Происхождение государства и права. Кашанина Т. ВПроисхождение государства и права

Название : Управление проектом - Основы проектного управления.

В настоящем учебнике подробно изложена теория управления проектом и рассмотрен практический инструментарий проектного управления. Материал учебника основан на богатом отечественном и зарубежном опыте. Приведены практические примеры. Каждая глава содержит глоссарий, а также тесты, вопросы, упражнения. Помимо ставших уже традиционными вопросов теории и практики управления проекта представлены новые концепции и решения в этой области.


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ
1.1. Современная концепция управления проектом
1.2. Окружающая среда и участники проекта
1.3. Жизненный цикл проекта
1.4. Базовые элементы управления проектом
1.5. Характеристика видов деятельности по управлению проектом
1.6. Подсистемы управления проектом
Тесты
2. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
2.1. Управление проектом на фоне развития теории и практики управления
2.2. Краткая история проектного управления за рубежом (30-е годы XX века - настоящее время)
2.3. Краткая история проектного управления в России
2.4. Проблемы вхождения России в мировое сообщество управления проектом
Тесты
3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ И РАЗНОВИДНОСТИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
3.1. Проблемы классификации проектов
3.2. Терминальные проекты
3.3. Развивающиеся проекты
3.4. Открытые проекты
3.5. Мультипроекты
3.6. Классификация проектного управления
Тесты
4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ
4.1. Понятие организационной структуры управления проектом
4.2. Организационная структура управления и система
взаимоотношений участников проекта
4.3. Организационная структура управления и содержание проекта
4.4. Организационная структура управления проектом и его окружение
4.5. Общие принципы выбора организационной структуры управления проектом
Тесты
5. СЕТЕВЫЕ МОДЕЛИ
5.1. Основные понятия и элементы сетевых моделей
5.2. Правила построения сетевых моделей
5.3. Упорядочение сетевых моделей
5.4. Укрупнение работ
5.5. «Сшивание» сетевых моделей
5.6. Аналитические параметры сетевых графиков
5.7. Определение ранних начал и ранних окончаний работ сетевой модели
5.8. Определение поздних начал и поздних окончаний работ сетевой модели
5.9. Определение работ, составляющих критический путь
5.10. Определение резервов времени
5.11. Определение коэффициента напряженности работы
5.12. Табличный метод расчета аналитических параметров сетевой модели
Тесты и задания
6. СЕТЕВЫЕ МОДЕЛИ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ)
6.1. Расчет сетевой модели методом диагональной таблицы
6.2. Секторный метод расчета сетевой модели
6.3. Другие методы расчета сетевой модели
6.4. Независимый резерв времени
6.5. Подкритические работы
6.6. Расчет многоцелевых сетевых моделей
6.7. Сетевые модели с вероятностной оценкой продолжительности работ
6.8. Проблемы использования сетевых моделей с вероятностной продолжительностью работ
6.9. Привязка сетевого графика к календарю и построение масштабных сетевых графиков
Тесты и задания
7. ОПТИМИЗАЦИЯ СЕТЕВЫХ МОДЕЛЕЙ
7.1. Оптимизация сетевых моделей по времени
7.2. Оптимизация сетевых моделей по ресурсам
7.3. Оптимизация сетевых моделей по времени и стоимости
Тесты и задания
8. СЕТЕВЫЕ МАТРИЦЫ
8.1. Коридорные сетевые графики
8.2. Понятие сетевой матрицы
8.3. Построение сетевых матриц
8.4. Примеры использования сетевых матриц
Тесты и задания
9. МАТРИЦЫ РАЗДЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ (МАТРИЦЫ РАЗУ)
9.1. Общее представление о матрицах ответственности
9.2. Разновидности матрицы ответственности
9.3. Матрица разделения административных задач управления
9.4. Примеры использования матрицы разделения административных задач управления
9.5. Проект создания девелоперской компании
Тесты
10. ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
10.1. Инструменты моделирования информационно-технологических связей работ по проекту
10.2. Методологии информационно-технологического моделирования процессов
10.3. Информационно-технологическая модель управления проектом
10.4. Примеры использования информационно-технологических моделей управления проектом
Тесты
11. СТРУКТУРА РАЗБИЕНИЯ РАБОТ
11.1. Понятие структуры разбиения работ
11.2. Разработка структуры разбиения работ
11.3. Подходы к построению структуры разбиения работ
11.4. Шаблоны структур разбиения работ
Тесты
12. УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОЕКТА
12.1. Роль метода освоенного объема в управлении проектом
12.2. Появление и развитие метода освоенного объема
12.3. Базовые показатели метода освоенного объема
12.4. Анализ и прогнозирование состояния проекта с помощью метода освоенного объема
12.5. Примеры расчета показателей метода освоенного объема
Тесты и задания
13. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОЕКТА
13.1. Современная концепция управления качеством проекта
13.2. Процессы управления качеством.проекта
13.3. Функционально-стоимостной анализ
13.4. Функционально-физический анализ
13.5. Структурирование функций качества
13.6. Анализ последствий и причин отказов
13.7. Анализ затрат и доходов
13.8. Анализ ценности и стоимости качества (анализ цепочек создания стоимости и ценности)
13.9. Методы контроля качества
13.10.Методы обеспечения качества
Тесты
14. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
14.1. Общие положения
14.2. Дерево рисков проекта
14.3. Методы определения вероятности и последствий рисков
14.4. Дерево решений
14.5. Методы теории игр
14.6. Анализ чувствительности
14.7. Методы минимизации проектных рисков
Тесты и задания.

