни своей и окружающих. Участие в проекте родителей повысит значимость проводимой работы, покажет актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач безопасности

Системная паутинка к проекту «Осторожно! Огонь!»

Центр детской литературы.
К. И. Чуковский «Путаница», Сказка «Как человек подружился с огнём», Чтение стихов, загадок и пословиц об огне
С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом».
Б.Житков «Пожар», «Дым».
Е. Инкона «Пожарная машина».
Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».
Центр речевой активности.
«Мурка в гостях у детей», «Чудо дерево», «Пожарный – герой. Он с огнем вступает в бой». Рассматривание иллюстраций по теме.
Центр театра и музыки.
Игра инсценировка «Кошкин дом».
И. Кононова «Песенка про спички», «Песенка про огнетушитель», «Я стану пожарным».
«Минутки безопасности с Зайчиком Побегайчиком».
Центр сюжетно-ролевых игр.
«Вызов пожарных», «Едем на пожар»,
«Пожарные», «Спасатели».
Центр занимательных игр.
«Огнеопасные предметы». «Выбери нужное». «Назови причины пожара». «Опасные игрушки». «Газ». «Доскажи словечко». «Найди опасные предметы». «Электричество». «Карточная викторина». «Можно – нельзя».
Центр здоровья.
«Пожарные на учениях». «Земля, вода, огонь, воздух». «Пролезь - не задень». «Кто быстрее». «Эвакуация».
Центр конструирования.
«Тили - бом, тили – бом, загорелся кошкин дом».
(Домик для кошки).
Центр открытая площадка.
Экскурсия по детскому саду.







Список литературы:
1. Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология// Детский сад от А до Я. 2008. - № 3. С. 6.
2. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В.П.Бедерханова //Развитие личности. - 2000. - № 1. - С. 24 – 36.
3. Боровлева А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ.2006. - № 7 .С 76-83.
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
5. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).