Рабочая программа по музыке (старшая группа) на тему: рабочая программа по музыке для детей с ОВЗ. Инклюзивная практика с детьми с особыми возможностями здоровья в музыкально-образовательной деятельности

Теперь, когда мы научились летать

по воздуху, как птицы, плавать под водой,

как рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди.

Инклюзивная практика с детьми с

особыми возможностями здоровья

в музыкально-образовательной деятельности.

По данным Всероссийской диспансеризации 2002 г. количество детей с ОВЗ, к которым относятся дети с нарушением зрения, слуха, речи, интеллекта, с расстройствами эмоционально-волевой сферы и трудностями в обучении, значительно возросло. В 2008 г. были опубликованы два новых документа, которые стали базовыми для интегрированного воспитания и инклюзивных процессов в образовательном пространстве РФ. В письме Министерства образования и науки от 01.01.2001 3АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» говорится: «Получение детьми с ОВЗ и детьми инвалидами образования является одним из основных неотъемлемых условий социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в разных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации прав детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации».

Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзивное образование помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Они способствуют формированию у детей с ОВЗ положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения.

Наиболее распространённой формой получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является специальное (коррекционное) образование. Одной из основных его задач - осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом или психическом развитии ребёнка. В настоящее время инклюзивное образование детей с ОВЗ в дошкольные учреждения России активизируется, апробируются разнообразные формы и модели взаимодействия специального и массового образования, предпринимаются различные попытки создания адекватных условий для наиболее полной социализации и адаптации таких детей.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ требует деликатного и гибкого подхода, так как всеми осознается, что не все дети, имеющие нарушения в развитии могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса обучения и воспитания.

Музыкальное воспитание является частью системы коррекционно-педагогической работы , проводимой с детьми ОВЗ (с задержкой психического развития и нарушением интеллекта). Органично вписывается в эту систему, а именно в ее эстетический блок. Умение подражать действиям взрослого формируется постепенно, на протяжении всех этапов обучения, и является одним из основных направлений коррекционной работы на музыкальных занятиях.

Инклюзивное образование, основанная на идеях инклюзии, является одним из актуальных направлений деятельности современной системы образования. Эта идея в ДС № 000 «Облачко» более 7 лет успешно реализуется на практике в музыкальной деятельности. В нашем детском саду (корпус № 1) шесть норма групп, четыре группы с задержкой психического развития и две группы детей с нарушением интеллект. Целью работы музыкального руководителя является создание условий для включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему и их социализацию, и формирование толерантного отношения к ним всех детей детского сада. Для реализации идеи были выявлены и обозначены следующие проблемы:

· Неготовность воспитанников детского сада к взаимодействию с детьми с иными физическими психическими способностями

· Отсутствие контактов детей ОВЗ со сверстниками норма групп

· Недоверие родителей, переживающих за своих детей, опасающихся, что их ребенка могут обидеть недобрым словом, назойливо рассматривать. Данная проблема существует и сейчас.

Вовлечение детей с ОВЗ в детский социум – процесс очень болезненный , связанный с предвзятостью и непониманием даже со стороны родителей здоровых детей. Своими некорректными репликами они культивируют негативное отношение к детям с ОВЗ у своих детей. В такой ситуации мы можем говорить о нравственных и духовных изъянах нашего общества, ибо нравственный человек никогда не обидит другого ни взглядом, ни словом.

Цели:

Ø Создание оптимальных условий для успешной постепенной адаптации детей с ОВЗ в детский социум с помощью музыкальной деятельности

Ø Обеспечение коррекционно-образовательного процесса обучения детей с ОВЗ.

Задачи:

Ø Формирова ние толерантного отношения к детям с ОВЗ у детей норма групп

Ø Развитие творческих способностей детей с ОВЗ с помощью детей норма групп

Ø Создание атмосферы гуманного доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, доброжелательными, способными помочь ближнему, стремящихся к совместному творчеству

Ø Максимальное использование разнообразных видов музыкальной деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса

Ø Творческая организация музыкальной деятельности детей норма групп и ОВЗ

Ø Вариативное использование музыкального материала, позволяющее развивать творческие способности каждого ребенка

Ø Уважительное отношение к результатам совместного творчества

Ø Развитие коммуникативных навыков и культуры общения , создание позитивного эмоционального настроя в музыкальной деятельности

Основные этапы и формы работы с детьми ОВЗ для решения обозначенных проблем.