Управление проектом на фоне развития теории и практики управления .
Для определения места и роли управления проектом в современной теории и практике управления необходимо совершить небольшой исторический экскурс, а затем перейти к более подробному исследованию нынешнего положения дел. Анализ зарождения и развития управленческих идей и подходов затрагивает как генезис науки, так и развитие взаимоотношений между людьми в ходе создания и функционирования организаций. Эти две составляющие, определяющие перспективу развития теории и практики управления, следует рассматривать в неразрывной связи. Хотя в рамках изложения эта связь может проступать неявно, ее всегда следует иметь в виду.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Управление проектом - Основы проектного управления - Разу М.Л. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

П.: ученый, специалист в обл. менеджмента; дир.; Орг.: Институт менеджмента в строительстве и управлении проектом Государственного университета управления; АОрг.: 109542, г. Москва, Рязанский пр-т, д. 99; Р.: 12.08.1930, г. Владимир; СП.: Разу Маргарита Семеновна - экономист; Род.: Разу Лев Иосифович и Елена Ефимовна – служащие; О.: 1951 – Моск. юр. ин-т (экстерном); 1956 – МИНХ им. Г.В. Плеханова; 1964 – к. э. н.; 1988 – д. э. н.; 1989 – проф.; К.: 1951 – Центропромпроект, юрист; 1956-61 – Гипропласт, нач. планово-произв. отдела; 1961–64 – Госкомитет по науке и технике СССР, гл. специалист; 1964-93 – Инженерно-экон. ин-т, каф. теории упр., доцент; с 1993 – Ин-т менеджмента в стр-ве и упр. проектом, дир.; ОД.: создал свою науч. шк. по упр. проектом; М.Л. Разу внес значительный теор. вклад в формирование организационного инструментария для проектирования организации упр., особенно в направлениях "сетевые модели" и "функционирование матрицы"; вперв. в СССР в 1962-64 гг. подготовил курс лекций по системам сетевого моделирования, который читался для высш. руководящих работников нар. хоз-ва; впервые в СССР разработал метод. указания по применению систем сетевого планирования в проектном деле; на протяжении 30 лет занимался разраб. и внедрением систем сетевого планирования и упр. в нар. хоз-во, в т. ч. на предприятиях и в орг. 6 мин-в, в общ. сложности внедрил в нар. хоз-во страны более 30 крупных проектов; разработал и создал комплекс уч.-метод. документации по спец-ти "Организация упр. в стр-ве", организовал на базе Гос. ун-та упр. перв. в РФ каф. по этой спец-ти; 1996 - создал каф. упр. проектом и стал зав. этой каф.; явл. изв. ученым в обл. теории организации упр.; занимался исследованием процессов функционирования аппарата упр. разл. произв. орг., гос. структур; разработал нов. концепцию формирования содержания упр.; на основе его разраб. в 1995-96 гг. была проведена реорганизация системы упр. в Адм-ции През. РФ; его система была внедрена в ряде орг., среди которых объед. "Костромасельстрой", трест "Продмонтаж", "Минмонтажспецстрой" и др.; вперв. разработал типовой алгоритм процесса выработки и реализации решений, являющийся основой при составлении структурно-информ. схем процесса и программ решения на ЭВМ; явл. одним из перв. разработчиков дел. игр, разработал и внедрил в уч. процесс и практику упр. более 15 дел. игр, которые широко используются при обучении в вузах страны; принимал участие в законотворческой деят-ти, явл. одним из авторов закона "Об аренде и арендных отношениях"; участвовал в межд. конференциях в США, Китае, Венгрии, Болгарии и др. странах; руководил защитой 50 канд. и консультировал при защите 10 докт. дис.; Пб.: автор и соавтор более 100 печатных работ, в т. ч. 15 моногр. и 7 учебников, среди работ "Менеджмент" (1998 и 2004), учебник "Управление проектом. Основы проектного управления" (2006, соавтор и ред.); Н.: многочисл. награды, в т. ч. медали ВДНХ СССР, медали общ-ва "Знание" и др.; Ч.: ак. 5 академий (в т. ч. Рос. академии экон. наук и инвестиций, АБОП, Академии развития управленческих наук и образования), пред. учен. совета и совета по защите докт. дис. ин-та, чл. учен. совета Академии упр., пред. совета Ин-та упр. и предпринимательства в стр-ве, чл. ред. совета газ. "Экономика и жизнь", чл. президентского совета Межд. союза предпринимателей и арендаторов; У.: футбол; Яз.: нем., англ.; Email: [email protected];