1 этап: годы 2008 – 2010

Организация и проведения музыкальных развлечений и праздников совместно с детьми норма групп

В планомерной работе по формированию толерантного отношения к детям ОВЗ исключительную роль играет инклюзивное образование. Не подлежит сомнению, что именно совместное обучение способствует пробуждению чувства сострадания, формирует в детях жизненные ценности и высокую нравственность.

Организация развлечений - одна из самых простых и доступных форм музыкальной деятельности, огромный мир положительных эмоций и радостных переживаний. Участниками этих мероприятий были дети норма групп и ОВЗ (с задержкой психического развития и с нарушением интеллекта). Особенно успешно дети ЗПР включались в игровые и танцевальные формы, «болели» не только за своих, но и за других детей. Зато дети с нарушением интеллекта – это благодарные слушатели и зрители. Они с удовольствием наблюдали и проявляли эмоциональную отзывчивость, в конце развлечений многие из них с большим желанием танцевали со всеми детьми. Развлечения проводились на темы «День защиты детей», «День юмора и смеха», «День знаний» и т. д.

Организация и проведение праздников - одна из форм музыкальной деятельности, где все виды (игра на музыкальных инструментах, пение, слуховое восприятие, музыкально-ритмические движения) составляют основное ее содержание. Очень успешно были организованы совместные праздники «Новый год», «Здравствуй осень», «Весна красна» и т. д.. При подготовке к праздникам возникла необходимость в совместных музыкальных встречах. Дети ЗПР с интересом наблюдали за пением и игрой на музыкальных инструментах детей норма групп и с большим желанием приняли участие в совместных танцах: гораздо быстрее они научились двигаться змейкой, водить концентрический круг, двигаться парами и тройками по показу своих сверстников.

Ежегодно в преддверии международного дня толерантности в нашем детском саду проходит городская акция «Добротой согреты!» в рамках городского сетевого проекта «Тольятти – город толерантности». Именно детский сад № 000 «Облачко» в 2012 г. по инициативе заведующего стоял у истоков этого движения. Методистами детского сада был разработан план взаимодействия детей норма групп с детьми ОВЗ. Дети ходили друг к другу в гости, проводились совместные занятия по продуктивной деятельности, прогулки, игры. Итогом этой недели был большой музыкальный праздник «Мы вместе», где впервые взаимодействовали дети подготовительной норма группы и дети с нарушением интеллекта. В ходе совместных встреч у многих воспитанников появились новые друзья, они помогали им, чувствовали за них ответственность, совместно пели, играли на музыкальных инструментах и танцевали. Однако следует отметить, что не все дети готовы взаимодействовать с детьми инвалидами.

В ноябре 2014 г. в этом движении приняли участие и другие детские сады: МБУ № 000 «Радуга», МБУ № 000 «Сказочный», МБУ № 000 «Солнечный», № 000 «Гвоздичка». В сентябре 2015 г. к проекту «Тольятти – город толерантности» присоединилась МОУ СОШ №73, а итоговое концертное мероприятие для всех детей ОВЗ и их родителей проводилось в малом концертном зале дворца Детского и Юношеского Творчества (МОУДОД ДДЮТ).

2 этап: годы 2010- 2013

Разработка и реализация адаптивной образовательной программы дополнительного образования для детей ОВЗ (с задержкой психического развития) и норма групп.

В детском саду «Облачко» существует несколько услуг по дополнительному образованию, в том числе и кружок «Шумовой оркестр». Впервые эта услуга была предложена в 2010 г. Родители детей ОВЗ с большим энтузиазмом восприняли эту информацию и записали их почти всей группой в этот кружок. Уже более 5 лет дети ОВЗ занимаются по авторской программе музыкального руководителя

Основная идея программы – это ребенок дирижер. Одна из ведущих задач – воспитание оркестрового мышления, умение сочетать ритмически и темброво различные группы детских музыкальных инструментов. Кредо нашего репертуара – это лучшие образцы классической музыки.

В кружке «Шумовой оркестр» две группы детей: первая – подготовительная норма 10человек, вторая – подготовительная ЗПР 9 человек. Следует отметить, что все приемы игры отрабатываются на обычных музыкальных занятиях. В кружке идет творческая работа над репертуаром, причем берется один и тот же музыкальный материал для всех детей (например: марш из балета «Щелкунчик», Л. Моцарт «Катание на санях»). Есть общие и совместные занятия, когда дети взаимодействуют друг с другом, поэтому нет проблем с концертными выступлениями.

Итогом этой работы становится выпускной праздник, где один из детей (самый активный) занимает место музыкального руководителя и дирижирует оркестром.

Результатом этой творческой работы является очень успешное выступление всех воспитанников кружка «Шумовой оркестр»:

· 2012 -2014 г. г. - Благодарственные письма школы №69 за участие в концертных выступлениях в благотворительном марафоне «Спешите делать добрые дела» городской акции «За жизнь без барьеров»

· 2012 г. – Диплом 3-й степени конкурса инструментальных оркестров и фольклорных ансамблей городского фестиваля детского творчества для детей с особыми возможностями здоровья «Солнечный круг»

· 2010-2015 г. г. – Дипломы лауреатов областного Рождественского фестиваля детского и юношеского творчества «Вифлеемская звезда» в номинации «Шумовой оркестр»

· 2010-2015 г. г. – Дипломы лауреатов областного Рождественского фестиваля детского и юношеского творчества «Пасхальная капель» в номинации «Шумовой оркестр»

· 2012 г. – После выступление на гала концерте именно детей ЗПР с музыкальным номером И. Штрауса «Деревенские ласточки» зал аплодировал стоя, а педагог был отмечен грамотой «За исполнительское мастерство» (видео в приложении)

3 этап: годы 2014- 2015

Разработка и реализация музыкальных проектов, театрализованных представлений (сказок), формирование системы работы по социализации детей ОВЗ и духовно-нравственных отношений воспитанников детского сада

В ходе реализации проектной музыкальной деятельности отмечена большая заинтересованность детей ОВЗ (с задержкой психического развития)

Наиболее интересные из них:

· Проект с использованием интегрированного обучения «В мире волшебных шумовых звуков» для детей подготовительной группы с ЗПР (по принципам программы Карла Орфа). Здесь дети с большим интересом играли на хрустальных фужерах, чашках и блюдцах, озвучивая «Польку» С. Рахманинова. Экспериментировали с листом бумаги, создали шумовой оркестр, используя в игре различные приемы (щелчки, встряхивания и т. д.), озвучивали «Польку» М. Глинки. В продуктивной деятельности разрисовывали шаблоны в фантазийном стиле, изготовили инструменты-самоделки из половинок грецких орехов. На презентации была выставка шумовых инструментов и детский концерт.

· Проект «Придумай свой танец» - созданный с целью развития творческой фантазии у детей с задержкой психического развития и закрепления музыкальных жанров.

· Совместный театральный проект сказки «Красная шапочка да на новый лад». В нем участвовали дети подготовительной норма группы, подготовительной ЗПР и подгруппа детей с нарушением интеллекта. Родители с удовольствием включились в этот проект. Именно они придумали различные дополнительные персонажи. А музыкальный руководитель определил роли в соответствии с индивидуальными музыкальными способностями детей.

· Музыкальная сказка «Лягушка - путешественница». В постановке сказки ее полноправными участниками стали дети ЗПР и с нарушением интеллекта, включаясь в игровые эпизоды сказочного действия.

4 этап: годы 2015- 2016

Перспектива работы - составление карт индивидуального маршрута

Выводы.

В результате многолетней целенаправленной работы по музыкальному воспитанию удалось создать определенные условия, которые:

· Способствуют созданию музыкального пространства для всех детей, в том числе и для детей ОВЗ

· Дети с ограниченными возможностями здоровья получают качественное дополнительное образование в кружке «Шумовой оркестр» и награждены многочисленными дипломами лауреатов городских и областных конкурсов

· Многие воспитанники детского сада «Облачко» демонстрируют свое толерантное отношение к детям ОВЗ

Коллектив педагогов делает все возможное по разрушению стереотипного восприятия проблем инвалидов в детском социуме и привлекает всех своих воспитанников в совместные массовые мероприятия.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 7»

«Музыкальная деятельность, как средство развития детей с ОВЗ»

Подготовил:

музыкальный руководитель

Попов С.В.