Это оригинальное исследование одной из сложных проблем общественного развития - происхождения государства и права. Оно написано не только с позиций юриспруденции. Автор, доктор юридических наук, профессор Московской государственной юридической академии, опиралась на современные достижения ученых в области антропологии, истории, политологии, философии. В книге изложены и собственные взгляды автора на причины и процессы происхождения государства и права.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических, политологических, исторических и философских ВУЗов и факультетов.

[Отсутствуют иллюстрации]

  • Кашанина Т. В
    Происхождение государства и права

    Предисловие

    Происхождение государства и права - это одна из кардинальных проблем юриспруденции. На протяжении многих десятилетий доминирования в нашей стране марксистско-ленинской идеологии ее трактовка была таковой, которая была представлена Ф. Энгельсом в его работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Отступление от энгельсовского понимания процессов происхождения государства и права в тот период для ученых было чревато многими неприятностями.

    После того, как были сняты идеологические барьеры, в науке, как это и полагается, обнаружился плюрализм мнений ученых-юристов по данной проблеме.

    Многие из них настолько свыклись с теорией происхождения государства и права, разработанной, как указывает в предисловии к своей работе Ф. Энгельс, совместно с К. Марксом, что отказываться от нее и не собирались. Даже при искреннем желании осовременить трактовку данной проблемы в их рассуждениях "уши" Маркса и Энгельса все равно торчали.

    Другие ученые заняли противоположную позицию: позицию полного отвержения воззрений классиков, в том числе и поданному вопросу, а то и позицию оголтелой критики, однако при этом не предлагая ничего взамен.

    Третьи оказались хитрее. Вопрос о происхождении государства и права они излагали в виде перечисления теорий происхождения государства и права, созданных на протяжении всего периода развития человечества. При этом, не добавляя от себя ничего нового, они великодушно предоставляли читателю право выбора.

    Позиция четвертой группы ученых мне представляется не просто весьма любопытной, но и в определенной мере опасной. Они встали на позицию ученых-историков, большинство которых, не зная досконально специфику таких явлений, как государство и право (и это нельзя им поставить в упрек), представляют процесс образования государства и правообразования столь эволюционно, что теряют грань возникновения явлений нового качества: государственно-правовых феноменов. Вероятно, по этой причине они любые обычаи относят к праву, не видят разницы между обычаями и обычным правом, а процесс государствообразования относят на более поздний период, нежели процесс появления права. Опасность состоит в том, что при таком подходе возникает возможность потери всего того, что накопила юридическая наука, пристально и под своим углом зрения высвечивающая процесс возникновения государства и права.