2016г.

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. За последний год изменились нормативно - правовые, экономические и административные условия существования системы дошкольных образовательных учреждений.Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я". Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.В настоящее время увеличивается процент детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, что проявляется в снижении мышечного тонуса, несовершенстве общей и мелкой моторики, нескоординированности движений, несформированностью в работе голосообразующей системы. Увлечение компьютерными играми, неограниченный просмотр телевизионных программ приводит к снижению двигательной активности детей, проблемам в коммуникативном общении. Отдельную категорию составляют дети с различными нарушениями речи.

Цель образовательной программы детского сада- создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.) , сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Я тесно взаимодействую с учителем-логопедом, мы пришли к выводу, что чем разнообразнее формы работы с ребенком дошкольного возраста, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии.

Цель моей работы - помочь детям с ЗПР активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности.

Основная задача моей коррекционно-педагогической работы состоит в том, чтобы создать условия для всестороннего развития ребенка с ЗПР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Охарактеризую основные направления работы музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности:

восприятия музыки - сложного чувственного процесса, наполненного внутренними переживаниями. Восприятие музыки является как самостоятельным видом музыкальной деятельности, так и методическим приемом, предваряющим детское исполнительство (пение, движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах) .

Для слушания музыки я использую вокальные и инструментальные произведения (программные и не программные) , разные по тематике;

детское исполнительство – которое предполагает изобразительно- деятельностное проявление детей в пении, движении под музыку, в игре на музыкальном инструменте;

музыкально-образовательная деятельность - проявляющеяся в усвоении детьми элементарных сведений о музыкальном искусстве, его выразительных особенностях.

детской музыкально-творческой деятельности - выражающейся в элементарных проявлениях в разных видах музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание детей мной осуществляется посредством различных форм музыкальной деятельности:

Музыкальное занятие - основная форма организации музыкального воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии детей с проблемами средствами музыкального искусства. Оно основывается на программных требованиях, составленных с учетом клинико-психологических, возрастных особенностей таких детей. Музыкальные способности дошкольников с проблемами проявляются в совместной деятельности со взрослым.

Художественно-досуговая деятельность - форма музыкальной деятельности дошкольников, включающая праздники, развлечения. Она объединяет детей и взрослых общностью переживаний, дает возможность ребенку приобрести опыт общения, создает ощущение торжества. Красочное оформление помещения, где проводится праздник, музыка, яркие детские костюмы, присутствие родителей-зрителей - все это обеспечивает сильные, незабываемые впечатления ребенка с проблемами в развитии. Праздники и развлечения - важное средство художественного развития, формирования художественной культуры.

Проведение музыкального занятия строится по определённой схеме: Слушание и подпевание; музыкально-игровой показ; забавная гимнастика: пестушки, потешки, песенки, игры, пляски.

Один из главных моментов в музыкальном воспитании детей с различными нарушениями – индивидуальная работа. В общении с глазу на глаз выполняются различные коррекционные задания. Например, в игре «Лошадка», «Синичка», «Тучка- сердючка»- развиваются у детей певческие навыки, которые способствуют развитию коммуникативных навыков.

Упражнения подбираются с учётом не только физических, но и психических нарушений каждого ребенка. При выполнении заданий: «Пой и двигайся, как я», «Строим дом», «Весёлые ладошки», «Музыканты» у детей развивается ритмический слух, ладовое чувство, формируется положительный эмоциональный настрой.

И пускай эти дети выполняют не так чётко и ритмично, но они своим стремлением дарят радость окружающим и близким.

Они чувствуют, что нужны людям, они верят что у них всё получится, а вера в себя – это та внутренняя сила, которая способна победить любые недуги.

Основной формой непосредственно являются музыкальные занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия детей, обучение их элементарному пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах, которым я уделяю на занятиях большое внимание. Почему? Да потому что детское музицирование–одна из самых доступных форм ознакомления детей с миром музыки. Игра на детских музыкальных инструментах способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей с ОВЗ. Но что самое главное - повышает интерес детей к музыкальным занятиям.