    На мой взгляд, более плодотворным является подход, при котором бережно используется все накопленное при исследовании проблемы происхождения государственно-правовых явлений, но не бездумно, а с сортировкой того, что выдержало испытание временем, и с аргументированной критикой того, что социальная практика отвергла . Только встав на плечи других ученых можно получить больший обзор и видение этого сложного и эпохального процесса, который к тому же покрыт тайной многих тысячелетий. Однако при этом обязательно надо стремиться к продвижению вперед и добавлению новых знаний . Сейчас мы располагаем значительно большим объемом информации, добытой учеными, работающими в различных сопредельных областях науки (этнографов, антропологов, историков, философов, политологов и т. д.), нежели наши предшественники. Кроме того, у нас есть возможность использовать более прогрессивные научные технологии. Одним словом, каждому исследователю время, в котором он творит, дает свой шанс сказать что-то новое. Я думаю, что было бы непростительной ошибкой его не использовать.

    Раздел I. Происхождение государства

    Чтобы основать совершенное государство, надо прежде всего создать такие существа, природа коих допускает, чтобы они всюду жертвовали своим общественным благом во имя общественного благополучия.

    А. Шопенгауэр

    Глава 1. Возникновение государства как объективный исторический процесс

    1.1. Характеристика первобытного общества

    Периодизация первобытного общества. Человекоподобные существа появились на земле более 2 млн. лет тому назад. Это были представители человеческого рода, который мы называем homo habilis - homo erectus (человек умелый - человек прямоходящий), а мы - представители homo sapiens (человек думающий) - появились, как минимум, 200 тыс. лет назад.

    Первобытный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества. Закончилась эта эпоха приблизительно 7 тыс. лет назад. Считается, что возникновение раннеклассовых обществ и появление первых государств произошло в Китае в V тысячелетии до н. э., в Африке в IV тысячелетии до н. э., в Средиземноморье в III тысячелетии до н. э., в Америке - в I тысячелетии н. э., а в других регионах земного шара - еще позднее.

    О первобытных людях мы знаем немного, но все же общее впечатление об их жизни можно составить.

    Первобытнообщинный строй делится на несколько эпох (периодов). Ученые здесь единодушны и независимо от того, какие термины применяются ими для их обозначения, они выделяют три периода: ранний (или эпоха праобщины, стадия становления), средний (или эпоха родовой общины, стадия зрелости) и поздний (или эпоха классообразования, стадия распада первобытного общества) периоды. На позднем этапе его развития формируется бюрократический аппарат, зарождается частная собственность, происходит дифференциация общества на правящих и управляемых, появляется государство .

    Рассмотрим жизнь первобытных людей, сосредоточив внимание на первых двух этапах первобытной истории, оставив третий для отдельного более пристального исследования в дальнейшем.

    Период становления первобытного строя (эпоха праобщины). В тот далекий период люди жили малыми родственными группами в 20–30 человек, беспорядочно передвигаясь с места на место, а отнюдь не стадами, как это представляли отдельные исследователи первобытного общества. Причина этого простая: источником пропитания служило собирательство, в процессе которого каждый собирал для себя, а отсюда очевидно, что стадом много не соберешь. Собирательство требует большой затраты времени, а пищи дает мало, притом чаще всего низкокалорийной. Охота также не требует огромных коллективов, хотя и сопряжена с большими трудностями. Большое число людей здесь чаще идет во вред, а не на пользу. Кроме того, она сопровождалась многими жертвами и не всегда была удачной.

    Итак, собирательство и охота были источниками пропитания первобытных людей. Но как именно это происходило?

    С палкой-копалкой в руке бродили наши далекие предки по лесам, лесостепям и полупустыням. Они помнили о свойствах и признаках множества съедобных плодов и овощей, трав и кореньев. Прекрасно знали они и повадки животных. Если животные полагались только на быстрые ноги, то ум и знание привычек животных заменяли человеку быстроту. Его телесная организация такова, что позволяет успешно реализовать знания в охоте. Выносливость людей просто поразительна. Если же охотнику известны привычные для животных пути или он уверен хотя бы, что животные спасаясь, будут бежать по дуге, человек пойдет напрямик, экономя силы, к предполагаемому месту встречи.

    Но надежнее всего была охота облавная. Открыли люди этот вид охоты 300–400 тыс. лет назад. Тогда же они изобрели и деревянное копье, которое позволяло атаковать грозных быков и даже слонов. Животных загоняли в болота, а там, где их не было, стали выкапывать для зверей ямы-ловушки.

    Т.В. Кашанина А.В. Кашанин

    ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА

    Учебник для вузов

    Издание второе, измененное и дополненное

    Издательство НОРМА

    (Издательская группа НОРМА–ИНФРА М) Москва, 2000

    Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА М), 2000. – 800 с.

    В этом фундаментальном учебнике рассматриваются все отрасли, составляющие систему российского права. Авторы применяют принципиально новую схему изложения, позволяющую читателю уяснить, какие правовые возможности (то есть права, свободы, обязанности) у него имеются (материальное право), а также каким способом их можно защитить (процессуальное право). В книге широко используются схемы и таблицы, способствующие лучшему усвоению юридического материала.

    Учебник предназначен прежде всего для студентов высших учебных заведений. Он может стать повседневным пособием для депутатов, работников органов исполнительной власти всех уровней, руководителей предприятий и организаций, менеджеров и других граждан, не получивших юридического образования, но желающих приобрести солидные правовые знания.

    § 1. Жилищный фонд Российской Федерации..........479

    § 2. Право собственности на жилое помещение ............480

    § 3. Понятие договора найма жилого помещения ...481

    § 4. Договор коммерческого найма жилого помещения...........483

    § 5. Договор социального найма жилого помещения....484

    § 1. Понятие наследования ..490

    § 2. Наследование по закону.........492

    § 3. Наследование по завещанию.............495

    § 4. Принятие и отказ от наследства....498

    § 1. Право на результаты творческой деятельности............................................... 501

    § 1. Понятие изобретения.........509

    § 2. Субъекты изобретательского права.............................................................. 511

    § 3. Получение патента...................513

    § 1. Семейное право как отрасль.....516

    § 2. Понятие брака и семьи.....518

    § 3. Оформление брака. Условия вступления в брак и последствия их нарушения.......... 521

    § 4. Расторжение брака526

    § 5. Личные права и обязанности супругов........................................................... 529

    § 1. Понятие и содержание административного процесса......................................... 642

    § 2. Производство по делам об административных правонарушениях и его стадии........ 643

    § 3. Возбуждение дела об административном правонарушении.................................. 644

    § 4. Рассмотрение дела об административном правонарушении................................. 651

    § 5. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий................ 655

    § 6. Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении................................................................................................................ 658

    § 1. Понятие бюджетного процесса.................................................................... 660

    § 2. Общие положения бюджетного процесса в Российской Федерации....................... 661

    § 3. Процесс по формированию и исполнению федерального бюджета........................ 664

    § 1. Задачи, полномочия и система налоговых органов............................................ 670

    § 2. Порядок наложения санкций за нарушение налогового законодательства.............. 673

    § 3. Обжалование актов о применении налоговых санкций....................................... 680

    § 4. Исполнение налоговых санкций.................................................................... 684

    § 1. Порядок наложения дисциплинарных санкций................................................. 688

    § 2. Индивидуальные трудовые споры............................................................... 690

    § 3. Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения.................................. 697

    § 1. Участники гражданского процесса................................................................ 702

    § 2. Судебные расходы. Судебные штрафы. Сроки рассмотрения гражданских дел ..... 708

    § 3. Судебные доказательства.......................................................................... 709

    § 4. Производство в суде первой инстанции.......................................................... 715

    § 5. Кассационное обжалование судебных решений................................................ 719

    § 6. Надзорное производство............................................................................ 722

    § 1. Состав арбитражного суда. Подведомственность и подсудность дел.................... 724

    § 2. Судебные расходы. Сроки в арбитражном процессе......................................... 725

    § 3. Участники арбитражного процесса................................................................ 727

    § 4. Доказательства....................................................................................... 729

    § 5. Рассмотрение дела в суде первой инстанции.................................................. 733

    § 6. Производство в суде апелляционной инстанции............................................... 737

    § 7. Кассационное обжалование решений ............................................................ 739

    § 8. Пересмотр дела в порядке надзора............................................................... 740

    § 1. Понятие и правовая природа исполнительного производства ............................ 743

    § 2. Участники исполнительного производства...................................................... 745

    § 3. Стадии исполнительного производства.......................................................... 749

    § 4. Исполнительский сбор. Расходы по совершению исполнительных действий. Ответственность за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя............................. 753