Работа проводится мною организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов..

Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Наблюдая за тем, как дети с большим удовольствием играют на занятиях с предложенными им музыкальными игрушками, я решил для себя научить их играть на шумовых инструментах (трещотках, маракасах, бубнах, свистульках, ложках, круговых трещетках, колокольчиках и др.) – это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми с ОВЗ. Для занятий на них не требуется особой выучки и приёмы игры просты, и представляют собой такие естественные движения, как покачивание, встряхивание, удары.

Работу по обучению детей с ОВЗ игре на шумовых музыкальных инструментах считаю успешной, потому что дети на занятиях получали радость и с нетерпением ждали новых встреч. Лучшая награда за мою работу - сияющие глаза детей, всегда ожидающих чуда, их неиссякаемый интерес к музыке. Свою работу по музыкальному воспитанию детей с ОВЗ считаю маленькой частичкой всего процесса, радуюсь тому, что и мой труд дает возможность сделать жизнь ребят более интересной и привлекательной.

Для детей с ДЦП игра на детских музыкальных инструментах - более доступное направление, чем, например, музыкально-ритмическое развитие, где дети в силу своих физических возможностей менее успешны. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус. Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность. При обучении детей стараюсь создать положительный эмоциональный климат на занятиях, что в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал. Опираясь на программные задачи и требования, а также изучив опыт работы других педагогов-музыкантов, я систематизировал материал по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах, подобрал музыкально-дидактические игры для лучшего освоения игры на инструментах. Игра на инструментах приносит всем детям удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения.

Игровые формы работы с детьми с ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ

Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

Цель - помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности и элементов логоритмики на основе закрепления лексических тем.

Задачи :

1. Развитие музыкальных, творческих способностей дошкольников, формирование у них опыта взаимодействия с музыкальными произведениями.

2. Развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми.

3. Развитие в театрализованной деятельности на занятиях всех компонентов устной речи.

4. Воспитание умения ритмично двигаться, сопровождая движения речью.

5. Развитие слухового внимания и памяти.

6. Формирование просодических компонентов речи: речевого дыхания, правильной артикуляции, дикции на материале фонопедических упражнений, чистоговорок, логопедических распевок, народных закличек.

7. Расширение и активизация словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

8. Развитие речи как средства коммуникации, практическое овладение детьми возрастных нормативов речи.

9. Развитие психических процессов: восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления.

Среди проблем можно назвать:

непроизвольность движений;

боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;

речевые нарушения или отсутствие речи;

замкнутость, не активность детей;

неустойчивые внимание и память у дошкольников.

Особенность работы с такими детьми состоит:

не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;

не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;

не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

Главное и самое важное на занятиях - это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров - детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. В этой игровой форме не все дети должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом может участвовать в игре. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим и радоваться их успехам и удачным находкам. У нас в таких детей верят, любят и поддерживают.

Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдется свое решение - музыкотерапия.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:

помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;

помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;

музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;

косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации детей используются следующие виды музыкально-двигательной терапии:

психогимнастика – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах;

логоритмические занятия (с подгруппой или группой детей) – вариант двигательной терапии, используемой в работе с дошкольниками, систему музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных одним общим сюжетом и игровой формой;

систему музыкально-дидактических игр, эффективных в работе с детьми, имеющими определенные проблемы в развитии.

Все эти направления работы основаны на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание Предпочтение отдается активным формам. Рассмотрим их подробнее.

ПСИХОГИМНАСТИКА

Включая психогимнастику в работу с детьми, (книга М.И. Чистяковой, которая учит, как помочь детям, имеющим отклонения):

игры на развитие внимания:

игры на развитие памяти:

игры на преодоление двигательного автоматизма:

подвижные игры:

игры, способствующие успокоению и организации:

игры на выражение различных эмоций:

Особенностью этих игр является то, что все они сопровождаются музыкой. Я считаю, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Следующий вид музыкально-двигательной терапии в коррекционной работе с детьми с разными отклонениями – логоритмические занятия, каждое из которых является сюжетным. Используются: игровая мотивация, пантомима, музыкальные рассказы и импровизации.

Музыка на этих занятиях является организующим началом движений. Каждый музыкальный сигнал вызывает немедленную двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, способствует коррекции речевых нарушений, например, фонематического слуха. Дети легко справляются со всеми заданиями логоритмики, поскольку их увлекает игровая форма.

Занятия строятся согласно определенной последовательности:

ритмическая разминка;

упражнение на развитие внимания;

упражнение, регулирующее мышечный тонус;

упражнение на развитие чувства темпа и ритма;

упражнение для развития координации слова с движением;

слушание;

упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук;

упражнение для развития речевых и мимических движений;

заключительное упражнение на релаксацию, цель его – успокоить детей, переключить их внимание на другие виды деятельности.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Особое место в работе отводится музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством сенсорного развития, в частности слуховых ощущений и восприятий. Работа с дошкольниками с пониженным интеллектом имеет свои особенности, обусловленные характером имеющихся у детей нарушений. Занятия с использованием психогимнастики, логоритмики и музыкально-дидактических игр дают свои результаты. Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются в деятельность, в такой форме они готовы выполнять даже те дейcтвия, на которые не способны на других занятиях. Очевидно, что у детей появилось желание вступать во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать действиям окружающих. Наблюдается развитие произвольности движений, т.е. ребенок не просто играет на музыкальном инструменте, а только когда звучит музыка, выполняет просьбы, отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний, а главное – повышается активность малышей. Движения становятся более координированными, ритмичными. Ребенок учится извлекать звук из музыкального инструмента, двигается рядом с другими детьми, не сталкиваясь с ними, развивается общая и мелкая моторика. Дети осваивают все более сложные инструменты, требующие активного участия двух рук: ложки, треугольник и др. Многие ребята самостоятельно стараются изменять движения в соответствии с музыкальным звучанием.

Решаются и задачи развития познавательной сферы: дети узнают знакомые мелодии, определяют на слух звучание различных инструментов, т.е. заметна положительная динамика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания. Именно с помощью музыкальных игр и пения многие дети начинают петь и проговаривать простые слова,в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении активной речью.появляется песенный репертуар, который расширяется дальше. Дети способны не только пассивно слушать музыку (все эти дети очень музыкальны), но и создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.

Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно- воспитательную работу более эффективной. Планирование и подбор материалов для утренников и развлечений осуществляется совместно музыкальным руководителем, логопедом и воспитателями. При этом учитываются возраст детей. Уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого ребёнка. В проведении праздников для детей есть своя специфика. На начальных этапах обучения на утреннике основными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Дети принимают участие в танцах, играх с несложными движениями, хороводах. Дети участвуют в небольших сценках, где их действия сопровождаются комментариями воспитателя. Для активизации речи возможны хоровые односложные ответы детей при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок. Каждому ребенку даём возможность выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи. Сценарии утренников и развлечений занимательные по форме, с обязательным наличием сюрпризных моментов, непродолжительными по времени (от 20 до 30минут).

При подготовке праздников и развлечений: Логопед, музыкальный руководитель и воспитатель совместно подбирают стихи, песни, инсценировки и другой речевой материал; Логопед первоначально отрабатывает тексты, добиваясь правильного звукопроизношения; Воспитатель проводит словарную работу, закрепляет речевой материал в свободное время; Музыкальный руководитель разучивает песни, танцы, хороводы. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.

Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкальных игр в позитивных изменениях в состоянии ребенка. Отмечается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.

Музыкальная деятельность, как средство развития детей ОВЗ

Т.В. Лопатина, музыкальный руководитель 1 категории МБДОУ детский сад № 28» Малышок», городской округ Рефтинский

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

За последний год изменились нормативно - правовые, экономические и административные условия существования системы дошкольных образовательных учреждений.

Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

В настоящее время увеличивается процент детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, что проявляется в снижении мышечного тонуса, несовершенстве общей и мелкой моторики, нескоординированности движений, несформированностью в работе голосообразующей системы. Увлечение компьютерными играми, неограниченный просмотр телевизионных программ приводит к снижению двигательной активности детей, проблемам в коммуникативном общении. Отдельную категорию составляют дети с различными нарушениями речи.

В нашем детском саду воспитываются дети с нарушением речи..