    § 5. Обжалование незаконных действий судебного пристава-исполнителя.................. 755

    § 1. Субъекты уголовного процесса................................................................... 757

    § 2. Доказательства и их виды.......................................................................... 761

    § 3. Меры уголовно-процессуального принуждения................................................ 766

    § 4. Возбуждение уголовного дела .................................................................... 768

    § 5. Предварительное расследование................................................................. 769

    § 6. Судебное разбирательство......................................................................... 772

    § 7. Суд присяжных........................................................................................ 778

    § 8. Кассационное производство........................................................................ 778

    § 9. Надзорное производство............................................................................ 781

    Кашанина Т. В

    Происхождение государства и права

    Предисловие

    Происхождение государства и права - это одна из кардинальных проблем юриспруденции. На протяжении многих десятилетий доминирования в нашей стране марксистско-ленинской идеологии ее трактовка была таковой, которая была представлена Ф. Энгельсом в его работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Отступление от энгельсовского понимания процессов происхождения государства и права в тот период для ученых было чревато многими неприятностями.

    После того, как были сняты идеологические барьеры, в науке, как это и полагается, обнаружился плюрализм мнений ученых-юристов по данной проблеме.

    Многие из них настолько свыклись с теорией происхождения государства и права, разработанной, как указывает в предисловии к своей работе Ф. Энгельс, совместно с К. Марксом, что отказываться от нее и не собирались. Даже при искреннем желании осовременить трактовку данной проблемы в их рассуждениях «уши» Маркса и Энгельса все равно торчали.

    Другие ученые заняли противоположную позицию: позицию полного отвержения воззрений классиков, в том числе и поданному вопросу, а то и позицию оголтелой критики, однако при этом не предлагая ничего взамен.

    Третьи оказались хитрее. Вопрос о происхождении государства и права они излагали в виде перечисления теорий происхождения государства и права, созданных на протяжении всего периода развития человечества. При этом, не добавляя от себя ничего нового, они великодушно предоставляли читателю право выбора.

    Позиция четвертой группы ученых мне представляется не просто весьма любопытной, но и в определенной мере опасной. Они встали на позицию ученых-историков, большинство которых, не зная досконально специфику таких явлений, как государство и право (и это нельзя им поставить в упрек), представляют процесс образования государства и правообразования столь эволюционно, что теряют грань возникновения явлений нового качества: государственно-правовых феноменов. Вероятно, по этой причине они любые обычаи относят к праву, не видят разницы между обычаями и обычным правом, а процесс государствообразования относят на более поздний период, нежели процесс появления права. Опасность состоит в том, что при таком подходе возникает возможность потери всего того, что накопила юридическая наука, пристально и под своим углом зрения высвечивающая процесс возникновения государства и права.

    На мой взгляд, более плодотворным является подход, при котором бережно используется все накопленное при исследовании проблемы происхождения государственно-правовых явлений, но не бездумно, а с сортировкой того, что выдержало испытание временем, и с аргументированной критикой того, что социальная практика отвергла . Только встав на плечи других ученых можно получить больший обзор и видение этого сложного и эпохального процесса, который к тому же покрыт тайной многих тысячелетий. Однако при этом обязательно надо стремиться к продвижению вперед и добавлению новых знаний . Сейчас мы располагаем значительно большим объемом информации, добытой учеными, работающими в различных сопредельных областях науки (этнографов, антропологов, историков, философов, политологов и т. д.), нежели наши предшественники. Кроме того, у нас есть возможность использовать более прогрессивные научные технологии. Одним словом, каждому исследователю время, в котором он творит, дает свой шанс сказать что-то новое. Я думаю, что было бы непростительной ошибкой его не использовать.

    Раздел I. Происхождение государства

    Чтобы основать совершенное государство, надо прежде всего создать такие существа, природа коих допускает, чтобы они всюду жертвовали своим общественным благом во имя общественного благополучия.

    А. Шопенгауэр

    Глава 1. Возникновение государства как объективный исторический процесс

    1.1. Характеристика первобытного общества

    Периодизация первобытного общества. Человекоподобные существа появились на земле более 2 млн. лет тому назад. Это были представители человеческого рода, который мы называем homo habilis - homo erectus (человек умелый - человек прямоходящий), а мы - представители homo sapiens (человек думающий) - появились, как минимум, 200 тыс. лет назад.

    Первобытный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества. Закончилась эта эпоха приблизительно 7 тыс. лет назад. Считается, что возникновение раннеклассовых обществ и появление первых государств произошло в Китае в V тысячелетии до н. э., в Африке в IV тысячелетии до н. э., в Средиземноморье в III тысячелетии до н. э., в Америке - в I тысячелетии н. э., а в других регионах земного шара - еще позднее.

    О первобытных людях мы знаем немного, но все же общее впечатление об их жизни можно составить.

    Первобытнообщинный строй делится на несколько эпох (периодов). Ученые здесь единодушны и независимо от того, какие термины применяются ими для их обозначения, они выделяют три периода: ранний (или эпоха праобщины, стадия становления), средний (или эпоха родовой общины, стадия зрелости) и поздний (или эпоха классообразования, стадия распада первобытного общества) периоды. На позднем этапе его развития формируется бюрократический аппарат, зарождается частная собственность, происходит дифференциация общества на правящих и управляемых, появляется государство.

    Рассмотрим жизнь первобытных людей, сосредоточив внимание на первых двух этапах первобытной истории, оставив третий для отдельного более пристального исследования в дальнейшем.

    Период становления первобытного строя (эпоха праобщины). В тот далекий период люди жили малыми родственными группами в 20–30 человек, беспорядочно передвигаясь с места на место, а отнюдь не стадами, как это представляли отдельные исследователи первобытного общества. Причина этого простая: источником пропитания служило собирательство, в процессе которого каждый собирал для себя, а отсюда очевидно, что стадом много не соберешь. Собирательство требует большой затраты времени, а пищи дает мало, притом чаще всего низкокалорийной. Охота также не требует огромных коллективов, хотя и сопряжена с большими трудностями. Большое число людей здесь чаще идет во вред, а не на пользу. Кроме того, она сопровождалась многими жертвами и не всегда была удачной.

    Итак, собирательство и охота были источниками пропитания первобытных людей. Но как именно это происходило?

    С палкой-копалкой в руке бродили наши далекие предки по лесам, лесостепям и полупустыням. Они помнили о свойствах и признаках множества съедобных плодов и овощей, трав и кореньев. Прекрасно знали они и повадки животных. Если животные полагались только на быстрые ноги, то ум и знание привычек животных заменяли человеку быстроту. Его телесная организация такова, что позволяет успешно реализовать знания в охоте. Выносливость людей просто поразительна. Если же охотнику известны привычные для животных пути или он уверен хотя бы, что животные спасаясь, будут бежать по дуге, человек пойдет напрямик, экономя силы, к предполагаемому месту встречи.

    Но надежнее всего была охота облавная. Открыли люди этот вид охоты 300–400 тыс. лет назад. Тогда же они изобрели и деревянное копье, которое позволяло атаковать грозных быков и даже слонов. Животных загоняли в болота, а там, где их не было, стали выкапывать для зверей ямы-ловушки.

    Охотники и собиратели были энергичными и любознательными. Всякое новое знание о животных и растениях, о явлениях окружающего мира постепенно повышало эффективность охоты и собирательства. Человек в этот период только брал от природы, и с каждым тысячелетием учился брать все больше и больше. Охотники и собиратели оказались настолько приспособленными к жизни в тех условиях, что именно они заселили большую часть планеты задолго до того, как их отдаленные потомки бросили в землю первые семена или научились приручать животных.

    И все же первобытным людям приходилось часто и подолгу жить впроголодь. Ведь охота - дело ненадежное. Человек ел почти все - в пищу употреблялись птицы и рыбы, звери и насекомые, плоды на деревьях и клубни в земле. Но прокормиться было нелегко. Накопившийся опыт показывал, что гораздо выгоднее охотиться не на все подряд, что может найтись в ближайшей округе, а осваивать специализированную охоту . Это, конечно, не значит, что человек пренебрегал «попадавшимися под руку» другими видами животных. Но специализация еще много тысяч лет назад позволяла лучше отработать приемы, усовершенствовать оружие, найти лучшие способы использования добычи. Правда, специализация охоты иногда вела и к печальным последствиям. В исчезновении мамонта, пещерного медведя и некоторых других животных, по мнению отдельных ученых, сыграли свою роль и древние охотники.