Цель образовательной программы детского сада комбинированного вида №28 «Малышок» - создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.) , сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Мной осуществляется комплексный подход в сопровождении детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ компенсирующего вида. Я тесно взаимодействую с учителем-логопедом и воспитателем, мы пришли к выводу, что чем разнообразнее формы работы с ребенком дошкольного возраста, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии.

В нашем детском саду образовательная деятельность осуществляется на основе комплексно-тематического планирования, составляющей частью которого является раздел музыкального развития детей, с использованием логоритмических упражнений, с учетом возможностей и потребностей детей с различными речевыми нарушениями.

Цель моей работы - помочь детям с ЗПР активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности и элементов логоритмики на основе закрепления лексических тем.

Основная задача моей коррекционно-педагогической работы состоит в том, чтобы создать условия для всестороннего развития ребенка с ЗПР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Охарактеризую основные направления работы музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности:

восприятия музыки - сложного чувственного процесса, наполненного внутренними переживаниями. Он переплетается с музыкальными ощущениями и восприятиями, где предыдущий опыт соединяется с живыми ассоциациями, переживаемыми ребенком в данный момент, а следование за развитием музыкальных образов выражается в ярких ответных реакциях. Восприятие музыки является как самостоятельным видом музыкальной деятельности, так и методическим приемом, предваряющим детское исполнительство (пение, движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах) .

Для слушания музыки я использую вокальные и инструментальные произведения (программные и не программные) , разные по тематике;

детского исполнительства, которое предполагает изобразительно- деятельностное проявление детей в пении, движении под музыку, в игре на музыкальном инструменте;

музыкально-образовательной деятельности, проявляющейся в усвоении детьми элементарных сведений о музыкальном искусстве, его выразительных особенностях, а также обеспечивающей

развитие навыков и умений в различных видах музыкальной деятельности;

детской музыкально-творческой деятельности, выражающейся в элементарных проявлениях в разных видах музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание детей мной осуществляется посредством различных форм музыкальной деятельности:

музыкальных занятий,

музыкальной деятельности вне занятий,

художественно-досуговой деятельности.

Музыкальное занятие - основная форма организации музыкального воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии детей с проблемами средствами музыкального искусства. Оно основывается на программных требованиях, составленных с учетом клинико-психологических, возрастных особенностей таких детей. Музыкальные способности дошкольников с проблемами проявляются в совместной деятельности со взрослым. Я и педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияют на индивидуальное развитие каждого дошкольника. При этом используется положительный пример сверстников, помогающих ребенку, испытывающему трудности, быстрее их преодолеть.

Музыкальная деятельность вне занятий - форма музыкальной деятельности, организация и проведение которой осуществляются педагогом в группе, где, с одной стороны, он закрепляет навыки, полученные детьми на музыкальных занятиях, и учит использовать в их игровой деятельности, в быту, а с другой - обеспечивает индивидуальную коррекционную работу с ребенком посредством музыкальной деятельности. Эту работу педагог осуществляет в процессе:

музыкально-игровой деятельности (музыкально-дидактических игр, игр под пение, включение знакомых песен в сюжетные игры, в режимные процессы, в свободную деятельность в группе) ;

музыкально-театрализованной деятельности (инсценирование взрослым и детьми песен на фланелеграфе, в настольном театре, на ширме, по ролям, проведение пантомимических игр руками под музыку и т. д.) .

Художественно-досуговая деятельность - форма музыкальной деятельности дошкольников, включающая праздники, развлечения. Она объединяет детей и взрослых общностью переживаний, дает возможность ребенку приобрести опыт общения,

создает ощущение торжества. Красочное оформление помещения, где проводится праздник, музыка, яркие детские костюмы, присутствие родителей-зрителей - все это обеспечивает сильные, незабываемые впечатления ребенка с проблемами в развитии. Праздники и развлечения - важное средство художественного развития, формирования художественной культуры.

Т.О., в соответствии с ФГОС через музыкальную деятельность идет удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, а именно:

  1. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы становление эстетического отношения к окружающему миру;
  2. формирование элементарных представлений о видах искусства;
  3. восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  4. стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  5. реализациясамостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,

конструктивно-модельной, музыкальной и др.).